📖 Лекция № 2. Ощущение и восприятие. Общая психология: конспект лекций. Дмитриева Н. Ю. Страница 2. Читать онлайн
Восприятием в общей психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.
Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель. Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте.
Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира. Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением.
Итак, восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять.
Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И. П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей.
Первая, периферическая часть рецепторы. Это нервные окончания, расположенные в наших органах чувств, непосредственно воспринимающие внешние раздражения.
Вторая часть проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру.
Третья часть центральная часть анализатора. Это участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя (зрительного, вкусового, обонятельного и т. д.). Именно здесь воздействие раздражителя преобразовывается в психический процесс, который в психологии называется ощущением.
Итак, классификация ощущений построена на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными.
В анализаторах различают два типа рецепторов: экстерорецепторы, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира, и интерорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию, такую как голод, жажда, боль и т. п.
Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о внешнем мире.
Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения.
Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80 % от общего объема информации. Орган зрительных ощущений глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т. е. расщепления света всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны.
Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы неритмичными и нерегулярными колебаниями.
У многих людей существует интересная особенность сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово.
Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием. Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей не очень сильно развит. Люди, подобные герою романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», – явление редкое и уникальное.
Большое значение в жизни людей имеет развитие кинестетического (двигательного) анализатора. Кинестетические ощущения, как говорилось выше, не имеют специального органа чувств. Они вызываются раздражением нервных окончаний, находящихся в мышцах, суставах, связках, костях. Эти раздражения происходят при перемещении тела в пространстве, при физических нагрузках, при выполнении движений, связанных с тонкой моторикой (рисовании, письме, вышивании и т. п.). Развитый кинестетический анализатор важен, безусловно, для всех людей. Но особенно он необходим для тех, чья профессия или хобби связаны с выполнением сложных движений, когда очень важно не ошибиться. Это артисты балета, фигуристы, альпинисты, артисты цирка и еще очень многие люди, в чьей жизни присутствует движение как основной фактор жизнедеятельности.
Далее следуют кожные ощущения, иногда их разделяют на два вида: тактильные (осязательные) и температурные. Иногда все вместе называют тактильными. Для общей эрудированности рассмотрим первый вариант. Тактильные ощущения позволяют различать рельеф и структуру поверхности предметов, с которыми входит в соприкосновение наша кожа, температурные ощущать тепло или холод. Данный анализатор выполняет компенсаторную функцию для слабовидящих или незрячих людей, так же как и слуховой. Помимо этого, тактильный анализатор является единственным способом общения для слепоглухонемых людей. Уже давно разработаны обучающая система и язык, позволяющие таким людям полноценно развивать сознание и общаться с окружающими. Этот язык создан на основе прикосновений к коже. Каждое прикосновение имеет свое значение. Это приблизительно похоже на язык иероглифов.
Казалось бы, бесполезным для выживания и неизвестно зачем подаренным нам эволюцией является вкусовой анализатор. Это некое роскошество на фоне остальных жизненно необходимых ощущений (причем вкусовой анализатор развит у людей значительно сильнее, чем обонятельный). Но природа мудрее нас, мы можем только констатировать, но не всегда анализировать ее причуды и неожиданную щедрость. Итак, органами вкусовых ощущений являются язык и мягкая часть неба. Существуют зоны распознавания сладкого, горького, кислого, соленого. Ну а полный вкусовой букет складывается из этих простых ощущений в мозгу.
Психофизикой называется раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Данный раздел был основан немецким психологом Густавом Фехнером. Он включает в себя две группы проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Порог ощущений это величина раздражителя, которая вызывает ощущения либо изменяет их количественные характеристики. Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется абсолютным нижним порогом. Максимальная величина, превышение которой вызывает исчезновение ощущения, называется абсолютным верхним порогом. В качестве пояснения можно привести слуховые раздражители, находящиеся за пороговой зоной: инфразвуки (частота ниже 16 Гц) находятся ниже порога чувствительности и еще не слышны, ультразвуки (частота более 20 кГц) выходят за предел верхнего порога и уже не слышны.
Приспособление органов ощущений к действующим на них раздражителям называется адаптацией. Увеличение чувствительности при слабом действии раздражителя называется положительной адаптацией. Соответственно, отрицательной адаптацией называется уменьшение чувствительности при действии сильных раздражителей. Легче всего происходит зрительная адаптация (например, при переходе от света к темноте и наоборот). Значительно сложнее человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям.
Величина раздражителя, вызывающая минимальное поддающееся анализу изменение ощущения, называется дифференциальной. Зависимость силы ощущения от величины раздражителя описана в законе Вебера-Фехнера. Согласно данному закону, зависимость является логарифмической. Но это не единственный психофизический взгляд на количественное соотношение раздражителя и ощущения.
На основе ощущений и восприятия в целом формируются образы. В психологии понятие образа неоднозначно и толкуется как в более широких, так и в более узких рамках. В контексте представлений об ощущениях и восприятии образ можно определить как продукт функционирования человеческого мозга, составляющего субъективную картину о том или ином объекте окружающего мира на основе объективных ощущений. Иными словами, ощущение есть объективная реакция организма, представляющая собой базовый элемент отражения. Восприятие не механическая сумма ощущений, но их совокупность, где целое больше, чем сумма составляющих. Ведь мы воспринимаем объект целиком, не препарируя его на отдельные свойства. Образ же еще более сложный и субъективный. Он включает в себя не только целостное представление об объекте, но и всевозможные характеристики, которые зависят от индивидуального опыта каждого человека. Скажем, у кого-то змеи вызывают отвращение или страх, а кто-то дома содержит серпентарий. Или, увидев в лесу кустик папоротника, один человек представляет, как удачно этот экземпляр впишется в его гербарий, другой думает об аранжировке букета, третий о мистическом свойстве этого растения одну ночь в году указывать на расположение клада.
Способность создания образов обусловливает тот факт, что процесс восприятия лежит в основе формирования основных психических функций человека: мышления, памяти, внимания, эмоциональной сферы. Здесь необходимо отметить, что в восприятии существуют как врожденные, так и приобретенные качества. Врожденными являются свойства анализаторов, данные человеку от природы. Однако эти свойства с течением жизни могут изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, кинестетика может развиваться, если человек ведет подвижный образ жизни, либо утрачивать свою точность, если человек мало движется или ведет нездоровый образ жизни. Зрение, слух, обоняние могут менять свою остроту в зависимости от жизненной ситуации. Так, у человека, потерявшего зрение, обостряются чувства, компенсирующие эту утрату. Соответственно, меняются восприятие в целом и, как следствие, образы объектов.
Процесс восприятия тесно связан с процессом научения приобретения индивидуального опыта. Между этими двумя процессами имеется двусторонняя связь. Ребенок с помощью восприятия начинает получать жизненный опыт. У взрослого человека опыт влияет на восприятие и формирование образов.
Восприятие подразделяется на различные виды. Они могут зависеть от преобладания того или иного вида анализаторов, включенных в отражательный процесс. Например, при прослушивании музыкального произведения преобладает слуховое восприятие. Аналогично этому могут преобладать и другие виды восприятия, которые основаны на каком-либо одном из ощущений.
Кроме этого, существуют более сложные виды восприятия, основанные на нескольких ощущениях. Например, при просмотре кинофильма задействованы зрительный и слуховой анализаторы.
Помимо классификации на основе преобладающих анализаторов, существует еще классификация и по видам самих воспринимаемых объектов. Это касается восприятия пространства, времени, движения, восприятие одного человека другим. Такие виды восприятия обычно называют социальной перцепцией.
Под восприятием пространства понимают восприятие форм предметов, их пространственных величин и отношений в трех измерениях. Различают восприятие пространства с помощью зрения, осязания и кинестетического аппарата. Зрение дает представление о форме, объеме и величине объектов. Осязание формирует восприятие положения и величины небольших предметов, с которыми человек может непосредственно соприкасаться. Кинестетический аппарат дополняет осязательное и зрительное восприятие и дает возможность воспринимать пространственные формы отношения и величины как малых, так и крупных объектов в трех измерениях.
Далее идет восприятие времени. Оно отражает длительность и последовательность явлений или событий и зависит от быстроты смены психических процессов. Таким образом, восприятие времени для каждого человека индивидуально, поскольку зависит от субъективных характеристик психики.
Восприятие движения неотделимо от пространственно-временного восприятия, так как любое движение, т. е. перемещение объектов, происходит именно в этих измерениях.
Принято различать восприятие движения относительное и безотносительное. К первому относится одновременное восприятие и движущегося объекта, и некой неподвижной точки, относительно которой перемещается данный объект. Второе является восприятием движущегося объекта, изолированным от восприятия других объектов. Например, если человек наблюдает за перемещением футбольного мяча или игроков по полю, это относительное восприятие движения, поскольку его зрение фиксирует неподвижные границы поля. Если же человек, плывущий по морю на яхте, наблюдает за плеском волн или за тем, как ветер гонит облака по небу, такое восприятие движения будет безотносительным фиксированная точка отсутствует.
Помимо этого, существуют такие понятия, как предметность и константность восприятия. Предметность означает, что воспринимается всегда некий конкретный предмет. Абстрактные идеи относятся не к процессу восприятия, а к процессу мышления или воображения. С позиции современной теории отражения предметность восприятия раскрывается как объективное качество, обусловленное особенностями воздействия предметов внешнего мира.
Константность восприятия означает, что воспринимаемый объект не меняет своих характеристик в том случае, когда он удаляется от человека или приближается к нему, нарисован на картине или показан на экране. Например, зрительный образ слона в силу адекватности сознания будет образом крупного животного независимо от того, находится ли слон в непосредственной близости от человека, удален он на какое-либо расстояние или человек видит его по телевизору. (Разумеется, речь в данном случае идет о взрослом человеке, который в своем опыте имеет зрительный образ слона. Маленький ребенок, не имеющий достаточного опыта восприятия, увидев на картинках одинакового размера слона и мышь, не составит адекватного представления без дополнительной информации.) Если не существует нарушений сознания, то зрительный (в данном случае) анализатор верно оценит перспективу, фон, на котором находится объект, и мозг даст адекватное представление о нем. При расстройстве же восприятия константность может исчезнуть. Так бывает, например, при галлюцинациях. Кроме этого, может возникать искаженное восприятие. Это бывает при намеренном создании иллюзий приеме, которым пользуются иллюзионисты, используя зеркала, соответствующее освещение и иное, или при спонтанно возникающих иллюзиях, когда при неясном освещении пенек можно принять за животное, или в дремотном состоянии раскаты грома могут быть восприняты как орудийные залпы. Возникновение спонтанных иллюзий восприятия зависит от многих факторов: личного опыта, культурных традиций, социальной среды, преобладающего окружающего природного ландшафта в местности, где проживает человек. Например, иллюзии европейцев и африканцев или жителей города и деревни будут существенно разниться в силу вышеуказанных факторов.
В заключение лекции сделаем обзор существующих теорий восприятия. Возникновение первых воззрений на природу восприятия относится еще к античным временам. Например, Платон считал, что все предметы являются материализацией идей Творца. А восприятие предметов и возникновение их образов являются воспоминанием бессмертной души, которая до своего воплощения также находилась в мире этих идей. Идеалистический подход древнего мыслителя к воззрениям на психику и процесс восприятия впоследствии не нашел развития в психологической науке.
В процессе формирования психологии стал преобладать ассоцианистский подход к восприятию. Ассоциативная психология одно из основных направлений в психологии XVII–XIX вв. Главным объяснительным принципом психической жизни являлось понятие ассоциации. Данный термин был введен Джоном Локком. Он означает связь, возникающую при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.). Различные виды трактовки ассоциативной психологии были даны Дэвидом Гартли, Джорджем Беркли и Дэвидом Юмом.
В начале XX в. в противовес механистическому ассоциативному подходу к психике и восприятию как ее базовой функции была сформирована школа гештальтпсихологии. Понятие гештальта целостного образа легло в основу воззрений данной школы. Но концепция этой школы относительно процесса восприятия также оказалась нежизнеспособной, хотя и сыграла большую роль в преодолении механистичности ассоциативного подхода. Гештальтпсихология приписывает восприятию способность преобразовывать действие материальных раздражителей внешней среды. Таким образом, согласно воззрениям этой школы сознание не является объективной функцией психики, основанной на адекватном отражении окружающего мира. Восприятие отрывается от внешнего мира, воспринимается как категория субъективного идеализма. Оно лишается какой бы то ни было объективности.
Другой шаг в преодолении ассоцианизма был сделан М. И. Сеченовым. Благодаря нему параллельно с развитием концепции гештальта развивалась рефлекторная концепция психики, которая в настоящий момент принята за основу многими зарубежными психологическими школами. Рефлекторная концепция отражения является компромиссом между механистическим материализмом ассоцианистов и субъективным идеализмом представителей гештальтпсихологии. Согласно ей восприятие не является механическим процессом, но также и не представляет собой процесс, полностью оторванный от объективных реалий мира. Восприятие есть процесс в своем роде творческий. В нем совокупно сочетаются реальные свойства воспринимаемого объекта и индивидуальные характеристики воспринимающего субъекта. В своей книге «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов предоставил теоретическое обоснование целостности взаимоотношений организма и внешней среды. А в своей работе «Элементы мысли» он написал о процессе восприятия так: «Организм без его внешней среды, поддерживающей существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него».
В середине прошлого века в отечественной психологии был сформулирован деятельностный подход к изучению психики. Одним из основных его авторов являлся академик А. Н. Леонтьев. Данный подход характеризуется тем, что каждое психическое явление рассматривается в связи с деятельностью человека. Процесс восприятия неразрывно связан с деятельностью. На каждой стадии онтогенеза (индивидуального развития) человек обладает ведущим типом деятельности. В формировании любого типа деятельности на каждом возрастном этапе непосредственно участвует процесс восприятия. Кроме того, с расширением сфер деятельности восприятие качественно меняется. Это взаимовлияние схоже с взаимовлиянием восприятия и научения. Здесь необходимо разделить два понятия. В психологии существуют два термина, являющихся синонимами термина «восприятие». Они взяты из латинского языка и введены в терминологический аппарат психологии именно для того, чтобы сделать акцент на различии двух типов восприятия. Это термины «перцепция» и «апперцепция». Перцепция непосредственное восприятие объектов окружающего мира. Апперцепция восприятие, зависящее от прошлого опыта человека, от содержания его психической деятельности и его индивидуальных особенностей. Различают устойчивую апперцепцию, зависящую от сформировавшихся качеств личности, таких как мировоззрение, убеждения или верования, образование, и апперцепцию временную, зависящую от ситуативного психического состояния.
Улучшить Восприятие — CogniFit («КогниФит»)
Что такое Восприятие?
Восприятие можно определить как способность активно принимать, обрабатывать и придавать смысл получаемой нами от органов чувств информации. Другими словами, это когнитивный процесс, с помощью которого мы можем интерпретировать окружающий нас мир посредством полученных от органов чувств сигналов. Эта когнитивная способность очень важна, мы используем её ежедневно. К счастью, улучшить данную способность можно с помощью когнитивной тренировки. Это возможно, поскольку этот процесс является активным. Мы не являемся пассивными субъектами, ограниченными восходящими или нисходящими линиями получения информации. Мы также интерпретируем информацию с помощью нисходящей или восходящей линии переработки информации (нашим восприятием руководят значимые ожидания).
Виды восприятия и Нейроанатомия
Восприятие — это сложный процесс, который cвязывает нас с окружающим миром. Он делится на пять видов:
- Зрение или зрительное восприятие: способность распознавать информацию, полученную глазом через световые зрительные изображения. Область мозга, ответственная за базовые состояния этой способности, называется затылочная доля коры головного мозга (Первичная зрительная кора V1 и Вторичная зрительная кора V2).
- Слух или слуховое восприятие: способность получать и распознавать информацию, которая поступает к нам посредством частотных волн, переданных по воздуху или иным способом (звук). Область мозга, ответственная за базовые состояния этой способности, называется височная доля (Первичная слуховая кора А1 и Вторичная слуховая кора А2).
- Осязание, осязательное, cоматосенсорное или тактильное восприятие: способность распознавать информацию, полученную путём давления, вибрации или касания поверхности кожи. Область мозга, ответственная за базовые состояния этой способности, называется теменная доля (Первичная соматосенсорная кора S1 и Вторичная соматосенсорная кора S2).
- Обоняние или обонятельное восприятие: способность распознавать информацию о химических веществах в воздухе (запах). Области головного мозга, отвечающие за базовые состояния этой способности, называются Обонятельная луковица (Первичный центр обоняния коры головного мозга) и Грушевидная кора (Вторичный центр обоняния).
- Вкус или вкусовое восприятие: способность распознавать информацию о химических веществах, содержащихся в слюне (вкус). Области мозга, отвечающие за базовые состояния этой способности, называются Области первичной вкусовой коры G1 (Нижняя посцентральная извилина, теменная вентральная извилина, передняя островковая доля, средняя лобно-теменная покрышка) и Области вторичной вкусовой коры G2 (каудолатеральная орбифронтальная кора и передняя поясная кора).
Другие виды восприятия
Известно, что кроме классических чувств существуют другие виды восприятия:
- Пространственное восприятие : способность оценить связь с окружающиим нас миром.
Эта способность связана с визуальным, тактильным восприятием и восприятием движения.
- Восприятие формы: способность получать информацию о размерах и виде объекта посредством его контура и контрастности. Эта способность связана с визуальным и тактильным восприятием.
- Вестибулярное восприятие или восприятие равновесия: способность распознавать положение нашей головы в пространстве относительно вектора силы тяжести. Эта способность помогает нам удерживать равновесие и контролировать положение тела. Связана со слуховым восприятием.
- Термовосприятие, тепловосприятие или восприятие тепла: Способность воспринимать температуру на поверхности кожи. Связана с тактильным восприятием.
- Ноцицепция или восприятие боли: способность распознавать стимулы высокой и низкой температуры, присутствие опасных химических веществ, стимулов высокого давления. Связана с тактильным восприятием и термовосприятием.
- Кожный зуд или восприятие зуда: способность воспринимать зудящие раздражители на поверхностных тканях кожи. Связана с тактильным восприятием.
- Проприоцептивная чувствительность: способность распознавать информацию о положении и позициях мускулов и сухожилий тела, что позволяет нам понять, в какой области пространства находится каждая часть нашего тела, какую позу мы занимаем. Связана с вестибулярным и тактильным восприятием.
- Ценестезия или общее чувство тела: способность воспринимать ощущения, которые указывают на состояние наших внутренних органов.
- Восприятие времени: способность воспринимать изменение стимуляций во времени.
- Кинестезия или восприятие движения: способность воспринимать информацию о движении и скорости нашего тела или предметов в окружающем нас пространстве. Связана со зрительным, пространственным, временным, тактильным, интероцептивным, проприоцептивным и вестибулярным восприятием.
- Хемочувствительность: способность распознавать в слюне химические вещества, связанные с сильными вкусовыми ощущениями. Связана со вкусовым восприятием, но отличается от него, так как использует другие структуры.
- Восприятие магнитного поля или магниточувствительность: способность воспринимать информацию магнитных полей. Это чувство больше развито у некоторых животных, например, почтовых голубей. Однако, было доказано, что у людей магнитный материал содержится в решетчатых костях (кость черепа, расположенная на высоте носа), в связи с чем предполагается, что люди также расположены к магниточувствительности.
Фазы восприятия
Восприятие не является простым и спонтанным процессом, и включает в себя несколько этапов, необходимых для корректного улавливания сигналов. Например, для восприятия визуальной информации недостаточно того факта, что отражённый от поверхности предмета свет стимулирует рецепторные клетки нашей сетчатки, и затем данная информация отправляется в зрительные отделы головного мозга (хотя, безусловно, это необходимо). Так как данный процесс является активным, нам необходимо отобрать, упорядочить и интерпретировать данную информацию:
- Отбор: ежедневно мы сталкиваемся с огромным количеством сигналов и воспринять все эти сигналы мы не способны. Поэтому мы должны фильтровать и отбирать информацию для восприятия. Этот отбор информации происходит благодаря нашему вниманию, полученному опыту, предпочтениям и нуждам.
- Организация: мы стараемся сгруппировать нужные нам сигналы для того, чтобы было проще придать им смысл и значение. В восприятии важна синергия, ибо мы не можем воспринимать каждый полученный сигнал по отдельности, а воспринимаем их в совокупности. Согласно Законам Гештальта, все получаемые стимулы упорядочиваются не в случайном порядке, а согласно определённым критериям.
- Интерпретация: после того, как мы упорядочили отобранные сигналы, мы придаём им смысл, тем самым завершая процесс. Опять же, трактовка полученных сигналов будет зависеть от опыта и ожиданий человека.
Другие Гештальт-модели
Другие Гештальт-модели подчёркивают роль личности в процессе восприятия, выделяя три последовательных этапа:
- Шаг 1: формулирование гипотезы относительно того, что мы воспринимаем. Это определит процесс организации и толкования получаемых сигналов.
- Шаг 2: поступление сенсорной информации.
- Шаг 3: сопоставление выдвинутой изначально гипотезы с полученной сенсорной информацией.
Примеры восприятия
- Очень важно вовремя обнаружить любую проблему с восприятием, которая может возникнуть у ученика. Это даст возможность принять необходимые меры, чтобы ребёнок не терял слуховую (то, что говорит учитель) и визуальную информацию (текст на доске и в учебниках).
- Корректное восприятие делает труд работников более эффективным. Актёры — яркий пример важности этой способности в профессиональной среде, однако любой вид деятельности в той или иной мере предполагает задействование какого-либо вида восприятия: дворники, таксисты, дизайнеры, полицейские, кассиры, каменщики.
…
- Распознавать звуки на дороге, как и звуки, исходящие от автомобиля, необходимо для безопасного вождения.
- Эта способность позволяет нам взаимодействовать с окружающей нас средой. Делать покупки, играть в видеоигры, готовить, разбирать одежду — все эти действия предполагают использование нами различных чувств.
Агнозия и другие расстройства, связанные с проблемами восприятия
В ряде ситуаций восприятие может не отражать действительность, не являясь при этом патологией. Речь идет об иллюзии или галлюцинации. Иллюзия представляет собой неправильную интерпретацию реального внешнего сигнала, в то время как галлюцинация заключается в ошибочном восприятии несуществующего внешнего сигнала. Эти явления могут иметь место при отсутствии патологий, будучи спровоцированными физиологическими или когнитивными особенностями организма, или в результате изменённого состояния сознания (употребление психотропных веществ или сон). Примером иллюзии являются знаменитые оптические иллюзии (разная интерпретация одного и того же цвета, движение статичного рисунка и т. д.). Наиболее распространёнными галлюцинациями являются гипнагогические (когда во время сна вы видите фигуры, слышите звуки или чувствуете прикосновения), гипнопомпические (те же самые ощущения, но в момент просыпания) и полученные в результате употребления галлюциногенных наркотиков (таких как ЛСД или галлюциногенных грибов, провоцирующих более сложные галлюцинации). Однако иллюзии и галлюцинации могут быть и патологиями, связанными с шизофренией, эпизодами психоза ,бредовыми идеями.
Восприятие также может быть нарушено в результате травм органов чувств (например, при ударе глаза), в месте, несущем сенсорную информацию мозгу (например, глаукома) или областях мозга, ответственных за данную способность (например, повреждение затылочной коры головного мозга). Любое из этих повреждений так или иначе нарушит нормальное восприятие стимулов.
Самым известным нарушением восприятия, вероятно, является Агнозия. Это расстройство связано с трудностями управления и контроля как восприятия, так и поведения в целом. Существуют различные виды: Перцептивная зрительная агнозия (люди с этим расстройством могут видеть части предмета, но неспособны воспринять предмет как единое целое) и Ассоциативная зрительная агнозия (люди с таким нарушением могут воспринимать объект как единое целое, но не понимают о каком предмете идёт речь). Очень трудно понять восприятие людей с подобными расстройствами, так как несмотря на то, что они способны видеть, они кажутся слепыми. Кроме того, существуют ещё более специфические расстройства, как, например, Акинетопсия (неспособность видеть движение), Дальтонизм (неспособность различать цвета), Прозопагнозия (неспособность узнавать знакомые лица), слуховая агнозия (неспособность распознавать объекты через слух, и, если мы говорим о словесной информации, люди с таким расстройством не в состоянии распознать речь), амузия (неспособность распознавать и воспроизводить музыкальные ритмы и ноты).
Эти нарушения вызваны повреждениями головного мозга, такими, как инсульт, Черепно-мозговая травма (ЧМТ) или даже нейродегенеративное заболевание.
Как измерить и оценить восприятие?
Оценка восприятия может быть полезна для различных сфер жизни: для обучения (для понимания, нужна ли ученику дополнительная помощь для освоения полученной на уроке информации), в медицинских учреждениях (для понимания, имеет ли данный пациент специальные потребности или с ним нужно обращаться как с обычным пациентом) или в профессиональной среде (для понимания, нуждается ли сотрудник в дополнительной помощи из-за проблем, связанных с этой когнитивной способностью).
Тесты, которые использует CogniFit («КогниФит») для оценки когнитивных способностей, основаны на классических Тесте Струпа, Тесте Вариабельности Внимания (TOVA), Тесте на стимуляцию нарушений памяти (ТОММ), Тесте на поддержание зрительного внимания (СРТ), Тесте Хупера (VOT) и Тесте NEPSY (Коркман, Кирк и Кемп, 1998 г. ). Кроме восприятия, эти тесты также измеряют контекстуальную память, память на имена, время отклика, рабочую память, актуализацию, зрительную память, скорость обработки информации, распределённое внимание, фокусированное внимание, координацию глаз-рука, когнитивную гибкость, ингибицию и визуальное сканирование.
- Тест Идентификации COM-NAM: вам будут представлены различные предметы посредством изображения или звука. Необходимо ответить, в каком формате (изображение или звук) предмет был представлен последний раз и был ли представлен вообще.
- Тест-Расследование REST-COM: в течение короткого времени будут появляться предметы. Затем вам нужно будет как можно быстрее выбрать слово, соответствующее представленным предметам.
- Тест на Декодирование VIPER-NAM: в течение короткого времени на экране будут показаны изображения предметов, которые затем исчезнут. Далее появятся четыре буквы, и только одна из них будет соответствовать первой букве названия показанного предмета: её и нужно выбрать.
Сделать это нужно так быстро, как вы только можете.
- Тест на Программирование VIPER-PLAN: нужно провести шар по лабиринту за минимальное количество шагов и время.
- Тест на Концентрацию VISMEM-PLAN: на экране в случайном порядке появятся сигналы. Сигналы будут загораться в определённом порядке и сопровождаться звуком, до завершения цепочки. Необходимо обратить внимание как на световые сигналы, так и на звук. Во время вашей очереди игры необходимо воспроизвести сигналы в том же порядке как это делала программа.
- Тест на Скорость REST-HECOOR: на экране появится синий квадрат. Нужно нажимать в центр этого квадрата так быстро, как это только возможно. Чем больше раз вы нажмёте в центр квадрата за заданное время, тем выше будет результат.
- Тест на Распознавание WOM-REST: на экране появятся рядом три предмета. Сначала нужно будет вспомнить порядок расположения предметов так быстро, как это возможно. Затем появятся четыре группы по три предмета, отличных от представленных ранее, и необходимо будет определить первоначальную последовательность.
- Тест на Принятие Решений REST-SPER: на экране появится множество двигающихся сигналов. Нужно будет нажимать на сигналы-цели так быстро как только это возможно, избегая прочие сигналы.
Компоненты восприятия
Зрительное восприятие Слуховое восприятие Пространственное восприятие Распознавание Поле зрения
Как восстановить и улучшить восприятие?
Все когнитивные способности, относящиеся к восприятию, можно тренировать для улучшения вашей производительности. «КогниФит» предоставляет Вам возможность сделать это профессионально.
Пластичность мозга является основой для реабилитации восприятия и других когнитивных способностей. Мозг и его нейронные связи укрепляются при использовании зависящих от них функций. Таким образом, при правильной тренировке восприятия нейронные связи, задействованные в этом процессе, укрепятся.
CogniFit создана командой профессионалов, специализирующихся на исследовании синаптической пластичности головного мозга и нейрогенеза. Это позволило разработать программу персональной когнитивной тренировки с учётом потребностей каждого пользователя. Программа начинается с точной оценки восприятия и других основных когнитивных функций. По результатам тестирования программа когнитивной стимуляции CogniFit автоматически предлагает персональную когнитивную тренировку для улучшения восприятия и других когнитивных функций, которые необходимо укрепить пользователю.
Для улучшения восприятия необходимо тренироваться последовательно и качественно. «КогниФит» предлагает инструменты для оценки и реабилитации когнитивных способностей. Для корректной стимуляции необходимо тренироваться 15 минут в день, два или три раза в неделю.
Эта программа доступна онлайн. На компьютере можно выполнить большое количество интерактивных заданий в виде ментальных игр. По завершении игры «КогниФит» покажет подробный график результатов, демонстрирующий Ваш прогресс в улучшении когнитивного состояния.
Источники: Evelyn Shatil, Jaroslava Mikulecká, Francesco Bellotti, Vladimír Burěs — Novel Television-Based Cognitive Training Improves Working Memory and Executive Function — PLoS ONE July 03, 2014. 10.1371/journal.pone.0101472 Korczyn AD, Peretz C, Aharonson V, et al. — Computer based cognitive training with CogniFit improved cognitive performance above the effect of classic computer games: prospective, randomized, double blind intervention study in the elderly. Alzheimer’s & Dementia: The Journal of the Alzheimer’s Association 2007; 3(3):S171. Peretz C, Korczyn AD, Shatil E, Aharonson V, Birnboim S, Giladi N. — Computer-Based, Personalized Cognitive Training versus Classical Computer Games: A Randomized Double-Blind Prospective Trial of Cognitive Stimulation — Neuroepidemiology 2011; 36:91-9. Korczyn AD, Peretz C, Aharonson V, et al. — Computer based cognitive training with CogniFit improved cognitive performance above the effect of classic computer games: prospective, randomized, double blind intervention study in the elderly. Alzheimer’s & Dementia: The Journal of the Alzheimer’s Association 2007; 3(3):S171. Shatil E, Korczyn AD, Peretzc C, et al. — Improving cognitive performance in elderly subjects using computerized cognitive training — Alzheimer’s & Dementia: The Journal of the Alzheimer’s Association 2008; 4(4):T492. Haimov I, Shatil E (2013) Cognitive Training Improves Sleep Quality and Cognitive Function among Older Adults with Insomnia. PLoS ONE 8(4): e61390. doi:10.1371/journal.pone.0061390 Thompson HJ, Demiris G, Rue T, Shatil E, Wilamowska K, Zaslavsky O, Reeder B. — Telemedicine Journal and E-health Date and Volume: 2011 Dec;17(10,):794-800. Epub 2011 Oct 19.
8.1: Ощущение против восприятия — Социальные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 134360
Эта страница является черновиком и находится в активной разработке. Пожалуйста, направляйте любые вопросы, комментарии и/или отзывы в ASCCC OERI (oeri@asccc.org).
- Несколько авторов
- Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)
Цели обучения
- Различать ощущение и восприятие
- Различать нисходящий и восходящий вклад в восприятие
- Опишите ключевые принципы, такие как трансдукция и сенсорная адаптация
Краткий обзор:
Темы ощущения и восприятия являются одними из старейших и наиболее важных во всей психологии. Люди наделены такими чувствами, как зрение, слух и вкус, которые помогают нам воспринимать окружающий мир. Удивительно, но наши чувства способны преобразовывать информацию из реального мира в электрическую информацию, которую может обрабатывать мозг. То, как мы интерпретируем эту информацию — наше восприятие — определяет наше восприятие мира. В этом модуле вы узнаете о биологических процессах ощущения и восприятия, а также о ключевых различиях между этими двумя процессами.
Ощущение и восприятие часто переплетаются, однако между ними есть важные различия. физический процесс, во время которого наши органы чувств — например, связанные со зрением и слухом — реагируют на внешние раздражители, называется
ощущением . Ощущение возникает, когда вы пробуете лапшу, чувствуете ветер на лице или слышите автомобильный гудок вдалеке. Во время ощущений наши органы чувств участвуют в трансдукции , преобразовании одной формы энергии в другую. Физическая энергия, такая как свет или звук, преобразуется в форму энергии, которую мозг может понять: электрическую стимуляцию (то есть потенциалы действия). После того, как наш мозг получает электрические сигналы, мы понимаем всю эту стимуляцию и начинаем ценить сложный мир вокруг нас. это психологический процесс — осмысление стимулов — называется восприятием . Именно во время этого процесса вы можете идентифицировать утечку газа в вашем доме или песню, которая напоминает вам о конкретном дне, проведенном с друзьями.
Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода, ваши глаза — не единственный способ использовать восходящую обработку. Представьте, что вы идете по лесу и любуетесь деревьями и природой вокруг. Продолжая идти, вы слышите треск и начинаете чувствовать запах горящего дерева. По мере того, как вы продолжаете идти, вы слышите, как люди разговаривают, и треск и запах горящего дерева становятся сильнее, в какой-то момент вы можете понять, что входите в кемпинги, вы не можете видеть кемпинги
С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от имеющихся у нас знаний, нашего опыта и наших мыслей.
Вы заметили что-нибудь странное, когда читали текст в треугольнике? Вы заметили второе «the»? Если нет, то, вероятно, потому, что вы читали это сверху вниз. Наличие второго «the» не имеет смысла. Мы знаем это. Наш мозг знает об этом и не знает ожидает, что будет второй, поэтому мы склонны его пропускать. Другими словами, ваш прошлый опыт изменил то, как вы воспринимаете надпись в треугольнике! Начинающий читатель — тот, кто использует подход «снизу вверх», внимательно рассматривая каждую часть, — с меньшей вероятностью совершит эту ошибку. Приведенная выше демонстрация иллюстрирует, как наш опыт может влиять на то, как наш мозг обрабатывает сенсорную информацию.
Другой способ провести различие между восприятием и ощущением заключается в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы обоняния, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть таким: «Ммм, это пахнет хлебом, который бабушка пекла, когда собиралась семья». для отдыха.» Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле, мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени, что известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.
Когда мы сталкиваемся с сенсорным стимулом, который не меняется, мы перестаем обращать на него внимание. Вот почему мы не чувствуем тяжести нашей одежды, не слышим гудения проектора в лекционном зале и не видим всех крошечных царапин на линзах очков. Таким образом, когда раздражитель постоянен и неизменен, мы испытываем сенсорную адаптацию. Это происходит потому, что если стимул не меняется, наш мозг перестает реагировать на него. Отличным примером этого является случай, когда мы оставляем радио включенным в машине после того, как припарковали ее дома на ночь. Когда мы слушаем радио по дороге домой, громкость кажется приемлемой. Однако на следующее утро, когда мы заводим машину, мы можем быть поражены тем, насколько громко работает радио. Мы не помним, чтобы прошлой ночью было так громко. Что случилось? Мы адаптировались к постоянному раздражителю (громкость радио) в течение предыдущего дня и увеличивали громкость в разное время.
- Разделы «Ощущение» и «Восприятие», адаптированные Исайасом Эрнандесом из «NOBA-Vision»; https://nobaproject.
com/modules/sensation-and-perception
- раздела «Видение», адаптированные Исайасом Эрнандесом из «Ощущения против восприятия»; https://www.oercommons.org/courses/i…erception/view
Эта страница под названием 8.1: Sensation vs Perception распространяется под смешанной лицензией и была создана, изменена и/или курирована несколькими авторами (ASCCC Open Educational Resources Initiative (OERI)).
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)
- Лицензия
- Смешанный
- Программа OER или Publisher
- Программа ASCCC OERI
- Показать оглавление
- да
- Сцена
- Проект OERI
- Теги
- На этой странице нет тегов.
Ощущение и восприятие: определения и различия
Представьте, что вы сидите в кофейне. О чем вы думаете, когда представляете это? Запах и вкус кофе? Звуки музыки и людей? Теперь попробуйте представить себе мир без ощущений и восприятий. Вы заходите в кофейню, и что вы можете обонять, пробовать на вкус, слышать, видеть или чувствовать?
Ощущение и восприятие — это наши ключи к пониманию и восприятию окружающего мира.
- Что такое ощущение и восприятие?
- Каковы примеры ощущения и восприятия?
- Какие расстройства влияют на чувствительность и восприятие?
- Какие факторы влияют на наши ощущения и восприятие?
Сравните и сопоставьте ощущение и восприятие
Чтобы сравнить и сопоставить ощущение и восприятие, мы должны сначала дать определение этим двум терминам.
ощущение — это реакция органа чувств на источник физической энергии или раздражители (Фельдман, 2019).
Восприятие — это организация, интерпретация, анализ и понимание стимулов органами чувств и мозгом (Фельдман, 2019).
Другими словами, чувство что-то означает, что стимул активировал один из ваших органов чувств. С другой стороны, ваш мозг должен принять это ощущение и осмыслить его, чтобы воспринять что-то. Ощущение и восприятие не совсем различны, одно нужно для другого, и оба участвуют в процессе зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Ваше ощущение настолько хорошо, насколько хорош орган, который его производит. Если у вас ленивый глаз, вы не сможете чувствовать так же хорошо, как человек с двумя хорошо работающими глазами. Тем не менее, вы все еще можете хорошо воспринимать, благодаря тому, что ваш мозг использует зрение здорового глаза и все равно понимает стимулы.
Примеры ощущений и восприятия
Примеры ощущений и восприятия включают слух, зрение, обоняние, вкус и осязание. Но мы также знаем, что можем дифференцировать даже за пределами этих пяти чувств в более специфические. Например, осязание включает в себя больше ощущений, таких как боль, зуд и жжение, а вкус включает такие ощущения, как кислое и сладкое и т. д.
Fg. 1 Женщина, нюхающая цветы, Pexels.com
Прослушивание (слух)
Наши уши действуют как органы чувств и обнаруживают давление воздуха или звуковые волны. Высота звуковой волны определяет громкость, а длина определяет высоту тона. Затем наш мозг помогает нам преобразовать звуковые волны в узнаваемый или неузнаваемый звук, например, узнать голос матери или знакомую песню.
ЗрениеНаши глаза действуют как органы чувств и обнаруживают световые волны, что приводит к чувству зрения. Расстояние от одного пика до другого, длина волны, определяет оттенок, который мы видим, а высота или амплитуда определяет яркость. Затем наш мозг помогает нам понять то, что воспринимает глаз, и начинает формировать узнаваемую картину нашего окружения.
Прикосновение Осязание — это восприятие раздражителей через кожу, наш самый большой орган. В целом осязание представляет собой комбинацию давления, температуры и боли. Наш мозг будет принимать эти различные ощущения и придавать им значения, чтобы понять смысл различных чувств. Боль — это способ нашего тела предупредить нас, когда мы соприкасаемся с чем-то опасным.
Относится к вкусовым ощущениям. Вкус, как и осязание, представляет собой совокупность различных ощущений; соленое, сладкое, кислое, горькое и пикантное. Вкус, как и другие чувства, развился как функция выживания. Сладкая пища означает источник энергии (например, фрукты). Соленый обычно указывает на наличие необходимых минералов, а кислый может означать потенциально вредную пищу. Горькая пища может быть предупреждением о потенциальных ядах, а острая может означать наличие белка для восстановления тканей.
Обоняние Запах, как и вкус, представляет собой химическое чувство. Когда мы дышим, наш нос улавливает крошечные молекулы того вещества, которое нас окружает, и они попадают на рецепторные клетки в нашем носу. В отличие от других наших чувств, обонятельные нейроны старше, чем воспринимающая часть нашего мозга — это означает, что наше восприятие исходит из обонятельной коры в нашем носу.
Ощущение и восприятие в психологии
Ощущение и восприятие в психологии известны как психофизика . Психофизика изучает, как связаны физические элементы раздражителей и их психологические аналоги и как они соотносятся друг с другом при ощущении и восприятии. Часто думают, что психофизика была дедушкой психологии, и многие из первых психологов изучали ее.
Например, психофизика изучает, как прослушивание грустной музыки заставляет вас чувствовать или воспринимать окружающие вас вещи как более грустные. Исследователи даже обнаружили, что вы с большей вероятностью воспринимаете средний или нейтральный объект/изображение как пистолет или оружие, когда злитесь.
Гештальт-теорию часто называют тем, на чем построено современное исследование восприятия. Теория гештальта выделяет пять основных способов, которыми люди группируют стимулы вместе, чтобы понять смысл своего восприятия. Пять способов группировки — это сходство, близость, непрерывность, замкнутость и связанность.
Расстройства чувствительности и восприятия
Чтобы понять расстройства чувствительности и восприятия, во-первых, поймите, что сенсорная обработка — это процесс и способность воспринимать и осмысливать сенсорные стимулы. Существует два основных способа обработки сенсорного ввода — восходящий и нисходящий.
Восходящая обработка начинается на сенсорном уровне и доходит до более высокой обработки, чтобы понять смысл стимулов.
Нисходящая обработка строит восприятие на основе сенсорного ввода на основе опыта или ожиданий.
Расстройства сенсорной обработки
Расстройства сенсорной обработки — это тип нарушения ощущений и восприятия, на который в значительной степени влияет восприятие. Это проблема обработки сверху вниз. Люди с расстройством сенсорной обработки могут слишком сильно или недостаточно сильно реагировать на сенсорные стимулы. Важно помнить, что нарушение сенсорной обработки связано не с органом чувств, а с тем, как мозг обрабатывает стимулы.
Нарушения органов чувств
Этот вид расстройства органов чувств является нарушением работы органа чувств и вызывает проблемы с восходящей обработкой. Уровни могут быть разными. Например, возможна частичная или полная потеря слуха или зрения. Первую можно исправить с помощью слуховых аппаратов или очков. Некоторые редкие расстройства или болезни могут привести к тому, что люди перестанут чувствовать боль или чувствовать запах или вкус.
Фг. 2 Женщина, читающая шрифт Брайля, pexels.com
Факторы, влияющие на наши ощущения и восприятие
На наши ощущения и восприятие влияет множество факторов. Абсолютный порог — это наименьшее количество энергетических стимулов, которые могут быть восприняты или обнаружены по крайней мере в 50 процентах случаев. Хотя слово абсолютный создает впечатление «абсолютно» самого низкого уровня обнаружения, мы часто можем обнаружить стимулы ниже абсолютного порога, если обращаем внимание. С другой стороны, некоторые раздражители мы вообще не можем воспринимать, в то время как другие живые существа могут.
Порог различия — это уровень изменения, необходимый в интенсивности стимулов (меньше или больше), чтобы почувствовать, что уровень изменился. Иногда это также называют j просто заметная разница .
Адаптация — еще один заметный фактор, влияющий на наши ощущения и восприятие. Адаптация возникает в результате постоянного воздействия определенного стимула, что приводит к уменьшению или понижению восприятия этого стимула. Это можно заметить во время концертов. Поначалу громкая музыка может вас напугать, но со временем вы адаптируетесь к раздражителям. Громкая музыка становится менее пугающей и даже приятной.
Ощущение и восприятие. Ключевые выводы
- ощущение — это активация органов чувств источником физической энергии или раздражителей, а восприятие — это сортировка, интерпретация, анализ и интеграция стимулов с помощью органы чувств и головной мозг.
- 5 основных чувств: a слух, зрение, осязание, беременность и обоняние.
- Гештальт-теория определила пять основных способов, которыми люди группируют стимулы вместе для создания восприятий: сходство, близость, непрерывность, завершенность и связанность.
- Восходящая обработка начинается на сенсорном уровне и переходит к более высокой обработке, чтобы понять смысл стимулов и t нисходящая обработка строит восприятие на основе сенсорного ввода на основе опыта или ожиданий.
Абсолютный порог — это наименьшая величина, которую может воспринимать или обнаруживать чувство не менее чем в половине случаев, а порог различия — это величина изменения, необходимая в интенсивности стимулов (меньше или больше), чтобы ощущение, что уровень изменился.
Адаптация возникает в результате постоянного воздействия определенного раздражителя, что приводит к уменьшению или понижению восприятия этого раздражителя.