07.04.2025

Определение внимания в психологии: Определение внимания и его виды

Определение внимания и его виды

В характеристиках роли внимания в жизни человека часто ссылаются на образное высказывание К. Д. Ушинского:

«…Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

А вот мнение французского биолога Ж. Кювье:

«Гений — это прежде всего внимание».

Столь высокие оценки внимания станут более понятными, если указать определение внимания.

Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.

Направленность понимается как избирательный характер познавательной активности, как преднамеренный или непреднамеренный выбор объекта, явления, отношения, соответствующего интересам и задачам субъекта. Сосредоточенность — это концентрация внимания на выбранном содержании, приводящая к более отчетливому и глубокому его отражению.

Проявляясь в психических процессах — сенсорных, мыслительных, мнемических, внимание «не имеет своего отдельного, специфического продукта» (П. Я. Гальперин) , в виде, например, образа или понятия. Оно обеспечивает качество этих процессов. Наряду с этим во внимании указанные процессы, как уже отмечалось, интегрируются. Ведь многие жизненные задачи (в отличие от большинства экспериментальных) требуют совместной работы и восприятия, и мышления, и припоминания, и воображения. Так, школьник, решающий геометрическую задачу, читает текст задачи и рассматривает чертеж (восприятие), углубляется в анализ ее условий и требований (мышление), припоминает известные ему теоремы, свойства и отношения (память), выдвигает гипотезы (что не обходится без воображения), проверяет их (опять мышление). При этом данные звенья умственной активности «переплетаются» между собой, проникают друг в друга. И тут внимание, относясь то к одному познавательному процессу, то к другому, соединяет их на основе соотношений, существующих между условиями и требованиями задачи.

Еще один важный момент заключается в том, что человек обращает внимание не только на окружающий мир, на природную, техническую и социальную действительность, но и на самого себя, на собственные ощущения, собственные образы и мысли, чувства и стремления.

На основе отношения к сознанию и воле различаются виды внимания — непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное внимание (присущее также и животным) не связано с формированием осознанной цели, волевым усилием или решением задачи. Привлекает внимание все новое, необычное, яркое, неожиданное. Данный вид внимания проявляется также как реакция на исчезновение раздражителя, на возникновение движения и его прекращение, на изменение предметов по величине, форме, цвету, на всевозможные контрасты, на перемены в поведении и внешности людей, на изменения в собственных состояниях. Непроизвольно привлекает к себе внимание внезапное прекращение работы прибора, неожиданное изменение освещенности, цифра среди букв, женщина в мужской компании, студент, пришедший на занятия в выходном костюме.

..

Для того чтобы наши далекие предки и животные могли выжить, жизненно важные сигналы, в том числе обозначавшие опасного врага, должны были прерывать прежнюю активность и обращать на себя внимание. Как отметил представитель когнитивной психологии У. Найссер, «плата за «ложную тревогу» обычно невелика, в то время как неспособность обнаружить важный стимул может оказаться роковой» . Всегда существовала и существует необходимость быстро ориентироваться и перестраивать поведение в изменяющемся мире.

Рассматриваемый вид внимания соотносится с понятием об ориентировочном рефлексе (рефлексе «Что такое?» по И. П. Павлову), с феноменом фигуры и фона (гештальтпсихология). Интересно, что У. Найссер связывает его с понятиями «бдительность» и «предвнимание» — на том основании, что сначала не требуется тщательного различения сигналов, нужно только «переключение внимания на тот участок среды, откуда поступил потенциально важный стимул».

Основной характеристикой произвольного внимания является его связь с сознательно поставленными целями, с формулированием и решением задач, с волевым усилием. Если непроизвольное внимание соотносится с непосредственным интересом, то произвольное — с опосредствованным («Непосредственно эта работа мне неинтересна, но она — в моих интересах»). Процесс достижения некоторой цели (решения задачи) может быть непривлекательным для субъекта, но привлекательной является цель. В силу тех или иных обстоятельств она должна быть достигнута, поэтому необходимо проявить волевые усилия, мобилизовать активность.

Человек к концу дня очень устал, но все же берется за работу, которая должна быть выполнена именно сегодня. Школьник начинает решать задачу, хотя он с большим удовольствием погонял бы мяч с друзьями. Произвольному вниманию сопутствуют осознание ситуативной необходимости выполнения задания, понимание значения деятельности, желание достичь успеха, стремление избежать неприятностей, которые наступят, если нечто не будет сделано.

Произвольное внимание, формируясь на основе непроизвольного, является специфически человеческим видом внимания, производным от трудовой деятельности. Оно — результат включенности человека в систему социальных отношений, приобщения его к культуре, результат воспитания и при определенных условиях — самовоспитания.

Поскольку существует механизм сдвига мотива на цель, интерес к результату деятельности может сделать привлекательными сами действия. Это означает вместе с тем, что внимание, будучи сначала произвольным, через некоторое время может стать непроизвольным. В связи с этим некоторые специалисты выделяют третий вид внимания — послепроизвольное. Читатель сначала без желания, под влиянием внешних обстоятельств взялся за чтение книги (внимание произвольное). Однако через некоторое время втянулся, книга оказалась интересной, и теперь уже никакие волевые усилия не нужны. Разве с нами в школьные годы не бывало так, что мы заставляли себя приняться за домашнюю задачу, а потом увлекались ею и с удовольствием, без всякого волевого напряжения решали? Эта форма внимания, по Н.Ф.Добрынину, «не может быть сведена просто к непроизвольному вниманию, ибо она есть результат сознательно поставленных нами себе целей.

Но она не требует непрерывных волевых усилий, а следовательно, не утомляет нас».

Что же касается возрастной динамики соотношения непроизвольного и произвольного внимания, то тут можно отметить следующее. Первоначально ребенку свойствен, конечно, только первый вид внимания. Повышение интереса к окружающим предметам в середине первого года жизни, а также манипулирование ими приводят к развитию ориентировочно-исследовательской активности. На 2—3-м году жизни внимание ребенка начинает подчиняться решению предметно-действенных задач. Появляются зачатки произвольного внимания, которое развивается далее под влиянием игровой деятельности и бытовых взаимодействий ребенка. Тем не менее непроизвольное внймание преобладает еще на первых порах школьной жизни. Доминирование произвольного внимания — одно из новообразований личности младшего школьника, обусловленное в первую очередь его включением в учебную деятельность. Последующие этапы жизненного пути сопряжены с дальнейшим развитием всех видов внимания, особенно произвольного (и послепроизвольного).

10. Определение внимания, его виды, свойства и функции. Развитие внимания.

Вни­мание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте или какой-нибудь деятельности.

Функции внимания:

— активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов;

— обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;

— обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Виды: Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей (интенсивность раздражителя, новизна предметов и явлений).

Произвольное (активное) внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер: сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

К свойствам внимания относят: Концентрация (сосредоточенность) внимания — противоположное качество называется рассеянностью. Распределение внимания — это возможность одновременного выполнения нескольких видов действий; Устойчивость внимания определяется длительностью, в те­чение которой сохраняется концентрация внимания. Переключаемость внимания заключается в способности переноса внимания с одного объекта (вида деятельности) на другой. Данная характеристика внимания проявляется в скорости (зависит от характера предшествующей д-ти и темперамента).

Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведе­ния информации.

Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения ЗУН.

К данным процессам памяти, называемым в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» – «память»), относятся запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Все эти процессы рассматриваются вместе и представляют собой единую систему памяти человека.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Деление памяти по времени сохранения материала: мгновенная, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая, сенсорная) – непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность 0,25 сек. В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. Кратковременная память — кратковременный (на несколько секунд или минут) процесс достаточно точного воспроизведения только что воспринятых предметов или явлений; объём её 5-9 единиц. Эта память связана с актуальным сознанием человека. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память длительно сохраняет материал после многократного его повторения и воспроизведения.

По характеру психической активности выделяют следующие виды памяти: Двигательная (моторная) память — запоминание и воспроизведение движе­ний. Эмоциональная — память человека на пережитые им в прошлом чувства. Образная память — сохранение и воспроизведение образов ранее воспри­нимавшихся предметов и явлений.

По преобладающему анализатору бывает зрительная, слуховая, осязательная, вку­совая, обонятельная.

Эйдетическая — очень ярко выраженная образная память, связанная с длительным сохранением ярких, чётких, живых наглядных образов.

Типы памяти: память различных людей может отличаться по уровню своей организации. Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, лица и т.п. При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. При эмоциональном типе памяти прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

законы памяти: 1. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края») – Герман Эббингауз.

2. Закон Эббингауза, закон забывания: забывание материала после его предварительного заучивания происходит неравномерно: «в течение 1 часа забывается 60% информации, а через 6 дней остается менее 20% информации».

3. Закон Зейгарник Блюмы Вульфовны (1900-1988) заключается в том, что материал, связанный с незавершенными делами, человек запоминает намного лучше, чем материал, связанный с завершенными делами.

Внимание | Психология сегодня

Отвлечение

Отзыв от Psychology Today Staff

Способность обращать внимание на важные вещи — и игнорировать все остальное — была решающим навыком выживания на протяжении всей истории человечества. Внимание может помочь нам сосредоточить наше внимание на определенном аспекте нашего окружения, важных решениях или мыслях в нашей голове. Сохранение концентрации — это вечная проблема для людей всех возрастов, и люди давно ищут стратегии, приемы и лекарства, которые помогут им не сбиться с пути.

Содержимое
  • Почему важно внимание
  • Как сосредоточиться
  • Когда разум блуждает
  • Жизнь с СДВГ

Почему важно внимание

Внимание помогает нам учиться в школе, продвигаться вперед на работе и строить успешные отношения, но когда оно скомпрометировано, любые достижения становятся гораздо более сложными. Может показаться, что некоторые люди естественным образом лучше контролируют свое внимание, но у большинства людей способность концентрировать внимание зависит от ситуации, количества отвлекающих факторов, с которыми они сталкиваются, и от того, используют ли они стимуляторы, такие как кофеин или риталин. А другие, особенно те, у кого СДВГ или другие проблемы с психическим здоровьем, могут изо всех сил пытаться обращать внимание, даже когда это важнее всего.

У некоторых людей продолжительность концентрации внимания короче?

Способность сосредотачиваться на конкретной задаче в течение длительного периода времени у разных людей может сильно различаться. Психологи-эволюционисты предполагают, что люди с длительной и короткой концентрацией внимания имели ценность в ранних человеческих обществах. Последние, например, могли быть искателями новизны, более предприимчивыми и быстрее мигрировать, чем другие.

Возможна ли многозадачность?

Многие люди пытаются выполнять две или более задач одновременно — например, вести машину, отправляя текстовые сообщения, или читать во время прослушивания подкаста, — но все больше исследований показывают, что попытка разделить наше внимание на самом деле приводит к снижению эффективности при выполнении обеих задач. , больший стресс и отвлекаемость, и даже уменьшение серого вещества мозга.

Как сон влияет на внимание?

Ключом к сохранению концентрации является способность быстро восстанавливать внимание после отвлечения внимания. Исследования показывают, что людям, которые мало спят, гораздо труднее оправиться от отвлекающих факторов, выполнить задачи и завершить работу без ошибок. А в случае вождения, когда концентрация абсолютно необходима, недостаточный отдых приводит к более высокому уровню аварийности.

Почему иногда я чувствую, как время ускоряется или замедляется?

Пожилые люди, как правило, считают, что время проходит быстрее, как и те, кто считает свои дни однообразными или потраченными впустую. А исследование так называемого «эффекта матрицы» показало, что в моменты крайней опасности, например, близкой к аварии, наше восприятие времени значительно замедляется, что позволяет нам запоминать ежеминутные детали, которые мы не можем воспроизвести для более обыденных вещей. события.

Может ли ваш собственный разум отвлекать вас?

Наше внимание нередко теряется, особенно когда мы поглощены стрессом или когда задача является рутинной. Многие люди, например, оказались на подъездной дорожке, ничего не помня о пути домой. Однако, когда мы поглощены своими внутренними мыслями и разговорами с самим собой, затраты иногда могут быть трагическими, например, оставить ребенка без дела в машине.

Как сосредоточиться

Людей могут отвлекать как внутренние силы, вроде блуждающих мыслей, так и внешние сигналы, вроде призывного пинга текстового сообщения. Когда разум ищет отвлечения или захвачен им, может казаться почти невозможным заставить себя перефокусироваться или обратить внимание на поставленную задачу, особенно если она скучная или сложная.

Некоторые исследователи, изучающие внимание, рассматривают его как своего рода мышцу, которую можно укрепить с помощью практики, и выдвинули гипотезу о том, что определенные стратегии или приемы могут быть особенно эффективны для наращивания способностей в долгосрочной перспективе. Одна из стратегий, получившая распространение в последние годы, — это осознанность, которая развивает способность мозга направлять внимание на определенные сигналы.

Улучшит ли медитация мою концентрацию?

Тренировка осознанности может помочь людям оставаться более спокойными и сосредоточенными, когда их мысли блуждают. Благодаря большей осознанности многим людям легче принимать негативные мысли и сидеть с ними, развивать более глубокое личное осознание и удерживать внимание. Однако существуют смешанные данные о том, является ли медитация более эффективной для усиления внимания, чем другие техники осознанности.

Как мы можем помочь детям сосредоточиться?

Заманчиво окружить детей, особенно маленьких, множеством игрушек, поделок и игр. Но исследования показывают, что когда детям предоставляется множество вариантов игры, они быстро отвлекаются, и качество их вовлеченности страдает. Когда у них есть всего несколько игрушек на выбор, они играют более сосредоточенно и творчески.

Когда разум блуждает

Людей, которых считают мечтателями, часто считают неэффективными или инфантильными. Правда может быть совсем другой. Психолог Джером Сингер предположил, что «счастливые мечтатели» опирались на создаваемые ими образы, фантазии и внутренние монологи, чтобы планировать свое будущее, развлекаться и находить творческие решения своих проблем. Сегодня, живя в среде, полной отвлекающих факторов, некоторые эксперты предлагают подумать о том, чтобы проводить больше времени в своих мечтах. Время от времени блуждающие мысли могут не отражать потерю внимания, а помочь нам более эффективно запоминать, более творчески решать проблемы и поддерживать более крепкое психическое здоровье.

В чем польза мечтаний?

В ходе исследований люди, которые отслеживали свои эпизоды мечтаний, сообщали о том, что чувствуют себя бодрее и эффективнее после того, как возвращают внимание. Некоторые эксперты считают, что расфокусировка и переориентация могут быть секретом решения личных и профессиональных проблем, например, когда мы уходим от неприятной проблемы только для того, чтобы решение быстро всплывает в нашей голове, когда мы возвращаемся к ней.

Есть ли польза от отвлечения внимания?

Отвлекающие факторы при правильном управлении могут быть очень полезными, если они отвлекают нас от негативных мыслей или нездоровой деятельности. Видеоигры, например, могут отвлечь наше внимание от переедания или употребления алкоголя и наркотиков, а музыка может помочь нам выдержать напряженную тренировку. Но хотя отвлечение может быть полезной краткосрочной помощью в подавлении негативных эмоций, оно может иметь неприятные последствия в качестве долгосрочного решения.

Жизнь с СДВГ

Люди, которые постоянно борются с невнимательностью, отвлекаемостью, гиперактивностью и импульсивностью, могут иметь нейроповеденческое расстройство, известное как синдром дефицита внимания/гиперактивности или СДВГ. Приблизительно от 5 до 11 процентов детей могут жить с СДВГ, что, вероятно, делает его наиболее распространенным детским психическим расстройством. Но СДВГ влияет и на многих взрослых, создавая трудности в обучении, работе и установлении здоровых отношений. Комбинация терапии и стимуляторов часто используется для лечения СДВГ.

Чтобы узнать больше, посетите наш Центр СДВГ.

Основные материалы для чтения

Последние сообщения

Примечания о внимании: значение, типы и детерминанты

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим: 1. Значение и определение внимания 2. Типы внимания 3. Детерминанты.

Значение и определение внимания:

Внимание — это термин, используемый или данный для процессов восприятия, которые выбирают определенные входные данные для включения в наш сознательный опыт или осознание в любой момент времени. Это процесс, включающий акт слушания и концентрацию на теме, объекте или событии для достижения желаемых целей.

«Внимание — это концентрация сознания на одном объекте, а не на другом» — Дамвиль.

«Внимание — это процесс четкого представления объекта или мысли перед умом» — Росс.

«Внимание остро ощущается на некоторых специфических факторах в нашей среде. Это подготовка к реакции» — Морган.

Таким образом, внимание по существу является процессом, а не продуктом. Это помогает в нашем осознании или сознании нашей среды, которая носит избирательный характер, потому что в данный момент времени мы можем концентрировать или фокусировать наше сознание только на конкретном объекте.

Концентрация, обеспечиваемая процессом внимания, помогает нам в ясности восприятия воспринимаемого предмета или явления. Таким образом, внимание является не просто когнитивным фактором, но в значительной степени определяется эмоциями, интересом, отношением и памятью.

Таким образом, внимание представляет собой процесс, который осуществляется с помощью когнитивных способностей и помогает с помощью эмоциональных и поведенческих факторов выбирать что-то из различных стимулов, присутствующих в окружающей среде, и помещать это в центр своего сознания, чтобы ясно воспринимать это для получения желаемый конец.

Виды Внимания :

Разновидности обнуляются (аннулируются) по классификации Росс.

По его мнению, внимание разветвляется на:

 

(а) Непроизвольное или непроизвольное внимание :

Этот тип внимания возбуждается без игры воли. Здесь мы обращаем внимание на объект или состояние, не делая никаких сознательных усилий, т.е. внимание матери к плачущему ребенку, например, внимание к представителям противоположного пола, к ярким цветам и т. д.

Внимание, вызываемое инстинктами, называется «принудительным непроизвольным вниманием». Молодой человек, когда мы замечаем его сексуальный инстинкт или его любопытство, становится очень внимательным к своей задаче.

Другой подтип непроизвольного внимания, вызванного чувствами, называется «спонтанным непроизвольным вниманием». Это результат правильно развитого чувства по отношению к объекту или идее человека, вокруг которого формируются наши чувства.

(b) Волевое или произвольное внимание :

Когда «проявленная воля» вызывается, она становится волевым вниманием. Поскольку оно требует сознательных усилий с нашей стороны, оно наименее автоматическое и спонтанное, как непроизвольное внимание. Внимание, уделяемое во время решения заданной задачи по математике, ответа на вопрос в экзаменационной аудитории и т.п., подпадает под категорию произвольного внимания.

Волевое внимание далее подразделяется на две категории:

и. Одного акта воли достаточно, чтобы привлечь внимание в случае имплицитного внимания, т.е. ибо единичный акт воли может привлечь внимание.

ii. При явном произвольном внимании нам нужны повторяющиеся акты воли для его поддержания, т.е. здесь внимание достигается повторяющимися актами воли.

Детерминанты внимания :

Один из двух типов.

1. Внешние факторы или условия

2. Внутренние факторы

I. Внешние факторы или условия :

Этими условиями обычно являются те характеристики внешней ситуации или стимулов, которые оказывают наибольшую помощь в привлечении нашего внимания.

Их можно классифицировать следующим образом:

1. Природа раздражителя:

Все типы раздражителей не способны привлечь внимание в одинаковой степени. Картинка привлекает внимание быстрее, чем слова. Среди изображений больше внимания привлекают изображения людей, а изображения людей, связанные с красивыми женщинами или красивыми мужчинами, привлекают больше внимания. Таким образом, всегда следует выбирать эффективный стимул для привлечения максимального внимания.

2. Интенсивность и величина раздражителя:

По сравнению со слабым раздражителем сильный раздражитель привлекает большее внимание человека. Наше внимание легко направляется на громкий звук, яркий свет или сильный запах, а также на большое здание обращают больше внимания, чем на маленькое.

3. Контраст, изменение и разнообразие:

Изменение и разнообразие легче привлекают внимание, чем одинаковость и отсутствие изменений, например мы не замечаем тиканье настенных часов, пока они не перестанут тикать, т. е. любое изменение внимания, к которому вы привлечены, немедленно захватывает ваше внимание. Фактор, контакт или изменение в значительной степени отвечает за привлечение внимания организма и вносит больший вклад, чем интенсивность, размер или характер стимула.

4. Повторение стимула:

Повторение является фактором, имеющим большое значение для закрепления внимания. Потому что можно сначала проигнорировать стимул, но если он повторяется несколько раз, он захватывает наше внимание, т.е. слово с ошибкой будет замечено с большей вероятностью, если оно встречается дважды в одном и том же абзаце, чем если оно встречается только один раз. Во время лекции важные аспекты выступления часто повторяются, чтобы внимание аудитории было легко направлено на важные моменты.

5. Движение стимула:

Движущийся стимул привлекает наше внимание быстрее, чем неподвижный. Мы более чувствительны к объектам, которые движутся в нашем поле зрения, т.е. рекламодатели используют этот факт и пытаются привлечь внимание людей с помощью движущихся электрических огней.

Продолжительность и степень внимания :

Люди могут обладать способностью схватывать ряд объектов или, другими словами, воспринимать ряд стимулов за одно короткое «представление». Эта способность человека оценивается с точки зрения объема внимания, которое отличается от человека к человеку и даже от ситуации к ситуации.

Термин «объем внимания» разработан с точки зрения качества, размера, степени, в которой поле восприятия человека может быть эффективно организовано, чтобы позволить ему достичь ряда вещей в течение данного короткого промежутка времени.

II. Внутренние или субъективные факторы :

Эти факторы предрасполагают человека реагировать на объективные факторы, заниматься теми видами деятельности, которые удовлетворяют его желания и мотивы и соответствуют его интересам и установкам. Это психическое состояние воспринимающего.

Вот некоторые из субъективных факторов:

1. Интерес:

Говорят, что интерес — мать внимания. Мы обращаем внимание на объекты, которые нас интересуют. Мы хотели бы посмотреть фильм или сериал по телевизору, потому что нам интересна тема, вокруг которой вращается фильм или сериал. В любой посиделке, если обсуждается какой-либо интересующий нас предмет, который легко привлекает наше внимание и заставляет нас участвовать в обсуждении. В нашей повседневной жизни мы обращаем внимание на интересующий нас стимул.0003

2. Мотивы:

Наши основные потребности и мотивы в значительной степени определяют наше внимание, жажда, голод, секс, любопытство, страх являются одними из важных мотивов, влияющих на внимание, напр. маленьких детей привлекает еда.

3. Настрой:

Готовность человека к ответу определяет его внимание. Если мы ожидаем стимула, возникновение этого стимула вместе со многими другими стимулами может не помешать вниманию к этому конкретному стимулу. В то время, когда студенты ожидают расписание экзаменов к концу семестра, расписание, вывешенное на доске объявлений вместе с другими объявлениями, легко привлечет их внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *