28.04.2024

Обыденное мировоззрение примеры из жизни: Подготовка к ЕГЭ 2023 Обществознание. Задание 10. Онлайн курсы

Содержание

примеры из жизни, характерные черты, плюсы и минусы


Определение понятия и характеристика

Что такое обыденное мировоззрение?

Обыденное мировоззрение , взгляды человека, которые формируются на основании житейского опыта и логических умозаключений.

Обыденное мышление позволяет индивиду аккумулировать весь опыт, накопленный поколениями, для успешного его применения на практике.

Наблюдая за другими людьми из своего окружения, прислушиваясь к советам старшего поколения, узнавая информацию из книг, человек получает определенные навыки.

Эти представления о том, как устроено общество и мир, позволяют ему не только функционировать в настоящем времени, но и прогнозировать свое будущее.

Повседневное мировоззрение помогает охватить все массовые ключевые вопросы: отношение к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.

Благодаря обыденному мировоззрению люди осваивают следующие важные навыки:

  • самообслуживание,
  • коммуникация (вербальная, невербальная),
  • физический труд,
  • построение семейных, родственных отношений,
  • воспитание потомства,
  • проведение досуга,
  • празднование знаковых событий,
  • участие в ритуалах,
  • забота о своем здоровье, о безопасности и т. д.

Какое может быть счастье? Читайте об этом здесь.

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.

Характерные черты и признаки

К характерным чертам можно отнести следующее:

  1. Целостность. Все понятия и установки, которые формируют повседневное мышление человека, обладают автономностью и самодостаточностью. Любой вид опыта или знаний входит в отдельную сферу жизни человека, которая имеет свои закономерности и правила. Так, воспитание потомства относится к системе семейных ценностей, а умение выполнять работы по дому к системе ведения домашнего хозяйства. Эти системы не связаны напрямую между собой, каждая может существовать отдельно от другой, не теряя своей целостности и самодостаточности.
  2. Ассоциативное мышление. Воспринимая опыт своих предков и других членов общества, человек действует ассоциативно.
    Попадая в ситуации, которые он до этого наблюдал на примере других людей, индивид уже заранее знает, какие шаги ему следует предпринять.
  3. Связь знаний. Получая знания о разных системах, человек может их совмещать и успешно интегрировать. Так, навыки коммуникативного общения могут успешно применяться в семейных, дружеских, профессиональных отношениях.
  4. Сочетание ощущений и опыта. Обыденно мировоззрение формируется на основе не только житейского опыта, но и ощущений. Интуиция, эмоциональная чувствительность, чувство самосохранения и другие присущие человеку ощущения помогают ему в формировании обыденного восприятия.
  5. Фрагментарность. Все знания, из которых складывается повседневное мироощущение человека, воспринимаются им фрагментарно. Большинство людей воспринимает только необходимую и интересную для них информацию из каждой системы знаний, поскольку постигнуть все невозможно.
  6. Эклектичность. Разнообразие взглядов в обществе на одни и те же вещи приводит к тому, что обыденное мировоззрение у людей сильно различается. Семейные ценности, нормы поведения, модели коммуникации и другие составляющие повседневного мышления представлены в большом разнообразии.
    Каждый индивид выбирает тот вариант, который наиболее соответствует его взглядам.
  7. Бессистемность. Обыденное мировоззрение в большей степени основано на абстракциях. Конкретные методы и системы в данном случае неприемлемы.

Мировоззрение современного человека

В период распада СССР возник мировоззренческий кризис, явившийся следствием крушения идеалов и не успевшими сформироваться новыми. В эру потребления, характерную для настоящего времени, такие нравственные ориентиры, как долг, честь, ответственность утратили свое значение. «Ты этого достоин» – слышит каждый с экранов телевизора и стремится соответствовать. Современное мировоззрение в эпоху глобализации заключается в снижении значения национальной культуры и отчуждении ее ценностей.

См. также: Как научиться шутить

Смысл жизни человек стал видеть в получении удовольствий. Теряется связь с родной землей, предками, иными стали отношения в браке, принципы воспитания детей. При этом появляется все большее количество людей, осознающих необходимость перемен. Мировоззрение в психологии стало более гуманистическим. Человек хочет быть в гармонии с самим собой, природой и другими людьми. Растет число храмов, благотворительных фондов и организаций по защите окружающей среды.

Функции: кратко в таблице

Можно выделить следующие ключевые функции обыденного мировоззрения:

Функция Проявление
Информационно-отражающая Все явления, события и образы, которые человек поглощает из окружающей действительности, отражаются в его сознании в соответствии с существующими у него установками и принципами. Получая информацию извне, каждый человек воспринимает ее по-своему, поскольку структура обыденного мировоззрения у каждого своя.
Ориентационно-регулятивная В своих поступках и решениях человек руководствуется своим внутренним мировоззрением. Его действия соответствуют убеждениям, моральным принципам. Если в процессе жизни меняются существующие взгляды на некоторые вопросы, то и оценка соответствующих ситуаций будет меняться.
Оценочная Все наблюдаемые вокруг себя явления индивид воспринимает через призму обыденного мировоззрения. В итоге любому явлению он может дать оценку в соответствии с существующими взглядами и убеждениями.

Как начать новую жизнь и изменить себя? Ответ узнайте прямо сейчас.

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания. Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства. Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности. Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, уверенности в себе, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.

Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

См. также: Как перестать лениться

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и являлись руководством к действию.


Мировоззрение

Научное мировоззрение

Это миропонимание возникло как противоположность мифологическому и религиозному. Научная картина мира основывается на понятиях закона и закономерности. Основные типы мировоззрения – мифологическое и религиозное опираются на выдуманные, произвольные и сверхъестественные причины, а наука развивается в ходе усложнения труда, решения практических задач. Такое прогрессивное мировоззрение предоставляет возможность из ранее полученных знаний черпать новые. Рациональность, перенесенная на религию и мифологию, дала толчок к развитию философии.

Обыденное мировоззрение

Такое мироощущение формируется само по себе у каждого человека и является ядром здравого смысла. Особенности мировоззрения заключаются в том, что отчасти его развитие зависит от генетической наследственности. В ходе воспитания родителями, общения с друзьями и близкими, контакта с окружающей средой формируются ценности, приоритеты и жизненные установки, которые к половому созреванию обретают черты вполне определенного мировоззрения. Важнейшее значение в этом процессе имеют особенности родного языка и степень его усвоения, а также трудовая и орудийная деятельность.

Историческое мировоззрение

В истории типы мировосприятия остаются теми же – это мифологическое, религиозное и философское. Тем, кто интересуется, какое бывает мировоззрение, стоит сказать, что первым был миф – выдуманный сюжет, плод народного воображения. Религия тесно связана с мифологией: обе они предполагают присутствие мифологической системы и предусматривают основу мифов на вере. Философия выступает особым способом познания, ведь что такое мировоззрение – это теория или наука, изучающая фундаментальные принципы бытия и познания.

Плюсы и минусы

Несмотря на большое количество преимуществ повседневного мышления, оно имеет и ряд недостатков:

Плюсы обыденного мировоззрения:

  • помогает ориентироваться в настоящем,
  • позволяет разобраться в сложной жизненной ситуации (спрогнозировать развитие событий, найти выход, предвидеть возможные последствия),
  • помогает объективно оценить достижимость поставленных целей,
  • позволяет определить желаемое развитие событий,
  • помогает строить прогнозы на будущее.

К минусам можно отнести:

  • полученный опыт и знания часто носят субъективный характер, поскольку передаются от ближайшего окружения с его индивидуальными убеждениями и мнениями,
  • установки, полученные на основе привычек, суеверий, субъективного опыта часто идут вразрез с научными фактами,
  • полученный опыт, на который продолжает опираться человек, может стать неактуальным.

Примеры из жизни

Примеры обыденного мировоззрения:

  1. Молодые женщины с определенного возраста стремятся к созданию с подходящим партнером семейного союза. Непременное желание вступить в брак и в дальнейшем родить детей основывается как на житейском опыте , существование коллективного общественного мнения по данному вопросу, опыта ближайшего окружения (мамы, бабушек, сестер, подруг), так и на здравом смысле.
    Плюсом подобного проявления обыденного мировоззрения является стремление женщин реализовать себя в качестве жены и матери, создать социальную ячейку общества.

    А минусом является наличие в обществе стереотипов, починяясь которым нередко женщины не учитывают свои объективные желания и взгляды.

  2. Практически все люди празднуют ежегодно свой день рождения. Уже в раннем возрасте дети, наблюдая за взрослыми, получают информацию о наличии у каждого человека такого дня. Формируется убеждение, что день рождения , это особенный праздник, в который необходимо устраивать торжество и приглашать на него всех близких людей. Эти люди, в свою очередь, должны чествовать именинника и дарить ему подарки.
  3. Необходимость элементарного каждодневного ухода за собой также является частью обыденного мировоззрения человека. Сюда относятся такие повседневные привычки, как чистка зубов, умывание, расчесывание и т.д. Необходимость соблюдения правил гигиены и поддержания своего тела в чистоте прививается детям с раннего детства. Наблюдая за взрослыми и руководствуясь здравым смыслом (быть грязным неприятно и некрасиво), дети перенимают данные установки и переносят их во взрослую жизнь.
    Отсутствие в обыденном мировоззрении человека подобных установок приведет к его столкновению с непониманием и осуждением в обществе.

Как поменять мировоззрение?

Мировосприятие способно претерпевать изменения в ходе взросления человека, обретения новых знаний. Нередко случается так, что после какого-то события люди полностью меняют свою жизнь и взгляды на нее. Заядлые атеисты становятся воцерковленными людьми, а опытные бизнесмены бросают все и уединяются в каком-нибудь тихом местечке. Мировоззрение личности можно совершенствовать, стремиться к нравственным идеалам, познавая новое, общаясь с разными людьми, путешествуя. Необходимо много читать – психологической, философской литературы.

Мировоззрение: что это такое — подробный пример, виды, структура

Что такое мировоззрение?

Мировоззрение – это система взглядов, оценок и представлений о мире, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, моральных, нравственных, философских и прочих оценочных суждений.

Это понятие объединяет в себе фактические знания и всевозможные убеждения. При этом можно говорить как о мировоззрении отдельной личности, так и о мировоззрении социальной группы или другой общности. Несмотря на выраженный субъективный характер, оно, как правило, имеет историческую и социальную обусловленность. Мировоззрение личности формируется и развивается на протяжении всей жизни. Изначально оно сильно подвержено влиянию эмоциональных суждений, но с годами становится более осознанным.

Существует два уровня мировоззрения:

  • Обыденный. На этом уровне мировоззрение строится посредством чувственного познания на основе повседневных эмоций и переживаний.
  • Рациональный. Это более осмысленный уровень. В его основе лежит рациональное познание, поэтому он формируется у людей с развитым критическим мышлением.

Важнейшей характеристикой мировоззрения является его целостность. Несмотря на то, что оно является комплексной системой взглядов, его элементы всегда приведены к некоторому «общему знаменателю». Если же появляется какая-то новая информация, которая не вписывается в мировоззрение, для неё придумывается объяснение, позволяющее устранить противоречие, после чего мировоззрение снова становится целостной системой.

Пример мировоззрения

Как мы уже обсудили, мировоззрение — это система взглядов и оценок об окружающем мире, людях, самом себе. Конечно, мировоззрение очень многогранно и касается множества аспектов жизни, но для примера пройдемся по наиболее важным аспектам. Итак, пример мировоззрения:

Окружающий мир существует по определённым законам, часть из которых справедлива, другая часть не совсем. С одной стороны, если трудиться и прикладывать усилия, то каждый может добиться успеха. Это справедливо. Однако, не у всех равные возможности. Из-за проблем со здоровьем некоторым людям приходится значительно тяжелее с самого рождения. Это не справедливо. Но изменить это невозможно, поэтому остаётся принять эти правила и постараться делать то, что я могу с тем, что имею. Тем не менее, по возможности, я считаю необходимым помогать людям, которые в этом нуждаются, стараясь делать мир чуточку лучше.

В мире нет ничего сверхъестественного — всё функционирует по правилам, которые объяснимы с точки зрения науки. Многие из того, что происходит вокруг, уже смогла объяснить наука, но многое ещё предстоит изучить. Для меня изучение окружающего мира представляет большой интерес, я люблю постигать тайны космоса и не перестаю удивляться необъятным размерам вселенной.

Люди делятся на плохих и хороших. Понять, кто перед тобой часто бывает непросто, а иногда и вовсе — невозможно. Но всё тайное становится явным — рано или поздно каждый человек раскрывает свою истинную сущность. Из-за этого я не спешу доверять и открываться людям, пока мне не станет понятно наверняка, что человеку можно доверять.

Я — хороший человек, но не идеальный. Такие качества, как честность, добропорядочность, умение держать свои обещания — считаю одними из наиболее важных качеств человека. Стараюсь воспитывать и поддерживать эти качества в себе. Между тем, у меня есть и ряд минусов, к числу которых относится желание критиковать окружающих, поучать без спроса, лезть со своими советами направо и налево. Данное качество усложняет мои отношения с окружающими, поэтому я стараюсь себя сдерживать.

Искать, в чём смысл жизни, считаю нецелесообразным, поскольку единого ответа на данный вопрос не найти, сколько не ищи. Однако, отсутствие смысла не делает жизнь хуже. Важно лишь одно — счастлив я, или же нет.

Если да — значит я на правильном пути. Если нет, то надо что-то менять в жизни, пробовать что-то новое. Главное, помнить, что каждый день по своему прекрасен и неповторим. Каждый день заслуживает шанс стать лучшим в жизни.

В этом примере содержится лишь малая часть того, что входит в понятие мировоззрение. Текст можно было продолжать ещё долго, но основную суть Вы уловили. Если говорить простым языком, мировоззрение — это отношение ко всему, что есть вокруг и осознание своего места в этом мире.

Характерные особенности мировоззрения

Как для индивидуального, так и для общественного мировоззрения характерны следующие особенности:

  • Историческая обусловленность. Мировоззрение человека формируется на основании мировоззрения общества, в котором он вырос. Таким образом, и в общественном, и в индивидуальном мировоззрении, как правило, глубоко заложены проблемы, пережитые этим обществом, различные «исторические травмы», знаменательные события и прочее.
  • Взаимосвязь с убеждениями. У каждого человека свои жизненные принципы и убеждения, и они всегда тесно взаимосвязаны с его мировоззрением. С возрастом некоторые убеждения меняются, и это сказывается на мировоззрении. Разумеется, присутствует и обратная зависимость. Новые знания и жизненный опыт могут влиять на мировоззрение, и это сказывается на убеждениях.
  • Зависимость от эмоций. Большинство людей искренне верит, что их мировоззрение ни в чём не противоречит законам логики и здравому смыслу. Но в действительности всё обстоит несколько иначе. Наше мировоззрение формируется преимущественно на основании эмоциональной оценки различных событий, которые мы переживаем сами или наблюдаем со стороны.
  • Зависимость от знаний. Фактические знания об окружающей действительности также оказывают существенное влияние на мировоззрение в процессе его формирования и развития. Например, оно очень сильно меняется у людей, изучающих основы психологии, поскольку они начинают лучше понимать мотивы других людей (и даже свои собственные).
  • Возможность активного формирования. В большинстве случаев мировоззрение формируется пассивно, на основании наиболее доступной информации (книги, телевизионные шоу, сериалы и прочее). Однако каждый человек имеет возможность самостоятельно искать новые знания, прикладывая усилия к тому, чтобы осознанно формировать своё мировоззрение и свою индивидуальность.

Структура мировоззрения

Чтобы лучше понять, что такое мировоззрение, разберём подробно его внутреннюю структуру и выделим все элементы, из которых оно формируется:

  • Знания. Существуют разные виды знаний (эмпирические, теоретические, профессиональные, практические). Как правило, именно наличие реальных знаний позволяет человеку быть уверенным в правильности своих оценок при формировании мировоззрения.
  • Чувства. Мировоззрение формируется не столько в процессе познания, сколько в те моменты, когда человек даёт оценку событиям и явлениям, связывает их с какими-то чувствами и эмоциями.
  • Ценности. Это ещё одно понятие, неотделимое от мировоззрения. У каждого человека есть своя индивидуальная система ценностей – вещей, которым он придаёт наибольшее значение. И эта система служит призмой, через которую он смотрит на мир.
  • Поступки. Как плохие, так и хорошие поступки являются проявлениями мировоззрения. Например, совершая некрасивый поступок, человек может оправдывать его убеждением, что «мир всё равно несправедлив, поэтому незачем стараться быть хорошим».
  • Убеждения. Убеждениями обычно называют взгляды на то, как устроен окружающий мир, как он должен быть устроен и как люди должны поступать по отношению друг к другу. И это одна из важнейших составляющих мировоззрения.
  • Характер. Характер оказывает существенное влияние на повседневное поведение человека, определяя не только его поступки, но и его реакции на внешние события. Поэтому он оказывает существенное влияние на то, как формируется и развивается мировоззрение.

Составляющие мировоззрения

Мировоззрение принято подразделять на три составляющих:

  • Мироощущение. Это эмоциональная составляющая мировоззрения. При взаимодействии с окружающим миром, человек оценивает происходящие события, и у него формируется понимание того, насколько мир справедлив по отношению к нему и вообще. Кто-то радуется удачам и предчувствует успех, а кто-то испытывает обратные чувства. Таким образом, по мироощущению люди делятся на пессимистов, считающих мир несправедливым, и оптимистов, верящих, что мир к ним благосклонен.
  • Мировосприятие. Эта составляющая похожа на предыдущую. Человек может считать мир дружественным или враждебным, и на основании этого строить свою картину мира. Мировосприятие определяет, как человек видит окружающих и как позиционирует себя. Он может считать себя победителем или неудачником, а окружающих – друзьями или врагами.
  • Миропонимание. Эта составляющая характеризует уровень познания окружающего мира и определяется сложностью образов, которыми может оперировать человек.
    По мере взросления миропонимание расширяется. Сразу после рождения ребёнок воспринимает лишь образ матери, но позже учится воспринимать и других людей. Со временем миропонимание расширяется до города, страны, планеты, Вселенной.

Разновидности и примеры мировоззрения

В зависимости от того, какие вещи являются наиболее значимыми в жизни конкретного человека (или общества), мировоззрение может приобретать разные формы. Обычно выделяют 5 его разновидностей:

  • Обыденное. Это мировоззрение, которое формируется у каждого человека в процессе его повседневной жизни. Оно основывается преимущественно на жизненном опыте и даёт простые ответы на большинство житейских вопросов.
  • Религиозное. Это мировоззрение, связанное с верой и формирующееся у тех людей, для которых эта сфера жизни является наиболее значимой. Как правило, они принимают взгляды и обычаи, свойственные их религии, и придерживаются их, совершая все необходимые культовые действия (молитвы, обряды, жертвоприношения).
    При этом степень приверженности вере часто отождествляется с нравственностью.
  • Мифологическое. Это мировоззрение основано на мифах – вымышленных историях, объясняющих реальность. Основное отличие мифологии от религии заключается в том, что она не требует от человека веры и совершения каких-либо ритуальных действий, а просто объясняет различные факты и явления.
  • Научное. Люди, у которых сформировалось научное мировоззрение, обычно обладают развитым критическим мышлением. Они склонны перепроверять факты и верят лишь тому, что доказано или достаточно твёрдо аргументировано. Эта форма мировоззрения строится на научном познании и является самой точной. При этом она отвечает не на все вопросы. В связи с этим умение признавать собственное незнание является одной из черт людей, обладающих научным мировоззрением.
  • Философское. Это мировоззрение строится на размышлениях об устройстве мира, на диалоге с собой. Для него характерны доказательность, логическая обоснованность и целостность. Но при этом оно является достаточно труднодоступным для большинства людей.

Конечно же, в каждом человеке в той или иной мере присутствуют все перечисленные виды мировоззрения, но всегда имеется одно основное, максимально точно соответствующее его картине мира и жизненным ценностям.

Как формируется мировоззрение?

Для правильного понимания того, что такое мировоззрение, важно знать, что оно не является врождённой особенностью. Оно формируется и развивается в процессе социализации человека под влиянием общественного мировоззрения, господствующего в конкретном обществе. В некоторых случаях оно может меняться достаточно радикальным образом.

Формирование мировоззрения начинается в раннем детстве. Изначально ребёнок не нуждается в научных доказательствах и философских размышлениях. Ему нужны моментальные ответы на все вопросы. При этом он верит, что взрослые всё знают, всегда говорят ему правду и могут решить все возникающие у него проблемы. Поэтому детское мировоззрение можно считать обыденным с некоторыми признаками религиозного.

По мере взросления ребёнок накапливает опыт, сталкивается с тем, что некоторые его взгляды оказываются ошибочными, в том числе и взгляды, навязанные родителями, воспитателями и прочими взрослыми. Его мировоззрение при этом расширяется, дополняясь научными и философскими взглядами. Значительное влияние на него оказывает образование и выбранная специальность.

Одним из наиболее важных этапов формирования мировоззрения является нахождение своего места в обществе. При этом его развитие не заканчивается никогда. В процессе жизни представления человека об окружающем мире многократно меняются, он пересматривает свои взгляды и убеждения, отказывается от старых ценностей и принимает новые. Важно понимать, что развитие мировоззрения – это постоянный процесс, не прекращающийся в течение всей жизни человека.

Что влияет на формирование мировоззрения?

Как было отмечено выше, мировоззрение формируется у человека в течение жизни под влиянием различных внешних факторов. Наибольшее влияние оказывают такие факторы как:

  • Окружение. Конечно же, в первую очередь это люди, окружающие ребенка при его взрослении. Это родители и остальные родственники, воспитатели и наставники. Для большинства людей окружение является самым важным фактором. К примеру, верующие люди, как правило, придерживаются именно той религии, к которой их приучили родители.
  • Общество. Мировоззрение социума также играет важную роль. По мере взросления ребёнок в значительной мере перенимает его через культуру, традиции и стереотипы. Его представление о своём месте в обществе, о семейной жизни, об успешности и прочих социальных аспектах формируется именно на основе общественного мировоззрения.
  • Религия. Большинство мировых вероисповеданий напрямую указывает, каких взглядов должен придерживаться верующий человек, а также регулирует основные аспекты личной и социальной жизни.
  • Образование и наука. Высокий уровень образования обычно способствует вырабатыванию у человека научного мировоззрения. Он начинает отделять эмоции от фактов, оценивать достоверность новых знаний.
  • Эпоха. Мировоззрение может быть признаком эпохи и временных обстоятельств, в которых растёт и взрослеет человека. Особенно значимым данный фактор стал сейчас, в эпоху доступной информации и стремительного развития технологий. Поэтому мировоззрение большинства людей сейчас так сильно отличается от родительского.
  • Профессия. Основной вид деятельности, профессиональные знания и опыт оказывают существенное влияние на формирование мировоззрения. Лучшим примером здесь являются упомянутые выше психологи, которым их образование и опыт позволяют гораздо лучше понимать не только чужие эмоции, но и свои собственные.

Функции мировоззрения

Можно без преувеличения сказать, что мировоззрение определяет всю жизнь человека, заставляя его выбирать для себя тот или иной путь при принятии судьбоносных решений. При этом у него есть 3 основных функции:

  • Познавательная. Мировоззрение является источником знаний. Эти знания не обязательно являются достоверными, но позволяют быстро находить ответы на возникающие вопросы.
  • Ценностно-ориентационная. В рамках данной функции мировоззрение помогает человеку формировать его собственную систему ценностей.
  • Практическая. Каждый день мы принимаем сотни решений в разных сферах жизни, руководствуясь своим мировоззрением.

Заключение

Мировоззрение – это сложная и хорошо согласованная система знаний, жизненных принципов, взглядов, стереотипов и убеждений. У каждого из нас оно формируется в раннем детстве под влиянием родителей и воспитателей, а потом непрерывно развивается в течение всей жизни. При этом каждый сам выбирает, будет ли его мировоззрение формироваться пассивно, либо он сам будет управлять тем, какие принципы и убеждения ложатся в его основу.

Иногда под впечатлением от определённых событий или новых знаний целостная картина мира может нарушаться или вовсе разрушаться (например, если после каких-то событий человек теряет или, наоборот, обретает веру). Такое состояние называют мировоззренческим кризисом. Обычно спустя некоторое время целостность мировоззрения восстанавливается, но в некоторых случаях наступают нежелательные последствия (например, аддиктивное поведение или вступление в секту).

Мировоззрение присутствует не только на уровне личности, но и на уровне социальной группы или иной общности. В частности, отражением общественного мировоззрения является менталитет – совокупность типичных психических свойств, присутствующая у обширной группы людей (например, у нации или жителей одного города).

Мировоззрение о хорошей жизни и ценностях — 1719 слов

Жизнь – это путешествие, включающее в себя физический, умственный и духовный опыт. Эти переживания олицетворяют процесс человеческого развития/развития, который неизгладим и универсален – вне времени и культурных границ. Вся инфраструктура культуры людей переплетена с личными впечатлениями, представлениями, эмоциями и предрассудками. Пол, возраст, вероисповедание, раса, религия и т. д. влияют на то, как человек воспринимает себя, других и ситуации.

В рамках этой схемы восприятия находятся личные мировоззрения или теории о мире в целом. Массив определений, мировоззрение, по сути, заключает в себе каркас представлений, взглядов и всеобъемлющую систему убеждений, в которых всплывает широкий спектр вопросов и ответов. Они включают в себя, назвав несколько: кто такие люди, почему мы здесь и какова наша цель в жизни? Существует ли зло и добро? Жизнь должна быть или проста? Каково ваше представление о хорошей жизни?

Многогранные мировоззрения имеют уникальную цель в нашей жизни. Разные люди и культуры составляют этот мир. Различные мировоззрения, пронизывающие этот мир, приводят нас в соприкосновение с таким разнообразием. Каждый аспект культуры зависит от мировоззрения. Самое главное, что общество и мировоззрение взаимосвязаны, ибо то, откуда человек родом, влияет на то, как он думает.

Понимание социальных связей способствует лучшему диалогу и пониманию разнообразия. Как утверждает шотландский писатель и профессор Родерик Ниниан Смарт, « поскольку изучение человека является в важном смысле интерактивным — ибо нужно вникать в человеческие намерения, верования, мифы, желания, чтобы понять, почему они действуют так, а не иначе — фатально, если культуры, в том числе и наша, описываются только внешне, не вступая с ними в диалог (Умный)».

Мы соприкасаемся с мировоззрениями ежедневно; игнорировать их значение было бы ущербом. Самоанализ (самоанализ и т. д.) и вызовы — вот что делает жизнь значимой и гармоничной. Мировоззрения в соответствии с вышеупомянутыми вопросами вызывают самоанализ; они служат очками или контактными линзами для внутреннего «я» с точки зрения исправления и улучшения. Они служат рецептом для привнесения смысла и понимания в мир. В соответствии с этой предпосылкой профессор американской философии Артур Ф. Холмс утверждает, что цель мировоззрения состоит из четырех частей: «необходимость объединения мысли и жизни; потребность определить хорошую жизнь и найти надежду и смысл жизни; потребность направлять мысль; необходимость руководить действиями (Холмс, 5 лет)».

Как мое мировоззрение вписывается в схему вещей? Что касается предпосылки/концепции/идеологии добра и зла или добра против зла, было выдвинуто много гипотез. Мир свидетельствует об этих противоположных взглядах, зажженных мыслями и действиями людей. Что проповедовал евангелист Лука?

Добрый человек из доброго сокровища своего сердца выносит доброе; и злой человек из злых сокровищниц своего сердца рождает злое; от избытка сердца уста его говорят (Скофилд)».

Что хорошо? Что такое зло? Я не верю, что эти расходящиеся силы существуют. На их место приходит своекорыстие и эгоизм. Личные интересы управляют поведением людей и животных, например, когда есть и спать. Это производное от самоопределения, и для его реализации требуются внешние силы. По сути, это то, что всегда делается для роста и улучшения. Личный интерес тяготеет к эгоизму или альтруизму при взаимодействии с другими.

От геноцида в Кемер-Руж и Дарфуре до неоправданного вторжения США в Ирак, финансового краха Уолл-Стрит и скандала The Peanut Corp. of America (вспышка сальмонеллеза в США в 2009 году) — несомненно, они отражают трагические последствия коррумпированных и эгоистичных личных интересов с катастрофическими последствиями. «Жадность — это хорошо» и «Высматривать номер один» заменили «Я сторож своему брату» и «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой» в качестве нынешних девизов общества. Даже при альтруизме конечный результат может быть или не быть выгодой. Последние изречения взаимны и полезны только тогда, когда сердце чисто и без дурного содержания.

Хорошая жизнь и то, что ее составляет, есть вездесущий идеал, всегда ставящий в центр внимания ключевой вопрос – в чем смысл жизни. Это влечет за собой желаемый уровень жизни с конечным достижением счастья в качестве стимула. Новаторский и плодовитый американский психолог, философ и врач Уильям Джеймс утверждал: « Что является главной заботой человеческой жизни?… Это счастье». раз тайный мотив всего, что они делают, и всего, что они готовы терпеть (Разнообразие религиозного опыта) ».

Судьба определяет ценность и важность жизни. Некоторые согласны с тем, что судьба человека предопределена или неизменна. Я верю, что в контексте добра и зла/своих интересов и эгоизма каждый человек творит свою судьбу, основываясь на сделанном им выборе и пути, по которому он идет. То, что определяет хорошую жизнь, индивидуально и меняется с возрастом. Жизненные циклы (20-е, 30-е, 40-е и т. д.) характеризуются отчетливыми физиологическими и психологическими изменениями, влияющими на восприятие и мировоззрение. Обстоятельства и мировоззрение также оказывают глубокое влияние.

Неотъемлемыми ценностями, этикой и моралью являются ценности, этика и мораль – все принципы поведения или система убеждений, которыми человек живет или руководствуется соответственно. Неотъемлемой чертой характера человека является его система убеждений в сочетании с мотивами, намерениями, установками и склонностями. Они способствуют различимости характера нашего характера. Приверженность своим ценностям/морали/этике требует дисциплины и ответственности в сочетании с постоянной и настойчивой самооценкой и самоанализом. Семья, честность и/или порядочность, умеренность и даже честолюбие также играют жизненно важную роль.

Эти принципы человеческой жизни находятся в центре внимания популярного философского тома – Шесть мифов о хорошей жизни : Размышление о том, что имеет ценность – от Профессор из Философия в Университете Коннектикута , известный Джоэл Дж. Купперман. Он согласен с фундаментальными представлениями о том, что счастье, гедонизм, разум, добродетель, достижения служат постулатами хорошей жизни. Однако они являются обобщениями и не углубляются в разнообразие жизни, а лишь указывают на то, что утверждает Купперман. 0009 мы хотели бы верить (Купперман, ix)». Они не заставляют думать дальше. Как он заявляет во введении,

» Одно из предположений, лежащих в основе этой книги, состоит в том, что каждый мог бы извлечь пользу из дальнейших и менее упрощенных размышлений о хорошей жизни. Другой заключается в том, что полезным первым шагом будет вызвать очевидные и привлекательные обобщения и посмотреть, что в них ошибочно (Купперман, ix)».

Используя греческие, китайские, китайские, индийские и римские источники/идеологии, Купперман вступает на путь, на котором, по его мнению, хорошая жизнь заключается в сосредоточении внимания на том, что имеет значение и какие значения стоит поддерживать больше всего. Эти предпосылки, по мнению Куппермана, являются существенными для философии жизни. Чтобы защитить свою гипотезу, он подробно разоблачает семь мифов в виде глав о хорошей жизни — « org/CreativeWork»> В погоне за комфортом и удовольствием приведет к наилучшей возможной жизни ». «Желательная жизнь равняется самой счастливой », «Хорошая жизнь требует достижения хорошего равновесия, точки, в которой важные трудности Решены», « Причина Вместо Эмоции были бы лучшим индикатором того, какой будет хорошая жизнь», «Нет реальной связи, по крайней мере в этой жизни, между истинной добродетелью и желаемым образом жизни », «Истинная добродетель безупречна» и «Как мы можем узнать, что имеет ценность?»

Купперман не придирается к этим мифам, но и не считает их абсолютной правдой. Его конечный результат, как он заявляет во введении, — это , «ослабляющий хватку привлекательных и простых идей, которые мешают нашему разуму». 0010 (Купперман, ix)». Купперман приходит к выводу, что хорошая жизнь не обязательно является удовлетворением. Какую роль играет ценность с точки зрения хорошей жизни? Для Куппермана ценность означает «насколько вознаграждает или не вознаграждает что-то (Купперман, 1 )». То, что достойно вожделения, — это ключ. Когда оно испытано, оно заменит другие переживания.

Помощь другим и мир огромен похвально и является частью хорошей жизни, но, как поясняет Купперман: « многое из того, что важно в жизни, включает в себя не только работу над миром, но и работу над собой (Купперман, 63 года)». По сути, основой хорошей жизни является сильное внутреннее «я». Также важным условием полноценной жизни является добродетель. — «Очевидный посыл состоит в том, что даже с точки зрения чисто личных интересов добродетель обычно является хорошей стратегией в жизни ( Купперман, 109)».

Интернализация необходима для обретения добродетели. Добродетель возникает в результате «формирования себя, обретения второй природы (Купперман, 100)». « Добродетельный человек », — утверждает Купперман, — имеет источник удовлетворения, который является «внутренним и личным, связанным с тем, в кого кто-то превратил себя » (Купперман, 89 лет). «Неотъемлемой частью повседневной жизни является обучение – приобретение определенного или множества навыков. Навыки требуют и повышают производительность, инновации, мотивацию и множество инструментов управления/обогащения жизни. Купперман выступает за то, чтобы участие в квалифицированной деятельности приносило пользу жизни, а также обогащало личность.

Многие факторы (фоновый опыт, унаследованные характеристики, жизненные ситуации, отношения, ценности, выработанные привычки и т. д.) влияют на мировоззрение человека. Они варьируются от одного человека к другому и указывают на ментальную модель реальности. Будь то Джеймс, Холмс, евангелист Лука, Купперман или Смарт — все они имеют общую черту, заключающуюся в простом выражении идей/мыслей/философий — мировоззрений. Все мировоззрения, несмотря на разнообразие в природе, поддерживают и заставляют нас размышлять и анализировать фундаментальные принципы и вопросы жизни — что хорошо, что важно, что свято, что реально. Они охватывают восприятие времени, пространства, счастья и общего благополучия. Всепроникающая сила, они становятся вершиной и концепцией культурной реальности. Мировоззрения, по сути, являются отдельной культурой внутри себя.

Процитированная страница

Холмс, Артур Ф. Контуры мировоззрения . Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1983.

Купперман, Джоэл Дж. « Шесть мифов о хорошей жизни: размышления о том, что имеет ценность » Индианаполис/Кембридж: Hacket Publishing Company, Inc., 2006.

Джеймс, Уильям. Разнообразие религиозного опыта . Веб.

Скофилд, К.И. Преподобный, редактор. Учебная Библия Скоуфилда. Издательство Оксфордского университета: Нью-Йорк, 1917.

Смарт, Ниниан . Мировоззрения: межкультурные исследования человеческих верований . Третье издание. Нью-Джерси: Prentice Hall, 2000.

Мировоззрения формируют личность

(Фото: Colorbox)

То, как мы смотрим на мир, сильно влияет на то, какие мы люди.

По мнению шведского исследователя, мировоззрение отражает личность и модели поведения.

Ингунн Карин Бендиксен

Личное мировоззрение состоит из основных предположений или концепций, которые мы имеем о мире.

Наше мировоззрение структурирует наши мысли и действия. Они могут дать ответ на такие ключевые вопросы, как смысл жизни, воспринимаем ли мы людей как добрых или злых, верим ли мы в высшую силу или божество.

«Составляя карту личного мировоззрения человека, мы можем объяснить 40 процентов политической идентичности людей в Швеции — насколько они правее или левее. Для сравнения, при использовании моделей поведения эта цифра составляет всего 25%», — объясняет Артур Нильссон из шведского Лундского университета.

«Это убедительно, учитывая, что психология традиционно фокусируется на поведенческих моделях при описании личности», — говорит Нильссон.

Целостное понимание

Около 1800 человек из Швеции и США приняли участие в исследовании, целью которого было составить схему их мировоззрения.

«Их попросили оценить по шкале от одного до семи, насколько они согласны или не согласны с утверждениями в анкете», — говорит Нильссон.

Он говорит, что результаты показывают, что люди, которые приписывают неотъемлемые ценности всем другим людям, склонны подчеркивать важность воображения и инноваций в науке, а также равенства и осторожности в моральных и политических вопросах.

Те, кто считает, что люди достигают ценностей в соответствии с внешними нормами, склонны подчеркивать объективность, дисциплину и традиции.

«На тему того, как мировоззрение формирует личность, проведено мало исследований. Это связано с тем, что эмпиризм, утверждающий, что в конечном счете все знания проистекают из чувственного восприятия, исторически был господствующим взглядом в психологии».

Он говорит, что таким образом психология сосредоточилась на вещах, которые легко наблюдать, которые можно измерить и потрогать. Поведение или поведенческие модели были в центре внимания исследований личности.

«Мировоззрение — это тоже широкое понятие, но я думаю, что это как раз то, что нужно, чтобы помочь объединить разрозненную дисциплину и обеспечить всестороннее понимание различных частей личности в целом», — говорит Нильссон.

Использование мировоззрений

Нильссон объясняет, что наше мировоззрение зависит от нашей культуры и состоит не только из базовых предположений или концепций.

«У жителей Индии другое мировоззрение, чем у жителей Швеции. Такие вещи, как личный опыт, гены и окружающая среда, личные размышления, виды культурных влияний, которым мы подвергаемся, и множество других аспектов играют роль и влияют на наше мировоззрение».

«Но в своем исследовании я вижу индивидуальные различия в данном культурном контексте.

Несмотря на то, что люди имеют один и тот же культурный фон, мы наблюдаем определенные различия в характере их мировоззрения», — говорит доктор.

Как мы можем использовать тот факт, что мировоззрение играет ключевую роль в личности?

«Как я уже сказал, психология традиционно умела разделять человека на различные части, но чтобы понять человека в целом, нужно также понять его или ее мировоззрение. Расширяя наши знания о мировоззрениях, мы лучше понимаем, как они формируют нашу жизнь».

«Существует много типов мировоззрения. Какие процессы управляют ими? Как они могут сосуществовать в мультикультурном обществе и как изменить свое мировоззрение, когда оно встречает сопротивление в течение жизни?» спрашивает Нильссон.

В рамках клинической психиатрии

Когда мы сталкиваемся с серьезными проблемами в жизни, наше мировоззрение может быть подвергнуто сомнению, и это может быть воспринято как очень травмирующее.

Нильссон говорит, что классический пример — это когда мир перестает восприниматься как честный и справедливый. Смысл и контекст занимают центральное место в нашем мировоззрении, и когда оно рушится, нам приходится изменять нашу картину, чтобы избежать пустоты, потери мотивации и т.  д. 

«Более глубокое понимание того, как мы бросаем вызов и изменяем наше собственное мировоззрение, чтобы справиться с невзгодами, также может быть использовано в клинической психологии», — объясняет он.

Осознаем ли мы свое мировоззрение?

«Это отчасти зависит от того, насколько глубоко мы погружаемся в себя, но обычно в повседневной жизни мы ступаем, не осознавая своего мировоззрения».

«Мировоззрение пронизывает то, что мы делаем и думаем, и часто это то, что мы обычно принимаем как должное, а не подвергаем сомнению», — говорит Нильссон.

———————-

Прочитайте норвежскую версию этой статьи на forskning.no

Перевод: Glenn Ostling

Внешние ссылки
  • Артур Нильссон, Психология мировоззрения: к нередуктивной науке о личности. Июнь 2013 г.
  • Профиль Артура Нильссона
Связанный контент

Проблемное поведение из-за нарушения зрения

Учащиеся с диагнозом СДВГ, трудности в обучении или дислексия в некоторых случаях могут просто страдать нарушением зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *