Растения и животные Байкала — О Байкале
ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦСЕТЯХ:
На озере Байкал в настоящее время насчитывается 2 630 видов животных и растений, две трети из которых являются эндемиками, они обитают только в Байкале! Одно из главных богатств Прибайкалья – богатейшая темнохвойная и светлохвойная тайга, покрывающая почти всё побережье озера. В горах непроходимые заросли кедрового стланика, постепенно сменяющиеся кустарниками и альпийскими лужайками, над которыми высятся суровые скальные вершины. На берегу озера, там, где тайга отступает, на полянах и пологих склонах раскинулось царство трав и прекрасных байкальских цветов. В середине мая, когда ещё не появилась первая листва, а на вершинах гор ещё белеет снег, на склонах зацветают кусты даурского рододендрона – багульника, который необыкновенно ярким розовым цветом украшает побережье. В середине лета, когда травостой уже высок, алые саранки, жёлтые лилии и синие цветы водосбора пышным разноцветным ковром покрывают поляны.
Редкие животные Байкала
© Фото: www.depositphotos.com
2 декабря 2016 #животные #экология
Уникальная природа Байкала способствует тому, что здесь обитает множество животных, которых в других местах на планете не найти. Большинство эндемичных животных озера сегодня находятся под охраной и защитой, но, увы — Красная книга Байкала с каждым годом становится все больше.
Говоря о животных Байкала, невозможно не рассказать о нерпе, единственном в мире тюлене, который живёт в пресной воде.
Нерпа – главный эндемик озера Байкал, реликт и символ Байкала. Охота на байкальскую нерпу велась с древности и проводится сейчас, так как для коренного населения это неотъемлемая часть местной культуры природопользования. Благодаря нерпе они получают ценную шкуру, жир и мясо. И хотя на сегодняшний день нерпа официально не находится под особой охраной, не так давно на Байкале был введен ограниченный промысел на этого редкого зверя. В настоящее время охота на нерпу проводится в объёмах, которые не оказывают влияния на численность вида, а, следовательно, мы можем быть уверены, что этот ценный зверь не исчезнет с байкальских берегов.
Северный олень
Говоря о млекопитающих Байкала, которые внесены в Красную книгу и находятся на грани исчезновения, нельзя не вспомнить легендарного северного оленя. Еще до заселения Сибири русскими дикий северный олень обитал практически на всей территории, которую ныне занимает Иркутская область. Это действительно уникальное животное: это единственный олень на планете, у которого рога носят как самцы, так и самки.
Он также способен достать себе корм из-под снега на глубине 120 см. С началом интенсивного освоения пространств, с распашкой земель, вырубкой лесов, а позднее из-за строительства предприятий и дорог численность диких северных оленей в Восточной Сибири стала резко сокращаться, так как животное лишилось территорий, на которых добывало себе еду. Сегодня экологи всего мира борются за то, чтобы сохранить это редкое животное, ведь заменить этого хозяина тайги решительно некем.
Красный волк
Красный волк – еще одно животное, которое практически исчезло с территории России. В Иркутской области проходит северная граница ареала этого хищника. Люди, которым посчастливилось увидеть этого редкого хищника, говорят, что он похож на волка, лисицу и шакала одновременно. Огненно-рыжий окрас спины в сочетании со светлым брюхом и лапами, черный хвост делают этого зверя очень эффектным.
Не стоит недооценивать и его силу: крупной стае красных волков под силу одолеть леопарда или тигра.
Браконьерство, а также постепенное увлажнение климата и связанные с ним глубокоснежье и пресс лесной растительности стали причиной сокращения красных волков на территории России.
Неуловимый ирбис
Уникальные животные Байкала
Омуль – главная промысловая рыба озера. Чистая вода Байкала позволяет жить в ней четырем расам омуля: чивыркуйской, селенгинской, северобайкальской, посольской
Нерпа – символ Байкала и главный эндемик озера. Этих млекопитающих, можно встретить только здесь. Несмотря на неповоротливость на суше, под водой нерпа развивает довольно высокую скорость и становится первоклассным охотником
Кабарга – самый мелкий олень, который живет по берегам Байкала. Длина тела составляет всего один метр при массе около 17 килограмм. Отсутствуют рога, хотя у самцов есть изогнутые, длинные клыки
В Байкале живет огромное количество эндемичных рыб. Самым уникальным является семейство рыб голомянковые, в котором особый интерес представляют два глубоководных вида: большая голомянка длиной до 20 см и голомянка Дыбовского длиной около 9 см. Происхождение этой рыбы до сих пор неизвестно
Рачок эпишура — основной потребитель планктонных водорослей, способен поглощать бактерии и поэтому является биологическим фильтром, обеспечивая чистоту байкальских вод
Орлан-белохвост — самый крупный гнездящийся хищник Иркутской области. Отлично приспособился к жизни вблизи крупных рек, озер, болот и даже морских побережий, став умелым рыбаком
Снежный барс – самое загадочное животное сибирских лесов. На данный момент достоверно известно, что на территории Иркутской области обитает 6–8 особей ирбиса, в Бурятии – порядка 30
Снежный барс или ирбис – самое загадочное животное Сибири и Байкала. Название хищника русские купцы-перекупщики позаимствовали у тюрков-охотников в XVII веке. Но еще не так давно, в 80-е годы ХХ века местные охотники категорически отказывались верить в существование хищника, ссылаясь на то, что снежного барса не видели ни отцы, ни деды.
Однако на данный момент достоверно известно, что на территории Иркутской области обитает 6-8 особей ирбиса, в Бурятии – порядка 30. Всего по Восточному Саяну, включая его части в Тыве и Красноярском крае живет, вероятно, более 50 снежных барсов. Этот редкий, но весьма опасный зверь значительно превосходит по размерам рысь и, без сомнения, является отличным охотником. Сегодня ирбис включен в Красную книгу России, и множество волонтеров по всей стране работают над тем, чтобы сохранить и преумножить этот вид.
Орлан-белохвост
Область Байкала и окружающих его земель лежит в пределах ареала такой редкой птицы, как орлан-белохвост. Это самый крупный гнездящийся хищник Иркутской области, и интересен он тем, что отлично приспособился к жизни вблизи крупных рек, озер, болот и даже морских побережий, став умелым рыбаком. Во время охоты на рыбу орлан иногда на короткое время сам погружается в воду. Серьезной угрозой для вида является разрушение его местообитаний – вырубка (и выгорание) лесов вблизи водоемов, уничтожение водно-болотных угодий, также определенное влияние оказывает браконьерский отстрел.
Сегодня эта редкая птица охраняется как на всероссийском, так и на международном уровнях.
Байкальский осетр
Говоря о редких представителях животного мира Байкала, нельзя не упомянуть его подводных обитателей. Сибирский осетр – быстро сокращающийся в численности подвид осетра, который живет на обширных мелководьях, в крупных заливах и вблизи устьев крупных рек. Осетры в Байкале живут до 50-60 лет и более, достигая 100-130 килограммов массы, 1,5-1,8 метра и более длины.
В конце прошлого столетия в Байкале и в его реках добывали свыше 1000 центнеров осетров.
В результате того, что молодь была почти истреблена, осетровый промысел в начале XX столетия упал до ничтожных размеров. С 1945 года введен запрет на лов осетра, и сейчас запасы его постепенно возрастают.
РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Читайте также
Сало, шуга и шорох: что вы не знали о байкальском льде
Когда замерзает озеро? Как долго держится лед? Какие называются разновидности байкальского льда? Все ответы в наглядной инфографике Первого Байкальского
Чертова воронка: дыра в бездну посреди Байкала
Многие люди, живущие вдоль берегов Байкала, верят в его сверхъестественную силу. Порой озеро считают чуть ли не живым организмом или порталом в другой мир. В канун Дня всех святых мы вспомнили одну страшную легенду…
Сколько воды в Байкале?
Если открыть дома кран на полную мощность, стакан воды наберется за 1 секунду. Чтобы наполнить таким образом озеро Байкал, пришлось бы не выключать воду 4,5 млрд лет.
5 удивительных животных Байкала
Почему росомаху называют обжорой? Как выглядит «хостел» для черношапочных сурков? Сколько еды может унести за щеками бурундук? Правда ли, что ондатра ест под водой, не открывая рта? Интересные факты о животных, обитающих на восточном берегу Байкала.
Первые люди Байкала
Родина завоевателей
{[rel:1}}
Предки эвенков (ранее называвшихся тунгусами) были носителями древней глазковской культуры, локализованной на обширные территории вокруг Байкала: Приангарье, верховья Лены и низовья Селенги. Ученые до сих пор находят характерные захоронения, где камни уложены в форме овала или подковы. Эти археологические памятники датируются XVIII-XIII веками до нашей эры, периодом бронзового века. Пока в Египте строились пирамиды, на побережье Байкала развивались народы тунгусо-маньчжурской языковой семьи. Со временем они распространились на запад, север и восток, ассимилировавшись с более старым автохтонным населением. По мере своего распространения по Азии люди глазковской культуры отдалялись друг от друга в языковом и культурном отношении, но все же представляли собой единую этническую общность в течение достаточно длительного периода времени. Эти люди стали предками великих завоевателей, исследователей и ученых.
Уйдя от берегов Байкала и расселившись до границ Китая и Кореи, тунгусо-маньчжуры в 698 г. создали свое первое государство Бохай (или Пархэ), в состав которого вошли Маньчжурия, Приморье и часть Корейского полуострова. Однако уже в 928 году Бохай был завоеван киданями. После падения этого государства впервые появился термин «чжурчжэни». Этим словом называли людей, живших на территории от Байкала до Амура, потомков жителей Бохая и завоевателей обширной таежной территории.
Предки эвенков имели техническое превосходство над старшим населением и активно захватывали земли Северо-Восточной Азии. Расселяясь на этих территориях, эвенки перенимали часть материальной и духовной культуры местного населения. Особенности этнического формирования тунгусов обусловили наличие у них трех характерных антропологических типов, а также трех различных хозяйственно-культурных групп: оленеводов, скотоводов и рыболовов.
Живущие за Байкалом чжурчжэни сумели завоевать Северный Китай и создать большое государство, которое принято именовать империей (династией) Цзинь. Дословный перевод этого слова – «золото», то есть Золотая Империя. Силы чжурчжэней были сравнительно небольшими по сравнению с китайцами, но благодаря тактике стремительного наступления они смогли завоевать весь Северный Китай. Это государство просуществовало чуть более ста лет и пало под ударами монголов. Позднее из восточных чжурчжэней вышел маньчжурский народ, вновь завоевавший Китай и создавший одну из величайших империй всех времен.
Наследие эвенков
Чжурчжэни, проживающие вблизи Байкала, также пострадали от нашествия монголов и были вынуждены мигрировать на север. Они стали известны как тунгусы, хотя называли себя «эвенкилами» (отсюда и произошло их современное название). Большая часть эвенков до сих пор проживает в Республике Саха (Якутия). Многие топонимы и гидронимы имеют эвенкийское происхождение в местах, где буряты считаются коренным населением. Многие бурятские и монгольские семьи считаются собственно эвенкийскими. Один из этих родов стал княжеским в Российской империи. Это семья Гантимуровых. Его основатель Гантимур был родственником маньчжурского императора (брачные узы между эвенками и маньчжурами были довольно распространены) и видным деятелем Китая. Однако из-за конфликта с Вождем Поднебесной он бежал в Россию, принял крещение и стал не менее важной фигурой, приняв титул «князя». Дворянский род Гантимуровых внесен в пятую часть Дворянского родового реестра Иркутской губернии. Потомки Гантимура тоже были дворянами, Катанаевыми, но уже не имели княжеского титула.
После принятия крещения тунгусы (эвенки) были вынуждены отказаться от многих обычаев и обрядов. Например, Цзолинь Гантимур стал принцем Петром, и у него осталась только одна официальная жена из его прежних девяти жен. Внуки Гантимура почти не знали родного языка. Однако большая часть эвенков продолжала жить так же, как и их предки: охотой, рыболовством и разведением оленей. Кроме того, эвенки обрабатывали шкуры, бересту и были прекрасными кузнецами, однако после прихода русских это ремесло уже не было востребовано, так как проще было обменять качественный дешевый товар из Московского царства на соболя, чем на производить что-либо самостоятельно. Как и другие малочисленные народы Сибири, эвенки перестали развиваться. Возможно, поэтому они не смогли объединиться и создать свое государство, в отличие от маньчжуров.
Однако до недавнего времени они сохранили свои древние уникальные обряды. Например, обряд воздушного захоронения, когда усопшего хоронили на специально сооруженной платформе высотой в несколько метров или подвешивали на дереве. Предполагалось, что таким образом тела передавались духам предков.
Вера таежников
Шаманизм считается верой эвенков. Она включает в себя множество различных традиций и практик, в зависимости от региона, но общим для всех эвенков было одухотворение всех явлений природы, представление о нашем мире, состоящем из верхнего и нижнего миров, представление о душе («оми ») и некоторые элементы тотемизма. Кстати, само слово «шаман», ставшее интернациональным, имеет эвенкийское происхождение.
Были различные магические ритуалы, связанные с охотой и охраной стад. Позже эти обряды стали совершать шаманы. В связи с шаманизмом возникли новые представления: о духах-хозяевах, о душе, духах-помощниках, была создана космогония с миром мертвых. Появилось несколько новых обрядов: прощание с душой умершего, очищение охотников, инициация оленя, а также множество обрядов, связанных с «исцелением» и борьбой с враждебными шаманскими духами.
Согласно шаманской философии большей части эвенков, мир состоит из трех миров: верхнего мира, расположенного на востоке, где берет начало главная шаманская река Энгдекит, среднего мира — сама река, и нижнего, расположенного в север, куда течет эта река. В более поздних представлениях верхний мир стал местом пребывания хозяина верхнего мира (севаки, эксэри, майин) и человеческих душ, называемых «оми», принадлежащих людям, еще не родившимся на Земле, а нижние пределы главной шаманской рекой стал мир душ умерших.
Шаманские вещи включали следующие вещи: шаманский кафтан («лом-болон», «самасик»), шапка с бахромой, скрывающей часть лица шамана, бубен («унгтувун», «нимнгангки») неправильной овальной формы с тампоном («гису»), а иногда посохом и длинным ремнем. В целом костюм должен символизировать животное (оленя или медведя).
Религиозные обряды эвенков включали в себя обряды, связанные с медведем, умерщвлением животного, вскрытием его туши и устройством специальной подставки на дереве («чукка») для закапывания его головы и костей. У медведя было до 50 аллегорических имен. Согласно преданиям эвенков, медведь был героем, принесшим себя в жертву, чтобы отдать оленя людям.
Несмотря на то, что в настоящее время эвенков не более 80 000 человек, их влияние на культуру и историю Азии непропорционально их малочисленности.
Народы Байкала
Однако мы можем посмотреть на особенности некоторых народов, проживающих вблизи Байкала или тех, кто когда-то там жил.
Курыканцы
Ренессанс культуры курыкан в Прибайкалье приходится на VI-X века. Они расселились от Тункинской до Баргузинской долин, союз курыканских племен вели полуоседлый или кочевой образ жизни. Основным занятием было скотоводство: разводили коз, верблюдов и лошадей.
Буряты
Буряты — один из самых многочисленных народов, проживающих в Сибири. Прежней основой их домашнего хозяйства было кочевое скотоводство, которое давало пищу, одежду и войлок для строительства жилищ. Буряты разводили овец, коз, верблюдов, лошадей. Сельское хозяйство было развито слабо, но после прихода русских они стали более активно заниматься сельским хозяйством, переняв у новых соседей плуг и другие орудия труда. Мужчины ходили на рыбалку и охоту: зимой охотились на белку, соболя, лисицу, выдру, а летом — на лося.
Кузнецы изготавливали различные изделия из металла. Эта профессия была наследственной, кузнецы часто были одновременно и шаманами.
Лошади занимали особое место в жизни бурят, потому что эти животные считались чистыми. Они использовались в домашнем хозяйстве не только как средство передвижения. Широкое распространение получили продукты коневодства: конина считалась вкуснейшим блюдом, шерсть шла на изготовление веревок и сетей, кожа служила для пошива обуви.
Качество седел и украшений на коне служило отличительным признаком состоятельности человека.
Основу традиционного бурятского жилища «юрты» составляли легко переносимые решетчатые стены, покрытые войлоком и перевязанные веревками. Вход в юрту всегда был направлен на юг. Внутренности жилища делились на две половины: западная принадлежала мужчинам, восточная – женщинам. Очаг располагался в центре.
В настоящее время буряты проживают в Бурятии, Иркутской области, Забайкальском крае и других регионах России, а также в Монголии и Китае. Их население составляет около 690 000 человек.
Эвенки
Нация эвенков образовалась в результате смешения коренных восточносибирских племен с тунгусскими племенами Забайкальского края. Племена расселились по берегам Байкала, рек Ангары и Лены, а затем двинулись дальше. Сегодня эвенки проживают на территории от Енисея до Амура.
Этнографы наградили эвенков прозвищем «таежные цыгане» за кочевой образ жизни: они передвигаются по тайге в поисках новых мест для охоты, перевозя свои легкие жилища («чумы») и все имущество на оленях.
Эвенки издревле занимались охотой, рыболовством и скотоводством. Существовало три основных типа эвенков (по роду занятий): охотники «ламучены», оленеводы «орочены» и коневоды «хамниганы». Во всяком случае, оленеводство было хорошо развито во всех общинах. Олени для энвенков не просто домашние животные, а символ благополучия и достатка семьи, основное средство передвижения и источник пищи. Старая эвенкийская поговорка гласит: «Эвенки живы, пока жив северный олень».
Большое значение имеют разные культы, эвенков с детства приучают к их уважению. Например, существует культ медведя, хозяина тайги, который обязывает каждого охотника убивать только строго определенное количество медведей — иначе охотник может вскоре погибнуть.
Сегодня в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае и других местах проживает около 77 тысяч эвенков.
Эвенки верят, что природа живая, населенная духами, и они точно знают, где остановиться – не рубят больше деревьев, чем нужно, не убивают дичь без надобности, расчищают место, где устроили охоту лагеря, когда они идут.
Тофалары
На территории от Нижнеудинского района до северо-восточного склона Восточных Саян проживает малочисленный полукочевой народ – тофалары. Их традиционными занятиями были и остаются охота и кочевое оленеводство. Это искусные охотники и следопыты, которые в разное время года охотятся на разных животных: лося, благородного оленя, косулю, соболя, бобра, лису, росомаху и других таежных зверей.