Примеры норм по направленности предписывающие и запрещающие. Социальные нормы
Социальные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие
77
то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.
Они различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах — молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах. К примеру, американский социолог Элтон Мэйо в знаменитых Хоторнских экспериментах, проводившихся в 1927-1932 годах, обнаружил специфические нормы трудового поведения. Новичкам, принятым в малую группу, старшие товарищи говорили:
ты не должен вырабатывать слишком много или слишком мало;
ты не должен говорить начальнику ничего такого, что способно нанести вред товарищам;
ты не должен со «своими» сохранять дистанцию или держаться официально; t
ты не должен общаться с начальством больше, чем со своими товарищами.
Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами», а не «групповыми привычками», как это было в случае малых групп. Когда мы рассматривали статистику культуры, мы познакомились с большинством «общих правил». К ним относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Каждой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут следовать очень сильные жесткие санкции — изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Они описаны в главе 3, где показано, что соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности, семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь). Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции. В тех же Хоторнских экспериментах новичков, нарушивших четыре описанных выше правила
78
поведения, ждало суровое наказание: с ними могли не разговаривать, приклеить обидный ярлык Свыскочка», «штрейкбрехер», «подсадная утка», «предатель»), вокруг них могли создать нетерпимую обстановку и заставить уволиться, к ним могли применить даже физическое насилие.
Выпишите все типы социальных и культурных норм, указанные в главе 3 и 5, и напротив каждого типа поставьте виды наказания, которые могут последовать за их нарушение.
Нормы связывают или, как научно выражаются специалисты, интегрируют людей в единую общность, коллектив. Каким образом подобное происходит?
Во-первых, нормы — это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.
Во-вторых, нормы — это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идут навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правил возникают столкновения и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.
Задание
Постройте мысленную модель делового взаимодействия в бизнесе и опишите: 1) какие цели преследуют партнеры, 2) каковы их интересы и мотивы, 3) кто является прямым и косвенным участником сделки, 4) какова технология самого действия, 5) какие нормы регулируют деловые операции и какие наказания следуют за их нарушение. В качестве примера можете взять сделку о поставке крупной партии импортного оборудования на текстильную фабрику.
Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют, — как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится особенно высоко, а отступление от нее карается очень строго. То же самое можно сказать о южноевропейских народах. Итальянская мафия возникла как неформальная норма защиты чести семьи и лишь позже ее функции измен»ились. Отступников от принятого стандарта поведения карало все сообщество.
Как видим, социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы — правила поведения, ценности — абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и т.д.
Итак, мы углубились в тему «Социальные нормы», которую начали в главе 3. Но теперь мы рассмотрели виды и градацию норм, установили, Что они могут служить в качестве стандартов поведения и ожиданий, что они формируют сеть социальных отношений и систему социального взаимодействия. Выделим ключевые понятия:
Социальные нормы Стандарты поведения
Ожидания поведения Сеть социальных отношений
Система социального взаимодействия
80
Социальные нормы. По направленности: (предписывающие, запрещающие) Устанавливают какое поведение желательно или обязательно, какое поведение недопустимо. дорожные знаки. По степени обязательности: (нормы- правила, нормы- ожидания) Устанавливают, какое поведение обязательно для данной группы людей. Устанавливают, какое поведение допустимо, хотя и нежелательно при встрече со старшим по званию военные отдают честь. опоздание на встречу. По форме: (формальные, неформальные) Четко зафиксированы в письменной форме. Обеспечиваются обычаями и привычкой закон или предписание. этикет.
Картинка 10 из презентации «Правила поведения в обществе» к урокам психологии на тему «Правила поведения»
Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока психологии, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Правила поведения в обществе.
Скачать презентацию
«Правила поведения в обществе» — Многообразие правил. Учимся общаться в Интернете. Урок обществознания в 7 классе. Русская пословица: «Посеешь привычку- пожнешь характер». По форме: (формальные, неформальные) Четко зафиксированы в письменной форме. Правила – нормы, регулирующие поведение людей. Жил на свете человек. Обеспечиваются обычаями и привычкой закон или предписание. этикет.
«Толерантность в школе» — Толерантность на разных языка мира. Что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности»? Связана ли любовь с толерантностью? Современный культурный человек. Прощение. Почему молодой человек отказался помочь? Домашнее задание команд. Толерантность -. Перед вами две дороги – выбирайте… 16 ноября.
«Отклоняющееся поведение» — Работу выполнил Новиков А. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Виды социальных норм. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).
«Культура поведения» — Костя выучил все уроки и собрался идти играть в футбол. Культура поведения. Культурно-гигиенические навыки и привычки. Эффективный прием активизации умственной деятельности, в осознании нравственных норм. Поступки и суждения. Что, по-вашему, сделал Костя? Вежливый спокойный тон. В выполнении трудовых поручений.
«Правила поведения» — Правила поведения. Учебные предметы: предметы гуманитарного цикла, психология. Участники: учащиеся 9-11 классов, учителя-предметники, психолог, классные руководители. Методическая презентация творческого проекта. Темы самостоятельных исследований учащихся: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ: Связаны ли межличностные отношения и правила поведения?
«Нормы поведения в обществе» — Структура нормы права: Общественная опасность. Руссо Д. Сахаров Солженицын. Ответ: Ст. 52 Конституции РФ. Нормы –требования Обязанности граждан, гос.органов. Моральные нормы. Перечислите социальные нормы: Гипотеза При каких условиях? Нормы права. Право и мораль: Авторитарная этика: Гитлер Сталин Ф. Кастро Мао Дзедун.
Всего в теме 6 презентаций
Разработка урока обществознания в 7 классе по теме «Что значит жить по правилам». Разработка содержит конспект урока, рабочий лист ученика, приложение
«План урока Что значит жить по правилам»
Тема: Что значит жить по правилам
Цель: формирование представления о разнообразии социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета
Метапредметные:
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Основные понятия: ПравилоСоциальные нормыПривычкаОбычайРитуалОбрядЦеремонияЭтикетМанеры
План:
1. Что такое социальные нормы
2. Привычка, ритуал, обряд
3. Правила этикета и хорошие манеры
ХОД УРОКА
Оргмомент
Мотивация . Разгадывание ребуса
2.Определение темы и целей урока
Так какая будет тема урока? Что мы должны изучить?
Что такое правила (понятие)
Какие бывают правила (виды)
Особенности различных правил поведения
Актуализация
Какие правила общения вам известны
Правило -Это закон, постановление или указание, основанное для действия в данных случаях при известных обстоятельствах.
Устанавливают какое поведение желательно или обязательно, какое поведение недопустимо.
дорожные знаки.
2. По степени обязательности: (нормы- правила, нормы- ожидания)
Устанавливают, какое поведение обязательно для данной группы людей.
Устанавливают, какое поведение допустимо, хотя и нежелательно
при встрече со старшим по званию военные отдают честь.
опоздание на встречу.
3.По форме: (формальные, неформальные)
Четко зафиксированы в письменной форме. Обеспечиваются обычаями и привычкой
закон или предписание. этикет.
Виды правил | Что устанавливают | ||
Поведение желательно | Поведение обязательно | Поведение недопустимо | |
По направленности: 1. предписывающие, запрещающие | Уступить место в транспорте | Заплатить за проезд | Курить в салоне автобуса |
По степени обязательства 1.Нормы-правила 2. Нормы ожидания | Приветствовать всех учителей. | Посещать уроки | Прогуливать уроки |
Учиться на «4» и «5» | Выполнять правила поведения по уставу школы | Часто опаздывать на уроки | |
По форме Неформальные | Школьная форма | Нарушать правила | |
Поздравлять учащихся с днем рождения | Участие в делах класса | Агрессивное поведение |
Физиминутка. Составить из набора букв слова, связанные с темой урока, разложенные в разных частях классной комнаты. У каждой группы буквы своего цвета(по жетончику на парте).
А теперь наклейте полученное слово на лист и закрепите на доске магнитами.
Сейчас каждая группа должна найти в словарике определение своего слова в тетради, записать на маршрутном листе под необходимым изображением. После вы рассказываете, что у вас получилось своим одноклассникам.
Привычка- сложившийся способ поведения(стереотип) в определенных ситуациях.
Обычай — традиционно установившийся порядок поведения
Обычай ритуал обряд
Привычка – стереотип поведения
Обычаи – правила или образцы действий, одобряемые обществом
Ритуал – обычай, совершаемый специальными людьми в строгой последовательности
Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом
Церемония – торжественный обряд, порядок совершения чего-либо
церемония
Этикет — принятая в определенных кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где –либо
Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих
1. Правила регулируют отношения между людьми.
2.Служат эталонами, образцами поведения
Социальные нормы- санкций
2.Санкция-
Санкции _________________
наказательный характер _ __пощрительный характер
штраф, выговор, обыск аплодисменты, награждение, премия
IV Домашнее задание &5 стр.64, 66-67, пересказ
Практическое задание .
А. мораль Б. санкции
В. конституция Г. Действие
А. этикет Б. правила
В. манеры Г. обычаи
В. оба верны Г. оба неверны
1.Наказание за нарушение установленных правил:
А. мораль Б. санкции
В. конституция Г. Действие
2. Внешние формы поведения, получившие оценку окружающих:
А. этикет Б. правила
В. манеры Г. обычаи
3. Какой вариант определения этикета вы считаете верным?
1.Этикет – чётко зафиксированное в письменной форме правило;
2.Этикет – привила, обеспечиваемые обычаями и привычками.
А. верно только 1 Б. верно только 2
В. оба верны Г. оба неверны
1.Наказание за нарушение установленных правил:
А. мораль Б. санкции
В. конституция Г. Действие
2. Внешние формы поведения, получившие оценку окружающих:
А. этикет Б. правила
В. манеры Г. обычаи
3. Какой вариант определения этикета вы считаете верным?
1.Этикет – чётко зафиксированное в письменной форме правило;
2.Этикет – привила, обеспечиваемые обычаями и привычками.
А. верно только 1 Б. верно только 2
В. оба верны Г. оба неверны
Просмотр содержимого документа
«Раб. лист»
Виды правил | Что устанавливают | ||
Поведение желательно | Поведение обязательно | Поведение недопустимо | |
По направленности: 1. предписывающие, запрещающие | |||
По степени обязательства 1.Нормы-правила 2. Нормы ожидания | |||
По форме Формальные (правила в письменной форме Неформальные | |||
Привычка-
Посмотри на рисунки и подбери к ним соответствующие термины из предложенного списка
Обычай, ритуал,церемония, обряд
Церемония
Запиши определения данных терминов из словаря учебника
_______________________ ______________________________
___________________________ _____________________________________
Правила регулируют отношения между людьми.
Служат эталонами, образцами поведения
Социальные нормы- Это стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций.
_____________________________
__________________________ _____________________________
IV Домашнее задание &5 стр.64, 66-67. Вспомните несколько обычаев русского народа, запишите их.
Практическое задание . Составьте аналогичную таблицу
По направленности (предписывающие, запрещающие) на примере « Правила поведения за столом».
По обязательности (нормы- правила, нормы- ожидания) на примере «Правила поведения в оздоровительном лагере)
По форме (формальные, неформальные)
на примере «Правила поведения в библиотеке».
Просмотр содержимого документа
«приложение к уроку»
Желтый цвет
Синий цвет
Зеленый цвет
Приведите пожалуйста примеры формальных и неформальных пр.
.. -reshimne.ruНовые вопросы
Ответы
Формальные -чётко зафиксированы в письменной форме ( конституция, правила дорожного движения)
неформальные- обеспечиваются обычаями и привычкой (торг на рынке, протягивание руки при приветствии)
Похожие вопросы
Напишите советы при общении с младшими,сверстниками,взрослыми
Срочно!…
Что такое личность и чем человек отличается от животного…
Какие бывают национальные права?
…
Культурные права примеры…
Сравните представления о справедливом (идеальном) общественном устройстве Платона и Маркса. Что общего в их позициях и представлениях, каковы существенные различия?…
СРОЧНО
Что общего и различного вы видите в играх, животных и детей? Сделайте вывод о том, почему люби любят играть в различные игры….
Математика
Литература
Алгебра
Русский язык
Геометрия
Английский язык
Химия
Физика
Биология
Другие предметы
История
Обществознание
Окружающий мир
География
Українська мова
Українська література
Қазақ тiлi
Беларуская мова
Информатика
Экономика
Музыка
Право
Французский язык
Немецкий язык
МХК
ОБЖ
Психология
Разница между Custom и Habit
РЕКЛАМА:
Прочитайте эту статью, чтобы узнать о различиях между Custom и Habit!
Среди различных средств социального контроля обычай, закон и мода оказывают важное влияние на поведение человека в обществе.
РЕКЛАМА:
В большинстве дописьменных обществ фольклорные обычаи и нравы достаточны для поддержания гармонии и порядка, но есть много дописьменных обществ, в которых есть некоторые элементы социального контроля, превосходящие неформальное действие фольклорных обычаев и нравов.
Пользовательский и привычный : Привычка — это индивидуальное явление:Прежде чем рассматривать обычай, было бы уместно рассмотреть привычку, поскольку она обычно используется как синоним обычая и выполняет положительную функцию. Привычка означает «приобретенную способность действовать определенным образом, не прибегая к обдумыванию или размышлению». Это индивидуальное явление. Люди склонны реагировать так, как они привыкли.
Приобретение привычки делает действие легким, знакомым, относительно легким и близким по духу. Двухразовое питание, чистка зубов, утренняя прогулка, сложение рук при поклонении старшим – все это у нас дело привычки. Все подобные действия относятся к области автоматического поведения. Нам становится психологически и физиологически легко действовать привычным образом.
Человек может легко выполнить заданную задачу, если она совпадает с его привычками. Если бы нам приходилось заново продумывать каждый шаг действия, нам было бы трудно жить. Без привычек мы ничего не смогли бы добиться. Трудно действовать не так, как обычно. Привычка — это наша «вторая натура». Это установленный, укоренившийся и часто почти неизгладимый способ реагирования.
Привычка усвоена:РЕКЛАМА:
Можно отметить, что привычка приобретается и приобретается. Мы учимся совершать действие определенным образом, разумеется, социально приемлемым. Мы повторяем это действие всякий раз, когда сталкиваемся с похожей ситуацией. Со временем, когда это действие становится часто повторяющимся опытом, оно становится привычкой.
Это действие становится настолько автоматическим, что совершается без всякого обдумывания. С самого раннего детства человека учат определенным правилам поведения, которое предполагает приобретение привычек. Чем больше им дается шанс стать активной частью нашей жизни, тем больше они кристаллизуются и укрепляются.
В детстве привычки не управляют действиями человека, как в более поздние периоды жизни. Но именно в детстве закладываются основы большинства привычек. По привычке мы выбираем одну альтернативу и закрываем дверь для многих других.
Положительные функции привычки:Привычка, как мы сказали выше, выполняет положительные функции. Как инструмент жизни, он уменьшает рутинную работу, экономит энергию и избавляет от ненужных затрат мысли. Везде, где должны быть выполнены чисто повторяющиеся действия, мы выполняем их полусознательно. Мы не останавливаемся, чтобы подумать: сразу же делаем действие.
РЕКЛАМА:
Мы бы никогда не научились делать что-то легко и хорошо, если бы нам приходилось думать заново на каждом этапе процесса. Привычка — это наша реализованная природа. Это экономит и высвобождает нашу энергию для других задач. О силе привычки есть красноречивый отрывок из Уильяма Джеймса, который пишет: «Таким образом, привычка — это огромный маховик общества, его самый ценный консервативный агент.
Только это удерживает всех нас в рамках устава и спасает детей удачи от завистливых бунтов бедняков. Оно одно препятствует тому, чтобы самые трудные и самые отвратительные жизненные пути были оставлены теми, кто был воспитан для того, чтобы идти по ним… оно обрекает всех нас сражаться в жизненной битве согласно нашей природе или нашему раннему выбору и делать Лучшее из занятий, которое не согласуется, потому что нет другого, к которому мы были бы приспособлены, и слишком поздно начинать заново. Это удерживает разные социальные слои от смешения».
Но если энергии, сэкономленные привычкой, не находят выхода в деятельности или за ее пределами, неиспользованные ею или препятствующие ей возможности могут прорвать плотины и каналы привычки, по-новому восприняв удовлетворение, в котором до сих пор отказывали. В этом случае индивидуум может совершать действия, которые могут угрожать общественному существованию или привести к радикальному нарушению его личности.
Однажды привычку трудно сломать. Он включается в нашу личность, формируя модель нашей жизни. Таким образом, сила привычки проявляется не только в ежедневных рутинных задачах, но и в задачах, важных с точки зрения общества.
Отказ от привычки:РЕКЛАМА:
Однако привычки могут быть и плохими, и тогда от них нужно избавиться, например, привычки пить, курить или какие-то другие привычки, ведущие к суевериям и бездействию. Когда привычка становится неприкосновенной и выходит за пределы досягаемости пристального внимания и критической оценки, благополучие как отдельного человека, так и группы оказывается под угрозой. Поэтому необходимо постоянно связывать привычку с размышлением и находить наилучший способ развития полезных привычек и устранения вредных.
Чтобы сломать старые привычки индивидуумов и установить на их место новые, требуется осторожный подход. Нелегко изменить привычку заядлого курильщика. В то время как сама привычка может не требовать никаких умственных усилий, ее преодоление требует предельной концентрации и «силы воли».
Субъект должен быть осведомлен о том, что он делает. Его привычки должны быть введены в поле осознания и сознательного выбора. После того, как субъект осознал, что он делает, его нужно убедить, что он делает неправильно. Это потребует больших усилий и убедительной силы, потому что субъект может думать, что то, что он делает, совершенно правильно. Если его не убедить в том, что он не прав, ему может быть очень трудно изменить свою привычку.
Обычай – явление социальное:Обычай относится в первую очередь к «практикам, которые часто повторялись множеством поколений, практикам, которым обычно следуют просто потому, что они применялись в прошлом». Согласно Богардусу, «обычаи и традиции — это принятые группой методы контроля, которые прочно утвердились, считаются само собой разумеющимися и передаются из поколения в поколение».
РЕКЛАМА:
Андерсон и Паркер пишут: «Одобренные единообразные способы действий, которым мы следуем, — это обычаи, передаваемые из поколения в поколение по традиции и обычно применяемые с одобрения общества». Обычай – это широкое понятие, охватывающее все обычаи и нравы. В повседневных разговорах обычай используется как синоним привычки, но между ними есть существенные различия. Привычка — это личное явление, а обычай — явление социальное.
Обычай формируется на основе привычки, приобретающей санкцию и влияние и, следовательно, ту общественную значимость, которая ему свойственна. Обычаи — это социальные привычки, которые благодаря повторению становятся основой порядка социального поведения. Как отмечает Гинзберг:
«Обычай на самом деле есть не только господствующая привычка, но и правило или норма действия. Правило поддерживается с эмоциональной стороны двумя наборами сил. Во-первых, существует чувство или группа эмоциональных диспозиций, связанных с обычаем как таковым и осуждающих его нарушение.
Во-вторых, в этом чувстве есть рациональный элемент, признание, хотя и смутное, важности порядка и необходимости знать, чего ожидать и чего ожидают в данных ситуациях. Вокруг них группируются социальные чувства; а подчинение обычным правилам — один из самых элементарных способов, которыми индивид отвечает на зов социальной жизни и осознает свою зависимость от группы».
РЕКЛАМА:
Обычаи — это давно установившиеся привычки и обычаи людей. Везде, где есть распространенная привычка, есть и соответствующий обычай. Это те «народные обычаи, которые сохраняются в течение относительно длительных периодов Лайма, чтобы достичь определенной степени формального признания и чтобы их можно было передавать из поколения в поколение».
Привычки предшествуют обычаям и создают их, хотя могут быть некоторые обычаи, которые не предполагают никаких привычек, например, обычай вдов носить сорняки в знак траура по своим мужьям.
Своеобразной характеристикой обычая является то, что он существует только как общественное отношение и имеет для индивидуума внешнюю санкцию. Как выразился Макивер, «Обычай — это групповая процедура, которая возникла постепенно, без явного принятия, без каких-либо установленных полномочий объявлять ее, применять ее, защищать ее». Общее признание поддерживает обычай.
Социальный характер обычая раскрывается теми обычаями, которые не могут исполняться иначе, как коллективно, например различные празднования по случаю рождения, брака и смерти, когда люди собираются вместе и, участвуя в общем событии, возбуждают общественное сознание одного Другая. По словам Дэвиса, термин «обычай» «ближе к народным обычаям, чем к нравам, но он дает Ло передает традиционный, автоматический и массовый характер обоих из них».
Обычаи создают привычки.РЕКЛАМА:
Хотя обычай является результатом привычки, однако существует много обычаев, которые могут породить привычки и поддерживаться ими, например, обычай принимать пищу до захода солнца, даже если человек один. Таким образом, обычаи создают привычки, а привычки создают обычаи.
Иво, хотя и разные, тесно связаны в социальной жизни. Этот процесс обычая, определяющего привычки, а привычки, в свою очередь, определяют обычаи, является важным аспектом социальной организации.
Разницу между обычаями и привычками можно понять из следующей таблицы:
Пользовательский:
1. Обычай — явление социальное.
2. Обычай признается обществом.
РЕКЛАМА:
3. Обычай является нормативным.
4. Большое общественное значение имеет обычай.
5. Таможня поддерживает общественный порядок.
6. Обычаи передаются по наследству.
7. Таможня имеет внешнюю санкцию.
Привычка:
РЕКЛАМА:
Привычка — это индивидуальное явление.
Привычка не признается обществом.
Привычка не является нормативной.
Привычка имеет больше личного значения.
Привычка облегчает индивидуальную деятельность.
Привычки приобретаются.
РЕКЛАМА:
Привычка не имеет внешней санкции.
Юм: Эпистемология
Юм: ЭпистемологияСтраницы философии | Словарь | Учебное пособие | Логика | Часто задаваемые вопросы | ||
---|---|---|---|---|---|---|
История | Хронология | Философы | Локк | |||
Юм: эмпирический натурализм
Дэвид Хьюм
Хьюм Жизнь и творчество . . Идеи . . Вера . . Причина и следствие . . Я . . Скептицизм . . Мораль . . Религия Библиография Интернет-источники |
Позже, в восемнадцатом веке, шотландский философ Дэвид Хьюм стремился более полно раскрыть последствия Осторожный эмпиризм Локка путем применения научных методов наблюдения к изучению самой человеческой природы. Мы не можем полагаться на высказывания здравого смысла популярных суеверий, которые иллюстрируют человеческое поведение, не предлагая никакого освещения, считал Юм, и мы не можем достичь какого-либо подлинного прогресса с помощью абстрактных метафизическая спекуляция, придающая ложную ясность глубоким вопросам. Альтернативой является отказ от всех простых ответов, использование отрицательных результатов философский скептицизм как законное место для начала.
Говоря более позитивно, позиция Юма состоит в том, что, поскольку люди действительно живут и функционируют в мире, мы должны попытаться наблюдать, как они это делают. Таким образом, ключевой принцип, который следует применять к любому исследованию наших познавательных способностей, — это попытка обнаружить причины человеческих убеждений. Эта попытка не является ни популярным проектом по выявлению и каталогизации человеческих верований, ни метафизической попыткой предоставить им безошибочное рациональное обоснование. Согласно Юму, настоящая цель философии состоит просто в том, чтобы0015 объяснить почему мы верим в то, что делаем. Его собственная попытка достичь этой цели была в центре внимания Книги I «Трактата о человеческой природе» и всех первых Запрос .
Идеи
Анализ человеческой веры Юмом начинается с тщательного разграничения нашего ментального содержания: впечатлений являются прямыми, яркими и сильными продуктами непосредственного опыта; идей являются лишь слабыми копиями этих первоначальных впечатлений. ( Запрос II) Так, например, цвет фона экрана, на который я сейчас смотрю, есть впечатление, тогда как мое воспоминание о цвете волос моей матери есть только представление. Поскольку каждая идея должна быть получена из предшествующего впечатления, полагал Юм, всегда имеет смысл исследовать происхождение наших идей, спрашивая, из каких впечатлений они произошли.
К этому началу добавьте тот факт, что, по мнению Юма, каждая из наших идей и впечатлений полностью отделима от любой другой. Кажущаяся связь одной идеи с другой неизменно является результатом ассоциации, которую мы сами производим. ( Запрос III) Мы используем наши умственные операции, чтобы связать идеи друг с другом одним из трех способов: сходством, смежностью или причиной и следствием. (Это животное похоже на то животное; эта книга лежит на том столе; например, перемещение этого выключателя выключает свет.) Опыт дает нам как сами идеи, так и наше осознание их ассоциации. Все человеческие верования (включая те, которые мы рассматриваем как случаи знания) являются результатом многократного применения этих простых ассоциаций.
Далее Юм различал два вида веры. ( Запрос IV i) Отношения идей — это убеждения, полностью основанные на ассоциациях, сформированных в уме; они способны к демонстрации, потому что не имеют внешнего референта. Факты — это убеждения, претендующие на то, чтобы сообщить о природе существующих вещей; они всегда условны. (Это версия Юма различения априори / апостериори .) Математическое и логическое знание опирается на отношения идей; это бесспорно, но неинформативно. Интересные, но проблематичные положения естествознания зависят от фактов. Абстрактная метафизика ошибочно (и бесплодно) пытается добиться достоверности первого содержанием второго.
Факты
Поскольку подлинная информация основывается на нашей вере в факты, Хьюм был особенно заинтересован в объяснении их происхождения. Такие верования могут выйти за пределы содержания нынешних чувственных впечатлений и воспоминаний, считал Юм, только апеллируя к предполагаемым связям причины и следствия. Но так как каждая идея отлична и отделима от любой другой, то нет самоочевидной связи; эти связи могут быть получены только из нашего опыта подобных случаев. Таким образом, ключевой вопрос эпистемологии состоит в том, чтобы выяснить, как именно мы можем учиться на опыте. ( Запрос IV ii)
Здесь, полагал Юм, наиболее очевидным моментом является отрицательный момент: каузальное рассуждение никогда не может быть рационально обосновано. Чтобы учиться, мы должны предположить, что наш прошлый опыт имеет какое-то отношение к настоящим и будущим случаям. Но хотя мы действительно верим, что будущее будет таким же, как прошлое, истинность этой веры не самоочевидна. На самом деле природа всегда может измениться, поэтому выводы из прошлого в будущее никогда не бывают рациональными. Таким образом, с точки зрения Юма, все убеждения в фактах принципиально нерациональны. ( Запрос V i)
Рассмотрим любимый пример Юма: нашу веру в то, что завтра взойдет солнце. Ясно, что это факт; оно основано на нашем убеждении, что каждый восход солнца является следствием вращения Земли. Но наша вера в эту причинную связь основана на прошлых наблюдениях, и наша уверенность в том, что она сохранится завтра, не может быть оправдана ссылкой на прошлое. Поэтому у нас нет никаких рациональных оснований полагать, что солнце взойдет завтра. И все же мы в это верим!
Вера как привычка
Скептицизм вполне обоснованно запрещает нам строить догадки, выходящие за рамки нашего настоящего опыта и памяти, однако мы считаем совершенно естественным верить в гораздо большее. Хьюм считал, что эти неоправданные убеждения можно объяснить ссылкой на обычай или привычку. Вот так мы учимся на опыте. Когда я наблюдаю постоянное сочетание событий в моем опыте, я привыкаю связывать их друг с другом. ( Запрос V ii) Хотя многие прошлые случаи восхода солнца не гарантируют будущего природы, мой опыт с ними действительно заставляет меня привыкнуть к этой идее и вызывает во мне ожидание, что солнце снова взойдет завтра. Я не могу доказать, что это произойдет, но я чувствую, что так должно быть.
Помните, что ассоциация идей — это мощный естественный процесс, в котором отдельные идеи соединяются в уме. Конечно, они могут быть связаны друг с другом рациональными средствами, как и в отношениях идей, составляющих математическое знание. Но даже там, где это возможно, утверждал Юм, разум является медленным и неэффективным проводником, в то время как привычки, приобретенные в результате многократного повторения, могут произвести сильное убеждение независимо от разума. Хотя правда «9× 12 = 108 дюймов в принципе может быть установлено рационально, большинство из нас на самом деле выучили его, повторяя нашу таблицу умножения. На самом деле то, что мы называем относительной вероятностью, есть, по мнению Юма, не что иное, как мера силы убеждения, производимого в нас нашим опытом регулярности.
Таким образом, наши убеждения в отношении фактов возникают скорее из сантиментов или чувств, чем из разума. Для Юма воображение и вера различаются только степенью уверенности, с которой предвосхищаются их объекты. Хотя этот положительный ответ может показаться разочаровывающим, Юм утверждал, что обычай или привычка являются великим руководителем жизни и основой всей естественной науки.
Необходимая связь
Согласно Юму , наша вера в причинно-следственную связь событий является привычкой или привычкой, приобретаемой на опыте: наблюдая закономерность, с которой события определенного рода происходят вместе, мы формируем ассоциацию идей, которая производит привычку ожидать следствия всякий раз, когда мы сталкиваемся с причиной. Но чего-то в этой версии не хватает: мы также верим, что причина каким-то образом производит следствие. Даже если это убеждение неоправданно, Юм должен предложить какое-то объяснение тому факту, что мы его придерживаемся. Его техника заключалась в поиске первоначального впечатления, с которого копируется наше представление о необходимой связи между причиной и следствием. ( Запрос VII)
Идея не возникает из нашего объективного опыта самих событий. Все, что мы наблюдаем, это то, что события типа «причина» происходят рядом и незадолго до событий типа «следствие», и что это повторяется с регулярностью, которую можно описать как «постоянную связь». Хотя этот образец опыта действительно способствует формированию нашей привычки ожидать следствия следствия за причиной, он не включает впечатления о необходимой связи.
Мы также получаем это впечатление (как предполагал Локк) от нашей собственной способности к произвольному движению. Здесь редко ощущается объективный элемент постоянного соединения, поскольку действия нашего разума и тела не всегда подчиняются нашему произвольному контролю. И даже если воля всегда производит намеченное движение, утверждал Юм, это не дает представления о связи между ними. Таким образом, здесь также нет впечатления о причинной силе.
Тем не менее, у нас есть представление о необходимой связи, и она должна откуда-то исходить. В качестве (неоправданного) объяснения Юм отсылает нас к формированию обычая или привычки. Наше (нерациональное) ожидание того, что следствие последует за причиной, сопровождается сильным чувством убежденности и именно впечатление от этого чувства копируется нашим понятием о необходимой связи между причиной и следствием. Сила причинной необходимости — это всего лишь сила нашего чувства в предвосхищении действенных результатов.
Самость
В печально известном отрывке из Трактата , Юм предложил аналогичное описание веры в реальность личности. Здесь есть обычное человеческое предположение, которое стоит за нашим использованием местоимений первого лица. На этом относительно простом основании философы построили понятие нематериальной субстанции, разума или души, которая сохраняется во времени сама по себе. Вопрос Юма звучит так: «Из какого предшествующего впечатления возникает идея самости?»
Хьюм указал, что у нас есть , а не впечатление о себе. Как бы внимательно я ни следил за своим собственным опытом, как бы полно я ни замечал ментальные операции, происходящие в данный момент «в моем уме», я никогда не осознаю непосредственно «я». То, что я переживаю, есть последовательность отдельных и индивидуальных идей, связанных друг с другом отношениями сходства и причинности. Хотя эти отношения могут быть продлены во времени памятью, нет никаких свидетельств каких-либо существенных оснований для их согласованности. Постоянная самость и бессмертная душа — философские фикции.
Предполагать иначе, считал Хьюм, значит совершать категориальную ошибку: «я» — это всего лишь пучок восприятий, как вагоны в поезде; искать себя за пределами идей было бы все равно, что искать поезд за пределами вагонов. Наше представление о постоянном «я» — это просто результат человеческой привычки приписывать непрерывное существование любому набору связанных частей. Подобно нашей идее о необходимой связи причины со следствием, вера в нашу собственную реальность как в субстанциальную самость естественна, но неоправданна.
Внешний мир
Другой совершенно обычной характеристикой человеческого познания является наша вера в реальность внешнего мира. Когда я пишу этот урок, я с готовностью предполагаю, что мои пальцы касаются клавиатуры, что снаружи светит солнце и что по радио играет песня Клэптона. В скептической философии Юма , каков статус этих верований?
Первобытное человеческое убеждение, как заметил Юм, состоит в том, что мы действительно видим (и слышим, и т. д.) сами физические объекты. Но современная философия и наука убедили нас, что это не совсем так. Согласно репрезентационистам, мы непосредственно осознаем идеи, которые, в свою очередь, должны причинно производиться в нашем уме внешними объектами. Проблема в том, что с этой точки зрения мы никогда не сможем узнать, действительно ли существуют физические объекты, которые производят наши сенсорные идеи.
Мы не можем полагаться на причинно-следственные рассуждения, чтобы убедить нас в существовании внешних объектов, утверждал Юм, поскольку (как мы только что видели) такое рассуждение возникает из нашего наблюдения постоянного соединения между причинами и действиями. Но, согласно репрезентационалистской философии, у нас нет прямого опыта предполагаемой причины! Если мы познаем объекты только посредством идей, то мы не можем использовать эти идеи для установления причинной связи между вещами и объектами, которые они должны представлять.
На самом деле, полагал Юм, наша вера в реальность внешнего мира совершенно нерациональна. ( Запрос XII i) Его нельзя поддерживать ни как отношение идей, ни даже как факт. Хотя это совершенно неоправданно, но вера во внешний мир естественна и неизбежна. Мы привыкли предполагать, что наши идеи имеют внешние референты, даже если у нас нет для этого реальных доказательств. Репрезентационизм, таким образом, разрушается: идеи, изначально введенные в качестве посредников между воспринимающими и вещами, в конечном итоге поглощают их обоих, делая излишним все, кроме самих себя.
Смягченный скептицизм
К чему это нас приводит? Хьюм считал, что выполняет эмпирическую программу со строгой последовательностью. Локк честно предложил возможность извлечения знаний из опыта, но не продвинулся в этом достаточно далеко. Bayle и Berkeley заметили дополнительные последствия. Теперь Юм показал, что эмпиризм неизбежно ведет к полному и тотальному скептицизму.
Согласно Юму, знание чистой математики надежно, потому что оно опирается только на отношения идей, ничего не предполагая о мире. Экспериментальные наблюдения (проводимые без каких-либо предположений о существовании материальных объектов) позволяют использовать наш опыт для формирования полезных привычек. Любое другое эпистемологическое усилие, особенно если оно связано с претензией на получение полезного абстрактного знания, бессмысленно и ненадежно.
Самая разумная позиция, по мнению Хьюма, — это «смягченный» скептицизм, который смиренно принимает ограниченность человеческого знания, преследуя при этом законные цели математики и науки.