Детская нейропсихология методы диагностики и коррекции
Психология – наука, которая активно развивается в последнее время. На базе психологии и нейронауки было создано новое направление – нейропсихология.
Детская нейропсихология – одна из ветвей классической психологии. Нейропсихология детей исследует, как формируются, развиваются психические функции ребятни. Изучение развития психики малышей происходит при сопоставлении патологии и нормального развития.
Родители, педагоги, специалисты по детской психологии бьют тревогу! Увеличивается число малышей, у которых возникают большие проблемы не только с обучением, но и с социализацией в обществе. Согласно статистическим данным, уже не один год наблюдается неуклонный численный рост детишек с проблемами развития. Максимальная часть этих проблем своим появлением обязана нарушению нормального функционирования центральной нервной системы.
Немалая часть проблем из-за этих нарушений берет свое начало в перинатальный период, при самих родах. Сбой в работе центральной нервной системы возможен также в результате появления патологии развития грудничка в первые три месяца его жизни.
Ранняя диагностика нарушений нейропсихологического развития крохи способствует более значимой по своему воздействию коррекции проблемы.
Что такое детская нейропсихология
Сама нейропсихология как наука создана сравнительно недавно. Особенность этой науки – исследование совокупности психических процессов с точки зрения их мозговой организации. Нейропсихология детского возраста своей целью ставит изучение созревания, становления мозговой организации ребенка в течение его личного индивидуального развития.
Понимание и знание того, как и какие зоны головного мозга функционируют – при решении малышом математических задач или когда ребенок пишет сочинение, запоминает полученную информацию – все это относится к подходу нейропсихологии по исследованию, изучению психического состояния детей. Нередко поведение ребенка, например, его гиперактивность или агрессивность, может свидетельствовать о проблеме в деятельности конкретного блока головного мозга. Именно эти проблемы пытается изучать нейропсихология.
Любое повреждение нервной системы крохи может вызвать проблемы в его мозговой деятельности, затормозить рост ребенка. Непоседа просто не успевает за своими возрастными требованиями: очень поздно начинает ползать, ходить, испытывает трудности с освоением речи. Не может освоить простейшие правила поведения, не умеет общаться, находить контакт с другими детьми и взрослыми.
Детский мозг отличается от взрослого пластичностью нервной системы, умением приспосабливаться. Мозговые связи детского мозга также более пластичны. Мозг ребенка подвержен внешнему влиянию, нередко вредному воздействию внешних факторов окружающей среды.
Нейропсихология детского возраста разработала совокупность мер и средств, позволяющих на ранней стадии развития ребенка определять аномальность развития, его причины. Специалисты предлагают способы, направленные на своевременную профилактику психологической коррекции детских проблем.
Детская нейропсихология занимается психическими патологическими нарушениями внимания, поведения, мышления, а также речи. Нередко подобные нарушения приводят к расстройству психики малыша. Неусидчивость крохи, асоциальное поведение, трудности с усвоением учебного материала приводят к серьезным психологическим комплексам. Ребенок, наслушавшись замечаний от родителей, педагогов, буквально «ставит на себе крест».
Патологии, изучаемые нейропсихологией
Огромное воздействие на формирование личности в психоэмоциональном и интеллектуальном плане оказывают подкорковые структуры головного мозга, что доказано современными исследованиями нейропсихологии. Подкорковые образования – это первый функциональный блок головного мозга, обеспечивающего энергетику психической активности. Именно в двигательной сфере, а также в сенсорной, особенно заметны нарушения и патологии психических процессов.
Если у малыша есть функциональная недостаточность подкорковых образований, то такой ребенок будет очень быстро уставать от любого вида деятельности. Малыш почти ничего не запоминает, быстро забывает, не может надолго сосредоточиться на каком-либо предмете или действии. У крохи наблюдается и нарушение мышечного тонуса.
Детская нейропсихология исследует и корректирует следующие нарушения:
- Проблемы поведения ребенка. Трудности с усвоением учебного материала свидетельствуют о возрастном отставании малыша от сверстников.
- Тревожность, страхи.
- Заикание, тики.
- Эмоциональная неустойчивость поведения.
- Органический аутизм.
- Гиперактивность.
Обычно родители с такими проблемами сначала обращаются к педиатрам, которые и направляют малышей на консультации к психоневрологам. Только специалист в нейропсихологии способен точно поставить диагноз, разработать и осуществить коррекционные методы нейропсихологии.
Родителям стоит обратить внимание на тревожащие их явления в развитии подрастающего поколения, немедленно обратиться за помощью к специалисту, если у вашего чада существуют:
- Моторная неловкость – кроха плохо координирует свои движения, постоянно падает, спотыкается.
- Недоразвитие моторики. Тонус мышц может быть повышенным или пониженным.
- Ребенок испытывает трудности в изучении счета, письме, навыки чтения даются с большим трудом.
- Гиперактивность или вялость в поведении малыша.
Первым делом необходимо провести правильную психодиагностику малыша, имеющего проблемы психического развития. Именно на основании диагностики специалист примет решение о том, какие мероприятия по коррекции патологии психического развития необходимо применять.
Обследование детей у нейропсихологов, как правило, проводится с 5 летнего возраста. До 5 лет психологи проводят наблюдение по соответствию возрастных особенностей детей. Но недостаток специализированных знаний нейропсихологии не позволяет психологам и педиатрам правильно диагностировать причины нарушения психического развития у малышей.
Так, при плохой успеваемости в школе, психолог может поставить диагноз «недостаток внимательности». Однако подобное нарушение развития может иметь разные причины, соответственно, будет нуждаться в разных методах психологической коррекции. Причиной невнимательности может быть высокая истощаемость организма или внимание бывает неподвластно крохе.
Если в первом случае налицо недостаток энергетической подпитки, за которую отвечают глубинные структуры мозга, то в случаях, когда ребенок не может контролировать свое внимание, возможно, имеют место нарушения в лобной структуре мозга. Лечение и коррекция во внешне одинаковой ситуации после обследования будут отличаться.
Нейропсихологические синдромы
Знание о том, какие симптомы соответствуют нейропсихологическим синдромам, поможет родителям вовремя обратиться за помощью к специалистам.
Дисгенетический синдром рассматривает дисфункции подкорковых, а также стволовых образований. Обычно делят детишек по типам нарушения на стволовых и подкорковых детей.
Стволовых детей, у которых были затронуты не только подкорка, но и ствол, характеризует сбой в работе эндокринной системы организма. У этих малышей диагностируется диатез, понижен иммунитет. Очень часто наблюдаются проблемы со сном. У малышей нередко диагностируются энурез, а также энкопрез.
Развитие такого ребенка с самого рождения проходит дисгармонично. Наблюдается нарушение мелкой, крупной моторики. Ребятня испытывает трудности, обучаясь разговаривать. Обучение происходит в коррекционных школах и воспитательных классах. Психология изучает данный клинический случай, к сожалению, он практически не поддается никакой форме коррекции
Подкорковые малыши не так пострадали в интеллектуальном плане. Подкорка достаточно быстро реагирует на нарушения нервной системы, создает новые связи, которые компенсируют указанные нарушения. Подкорковые дети говорят очень много и чисто, у них нет трудностей при произношении сложных слов.
У подкорковых малышей сбой корректируются за счет создания лобных долей. Маленький человечек подключает лобный контроль, что позволяет ему компенсировать недостатки психического развития. У них часто бывают головные боли, характерна быстрая утомляемость.
Нарушена крупная моторика, что характеризуется неуклюжестью в движениях, у крохи слабый вестибулярный аппарат. Низкая работоспособность, неумение сосредотачиваться на одном предмете или действии. Очень плохая память. Внимание постоянно рассеяно. Характерен неразборчивый почерк. Коррекционная деятельность дает хорошие результаты.
Синдром нарушения функциональности височных отделов
При данном синдроме повреждена слухоречевая память. Нарушается порядок слов, слова заменяются. У крохи путаются близкие по звучанию звуки. Маленький человечек может путать гласные при письме.
Недостаточность затылочных отделов. В этом случае ярко проявляется зеркальность, кроха не различает пространственные факторы. Нарушена функция ориентирования в пространстве. Путает понятия лево — право. При написании слов не выдерживает строчку письма.
Недостаточность лобных отделов – упрощаются все программы. Школьник не дописывает слова, предлоги. Не может запомнить простейшие правила. Очень скудный словарный запас, речь бедна, маловыразительна. Построение фраз примитивно: «я поел», «я играю». Ребенок выражает свои мысли односложными предложениями.
Применение нейропсихологической коррекции
Коррекция патологий психического развития подразделяется на два вида:
- Сенсомоторная коррекция.
Сенсорика, восприятие, моторика, а также возможность сознательно управлять этими функциями являются базовыми в развитии ребенка. Нарушение любой из этих функций приводит к плохой координации, недоразвитости моторики, кроха не может правильно освоить речь. Данный вид коррекции осуществляется через игры, двигательные упражнения.
- «Обкалывание» малыша.
При данном виде коррекции в отделы спинного или головного мозга адресно вводятся лекарственные препараты, необходимые для исправления нарушений психической системы. Все препараты вводятся только микроскопическими дозами, чтобы не повредить малышу. Коррекция может производиться и с помощью специализированного фармакологического массажа.
При сенсомоторной коррекции ребенок в процессе игры возвращается в раннее детство, когда и формируются основные функции развития крохи. Через игры воссоздается система движения, присущая с раннего возраста, различные виды восприятия, компенсируя нарушения развития. Через движения происходит воздействие на мозг, а тот, в свою очередь, начинает оказывать влияние на движения ребенка.
Основная цель коррекции – восстановление баланса двух основных функций развития – двигательной и сенсорной, а также дальнейшее гармоничное развитие этих функциональных сфер. Эти базовые функции при их восстановлении и корректировке станут основой для дальнейшего развития ребенка.
Все методы нейропсихологии направлены на стимуляцию развития разнообразных структур мозга, воссоздание скоординированной деятельности всех функций. Для коррекции патологий, таких как аутизм, гиперактивность и других нарушений развития, разработано много методик, использующих разнообразные игры, а также двигательные упражнения.
У детей воссоздается пространственное, зрительное, слуховое восприятие окружающей действительности. Восстанавливается контроль над психической деятельностью. Занятия с нейропсихологом или выполнение рекомендуемых им упражнений дома, помогают возобновлению функционирования нарушенных психических функций.
При диагностируемых патологиях развития ребенка огромное значение имеет квалификация специалиста, его личность. При работе важно установить контакт с ребенком, добиться его доверия. Тогда методы коррекции будут осуществлять свое воздействие самым оптимальным способом.
Родители должны заниматься с чадом в соответствии с рекомендациями нейропсихолога, чтобы оптимально помочь крохе компенсировать диагностируемые нарушения психического состояния. Совместные занятия с малышом восстанавливают его доверие к родителям, маленький человечек более открыт к воздействию нейропсихолога.
Принципы коррекции
Прежде чем приступить к коррекционной программе, специалисты проводят исследование развития малыша, определяют, какой раздел мозга получил повреждения, как развивается психический процесс. Нейрохирурги при обследовании детей используют следующие методы:
- Обстоятельная беседа с родителями. Когда были замечены странности поведения чада, как они проявлялись? Выясняется мнение родных людей о том, что могло быть причиной нарушения. Этот разговор помогает установить, какие взаимоотношения в семье, желание родителей помочь своему ребенку.
- Сбор всех доступных данных о малыше. Сюда входят медицинские обследования у педиатров, мнения воспитателей, педагогов. Их характеристика ребенка, его успеваемость в школе. Для получения более полной информации используются специальные вопросники.
- Тестирование ребенка. Специалист наблюдает за поведением маленького человечка в естественных условиях, например, дома, а также проводит специальные тесты, позволяющие оценить уровень проблем малыша.
Для восстановления нарушенных функций, организация коррекционной работы придерживается следующих принципов:
- Неоднократная повторяемость различных действий по закреплению двигательной, сенсорной функции, а также предлагаемой психологом программы действий.
- Программированность обучения. Вместе с взрослым малыш заново учится переходить к самостоятельным действиям. Упражнения изучаются по принципу от более простых к более сложным заданиям.
- Коррекция опирается на сохраненные формы деятельности.
- Предметная деятельность является одним из опорных принципов коррекции.
Заключение
Чтобы дети с нарушениями психологического развития могла вести нормальный образ жизни, необходимо много и тщательно работать не только специалистам, но и родителям.
Полученные при рождении травмы, перенесенные в раннем детстве заболевания, должны вызывать больше внимания к малышу. Необходимо поддерживать чадо, заниматься с ним, прививать ему уверенность в своих силах.
Автор статьи
Карина Осипова
Карина является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о играх, беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье мамы и ребенка.
Написано статей
213
Рейтинг автора
5
[mrp postnumb=4]Раннее развитие ребенка с помощью методов нейропсихологии
Человеческий организм устроен таким образом, что всё в нем находится в постоянном движении и развитии. Без развития происходит стагнация и постепенное угасание.
Допустим те же мышцы, — если человек не занимается их тренировкой, они постепенно теряют активность и свой природный тонус и потенциал. То же самое можно сказать и о человеческом мозге. Этот орган как никакой другой нуждается в постоянном информационном пополнении, иначе его клетки начинают попросту отмирать за ненадобностью.
Нейропсихология — это научная дисциплина, которая занимается исследованиями в области взаимодействия мыслительных процессов человеческого разума и его физической и поведенческой составляющей.
Подобные исследования дают возможность выработать методологию, по которой будет осуществляться целенаправленное воздействие на человеческий мозг с целью его оптимальной коррекции и достижению максимальной продуктивности от последующей деятельности. Этот вопрос не только личностного характера. Интерес к подобным технологиям повышения мозговой продуктивности находится в сфере приоритетов национального масштаба любого государства. Ведь очевидно, что страна, в которой процент интеллектуальной элиты самый высокий, — и станет в результате лидирующей во всех сферах общества и государства.
Мозг человека начинает своё формирование в самом раннем детстве, а потому именно в это время он наиболее пластичен. Поэтому, чтобы во взрослой жизни у человека не возникало проблем с реализацией своего умственного потенциала, подключать нейропсихологическое сопровождение процессов познания и обучения нужно в детстве. Тренируя детский мозг, взрослые также тренируют и свой мыслительный потенциал, который, без подобных упражнений быстро выйдет из строя.
Трудности, с которыми сталкивается ребенок и пути их преодоления
Каждый родитель хочет и верит, в то, что его ребенок самый лучший, умный и будет успешным. А потому, как только на пути усвоения самых первых академических знаний в школе или даже дошкольном образовательном учреждении у ребенка начинают возникать проблемы с пониманием учебного материала, папы и мамы начинают серьезно переживать по этому поводу. Сложность ситуации еще и в том, что причины, по которым ребенок начинает отставать в учебе, имеют разные основания. С одной стороны, это может быть вызвано внешними объективными факторами, которые заключаются в системе образования как таковой, с её нормами, принципами и способами подачи материала.
В этом случае, если ребенок не может быстро вписаться в эту образовательную парадигму, родители бессильны и здесь остается только ждать, когда ребенок адаптируется к образовательной среде, в которой он будет находиться достаточно большой период своей жизни.
С другой стороны, существуют субъективные факторы, по которым у ребенка возникают трудности во время учебы – его индивидуальные, психоэмоциональные и физиологические особенности. В этом случае корректировка вполне возможна. Если ребенок не успевает в школе по причине, например, повышенной возбудимости, то при помощи подбора коррекционных техник, которыми как раз и занимается нейропсихология, ситуацию можно исправить.
Важный момент — использование нейропсихологических программ и методик показано не только детям, отстающим в учебе, но также и их сверстникам, которые напротив показывают прекрасные учебные результаты. Нейропсихология в идеальном варианте должна сопровождать любой учебный процесс, и не только у детей, но также у взрослых. Программы нейропсихологической корректировки носят характер государственного приоритета, поскольку решают узловые проблемные вопросы психологических затруднений, возникающих у детей во время обучения.
На сегодняшний момент времени родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детской неуспеваемостью в школе и классифицируют это одним общим термином – «трудный ребенок». Причем вот что интересно, с одной стороны ребенок на самом деле испытывает сложности в общении со сверстниками и педагогами, тяжело запоминает материал, а с другой – в его официальных медицинских документах нет ни слова о патологии. Согласно своей медицинской карте ребенок абсолютно здоров. А всё потому, что методы диагностики общего физического и психологического здоровья детей носят, зачастую, довольно общий и поверхностный характер. И это одна сторона медали.
А с другой стороны – ребенок имеет целый набор заболеваний психосоматического характера, который ему диагностируют логопеды, психологи и психотерапевты. К таким заболеваниям относятся: различные гиперактивные синдромы, разные степени мозговой дисфункции и тому подобное. И с годами этих диагностируемых синдромов становится только больше.
Сегодня такие заболевания как «повышенная возбудимость», «невротические проявления», «аутизм» и многие другие перестали быть делом только узких специалистов. Теперь об этих патологиях развития детского мозга знают все и количество зафиксированных подобных диагнозов в разы выше, чем еще 10 лет назад.
Родители и педагоги должны выявлять такие отклонения как можно раньше, с тем, чтобы влиять на ситуацию и корректировать её. Ведь зачатки психосоматических патологий плода начинают появляться еще во время беременности у женщин. К двум годам уже можно отследить у ребенка наличие тех или иных патологий.
Сегодня можно говорить о факторах риска для детей, которые могут неблагоприятно повлиять на ситуацию развития головного мозга:
- Проблемы внутриутробного периода, генетические предрасположенности родителей, имеющие вредный характер, ушибы, травмирование черепа, вывихи конечностей, приводящие к снижению общей двигательной активности малыша, кесарево сечение и ранние роды;
- Трудности со сном, низкий уровень активности ребенка, малыш не тянется к материнской груди, ребенок или очень активный, или напротив, очень заторможен;
- Малыш в первый год жизни перенес большое количество респираторных заболеваний, у него часто фиксируются расстройства желудочно-кишечного тракта;
- Ребенок невнимателен и очень рассеян, практически никогда не реагирует на просьбы взрослых сделать что-либо, испытывает большие трудности при объяснении тех или иных элементарных событий, с незнакомыми людьми ведет себя очень замкнуто;
- Малыш на любую ситуацию и просьбу даёт всегда отрицательную реакцию «нет».
Родители малыша знакомы с такими понятиями, как – дисбактериоз, энурез, панкреатит, гипертензионный синдром и другие. Причем, абсолютно не обязательно, что какая-то из перечисленных патологий есть в медкарте ребенка. Но сам факт того, что мама знает о подобных отклонениях, уже свидетельствует о проблемах со здоровьем ребенка.
Если ни один из вышеперечисленных факторов никогда не был зафиксирован вами в поведении вашего ребенка, — это хорошо. Тогда вы можете вполне применять техники нейропсихологических методик для развития умственного потенциала вашего малыша. Кроме того, подобные техники полезно использовать и взрослым, ведь тренировка мозга необходима не меньше, а может даже и больше, чем тренировка мышц. Лучший вариант, когда родители и дети вместе занимаются по технике нейропсихологии.
С самых ранних лет внимательный родитель обязательно обратит внимание на то, что его малыш начинает позже говорить или ходить по сравнению со сверстниками, когда он заторможен в действиях, когда он не может держать ложку, а уже должен по возрасту, когда у него возникают трудности при освоении физически элементарных упражнений. И чем старше становится ребенок, тем всё больше эти «проблемы» развития дают о себе знать. Особенно на развитие интеллекта влияет заторможенность в речевом навыке. А это в свою очередь серьезно осложняет социализацию ребенка и его потенциал к обучению.
Проблемы, возникшие у ребенка в достаточно раннем возрасте, без должной коррекции затем перерождаются в более серьезные трудности и отклонения в младшем и старшем школьном возрасте. Когда ребенок сидит дома с мамой, то многие пробелы в его развитии могут быть не так заметны. Но стоит только ему перешагнуть порог детского сада, как трудности развития выходят наружу. В школе ситуация усугубляется еще сильнее. Детям сложнее воспринимать учебный материал, они становятся агрессивными со сверстниками и учителями, и этот процесс может только осложняться.
Многие родители обращали внимание на то, как их дети не отличают правую и левую стороны, пишут буквы задом-наперед и другие моменты. Как правило, редко кто придает этим «мелочам» серьезное значение. А зря. Когда ребенок отправляется в первый класс, эти «мелочи» начинают становиться серьезным препятствием на пути получения знаний. А ведь основы пространства и времени закладываются в мозг ребенка еще в первые месяцы жизни.
Пространственные и временные представления об окружающем мире развиваются в мозге ребенка своего рода в прогрессии: от меньшего к большему объему.
Существуют несколько уровней развития пространственно-временной ориентации, представленные в работах Семенович:
Первый уровень: тёмное мышечное чувство — проприоцептивная система человек на основе биологических часов;
Второй уровень: соматогнозис или схема тела — модель, по которой образуются все чувствительные механизмы человеческого тела;
Третий уровень: метрика и топология — первые шаги к взаимосвязи с внешним миром, ощущение себя в определенном времени и пространстве;
Четвертый уровень: координатные представления — верх-низ, прошлое-настоящее-будущее;
Пятый уровень: структурно-топологические представления — восприятие и представление окружающего мира, не только предметов, но и событий, а также своей вовлеченности в них;
Шестой уровень: проекционные представления — обозначения сложно форматных структур, включение абстрактных образов в понимание окружающих взаимосвязей и отношение к категории времени, как к концептуальной составляющей жизненных процессов;
Седьмой уровень: стратегия, когнитивный аспект индивида — целостное восприятие себя и мира вокруг.
Таким образом, все перечисленные выше уровни демонстрируют взаимосвязь между собой и следующий этап развития возможен только после прохождения предыдущего уровня.
Познавательные особенности ребенка, его умственное созревание начинаются с познания мира на физическом уровне. Для того чтобы ребенок ориентировался где правая или левая сторона, например, он должен начать ползать и поворачиваться в разные стороны еще в периоде младенчества. Близость и тактильность матери играет в этом смысле первостепенное значение. Ребенок сначала должен почувствовать телом этот мир, и только потом тело подаст сигнал разуму.
Поэтому, прежде чем оценивать, почему ребенок учиться слабее остальных в классе, нужно «отмотать пленку» назад и вспомнить, как шло его развитие в первые месяцы жизни. Причина не успешности скрыта именно там.
В итоге, можно заключить следующее – проблемы в развитии человека, вне зависимости от рода психологических трудностей, возникают по трем главным причинам:
- Человек не освоил механизмы произвольной саморегуляции. Ему сложно сосредоточиться на определенной цели и не удается довести начатое дело до логического завершения, а также другие проявления низкой воли;
- Человек испытывает острую нехватку в нейросоматическом равновесии. Это проявляется в повышенном тонусе мышц, быстрой утомляемости, склонности к депрессивным настроениям и неуравновешенности в оценках и реакциях, метеозависимость и другое;
- Человек имеет скудный интеллектуальный и речевой потенциал, его познавательные механизмы находятся на низком уровне.
Очень хорошо проблемы познавательной активности среди детей иллюстрируются в процессе анализа их письма. Исследователь А.Р. Лурия обратил на письмо особое внимание в своих научных работах. По его мнению, для того чтобы написать слово верно, мозгу необходимо проделать достаточное количество распознавательных операций, среди которых — фонематический анализ словоформы. Затем, вычлененный из общего потока звук, нужно трансформировать в графический знак. И это всё связано с последним этапом, когда распознанный буквенный знак нужно еще письменно оформить, используя двигательную активность. Этот процесс, на самом деле, довольно часто становится настоящей проблемой для детей.
Желательно обнаружить подобные затруднения у детей как можно раньше, и то же письмо гораздо продуктивнее скорректировать дошкольнику, чем потом в школе работать над постановкой руки и исправлять допущенные ранее ошибки.
Для ребенка очень важно иметь устоявшийся нейросоматический базис поведения как можно раньше.
У детей могут встречаться самые разные осложнения в реализации той или иной активности и не всегда это можно быстро и корректно диагностировать, а потому нужно заниматься по нейросоматической программе заранее. Отстающих ребят программа подтянет в обучении, а успевающим детям даст новый мощный стимул.
Нейропсихология предлагает ряд действенных методик, которые помогут ребенку выстроить познавательную активность в благоприятном ключе.
Метод замещающего онтогенеза:
С помощью метода замещающего онтогенеза стадии негативного восприятия переходят в стадии позитивного и продуктивного развития способностей у детей. Методика включает в себя несколько ключевых блоков, с помощью которых получается достичь хороших конечных результатов.
Суть её в том, что сначала собирается пласт знаний и умений, с которыми у ребенка возникли трудности при освоении, а затем эта неусвоенная информация выстраивается в соответствии с нужной органичной последовательностью их развития у ребенка. Этот нейропсихологический метод держится целиком на принципах целостного взгляда на природу человека. Все упражнения этого метода являются своего рода активатором скрытых информационных и познавательных ресурсов.
Нет в познавательной цепи вещей не нужных, или второстепенных.Необходимо, чтобы в самом раннем возрасте малыш имел возможность иметь безграничные возможности для игры, поскольку именно игра является ключевым способом познания и приобретения ряда важнейших навыков. И второе, что очень важно для детей, — это общая атмосфера, в которой они живут каждый день, а точнее её сбалансированность в нейропсихологическом смысле.
Раннее детство, 4-7 лет, – вот то самое время, когда нейропсихологические тренировки особенно показаны всем детям без исключения. В это время мозг настолько гибок, что легко поддается любой положительной корректировке и наполнению. Но это не значит, что в более позднем возрасте про эти техники стоит забыть. Занятия нейропсихологическими методиками полезно, в том числе, и взрослым людям.
Ребенок плохо пишет? 10 упражнений от нейропсихолога. Как развить лобные доли
Содержание:
Если ребенок плохо пишет — переставляет или пропускает буквы, делает «глупые» ошибки в хорошо знакомых словах — учителя начальных классов обычно советуют «больше заниматься», мол, со временем количество перейдет в качество. А вот нейропсихологи считают, что простое переписывание мало что дает для развития лобных долей мозга — именно из-за этого страдает письмо. И предлагают свои задания, которые помогут писать грамотно и аккуратно.
Как связаны мозг и рука
Треть площади двигательной коры головного мозга принадлежит проекции кисти руки, которая, в свою очередь, находится рядом с речевой зоной. Именно эти два факта: размер проекции кисти руки и её непосредственная близость к речевой зоне — дали учёным основание полагать, что развитие кисти руки приводит к формированию и развитию речевых навыков. Но как этот факт поможет писать грамотно?
Чтобы запомнить словарное слово, произносим его по слогам, одновременно отбиваем ритм пальцами правой руки по ладони левой руки. Благодаря отбиваемому ритму возникает ощущение, что голос звучит в голове, и восприятие, понимание, запоминание усиливаются.
Попробуйте произнести слово «мороженое» по слогам:
МО-РО-ЖЕ-НО-Е
А теперь проговорите, отбивая ритм. Чувствуете разницу? Дети с удовольствием берут этот приём для запоминания и проверки написания слов.
Часто встречается такая несогласованность: мозг работает быстрее, чем рука, что приводит к ошибкам, недописыванию слов или перестановкам букв, слогов. По этой причине почерк становится неразборчивым либо, наоборот, письмо очень медленное, хотя и аккуратное.
Всё дело в слабой межполушарной связи, низком уровне самоконтроля и произвольности движений из-за задержки развития лобных долей коры головного мозга. Данную особенность вполне можно корректировать в домашних условиях. Для этого можно ежедневно выполнять следующие задания.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
- Одной рукой пишем своё имя, другой — слово «молодец».
- Рисуем человечка одной рукой — из кружочков, другой — из прямоугольников.
- Раскрашиваем картинку двумя руками. Причём правую часть картинки раскрашиваем левой рукой, а левую часть картинки — правой.
- Обводим картинку по контуру сразу двумя руками.
Упражнения для развития лобных долей коры головного мозга
- Пожалуйста. Показываем различные жесты, а ребёнок должен их повторить, когда слышит волшебное слово «пожалуйста». Постепенно увеличивайте темп демонстрации жестов.
- Все наоборот. Хлопаем в ладоши. Когда вы хлопнете 1 раз, ребёнок должен хлопнуть 2 раза. И наоборот: когда вы хлопаете 2 раза, он хлопает 1 раз. Варианты: стучим рукой по столу или деревянными ложками, топаем ногой и др. Упражнение улучшает динамику психических процессов, учит быстро переключаться с одного задания на другое.
- Руки, ноги, голова. Называем части тела, а ребёнок должен их показать. Но нужно быть очень внимательным, так как следует показать часть тела, названную ранее. Например, вы говорите «руки», ребёнок ничего не показывает. Затем вы произносите «голова», он показывает руки. Вы называете «ноги», он дотрагивается до головы.
- Колечки. Соединяем большой палец левой руки с другими пальцами в колечки по очереди, начиная с указательного пальца. Большой палец правой руки соединяем с другими пальцами, начиная с мизинца. Делаем одновременно двумя руками. Тренируем концентрацию и переключение внимания, а также контроль и порядок выполнения серии движений.
- Игры нашего детства. Помогут также игры, знакомые всем с детства: «Съедобное — несъедобное», «Воробьи — вороны», «Да и нет не говори, чёрное с белым не бери».
- Гулливер и лилипуты. Предлагаем ребёнку переписать слова, начиная с самой большой или самой маленькой буквы, и далее по убыванию или по возрастанию.
От самой маленькой буквы до самой большой.
От самой большой буквы до самой маленькой.
а может просто ребенок будущий врач, и у него почерк непонятный_)))
2020-02-12, Таранова ВикторияВсего 1 отзыв Прочитать все отзывы.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Добрый день, дорогие родители!
Если вы хотите вырастить здоровых, успешных, уверенных в себе, счастливых деток, то эта статья для вас.
Меня зовут Олеся Роменкова и я буду вести на канале ШЮВ нейропсихологическую гимнастику для детей (впрочем, взрослые тоже при желании могут присоединиться ☺ )
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ– это относительно молодое направление, развивающееся на стыке нейронауки, психологии и психофизиологии. Нейропсихология занимается исследованием связей между функционированием головного мозга и психическими процессами, поведением. Она была основана в середине ХХ века выдающимся отечественным психологом А.Р. Лурия. В первые десятилетия своего существования нейропсихологическая наука преимущественно была направлена на изучение работы мозга взрослого человека, однако в последнее время всё большее внимание уделяется закономерностям развития детского мозга.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА– это перспективное и востребованное направление, т.к. всё чаще рождаются дети с теми или иными нарушениями, а нейропсихология помогает своевременно выявить это на ранних этапах и провести грамотную коррекцию.
Коррекционная нейропсихология использует в своем арсенале различные упражнения, полезные для мозговой активности и просто для прекрасного самочувствия.
Занятия по нейропсихологической коррекции показаны ребенку, имеющему следующие проблемы:
— родовая травма
— рождение с помощью кесарева сечения
— повышенный или пониженный тонус
— частые заболевания (бронхо-легочные, отиты, атопические дерматиты, лечение антибиотиками)
— травмы головы, общий наркоз
— мало ползал или не ползал совсем
— ходил на цыпочках, поздно начал говорить
— гиперактивен или излишне медлителен
— импульсивен, раздражителен, конфликтен
— быстро утомляется, с трудом засыпает
— не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь
— пишет неразборчиво, плохо запоминает, сравнивает, обобщает
— не может описать картинку
— пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально
— двигает ногами, языком, когда пишет и рисует
— невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца
— неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен
Большую часть проводимых на канале упражнений будут составлять упражнения по методу замещающего онтогенеза (МЗО) (автор А.В. Семенович), который основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Его называют еще психомоторная или нейропсихологическая коррекция, иногда используются термины «сенсомоторная коррекция», «двигательная коррекция».
Цель МЗО — мозговое развитие. Специально подобранные упражнения оказывают стимулирующее воздействие на мозговые структуры, то есть на так называемый сенсомоторный уровень (этим термином подчеркивается связь между движением и собственно психическими функциями — восприятием, памятью, мышлением, речью) и тем самым обеспечивается психическое и психологическое развитие ребенка.
Метод замещающего онтогенеза помогает настроить функционирование структур мозга, так как коррекционный процесс протекает по законам естественного онтогенеза, помогая ребенку восполнить пробелы развития.
Программа по МЗО обязательно включает дыхательные, глазодвигательные упражнения, а также «растяжки» и «ползания».
Дыхательные
Способствуют усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.
Дыхание представляет собой процесс, который постоянно необходим человеку, во время дыхания происходит обильное насыщение мозга кислородом, часто ребенок, выполняя трудное задание, перестаёт дышать на какое-то время, обделяя свой организм (и мозг в том числе) кислородом. Кроме того, функция дыхания связана с другими функциями мозга и может вызвать их сбой, если происходит сбой в дыхании.
Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Научив детей контролировать дыхание, осознанно его регулировать, можно тем самым включить функции произвольной саморегуляции. Перевод дыхания из непроизвольной в произвольную функцию решается посредством её включения как одного из элементов в ряд двигательных упражнений.
Глазодвигательные
Ребенок к трем годам уже должен уметь оценивать пространство на 180 гр. по вертикали и 180 гр. по горизонтали и отслеживать это без поворота головы. Если объем зрительного восприятия сужен, ребенок видит только то, что находится перед ним. Остальное только с помощью поворота головы и всего тела. И неудивительно, что этот ребенок может быть достаточно травматичен, очень быстро устает.
Имеющаяся у ребенка фрагментарность будет не только в зрительной сфере, но, как правило, она проявится и в других, сферах, например, в речевой. И точно так же, как ребенок видит фрагментарно, он будет и слышать фрагментарно. Например, учитель говорит: «За высоким забором растут яблони». Ребенок может ухватить только один какой-нибудь фрагмент, например: «растут яблони», а что было перед ним, что после – он не знает, и начинает достраивать всё что угодно и фантазировать, придумывая то, что учитель совсем не говорил.
Глазодвигательные упражнения помогают расширить объем зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память).
Глазодвигательные упражнения помогают устранить неадекватные содружественные движения. Например, когда ребенок на что-то смотрит, у него включается язык в лучшем варианте, но, как правило, всё тело. Когда ребенок пишет, читает, говорит, у него качается нога, крутится язык, он всё время что-то вертит в другой руке и т.п.
Растяжки и упражнения двигательного репертуара (ползания)
Растяжки – это система специальных упражнений, при выполнении которых в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипо- или гипертонусов), зажимов. Растяжки выполняются медленно, не рывками, в щадящем режиме.
Оптимизация и стабилизация тонуса являются одними из самых важных задач коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса может стать как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на его общем развитии.
Осознание ребенком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела. Многие упражнения выполняются в трёх пространственных направлениях. Освоив горизонтальное положение (упражнения лежа) .ребенок постепенно переходит к освоению вертикального положения тела (выполнение упражнений сначала сидя, затем стоя).
Этот комплекс помогает научить ребенка чувствовать, перераспределять напряжение и уметь его снимать. Также это является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счёта у старших дошкольников и младших школьников.
ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Предлагаемый комплекс упражнений применим для детей от 5 до 12 лет. Исключения составляют дети с повышенной эпилептической готовностью. Авторы методики настоятельно не рекомендуют заниматься по этой программе с детьми с повышенной эпилептической готовностью дома, а также в условиях детских учреждений без постоянного клинического сопровождения эпилептологом.
Столь же тщательного сопровождения требуют дети с другими клиническими диагнозами (психиатрическими или общепаталогическими), а также дети с генетическими синдромами.
С осторожностью следует выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, серьезной сердечной недостаточностью и детям с бронхиальной астмой.
Кроме упражнений по методу замещающего онтогенез, мы будем заниматься развитием межполушарного развития, упражнениями по мозжечковой стимуляции, развитием мелкой моторики и многими другими занятиями полезными для развития ваших детей.
Приглашаю вас к просмотру и искренне желаю всем нам радости в процессе воспитания и делания наших детей счастливыми!
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
Современные дети: взгляд нейропсихолога А.В.Курицына
Современные дети: взгляд нейропсихолога.
А.В.Курицын, нейропсихолог, директор Центра детской нейропсихологии РОСТ (Москва)
Каждое следующее поколение отличается от предыдущего, и в тоже время имеет с ним общее и единое. Современные дети изменились, этот факт сложно отрицать. Кто-то из взрослых называет их поколением Z. Дети, рожденные в эпоху цифровой революции. Кто-то считает, что дети как дети! Как были 30 лет назад, такие же и сейчас. Мы же, специалисты-нейропсихологи, сталкиваемся на собственной практике с увеличением количества детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья и выраженные трудности в обучении и общении. Пропорционально научно-техническому прогрессу и цифровизации растет количество детей с выраженными коммуникативными проблемами, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Аутистические особенности, СДВГ, задержка психического, речевого и моторного развития, алалия и другие нарушения. Количество детей с особенностями развития растет с каждым годом. В чем же причина, и что делать родителям? Об этом мы и поговорим в нашей статье.
Во-первых, мы все должны принять факт, что сильно шагнула вперед медицина. На нейропсихологические консультации стали приходить дети, которые были рождены на 6-7 месяце беременности. Выхаживание детей, которые родились раньше срока на 2-3 месяца, раньше было бы просто невозможно. Конечно, часто эти дети имеют врожденную гипоксию, у них низкий общий уровень энергии, ослабленное здоровья, но эти дети живут! Бездетные пары получили в 21 веке возможность зачать ребенка с помощью таких методов как ЭКО, суррогатное материнство и тд. Изученность детей, которые родились с использованием различных современных методов зачатия пока еще недостаточная. Каковы особенности этих детей? Отличаются ли дети ЭКО от других детей? Почему при зачатии с помощью ЭКО такой высокий уровень рождения детей-двойняшек? Все эти вопросы волнуют как нас, детских нейропсихологов, которые изучают развитие мозга ребенка в онтогенезе, и корректируют все высшие психические функции, так и вас, родителей.
Во-вторых, сильно изменилась социально-психологическая ситуация развития современных детей. У взрослых жителей мегаполисов и крупных городов не хватает ощущения безопасности, защищенности. Часто ли ваши дети гуляют сами, без вашего присмотра, во дворе? Давно ли вы видели детей, которые сами на улице выбрали себе игру, и например, бегают и играют в прятки? А может быть они играют в жмурки? Салки? Колдунчики? Куда пропало самое замечательное средство развития крупной моторики – игра “в резиночку”? Где те замечательные игры нашего детства, так называемая дворовая субкультура, в ходе которой происходила естественная самокоррекция детей, происходило моторное, физическое развитие. В этих играх шло полноценное насыщение кислородом головного мозга. Дети в дворовых играх учились взаимодействовать друг с другом, дрались, выясняли свои отношения, создавали коалиции, выбирали, во что и как они будут играть, получали первый опыт самоорганизации и самоуправления. Вместо этого, сейчас в лучшем случае мальчишки играют в футбол, если рядом с домом есть спортивная площадка. В худшем – не гуляют совсем. Почему так случилось? Конечно, играет роль и тревожность взрослых, особенно мам, которые заняты сами какими-то делами и не отпускают своих детей на улицу. Но нельзя не отметить, что и сами дети стали более пассивными.
В третьих, у детей наблюдается снижение нейродинамического компонента, повышенная истощаемость нервной системы Неблагоприятная экологическая ситуация, проблемы питания, повышенный уровень стресса, шум транспорта и бытовое электроизлучение – вот факторы, которые сопровождают беременность мамы и ее еще не родившегося малыша. Родовые травмы, асфиксия, гипоксия, преждевременные роды и многие другие неблагоприятные факторы при рождении ведут к микротравматизации головного мозга младенца. До поры до времени младенец развивается нормально. Физическое развитие на первом году жизни обычно соответствует возрасту. Ребенок начинает сидеть, ползать, затем ходить. Но вот речевое и познавательное развитие идет с опозданием, проблемы выявляются в 3-4 года. К этому возрасту первый блок мозга уже полностью сформирован, он отвечает за энергетическое обеспечение деятельности, крупную и мелкую моторику. Никого сейчас не удивляют жалобы на головные боли детишек 5-7 лет, вегето-сосудистые дистонии и повышенное внутричерепное давление у малышей. Сидячий образ жизни, слабое развитие мышц, моторная неловкость.
На консультации к нейропсихологам приводят детей обычно уже школьного возраста: “Ни к чему нет интереса, все, чем занимался бросил”, ”Ребенок меня не слышит, не реагирует на просьбы, по дому не помогает, может пройти проверить слух?”, “Не читает совсем”, ”Проблемы с письмом: пишет как курица лапой, ничего не разберешь, строки не видит, не попадает”. Чтение – это сложный психический процесс, не просто способность воспринимать текстовую информацию, а и расшифровывать ее, соотносить с известными буквенными символами. Читающих детей сейчас можно встретить единицы! При письме синхронно должна работать вся мозговая система, что невозможно при тех нейродинамических проблемах, о которых мы говорили выше. Наш ребенок не нехочет,
Детские проблемы: взгляд нейропсихолога — Летидор
– Как часто эти проблемы связаны с внутриутробным развитием ребенка?
– Как детский нейропсихолог, я всегда отслеживаю и изучаю перинатальный анамнез и могу сказать, что в 60-70% случаев проблемы связаны с неблагополучно протекавшей беременностью, с осложнениями во время беременности и родов. А также с не всегда благополучным ранним периодом развития ребенка, когда родители в силу своего незнания неправильно организовывают и проводят восстановительную работу с малышом.
Например, ко мне приводят ребенка с проблемами интеллектуального плана, и выясняется, что у него имеется незрелость межполушарных взаимодействий мозга. Первый уровень межполушарных взаимодействий формируется на первом году жизни ребенка. Многие родители этого не знают и не помогают сформировать этот базовый уровень, который позволяет в дальнейшем выстраивать правильные вектора в созревании мозга. И это очень важно! И приходится это делать тогда, когда родители начинают сталкиваться с проблемами и приходят к нейропсихологу. А если бы родители знали и провели эту работу раньше сами либо с помощью специалистов, то развитие было бы более эффективным. Очень часто обращаются с проблемами памяти, развития речи, ощущения пространства, координации. А источник проблем та же незрелость межполушарных связей. Хотя родители считают, что плохо запоминает – проблема с памятью, не может назвать дни недели – проблемы с речью, «сшибает все углы» – проблемы с координацией.
– Что именно нужно делать?
– Например, перекрестный шаг, ползанье. Когда у родителей спрашиваешь, как ползал ваш ребенок, они вспоминают, что он не ползал вовсе, «сидел, сидел, встал и пошел». И получается, что у такого ребенка пропущен целый этап развития, когда начинают формироваться межполушарные взаимодействия.
– А как сказывается тяжелое течение беременности?
– Достаточно часто после тяжело протекавшей беременности дети рождаются ослабленные. Чаще всего у них имеется перинатальная энцефалопатия в анамнезе, нарушения гемоликвородинамики, они входят в группу риска. Часто это дети с нормальным интеллектом, но при этом не могут долго выдерживать интеллектуальные нагрузки. Т.е., говоря научно, это дети с низким уровнем умственной работоспособности. В эмоциональном плане у этих детишек часто имеется склонность к аффективным состояниям, нарушение эмоционального контроля, что проявляется в частых перепадах настроения, «истериках». Конечно, тут очень важно, чтобы родители понимали суть процессов и правильно действовали!
– Помощь психолога может помочь выправить данную ситуацию?
– Да, конечно. Существуют различные психологические подходы в коррекции эмоциональных состояний ребенка. Я работаю в рамках гуманистической подхода, т.е. работа с маленьким ребенком через свое состояние, «через себя». Т.е. мы сами должны быть спокойны и уравновешены, если мы хотим добиться этого от ребенка. С родителями тоже приходится говорить о том, что для ребенка важно, чтобы они стали той хорошей средой, которая понимает, помогает, любит и является буфером. Т.е. родители помогают перерабатывать эти негативные эмоции и менять их накал и знак. Хотя это очень сложно! И причины разные. Бывает, что активно работающие родители сами очень устают, и им самим нужна поддержка. Бывает, что с ребенком не проводят достаточное количество времени, и чаще это общение с няней.
Важно, чтобы раннее развитие было правильным образом организованно. Многие родители считают, что раннее развитие, в первую очередь, связанно с обучением чтению и счету. Это обучение буквам, слогам с выходом на чтение. Но получается, и об этом очень активно говорят детские нейропсихологи, что это нарушает естественный ход развития ребенка. Потому что в возрасте до 3 лет должны развиваться другие процессы. И когда идет активное интеллектуальное обучение, то можно сказать, нарушается природой обусловленная последовательность созревания функциональных систем мозга. И в дальнейшем у таких детишек очень часто наблюдается заикание, тики разной сложности. Конечно, родителей можно понять и объяснить эту ситуацию «успеть все и как можно раньше» требованиями социума. Вопрос – «цена обучения». Достаточно часто дети в более старшем возрасте, перед школой, перестают выдерживать эти нагрузки, устают. Появляется сбой в виде тяжелых проблем со здоровьем, либо проблем с эмоциональным состоянием, в виде протестного поведения, аффективных состояний.
Однако, бывают ситуации, когда ранее обучение не вредит, а как раз обусловлено самой природой развития ребенка. Чтобы это понять, желательно увидеть малыша и всю семью в целом и обсудить вопросы, важные именно для вашего ребенка и вашей семьи.
– Есть проблемы в раннем периоде, которые легко корректируются психологом и семьей?
– Да, сейчас очень часто обращаются родители с эмоциональными проблемами у ребенка, а причина кроется в нарушении режима сна и бодрствования. Сегодня многие родители выстраивают режим ребенка так, как это удобно им, но не полезно для ребенка, что отражается на его психике не лучшим образом. Для эффективного восстановления нервной системы и эмоционального здоровья необходим определенный, правильно выстроенный режим дня с учетом психофизиологической конституции ребенка, его нагрузки и даже времени года. Конечно, это обсуждается индивидуально, и если родители готовы к изменениям, то тогда работа со специалистом бывает очень эффективной и проблемы с «неправильным» поведением, эмоциональными реакциями устраняются.
– Обращаются ли к вам с проблемами у детей, которые появились на свет через ЭКО?
– Да, сейчас большой поток детей 5-6 лет, появившихся на свет в результате этих операций. По мнению разных специалистов, это очень важный этап в развитии науки, но неоднозначный с точки зрения здоровья и развития детей. Практика показывает, что очень часто есть изменения и нарушения со стороны здоровья детей, рожденных таким образом. Изменения со стороны эмоционального развития, нейропсихологического и психосоматического здоровья. У меня есть пожелание, мое личное, что надо очень серьезно подумать, прежде чем идти на такого рода операции. Ведь та гормональная терапия, которую получает мама во время подготовки к ЭКО и во время беременности, воздействует и на плод. Такие дети часто рождаются с неблагополучным гормональным фоном, что ведет к эмоциональным проблемам в будущем. При готовности родителей, это можно скорректировать занятиями с психологом. Но это занимает время и силы, в первую очередь, семьи. На мой взгляд, проблема естественного зачатия не только медицинская, но и психологическая. В моей практике были такие счастливые случаи естественного зачатия после 3-5 лет «молчания».
Еще родителям нужно понимать, что большинство проблем со здоровьем у детей имеют психосоматическую природу. Для успешного развития ребенка очень важен эмоциональный комфорт, который он получает, в первую очередь, в семье, от своих близких. Причины же нарушения эмоцинального комфорта и как следствие появления функциональных, психосоматических расстройств бывают разные, и надо разбираться в каждом конкретном случае отдельно. В частности, ко мне обращаются с такими психосоматическими проблемами как ВСД (вегето-сосудистая дистония), ДЖВП (дискинезия желчевыводящих путей), бронхиальная астма в стадии ремиссии. Часто обращаются с одной проблемой, например, эмоционального плана, а после цикла занятий ребенок начинает меньше болеть простудными заболеваниями и лучше учиться. Уходят другие проблемы, которые родители не видели, но которые были видны специалисту.
– С какими проблемами детей нужно обязательно обратиться к нейропсихологу?
– Я считаю, что ребенок, с неблагополучным перинатальным анамнезом, проживающий в мегаполисе обязательно должен пройти нейропсихологическую диагностику и чем раньше, тем лучше, то есть примерно в 4 года. Важно обращаться в возрасте 5-6 лет по вопросу готовности к обучению школе, и в тех случаях, когда родители чувствуют что с ребенком что-то не так, и они не могут понять причины.
– Вы часто говорите о готовности родителей, то есть один психолог не может решить проблему ребенка?
– Нет, конечно. Обязательно должна быть работа вместе с семьей, ее активная помощь. Лично придерживаюсь позиции работать в режиме домашних заданий. Когда мы что-то делаем с ребенком в ходе индивидуальной работы, потом рассказываем это родителям, и они повторяют пройденное для закрепления эффекта. И еще это очень важно, чтобы ребенок видел, что это наше общее, семейное. Это по-другому мотивирует ребенка и дает очень хорошие результаты.
– А если родители привели ребенка к психологу и считают, что груз проблемы они с себя сняли, теперь другой человек ее решит?
– Результат будет, но кратковременный. Эффект будет на самом занятии и некоторое время после него. Для ребенка действительно важна поддержка родителей, чувство единения. И мы же знаем, что самые главные мотивы для ребенка закладываются в семье.
Home — Педиатрическая нейропсихология Райзнера
Что такое нейропсихологическая оценка?
Нейропсихологическое обследование помогает родителям, учителям, врачам и терапевтам лучше понять сильные и слабые стороны ребенка в области обработки информации за счет интеграции специализированных когнитивных, академических и психологических тестов с неврологическим, академическим и историческим прошлым. Цель оценки — предоставить полезную диагностическую информацию и практические рекомендации, поддерживающие жизнедеятельность ребенка.Дети, направленные на нейропсихологическое обследование, могут иметь проблемы с обучением, вниманием, эмоциями, поведением и / или развитием, которые мешают личному успеху. Тестирование может помочь в принятии решений относительно размещения в учебе, размещения в классе и дополнительных услуг. Дети, поступающие в школы или участвующие в программах для одаренных, также являются отличными кандидатами для индивидуального тестирования.
О докторе Райзнере
Доктор Рэнди Райзнер — лицензированный психолог, имеющий обширный опыт в области нейрокогнитивных расстройств, поведения и развития детей.Она специализируется на нейропсихологическом обследовании детей от раннего до молодого взрослого возраста. После работы в качестве научного сотрудника в Йельском центре изучения детей доктор Райзнер переехала в Техас, где получила докторскую степень с двойной специализацией в области нейропсихологии и клинической психологии в Университете Хьюстона. Она прошла дополнительное обучение в Центре Риджентс по проблемам обучаемости и Институте Маркуса в Университете Эмори. После прохождения стажировки в Медицинском колледже Бейлора и Детской больнице Техаса, д-р.Райзнер получил докторскую степень в Научном центре здравоохранения Техасского университета, отдел нейрохирургии. Она работала преподавателем в отделении нейрохирургии в Центре медицинских наук Техасского университета и в больнице Мемориал-Германн. Доктор Райзнер много лет работал консультантом в приходской школе, специализированной школе для детей с языковыми различиями и различиями в обучении, и регулярно получает направления от местных лиц с особыми потребностями, частных и государственных школ, врачей, логопедов, трудотерапевтов и практикующие психиатры.
.Детские нейропсихологические службы
Паула Зуффанте, доктор философии, ABPP-CN
Доктор Паула Зуффанте — владелец и основатель Детской нейропсихологической службы, PLLC. Она сертифицирована в области клинической нейропсихологии Американским советом профессионалов. Психология (АБПП). Она также получила сертификат по специальности педиатрия. нейропсихология. Доктор Зуффанте работает с широким кругом людей от дошкольного до студенческого возраста. которые обращаются с различными нарушениями обучения, нарушениями развития (например,г., аутизм, интеллектуальный инвалидность) и неврологические состояния, такие как эпилепсия, травмы головы и расстройство Туретта. В Помимо проведения нейропсихологических и образовательных оценок, доктор Зуффанте также проводит диагностические оценки спектра аутизма, судебно-медицинские консультации / услуги оценки и когнитивные поведенческое лечение тиков и расстройства Туретта.
• Подробнее о докторе Зуффанте
Эндрю Лабардж, Ph.D.
ДокторЭндрю Лабарж — детский нейропсихолог. Он работает с широким кругом детей и подростков с неврологическими нарушениями, нарушениями развития и обучения. Он проводит всестороннюю оценку и консультируется напрямую с семьями, врачами и / или школами, предоставляя рекомендации и направления для поддержки оптимального прогресса и развития ребенка.
• Подробнее о докторе Лабарже
Лорин Уильямс, Psy.D.
Лорин Уильямс, Psy.Д. — нейропсихолог на протяжении всей жизни, который работает с широким кругом люди с неврологическими заболеваниями, нарушениями развития и / или обучением трудности. Комплексное обследование, включая нейропсихологическое, психообразовательные и более сфокусированные оценки, такие как целевое чтение оценки, включают прямое общение с семьями, школами, врачами и других поставщиков лечения, а также предоставление индивидуальных рекомендаций для и школа, и повседневная жизнь. Доктор Уильямс также проводит школьные наблюдения и по мере необходимости участвует во встречах со школьными комитетами по специальному образованию.
• Подробнее о докторе Уильямсе
Морган Д. Маррузо, Psy.D.
Доктор Морган Маррузо — нейропсихолог, работающий на всю жизнь, недавно присоединившийся к группе Children’s Нейропсихологические услуги. У нее есть опыт работы с детьми и взрослые с широким спектром неврологических, медицинских, развивающих и обучающих расстройства. В детской нейропсихологической службе доктор Маррузо проводит комплексные нейропсихологические и психообразовательные обследования детей и подростков, проводит консультации с семьями, врачами и школами, и предоставляет индивидуальные рекомендации и направления на основе результатов оценки.В В дополнение к своей работе с нами, доктор Маррузо также работает в Саннивью Реабилитация. Больница, проводящая как стационарные, так и амбулаторные нейропсихологические исследования, предоставление рекомендаций по лечению и участие в многопрофильной команде консультация в стационаре.
• Подробнее о докторе Маррузо
834 Kenwood Ave, Suite 3
Slingerlands, NY 12159
(9,6 км от центра города Олбани)
Телефон: 518-439-1641
Факс: 518-439-1625
Посмотреть увеличенную карту
Нейропсихология | Медицинский колледж Висконсина
Клиника нейропсихологии преследует три цели:
Клинические услуги
Обеспечение нейропсихологической оценки и лечения, где показано, детям и взрослым, а также консультации профессиональных общественных организаций в регионе Юго-Восточный Висконсин.
Преподавание
Для обучения медицинских и психиатрических специалистов и студентов, а также региональных общественных организаций.
Исследования
Для начала исследований по темам, вызывающим нейропсихологические проблемы. В настоящее время проводятся исследования нейроповеденческих аспектов глубокой стимуляции мозга, деменции, дислексии, эпилепсии, генетических нарушений, развития младенцев и дошкольников, рассеянного склероза, нейроонкологии и онкологии, гидроцефалии нормального давления, расщелины позвоночника и функционального картирования мозга с помощью современные методы визуализации.
Наша программа постдокторантуры по клинической нейропсихологии взрослых и детей аккредитована Комиссией по аккредитации Американской психологической ассоциации.
Сара Дж. Суонсон, доктор философии, является руководителем отделения нейропсихологии. В состав отделения входят восемь взрослых и четыре детских нейропсихолога, а также нейропсихолог-исследователь. В состав Отделения также входят клинические и исследовательские психометристы, студенты практических занятий и другой специализированный вспомогательный персонал.
Для детей мы предлагаем шесть специализированных клиник:
Комплексная программа по эпилепсии
В этой клинике особое внимание уделяется эпилепсии и детям, которые могут быть кандидатами на резективную операцию для лечения трудноизлечимой эпилепсии.
Клиника нейропсихологического тестирования дошкольников и младенцев (P.I.N.T.)
В этой клинике проводится комплексное нейропсихологическое обследование детей в возрасте до 6 лет.
Служба по проблемам развития
В этой клинике осматриваются дети с общими нарушениями развития и другими нарушениями.
Клиника общей неврологической экспертизы
Основное внимание в этой клинике уделяется обследованию детей, направленных медицинскими работниками из-за неврологических, генетических или других заболеваний.Мы часто видим пациентов с эпилепсией, черепно-мозговой травмой, врожденным пороком сердца и опухолью головного мозга.
Клиника аутизма
В этой клинике проходят обследования детей в возрасте до 6 лет, для которых главным вопросом является наличие у ребенка расстройства аутистического спектра. Оценка включает клиническое интервью, краткую когнитивную оценку и наблюдение за игрой ребенка с родителями и сверстниками. Все участвующие врачи и психометристы участвуют в наблюдениях и обсуждениях каждого пациента для ясности диагностики.Оценка также предоставляет подробные рекомендации, которые помогут семьям сориентироваться в вариантах лечения аутизма.
Многопрофильная спортивная клиника сотрясения мозга
Эта клиника включает в себя нейропсихологию, ортопедию, психологию и физиотерапию для оценки и лечения подростков, перенесших сотрясение мозга в острой и подострой фазах травмы.
Что касается взрослых, у нас есть девять специализированных клиник или служб:
Клиника расстройств памяти
Эта клиника специализируется на нейроповеденческих расстройствах старения, включая различные нейродегенеративные состояния, влияющие на когнитивные функции.Клинические услуги предоставляются в амбулаторной нейропсихологической клинике и в многопрофильной клинике IMAP (Междисциплинарная программа оценки памяти) наряду с неврологами и социальными работниками, занимающимися проблемами памяти.
Комплексная служба эпилепсии
В этой клинике проводятся обследования пациентов с трудноизлечимыми приступами, чтобы помочь в выборе пациентов для хирургического лечения эпилепсии. Стажеры-нейропсихологи в этой ротации проводят до и послеоперационное когнитивное тестирование, помогают или проводят внутрикаротидное исследование амитала натрия и функциональную МРТ, помогают в составлении карты экстраоперационной стимуляции и работают с мультидисциплинарной бригадой хирургов эпилепсии.
Общая клиническая служба
Участники этой ротации оценивают пациентов с различными нарушениями развития, неврологическими, психическими и соматоформными расстройствами, которые связаны с нарушениями когнитивных и эмоциональных способностей.
Служба медицинской экспертизы
Факультет нейропсихологической клиники проводит нейропсихологическую экспертизу судебно-медицинских дел, связанных с гражданскими, уголовными вопросами и проблемами инвалидности, для лиц, заявляющих о когнитивных нарушениях.Стипендиаты работают совместно с преподавателями по судебно-медицинским делам и могут иметь возможность узнать о делах Программы базовой оценки НФЛ по урегулированию сотрясения мозга, наблюдать за показаниями и свидетельскими показаниями в суде.
Нейроонкологическая когнитивная клиника (NOC)
В этой клинике проводится оценка пациентов с опухолью головного мозга во время постановки диагноза до начала лечения, чтобы установить исходный нейрокогнитивный уровень. Затем за этими пациентами наблюдают на протяжении всего курса лечения, чтобы отслеживать возможные когнитивные и эмоциональные изменения, связанные с опухолью и / или лечением, и помогать в планировании лечения.Стипендиаты будут посещать еженедельные междисциплинарные конференции по опухолям мозга, клуб журналов по опухолям головного мозга, который проводится раз в два месяца, и будут иметь возможность наблюдать и помогать в интраоперационном когнитивном картировании во время операции по поводу опухоли головного мозга в бодрствующем состоянии с использованием платформы тестирования NeuroMapper, разработанной в MCW. Помимо пациентов с опухолью головного мозга, пациенты с другими формами рака наблюдаются в клинике для оценки и планирования лечения. В клинике работает нейропсихолог, который тесно сотрудничает с группой нейроонкологов, онкологов-радиологов, медицинских онкологов и нейрохирургов.Дополнительную информацию см. На странице клиники нейроонкологии и когнитивных функций больницы Froedtert.
Клиника легкой травмы головного мозга (mTBI)
Клиника mTBI обеспечивает оценку, сортировку и лечение взрослых пациентов в течение подострого (от 2 недель до 12 месяцев) периода после травмы. Научный сотрудник по нейропсихологии работает вместе с преподавателями нейропсихологии, физиотерапевтом и практикующей медсестрой, проводя совместные интервью, краткое тестирование, анализируя нейровизуализацию и обеспечивая совместную обратную связь с пациентами на ранней стадии выздоровления от ЧМТ, чтобы облегчить возвращение к работе, учебе, вождению и их предтравматический образ жизни.
Клиника гидроцефалии нормального давления (ГНД)
В этой клинике проводятся анализы для помощи в дифференциальной диагностике пациентов, обследуемых на ГНД. Тестирование проводится до и после спинномозговой пункции большого объема, поясничного дренажа и вентрикулоперитонеального шунтирования. Эта информация используется для определения, каким пациентам будет полезно шунтирование. В этой клинике работает сплоченная команда, в которую входят невролог, нейропсихолог, физиотерапевт для оценки походки и нейрохирург.
Клиника глубокой стимуляции мозга (DBS)
Клиника DBS включает оценку пациентов, которые считаются кандидатами на лечение DBS для двигательных расстройств, таких как болезнь Паркинсона или эссенциальный тремор. Целью этих оценок является выявление любых когнитивных или психиатрических проблем, которые могут увеличить риск неблагоприятного исхода при DBS. Стипендиаты работают в составе многопрофильной команды, состоящей из неврологии, нейрохирургии, психологии, психиатрии, медсестер и реабилитации.
Клиника врожденных пороков сердца
Стипендиаты проводят оценку взрослых пациентов с врожденными пороками сердца. Стипендиаты нейропсихологов работают с многопрофильной командой в рамках программы Herma Heart, в которую входят кардиологи, медсестры, социальные службы и нейропсихологи.
Психология для детей и подростков
Психология — также доступно онлайн
Просмотр:
Психология для детей и подростков
Что такое клиническая психология?
Психология — это изучение мыслей, эмоций и поведения людей; клиническая психология применяет эти знания. Психология детей и подростков применяет те же области исследования к более молодым пациентам. Эта область включает такие дисциплины, как нейропсихология и психообразование.В компании Morneau Shepell’s Children’s Support Solutions клинический психолог может диагностировать и лечить когнитивные, неврологические и связанные с развитием проблемы, которые ухудшают жизнь ребенка дома, в школе или в обществе.
В компании Children’s Support Solutions предоставление психологической помощи детям и подросткам начинается с понимания ребенка и того, как ребенок вписывается в его или ее среду. Чтобы оценить ситуацию ребенка, психолог встречается с родителями, собирает данные из стандартизированных анкет, проводит прямое тестирование и наблюдает за ребенком.Оценка сосредотачивается на любых проблемных областях. Часто оценка проводится специализированным нейропсихологом. Как вы можете догадаться из названия, нейропсихологи специализируются на том, как работает мозг, и с помощью тестирования часто могут выявить конкретные проблемы, лежащие в основе трудностей в обучении или поведении.
Клиническая психология развития — это часть области, специально предназначенная для маленьких детей с медицинскими, неврологическими или возрастными потребностями, которым будут полезны стратегии раннего вмешательства.В компании Children’s Support Solutions психологи часто становятся «первой остановкой» для родителей. Морно Шепелл уникален тем, что обеспечивает легкий доступ к оценкам развития, которые может быть трудно получить в сообществе.
Психолог дает ребенку рекомендации, опираясь на информацию, полученную в ходе оценки. Рекомендации могут включать терапию (речевую, поведенческую, физическую, профессиональную, музыкальную или другие), корректировку среды, советы и обучение родителей или внесение вклада в индивидуальный план обучения (IEP), что может привести к соответствующей помощи со стороны школьная система.Консультации по IEP могут давать профессионалы, прошедшие психологическую подготовку. Психообразование фокусируется на практических советах «прямо сейчас», которые могут помочь ребенку и семье.
Для детей младшего возраста клиническая психология обычно включает встречи с родителями, чтобы обсудить стратегии, которые они могут использовать, чтобы улучшить позитивное поведение и уменьшить вызывающее поведение. Психолог также может поделиться тактикой создания домашней обстановки с учетом потребностей ребенка, чтобы у него было меньше трудностей и он был более счастлив.Когда ребенок подрастает, психолог может работать с ним более напрямую. Иногда психолог порекомендует игровую терапию «родитель-ребенок» в присутствии родителей и ребенка.
Кому может быть полезна клиническая психология?
Детские психологи проходят специальную подготовку для оценки и диагностики когнитивных, неврологических расстройств и нарушений развития у детей и подростков, в том числе:
- Беспокойство
- Расстройство дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
- Расстройство аутистического спектра
- Одаренность
- Нарушения обучаемости
- Умственная отсталость
- Другие проблемы, включая поведение, депрессию, травмы в анамнезе и приспособление к стрессовым жизненным событиям
Терапия может иметь длительное положительное влияние на ребенка.Например, некоторые дети отстают в речевой и эмоциональной взаимности (то есть они не говорят, не смотрят на своих родителей и кажутся в своем собственном мире).
В наших программах по психологии для детей и подростков психолог может работать как с родителями, так и с консультантами по поведению, используя интенсивный подход, чтобы научить ребенка общаться. Раннее вмешательство может решить эти проблемы в критические годы, когда мозг быстро развивается и наиболее подвержен изменениям.Точно так же дети с проблемами саморегуляции, склонные к истощению, могут значительно улучшить свою способность регулировать свои эмоции и поведение. Тогда они смогут лучше участвовать в домашних и школьных делах.
Какую роль могут играть родители?
Родители играют большую роль в психологическом лечении. Когда ребенок проявляет вызывающее поведение, родители часто оказываются на передовой. Чтобы изменить модели поведения, требуются значительные усилия, и именно приверженность, усилия и энергия родителей, работая с терапевтом, делают это возможным.
Терапевт предоставляет родителям методы и постоянную поддержку, которые им необходимы, чтобы помочь своему ребенку. Например, психолог может сказать: «На этой неделе мы хотим, чтобы вы сосредоточились на том, чтобы замечать положительное поведение и давать отзывы по этому поводу; тогда мы увидим, что изменилось и что делать дальше ».
Как Морно Шепелл использует психологию?
Наши самые распространенные психологические оценки включают:
- Нейропсихологический
- Психообразовательная
- Развитие
- Диагностика
- Психодинамический
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
- Ориентировано на человека
- COGMED
Программа поддержки детей Morneau Shepell ориентирована на семью и межпрофессиональную работу.Это означает, что все наши программы по психологии для детей и подростков всегда начинаются с вопросов: «Что подойдет этому ребенку?» и «Что правильно для семьи?» Если психологическая терапия окажется полезной, психолог предложит план лечения.
Однако мы не мыслим исключительно психологическими терминами; мы думаем о комбинации методов лечения, которые помогут ребенку. В модели Морно Шепелла терапевты находятся не просто под одной крышей; они вместе планируют, вместе тренируются и вместе работают над файлом клиента.В помощь семье применяется комплексный подход.
Как проходят подготовку и сертификацию психологов?
Психологи — это регулируемая профессия, и хотя каждая провинция имеет свои собственные правила и регулирующие органы, от провинции к провинции есть много общего. Чтобы иметь квалификацию для практики, психологи должны иметь требуемую ученую степень (в соответствии с правилами своей провинции), иметь опыт работы под руководством инструктора и сдать письменные и устные экзамены по практическим и этическим вопросам.В Онтарио, Британской Колумбии и Квебеке психологи должны иметь докторскую степень. Есть и другие обозначения; например, чтобы проводить психообразование в Квебеке или работать ассистентом психолога в Онтарио, вам потребуется степень магистра и соответствующий опыт.
Дополнительная сертификация и / или обучение необходимы для практики в определенных областях, таких как нейропсихология, опекунство / доступ, оценка родительского потенциала и т. Д.