Мысли материальны: правда или миф
Не показывай на себе, а то накаркаешь. А лучше — вообще про это не думай! Слышали такое? Мы спросили у психологов, правда ли можно запрограммировать себя на плохое? Ну или на хорошее.
Наши эксперты:
- Татьяна Павлова, когнитивный терапевт
- Мария Дубровина, психолог, коуч, гипнотерапевт
- Полина Тур, клинический психолог
Давайте сразу к делу. «
Мысли материальны» – это суеверие?Татьяна Павлова: Да. В древности люди пытались обрести иллюзию контроля в мире, об устройстве которого знали мало, и при этом они сильно зависели от условий окружающей среды.
Представьте, что ваше выживание зависит от того, будет в этом году урожай пшеницы или нет. И вы не знаете, какая будет погода. Если погода будет плохая, вас ждет голод. Поэтому вы делаете все, что можете — например, стучите в барабаны, призывая дождь. Рано или поздно дождь пойдет. Но вы свяжете эти события, и в следующую засуху сразу же пойдете бить в барабаны.
Люди видят причинно-следственную связь между явлениям, произошедшим одновременно или последовательно. Это называется архаичным или магическим способом мышления. Например, мне приснились крысы, потом мой ребёнок заболел. «Ребёнок заболел потому, что мне приснились крысы, ведь сон про крыс — плохое предзнаменование. Получается, я могу видеть будущее». Этот способ мышления и сейчас свойствен людям, которые имеют мало влияния на свою жизнь.
Мария Дубровина: Нет, это не всегда суеверие. Я уверена, что мысли материальны. Другое дело, что этот тезис многие упрощают. Как гипнотерапевт я работаю с силой слова, мыслями и убеждениями человека. В Швейцарии, где я живу, больным, которым не помогают лекарства, предлагается помощь гипнологов. Например, для избавления от фантомных болей. Ожог или травма на руке уже зажили, а человек жалуется, что рука болит, и никакие обезболивающие не помогают. С помощью вербальных техник гипнологи помогают этим людям уменьшить боль. Для меня это доказательство, что мысль материальна, а слово — целительно.
И как это устроено с точки зрения физиологии?
Мария Дубровина: Во время мыслительного процесса мы запускаем определенные семантические ряды, вызывая ассоциации. Если у человека долго что-то болит, он постоянно об этом думает. Работают одни и те же связки участков мозга, заставляя человека акцентироваться именно на этом. Чтобы разорвать круг, гипнолог помогает человеку сформировать другие ассоциации. Меняются ассоциативные связи — меняется состояние.
Из исследований на эту тему могу вспомнить научную работу о синдроме раздраженного кишечника у подростков. Он очень плохо поддается лечению медикаментами. А гипнотерапии поддается. Также есть доказательства, что сила мышц у человека увеличивается, если он практикует ментальные тренировки: не выполняя физических упражнений, подключает проприоцепцию — старается ощутить мышцы, которые прорабатывает. И накачивает пресс или бицепс. Да, результат не такой яркий, как от физической тренировки, но он есть. Что это, если не работа силы мысли?
То есть все в наших руках? То есть — в голове? Так?
Татьяна Павлова: Не так. Если человек полагает, что живёт в мире, где мысли материальны и могут навлечь беду, он будет постоянно пытаться контролировать неконтролируемый мир и оградить себя от «плохих мыслей» и «плохой энергии». То есть — постоянно тревожиться.
Мария Дубровина: Опасно брать на себя ответственность за процессы, происходящие без вашего участия. Это такое детское отношение к миру: я и дождь могу вызвать, и партнера изменить к лучшему, и денег наколдовать. Главное — думать об этом, и все будет! Но это тяжелый груз — ощущать себя человеком, который всё может. И, значит, за всё отвечает. В жизни все плохо — значит, это я плохо думал, не то говорил — и накаркал беду.
У нас есть определенные ограничения, и у наших мыслей тоже. Считая, что всё можно контролировать силой мысли, мы обесцениваем силу действия.
Что делать, если ты склонен к магическому мышлению?
Татьяна Павлова: Искать баланс. Бывает так, что «предсказание» — просто следствие разумного анализа обстоятельств. Главное — не приписывать это мирозданию.
Что вы реально можете сделать — вырастить в себе внутреннего скептика, которые все свои мысли, сны и предчувствия воспринимает как гипотезы. И подвергает их сначала логической проверке в голове, а затем — эмпирической, то есть проверке жизнью.
Допустим, вам приснился сон, что вас уволили, и так и вышло. Спросите себя, чем еще можно объяснить увольнение? А было ли так, что вам снились яркие сны, которые не сбывались?
Или вы в сердцах пожелали коллеге сквозь землю провалиться, и она реально провалилась. В открытый люк. Но было ли так, что ваши проклятия не сбывались? А коллега ваша внимательная? Что она делала, когда упала? Возможно, смотрела в телефон? Да и вообще — маньякам и убийцам ежедневно кто-то активно желает смерти, но Чикатило ловили более 10 лет. Почему «лучи негативной энергии» не возымели эффекта?
Можно ли подавить негативные мысли?Полина Тур: Подавление мыслей не работает. Вспомним легендарный «феномен белого медведя». Дэниел Вегнер, профессор социальной психологии из Гарварда, провел эксперимент. Испытуемых разделили на две группы. Первой сказали: «думайте о белом медведе в течение нескольких минут». А второй думать о белом медведе строго запретили, и всякий раз, когда эта мысль появлялась, нужно было нажимать на звонок. Конечно, испытуемые из второй группы жали на звонок на протяжении всего эксперимента. Медведь никак не хотел уходить из их мыслей. Как только человек приказывал себе о нем не думать, он думал именно о нем. Неслучайно второе название «феномена белого медведя» — «эффект обратного усилия». В психотерапии часто используют метафору: пытаться подавить негативные мысли и чувства — все равно что пытаться утопить мячик в бассейне. Бес-по-лез-но.
А почему? Как работает эффект обратного усилия?
Татьяна Павлова: По мнению Вегнера, существует неподконтрольный сознанию механизм, который выявляет нежелательные мысли и заставляет нас обращать на них внимание. Он называется «ироническим психическим процессом». Если мы прикладываем усилия, чтобы не думать о симпатичном, но женатом соседе — мы будем думать о нем чаще. Если будем стараться заснуть — станем более внимательны к сигналам бодрости. Будем стараться не желать никому плохого (чтобы не накаркать) — эти мысли станут навязчивыми.
Чтобы открыть белому медведю клетку, нужно снять запрет с нежелательных мыслей. Например: «ничего страшного, если я сегодня мало посплю, это не так сильно скажется на моей продуктивности. Катастрофы не произойдёт». Или: «я так думаю потому, что злюсь. Я на самом деле не хочу никому зла, а моя мысль с пожеланием плохого не значит, что я плохой человек».
А если попробовать переключить внимание с нежелательной мысли?
Татьяна Павлова: Да, это тоже может помочь. Но только при условии, что вы легализовали запрещённые мысли (то есть приняли тот факт, что они у вас есть).
Если вы разрешили себе думать о белом медведе, то при его появлении отвлекайтесь, расслабляйтесь (стресс усиливает навязчивость) или отложите эту мысль на потом. Вы как Скарлетт О’Хара — подумаете об этом завтра. Или сегодня ровно полчаса с 19.00 до 19.30.
Еще есть методика «парадоксальной интенции». Она заключается в том, чтобы специально думать запрещённые мысли или поступать наоборот. Неплохо работает с бессонницей — вместо попыток заснуть во что бы то ни стало можно встать и заняться каким-нибудь делом. Скорее всего после этого вам захочется спать.
А можно себя «запрограммировать»?
Мария Дубровина: И да, и нет. Есть практика программирования — в гипнотерапии, в НЛП. Но у этой методики много лимитов. Вот как это работает. Во время сеанса человек представляет себе, как хочет прожить день, к какому результату прийти. Потом мысленно проживает этот день, чтобы понять, что такое развитие событий возможно. Наблюдает за собой и понимает, что нужно сделать, чтобы задуманное сбылось. Но нельзя сказать, что таким образом мы можем установить себе программу и четко, без сбоев, ей следовать. Мы же не герои в компьютерной игре, не все зависит от нас. Зато мы можем научиться активировать определенное состояние, которое поможет идти в нужном направлении.
А что такое
«самосбывающееся пророчество»? Это разве не то же программирование?Полина Тур: Нет. На рубеже XIX–XX веков американский социолог Уильям Айзек Томас писал: «Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям». Прошло почти 50 лет, и эта фразу использовал в своей работе другой социолог, Роберт Мертон. Он вывел «теорему Томаса» и развил концепцию самосбывающегося пророчества: человек ложно понимает ситуацию, это меняет его поведение, а уже новое поведение превращает слухи в реальность. Например, кто-то пускает слух, что банк на грани разорения. Люди в панике забирают деньги, и банк действительно закрывается.
«Пророчество» сбывается не потому, что вселенная его магическим образом материализует. А потому, что вера в него толкает человека на действия, которые запускают цепь событий. И эти события приводят к тому, что пророчество сбывается.
Татьяна Павлова: Два механизма «помогают» нам хранить веру в идею, что «мысли материальны». Первый — это фильтрация информации. Мы склонны замечать случаи, когда наша идея подтверждается, и игнорировать обратные. Второй — как раз самосбывающееся пророчество (его еще называют «эффектом Пигмалиона»).
В 1968 года психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент. Они случайным образом выделили группу детей и сказали учителям, что эти ученики продемонстрировали высокие результаты по Гарвардскому тесту ожидаемых достижений (которого вообще не существует). Через некоторое время выбранные ученики действительно стали показывать лучшие результаты, чем остальные. Получается, мысли учителей стали реальностью? Нет. Просто учителя больше поощряли этих детей и таким образом способствовали их академическим успехам.
Таким же образом мысль «я ни на что не способен» может стать реальностью, если вы станете действовать, исходя из неё. Начнете отказываться от сложных задач, не будете учиться новому — побед будет всё меньше и меньше.
А можно сделать так, чтобы пророчество не сбылось?
Полина Тур: Можно. Нужно вернуться в исходную точку и его отменить. То есть отказаться от первоначального определения ситуации, которое запустило движение. Поставить под вопрос свои убеждения и предсказания и заменить их на новые. Это изменит последующее развитие событий и снимает с нас «темные чары».
Наши эксперты:
Мария Дубровина
Психолог, коуч, гипнотерапевт
Живет в Швейцарии, работает с русскоговорящий аудиторией. Училась у психолога-гипнотерапевта Жана Беккио, имеет диплом в области психологии университета Женевы, практикующий гипнотерапевт. Помогала нам выяснить, что такое синдром самозванца, можно ли заставить себя не есть и похудеть, в чем разница между психологом, психиатром, психотерапевтом и коучем.
Татьяна Павлова
Когнитивный терапевт
Когнитивно-поведенческий терапевт, кандидат психологических наук. Помогала нам разобраться, что такое холистическая психология.
Полина Тур
Клинический психолог
Когнитивный терапевт, кандидат психологических наук. Ведет образовательный блог @learnpsy «для тех, кто хочет понять себя и других, готов развиваться и умеет думать». На него подписаны 72 тысячи человек. Помогала нам разобраться, что такое созависимые отношения, как общаться с невыносимыми людьми, что такое культура отмены и как паниковать с пользой.
В материале использованы работы румынского фотографа-сюрреалиста Караса Йонута.
Читайте также:
- Психосоматика: правда ли, что все болезни от нервов?
- Психолог, психиатр, психотерапевт: в чем разница?
- Как распознать пассивную агрессию? И как с ней бороться?
Внимание! Мы возобновили вещание в нашем Telegram-канале. Самая оперативная бьюти-информация — там. Подписывайтесь!
Напоминаем, что любые комментарии, не касающиеся темы статьи, будут удаляться. Спасибо за понимание.
Мысли материальны: 4 основных правила материализации
Часто из различных источников мы слышим утверждение, что мысли материальны. Что это значит? Можно ли их увидеть и пощупать? Почему вообще возникло такое мнение? Если это правда, как научиться управлять своими мыслями? Какие методики помогают? Сколько времени ждать, пока начнется материализация мыслей? Как ускорить этот процесс? Ответить на эти вопросы важно каждому человеку.
Независимо от возраста, пола и национальности универсальные законы срабатывают стопроцентно. В личной жизни, на работе, либо с друзьями люди имеют то, о чем думают. Мысли материализуются сами по себе, в определенные моменты. Но сколько времени это займет, не знает никто. Так что, поговорим на важную и интересную тему, которая имеет практическое применение.
Что такое мысли и какова их природа?
Отвечая на вопрос, как материализовать мысли, необходимо разобраться в самой сути этого явления. Что они из себя представляют. Человеческое тело – сложный механизм, над работой которого ломают голову ученые и философы. Мозг – самая малоизученная часть организма. Целая армада нервных клеток и их компонентов переплетаются в чудные узоры, образуя миллиарды взаимосвязей. Нервные импульсы проходят с помощью сложного тандема электрических импульсов и химических веществ (нейромедиаторов). Все, что находится в этой системе, имеет физическую природу, значит и мысли материальны.
Пройти тест на полушария мозга
Но где именно они появляются и куда исчезают, до сих пор остается загадкой. Это дает повод сторонникам эзотерических учений утверждать, что разум человека только косвенно связан с телом. На самом деле личность имеет духовную природу, лишь временно находясь возле биологической оболочки. Пока что, ученые и эзотерики ведут игру с равным счетом. Официальная наука не признает существования тонких миров, но и дать окончательный ответ по поводу разума тоже не может. Как это часто бывает, истина может находиться где-то посередине между разными крайними мнениями.
Даже если душа действительно есть, именно в мозгу могут зарождаться мысли, которые потом и формируют личность человека. Иначе зачем вообще нужны были бы белковые тела. Но это все демагогия. Куда важнее понимать, имеют ли мысли реальное физическое воплощение, становятся ли они материей. С логической точки зрения – сто процентов.
Мысли материализуются с помощью человека. Например, художник воплощает свои идеи на холсте, скульптор увековечивает их в камне, а поэт переносит на бумагу. Любое произведение искусства – это и есть материализация мысли его творца. Аналогично появляются новые товары, бренды, торговые марки. Кто-то их придумывает и создает. Но в этой статье мы говорим немного о другом. Понятно, что волевым усилием, при помощи труда человек может что-нибудь изготовить. Это в его власти. А как быть в ситуации, когда материализация мыслей происходит спонтанно? Какими законами можно такое объяснить? Как предвидеть и спрогнозировать?
Как объяснить, что мысли материальны?
Пока наука окончательно не ответила на этот вопрос, можно обратиться за помощью к философам, которые попытались объяснить законы мироздания задолго до появления первых ученых. В философском лагере наметилось устойчивое разделение на два противоположных учения. Первое называют идеализмом, а второе – материализмом. Между ними существует много переходных форм.
Также есть и крайние взгляды. Рассмотрим их по порядку. Материалисты уверены, что мир устроен по законам объективной реальности и материализация мыслей – это просто миф. Их доводы вполне убедительны, ведь не известно достоверных фактов этого явления. Никто еще силой воображения не получил дорогой автомобиль, яхту или загородную недвижимость, так чтобы это можно было официально зафиксировать, как факт.
Пройти тест на тип восприятия
Но и взгляды материалистов не всегда соответствуют обычной жизненной мудрости. Каждый может назвать какие-либо стечения обстоятельств, которые дают понять, что мысли материальны. Например, выпускник школы мечтает о встрече со своей бывшей одноклассницей, которая уехала за границу, и абсолютно случайно сталкивается с ней в своем городе. Или кто-то долго ищет работу, представляя ее во всех подробностях, и потом в один момент получает неожиданное предложение именно из этой сферы.
Иногда люди получают подарки, о которых мечтали, но никому не говорили. Эти и другие ситуации подтолкнули некоторых философов задуматься над вопросом материальности мира. Идеалисты уверены, что духовная субстанция пронизывает нашу реальность и корректирует происходящие события. Сторонники объективного идеализма считают, что миром управляет Высший Разум, но люди могут повлиять на его решения своими просьбами, например, во время молитв или совершения обрядов.
Субъективные идеалисты, наоборот, убеждены в том, что мир зависит от наблюдателя и именно человек формирует реальность. В таком случае, мысли материализуются постоянно, создавая окружающий мир. Свою правоту на все сто процентов не доказали ни материалисты, ни идеалисты. Скорее всего, истина где-то посередине, заставляя объективный мир изменяться в ответ на очень сильное желание отдельного наблюдателя, либо коллектива.
Кроме философской трактовки, есть и более приземленное психологическое обоснование. Многим известна старая поговорка «Мысли порождают слова, которые формируют действия, а те определяют личность человека». Существует много других афоризмов на эту тему. Например, «уверенность в победе – это 90% победы» и т.п. Часто случается так, что более уверенный в себе человек добивается успеха. Занижающий себе планку, лишь в очень редких случаях чего-нибудь достигает.
Наше поведение формирует круг общения, от которого зависит наш социальный статус. Чем выше ценит себя человек, тем влиятельнее у него знакомые и друзья. Они же, в свою очередь, увеличивают шансы на материализацию мыслей, среди которых могут быть мечты об удачном замужестве, выгодной сделке или хорошей работе. На этом базируется принцип нетворкинга или техники установления долгосрочных деловых связей.
Любая случайная встреча запускает цепь непредвиденных событий и новых знакомств. Порой это происходит настолько непредсказуемо, что кажется, будто мысли материальны, либо вмешались высшие силы. Кто знает, возможно это так и есть? Цивилизация пока не смогла ответить на этот вопрос. Но многие люди смогли вывести закономерность и пришли к выводу, что с помощью позитивного мышления можно добиться успеха.
Пройти тест: оптимист или пессимист
Основные правила материализации мыслей
Как говорят, незнание закона не освобождает от ответственности. Это справедливо, как в вопросах юриспруденции, так и фундаментальных законов мироздания и социума. Если человек длительное время страстно чего-то хочет, скорее всего, он это получит. Об этом феномене подробно написано в книге Наполеона Хилла «Думай и богатей». Подобные мысли регулярно встречаются и у других мотивационных авторов, среди которых Брайан Трейси, Хэл Элрод и многие другие. Но, для того, чтобы мысли материализовались, необходимо выполнить несколько условий.
Во-первых, человек должен искренне, от всего сердца, захотеть именно такого развития событий. Ему необходимо буквально бредить этой навязчивой идеей, просыпаясь с ней утром и засыпая ночью. Эта мысль должна буквально овладеть всем его сознанием. В противном случае, эффект может не наступить. Вселенная должна понять, чего именно хочет тот, кому она пытается помочь.
Во-вторых, мысли материализуются только в том случае, когда человек умеет их визуализировать. Допустим, кто-то хочет заработать тысячу долларов. Он буквально ощущает их в своей руке, видит каждую купюру, слышит их шелест при пересчитывании. Это запускает начальный этап материализации, когда разум рисует тот образ, который хочет сделать реальностью.
В-третьих, важно совместить мыслительный процесс с эмоциональным интеллектом. Воплощаются те идеи, которые вызывают эмоции. Чем сильнее они будут, тем больше шансов для их воплощения. Дело в том, что эмоции тесно связаны с подсознанием, у которого есть необходимый для реализации человека потенциал. В нем скрыты такие возможности, о которых современная наука практически еще ничего не знает. Мысль материализуется, как правило, если она заставляет ускоренно биться сердце, забирая все внимание на себя.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
В-четвертых, мечты мечтами, но и конкретные действия должны подсказывать всему миру, чего от него хотят. Это как в анекдоте, о человеке, который просил у Бога выигрыш в лотерею. Ответ был следующим: «Я рад бы тебе помочь, но ты, для начала, хоть билет лотерейный купи». Так и в реальной жизни двери открываются перед стучащими в них. Чтобы мечты начали сбываться, необходимо хоть что-то делать для этого. Мысль материальна только в том случае, если она сопровождается конкретным действием.
Если совместить все эти компоненты воедино, то можно рассчитывать на позитивный эффект. Но всегда есть «подводные камни», которые надо учитывать. С одной стороны, мысли материализуются, когда мы постоянно их думаем. С другой, необходимо научиться отпускать ситуацию, расслабляться и просто ждать, когда события начнут разворачиваться нужным образом.
Главное не допускать психоэмоционального перенапряжения, иначе можно дождаться результата, находясь в психиатрической лечебнице. Однозначный совет дать невозможно. Срабатывают оба варианта. Есть примеры людей, которые методично бились лбом о закрытую дверь, и им открыли. Немало случаев, когда люди переставали гнаться за деньгами, любовью или карьерой, и все это приходило к ним само.
Однозначно – мысль материальна, но алгоритм ее материализации отличается в конкретных случаях. Так что, надеяться только на удачное стечение обстоятельств наивно. Импульс и активность должны идти, в первую очередь, от самого человека и тогда весь мир будет ему помогать, а если трудности и возникнут, то только для того, чтобы после их преодоления победа казалась слаще.
В том, что мысли материальны, сомневаться не приходится. Это подсказывает жизненный опыт, а также мудрость многих философов и коучей. Главное, научиться использовать это явление себе на пользу. В подсознании человека скрывается огромный потенциал, силу которого пока еще не в состоянии определить современная наука. Также, как и его связь с реальным миром. Но много примеров доказывают ее существование. Люди действительно получают часто те события, о которых думают или хотят. Значит, понять силу мысли и овладеть нею – это важная задача любого человека.
Критическое мышление | Основы чтения и письма
Введение
Цели обучения
- определение критического мышления
- определить роль, которую логика играет в критическом мышлении
- применять навыки критического мышления к сценариям решения проблем
- применять навыки критического мышления для оценки информации
Подумайте об этих мыслях о процессе критического мышления и о том, как он применим не только к нашей школьной жизни, но также к нашей личной и профессиональной жизни.
«Критическое и творческое мышление»
Навыки критического мышления, возможно, являются наиболее фундаментальными навыками, необходимыми для вынесения суждений и решения проблем. Вы используете их каждый день и можете продолжать улучшать их.
Способность критически мыслить о предмете — анализировать вопрос, ситуацию или проблему вплоть до самых основных частей — это то, что помогает нам оценивать точность и правдивость утверждений, утверждений и информации, которую мы читаем и слышим. Это острый нож, который, когда он заточен, отделяет факты от вымысла, честность от лжи, а правду от заблуждения. Мы все используем этот навык в той или иной степени почти каждый день. Например, мы используем критическое мышление каждый день, когда рассматриваем новейшие потребительские товары и почему один конкретный продукт является лучшим среди аналогов. Является ли это качественным продуктом, потому что его поддерживает знаменитость? Потому что многие другие люди могли использовать его? Потому что это делает одна компания, а не другая? Или, может быть, потому, что он сделан в той или иной стране? Это вопросы, представляющие критическое мышление.
Академическая среда требует от нас большего критического мышления, чем повседневная жизнь. Это требует, чтобы мы оценивали информацию и анализировали множество вопросов. Это среда, в которой наши навыки критического мышления могут стать решающим фактором между успехом и неудачей. В этой среде мы должны рассматривать информацию аналитически и критически. Мы должны задать вопросы: каков источник этой информации? Является ли этот источник экспертным и что делает его таковым? Есть ли несколько точек зрения на проблему? Несколько источников согласны или не согласны по вопросу? Обосновывает ли качественное исследование информацию или мнение? Есть ли у меня какие-либо личные предубеждения, которые могут повлиять на мое рассмотрение этой информации?
Только посредством целенаправленных, частых, преднамеренных вопросов, таких как этот, мы можем оттачивать свои навыки критического мышления и совершенствоваться как студенты, учащиеся и исследователи.
—Доктор. Эндрю Роберт Бейкер, Основы академического успеха: слова мудрости
Определение критического мышления
Мышление приходит естественным образом. Вам не нужно заставлять это происходить — это просто происходит. Но сделать это можно разными способами. Например, вы можете думать позитивно или негативно. Вы можете думать «сердцем», и вы можете думать с рациональным суждением. Вы также можете мыслить стратегически и аналитически, математически и научно. Это лишь некоторые из множества способов, которыми разум может обрабатывать мысли.
Какие формы мышления вы используете? Когда вы их используете и почему?
Будучи студентом колледжа, вы должны развивать и расширять свои мыслительные способности. Одним из наиболее важных из этих навыков является критическое мышление. Критическое мышление важно, потому что оно касается почти всех задач, ситуаций, тем, карьеры, окружающей среды, проблем и возможностей. Это не ограничивается определенной предметной областью.
Критическое мышление — ясное, разумное, рефлексивное мышление, сосредоточенное на принятии решения, во что верить или что делать. Это означает задавать наводящие вопросы, например: «Откуда мы знаем?» или «Это верно во всех случаях или только в данном случае?» Это предполагает скептицизм и оспаривание предположений, а не простое запоминание фактов или слепое принятие того, что вы слышите или читаете.
Представьте, например, что вы читаете учебник истории. Вы задаетесь вопросом, кто это написал и почему, потому что вы обнаруживаете определенные предположения в написанном. Вы обнаружите, что автор имеет ограниченный объем исследований, сосредоточенных только на определенной группе населения. В этом случае ваше критическое мышление показывает, что есть «другие стороны истории».
Кто такие критически мыслящие люди и какие у них общие характеристики? Критически мыслящие люди обычно любопытны и вдумчивы. Им нравится исследовать и исследовать новые области и искать знания, разъяснения и новые решения. Они задают уместные вопросы, оценивают утверждения и аргументы и различают факты и мнения. Они также готовы исследовать свои собственные убеждения, обладая манерой смирения, которая позволяет им признавать недостаток знаний или понимания, когда это необходимо. Они открыты для изменения своего мнения. Возможно, больше всего им нравится активно учиться, а поиск новых знаний — это занятие на всю жизнь.
Возможно, это вы!
Независимо от того, на каком этапе пути к критическому мышлению вы находитесь, вы всегда можете более полно развить свои навыки. Это поможет вам выработать более взвешенные аргументы, четко выражать свои мысли, критически читать и эффективно усваивать важную информацию. Навыки критического мышления помогут вам в любой профессии и любых жизненных обстоятельствах, от науки до искусства, бизнеса и преподавания.
Критическое мышление ИС | Критическое мышление НЕ |
---|---|
Скептицизм | Запоминание |
Проверка предположений | Групповое мышление |
Оспаривание рассуждений | Слепое признание власти |
Выявление предубеждений |
Критическое мышление в действии
В следующем видеоролике Лоуренса Бланда представлены основные концепции и преимущества критического мышления.
Критическое мышление и логика
Критическое мышление представляет собой процесс анализа информации и данных. Вы можете подвергнуть сомнению информацию, прочитанную в учебнике, или вы можете подвергнуть сомнению то, что говорит политик, профессор или одноклассник. Вы также можете подвергнуть сомнению распространенное убеждение или новую идею. При критическом мышлении все и вся подвергается сомнению и проверке.
Связь логики с критическим мышлением
Слово логика происходит от древнегреческого logike , относящегося к науке или искусству рассуждения. Используя логику, человек оценивает аргументы и стремится различать хорошие и плохие рассуждения или истину и ложь. Используя логику, вы можете оценивать идеи или заявления людей, принимать правильные решения и формировать здравые представления о мире. [1]
Вопросы логики критического мышления
Давайте рассмотрим простой пример применения логики к ситуации критического мышления. В этом гипотетическом сценарии мужчина имеет докторскую степень в области политических наук и работает профессором в местном колледже. Его жена тоже работает в колледже. У них трое маленьких детей учатся в местной школьной системе, и их семья хорошо известна в обществе.
Этот человек баллотируется на политические посты. Достаточно ли его полномочий и опыта для поступления на государственную должность? Будет ли он эффективен на политическом посту? Некоторые избиратели могут подумать, что его личная жизнь и нынешняя работа, на первый взгляд, предполагают, что он преуспеет в этой должности, и они проголосуют за него.
По правде говоря, описанные характеристики не гарантируют, что человек будет хорошо выполнять свою работу. Информация несколько неактуальна. Что еще вы хотели бы знать? Как насчет того, занимал ли этот человек политический пост и хорошо ли он работал? В этом случае мы хотим спросить: сколько информации достаточно для принятия решения на основе логики, а не предположений?
Следующие вопросы, представленные на Рисунке 1 ниже, — это те вопросы, которые вы можете применить для формулирования логической, обоснованной точки зрения в приведенном выше сценарии или любой другой ситуации:
- Что происходит? Соберите основную информацию и начните придумывать вопросы.
- Почему это важно? Спросите себя, почему это важно и согласны ли вы с этим.
- Чего я не вижу? Что-то важное пропало?
- Откуда мне знать? Спросите себя, откуда взялась информация и как она была составлена.
- Кто это говорит? Каково положение говорящего и что на него влияет?
- Что еще? Что если? Какие еще идеи существуют и есть ли другие возможности?
Рисунок 1
Решение проблем с помощью критического мышления
Для большинства людей обычный день наполнен критическим мышлением и решением проблем. На самом деле критическое мышление и решение проблем идут рука об руку. Оба они относятся к использованию знаний, фактов и данных для эффективного решения проблем. Но при решении проблем вы конкретно идентифицируете, выбираете и защищаете свое решение. Ниже приведены некоторые примеры использования критического мышления для решения проблем:
- Ваш сосед по комнате был расстроен и сказал вам несколько недобрых слов, что испортило ваши отношения. Вы пытаетесь увидеть гневное поведение, чтобы определить, как вы можете лучше всего поддержать своего соседа по комнате и помочь вернуть ваши отношения в комфортное состояние.
- Ваш студенческий клуб чахнет из-за нехватки участников и средств. Новый президент клуба, тем не менее, занимается маркетингом и определил некоторые стратегии, чтобы заинтересовать студентов присоединиться к клубу и поддержать его. Предстоит реализация.
- Ваш последний проект художественного класса ставит перед вами задачу по-новому осмыслить форму. В последний день занятий, когда учащиеся представляют свои проекты, вы описываете методы, которые использовали для выполнения задания. Вы объясняете, почему и как вы выбрали этот подход.
- Ваш учитель математики видит, что класс не совсем понимает концепцию. Она использует умные вопросы, чтобы рассеять беспокойство и направить вас к новому пониманию концепции.
- Вы проходите собеседование на должность, на которую, по вашему мнению, вы подходите лишь частично, хотя вы действительно хотите получить эту работу и воодушевлены перспективами. Вы анализируете, как вы объясните свои навыки и опыт, чтобы показать, что вы хорошо подходите потенциальному работодателю.
- Вы хорошо учитесь в колледже, и большая часть расходов на обучение и проживание покрывается. Но есть некоторый разрыв между тем, что вы хотите, и тем, что вы чувствуете, что можете себе позволить. Вы анализируете свои доходы, сбережения и бюджет, чтобы лучше рассчитать, что вам нужно, чтобы остаться в колледже и поддерживать желаемый уровень расходов.
Контрольный список действий по решению проблем
Решение проблем может быть эффективным и полезным процессом, особенно если вы организованы и помните о важных шагах и стратегиях. Не забывайте также принимать на себя качества хорошего критического мыслителя. Если вы любознательны, вдумчивы, ищете знания, открыты к изменениям, любознательны, организованны и этичны, ваша задача или проблема не будет проблемой, и вы сможете найти разумные решения.
СТРАТЕГИИ | КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК ДЕЙСТВИЙ [2] | |
---|---|---|
1 | Определите проблему |
|
2 | Определить доступные решения |
|
3 | Выберите свое решение |
|
Оценка информации с помощью критического мышления
Оценка информации может быть одной из самых сложных задач, с которыми вам придется столкнуться в колледже. Но если вы будете использовать следующие четыре стратегии, вы будете на пути к успеху:
- Прочтите для понимания, используя текстовую кодировку
- Проверить аргументы
- Прояснить мышление
- Развивайте «привычки ума»
1. Чтение для понимания с использованием кодирования текста
Когда вы читаете и делаете заметки, используйте стратегию кодирования текста. Кодирование текста – это способ отслеживания ваших мыслей во время чтения. Это влечет за собой пометку текста и запись того, что вы думаете, либо на полях, либо, возможно, на стикерах Post-it. Когда вы устанавливаете связи и задаете вопросы в ответ на прочитанное, вы контролируете свое понимание и улучшаете свое долгосрочное понимание материала.
С помощью текстового кодирования отметьте важные аргументы и ключевые факты. Укажите, где вы согласны и не согласны или у вас есть дополнительные вопросы. Вам не обязательно читать каждое слово, но убедитесь, что вы понимаете концепции или намерения, стоящие за написанным. Не стесняйтесь развивать свой собственный стиль стенографии при чтении или записи. Ниже приведены несколько вариантов, которые можно использовать при кодировании текста.
Стенограмма | Значение |
---|---|
! | Важно |
Л | Узнал что-то новое |
! | Появилась большая идея |
* | Интересный или важный факт |
? | Копать глубже |
✓ | Согласен |
≠ | Не согласен |
См. дополнительные текстовые коды от PBWorks и Collaborative for Teaching and Learning.
2. Изучите аргументы
Когда вы изучаете аргументы или заявления автора, оратора или другого источника, ваша цель состоит в том, чтобы выявить и изучить неопровержимые факты. Для этой цели можно использовать стратегию спектра полномочий. Стратегия спектра авторитета помогает вам идентифицировать «горячую» сторону спора — чувства, убеждения, культурные и социальные влияния — и «холодную» сторону спора — научные влияния. Следующее видео объясняет эту стратегию.
3. Прояснение мышления
Когда вы используете критическое мышление для оценки информации, вам необходимо прояснить свое мышление для себя и, возможно, для других. Чтобы сделать это хорошо, в основном нужно задавать наводящие вопросы и отвечать на них, например, на логические вопросы, которые обсуждались ранее. Составьте свои вопросы в соответствии со своими потребностями, но не забудьте охватить достаточную основу. Какова цель? На какой вопрос мы пытаемся ответить? Какая точка зрения высказывается? Какие предположения делаем мы или другие? Какие факты и данные нам известны и откуда мы их знаем? С какими концепциями мы работаем? Каковы выводы и имеют ли они смысл? Каковы последствия?
4.
Развивайте «привычки ума»«Привычки ума» — это личные обязательства, ценности и стандарты, которые у вас есть в отношении принципа хорошего мышления. Подумайте о своих интеллектуальных обязательствах, ценностях и стандартах. Подходите ли вы к проблемам с непредвзятостью, уважением к истине и пытливым отношением? Некоторые хорошие привычки при критическом мышлении: быть восприимчивым к изменению своего мнения, уважать других, быть независимым и не принимать что-либо за истину, пока у вас не будет времени изучить доступные доказательства, быть беспристрастным, проявлять уважение. по какой-то причине иметь пытливый ум, не делать предположений и всегда, особенно, подвергать сомнению свои собственные выводы — другими словами, развивать интеллектуальную трудовую этику. Попробуйте внедрить эти качества в свою повседневную жизнь.
Самопроверка
- «логика». Вордник . нд Веб. 16 февраля 2016 г. ↵
- «Успех учащихся — критическое мышление в классе и в Интернете». Шлюз критического мышления . Санкт-Петербургский колледж, н.д. Веб. 16 февраля 2016 г. ↵
Критическое мышление | SkillsYouNeed
Что такое критическое мышление?
Критическое мышление – это способность ясно и рационально мыслить, понимая логическую связь между идеями. Критическое мышление было предметом многочисленных споров и размышлений со времен ранних греческих философов, таких как Платон и Сократ, и продолжает оставаться предметом обсуждения в современную эпоху, например, способность распознавать фальшивые новости.
Критическое мышление можно описать как способность к рефлексивному и независимому мышлению.
По сути, критическое мышление требует, чтобы вы использовали свою способность рассуждать. Речь идет о том, чтобы быть активным учеником, а не пассивным получателем информации.
Критически мыслящие люди строго подвергают сомнению идеи и предположения, а не принимают их за чистую монету. Они всегда будут стремиться определить, представляют ли идеи, аргументы и выводы полную картину, и готовы обнаружить, что это не так.
Критически мыслящие люди выявляют, анализируют и решают проблемы систематически, а не интуитивно или инстинктивно.
Кто-то с навыками критического мышления может:
Понимать связи между идеями.
Определять важность и уместность аргументов и идей.
Распознавать, строить и оценивать аргументы.
Выявление несоответствий и ошибок в рассуждениях.
Подходите к проблемам последовательно и систематически.
Поразмышляйте над обоснованием собственных предположений, убеждений и ценностей.
Критическое мышление — это размышление о вещах определенным образом, чтобы прийти к наилучшему возможному решению в обстоятельствах, о которых думает мыслитель. Говоря более повседневным языком, это способ думать о том, что в настоящее время занимает ваш разум, чтобы прийти к наилучшему выводу.
Критическое мышление это:
Способ мышления об определенных вещах в определенное время; это не накопление фактов и знаний или чего-то, что вы можете выучить один раз, а затем использовать в этой форме навсегда, например, таблицу умножения на девять, которую вы изучаете и используете в школе.
Навыки, необходимые для критического мышления
Навыки, необходимые для критического мышления, разнообразны и включают наблюдение, анализ, интерпретацию, размышление, оценку, вывод, объяснение, решение проблем и принятие решений.
В частности, мы должны уметь:
Думать о теме или проблеме объективно и критически.
Определите различные аргументы, имеющиеся по отношению к конкретному вопросу.
Оцените точку зрения, чтобы определить, насколько она сильна или обоснована.
Признать любые недостатки или отрицательные моменты, которые есть в доказательствах или аргументах.
Обратите внимание, какой смысл может скрываться за утверждением или аргументом.
Обеспечить структурированное обоснование и поддержку аргумента, который мы хотим привести.
Процесс критического мышления
Вы должны знать, что никто из нас не думает все время критически.
Иногда мы думаем почти любым образом, кроме критического, например, когда на наш самоконтроль влияет гнев, горе или радость, или когда мы чувствуем себя просто «ненормальными».
С другой стороны, хорошая новость заключается в том, что, поскольку наши способности к критическому мышлению различаются в зависимости от нашего текущего мышления, в большинстве случаев мы можем научиться улучшать свои способности к критическому мышлению, развивая определенные рутинные действия и применяя их ко всем проблемам, которые представляют себя.
Как только вы поймете теорию критического мышления, улучшение ваших навыков критического мышления потребует настойчивости и практики.
Попробуйте это простое упражнение, которое поможет вам начать мыслить критически.
Подумайте о том, что кто-то недавно сказал вам. Тогда задайте себе следующие вопросы:
Кто это сказал?
Кто-то, кого вы знаете? Кто-то в положении власти или власти? Какая разница, кто тебе это сказал?
Что они сказали?
Они предоставили факты или мнения? Они предоставили все факты? Они ничего не упустили?
Где они это сказали?
Это было публично или в частном порядке? Были ли у других людей возможность ответить или предоставить альтернативную учетную запись?
Когда они это сказали?
Это было до, во время или после важного события? Важно ли время?
Почему они это сказали?
Объяснили ли они причину своего мнения? Они пытались заставить кого-то выглядеть хорошо или плохо?
Как они это сказали?
Были ли они счастливы или грустны, злы или равнодушны? Они это написали или сказали? Вы могли понять, что было сказано?
К чему вы стремитесь?
Один из наиболее важных аспектов критического мышления — решить, чего вы хотите достичь, а затем принять решение, исходя из ряда возможностей.
После того, как вы прояснили для себя эту цель, вы должны использовать ее как отправную точку во всех будущих ситуациях, требующих обдумывания и, возможно, дальнейшего принятия решений. При необходимости сообщите своим коллегам по работе, семье или окружающим о своем намерении преследовать эту цель. Затем вы должны дисциплинировать себя, чтобы не сбиться с пути, пока изменившиеся обстоятельства не заставят вас вернуться к началу процесса принятия решений.
Однако есть вещи, которые мешают простому принятию решений. Все мы несем с собой целый ряд симпатий и антипатий, усвоенных моделей поведения и личных предпочтений, выработанных на протяжении всей нашей жизни; они являются отличительными чертами человека. Важным вкладом в обеспечение того, чтобы мы мыслили критически, является осознание этих личных характеристик, предпочтений и предубеждений и учет их при рассмотрении возможных следующих шагов, независимо от того, находятся ли они на стадии рассмотрения перед действием или как часть переосмысления, вызванного неожиданными действиями. или непредвиденные препятствия для дальнейшего прогресса.
Чем яснее мы осознаем себя, свои сильные и слабые стороны, тем больше вероятность того, что наше критическое мышление будет продуктивным.
Польза предвидения
Возможно, самым важным элементом критического мышления является предвидение.
Почти все решения, которые мы принимаем и реализуем, не оказываются катастрофическими, если мы находим причины отказаться от них. Однако процесс принятия решений будет намного лучше и с большей вероятностью приведет к успеху, если, придя к предварительному заключению, мы остановимся и подумаем о том, как это повлияет на окружающих нас людей и деятельность.
Элементы, требующие рассмотрения, как правило, многочисленны и разнообразны. Во многих случаях рассмотрение одного элемента с другой точки зрения обнаружит потенциальные опасности при принятии решения.
Например, перемещение предприятия в новое место может значительно повысить потенциальный объем производства, но также может привести к потере квалифицированных рабочих, если расстояние перемещения слишком велико. Что из этого является более важным соображением? Есть ли способ уменьшить конфликт?
Такого рода проблемы могут возникать из-за неполного критического мышления, что, возможно, свидетельствует о критической важности хорошего критического мышления.
Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»
Руководство по необходимым вам навыкам для учащихся
Развивайте навыки, необходимые для того, чтобы максимально использовать свое время в качестве студента.
Наши электронные книги идеально подходят для учащихся всех уровней образования, школ, колледжей и университетов. Они содержат простую практическую информацию, которая поможет вам учиться более эффективно и получать более высокие оценки.
Вкратце:
Критическое мышление направлено на достижение наилучших возможных результатов в любой ситуации. Для этого необходимо собрать и оценить информацию из как можно большего числа различных источников.
Критическое мышление требует четкой, часто неудобной оценки ваших личных сильных и слабых сторон и предпочтений, а также их возможного влияния на принимаемые вами решения.
Критическое мышление требует развития и использования предвидения, насколько это возможно. Как пела Дорис Дэй, «будущее не в наших руках».
При реализации решений, принятых в результате критического мышления , необходимо учитывать оценку возможных результатов и способов избежать потенциально негативных последствий или, по крайней мере, уменьшить их влияние.
- Критическое мышление включает анализ результатов применения принятых решений и внедрение изменений, где это возможно.
Можно подумать, что мы преувеличиваем наши требования к критическому мышлению, ожидая, что оно может помочь сконструировать сфокусированное значение, вместо того, чтобы исследовать предоставленную информацию и полученные знания, чтобы увидеть, можем ли мы, если необходимо, сконструировать значение, которое будет приемлемым и полезным.