23.11.2024

Мы сами виноваты в своих бедах: Мы сами виноваты в своих бедах. Слишком любим. Слишком много отдаём. Слишком много позволяем…

Если мы виноваты в своих бедах, в чем моя вина, что родители пили?

10 января 2023 Автор: ЕФАНОВ Андрей, протоиерей

Фото Daiga Ellaby on Unsplash

Приблизительное время чтения: 3 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка! Часто слышу от священников, что в подавляющем большинстве случаев мы сами виноваты в том, что нам плохо, болит душа, происходят несчастья и т. п. У меня было тяжелое детство, я был мальчиком для битья среди сверстников. Семья была деструктивной, мать с отчимом жили как кошка с собакой, и мне часто прилетало от них, отчима я вообще боялся как огня. Это очень плохо сказалось на моей психике, мне было постоянно грустно. Паисий Святогорец сказал следующее, цитирую: «Знайте, что проклятие и даже [просто] негодование родителей действуют очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь — одно сплошное мучение». Много психологов, в том числе и православных, среди них и жена священника, утверждают, и это подтверждено исследованиями, что такие травмированные люди очень склонны становиться алкоголиками и принимать наркотики. Что со мной и случилось, слава Богу, смог бросить. Но психика моя так и осталась поломанной, живу и мучаюсь сильно. И вот мой вопрос, неужели я во всем этом виноват сам?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте!

Думаю, утверждение о том, что «в подавляющем большинстве случаев мы сами виноваты» относится только к тем случаям, в которых у человека есть выбор. И, конечно же, у Вас, как и у всех детей из неблагополучных семей, не было варианта выбирать, в какой семье и у каких родителей родиться, Вы получили это как данность, в которой нет Вашей вины. Точно так же, как нет и не может быть вины, скажем, в наследственных болезнях или в том, что Вы переходите улицу по правилам и в положенном месте, а Вас, упаси Бог, конечно, сбивает машина.

Это Ваша беда, но не Ваша вина, а вина тут лежит на тех людях, у которых выбор есть и возможности что-то делать есть — в данном случае, речь о Ваших родителях. И в том, что с Вами случилось в детстве, Вы были не активной действующей стороной, а стороной, которая претерпевает то, что ей предлагают взрослый.

Разговор о вине, а я бы лучше сказал, об ответственности начинается там и только там, где у человека появляется возможность выбирать, что делать и как жить.

Думаю, у Вас и у большинства людей этот момент наступает, когда человек взрослеет и имеет возможность жить отдельно от родителей, а это связано с возможностью зарабатывать себе на жизнь и себя обеспечивать. Как только человек становится независим, он имеет возможность сам определять, как жить, чем заниматься, на что тратить свое время, силы, деньги. Условно, на выпивку или на полезную еду, на сомнительные удовольствия или на организацию нормального быта, может быть, на помощь кому-то. Опять же, человек может жить со своими страхами, а может решиться все поменять, попросить Бога о помощи, поработать со специалистами и хотя бы немножечко из-под власти страхов своих выйти, насколько позволят его силы, которые остались после такой многолетней борьбы.

Мы же понимаем, что после переломов кости могут восстановиться и срастись очень хорошо, а можно получить такой сложный перелом, что все равно ровно и как прежде не будет, то же самое с психикой. И я думаю, что то, что люди с такой поломанной, с детства искалеченной психикой хоть насколько-то смогли выправиться, например, как Вы, бросили пить, в чем-то преодолели свои страхи и так далее — это все огромные победы этих людей.

Очень Вам желаю и дальше оставаться на этом верном пути, быть с Богом, вести церковную жизнь, сколько можете, выправляться дальше в том, что в Вас и Вашей жизни искривлено и поломано вовсе не по Вашей вине.

Бог Вам да поможет на всех путях!

Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Почему мы сами виноваты в своих неудачах

Нет правил – нет нормы.

Зеленый сочетается с красным. Синий с желтым. Объекты должны находиться на линии золотого сечения… Всю нашу жизнь нас ограждают правилами и нормами.

Еще с самого детства мне говорили, что хорошо, а что плохо. Приводили в пример разных людей, кто хороший, а кто плохой. Кем я могу быть, а кем нельзя. Говорили, что Бог наблюдает за мной и он все видит. Рамки, нормы, шаблоны. Именно это формирует образ наших мыслей.

Я не верю в реинкарнацию, рай и ад. Я не могу поверить в то, что у меня будет еще один шанс прожить эту жизнь. Я не могу с уверенностью сказать, что нас ждет после смерти, но скорее всего – ничего, в привычном для нашей реальности понимании. Мы растворимся в частичках этой вселенной навсегда. Другого шанса не будет.

Что значат наши правила? Ровным счетом ничего, нет ни хорошего ни плохого, все взято из головы, все надумано и придумано.

Большую роль играют родители в формировании вас как личности. Насколько они позволили вам быть собой, быть лучшим в чем-то. Все эти моменты навсегда запечатлелись в нежном и безобидном сознании ребёнка.

К чему я это все веду. Внутри вас заложен огромный потенциал, который можете реализовать только вы. Если ваше детство было наполнено унижениями и обидой, не отчаивайтесь, вы не одни. Вопрос лишь в том, что вы будете с этим делать. Либо прогнетесь под привычные шаблоны, либо измените картинку своего восприятия.

Самое главное – позволить себе быть лучшим в том, чем ты занимаешься. Если ты художник, то не нужно копировать и слепо подражать стилю Пикассо, Босха или Фриды. Они позволили себе быть великими, они осознали свою силу как творцов своей реальности, и люди признали их гениальность. Амбиции делают обычного человека заметным, а упорство и труд – легендарным.

Можно часто услышать фразу: «Тю, да я сам могу так нарисовать». Это типичная фраза неудачников. Эта фраза по сути ничего не несет, это желание показать свою значимость и потенциал, при этом не затрачивая сил и энергии. Автор этой фразы никогда ничего подобного не сделает, даже если и мог бы. Для него это «не серьезно».

Возьмём к примеру музыку. Есть много «андеграундных» крутых групп, о которых никто не знает, они могут сочинять песни в 100 раз круче, чем всем нам известные коллективы, но они не могут выйти за рамки «андеграунда» и стать известными и востребованными. В том время, как «чтопопало» группы становиться популярными. Все дело в дерзости и амбициях.

Я знаю множество талантливейших ребят, которые не могут выйти за рамки “своего андеграунда”. Они остаются там годами, так и покрываясь пылью нереализованных возможностей. Слава – это далеко не самое важное в жизни. Но когда твое творчество находит отголоски в тысячах сердец, когда твое творчество помогает другим людям – это стоит многого, даже жизни.

Я не хочу вдаваться в какие-то эзотерические термины, понятия. Я хочу лишь сказать то, что вся ваша жизнь и все, что вы имеете, зависит от ваших амбиций и желания это иметь. Вы, я, они – мы все одинаковые, мы – человеческие существа. Но у нас есть нечто такое, что отделяет нас от животного мира – способность осознавать свою силу и управлять ею. Возможность строить свою реальность и будущее.

Я часто встречаюсь с очень богатыми, талантливыми и гениальными людьми, также я часто общаюсь с бедными и несчастными людьми. Они абсолютно одинаковые, у них может быть даже одинаковое телосложение и типы характеров, они даже могут быть из одного двора. Знаете что их различает? Амбиции и дерзость иметь. Иметь деньги, славу. Быть поистине творческими.

Если вы не можете позволить себе быть талантливым, вас никто не заметит. Да, ваша бабушка и мама будет радоваться за вас, гордиться, хвалить, не более того. Без дерзости и амбиций вы ничего не стоите. Я не призываю вас во все горло кричать о себе и расхвалить при первой встрече. Наоборот, вы можете этого не делать, но если вы внутри себя чувствуете свой потенциал, и вы не боитесь его, вас заметят.

Читайте также:

10 способов провести творческий брейк с пользой

5 писателей, которые расшатают ваш мир

Как научиться легко генерировать идеи

Разве нельзя злиться на Бога?

ГлавнаяМатериалы ИндексБогНаш ответ Богу, разгневанному на Бога

Вопрос

Ответ

Гнев на Бога — это то, с чем многие люди, как верующие, так и неверующие, боролись во все времена. Когда в нашей жизни происходит что-то трагическое, мы задаем Богу вопрос: «Почему?» потому что это наша естественная реакция. Однако на самом деле мы спрашиваем Его не столько «Почему, Боже?» как «Почему мне , Боже?» Этот ответ указывает на два недостатка в нашем мышлении. Во-первых, как верующие мы действуем под впечатлением, что жизнь должна быть легкой и что Бог должен предотвратить трагедию с нами. Когда Он этого не делает, мы злимся на Него. Во-вторых, когда мы не понимаем степени Божьего суверенитета, мы теряем уверенность в Его способности контролировать обстоятельства, других людей и то, как они влияют на нас. Тогда мы злимся на Бога, потому что Он, кажется, потерял контроль над вселенной и особенно над нашей жизнью. Когда мы теряем веру в суверенитет Бога, это происходит потому, что наша хрупкая человеческая плоть борется с собственным разочарованием и отсутствием контроля над событиями. Когда случаются хорошие вещи, мы слишком часто приписываем это нашим собственным достижениям и успехам. Однако, когда случается что-то плохое, мы быстро обвиняем Бога и злимся на Него за то, что он не предотвратил этого, что указывает на первый недостаток нашего мышления — мы заслуживаем быть невосприимчивыми к неприятным обстоятельствам.

Трагедии приносят домой ужасную правду о том, что мы не в ответе. Все мы в тот или иной момент думаем, что можем контролировать исход ситуаций, но на самом деле именно Бог отвечает за все Свое творение. Все, что происходит, либо вызвано, либо разрешено Богом. Ни один воробей не упадет на землю и ни один волос с нашей головы не увидит об этом Бог (Матфея 10:29-31). Мы можем жаловаться, злиться и обвинять Бога в том, что происходит. Тем не менее, если мы доверимся Ему и отдадим Ему свою горечь и боль, признавая гордый грех попытки навязать свою волю Его, Он может и даст нам Свой мир и силу, чтобы помочь нам в любой трудной ситуации (1 Коринфянам 10). :13). Многие верующие в Иисуса Христа могут засвидетельствовать именно этот факт. Мы можем злиться на Бога по многим причинам, поэтому всем нам в какой-то момент приходится признать, что есть вещи, которые мы не можем контролировать или даже понять нашим ограниченным разумом.

Наше понимание суверенитета Бога при любых обстоятельствах должно сопровождаться нашим пониманием других Его атрибутов, таких как любовь, милосердие, доброта, благость, праведность, справедливость и святость. Когда мы видим наши трудности через истину Божьего Слова, которое говорит нам, что наш любящий и святой Бог все содействует нам во благо (Римлянам 8:28) и что у Него есть совершенный план и цель для нас, которым нельзя помешать (Исаия 14:24, 46:9-10) — мы начинаем видеть свои проблемы в другом свете. Мы также знаем из Писания, что эта жизнь никогда не будет наполнена постоянной радостью и счастьем. Наоборот, Иов напоминает нам, что «человек рожден для страданий, как искры летят вверх» (Иов 5:7), и что жизнь коротка и «полна хлопот» (Иов 14:1). То, что мы приходим ко Христу за спасением от греха, не означает, что нам гарантирована жизнь без проблем. На самом деле Иисус сказал: «В этом мире у вас будут скорби», но Он «победил мир» (Иоанна 16:33), позволив нам обрести мир внутри, несмотря на бушующие вокруг нас бури (Иоанна 14:27).

Одно можно сказать наверняка: неуместный гнев — это грех (Галатам 5:20; Ефесянам 4:26-27, 31; Колоссянам 3:8). Нечестивый гнев губителен для самих себя, дает дьяволу точку опоры в нашей жизни и может разрушить нашу радость и мир, если мы будем держаться за него. Сдерживание гнева позволит горечи и обиде возникнуть в наших сердцах. Мы должны исповедаться в этом Господу, и тогда в Его прощении мы сможем передать эти чувства Ему. Мы должны часто предстать перед Господом в молитве в нашем горе, гневе и боли. Библия говорит нам во 2 Царств 12:15-23, что Давид предстал перед престолом благодати от имени своего больного младенца, постясь, плача и молясь о том, чтобы он выжил. Когда младенец скончался, Давид встал и поклонился Господу, а затем сказал своим слугам, что знает, где находится его младенец, и что однажды он будет с ним в присутствии Бога. Давид воззвал к Богу во время болезни младенца, а после склонился перед Ним в поклонении. Это прекрасное свидетельство. Бог знает наши сердца, и бессмысленно пытаться скрыть то, что мы на самом деле чувствуем, поэтому поговорить с Ним об этом — один из лучших способов справиться с горем. Если мы делаем это смиренно, изливая Ему свои сердца, Он будет действовать через нас и в процессе сделает нас более похожими на Него.

Суть в том, можем ли мы доверять Богу во всем, в самой нашей жизни и жизни наших близких? Конечно можем! Наш Бог сострадателен, полон благодати и любви, и как ученики Христа мы можем доверять Ему во всем. Когда с нами случаются трагедии, мы знаем, что Бог может использовать их, чтобы приблизить нас к Нему и укрепить нашу веру, сделав нас зрелыми и совершенными (Псалом 34:18; Иакова 1:2-4). Тогда мы сможем быть утешительным свидетельством для других (2 Коринфянам 1:3-5). Однако это легче сказать, чем сделать. Это требует ежедневного подчинения нашей собственной воли Его, добросовестного изучения Его качеств, видимых в Слове Божьем, много молитвы, а затем применения того, что мы узнаем, к нашей собственной ситуации. Поступая так, наша вера будет постепенно расти и созревать, и нам будет легче доверять Ему в том, что Он проведет нас через следующую трагедию, которая наверняка произойдет.

Итак, отвечая на вопрос прямо, да, гневаться на Бога неправильно. Гнев на Бога является результатом неспособности или нежелания доверять Богу, даже если мы не понимаем, что Он делает. Гнев на Бога, по сути, говорит Богу, что Он сделал что-то неправильное, чего Он никогда не делает. Понимает ли Бог, когда мы злимся, расстроены или разочарованы в Нем? Да, Он знает наши сердца и знает, какой трудной и болезненной может быть жизнь в этом мире. Оправдывает ли это гнев на Бога? Точно нет. Вместо того чтобы злиться на Бога, мы должны изливать Ему свои сердца в молитве и верить, что Он контролирует Свой совершенный план.

Вернуться к:

Вопросы о Боге

Правильно ли гневаться на Бога?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Как мне перестать обвинять других в своих проблемах?

ДомМатериалы IndexLifeChristian Character обвиняя других

Вопрос

Ответить

Для многих людей обвинение — любимая игра, когда что-то идет не так. Живя сломленными людьми в сломленном мире, мы можем легко найти кого-то или что-то виноватым, когда нам больно. Иногда правда, что кто-то другой настолько нарушил нашу жизнь, что виноват только он. Когда это происходит, у нас есть шаги, чтобы исправить ошибку (Матфея 18:15–17). Но если мы обычно обвиняем других в своих проблемах вместо того, чтобы брать на себя ответственность за ту роль, которую мы, возможно, сыграли, вина может стать образом жизни.

Вот несколько шагов, которые мы можем предпринять, чтобы перестать обвинять других во всем, что идет не так:

1. Полностью признать причиненный ущерб. Может показаться странным начинать изменение с концентрации на проблеме, но это лучший способ справиться с ней, чтобы нам больше не приходилось носить ее с собой. Полное осознание боли и несправедливости, которые мы пережили, готовит наши сердца к прощению и движению вперед. Наши сердца знают, что было совершено зло, и, притворяясь, что зло было меньше, чем оно было на самом деле, мы не делаем себе одолжений. Признание проблемы, оплакивание потери, когда это уместно, а затем обязательство простить обидчика важны для изменения игры с обвинениями.

2. Признайте гордость, которая скрывается за игрой с обвинением. Гордые сердца не хотят признавать неправоту. Легко увидеть, где кто-то не прав, но не так приятно признать свою собственную ошибку. Полезно спросить себя: «Внес ли я какой-либо вклад в эту проблему?» Обычно мы можем найти что-то, что мы могли бы сделать лучше. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, что сделал преступник, мы можем перенаправить наше внимание на нашу реакцию. Да, этот человек был неправ, но ответил ли я так, как хочет Бог? Я сделал ситуацию лучше или хуже? Когда мы признаем гордость, мы должны исповедовать ее как грех и смириться перед Богом и перед другим человеком (1 Иоанна 1:9).; 1 Петра 5:6).

3. Низкие высокие ожидания. Мы причиняем себе много горя, когда возлагаем слишком большие надежды на себя и других. Часто эти ожидания никогда не сообщаются, но они лежат в основе нашей горечи и рефлексивного обвинения других. Мы думаем: «Они должны были сделать это» или «Они не должны были делать то». Когда слово вместо входит в наши мысли о действиях других людей, мы готовим почву для того, чтобы начать обвинять их. Должен подразумевает ожидание, которое не оправдывается. Передача наших ожиданий Богу и вера в то, что Он даст нам то, в чем мы нуждаемся, помогает нам успокоиться, когда мы чувствуем себя обделенными или игнорируемыми.

4. Предать права Богу. Люди — борцы за права. Если бы мы составили список наших предполагаемых прав, мы, вероятно, были бы шокированы. Обычно в списках большинства людей есть право на справедливое обращение; право никогда не обижаться; и право на уважение, любовь или участие. Проблема в том, что Бог не дал нам этих прав; мы призвали их для себя. Обвинение других в наших проблемах часто возникает из-за предполагаемого нарушения прав. Борьба за сохранение фиктивных прав держит нас в эмоциональном смятении.

Если мы обнаружим, что часто обвиняем других, может помочь составить список личных прав, которые, по нашему мнению, нарушаются. Затем, как акт капитуляции, предложите этот список Богу. Скажите Ему, что вы отказываетесь от этих прав, и если Он сочтет, что вы нуждаетесь в одобрении, уважении или включении других, Он позаботится об этом. В Иакова 4:10 говорится: «Смиритесь перед Господом, и Он вознесет вас». Отдать свои права Богу — это один из способов смирить себя. Затем Он возвышает нас способами, которые не имеют ничего общего с гордостью или борьбой за права.

5. Превратите вину в молитву. Когда мы чувствуем, что кто-то другой обидел нас, мы можем рассказать об этом Богу. Псалмы наполнены выражениями боли, обиды и предательства, которые испытывают писатели. Но они не ограничились выражением боли. После того, как мы излили свою боль в молитве, мы можем успокоить наши сердца и смиренно просить Господа о направлении. Вместо того, чтобы обвинять других, мы можем начать молиться за них. Если они были неправы, они нуждаются в исцелении и восстановлении Господа. Молитесь, чтобы Бог изменил их сердца, обличил их во грехе и вернул их Себе. Каждый раз, когда сатана искушает нас ожесточиться, мы можем использовать это искушение как напоминание о том, чтобы молиться за человека, который причинил нам зло.

6. Покайтесь в своем отношении к праву. Обвинители обычно имеют отношение к праву, о котором они не подозревают. Подобно борцам за права, наделенные правами люди считают, что им что-то должны. У нас могут возникнуть проблемы с правами, если наши мысли звучат примерно так:

• «Это его вина, что я не получил эту работу».
• «Моя мама знала, что я хочу устроить ужин, но устроила его назло мне».
• «Я не женат, потому что все парни — подонки».
• «У меня нет девушки, потому что женщины поверхностны и жадны».
• «Все остальные впереди меня, потому что им было легче, чем мне».

Избавляться от притязаний на все равно что вырывать чертополох с корнем. Это сложно, но как только отношение ушло, шипы больше не растут. Те, кто обвиняет других, часто косвенно обвиняют Бога в том, что он завещал им низшую жизнь. Такая вина Бога также должна быть признана. Мы должны признать, что Бог ничего нам не должен. Иакова 1:7 напоминает нам, что всякий хороший и совершенный дар исходит от Бога. Если мы можем дышать; если мы можем работать, любить, играть, смеяться и получать удовольствие, то мы очень благословлены. Бог ничего из этого нам не должен, но, поскольку Он благ, Он дал нам множество вещей, которыми можно наслаждаться. Нам заповедано быть благодарными в любой ситуации (1 Фессалоникийцам 5:18). Мы не можем быть благодарны, если чувствуем себя вправе большего.

7. Найдите хорошее в ситуации. Мы склонны обвинять других, когда наша жизненная ситуация не такая, как нам хотелось бы. Тем не менее, Бог говорит, что в конечном счете Он главный и будет использовать все для нашего блага, если мы будем доверять Ему и любить Его (Римлянам 8:28). Вы не получили ту работу, которую хотели? Возможно, вы можете благодарить Бога за то, что Он защитил вас от работы, которая вам не подходила. Вы не могли закончить институт? Возможно, вы можете поблагодарить Бога за то, что он показал вам, что колледж не был для вас путем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *