17.02.2025

Мы испытываем летаргию по прошлому: Исправить речевые ошибки,связанные с незнанием лексического значения слова.1.Он двадцать лет проработал в торговле,хотя с детства…

Русский язык Лексические нормы предложения для тренировки

Лексическая норма  Неправильный выбор слова

Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

1. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.

3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.

4. Помещики жестоко обращались со своими придворными.

5. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

6. Интерьер нашей улицы очень красивый.

7. Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.

8. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.

9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом.

10. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.

11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи.

12. Данный вопрос не входит в нашу миссию.

13. Базаров – молодой человек с захудалым лицом.

14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.

15. Крылов – удобный катализатор добра и зла.

16. Мы испытываем летаргию по прошлому.

17. Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.

18. Именно из-за таких регулярных возмездий, которые обрушиваются на головы мужиков, жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.

19. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.

20. Летом мы совершили небольшой круиз: сели на поезд и поехали в Москву.

21. Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.

22. Он медленно перелистывал страницы буклета – путеводителя по дворцу.

23. Если хорошо изучить картографию, можно выиграть в покер много денег.

24. Правда и только правда – таков имидж писателя.

25. Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее импонирует ее внешности.

26. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.

27. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.

28. Радостное известие привело его в минорное настроение – он готов был запрыгать от счастья.

29. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

30. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу в других областях.

Нарушения лексической сочетаемости

Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

5. Успехами мы не блестим.

6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.

7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.

8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.

9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.

11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила карие чулки.

15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.

16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.

17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.

19. Это произошло глубокой весной.

20. В течение долговременного периода идет оформление документов.

21. Он был мне подлинным другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.

23. Он преклонил голову ей на плечо.

24. Сын склонил колени перед матерью.

25. Эта новость причинила ей удовольствие.

26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.

28. У нее были огромные каштановые глаза.

29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

Нарушения, связанные с употреблением паронимов

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2. Герой все время находится в подвесном состоянии.

3. В этот день я услышала много обидчивых слов.

4. Любой поступок заслуживает осуждения.

5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.

6. Студент быстро освоил материал.

7. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

10. Она приготовила сытый завтрак.

11. Болотистый ил является отличным удобрением.

12. Она пришла в цветистом платье.

13. Соседний кот важно прошел на кухню.

14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.

15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.

16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

17. Землю надо обезводеть.

18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.

19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.

21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

22. Ему была представлена возможность поехать на юг.

23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.

24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».

25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.

26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.

27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.

29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

30. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

Тавтология и плеоназм

Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм.

Исправьте речевые ошибки.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

2. У него сразу вспотели ладони рук.

3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

4. Прейскурант цен вывешен на витрине.

6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную

историю.

7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.

8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.

10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.

11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.

12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.

13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.

14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.

15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.

16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.

17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.

18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.

21. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.

22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.

23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.

24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.

25. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

26. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.

27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.

28. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.

29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.

30. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.

Нарушения, связанные с употреблением фразеологических оборотов

 

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.

 

1. Сейчас же спрячь язык за зубами!

2. Ты что, первый раз с Луны свалился?

3. А сейчас все пойдет по своим делам.

4. Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка.

5. Я уйду, как француз, по-английски.

6. Цыплят, как известно, считают по очереди.

7. Завтра первое боевое крещение наших спортсменов.

8. Музыка оказала сильное впечатление на всех.

9. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть счастья семейной жизни.

10. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втереть очки авторитетной комиссии.

11. Из-за недостатка улик дело было положено за сукно.

12. Взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни.

13. Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.

14. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.

15. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой великой радости?

16. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон!

17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся. Думаете, милиция, так здесь шухры- мухры, ушами холодными хлопают.

18. Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена.

19. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет главную скрипку.

20. Среди всеобщей тишины раздается гомерический хохот.

21. У нее всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.

22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – башка на плечах.

23. Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах.

24. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.

25. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета.

26. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

27. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне.

28. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом.

29. Мы трудились в поте лиц, а, завершив работу, почувствовали облегчение.

30. Каждый из этих авторов внес свою бесценную лепту в сокровищницу театрального искусства.

 

Лексические ошибки — Учебник по Русскому языку. 10(6) клас. Баландина

Учебник по Русскому языку. 10(6) клас. Баландина — Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

292. Редактирование. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов в несвойственном им значении. Запишите правильный вариант.

А 1. Билетов в партер уже не было, пришлось сидеть на балюстраде. 2. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы. 3. Интерьер нашей улицы очень красив. 4. Подруга Ольги стеснительно драпируется в теплую шаль. 5. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.

Б 1. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.

2. Мы испытываем летаргию по прошлому. 3. Дилемма, поставленная перед нами, была успешно выполнена. 4. В отпуске мы совершили небольшой круиз: поехали в Киев.

293. Редактирование. Отредактируйте предложения. Укажите вид лексической ошибки.

1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка. 2. Воздух чист. Дышится свежо. 3. Начался проливной ливень. 4. Прейскурант цен был вывешен вовремя. 5. В магазинах нашего города можно купить памятные сувениры. 6. Отчет о проделанной работе необходимо предоставить к марту месяцу. 7. Учителю Иващенко представили новое место работы. 8. Вы заливную рыбу кушаете? 9. Лиза была домработницей в доме Фамусовых.

294. Составьте словосочетания из данных глаголов и существительных. Введите словосочетания в предложения.

производить

оказать

играть

иметь

повышать

увеличивать

уровень

значение

влияние

роль

количество

впечатление

295. Упростите предложения, удалив избыточные слова. Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.

1. Перед своей смертью Дубровский долго болел. 2. Надо пропагандировать обмен имеющимся опытом. 3. Надо отдать соответствующее заявление о предоставлении тарифного отпуска. 4. За реальным ходом качественного выполнения принятого решения был установлен четкий контроль со стороны администрации.

296. Прочитайте материалы рубрики «Полминутки для шутки». Восстановите фразеологизмы, «разрушенные» говорящими.

Полминутки для шутки

Результат гроша выеденного не стоит.

Не тяните резину в долгий ящик.

В нашем воспитании писатели должны играть самую большую скрипку.

А вы и ухом не моргнули.

Столпотворение света.

Живете, как свиньи в берлоге.

В следующем занятии будет некоторое уменьшение увеличения содержания объема работ.

297. Перевод. Переведите на русский язык, стараясь не допускать ошибок в клише официально-делового стиля. Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.

Згідно з наказом; через те, що; відповідно до; взяти до уваги; довести до відома; взяти за основу; набувати чинності; з огляду на викладене; у разі потреби.

Играем!

298. Кто быстрее? Как можно быстрее исправьте лексические ошибки.

Коренной абориген, необычный феномен, монументальный памятник, львиная часть, период времени, строгое табу, мертвый труп, ведущие лидеры, главный лейтмотив, узкий круг ограниченных посетителей, моя автобиография, народный фольклор, мимика лица.

299. Выберите одно из заданий и выполните его.

А Прочитайте предложения, найдите в них русизмы. Запишите правильный вариант.

1. Нарешті вони приступили до роботи. 2. Щось я сьогодні й зуби не в стані почистити. 3. Мене звільнили через халатне ставлення до роботи. 4. Мені стало не по собі за свою нечемність. 5. Планую поїхати до Турції.

Б Прочитайте предложения, найдите в них украинизмы. Запишите правильный вариант.

1. Это нужно отослать на адрес выпускающей организации. 2. Я обнаружил в сочинении численные ошибки. 3. Не пойдете на уступки — организуем страйк. 4. Он двумя словами рассказал брату свою историю. 5. На его честь был устроен праздник. 6. С радости она стала хлопать в ладоши.

300. Прочитайте рубрику «Знаете ли вы?». Попытайтесь выдвинуть предположения, с какой целью был создан подобный учебник.

Знаете ли вы?

В Германии был издан учебник, в котором было множество ошибок на разных языковых уровнях. Это было сделано намеренно.

Повторяем изученное

301. Выполните тестовые задания.

1. Укажите предложение, в котором нарушена лексическая норма.

А Песня попалась приличная: куплеты недлинные, того и гляди все закончится.

Б Когда-нибудь об этом периоде жизни я напишу книгу.

В Он был мне подлинным другом.

Г Снег лежал везде: на крышах, деревьях, шапках и плечах прохожих.

2. Укажите предложение, в котором неправильно употреблен фразеологизм.

А Поезд должен прийти с минуты на минуту.

Б К сорока годам он встал на ноги.

В Не нужно нам зубы заговаривать.

Г У вас есть своя голова за плечами.

3. Укажите предложение, в котором неправильно употреблен пароним.

А Я нашел адресата и отдал ему письмо.

Б Этот абонент недоступен для звонка.

В Болотистый ил является отличным удобрением.

Г Надо разместить гостей в отеле.

4. Укажите предложение, в котором допущено нарушение нормы.

А Почему некоторые фразы запоминаются, а другие забываются навсегда?

Б Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку смысловое или цветовое значение.

В Потерпевшей применены тяжкие телесные повреждения.

Г Углубляться в разбор неоспоримой роли Замятина в развитии прозы я предоставляю историкам литературы и литературным критикам.

Домашнее задание

302. Выберите посильное задание и выполните его.

А Редактирование. Устраните в предложениях речевые недочеты. Запишите правильный вариант.

1. Эти функции поручаются классному руководителю. 2. Необходимо повысить подготовку специалистов. 3. Большая половина группы занимается в спортивных секциях. 4. Выступление юного гимнаста было весьма техническим. 5. Он заставляет устать человеку. 6. А вообще-то их нельзя использовать вообще. 6. Мать ни словом не проронила сыну.

Б Редактирование. Устраните ошибки. Запишите правильный вариант. Обоснуйте свой ответ.

1. Родители поддакивали дурным склонностям сына. 2. Директор магазина безответно относится к своим обязанностям. 3. Ревизия обнаружила фактор хищения. 4. Мать одела на ребенка новый костюм. 5. Чем-то эллинским отдавало от архитектуры здания. 6. А теперь объясните это мне как простому смертнику. 7. Я тут краем уха видел вашу рекламу. 8. Дурно пахло зловонием. 9. Он был одет в жилет без рукавов и длинную белую рубаху.

Попередня

Сторінка

Наступна

Сторінка