«Мужчины полигамны» Биологи объяснили, почему это не так: Книги: Культура: Lenta.ru
21 декабря на русском языке выходит книга одного из лучших в мире специалистов по эволюционной биологии Роберта Мартина «Как мы делаем это», которая рассказывает, что известно современной науке о сексе. Среди прочего автор с научной точки зрения отвечает на вопросы, которые часто приходят на ум обывателю. Зачем мужчинам соски? Уменьшается ли женский мозг во время беременности? Каковы биологические предпосылки мастурбации? С таким ли количеством женщин успевает за свою жизнь переспать среднестатистический мужчина, как он утверждает, или эти цифры сильно преувеличены? Исследование выходит в издательстве «Альпина Нон-фикшн». «Лента.ру» публикует фрагмент книги.
ЛЮДЯМ, КАК И ВСЕМ ДНЕВНЫМ видам приматов , свойственно объединяться и жить группами. Современное человеческое общество устроено, разумеется, намного сложнее, чем группы любых других приматов, но его сложное устройство в значительной степени сформировалось лишь немногим более 10 000 лет назад, когда люди перешли к оседлому образу жизни и занялись растениеводством и животноводством. По меньшей мере 99% времени, прошедшего с тех пор, как наша эволюционная ветвь отделилась от ветви шимпанзе, мы были бродячими охотниками и собирателями и жили сравнительно небольшими группами.
Пытаясь определить, какая из выделенных для других приматов разновидностей социального устройства свойственна человеку, мы тут же сталкиваемся с затруднением. Современные человеческие общества нельзя в целом свести к какой-то одной из названных разновидностей. В них можно найти примеры едва ли не всех основных вариантов социальной организации: одни общества моногамны, другие полигамны, причем у людей встречается не только полигиния (многоженство), но в редких случаях даже полиандрия (многомужество). Однако ни в одном человеческом обществе, судя по всему, нет полного промискуитета, как у шимпанзе. Тем не менее для людей характерна исключительная гибкость социального устройства. Развитие этой гибкости (отражающей ослабление биологических ограничений) было, несомненно, одной из важных особенностей нашей эволюции. В своем классическом труде «Модели сексуального поведения» (Patterns of Sexual Behavior), опубликованном в 1951 году, специалисты по репродуктивной биологии Клеллан Форд и Фрэнк Бич проанализировали данные о почти двух сотнях человеческих обществ и пришли к выводу о преобладании полигинии, встречающейся в ¾ обществ из рассмотренной выборки. Однако мы не можем быть уверены, что общим предкам всех людей была свойственна именно полигамия, ведь даже в условно полигамных обществах брачные союзы по умолчанию часто моногамны, потому что многие мужчины по экономическим причинам не могут себе позволить иметь больше одной жены. Некоторые авторы, например Десмонд Моррис в своей книге «Голая обезьяна» (The Naked Ape), делали вывод о преобладании у людей моногамии, потому что во многих современных обществах моногамные союзы намного обычнее полигамных. Кроме того, мало что заставляет предположить, что человеческому виду свойственна врожденная склонность к моногамии либо полигамии.
Сравнение человека с нашими ближайшими родственниками — человекообразными обезьянами — тоже не дает однозначного ответа на обсуждаемый вопрос. У человекообразных обезьян отмечены все основные разновидности социальной организации, известные среди приматов. Тем не менее, поскольку наши ближайшие родственники среди человекообразных обезьян — шимпанзе, из этого нередко делают вывод, что и предкам человека изначально были свойственны многосамцовые группы и промискуитет. Но этот вывод может служить прекрасным примером ошибочного представления о «застывшем предке», которое приводит к перенесению свойств одного современного вида на предков другого. Как мы уже говорили, социальное устройство может быстро эволюционировать и бывает принципиально разным даже у близкородственных видов приматов. Об этом красноречиво говорит разнообразие форм социальной организации, наблюдаемое среди человекообразных обезьян. Таким образом, нельзя по умолчанию считать, что общий предок человека и шимпанзе вел себя так же, как современные шимпанзе.
Изображение: Mary Evans Picture Library / Global Look
Парами среди приматов живет меньшинство — всего 15% видов. Остальным 85% свойственны односамцовые или, реже, многосамцовые группы, включающие нескольких взрослых самок. Что касается других млекопитающих , живущих группами, для большинства из них (за немногими исключениями, такими как львы и некоторые другие хищники) характерна полигиния. Самки живут гаремами при одном самце, а самцы, не имеющие гарема, нередко объединяются в «холостяцкие» группы. Образование пар встречается среди других млекопитающих еще реже, чем среди приматов: всего у 3% видов. При этом среди птиц парами, напротив, живет большинство видов (около 90%). Про людей часто говорят, будто «мужчины полигамны, а женщины моногамны». Про млекопитающих и птиц в целом так действительно можно сказать: млекопитающие полигамны, а птицы моногамны.
Почему же большинство птиц живут парами, а большинство млекопитающих — нет? Скорее всего, это связано с заботой о потомстве. У птиц, живущих парами, самец обычно помогает самке высиживать яйца и кормить птенцов, давая ей возможность покидать гнездо и участвовать в добывании пищи. У млекопитающих нет подобных ограничений. У сумчатых и плацентарных млекопитающих детеныши развиваются в организме матери вплоть до рождения, соответствующего выходу из яйца у птиц. После родов самки млекопитающих не добывают пропитание для своих детенышей непосредственно, а кормят их молоком , образующимся из ресурсов материнского организма. Поэтому потомство млекопитающих обычно может обойтись без отцовской заботы. И действительно, у большинства млекопитающих самцы напрямую не участвуют в заботе о потомстве. Сравнение с птицами заставляет предположить, что в тех редких случаях, когда у млекопитающих в ходе эволюции возникала моногамия, это было связано именно с заботой о потомстве. Этолог Девра Клейман продемонстрировала это для нескольких видов приматов и ряда других млекопитающих, особенно представителей семейства собачьих. Примечательно, что по сравнению с детенышами других приматов человеческие младенцы особенно беспомощны и потому нуждаются в активной родительской заботе. Как я расскажу в главе 5, эта беспомощность обусловлена одним важным нововведением в эволюции человека. Так или иначе, по сравнению с другими приматами у человека новорожденные намного больше нуждаются в социальной поддержке.
КАЗАЛОСЬ БЫ, МОЖНО ОЖИДАТЬ, что система спаривания того или иного вида будет соответствовать характерной для него социальной системе. Например, может показаться очевидным, что у видов, живущих парами, все потомство каждой самки будет потомством одного отца. Иными словами, жизнь парами и строго моногамное спаривание можно принять за две стороны одной медали. Возьмем, к примеру, тысячи живущих парами видов птиц, которых традиционно считали строго моногамными. Орнитологи в течение бессчетных часов наблюдали за жизнью таких видов, но не обнаружили никаких отклонений от строгой моногамии. Однако с внедрением генетических методов установления отцовства оказалось, что все далеко не так просто. Как это ни странно, для 9 из каждых 10 исследованных видов птиц, живущих парами, было показано, что самцы отнюдь не всегда заботятся о своем собственном потомстве: около половины птенцов появляются на свет в результате спариваний самок с «чужими» самцами. Спрашивается: почему такие спаривания не удавалось увидеть в бинокль толпам орнитологов — как любителей, так и профессионалов? Ответ состоит в том, что «незаконные» спаривания совершаются быстро и тайком. Обманутый самец может знать о них не больше, чем подсматривающий орнитолог.
Изображение: Mary Evans Picture Library / Global Look
Было выдвинуто немало теорий, чтобы объяснить эти поразительные новые данные. При этом многие авторы таких теорий неосторожно пользовались известными терминами из жизни людей. По иронии судьбы среднеанглийское слово cuckold, означающее обманутого мужа, произошло от старофранцузского, означавшего кукушку. Теперь так нередко снова называют самцов птиц, а также других животных, заботящихся о потомстве, которое может оказаться чужим. Общепринятое объяснение этого явления состоит в том, что для распространения генов самки выгодно, чтобы она производила потомство от разных самцов. Предполагается, что союз с одним самцом нужен самке, чтобы обеспечить свое потомство отцовской заботой, а спаривание с другими самцами — чтобы повысить генетическую изменчивость потомства. При этом самка заинтересована в том, чтобы самец не замечал ее незаконных спариваний с другими самцами, ведь если он узнает о них, он может ее покинуть. По крайней мере так предполагает теория.
Это объяснение исходит из того, что самец более всего заинтересован в том, чтобы заботиться только о своем потомстве. В этом случае можно было бы ожидать сильного давления отбора, благоприятствующего любым механизмам, которые снижали бы вероятность спаривания самки с другими самцами. Но вполне вероятно, что самец и сам будет стремиться при всяком удобном случае спариваться с другими самками, гнездящимися неподалеку. Для распространения генов самца явно выгодно, чтобы его потомство оказалось в гнездах других пар. Быть может, стратегия поведения самца основана на компромиссе между заинтересованностью в предотвращении незаконных спариваний своей самки с другими самцами и выгодами собственных спариваний с другими самками. Самцы тоже могут использовать любую возможность действовать в своих генетических интересах. Как бы то ни было, теперь мы знаем, что ситуация с отцовством у птиц, живущих парами, намного запутаннее, чем первоначально считалось.
Таким образом, социальную организацию и систему спаривания нельзя считать просто двумя сторонами одной медали: они могут меняться и независимо друг от друга, по крайней мере в некоторой степени. Это относится и к млекопитающим , в том числе к приматам. Генетический анализ на отцовство проводился не только у птиц, но и у некоторых видов млекопитающих, и результаты оказались похожими. Подобных исследований, посвященных птицам, было проведено уже великое множество, а посвященных живущим парами млекопитающим — сравнительно немного, но не приходится сомневаться, что дальнейшие работы в этом направлении принесут новые данные о частых спариваниях самок таких видов с чужими самцами. Вот один из подобных примеров: в 2007 году этолог Джейсон Мунши-Саут провел генетическое исследование живущего парами вида тупай в малайском штате Сабах на острове Калимантан и показал, что значительную часть детенышей самки рождают от чужих самцов. Похожие данные были получены и для некоторых живущих парами приматов, например вильчатополосых и толстохвостых карликовых лемуров, ведущих ночной образ жизни и обитающих на Мадагаскаре. Полевые наблюдения показали, что даже гиббоны, считавшиеся образцом моногамии среди приматов, время от времени спариваются с «незаконными» партнерами.
Изображение: Mary Evans Picture Library / Global Look
Социальная организация и система спариваний у некоторых приматов совершенно не соответствуют друг другу. Хохлатый индри (мадагаскарский лемур, которому свойствен дневной образ жизни) обычно живет небольшими многосамцовыми группами, включающими около полудюжины взрослых особей, как самцов, так и самок, хотя соотношение полов в таких группах сильно варьирует. Спаривание у хохлатых индри, как и у большинства других лемуров, происходит лишь во время ежегодного брачного периода, длящегося несколько недель. Тщательные полевые наблюдения антрополога Элисон Ричард показали, что брачный период для хохлатых индри — время бурных перемен. Наблюдения подтвердили появлявшиеся ранее сообщения о том, что в течение этого периода у хохлатых индри часто случаются серьезные драки, а также показали, что спаривания обычно происходят между особями из разных групп, а не из одной и той же. При этом группы нередко перестраиваются. Таким образом, система спариваний у хохлатых индри не диктуется групповой структурой, которая явно выполняет иные функции. Судя по данным полевых наблюдений за приматами, их социальная организация обычно связана с питанием. Итак, в течение большей части года хохлатые индри живут устойчивыми группами, совместно добывая пропитание, но во время брачного периода эта структура нарушается.
РАЗНИЦА МЕЖДУ СОЦИАЛЬНОЙ организацией и системой половых отношений наблюдается и у человека. Внебрачный секс, несомненно, встречается, хотя и не так часто, как можно было бы подумать, если верить желтой прессе и некорректным статистическим данным. Результаты опросов постоянных половых партнеров, в том числе 400 студентов и студенток, опрошенных в 2004 году биологом Ли Симмонсом, показали, что измены случались примерно в одной из каждых четырех пар. Таким образом, в трех из четырех случаев постоянные партнеры долгое время сохраняют верность друг другу. Более того, судя по некоторым данным, лишь около 2% детей рождаются в результате измены постоянному партнеру. Этот вывод подтвердил Алан Дикссон в своей книге «Половой отбор и происхождение систем половых отношений человека» (Sexual Selection and the Origins of Human Mating Systems), вышедшей в 2009 году. Иными словами, люди изменяют сравнительно редко, а дети в результате измен рождаются еще реже. В некоторых работах сообщалась, что доля таких детей может достигать 12%, но это, по-видимому, бывает лишь в исключительных случаях. Апокрифическим историям о «непубликабельных» результатах генетических исследований, якобы проводившихся среди городской бедноты и показавших, что половина детей рождается не от их предполагаемых отцов, не нужно верить ни на грош. На самом деле результаты исследований, проводившихся в разных странах, похоже, свидетельствуют о том, что человек в большей степени моногамен, чем большинство изученных на этот предмет видов птиц.
Изображение: Mary Evans Picture Library / Global Look
Как это ни странно, люди склонны лелеять два несовместимых представления: о том, что человек в норме моногамен, и о том, что мужчины чаще изменяют женщинам, чем женщины мужчинам. Я уже упоминал расхожее мнение, что мужчины полигамны, а женщины моногамны . Американский журналист Генри Луис Менкен однажды саркастически заметил: «По-настоящему счастливы только замужние женщины и неженатые мужчины». Но если женщины обычно моногамны, а мужчины полигамны, то где, спрашивается, мужчины берут дополнительных партнерш? Эта загадка следует и из данных множества опросов, согласно которым у одного мужчины в среднем бывает больше половых партнерш, чем у одной женщины партнеров. Но если, судя по сообщениям мужчин, у них бывает в среднем, скажем, десять партнерш, а у женщин, судя по их сообщениям, только четыре партнера, то кем были шесть дополнительных партнерш каждого мужчины? Одно из распространенных объяснений состоит в том, что хотя участникам таких опросов и гарантируют анонимность, мужчины склонны из хвастовства преувеличивать число своих партнерш, а женщины — из скромности преуменьшать число партнеров. Исходя из простейших математических соображений, если то или иное общество в целом моногамно, то есть только две возможности: либо женщины и мужчины изменяют одинаково часто, либо сексуальные потребности многих неверных своим партнершам мужчин удовлетворяют немногие женщины, у каждой из которых масса партнеров. Как показало одно недавнее исследование, завышенное число партнерш, называемое мужчинами, связано с тем, что они учитывали проституток, но, очевидно, стеснялись признаться в том, что оплачивали свой дополнительный сексуальный опыт.
Перевод П. Петрова
«Мужчины более полигамны, чем женщины»: правда ли это?
20 728
СексМужчина и женщина
«Мужчины и женщины полигамны по своей природе»
Ален Эриль, психоаналитик, сексолог:
Теория психоанализа учит нас, что все мы, как мужчины, так и женщины, по природе своей полигамны, то есть одновременно способны испытывать разнонаправленные желания. Даже если мы любим и страстно желаем нашего партнера или партнершу, наше либидо нуждается во множестве объектов.
Разница лишь в том, переходим ли мы к соответствующим действиям или же принимаем решение и находим в себе силы воздержаться от них. Прежде в рамках нашей культуры мужчина обладал таким правом, а женщина — нет.
Сегодня молодые пары часто требуют абсолютной верности
С одной стороны, можно сказать, что верность вынуждает нас к определенной фрустрации, выносить которую порой тяжело, но с другой стороны, фрустрация — повод вспомнить о том, что мы не всемогущи и не надо думать, что мир обязан подчиняться нашим желаниям.
В сущности, вопрос о верности решается внутри каждой пары по-разному, в зависимости от индивидуального опыта и возраста партнеров.
«Первоначально мужчины были более полигамны»
Мирей Бониербаль, психиатр, сексолог
Если мы понаблюдаем за животными, то заметим, что чаще всего самец оплодотворяет несколько самок, после чего уже не участвует ни, скажем, в высиживании яиц, ни в воспитании детенышей. Таким образом, полигамия самцов кажется действительно обусловленной биологически, во всяком случае у животных.
Но животных и людей разделяет долгий процесс социализации. Можно высказать предположение, что первоначально мужчины были более полигамны по природе.
Развивая способность к преданности, они постепенно изменили эту характеристику сексуальности
При этом мои пациенты, которые регулярно отправляются на определенные сайты за «секс-покупками», подтверждают, что между поведением мужчин и женщин в такой ситуации есть некоторое расхождение.
Мужчина, как правило, ищет чисто физическую, ни к чему не обязывающую связь-однодневку. Напротив, предложение заняться сексом, исходящее от женщины, часто является только предлогом, на самом деле она надеется впоследствии выстроить с партнером настоящие отношения.
Текст:Елена ШевченкоИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Я — инфантильный человек»: 3 шага, чтобы повзрослеть
«Боюсь сойти с ума из-за отношения родителей, а к психологу они меня не пускают»
«Мой мужчина уходит к бывшей. Ей нужны его деньги»
«Замужем и счастлива — я одна такая?»: как построить и сохранить крепкие отношения
Как справиться с сильными эмоциями: 2 совета — научитесь помогать себе
Болезнь Альцгеймера поражает женщин больше, чем мужчин: почему?
«Боюсь остаться старой девой»
Гений и безумство: как меняется творчество психически нездоровых художников
Многоженство редко встречается во всем мире
Многоженство редко встречается в большинстве стран мира. В США наличие супружеских отношений с более чем одним человеком под одной крышей было уголовно наказуемо в 1882 году. Сегодня людей в США редко преследуют за то, что они живут с несколькими романтическими партнерами, но в каждом штате есть законы, запрещающие вступать в брак, если они уже состоят в браке. кто-нибудь другой.
В феврале в штате Юта был принят закон об уменьшении наказаний для взрослых, которые добровольно живут в полигамных отношениях, что делает эту практику нарушением, незначительным правонарушением, которое не наказывается тюремным заключением.
В других частях мира, в том числе на Ближнем Востоке и в Азии, полигамия разрешена законом, но не практикуется широко. А в некоторых странах, особенно в той части Западной и Центральной Африки, которая известна как полигамный пояс, эта практика часто является законной и широко распространенной.
В отчете исследовательского центра Pew Research Center об условиях проживания в 130 странах и территориях, опубликованном в 2019 году, проанализировано количество людей, проживающих в полигамных домохозяйствах, а также в других типах домохозяйств. Вот некоторые ключевые выводы из этого отчета и из отдельного исследования обычаев и законов по всему миру.
Как мы это сделали
Данные о распространенности полигамных домохозяйств были частью отчета Исследовательского центра Пью о составе домохозяйств по религии во всем мире. Не все люди, практикующие полигамию, живут в полигамных домохозяйствах. Иногда две или более жен одного и того же мужчины имеют собственные дома. Подробную информацию о категориях типов домохозяйств см. в методологии. Подробную информацию о законах о полигамии во всем мире можно найти в Центре развития ОЭСР и в Управлении ООН по правам человека.
Только около 2% населения мира живет в полигамных домохозяйствах, а в подавляющем большинстве стран эта доля составляет менее 0,5%. Многоженство запрещено во многих странах мира, и Комитет ООН по правам человека, заявивший, что «полигамия оскорбляет достоинство женщин», призвал к «категорической отмене полигамии везде, где она продолжает существовать». Но часто существуют ограничения на государственное управление браками. Во многих странах браки регулируются религиозным или обычным правом, что означает, что надзор находится в руках священнослужителей или общественных лидеров.
Полигамия чаще всего встречается в странах Африки к югу от Сахары, где 11% населения проживает в семьях, включающих более одного супруга . Полигамия широко распространена в группе стран Западной и Центральной Африки, включая Буркина-Фасо (36%), Мали (34%) и Нигерию (28%). В этих странах полигамия узаконена, по крайней мере, до некоторой степени. Мусульмане в Африке чаще, чем христиане, живут в таком устройстве (25% против 3%), но в некоторых странах эта практика также широко распространена среди приверженцев народных религий и людей, не идентифицирующих себя с религией. Например, в Буркина-Фасо 45% людей, исповедующих народные религии, 40% мусульман и 24% христиан живут в полигамных домохозяйствах. Чад является единственной страной в этом анализе, где христиане (21%) чаще, чем мусульмане (10%), живут в таких условиях.
Во многих странах, где разрешена полигамия, мусульмане составляют большинство, и во многих из них такая практика встречается редко. Менее 1% мужчин-мусульман живут более чем с одним супругом в Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Иране и Египте — во всех странах, где эта практика является законной, по крайней мере, для мусульман. Полигамия также разрешена законом в Саудовской Аравии, Катаре, Объединенных Арабских Эмиратах и других соседних странах, но они не были включены в исследование из-за ограниченности данных. Мусульманские сторонники полигамии часто цитируют стих Корана 4: 3, в котором мужчинам предписывается брать столько жен, сколько они могут заботиться, до четырех, и они также указывают, что у Пророка Мухаммеда было несколько жен. Историки отмечают, что исламское руководство по полигамии было издано во время войн в Аравии в седьмом веке, когда многие вдовы и сироты нуждались в финансовой поддержке, и что полигамия создала систему заботы о них. По сей день полигамия наиболее распространена в местах, где люди, особенно мужчины, склонны умирать молодыми.
Еврейская Тора и христианский Ветхий Завет ссылаются на несколько случаев принятых полигамных браков , , в том числе между Авраамом, Иаковом и Давидом . Однако в средние века эти группы отвергали эту практику, и в последние века евреи или христиане обычно не одобряли полигамию. Тем не менее полигамия иногда практиковалась некоторыми христианскими сектами, в том числе членами Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (иногда называемых мормонами) в США до конца 1800-х годов. Некоторые отколовшиеся группы мормонов до сих пор практикуют полигамию.
Религия часто играет роль в том, как полигамия регулируется и практикуется в одной стране. В Нигерии, например, полигамные браки не разрешены на федеральном уровне, но запрет распространяется только на гражданские браки. Двенадцать северных штатов с мусульманским большинством признают эти союзы исламскими или традиционными браками. В Индии мужчинам-мусульманам разрешено жениться на нескольких женщинах, а мужчинам из других групп — нет. Однако в странах, где многоженство распространено, его часто практикуют люди всех вероисповеданий. Так обстоит дело в Гамбии, Нигере, Мали, Чаде и Буркина-Фасо, где по крайней мере каждый десятый человек в каждой измеряемой религиозной группе живет в домохозяйствах, в которых мужья имеют более одного супруга.
Полигамия обычно принимает форму полигамии, когда мужчина женится на нескольких женщинах. Полиандрия, которая относится к женам, имеющим более одного мужа, встречается даже реже, чем полигамия, и в основном задокументирована в небольших и относительно изолированных сообществах по всему миру. Хотя законы о полигамии обычно искажаются в пользу того, что мужчинам (но не женщинам) разрешено иметь нескольких супругов, законы многих стран также касаются прав женщин. Например, в Буркина-Фасо, где полигамия является обычным явлением, супруги должны договориться о том, что брак с самого начала будет полигамным, чтобы муж мог в будущем взять еще одну жену. В Джибути судья регистрирует мнения существующих жен о любых новых браках и исследует социально-экономическое положение мужа, прежде чем одобрить брачный контракт с дополнительной женой.
Каждый пятый Согласно недавнему опросу Gallup, взрослые в США считают полигамию морально приемлемой. Эта доля почти утроилась (с 7%) с тех пор, как этот вопрос был впервые задан в 2003 году, но по-прежнему является одним из наименее приемлемых вариантов поведения, о которых спрашивает Гэллап. Либералы, называющие себя либералами, гораздо чаще, чем консерваторы, считают полигамию морально приемлемой (34% против 9%). Опрос Pew Research Center, опубликованный в 2013 году, показал, что мусульмане во всем мире расходятся во мнениях относительно полигамии: в то время как большинство в нескольких странах Африки к югу от Сахары и большинство в некоторых частях Ближнего Востока считают полигамию морально приемлемой, мусульмане, живущие в Центральной Азии, а также В Южной и Восточной Европе принято считать полигамию аморальной.
Стефани Крамер — старший научный сотрудник, специализирующийся на религии в Исследовательском центре Пью.
ПОСТЫ БИОГРАФИИ TWITTER EMAIL
Является ли полигамия геном мужчины?
Полигамия — это практика или обычай, при котором мужчина имеет более одной жены или женщина имеет более одного мужа, хотя полиандрия используется специально для последнего.
Специфическим термином для первого является полигиния, хотя полигамия часто используется исключительно для первого в обычных дискурсах.
Моногамия, с другой стороны, представляет собой брак между одним мужчиной и одной женщиной.
В местах, где практикуется полиандрия, почти все они являются братскими полиандриями, при которых группа братьев делит жену.
Небратская полиандрия, при которой группа неродственных мужчин делит жену, практически не существует среди людей, но это не означает, что замужние женщины всегда были полностью верны своим мужьям в любой форме брака.
Демонизация полигамии в христианстве началась, как говорят, в католической церкви, когда святой Августин возненавидел ее в 380 г. н.э. как одиозную для христианской веры.
За этим последовало принятие кодекса Юстиниана, криминализирующего внебрачный секс. Так полигамия, считавшаяся грехом, проникла в христианство.
Забавно, но большинство животных полигамны, хотя некоторые из них моногамны от природы.
Однако, как и у многих людей, существуют «внепарные совокупления», при которых спаривание происходит вне пары, среди животных, которые считаются моногамными от природы.
Было проведено несколько научных исследований, чтобы смутно объяснить, почему мужчины по своей природе неразборчивы в связях.
В одном из исследований, проведенном путем наблюдения за половым поведением некоторых природных моногамных животных, был сделан вывод, что уровень распущенности самцов зависит от активности генов, кодирующих нервное развитие, клеточную передачу сигналов, обучение, память и когнитивные функции.
Говорят, что эти гены у моногамных мужчин более активны, чем у беспорядочных половых связей, хотя трюизм этого утверждения оспаривается применительно к человеку.
Некоторые ученые даже заметили, что у немоногамных видов самцы обычно крупнее самок, которые из-за большей мышечной массы более склонны конкурировать с другими самцами за спаривание с несколькими самками.
Это, по их словам, может быть биологической причиной того, что человеческие мужчины более беспорядочны.
На практике оправдание полигамных отношений различается для мужчин и женщин.
Большинство мужчин делают это из-за своего желания иметь большее количество потомства и наиболее эффективно улучшить свою физическую форму, имея много сексуальных партнеров.
Но для женщин причина варьируется от лучшего гена для своих детей до социального прогресса и лучшего доступа к богатству мужчины.
Такие женщины предпочтут быть десятой женой богача единственной жене церковной крысы.
Несмотря на то, что многоженство является наиболее распространенной формой брака в традиционных обществах, оно все больше становится несовместимым со спокойным сожительством, так что чаще всего они заканчивались неудачей.
Но больший успех достигается, когда для каждой жены ведется отдельное хозяйство.
Однако наиболее успешной формой многоженства является мужское многоженство, при котором все сожены являются сестрами.
Спорный характер полигамии может быть причиной того, что моногамия становится все более популярной в современном обществе и активно пропагандируется женщинами.
Некоторые отчаянные люди даже исказили многие библейские стихи, чтобы показать, что Бог против полигамии.
Но они так и не смогли объяснить, почему все мужчины, которых Бог когда-либо заявлял о своей любви, имеют много жен и находятся в прелюбодейных отношениях, как царь Соломон.
Однако лучшая забота о двух родителях, которую предлагает моногамия, сделала ее все более популярной в современном обществе.
Это связано с тем фактом, что современные дети нуждаются в значительной родительской поддержке, защите и инвестициях, чтобы преуспеть в современном обществе.
Все это, а также некоторые религиозные догмы, осуждающие полигамию, создают видимость того, что моногамия успешно подавляет сокровенные инстинкты мужчин к беззастенчивой беспорядочной распущенности, но на самом деле моногамии не удалось добиться этого.
В сущности, мужчины моногамны только социально, а не генетически.
Однако было бы ошибочным полагать, что существуют библейские ссылки, прямо изгоняющие мужчин с любовницами или женами в «адский огонь».
Иаков, например, женился на Лии и Ребекке, которые были кровными сестрами, но все еще были отцами детей от Зелфы и Бихара, которые, по мнению некоторых исследователей Библии, являются кровными сестрами Лии и Ребекки и которых они добровольно передали Иакову.