07.04.2025

Модели общения стили общения: Тема 3. Модели и стили общения

Содержание

Тема 3. Модели и стили общения

3.1. Модели общения: структура и виды

3.2. Стили общения

Основные понятия темы: модели общения, стили общения, суггестия, аффектация и акцентуация, фасцинация (очарование)

Помимо владения функциями общения каждому человеку для эффективного взаимодействия необходимо оперировать всем многообразием существующих моделей общения.

3.1. Модели общения: структура и виды

Исследование основных моделей общения позволяет раскрыть линию поведения людей в тех или иных коммуникативных ситуациях. При этом под «моделью» понимаем некоторую систему объектов или знаков, воспроизводящих существенные свойства системы-оригинала.

Базовая модель общения представляется как некоторая система:

Личность как субъект общения

Содержание общения

Коммуникативные

процессы в общении

Форма общения

Личность как субъект общения

В представленной модели выделяются четыре подсистемы:

личность как субъект общения в коммуникативной роли воздействующего,

личность как субъект общения в коммуникативной роли воспринимающего,

коммуникативно — организационная, в которую входят цели, содержание, процессы и формы общения,

психосоциальный контекст общения, который определяется характером диспозиций субъектов общения; наличием или отсутствием аттракции (притяжения) между ними; эмоциональным напряжением; эмоционально-психологическим влиянием среды, ближайшего окружения; социальными статусами общающихся; индивидуально-типологическими особенностями личностей общающихся.

Индивидуально-психологические характеристики личности как субъекта общения можно представить в виде

психограммы субъекта общения:

Психологические особенности– темперамент — комплекс индивидуальных особенностей человека, определяющий его психическую активность и поведение.

Психологические процессы:восприятие, представление, память, мышление.

Психологические состояния: усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия и т.д.

Психологические отношения: эмоциональные, волевые, интеллектуальные.

Кроме этого в психограмму личности как субъекта общения включаются социально-психологические моменты:

Коммуникативные отношения: установки на общение, ценностные ориентации в общении.

Коммуникативные умения– синтез общепсихологических, социально-психологических и профессиональных качеств личности.

Психоэмоциональный статус личности как субъекта общения зависит от самооценки, которая детерминирует личностный комфорт или дискомфорт в общении и служит источником целей в общении, определяя его модель.

Выделяются две группы моделей общения:

модели комфортно-психологического общения,

модели дискомфортно-психологического общения.

Среди базовых моделей комфортно-психологическогообщения выделяют убеждающую, информационную, экспрессивную, внушающую (суггестивную), и ритуальную модели общения.

Информационная модель общенияобычно применяется для передачи и получения информации, ее анализа, интерпретации и комментирования.

А) Цель – передать информацию и расширить информационный фонд друг друга.

Б) Условия – учет познавательных возможностей партнеров по общению, интеллектуальные способности и установки на общение.

В) Формы коммуникативных процессов воздействия: отчет о деятельности, сообщение о результате деятельности, лекции о путях решения проблемы, реферат по результатам изученных первоисточников информации, информационно-аналитическое выступление.

Г) Технологические особенности организации коммуникативного действия: концентрация внимания на предмете информирования, рациональное изложение материала, логически безупречная аргументация, доказательность всех выдвигаемых положений, подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.

Убеждающая модель общенияпозволяет сделать участников общения единомышленниками, выйти из любой ситуации с наибольшей продуктивностью. Убеждение – это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Оно более убедительно в рамках одной потребности, при малой интенсивности эмоций, с интеллектуально развитым партнером.

А) Цель — вызвать у партнера определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки.

Б) Условия-опора на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру.

В) Формы коммуникативных процессов воздействия: торжественная речь, поздравление, напутствие, комплемент.

Г) Технологические особенности организации коммуникативного действия: опора на эмоциональный настрой партнера, учет контраргументов и критической позиции партнера по отношению к другому партнеру, эмоциональное отношение к предмету общения.

Экспрессивная модель общения

А) Цель — передать чувства, переживания, сформировать общий эмоциональный настрой и на этой основе побудить к определенным формам социального действия (чаще массовым).

Б) Условия-опора на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоции на волю: широкое использование художественно-эстетических средств и опора на механизм социально-психологического выражения.

В) Формы коммуникативных процессов воздействия: рассказ о собственных переживаниях и чувствах, которые связаны с предметом общения, мотивированный призыв, оценочное суждение, анализ возможных последствий.

Г) Технологические особенности организации коммуникативного действия: краткость изложения, ситуативная обусловленность, яркость жестикуляции, демонстративный характер поз, интонирование голосом, аффектация и акцентуация, фасцинация (очарование) при помощи художественного подкрепления.

Суггестивная модель общения– искусство внушать, а не рассказывать, широко используется в практике взаимодействия, например на деловом совещании, или в воспитательных беседах с людьми, нуждающимися в мотивационной коррекции, на презентациях. Она эффективна, когда у человека наблюдается неуверенность в себе, тревожность, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, повышенная впечатлительность, вера в авторитеты.

А) Цель-оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентаций и установок личности.

Б) Условия — некритичность отношений одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии.

В) Формы коммуникативных процессов воздействия: внушение через мотивационную сферу сознания, внушение через идентификацию (уподобление), внушение через ссылки на авторитет, внушение через персонификацию, внушение через предупреждение.

Г) Технологические особенности организации коммуникативного действия: опора на суггестивный потенциал партнера, авторитет субъекта-суггестатора и его установок, формирование аттракции (привлекательности) как необходимого компонента в суггестивном общении, интонационная стимуляция внушаемой информации, дистанционное управление эмоциональным напряжением.

К ритуальной модели общенияв профессиональной деятельности обращаются тогда, когда необходимо закрепить и поддержать формальные отношения в деловой среде, обеспечить регуляцию социальной психики в больших и малых группах; сохранить традиции организации, связанные с ее корпоративной культурой, миссией.

А) Цель — закрепить и поддерживать нормы отношений.

Б) Условия — художественно-оформленная среда, канонизация действий и концентрация внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия.

В) Формы коммуникативных процессов воздействия: ритуальные акты,

церемонии, обряды, обрядовые комплексы.

Г) Технологические особенности организации коммуникативного действия: опора на национальные, территориально-профессиональные традиции и нормы общения, предварительное заключение конвенции о порядке ритуала, концентрация внимания на самоценности ритуальных действий, театрализация коммуникативного поведения.

К моделям дискомфортно-психологического общенияотносятся следующие виды:

Заискивающая модель общения (вести себя так, чтобы партнер не сердился).

Обвиняющая модель общения (обвинять партнера с целью выработки у него понимания Вашей силы).

Расчетливая модель общения (рассчитать все, чтобы избежать угрозы).

Отстраненная модель общения (отстраниться на столько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, будто ее нет).

В оптимальной модели поведения достигается разумное сочетание замысла (отведенной себе роли) и способов ее исполнения. Однако, в жизни чаще существует разрыв между избранной моделью поведения, личностными возможностями и реакцией людей.

Таким образом, хотя рассмотренные модели не охватывают все возможности деловой коммуникации, но позволяют определить специфику взаимодействия, особенности собеседника и грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый (прогнозируемый) результат.

Выбор той или иной модели поведения составляет основу персонального стиля общения.

4.2. Стили общения

Все люди различаются по стилю общения – устойчивым характеристикам общения в различных ситуациях. Стиль общения оказывает существенное влияние на эмоциональную атмосферу и выбор средств взаимодействия.

Конкретный выбор стиля определяется целым рядом факторов: цель общения, ситуация, статус и личностные особенности собеседников, его мировоззрение и положение в обществе, характеристика самой формы взаимодействия. Например, в профессиональномречевом общениииспользуются, как правило, следующие стили:официально-деловой, научный, публицистический, бытовой (разговорный), существенно отличающиеся друг от друга при взаимодействии.

Стиль общения — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми, в которых находят свое выражение:

Особенности коммуникативных возможностей человека.

Сложившийся характер отношения с конкретными людьми или группами людей.

Психологическая или социальная индивидуальность человека.

Особенности партнеров по общению.

Фундаментальным основанием стиля общения являются существующие в обществе нравственно-этические установки.

К наиболее распространенным стилям общения в литературе относят: творческо-продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, коммуникативный.

Через коммуникативный стиль – совокупность привычных для человека способов и средств установления и поддержания контактов с окружающими в различных формах делового взаимодействия осуществляется реализация коммуникативной компетентности

Различают три вида коммуникативного стиля: синергический, нонсинергический, антисинергический.

Синергический,— личность своей манерой взаимодействия с партнерами способствует объединению и увеличению эффективности совместной деятельности.

Нонсинергический, — личность не может и не хочет содействовать успеху совместного труда, занимает позицию отстраненного наблюдателя.

Антисинергический– выражается в активных деструктивных формах поведения личности при взаимодействии с партнерами.

Современный менеджер должен одинаково хорошо выступать в любом из стилей, добиваясь наивысшего влияния на собеседника и партнера, соблюдая правила того или иного стиля, доступно и понятно выражать мысли, проводить свою линию и добиваться наивысшего влияния на собеседников и партнеров, вырабатывая свою манеру общения.

Таким образом,эффективное общение требует знания всех его компонентов, владение которыми обеспечивает коммуникативную компетентность делового человека. Развитие коммуникативной компетентности является необходимым условием эффективной профессиональной деятельности.

Контрольные вопросы и задания

Каковы модели общения и их предназначение?

Выявите достоинства и недостатки разных моделей применительно к таким формам, как переговоры, презентации, пресс-конференция, торги, деловое совещание.

По какому принципу классифицируются традиционные стили общения.

1.5. Модели и стили общения

 Этика делового общения

Для характеристики системы действий, которые их выполняют субъекты общения, используют и такое понятие как модель.

Ученые выделяют такие типы личностей (в зависимости от того, как они относятся к моральных ценностей, а следовательно, к общению и его культуры):

1. Потребительский тип. Человек этого типа пытается утвердить себя среди других. Из всего хочет иметь пользу. Стремится к счастью, которое в ее понимании — самая большая ценность. Індивідуалістка, сначала должно быть хорошо ей, а потом другим. Доверяет только себе.

2. Конформистский тип. Человек этого типа имеет коллективистский характер. Пытается быть, как все. Общаться с таким человеком легко. У себя не терпит людей, похожих на нее. Человек этого типа может нарушать правила, но не общепринятые нормы.

3. Аристократический тип. Это яркие личности с чувством собственного достоинства. Люди этого типа обожают созданный ими собственный мир. Часто они действуют, не думая о последствиях. Заботятся лишь о себе, пренебрежительно относятся к другим. Общаться с такими людьми нелегко.

4. Героический тип. Люди этого типа всегда с чем борются. В общении они активны и наступательные, не воспринимают мира и других людей такими, какими они есть, пытаются их изменить. «Герои» — это люди социально ориентированы, у них развито чувство долга, справедливости, но они не отличаются терпимостью к другим.

5. Религиозный тип. К этому типу относятся люди, для которых главная ценность — смысл жизни, а источник морали не в человеке и обществе, а вне их. Мотивом поведения и общения с другими является любовь к ближнему и чувство единства с людьми и миром.

Нужно научиться распознавать моральный тип человека, с которым придется общаться. Это поможет сориентироваться и выбрать соответствующую линию поведения для достижения успеха.

Прогрессивный американский психолог, основатель семейного консультирования В. Сатир выделяет пять типов личностей:

1) заискивающий;

2) обвинительный;

3) уравновешенный;

4) удаленный;

5) уравновешенный.

Заискивающий тип. Такой человек в разговоре стремится угодить другим, часто извиняется, не вступает в споры. Она говорит так, будто ничего не может сделать сам, не получив одобрение других, соглашается с кем-какой критикой в свой адрес, благодарная уже за то, что с ней разговаривают. Этот тип еще имеет название миролюбця.

Обвинительный тип. Такой человек постоянно ищет и находит тех, кто виноват. Она — диктатор, хозяин ситуации, нередко ведет себя вызывающе, говорит резко и жестко, перебивает других, не давая людям договорить до конца. Человек этого типа стремится таким образом завоевать авторитет, власть над другими. В глубине сознания она знает, что без других ничего не стоит, и поэтому радуется, если люди ей подчиняются, чувствуя себя виновными. Сам же обвинительный тип при этом получает удовольствие.

Уравновешенный тип — это очень корректная, слишком спокойный человек, которая рассчитывает все наперед, имеет монотонный голос, выстраивает длинные фразы.

Удаленный тип не реагирует ни на какие вопросы, часто говорит неуместно, несвоевременно и неточно.

Эти четыре типа общения свидетельствуют о заниженную самооценку, ощущение собственной неполноценности — уравновешенный тип. Поведение такого человека последовательная, гармоничная. В других она относится открыто, честно, никогда не унижает человеческое достоинство.

Люди такого типа общения, как правило, находят выход из сложного положения и могут объединить других людей для совместной деятельности. Это — целостные личности. Они прямо передают свои мысли, открыто выражают чувства, способные к личностному росту, вызывают уважение и доверие к себе. Уравновешенные люди имеют высокий уровень моральной и психологической культуры общения и потенциальные возможности для ее повышения.

Среди особенностей общения традиционно выделяют не только определенные способы воздействия на людей, но и стили как интегрированные характеристики. Под стилем понимают, конечно, систему приемов деятельности, поведения людей. Самое характерное стиль проявляется в деловом и профессиональном общении, во взаимоотношениях между руководителем и подчиненными, в лидерстве.

Различают три стиля лидерства:

1) авторитарный;

2) демократический;

3) либеральный.

Они характеризуют не только общение, но и манеру поведения лидера относительно других, тип его власти, отношение к работе и других. Согласно указанных стилей лидерства можно описать и стиле общения.

Так, при авторитарном стиле лидер отдает приказы, дает указания, инструкции. Он не любит, когда другие проявляют инициативу, не хочет, чтобы с ним спорили, обсуждали принятые им решения.

Демократический стиль, наоборот, предполагает, что активность участников общения и их инициатива поддерживаются, задачи и способы их выполнения обсуждаются. Если для первого стиля общения характерным является выделение своего «Я», то для второго типичным местоимением «Мы».

При либеральном стиле общения проблемы обсуждаются формально, руководитель может и не быть лидером. Он подвергается различным воздействиям, не проявляет инициативы в общественной деятельности.

Направленность в стиле делового общения может быть разной — на другой или на себя. Если человек требует другого, или занята собой, то говорят, что у нее податливый стиль. Если собеседник стремится достичь успеха в общении и деятельности, контролируя других, его стиль называют агрессивным. Если человек сохраняет эмоциональную дистанцию, независимость в общении, ее стиль считают отчужденным. Кроме того, различают следующие стили: альтруистический (помощь другим), манипулятивный (достижения собственной цели) и миссионерский (осторожный влияние).

Особенности взаимоотношений и характер взаимодействия в процессе обучения и воспитания в определенной степени определили стили педагогического общения: совместной творческой деятельности; дружеской привязанности; общение-дистанция общения;-запугивание; общение-заигрывание.

Изучение стилей общения, как и стилей деятельности в целом за последние 11-15 лет, стало важным направлением поиска путей оптимизации деятельности людей и их взаимоотношений. Один из таких путей — целостное изучение процессуальных характеристик общения, его культуры.



Назад  

Понимание вашего стиля общения | UMatter

Существует четыре основных стиля общения: пассивный, агрессивный, пассивно-агрессивный и напористый.

Пассивное общение

  • Отсутствие выражения чувств или потребностей; игнорировать свои личные права и позволять это делать другим
  • Уступать другим в принятии решений во избежание напряженности или конфликта
  • Часто приводит к непониманию, накопившемуся гневу или обиде
  • Может быть более безопасным вариантом общения, когда конфликт может перерасти в насилие

Примеры включают такие заявления, как «Я согласен со всем, что вы хотите сделать»; язык тела включает в себя неспособность установить зрительный контакт или смотреть вниз.

Агрессивное общение

  • Выражение чувств, потребностей и идей за счет других; игнорирование прав других ради поддержки своих
  • Обороняющийся или враждебный при столкновении с другими
  • Часто отталкивает и причиняет боль другим
  • Может помочь быстро удовлетворить ваши потребности

Примеры включают такие утверждения, как «это то, что мы делаем» или «преодолей это»; язык тела включает скрещивание рук, закатывание глаз или указание пальцем.

Пассивно-агрессивное общение

  • Выглядит пассивным на поверхности, но тонко проявляет гнев
  • Осуществление контроля над другими с помощью сарказма и косвенного общения или избегания разговора
  • Ограниченное внимание к правам, потребностям или чувствам других

Примеры включают пассивные заявления и язык тела с последующим «молчаливым обращением», распространением слухов и саботажем усилий другого человека.

Напористое общение

  • Прямое, честное выражение мыслей и чувств
  • Уважать чувства, идеи и потребности других, отстаивая при этом свои собственные
  • Может быть неэффективным при взаимодействии с лицами, которые угрожают вашей личной безопасности
  • Люди часто ошибочно воспринимают напористое поведение как агрессивное — в результате американцы и женщины часто ошибочно воспринимаются как

Примеры включают «я»-утверждения типа «Я чувствую… когда ты… и мне нужно, чтобы ты сделал…»; язык тела включает зрительный контакт, прямую позу и расслабленные жесты.

Имейте в виду

Большинство из нас не использует один стиль общения при каждом взаимодействии; это просто инструменты, которые вы можете использовать для общения.

В целом напористое общение, скорее всего, приведет к уважительным и долгосрочным отношениям, так что именно к этому стилю следует стремиться в большинстве ситуаций.

Однако в некоторых случаях пассивная и агрессивная коммуникация может работать лучше. Например, если вы боитесь, что вам вот-вот причинят вред, пассивное общение может помочь разрядить ситуацию, а агрессивное общение может предотвратить усугубление проблемы.

Хотя пассивный стиль общения может быть полезен, когда люди сочетают его с тонкой агрессией, пассивно-агрессивный стиль может мешать или подрывать здоровые отношения.

5 типов стилей общения

общение

Прочитав это руководство, вы узнаете о множестве различных стилей общения, что поможет лучше понять, как люди общаются.

Это поможет вам улучшить общение между вашими сотрудниками, повысить эффективность обучения, найма и многих других процессов в вашей организации.

Пока вы изучаете эту статью и думаете о стилях общения, с которыми вы сталкиваетесь в своей организации, и стилях, которые вы хотели бы видеть больше, стоит подумать о том, что общение является значительной частью как стилей управления, так и стилей управления конфликтами. .

Эти три понятия являются основополагающими, когда речь идет о хорошем управлении и создании успешной бизнес-среды.

Узнавая о них больше и применяя их в своей организации, вы можете создать динамичную позитивную среду, которая приведет к лучшим результатам в бизнесе.

Узнайте:

  • 5 стилей общения
    1. Напористый стиль общения
    2. Агрессивный стиль общения
    3. Пассивный стиль общения
    4. Пассивно-агрессивный стиль общения
    5. Манипулятивный стиль общения
  • Как ваш тип связи может повлиять на ваше сообщение
    1. Аналитический
    2. Интуитивный
    3. Функциональный
    4. Личный

5 типов стилей общения

В некоторых ситуациях потребуются определенные стили, или вы можете обнаружить, что один стиль особенно эффективен с одним сотрудником, а другой лучше работает с кем-то другим.

Стили можно комбинировать, и люди используют стили, отличные от стиля по умолчанию, в зависимости от того, с кем они общаются.

Нет смысла неизменно использовать только один стиль для общения с каждым человеком, с которым вы сталкиваетесь в течение рабочего дня, хотя некоторые стили, как правило, более эффективны, чем другие.


1. Напористый стиль общения

Этот стиль общения считается наиболее эффективным.

Человек, использующий этот стиль, уверен в своих убеждениях, но следит за тем, чтобы в разговоре он не принижал и не запугивал других.

Они не прибегают к манипуляциям или расширению границ, а скорее ищут компромисс и консенсус, активно слушая и четко выражая свои желания и потребности.

Напористые коммуникаторы, как правило, обладают высокой самооценкой, и они не склоняются к пассивному или агрессивному общению.

Отличительной чертой напористой коммуникации является использование утверждений типа « I », таких как « Мне кажется, что вы перебиваете меня во время встречи с клиентом, подрывая мой опыт, », а не «. Вам нужно соблюдать тишину во время встреч с клиентами, поскольку вы настаиваете на том, чтобы постоянно прерывать ».

Этот стиль общения рекомендуется в большинстве деловых ситуаций.

Спокойный, взвешенный и позитивный, многие ситуации можно разрешить и решить проблемы, активно используя напористое общение.

Как стать более напористым в общении?
  • Говорите уверенно. Если вы не уверены в себе от природы, притворяйтесь, пока не получится! Вы лучше всех знаете, что вам нужно для успеха, доверяйте себе.
  • Учитывайте как свои потребности, так и потребности тех, с кем вы общаетесь. Старайтесь быть ориентированным на решение, позитивным и чутким к точке зрения другого человека.
  • Взгляните на свои глаголы. Не приукрашивайте вещи и не смягчайте их. Скажите « будет » вместо « может быть » или « должно быть ». Подумайте, как по-разному звучат эти два предложения: « Я возьму на себя руководство этим проектом. » против « Я мог бы возглавить этот проект ».
Как эффективно работать с напористым коммуникатором?
  • Дайте им возможность поговорить. Они расскажут вам о своих идеях и решениях, вам просто нужно выслушать их и дать им возможность пообщаться.
  • Спросите их, что они думают, и не отклоняйте их, если они критичны. Если они думают, что вы тратите их время впустую, они не станут вам помогать.
  • Ожидайте, что они также спросят ваше мнение. Они хотят разговора и ориентированы на решение. Принесите свои собственные решения и критические замечания и ожидайте уважительного разговора.

2. Агрессивный стиль общения

Этот стиль общения может быть враждебным, угрожающим и исходить из желания победить любой ценой.

Агрессивный коммуникатор ведет себя так, как будто его вклад в беседу важнее, чем кто-либо другой, и содержание его сообщения часто теряется из-за тона его подачи.

Этот тип общения может привести к тому, что люди будут чувствовать себя униженными, сбитыми с толку и запуганными.

В некоторых случаях они могут реагировать на агрессивного коммуникатора не потому, что коммуникатор неправ, а просто потому, что сообщение настолько неприятно, что они инстинктивно не соглашаются.

Этот тип общения наблюдался у некоторых бизнес-лидеров, которые могут достаточно контролировать свой стиль, чтобы показаться смелыми, а не властными, но для этого требуется умение.

В повседневной работе это не тот стиль, который вызовет симпатию у коллег, и в большинстве случаев рекомендуется избегать этого стиля.

Как изменить свой агрессивный стиль, чтобы лучше общаться
  • Уверенность агрессивного коммуникатора очень близка к самоуверенности напористого коммуникатора. Большая разница в том, что напористый коммуникатор ценит чувства другого человека, а агрессивный коммуникатор — нет. Измените свой стиль, приняв во внимание, как ваша просьба и способ ее подачи повлияют на человека, с которым вы разговариваете.
  • Взгляните на свой язык тела. Агрессивные коммуникаторы используют физическую близость, тон голоса и жесты, чтобы подчеркнуть свою силу в разговоре. Это не поможет вашему общению добиться успеха. Сделайте шаг назад и снизьте тон. Коллеги гораздо лучше реагируют на новый, более спокойный стиль разговора.
  • Измени свою точку зрения. Вы не хотите «выиграть» разговор, вы хотите решить проблему. У вас гораздо больше шансов сделать это, если вы работаете с другими.
Как эффективно работать с агрессивным коммуникатором?
  • Это сложно. Общеизвестно, что с агрессивными коммуникаторами трудно работать. Если вы не можете помочь им скорректировать свой стиль, приготовьтесь к их резкому тону и неприятному изложению.
  • Если вы в состоянии дать человеку совет относительно его поведения, познакомив его со стилями общения и приведенными выше советами по его корректировке, разговор может быть плодотворным.
  • Немедленно переведите их к делу и постарайтесь упорядочить разговор, чтобы он не отвлекался на неприятные или не относящиеся к делу темы.

3. Пассивный стиль общения

Этот тип общения также известен как подчиненный стиль общения. Другой способ описать это — тип «угодный людям».

Этот тип общения скромный, избегающий конфликтов и легкий на подъем.

Это не значит, что пассивный коммуникатор всегда счастлив — на самом деле, такой стиль общения может со временем привести к накоплению обиды, потому что человек не может четко выразить свое мнение, потребности и желания.

Пассивные коммуникаторы, как правило, отступают и позволяют другим, более напористым или агрессивным, идти впереди.

Им может быть трудно эффективно выражать свои мысли, и они хотят избежать конфронтации любой ценой. Это может напрямую привести к тому, что их хорошие идеи никогда не будут услышаны, или к возникновению недопонимания.

В бизнесе этот стиль общения может использоваться в качестве реакции на агрессивное общение, особенно при работе с клиентом или другим лицом, с которым другие стили общения не работают.

Однако в команде или отделе менеджеры должны работать над тем, чтобы помочь пассивным коммуникаторам получить доступ к более напористому стилю, чтобы их ценные идеи и идеи не остались незамеченными.

Как скорректировать свой пассивный стиль, чтобы лучше общаться
  • Будьте уверены в ценности своего вклада. Если это сложно для вас, попробуйте притворяться, пока не сделаете это совет, который мы дали выше для тех, кто надеется стать более напористым. Начните с малого и укрепите свою уверенность.
  • Узнайте значение « No ». Вы можете взять на себя только ограниченное количество работы, и возможность установить здоровые границы рабочего места поможет вам быть уверенным, что ваша тарелка не перегружена теми, кто хочет воспользоваться вашим умением угождать людям.
  • Вы уже хороши в компромиссах, но убедитесь, что вы не ставите под угрозу все. Ищите решения, в которых может выиграть каждый, и предлагайте их.
Как эффективно работать с пассивным коммуникатором?
  • Прямо спросите их мнение по предметам. Дайте им место в разговоре, чтобы высказать свое мнение, и дайте им время, чтобы правильно их выразить.
  • Не отвергайте их идеи. Они усердно работают, чтобы укрепить свою уверенность, если идея не сработает, указать на ценность идеи и выделить ее положительные стороны, а не обрубить их коротким « Ну, это не сработает ». ».
  • Держите разговоры позитивными и ориентированными на решение. Не злитесь и не конфликтуйте, это заставит их полностью закрыться.

4. Пассивно-агрессивный стиль общения

Этот стиль общения, как следует из названия, сочетает в себе аспекты пассивного и агрессивного стилей общения.

Пассивное существует на поверхности, а агрессивное кипит под ним.

Внешне коммуникаторы кажутся милыми и покладистыми, но действуют они с места гнева и обиды.

Это всплывает и может быть показано с помощью сарказма, покровительства, распространения слухов или сплетен.

Их разочарование выходит через эти косвенные пути, но они будут иметь тот же эффект, что и прямолинейная агрессия; коллеги не захотят с ними работать.

Этот стиль имеет тенденцию быть очень токсичным на рабочем месте, распространяя недовольство и обиду в команде или отделе.

Не бывает случаев, чтобы этот стиль общения был уместным в деловой обстановке . Если в вашей организации есть коммуникаторы, которые по умолчанию придерживаются этого стиля, важно, чтобы им помогли приспособиться к менее разрушительному стилю.

Как изменить свой пассивно-агрессивный стиль, чтобы лучше общаться
  • Определите, откуда исходит ваш гнев. Вам кажется, что ваша команда не слушает вас? Вы чувствуете, что ваш вклад игнорируется? Узнайте о проблеме и сообщите об этом своему менеджеру.
  • Посмотрите на свою мотивацию при общении. Вы исходите из того, что хотите помочь решить проблему, или вы набрасываетесь? Измените свой подход к разговору и постарайтесь вместо этого сосредоточиться на позитивных, ориентированных на решение утверждениях.
  • Поймите, что деловые отношения могут быть сложными. Уверенный и последовательный подход к разговору в позитивной и приятной манере может значительно улучшить вашу рабочую жизнь. Вы не можете контролировать то, как люди относятся к вам, но вы можете контролировать то, как вы на них реагируете. Изменение стиля общения может кардинально изменить ваши отношения на работе.
Как эффективно работать с пассивно-агрессивным коммуникатором?
  • Попытайтесь понять их мотивы, если это возможно. Если есть внешняя сила, заставляющая их общаться таким образом, то, возможно, в ваших силах помочь решить эту проблему. Постоянно ли они используют этот стиль при общении с агрессивным коммуникатором? Это происходит только тогда, когда они сталкиваются с короткими сроками? Подумайте, из-за чего это происходит.
  • Не встречайте их в одном стиле. Может возникнуть соблазн ответить тем же, но это продолжает нездоровый цикл общения. Вместо этого сосредоточьтесь на настойчивом общении. Если вы предлагаете ответы, которые подчеркивают их вклад, предлагают беспроигрышные решения и не принижают их, они увидят ценность другого стиля общения.
  • Сосредоточьтесь на их сообщении и перефразируйте его в напористой манере. Измените тон, демонстрируя стиль общения, в котором вы бы предпочли, чтобы их сообщение было доставлено.

5. Манипулятивный стиль общения

Этот стиль общения использует хитрость, обман и влияние, чтобы контролировать исход разговора, а значит и действия окружающих людей.

Коммуникаторы-манипуляторы редко говорят то, что имеют в виду, вместо этого они прячут свои настоящие цели под слоями запутанности, чтобы добиться своего так, что другой человек даже не осознает этого.

Этот стиль часто характеризуется как неискренний и снисходительный, и когда люди понимают, что их разыграл манипулятор, они не будут хорошо реагировать на этого человека в будущем общении.

Хотя некоторые манипуляции могут оказаться полезными в работе с клиентами, когда необходимо успокоить раздраженного клиента, этот стиль может привести к некоторым конфликтам внутри команд или отделов, если один сотрудник использует его постоянно.

Там, где это возможно, коммуникатор, склонный к манипулированию, должен перейти к напористому общению.

Манипулятор знает, чего он хочет достичь, и имеет четкие цели, просто они не выбирают лучший путь для достижения цели. Уделяя приоритетное внимание потребностям каждого, а не только своим собственным, они могли бы достичь лучших результатов, не расстраивая коллег.

Как изменить свой манипулятивный стиль, чтобы лучше общаться
  • Работайте над тем, чтобы более прямо выражать свои желания и потребности. Практикуйтесь прямо спрашивать о том, чего бы вы хотели, и проявляйте благодать, если ответ не такой, какой вам хотелось бы.
  • Поймите, что такой стиль общения быстро вызывает недовольство коллег. Когда вы будете корректировать свой стиль, ожидайте, что они будут немного настороженно относиться к вашим мотивам! Будьте последовательны в своих изменениях и не забывайте искать решения, которые принесут пользу всем, а не только вам.
  • Не используйте эмоциональные аргументы. Будьте правдивы, точны и прямолинейны в своем общении.
Как эффективно работать с манипулятивным коммуникатором?
  • Как и в случае с агрессивным коммуникатором, вы должны стремиться направить его к напористому общению. Вы можете попробовать перенаправить их, когда они пытаются использовать эмоциональные аргументы, не позволяя им сводить разговор к своим собственным целям и упорно придерживаться темы разговора.
  • Не отвечайте на них критикой, а используйте настойчивую тактику переформулирования, чтобы прояснить, что они говорят, и при этом показать, как вы хотите, чтобы они это сказали. Вы должны быть бдительны с этими типами коммуникаторов, чтобы они тайно не вводили свою повестку дня в разговоры.
  • Проявите терпение и сохраняйте спокойствие во время разговора. Будьте тверды в своих убеждениях, и они увидят, что вы не являетесь эффективной мишенью для их стиля общения. Твердо, но вежливо отказываясь позволить им манипулировать вами, они изменят свой подход.

Как ваш тип общения может повлиять на ваше сообщение

Эти стили в большей степени ориентированы на то, как говорящий передает информацию в ходе разговора.

У каждого человека будет предпочтительный способ общения, и попытка использовать его может помочь вам эффективно донести свое сообщение.

Неважно, какой у вас стиль, вы можете настроить его под эти четыре типа, в зависимости от стиля человека, с которым вы общаетесь. Это может потребовать некоторой практики, но это сделает вас гораздо более эффективным коммуникатором.


1. Аналитический

Аналитический коммуникатор предпочитает данные и точные цифры.

Им нужна количественная информация, и они игнорируют эмоциональные заявления как слишком расплывчатые или неважные.

Это означает, что они предпочтут утверждение типа « в этом квартале, продажи выросли на 8,2%, и мы собираемся превзойти наши прогнозы на 1,4% », а не заявление типа « мы убиваем его по продажам в этом месяц! ».

При общении с такими людьми сначала проведите исследование! Выложи цифры, потом ответь со своим запросом.

Положительным моментом этого является то, что аналитический коммуникатор хорошо смотрит на проблемы логически. Проблем с эмоциями не будет. Если аналитический коммуникатор не работает хорошо, вы можете принести ему цифры, которые показывают, где ему не хватает, и он согласится с тем, что ему нужно улучшиться в этих областях.

Недостатком является то, что они могут восприниматься как холодные или бесчувственные. Они могут заставить коллег чувствовать себя некомфортно или увольнять тех, кто не общается так же. Это может вызвать некоторые проблемы в командах, у которых разные стили общения, такие как личные коммуникаторы. Им также может потребоваться слишком много времени для анализа, расчета и проверки деталей, что приводит к медленному реагированию на проблемы и приводит к упущенным возможностям.


2. Интуитивно понятный

Интуитивно понятный коммуникатор — это общая картина.

Это тот тип людей, которые не любят погружаться в мельчайшие детали проекта, они предпочитают получить общее представление.

Они быстро видят общую картину и могут легко сделать вывод, иногда предлагая отличные идеи о том, как лучше всего завершить проект.

Когда вы общаетесь с таким человеком, укажите версию Cliff’s Notes: « Этот новый маркетинговый проект будет использовать новый алгоритм для еще более точного нацеливания на потенциальных клиентов! », а не «». Сначала мы собираемся провести A/B-тестирование нового алгоритма, затем мы собираемся разработать три уровня специализированного контента, затем мы собираемся развернуть проект, затем мы собираемся использовать эти показатели для измерить наш успех.

Положительным моментом является то, что этот тип коммуникатора быстро понимает идеи и уже предлагает решения возможных проблем. Им не нужно иметь карманные компьютеры, они уже включены и работают. Они часто могут придумывать нестандартные идеи и получать удовольствие, бросая вызов себе и другим.

Недостатком является то, что это нетерпение может привести к ошибкам. Интуитивные коммуникаторы ненавидят вникать в скучные детали, но, пропуская это, они рискуют упустить важную информацию. Их также будут раздражать коммуникаторы, которые должны объяснять идеи или проекты шаг за шагом, как функциональные коммуникаторы.


3. Функциональный

Функциональный коммуникатор живет по другую сторону спектра от интуитивного коммуникатора.

Они предпочитают проходить этапы процесса, обрисовывая в общих чертах каждый из них, пока не придут к заключению и не смогут связать все это в один аккуратный пакет.

Они ориентированы на детали, хорошо понимают, какие процессы будут наиболее полезными для обеспечения успеха, и им можно доверять создание функциональных графиков, распределение задач и выполнение проектов.

При разговоре с работающим коммуникатором убедитесь, что вы готовы!

Они захотят узнать все детали проекта, вы не хотите зацикливаться на метриках, чувствах или общем мышлении, вместо этого вы должны прийти с проектом, изложенным и готовым к проверке.

Использование предложения типа « Мы хотим создать улучшенное руководство пользователя. Мы хотели бы, чтобы вы написали схему, проконсультировались с разработчиками, наняли технического писателя и отредактировали готовый продукт. » послужит вам намного лучше, чем «». Вам не кажется, что руководство пользователя можно улучшить? Вы можете позаботиться об этом?

Преимущество функционального коммуникатора в том, что его внимание к деталям не позволит пропустить ни одного важного шага. Им легко сосредоточиться на реализации проектов, и у них есть естественное понимание того, что потребуется для достижения цели. Их тщательный характер обеспечит успешное выполнение проекта.

Обратной стороной этого является то, что их настойчивая сосредоточенность на процессе, улучшение каждого шага и этапа, иногда может привести к тому, что они упустят из виду общую картину и не достигнут фактических целей проекта.

Их утомительный, пошаговый стиль также может утомить аудиторию, особенно если функциональный коммуникатор сочетается с интуитивно понятным коммуникатором. Эти два стиля немного похожи на масло и воду; ни один из них не очень ценит общение другого. Однако, если все сделано правильно, функциональный коммуникатор может взять на себя мелкие детали проекта, в то время как интуитивно понятный коммуникатор имеет дело с общей картиной.


4. Личный

Личный коммуникатор противоположен аналитическому коммуникатору в этом спектре стилей общения.

Они предпочитают использовать эмоциональный язык и ценят человеческое общение, стремясь узнать, что чувствуют их коллеги, а также что они думают.

Этот тип коммуникатора склонен быть дипломатом, помогающим разрешать конфликты и искать мирные решения межведомственных и внутриведомственных вопросов.

Для этого типа коммуникатора вы хотите опираться на эмоциональную составляющую. Что-то вроде « Вы чувствуете, что наша команда по работе с клиентами в последнее время чувствует себя выгоревшей? Их число сократилось. Пожалуйста, изучите это подробнее и посмотрите, чувствуют ли они, что им нужна дополнительная поддержка. » принесет вам гораздо больше успеха, чем «». В этом году наши показатели удовлетворенности клиентов снизились на 11%, и мы не в состоянии достичь наших целей. Нам нужно найти и исправить эту проблему, чтобы вернуть результаты в этой четверти.

Преимущество этого стиля в том, что персональный коммуникатор без особых усилий создаст глубокие связи в своей команде. Они сосредоточены на построении сплоченности и часто берут на себя роль решения проблем, когда у других возникают трудности в общении.

Недостатком этого стиля общения является то, что он может стать слишком эмоциональным для других коммуникаторов. Аналитические коммуникаторы особенно не оценят такой подход и вполне могут проигнорировать то, что говорят личные коммуникаторы, что может привести к обиде или обиде.


Резюме

Все эти коммуникативные стили существуют в спектре. Люди редко будут на 100% принадлежать одному стилю, скорее у них будут первичные и вторичные, а иногда даже третичные стили.

Человек может быть в первую очередь аналитическим, но во вторую — функциональным. Вы увидите, как люди переключаются между стилями по мере необходимости, в зависимости от ситуации, человека, с которым они разговаривают, и многих других факторов.

В общем, вы обнаружите, что сочетание всех этих стилей общения приведет к улучшению команды.

У каждого стиля есть свои преимущества и недостатки, и сочетание всех четырех гарантирует, что у вас не будет больших мертвых зон.

Если ваша команда состоит только из аналитиков, то вы обнаружите, что отстаете от графика, так как ваша команда проверяет и перепроверяет данные, но никогда не предпринимает никаких действий. То же самое касается команды, состоящей только из интуитивных людей: ваша общая картина будет идеальной, но ваш процесс ее достижения будет неполным, заброшенным вашей командой как неинтересным и неважным.

Когда у вас в команде есть все эти люди, у вас может быть идеальное сочетание людей, которые генерируют идеи, анализируют их, воплощают в жизнь и помогают решать проблемы, если это необходимо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *