Модальность ощущений — это… Что такое Модальность ощущений?
- Модальность ощущений
- — качественная характеристика ощущений, отражающих основной источник информации. Выделяют зрительную модальность, слуховую и т. д.
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.
- Мнемонические приемы
- Монологическая речь
Смотреть что такое «Модальность ощущений» в других словарях:
модальность ощущений — МОДАЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ термин, означающий принадлежность к определенной сенсорной системе и использующийся для характеристики либо ощущения, либо сигнала. В первом случае имеется в виду возникновение ощущения в определенной сенсорной… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
модальность — (от лат.
Модальность (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Модальность. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и у … Википедия
Модальность (Modality) — разновидность ощущений, например, обонятельных, слуховых, вкусовых или позволяющих человеку определять окружающую температуру. Существование разных видов ощущений связано не с различной структурой нервов, а с различиями в функционировании их… … Медицинские термины
Модальность
— (от лат. modus способ), форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной), одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет в зрении, тон и тембр в слухе, характер запаха в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогикеМОДАЛЬНОСТЬ — (modality) разновидность ощущений, например, обонятельных, слуховых, вкусовых или позволяющих человеку определять окружающую температуру. Существование разных видов ощущений связано не с различной структурой нервов, а с различиями в… … Толковый словарь по медицине
терминальный порог ощущений — Этимология. Происходит от лат. terminalis конечный. Категория. Вид сенсорного порога. Специфика. Достижение раздражителем такой величины, что ощущение, обычно связанное с данным раздражителем, исчезает или переходит в другую модальность. Например … Большая психологическая энциклопедия
Мюллера закон — (истор.; J. P. Muller, 1801 1858, нем. анатом и физиолог; син. закон специфических энергий) теоретическое положение, согласно которому качество (модальность) ощущений не зависит от характера раздражителя, а определяется только заложенной в… … Большой медицинский словарь
Мю́ллера зако́н — (истор.; J.P. Muller, 1801 1858, нем. анатом и физиолог; син. закон специфических энергий) теоретическое положение, согласно которому качество (модальность) ощущений не зависит от характера раздражителя, а определяется только заложенной в органах … Медицинская энциклопедия
ощущение — ▲ информация ↑ для (чего), психика ощущения информация для психической системы; сигнал об изменении состояния органа; сигналы местных воздействий на организм; физиологическое отображение действительности; простейшие восприятия; психический… … Идеографический словарь русского языка
Модальность (психология) — это. .. Что такое Модальность (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Модальность.В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. |
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. |
Мода́льность (от лат. modus — способ) — принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе; качественность определенности ощущений. Модальность обусловлена строением органов чувств и особенностями среды, воздействующей на них.
Список модальностей:
- Визуальная
- Аудиальная
- Кинестетическая
- Болевая
- другие
Модальность — одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика. Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных, интенсивностных), отражают свойства объективной реальности в специфически закодированной форме (длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн — как тон и т. д.). Понятие модальности наряду с ощущениями относится и ко многим другим психическим процессам, описывая качественные характеристики когнитивных (познавательных) образов любого уровня и сложности.
С другой стороны, является ли модальность свойством раздражителя или рецептора — большой вопрос. В философии он формулируется так: пахнет ли роза, если нет рядом человека?Свойства ощущений. Модальность — качественная характеристика ощущений
Модальность — качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д.
Интенсивность — классическая количественная характеристика ощущений
.Локализация — пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.
Длительность — временная характеристика ощущения.
Роль ощущений в жизни человека. У человека на любой вид ощущения можно вызвать как адекватным, т. е. соответствующим, так и некоторыми неадекватными раздражителями. Свет для зрения, звук для слуха — раздражители адекватные, а все другие — неадекватные. Человек ориентируется в окружающем мире на основе адекватных раздражителей, которые дают ему значительно более точное и тонкое отражение свойств предметов.
Чтобы вызвать отчетливое зрительное ощущение, достаточно силы света в 1 фотон. В это же время неадекватные раздражители — механический, электрический — в сотни тысяч раз более сильные, чем световой, вызовут лишь очень слабое, неопределенное и не локализованное в пространстве ощущение свечения. Световые круги, возникшие при давлении на глаз, или «звон в ушах» при ударе не дают нам никаких знаний об оптических и акустических свойствах воздействовавших на нас предметов, а говорят лишь о факте воздействия. Указанные свойства человек отражает только посредством зрения и слуха. Таким образом, специфичность органов чувств не мешает, а, наоборот, помогает человеку (и животным) более точно отражать окружающий мир.
Ложность взглядов Иоганна Мюллера на природу ощущений доказывает и всем известный факт взаимопроверки показаний органов чувств: достоверность показаний зрения легко проверить посредством осязания, и наоборот (конечно, в тех случаях, когда предмет доступен осязанию). То же относится к слуху, показания которого мы нередко проверяем зрением. Практический опыт человека ежедневно и ежечасно убеждает его в адекватности (правильности) его ощущений. Если бы ощущения людей не отражали действительных свойств материальных тел и среды, то невозможен был бы производительный труд, эффективное преобразование человеком природы.10.В психологии имеют место различные подходы к классификации ощущений. Традиционный подход предполагает выделение видов ощущений в зависимости от специфики органов чувств: различают зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельныеощущения. Однако эта классификация не является исчерпывающей. В настоящее время в основу классификации ощущений положены два основных принципа: систематический игенетический.
Систематическая классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1857-1952). Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов, он разделил все ощущения на три группы: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные.
Наиболее многочисленную группу составляют экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явления окружающего мира и возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Среди ощущений данной группы выделяют контактныеи дистантные. Для возникновения контактных ощущений необходимо непосредственное воздействие объекта на рецептор. Так, чтобы оценить вкус пищи, нам нужно ее попробовать, для ощущения характера поверхности объекта – потрогать.
Для дистантных ощущений не нужен непосредственный контакт с объектом, так как рецепторы реагируют на раздражения, идущие от удаленных на некоторое расстояние предметов. Примерами такого рода ощущений могут служить зрительные и слуховые ощущения.
Обонятельные ощущения, по мнению ряда психологов, занимают своего рода промежуточное положение в структуре экстерорецептивных ощущений. С одной стороны, они возникают на расстоянии от предмета, с другой – молекулы, определяющие запах, входят в непосредственный контакт с обонятельными рецепторами. Следовательно, обонятельные ощущения могут быть охарактеризованы и как дистантные, и как контактные.
Проприоцептивные (лат. proprius – собственный) ощущения — это ощущения, отражающие движение и положение тела впространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Роль проприорецепции как основы движений у животных была исследована советскими психологами А.А. Орбели и П.К. Анохиным, у человека – Н.А. Берштейном. Проприоцептивные ощущения, в свою очередь, делятся на кинестетические (двигательные) и статические, или ощущения равновесия. Рецепторы последней подгруппы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.
Интероцептивные (органические) ощущения — это ощущения, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния организма. Интероцептивные ощущения представляют собой наиболее древнюю и элементарную группу. Интерорецепторы информируют человека о различных состояниях внутренней среды организма (например, о наличии в ней биологически полезных и вредных веществ, температуре тела, давлении, химическом составе жидкостей).
Наиболее изучены экстерорецептивные ощущения, наименее – интероцептивные. В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств». Они играют важную роль при постановке диагноза в медицине, а также при анализе сновидений в психологии. На сегодняшний день практически любой крупный лечебно-профилактический медицинский центр располагает специальным оборудованием, которое способно отслеживать реакцию внутренних органов на раздражитель. С помощью такой процедуры медицинские центры могут диагностировать различные заболевания внутренних органов даже на ранних стадиях.
Однако не все ощущения можно отнести к одной из трех выделенных Ч. Шеррингтоном групп. В этом случае говорят об интермодальных (промежуточных) ощущениях. К ним относятся, например, вибрационные ощущения, занимающие промежуточное положение между тактильными и слуховыми. Особое значение они приобретают при поражениях органов зрения или слуха.
Слепоглухонемая О. Скороходова пишет, что если она пытается представить жизнь людей, движение в городе, то шум и звуки представляются ей в виде непрерывных вибраций. Был такой случай: она почувствовала, как движущийся воздух коснулся поверхности ее лица, и проснулась от движения воздуха.
Как уже отмечалось, возможен иной подход к классификации ощущений – по соответствующим им органам чувств (т.е. модальностям). В связи с этим можно привести высказывание французского философа Д. Дидро:
Модальность ощущений — Студопедия
Ясная эмпирическая специфичность ощущения как простейшего психологического сигнала по сравнению с сигналом нервным совершенно отчетливо проявляется и в области его качественной характеристики. Такой «хрестоматийной» качественной характеристикой ощущения является его модальность.
Специальные модальные характеристики различных видов ощущений отличаются друг от друга и классифицируются прежде всего именно по показателям модальности, сами по себе не будут предметом рассмотрения, поскольку для заключения о форме организации сенсорных сигналов необходимо учесть в первую очередь их общие характеристики.Такая общая сущность модальности состоит в наличии качественной специфичности каждого из видов ощущений по сравнению с другими, специфичности, определяемой физическими или физико-химическими особенностями тех раздражителей, которые являются адекватными для данного анализатора. Такими специфическими модальными характеристиками, например, зрительного ощущения, являются, как известно, цветовой фон, светлота и насыщенность; а слухового – высота тона, громкость и тембр, тактильного – твердость, гладкость, шероховатость и т. д. Во всех видах ощущений модальные характеристики органически взаимосвязаны с характеристиками пространственно-временными.
Проблема – отношение разных модальных характеристик ощущения к особенностям их физических характеристик.
Эмпирическое основания этой проблемы заключаются в реальном факте отображения физических качеств в разных ощущениях. Так, ощущения твердости и упругости поддается описанию в тех же терминах, в которых физика описала эти свойства. Модальные же характеристики зрительного или слухового ощущения (цветовой фон или звуковысотные различия в их качественной специфичности) дифференцируются с помощью терминов (красный цвет, низкий звук и т.д.), не совпадающих с физическим описанием тех качеств непосредственных раздражителей (частота световых или частота звуковых волн), которые соответствуют этим модальным характеристикам. Физика не приписывает световой волне свойства красного или зеленого цвета, но имеет все основания считать твердость или упругость объективным свойством физических сил.
Современная психофизиология вскрывает эмпирические основания этих различий: такое несовпадение специфичности ощущения с физическим описанием соответствующего качества неизбежно возникает только в ситуации, когда непосредственный раздражитель (например, электромагнитная волна) и отображаемое свойство макропредмета (например, видимая поверхность тест-объекта) не совпадают – мы видим предметы, а не электромагнитное поле. Когда же это физическое свойство непосредственно раздражая рецептор (например, шероховатость или упругость твердого тела), является вместе с тем и объектом отображения в ощущении (в данном случае в ощущении шероховатости или упругости), такого расхождения не возникает (Веккер Л.М.).
Ощущение — Википедия. Что такое Ощущение
Ощуще́ние, чу́вственный о́пыт — психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей, поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы, при участии нервной системы в целом.
Ощущение и восприятие
В психологии ощущение считается процессом отражения отдельных свойств объектов окружающего мира[2][неавторитетный источник?].
От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как целостного образа) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т. д.). Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте. То есть восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрытыми глазами будет вдыхать аромат кофе (одно ощущение).
Поэтому неудивительно, когда в данном случае зрение рассматривается как орган восприятия, задача которого – посредством соответствующей деятельности мозга – распознавать по тому, что видимо, то, что невидимо (см. Грегори Р.Л., Издательство: Едиториал УРСС, ISBN 5-354-00342-3).
Свойства ощущений[3]
- Модальность — качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д.
- Интенсивность — классическая количественная характеристика ощущений.
- Локализация — пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.
- Длительность — временная характеристика ощущения.
Классификация ощущений
Первым, кто попытался классифицировать ощущения, был Аристотель. Он выделил 5 чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус[3]. В XIX веке увеличение количества видов ощущений поставило задачу их классификации.
Классификация Вундта
В.Вундт предлагал группировать ощущения в зависимости от свойств вызывающих их раздражителей, среди которых он выделял механические, физические и химические свойства (например, зрительные и слуховые ощущения относятся к разряду «физических», поскольку вызываются физическими явлениями — электромагнитными колебаниями и звуковыми волнами; обоняние и вкус — «химические» ощущения и т. д.). Этот вариант классификации не получил широкого распространения[4].
Классификация Шеррингтона
Ч. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений, основываясь на локализации (по месту расположения) рецепторов:
- Экстероцептивные ощущения, источником которых являются рецепторы, расположенные на поверхности тела. Они дают образы внешнего мира.
- Интероцептивные ощущения. Рецепторы находятся во внутренних органах. Они сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма (ощущения голода, жажды, боли и т. п.).
- Проприоцептивные ощущения. Рецепторы расположены в мышцах, связках и сухожилиях. Проприоцептивные ощущения играют важнейшую роль в регуляции движений, а также дают информацию о положении в пространстве тела и его частей.
Шеррингтон разделил экстероцептивные ощущения на контактные и дистантные[3]. Первые вызываются приложением воздействия непосредственно к поверхности тела, а вторые возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции (обоняние, слух, зрение).
Классификация Хэда
Г. Хэд делил ощущения по их происхождению:
- Протопатическая чувствительность, более ранняя по происхождению и примитивная, тесно связана с эмоциями, далека от мышления, она менее дифференцированная и локализованная. Относящиеся к ней ощущения трудно разделять на категории и обозначать словами, описывать[3].
- Эпикритическая чувствительность выше по уровню, возникает позже и обладает, по сути, противоположными характеристиками: связь с мышлением, отдаленность от эмоциональных состояний, большая дифференцированность, категориальные названия для ощущений (красный, синий цвет, а не «запах мяты» или «запах сосны»), четкая локализация[3].
В работе едва ли не каждого органа чувств есть элементы как протопатической, так и эпикритической чувствительности, хотя их соотношение неодинаково.
Нарушение ощущений
Сенсорная гипопатия — это нарушение чувствительности, которое выражается в резком изменении порогов ощущений, при этом как сильные, так и слабые раздражители вызывают одинаково слабые ощущения.
Сенсорная гиперпатия — это резкое усиление интенсивности ощущений при воздействии слабых раздражителей.
Парестезия — это расстройство, при котором появляются ощущения в виде онемений, ползания мурашек, покалываний при отсутствии реальных раздражителей.
Общие психофизиологические закономерности ощущений
Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности.
Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.
Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности.
Интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора[5].
Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 мм² поверхности кожи.
Верхний абсолютный порог ощущения — максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20000 Гц) — вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв.мм вызывает боль.
Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность — чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.
Порог различения, или дифференциальный порог, — едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.
Порог различения — это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.
Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить ещё 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение прибавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, то есть 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя.
Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы звука — 1/10; вкусовых воздействий — 1/5. Эти закономерности открыты Бугером и Вебером (закон Бугера-Вебера).
Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером.
Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера).
Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.
Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается.
Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора).
Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора понижается.
Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.
Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим — медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, — один из примеров тактильной адаптации). Ещё медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации).
Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.
Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.
Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.
Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.
Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).
Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях — к её понижению, то есть к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность.
Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений.
Контраст ощущений — это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности.
Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на чёрном — светлой.
Ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения другого вида. Так, звуки могут вызывать цветовые ощущения, цветовые — вкусовые (желтый цвет — ощущение кислого[источник не указан 2098 дней]). Это явление называется синестезией.
См. также
Примечания
Ссылки
Виды и свойства ощущений
Лекция №7: «Ощущения и восприятие»
ПЛАН
1. Понятие ощущений
2. Физиологическая основа ощущений
3. Виды и свойства ощущений
4. Понятие восприятия
5. Физиологические основы восприятия
6. Виды и свойства восприятия
Понятие ощущений.
Ощущения – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы органов чувств или анализаторы.
При помощи ощущений мы узнаем о вкусе, цвете, тяжести окружающих предметов, о температуре поверхности, о свойствах поверхности (гладкая или шероховатая), о звуках, которые издает предмет и др. Ощущения позволяют нам замечать изменения в нашем собственном теле, фиксировать положение тела в пространстве, движение отдельных его частей, определять состояние внутренних органов.
Ощущение – это чувственный опыт, т.к. возникает только при прямом непосредственном воздействии предметов на наши органы чувств.
Физиологическая основа ощущений
Анализатор– это анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей.
Структура анализатора
1. Периферический отдел, или рецептор, преобразующий определенный вид энергии в нервный процесс;
2. Проводящие пути – афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижним уровням анализатора, в том числе к рецепторам и регулируют их активность;
3. Корковые проекционные зоны, или центр анализатора.
В основе любого психического процесса, в том числе и ощущения, лежат физиологические нервные процессы возбуждения и торможения, протекающие в больших полушариях мозга.
Предметы, воздействуя на органы чувств, вызывают в окончаниях чувствительных нервов соответствующего воспринимающего органа – рецептора – нервный процесс возбуждения. Возбуждение передается по проводящим нервным путям в мозг, где в специальных клетках, составляющих корковую часть анализатора, физиологический процесс превращается в психический процесс – ощущение. Человек осознает что-то, что на него воздействует, отражает свойства предметов и явлений, — ощущает цвета, звуки, тепло, холод, запахи.
Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию: зрачок расширяется или сужается, человек направляет взгляд на предмет, вызвавший ощущение, прислушивается, отдергивает руку от горячего и т.д. От действующего органа (глаза, уха, руки) в кору головного мозга поступает обратный сигнал о деятельности рецептора.
Благодаря обратной связи между рецептором и центральным ядром анализатора мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.
Рис.1. Схема возникновения ощущений
Виды и свойства ощущений
В основе различных классификации видов ощущений, лежат разные признаки:
I. По модальности анализатора (по тому какие органы чувств отвечают за те или иные ощущения) выделяют зрительные, слуховые, кожные, вкусовые и обонятельные ощущения.
· Зрительные ощущения возникают в результате действия электромагнитных колебаний, соответствующих видимой части спектра, на световой рецептор глаза.
· Слуховые ощущения вызываются действием на слуховой рецептор звуковой волны.
· Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи.
Осязание или кожная чувствительность включает в себя: тактильные (или ощущения прикосновения, давления и вибрации), температурные (или ощущения тепла и холода) и болевые ощущения.
· Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы, расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике. Необходимым условием возникновения вкусовых ощущений является растворение веществ в слюне (или в воде). Сухо вытертый участок языка не дает вкусовых ощущений при воздействии на него твердым веществом.
Вкусовые ощущения разделяются на четыре группы: ощущения сладкого, кислого, горького и соленого. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных. Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому – края языка, к горькому – область корня языка.
· Обонятельные ощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторные клетки в полости носа и носоглотки.
Обоняние – это одно из наиболее древних, простых и жизненно важных ощущений. Чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе головного мозга занимает та часть, которая отвечает за обоняние. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у собак – около 1/3, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно 1/20 части.
Указанные различия соответствуют развитости других видов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ.
II. По расположению рецепторов в организме человека и выполняемой ими функции классификация англ. физиолога Ч. Шеррингтона) выделяют: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные ощущения.
Экстероцептивные ощущения (внешние ощущения) – это ощущения, которые доводят до человека информацию из внешнего мира. Экстероцептивные рецепторы, расположены на поверхности нашего тела. Выделяют две группы экстероцептивных ощущений: контактные и дистант-ные ощущения. Контактные вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. К ним относится осязание и вкус. Дистантные отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относится зрение и слух.
Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в тоже время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.
Проприоцептивные ощущения (ощущения движения) – это ощущения, которые дают человеку информацию о движении и положении его тела в пространстве. Проприоцептивные рецепторы расположены в органах движений (в скелетных мышцах, связках и суставных сумках).
Интероцептивные ощущения (внутренние ощущения) – это ощущения, которые доводят до человека информацию о состоянии его внутренних органов. Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах.
Свойства ощущений
Выделяют первичные и вторичные свойства ощущений. К первичным свойствам каждого ощущения относят: качество (или модальность ощущения), интенсивность, длительность и пространственную локализацию раздражителя.
Рис. 2 Первичные свойства ощущений
Качество (модальность) – основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений.
Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
Интенсивность – это количественная характеристика, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Длительность – это временная характеристика ощущений, которая определяется временем действия раздражителя, его интенсивностью и функциональным состоянием органов чувств человека.
Длительность включает в себя латентный (скрытый) период и время последействия раздражителя.
При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, а для вкусовых – всего 50 мс.
Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы.
Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.
Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействующего раздражителя. Например, свет – темнота, тяжесть – легкость, тепло – холод, и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к опр6еделенному воздействию.
Пространственная локализация – анализ, осуществляемый рецепторами, который дает нам сведения о месте нахождения раздражителя в пространстве (если имеем дело с дистантными раздражителями) или какова локализация раздражителя на поверхности тела. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем локализация всех других видов ощущений. Поэтому локализацию боли установить бывает довольно сложно.
К вторичным свойствам ощущений относятся: абсолютные и разностные пороги, адаптация, сенсибилизация, синестезия, контраст. Причем, абсолютные и разностные пороги позволяют измерять чувствительность, а адаптация, сенсибилизация, синестезия и контраст – характеризуют изменение чувствительности.
Рис. 3. Вторичные свойства ощущений
Чувствительность – это способность человека или животного реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.
Существуют два основных метода измерения чувствительности: прямой и косвенный. Прямой метод (метод словесной оценки раздражений) состоит в следующем: испытуемому предлагается соответствующий раздражитель (кожное прикосновение, звук, цвет), который сначала имеет минимальную интенсивность, а затем постепенно усиливается. Испытуемому предлагается ответить, когда он впервые почувствовал соответствующее ощущение. Например, для определения ощущения прикосновения можно использовать эстезиометр.
Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию.
Чувствительность человека нужно определять при профессиональном отборе. Чувствительность измеряется с помощью абсолютных и разностных порогов.
Нижний абсолютный порог – определяется минимальной силой раздражителя, вызывающей едва заметное ощущение.
Нижний абсолютный порог характеризует чувствительность системы. Чем ниже нижний абсолютный порог, тем выше чувствительность системы.
Раздражители, сила действия которых, лежит ниже абсолютного порога, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так, исследования отечественного физиолога Г.В. Гершуни и его сотрудников показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменения электрической активности мозга и расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г.В. Гершуни «субсенсорной областью».
Верхний абсолютный порог – определяется максимальной силой раздражителя, при которой еще возникает адекватное ощущение.
Верхний абсолютный порог характеризует выносливость системы. Чем выше верхний абсолютный порог, тем выше выносливость (устойчивость организма к сильным воздействиям) системы.
Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражителя и т. д.
Разностный порог (или относительная чувствительность) – определяется минимальным различием между двумя раздражителями, вызывающим едва заметное различие в ощущениях.
Например, если мы положим на руку груз весом сто граммов, а затем добавим к этому весу еще один грамм, то этой прибавки ни один человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить три-пять граммов. Таким образом, для того, чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках, воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия на определенную величину, это и есть разностный порог или порог различения.
Различительная способность зависит от величины исходного раздражителя. Это величина относительная, а не абсолютная. Значит, отношение добавочного раздражителя к исходному должно быть величиной постоянной. При этом, чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней, чтобы человек почувствовал разницу в ощущениях.
Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это отношение составляет приблизительно 1/100, для слухового – 1/10, для тактильного – 1/30. Таким образом, зрительный анализатор является более чувствительным.
Зависимость интенсивности ощущения от силы раздражителя выражается формулой:
S = K lg J +C,
где, S – интенсивность ощущения;
J – сила раздражителя
K и C – константы.
Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя – это закон Вебера-Фехнера или основной психофизический закон.
Таблица 1.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Модальностей
Теория позади Модель
Обучение модальности — это сенсорные каналы или пути, по которым люди дают, получать и хранить информацию. Восприятие, память и ощущение составляют понятие модальности. Модальности или чувства включают визуальные, слуховой, тактильный / кинестетический, запах и вкус. Исследователи, в том числе Райфф, Эйслер, Барб и Стронк пришли к выводу, что в классе студенты будет примерно:
25-30% визуально
25-30% слуховая
15% тактильное / кинестетическое
25-30% смешанных модальностей
Следовательно, только 30% учеников запомнят большую часть того, что говорят в классе лекцию, и еще 30% запомнят в первую очередь увиденное.
Визуальные ученики — это те, кто учится видя. Им нужно видеть накладные расходы, диаграммы, читайте учебники и т. д., чтобы понять концепцию.
Слушатели должны слышать, кто они научиться действительно понимать это. Им нравится слушать, но они не могут подождите, чтобы иметь возможность поговорить сами. Эти студенты хорошо отзываются на лекции и дискуссии.
Тактильное / кинестетическое учащихся нужно чувствовать и осязать, чтобы учиться … эти ученики также учатся лучше, если движение впутан. Они могут быть теми студентами кто не успевает в школе. Инструкция, ориентированная на слушателя, может быть препятствием для этих учится, заставляя их отставать. Один основная причина, по которой дети из группы риска имеют проблемы с школой, заключается в том, что они эти типы учащихся.Около одной трети студентов не обрабатывают аудиторно и образовательно глухие. Ученики с тактильной силой учиться с такими манипуляторами как игры, Интернет и лаборатории.
An эффективным средством охвата всех учащихся является обучение на основе модальности; этот состоит из различных форм организации в соответствии с потребностями всех учащихся. Большинство студентов учатся со всеми их формами, но некоторые студенты могут иметь необычные сильные стороны и недостатки в конкретных модальностях.За Например, ученики, сильные в визуальной модальности, будут разочарованы или сбиты с толку только словесными объяснениями.
в следующей таблице описывается каждый способ и может помочь вам определить свой стиль обучения; прочтите слово в левом столбце и затем ответьте на вопросы в следующих трех столбцах, чтобы увидеть, как вы реагируете на каждую ситуацию. Ваш ответы могут попасть во все три столбца, но один столбец, скорее всего, будет содержать большинство ответов.Главный столбец указывает ваш основной стиль обучения.
Кросс-модальные взаимодействия между первичными сенсорными кортиками
На нашем пути через город вещи, которые мы видим, могут заставить нас изменить свой путь. То, что мы слышим, может заставить нас остановиться или идти дальше, или то, что мы чувствуем, может заставить нас надеть теплую куртку или просто футболку. Все эти формы поведения опосредуются очень сложными механизмами обработки в нашем мозгу и отражают реакции на многие важные сенсорные сигналы.Кора головного мозга млекопитающих, обрабатывающая сенсорную информацию, состоит из в значительной степени специализированных сенсорных областей, которые в основном получают информацию от соответствующих сенсорных модальностей. Первыми корковыми областями, получающими информацию из внешнего мира, являются так называемые первичные сенсорные коры. Поразительно, но есть убедительные доказательства того, что первичная сенсорная кора не работает изолированно, но существенно зависит от других сенсорных модальностей. Здесь мы рассмотрим предыдущую и текущую литературу по этому кросс-модальному взаимодействию.
1. Введение
В естественной среде люди и животные получают мультимодальные сенсорные стимулы. Ощущение этих внешних раздражителей начинается уже на уровне специализированных органов чувств, таких как глаза, уши или кожа. Отсюда сенсорная информация передается в определенные структуры центральной нервной системы, прежде чем попадет в кору головного мозга. Первыми корковыми областями, которые получают информацию из внешнего мира, являются первичные сенсорные области коры головного мозга, такие как первичная зрительная кора (V1), первичная слуховая кора (A1) или первичная соматосенсорная кора (S1).Как правило, эти области анатомически разделены. Однако некоторые предыдущие исследования на людях и экспериментальных животных поставили под сомнение традиционное мнение о том, что эта кора обрабатывает информацию, исходящую только от соответствующих сенсорных органов, и что мультисенсорная интеграция существует только в коре головного мозга «более высокого порядка» [1–6]. Скорее, сейчас есть убедительные доказательства мультимодального взаимодействия уже на уровне первичной сенсорной коры [7–9].
2. Связь между первичной сенсорной корой
Несколько исследований предоставили убедительные доказательства того, что первичная сенсорная корка анатомически взаимосвязана.Например, анатомические исследования на грызунах выявили относительно сильные прямые кортикокортикальные проекции от A1 и S1 до V1 [1, 7, 9–11]. Наоборот, было показано, что V1 проецирует преимущественно на S1 и только слабо на A1, тогда как S1 посылает умеренные прогнозы на A1 и получает прогнозы оттуда [1]. Эти данные ясно демонстрируют высокую анатомическую связь между первичными сенсорными коровыми слоями, которая, однако, часто бывает асимметричной.
Такие анатомические связи предполагают наличие функционального мультимодального взаимодействия между этими ранними сенсорными областями коры.Эта идея подтверждается предыдущими открытиями, демонстрирующими, что первичная сенсорная кора получает подпороговые сигналы, происходящие от других сенсорных модальностей [8-10, 12-15]. Уже более 50 лет назад несколько исследований показали, что нейроны зрительной коры головного мозга кошки (области 17, 18 и 19) реагируют не только на зрительные, но и на слуховые стимулы [16–18], что указывает на мультимодальную интеграцию в ранней сенсорной коре. . Позднее было показано, что многие нейроны V1 у грызунов также реагируют на соматосенсорные и слуховые раздражители [8, 15].В частности, как стимуляция вибрисс на морде (усах) мышей, так и слуховая стимуляция вызывают гиперполяризацию в V1 [8]. Напротив, есть доказательства, что зрительная стимуляция может деполяризовать нейроны слоя 2/3 в S1 и нейроны слоя 6 в A1 [8, 19]. Эти данные, полученные на грызунах, предполагают, что нейронная активность нейронов в ранней сенсорной коре головного мозга может модулироваться сигналами, поступающими от других сенсорных модальностей. Более того, эта идея также подтверждается находками, сделанными на приматах [13, 20], хорьках [21] и кошках [22], указывающих, что кросс-модальная интеграция первичной сенсорной коры широко сохраняется у всех видов млекопитающих.В последнее время большое внимание уделяется влиянию слуховой стимуляции на обработку изображений [8, 9, 23–25]. В следующих абзацах мы сначала рассмотрим кросс-модальное взаимодействие между слухом и зрением на уровне первичной сенсорной коры, а во второй части мы обсудим кросс-модальные взаимодействия между соматосенсией и зрением. Наше внимание будет сосредоточено на изменениях после сенсорной депривации или потери у взрослых животных оставшихся неповрежденных чувств на системном и поведенческом уровне.
3. Функциональное взаимодействие между первичными сенсорными кортиками
Iurilli и его коллеги [8] обнаружили, что заметная активация A1 из-за звуковой или оптогенетической стимуляции гиперполяризовала супрагранулярные пирамидные клетки в V1. Более того, кортикальный разрез между A1 и V1 устраняет эти индуцированные звуком ответы в V1 [8, 23]. Эти результаты показывают, что V1 получает подавляющие сигналы от активированной слуховой коры, скорее всего, через прямые кортикокортикальные связи, описанные выше.Обращаясь к подобной проблеме, недавнее исследование могло продемонстрировать с помощью электрофизиологических записей in vitro, что тормозные нейроны слоя 1 и 2/3 в V1 получают прямой возбуждающий сигнал от слуховой коры [9]. Взятые вместе, эти результаты предполагают, что вызванная звуком гиперполяризация в возбуждающих клетках 2/3 слоя в V1 опосредуется активацией звуком ингибирующих нейронов V1. Хотя эти электрофизиологические исследования предоставляют доказательства функционального взаимодействия между A1 и V1, остается неясным, однако, как это взаимодействие отражается на системном уровне этих корковых слоев.
Чтобы решить вопрос о том, как слуховая стимуляция влияет на отзывчивость V1 на системном уровне, мы недавно разработали новый метод одновременной записи зрительной карты в V1 и тонотопической карты в A1 у мышей с использованием визуализации внутреннего сигнала на основе Фурье [7 ] (Фигура 1). Для этого животных одновременно стимулировали звуковой разверткой в диапазоне от 1 до 15 кГц на уровне 70 дБ и визуальным стимулом — движущейся полосой белого света на черном фоне с горизонтальной ориентацией. У нормальных мышей эта бимодальная сенсорная стимуляция вызвала высокую активность нейронов в A1 и V1.Однако у экспериментальных животных с кондуктивной тугоухостью (CHL), вызванной двусторонним удалением молоточка, практически не было ответа на звуковые стимулы 70 дБ в A1. Поразительно, однако, было немедленное увеличение примерно на 15% ответов V1 на визуальный стимул, предъявляемый одновременно со слуховым стимулом. [7, 26] (рис. 1, нижний ряд). Таким образом, эти результаты предполагают, что высокая активация слуховой коры подавляет визуально вызванную активность V1. Однако, когда активность A1 снижается (например, после CHL), прекращается визуально вызванная активность V1, что приводит к сопутствующему увеличению активации V1.В соответствии с этим открытием, Юрилли и его коллеги [8] смогли продемонстрировать с помощью электрофизиологических записей, что, когда активность A1 была низкой, как и при отсутствии звуков, нейрональная активность в V1 увеличивалась. Взятые вместе, эти результаты показывают, что звуки подавляют визуально вызванную активность в V1.
Напротив, предыдущее исследование продемонстрировало, что визуально управляемая активность нейронов V1 была сильнее при одновременной слуховой стимуляции, только если визуальный стимул был представлен в предпочтительной ориентации [9].Однако зрительная стимуляция с нежелательной ориентацией вместе со звуками снижала сенсорно-вызванную активность нейронов V1. Таким образом, в среднем по всем представленным ориентациям, возбуждение нейронов было слабее при бимодальной стимуляции по сравнению с одной только визуальной стимуляцией [24]. Поскольку мы использовали визуальный стимул только с одной ориентацией, результаты, представленные Ибрагимом и его коллегами [9], согласуются с результатами нашего исследования [7]. В частности, визуализация внутреннего сигнала не позволяет измерить настройку ориентации одиночных нейронов V1, потому что предпочтение ориентации во всем V1 организовано «солью и перцем» [27, 28].Следовательно, мы не можем утверждать, что клетки, которые предпочли ориентацию представленной световой полосы (горизонтальной), реагировали сильнее на комбинированную визуальную и слуховую стимуляцию. Однако в соответствии с результатами, полученными Ibrahim et al. [9], мы предполагаем, что клетки с предпочтительной настройкой ориентации, отличной от горизонтальной, вероятно, большинство нейронов V1, имеют более слабую визуально вызванную активность V1, когда звук доставляется одновременно. Взятые вместе, можно утверждать, что эффекты звуков на активность V1 могут различаться в зависимости от визуального стимула, применяемого одновременно, и от наблюдаемых нейронных характеристик.
Чтобы исследовать, какие корковые слои V1 ответственны за эту регуляцию, мы выполнили иммуногистологическое окрашивание с маркером нейрональной активности c-fos [29–31] в V1. В соответствии с результатами визуализации мы обнаружили, что количество c-fos -позитивных пирамидных клеток в супрагранулярных слоях V1 увеличивалось после CHL, указывая на усиление нейронального возбуждения в этих корковых слоях (Рисунок 2) [7]. Этот результат полностью согласуется с выводом о том, что звуковая стимуляция преимущественно изменяет нейрональную активность пирамидных клеток в поверхностных слоях V1, как показали электрофизиологические записи [8, 9].Напротив, мы также обнаружили, что количество c-fos- положительных ингибирующих нейронов в инфрагранулярном и супрагранулярном слоях V1 уменьшалось после CHL. Эти результаты предполагают, что снижение тормозящего тонуса в V1 (после CHL) является основной причиной увеличения визуально вызванной активности в этой коре, что выявлено с помощью визуализации внутреннего сигнала. Сходным образом, уменьшение ГАМКергического ингибирования в V1 немедленно отменяет подавляющий эффект звуков и приводит к увеличению нейронального возбуждения в V1 на уровне отдельных единиц [8], подчеркивая важность ингибирования в кросс-модальном взаимодействии A1 и V1.
Модальности эмоций
Пояснения> Эмоции > Модальности эмоций
Физиологическое возбуждение | Моторное выражение | Сознательное ощущение | Направления действий | Когнитивная обработка | Комбинации | Так что
«Модальности» — это компоненты или переменные. Эмоции можно наблюдать и измеряется по нескольким из них, как показано ниже.
Физиологическое возбуждение
Эмоции приводят к изменениям в физическом теле, от потоотделения, учащенного сердцебиения скорость и артериальное давление до покраснения щек и расширения зрачков.
Возбуждение вызвано выбросом нейротрансмиттеры такие как адреналин, который наполняют мозг и тело и готовят нас к действию.
Возбуждение также иногда упрощается с помощью температуры метафора к «горячему» и «холодный».Возбужденное эмоциональное состояние теплое или горячее и состояние слабого возбуждения прохладно или холодно. Это хорошо работает в общении, поскольку возбужденный человек вполне может становится жарче, например, когда сработала реакция «бей или беги».
Моторное выражение
Физическое выражение эмоций отображается в Язык тела и мы отображать многое из того, что мы чувствуем, через формы, которые мы создаем с помощью наших тел и, в частности, выражение лица.
Сознательное ощущение
Эмоциональное выражение приводит к тому, что мы сознательно испытываем какое-то ощущение что затем мы можем связать с ситуацией.
Хотя мы чувствуем себя счастливыми, напуганными, злыми и т. Д., Это может быть довольно сложно на самом деле опишите, на что это похоже. Если вы попросите счастливого человека сказать точно как они себя чувствуют, они, скорее всего, будут озадачены и скажут «ну … счастливы!»
Между различными теории об эмоциях относительно того, ярлыки, которые мы накладываем на наши чувства, появляются до или после возбуждения.
Направления действий
Возбуждение и моторное выражение часто происходят без сознательного решения, поскольку подсознание берет на себя первоначальные реакции. Это особенно верно в отношении быстрые реакции, разработанные эволюцией, чтобы обезопасить нас. Когда тигр прыгает у вас нет времени обдумывать варианты. В мотор кора головного мозга стимулируется, периферическая нервная система приводится в действие, и мы съеживаемся или бежим в страхе, сражаемся с гнев и так далее.
Эмоции могут не только подсознательно вызывать действие, но и более тонко подталкивать нас к осознанному выбору. Таким образом, когда мы чувствуем страх, мы не можем просто реагирует, но все равно кажется, что убегает.
Когнитивная обработка
Эмоции часто заставляют задуматься. Мы можем задаться вопросом, почему мы боимся или в любовь и то, что делаем осознанный выбор в отношении наших действий.
Мы также склонны к пост-рационализации, объясняя эмоции и обвиняя то, что мы сделали о нашем эмоциональном состоянии в то время.
Интенсивность
Эмоции могут быть различной интенсивности, от легких до сильных. Чем выше интенсивность эмоции, тем больше она вытесняет когнитивные обработка. Некоторые условия могут усилить интенсивность, например музыка, которая почему его часто используют в фильмах с сильной музыкой, эмоционально сопровождающей мощные сцены. Сюй и др. (2013) обнаружили, что эмоции также ощущаются сильнее. интенсивно при ярком свете, с такими эффектами, как больший оптимизм на солнце дни и большая склонность к депрессии в темные, пасмурные дни.
Комбинации
Сколько из них нужно, чтобы гарантировать возникновение эмоции? Некоторые такие же один, но чем больше у вас есть, тем увереннее вы можете быть.
Подсознательная «Триада реакций» состоит из физиологического возбуждения, моторного выражение и субъективные ощущения.
При работе с эмоциями учитывайте все это. Какие физиологические изменения ты видишь? Какова склонность человека к действию? Какие они могут быть думаешь?
См. Также
Пять измерений эмоций, Теория эмоций Кэннон-Барда, Когнитивные теории оценки Эмоции, Теория эмоций Джеймса-Ланге
Сюй, А.Дж. И Лаброо А.А. (2013). Аффект лампы накаливания: включение горячего эмоциональная система с ярким светом, Journal of Consumer Psychology , 24, 2, 207–216
Шерер, К. Р. (2000). Эмоции. В М. Hewstone & W. Stroebe (ред.). Введение в социальную психологию: европейская перспектива (3-е изд., Стр. 151-I 91). Оксфорд: Блэквелл
Frontiers | Структура и измерение необычных сенсорных опытов в различных модальностях: опросник мультимодальных необычных сенсорных опытов (MUSEQ)
- 1 Школа психологических наук, Университет Западной Австралии, Кроули, Вашингтон, Австралия
- 2 Northumberland, Tyne and Wear NHS Foundation Trust, Bensham Hospital, Gateshead, United Kingdom
- 3 Институт неврологии, Университет Ньюкасла, Ньюкасл-апон-Тайн, Соединенное Королевство
- 4 Центр клинических исследований, больница Graylands, Служба психического здоровья North Metro Health Service, Маунт-Клермонт, Вашингтон, Австралия
Галлюцинации и другие необычные сенсорные переживания (ЕГЭ) могут возникать в любой форме у населения в целом.Тем не менее, в существующей литературе преобладают исследования слуховых галлюцинаций («голоса»), в то время как другие модальности остаются недостаточно изученными. Кроме того, существует нехватка показателей, которые могут систематически оценивать различные модальности, что ограничивает нашу способность обнаруживать индивидуальные и групповые различия между модальностями. В текущем исследовании такие различия изучались с помощью новой шкалы — Анкеты мультимодального необычного сенсорного опыта (MUSEQ). MUSEQ — это показатель самоотчета из 43 пунктов, который оценивает ИСПОЛЬЗОВАНИЕ по шести параметрам: слух, зрение, обоняние, вкусовые ощущения, телесные ощущения и ощущаемое присутствие.В разработке и проверке шкалы участвовало в общей сложности 1300 участников, в том числе: 513 студентов и членов сообщества на начальном этапе развития, 32 человека с расстройством шизофренического спектра или биполярным расстройством для проверки, 659 студентов для репликации факторов и 96 студентов для надежности повторных тестов. Подтверждающий факторный анализ показал, что модель коррелированных факторов и двухфакторная модель дают приемлемое соответствие модели, в то время как одномерная модель плохо подходит. Эти результаты были подтверждены в репликационной выборке.Результаты показали вклад как общего общего фактора, так и факторов, специфичных для модальности. Последний объясняет меньшую дисперсию, чем общий фактор, но все же может обнаруживать теоретически значимые групповые различия. MUSEQ показал хорошую надежность, конструктивную валидность и мог различать доклинические и клинические группы. MUSEQ предлагает надежные средства измерения галлюцинаций и другого ИСПОЛЬЗОВАНИЯ в шести различных модальностях.
Введение
Оценка и классификация психопатологии и других психологических конструктов исторически категоричны по своей природе.Однако некоторые психические переживания могут происходить в непрерывном диапазоне от подпороговых уровней в общей популяции до острых симптомов в клинических группах, и это наблюдение привело к исследованию размеров симптомов. В частности, теория континуума психоза (Johns and Van Os, 2001) предполагает, что позитивные симптомы психоза (например, галлюцинации и бред) могут существовать на ослабленных уровнях в общей популяции, не ассоциируясь с дистрессом или потерей контакта с реальностью. что может потребовать лечения (Preti et al., 2014; Бретт и др., 2015; Waters et al., 2017).
Хотя модель континуума психоза обсуждается (Kaymaz and Van Os, 2010; Lawrie et al., 2010), есть неопровержимые доказательства того, что люди в общей популяции сообщают о ряде галлюцинаций и других необычных сенсорных переживаниях (USE) (см. Nuevo et al., 2010; Pechey, Halligan, 2012; McGrath et al., 2015). В этом отчете термин ЕГЭ относится к ряду явлений, таких как галлюцинации и неправильное восприятие, когда существует несоответствие между тем, что воспринимается, и тем, что на самом деле существует в реальном мире.Иногда трудно точно отличить галлюцинации от других переживаний восприятия, учитывая, что восприятие является субъективным и сложным (Dror, 2005), и нет четкого различия между категориями переживаний. Тем не менее, галлюцинации часто определяют как переживания в бодрствовании, которые имеют характер достоверных восприятий, но возникают при отсутствии соответствующего внешнего стимула. Неправильные представления относятся к переживаниям (изображениям, звукам и т. Д.), Отношение которых к стимулам внешнего мира каким-либо образом искажено или изменено.
Исследования ЕГЭ среди населения в целом обычно сосредоточены на галлюцинациях. Эпидемиологические исследования оценивают распространенность пожизненной распространенности примерно в 5–30% (Linscott and Van Os, 2013; Kråkvik et al., 2015; McGrath et al., 2015; Peters et al., 2016). Примерно для 80% людей, которые испытывают психотические переживания (включая галлюцинации), это временные переживания, которые со временем проходят (Linscott and Van Os, 2013). У оставшихся 20% симптомы являются стойкими и тревожными, и примерно у 7% может развиться психотическое расстройство (Linscott and Van Os, 2013).Исследования, как правило, проверяют участников сообщества на наличие психических расстройств, но возможно, что эти переживания связаны с продромальным психозом, недиагностированным заболеванием (например, заболеванием органов чувств) или другими расстройствами (например, нарушениями сна).
Чаще всего исследуются слуховые и зрительные модальности, хотя исследователи часто склонны сосредотачиваться исключительно на одной модальности. Однако другие сенсорные модальности требуют дальнейшего внимания. ЕГЭ может происходить в разных формах (например,g., слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые и телесные ощущения), что показано в широком спектре клинических состояний (например, шизофрения и других психозов, нейродегенеративных заболеваний, глазных болезней и височной эпилепсии) (см. Lewandowski et al. , 2009; Ford, Almeida, 2014; Larøi et al., 2014; Stephane et al., 2014; Waters et al., 2014a). Сообщалось также о различных модальностях ЕГЭ среди населения в целом (Tien, 1991; Ohayon, 2000; Peters et al., 2016). Показатели распространенности слуховых галлюцинаций в течение жизни колеблются в пределах 2.5 и 15% (например, Beavan et al., 2011; Kråkvik et al., 2015; McGrath et al., 2015). Точно так же визуальные переживания относительно распространены, при этом оценки продолжительности жизни колеблются от 3 до 15%, и эти показатели распространенности быстро возрастают в связи с возрастом, потерей зрения, социальной изоляцией и недосыпанием (Tien, 1991; Ohayon, 2000; McGrath et al. ., 2015; Peters et al., 2016). Исследования также предлагают весьма незначительные оценки обонятельных галлюцинаций в течение жизни примерно у 3–9% населения (Ohayon, 2000; García-Ptacek et al., 2013), вкусовые галлюцинации у 1% (Tien, 1991; Ohayon, 2000) и телесные / соматические галлюцинации у 3–7% (Ohayon, 2000; Shevlin et al., 2007; Peters et al., 2016). Peters et al. (2016) даже предполагают, что телесные и обонятельные галлюцинации могут быть более распространенными в обществе в целом, чем при психозах. Ощущаемое присутствие — еще одна сенсорная область, о которой занижают. Несмотря на ограниченность исследований, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что распространенность ощущений ощущаемого присутствия в течение жизни может достигать 30–60% у выбранных (например,g., потерявшие близких) населения (Castelnovo et al., 2015).
Учитывая наличие ЕГЭ во многих сенсорных областях, необходимы комплексные и чувствительные шкалы оценки, хотя в настоящее время их нет. Разработка всестороннего и точного измерения ЕГЭ в различных модальностях имеет решающее значение для дальнейшего развития модальности
— Викисловарь
Английский [править]
Этимология [править]
С французского modalité
Произношение [править]
Существительное [править]
модальность ( счетные и несчетные , множественные модальности )
- Факт модальности.
- (логика) Классификация предложений на основе того, заявляют ли они о возможности, невозможности, случайности или необходимости; Режим.
- (лингвистика) Изменение глагола, показывающее, как его действие воспринимается говорящим; настроение
- (медицина) Метод диагностики или терапии.
- 2001 , Грегори Келлер, Виктор Лакомб, Лазеры в эстетической хирургии , стр. 188:
Если винное пятно было обработано другим способом , таким как аргоновый, C02 или KTP-лазер , электрокоагуляция, облучение или нанесение татуировок, лечение FPDL может обеспечить меньшее осветление и улучшение.
- 2006 , Ричард А. Хелмс, Дэвид Дж. Куан, Учебник по терапии: лекарства и лечение заболеваний , стр. 2487:
Четыре основных метода , используемых у пациентов с солидными опухолями: (а) хирургическое вмешательство, (б) лучевая терапия, (в) химиотерапия и (г) иммунотерапия
- 2010 , Эллен Хиллегасс, Х. Стивен Садовски, Основы сердечно-легочной физиотерапии :
Физические упражнения — это терапевтический метод , который следует рассматривать для всех пациентов с желудочковой дисфункцией
- 2011 , Джордж М.Капалка, Педиатры и психологи с фармакологической подготовкой , стр. 7:
В целом фармакотерапия в качестве единственного метода метода менее эффективна, чем психотерапия при лечении хронической депрессии с расстройством оси II.
- 2001 , Грегори Келлер, Виктор Лакомб, Лазеры в эстетической хирургии , стр. 188:
- Любое из органов чувств (например, зрение или вкус)
- (семиотика) Конкретный способ кодирования информации для представления людям, то есть в зависимости от типа знака и статуса реальности, приписываемого или утверждаемого знаком, текстом или жанром.
- (теология) Организация и структура церкви, в отличие от общественных организаций или парацерковных организаций.
- (музыка) Тема, связанная с некоторыми диатоническими гаммами, известными как музыкальные лады.
- (социология) Способ, которым инфраструктура и знание того, как ее использовать, порождают значимый паттерн взаимодействия (концепция в теории структурирования Энтони Гидденса).
- 1997 , Christopher GA Bryant & David Jary, Anthony Giddens: Critical Assessments — Volume 4 , → ISBN , page 307:
Таким образом, университетскую бюджетную систему можно рассматривать не только как модальность в воспроизводстве социальных структур, но также как важное средство удовлетворения глубоко укоренившихся психологических потребностей в онтологической безопасности.
- 2010 , Кеннет Аллан, Современная социальная и социологическая теория: визуализация социальных миров , → ISBN , стр. 255:
Модальности структурирования — это просто способы сознательного использования правил и ресурсов. людьми во взаимодействии.
- 2016 , Цзя Луо, Социальная структурированность в тибетском обществе , → ISBN :
В свою очередь, социальная структура и человеческие взаимодействия взаимосвязаны через три аспекта модальности : интерпретирующая схема, возможность и норма.
- 2016 , Анна Ридинг, Пол и память в глобальную эпоху , → ISBN , стр. 52:
Пример, который я подробно исследую в этой книге в гл. 5, это способ, которым родители должны использовать свои знания и опыт о том, как мобилизовать цифровые воспоминания (их возможности использовать мобильный телефон, например, использовать платформы социальных сетей), чтобы сделать сонографическое изображение нерожденного тела, которое им дано. больница в мире и за его пределами.Таким образом, они меняют модальность медицинской процедуры, которая генерирует память изображений как часть акушерской сонограммы.
- 1997 , Christopher GA Bryant & David Jary, Anthony Giddens: Critical Assessments — Volume 4 , → ISBN , page 307:
- (закон) Качество ограниченности условием.
Переводы [править]
классификация предложений; режим
- Приведенные ниже переводы необходимо проверить и вставить выше в соответствующие таблицы переводов, удалив все цифры. Числа не обязательно совпадают с числами в определениях.См. Инструкции в Викисловаре: Макет статьи § Переводы.
Проверяемые переводы
См. Также [править]
Понятие приговора. Классификация приговора. :: ::,,,
Понятие приговора.
- Предложение — это предложение, выраженное словами (что-то истинное). Предложение — семантический инвариант всех членов модальных и коммуникативных парадигм предложений и их преобразований. Но кроме предложений, содержащих предложения, существуют вопросительные и отрицательные предложения.Речь эмоциональна. Нет отношений один к одному. Тогда предложение может быть грамматически правильным, но с точки зрения логики оно не будет правильным, правдивым (Вода — это газ). Законы мышления универсальны, но существует много языков. Грамматика и логика не совпадают.
- Предложение — это структура подлежащего-предиката. Что такое подлежащее и сказуемое? Грамматическое подлежащее можно определить только в терминах предложения. Более того, грамматический предмет часто не указывает на то, о чем мы говорим (птицы съели все фрукты.Становится холодно). Кроме того, это определение не включает предложения без слов. Есть односоставные предложения. Они не приговоры? Заключение предложение представляет собой структурную схему.
- Фонологический: предложение — это речевой поток между двумя паузами. Но речь состоит из неполных, прерванных, незаконченных или даже совершенно хаотичных предложений. Речь состоит из высказываний, но высказывания редко соответствуют предложениям.
Таким образом, более предпочтительно описывать предложение, чем определять его.Основными отличительными чертами предложения являются: целостность, синтаксическая независимость, грамматическая завершенность, семантическая завершенность, коммуникативная завершенность, коммуникативное функционирование, предикативность, модальность, интонационная полнота
Предикативность — это синтаксическая категория. Это актуализированная ссылка на реальность. Логическое понимание: комбинация двух частей предложения. Формально-синтаксическое понимание: отношения структурных компонентов предложения (подлежащего и сказуемого).Семантический подход: соотнесение содержания высказывания с ситуацией. Последний наиболее популярен.
Модальность — это семантическая категория. Это более широкое понятие, чем предикативность, оно раскрывается как в грамматических элементах языка, так и в его лексических, чисто номинативных элементах. Проф. Почепцов: предикативность — это настроение плюс время (предикативность шире модальности)
Классификация предложений
- По конструктивным особенностям: простые и составные; предложения, состоящие из двух и одного члена.Эллиптические и состоящие из одного члена предложения:
например, Прекрасно! Ужасный! Как интересно!
например Птицы на рассвете не поют (очень похоже на предложения из двух частей).
например Я видел его там. Вчера (разбор). - По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, повелительное, восклицательное,? Нефть . Проф.Ильиш: прежде чем разделить предложения на 3 класса, мы должны разделить их на эмоциональные и неэмоциональные, а внутри эмоциональных мы можем выделить 4 класса.
Строго повествовательное предложение сразу выражает определенное суждение, поэтому фактическое деление повествовательного предложения представляется в наиболее развернутой и полной форме. Рема повествовательного предложения составляет центр некоторого высказывания как такового.
Строго императивное предложение не выражает никаких утверждений или фактов, т.е. Оно основано только на предложении, а не формулирует его напрямую.А именно, суждение, лежащее в основе повелительного предложения, противоположно противоположно содержанию выраженного побуждения. Причина в том, что побуждение к чему-то (то есть утвердительное побуждение) основано на предположении, что что-то не сделано. Стремление не делать чего-либо (например, отрицательное побуждение) основано на предположении, что что-то сделано или может быть сделано. Например, Не говори о них ( Они говорят о них ). Таким образом, рема повелительного предложения выражает информативное ядро не явного предложения, а побуждения к желаемому или нежелательному действию.
Фактическое разделение строго вопросительных предложений однозначно отличается от повествовательных и повелительных предложений. Он выражает запрос об информации, которой говорящий не владеет. Поэтому рема вопросительного предложения, как ядро запроса, информационно открыта (зияющая). Его функция состоит только в том, чтобы обозначить римскую позицию в ответном предложении и запрограммировать содержание ремы в соответствии с характером запроса.Тематическая часть ответа обычно обнуляется, поскольку она уже выражена в вопросе: , например.