20.09.2024

Мировоззрения характеристика: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

1.Мировоззрение и его структура.

Мировоззрение — это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Система принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Мировоззрение имеет сложную структуру, включает противоречивое единство знаний и ценностей, интеллектуального и эмоционального, разума и веры, убеждений и сомнений, личного и общественно значимого.

Мировоззрение=система.

Система – некая целостность, включающая в себя элементы, которые в свою очередь могут представлять самостоятельную сущность.

Элементы системы связанны образующими связями.

Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:

-во-первых, это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;

-во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;

-в-третьих, целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей.

Таким образом, суть философского мировоззрения составляет мир, состоящий как бы из трех «царств»: действительности,

ценности и смысла.

Черты мировоззрения:

2. Системность мировоззрения

Из этого определения можно выделить следующие аспекты: системность и процессуальность мировоззрения. Для того, чтобы образно представить системность в каком-то процессе можно сравнить с фотографией, которая фиксирует только момент. Но рассматривая фото мы можем судить о феномене в целом. Рассматривая мировоззрение как систему, в статике, будем использовать понятие мировоззренческое поле. Оно многокомпонентно, кроме перечисленных в определении, можно называть еще множество других. Сами компоненты в свою очередь представляют собой сложные многокомпонентные системы. Компонентами можно считать и миф, и религиозные взгляды, профессиональный, социальный и другие групповые компоненты. Так же отдельным компонентом мировоззренческого поля можно считать то, что по сути процессуально — историческое, национальное (этническое и тому подобное).

Как и любая система, компоненты в мировоззренческом поле соединены системообразующим, доминирующим компонентам. Доминирование того или иного компонента зависит от точки рассмотрения (гносеологический аспект), во-первых, и от субъекта, во-вторых.

3.Виды, типы, формы, уровни мировоззрения.

В зависимости от доминанты можно выделить виды и типы мировоззрения, а также и формы. Дело в том, что мировоззрение это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Это ядро общественного и индивидуального сознания.

Формы:

  • Миф

  • религия

  • философия

Само название «формы» говорит об их значении. Они придают форму, оформляют мировоззренческое поле. Исторический компонент образуют первобытное, античное(или древнее), средневековое мировоззрение, мировоззрение нового времени, современное, переходные виды мировоззрения. По своей сущности мировоззрение — общественно исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества, сформированный материальной жизнью общества, общественным бытием.

Уровни:

Житейское — основано на здравом смысле, многообразном человеческом опыте, имеет специфическую системность и обоснованность. Часто житейский уровень сравнивают с мифологическим мировоззрением. Это сравнение справедливо в части специфичности систем этих мировоззрений и их обоснованности, но сводить их друг к другу нельзя. Теоретическое формируется целенаправленно, отличается научной обоснованностью и системностью, опирается на результаты научного знания, доводы разума.

По типам мировоззрение различают индивидуальное и групповое, сциентистское и антисциентистское, и т.п.. В науке существуют и другие классификации. Все они по сути связаны с гносеологической позицией авторов. То есть, с тем, что они выбрали для своего исследования в качестве доминантного компонента и субъекта мировоззрения.

Культура профессионального мировоззрения как характеристика личностной культуры учителя технологий

Библиографическое описание:

Борисов, В. В. Культура профессионального мировоззрения как характеристика личностной культуры учителя технологий / В. В. Борисов, С. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 732-735. — URL: https://moluch.ru/archive/61/8974/ (дата обращения: 09.01.2023).

В статье теоретически обосновано значение профессионального мировоззрения как системы профессиональных идеалов, интеллектуального и ценностно-эмоционального отношения к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления учителя технологий.

Ключевые слова: культура профессионального мировоззрения, учитель технологий, трудовая деятельность.

Современный мир невозможен вне границ информации. Расширение технических возможностей обмена информацией интенсифицировало процессы взаимодействия человека с окружающим миром, который характеризуется свободой и поликультурностью в информационном пространстве. Информационный взрыв породил новые информационные потоки, которые изменяют мир и человека, который должен успевать улавливать эти потоки, чтобы не потеряться в современности и не оказаться в прошлом. Культура профессионального мировоззрения сегодня оказывается в центре внимания многих исследователей, которые осознают проблему потребности в передаче социокультурного опыта и потребности участия в изменениях, которые составляют основу развития, в том числе и личностного. Поэтому в фокусе научного интереса оказались исследования сущности идентификационных процессов и формирования культуры профессионального мировоззрения, что обусловило изложение этого материала.

Возникновение и развитие культуры профессионального мировоззрения связано с усложнением личности, её внутреннего мира, духовно-практической деятельности. Интеграция в ней интеллектуальной, этической и эстетической составляющих не носит механический характер, а предполагает наличие конфликтов, противоречий. Возникновение новых социокультурных реалий в современном украинском обществе способствует переоценке многих духовных ценностей. С духовными ценностями непосредственно связаны мировоззренческие позиции личности, что согласуется с тезисом А.

Белых о том, что «…сложная мировоззренческая деятельность — не только характеристика мировоззренческой культуры, но и способ ее существования, возникновения и развития» [1, с. 200]. С этой точки зрения значительная ответственность за формирование мировоззрения членов общества возлагается на педагогов. Соответственно от учителей и педагогов общество ожидает проявления высокого уровня культуры мировоззрения. В связи с этим, оправданно повышенное внимание общества, исследователей и педагогов-практиков к проблеме формирования профессионального мировоззрения будущих учителей в процессе их профессиональной подготовки.

Особое значение высокая мировоззренческая культура имеет для успешной профессиональной деятельности учителей технологий. В процессе трудовой подготовки осуществляется воспитание личности, формирование трудовых качеств и ориентации на успех в трудовой деятельности. Учитель технологий призван раскрыть перед учащимися глубокое гуманистическое содержание трудовой деятельности, что затруднительно без опоры на устойчивый мировоззренческий фундамент самого учителя.

В то же время мы вынуждены констатировать, что между высокими требованиями к уровню развития мировоззрения учителя технологий (обусловленными социальным заказом) и условиями его формирования в процессе профессиональной подготовки в педагогических высших учебных заведениях существует преодолимое противоречие.

На данном этапе в Украине отсутствуют глубокие теоретические разработки, которые бы обосновывали соответствие образовательной отрасли «Технологии» отдельной отрасли знаний [2]. В связи с этим существует несколько подходов к определению содержания подготовки будущих учителей технологий. Первый, технократический подход, характеризуется стремлением к преобладанию инженерных дисциплин и использования методов и средств подготовки, достаточно апробированных при подготовке инженеров машиностроительного производства. Однако по своему содержанию профессиональная деятельность инженера на производстве, по сути, не соответствует профессиональной педагогической деятельности учителя технологий, а, следовательно, слепое копирование подготовки инженеров для формирования учителя технологий некорректно.

Своеобразность профессиональной педагогической деятельности делает недопустимым наличие только узкоспециализированной компетентности, потому что профессионализм учителя определяется культурой профессионального мировоззрения и сочетанием профессиональных компетентностей.

Второй, гуманистический подход в определении содержания подготовки будущих учителей технологий представлен несколькими направлениями исследований. Так, например представители научной школы во главе с А. Коберником, стремятся к объединению педагогической и инженерной составляющих подготовки. Бесспорным достижением представителей данного научного направления является использование и популяризация метода проектов.

Другие исследователи стремятся обосновать отдельные составляющие подготовки учителя технологий. С. Борисова, Л. Оршанский разрабатывают проблему реализации образовательного и воспитательного потенциала декоративно–прикладного искусства в профессиональной подготовке учителя технологий [3, 4]. Целесообразно вспомнить и задуматься над предостережением французского философа К.

Леви-Строса о том, что ХХІ столетие будет «столетием гуманитарных наук или его не будет».

Гуманитаризацию в сфере профессиональной подготовки учителя технологии мы рассматриваем сквозь призму художественно-эстетической культуры личности учителя. В этом направлении гуманитаризация побуждает к расширению предметов, связанных с изучением традиционных видов декоративно-прикладного искусства и реализацией в современном производстве идей этнодизайна.

В. Сидоренко в своих работах стремился обосновать направления оптимизации содержания подготовки учителей технологий [5, 6, 7]. Н. Курач в своей работе раскрывает теоретические подходы в использовании явления переноса знаний, умений и навыков в процессе художественной трудовой подготовке будущих учителей трудового обучения и педагогические условия, которые позволяют повысить эффективность такой подготовки [8]. В. Стешенко [9] предлагает содержание образовательной отрасли «Технологии» рассматривать с позиций основных стадий производства и в соответствии с этим строить и подготовку учителей технологий.

Я. Бобылева, исследуя теоретические и методические основы формирования инновационной культуры будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки, особое внимание уделяет подготовке будущих учителей технологий к педагогической инновационной деятельности. «Содержание подготовки будущих учителей технологий к педагогической инновационной деятельности должно базироваться на гуманитарном, философском, психолого-педагогическом, культуроведческом и технологическом образовании, обеспечивать будущему учителю технологий не только соответствующий набор профессиональных знаний и умений, а и техническую образованность, что создает условия для творческого развития» [10].

Однако необходимо отметить, что на данном этапе отдельные подходы к подготовке учителей технологий в недостаточной степени согласуются между собой. Большое количество дисциплин имеют автономный и обособленный характер. Возникает опасность усвоения студентами раздробленных знаний, не представляющих собой целостной системы. В силу раздробленности в мировоззрении студентов с большим трудом складывается понимание специфики профессиональной деятельности учителя технологий. Наиболее общие и методологически значимые представления и концептуальные установки индивида эксплицируются в личностном психологическом плане через его мировоззрение. «Иными словами, культура мировоззрения — это личностная мировоззренческая система, сформированная на основе общечеловеческих, национальных и конкретно-исторических идеалов, ценностей и собственного жизненного опыта, жизненных принципов, позиций и отношений, а не внешние мировоззренческие принципы, предлагаемые человеку, не формальные или фактические моральные требования, а определенный этап смысложизненных исканий, им пережитый, выношенный и прочувствованный» [1, с. 200].

Гуманоцентричная переориентация образования, основными чертами которой являются всеобщность, интегральность, креативность, потребности общества в подготовке учителя технологии, способного к кружковой работы и деятельности по трудовому воспитанию, который, зная основы методики трудовой подготовки, умело проецирует её на парадигму ученика, обусловила возросшее внимание к декоративно-прикладному искусству как источнику обоснования стратегии развития образования. Сегодня все больше высших учебных заведений внедряют учебные курсы, дисциплины, связанные с этнодизайном, различными видами декоративно-прикладного искусства. Такое обращение к декоративно-прикладному искусству и к его творческому и духовному потенциалу обусловлено поднятием на новую ступень философии образования.

Профессиональный аспект мировоззрения связан с формированием концептуальных основ, необходимых для успешной профессиональной педагогической деятельности. Таким образом, процесс формирования мировоззрения профессионала сопряжен с выработкой конкретной личностью собственной теории философского характера, отражающей существенные черты и отношения к профессиональной сфере.

Многие исследователи указывают на связь мировоззрения и философско-методологических установок личности. В контексте профессиональной педагогической деятельности учителя технологий основу мировоззрения специалиста составляют его философские взгляды на декоративно-прикладное искусство. Методологические и теоретические проблемы, относящиеся к области философии декоративно-прикладного искусства и составляющие ядро профессионального мировоззрения учителя технологий, широко осмыслены в работах Б. Антоновича, С. Борисовой, В. Титаренко, Д. Тхоржевского, Л. Оршанского [3, 4, 11, 12].

Проблема формирования профессионального мировоззрения учителя технологий в процессе его подготовки в высших учебных заведениях является одной из ключевых проблем педагогики высшей школы на современном этапе ее развития. Профессиональное мировоззрение учителя технологий как интегративное явление представляет собой одну из важнейших целей профессионального образования — интеграцию основных профессиональных знаний, представлений, убеждений, идеалов и практического опыта. На основе профессионального мировоззрения происходит объединение основных и специальных компетентностей в единую целостную систему. Профессиональное мировоззрение определяет творческую индивидуальность учителя технологий.

Культура профессионального мировоззрения, как характеристика личностной культуры, может быть представлена как частное выражение культуры в целом. Конструирование культуры профессионального мировоззрения личности требует душевных сил личности, которые связаны с ориентацией на успех в профессиональной деятельности, пониманием, оценкой достижений и переживанием ситуации профессиональной самореализации. Условием формирования культуры профессионального мировоззрения является освоение знаковых, символических систем. Эстетическое развитие человека позволяет достаточно эффективно решать эти задачи. Мы поддерживаем позицию А. Белых, который утверждает: «Атрибутом культуры мировоззрения является развитость эмоциональной сферы личности, а её признаками — умение осваивать символически предаваемую информацию, понимание языка искусства различных эпох» [1, с. 201]. Изучение и осмысление проблем, относящихся к сфере инноваций и декоративно-прикладного искусства, отражение окружающей действительности средствами декоративно-прикладного искусства может способствовать оптимизации процесса формирования профессионального мировоззрения будущих учителей технологий. Для культуры профессионального мировоззрения учителя технологий характерно не усвоение готовых постулатов, а свободное творчество. Культура мировоззрения является проявлением индивидуальности и влияет на самовыражение и самореализацию учителя технологий.

Осуществление самовыражения и профессиональной самореализации ставит задачи соотнесения своего места в мире, своей профессиональной педагогической деятельности с предшествующим опытом и вновь возникающими задачами жизнетворчества. Решение жизненных задач без конфликта интересов возможно на основе мировоззренческого осмысления стратегии деятельности и результата.

Культура профессионального педагогического мировоззрения предполагает совпадение культуры и фундаментальных основ личности. Общество XXI века ждет учителя технологий, который имеет психолого-педагогические знания, владеет технологиями декоративно-прикладного искусства, творческим стилем мышления, стремится к постоянному саморазвитию и духовному самосовершенствованию. Главными чертами учителя технологии должны стать высокий уровень культуры профессионального мировоззрения и глубокий профессионализм.

Литература:

1.         Белых А. С. Мировоззрение студенческой молодежи: проблемы формирования: монография / А.  С. Белых. — Луганск: Изд-во «Ноулидж», 2012. — 232с.

2.         Постанова від 23 листопада 2011 р. № 1392 Про затвердження Державного стандарту базової і повної загальної середньої освіти // http://www.mon.gov.ua/ua/often-requested/state-standards/

3.         Борисова С. Етнодизайн як феномен сучасної культури / С. Борисова // Трудова підготовка в закладах освіти. — 2011. — № 3. — С. 25–27.

4.         Оршанський Л. В. Декоративно-ужиткове мистецтво та етнодизайн — традиції i сучасність у художньо-трудовiй пiдготовiцi майбутнiх учителiв трудового навчання / Л. В. Оршанський // Инновационные образовательные технологии. — 2008. — N 1. — С. 77–82.

5.         Сидоренко В. К. Здобутки і втрати трудового навчання в загальноосвітній школі // Сучасні інформаційні технології та інноваційні методики навчання у підготовці фахівців: методологія, теорія, досвід, проблеми: Збірник наукових праць. У 2-х ч. — Київ-Вінниця: ДОВ Вінниця, 2002. — Ч 1. — С.83–86.

6.         Сидоренко В.  К. Стандартизація ступеневої підготовки вчителя трудового навчання // Збірник наукових праць Бердянського державного педагогічного університету: Педагогічні науки. — № 5. — Бердянськ: БДПУ, 2002. — С.5–10.

7.         Сидоренко В. К. Праця і всебічний розвиток особистості // Психолого-педагогічні проблеми сільської школи: Збірник наукових праць Уманського державного педагогічного університету імені Павла Тичини. — К.: Міленіум, 2004. — С. 120–132.

8.         Курач М. С. Явище перенесення в художньо-трудовій підготовці майбутніх учителів трудового навчання / М. С. Курач // Трудова підготовка в закладах освіти. — 2008. — № 1. — С. 29–32.

9.         Стешенко В. В. Система компетенцій в освітньо-професійній програмі підготовки вчителя технологій [Текст] / В. В. Стешенко / Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова. Серія № 5. Педагогічні науки: реалії та перспективи. Випуск 30: збірник наукових праць / за ред. проф. М. С. Корця. — К.: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2011.  — С. 193–197.

10.     Бобылева Я. В. Концепция исследования теоретических и методических основ формирования инновационной культуры будущих учителей технологий в процессе профессиональной подготовки [Текст] / Я. В. Бобылева // Молодой ученый. — 2013. — № 4. — С. 532–534.

11.     Антонович Є.А., Захарчук-Чугай Р. В., Станкевич М.Є. Декоративно-прикладне мистецтво. — Львів: 1993.- 272с.

12.     Мусієнко В. Прилучення учнів до національної культури в процесі трудового навчання /В. Мусієнко, Р. Захарченко, В. Сидоренко, Д. Тхоржевський //Трудова підготовка в закладах освіти. — 1999. — N 3, 4. — Книжка в журналі.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное мировоззрение, декоративно-прикладное искусство, будущий учитель технологий, учитель технологий, профессиональная педагогическая деятельность, профессиональное мировоззрение учителя технологий, профессиональная подготовка, процесс, содержание подготовки, трудовая деятельность.

ЧТО ДЕЛАЕТ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЦЕЛЫМ?.

Это больше, чем просто иметь все… | Уилл Кэмпбелл

Что делает мировоззрение цельным?

Что объединяет мировоззрение? Что делает мировоззрение полным? В этой статье объясняется, что объединяет части и процессы мировоззрения.

То, как каждый человек смотрит на мир, формирует его личность. Так что, если их Мировоззрение не является цельным и полным, не так ли?

Мировоззрение, которого мы «придерживаемся» или в которое верим, — это то, что мы используем для принятия решений об окружающем нас мире, и оно является важной частью нашей идентичности. Мы обсудили различные уровни и элементы мировоззрения и то, как мы используем эту систему для принятия решений и действий в ответ на наш опыт. Теперь мы пытаемся выяснить, что делает мировоззрение цельным или завершенным. Хотя сначала мы можем подумать, что речь идет о наличии всех элементов и всех уровней, на самом деле это нечто большее. Итак, когда мы спрашиваем: «Что составляет целостное мировоззрение», что именно мы спрашиваем? Что значит иметь полное мировоззрение?

Человек может придерживаться Мировоззрения на разных уровнях глубины. Уровни используются для объяснения осведомленности человека о более глубоких уровнях понимания Мировоззрения, в которое он утверждает, что верит. Влияет ли уровень глубины понимания человеком своего мировоззрения на целостность или завершенность этого мировоззрения? Мировоззрения имеют несколько элементов, и каждый элемент имеет определенные подэлементы внутри каждого из них. В некоторых мировоззрениях все эти элементы могут быть закреплены, а в других нет. Влияет ли количество элементов и подэлементов мировоззрения на целостность или завершенность этого мировоззрения?

Как уровень, на котором человек знает и понимает ответы, которые дает Мировоззрение, так и совокупность элементов, ответы на которые дает Мировоззрение, влияют на целостность или полноту Мировоззрения. Однако это применительно к человеку. Чтобы уточнить, если человек придерживается мировоззрения, которое у него есть на прикладном уровне (не осознавая более глубоких уровней), и знает об этике, нарративной истории и некоторых основных убеждениях мировоззрения, мы могли бы сказать, что они этого не делают. обязательно иметь «полное» Мировоззрение. Однако если знание и понимание только этих нескольких элементов на этом уровне достаточно для того, чтобы человек жил в соответствии со своим Мировоззрением, то то, что он знает и понимает, все же может быть «цельным». Итак, мы видим, что есть два способа понять целостность или завершенность Мировоззрения. Во-первых, с точки зрения того, насколько человек знает мировоззрение. Другая — перспектива самого Мировоззрения отдельно от человека.

Чтобы помочь объединить эти понятия, существуют определенные качества или характеристики, которыми должно обладать мировоззрение, чтобы быть цельным или завершенным. Характеристики мировоззрения – это те качества мировоззрения, которые делают его цельным и завершенным . Мировоззрение может лишь отвечать на определенный набор философских вопросов о Боге, Человеке и Космосе и давать только определенные элементы, но все же считаться человеком цельным и завершенным, если оно обладает для человека этими характеристиками. Точно так же, независимо от человека, Мировоззрение считается цельным и завершенным, когда то, что оно дает из элементов и уровней, обладает этими характеристиками. Давайте рассмотрим, что это за характеристики и как они влияют на мировоззрение.

Согласованность

Характеристика Согласованности – это такое качество мировоззрения, благодаря которому его основные убеждения образуют логически непротиворечивое целое. Мировоззрение обладает этой характеристикой, когда ответы, которые оно дает на философские вопросы о Боге, Человеке и Космосе, взаимно поддерживают друг друга. Взаимоподдерживающие ответы не противоречат друг другу, а наоборот, усиливают друг друга. Поскольку основные убеждения перечислены в пропозициональной форме, они остаются логически непротиворечивыми и дают исчерпывающее объяснение реальности. Полнота является ключом к этой характеристике, поскольку совокупность основных убеждений должна быть способна объяснить всю реальность по мере ее открытия. Таким образом, для того, чтобы мировоззрение считалось цельным, основные убеждения должны поддерживать друг друга, поскольку они обеспечивают всеобъемлющий набор истин, объясняющих мир.

Соответствие

Характеристика Соответствия — это то качество Мировоззрения, которое делает его принципы и приложения пригодными для жизни, соответствующими реальностям, которые они якобы передают. Мировоззрение может считаться «соответствующим», когда его Основные Убеждения обеспечивают приемлемые для жизни принципы, которые действительно приводят к заявленным результатам. Объяснения мира, которые дает мировоззрение, должны быть обнаружены в реальности. Кроме того, она должна быть приспособлена к новым открытиям. Адаптивность мировоззрения — это его способность обращаться с ранее неизвестными реалиями, не впадая в логическую непоследовательность и неуместность. Если ответ, который он дает, окажется ложным, адаптируемое мировоззрение может скорректировать то, что оказалось ложным на опыте, без негативного воздействия на другие элементы. По мере открытия новых реальностей мировоззрение способно справляться с этим расширением охвата того, что оно охватывает, не противореча другим ответам, которые оно дает.

Релевантность

Характеристика Релевантности — это качество Мировоззрения, которое делает его соотносимым с ходом человеческих дел. Мировоззрение обладает этой характеристикой, когда применение Основных Убеждений и Этики действительно дает результаты, влияющие на жизнь и благополучие человека. Мировоззрение не только обладает связными ответами, и что оно соответствует реальности в том виде, в каком она переживается, но также дает 0003 значение и значение к этому опыту. Ответы не просто удовлетворяют вопрос, но и представляют ценность для обладателя Мировоззрения. Он способен предоставить человеку средство для решения проблем и трудностей жизни, оставаясь неизменно верным на протяжении всего такого опыта.

Объединяя все вместе

Эти характеристики мировоззрения делают его цельным и завершенным. Хотя мировоззрение может отвечать только на определенные вопросы, пока эти вопросы удовлетворяют потребности человека, мировоззрение будет полным и достаточным для его владельца. Однако такое мировоззрение не было бы полным, если бы оно не могло использовать ответы, которые оно дает, для ответа на оставшиеся вопросы. Что еще хуже, человек, который придерживается такого мировоззрения, когда ему задают вопросы, оставшиеся без ответа, начинает сомневаться в правильности этого мировоззрения, в самой сущности того, кем он является.

Если будут найдены ответы не Сплоченные , взаимно поддерживающие друг друга, способные всесторонне ответить на вопросы жизни, то человек, придерживающийся такого Мировоззрения, будет чувствовать себя неполноценным. Если Мировоззрение не дает ответов, что соответствует реальности, которую оно пытается объяснить, или не может адаптироваться к новым открытиям о жизни и мире вокруг нас, тогда человек, держащийся за него, будет чувствовать себя неполноценным. Если мировоззрение не соотносится с их личным жизненным опытом, не хватает релевантности своей жизни, то человек, держащийся за него, будет чувствовать себя потерянным и бесцельным. Мы должны помнить, что мы говорим о Человеческом Существе, чья идентичность основана на Мировоззрении.

Целостность или полнота мировоззрения — это то, что характеризует мировоззрение независимо от того, что знает о нем человек, придерживающийся его. Некоторые мировоззрения действительно дают ответы на философские вопросы о Боге, Человеке и Космосе. Другие нет. Некоторые смогут применить все эти ответы в жизни, в то время как другие не будут действительно пригодными для жизни. Итак, «завершенность» мировоззрения не обязательно заключается в его уровнях и элементах. Вместо этого он находится в этих характеристиках согласованность , соответствие и релевантность . Если оно может дать ответы, быть применимым к жизни и при этом сохранять эти характеристики, тогда оно достаточно целостно. Однако, если человек, придерживающийся мировоззрения, подвергается сомнению в своих убеждениях, а мировоззрению не хватает ответов, или, что еще хуже, этот человек не знает, какие ответы могут быть, тогда такие вызовы могут разрушить жизнь человека.

Вот что жизненно важно в Мировоззрениях. Когда мировоззрение не может дать ответы, в которых так отчаянно нуждается человек, на него можно воздействовать самым реальным образом. Даже если мировоззрение абсолютно истинно само по себе, если человек, придерживающийся его, не знает ответов на него, тогда, когда ему бросают вызов, этот человек может оставить это мировоззрение, так и не узнав его истинности. Целостно ли ваше мировоззрение? Знаете ли вы все ответы, которые он дает? Это реально жить? Важно начать с того, насколько хорошо вы знаете и понимаете свое мировоззрение. Поощряется задавать вопросы и искать ответы у тех, кто мудр с точки зрения вашего мировоззрения. Но после того, как вы найдете эти ответы, вы должны быть осторожны, чтобы определить, соответствуют ли они этим необходимым характеристикам. Если нет, то, возможно, пришло время переосмыслить то, во что вы верите.

Религиозные мировоззрения: характеристики — ReligiousLeftLaw.com

Я думаю, что наличие большинства, если не всех, следующих «характеристик» помогает нам прояснить, что мы часто (и, возможно, должны) подразумевать под термином «религия» или религиозное мировоззрение (эти может даже служить критерием для определения «религии» в юридических целях). Он способен охватывать как «западные», так и «восточные» религиозные традиции, теистические и нетеистические мировоззрения, а также множество новых (хотя и не обязательно «нью-эйдж») религий. Здесь предполагается, что не существует легко или приемлемо идентифицируемой «сущности» религии, даже если мы часто сосредотачиваемся на определенных измерениях или характеристиках, скажем, на основном наборе верований (как центральном наборе утверждений об истине), «трансцендентном религии, определенных видов религиозного опыта: «нуминозного», «мистического» или «откровения» и так далее. Нашей следующей задачей было бы определить, что значит прилепиться к нерелигиозное мировоззрение.*

1. Вера в сверхъестественные существа (духов, богов и т. д.), Бога или высший божественный принцип или силу (в последнем случае всеобъемлющую или «целостную» по структуре).

 2. Различие между священными и несвященными (или «профанными») объектами, пространством и/или временем.

3. Ритуальные действия, сосредоточенные на священных событиях, местах, временах или объектах или связанные с ними. Сюда входят такие виды деятельности, как поклонение, молитва, медитация, паломничество, жертвоприношения (растительные, животные или человеческие; в прямом или переносном смысле), сакраментальные обряды, ритуалы жизненного цикла и лечебные мероприятия.

4. Моральный кодекс (этика) или «образ жизни», который, как считается, санкционирован богами или Богом или (в неформальном смысле: логически) вытекает из приверженности божественному принципу или силе. (Здесь не предполагается, что мораль обязательно должна быть религиозной, на самом деле мораль концептуально отлична от религии и независима от нее.)

5. Молитва, поклонение, медитация и другие формы «общения» или сонастройки с богами, Богом, или божественный принцип или сила.

6. Мировоззрение, которое посредством (обычно мифического) повествования помещает человека и его/ее сообщество и традицию в космос, мир и/или историю. Это важный, если не основной источник идентичности человека, как в его индивидуальной форме, так и в групповом аспекте. Мировоззрение артикулирует значение — придает смысл — культурным традициям группы: ее мифам, истории, ритуалам и символам. Это часто включает рассмотрение вопросов о смысле жизни и смерти (и о том, что следует за смертью для человека), о страдании и зле, о том, что философы называют вопросами личной идентичности, об отношении человечества к космосу и миру природы. , его связь с нечеловеческими животными и, возможно, с «духовным» миром или «другими мирами». Мировоззрение артикулирует фундаментальные ценности религиозного сообщества, чтобы утвердить его наиболее важные ценности и/или его «высшую ценность».

7. Характерно религиозные эмоции или отношения, связанные с мыслью о том, что они имеют божественное происхождение или наделены «духовной» силой: особая форма благоговения и страха, «страха» или беспокойства, экзистенциальная тревога, чувство тайны, обожание , благоговение, любовь, преданность, надежда, чувство вины или стыда, безмятежность, сострадание, блаженство и т. д.

8. Более или менее полная организация или структурирование своей жизни или индивидуального жизненного мира на основе понимания (отсюда интерпретация) религиозного мировоззрения («жизненный мир» может включать верования, ценности и обычаи, не связанные напрямую с религиозным мировоззрением или связанные с ним). Это понимание не обязательно совпадает с нормативными картинами, нарисованными теми, кто обладает религиозным авторитетом, или с «официальным» мировоззрением религии, более того, оно может быть довольно идиосинкразическим или даже когнитивно грубым или довольно изощренным, говоря психологически и философски. На первый взгляд доказательства показывают, что религиозный приверженец верит или пытается жить в соответствии с мировоззрением.

9. Социальная группа, в которой личная и коллективная — культурная — идентичность выкована вышеупомянутыми факторами .

10. Художественное или творческое самовыражение, связанное с любой из вышеперечисленных характеристик .

Мы должны иметь в виду, что аналитическая ясность, к которой стремятся в философских кругах, или требования семантической юридической точности могут быть неприменимы, если под этим подразумевается определение (или что-то очень близкое к определению) религии. Почему? Покойный Б.К. Матилал приводит одну причину от философа А.Н. Уайтхед:

«Стремление к ясности любой ценой основано на чистом суеверии относительно того, как функционирует человеческий разум. Настаивание на трезвой ясности проистекает из сентиментального чувства, так сказать, тумана, скрывающего затруднения фактов».

* Этот список характеристик вдохновлен и частично следует тому, что впервые было предоставлено Уильямом П. Алстоном в томе, которое он редактировал, Религиозная вера и философская мысль : Чтения по философии религии (Харкорт Брейс Йованович, 1963): с. 5.

Приложение: В ответ на комментарий к этому сообщению я подумал, что может быть интересным следующее: среди антропологов, социологов и историков (и даже некоторых политологов) уже давно существует признание того, что национализм часто переплетаются с религией, и что националистические и политические идеологии часто обладают религиозными или религиозными характеристиками: радикальный разрыв с традицией, которого добивались во время Французской революции, привел к новой политической культуре, наполненной риторикой, символами, образами и праздниками с мифологическими и религиозными прецедентами. или сходство. Случаи разнообразны и широко распространены: сионизм в Палестине, маоистский марксизм-ленинизм в Китае (который функционировал как государственная религия) и то, что Роберт Белла классно (или печально известно в некоторых кругах) назвал «гражданской религией» в этой стране, чтобы процитировать несколько наиболее ярких примеров. По словам моего учителя и наставника в изучении религий Ниниан Смарт: «Нередко наблюдается, что современный национализм функционирует как религия». Точно так же и покойный историк-марксист Эрик Хобсбаум в своей работе о «нациях и национализме» отмечает, что «связь между религией и национальным сознанием может быть очень тесной, как показывают примеры Польши и Ирландии» и как это часто отмечается сегодня в отношении к исламу в арабском мире. Тем не менее, мы должны также отметить, вместе с Хобсбаумом, «что преобладание транснациональных религий, во всяком случае, в регионах мира, в которых развивался современный национализм, накладывало ограничения на религиозно-этническую идентификацию». Наконец, опять же у Хобсбаума, и, возможно, свидетельствуя о сложностях исторического переплетения религии и национализма, религиозное обращение иногда приводило к созданию двух различных национальностей: «ибо это, безусловно, католицизм (и его побочный продукт, латинский письменность) и православие (с его побочным продуктом, криллийским письмом), которое наиболее явно отделило хорватов от сербов, с которыми у них общий культурный язык».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *