29.09.2024

Мировоззрение и его роль в жизни человека кратко: Мировоззрение . Конспект по обществознанию, кратко.

Содержание

1. Мировоззрение и его роль в жизни общества. Типы мировоззрений. Особенности мифологического мировоззрения

Мировоззрение–взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека. Компоненты мировоззрения: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический (стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте, не отмечается систематичностью, обоснованностью) и теоретический .

Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание. 1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.

д.) 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества.

Один из вариантов классификации – мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Философия и мировоззрение. Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия–система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация

.

Мировоззрение используется при принятии решений в условиях недостатка информации.

Проблема зарождения философии. Основные возникающие при этом вопросы: 1.Когда и где? 2.Из чего? 3.Почему?

  1. Когда и где? Приблизительно в 8 в до н.э. 3 центра древней цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция. (были и другие цивилизации, но философская мысль там не прослеживалась). Разногласия во времени( проблема различия «миф- философское мышление»). Предфилософия–совокупность дискурсивных мыслей–каждая последующая мысль вытекает из предыдущей, что обуславливает последовательность, системность. Наиболее теоретична в этом смысле Д.Греция, философия Востока менее теоретична.

Приблизительно в 6 в до н.э.–бытовые, семейные вопросы, 10 ,11–16 в до н.э.–вопросы мироздания. С европейской точки зрения установлено, что философия начинается с 6 века до н.э. одновременно в Др.

Греции, Индии и Китае.

  1. Из чего? К источникам философии можно отнести:

«Философия наблюдается в момент разложения мифологического мировоззрения» (Гегель)

В основе философии–понятийно–логический язык в отличие от мифов (образный). Ф. Проявляет себя в литературных произведениях(Гомер)–вначале были древние летописи.

Основные концепции происхождения Ф.:

  • Мифогенная. Философия возникает путем закономерного внутреннего развития мифа. Содержание остается, форма изложения меняется. Персональная философия становится общей. Философия–рационализация мифа (Гегель, Лосев, Коннфорд).

Мифология — I форма мировоззрения, форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки науки, искусства, морали, религии. Мифология — попытка людей осмыслить свое бытие в образной форме. В мифах общее выражается через конкретное, вследствие недостатка абстрактных понятий. В мифе закономерности природы выражается в форме цикличности, ритмичности. В мифах выражается коллективный опыт людей, выступающий объектом веры, не нуждающийся в проверке. (Миф для древнего ч-ка, как библия для крестьянина). В мифах природа персонируется и главным действующим лицом выступает божественный герой. Мифология обнаруживается сегодня во всех формах ч. к-ры.

Мифология ( от греч. mifos — предание, logos — слово, понятие, учение ) — форма общественного сознания, характерная для ранних стадий общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира.

Миф — наиболее ранняя форма духовной культуры человека — объединил в себе культуру, зачатки различных верований, политических взглядов, искусства, философии. Целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающего в себе реальность и факт, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

  • Гносеогенная. Философия возникла в результате обобщения знаний (космогонии, медицины и т.д.)(Богданов)

  • Теологическая. Концепция прослеживается с момента зарождения богословной традиции. Философия–реализация человеком дара божьего.

Каждая концепция имеет «за» и «против».

Синтетический подход–философия возникла из мифологии, накопления знаний, науки.

  1. Почему? Необходимо теоретическое понимание действительности.

  • Разделение труда(отделение умствен. от физического).

  • Присущее человеку творчество духа (Эдман Гусман считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»).

  • Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: Иные приходят состязаться, иные–торговать, а самые счастливые- смотреть».

Мировоззрение–это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение–взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.

  • Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

  • Теоретический — Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

Мы воспринимаем только целостно(в логике–можно раздробить явление). Целостность–одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть:

научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма).

М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через практику (нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).

Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.

Особенности мифологического мировоззрения.

Мифология — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы — древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира. О возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил.

Итак, мифология была древнейшим типом мировоззрения — т.е. это совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека. Разновидностями мифологии являются, например, анимизм, связанный с одушевлением неживой природы, тотемизм, согласно которому животные обладают сверхъестественными качествами, фетишизм, в котором сверхъестественные свойства приписываются некоторой вещи или стихии и т.д. Важно понять, что для древнего человека мифология не была сказкой. Наделяя человеческими качествами природные и социальные явления, она обеспечивала приспособление и ориентацию человека в мире, была жизенно-практическим знанием. Во многом эмоциональный и алогичный характер мифологии отчасти преодолевается в родственной с ней религии.

Что такое МИРОВОЗЗРЕНИЕ человека. Его виды и формы

МИРОВОЗЗРЕНИЕ. С древних времен люди интересовались обустройством окружающего мира, определяли свое место в нем и отношение как друг к другу, так и самому себе. Такое мировосприятие или мироощущение определяло жизненную позицию человека, его поведение и стремления. Более подробно о том, что такое мировоззрение, в этой статье.

Что представляет собой мировоззрение человека?

Человек – существо разумное, способное мыслить и прогнозировать последствия своих поступков, искать средства для реализации своих целей. Все это определяет его миропонимание. Природные инстинкты, опыт, научная и практическая деятельность формируют систему взглядов, оценок и образное представление о мире. Функции мировоззрения заключаются в организации, осмысленности и целенаправленности деятельности индивида. То есть мировосприятие определяется убеждениями, жизненной позицией и морально-этическими ценностями.

типы мировоззрения

Как формируется мировоззрение?

Общая картина мира складывается в процессе воспитания, обучения и социализации в обществе. В целом формирование мировоззрения – это очень медленный и ступенчатый процесс и зависит от качества индивидуального знания. Молодые люди с недостаточным опытом и знаниями имеют неустойчивое мировоззрение, что делает их легкой мишенью для разных манипуляторов – политиков, представителей религии и т. д. По мере взросления система жизненных ценностей укрепляется, определяя поведение индивида и выступая руководством к действию.

Мировоззрение его виды и формы

Выделяют определенные компоненты мировосприятия:

  1. Знания. Они могут быть научными, профессиональными и практическими. Это первый элемент любого мировоззрения. Чем объемнее круг знаний, тем тверже жизненная позиция.
  2. Чувства. Виды мировоззрения проявляют себя в соответствии с субъективной реакцией человека на внешние раздражители. В зависимости от психического состояния реакция может быть как положительной, и связанной с радостью и удовольствием, так и отрицательной, заключенной в печали, горе, страхе. Выделяют и нравственный вид – это долг, ответственность.
  3. Ценности. Понятие мировоззрения тесно связано с ценностями. Они могут быть значимыми, полезными и вредными, но их восприятие происходит через призму собственных целей, интересов и потребностей.
  4. Поступки – положительные и отрицательные. Так человек на практике проявляет собственные взгляды и идеи.
  5. Убеждения – тверды, волевые. Это совокупность личных и общественных взглядов, которые являются своеобразным двигателем и основой жизни.
  6. Характер – воля, вера, сомнения. На основании способности к самостоятельным и осознанным действиям, уверенности в себе, доверия к другим и самокритичности формируется и развивается мировоззрение.

Философское мировоззрение

Его определяют как системно-теоретическое. От мифологического мировосприятия оно отличается высокой ролью разума: если миф в качестве опоры использует эмоции и чувства, то философия использует логику и доказательность. Этот тип мироощущения изучает силы, правящие миром. Философия и мировоззрение одновременно возникли в Древней Индии, Китае и Греции. При этом мироощущение может существовать вне философии, но сама философия формирует мировоззрение. Философское знание элитарно и доступно не всем. Редкие ученые мужи увлекаются им.

Религиозное мировоззрение

Оно возникло на базе мифологического и основано на вере в сверхъестественные силы. По мере развития религиозных течений уходили в небытие многие мифологические черты, а остались жесткий догматизм и система моральных заповедей. Типы мировоззрения, включающие благочестие и святость, подразумевают зависимость от высших сил. В основе такого мировосприятия лежит страх перед неведомым. Целостное религиозное мировоззрение сформировалось, когда появились непререкаемые системы догматов, заповеди, определяющие греховность и святость тех или иных помыслов и поступков.

Мифологическое мировоззрение

Этот тип сформировался в условиях первобытного общества, когда в основе лежало образное восприятие мира. Мифология тесно связана с язычеством и выступает совокупностью мифов, одухотворяя материальные предметы и явления. Такое мировоззрение человека замешано на сакральном и профальном, но в основе лежит вера. По традиции последователь такого мироощущения способен подняться до уровня бога, а все сложившиеся мифы были полезны с практической точки зрения и яв

типы, формирование, понятие в философии и психолоии, историческое, ценности, особенности, структура, суть, примеры

Любой человек обладает своеобразным мышлением и имеет право на личное мнение. У него есть личные взгляды на жизнь, на жизненные ситуации и свое понимание добра и зла. Через призму своих убеждений индивид смотрит на мир и строит понимание окружающего, а также ищет своё место в нём. Этому есть более точное название и объяснение:

Мировоззрение — это система оценки взглядов человека на разные вещи и жизненные ситуации, на основе которых выстраиваются их принципы, отношение к миру и к самим себе.

Человеческое мировоззрение строится на условиях бытия и моральных устоях окружающего общества. Это знание складывается у каждой личности и социальных групп, у которых совпадают взгляды на жизнь.

Функции мировоззрения

В жизни мировоззрение напоминает маяк. С его помощью человек ориентируется в мире и обществе, решает как реагировать на внешних раздражителей, понимает что для него важно, а что второстепенно и, наконец, чего желать. Чеканенные принципы дают личности покой и уверенность в его выборе и поступках. Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису. Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали. В этом вопросе может помочь специалист.

Мировоззрение есть сердцевиной культуры (научной, литературной, живописной и т.п.). Искусство действует на все стороны психики человека: на ум, на чувства, на волю. Но в остальном понимании культуры помогают слова.

Исторические типы мировоззрения

На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.

В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.

Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.

Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.

Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.

Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.

Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.

Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.

Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.

Уровни мировоззрения

Понятие мировоззрения содержит три уровня:

  1. Первый — обыденный вид мышления, подчеркивающий жизненный опыт, здравый смысл, инстинкт и предчувствия. В него входит наибольшая часть общества.
  2. Второй уровень — более конкретный. Он включает знания человека состоящих из опыта в различных профессиях, науке, политике и искусства.
  3. Третий — наивысший. Он более философский. Он изучает развитие разума личности на духовном уровне, анализ ее поступков и поиск источника её же проблем. До такого уровня дотягиваются в основном выдающиеся люди и представители философской науки.

Мировоззрение выстраивается через мировосприятие. У людей разный процент позитивного и негативного осмысления, которые складывают более точные жизненные позиции в человеческом уме.

Позитивное мышление тянет личность к усложнению исторически-устоявшихся систем. В основе него лежит понятие прошлого, как единственная субъективная форма реальности.Такое осмысление лежит в основе жизни человечества на земле.

Негативное мышление наоборот притягивает упростить устоявшуюся систему. Суть этого вида в том, что прошлое — это уже пройденное время, настоящее — это подготовка к будущему, а будущее — есть их субъективной реальностью. Большая часть личностей с негативным мышлением составляет анти-систему.

Структура мировоззрения

Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями. Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям. А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.

Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).

Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них. Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.

Мировоззрение в философии

Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.

Философия (в переводе с др. греч. — любомудрие; любовь к мудрости) — это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества. Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н.э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.

Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям. В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности. Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.

В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.

Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.

Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.

Мировоззрение в психологии

На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:

— мир материален;

— всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;

— в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;

— человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.

В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.

В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.

В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.

Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.

На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.

Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.

В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.

Понятие «мировоззрение», роль мировоззрения в жизни человека — КиберПедия

Бытие и материя. Философское понимание материи. Атрибутивные свойства материи.

Физический природный мир охватывается понятием материя. Материя – это философская категория, охватывающая объективную реальность, которая существует независимо от сознания человека и воспринимается им при помощи органов чувств. Атрибут – это неотъемлемое свойство. Материя – одна из самых общих категорий нашего мышления, наиболее абстрактная и пустая. Она содержит лишь минимальное количество признаков, обозначающих предметы – быть объективной реальностью и быть доступной ощущениям. В таких предельно общих понятиях (категориях) как материя реальность как бы свёрнута, сжата до неразличимости, но она всё же наличествует в потенциальном виде.

Развёртывание такого общего понятия означает его конкретизацию – наделение пусть и весьма общими, но уже многими признаками. 1-ый шаг конкретизации понятия материя является признание сложной организации объективной реальности, в которой различают собственно материальный объекты (вещи), а также их свойства и отношения. Следующий шаг конкретизации понятия материя – приписывание всем материальным объектам некоторых общих атрибутивных свойств (понятие атрибут означает такое свойство, без которого материальный объект не может существовать). К атрибутивным свойствам материи относятся: 1. системность – упорядоченность, структурная определённость; 2. активность – движение, изменение, развитие;

3. самоорганизация; 4. пространственно-временная форма бытия; 5. Отражение; 6. информативность.

 

Аксиология – философское учение о ценностях и их природе.

Ценности – это социальный продукт, они возникают только в обществе и являются одной их его характеристик. Ценности – это значение того или иного явления для жизнедеятельности человека. 1)ценность – это не сам предмет, а его определенная сторона, свойства предмета, имеющие определенную значимость для человека. 2)ценность – это лишь положительная значимость, такая, которая удовлетворяет ту или иную потребность. 3)ценность служит в конечном счете дальнейшему развитию человека и человечества 4)основная функция ценности: обеспечивать человека и человечество ориентирами деятельности людей (идеалы и нормы) Оценка – это отражение в индивидуальном сознании определенной ценности. Ценность объективна, но оценка ее субъективна. Ценность одна, а оценок может быть множество. Виды ценностей: 1)материальные блага 2)духовные ценности: идеи существующие в виде идеалов, норм, эталонов т.д.



Понятие «мировоззрение», роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение – система взглядов, оценок и принципов, определяющих общее понимание мира, место в нём человека и его поведение.

Уровни мировоззрения: Знания, Ценности, Идеалы и нормы, обеспечивающие программу поведения и деятельности, Убеждения – уверенность в правоте собственных идей.

Мировоззрение – это отношение человека к миру, включает 2 составляющие: 1. Я – субъект (от индивидуума до любого социального института) 2. Не Я – то, что вызывает интерес и противостоит субъекту. Субъект – тот, кто познаёт (отдельный человек, группа людей, человечество). Объект – то, на что направлен интерес субъекта.

Мировоззрение представляет собой:

1. Потребности.

2. Знание (знание объекта + самопознание).

3. Ценности – это редактор знаний о науке и о себе.

4. Идея – это звено, связующее объект и субъект, образованно при помощи знания в проекции на ценности.

Идея или идеал – правильная, ценность или идол – неправильная ценность. Идеал инициирует правильные практические действия, формирует ориентиры на проект цели, определяет задачу и осуществляет выбор средств для достижения цели. У человека всегда существовала цель выработать общее представление о мире в целом и о месте в нём человека, такое представление называется универсальной картиной мира. Структура мировоззрения: Мировосприятие – форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать явления внешнего мира и формировать их образ.

Миропонимание – субъективное осмысление, постижение содержания и смысла действительности.

Миропредставление – целостный образ предмета или явления на основании постижения реальности.

 

2.Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.Человечество выработало 3 типа миров.: Каждому исторически протяжённому периоду истории соотв. свой исторический тип мировоззрения. 1. Мифология – это попытка обобщить и объяснить происхождение мира, человека, жизнь и смерть, культурные достижения в обществах. Черты мифологического мировоззрения: 1. Опора на чувства и эмоции. 2. Понятие заменяет метафора или образ, которому придаётся реальное существование. 3. Целостность, т. е. мир целостен, он сочетает в себе реальное и сверхъестественное.4. Антропоморфизм – это рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком. Главной чертой мифологии является синкретизм – слитность субъекта и объекта. 2. Религия – имеет общее с мифом – это использование сверхъестественных сил. Различия мифа и религии: 1. Удвоение мира: кроме природы существует другой мир – сверхъестественный. 2. Вера – является центральным элементом любой религии – это бездоказательное полное принятие религиозных догматов (догмат – религиозное знание). 3. Идея бога является абсолютом. Бог – первооснова мира, Бог – непознаваем, Бог – совершенный носитель и выразитель высших нравственных ценностей. 3.Философия – высший тип мировоззрения. Черты: 1. Стремление познать мир с помощью разума и знаний. 2. Философия – это всегда самостоятельный поиск, а не готовые истины. 3. Философия – это теоретическая форма мировоззрения.



 

 

3. Философия и мировоззрение, роль философии в формировании мировоззрения.Философия — общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия. Мировоззрение имеет определенную структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

4. Предмет философии. Основное содержание (структура) и функции философии.Предметом философии являются всеобщие связи и отношения в системе мир – человек. Поэтому главный метод философского познания – умозрительность, т. е. формирование представлений о мире или образ мира. Основной вопрос философии и основные философские направления.

Основной вопрос философии – это вопрос о соотношении материального (предметы, вселенная, т. е. материя) и духовного (сознание, мысли, идеи). От того, как решают этот вопрос философы, возникают 2 основных направления:

1.Материализм – первично материальное, а духовное появляется в процессе развития материи как его свойство. 2. Идеализм – первично духовное, порождающее или определяющее материальное. Материализм и идеализм являются первой стороной философии. Что первично: материя или сознание? Вторая сторона основного вопроса философии – познаваем ли мир? Может ли человек с помощью сознания получить правильные, т. е. соответствующие действительности знания о мире? На этот вопрос есть 2 точки зрения: 1. Гносиологический оптимизм – это философская позиция, считающая, что мир познаваем. 2. Агностицизм – считает, что мир не познаваем.

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

5. Генезис философии в Древней Греции. Материалистическая и идеалистическая трактовки бытия.Античная философия – это философия древних греков и древних римлян. Она существовала с 6 в. до н. э. до 6 в. н. э., т. е. примерно 1200 лет. Этапы развития античной философии: 1. Демократический (7 – 5 в. до н. э.) – натурфилософские школы. 2. Классический (Сократический) (середина 5 – начало 4 в. до н. э.) 3. Эллинистический (конец 4 – 2 в. до н. э.) 4. Римский (1 в. до н. э. – 5 в. н. э.) Основной чертой античной философии является космоцентризм, т. е. представление о мире как о едином космосе, кроме него и вне его ничего нет, всё находится в нём, даже боги. Он никем не сотворён, всегда был и всегда будет. Космос мыслится по аналогии с человеком, он имеет тело, душу и разум. Космос в переводе «порядок». Основные идеи античной философии. Проблема бытия – небытия, материи и её форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и материи, о главных элементах, стихиях космоса, тождестве противоположностей бытия и небытия, структура бытия (атомы и пустота), текучксть бытия и его противоречивость. Главная проблема здесь: как возник космос? Какова его структура? Фалес (1-ый, вода), Анаксимандер (апейрон), Парменид, Анаксимен (воздух), Демокрит – основатели материализма. Все эти философы исследовали физис – единое первоначало всего сущего. По мнению Демокрита, – это атомы, мельчайшие неделимые частицы. Демокрит: «Я увидел их умозрением». Он обосновывает первоначало материи, состоящей из атомов.

Парменид впервые поставил проблему бытия (то, что существует). Он противопоставил чувственное восприятие и мышление. То, что мы познаём с помощью органов чувств, на самом деле не существует, существует только то, что выдерживает проверку мышления (бытие = мышление).

 

6. Человек, общество и государство у Платона.Платон обосновал объективный идеализм: кроме природы существует особая надфизическая реальность, причина того, что происходит в природе, находится в надфизической реальности. Природа познаётся с помощью чувств, а надфизическая реальность с помощью разума. Первичность объективного разума (нечеловеческого) – демиург (творец). Основное содержание философии Платона: 1. Учение об идеях. Существует 2 мира: мир вещей (природа), мир идей (эйдосы). Идеи бестелесны, их множество, они различны и подразделяются на низшие и высшие. Мир идей первичен, а вещи – это несовершенные жалкие копии идей. 2. Учение о человеке. Платон выделяет 2 части: тело и душа. Душа – это идея. Тело – вместилище души. Душа состоит из 3 частей: 1. Разум. 2. Высокие страсти. 3. Низкие страсти. Основные разделы философии: 1. Онтология (онтос – бытие – всё, что существует).2. Гносеология – учение о познании.

3. Аксиология (аскиос – ценности) – учение о ценностях. Учение об идеях Платона – это онтология Платона, т. е. учение о бытии. Он бытие удваивает: истинное бытие – мир идей (эйдосов), вторичное – мир вещей. Гносиология Платона – познание – это припоминание душой своей жизни в мире идей. 3. Учение о государстве.Идеальное государство по Платону – это, когда индивид подчиняется государству. Правят этим государством философы (разум), государство защищают воины (высокие страсти), обеспечивают государство земледельцы и ремесленники (низшие страсти).

 

Мировозрение, его формы и роль в жизни человека

Скрыть

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Тема: Мировоззрение, его формы и роль в жизни человека Основополагающий вопрос: Мировоззрение – необходимый или случайный элемент человеческого сознания Автор: Карпов В.Ю., учитель истории и обществознания Антроповской средней школы

2 слайд Описание слайда:

1.Сущность мировоззрения Проблемный вопрос: Почему невозможно создать одно мировоззрение для всех времён и народов? К.В. Мир целостность Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на окружающий его мир в его единстве и целостности Факторы формирования мировоззрения: Историческая эпоха Принадлежность к определённому обществу Принадлежность к социальной группе общества Личный опыт человека

3 слайд Описание слайда:

2.Формы мировоззрения Проблемный вопрос: Какая форма мировоззрения характерна для вас? К.В. Формы мировоззрения Антропоморфное Обыденное Религиозное Научное Природа наделяется человеческими свойствами. Окружающее воспринимается как живой организм Основано на личном опыте человека Складывается стихийно Не учитывает общественный опыт Мир и человек сотворены Богом Вера в сверхъестественное Происходящее вокруг – результат божественного провидения В основе лежит теоретическое знание Человек – биосоциальный организм Происходящее вокруг – результат действия объективных законов

4 слайд Описание слайда:

3.Роль мировоззрения в деятельности. Проблемный вопрос: «Мировоззрение подобно фонарю в темноте» Декарт. Что, по вашему мнению, имел ввиду автор утверждения К.В. Мировоззрение Методы и способы деятельности Критерии оценки происходящего вокруг

5 слайд Описание слайда:

Ответьте на вопросы: К.В. Закончить предложения: «Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на …» «Мировоззрение крестьян и рабочих различно ввиду их принадлежности к….» «Мировоззрение россиян XIX века сходно ввиду их проживания в …» К какой форме можно отнести мировоззрение первобытных людей? На чём основано научное мировоззрение? Мир, согласно религиозному мировоззрению был … ? Закончить предложение. Какое мировоззрение имеет современный необразованный атеист? Объясните зависимость мировоззрения человека от общества, в котором он существует? окружающий его мир в его единстве и целостности принадлежности к разным социальным группам общества историческая эпоха и принадлежность к определённому обществу на теоретических знаниях сотворён Богом обыденное мировоззрение антропоморфное мировоззрение

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Курс профессиональной переподготовки

Учитель обществознания

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:

Мировоззрение — определение, его виды и формы

Мировоззрение – это ключевой аспект жизни каждого человека, имеющий очень многие функции. То, как мы смотрим на саму жизнь, на себя и окружающих нас граждан, на природу, космос, каких взглядов придерживаемся, и определяет в конечном итоге нашу личность.

Человек без наличия определенного мировоззрения просто не может спокойно существовать – даже сам того не желая, он выстраивает определенную систему взглядов на окружающий мир, чтобы как то объяснить его для себя и примириться с ним.

Бывают различные виды и формы данного понятия (к примеру, реакционное мировоззрение). К примеру, у каждого из нас есть свое личное мировоззрение, но оно обычно является продуктом более глобальной системы, которая установилась на данный момент главенствующей над всей цивилизацией.

На то, как именно человек смотрит на окружающий мир, влияет масса факторов: религия, воспитание, культура и место обитания, и многое другое. Рассмотрим само определение термина и главные особенности его становления и развития.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Что такое мировоззрение

Под данным термином подразумевается система взглядов на все в этом мире: процессы, явления, события природного или искусственного характера, вопросы, касающиеся внутреннего состояния человека, его верований, культов, отношения ко всем окружающим предметам и живым существам, космосу, галактике и т. д.

Обществознание занимается изучением этого термина все время своего существования, начиная с древних философов и даже с первобытных племен.

Само это понятие впервые было введено гениальным немецким философом Эммануилом Кантом, свое влияние на него оказали такие авторитеты, как Гегель, Шеллинг и даже Ленин.

Словосочетание «мировоззрение» само по себе дает ключ к пониманию его сути – оно означает воззрение на мир во всей его полноте и во всех проявлениях. Примеры того, как у двух людей взгляды на жизнь могут совершенно отличаться, мы можем видеть каждый день. Также очевидно, что от этого в большой степени зависит и судьба каждого из нас.

Структура мировоззрения

Вполне понятно, что такое сложное явление не может не иметь определенной структуры.

Любая таблица по этому вопросу показывает нам, что мировоззрение подразумевает следующую совокупность связей:

  1. Обыденно-практический уровень. Сущность его состоит в том, как каждый человек смотрит на окружающий мир и все процессы, которые в нем происходят. Это уровень бытовой, мысли в котором навеяны увиденным и услышанным непосредственно человеком, украшенные его эмоциями и личными склонностями характера, типом психики и т. д.
  2. Рационально-теоретический уровень. Его особенности состоят в том, что здесь на первое место выходит не личный опыт, а мыслительный процесс и способность обобщать, извлекать мудрость из наблюдений, знаний, делать общие выводы и систематизировать знания. Признаки такого уровня проявляются в том, что предлагаемые здесь теории подкрепляются опытом, экспериментами, здравым смыслом.

Стоит отметить: в реальности указанные уровни гармонично переплетаются и порой разделить их очень непросто.

Основные компоненты мировоззрения

Различные исследователи, в частности, профессор Радугин, выделяют такие компоненты мировоззрения:

  1. Познавательный — это «сборник» знаний, которые человек получает и при индивидуальной деятельности, обучении, и при постижении накопленных человечеством знаний.
  2. Ценностно-нормативный — здесь главную роль играют ценности, верования, нормы социума и т.д. Сущность этого компонента дополняют также представления о хорошем и плохом, добре и зле, счастье.
  3. Эмоционально-волевой. Сюда относятся все эмоции людей, их психические установки, реакции, личные предпочтения и верования.
  4. Практический — этот компонент регулирует способность человека в определенной ситуации действовать так, а не иначе. Пути формирования практического компонента зависят и от всех предыдущих элементов.

Деятельность людей неразрывно связана со всеми четырьмя компонентами, она черпает из них силу, но также и дополняет их новым опытом, знаниями и взглядами.

Исторические типы мировоззрения

С исторической точки зрения выделяют следующие типы. Высший исторический тип среди них выделить сложно, так как все направления имеют большое значение и ценность.

Религиозное мировоззрение

Здесь ключевую роль в мыслях человека занимает его представление о наличии Бога в каком бы то ни было виде. Мир выглядит дуальным, разделенным на материальное и духовное, есть боги, духи, демоны и т. д.

Все это дополняется определенными шаблонами поведения, мыслями, ритуалами, песнями, наличием святых писаний и догм. Составляет сущность взглядов многих людей и в наше время.

Мифологическое мировоззрение

Характерно для первобытных людей, в частности, древних греков. Здесь человек чувствует себя полноценной частью природы, о которой у него полностью фантастические представления.

Солнце, Луна, ветер, вода и все остальное – стихии богов и сверхсуществ, чувства доминируют над мыслью. Классификация богов и разных удивительных существ в мифологии удивит любого исследователя.

Философское мировоззрение

Философия – единственный и наиболее адекватный способ постигать мир вокруг.

Именно интеллектуальный поиск истины, незапятнанный никакими догмами и мифами, а также молитвами и представлениями о боге, является самым прямым путем к пониманию мира и всего, что в нем происходит.

Это системно-рационализированное знание, которое успешно дает ответы даже на очень сложные вопросы бытия.

Современные типы

С развитием цивилизации выработались и другие основные типы мировоззрения, которые сегодня стали доминирующими.

Научное мировоззрение

Миропонимание в научном ключе дало людям весь прогресс, технологии, комфортную и безопасную жизнь. Именно поэтому ученые являются наибольшими оптимистами и считают, что мир можно постепенно постигнуть с помощью изучения и экспериментов.

Здесь все зиждется на установленных фактах, теориях, конкретных результатах, не допускается серьезное восприятие недоказанных гипотез и выдумок.

Обыденное мировоззрение

Если говорить кратко, то это наиболее простой уровень взглядов, основанный на личном опыте, переживаниях, образовании и воспитании человека. Также здесь имеет большое влияние общественное окружение, коллективное мнение общества.

Такое мировоззрение может включать самые дикие предрассудки, суеверия и выдумки, но включает также и народную мудрость, некоторый здравый смысл и практический опыт поколений.

Гуманистическое мировоззрение

Основано на гуманизме – положительном взгляде на жизнь, при котором человек не должен наносить никому вреда, а должен пытаться делать только добро. Гуманизм относится не только к другим людям, но и к природе, животным и другим объектам.

Субъекты с гуманистическим мировоззрением традиционно исповедуют любовь, дружбу, верность, отрицают насилие. Характерная черта этого направления – неприятие зла почти в любых его формах, разве что очень скрытых.

Роль мировоззрения в жизни человека

Вся жизнь человека, какие бы типы личности мы не рассматривали, на 100% зависит именно от мировоззрения.

Если оно, скажем, религиозное, то активность и действие и гражданина будет заменяться молитвой и ожиданием чуда, рациональная составляющая будет подавлена.

Житейское мировоззрение складывается часто из всех типов этого понятия, которые были рассмотрены выше, так как порой даже самые талантливые ученые допускают мысли о Боге. В психологии доказано, что именно внутренний мир человека строит его жизнь, дает или отбирает успехи в той или иной деятельности, в общении с людьми и т. д.

Только рациональное, здравое восприятие окружающего мира и всего, что мы в нем видим, способно приносить человеку объективную пользу. Источники страданий людей, их огромных глупостей и потерь находятся в неправильно выбранном мировоззрении.

Роль искусства, окружения, уровня развития общества, образования очень высоки при формировании личности, поэтому порой гражданин, сам того не подозревая, оказывается заложником взглядов, которые ему чужды. С подобным положением вещей нужно бороться самообразованием и постоянным исканием истины.

Мировоззрение, его сущность, структура, роль в жизни человека. Исторические типы мировоззрения

Психология »Шпоры» Философия »Мировоззрение, его природа, структура, роль в жизни человека. Исторические типы мировоззрения

Буквально мировоззрение — это знание о мире. Но это поверхностный взгляд, потому что неизбежно упрощение структуры мировоззрения.
Мировоззрение — это система предельно обобщенных представлений и знаний о мире в целом, о месте и роли человека в мире, об отношении человека к миру, к другим людям, к себе самому себе как к сплаву стали.принципы бытия и знания, ценности и идеалы, нормы общения и поведения.
Базовые блоки (факторы мировоззрения): 1) интеллектуальный, 2) сенсорно-эмоциональный и 3) оценочный; 4) Поведенческие — произведены на основе трех предыдущих.
Обычно то или иное явление имеет разнообразную структуру. Структуру М. можно рассматривать как коммуникативную установку, мировоззрение, мировоззрение. Поскольку М. — явление сложное и многогранное, факторы, влияющие на его развитие, часто противоречивы.На формирование множества факторов могут влиять: здоровье человека (здоровые люди более оптимистично пессимистично вызывают болезни), возраст (молодой человек в более здоровом, более энергичный, с возрастом — перерассмотрение ценностей), волю и т. Д.
Типы разнообразного мира : 1) индивидуум М. 2) группа М (определенная социальная группа) 3) М. народ и 4) М. человечество в какой-то момент.
Различают обыкновенные, эмпирические, житейские М. Недостаточно продуманные, взвешенные, систематические. Это отличается от теоретического М.Обычно это связано с философским, но это не совсем так. На его теоретическом уровне существует религиозно-исторический тип М. (теология).
Первым историческим типом мировоззрения стала мифология. Мифологии аниматизма предшествовал период, который все еще не является религией, а представляет собой общее оживление мира, где все воспринимается с чисто человеческой точки зрения, нет разделения на живых и мертвых (все меняется, все жив) есть сверхъестественное.
В мифологии отражает не только знания людей, поскольку они представлены, порождаемое воображением, а не знаниями. М. Центральная проблема — проблема природы человека и его судьбы. Также учитывается отношение человека к миру, другим людям, к себе. Человек не только думающий, но и живое существо, эмоциональное.
Особенности мифологии: 1) аватар (или антропоморфизм), 2) синкретизм — это системная, но еще не достаточная дифференциация. Здесь все вместе: религиозное, эстетическое, поведенческое и т. Д.и 3) особая роль в формировании игры мифологического воображения М. Из исключительного разнообразия мифологии, не исключающего некоторых общих моментов (во всей мифологии боги создали людей по своему образу и подобию) 4) некоторая бессвязность и несправедливость большая картина 5) объяснение. Людям необходимо понять и объяснить конкретное событие и явление, даже нелогичное.
Религиозно-исторический тип М. характерен для разделения мира на естественное и сверхъестественное, а также на подчинение природного мира сверхъестественному.Критерий религиозных явлений: наличие веры в сверхъестественное и поклонение ему. Одной веры недостаточно, вы должны поклоняться. Религия часто ограничивается формой общественного сознания, но это не совсем так. Следует различать: 1) религиозные взгляды, мифологию, идеологию, 2) религиозные чувства, эмоции, настроения, и 3) култи, то есть поклонение сверхъестественным симптомам, и 4) наличие церковной организации, 5) церковную организацию — система религии, образования, религиозных СМИ, 6) определенная сфера социальных отношений, в которой люди удовлетворяют свои религиозные потребности.
Причины возникновения и существования религии: 1) социальные, 2) гносеологические (показать приятное), 3) исторические (сила традиций), 4) психологические (чувства и эмоции, создающие благодатную почву).
Функции религии: 1) мировоззрение, то есть религия как вид мировоззрения предлагается людям, 2) компенсационные fI, т.е. компенсация человеку его бессилия перед силами природы и общества: надежда на помощь свыше, и 3 ) I f-коммуникативный, т.е. общение, при котором люди получают удовлетворение, и 4) нормативный fI, то есть социальные нормы, и 5) культурный и переводящий.I f-т.е. Передается из поколения в поколение, культура, и 6) интеграция распадающихся, то есть объединение людей одной веры и разделение людей разных вероисповеданий, и 7) каждое из которых основано на определенном религиозном вероисповедании. источник и место назначения. Один из иерархов Православной церкви сказал: «Если содержание догматов становится слишком очевидным, есть основания полагать, что он не принимается во всей его божественной глубине».
Особый исторический вид М. явл. Философия — теоретически сформулированный тип мира с точки зрения разума.Кроме того, это наука о самых общих законах жизни и методология познания материи и человека.
Мировоззрение — сложное духовное явление — его формирование также сложный процесс, который может быть связан с эмоциональным и духовным уровнем человека его возраста, состояния здоровья и т. Д. Мировоззрение формировало не только знания, но и психологическую ориентацию человека. Любой человек проходит этап формирования мировоззрения.

.

Мировоззрение Диверсификация | Открытая благотворительность

В принципе, мы стараемся найти лучшие дающие возможности, сравнивая множество возможностей.Однако многие сравнения, которые мы хотели бы сделать, основаны на очень спорных и неопределенных вопросах.

Например:

  • Некоторые люди думают, что такие животные, как куры, по сути, не имеют морального значения по сравнению с человеческим; другие считают, что их следует считать сравнительно важными или, по крайней мере, на 1-10% важными. Если вы согласитесь со второй точкой зрения, благополучие сельскохозяйственных животных выглядит как чрезвычайно важная причина, потенциально способная доминировать над другими вариантами: каждый год на промышленных фермах с миллиардами кур обращаются невероятно жестоко, и, по нашим оценкам, корпоративные кампании могут сэкономить более 200 кур. из клетки за каждый потраченный доллар.Но если вы согласитесь с предыдущей точкой зрения, эта работа, вероятно, является плохим использованием денег.
  • Некоторые утверждали, что большая часть нашего воздействия будет оказана на долгосрочное будущее. Если это правда, это может быть аргумент в пользу того, что снижение глобальных катастрофических рисков имеет огромное значение, или что ускорение научных исследований имеет, или что улучшение общего функционирования общества с помощью политики имеет значение. Учитывая, насколько сложно делать прогнозы о долгосрочном будущем, очень трудно сравнивать работу в любой из этих категорий с подтвержденными доказательствами мероприятиями, обслуживающими глобальную бедноту.
  • У нас есть дополнительная неуверенность в том, как нам разрешать такого рода неопределенности. Мы могли бы попытаться количественно оценить нашу неопределенность, используя вероятности (например, «Существует 10% -ная вероятность, что я буду на 10% ценить цыплят так же, как людей») и прийти к своего рода расчету ожидаемой ценности для каждого из многих общих подходов к отдаче. Но большинство параметров в таком расчете были бы очень плохо обоснованными и ненадежными, и неясно, как взвешивать расчеты с этим свойством. Кроме того, такой расчет столкнется с проблемами, связанными с нормативной неопределенностью (неопределенность в отношении морали), и совершенно неясно, как справиться с такими проблемами.

В этом посте я буду использовать слово «мировоззрение» для обозначения набора весьма спорных (и, возможно, невозможных для оценки) убеждений, которые способствуют определенному виду отдачи. Одно мировоззрение может подразумевать, что подтвержденные доказательствами благотворительные организации, обслуживающие бедных во всем мире, гораздо более полезны, чем любой из рассмотренных выше типов пожертвований; другой может подразумевать, что благополучие сельскохозяйственных животных; другой может означать, что глобальное снижение риска катастроф. Данное мировоззрение представляет собой комбинацию взглядов, иногда очень трудноразличимых, так что неопределенность между мировоззрениями состоит из смеси эмпирической неопределенности (неопределенности в отношении фактов), нормативной неопределенности (неопределенности в отношении морали) и методологической неопределенности (например, неопределенности относительно фактов).г. неуверенность в том, как справиться с неопределенностью, как указано в третьем пункте выше). Некоторые чуть более подробные описания примеров мировоззрений приведены в сноске.

Проблема, с которой мы сталкиваемся, заключается в том, что мы считаем правдоподобными несколько различных мировоззрений. Нас привлекает множество возможностей для предоставления услуг, которые одни сочтут выдающимися, а другие — относительно низкими. Мы должны решить, как взвесить разные мировоззрения, поскольку мы пытаемся сделать как можно больше пользы с ограниченными ресурсами.

При выборе мировоззрения необходимо просто взять наше лучшее предположение и придерживаться его. Если бы мы сделали это, то сосредоточились бы исключительно на благополучии животных, или на глобальных катастрофических рисках, или на глобальном здоровье

Worldview Paper — Secular Humanist Worldview

Светское гуманистическое мировоззрение
Светское мировоззрение — это религиозное мировоззрение, в котором «мерилом является человек» — человечество является высшей нормой, с помощью которой должны определяться истина и ценности.Согласно секулярному гуманизму, вся реальность и жизнь сосредоточены на людях. Фактически, мы действуем как Бог. Секулярное мировоззрение — это всеобъемлющий взгляд на мир с материалистической, натуралистической точки зрения. Следовательно, секулярный гуманист не видит места сверхъестественному или нематериальному. «В гуманистическом мировоззрении нет места ни бессмертию, ни Богу в действительных значениях этих терминов. Гуманизм утверждает, что вместо богов, создающих космос, космос в индивидуализированной форме людей, дающих волю своему воображению, создал боги.Светские гуманисты верят, что Бога нет, что наука и научный процесс сделали Бога устаревшим. Гуманисты считают, что только материя — вещи, которые мы можем потрогать, почувствовать, доказать или изучить — существует и существовала всегда. Человек — это всего лишь материя (без души или духа). Для существования этой материи не требуется никаких сверхъестественных объяснений. Натурализм утверждает, что существует только материя, вещи, которые можно потрогать, почувствовать и изучить. Гуманист доверяет научному методу как единственному надежному способу познания чего-либо, поэтому, если что-то нельзя наблюдать, проверять и экспериментировать, этого не существует.Поскольку вы не можете наблюдать за Богом, адом, человеческим разумом или духом или проводить над ними эксперименты, они не могут и не существуют. Поскольку секулярное мировоззрение отвергает существование Бога, люди сами выбирают стандарты и ценности. Гуманисты считают, что наука, разум и исторический опыт — достаточные проводники для определения того, что правильно или неправильно в любой ситуации. Эти стандарты не всегда будут одинаковыми, поскольку у каждого человека разный опыт и рассуждения. Следовательно, стандарты и ценности — этика — относительны.В «Гуманистическом манифесте II» говорится: «Мы подтверждаем, что моральные ценности берут начало в человеческом опыте. Этика …
Продолжить чтение

Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ

«Быть ​​человеком в эпоху алгоритмов», Ханна Фрай.

. Копия была предоставлена ​​издателем бесплатно в обмен на честный обзор.

В наши дни мы полагаемся на компьютеры и Интернет почти во всем, это основа нашей инфраструктуры, наша первая точка социального контакта для друзей и единомышленников по всему миру, обеспечивает наш выбор фильмов и музыки и является существенной частью экономика сейчас. По мере того, как цифровой мир проникает в нашу жизнь, все больше компьютеров используются как часть, а в некоторых случаях и вся часть

. Копия этого была предоставлена ​​издателем бесплатно в обмен на честный обзор.

В наши дни мы полагаемся на компьютеры и Интернет почти во всем, это основа нашей инфраструктуры, наша первая точка социального контакта для друзей и единомышленников по всему миру, обеспечивает наш выбор фильмов и музыки и является существенной частью экономика сейчас. По мере того, как цифровой мир проникает в нашу жизнь, компьютеры используются как часть, а в некоторых случаях и как часть процесса принятия решений. Для всех тех из вас, кто смеялся над скетчем «Компьютер говорит нет» в Маленькой Британии, жизнь сейчас не всегда может быть такой забавной.Вопрос, который задает Фрай в своей книге: кого бы вы предпочли решать для своего будущего — алгоритма или человека?

Отвечая на этот простой вопрос, Фрай знакомит нас с историей алгоритма, где и как они используются, а также с возможными последствиями нашей зависимости от них. Мы узнаем о первых алгоритмах, которые достигли точки, в которой они могли обыграть гроссмейстера в шахматах, и о том, как оставление человеческих пауз приводило его в замешательство. Как спутниковая навигация может быть благословением и проклятием, как распознавание лиц может обнаружить подозреваемого в толпе и как человеческая ошибка может обеспечить десятилетие страданий человеку, проходящему через паспортный контроль.

Каждый щелчок, который вы делаете в Интернете, сохраняется и анализируется правительством и частными корпорациями. Власти ищут призраков в машине, и для компании вы просто продукт, на котором можно заработать деньги. Ваше будущее может быть решено голубем, как Фрай объясняет в главе о здоровье и о том, как распознавание образов используется для оценки биопсии на предмет рака, и если вам было действительно плохо, вы можете не предстать перед судьей, но будете осуждены. компьютером, который совершенно не заботится о смягчающих обстоятельствах; пугающие вещи.Алгоритмы успешно использовались для сужения параметров поиска для тех, кто совершил наиболее серьезные преступления, и используются для прогнозирования того, где могут произойти преступления, первые шаги на пути к отчету о меньшинствах … Даже такой предмет, как искусство, уступает компьютерному коду , то, что вы смотрите или слушаете, подсказывает, что еще посмотреть или услышать.

Сказать, что эта книга открыла глаза, было бы преуменьшением. Фрай не слишком увлекается компьютерами и технологиями, она скорее полагается на истории, которые показывают, как на всех нас влияют алгоритмы и как они формируют нашу жизнь.В этом наводящем на размышления тексте есть ясность, которая сделает его доступным почти для любого, кто его поймет. Нам действительно нужно использовать алгоритмы в наших интересах; Я беспокоюсь, что мы не в данный момент и что мы можем достичь точки, когда мы не сможем их контролировать.

11 достижений и открытий в биологии человека и медицине за последние десять лет

После завершения новаторского проекта «Геном человека» были достигнуты огромные успехи в нашем понимании биологии, науки и человеческого тела.Многие разработки были сделаны на генетическом или клеточном уровне, и они могут найти огромное применение в будущем.

От 3D-печати новых органов с использованием стволовых клеток до индивидуальной лекарственной терапии для пациентов и потенциальной защиты человеческих клеток от вирусов — последнее десятилетие уже принесло значительные плоды. По мере того, как наука совершенствуется, и наше понимание растет, следующее десятилетие или десятилетия может полностью изменить здравоохранение навсегда.

Следующие 11 далеко не исчерпывающие и не расположены в определенном порядке.

1. 3D-печать органов может сделать ненужным донорство органов

Одно из значительных достижений в биологии человека связано с использованием 3D-принтеров и человеческих стволовых клеток.

3D-печать развивается до такого уровня, что позволяет печатать основные запасные части для людей. Недавние разработки таких институтов, как Бристольский университет, включают использование нового вида биочернил, которые могут позволить производить сложные человеческие ткани для хирургических имплантатов в не столь отдаленном будущем.

Биочернила изготовлены из пары различных ингредиентов на полимерной основе. Один получен из морских водорослей и, следовательно, является натуральным полимером.

Второй и последний — жертвенный синтетический полимер. Каждый из этих полимеров играет свою роль в биочернилах. Синтетический компонент позволяет био-чернилам затвердеть при правильных условиях, в то время как первый добавляет дополнительную структурную поддержку.

Идея этих чернил состоит в том, чтобы обеспечить возможность 3D-печати структуры, которая может оставаться прочной при погружении в питательные вещества и не повредить какие-либо введенные в структуру клетки.

Остеобласты (стволовые клетки, из которых состоят кости) и хондроциты (стволовые клетки, которые помогают формировать хрящ) затем могут быть введены в полимерную структуру, напечатанную на 3D-принтере, в присутствии богатой питательными веществами среды для создания окончательного «синтетического» нового органа / структуры.

Когда этот процесс будет полностью разработан, его можно будет использовать для печати тканей пациентов с использованием их собственных стволовых клеток в будущем.

Другие разработки включают печать почек и возможность печати на коже для лечения ожогов.Может быть, это тоже ключ к бессмертию?

2. Таргетинг на конкретные лекарственные препараты может привести к концу рака

Многие ответвленные области исследований стали возможными с момента создания генома человека более 25 лет назад. Одним из чрезвычайно важных событий может стать производство генетически адаптированных лекарств, иногда называемых фармакогенетикой.

Это может потенциально включать создание целевых лекарств для лечения рака, а не использование более общих универсальных альтернатив, таких как химиотерапия.Уже есть компании, такие как Foundation Medicine, которые проводят ДНК-скрининг на раковые клетки в образцах биопсии.

Их анализ предоставляет отчет с подробным описанием генов в ДНК пациента, которые, как известно, связаны с раком, и предоставляет информацию о «действенных» мутациях. Эти действенные последовательности ДНК являются областями, в которых существующие противораковые препараты либо существуют, либо проходят испытания.

Такие отчеты помогут врачам и пациентам выписывать определенные лекарства для лечения конкретной формы рака.

Будущая эффективность этого вида лечения может привести к огромным открытиям в области человеческого генома и, возможно, гарантировать успех лечения рака.

Источник: Pixabay

3. Чтобы предотвратить испуг, преобразовав клетки из одной формы в другую

В начале прошлого года было объявлено, что исследователи, возможно, сделали огромный прорыв в заживлении ран. Возможно, они нашли способ «взломать» ткань в ране для восстановления кожи, не оставляя рубцовой ткани.

Доктора из Медицинской школы Перельмана Пенсильванского университета, Лаборатории Пликус по развитию и регенеративной биологии Калифорнийского университета в Ирвине много лет сотрудничали и наконец опубликовали свои выводы в январе 2017 года.

Они нашли метод преобразования миофибробласты (обычная заживающая клетка в ранах) в жировые клетки — когда-то это считалось невозможным. Хотя миофибробласты необходимы для заживления, они также являются критическим элементом в формировании рубцовой ткани.

Рубцы обычно образуются частично из-за потери подкожных жировых клеток, называемых адипоцитами. Если бы миофибробласты каким-либо образом могли быть преобразованы в жировые клетки, пугание было бы менее выраженным, если бы оно вообще было видимым.

Джордж Котсарелис, главный исследователь исследования

49 Интересные факты и истории о человеческом мозге

Наш мозг позволяет нам обрабатывать мир, понимать все вокруг нас, узнавать новое, и, как это ни парадоксально, мы все еще очень не осознаем, как большая часть нашего собственного мозга функционирует.Однако современная нейробиология и когнитивные науки добились больших успехов в понимании того, какое влияние наш мозг оказывает на наши повседневные функции.

Вместе с этим приходит масса знаний и множество фактов, которые вы, вероятно, не знаете о мозге.

Вот 49 интересных фактов и историй о человеческом мозге, которые наверняка поразят вас.

1. Почти все цвета имеют физическую длину волны, связанную с ними, но пурпурный цвет — нет.Скорее, ваш мозг просто обрабатывает цвет как «не зеленый».

2. Когда вы впервые засыпаете в новой среде, мозг обрабатывает опасность и остается полусонным, чтобы быть более осознанным.

3. По данным исследователей из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, у людей наблюдались первые приступы тревоги или депрессии сразу после желудочных заболеваний. Используя сканирование мозга, они обнаружили, что у пациентов, которые принимали пробиотики, бактерии напрямую влияли на мозг.Все их исследования показывают, что микробное здоровье желудка оказывает гораздо большее влияние на ваш мозг, чем считалось ранее.

4. Человек по имени Брюс Бриджмен провел почти всю свою жизнь, 67 лет, без способности к восприятию глубины, что называется стереослепотой. Однако после того, как его заставили купить 3D-очки для просмотра фильма Хьюго в кинотеатрах, его мозг щелкнул, и он смог испытать 3D-зрение.

5. Мужчина в Великобритании страдал хронической икотой на двоих.5 лет его жизни, и ему сказали, что это, вероятно, вызвано изжогой. После того, как японское телешоу зафиксировало странное явление и оплатило медицинское обследование, была обнаружена опухоль мозга. Как только мужчине удалили опухоль, его хроническая икота прошла навсегда.

6. Потеря сознания от алкоголя на самом деле вызвана воздействием алкоголя на гиппокамп, часть вашего мозга, отвечающую за память. Вы ничего не забываете физически, скорее ваш мозг становится неспособным хранить и записывать новые воспоминания.

7. Мы плачем, когда очень счастливы, потому что наш гипоталамус в нашем мозгу не может отличить сильное счастье от сильной печали.

8. Когда мы слушаем музыку, мы испытываем озноб из-за того, что наш мозг выделяет дофамин. Когда песня «трогает» вас, это освобождение запускает ожидание пика песни.

9. Одиночное заключение действительно может нанести серьезный неврологический ущерб человеческому мозгу. Настолько, что это можно увидеть на снимках ЭЭГ, а мозг одиночных заключенных имеет те же показатели, что и люди, получившие травмы.

10. Когда мы спим, спинномозговая жидкость проходит через мозг за пределами кровеносных сосудов мозга. Это удаляет отходы клеток мозга, специфические накопления белка бета-амилоида. Это происходит только во время сна, и накопление очищаемых белков связано с повышенным риском развития болезни Альцгеймера.

11. Ученый по имени Теодор Эрисманн создал очки, полностью меняющие его зрение. Сначала он боролся с перевернутым восприятием, но всего за 5 дней его мозг приспособился к изменениям, и он увидел все как обычно.Этот тип адаптации также хорошо продемонстрировал ютубер «Умнее каждый день», который забыл, как ездить на велосипеде, и переучился, перевернув свой велосипед, заставив его забыть, как ездить на велосипеде, и переучиться в обратном порядке.

12. Болезнь Альцгеймера вызывается резистентностью мозга к инсулину, что заставляет многих относиться к ней как к диабету 3 типа.

13. Самому быстрому суперкомпьютеру в мире требуется 24 миллиона ватт для работы, но нашему мозгу требуется всего 20 ватт, и он работает примерно в 100 000 раз быстрее.

14. Физические упражнения замедляют когнитивное снижение нашего мозга, а повышенная физическая активность сверх нормы может замедлить старение нашего мозга на 10 лет.

15. Человеческий мозг получает 20% общего кислорода от нашего тела, даже если он составляет всего 2% от веса нашего тела.

16. В некоторых языках нет терминов «Левый», «Правый», «Передний», «Задний», а используются термины «Север», «Юг», «Восток», «Запад». Было обнаружено, что люди, выросшие на этих языках, всегда знают, в каком направлении они ориентируются, в результате чего появился своего рода компасный мозг.

17. 73% вашего мозга состоит только из воды, а это означает, что если вы обезвоживаетесь более чем на 2%, вы можете страдать от потери внимания, когнитивных навыков и памяти.

18. Мозг младенца быстро растет. У двухлетнего ребенка мозг полностью вырос на 80%. Это быстрое развитие — вот почему пристальное внимание к развитию вашего ребенка в ранние годы так влияет на его способности во взрослом возрасте.

СВЯЗАННЫЙ: INTEL СОЗДАЕТ ЧИП ДЛЯ РАБОТЫ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МОЗГ

19. Передача информации в нашем мозгу происходит со скоростью 260 миль в час.

20. Зевота — это реакция, при которой в мозг поступает больше кислорода. Рептилии, птицы и млекопитающие зевают, и это контролируется нейротрансмиттерами в мозгу.

21. Мозжечок — это часть мозга, отвечающая за осанку, ходьбу и координацию движений. Он расположен в задней части мозга и весит 150 граммов.

22. Человеческий мозг разделен на две части, каждая из которых взаимодействует с противоположной стороной тела. Хотя это взаимодействие известно, причина его до сих пор не выяснена.

23. Внутри вашего мозга есть 150 000 миль кровеносных сосудов, которые несут кровь и кислород к различным частям органа.

24 . Вы действительно можете улучшить свою память, если решите регулярно есть морепродукты. Жирные кислоты, содержащиеся в этих продуктах, улучшают память частей вашего мозга.

25. Человеческий мозг продолжает развиваться до тех пор, пока вам не за 40. Это единственный орган в организме, который развивается так долго — и он также претерпевает больше изменений, чем любой другой орган.

26. Каждую секунду в мозгу человека происходит 100 000 химических реакций.

27. Младенцы теряют около половины своих нейронов еще до рождения. Это называется сокращением и устраняет любые нейроны головного мозга, которые не получают достаточной информации от других областей мозга.

28. Исследования показали, что когда матери разговаривают со своими младенцами, дети выучивают в среднем на 300 слов больше к 2 годам.

29. ЭЭГ или электроэнцефалограммы — это неинвазивный метод визуализации, который используется для регистрации небольших изменений электрической активности мозга. Используя поверхностные электроды на коже черепа, ученые могут изучать многие аспекты мозга, используя этот метод. Незначительные колебания сигналов ЭЭГ указывают на то, спит ли человек, возбужден или находится где-то посередине.

30. Исследователи из Университета Бэйлора обнаружили, что у детей, лишенных прикосновений, игр и взаимодействия с другими людьми, мозг на 20–30% меньше, чем обычно для их возраста. Таким образом, жестокое обращение с детьми может тормозить развитие мозга ребенка и отрицательно влиять на развитие мозга в течение всей жизни.

31. Мозг не может испытывать боль. Это позволяет нейрохирургам исследовать участки мозга, когда пациенты бодрствуют. Затем они могут получать обратную связь в реальном времени от каждого пациента, что позволяет им точно определять определенные области, например, для речи или движения.

32. Реакция сужения наших зрачков, когда они подвергаются воздействию яркого света, называется зрачковым световым рефлексом. Этот рефлекс используется врачами, чтобы определить, нарушен ли рефлекторный путь к мозгу. Если один или оба ваших глаза не могут сформировать этот рефлекс, врачи могут поработать, чтобы определить точное место отключения.

33. 5% населения мира страдает эпилепсией. Тем не менее, по оценкам, у 1 из 10 человек будет припадок в течение жизни.

34. Почесывание зуда на самом деле является странной биологической реакцией с медицинской точки зрения. Кажется, что это скорее мешает процессу заживления, чем помогает ему. Исследователи считают, что мы чешемся, потому что это стимулирует выработку эндорфинов и естественных опиатов, которые блокируют боль. Поскольку расчесывание, таким образом, повреждает кожу, оно вызывает новый прилив эндорфинов, облегчающих боль.

35. Каждый раз, когда вы что-то вспоминаете, вы, в свою очередь, укрепляете эту память в своем мозгу.Каждый раз, когда задействуются нейронные пути памяти, ваш мозг устанавливает новые связи. Чем старше и чаще вспоминается память, тем она сильнее.

36. Во время сна ваше тело вырабатывает гормон, который не дает вам встать и разыграть свои мечты. Через пять минут после сна ваше тело уже забыло половину сна, а через десять минут оно на 90% исчезло из вашей памяти.

37. Наш мозг может вычислять от 10 до 13 и от 10 до 16 операций в секунду.Это в 1 миллион раз больше людей на Земле. Теоретически мозг способен решать проблемы быстрее, чем любой компьютер в мире, возможно, лучше, чем любой компьютер, который когда-либо будет существовать.

38. Хорошее питание невероятно важно для здоровья мозга. Диета может заставить мозг начать есть сам, а истощенные плоды или младенцы могут страдать от когнитивных и поведенческих нарушений. Младенцы нуждаются в правильном питании, потому что их мозг использует до 50% от общего количества глюкозы, что является еще одной причиной, по которой им может потребоваться так много сна.

39. Люди испытывают 70 000 мыслей каждый день.

40. Наше обоняние — единственное чувство, которое напрямую связано с нашей лимбической системой. Эта часть мозга специализируется на физических, эмоциональных и психологических реакциях. Все это означает, что хорошие запахи могут резко изменить наше настроение.

41. Группа исследователей изучала водителей лондонских такси и обнаружила, что у них более крупный гиппокамп — часть мозга, отвечающая за память.Это говорит о том, что чем больше вы вынуждены запоминать, тем больше увеличивается эта часть вашего мозга.

42. Создание музыки может на самом деле иметь ощутимый эффект на наш мозг. Когда вы подключаете гитаристов к электродам, исследователи обнаружили, что мозговые волны музыкантов синхронизируются, когда они играют дуэтами.

43. Средний вес мозга у мужчин составляет 2,9 фунта, а у женщин — 2,6 фунта. Однако это не связано с более высоким интеллектом. Например, мозг Эйнштейна весил 2 штуки.7 фунтов.

44. Мозг — единственный объект в мире, который может созерцать себя.

45. Хроническое воздействие стресса на самом деле перегружает ваш мозг гормонами, которые предназначены только для краткосрочных экстренных функций. В свою очередь, это означает, что длительное воздействие может убить клетки мозга.

46. Среди людей в возрасте от 1 до 44 лет черепно-мозговая травма является основной причиной инвалидности и смерти. Чаще всего это падения, автомобильные аварии и нападения.

47. Средний размер человеческого мозга уменьшился на 9 кубических дюймов за период последних 5000 лет. Ученые не совсем уверены, почему.

48. Дежавю полностью не объяснено. Ученые считают, что на самом деле это неврологический сбой, вызванный тем, что что-то регистрируется в памяти перед сознательным мышлением.

49 . То, что кажется случайным светом, когда вы попадаете в голову, на самом деле просто толкает клетки мозга, отвечающие за зрение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *