19.09.2024

Мировоззрение человека типы: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Мировоззрение – Гуманитарный портал

Мировоззрение — это система человеческих представлений и знаний о мире (см. Мир) и о месте человека в мире, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природной и социальной действительности (см. Бытие). Мировоззрение возникает как сложный результат практического взаимодействия человека с внешней действительностью — природой и обществом. Оно определяет социальное самочувствие и самосознание личности, её рефлексивное понимание своей жизни, социокультурные ориентации, оценки и поведение, отношение человека к внешнему миру, другим людям, себе самому и формирует его личностные структуры. В этом смысле мировоззрение нередко называют высшим уровнем самосознания индивида. В то же время мировоззрение индивида так или иначе сопрягается, перекликается со взглядами, идеалами, убеждениями, ценностями других людей и сообществ и выступает как социокультурное образование.

Мировоззрение — относительно автономная и устойчивая система внутренних детерминант жизнедеятельности человека, которая во многом зависит от обыденного наличного опыта человека, будучи связанной с потребностями, целями, интересами, с его окружением. Вместе с тем, оно предполагает образ «мира как целого», что достигается при возможности «возвышения» над обыденностью повседневного существования и при выходе в сферу всеобщности. То есть мировоззрение по сути своей метафизично. Оно предстаёт в виде целостной, многоуровневой, сложно организованной системы социальных установок, обладающей фундаментальными для жизнедеятельности личности функциями. В системе мировоззрения сочетаются воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное. Идеи и идеалы лишь завершают, рационализируют, интегрируют мировоззрение, придают ему осознанный характер. Система мировоззрения как социальное «ядро» личности обусловливает её целостность, ответственность, рациональную и адекватную ориентацию в 

обществе (см.  Общество).

Термин «мировоззрение» впервые появляется в начале XVIII века в сочинениях немецких философов-романтиков, а также в работе Ф. Э. Шлейермахера «Речи о религии». Г. В. Ф. Гегель анализирует «моральное мировоззрение» в «Феноменологии духа» (Сочинения, т. 4. — М., 1959, с. 322–330). В «Лекциях по эстетике» (книга первая) Гегель рассматривает «религиозное миросозерцание» (Сочинения, т. 12. — М., 1938, с. 329–330). В той же работе (книга третья) Гегель пользуется понятием «теоретическое мировоззрение» для характеристики идейной позиции художника (Сочинения, т. 14. — М., 1958, с. 192). Таким образом, Гегель пытался разграничить различные типы мировоззрений. Е. Дюринг развивал теорию мировоззрения вместо метафизики. Согласно Г. Гомперцу, мировоззрение — это «космотеория», призванная представить непротиворечивое понимание идей, развитых в отдельных науках, и фактов практической жизни. В. Дильтей усматривал в жизни исток мировоззрения и выделял различные типы мировоззрений в религии, поэзии и метафизике.

Внутри метафизики он проводил различие между натурализмом, идеализмом свободы и объективным идеализмом как различными типами мировоззрений. М. Шелер, говоря о философском мировоззрении, выделил три вида знания:

  1. знание ради господства;
  2. знание в целях образования человека;
  3. метафизическое знание, или «знание ради спасения».

Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек». Вопрос о их соотношении — основной мировоззренческий вопрос. Ответы на этот вопрос различны и многообразны, хотя, так или иначе, они зависят от того, что принимается за определяющее — «мир» или «человек». Если первичным оказывается «мир», то человек произведён от него, является его частью, его проявлением. При этом «мир» может отождествляться с «природой», «материей», «субстанцией» (духовной или материальной), «универсумом», «космосом» и так далее. Человек в таком случае выводится из мира, объясняется через его законы и свойства. Если же за исходное принимается понятие «человек», то мир определяется через человека, человеком (более того — индивидом) и оказывается соразмерным человеку («миром человека»).

Нередко два этих полюсных подхода пытаются объединить. Тогда за исходное принимается отношение, связь мира и человека (Л. Фейербах, К. Маркс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и другие).

Типология мировоззрений может быть построена на разных основаниях. Обычно выделяют мировоззрение религиозное, естественнонаучное, социально-политическое, философское. Некоторые исследователи выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое, мифологическое и другие, а также различные частные и смешанные их типы. Можно выявить три независимых критерия разграничения мировоззрений. Первый из них можно назвать эпистемологическим, поскольку здесь имеются в виду научные, ненаучные и антинаучные виды мировоззрения. Второй критерий носит предметный характер: здесь речь идёт о реальности — природной или социальной, которая получает своё обобщённое теоретическое выражение в том или ином мировоззрении. Третий критерий — универсально-синтетический, то есть охватывающий и природную, и социальную реальность, благодаря которому становится возможным философское мировоззрение.

Индивидуальная жизнедеятельность, социальная практика и окружение человека выступают предпосылками возникновения устойчивых и целесообразных форм его социального поведения задолго до того, как исторически и индивидуально осознаются и приобретают теоретическую форму (а иногда так и не осознаются при жизни данного поколения) объективные закономерности его общественного существования. Всякое мировоззрение очевидно складывается из убеждений. Они могут быть истинными или же, напротив, мнимыми; научными, религиозными, нравственными, обоснованными и необоснованными, прогрессивными и реакционными и так далее. Одни убеждения основываются на фактах, другие, напротив, коренятся лишь в субъективной уверенности, лишённой объективной основы. Убеждения характеризуются прежде всего той энергией, настойчивостью, решительностью, с которыми они высказываются, обосновываются, защищаются, противопоставляются другим убеждениям. С этой точки зрения, убеждение не совпадает просто с высказыванием относительно того, что считается истинным, полезным и так далее; это — активная позиция за или против каких-то других убеждений.

Необходимо, однако, различать мировоззренческие убеждения и убеждения частного, специального характера. Убеждение современных антропологов о единстве человеческого рода при всех расовых различиях также носит мировоззренческий характер. Мировоззренческие убеждения не привносятся в науку извне, они складываются в процессе развития самих наук. Эти убеждения характеризуют:

  • сущность природных и социальных явлений;
  • заинтересованные отношения людей к определённым явлениям;
  • обобщения, которые по-своему значению выходят за пределы специальной области научных знаний.

Мировоззрение, как философско-теоретический синтез научных знаний, повседневного и исторического опыта изменяется и развивается в ходе истории человечества.

Мировоззрение, базирующееся на 

науке (см. Наука), предполагает приоритет мира над человеком, или «действительности самой по себе». Наука стремится, насколько возможно, исключить человека, его интересы и волю из своей картины. Она отделяет объект от субъекта, сущность и кажимость, чтойность и этость, всеобщее и единичное, истину и мнение. Идеал науки — достижение истинного знания о действительности. Её эмпирический базис — наблюдение и эксперимент, осуществляемые исследователем. Но самого исследователя наука стремится устранить из результатов его научного поиска. Сушности, ноуменальности наука пытается достичь через феноменальность, используя при этом процедуры «очищения» сущности от кажимости. В отличие от религии, искусства, мифа наука опирается не на доверие, не на веру, не на внутреннее чувство и не на мистическое откровение, а на рационально выводимое знание. Истина здесь рационально добывается, рационально объясняется, рационально обосновывается. Первоначально истина противопоставлялась пользе, наука не стремилась к практическим результатам. Со временем же именно польза, практический результат стали выражать социальный смысл науки, сама она превратилась в социальный институт, а научное мировоззрение стало ядром формирования мировоззрения общества.
Научное мировоззрение выражается научным языком, который строго определён, не терпит двусмысленностей, стремится к однозначности, формализованности и интерсубъективности.

Идеал научности (рациональности) менялся исторически. В зависимости от него менялись представления и о степени истинности научного мировоззрения. Длительное время функцию идеала выполняло математическое знание; для естествознания вплоть до конца XIX века было характерно механистическое мировоззрение; в последнее время заявляет о своей приоритетности идеал социально-гуманитарного знания. Многие науковеды утверждают, что сейчас нет единого и единственного идеала научной рациональности, что он до конца не оформился, находится в процессе становления. Некоторые мыслители, в особенности философы позитивистской ориентации, пытаются доказать, что науки не нуждаются в мировоззрении. Другие (в частности, основатели физики XX века) подчёркивают эвристическое значение мировоззрения. Так, А. Эйнштейн писал: «Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность» (Собрание научных трудов.

 — М., 1967, т. 4, с. 142). М. Планк в докладе «Физика в борьбе за мировоззрение» подчёркивает: «Мировоззрение исследователя всегда участвует в определении направления его работы» (Plank M. Wege zur physikalischen Erkenntnia. Stuttgart, 1949, S. 285). На мировоззренческом уровне наука выявляется в виде
научной картины мира
(см. Научная картина мира) — высшего уровня научного знания, объединяющего исторически и дисциплинарно многообразную науку через её фундаментальные проблемы и принципы. Научная картина мира выражает степень и форму постижения человеком мира и менно через неё наука соотносится с другими типами мировоззрения, выступая как культурный феномен.

Философское мировоззрение, которое развивается в рамках философии (см. Философия) претендует на целостный образ мира, на постижение «мира как целого». В этом смысле метафизическая позиция находит в философии своё наиболее адекватное выражение и воплощение. Философия изначально противопоставляла себя и мифу, и религии, и искусству, а затем и науке, хотя во многом опиралась на них. Зародившись, фактически, вместе с другими видами мировоззрения, которые возникали с распадом древней мифологической картины мира, философия была занята поисками единства в разнообразном видимом мире, поисками всеобщего и целого. При этом проблемы философии принципиально не разрешимы до конца, они постоянно вновь и вновь возникают и воспроизводятся в различной форме, постановке, в зависимости от уровня развития и потребностей общественной жизни. Философское мировоззрение является самосознанием эпохи и общества, поэтому изменения в нём исторически обусловлены. Меняются постановки проблем, формулировки основного вопроса философии. Даются новые ответы на поставленные вопросы, предлагаются иные формы аргументации. Не меняется всеобщий, предельный характер решаемых проблем. Именно через ответы на поставленные вопросы человечество осознает свои пределы и раздвигает их, формируя и мир, и себя. Философия формирует идеи и концептуальные системы мира; на их основе она даёт оценку месту человека в мире и возможности преобразования мира человеком. Философия вырабатывает свою систему принципов и идеалов, определяющих смысл жизни человека в мире; а на их основе формулирует цели человека, определяет задачи его деятельности. Связываясь со своей собственной историей, философия, наконец, развивает духовный опыт человечества. Таким образом, философия находится в постоянном челночном движении: от наличного бытия — в сферу философского обобщения — и назад, в сферу жизни, впитывая и используя при этом достижения всех других типов мировоззрения.

В целом, мировоззрение, в особенности его научные, философские, социально-политические и религиозные формы, играет значительную организующую роль во всех сферах общественной жизни.

Мировоззрение как жизненный путь | Блог 4brain

Всемирно известная английская писательница Агата Кристи как-то заметила:

Странный этот мир, где двое смотрят на одно и то же, а видят полностью противоположное.

Агата Кристи

 Поразителен тот факт, что все мы, такие разные, такие особенные и индивидуальные, можем уживаться в одном мире, жить хотя бы в частичном взаимопонимании. Но почему мы так отличаемся? На самом деле, огромную роль в нашей жизни играет мировоззрение. Как оно формируется? Что собой представляет? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить далее.

Понятие и структура мировоззрения

Термин «мировоззрение» принадлежит области философского учения. Фактически, вся философская наука направлена, главным образом, на изучение мировоззрения человека, исследования источников его формирования и факторов, влияющих на него. Первыми философами, посвящавшими свои труды мировоззрению, были Иммануил Кант (не отличавший его от понятия «миросозерцание») и Вильгельм Шеллинг. Последний как раз использовал данный термин в том понимании, в котором мы трактуем его сегодня.

Отталкиваясь от накопленного философского знания, определим мировоззрение как совокупность наиболее общих представлений человека о мире, о его месте в этом мире, о его возможностях и о способах воплощениях этих возможностей в действительность. Из определения видно, что человек по ходу жизни формирует определенную картину мироздания, рефлексирует относительно своего места в нем, пытается оценивать свои возможности, силы, а также барьеры, которые мешают ему при осуществлении его планов.

Мировоззрение является составной частью миропонимания, под которым понимается уже сложившаяся система идей и понимания окружающего мира и своего места в нем. Однако ему, мировоззрению, предшествуют еще кое-какие этапы восприятия мира. В целом схема формирования оценки мира выглядит следующим образом:

Мироощущение → Мировосприятие → Мировоззрение → Миропонимание

При этом под мироощущением понимается наиболее поверхностный уровень восприятия мира, первичное осознание комфорта или дискомфорта в жизни, отдельной её части. Под мировосприятием же – уровень рассудка и формирования элементарных связей между своей личностью и окружающим миром.

Необходимо также помнить, что мировоззрение создается благодаря условиям окружающей среды, внешним факторам, но вся поступающая информация о них преломляется под нашим эмоциональным фоном, под которым понимается совокупность наших характерных черт, темперамент, особенности нервной системы и т.д. Поэтому важно поддерживать эмоциональный баланс, чтобы адекватно воспринимать окружающую действительность.

Важной составляющей мировоззренческой системы человека являются также нормы и ценности, сопровождающие период нашей жизни. При этом понимаются нормы религиозные, законодательные, моральные и прочее. Этот компонент мировоззрения формируется за счет места, в котором мы родились, менталитета, воспитания, интересов, а также других факторов.

Виды и типы мировоззрения

Классическая классификация мировоззрения сводится к выделению двух видов мировоззрения: обыденного и научного.

Обыденное мировоззрение носит стихийный характер, то есть оно формируется бессознательно, путём обычного восприятия информации, составления простых практических выводов, оценки чужих мнений и суждений, ежедневной практики. Обыденное мировоззрение формируется непрерывно и дополняется информацией с её последующей оценкой ежемоментно.

Научное же мировоззрение предполагает работу мышления, подключение аналитического аппарата, построение суждений на основе доказанной информации. Здесь нам уже приходится сталкиваться с какими-то проблемными ситуациями, противоречиями и пытаться их понять.

Деление мировоззрения на виды с указанными названиями довольно условно, потому что, в принципе, человек, работающий в сфере науки, может в большей степени оперировать обыденным мировоззрением, то есть опираться на доводы практические, не поддаваясь анализу происходящих в его жизни событий. В то же время человек, имеющий прикладной характер занятости, к примеру, продавец-консультант, няня или художник, могут мыслить довольно насыщенно, прибегая к сравнению, сопоставлению, изучению, анализу, критике. Такой личности, как правило, не просто навязать свое мнение, заставить её думать не так, как она бы предпочла в данный момент.

В философии также выделяют три типа мировоззрения, сформировавшиеся в ходе истории:

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Первый из указанных типов мышления основан на мифе как на попытке объяснить окружающие явления. Мифология возникла в первобытном обществе, и люди через образы себе подобных богов, зверей и других персонажей пытались объяснить то, что черпали из окружающей действительности. Зачем они это делали? Единственное, что побуждало их к этому – страх. Сегодня мифология также является частью культуры, и, следовательно, частью общества. Но зачем она нужна сегодня?

Людям всегда было свойственно «достраивать» те ситуации и обстоятельства, которые вызывали сомнения, «додумывать» то, что сложно объяснить. Форма мифологического эпизода – отличный способ сделать это при помощи элемента фантастики или сплетения, казалось бы, не связанных между собой идей. В общем виде, миф – это отражение жизненных кейсов с их приукрашиванием и конечным содержательным оформлением.

Религиозное мировоззрение возникло с образованием классового общества, когда появилась необходимость нахождения силы, способствующей сплочению общества, поиску компромисса между элементарными социальными группами. Не случайно глагол religare (лат.) переводится как «воссоединять».

Религиозное мировоззрение отличалось от мифологического более прогрессивным характером в силу наделения человека большим объемом свободы, которая, казалось, была ограничена божественными силами. Однако человек был наделен свободой выбора, волей, что в серьезной мере позволяло ему возвыситься над внешними обстоятельствами. Можно сказать, что человеческий страх обрел немного иную форму.

Религиозное мировоззрение и сегодня оказывает влияние на психологию личности. Статистические прогнозы указывают на рост числа верующих, особенно мусульман, которые к 2050 году составят около 30% населения (на сегодня – только 23% населения Земли). Поэтому если вы считали, что религия в наше время отходит на второй план, не торопитесь с выводами.

И последний тип мировоззрения – философский. Наиболее развитая, прогрессивная форма мировоззрения, которая предполагает возможность использовать свой аналитический потенциал, мышление, формулировать свою точку зрения вне зависимости от мнения других людей. Философский тип мировоззрения не обязательно предполагает изучение каких-то философских материалов, специализированной литературы. Это всего лишь возможность относиться описанным образом к любому материалу.

Зная типы мировоззрения, мы теперь можем проследить, как исторически менялось сознание человека, и какие пережитки прошлого могут сохраняться в нашем сознании по сей день. К примеру, страх внешних обстоятельств, создание вымышленных образов, облегчающих реальные модели поведения, нежелание бороться и искать выход из ситуации с помощью реальных методов и возможностей – типичные черты, доставшиеся нам от мифологического мировоззрения.

Религия же, нужно осознавать, первоначально опиралась на воссоединение людей, их примирение и связь с окружающим, порой жестоким миром посредством Бога, как сверхъестественной силы, а также служила ограничительным инструментом при регулировании поведения людей в социуме.

Философское мировоззрение уже в чистом виде предполагает избавление от стереотипов, навязанных как историческими формами мировоззрения, так и современным обществом. Поэтому умение анализировать события вокруг, опираться на доводы рассудка – черты именно философского мировоззрения.

Чтобы процесс образования мировоззрения проходил более легко и интересно, мы предлагаем вам начать с познания самого себя. Наша онлайн-программа «Самопознание» за 4 недели поможет вам узнать, чего вы реально хотите в жизни, каковы ваши сильные стороны и точки для развития.

Современный мир во многом требует от нас четкости и уверенности, при этом не давая её во внешних обстоятельствах. Давайте посмотрим, почему следует иметь конкретное понимание и восприятие мира.

Почему важно иметь четкое мировоззрение?

Действительно ли важно говорить о мировоззрении, знать и понимать его структуру, типы и т.п.? Конечно. Мировоззрение – это словно интерфейс программы, через которую вы оцениваете элементы окружающей среды, их функциональные связи, и пытаетесь занять свое место среди этих элементов. Чем более красочней и приятней интерфейс, тем больше вам нравится программа.

Мировоззрение формирует набор ценностей, идеалов, жизненных принципов человека, а все это взятое вместе задает правила, по которым вы играете, оказывает влияние на цели и ориентиры, которыми вы руководствуетесь в своей ежедневной практике. Если вы считаете, что биология – это скучно, а музыка таит в себе множество тайн и загадок, которые вам интересно разгадать, то это определит, скорее, вашу специальность, круг вашего общения, в некоторой степени ваш внешний вид, лексикон, манеру общения и многое другое. То есть мировоззрение напрямую влияет на нашу жизнь.

Если у вас остались какие-либо вопросы, вы можете посмотреть короткое, но содержательное видео о том, что такое мировоззрение и какова его роль:

Заключение

Завершая тему мировоззрения, хотелось бы показать вам фрагмент картины Александра Манна «Одинокая дорога», где представлен путь одинокого старца на фоне красочной природы:

Этот старец идёт в глубокой задумчивости, при этом его дорога освещена довольно теплым светом, слева от него течет ручей, путь его, по всей видимости, далёк и также одинок. В некоторой степени эта картина отражает наш жизненный путь и показывает, что все мы в этом мире – странники, пытающиеся окончить свой путь на том месте, к которому шли, при этом дорога наша должна быть освещена знаниями и положительными эмоциями. А ручей символизирует время, которое, как шло, идет, так и будет идти вне зависимости от того, есть старец на дороге или нет. То, как он видит свой путь, то, как к нему относится, и то, почему он выбрал именно его, определено его мировоззрением, что лишний раз доказывает его важную роль в жизни. Поэтому стремитесь к правильному выбору во всем.

Желаем вам отличного настроения и мировоззрения!

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание

Обзор четырех мировоззрений

Традиционное мировоззрение Современное мировоззрение Postmodern Worldview Интегральный мировоззрение
. реальность Плюралистический, фрагментарный, релятивистский взгляд на реальность
Целостный/единый, духовно-эволюционный взгляд на реальность
Знание через традицию, условность, писание (буквализм, догматизм) Знание через эмпирическую науку, рациональность, логику (позитивизм, сциентизм) Знание через качественные способы познания (социальный конструктивизм) Знание через интеграцию, смешанное методы (прагматизм, критический реализм)
Социальное Я Независимое Я Подлинное Я Взаимозависимое Я
Традиционные ценности (т. е. солидарность, безопасность, дисциплина, служение, вера, соответствие) Индивидуалистические ценности (т.е. достижения, гедонизм, успех, статус, власть, веселье) Постматериальные ценности (т.е. , самовыражение, воображение, открытость к изменениям) Универсальные ценности (т.е. самоактуализация, мудрость, универсализм, трансцендентность)
Акцент на семье, социальных ролях и правилах, законе и порядке Акцент на будущее, вера в прогресс, оптимизм Акцент на деконструкции нарративов, социальная справедливость Акцент на индивидуальной и культурной эволюции и росте
Природа как осмысленный, божественно созданный порядок (творение Бога) Природа как инструментальный, объективированный ресурс для эксплуатации внутренний источник, подавленный голос или сущность, большая система Природа как внутренне ценный, духовно значимый, партнер

В этой таблице представлен краткий обзор четырех мировоззрений и их отличительных различий

Краткое изложение четырех мировоззрений

Традиционные мировоззрения рассматривают вселенную как сотворенное Богом и находят истину и знания в традициях, обычаях и Священных Писаниях. . Они подчеркивают группу, сообщество и семью, а также потребность в социальных ролях и правилах, законе и порядке. Ими движут такие ценности, как солидарность, безопасность, дисциплина, подчинение, служение и вера; и часто имеют чувство высшей цели или призвания. Они видят природу как осмысленный, божественно созданный порядок, который они могут использовать, но также должны заботиться о нем. Великой силой этого мировоззрения является его приверженность группе, его дисциплина и порядок, а также его социальные ценности.

Современные мировоззрения рассматривают вселенную как физико-механическую, объективную сущность и находят истину и знания в (эмпирической) науке, рациональности и логике. Они подчеркивают достоинство личности и оптимистично указывают на возможности (технологического) прогресса в будущем. Ими движут такие ценности, как достижения, гедонизм, успех, знания, статус, власть, материальный комфорт и веселье. Они рассматривают природу как инструмент; ресурс, используемый людьми. Великая сила этого мировоззрения заключается в его приверженности индивидуальной автономии, достоинству и достижениям; рациональность и объективность.

Постмодернистские мировоззрения рассматривают вселенную как релятивистскую, плюралистическую и фрагментарную и находят истину и знание посредством субъективных и качественных способов познания, включая искусство и мораль. Они делают упор на самовыражение и скептически относятся к великим (особенно современным) нарративам, которые они считают угнетающими и служащими сильным мира сего. Они руководствуются такими ценностями, как разнообразие, подлинность, воображение, инклюзивность, равенство и защита окружающей среды. Они рассматривают природу как внутренний, субъективный источник. Великая сила этого мировоззрения заключается в его чувствительности к страданиям других и приверженности социальной справедливости.

Интегративное мировоззрение рассматривает вселенную как развивающееся, духовно значимое целое и находит истину и знание через интеграцию методов и парадигм, науки и духовности. Они подчеркивают необходимость личностного роста и рассматривают культурную «эволюцию» как решение наших глобальных проблем. Ими движут такие ценности, как самореализация, поиск истины и мудрости, мир во всем мире и сострадание. Они считают природу внутренне ценной и духовно значимой; партнер, с которым можно сотрудничать. Великая сила этого мировоззрения заключается в его стремлении интегрировать то, что фрагментировано и поляризовано.

Здесь вы можете узнать больше о смешанных результатах мировоззрения, категории, в которую попадают люди, если они не набирают достаточно высоких баллов по какому-либо из четырех мировоззрений.

Контекст

Эти четыре мировоззрения — и особенно традиционное, современное и постмодернистское — были признаны философами и социологами частью историко-развивающей траектории культурных эпох на Западе. Таким образом, эти мировоззрения говорят об идеях и ценностях, шаблонах и структурах, с которыми знакомо большинство из нас.

Однако эти мировоззрения являются тем, что социологи называют идеальными типами : идеями-конструктами, изображающими «чистые» или идеализированные структуры и паттерны, узнаваемые в окружающем нас мире, но обычно не существующие в этих чистых формах. Эти идеальные типы служат аналитическим инструментом, эвристикой, помогающей нам привести в порядок кажущийся хаос социальной реальности и «увидеть лес за деревьями».

Кроме того, хотя эти мировоззрения были обнаружены в ходе исследований в западном контексте, существует существенная поддержка идеи о том, что эти мировоззрения актуальны и узнаваемы за пределами Запада. Возьмем, к примеру, идеи, полученные в результате Всемирного исследования ценностей, крупнейшего из когда-либо проводившихся некоммерческих, межнациональных, эмпирических исследований временных рядов человеческих убеждений и ценностей.

Анализ данных, проведенный политологами Рональдом Инглхартом и Кристианом Вельзелем, утверждает, что в мире существуют два основных аспекта межкультурных различий. Как показывают их результаты, массовые культурные изменения наблюдаются с течением времени и во всем мире, со сдвигом от традиционных ценностей, доминирующих в более аграрных обществах (созвучных с традиционным мировоззрением), к секулярно-рациональным ценностям в индустриальных обществах (современных мировоззрение). А также сдвиг от значений выживания к ценности самовыражения доминирующие в постиндустриальных обществах (постмодернистское мировоззрение).

Это говорит о том, что по крайней мере традиционные, современные и постмодернистские мировоззрения наблюдаются и за пределами Запада. Интегративное мировоззрение не выделяется (пока?) четко в «Обзоре мировых ценностей», но широко описано различными философами (например, Жаном Гебсером, а в более современное время — Кеном Уилбером), а также признается в эмпирических работах.

Таблицы, исследования и видеолекции

В этой публикации вы можете найти гораздо более подробную версию приведенной выше таблицы (на стр. 102), а также обширный отчет об исследовании, на котором основан Тест Мировоззрения.

Здесь вы можете прочитать об исследовательском подходе, использованном при разработке Теста мировоззрения.

Здесь вы можете найти короткую видео-лекцию (22 минуты), объясняющую четыре мировоззрения, а также знакомящую с подходом к пониманию и отношению к этим мировоззрениям. Кроме того, есть видеолекция о том, что такое мировоззрение (9минут) ~ то есть как определить и понять этот термин. И тот, в котором говорится о том, почему изучение нашего мировоззрения важно и важно (18 минут).

Четыре основных мировоззрения — Grace Communion International


В этой статье представлен обзор четырех основных мировоззрений, наиболее распространенных в современном мире. «Мировоззрение» — это способ мышления об истине и реальности. В нем суммируются основные выводы о жизни и смыслах, которые человек выявляет и которыми живет сознательно или бессознательно. Джеймс Сир, в The Universe Next Door дает следующее определение «мировоззрения»:

Мировоззрение – это набор предположений (предположений, которые могут быть верными, частично верными или полностью ложными), которых мы придерживаемся (сознательно или подсознательно). , последовательно или непоследовательно) об основном устройстве нашего мира. Или мы могли бы просто сказать, что это общая сумма того, что мы думаем о самых важных вопросах жизни.

Сир предлагает следующие семь вопросов, которые мы можем задать себе при определении нашего собственного мировоззрения. Если кратко, то они следующие:

  1. Что такое первичная реальность — действительно реальная? На это мы могли бы ответить: Бог, боги или материальная вселенная.
  2. Что такое природа внешней реальности, то есть окружающего нас мира? Видим ли мы мир сотворенным или автономным, хаотичным или упорядоченным, материей или духом? Подчеркиваем ли мы свое субъективное, личное отношение к миру или его объективность помимо нас?
  3. Что такое человек? Являемся ли мы сверхсложными машинами, спящими богами, людьми, созданными по образу и подобию Бога, или «голыми обезьянами»?
  4. Что происходит с человеком после смерти? Личное угасание, трансформация в более высокое состояние или уход в призрачное существование на «ту сторону»?
  5. Почему вообще можно что-то знать? Примеры ответов включают идею о том, что мы созданы по образу всезнающего Бога или что сознание и разум развились под давлением выживания в ходе длительного процесса эволюции.
  6. Откуда мы знаем, что правильно, а что нет? Это потому, что мы созданы по образу Бога, чей характер добр? Определяются ли правильное и неправильное только человеческим выбором? Или представления просто развились под давлением культурного и физического выживания?
  7. В чем смысл истории человечества? Осуществление намерений Бога или богов, создание рая на земле, подготовка людей к жизни в общении с любящим и святым Богом или что-то еще?

Какие бы ответы мы ни давали на подобные вопросы, очевидно, они окажут большое влияние на такие вопросы, как наши жизненные цели — то, как мы принимаем решения; как мы относимся к другим людям; то, как мы себя ценим; наше отношение к материальным благам; то, как мы встречаем смерть; что мы считаем неправильным в мире и как мы собираемся это исправить; как мы относимся к человеческим потребностям, к структуре семьи, к тем, кто не входит в нашу общину, к правам человека или к правительству. Хотя мы и признаем, что говорят мы верим и то, как мы ведем себя не всегда совпадают, наши действия часто четко указывают на то, во что мы действительно верим.

Имея в виду эти вопросы, давайте вкратце рассмотрим, возможно, четыре основных мировоззрения, которых придерживаются люди в современном мире. Важно отметить, что следующие резюме чрезвычайно кратки и могут показаться вам упрощенными. Конечно, мы могли бы найти вариации каждого из них. Однако они даны для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что эти мировоззрения различны и что различия не могут не сказываться на том, как мы живем. Некоторые люди выбирают фрагменты, которые им нравятся, из двух или более из этих мировоззрений, и в итоге получают мешанину убеждений, но обычно это результат недостаточно глубокого осмысления проблем. Если действительно одно из них должно быть истинным, а другие ложными, то то, какое из них мы выбираем, не может не иметь важных последствий как для настоящего, так и для будущего.

Сэмюэл Джонсон, эссеист и составитель словарей восемнадцатого века, сказал: «Истина, сэр, — это корова; который, когда скептики обнаружили, что он больше не дает им молока, они пошли доить быка». Но доить быка не только бесполезно. Это может быть даже опасно для здоровья!

1. Атеистический материализм

Это мировоззрение относительно недавно появилось на исторической арене во всех значительных отношениях, но сейчас, похоже, оно находится в упадке. Статистик Дэвид Барретт говорит, что с 1970 число атеистов сократилось с 4,6% населения мира до 3,8% (222 миллиона). Он прогнозирует продолжение снижения.

Реальность
Эта материальная вселенная и есть то, что действительно реально. Как выразился Карл Саган, астрофизик и популяризатор науки, «Космос — это все, что есть или все, что когда-либо будет». Существующая научная точка зрения на то, как возникла Вселенная, которую сейчас преподают в крупных университетах мира, состоит в том, что вся она возникла в результате «большого взрыва» несколько миллиардов лет назад. Атеист сказал бы, что это было инициировано каким-то пока неизвестным физическим процессом.

Люди
Человеческое сознание и разум развились из химических веществ в результате длительного процесса случайной эволюции. Личность развилась из безличных атомов водорода. «Бог — это код ДНК», — говорит Тимоти Лири. Мы все продукты материи, времени и случая.

Как мы познаем вещи?
Знание является результатом физических процессов в нашем мозгу. Проблема здесь была хорошо выражена профессором Холдейном следующим образом: «Если мои психические процессы полностью определяются движением атомов в моем мозгу, у меня нет оснований предполагать, что мои убеждения верны… и, следовательно, у меня нет оснований предполагать, что мои мозг состоит из атомов». Если мое самосознание, интеллект и способность делать выбор — это нечто большее, чем просто движение атомов в моем мозгу, то, согласно материалистическому взгляду, это самосознание каким-то образом возникло только в результате физических процессов.

Значение
Поскольку нет разумного существа, которое все это спланировало, жизнь имеет только то значение, которое мы, люди, хотим придать ей. Кто-то не придал бы этому значения. Пьеса Сэмюэля Беккета « Дыхание » — это 35-секундная пьеса, в которой нет актеров-людей. Реквизит представляет собой груду мусора на сцене, освещенную дракой, которая начинает тускнеть, светлеть (но никогда полностью) и затем отступает в сумрак. Слов нет, только «записанный» крик, открывающий спектакль, вдох, выдох и такой же «записанный» крик, закрывающий спектакль. Для Беккета жизнь – это такое «дыхание».

Смерть
Смерть — это конец нашего личного существования — клякса! «Человеческая судьба, — признается Эрнест Нагель в «Пересмотренный натурализм», , — [является] эпизодом между двумя забвениями».

Мораль и ценности
Правильное и неправильное — это просто то, что мы решаем сами, как люди, индивидуально или в группах. Обычно это решение большинства, которое выигрывает день.

История
История не имеет конечной цели. Мы должны максимально использовать то, что у нас есть. В конце концов, эта планета обязательно сгорит или замерзнет, ​​и это будет конец всему.

2. Индуизм, буддизм и мышление Нью Эйдж

В этом мировоззрении основное внимание уделяется себе, тому, как мы можем улучшить себя, а не тому, как мы можем познать Бога и лучше служить Ему и другим. Типичное утверждение из популярного журнала New Age гласит:

Все пути ведут к Богу. Истинный путь, в конце концов, становится саморасширением: путем любви к себе. Затем человек демонстрирует, что он может проявлять Бога и ему больше не нужно искать эту информацию вне себя. Они сами стали путем.

Было бы упрощением смешивать индуизм и буддизм, но у них действительно есть определенные общие верования. Мышление Нью Эйдж имеет тенденцию быть адаптацией некоторых из этих восточных верований к западной культуре.

Реальность
Все есть Бог. Все мы разделяем одну и ту же сущность или «вещество» реальности, которой является дух (индуизм — Брахма; буддизм — нирвана). Эта философия единства всех вещей была названа монизмом. Основная философия мышления Нью Эйдж сведена к трем содержательным высказываниям: «Все есть Бог», «Все есть одно» и «Все хорошо». Концепция Нью Эйдж о Боге безлична и обычно описывается как Сила, Энергия, Сущность, Сознание, Вибрация, Принцип или Бытие.

Материя
Этот материальный мир нереален, своего рода фантазия или сон. «Реализованная душа» понимает, что этот мир ничего не значит и не имеет ценности. В конечном счете спасение состоит в бегстве от материи. Представители Нью Эйдж склонны придавать этому миру немного больше значения, чем индуисты и буддисты.

Люди
Мы едины с Богом. Подчеркивается наше единство со всей реальностью. Индивидуальная личность недооценивается.

Смысл
Смысл жизни приходит через осознание того, кто мы есть в нашем единстве с божественным духом. Не существует критериев, позволяющих отличить истинный религиозный опыт от ложного. «Я верю» имеет тенденцию становиться «я чувствую».

Откуда мы познаем истину
Наше важное знание приходит из ухода от мира, взгляда внутрь, соприкосновения с нашим истинным я, божественным внутри. Индуизм, буддизм и нью-эйдж разделяют недоверие к разуму. В индуизме и буддизме Предельное неизвестно и непознаваемо. нети нети «не то, не то».

Нравственность
Грех — это просто незнание истинной природы реальности. Нам нужно просветление, а не покаяние. Страдание, а не зло, рассматривается как наша главная проблема, и большая часть индуистской и буддийской философии является ответом на это. Для некоторых не существует объективного стандарта правильного и неправильного. Как выразился один духовный мудрец из Индии: «Вопрос не в том, хороший ты или плохой… хорошее и плохое относительны. Это две стороны одной медали, части одного целого». В том же духе Карл Фредерик писал в Играя в игру по-новому,  «Ты — высшее существо… нет правильного или неправильного». Философию гуру Нью-Эйдж Ширли Маклейн, как и многих других сторонников Нью-Эйдж, можно резюмировать так: «Если вам нравится, делайте это».

Смерть
Мы умираем только для того, чтобы возродиться в непрерывном цикле возрождения-реинкарнации. В нашей следующей пятерке мы будем терпеть последствия нашего поведения в этой — восточное учение о Карме. Если нам удастся продвигаться по ступеням просветления, мы в конце концов выйдем из этого цикла в Нирвану, где индивидуальная личность будет поглощена полным единством с Высшей Реальностью, подобно волне, поглощаемой обратно в океан. Большая часть буддизма отрицает личностную природу Бога. Мыслители Нью Эйдж, как правило, несколько более оптимистичны в отношении нашего постоянного продвижения в этом процессе, чем индуисты и буддисты.

История
Поскольку мы захвачены этим постоянным циклом возрождения, история не имеет большого значения. Восточная религия имеет тенденцию не понимать мир с точки зрения цели. Как кто-то сказал, есть «движение и изменение без вовлечения идеи цели».

3. Постмодернизм

Постмодернизм — это термин, используемый социологами и другими специалистами для описания образа мышления, который стал очень распространенным в западном мире в течение последнего поколения. Это подход к реальности, который оказывает значительное влияние на литературу, театр, искусство, образование, психотерапию, право, науку, архитектуру, изучение истории и взгляды людей на религию. Некоторыми значительными писателями, которые продвигали постмодернизм, являются де Ман, Джеффри Хартман, Гарольд Блум, Дж. Хиллис Миллер, Жан-Франсуа Литар, Мишель Фуко, Жак Деррида и Ричард Рорти. Его истоки находятся в философии Ницше, Хайдеггера, Маркса и Фрейда. В некоторых моментах, особенно в отношении к истине, оно похоже на мышление Нью Эйдж. Как способ мышления его вряд ли можно описать как «мировоззрение», поскольку один из его принципов состоит в том, что больше не существует какой-то одной большой истории, которая могла бы объяснить наши маленькие истории. Другими словами, «мировоззрения» исключены!

Реальность
Мы все создаем свою собственную реальность. Бога склонны игнорировать. Если он (она, оно?) существует, то ему уж точно нечего сказать о том, во что мы должны верить или как нам себя вести.

Истина и разум
Абсолютной истины не бывает. Гуру Нью Эйдж Ширли Маклейн придерживается типично постмодернистской точки зрения. В эпизоде ​​ «На грани» она спрашивает Дэвида, своего духовного наставника, верит ли он в реинкарнацию. Он отвечает: «Это правда, если вы в это верите, и это касается всего». Как объясняет профессор Уитонского колледжа Роджер Лундин в  Культура интерпретации, в постмодернизме «все принципы являются предпочтениями — и только предпочтениями». В результате «они не что иное, как маски для воли к власти». Постмодернизм недоверчив ко всякому авторитету и догматизму. Он часто превращает священных коров разума и науки Просвещения в инструменты угнетения. Ученый-феминистка Сандра Хардинг жалуется, что наука воплощает ориентированный на мужчин взгляд, который является «культурно принудительным».

Эмоции, чувства, интуиция, размышления, магия, миф и мистический опыт теперь в центре внимания. «Я знаю» заменено на «я чувствую». Существует блеф о разнице между нами и реальным миром.

Постмодернистское отвращение к истине хорошо выражено Алланом Блумом в «Закрытие американского разума».

Опасность… не ошибка, а нетерпимость. Релятивизм необходим для открытости; и это добродетель, единственная добродетель, которой все начальное образование на протяжении более пятидесяти лет посвятило себя [обучению]. Открытость — и релятивизм, который делает ее единственно правдоподобной позицией перед лицом различных претензий на истину, различных образов жизни и типов людей — является великим прозрением нашего времени. Истинно верующий представляет реальную опасность. Изучение истории и культуры учит, что в прошлом весь мир был сумасшедшим; люди всегда считали себя правыми, и это приводило к войнам, гонениям, рабству, ксенофобии, расизму и шовинизму. Дело не в том, чтобы исправить ошибки и действительно оказаться правым; скорее это не думать, что вы правы вообще.

Зигмунд Фрейд с поразительной точностью описал этот результат почти сто лет назад:

По сути, мы находим только то, что нам нужно, и видим только то, что хотим видеть. У нас нет другой возможности. Так как критерий истины — соответствие внешнему миру — отсутствует, то совершенно безразлично, каких мнений мы придерживаемся. Все они одинаково верны и одинаково ложны. И никто не имеет права обвинять кого-либо еще в заблуждении.

Кто-то сказал, что теперь мы перешли от убеждения, что каждый имеет право на собственное мнение, к понятию, что каждое мнение одинаково верно!

Хороший обзор постмодернистского мышления дает Ос Гиннесс в Здоровых телах, жирных Умах .

Если модернизм был манифестом человеческой уверенности в себе и самодовольства, то постмодернизм — это признание скромности, если не отчаяния. Нет правды, есть только истины. Принципов нет, есть предпочтения. Нет большой причины, есть только причины. Нет привилегированной цивилизации, есть лишь множество культур, верований, периодов и стилей. Нет грандиозного повествования о человеческом прогрессе, есть только бесчисленные истории о том, где сейчас находятся люди и их культуры. Нет простой реальности или какой-либо великой объективности универсального, обособленного знания, есть только непрекращающееся представление всего в терминах всего остального. В общем, постмодернизм… это крайняя форма релятивизма.

Религия
Постмодернизм не исключает религию, как это делал модернизм с его упором на человеческий разум. Однако одобренные религии сильно отличаются от христианства. Вы можете верить во что хотите. Идите к тому, что заставляет вас чувствовать себя хорошо. Религия в стиле столовой. Вы выбираете то, что вам нравится из того, что разложено перед вами, и готовите еду на свой вкус. Имеются прочные связи с язычеством.

Мораль
Все моральные ценности относительны. Каждый человек или культура развивает свои собственные моральные ценности. Важный вопрос не в том, «Правильно ли это?» но «Что это даст мне?» Особое внимание уделяется тому факту, что мы сформированы нашей культурой, и, как следствие, уменьшению личной ответственности.

Толерантность
Терпимость к другим взглядам — один из столпов постмодернизма. Однако есть одна группа людей, на которых эта терпимость не распространяется, те, кто считает, что истина важна! Эта нетерпимость особенно направлена ​​на тех, кто думает, что другие могут быть неправы. Постмодернистский аналитик Фредерик Тернер, например, в Будущее богов: заметки о постмодернистской религии, призывает к терпимости и синкретизму (смешению разных религий). Однако в той же статье он называет евангельское христианство «мусорной религией»!

Индивидуализм
Особое внимание уделяется индивидуализму. В американском судебном деле Planned Parenthood v. Casey, оправдывая лицензию на аборт, суд заявил, что каждый человек должен сам определять «концепцию существования, смысла, вселенной и тайны человеческой жизни. ”

История
Историю много переписывают. То, что произошло на самом деле, либо неизвестно, либо неважно. Печальный симптом этого можно увидеть в опросе, показывающем, что 33% американцев придерживаются точки зрения, что Холокоста, убийства шести миллионов евреев нацистами во время Второй мировой войны, возможно, никогда не было.  

Уильям Девер в превосходной статье в журнале Near Eastern Archeology о подходе некоторых писателей к истории и археологии в частности говорит:

Такое «постмодернистское» мышление затронуло почти все дисциплины с [примерно] 1950 года, как в естественных, так и в социальных науках, до такой степени, что теперь оно считается само собой разумеющимся в качестве господствующей парадигмы.

4. Христианство

Есть один Бог бесконечной мудрости, святости и силы, который существует вечно. Бог индивидуален и существует внутри себя как три лица: Отец, Сын и Святой Дух, которые всегда существовали в любовных отношениях.

Материя
Вселенная является творением этого Бога и зависит от него в своем существовании. У него было начало, и в его нынешнем виде будет конец. Материя реальна и хороша. Сам Бог разделял сотворенную человеческую природу в лице Иисуса Христа. Хотя Бог поддерживает сотворенную вселенную, он отличен от нее. Он сам вне пространства и времени.

Люди
Бог создал людей «по своему подобию» с самосознанием, свободой делать выбор, моральной ответственностью, интеллектом и духовными качествами, которые позволяют нам относиться к Нему лично. [Такие вопросы, как сотворение человека, его место во Вселенной и отличие от животного мира, я рассматривал в брошюре The C Дополнительный характер науки и христианства. ] Его желание состоит в том, чтобы мы вступили в отношения любви, которые уже существуют в личностях божественной Троицы, и наслаждались общением с ним, как в этой жизни, так и в вечности. Мы все испортили своим своенравием, но Он действовал в Иисусе Христе, чтобы восстановить это общение. Подробнее об этом позже.

Смерть
Мы существуем после смерти, либо в отношениях с Богом, либо без него, в зависимости от выбора, который мы сделали в этой жизни. Поскольку материальное творение имеет значение для Бога, наши тела воскреснут во время Второго пришествия Христа, хотя и в преображенном состоянии, аналогичном воскресшему телу Христа.

Как мы познаем природу реальности?
Бог дал нам разум, который, как Он ожидает, мы будем использовать, будь то в нашем понимании вселенной или наших знаниях о нем. Однако наша моральная извращенность влияет на нашу способность ясно мыслить, особенно когда речь идет об истине о духовных вопросах. Истина о Боге, значении жизни и смерти и тому подобных вещах приходит к нам через откровение. Другими словами, Бог открывает эту истину тем, кто достаточно смирен, чтобы принять ее.

Нравственность
 Поскольку Бог совершенно добр, он создал людей с такими же качествами нравственной добродетели. Однако люди злоупотребили предоставленной им свободой, и наша моральная природа исказилась. Наша доброта запятнана «грехом», и это влияет на наши отношения с Богом, чья справедливость требует осуждения зла.

История
Бог открывает Свои цели в истории. Это «его история». Он дал о себе знать своими действиями в истории и тем, что открыл себя избранным личностям, и особенно тем, что пришел в мир в лице Иисуса Христа. История имела начало и завершится возвращением Иисуса Христа, которого Он назначил судьей рода человеческого. В конце концов Бог создаст «новые небеса и новую землю», на которых его народ будет жить вечно в любящих и радостных отношениях с ним.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *