24.11.2024

Межличностные роли примеры: Межличностная роль

Межличностная роль

У каждого человека в системе отношений своя межличностная роль. При этом последняя налагает на человека определенные права и обязанности. Отметим, что большинству межличностных ролей не обучают. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Как правило, индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, а также в том, что делает человек, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора. В то же время, благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений, можно говорить о типичных межличностных ролях, о системе шаблонов понимания, координации и согласования поведения людей, составляющих пару.

Например, в ситуации сотрудничества могут возникнуть следующие межличностные роли: коллега, партнер, клиент, поклонник, объект любви и т.д. В ситуации конкуренции – это соперник, враг, заговорщик, союзник и т.

д. В ситуации конфликта – это провокатор, обидчик, агрессор, драчун и т.д.

Можно сказать, что межличностные роли отражают функционально-организаторскую зависимость людей в их совместной деятельности.

Роль социальная – это совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы.

В процессе взаимодействия социальный контроль осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, которые «используются» общающимися людьми.

Роль социальная – это совокупность норм,

определяющих поведение действующих

в социальной системе лиц в зависимости

от их статуса или позиции, и само поведение,

реализующее эти нормы.

Понятие социальная роль было предложено

независимо друг от друга американскими

социологами Р. Линтоном и Дж.Мидом в 1930-х гг. Р.Линтон трактовал социальную роль как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, а Дж.Мид – в плане непосредственного взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности.

Так в ролевом описании общество или любая социальная группа предстает в виде набора определенных социальных позиций (рабочий, ученый, школьник, муж, солдат и т.д.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям (экспектациям) других людей, связанных с данной позицией. Кроме этого, один и тот же человек выполняет различные роли, входя в различные ситуации общения, порой попадая в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные роли оказываются плохо совместимыми. Например, являясь по своей служебной роли начальником n-отдела, она, заболев, выполняет предписания врача, оказавшись в роли покорной жены; принимая же гостей, она радушная хозяйка… Выступая в роли матери 14-летнего сына и замечая в нем недостатки, с одной стороны убеждена в необходимости усиления требовательности к нему, а с другой стороны – проявляет слабость, потакая ему и тем самым способствует закреплению отрицательных черт.

Исполняя различные роли, взаимодействия людей регулируются еще ролевыми ожиданиями. Хочет того или не хочет, но от человека окружающие ожидают поведения, которое соответствовало бы определенному образцу. При этом каждая роль обязательно получает общественную оценку, и даже незначительное отклонение от образца осуждается. Можно сказать, что необходимым условием успешного межличностного общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Способность и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидания того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть, называется тактом.

Человеческая жизнедеятельность не исчерпывается только ролевым поведением, т.е. шаблонным. Так за пределами социальных ролей остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного) и спонтанного поведения, в том числе новаторская деятельность человека, созидающая новые нормы и новые социальные роли. Точно также и структура личности не сводится к совокупности социальных ролей: их интериоризация (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность, складывающуюся на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.

Классификации ролей

29.05.2012


В работах, посвященных ролевым теориям, можно найти множество классификаций ролей по различным критериям. В этих классификациях мы не обнаружим четкого деления между социальной ролью, которая детерминируется местом носителя данной роли в системе общественных отношений, и межличностной ролью, которая определяется положением индивида в системе межличностных отношений. Прежде всего, редко употребляется сам термин «социальная роль». Чаще фигурирует термин «роль индивида». Так, например, Т. Сарбин и В. Аллен в отдельных случаях употребления термина «социальная роль» тут же разъясняют, что он является для них синонимом термина «межличностная роль».

Выделяя формальные и неформальные роли как относящиеся соответственно к макро- и микроструктуре, они видят основное различие между ними в том, что в отношении формальных ролей у участников взаимодействия имеются более единые и четкие представления о правах и обязанностях носителей этих ролей, которые часто бывают даже зафиксированы в письменной форме, чем о правах и обязанностях носителей неформальных ролей.

Т. Шибутани, в свою очередь, по этому признаку подразделяет роли на «конвенциональные», т.е. такие, в отношении которых у членов общества имеются общепринятые, конвенциональные представления о том, каково должно быть поведение исполнителей этих ролей, и на «межличностные», в отношении которых нет подобных более или менее единых представлений. Нет сомнения в том, что социальные роли более жестко детерминированы, чем межличностные, поскольку они непосредственно связаны с общественно необходимой деятельностью и объективными общественными отношениями.

Представления о правах и обязанностях носителей социальных ролей достаточно четко отражаются в сознании членов общества, так как без этого было бы невозможно организовать даже самую элементарную общественно необходимую деятельность. Межличностные роли гораздо более неопределенны по форме своего выражения в конкретном поведении именно потому, что они связаны с субъективными отношениями, с психическими свойствами индивидов, обладающими гораздо большим разнообразием и неопределенностью, чем объективные закономерности общественного развития и функционирования общества.

Степень единства и четкости представлений о ролевых требованиях у членов общества в основном зависит от содержания и характера самих ролей, поэтому нельзя абсолютизировать субъективное восприятие роли и отрывать его от содержательных, деятельностных аспектов роли, от ее связи с социальными отношениями. В данном вопросе также находит свое отражение один из методологических принципов интеракционизма — сведение социальных отношений лишь к межличностным.

Широко распространено предложенное Тибо и Келли деление ролей на «предписанные» («prescribed»), т.е. внешне заданные, не зависящие от усилий индивида, и «достигнутые» («achieved»), т.е. те, которые достигнуты благодаря личным усилиям данного индивида.

Р. Линтон выделяет роли активные и латентные. Это деление обусловливается тем, что индивид как член общества участвует во многих отношениях и является одновременно носителем многих ролей, но в каждый данный момент он может активно выполнять лишь одну роль. Именно она будет активной, а другие будут оставаться латентными, каждая из которых может стать активной в зависимости от вида деятельности индивида и конкретных обстоятельств.

Т. Сарбин и В. Аллен классифицируют роли в зависимости от степени интенсивности их исполнения, от степени включенности в роль. Они выделяют семь таких стадий — от нулевой, когда индивид лишь числится носителем какой-либо роли, но, по существу, ее не выполняет, до максимальной включенности, которой считается исполнение какой-либо роли под воздействием веры в сверхъестественные силы. К промежуточным стадиям они относят «ритуальные роли» — вторые по степени включенности. Здесь имеются в виду различные роли, в том числе и профессиональные, которые исполняются индивидом полуавтоматически, без заинтересованности. Далее следует, по их терминологии, «углубленное исполнение роли», в качестве примера которой приводится успешное вхождение в роль актера. Следующие стадии связаны с исполнением роли в состоянии гипноза, невроза, экстаза и, наконец, под воздействием веры в сверхъестественные силы.

В вышеприведенной классификации наибольшее внимание уделяется либо незначимым для человека ролям, либо их исполнению в несвойственных для повседневной деятельности человека состояниях и меньше всего говорится об «углубленном исполнении роли», в качестве примера которой приводится лишь актерская деятельность. Нетрудно заметить, что во всех приведенных классификациях ролей берутся отдельные случайные критерии и нет попыток свести их в какую-либо единую систему.

Довольно большое место в ролевых теориях уделяется исследованию эмпатии как способности входить в роль другого не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне, т. е. не только знать, но и сопереживать роль другого вместе с ее исполнителем. В качестве примера может быть приведено исследование Р. Тернера о функции эмпатии в процессе взаимодействия. Главный вывод Р. Тернера заключается в том, что эмпатия выполняет положительную функцию для участников взаимодействия в том случае, когда взаимодействующие индивиды добиваются общей цели, и  отрицательную, когда они преследуют противоположные цели, как, например, солдаты враждебных армий в ходе боевых действий.

Большое число теоретических и эмпирических работ в области ролевых теорий посвящено анализу факторов, воздействующих на восприятие и выполнение индивидом той или иной роли. При этом можно выделить следующие группы факторов:

  1. знание роли, или представления о правах и обязанностях, связанных с данной ролью, т.е. когнитивный аспект;
  2. значимость выполняемой роли, т.е. эмоциональный аспект;
  3. умение выполнять данную роль, т.е. поведенческий аспект;
  4. способность рефлексировать свое ролевое поведение. Исследование этих факторов имеет прямое отношение к изучению ролевого конфликта.

Ключевые слова: Роль

Источник: Андреева Г.М., Зарубежная социальная психология ХХ столетия

Материалы по теме

Социальная роль, ролевые ожидания и статус

Семечкин Н.И., Психология малых групп

Роль лидера

Семечкин Н.И., Психология малых групп

Виды обучения ролям

Фролов С.С., Основы социологии

Способы разрешения ролевых конфликтов

Фролов С.С., Основы социологии

Личность и социальные роли

Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш….

Социальная роль как единица общественной структуры

Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Социальные роли

Кравченко А. И., Основы социологии и политологии: учебник для бакалавров. -Москва : Проспект…

Ролевые теории личности

Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

3 различных типа межличностных ролей

Давайте подробнее рассмотрим межличностные роли менеджера.

Менеджеры низшего звена будут иметь другие межличностные роли, чем менеджеры среднего звена.

То же самое относится и к высшему руководству.

Межличностные роли менеджера включают действия в качестве:

  • менеджера
  • лидер
  • командный игрок

Как менеджер ваша межличностная роль заключается в обеспечении того, чтобы каждый понимал свои роли и цели, свои обязанности, свои обязанности.

Это выполнение задач ЧЕРЕЗ людей. Это означает не просто выкрикивание приказов, а общение таким образом, чтобы создать заинтересованность в выполнении работы.

Это «как», а не «что», и поэтому существует большая разница между Обучение навыкам управления , которое мы проводим, и Программы обучения развитию лидерских качеств , которые мы проводим. Там другой акцент.

Когда вы слышите термин «управление», вы обычно думаете о необходимости управлять ресурсами и задачами, а не людьми.

Мне нравится думать, что они идут рука об руку. Задачи сами не решаются!

Итак, необходимые навыки включают:

  • Уверенное планирование
  • Эффективная организация
  • Эффективный контроль

К ним относятся способность управлять бюджетом, ставить эффективные цели и быть объективным при определении задач управления временем.

Как следует сообщать об этих задачах?

Ваши навыки межличностного общения определят успех всего, что необходимо сделать.

Итак, будьте ясны в своих ожиданиях. Будьте точны в своих потребностях и желаниях. И будьте убедительны в своих желаниях по срокам, которые должны быть выполнены.

Как насчет вашей роли лидера?

Здесь действительно можно развить свои навыки межличностного общения.

Ранее мы отмечали, что мы управляем задачами и ресурсами.

Мы также должны помнить, что люди не хотят, чтобы ими управляли; но они хотят быть лидерами.

Вот некоторые навыки, которые можно развивать с течением времени

Коммуникативные навыки , которые включают Вербальное общение – что мы говорим и как мы это говорим; Невербальное общение – то, что мы общаемся без слов, например, посредством языка тела или тона голоса; и

Навыки слушания – как мы интерпретируем вербальные и невербальные сообщения, посылаемые другими.

Эмоциональный интеллект – способность понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других.

Работа в команде – способность работать с другими в группах и командах, как формальных, так и неформальных.

Навыки ведения переговоров, убеждения и влияния – работа с другими для достижения взаимоприемлемого (выигрыш/выигрыш) результата. Это можно рассматривать как подмножество коммуникации, но его часто рассматривают отдельно.

Разрешение конфликтов и посредничество – работа с другими людьми для разрешения межличностных конфликтов и разногласий в позитивном ключе, что опять-таки можно рассматривать как разновидность общения.

Решение проблем и принятие решений – работа с другими для выявления, определения и решения проблем, что включает в себя принятие решений о наилучшем образе действий. Совершенствуя эти конкретные навыки, вы создаете шансы мотивировать и вовлекать свою команду, чтобы производить больше и придавать больше импульса.

Вы также должны демонстрировать отличные навыки межличностного общения, будучи командным игроком . Вы можете видеть себя не членом команды, а ее подставным лицом. Но ваша роль командного игрока также должна развиваться. Наши межличностные роли часто охватывают работу в качестве командного игрока.

Как вы можете это сделать?

Командные игроки: – Создавайте командный дух – Ставьте на командные цели – Выступайте в качестве поддержки – Знайте свои навыки, сильные и слабые стороны

Требуемые навыки межличностного общения включают: – Навыки хорошего качества встреч – Навыки творческого решения проблем – Навыки решительного принятия решений – Отличные навыки задавать вопросы и слушать

Работа менеджера требует, чтобы мы играли разные роли в межличностных отношениях в разное время. Наши навыки межличностного общения будут определять успех ролей, которые мы играем, и помогут поддерживать наши общие показатели успеха.

Дополнительные ресурсы межличностных ролей

Вот несколько полезных ресурсов по межличностным ролям.

Пожалуйста, нажмите ниже , чтобы узнать больше:

 

Надеюсь, эти ресурсы помогли вам. Если вы хотите вывести свою управленческую игру на новый уровень, у нас есть ряд решений Management Training , которые могут вам помочь, включая БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-курс по менеджменту , состоящий из 5 видеомодулей и вспомогательных материалов. Курс охватывает эффективный коучинг, стили лидерства , как делегировать полномочия, как управлять своими командами и все, что вам нужно знать о том, как давать и получать обратную связь!

Еще раз спасибо

Sean

Шон Макфейт

Управляющий директор

Обучение MTD

Межличностные роли — определение и более

Главная gmo Terms → Interpersonal Roles

(3: : : : : : : : : : : : .

межличностных ролей — это те, которые включают людей (подчиненных и лиц вне организации) и другие обязанности, которые носят церемониальный и символический характер. Три межличностные роли: номинальный глава, лидер и связующее звено. Они следующие:

  • Подставное лицо — это символические обязанности. Природа этих обязанностей носит социальный или юридический характер.
  • Лидер. Это включает в себя каждый аспект качественного лидерства, включая формирование команды, руководство членами, их мотивацию и построение прочных отношений.
  • Связь — включает в себя поддержание и развитие сети для помощи и информации за пределами офиса.

Определение (2):

роли менеджера в межличностных отношениях включают действия в качестве лидера, менеджера и командного игрока.

Чтобы выполнять свою роль лидера, ему/ей требуются коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, умение слушать, умение работать в команде, умение влиять, умение убеждать и вести переговоры, умение посредничества и разрешения конфликтов, умение принимать решения и решать проблемы .

Его/ее роль как менеджера состоит в том, чтобы убедиться, что все понимают свои роли, свои обязанности, свои задачи и свои цели. Для этого ему/ей необходимы навыки планирования, организации и контроля.

Его/ее роль как командного игрока состоит в том, чтобы развивать дух команды, формулировать цели команды, действовать в качестве опоры, знать сильные и слабые стороны членов команды и их навыки. Для этого ему/ей требуются отличные навыки слушания и постановки вопросов, прекрасные навыки встречи, творческие навыки решения проблем и эффективные навыки принятия решений.

Категория: Менеджмент и организационные исследования

Поделись: Cite

Надлежащие стили оформления цитирования этого определения для вашей библиографии.

HTML Link

American Psychological Association (APA):

Chicago Manual of Style (CMS):

Modern Language Association (MLA):

Institute of Electrical and Electronics Engineers ( IEEE):

Ссылка на страницу

  • Кража сотрудников
    Кража сотрудников определяется как любое несанкционированное завладение имуществом компании сотрудниками .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *