17.02.2025

Механизмы воздействия человека на человека: Психологические механизмы воздействия на людей

Психологические механизмы воздействия на людей

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования                                     «Тольяттинский государственный университет»

 

ГУМАНИТАРНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(институт, факультет)

 

Психология и педагогика воспитания

 (наименование профиля, специализации)

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине:  «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды»

 

на тему: «Механизмы психологического воздействия на людей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти, 2016

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………. .…3

1.     Сущность психологического воздействия………………………………..5

2.     Виды психологических механизмов воздействия……………………..…7

3.     Система методов психологического воздействия………………………11

4.     Внушение как основной процесс воздействия на окружающих………..11

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………….……16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время возникло много практических областей, нуждающихся в теоретической разработке и приложении «психологии общения».

К этим областям относятся: деятельность средств массовой информации и пропаганды (радио, телевидение), реклама. Растет интерес к психологии публичного выступления.

Кроме того, общение по-прежнему остается одной из форм активности личности, в процессе которой происходит обмен знаниями, духовными ценностями; оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляется культура человека, уровень его развития и образования.

В ходе исследования общения установлено, что этот процесс включает в себя неразрывно связанные между собой обмен информацией и психологическое воздействие. Целью и результатами последнего являются перестройка индивидуальной и общественной психологии людей, достижение определенных психических сдвигов и изменений, влияющих на деятельность и поведение.

Психологическое воздействие на человека можно классифицировать по методу, по степени воздействия и цели воздействия.

Наиболее удобные варианты воздействия на человека — это влияние на его подсознание. Воздействуя на подсознание, можно добиться поразительных изменения элементарных поведенческих рефлексов, настроения, изменить привычки и даже мировоззрения человека.

Психологическое воздействие это специфический, особый способ воздействия при помощи речи и неречевых средств на психику человека.

Психологическое воздействие всегда исходит из определенного мотива и преследует определенные цели. О степени влияния воздействующего субъекта или объекта можно судить по изменениям, происходящим в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях субъекта, на которого было направлено воздействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

     Сущность психологического воздействия

 

Современный человек живет в постоянно развивающемся и всегда куда-то стремящемся мире. Все вокруг подвергается бурному развитию: техника, наука, природа, экономика, политика и, конечно же, люди. Изменяется их поведение, манера одеваться, моральные и материальные ценности, цели и идеалы, потребности и мотивы, изменяется и стиль межличностного общения. Однако неизменным составляющим процесса общения, было, есть и будет влияние людей друг на друга. В психологии влияние определяется как процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, целей, оценок, представлений в процессе взаимодействия с ним. Человек стремится повлиять на тех, с кем общается и сам подвергается внешнему влиянию. Современные технологии позволяют одному человеку, или небольшой группе людей влиять на сознание, на психику, на ценности и установки огромного количества людей одновременно, не имея прямого контакта и взаимодействия с ними.

Психологическое воздействие – это способ оказания влияние на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения с использованием различных способов явного и скрытого психологического принуждения.

Психология воздействия — одно из самых традиционных направлений социально-психологического знания. Однако, несмотря на это, проблематика психологического воздействия и сегодня продолжает оставаться, пожалуй, наиболее популярной и интригующей сферой исследовательских и практических интересов психологии.

Цели психологического влияния. Для того чтобы лучше понять механизмы влияния на других людей, предлагаю разобраться с целями, для которых мы его используем. Если спросить самого инициатора влияния, зачем он воздействует на других людей, скорее всего, мы получим ответ «для их же блага». Можно верить в это, можно очень хорошо себя в этом убедить, но на самом деле, оказывая психологическое воздействие на других людей, мы преследуем собственные эгоистические цели, хотим облегчить жизнь себе.

Стремление утвердиться в собственной значимости. Искать истинный смысл своего существования – занятие долгое и утомительное, а оказывая психологическое влияние на людей и отмечая, что они ему поддаются, мы получаем подтверждение, что наше существование имеет значение. Стремление экономить собственные усилия подталкивает нас к тому, чтобы убеждать людей в своей правоте.

Это проявляется как сопротивление новому, и, действительно, часто переубедить кого-то – проще, чем дать себе труд пересмотреть собственную точку зрения, услышать чужое мнение и усвоить его.

Структура психологического воздействия или социальных влияний можно представить следующим образом: субъект, объект, способы влияния, средства, механизм.

В качестве субъектов могут выступать как человек, отдельная личность, так и общности. По мере осложнения социальной обстановки характер субъектов воздействия меняется. Например, в условиях чрезвычайного положения управление в социальной сфере переходит к военным органам.

Объектом психологических влияний выступают самые разнообразные социально-психологические явления: личность, общности, их образ жизни, стратификация общества, конфликты, социальная напряженность групп, толпа и пр. Что же касается способов социальных влияний, то здесь можно условно выделить как силовые административные приемы (применение военной силы), так и несиловые (увольнение, система наказания), а также социально-психологические и психотерапевтические.

 

 

2.     Виды психологических механизмов воздействия

 

Идентификация (от лат. Identifico – отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строиться на основе попытки поставить себя на его место. Существует тесная взаимосвязь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением — явлением эмпатии (от греч. empatheia — сопереживание).

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека, например, партнера по общению, не столько продумывается, сколько почувствуется.

Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения необязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную — могу строить совсем по-иному. И тот, и другой аспекты важны. Но оба случая требуют решения еще одного вопроса: как партнер по общению будет меня понимать? От этого будет зависеть наше взаимодействие.

Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением

рефлексии (от лат. reflexio — обращение назад). Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение. В самом общем виде его можно определить как бессознательную, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или, по выражению известного психолога Б.Д.Парыгина, психического настроя.

Экспериментально установлено, что чем выше уровень развития личности, тем критичнее её отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма «заражения».

Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. Внушение производится путем непосредственного прививания психических состояний, причем не нуждается в доказательствах и логике. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие.

Убеждение. Оно построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.

Анализ общения как сложного многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, необходимо рассмотреть, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, а также в различной деятельности.

Психологические  методы  воздействия. Методы   воздействуют   на взаимоотношения между людьми путем создания  в группе оптимального психологического климата. К психологическим методам воздействия относятся: подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, «взрыв».

Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности.

Подражание является способом воздействия на отдельного работника или социальную группу путем личного примера руководителя или новатора производства, образцы поведения которого являются примером для других.

Вовлечение является психологическим приемом, при помощи которого работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса, например выборов руководителя, принятия согласованных решений, соревнования в коллективе и др.

Побуждение – позитивная форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что позволяет повысить моральную значимость сотрудника в организации

Принуждение – крайняя форма морального воздействия, когда другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника заставляют, возможно, даже против его воли и желания, выполнять определенную работу. Желательно применять принуждение только в чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельствах, когда бездействие может привести к жертвам, ущербу, гибели имущества, людей, несчастным случаям.

Осуждение – прием психологического воздействия на человека, который допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны. Такой прием не может применяться для воздействия на людей со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть коллектива.

Требование имеет силу распоряжения. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным или даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично с запрещением, выступающим в виде легкой формы принуждения.

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. К нему мы относим запрещение импульсивных действий неустойчивого характера, что, в сущности, является вариантом внушения, а также запрещение недозволенного поведения (выпивка, бездеятельность, попытка хищения или брака). Этот метод стоит на грани двух главных методов воздействия – принуждения и убеждения.

«Взрыв» – прием, известный как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний. Применение «взрыва» требует создания специальной обстановки, в которой возникли бы чувства, способные поразить человека своей неожиданностью и необычностью. В такой обстановке у человека происходит сбой нервных процессов. Неожиданный раздражитель вызывает у него сильный стресс. Это приводит к коренному изменению взглядов на вещи, события, отдельных людей и даже мир в целом.

 

 

 

 

3.Система методов психологического воздействия

 

 Психологическая атака – это система разнообразных, изменчивых; быстрых, активных; многословных, многозначных; подвижных, пантомимических воздействий на психику человека с целью отключения логического мышления: произведения или неотразимого впечатления, или введения в состояние растерянности, с последующим побуждением человека к нужной реакции.

Психологическое программирование – это система однообразного, константного; точного, настойчивого; однозначного, уникального; неподвижного, инертного воздействия на психику человека с целью создания алгоритмов его интеллекта и формирования стереотипов поведения.

Психологическая манипуляция – это система двойственного, композиционного; ловкого, решительного; двузначного, двусмысленного; равновесного, сбалансированного воздействия на психику человека с целью постановки его в неудобное положение необходимого выбора своего поведения между двумя альтернативами (между хорошим и плохим, хорошим и более хорошим, плохим и более плохим, хорошим и нейтральным, плохим и нейтральным).

Психологическое давление – это система представительного, внушительного; сильного, интенсивного; указующего, утвердительного; устойчивого, стабильного воздействия на психику человека с целью принуждения его к действиям и размещения на нижней ступени социальной иерархии.

 

4.Внушение как основной процесс воздействия на окружающих

 

Как уже упоминалось, внушение – процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта.

При внушении происходит передача и индуцирование мыслей, настроения, чувств, поведения, вегетативных и двигательных реакций, и достигается не согласие,  а принятие партнёром информации, основанной на готовом выводе.

Ежедневно средне общающийся человек делает несколько десятков, а то и сотен записей различной силы по типу внушения за счет присутствия необходимых для его осуществления условий. Намеренно внушение производится при стимуляции и соблюдении этих условий.

Внушение может осуществляться как с отвлечением внимания партнёра от внушаемой идеи, так и с привлечением его, но в последнем случае отношение к идее устанавливается суггестором.

Суггестор – тот, кто внушает.

Суггеренд – тот, кому внушают.

Выделяют 4 варианта поведения суггестора при внушении:

·               неоспоримый авторитет – когда суггестор нисколько не сомневается в  успехе внушения;

·               интеллектуальный – когда суггестор объясняет всё, что делает;

·               моциональный – при котором используется потребность суггеренда в симпатии, хорошем самочувствии и безопасности;

·               пассивный – когда суггестор заверяет, что ничего не сможет сделать без помощи суггеренда, создавая иллюзию, что тот всё делает сам.

Внушение:

—         усиливается за счёт использования сложившихся в жизненном опыте суггеренда представлений и других психических феноменов;

—         совпадает с целями и заданной социальной установкой суггеренда, удовлетворяет или способствует удовлетворению значимых потребностей и интересов;

—         действенно, когда в нём используется информация, подтверждающая взгляды суггеренды, с которой  он согласен сознательно или бессознательно.

Внушение делится на две формы:

1) Прямое внушение.

В этом случае суггестор прямо формулирует то, что должен сделать      суггеренд. Фразы отличаются однозначностью, твёрдостью, произносится настойчивым, не допускающим сомнений тоном.

2) Косвенное внушение.

Здесь отсутствует прямое побуждение суггеренда, а содержание внушения включено в передаваемую информацию в условном или скрытом виде и может вызывать реакцию, соответствующую привычкам суггеренда. Используется более мягкие формулировки, меньшая категоричность и давление, чем при прямом. Примером косвенного внушения является обычный намёк.

Приемы внушения.

Приведем  теперь конкретные примеры:

Трюизмы

Трюизмы – это аксиомы, это то, что не вызывает возражения.

Пример:

·       «Вы всегда внимательны при выборе друзей. (Хочется на это сказать – «да».)

·       Осторожны при выборе деловых партнёров. (Тоже невольное «да».)

·       Разборчивы при выборе спутников. (Тоже «да».)

·       Именно поэтому вы предпочитаете отправляться в дальний путь с нами!»

Суть приёма: чтобы внушить человеку что-либо необходимо начать с                          трюизмов, они приоткрывают дверь в подсознание, после них                                   предложение, приказ, идея станут внушением, которое не                            воспримется критически.

«Акцент» (ложный)

Суть приёма:   расставить ложные акценты, вымотав с их помощью человека, а потом сформулируйте своё требование или просьбу, которые покажутся после них подарком.

«Ложный выбор»

Суть приёма: нужно сформулировать своё предложение так, чтобы оно содержало альтернативу.

«Испуг»

Людям свойственны разнообразные тревоги, страх и стремление избежать их. Подчёркивание их активизирует интерес к тому, с помощью чего можно избавиться от страха.

Суть приёма:  потребителю раскрывают не выгоду и пользу от товара, а, наоборот, его потери, если он проигнорирует данный товар или услугу. Приём действует как гипноз, только нужно не угрожать, а раскрывать последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение можно отметить, что любое воздействие или влияние предполагает изменение сознания человека, препятствие для свободы выбора. Многие авторы полагают, что все мы полностью зависим друг от друга и никакого абсолютно свободного выбора, даже мысленного, вообще не существует. В процессе общения применяется большое количество различных способов, методов, приемов социального влияния, психологического воздействия

Эффективность любого воздействия при прочих равных условиях в значительной мере зависит от степени податливости индивида оказываемому на него воздействию. Это внушаемость индивида (при внушении), конформность (при групповом давлении). По-видимому, податливость психологическому воздействию в каждом конкретном случае определяется не одним каким-либо свойством личности, а совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных свойств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Гримак, Л.П. Психология активности человека. Психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л.П. Гримак. —  Изд.:
Либроком. —  2015. —  368 с.

2.     Иванников,  В.А. Основы психологии. Курс лекций / В.А. Иванников // Мастер психологии. — СПб.: Питер —  2010. — 336 с.

3.     Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков // Учебник нового века. — СПб.: Питер —  2008. — 583 с.

4.     Почепцов, Г.Г. Психологические войны. / Г.Г. Почепцов // Образовательная библиотека. —  М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2000. — 528 с. 

5.     Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология : учеб. для студ. сред. учеб. заведений / Н.Ф.Талызина. — М.: Издательский центр «Академия». — 2011. —  288 с.

6.     Чалдини, Р.Б. Психология влияния. Убеждай. Воздействуй. Защищайся / Р.Б. Чалдини. — СПб.: Питер, 2016. — 336 с.

Психологическое влияние на человека – что это в психологии. Виды и приемы

Вряд ли кому-то хочется совершать поступки и принимать решения, подчиняясь влиянию других людей. Потеря самостоятельности и независимости пугает и кажется нам неприемлемой. И мы всеми силами отстаиваем свою свободу, выстраивая вокруг себя барьеры, совершая поступки вопреки постороннему влиянию, а иногда и здравому смыслу. Но в то же время мы совсем не прочь узнать эффективные методы, с помощью которых можно оказывать влияние на других людей.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Сущность психологического влияния
    • 1.1 Влияние как социально-психологическая необходимость
    • 1.2 Сферы влияния
    • 1.3 Почему мы так боимся стать объектом влияния
  • 2 Виды влияния. Влияние и манипуляция
    • 2.1 Осознанное и неосознанное влияние
    • 2.2 Открытое и скрытое влияние
    • 2.3 Разрушительное и созидательное влияние
  • 3 Приемы психологического влияния
  • 4 От чего зависит успешность влияния

Сущность психологического влияния

Под влиянием в психологии понимают воздействие на психику человека с целью изменить его убеждения, взгляды, настроение и поведение. Когда речь заходит о психологии влияния, то многие представляют какие-то тайные знания и техники, позволяющие управлять другим человеком без его согласия и ведома.

Но это только один из многих мифов, которые обыватели распространяют о психологии. Нет никаких тайных знаний и запрещенных техник. Все механизмы психологического влияния знакомы каждому человеку с детства, и каждый из нас является одновременно и объектом, и субъектом влияния. Мы живем в обществе и сотнями нитей связаны с другими его членами. Прав был В. И. Ленин, несколько перефразировавший высказывание К. Маркса: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Влияние как социально-психологическая необходимость

Взаимное влияние людей друг на друга – это неотъемлемая часть социальной жизни, той сложной системы взаимодействий и взаимозависимостей, которую мы называем обществом. Например, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли достойными людьми, по крайней мере, как они сами это понимают. Поэтому в процессе воспитания они оказывают влияние на детей, используя разнообразные способы и методы:

  • убеждение и принуждение;
  • поощрение и наказание;
  • личные примеры и откровенное давление.

А разве дети никак не влияют на родителей? Влияют, конечно. Даже совсем маленькие крохи иногда демонстрируют настоящий талант манипулятора. Простое: «Мамочка, ты у меня самая лучшая. Я так тебя люблю», — заставит растаять любое материнское сердце. Но ведь дети говорят это совершенно искренне, да и родители, влияя на своих чад, искренне желают им добра.

Мы оказываем влияние на наших друзей, подчас довольно сильно меняя их личность, на своих подчиненных и начальство, да и просто на случайных знакомых, с кем довелось поговорить. Недаром же есть такая поговорка: «С кем поведешься – от того и наберешься».

Человек – часть общества, и всегда испытывает на себе его влияние. Даже оказавшись на необитаемом острове или укрывшись в глухой тайге, он от этого влияния не избавится. Потому что будет продолжать жить и воспринимать окружающий мир, руководствуясь установками и убеждениями, сформированными под воздействием других людей.

Более того, оказавшись волею злой судьбы вне человеческого влияния, ребенок никогда не вырастет полноценным человеком. Это доказывают примеры так называемых детей-маугли, воспитанных в сообществах животных. Даже взрослый человек, в течение длительного времени лишенный социального окружения, постепенно утрачивает человеческий облик.

Сферы влияния

Влияние затрагивает три сферы человеческой психики:

  • установки,
  • когниции,
  • поведение.

Установка – это ракурс восприятия какого-то события, явления, человека. Как правило, установка включает в себя эмоциональную и оценочную части. Так, рассказывая о том, как интересно учиться в школе, родители формируют у будущего первоклассника установку на позитивное отношение к школьной жизни. Или, например, во время просмотра фильма у нас может сформироваться установка, что актер, играющий злодея, – плохой человек.

Когниции – знания, убеждения, представления о мире и себе. Они тоже во многом результат психологического влияния других людей, точнее, передаваемой ими информации. Если мы уважаем источник информации (человека, СМИ, социальный институт) и доверяем ему, то распространяемые им знания становятся частью наших представлений об окружающем мире, и мы даже не будем относиться к ним критически, принимая на веру.

Сложнее изменить поведение человека, так как влияние воздействует на психические процессы, а не на деятельность непосредственно. Но можно сформировать потребность этого изменения, создать систему стимулов, побуждающих человека к определенным действиям. В любом случае именно «настройка» поведения является главной целью влияния.

Почему мы так боимся стать объектом влияния

Если взаимовлияния – это естественная часть отношений людей, то почему же мы так боимся стать объектом воздействия?

Причина кроется в особенностях самоидентификации, то есть в восприятии собственного «Я» как отдельного и независимого от других людей субъекта. Осознание собственного «Я», выделение себя из социума происходит у ребенка в возрасте 3 лет и является одной из главных причин возрастного кризиса. Проявляется он в демонстративной самостоятельности и неповиновении взрослым. Так, трехлетний малыш, услышав от мамы запрет ходить по лужам, может специально начать по ним шлепать, а то и вовсе сесть в грязь. Ребенок намеренно сопротивляется влиянию, стараясь доказать свою самостоятельность.

Кризис 3 лет успешно преодолевается, но страх утратить ощущение собственного «Я», раствориться в безликой массе, остается на всю жизнь. Поэтому мы так негативно реагируем на попытки навязать нам чужое мнение, повлиять на наши решения и поступки. И кстати, по этой же причине не замечаем собственного влияния на других людей. Ведь здесь нашей самоидентичности ничего не угрожает, скорее, наоборот – мы утверждаем собственную независимость, воздействуя на окружающих.

Поэтому следует помнить: если мы хотим сохранить со своими друзьями, коллегами, близкими хорошие отношения, нужно свести попытки влиять на них к минимуму и позволить им принимать самостоятельные решения и оставаться самими собой.

Виды влияния. Влияние и манипуляция

Человек постоянно находится в едином поле социального взаимодействия, где он выступает и как объект, и как субъект влияния. Воздействуют на нас не только отдельные люди, социальные группы и общественное мнение, но и явления природы, вещи, события, происходящие с нами и с другими людьми. Дождь, начавшийся перед прогулкой, может испортить нам настроение и заставить поменять планы, а вооруженный конфликт, произошедший за сотни километров от нас, способен изменить наше мировоззрение.

Но здесь мы рассматриваем влияния в сфере межличностных отношений. В социальной психологии их выделяют несколько видов.

Осознанное и неосознанное влияние

О сознательном и целенаправленном воздействии говорят, когда субъект влияния точно знает, чего он хочет достичь и как намерен изменить поведение объекта. Осознанное влияние может быть направлено и на взгляды человека, и на его эмоциональную сферу, но конечной целью все равно являются определенные поступки, действия.

Причины, по которым один человек осознанно воздействует на другого, могут быть разные. Если главной из них является получение личной выгоды, то такое влияние называют манипулированием. Но влияние может преследовать и другие цели. Например, педагогическое воздействие направлено на формирование и развитие личности ребенка. На деле оно не всегда приносит пользу объекту влияния, но именно это рассматривается как основная задача воспитания.

В социальной среде в процессе взаимодействия людей постоянно происходит множество актов неосознанного влияния. Человек не только заражает своим поведением других людей, но и сам, не понимая этого, перенимает их привычки, манеры, убеждения. В первую очередь, мы неосознанно подражаем тем, кому симпатизируем и кого уважаем: своим друзьям, родителям, учителям, коллегам, киногероям. Чем более интересным, успешным и харизматичным является человек, тем больше окружающих подпадает под его влияние, хочет он этого или нет.

Открытое и скрытое влияние

Открытое влияние – это такой вид воздействия, когда объект, или как его еще называют, адресат, понимает, что на него воздействуют, побуждая, подталкивая или принуждая к каким-то действиям. Это неприятное ощущение, но в этом случае у человека есть выбор – подчиниться воздействию или уклониться от него, оказать сопротивление. Уклониться бывает совсем непросто, если оказывают влияние люди, обладающие властью. Но тем не менее адресат хотя бы может попытаться отстоять свою независимость и право на самостоятельное решение.

А вот скрытое влияние – это, с одной стороны, менее этичный вид воздействия, а с другой – наиболее эффективный. Не зная, что на него оказывают влияние, объект даже не сопротивляется и ничего не может противопоставить субъекту. Осознанное, целенаправленное и скрытое влияние – это манипулирование, самый опасный вид воздействия.

Разрушительное и созидательное влияние

Мы привыкли считать, что любое влияние – это всегда плохо, так как предполагает давление на личность. Поэтому, осознав оказываемое на нас воздействие, мы начинаем активно сопротивляться, часто делая «от противного», назло, совершаем опрометчивые поступки, ошибки, а нередко и откровенные глупости.

Но не каждое влияние разрушительно, не каждое приводит к ущемлению прав и свобод личности. Нередко оказывающий воздействие человек заинтересован как раз в том, чтобы сохранить личность своего адресата, предотвратить ошибки, которые он может совершить, помочь ему выбрать правильный путь. Родители, воспитывающие ребенка, учителя, формирующие у ученика правильную картину мира, близкие и друзья, желающие избавить дорогого им человека от вредных привычек – все это примеры созидательного влияния.

Приемы психологического влияния

Различные стратегии влияния на людей – продукт длительного развития общества. Большинство из них не разрабатывалось целенаправленно, как инструменты манипулирования, и используют их люди тоже часто интуитивно.

  • Психическое заражение – самый древний способ воздействия, основанный во многом на рефлекторных реакциях. Это воздействие не осознается ни субъектом, ни объектом влияния. Психическое заражение происходит на эмоциональном уровне. Самый яркий пример – паника, которая охватывает людей, подобно лесному пожару.
  • Принуждение – вид влияния, при котором используется явная или скрытая угроза. Угроза не обязательно связана с физической расправой, она может иметь отношение к материальному благополучию, ограничению свободы, лишению возможности заниматься любимым делом и т. д.
  • Просьба. В отличие от принуждения, в этом приеме угроза отсутствует. Инструментом влияния здесь является призыв к определенному действию, которое желаемо для субъекта влияния. В качестве дополнительных рычагов могут быть использованы лесть, убеждение, заискивание и т. д.
  • Убеждение – сознательное и целенаправленное влияние, главным инструментом которого являются рациональные аргументы.
  • Внушение от убеждения отличается отсутствием аргументов и апелляции к разуму. Внушение основано на нерациональном, некритическом восприятии информации, которая исходит из авторитетного источника. Большую роль во внушении играет фактор веры.
  • Пробуждение потребности к подражанию. Само подражание кому-то часто бывает неосознанно, но субъект влияния, например, учитель или родитель, может целенаправленно создавать у детей и учеников привлекательный образ, которому хочется подражать.
  • Деструктивная критика. Данный способ направлен на то, чтобы вызвать у объекта чувство неудовлетворенности собой и заставить человека изменить свое поведение.

Это основные приемы влияния, которые чаще всего используются в межличностных отношениях. Нередко они применяются в сочетании, подкрепляются авторитетом субъекта влияния, ссылками на другие еще более авторитетные источники, например, СМИ, книги, интернет и т. д.

От чего зависит успешность влияния

Если влияние столь распространенный процесс, то почему одним людям удается воздействовать на окружающих, а другие на это не способны? Дело в том, что способность к воздействию на других членов общества имеется у всех, но степень ее выраженности разная. Есть несколько категорий людей, влияние которых обладает особой силой:

  • Те, кто имеет задатки лидера и обладает даром убеждения и внушения.
  • Сильные личности, обладающие ярко выраженной харизмой, то есть исключительной одаренностью в плане интеллекта и коммуникативных способностей, которая дополняется личным обаянием.
  • Хорошие психологи, и не обязательно профессиональные. Есть люди, очень тонко чувствующие все нюансы настроения и психического состояния своих партнеров. Они знают, за какие ниточки можно потянуть и при желании могут найти наиболее действенные каналы влияния на человека.
  • Те, кто владеет важной, значимой для людей информацией или умеющие себя представить такими информированными личностями.

Эффективность влияния зависит не только от субъекта, но и от объекта влияния. Чем менее уверен в себе человек, чем ниже его самооценка, тем легче он может попасть в зависимость от манипулятора. Поэтому чтобы научиться противостоять влиянию окружающих, нужно начать с саморазвития.

Раскрытие механизмов коэволюции человека и патогенов

Нравиться

Понравилось Эвелина Саткевич и 2 других

Природа

Многочисленные этапы эволюционных изменений в экспрессии рецепторов токсина сибирской язвы у людей — Nature Communications

Животноводство и охота увеличили воздействие патогенов на человека. Здесь авторы исследуют эволюцию экспрессии человеческого гена-хозяина в отношении инфекции Bacillus anthracis, бактерии, вызывающей сибирскую язву. Они наблюдают недавний положительный отбор, наводящий на мысль об адаптации генома человека…

Сейчас как никогда важно задуматься не только о том, как наше общество влияет на появление и распространение патогенов по всему миру, но и о том, как патогены повлияли на эволюцию человека или на процесс совместной эволюции человека и патогенов. В нашем исследовании, которое теперь опубликовано в журнале Nature Communications, мы стремились охарактеризовать, как историческая географическая локализация патогенов и модели миграции людей повлияли на реакцию современных людей на патогены. Нашей моделью для этого была бактерия 9.0017 Bacillus anthracis , которая вырабатывает токсин, вызывающий сибирскую язву. Основным хозяином сибирской язвы являются не люди, а пастбищные жвачные животные, такие как крупный рогатый скот или другие стадные животные. Люди могут подвергаться воздействию бактерий сибирской язвы или токсина сибирской язвы при контакте с инфицированными жвачными животными, часто в контексте сельского хозяйства, охоты или обработки шкур животных.

Вполне вероятно, что патогенов Bacillus , вызывающих сибирскую язву, эволюционировали в странах Африки к югу от Сахары, где ранние люди в Африке, скорее всего, подвергались воздействию патогена с появлением культур охотников-собирателей. B. anthracis распространился в Европу и на Ближний Восток около 3-6 тыс. лет назад, намного позже миграции людей из Африки и по всему миру. Период времени, когда B. anthracis стал эндемичным за пределами Африки, близко соответствует распространению неолитических методов ведения сельского хозяйства и, вероятно, во время этого процесса был перенесен в Европу и на Ближний Восток. Затем, намного позже, последовало перемещение B. anthracis из Европы наряду с колонизацией и глобальной торговой практикой. Повторяющиеся временные рамки воздействия делают сибирскую язву отличной моделью для совместной эволюции человека и патогена, поскольку различия в реакции на токсин сибирской язвы могут быть коррелированы с историческим графиком воздействия.

Наш интерес к сибирской язве начался, когда рецептор токсина сибирской язвы 2 ( ANTXR2 ) оказался одним из генов, наиболее дифференцированно экспрессируемых между иммунными клетками человека и нечеловеческих приматов в более раннем исследовании (1). ANTXR2 представляет собой рецептор, присутствующий во всех клетках, который позволяет токсинам, продуцируемым B. anthracis , проникать в клетки и вызывать их гибель и нарушение регуляции иммунного ответа. Известно, что повышенная экспрессия ANTXR2 повышает чувствительность к токсинам сибирской язвы, предполагая, что потеря человеком 9Экспрессия 0017 ANTXR2 может быть адаптивным изменением в ответ на воздействие сибирской язвы. Таким образом, наша работа была направлена ​​на изучение того, как повторяющиеся периодические воздействия сибирской язвы приводили к снижению экспрессии гена ANTXR2 в иммунных клетках.

Мы обнаружили специфическое для человека снижение экспрессии ANTXR2 по сравнению с нечеловеческими приматами в нескольких типах иммунных клеток, включая CD4+ T-клетки. Кроме того, наше исследование показало, что экспрессия ANTXR2 антикоррелирует с жизнеспособностью клеток, что свидетельствует о том, что нечеловекообразные приматы могут быть более восприимчивы к сибирской язве, чем люди, из-за экспрессии этого рецептора. Мы охарактеризовали регуляторный ландшафт генов на 9-й стадии.0017 локус ANTXR2 и обнаружили уменьшение контактов хроматина наряду со снижением активности цис-регуляторных элементов у людей по сравнению с приматами, не относящимися к человеку, что обеспечивает механизм этого специфичного для человека снижения ANTXR2 .

Количество цис-регуляторных элементов значительно уменьшилось у людей около ANTXR2 . Изображение отредактировано из (2).

В дополнение к значительной разнице между экспрессией ANTXR2 у человека и нечеловекообразных приматов в иммунных клетках мы также обнаружили большую вариабельность экспрессии среди отдельных людей и среди систем органов человека. Существует значительно большее выражение ANTXR2 в популяциях охотников-собирателей по сравнению с аграрными популяциями в Африке, что согласуется с первоначальной адаптацией к B. anthracis , происходящей до перемещения патогена из Африки (3). Люди северного и западноевропейского происхождения (CEU) демонстрируют сниженную экспрессию рецептора в тканях, важных для патогенеза сибирской язвы, по сравнению с популяциями CHB (китайского происхождения), JPT (японского происхождения) и YRI (предка йоруба). Это согласуется с предыдущими отчетами (4), которые показывают снижение чувствительности к токсинам сибирской язвы в клеточных линиях, полученных из CEU, по сравнению с CHB, JPT и YRI. Мы обнаружили доказательства как жесткого, так и мягкого избирательного охвата цис-регуляторных элементов, действующих на гена ANTXR2 , который также различался по функциям у людей и приматов, не являющихся людьми. Это указывало на то, что отбор на сниженную экспрессию происходил путем нацеливания на регуляторные механизмы ANTXR2 . В совокупности эти результаты свидетельствуют о том, что сибирская язва вызвала множественные циклы селективного давления на человеческие популяции, что привело к различной восприимчивости к заболеванию среди популяций в зависимости от их наследственной локализации.

Сравнение моделей миграции людей, неолитической культуры и распространения сибирской язвы. Изображение из (2).

Наша работа над ANTXR2 привела нас к лучшему пониманию того, как молекулярная эволюция на уровне регуляции и экспрессии генов может вызывать особый фенотип — , например, ., реакцию на сибирскую язву. Реакция на сибирскую язву находилась под сильным влиянием исторических моделей миграции людей и культурного распространения методов ведения сельского хозяйства и торговли по всему миру. В настоящее время болезнь сибирской язвы остается причиной смертности людей, и люди, чьи предки не подвергались сильному воздействию сибирской язвы, могут реагировать иначе, чем те, чьи предки подвергались повторному воздействию.

Остается много вопросов об этом ответе в более широком масштабе исторических моделей миграции людей. Более поздний европейский штамм B. anthracis стал доминирующим во всем мире, и было бы интересно посмотреть, как это повлияло на эволюцию дополнительных человеческих популяций. Будет особенно важно выяснить, как внедрение европейских аллелей в более изолированные популяции за последние несколько сотен лет повлияло на их реакцию на сибирскую язву. Увидим ли мы повторяющуюся реакцию, когда европейские аллели будут представлены населению вместе с его культурными практиками, имитируя распространение неолитической культуры в Европе тысячи лет назад? И какое влияние это окажет на то, как эти люди реагируют на сибирскую язву.

Совместная эволюция человека и патогена оказывает глубокое влияние на здоровье человека. Наше исследование позволило лучше охарактеризовать небольшую часть того, как люди эволюционировали в ответ на сибирскую язву, и что это означает для современных людей. Дополнительная работа по пониманию коэволюции может привести к получению новой информации для индивидуального лечения в будущем.

Ссылки:

(1) Данко и др. . Динамическая эволюция ансамблей регуляторных элементов в CD4+ Т-клетках приматов. Эко. Эво. 2 , 537-548 (2018).

(2) Choate et al. Множественные этапы эволюционного изменения экспрессии рецептора токсина сибирской язвы у людей. Комм. 12 , 6590 (2021).

(3) Harrison et al. Естественный отбор внес свой вклад в иммунологические различия между охотниками-собирателями и земледельцами. Эко. Эво. 3 , 1253-1264 (2019).

(4) Марченко и др. Генетическая вариация человека, изменяющая чувствительность к токсину сибирской язвы. Натл. акад. науч. США 109 , 2972-2977 (2012).

+1

Несколько авторов

Лорен Чоут и Джеймс Льюис

Просмотреть все

Автор

Лорен Чоат

Научный сотрудник по геномике, клиника Майо | Корнельский университет

Следовать

Соавтор

Джеймс Льюис

Постдокторант, Университет Британской Колумбии

Следовать

Исследование: исследователи обнаружили «механизмы», лежащие в основе влияния природы на благополучие

Исследователи наблюдали 227 путей, которые показывают, как взаимодействие с природой влияет на благополучие человека.

Исследователи обнаружили сотни связей между культурными экосистемными услугами (CES) природы и благосостоянием человека, определив вклад, который можно было бы использовать в будущей политике для воздействия на реальный мир.

КЭС – это нематериальные блага, которые человек получает от природы. Текущие исследования CES затрудняют изучение каких-либо закономерностей или общих черт их воздействия на благополучие. Это исследование часто фрагментировано по методу, измерению, демографии или месту.

Лам Хюинь, кандидат наук в области устойчивого развития в Токийском университете, собрала команду, чтобы получить общее представление о CES и благополучии. Команда провела систематический литературный обзор 301 академической статьи, в которой были выявлены сотни связей между нематериальными преимуществами природы для здоровья человека.

«Мы определили 227 уникальных связей между одной CES (например, отдых или эстетическая ценность) и одной составляющей человеческого благополучия (например, связанность, духовность или здоровье). Мы знали, что существует много связей, но мы были удивлены чтобы найти их так много», — объяснил Хюинь в пресс-релизе. «Затем, путем дальнейшего критического чтения, мы могли бы выявить основные общие черты».

В основе этих 227 уникальных ссылок лежат 16 механизмов или способов, которыми взаимодействие человека с природой влияет на его благополучие, по словам Хюйня. В частности, «связывающие», «творческие» и «формирующие» механизмы способствовали позитивному взаимодействию с природой, а «раздражающие» и «деструктивные» механизмы способствовали негативному. к ухудшению самочувствия, а также к раздражающим шумам дикой природы, которые, как было установлено, отрицательно сказываются на психическом здоровье некоторых людей. И наоборот, «отдых», «туризм» и «эстетическая ценность» были CES, которые оказали значительное положительное влияние на психическое и физическое здоровье.

«Особенно интересно отметить, что выявленные пути и механизмы вместо того, чтобы влиять на благополучие человека независимо друг от друга, часто сильно взаимодействуют друг с другом», — соавтор Александрос Гаспаратос, доктор философии, доцент Института будущих инициатив (IFI) в Университет Токио, говорится в сообщении. «Это может привести к негативным компромиссам в некоторых контекстах, но также и к важным положительным синергиям, которые можно использовать для обеспечения многочисленных преимуществ для благополучия человека».

Тем не менее, исследовательская группа отметила, что, возможно, им еще не удалось обнаружить все связи между природой и благополучием. Они признали возможность того, что между традиционными и коренными общинами и их независимыми отношениями с природой отсутствуют пути.

Huynh также объяснил, что в существующей литературе существует пробел в знаниях об отношениях человека с природой и личном благополучии. Это может затруднить выявление компромиссов в исследованиях и практике управления экосистемами.

Получив грант, Хюинь и другие члены исследовательской группы будут изучать CES и благополучие человека в городских условиях в Токио.

«Этот проект является логическим продолжением для проверки того, раскрываются ли и каким образом некоторые из выявленных путей и механизмов в реальности и пересекаются ли они с благополучием человека», — сказал Гаспаратос в пресс-релизе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *