«Она щедро молилась, но скупилась на богатство»: какой на самом деле была мать Тереза
История
Текст:
Анна Петренко
Редактор:
Светлана Дурбой
22 октября 2021 18:04
Мать Терезу называли «ангелом милосердия», а в 2016 году ее причислили к лику святых. Но у монахини была и другая сторона личности. Рассказываем, почему Тереза отказывала умирающим в лекарствах, из‑за чего ненавидела болеющих СПИДом и почему в ее монашеском ордене, несмотря на миллионные инвестиции, не хватало денег на хлеб и медицинские иглы.
«Супруга Иисуса на всю вечность»
Агнеса Гондже Бояджиу, будущая мать Тереза, родилась 26 августа 1910 года в небольшом сербском городе Скопье — сейчас это столица Северной Македонии. Впоследствии мать Тереза называла настоящим днем своего рождения именно 27 августа, когда ее крестили.
Родители девочки были обеспеченными людьми: отец Никола, выходец из Армении, владел крупной строительной фирмой и торговал лекарствами, а мать, албанка Дранафиле, посвящала себя молитвам и богослужениям. В семье строго следовали католическим традициям. Дранафиле часто навещала больных и нуждающихся вместе со своими детьми и приглашала бедных в свой дом на обеды. «Дитя мое, никогда не ешь ни единого кусочка, пока не поделишься им с другими», — говорила она Агнесе. Когда та спрашивала, кем были незнакомые гости, мать отвечала: «Некоторые из них — наши родственники, но все они — наши люди».
Агнеса получила начальное образование при монастыре, а затем ходила в государственную среднюю школу. Ее старший брат Лазарь вспоминал, что в детстве она была «смешливой розовой толстушкой». В местной церкви она пела в католическом хоре «Святое сердце», и ее часто просили сольно исполнять куплеты.
Однажды 18-летняя Агнеса услышала, как священник зачитывает письма миссионеров из Индии о бедности и болезнях в этой стране. С тех пор, по ее словам, в ней загорелось желание отправиться туда, чтобы заботиться о бедных. Тогда же, в 1928-м, Агнес окончательно решила стать монахиней и поехала в Ирландию вступать в орден ирландских сестер Лорето. Позже она скажет, что сделать это ее призвал «зов сердца». Там она получила имя сестры Марии Терезы в честь французской монахини — святой Терезы Лизье, жившей в конце XIX века.
Вскоре орден отправил сестру Терезу в индийскую Калькутту преподавать при монастыре в школе Святой Марии для девочек из бедных бенгальских семей. Там же через несколько лет женщина дала свой последний невозвратный обет, став, как она сказала, «супругой Иисуса» на «всю вечность». По обычаю монахинь местной общины после последней клятвы она получила титул «мать». И только спустя почти двадцать лет, в 1948 году, руководство ордена позволило Терезе покинуть школу, чтобы она могла проводить больше времени в трущобах, помогая больным и обездоленным жителям Калькутты. Позже женщина рассказывала, что она слышала голос Иисуса, который умолял ее: «Приди, будь моим светом. Я не могу идти один», а затем попросил основать религиозную общину, посвященную служению бедным.
Через два года после этого, в октябре 1950 года, монахиня получила от папы римского Пия XII разрешение на создание благотворительного католического ордена. Организация получила название «Сестры — миссионерки любви», а в народе ей дали имя «Сестры матери Терезы». Для служения в ордене кроме обетов поста, бедности и целомудрия нужно было также соблюдать обет бескорыстной помощи самым бедным и обездоленным. Целью организации были забота о бедняках, больных и нуждающихся всех национальностей и вероисповеданий. В первые годы членами общины были двенадцать бывших учениц и преподавательниц из школы, в которой раньше работала Тереза. Местом для жилья и расположения больных им служил бывший храм индийской богини Кали, а единственным источником финансирования — пожертвования мэрии.
«Нечто прекрасное для Бога»
Через десять лет папа издал указ, согласно которому орден матери Терезы мог действовать во всем мире. С тех пор это была уже не просто больница в старом храме, а масштабная разветвленная конгрегация — объединение католических монашеских общин. Выйдя за пределы Индии, деятельность ордена охватила сотню стран, где при монастырях и храмах создавались собственные лечебницы, приюты, дома милосердия, лепрозории, школы. Благотворители, политики, бизнесмены, религиозные деятели и международные организации жертвовали на развитие ордена крупные суммы.
В 1969 году журналист Би-би-си Малкольм Маггеридж поехал в Калькутту, чтобы снять о сестре Терезе документальный фильм. Материал получил название «Нечто прекрасное для Бога» и после трансляции на британском канале принес монахине и ее ордену всемирную известность. Маггеридж утверждал, что на съемках фильма произошло чудо: внутри дома милосердия, где было сложно записывать видео из‑за отсутствия освещения, неожиданно появился «божественный свет».
Позже оператор Кен Макмиллан объяснил, что запись велась на новую пленку от Kodak для ночных съемок: «Сидим мы в смотровом зале, в студии, и тут настала очередь кадров из дома для умирающих: удивительно, можно было разглядеть все в деталях. „Это чудесно, это невероятно“, — сказал я. Хотел еще добавить: „Да здравствует Kodak“, но Малкольм, который сидел в первом ряду, не дал мне произнести ни слова. Он развернулся и сказал: „Это божественный свет! Мать Тереза!“»
Монахиня много путешествовала. Газеты и телеканалы подробно рассказывали о ее поездке в Нью-Йорк, где она открыла первый в Америке дом милосердия, о тайной миссии в Ливане, куда она отправилась, чтобы помочь детям христиан и мусульман, о выступлении на 40-й годовщине Генеральной ассамблеи ООН и открытии клиники для больных СПИДом в США. За тридцать пять лет благотворительной деятельности сестра Тереза получила двадцать восемь наград. Среди них — медали за религиозные заслуги, высшие государственные награды Индии, почетное гражданство в нескольких странах, рыцарский орден Великобритании и высшая гражданская награда США.
В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии, а через шесть лет ей присудили Нобелевскую премию мира «За деятельность в помощь страждущему человеку». Образ женщины восхищал людей. Ее рост был полтора метра, а вес — 45 килограмм. Всю жизнь — в трущобах и на международных встречах — она носила белое сари с голубой каймой и небольшим распятием, приколотым к плечу. Мать Тереза практически не давала интервью и часто стояла сгорбившись, сложив ладони в молитве.
В 2003 году католическая церковь причислила монахиню к лику блаженных, а в 2016-м — к лику святых. Имя сестры Терезы, «ангела милосердия», стало символом альтруизма, веры, любви к Богу и отречения от благ жизни — именно такой ее считали современники. Но, как оказалось, у ее личности была и другая сторона.
«Есть что‑то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю»
Считалось, что мать Тереза помогала больным и нищим, облегчала их страдания, предоставляя им приют, лечение и пищу. Однако у монахини был особый взгляд на смерть и мучения: она говорила, что их следует прославлять, а не исцелять. Сравнивала страдание с благородными муками Христа и была противницей обезболивающих: «Есть что‑то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте. Мир многое получает от страдания. Мучение означает, что Иисус вас целует».
Главными ведомствами матери Терезы были дома для умирающих, где обреченные люди должны были провести свои последние дни. Писательница Мэри Лаудон, в прошлом волонтерка, вспоминала: «Первое впечатление от отснятого материала было… будто передо мной фото из Берген-Бельзена (нацистский концлагерь. — Прим. ред.), потому что все пациенты были острижены налысо. Там не было никаких стульев, только раскладушки, похожие на те, что были во времена Первой мировой. Там не было ни сада, ни двора — вообще ничего. И я подумала: „Что это? Это два зала. В одном от 50 до 60 мужчин, в другом — столько же женщин. Все умирают. Им практически не оказывалась медицинская помощь. Они не получали никаких обезболивающих, кроме аспирина“».
Британский писатель и врач индийского происхождения Аруп Чаттерджи писал, что в домах для умирающих не хватало компетентных врачей и уход за больными часто лежал на работниках с недостающим медицинским образованием. Более 300 обездоленных Калькутты, находившихся в домах ордена, не получали никакого питания в течение суток, а продовольственные карты, необходимые для выдачи пайка, зачастую были только у христиан, приверженцев других религий обслуживали в последнюю очередь.
Больные испражнялись прямо друг перед другом в одной комнате. Большинству из них запрещалось видеться с родственниками, а некоторых детей привязывали к кроватям.
Бывшие волонтеры рассказывали доктору Чаттерджи, что работники ордена давали больным лекарства со сроком годности, вышедшим десять или двадцать лет назад, и стирали окрашенные экскрементами одеяла в тех же раковинах, где мыли посуду.
Еда плохого качества, несоблюдение гигиены, использование общих для всех пациентов игл провоцировали болезни и инфекции. Лаудон рассказывала: «Там не хватало капельниц, а иглы использовали многократно. Я видела, как некоторые монахини промывали их под струей холодной воды. Когда я спросила у одной из них, зачем она это делает, та сказала: „Ну чтобы помыть ее“. — „Да, но почему вы не стерилизуете ее?“ — спросила я. „Незачем. У нас нет времени“, — ответила она».
Бывшая служительница ордена Сьюзан Шилдс рассказывала, что мать Тереза учила монахинь тайно крестить умирающих. По ее словам, женщина спрашивала человека, хочет ли он «билет в рай», а затем изображала, что охлаждает его лоб влажной тряпкой, в то время как на самом деле крестила его, тихо произнося необходимые слова.
Считалось, что лучшее, что можно сделать для бедняков, — это забрать их с улиц. Монахини ордена не пытались поменять их отношение к жизни, не давали им надежды на поиск новых возможностей. Никто в ордене не искал способа борьбы с бедностью и болезнями. Переполненные лечебницы и дома умирающих были для людей первым и последним приютом, где они либо исцелялись и обращались в веру, либо умирали, причем эти два пути сестра Тереза считала одинаково благоприятными.
Мэри Лаудон вспоминала: «Закончив работу в женском отделении в первый день, я решила подождать своего парня, который присматривал за умирающим пятнадцатилетним мальчиком. Работавшая там врач из США сказала мне, что пыталась вылечить этого мальчика. У него были довольно обычные жалобы на боль в почках, но ему становилось все хуже и хуже, потому что он не получал антибиотиков, впоследствии ему уже была необходима операция. Она [врач] полностью смирилась с положением вещей. Именно это и происходит с большинством людей, попавших в такую ситуацию.
«Врач сказала: „Они не повезут его в больницу“. Я спросила: „Почему?! Нужно лишь вызвать такси и отвезти его в ближайший госпиталь“. Она ответила: „Они так не делают. Если они сделают это для одного, то должны будут сделать это и для остальных“. „Но парню всего пятнадцать…“ — подумала я».
«Мать Тереза щедро молилась, но скупилась на богатство, накопленное ее фондом»
Живя в перенаселенной Индии, сестра Тереза активно выступала против абортов, контрацептивов и разводов. Журналист Кристофер Хитченс рассказывал: «Я осмелился совершить паломничество к „Сестрам — миссионеркам любви“ в Калькутту в начале 1980-х. Кто бы мог остаться равнодушным к работе сиротского приюта? Уж точно не я. Особое отвращение у меня вызвал девиз мессии: „Кто любит наставления, тот любит знания“. Немного смахивает на тюремный лозунг. Именно мать Тереза окончательно его запятнала. Мы стояли у [детских] кроваток, когда она, повернувшись, сказала: „Вот как мы боремся с абортами и контрацепцией в Калькутте“». Рожденные в нищете дети были для женщины «оружием».
В своей речи на вручении Нобелевской премии монахиня говорила: «Основная угроза миру сегодня — это плач невинного нерожденного ребенка. Если мать способна убить ребенка в себе, то что остается нам? Убивать друг друга». В 1992 году, выступая на открытой мессе, сестра Тереза призывала: «Давайте же пообещаем деве Марии, которая так сильно любит Ирландию, что мы никогда не допустим ни одного аборта в этой стране. И никаких контрацептивов». Кроме того, женщина называла СПИД «справедливым возмездием за ненадлежащее сексуальное поведение» и считала это заболевание аналогом Бога, убивающим геев за их ориентацию.
Жители Индии и других стран Азии продолжали поклоняться матери Терезе. «Ее почетного места в западной культуре было достаточно для некоторых индийцев, чтобы восхвалять ее. Запад говорит, что она хорошая, значит, она должна быть хорошей», — считал доктор Чаттерджи. У сестры Терезы были прекрасные отношения со священнослужителями, олигархами и правителями десятков стран по всему миру. Она приезжала в гости к президенту США Рональду Рейгану и его жене Нэнси, дружила с принцессой Дианой, ездила в машине с папой римским, дважды бывала в СССР, а также сблизилась с такими диктаторами, как Энвер Ходжа (революционер, лидер коммунистической Албании в 1944–1985 годах) и Жан-Клод Дювалье (президент Гаити в 1971–1986 годах, уничтожал противников своего режима и удерживал власть насилием и запугиванием). Последний наградил Терезу «Легионом почета» и пожертвовал ее ордену крупную сумму денег, после того как монахиня, побывав в Гаити, сказала: «Я никогда не видела, чтобы между бедняками и главой их государства была такая близость, как между народом Гаити и Дювалье».
Другое крупное пожертвование — 1,25 миллиона долларов — орден получил от финансового магната из Калифорнии, католика-фундаменталиста Чарлза Китинга. Он также предоставил Терезе право пользоваться своим частным самолетом, а в ответ монахиня подарила бизнесмену именное распятие, которое он везде носил с собой. В 1992 году Китинг был приговорен к тюремному сроку за финансовые махинации и обман инвесторов, это было одно из самых крупных мошенничеств в истории США. Узнав об этом, сестра Тереза направила судье Лэнсу Ито письмо с просьбой помиловать Китинга. Заместитель прокурора Пол Терли написал ей в ответном письме: «Спросите себя, что сделал бы Иисус, если бы у него были украденные деньги? Не позволяйте ему [мистеру Китингу] потакать своим желаниям. Не оставляйте себе деньги. Верните их тем, кто работал и заработал!» Терли так и не получил ответа на это письмо, а миллион долларов остался в собственности Терезы.
Исследовали и активисты утверждают, что конгрегация «Миссионерок любви» была богатейшей благотворительной организацией, и задаются вопросом, почему в домах милосердия не хватало денег на лекарства, еду и кровати. В 2013 году французские ученые Серж Лариве, Женевьев Шенар и Кэрол Сенехал опубликовали доклад, где отметили, что больницы ордена получали миллионные пожертвования, а «мать Тереза щедро молилась, но скупилась на богатство, накопленное ее фондом».
Это подтверждают воспоминания Сьюзан Шилдс, бывшей монахини ордена. По словам женщины, на банковских счетах организации накапливались огромные суммы, лишь крошечная часть из которых шла на медицинские услуги. Сьюзан писала, что она сама видела квитанции на сумму 50 000 долларов, но никаких признаков притока этих денег в бюджет не было. Один из волонтеров «Миссионерок любви» рассказывал, что, «даже когда в столовых заканчивался хлеб, его не покупали, а собирали пожертвования».
В 1991 году немецкий журнал Stern сообщил, что только 7% частных взносов, полученных орденом, было использовано на благотворительные цели. Остальные средства оседали в банке Ватикана. Итальянская газета La presse писала: если бы монахиня закрыла счета своего ордена или перевела деньги, банку грозил бы дефолт.
Мать Тереза отказывала умирающим в обезболивающих и призывала их страдать «во имя Христа», но при этом сама пользовалась анальгетиками и высококлассной медицинской помощью. В 1989 году монахине установили кардиостимулятор, а через два года она лечилась в дорогостоящей клинике в Калифорнии от сердечных заболеваний и пневмонии.
Она носила простое сари и перебирала старые четки, но летала на частном самолете и останавливалась в дорогих отелях. Во время наводнений и взрывов в Индии она возносила многочисленные молитвы, но не оказывала прямой денежной помощи. «Я с самого начала хотела служить бедным лишь из любви к Господу и давать им то, что богатые получают с помощью денег», — говорила Агнеса Бояджиу.
расскажите друзьям
теги
KodakГенассамблея ООНКатолическая церковь
люди
Иисус ХристосМалкольм МаггериджМария ТерезаЧарлз КитингАруп ЧаттерджиКристофер ХитченсРональд РейганЭнвер Ходжа
Кто такая Мать Тереза? Фото, биография, высказывания :: SYL.ru
Кто такая Мать Тереза? Католическая монахиня, основательница организации, осуществляющей помощь бедным и обездоленным. Про Мать Терезу написано множество книг, снят не один фильм. А главное, как и о любом другом знаменитом человеке, создано огромное количество легенд. Биография Матери Терезы — тема статьи.
Духовный лидер католического мира
Правду о Матери Терезе обычные люди сегодня едва ли узнают. Одни называют ее святой, другие приводят факты, указывающие на то, что далеко не все пожертвования, направленные в организацию, основанную нею, были использованы в благотворительных целях. В биографии Матери Терезы противоречий нет, но есть они в данных о количестве людей, которым была оказана помощь. Так или иначе, она остается одним из самых сильных духовных лидеров во всём мире. Даже спустя двадцать лет после смерти.
Символ милосердия и самопожертвования
Кто такая Мать Тереза? Это одна из величайших женщин двадцатого столетия. Удостоенная после смерти государственных похорон, она считалась другом скорее бедных, нежели богатых. Основными качествами Матери Терезы были сострадание, способность к самопожертвованию. Ее имя стало синонимом к слову «милосердие». Слова Матери Терезы часто цитируют верующие люди. Однажды она сказала: «Я карандаш в руках Бога — это он пишет». Эти слова Матери Терезы можно объяснить следующим образом: всё, что она делала, являлось следствием глубокой веры. Однако, согласно некоторым источникам, самая знаменитая католическая монахиня нередко страдала от противоречий в душе. Но об этом будет сказано позже.
Если задуматься о том, какие качества свойственны великой душе, то прежде всего приходит в голову сострадание, самоотверженная любовь и забота, не ожидающая награды. Верующих людей на земле немало. Но лишь единицы способны полностью отречься от стремления к благосостоянию, карьерному росту, семейному счастью, положению в обществе ради служения Богу. Одной из таких удивительных личностей была Святая Мать Тереза. Ее имя знает каждый, оно давно стало нарицательным.
Но немногим известно о том, какой путь пришлось пройти этой женщине. Почему она стала монахиней? Что подтолкнуло на создание международной благотворительной организации? Обо всём этом расскажет краткая биография Матери Терезы, изложенная ниже.
Ранние годы
1910 год. Умер русский писатель и гуманист Лев Толстой. Родился самый известный океанограф столетия француз Жак-Мишель Кусто. А в сербском городке Скопье на свет появилась Агнес Гондже Бояджиу. Много лет спустя она станет известна как Мать Тереза, хорошие качества и светлые дела которой будут вдохновлять людей по всему миру.
Скопье — живописный город, расположенный у подножия Балканских гор. Населен он в основном мусульманами-албанцами. Семья Борджиу принадлежала к маленькой католической общине, история которой восходит к первому веку. Кто такая Мать Тереза? Это дочь весьма успешного бизнесмена, который многие годы принимал активное участие в общественной жизни. Ранний период в биографии Матери Терезы не омрачен событиями. Девочка росла в достатке, была окружена любовью и заботой.
Мать Агнес была женщиной чрезвычайно доброй, готовой помочь каждому. Она участвовала в благотворительности, но не показательной, а истинной. Нередко ухаживала за больными, помогала бедным. Родители стали для Агнес примером милосердия и сострадания. У неё было счастливое детство, далекое от мировых треволнений.
Агнес было всего четыре года, когда в пятистах километрах от Скопья произошло убийство эрцгерцога, после чего весь мир был втянут в кровопролитную войну, завершившуюся спустя четыре года. Количество погибших превышало пять миллионов. Тогда многие полагали, что эта война — конец всем войнам. Но они ошибались…
Смерть отца
В Сербии тем временем крепло албанское освободительное движение. Отец Агнес принимал в нем активное участие. Вскоре он погиб. Согласно одной версии, был убит во время уличных беспорядков. По другой — умер в результате отравления.
Мать Агнес была искусной швеей, а потому семья не пошла по миру. Но без главного кормильца приходилось нелегко. В то время Агнес чаще посещала церковь. Она нередко видела в газетах заметки о сестрах милосердия, спасающих больных в Индии, и восхищалась этими женщинами. А вскоре приняла решение уйти в монахини. Ей было восемнадцать лет.
Начало духовного пути
Кто такая Мать Тереза? Это знаменитая женщина, которая, будучи восемнадцатилетней девушкой, вознамерилась стать монахиней, хотя монахинь никогда в жизни не видела. Она вступила в Орден сестер Лорето — единственную католическую организацию, работавшую в Индии. Но прежде должна была пройти собеседование в Париже. А в случае положительного исхода отправиться в Ирландию, где и готовиться к путешествию. В сентябре 1928 года девушка села в поезд, который отвез ее далеко от родных мест. Мать Тереза вернется в родной город спустя 42 года.
В Индии: первые годы
Собеседование в Париже прошло успешно, затем Агнес переехала в Ирландию, где в первую очередь должна была пройти экспресс-курс английского языка. Через шесть недель она уже направлялась в Индию. Это было долгое изматывающее путешествие, продолжавшееся больше месяца, можно сказать, первое испытание в жизни новоиспеченной сестры милосердия. Она прибыла в Индию, не представляя, что ждет ее впереди. Так начался основной, решающий период в биографии Матери Терезы.
В 1929 году Индия была еще британской. Британцы там находились более трехсот лет, и последние сто — правили. К тому времени, когда туда прибыла будущая Мать Тереза (фото в молодости и в другие периоды ее жизни можно видеть в этой статье), здесь проживало около трехсот миллионов человек.
Несколько месяцев Агнес провела на севере страны, где был расположен монастырь Лорето. Она хотела работать учителем, но прежде следовало изучить бенгальский язык. Послушницей Марией Терезой она стала через шесть месяцев после приезда в Индию. Спустя два года, на протяжении которых она преимущественно работала в местной больнице, ее перевели в Калькутту.
Помощь бедным
Первое время она работала учителем в монастыре. Школу, где преподавала Мать Тереза, не посещали дети жителей трущоб, численность которых в ту пору увеличивалась с каждым днём. Эта работа ее полностью удовлетворяла, но однажды девушка получила письмо от матери, в котором та писала: «Не забудь о том, что ты приехала в Индию для того, чтобы помогать бедным».
Сохранилось много высказываний Матери Терезы. В девяностые годы в одной из телевизионных программ католическая монахиня вспоминала о том, что тогда, в первые годы пребывания в Индии, она приняла твердое решение: из любви к Богу давать бедным то, что богатые получают за деньги.
Вторая мировая война
Гитлер шел через Европу, и казалось, ничто его не остановит. В союзе с Италией и Японией Германия снова втянула мир в войну. После нападения японцев на Перл-Харбор перед британцами в Индии встала перспектива японского нашествия. В 1943 году в Калькутте были конфискованы все суда. Последствия были ужасающими.
В Калькутте начался голод. Мать Тереза и другие монахини, а также члены прочих благотворительных организаций делали всё, что могли. Тем не менее от голода умерло около двух миллионов человек. В сентябре 1945 года Япония капитулировала. Орудия, наконец, смолкли.
Междоусобицы в Индии
Вторая в столетии мировая война закончилась. Но в Индии затевалась своя война. Всё чаще происходили массовые беспорядки. Однажды митинг, начавшийся вполне мирно, закончился многочисленными жертвами: произошло столкновение между индуистами и мусульманами.
Жизнеописания знаменитых людей всегда наполнены мифами. Сложно определить, читая биографию того или иного великого человека, где в ней правда, а где вымысел. Немало полумифов существует относительно Матери Терезы. На фото, сделанных в разные периоды жизни, мы видим вполне обычную женщину, разве что облаченную в монашеские одежды. Но можно ли назвать обычным человека, который жизнь посвящает людям незнакомым, но оказавшимся в тяжелой ситуации?
После того как в Калькутте начались беспорядки, работы у монахинь было немало. Представавшее перед глазами зрелище мог вынести лишь невероятно сильный в духовном смысле человек. И даже ему требовался отдых. Однажды Мать Тереза решила на время покинуть Калькутту, провести несколько недель в монастыре, расположенном в Джайпуре. Она села в поезд, но до обители так и не доехала. По ее словам, в дороге она услышала голос, который приказывал ей вернуться в Калькутту, жить рядом с бедными, обездоленными и помогать им.
«Сестры Миссионерки Любви»
В конце сороковых годов была основана община, направившая свою деятельность на создание больниц, приютов, школ для детей из самых бедных районов Индии. Эта организация оказывала помощь всем нуждающимся, независимо от вероисповедания. Разрешение от католической церкви Матери Терезе получить было непросто. Почему именно Индия? Ведь там так мало христиан и почти нет католиков. Но героиня сегодняшнего повествования была уверена в том, что она должна находиться рядом с теми, кому тяжелее всего. В конце сороковых годов в помощи прежде всего нуждались жители Калькутты.
В жизни Матери Терезы, согласно ее воспоминаниям, самым тяжелым периодом был тот, когда предстояло проститься с монастырем Лорито. Этот оазис спокойствия и умиротворения, расположенный в центре кромешного ада, в который превратилась некогда прекрасная Калькутта, стал для нее родным домом. Проститься с ним оказалось для Матери Терезы сложнее, нежели покинуть родной город. Но ностальгировать времени не было. Предстояло провести масштабную работу по организации конгрегации «Сёстры Миссионерки Любви».
Орудие Божьей любви
Сложность в начинании любого дела заключается прежде всего в непонимании со стороны окружающих. Многие считали, что Мать Тереза серьезно заблуждается, полагая, что у ее идеи, хотя и основанной на милосердии и вере, найдутся последователи. Начала она с того, что умела делать профессионально: учила детей из бедных семей. Через три месяца после организации общины у нее появилась первая помощница. Спустя полгода их уже было двенадцать. Они не только учили детей, но и много времени проводили в больницах. «Мы — орудие Божьей любви», — одно из высказываний наши героини. Мать Тереза не любила, когда хвалят её или ее помощников, уверяя, что всё, что они делают, совершается по Божьей воле.
Каждый день Мать Тереза и ее помощницы проводили в трудах: готовили пищу для бедных, лечили их, учили детей. Со стороны местного населения к европейцам было мало доверия. И это ещё одна сложность, которую пришлось преодолеть Матери Терезе. К тому же она не хотела, чтобы ее и ее помощниц воспринимали как некую социальную службу, и настаивала на том, что выполняет Божью волю. Всё, что она совершала, это своего рода способ выразить свою любовь к Иисусу Христу.
Миссионерство по всему миру
В шестидесятые годы деятельность организации, основанной Матерью Терезой, переступила границы не только Калькутты, но и Индии. Появилось несколько сотен отделений и ещё больше домов милосердия, расположенных более чем в ста государствах. Миссия Матери Терезы действует прежде всего там, где не так давно произошло стихийное бедствие.
Признание
За свою жизнь Мать Тереза была удостоена нескольких наград, в том числе и международной Нобелевской премии, стала символом милосердия и сострадания. О героине сегодняшней статьи, как уже сказано, снято множество документальных фильмов.
Но не всегда режиссеры изображают основательницу самого крупного благотворительного фонда в образе блаженной. Одну из версий, идущую вразрез с общепринятым мнением о положительных качествах Матери Терезы, изложим чуть позже. Прежде стоит рассказать о последних годах жизни знаменитой монахини.
Ухудшение здоровья матери Терезы наступило в середине восьмидесятых годов. Однажды, при посещении Иоанна Павла II, у нее случился сердечный приступ. Спустя пять лет Матери Терезе вживили искусственный кардиостимулятор. Операция продлила ее жизнь, но не избавила от мук. В начале девяностых Мать Тереза перенесла пневмонию. В 1996 году у главы Ордена милосердия была обнаружена малярия. В марте 1997 года Мать Тереза отказалась от обязанности руководителя Ордена милосердия. Спустя несколько месяцев ушла из жизни.
Одинокая монахиня
Существует мнение, что Мать Терезу долгое время мучило чувство одиночества и опустошенности. Боролась она с ними с помощью самодисциплины и каждодневного труда. В одной из книг, посвящённых ей, даже приведена цитата, явственно указывающая на сомнения в существовании Бога.
Она более пятидесяти лет посвятила служению бедным и обездоленным. Каждый день выполняла работу тяжёлую и в физическом, и в душевном плане. При этом несчастных людей не становилось меньше, напротив, их количество возрастало. Мать Тереза словно выполняла сизифов труд, что, может быть, и послужило появлению чувства одиночества, обреченности. Как выразилась она в одном из писем католическому священнику, человеку, с которым ее связывала многолетняя дружба, «и в моей душе, и в мире — тьма».
Но больше всего поражает версия ученых из университета Монреаля, которые провели исследование. Они поставили под сомнение урок доброты и милосердия двадцатого столетия.
Образ, вымышленный прессой
Ученые несколько лет изучали документы, свидетельствующие об основных фактах из молодости Матери Терезы. Особое внимание уделили деятельности организации, основанной ею. В конечном счёте пришли к выводу, что образ католической монахини, причисленной к лику святых, является не чем иным, как вымыслом прессы.
В качестве доказательств исследователи прежде всего обращают внимание на политические связи, которые могут показаться довольно сомнительными, крупные суммы, проходившие через ее руки. И, конечно, плохой уход за больными в клинике Матери Терезы. Примечательно, что в последние годы жизни, когда здоровье заметно пошатнулась, она предпочла хорошо оборудованную калифорнийскую лечебницу одной из своих больниц.
Прославленная монахиня, по мнению ученых, придерживалась весьма строгих, если не сказать жестоких, взглядов. Например, ограничивала выдачу больным обезболивающего, уверяя, что их участь — это страдание. Она резко выступала против абортов, разводов и контрацепции, что, впрочем, характерно для любого настоящего католика.
Клиники Матери Терезы находились в запущенном состоянии. Об этом утверждают врачи, которые в начале двухтысячных провели обследование лечебниц. Дефицит обезболивающих препаратов нельзя объяснить недостатком средств. Мать Тереза получала деньги со всех уголков мира. Во время природных катаклизмов в Индии пожертвование она не осуществляла, но настоятельно рекомендовала молиться.
Мать Тереза и гаитянский диктатор
Что же касается сомнительных политических связей, то во время своего пребывания на Гаити Мать Тереза завязала весьма дружественные отношения с местным диктатором. В результате получила миллион долларов. Мать Тереза курировала секретные банковские счета, на которые поступали огромные суммы. Назначение их неизвестно. При исследованиях, проведенными не только учеными, но и журналистами, установлено, что на благие цели знаменитая монахиня направляла лишь десятую часть средств организации. Стоит также добавить, что в фонд привлекалось профессиональных врачей очень мало. Сама же Мать Тереза называла свою клинику «домами для умирающих».
В клиниках фонда милосердия не делалось различий между неизлечимыми и излечимыми больными. Все находились в равных условиях. Таким образом, люди, имевшие шансы на выздоровление, подвергались риску смертельной инфекции.
О том, что в действительности скрывалось за образом святой, сегодня узнать невозможно. Но даже если поверхностно изучить некоторые источники, можно обнаружить, что в них присутствуют существенные расхождения. В одном говорится о том, что монахиня время от времени слышала Глас божий. Другие указывают на отсутствие в ней веры.
Мать Тереза Калькуттская (1910-1997)
По крови я албанец. По гражданству индиец. По вере я католическая монахиня. Что касается моего призвания, то я принадлежу миру. Что касается моего сердца, то я полностью принадлежу Сердцу Иисуса. Маленького роста, каменная в вере, Матери Терезе Калькуттской была доверена миссия провозглашения жадной любви Бога к человечеству, особенно к беднейшим из бедных. Бог по-прежнему любит мир, и Он посылает нас с тобой быть Его любовью и Его состраданием к бедным. Она была душой, наполненной светом Христа, горящей любовью к Нему и горящей одним желанием: «утолить Его жажду любви и душ». Этот светлый посланник Божьей любви родился 26 августа 1910 года в Скопье, городе, расположенном на перекрестке балканской истории. Самая младшая из детей, рожденных Николой и Дране Бояджиу, она была крещена Гонджа Агнес, получила первое причастие в возрасте пяти с половиной лет и была конфирмована 19 ноября.16. Со дня ее Первого Святого Причастия в ней была любовь к душам. Внезапная смерть ее отца, когда Гондже было около восьми лет, оставила семью в затруднительном финансовом положении. В возрасте восемнадцати лет, движимая желанием стать миссионером, Гонджа покинула свой дом 19 сентября.28 лет, чтобы присоединиться к Институту Пресвятой Девы Марии, известному как Сестры Лорето, в Ирландии. Там она получила имя Сестра Мария Тереза в честь Святой Терезы Лизье. В декабре она уехала в Индию и прибыла в Калькутту 6 января 1929 года. После того, как в мае 1931 года она впервые приняла обеты, сестра Тереза была назначена в общину Лорето Энталли в Калькутте и преподавала в школе для девочек Святой Марии. 24 мая 1937 года сестра Тереза совершила свое последнее провозглашение обетов, став, как она сказала, девятой.0009 супруга Иисуса вместо вечность. С этого времени ее стали называть Матерью Терезой. Она продолжала преподавать в школе Святой Марии и в 1944 году стала директором школы. Человек глубокой молитвы и глубокой любви к своим религиозным сестрам и своим ученикам, Мать Тереза в течение двадцати лет в Лорето была наполнена глубоким счастьем. Известная своим милосердием, бескорыстием и мужеством, трудолюбием и врожденным организаторским талантом, она жила своим посвящением Иисусу среди своих товарищей с верностью и радостью.10 сентября 1946 года во время поездки на поезде из Калькутты в Дарджилинг на свой ежегодный ритрит Мать Тереза получила свое «вдохновение», ее «зов внутри звонка». В тот день так, как она никогда бы не объяснила, Иисус – жажда любви и душ завладела ее сердцем, и желание утолить Его жажду стало движущей силой ее жизни. В течение следующих недель и месяцев посредством внутренних речей и видений Иисус открыл ей желание Своего сердца для жертвы любви кто будет излучать Свою любовь на души. Приди, будь Моим светом, Он умолял ее. Я не могу идти один. Он показал Свою боль из-за пренебрежения к беднякам, Свою печаль из-за их невежества о Нем и Свою тоску по их любви. Он попросил Мать Терезу основать религиозную общину «Миссионеры милосердия», посвященную служению беднейшим из бедных. Прошло почти два года испытаний и проницательности, прежде чем Мать Тереза получила разрешение начать. 17 августа 19В 48 лет она впервые оделась в белое сари с синей каймой и прошла через ворота своего любимого монастыря Лорето, чтобы войти в мир бедняков.После краткого курса у сестер медицинской миссии в Патне Мать Тереза вернулась в Калькутту и нашла временное жилье у Маленьких Сестер Бедняков. 21 декабря она впервые отправилась в трущобы. Она посещала семьи, промывала раны некоторым детям, ухаживала за больным стариком, лежащим на дороге, и ухаживала за женщиной, умирающей от голода и туберкулеза. Каждый день она начинала с общения с Иисусом в Евхаристии, а затем выходила с четками в руке, чтобы найти и служить Ему в нежеланная, нелюбимая, брошенная. 7 октября 1950 г. в Калькуттской архиепископии была официально учреждена новая конгрегация миссионеров милосердия. К началу 1960-х Мать Тереза начала посылать своих сестер в другие части Индии. Указ о похвале, дарованный Конгрегации Папой Павлом VI в феврале 1965 года, побудил ее открыть дом в Венесуэле. Вскоре за ним последовали фонды в Риме и Танзании, а затем и на всех континентах. Начиная с 19Начиная с 80-х годов и в течение 1990-х Мать Тереза открывала дома почти во всех коммунистических странах, включая бывший Советский Союз, Албанию и Кубу. Чтобы лучше реагировать как на физические, так и на духовные потребности бедных, Мать Тереза учредила миссионеров благотворительных братьев в 1963 году, в 1976 году созерцательное отделение сестер, в 1979 году созерцательных братьев , а в 1984 г. — миссионеров отцов милосердия. Однако ее вдохновение не ограничивалось религиозными убеждениями. Она сформировала Сотрудников Матери Терезы и Больных и Страдающих Сотрудников, людей многих вероисповеданий и национальностей, с которыми она разделяла свой дух молитвы, простоты, жертвенности и своего апостольства смиренных дел любви. Позже этот дух вдохновил мирян-миссионеров милосердия . В ответ на просьбы многих священников в 1981 году Мать Тереза также начала Движение священников Corpus Christi 9.0010 как «маленький путь святости» для тех, кто желает разделить ее харизму и дух.В годы бурного роста мир начал обращать взоры на Мать Терезу и работу, которую она начала. Многочисленные награды, начиная с индийской премии Падмашри в 1962 году и особенно Нобелевской премии мира в 1979 году, были отмечены ее работой, в то время как все более заинтересованные средства массовой информации начали следить за ее деятельностью. Она получила и призы, и внимание Вся жизнь и труд Матери Терезы свидетельствовали о радости любви, о величии и достоинстве каждой человеческой личности, о ценности малых дел, сделанных с верой и любовью, и о непревзойденной ценности дружбы с Богом. Но была и другая героическая сторона этой великой женщины, которая раскрылась только после ее смерти. Скрытой ото всех глаз, скрытой даже от самых близких, была ее внутренняя жизнь, отмеченная переживанием глубокого, болезненного и непреходящего чувства отлученности от Бога, даже отверженности Им, вместе с все возрастающей тоской по Его любви. . Она назвала свой внутренний опыт «тьма». «Мучительная ночь» ее души, которая началась примерно в то время, когда она начала свою работу для бедных и продолжалась до конца ее жизни, привела Мать Терезу к еще более глубокому союзу с Богом. Сквозь тьму она мистически приобщалась к жажде Иисуса, к Его мучительному и жгучему стремлению к любви, и она разделяла внутреннее опустошение бедных. В последние годы своей жизни, несмотря на все более серьезные проблемы со здоровьем, Мать Тереза продолжала управлять своим Обществом и откликаться на нужды бедных и Церкви. К 19К 97 году Сестры Матери Терезы насчитывали почти 4000 членов и были созданы в 610 фондах в 123 странах мира. В марте 1997 года она благословила своего новоизбранного преемника на посту генерального настоятеля миссионеров милосердия, а затем совершила еще одну поездку за границу. Менее чем через два года после ее смерти, ввиду широко распространенной репутации святости Матери Терезы и сообщений о милостях, Папа Иоанн Павел II разрешил открыть ее Дело о канонизации. 20 декабря 2002 г. он утвердил указы о ее героических подвигах и чудесах.
Проповедь Иоанна Павла II
|
Мать Тереза (Святая Тереза Калькуттская) Биография
Мать Тереза (Святая Тереза Калькуттская) была албанско-индийской римско-католической монахиней и миссионером, посвятившей всю свою жизнь служению бедный, обездоленный и забитый. Давайте посмотрим на ее жизнь, работу и вклад.
Дата рождения: 26 августа 1910
Место рождения: Скопье, Османская империя (в настоящее время Республика Македония)
Parents: Nikola Bojaxhiu (Father) and Dranafile Bojaxhiu (Mother)
Institution: Missionaries of Charities
Religious Views: Roman Catholic
Death:
Place of Смерть: Калькутта, Западная Бенгалия, Индия
Мемориал: Мемориальный дом Матери Терезы, Скопье, Республика Македония
Изображение предоставлено: huffingtonpost. com
Мать Тереза (1910-1997) была римско-католической монахиней из Республики Македония, которая приняла Индию в качестве страны своего служения. Она посвятила свою жизнь служению бедным, больным и обездоленным через Благотворительные миссионеры, орден римско-католических монахинь, в Калькутте, Индия. Однажды она сказала: «Любовь не может оставаться сама по себе — в ней нет смысла. Любовь должна быть приведена в действие, и это действие — служение». Ее работа вышла за геополитические границы, и она охватила все человечество своими исцеляющими объятиями. Ее работа была отмечена многочисленными международными и национальными наградами и признаниями. Она была канонизирована на церемонии на площади Святого Петра в Ватикане Папой Франциском 4 сентября 2016 года и стала известна как Святая Тереза Калькуттская.
Молодость
Мать Тереза родилась как Аньезе (Агнес) Гонджа Бояджиу в Скопье, тогдашней Османской империи (ныне столица Республики Македония), 26 августа 1910 года в албанской семье. Она была младшей в семье. Ее отец, Никола Бояджиу, работал строительным подрядчиком, а также торговцем, а ее мать, Дранафиле Бояджиу, была родом из деревни недалеко от Гьякова. Семья была набожной католической, а отец Агнес был ярым сторонником независимости Албании. Николай заболел и в конце концов скончался от недуга в 1919 лет, когда Агнес было всего восемь лет. Агнес была особенно близка со своей матерью, которая была глубоко религиозной женщиной и глубоко посвятила себя благотворительности.
С самого раннего возраста Агнес привлекала монашеская жизнь. Она начала свое образование в школе при монастыре и присоединилась к местному хору Святого Сердца в своей церкви. Она слышала истории о католических миссионерах и их работе по служению человечеству. К 12 годам она твердо верила, что это призвание ее жизни. Ее паломничества в различные католические церкви, особенно в храм Черной Мадонны Витины-Летнице, укрепили ее убеждения и наклонности.
Изображение предоставлено: http://www. thefamouspeople.com/profiles/images/mother-teresa-16.jpg
Введение в монашескую жизнь
В 1928 году она уехала из Скопье, чтобы поступить в Институт Пресвятой Девы Марии в аббатстве Лорето в Ратфарнеме, Ирландия, католическом учреждении, широко известном как сестры Лорето. Там она была посвящена в женский монастырь. Ей дали имя сестра Мария Тереза в честь святой Терезы из Лизьё. После шестимесячного обучения в Дублине, столице Ирландии, Терезу отправили в Дарджилинг, Индия, для завершения периода послушничества.
24 мая 1931 года она приняла свой первый монашеский постриг. Сестринство отправило ее в Калькутту. Примерно следующие 15 лет Мать Тереза преподавала в средней школе Святой Марии в Калькутте, ныне Калькутте. Школа сестер Лорето предоставляла бесплатное образование девочкам из бедных семей. Здесь Тереза хорошо знала бенгальский и улучшила свой английский. Она также стала директором школы в 1944 году.
Во время последней клятвы 24 мая 19В 37 лет она дала обет бедности, целомудрия и послушания. Она приняла привычный титул Матери и стала известна как Мать Тереза.
Изображение предоставлено: Pinterest
Призыв к служению человечеству
Хотя Мать любила преподавать и ей нравилось формировать молодые умы в больнице Святой Марии, ее очень беспокоило тяжелое положение окружающих ее людей. Она была свидетельницей бенгальского голода 1943 года и испытала на себе жалкое положение бедняков в трудные времена. Страдания и отчаяние голодных трепали струны ее сердца. Индуистско-мусульманские беспорядки 19 г.46 до раздела Индии разорвали нацию на части. Эти два травмирующих события заставили Мать Терезу задуматься о том, что она может сделать, чтобы облегчить страдания окружающих ее людей.
10 сентября 1946 года, путешествуя в Дарджилинг, Северная Бенгалия, на ежегодный ритрит монастыря, Мать услышала «зов внутри зова». Ей казалось, что Иисус просил ее выйти из стен и служить угнетенным общества. После Призыва, 17 августа 1947 года, Мать покинула монастырь. Из уважения к индийской культуре она надела белое сари с синей каймой. Он подал заявление на получение индийского гражданства и прошел базовую медицинскую подготовку в больнице Святого Семейства в Патне. Следующие несколько лет Мать Тереза жила среди бедняков, в трущобах Калькутты. Она вместе с несколькими другими монахинями ходила от дома к дому, прося еды и финансовой помощи. Они выживали на минимуме и использовали избыток, чтобы помочь окружающим. Постепенно ее неустанные усилия были признаны, и помощь стала поступать из разных источников.
Изображение предоставлено: http://www.thefamouspeople.com/profiles/images/mother-teresa-13.jpg
Миссионеры милосердия
Миссионеры милосердия появились 7 октября 1950 г. в Калькутте с указом Ватикана о признании епархиального собрания. Мать Тереза и ее миссионеры милосердия преследовали единственную цель — заботиться о «голодных, нагих, бездомных, калеках, слепых, прокаженных, обо всех тех людях, которые чувствуют себя ненужными, нелюбимыми, брошенными в обществе, о людях, которые стали бременем для общества и всеми сторонятся», короче говоря, беднейшие из бедных в обществе.
В 1952 году она открыла Нирмал Хридай (Дом Чистого Сердца) в Калигате, приют для умирающих. Привезенным лицам была оказана медицинская помощь, достоинство перед смертью с осознанием того, что кто-то заботится, и соответствующие последние обряды после смерти. Затем она открыла Шанти Нагар, дом для больных проказой, которых общество избегало, а также несколько клиник, обслуживающих пациентов. Она также основала Нирмал Шишу Бхаван, или Детский дом Непорочного Сердца, в 1955, детский дом. К 1960-м годам миссионеры милосердия расширили свою деятельность по всей Индии.
В 1965 году Папа Павел VI издал Похвальный указ и разрешил Матери Терезе расширить свою конгрегацию на другие страны. Теперь Общество стало международной религиозной семьей. После указа миссионеры милосердия расширили свою деятельность на многие страны мира, начиная с Венесуэлы, и включили несколько стран в Восточной Африке, Северной Европе и Южной Америке.
Чтобы укрепить организацию и распространить идею международного братства, Мать Тереза открыла еще несколько организаций. Она основала «Миссионеры милосердия для братьев» в 1963 году, «Созерцательную ветвь сестер» в 1976 году и «Созерцательную ветвь братьев» в 1979 году.
Сегодня Миссионеры Милосердия состоят из более чем 4000 монахинь. На данный момент организация расширила свои крылья до более чем 100 стран. Задача миссионеров милосердия — забота и поддержка больных, душевнобольных, престарелых, пострадавших от неизлечимых болезней, брошенных детей. Миссионеры милосердия открыли около 20 домов в Калькутте, включая школу для беспризорных детей.
Изображение предоставлено: http://catholicmom.com/wp-content/uploads/2014/02/mtl.jpg
Смерть
После 1980 года у Матери Терезы были серьезные проблемы со здоровьем, включая две остановки сердца. Несмотря на проблемы со здоровьем, Мать продолжала управлять Миссионерами Милосердия и их филиалами так же эффективно, как и раньше. В апреле 1996 года Мать Тереза упала и сломала ключицу. После этого здоровье Матери стало ухудшаться, и 5 сентября 1997 года она ушла в небесную обитель.
Награды и признания
Мать Тереза верила во благо человечества. Она считала: «Не все из нас могут делать великие дела. Но мы можем делать маленькие вещи с большой любовью». И это послание стало основой дела ее жизни. Она работала не покладая рук, ухаживая за больными, обучая детей и разговаривая с высшими слоями общества своего видения. Мать Тереза не только построила гигантское учреждение и дала ему видение, но и вдохновила миллионы людей по всему миру внести свой вклад.
Она получила множество наград и признаний за свои усилия. Она получила Падма Шри в 1962 году и Бхарат Ратна в 1980 году. В 1962 году она была награждена премией Рамона Магсайсая за мир и международное взаимопонимание за свою работу в Юго-Восточной Азии. Она приняла Нобелевскую премию мира в 1979 году, но отказалась присутствовать на торжественных банкетах и попросила власти пожертвовать расходы на благотворительность. Она была удостоена ряда гражданских наград в других странах, таких как Великобритания, США, Австралия и Германия.