37. Стоицизм Марка Аврелия Марк Аврелий (121–180) – римский император, один из наиболее значительных представителей римского стоицизма. Марк Аврелий прежде всего размышляет о бренности жизни. Свою оценку он выводит из понимания времени: время есть река, стремительный поток. Время беспредельно, и перед этой беспредельностью длительность каждой человеческой жизни – это какой-то миг, и жизнь по отношению к этой беспредельности крайне ничтожна. Марк Аврелий говорит и о краткости памяти, которая остается после смерти человека. Оценивая свою жизнь, жизнь прошлых времен, жизнь настоящую, Марк Аврелий делает вывод, что она довольно однообразна и не дает ничего нового, все одно и то же, все повторяется. Своему пессимизму он сам противопоставляет идеал человека, который олицетворяет все положительное в личности, а именно – мужественность, зрелость, преданность интересам государства. Марк Аврелий смотрит на человека как на сложное социальное существо, которое, с одной стороны, живет настоящим, суетным, а с другой – занимается деятельностью, которая преследует долговременные цели. Поэтому он осуждает того, кто свои дела не согласовывает с высшими целями, под которыми имеет в виду благо государства. Этому он дает философское обоснование. Несмотря на текучесть всего происходящего, существует нечто целое, которое управляется логосом, разумом. Этим разумом люди объединены, в каждом человеке живет частица этого разума, которому он должен поклоняться и служить. Марк Аврелий считает, что, несмотря на тщетность жизни человека, перед ним стоят высокие нравственные задачи, которые он, повинуясь долгу, должен выполнять. > > ФИЛОСОФИЯ: основное по философии: кратко: 1. Возникновение философии и становление ее предмета 2. Предмет философии 3. Основные функции философии 4. Философия как мировоззренческое знание 5. Мировоззрение как философское понятие 6. Формы мировоззрения 7. Основной вопрос философии: бытие и сознание 8. Онтологическая сторона основного вопроса философии 9. Гносеологическая сторона основного вопроса философии 10. Мифология как начальная форма мировоззрения 11. Основные философские учения Древней Индии 12. Тенденции развития и основная проблематика философской мысли Китая 13. Мировоззрение и культура античности 14. Милетская школа: Фалес 15. Милетская школа: Анаксимандр 16. Милетская школа: Анаксимен 18. Гераклит Эфесский 19. Ксенофан и элеаты 20. Элейская школа: Парменид 21. Элейская школа: Зенон и рождение диалектики 22. Мелисс Самосский и систематизация идей элеатов 23. Вклад Эмпедокла в античную науку и философию 24. Древнегреческий ученый Анаксагор 25. Античная атомистика: Левкипп, Демокрит 26. Учение Демокрита о жизни и душе 27. Возникновение софистики 28. Софисты: Протагор, Горгий и Продик 29. Философия Сократа 30. Учение Платона о бытии, душе и познании 31. Учение Платона о государстве 32. Учения сократических школ 33. Философия и научная деятельность Аристотеля 34. Учение Аристотеля о бытии 35. Философия стоицизма 36. Философия Сенеки 37. Стоицизм Марка Аврелия 38. Блаженный Августин. Учение о бытии 39. Блаженный Августин о свободе и божественном предопределении 40. Блаженный Августин о Боге, мире и человеке 41. Среднеазиатская философия Средневековья: Авиценна 42. Арабская и еврейская философия средневековья: Аверроэс, Маймонид 43. Средневековая европейская философия: Фома Аквинский 44. Идеи Фомы Аквинского о душе и познании 45. Идеи Фомы Аквинского об этике, обществе и государстве 46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья 47. Позднее Средневековье: Роджер Бэкон 48. Позднее Средневековье: Иоанн Дунс Скот 49. Позднее Средневековье: расцвет номинализма 50. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика 51. Антропоцентризм эпохи Возрождения 52. Становление науки Нового времени 53. Фрэнсис Бэкон – основатель эмпиризма 54. Философия Дж. Локка 55. Эмпиризм Дж. Беркли 56. Рене Декарт – основатель рационализма 57. Монадология Г. В. Лейбница 59. Французский материализм: П. Г. Д. Гольбах 60. Философия XVIII–XIX веков: Просвещение и романтизм 61. Немецкая классическая философия XVIII–XIX веков 62. Теория И. Канта об объективности знания 63. Теория познания И. Канта 64. И. Г. Фихте. Преодоление кантовского дуализма 65. Философия Ф. Шеллинга 66. Абсолютный идеализм Г. Гегеля 67. Диалектика Гегеля 68. Антропологический материализм Фейербаха 69. Философия Маркса и Энгельса. Завершающий этап немецкой философии 70. Постклассическая философия XIX–XX веков 71. Философия А. Шопенгауэра 72. Философия С. Кьеркегора 73. Философия Ф. Ницше 74. Позитивизм О. Конта 75. Философия прагматизма: Ч. Пирс 76. Философская антропология М. Шелера 77. Философия западного экзистенциализма 78. Философия М. Хайдеггера 79. Экзистенциализм К. Ясперса 80. Особенности развития русской философии 81. Идеи западноевропейской философии в русском приложении 82. Объяснение направленности философско-социальных теорий 83. Области философских интересов русских просветителей XVIII века 84. Западники и славянофилы 85. Философия В. С. Соловьева 86. Русская философия XX века 87. Философия Л. Шестова 88. Философия Н. А. Бердяева 89. Русские космисты 90. В. И. Ленин – представитель марксизма 91. Философия неопозитивизма 92. Философия постмодерна XX века 93. Понятие бытия. Основные формы бытия 94. Философское понимание пространства и времени 95. Сознание как философская проблема 96. Вопрос о происхождении сознания 97. Основные подходы к проблеме сознания 98. Структура сознания 99. Сознание и бессознательное 101. Познание человека 102. Структура и формы познания 103. Особенности обыденного и научного познания 104. Философия научного познания 105. Практика и ее функции в процессе познания 106. Основные философские проблемы общения людей 107. Общество и его структура 108. Понятие человеческого общества 109. Классовый подход к социальной сфере человеческого общества 110. Стратификационный подход к социальной сфере общества 111. Государство как форма общественной власти 112. Национальное государство современного типа 113. Социальный контроль в современном государстве 114. Философия морали 115. Роль и перспективы информационных процессов в обществе 116. Понятие прогресса в обществе 117. Исторические формы отношений человека и природы 118. Проблема «человек – природа» в условиях НТР 119. Общество и природа: на пороге катастрофы 120. Прогнозирование будущего |
Марк Аврелий — биография римского императора и философа
Фото Все
Видео Все
Марк Аврелий – один из пяти великих императоров Древнего Рима, способствовавших процветанию великой империи. Как автор философских трудов, внес огромный вклад в развитие позднего стоицизма.
Императора Марка Аврелия историки считают правителем Рима, на котором закончился знаменитый «золотой век» древнего государства. Действительно, после его смерти величие империи стало приходить в упадок, а ее могущество стремительно угасать.
Труды и изречения Аврелия, сохранившиеся до наших дней, принято считать классикой древнеримской философии. Цитаты великого императора обрели второе дыхание и в современной жизни, войдя в учебники и философские произведения.
Детство и юность
С момента рождения Марка Аврелия прошло уже почти два тысячелетия, поэтому многие факты его биографии вызывают споры среди исследователей. Известно, что родился будущий правитель 26 апреля 121 года на территории Римской империи.
По одним данным, его родителями были некий Аний Вер и дочь аристократов Домиция Луцилла. Мать мальчика являлась близкой родственницей императора Адриана. Домицию политика не интересовала: это была очень мягкосердечная женщина, всецело посвятившая жизнь домашнему очагу. Через год после Маркуса Аниуса (имя императора при рождении) в семье появилась девочка – Анния Корнифиция. По неизвестной причине сестра Аврелия скончалась, не дожив до сорока лет.
Другие источники утверждают, что Марк – выходец из знатной патрициев, чьи предки происходили из испанской знати. В силу определенных событий мальчик был усыновлен семьей императора Адриана. После смерти первого приемного отца юношу забрал к себе император Антоний Пий и нарек его именем Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.
Дедушка будущего правителя пожелал, чтобы внук обучался на дому. С Аврелием занимались лучшие преподаватели, и уже в первые годы учебы молодой человек показал невероятно острый ум и эрудицию. Самые теплые воспоминания у мальчика остались об учителе Диогнете, обучавшем его живописи и основам философии.
Блестящее образование и аналитический ум Марка позволили ему в молодом возрасте занять должность помощника консула. После смерти императора в 198 году юноша приступил к должностным обязанностям, которые предполагали доскональное знание государственных дел.
Правление империей
Консульскую должность Марк поучил уже в 19 лет, что являлось огромной честью. В 161 году, когда молодой человек в третий раз переизбрался на пост консула, умер правитель Антоний Пий. Управлять Римской Империей выпало двоим его сыновьям – Марку Аврелию и Луцию Цейонию. В течение восьми лет братья управляли государством совместно, но вскоре Луций скончался. Власть полностью перешла в руки Марка.
С первых дней правления молодой император продемонстрировал безмерное уважение к Сенату и древним традициям. Огромное внимание Аврелий уделял судебной системе, предпочитая вместо сомнительных реформ укреплять исконно римские правовые устои. За императором сразу же закрепилась репутация мудрого, здравомыслящего правителя, а его склонность к глубоким рассуждениям стала философией тех лет.
Денарии Марка АврелияВ годы властвования Марка Аврелия было много сделано для малоимущих слоев населения. Появились программы поддержки многодетных семей, помощи бедствующим людям.
Сам по себе император был миролюбивым человеком, однако и ему пришлось поучаствовать в нескольких сражениях. После смерти Антония Пия соседняя Парфия дерзко нарушила границы с Римом, разгромив императорские войска в двух боях. Пришлось заключать с агрессорами мир, причем на весьма невыгодных для империи условиях. Не успела утихнуть эта ситуация, как северные границы Рима атаковали германские племена.
Армия Аврелия терпела одно поражение за другим, что вынудило правителя изменить отношение к финансированию армии. Он увеличил военный бюджет и создал дополнительные легионы, которые должны были защищать границы государства. Для этого пришлось расширить призыв: в армию забирали даже известных бойцов-гладиаторов и крепких рабов.
С востока Рим то и дело атаковали сарматы, в боях с которыми Марк лично возглавлял войско. Но когда римлянам удалось перейти в успешное наступление, среди солдат начала свирепствовать эпидемия чумы.
Философские труды
С молодости Аврелий много времени посвящал изучению философии. Его вдохновителем и советчиком был консул Квинт Юний Рустик, древнеримский философ-стоик.
Несмотря на плотный государственный график, правитель находил возможность писать книги. Всего за годы жизни Марк создал двенадцать трудов на греческом языке, многие цитаты из которых стали афоризмами. Работы автора получили общее название «К самому себе», или, в других вариантах перевода «Наедине с собой», «Рассуждения о самом себе».
Сам император и предположить не мог, что через две тысячи лет его книги будут с трепетом изучать потомки. Он вел записи в форме личных дневников, в которых размышлял о долге, жизни и смерти. Он разбирал ситуации из собственной жизни, когда возникала необходимость подавлять в себе гнев в ответ на человеческую подлость.
Как никто другой, Марк Аврелий чувствовал ответственность за будущее римского народа. Изнутри общество пожирало себя безнравственностью и невежеством, а извне его уничтожали регулярные нападения варваров. Ситуация в государстве была крайне сложной, но правитель старался не поддаваться гневу, ненависти и унынию.
Позиция смирения и подавления внутреннего гнева придумана отнюдь не Аврелием. Собственную картину мира ему помог сформировать древнегреческий философ Эпиктет, ставший по воле судьбы римским рабом. Великий римлянин и мудрый грек учили людей не огорчаться из-за несовершенства мира и людей, а принимать их в существующем виде.
В те годы в Риме проповедовалось язычество, а христианская религия всячески преследовалась. Тем не менее, в трудах императора четко прослеживается склонность к христианскому восприятию мира. Философу была близка теория монотеизма – вера в существование единого начала, управляющего всем на Земле.
Монотеизм Аврелия еще раз подтвердил немецкий гуманист Ксиландр, который провел огромную работу по изучению книги «Рассуждения о самом себе». Ученый провел ряд аналогий из произведений римского философа со священной книгой христиан – Новым заветом.
Вплоть до 17 века ведущими философами-стоиками древности считались Эпиктет и Сенека, а Марк все время оставался в тени. Восстановить историческую справедливость помог аналитический труд швейцарца Казобона, разложившего по полочкам заслуги всех троих перед мировым стоицизмом. Марк Аврелий наконец обрел свое законное почетное место.
Следующие столетия ученые более глубоко изучили личность и мировоззрение великого римлянина. Большинство исследователей сошлись во мнении, что, будучи язычником, Марк Аврелий проповедовал христианство на подсознательном уровне.
Известно, что философский труд «Рассуждения о самом себе» стал любимой настольной книгой Билла Клинтона – сорок второго по счету президента США.
Личная жизнь
Когда скончался император Адриан, власть перешла к Антонию Пию. Новый правитель выдал свою дочь Аннию Галерию Фаустину за талантливого государственного деятеля Марка Аврелия.
Статуя Марка Аврелия и его жены ФаустиныИнформации о личной жизни пары до наших дней практически не сохранилось. Известно, что Анния Галерия родила от философа двенадцать детей, но до совершеннолетия из них дожили лишь четыре наследника.
Смерть
Последние годы властвования Марка были крайне непростыми. С одной стороны, границы государства постоянно атаковали варварские племена, с другой – страшная чума буквально косила народ Европы.
Не пощадила зараза и великодушного императора. Он скончался 17 марта 178 года, находясь в Виндобоне (нынешняя Австрия).
В благодарность за милосердие по отношению к простым жителям и укреплений позиций Рима на европейской арене, Аврелия причислили к великим богам. Годы правления Марка в античной истории считается «золотым веком». Останки правителя перевезли на родину и захоронили на территории мавзолея Адриана.
Кончина не была для философа неожиданностью – он был к ней готов. Лежа на предсмертном одре, он продолжал переживать за судьбу страны и своих подданных.
До наших дней сохранилась память о мудром императоре в виде конной статуи и его бессмертных философских трудов. Произведения автора через века доносят до нас мысли Аврелия о возможности государственного управления в сочетании с простыми человеческими принципами.
Памятник Марку АврелиюКонную статую удалось найти еще в Средние века. Памятник водрузили на один из знаменитых холмов, ставший колыбелью Древнего Рима. Статуя по сей день находится на Капитолийской площади Нового дворца в Риме. Посетителям изваяние напоминает о высоких нравственных качествах и величии древнеримских правителей.
Считается, что Аврелий стал последним из пяти римских императоров, от всего сердца заботившихся о благополучии своей страны. Преемником Марка стал его сын Коммод, для которого личные удовольствия и материальные блага оказались превыше государственного долга. Юноша не пожелал заниматься войнами на границах, поэтому подписал ущербный во всех отношениях договор между Римом и варварами. В истории этот факт сохранился, как демонстрация слабости и уязвимости некогда великой державы.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Краткое изложение книги, ключевые уроки и лучшие цитаты
front, Wisdom, and More
Meditations , пожалуй, единственный документ такого рода, когда-либо созданный. Это личные мысли самого влиятельного человека в мире, дающего себе советы о том, как выполнять обязанности и обязательства, связанные со своим положением. Обученный стоической философии, Марк Аврелий почти каждую ночь останавливался, чтобы практиковать серию духовных упражнений — напоминаний, призванных сделать его смиренным, терпеливым, чутким, щедрым и сильным перед лицом всего, с чем он имел дело. Он легко читается и прекрасно доступен. Вы не можете прочитать эту книгу и не вспомнить фразу или строчку, которые пригодятся вам в следующий раз, когда вы окажетесь в беде. Прочтите ее, это воплощенная практическая философия.
Итак, кем был Маркус? Римский император с 161 по 180 год нашей эры, Маркус практиковал стоицизм и писал о своей собственной стоической практике в своих дневниках. Стоит помнить, что Маркус — один из самых образцовых лидеров в истории, достойный подражания в нашей жизни. Мэтью Арнольд, эссеист, заметил в 1863 году, что в Марке мы находим человека, занимавшего самое высокое и могущественное положение в мире, и всеобщий вердикт окружающих его людей заключался в том, что он доказал, что достоин этого. Макиавелли считает время правления Марка «золотым временем», а его последним из «пяти хороших императоров». Макиавелли также описывал Марка Аврелия как «скромного, любящего справедливость, ненавидящего жестокость, сочувствующего и доброго» 9.0003
Несмотря на привилегии императора, у Марка Аврелия была трудная жизнь. Римский историк Кассий Дион размышлял, что Марк «не встретил заслуженного счастья, ибо не был силен телом и практически на протяжении всего своего царствования был вовлечен во множество неприятностей». Но на протяжении всей этой борьбы он никогда не сдавался. Он является вдохновляющим примером для нас, чтобы думать о нем сегодня, если мы устаем, расстраиваемся или сталкиваемся с каким-то кризисом.
И в те годы борьбы, особенно когда он руководил военными кампаниями, Марк написал двенадцать книг своих личных дневников, которые, по оценкам, датируются периодом между 170 и 180 годами н.э. Они стали одними из самых влиятельных книг по философии в история мира. Meditations изначально не имел названия и был написан Марком Аврелием для его собственной выгоды, а не для публики. И забавно думать, что его сочинения могут быть такими особенными, потому что они никогда не предназначались для того, чтобы мы их читали. Почти каждое второе литературное произведение — своего рода спектакль — оно делается для публики. Медитации нет. Фактически, их первоначальное название ( Ta eis heauton ) примерно переводится как Себе .
Именно по этой причине 9 Марка Аврелия«0005 Медитации » — несколько загадочная книга — она предназначена для личной ясности, а не для общественной пользы. Запись стоических упражнений была и остается формой их выполнения, как может быть повторение молитвы или гимна.
Это сборник коротких изречений, от одного-двух предложений до длинного абзаца. Он не организован по темам, но определенные идеи продолжают всплывать повсюду, указывая на то, что он считал их наиболее важными для него (и, следовательно, для нас) понять и включить в наш образ жизни.
Тот факт, что Маркус обращается к одним и тем же темам, показывает, насколько стоицизм, по сути, ведет дневник и анализирует одни и те же идеи. Вам нужно постоянно напоминать себе о стандартах, которые вы установили для себя, о том, кем вы стремитесь быть, и это особенно важно, когда вы терпите неудачу.
Это книга практических советов, и ее учения предназначены для практики и использования. Когда Маркус говорит о неизбежности смерти и о том, как скоро она наступит, он не праздно философствует. Он рекомендует, чтобы этот факт учитывал наши решения и то, как мы рассматриваем события в нашей жизни. Вместо того, чтобы теоретизировать о том, что нам следует делать, если во Вселенной существует руководящий разум или если все состоит из атомов, он предлагает одну точку зрения, которая обычно следует стоическому мышлению, и объясняет, почему обе возможные истины ведут к одним и тем же лучшим действиям и действиям. убеждения.
Первая книга Медитации состоит из благодарности Маркуса людям, которые оказали положительное влияние на его жизнь, с акцентом на тех, кто привил ему черты, характерные для хорошего стоика. К ним относятся: превыше всего ценить разум, не увлекаться мелочами, ограничивать страсти и желания, принимать трезвые решения с последующей твердой приверженностью сделанному выбору, честность и никогда не скрываться, жизнерадостность перед препятствиями, избегание суеверий и предубеждений. влияние софистики. Черты характера, которые он перечисляет в этой первой книге, включают в себя множество примеров, заслуживающих пристального внимания.
Ниже приведены некоторые из основных тем, которые повторяются на протяжении всей книги. Пять основных тем этой книги: изменение, смерть и краткость жизни; роль и значение разума и воли; отношение к другим и принятие их недостатков; избегать погони за удовольствиями и славой; и жить в согласии с природой и полностью принимать ее курс.
Маркус напомнил себе, что нельзя расстраиваться из-за проступков других и по возможности исправлять их, но если они упрямы и не хотят меняться, смириться с этим. Реагируя на таких людей, мы никогда не должны допускать нарушения наших собственных принципов. Кроме того, мы никогда не должны удивляться злым поступкам других и избегать желать, чтобы люди были не такими, какие они есть (склонны к злым поступкам), потому что тогда мы желаем невозможного. Он считал, что люди делают плохие вещи из-за незнания добра и зла, и что мы должны прощать им их ошибки, даже когда они вредят нам. Маркус подчеркивает, что социальные животные, такие как люди, должны жить в гармонии.
Он сравнил свое отношение к плохим людям с тем, что они являются разными частями тела одного и того же человека. Хорошие и плохие люди являются частью одной и той же универсальной природы, и они предназначены для взаимодействия и сотрудничества. Марк Аврелий — да и все стоики — считали, что мы являемся частью взаимосвязанного организма. Что нельзя причинить вред одному человеку, не причинив вреда всем. «Что вредит улью, вредит и пчеле», — сказал он. «Лучшая месть, — сказал он, — это не быть таким». Значение: когда вы причиняете боль другим, вы причиняете боль группе и себе.
Противоестественно презирать злых людей и избегать их. Когда мы обнаруживаем, что осуждаем других, мы должны сначала подумать о собственных ошибках. Тогда мы обнаружим, что меньше склонны обвинять их. Вместо того, чтобы осуждать и беспокоить других, что вызывает у нас разочарование и страдания, мы должны сосредоточиться на самосовершенствовании. Маркус сказал:
«Смешно, когда человек не бежит от своей собственной дурности, что действительно возможно, а бежит от чужой дурности, что невозможно».
Или, как выразился бы другой перевод,
«Глупо пытаться избежать ошибок других людей. Они неизбежны. Просто попробуй убежать от своих».
И сегодня, в гиперподключенном, управляемом информацией мире, по сравнению со временем Маркуса, мы также много знаем о других людях. Мы знаем о приходах и уходах знаменитостей и политиков. Мы получаем обновления в режиме реального времени обо всем, что делают наши друзья. Мы видим, что они говорят в социальных сетях, и мы получаем их тексты и фотографии.
Нет сомнений, что это увеличило количество так называемых драм в нашей жизни. У нас есть мнения о том, должен ли такой-то и такой-то сделать это, и мы наблюдаем за болтовней об этом в СМИ. Мы обижаемся, когда наши друзья говорят то или иное. Не проходит и дня, чтобы мы не слышали сплетен или домыслов о ком-то, кого мы знаем.
Это ловушка. Это отвлечение. Еще 2000 лет назад Маркус знал это. «Чужие ошибки?» — напомнил он себе, — их следует оставить их создателям.
Забудь, что делают другие люди, забудь, что они делают неправильно. У тебя достаточно на тарелке. Сосредоточьтесь на себе — сосредоточьтесь на том, что вы, возможно, делаете неправильно. Исправьте это. Следите за своей жизнью. Нет необходимости — и, честно говоря, не хватает времени — тратить ни секунды на слежку за другими людьми.
Занимайся своими делами.
Маркус неоднократно объясняет, почему погоня за славой и похвалой глупа и почему нам особенно не следует заботиться о том, что другие думают о нас после нашей смерти. Он указывает, что так много знаменитых людей было забыто, что те, кто будет восхвалять одного из них посмертно, сами скоро умрут. Он объясняет, что нет бессмертных действий:
«Учтите, что как нагроможденные одна на другую кучи песка скрывают прежние пески, так и в жизни предшествующие события вскоре покрываются последующими».
Слава, какой бы великой она ни была, всегда уходит в небытие, а погоня за ней лишь демонстрирует тщеславие.
Он также объясняет, что от похвалы ничего не становится лучше, красота вещей исходит от самой вещи, а не от того, что о ней говорят. Ошибочно думать, что мы что-то приобретаем, когда нас хвалят.
Маркус сказал бы:
«Когда ты поступил хорошо, а другой получил от этого пользу, почему, как дурак, ты ищешь третью вещь сверху — похвалу за доброе дело или ответную услугу?»
Маркус и стоики считают, что делать добро — это надлежащая работа человека. Так с какой стати вам нужна благодарность или признание за то, что вы поступили правильно? Это твоя работа. Зачем тебе нужно быть знаменитым? Потому что ты был талантлив? Потому что ты был гениален? Потому что ты добился успеха? Эти вещи тоже часть работы.
Стремление к славе — лишь одна из ловушек в жизни. Есть много других желаний, каждое из которых потенциально может привести нас к аморальным поступкам. Он цитирует философа Теофраста, который утверждает, что плохие поступки, совершенные из-за желаний, более достойны порицания, чем злодеяния, совершенные из-за гнева. Человек, которому причинили вред, был обижен, в то время как человек с сильными желаниями игнорирует благополучие других, потому что хочет чего-то большего, чем хочет быть добродетельным. Желания также могут привести к отчаянию. Маркус обращается к этому, когда говорит о молитве, утверждая, что не следует просить богов удовлетворить желание или предотвратить то, чего боятся, но спрашивать их, могут ли они устранить желание и быть в порядке со всем, что дает им жизнь.
Самая сильная философия Марка Аврелия проявляется, когда он говорит о вечно меняющейся природе вселенной и принятии смерти. Он напоминает нам, что все мы умрем, однако мы теряем настоящий момент только потому, что это все, что у нас есть. Никто не «теряет больше», умирая рано. Самая длинная и самая короткая жизнь закончится одинаково и закончится на одну и ту же вечность.
Он также напоминает нам, что мы можем умереть в любой момент и жить на полную катушку, пока мы еще можем.
«Не жить так, как будто у тебя впереди бесконечные годы. Смерть затмевает тебя. Пока ты жив и способен — будь хорошим».
Маркус учит, что мы должны действовать быстро, чтобы привести свои дела в порядок, воспользоваться нашим мимолетным существованием и жить хорошо. «Ты скоро умрешь, а ты еще не прост, не свободен от смущений, не без подозрений в обиде на внешние вещи и не благосклонен ко всем; и ты еще не видишь мудрости только в том, чтобы поступать справедливо».
Так устроен наш мир, что вещества должны превращаться в новые вещи. Превращение чего-либо во что-то другое никогда не наносит вреда вселенной, и Маркус применяет это отсутствие вреда к каждой части вселенной, включая нас. «Ничто не является злом по природе», — утверждает он.
Он даже выставляет наш страх перед переменами (включая нашу смерть) в несколько смешном свете, говоря:
«Боится ли кто-нибудь перемен? Что может происходить без изменений? Что же тогда более приятно или более подходит для универсальной природы? И можешь ли ты принять ванну, если дерево не изменится? И можешь ли ты насытиться, если пища не претерпит изменения? И можно ли сделать что-нибудь еще полезное без изменений?»
Превосходство над болью и удовольствием позволяет нам полностью принять ход вещей и сосредоточиться на добродетели. Наше восприятие событий как неприятных является реальным источником любого несчастья, которое мы переживаем, а не сами события. Маркус считал, что человек может сразу стереть из головы любые неприятные впечатления и успокоиться. Он также рекомендовал помнить следующее всякий раз, когда мы испытываем тревогу:
«Пусть не беспокоят вас будущие вещи, ибо вы придете к ним, если будет необходимо, имея при себе ту же причину, которую вы сейчас используете для настоящих вещей».
Если мы не позволим событиям сделать нас хуже людей, они никогда не причинят нам вреда. Он прекрасно объясняет это, когда говорит:
«Что бы кто ни делал или ни говорил, я должен быть хорошим, точно так же, как если бы золото, или изумруд, или пурпур всегда говорили это, что бы кто ни делал или ни говорил, я должен быть хорошим». изумруд и сохрани мой цвет».
Или, как он выразился в одной из самых символичных цитат из Meditations : «Выбирай не причинять вреда — и ты не почувствуешь себя обиженным. Не чувствуйте себя обиженным — и вы не были обижены».
События могут заставить людей потерять хладнокровие и поступить аморально, но тем не менее вредят не сами события, а их реакция на них.
А когда дело доходит до проблем, мы находим у Маркуса формулу, искусство, известное как переворачивание препятствий с ног на голову. Как он писал,
«Нашим действиям могут помешать. . . но не может быть никакого препятствия нашим намерениям или склонностям. Потому что мы можем приспособиться и адаптироваться. Разум приспосабливает и обращает в своих целях препятствия для наших действий».
И в заключение он произнес убедительные слова, предназначенные для максимы.
«Препятствие к действию продвигает действие.
То, что стоит на пути, становится путем».*
Действовать с «обратным предложением», чтобы всегда был выход или другой маршрут, чтобы добраться туда, куда вам нужно. Так что неудачи или проблемы всегда ожидаемы и никогда не бывают постоянными. Убедившись, что то, что нам мешает, может дать нам силу.
В устах этого конкретного человека это были не пустые слова. За время своего правления, длившегося около девятнадцати лет, ему предстояли почти непрекращающиеся войны, ужасная чума, возможная неверность, покушение на престол со стороны одного из его ближайших союзников, неоднократные и трудные путешествия по империи — от Малой Азии до Сирии, Египта. , Греция и Австрия — быстро истощающаяся казна, некомпетентный и жадный сводный брат как соправитель, и так далее, и тому подобное.
*Эта цитата вдохновила на создание культового бестселлера «Препятствие — это путь». Он показывает, как некоторые из самых успешных людей в истории — от Джона Д. Рокфеллера до Амелии Эрхарт, Улисса С. Гранта и Стива Джобса — применяли стоицизм для преодоления трудных или даже безвыходных ситуаций.
Маркус знал, что наша способность рассуждать — это то, что отличает нас от животных, и это важная сила, которую мы должны использовать в полной мере. Он считал (как и все стоики), что наш разум можно использовать для понимания универсального разума, присутствующего в природе, что привело бы к согласию с ним, даже если бы события казались вредными. Наш рациональный разум имеет полную власть над нашими мнениями, и разум испытывает страдание только тогда, когда он сам создает желание определенного результата в жизни.
Маркус, у которого было больше контроля над окружающей средой, чем у большинства, также был автором этих строк: «У вас есть власть над своим разумом, а не над внешними событиями. Осознайте это, и вы обретете силу».
Маркус учит, что наш разум — это вещь, которая полностью контролирует себя и отделена от мира; события не могут воздействовать на него, если только он не заставит себя воздействовать на него. Каждое явление является результатом того, каким ум хочет его видеть, и ум делает себя именно тем, чем он является. Если это так, то нет никаких причин, по которым мы не должны соглашаться с природой, поскольку природа предоставила нам средства для рационального принятия хода событий, куда бы они нас ни завели.
- Самый важный урок, который можно извлечь из медитации, заключается в том, что наш разум обладает огромной силой. Мы можем выбирать, как нам воспринимать события, и мы всегда можем выбирать быть добродетельными. Если мы будем практиковать, мы сможем мгновенно стереть из своего ума любые плохие впечатления. Мы полностью контролируем свои мысли и действия. Вспомните две цитаты: «Вы имеете власть над своим разумом, а не над внешними событиями. Осознайте это, и вы обретете силу». «Препятствие действию продвигает действие. То, что стоит на пути, становится путем».
- Люди всегда будут делать ужасные (или, по крайней мере, неприятные) вещи, и мы несем ответственность только за свою добродетель. Мы можем выбирать быть хорошими, даже если нас окружает неправда. Когда другой причиняет нам вред, мы можем реагировать с добротой, сообщая ему об его ошибках, если это возможно, но соглашаясь с этим, если он игнорирует этот совет. Когда другой нас злит, мы должны немедленно учитывать его точку зрения, помнить, что у нас есть свои недостатки, и реагировать позитивно и безразлично на любой предполагаемый вред, причиненный нам.
- Самый глубокий урок в «Медитациях» касается нашей смертности и краткости жизни. Нас скоро заменят, и мы не должны тратить свою жизнь на тоску. Мы должны сосредоточиться на том, чтобы делать добро другим в то непостижимое количество времени, которое нам осталось жить. Чтобы сделать это частью нашей жизни, мы должны регулярно размышлять о том, что мы умрем. Это может привести к глубочайшему пониманию, доступному людям, поэтому смерти следует противостоять, как бы неприятно ни было думать о ней. Мы должны задуматься обо всех людях, которые были до нас, о том, что от них осталось сейчас и что останется от нас позже.
«Не тратьте больше время на споры о том, каким должен быть хороший человек. Будь один.»
«Если это неправильно, не делай этого, если это неверно, не говори этого».
«Разум приспосабливает и преобразует в своих целях препятствия для наших действий. Препятствие к действию продвигает действие. То, что стоит на пути, становится путем».
«Концентрируйся каждую минуту, как римлянин — как мужчина — на
, делая то, что перед тобой, точно и искренне
серьезно, нежно, охотно, со справедливостью. И на освобождении себя
от всех других отвлекающих факторов. Да, вы можете — если вы
будете делать все так, как будто это последнее, что вы делаете в своей
жизни, и перестанете быть бесцельным, перестанете позволять своим эмоциям
преобладать над тем, что говорит вам ваш разум, перестанете быть лицемерным,
эгоцентричным , раздражительный. Вы видите, как мало вещей вам нужно сделать, чтобы жить полноценной и благоговейной жизнью? Если вы справитесь с этим,
это все, что могут от вас требовать даже боги.
«Все мы любим себя больше, чем других людей, но больше заботимся об их мнении, чем о собственном».
«Не чувствовать раздражения, поражения или уныния из-за того, что ваши дни не заполнены мудрыми и нравственными поступками. Но подняться, когда вы потерпели неудачу, отпраздновать человеческое поведение, пусть и несовершенное, и полностью принять стремление, к которому вы приступили».
«Как легко оттолкнуть и стереть всякое неприятное или неуместное впечатление и тотчас же обрести покой».
«Ты можешь уйти из жизни прямо сейчас. Пусть это определяет, что вы делаете, говорите и думаете».
«Честолюбие означает привязывать свое благополучие к тому, что говорят или делают другие люди… Здравомыслие означает привязывать его к своим собственным действиям».
«Отбрось свои заблуждения. Хватит дергаться, как марионетку. Ограничьте себя настоящим».
Точно так же, как Фридрих Великий, как сообщается, ехал в бой с работами стоиков в своих седельных сумках, так же поступил и командующий морской пехотой и НАТО генерал Джеймс «Бешеный пес» Мэттис, который нес Медитации с ним о развертывании в Персидском заливе, Афганистане и Ираке. Сообщается, что Билл Клинтон читает его раз в год, и можно представить, как он вручает экземпляр Хиллари после ее душераздирающего поражения на президентских выборах в США. Фонари на дамбе Автор Уильям Александр Перси заметил в своей автобиографии, что «каждому из нас, как бы далеко ни зашло поражение, остается неприступное зимнее королевство Марка Аврелия. . . . Он не снаружи, а внутри, и когда все потеряно, он остается твердым».
Теодор Рузвельт после своего президентства провел восемь месяцев, исследуя (и почти умирая) в неведомых джунглях Амазонки, и из восьми книг, которые он взял с собой в путешествие, две были « Медитаций Марка Аврелия » и « Энхиридион» Эпиктета. . Китайский лидер Вэнь Цзябао неоднократно перечитывал книгу. Письмо Маркуса также заметно появляется в « к востоку от рая» Стейнбека, в « на свободе» Джона Стюарта Милля, и, конечно же, многие люди знают Маркуса Аврелия по популярному фильму «9».0005 Гладиатор, , где он старый и мудрый император в начале фильма, которого играет Ричард Харрис.
Лучший перевод Meditations сделан Грегори Хейсом. (Подпишитесь на наш бесплатный 7-дневный курс по стоицизму, чтобы увидеть наше интервью с профессором Хейсом). Он пишет на современном простом английском и понимает, как сделать слова Маркуса краткими и плавными. Настоятельно рекомендуется сначала прочитать перевод Хейса.
Лучший бесплатный перевод Джорджа Лонга. Он может быть найден здесь. В нем есть немного старого английского, с «тебе» и «твой», но если вы хотите протестировать некоторые материалы перед покупкой копии, это хорошее место для начала. Конечно The Daily Stoic также предлагает совершенно новые оригинальные переводы Маркуса из Meditations в переводе Стивена Хансельмана.
Марк Аврелий однажды написал «Ты можешь уйти из жизни прямо сейчас. Пусть это определяет, что вы делаете, говорите и думаете». Это было личным напоминанием о необходимости продолжать жить добродетельной жизнью СЕЙЧАС, а не ждать. Это была форма memento mori — древняя практика медитации о своей смертности.
Мы создали эту монету memento mori в качестве напоминания о том, что нельзя зацикливаться на мелочах, пытаться прославиться, заработать больше денег, чем мы когда-либо могли потратить, или строить планы на далекое будущее. Все это отрицается смертью. Пора перестать притворяться, что нет.
Щелкните здесь, чтобы узнать больше и приобрести собственный медальон memento mori.
Внутри разума императора-философа
В своей знаменитой работе « Республика » греческий философ Платон утверждал, что идеальным городом-государством должен управлять «Царь-философ». С тех пор многие правители сами претендовали на этот титул или получили его от других. Однако один из сильнейших соперников появится спустя столетия после Платона во втором веке нашей эры, римский император и философ-стоик Марк Аврелий. Причина, по которой Марк, считающийся одним из «пяти добрых императоров» Рима, заслужил титул Платона, заключается в его чудом уцелевшей философской книге, известной как 9.
Медитации , по сути, представляет собой блокнот личных размышлений, который Маркус писал на протяжении всего своего пребывания на посту Императора. Скорее всего, он никогда не собирался публиковать или читать его кем-либо еще. Большинство исторических деятелей остаются от нас несколько далекими, и нам приходится полагаться на то, что о них писали другие. Однако с Маркусом у нас есть ряд сочинений, предназначенных только для его глаз и написанных его собственными словами. Марк Аврелий 9Таким образом, 0265 Meditations является уникальным документом в истории философии. Это позволяет нам заглянуть в разум философа на чрезвычайно интимном и личном уровне.
Прочитанный таким образом текст многое открывает нам о Марке как личности и позволяет нам относиться к нему даже через тысячи лет после его смерти.
Маркус был приверженцем стоической школы философии. Он был основан Зеноном Китиумским (334–262 гг. до н. э.) и назван в честь Стоа в Афинах, где он и его ученики собирались. Среди других идей стоики считали, что большинство событий происходит из-за множества взаимосвязанных причин, находящихся вне нашей власти, которые они называли «судьбой». Бог» или «Универсальный Разум». Ключ к счастью — принять волю «Универсального Разума» и «жить в согласии с природой» 9.0003
Однако, хотя мы не можем контролировать «судьбоносные» внешние события, мы можем контролировать то, как мы на них реагируем, и в этом заключается наша свобода. С этической точки зрения стоики учили, что единственными нравственно хорошими и плохими вещами являются добродетель и ее отсутствие.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Многие стоики, такие как Хрисип (279–206 гг. до н. э.) и Эпиктет (50–135 гг. н. э.), либо сами писали философские труды, либо их учения записывали другие. Как мы уже упоминали, работа Маркуса — это просто записная книжка, которую он никогда не собирался публиковать. В чем заключалась идея « размышлений, » Марка Аврелия и можно ли вообще назвать это произведение «философией»? Можно утверждать, что мы определенно должны классифицировать его как таковой. Лучший способ понять саму работу требует от нас немного переопределить то, что мы думаем о «философии». В настоящее время философия рассматривается как академический предмет, который изучают в университете. Стереотипно речь идет о текстах и аргументах, которые изучают в лекционном зале.
Однако в древнем мире существовал совершенно иной взгляд на философию. Как говорят нам такие ученые, как Пьер Адо (1995) и Джон Селларс (2009), философия в этом контексте была образом жизни. Это было то, что нужно было применять в жизни, а не просто изучать. Одним из способов этого было использование того, что Хадо назвал «духовными упражнениями». Это были физические упражнения, которые кто-то делал для того, чтобы слить философские учения со своим повседневным поведением и бытом. Интеллектуальное исследование по-прежнему оставалось важной частью философии, и нужно было также понимать идеи. Однако этого самого по себе было недостаточно, и если кто-то не практиковал эти учения, он не считался истинным философом.
Одно из таких стоических духовных упражнений заключалось в многократном записывании философских идей, чтобы они прочно удерживались в уме практикующего. Ученые, такие как Хадо и Селларс, считают, что « Медитации » Марка Аврелия являются примером этого упражнения. Маркус записал учения стоиков в свой блокнот, чтобы держать их в памяти свежими. Следует помнить, что он писал для себя. Этот факт позволяет нам увидеть невероятно личный портрет личности Маркуса с его собственной точки зрения.
На протяжении Медитаций Маркус часто упоминает тему гнева. Он упоминает об этом так часто, что кажется, что у него были некоторые проблемы с этим. Например, в некоторых стихах кажется, что он пытается успокоиться после бурной ссоры:
«Учитывая характер рассматриваемого лица, такой исход был неизбежен. Желать, чтобы этого не было, значит желать, чтобы смоковница не имела сока. Во всяком случае, помни: очень скоро и ты, и он умрете, а вскоре после этого не останется даже наших имен».
(Книга 4, Стих 6)
«Ничего не изменится: они не остановятся, даже если ты взорвешься от ярости».
(Книга 8, Стих 4).
Мы все можем идентифицировать себя с этим, так как я уверен, что все мы злимся в тот или иной момент. Однако хорошо то, что Маркус признал свою проблему и попытался что-то с ней сделать:
«Каждый раз, когда вы выйдете из себя, удостоверьтесь, что у вас всегда под рукой мысль о том, что гнев — не мужское качество и что на самом деле мягкость и спокойствие более мужественны, qua более человечны».
(Книга 11, Стих 18)
Безусловно, требуется мужество, чтобы признать наличие такой проблемы и тем более решить ее. На протяжении Медитации мы можем видеть, что Маркус повторял себе стоические доктрины, чтобы попытаться успокоиться в стрессовых ситуациях. Его роль Императора, без сомнения, иногда вызывала разочарование. Это также показывает выражение смирения Маркуса. Он знал и признавал, что не был совершенным человеком и не претендовал на это. Более того, он активно пытался совершенствовать себя как личность, что считалось одной из задач философии того времени.
Марк Аврелий страдал от беспокойства и изо всех сил пытался попросить о помощи
Сегодня, к счастью, мы гораздо лучше понимаем проблему психического здоровья. Мужчины, в частности, все еще иногда сталкиваются с проблемой обращения за помощью, когда они в ней нуждаются. По глупости это считается «немужским» поступком, и многие мужчины, к сожалению, молча страдают. Возможно, будет полезно узнать, что Маркус, сам римский император, тоже иногда боролся со своим психическим здоровьем. Он пишет:
«Нет ничего постыдного в том, что тебе помогают, потому что ты должен выполнять порученное тебе дело, как солдат, штурмующий городскую стену.
Предположим, вы хромаете и не можете взобраться на зубчатые стены самостоятельно, но можете сделать это с чьей-либо помощью.
«Не беспокойтесь о будущем. Вы придете к нему (если нужно), вооруженные той же причиной, которую вы применяете сейчас к настоящему».
(Книга 7, стихи 7-8)
Тот факт, что Маркус написал эти слова для себя, делает их еще более острыми. Эти признания были очень интимными и личными. Это также показывает, что во многом Маркус был таким же, как мы. Хотя у римлян явно не было современной концепции психического здоровья, она все же существовала. Несмотря на то, что Маркус был могущественным правителем, ему приходилось сталкиваться со многими из тех же проблем, что и всем людям. Как упоминалось выше, Маркус был одним из «пяти хороших императоров». Однако на личном уровне его правление было чрезвычайно трудным. Маркус лично вел римские легионы в бой против Персидской империи и различных германских племен. Вдобавок к этому ему пришлось иметь дело с разрушительной чумой Антонина. Можно, пожалуй, понять, почему он был так склонен беспокоиться о будущем.
Еще одна тема, которую Маркус упоминает на протяжении всего текста, — это космополитизм. Космополитизм – это идея о том, что все люди составляют единое сообщество. Эта идея, конечно, не уникальна для самого Маркуса. Как сказал Диоген Лаэртский, Диоген Синопский (412–323 гг. до н. э.), известный философ-киник, однажды сказал: «Я гражданин мира». Стоики, во многом видевшие себя преемниками киников, продолжили эту традицию. Как сказано выше, стоики верили в божественный «универсальный разум», который пронизывал и был равен вселенной. Эта божественная сущность создала людей, и ее искра присутствовала во всех людях. Эта искра была ответственна за сам человеческий разум, и поскольку все люди им обладали, они пользовались по крайней мере духовным равенством. Маркус, будучи стоиком, также соглашался с этой идеей и упоминал ее много раз:
«Если разум есть что-то общее у нас, то и разум, который делает нас разумными существами, есть у нас что-то общее. Если так, то причина, которая диктует нам, что мы должны и не должны делать, также является чем-то общим. Если так, то и закон у нас есть нечто общее. Если да, то мы сограждане. Если это так, то у нас есть какая-то общая форма общества. Если это так, то вселенная — это своего рода сообщество, поскольку вселенная — это единственное совместное общество, которое кто-либо может описать как общее для всего человеческого рода».
(Книга 4, Стих 4)
Маркус также говорит об этом на более личном уровне, говоря, как он «связан» с другими людьми. В связи с этим, пишет он, он должен стараться не злиться на них:
«…Я видел истинную природу самого преступника и знаю, что он связан со мной — не в том смысле, что у нас общая кровь и семя, а в силу того, что мы оба причастны к одному и тому же разуму, и поэтому часть божественного».
(Книга 2, Стих 1)
Многие стоики выражали подобные чувства. Гай Мусоний Руф, учитель Эпиктета, оказавший ключевое влияние на Марка, выступал за равенство женщин:
«Женщины так же, как и мужчины, — сказал он, — получили от богов дар разума, которым мы пользуемся в наших отношениях друг с другом и по которому мы судим, хороши ли вещи или плохи, правильны или неправильны… если это правда , по какой причине мужчинам было бы уместно искать и думать о том, как они могут вести хорошую жизнь, что является в точности изучением философии, но не подходит для женщин?»
(Перевод Лутца, стр. 11)
Фактически, стоики и киники были одними из первых в западной традиции, выразивших такие взгляды. Эти взгляды распространены сегодня, как и должно быть. Однако с точки зрения времени стоиков они были в некотором смысле радикальными. Впечатляет, что Маркус тоже согласился с ними. В конце концов, он был императором, которому многие поклонялись как божеству. Тем не менее, из Meditations, мы можем видеть, что Маркус считал, что другие люди равны ему в этом особенно важном смысле.
Во время своего правления Маркус стал известен на всю империю своей страстью к философии. Во время визита в Афины Маркус учредил четыре кафедры философии для основных философских школ того времени. По одной кафедре было создано для стоицизма, эпикуреизма, платонизма и аристотелизма соответственно. Он заработал репутацию не как человека, занимающегося философией просто как хобби, а как самого настоящего философа. Граждане империи считали его практикующим то, что он проповедовал, и вдохновляющим своим примером других. Как пишет греческий историк Иродиан о репутации Марка:
«Единственный из императоров, он доказал свою ученость не одними словами или знанием философских учений, а своим безупречным характером и умеренным образом жизни. Таким образом, его правление произвело на свет очень много умных людей, ибо подданные любят подражать примеру своего правителя».
Однако иногда в «Размышлениях , » Марка Аврелия мы можем уловить нотку напряжения между его ролью и его страстью. В одном стихе он как бы признает, что не может быть одновременно императором Рима и полноценным философом:
«Еще одна вещь, которая поможет вам успокоить вашу склонность к самомнению, это тот факт, что у вас больше нет возможности прожить всю свою жизнь или, по крайней мере, свою взрослую жизнь философом. На самом деле, для очень многих людей, не только для вас, очевидно, что вам далеко до того, чтобы стать философом.
Ты ни то, ни другое, и, следовательно, не только прошло то время, когда тебе было осуществимо снискать себе славу философа, но и твоя роль препятствует тому, чтобы она когда-либо была возможна».
(Книга 8, Стих 1).
Многие из нас боролись с чем-то подобным в нашей жизни в наше время. Есть люди, у которых есть страсть только для того, чтобы отказаться от нее. Им могут сказать, что их страсть не обеспечит им хорошего будущего. Возможно, им следует попробовать что-то более «стабильное». Мы видим, что Маркусу тоже было нелегко выбирать между философией и своей «карьерой». Хотя я бы сказал, что он был неправ, говоря, что он «далеко от того, чтобы стать философом». Из приведенной выше цитаты Иродиана мы видим, что многие люди в империи считали его философом, и не только потому, что он знал о философии, но потому, что он жил и практиковал ее.
Наконец, Маркус, похоже, пытался найти золотую середину между ними. В том же стихе он говорит, что все еще может жить по стоическим принципам. В своем комментарии Уотерфилд (2021, стр. 177) пишет: «Поэтому, возможно, нам следует читать его самоупреки в начале статьи как сожаление о том, что он никогда не будет всесторонним философом, а не о том, что он не какой-то своего рода философ». Уотерфилд дает здесь очень хорошую интерпретацию. Мы видим, что Марку Аврелию иногда было трудно сделать выбор между двумя путями, но он решил сделать все возможное, чтобы жить как философ, насколько это возможно. Ему было бы приятно узнать, что для его граждан и многих современных ученых его философские полномочия не вызывают сомнений.
Медитации всегда был чрезвычайно популярным текстом, и сегодня он продолжает помогать и вдохновлять читателей. Дональд Робертсон (2020), например, является автором книги о стоицизме Маркуса. В статье для The Guardian он пишет, как « медитаций Марка Аврелия» могут помочь людям в продолжающемся Covid-19.пандемия. Без Медитации мы все еще знали бы Маркуса как последнего императора, который руководил «Pax Romana». Мы также знали бы его как яростного воина, сражавшегося за границы империи, и, возможно, даже как философа. В «Размышлениях» мы видим, что Марк Аврелий был всем этим, но прежде всего он был обычным человеком. Скромный человек, который пытался улучшить себя, который боролся с сомнениями и иногда позволял своему гневу одолеть его. Но тот, кто был умным, добрым и верил, что все равны в божественных терминах.
Вот как Марк Аврелий Медитации говорит с нами сегодня. Это показывает, что, несмотря на исчезновение империй и тысячелетий, люди не сильно изменились; и основной вывод, который мы можем извлечь из него, заключается в том, что, прежде всего, мы, люди, в конце концов, не так уж и отличаемся.