Почему амбидекстры хорошо владеют обеими руками и стоит ли этому учиться
15 сентября 2020 Жизнь
Лайфхакер разбирается в причинах редкого явления, которое многие считают признаком гениальности.
Почти у 90% людей доминантной является правая рука, у остальных — левая. И лишь около 1% населения — амбидекстры. Они одинаково хорошо выполняют все задачи обеими руками.
Ещё есть люди, которые меняют руки для разных задач. Например, пишут правой, но мяч бросают левой. Это называется смешанным преобладанием руки. Оно довольно часто возникает при игре на музыкальных инструментах. Например, гитаристы, пианисты и ударники успешно используют в процессе игры обе руки. Только каждая из них натренирована на разные действия.
Эти люди не амбидекстры. Им всё равно будет трудно писать или есть недоминантной рукой. У амбидекстров же нет таких сложностей: им одинаково легко забивать гвоздь, чистить зубы или отбивать теннисный мяч и правой, и левой рукой.
Чем объясняется амбидекстрия
Пока учёным мало известно о причинах амбидекстрии и вообще о том, почему ведущей становится та или иная рука. Но исследования выявили связь между предпочтением руки и асимметрией мозговых полушарий.
Левое и правое полушария связаны с разными психическими функциями. Такое разделение задач помогает мозгу экономить энергию и быстрее обрабатывать информацию. Нельзя сказать, что левое полушарие отвечает за логику, а правое за творчество: это слишком грубое упрощение. Тем не менее полушария не симметричны по строению и функциям.
В процессе развития организма в одном из полушарий формируются речевые центры. Чаще всего — в левом. И оно же отвечает за работу правых конечностей.
Поэтому существует теория, объясняющая количество правшей с точки зрения эволюции. Согласно ей, левое полушарие стало ведущим из-за важности языковых навыков, за которые оно «отвечает». Оно также контролирует правую руку, поэтому большинство людей стали правшами. Среди других приматов преобладание правой руки не настолько распространено. Отдельные особи предпочитают пользоваться ей, но это не охватывает всю популяцию.
Однако эта теория не является полной. У многих животных, в том числе у мышей, лягушек и рыб, выражено предпочтение одной стороны, хотя разговаривать они не умеют.
Мозг амбидекстров же более симметричный. И если руки выполняют задачи одинаково качественно, значит, оба полушария связаны с одними и теми же функциями. Пока учёные не сошлись во мнении, преимущество это или недостаток.
Стоит ли развивать амбидекстрию
Неизвестно, как именно обучение этому навыку влияет на мозг. Хотя разные тренинги обещают, что использование недоминантной руки укрепляет связи между нейронами и повышает креативность, доказательств этого не обнаружено.
Некоторые учёные даже считают, что врождённая амбидекстрия связана с проблемами в речи и чтении, а также дефицитом внимания. Предполагается, что это вызвано соперничеством между мозговыми полушариями. Асимметрия развилась для того, чтобы каждое полушарие специализировалось на отдельных функциях.
В симметричном мозге амбидекстров полушария получают одинаковую сенсорную информацию.
А это, возможно, замедляет процессы мышления.
Однако пока всё это только гипотезы. Нет доказательств того, что работа недоминантной рукой приведёт к психологическим проблемам. Поэтому решать только вам.
Как тренировать недоминантную руку
- Пишите или рисуйте двумя руками одновременно. Чтобы листок бумаги не двигался по столу, закрепите его чем-нибудь. Сначала слова и рисунки будут очень кривыми, но через пару недель получаться станет лучше. Главное — тренируйтесь каждый день хотя бы понемногу.
- Пишите недоминантной рукой. Например, научитесь выводить алфавит прописными, строчными буквами и курсивом. Подберите ручку, которая легко скользит по бумаге, и тренируйтесь ежедневно.
- Чтобы писать было удобнее, не сжимайте ручку слишком сильно, иначе у вас заболит рука. Если вы правша, поверните листок бумаги на 30 градусов по часовой стрелке. Если левша — на 30 градусов против.
- Пишите ведущей рукой и при этом смотрите в зеркало. Вы увидите, как будет выглядеть ваша недоминантная рука во время письма.
Так будет понятнее, как её расположить, а картинка отложится в мозге.
- Укрепляйте мышцы недоминантной руки. Поднимайте гантели или просто что-то тяжёлое, постепенно увеличивая вес.
- Попробуйте готовить недоминантной рукой. Не беритесь за нож: это может быть опасно. Для начала взбивайте яйца и смешивайте в миске ингредиенты.
- Выполняйте ей простые повседневные дела: чистите зубы, держите ложку, отбивайте мяч от пола и стен.
- Постепенно переходите к сложным неопасным задачам. Выполняйте их только недоминантной рукой, чтобы укрепить навык. Однако учтите: если вы слишком рано начнёте использовать обе руки, у доминантной всё равно останется преимущество, ведь ей вы пользовались всю жизнь.
Читайте также 🧐🧠👩🔬
- Что такое пластичность мозга и как её развить
- Как бег прокачивает мозг
- 6 невероятных трюков мозга, которые скрывают несовершенство нашего зрения
Люди, пишущие двумя руками.

Примерно каждый 100-й ребенок — амбидекстр. Это значит, что у него ведущая рука и правая, и левая, обеими владеет хорошо. Соответственно, оба полушария его мозга развиты одинаково.
Значит ли это, что он гений или, наоборот, феномен сильно осложняет жизнь? Давайте разбираться.
За что отвечает ведущая рука?Итак, левое полушарие отвечает за речь, чтение и письмо. Люди с левым ведущим полушарием хорошо запоминают даты и события, у них развито логическое мышление, очевидны аналитические способности. Таких людей на планете около 80%, это правши.
Те же, у кого более активно правое полушарие, скорее полагаются на свои ощущения, мыслят образами, им близок символизм.
Это левши – в большинстве своем творческие, неординарные личности, для которых голос сердца важнее голоса разума.
Но есть и третий тип – амбидекстры (от лат. ambi — «оба» и dexter — «правый», т.е. когда обе руки — «правые», обеими владеют одинаково хорошо). Эти уникумы способны и успешно выполнять творческие задачи, и справляться с точными науками.
Казалось бы, подобный феномен – подарок судьбы, но на практике такие дети могут испытывать сложности в учебе, во взаимоотношениях со сверстниками, у них труднее проходит становление речи, нередко возникают психологические проблемы.
Плюсы и минусы амбидекстрииВсе дети при рождении имеют одинаково развитые оба полушария мозга. Симметрия утрачивается примерно к четырем годам не без помощи взрослых, формирующих у ребенка навыки самообслуживания.
Надо понимать, что даже отлично развитая мелкая моторика обеих рук не гарантирует, что ваш ребенок – гений с мозгом Эйнштейна. Любые таланты и особенности нужно развивать, трудиться над ними. И если в этом преуспеть, то жизнь амбидекстра может быть успешной и интересной.
Знания и навыки из разных, порой полярно противоположных отраслей помогут стать универсальным специалистом в любой профессии.
Нестандартное мышление, оригинальный подход к выполнению задач ценятся во многих сферах.
Идеально, если эти качества будут сочетаться с рациональностью, умением прогнозировать результат, а также способностью контролировать свои эмоции и находить общий язык в коллективе.
К сожалению, амбидекстры довольно уязвимы. В детстве они часто отвлекаются, не могут долго концентрироваться на чем-то одном.
Неспособность сосредоточиться на усвоении материала нередко приводит к проблемам в учебе. Они быстро устают, могут перестать работать, когда им захочется отдохнуть, несмотря на дедлайны и обязательства – сказывается отсутствие самоконтроля. При этом продолжат ли начатое, зависит от степени развития волевых качеств и характера.
Одна из характерных черт – раздражительность. По любому поводу могут выйти из себя, вспылить. Частая смена настроения и импульсивность, эмоциональная и физическая неуравновешенность свидетельствуют также о гиперактивности детей с амбидекстрией.
Сложно проходит подростковый период.
Большой объем поступающей в мозг информации нередко приводит к длительным и сильным головным болям.
Из-за сниженной успеваемости школьники начинают бунтовать против обязательств посещать занятия, не хотят идти на контакт, ведут себя вызывающе.
Психиатр из Оксфорда Тимоти Кроу в своих исследованиях отметил среди прочего, что люди, пишущие двумя руками, чаще левшей и правшей подвержены шизофрении.
Что делать родителям детей-амбидекстров?Несмотря на внушительное количество недостатков, специалисты признают, что уровень развития таких детей несомненно выше остальных.
Главное, что нужно знать родителям амбидекстров: если природа наделила вашего ребенка двумя активными полушариями, то не стоит вмешиваться, лучше организуйте чаду условия для развития.
Тщательно изучив особенности феномена, вы сможете легче находить общий язык с ребенком и грамотно корректировать негативные проявления амбидекстрии.
Так, во время всплесков гиперактивности бесполезно призывать к благоразумию и требовать успокоиться. Тем более не стоит кричать на ребенка или наказывать – это не поможет, а наоборот, отдалит вас друг от друга.
Взрослым нужно демонстрировать умение справляться с эмоциями, сохранять спокойный и дружелюбный тон голоса.
Главное – будьте по возможности рядом и старайтесь держать ребенка в поле зрения. Со временем ваши попытки направить его энергию в мирное русло принесут плоды, и он станет намного лучше контролировать себя.
Несмотря на быструю утомляемость и неспособность концентрироваться на мелочах, амбидекстры могут быстрее и легче сверстников усваивать учебный материал. Если педагог не заинтересует их неординарными дополнительными заданиями, то скоро им станет скучно, и желание учиться сойдет на нет.
Важно не разделять задания на творчество и точные науки, это должен быть некий микс, направленный на развитие обоих полушарий, чтобы не увеличивать разницу в формировании типов мышления.
Полная противоположность амбидекстрам – люди с амбисинистрией, плохо владеющие обеими руками (от лат. ambo – «оба» и sinistro – «левая рука», дословно – «две левые руки»).
При этом явлении оба полушария мозга одинаково плохо отвечают за способность человека действовать руками.
Врожденных амбисинистров еще меньше, чем амбидекстров, у большинства это приобретенная проблема.
Причиной может быть болезнь или травма, повредившая полушарие, отвечающее за ведущую руку (в то время как вторая – неведущая с рождения).
Тяжелый физический труд также может привести к серьезному нарушению мелкой моторики.
Отдельно стоит упомянуть левшей, которых годами переучивали в правшу.
Родители и педагоги оказали этим медвежью услугу, заставляя ребенка идти против природы, способствовали развитию амбисинистрии.
Насильно выработанную привычку все делать правой рукой во взрослом возрасте убрать крайне тяжело, да и мало кто к этому стремится. В итоге человек живет с нереализованным потенциалом, испытывает внутренние противоречия и трудности в профессиональной сфере.
Впрочем, амбисинистрия вполне исправима, но потребуется много времени и труда, многочисленные тренировки и жесткий самоконтроль.
Определение ведущей руки: тестыТест 1.Перед вами анимированная оптическая иллюзия, созданная японским веб-дизайнером Нобуюки Каяхара в 2003 году. Прежде чем начать изучать ролик, постарайтесь расслабиться.
Теперь внимательно смотрите: в какую сторону вращается танцовщица? Если по часовой стрелке, то, вероятно, у вас доминирует левое полушарие. Если же вы видите устойчивое вращение только против часовой стрелки – значит, у вас доминирует правое полушарие.
А может быть, она меняет направление вращения и крутится то в одну, то в другую сторону? Автор теста предполагает, что это признак амбидекстрии.
Тест 2.
Возьмите бумагу и два карандаша. Попробуйте одновременно писать одно и то же слово в одну сторону или в разные, не имеет значения.
Если сразу или спустя несколько минут тренировки у вас получаются относительно ровные, читаемые слова – значит, вы нашли у себя еще один признак амбидекстрии.
Классические правши и левши не могут писать обеими руками сразу: ведущая рука пишет, другая же выводит каракули. Одновременно контролировать письмо обеих рук могут только амбидекстры.
Фото Татьяны Столяровой
Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.
Читайте нас на Яндекс-дзен
Левая, правая или амбидекстральная: что определяет предпочтение руки?
Когда вы берете телефон, чтобы прочитать ежедневные научные новости, вы используете правую или левую руку? Или вы одинаково используете обе руки? Ученые приступили к разгадке тайны рукости.
Предпочтение использовать одну руку для письма и выполнения основных задач веками очаровывало людей. Стигматизированные как злые или даже неестественные, левши испытали свою долю дискриминации на протяжении истории.
В современном обществе быть левшой не так уж и важно, и уровень предпочтения левшей неуклонно рос за последнее столетие.
Многие известные люди принадлежат к группе левшей, насчитывающей около 10 процентов населения, среди них Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Мария Кюри и Барак Обама.
Но что наука может сказать нам о том, как определяется предпочтение руки?
Почему важно понимать предпочтения рук? Ученые считают, что это знание будет способствовать лучшему пониманию того, как организм распределяет определенные задачи по определенным областям тела.
Хотя со стороны наши тела кажутся симметричными, как только мы попадаем под кожу, всякое чувство симметрии теряется.
Ученые называют это латерализацией, которая относится к структурным или функциональным различиям между правой и левой сторонами нашего тела.
В мозгу это конечно видно. Многие функции мозга, такие как речь, память, внимание, обработка эмоций и восприятие лица, специализируются на одной стороне мозга.
Ручность уже давно связана с языковой латерализацией. У большинства правшей доминирование языка находится в левом полушарии мозга.
Но хотя распространенный миф может заставить нас поверить в то, что у левшей стороны меняются местами, только у четверти из них языковое доминирование находится на правом полушарии мозга.
Сегодня существует более широкое понимание предпочтения руки, и многие ученые считают, что ручность представляет собой скорее непрерывный спектр, а не определяется абсолютными значениями.
Со временем к традиционным левшам и правшам добавились две новые категории. Люди со «смешанными руками» отдают предпочтение определенной руке для определенных задач, в то время как люди с «амбидекстрами», которые считаются исключительно редкими, могут одинаково хорошо выполнять задачи обеими руками.
Остается большой вопрос: определяют ли наши гены или окружающую среду леворукость.
Первоначально несколько теорий постулировали, что за предпочтение рук отвечает один ген. Комбинация обоих наборов этого гена, унаследованного от наших родителей, будет определять ручность.
Хотя эти теории кажутся простыми и убедительными, на сегодняшний день нет генетических доказательств, подтверждающих их. Вместо этого исследования показывают, что около 25 % гена определяют ручность, а остальное зависит от других факторов.
Но что это могут быть за другие факторы? Являются ли они факторами окружающей среды, такими как влияние воспитания или культуры, или более сложная биологическая система ответственна за основной фактор, определяющий предпочтение руки?
Одно исследование показало, что люди, которые находились на грудном вскармливании в течение как минимум 6 недель, с меньшей вероятностью были левшами. Между тем, другое недавнее исследование показало, что большая часть влияния на выбор руки на самом деле сводится к эпигенетике или регуляции генов, которая в некоторых случаях может передаваться по наследству.
Несмотря на то, что по-прежнему существует множество противоречивых данных, технологические достижения в области генетического анализа означают, что ученые неуклонно приближаются к тайне предпочтения руки.
Амбидекстрия или смешанное доминирование — Набор инструментов ОТ
Многие родители видят, как их ребенок меняет руки во время выполнения заданий или демонстрирует изящное использование обеих рук, и задаются вопросом, является ли их ребенок амбидекстром. Может быть, ребенок левой рукой бросает мяч, а правой бьет летучими мышами. Может быть, они пинают мяч правой ногой, а карандаш держат левой рукой. Амбидекстрия — распространенный вопрос среди родителей детей, которые меняют руки во время занятий или не используют одну руку постоянно.
Здесь мы рассмотрим несколько аспектов амбидекстрии. Мы рассмотрим разницу между амбидекстральным и смешанным доминированием. Мы расскажем, что это значит, когда ребенок пишет или раскрашивает обеими руками. И мы рассмотрим некоторые действия, чтобы поддержать доминирующую руку.
Как узнать, является ли ваш ребенок амбидекстром или проявляются признаки смешанного доминирования? Этот пост расскажет немного больше об амбидекстрии, а также о смешанном доминировании и о том, что это значит для двигательных навыков.
Что означает амбидекстр?
Определение амбидекстрии — это использование обеих рук с одинаковой утонченной точностью и двигательными навыками. Это означает, что каждая сторона тела в равной степени способна писать с естественным планированием моторики, точным контролем моторики, силой и отточенными моторными движениями.
Согласно определению амбидекстера, утонченность и точность равны. Вы можете подумать, что это означает, что задействованы только руки и пальцы с одинаковым использованием обеих сторон. Однако это не совсем так.
Те, кто действительно владеет обеими руками, могут одинаково использовать руки, а также ноги, глаза и даже языковую моторику.
Ребенок-амбидекстр естественно играет с игрушками обеими руками. Вы можете заметить одинаковое использование рук и ног или переключение слева направо или справа налево во время игры, занятий спортом, школьных занятий и других занятий.
Когда речь идет о ком-то, у которого есть амбидекстрия и мелкая моторика, это может означать:
- Письмо
- Использование ножниц
- Застежки для одежды
- Игра
- Сила рук
- Чистка зубов и волос
- Многие другие повседневные задачи
Амбидекстр также относится и к ногам.
Человек, владеющий обеими руками, сможет бить одинаково сильно и с одинаковой силой обеими ногами. Они могут «отталкиваться» от беговой стойки с одинаковой постановкой ног, независимо от того, начинают ли они бежать на левой или правой ноге. Крупномоторную амбидекстрию можно увидеть в:
- Прыжок
- Пропуск
- Пропустить
- HOPPING
- Баланс
- Пьет мяч . слишком. Как правило, у всех нас есть один глаз, который сильнее или от природы доминирующий глаз.
- Переключение рук, когда кто-то устал от использования во время выполнения задачи
- Переключение доминирующей стороны во время игры, такой как бейсбол или софтбол, на подачу другой рукой, отбивание мяча с другой стороны, ведение мяча в другую сторону при поднятии мяча во время баскетбола или удары по мячу другой ногой во время футбола.
- Написание одинаково разборчиво обеими руками

Наконец, амбидекстральный человек может демонстрировать двигательные переливы языка с обеих сторон тела.
Вас интересует ребенок, который использует обе руки для письма или выполнения заданий? Возможно, вы знаете ребенка, который использует обе руки одинаково и с одинаковым мастерством. Возможно, ваш ребенок использует одну руку для определенных задач, а другую — для других задач.
Смешанное доминирование или амбидекстрия?
Буквально вчера на The OT Toolbox мы обсуждали смешанное доминирование. В этом посте мы расскажем больше об истинной амбидекстрии и о том, что это значит.
Ребенок со смешанным доминированием демонстрирует четкие и сильные паттерны в зависимости от стороны тела, которую он использует для выполнения задания.
Например, у ребенка, у которого доминирует левая рука, разовьется более сильный паттерн мелкой моторики, чем у ребенка, у которого не доминирует левая рука, но который компенсирует усталость и умеренно умеет использовать левую руку в качестве навыка выживания.
Является ли мой ребенок амбидекстром
Ребенок, который действительно амбидекстр, будет в равной степени искусно использовать обе стороны тела, и это будет выглядеть и ощущаться естественно для ребенка. По статистике, только 1% населения по-настоящему амбидекстры — это действительно очень редко, и более вероятно, что ваш ребенок испытывает смешанные паттерны доминирования.
Истинная амбидекстрия требует, чтобы обе руки использовались с одинаковой точностью, и нет истинного предпочтения ни правой, ни левой руке ни для мелкой, ни для крупной моторики.
Можете ли вы сделать себя симметричным?
Интересный вопрос. Во многих случаях есть очевидная выгода от того, чтобы быть обеими руками или переключаться между руками и ногами во время выполнения задачи. Некоторыми предполагаемыми преимуществами могут быть:
На самом деле быть амбидекстром — это не то же самое, что научиться владеть обеими руками.
Использование обеих сторон руки в качестве усвоенного понятия требует когнитивного внимания, в то время как естественная амбидекстрия происходит без размышлений. Из-за нейропластичности мозга люди могут научиться использовать недоминирующую руку или сторону для выполнения задач. Нужна практика, практика и еще раз практика.
Прочтите здесь о планировании двигателя, где мы рассматриваем эту концепцию.
Амбидекстрия или смешанное доминирование?
У моего ребенка обе руки? Разве это не смешанное доминирование? Это два вопроса, которые терапевты часто задают при оценке ребенка в первый раз на предмет смешанного доминирования и других проблем. Ответ — нет, это не одно и то же.
Это сложная область. Терапевты признают смешанное доминирование недопониманием или плохой интеграцией левого и правого полушарий мозга, и именно так это объясняют родителям. Тем не менее, существует много информации по этой теме, которая может иметь или не иметь отношение к вашему ребенку и его проблемам — имейте это в виду, когда будете искать информацию в Google.
Скорее всего, мозг вашего ребенка использует левое и правое полушария для очень специфических моторных навыков, таких как письмо, еда и бросание мяча. Это может привести к двигательной путанице — здесь вступают в игру плохая интеграция и отсутствие связи между левым и правым полушариями мозга.
Когда ребенок не использует одну сторону мозга в большей степени для двигательных паттернов, возникают спутанность сознания и плохое обучение моторике, что приводит к задержке и дефициту двигательных навыков.
Непонятно, почему так развивается мозг, но это происходит, и это нормально. На самом деле, с этим легко справляется эрготерапевт.
Развитие амбидекстерной моторики
Я уже немного коснулся этого вопроса, но ребенок со смешанным доминированием может перейти на другую сторону для выполнения задания, когда испытывает усталость. Из-за этого их двигательное развитие и точность обычно задерживаются.
Чаще всего это отмечается в развитии мелкой моторики почерка. Это связано с тем, что ребенок в равной степени, но плохо владеет обеими руками и меняет руки, чтобы компенсировать усталость.
Моторные задержки также могут быть замечены позже, когда речь идет о возвратно-поступательных движениях, необходимых для броска/ловли или удара по мячу, а также при пропусках мяча. Ребенок со смешанным доминированием может пытаться ловить и бросать одной рукой, держать биту обратным хватом или стоять на противоположной стороне тарелки при ударе.
Они также могут испытывать умеренный уровень замешательства и разочарования, поскольку не знают, как заставить две стороны своего тела работать вместе, что приводит к общим плохим навыкам координации рук и ног.
Для нескольких забавных упражнений на доминирование рук попробуйте эти идеи, чтобы помочь детям создать
Двусторонние руки и глаза
Если у вас есть дополнительные вопросы и вы хотите узнать больше о доминирующих глазах и понимании того, как глаза и руки работают вместе во время деятельности, вы захотите посетить нашу лабораторию визуальной обработки.