13.05.2024

Литературные аргументы предательство: Какое предательство самое страшное? Проблема предательства (ЕГЭ по русскому) Аргументы на тему предательство родины

Тема предательства Родины: аргументы из литературы

Если человека воспитывают на литературных героях (родившихся до того момента, когда писатели поддались процессу дегероизации), предательство Родины он совершить не сможет даже физически, поскольку вырастает слишком высоко запрещающий порог — табу. Именно таким здоровым отношением к патриотическим ценностям насыщены рассказы и повести Аркадия Гайдара, и это донесено настолько точно и проникает так глубоко, что «плохишом» быть ни один ребёнок не хотел. Там, где имеет место предательство Родины, не было достаточного патриотического воспитания. И даже география таких мест вычисляется довольно легко.

Мазепа

Самое первое по-настоящему крупное предательство Родины случилось в день, который выбран сейчас праздником народного единства — 4 ноября. В 1708 году свою страну и государя Петра Первого предал Иван Мазепа. Понадеялся на победу Карла Двенадцатого, шведского короля, но просчитался.

За измену присяге его казнили гражданским способом: лишили наград и титулов, которые ранее были пожалованы ему государем. И наградили новой милостью: получил Мазепа от Петра Первого изготовленный в единственном экземпляре «орден Иуды», орден самого первого и самого предательского из предателей.

Сущность изменника

Через сто двадцать лет это историческое предательство Родины не только не было забыто, оно было увековечено в художественной литературе. Александром Сергеевичем Пушкиным была написана изумительная поэма — «Полтава». Поэт передумал называть волшебные стихи именем предателя — злобного, аморального, мстительного, бесчестного, лицемерного, не останавливающегося ни перед чем для достижения каких-либо жизненных благ.

Именно таким этот человек и был, поскольку предательская сущность как будто съедает все добрые и положительные душевные качества. Пушкин это, конечно же, знал. Написана поэма про худшего человека на земле, но такими красивыми стихами, что идея, принесённая поэтом в молодые сердца, проникает так глубоко, что уже никогда не покидает их.

Швабрин

Тема предательства Родины поэмой «Полтава» не была исчерпана, Пушкин ещё неоднократно возвращался к ней. Не менее интересно, а главное — проникновенно и доходчиво описан другой исторический случай. Это крестьянское восстание Емельяна Пугачёва, где схлестнулись две силы, каждая из которых считала себя правой. И здесь особо важное место занимает верность присяге, потому что если в душе человека нет такой верности, там всегда совьёт гнездо предательство Родины. Аргументы этому постулату у Пушкина самые весомые. Кто не берёг честь смолоду во всём, на каждом шагу своей жизни, тот словно под гору на самое дно катится, а именно там, на самом дне — ниже некуда — и лежит этот грех.

Данте Алигьери в «Божественной комедии» точно определил местонахождение предателей в аду: они вмерзают в озеро Коцит, а глубже этого места нет в потустороннем мире, снизу уже не постучат. Итак, у Пушкина в повести «Капитанская дочка» совершает предательство Родины Швабрин. Аргументы он приводит такие: крепость укреплена ненадлежаще, штурма не выдержит, а зачем умирать напрасно? Проще в войско Пугачёва вступить. Пусть придётся пресмыкаться дворянину перед беглым простым казаком, зато — жизнь! Однако Пушкин даёт читателю понять, что вовсе не жизнь впереди у Алексея Швабрина. Нет и не будет предателю ничего, кроме мук совести, потому что справедливость — есть.

Андрий

Исключительно художественно раскрыл тему предательства современник Пушкина, написавший превосходную повесть о Запорожской Сечи — «Тарас Бульба», — до сегодняшнего дня вдохновляющую современный отечественный и зарубежный кинематограф. Николаю Васильевичу Гоголю удалось подвести такие аргументы под предательство, что современная молодёжь, не получающая достаточного патриотического воспитания, делает на этом художественном материале совершенно неправильный вывод.

Предательство Родины или потеря любимой женщины — что перевесит? Младший сын предводителя казачьего Андрий выбрал первое ради прекрасной панночки из враждебнрого города. «Ты — моя Отчизна!» — сказал он. И всех предал, всё продал, себя погубил за эту любовь. Зато Тарас Бульба предательство Родины даже сыну простить не мог. Он был верен и себе, и Отчизне. Он Андрия породил, он его и убил.

Мальчиши-Плохиши

О сказке, написанной Аркадием Гайдаром, уже было немного сказано. Она не из тех сказок, которые — ложь, в ней, несмотря на мультяшность, абсолютные истины звучат. И не намёком, а набатом. Потому что и сегодня размножившиеся «плохиши» предали страну буржуинам. За бочку конфитюра, за корзину сникерсов.

Предательство Родины примеры сегодня имеет многочисленные. Чего стоят покаянные слова юного плохиша из Нового Уренгоя в сегодняшнем Бундестаге: «так называемый» сталинградский котёл, «невинные» оккупанты, пришедшие Волгу и уничтожившие полмира.

Предательство сегодня

Если бы юноши читали художественные произведения, написанные очевидцами: Константином Воробьёвым («Это мы, Господи!»), Николаем Дворцовым («Волны бьются о скалы»), Виктором Некрасовым («В окопах Сталинграда»), и этот список продолжать можно и продолжать, знали бы юноши больше о «невыносимых условиях плена», и сегодняшнего позора наша Родина не переживала бы никогда.

Это выступление самая широкая общественность страны классифицировала как предательство. И если бы только одно это выступление! Моральные нормы вывернулись наизнанку, по словам российских педагогов, назрела необходимость вернуть в школьную программу хотя бы «Молодую гвардию» Александра Фадеева. По Солженицыну не получается воспитать патриотов своей страны.

Краснодонские предатели

Старшее поколение всё о героях романа Александра Фадеева знает почти наизусть. Теперь, после открытия архивов, стало известно, что писатель психику своего читателя сильно пожалел и всей правды не написал. Действительно, она ужасна. И ещё одно: среди молодогвардейцев на самом деле ни одного предателя не было.

Предательство и измену Родине совершили только их истязатели, полицаи, страшно замучившие краснодонских подростков, которые не щадя собственной жизни защищали и очищали свою землю от захватчиков. Фадеев их изобразил настолько выпукло и ярко, что впоследствии, уже после кинофильма, люди смотрели в лицо артистам, их игравшим, с ненавистью.

Необходимость воспитания

Страдания, выпавшие на долю молодогвардейцев, даже описанные Фадеевым, просто нечеловеческие. На самом деле было гораздо хуже, такое не сможет передать ни плёнка, ни бумага. И вот эту литературу теперь совсем не читают российские подростки! Потому и возрождается нацизм, а по Украине бродят факельные фашистские шествия с лозунгами про Бандеру-героя.

Неофашистам от четырнадцати до двадцати лет книгу эту нужно читать вслух, при сопротивлении — даже насильно, а потом фильм Герасимова заставить посмотреть, а потом с документами из архивов ознакомить, с фотографиями и медицинскими освидетельствованиями мёртвых, но вечно живых молодых краснодонцев. Необходимо сделать так, чтобы молодёжь умела различать понятия: верность Родине и предательство.

«Ромашка»

Каждому мальчишке (да и девчонке) нужно обязательно читать увлекательнейший роман Вениамина Каверина «Два капитана». В этой книге есть всё: беззаветнейшая дружба, чистейшая любовь, целеустремлённость на пути к подвигу и исключительное по своей подлости предательство — Родины, дружбы, любви и всего самого святого на свете. Михаил Ромашов — один из героев книги. И если Саня Григорьев всю жизнь шёл из детства к подвигу, то Миша Ромашов и детства — к предательству.

Виден весь путь, ежедневно убивающий в человеке всё человеческое. Начиналось с детских доносов на почве зависти. Закончилось практически прямым убийством, когда Ромашка оставляет своего друга раненого умирать на снегу, забрав у него всё, даже оружие. Вот оно — предательство Родины. Аргументов из литературы лучших и не сыщешь. У предателей совесть не спит, она умерла. Это Саня Григорьев будет раздумывать, не сыграли ли роль личные причины, когда сдавал предателя, совершившего воинскую измену, властям. Так, на контрасте, читатели лучше почувствуют, где правда, а где ложь, как нужно поступать, а как нельзя, кому сочувствовать, а кого ненавидеть.

Рыбак

В повести Василя Быкова «Сотников» рассказывается о предательстве другого рода. Преступник по фамилии Рыбак винит в нём обстоятельства, даже своего раненого товарища-солдата, которого не только предал, но сам и повесил. Только себя он не винит, хотя о содеянном и сожалеет. Здесь писатель показывает, как легко невооружённому патриотическим воспитанием, а потому с подлой слабиной в душе человеку разобраться в самом себе, адекватно оценить свои поступки.

Сотникова, которому достались самые страшные пытки и который никого из партизан и местных не выдал, предатель Рыбак в своих мыслях называет честолюбивым: ишь, мол, геройствует. Рыбаку и невдомёк, что самым низким поступком из всех испокон века считается именно предательство. Это судьба у него так неожиданно повернулась, что придётся послужить Германии. Чёткого представления о моральных и нравственных принципах у Рыбака нет. Что это, если не недостаток воспитания?

Крыжнёв

Этот рассказ Михаила Шолохова — в сокровищнице мировой литературы. «Судьба человека» — это судьбы многих и многих, показанные необыкновенно широко. Рассказ этот о людях, переживших огромное горе, страшные лишения, войну, концентрационный лагерь, потерю всех близких, но оставшихся людьми светлой души, глубоко сочувствующей и призванной помогать. Но и этот рассказ был бы недостаточно полным, если бы не было в нём темы предательства.

Ради сохранения собственной жизни предатель Крыжнёв уже приготовился выдать и командира, и своих друзей. Но верность Родине не могут хранить только предатели. Истинный солдат Андрей Соколов убивает эту мерзкую тварь и даже жалости не испытывает, только одно омерзение, будто змею задушил. Рассказ написан в 1956 году. Война закончилась одиннадцать лет назад, но писатель всегда чувствует ответственность перед соотечественниками и следующими их поколениями, именно поэтому вечные темы подвига и предательства поднимаются снова и снова.

Предателей не реабилитировать!

Много интересного о предателях Родины написал ещё один Воробьёв — Владимир Никифорович, генерал-майор в отставке. Он, несмотря на возраст и нездоровье, считает необходимым вновь и вновь поднимать эту тему, поскольку она именно сегодня является наиболее актуальной.

И действительно: сейчас изменники, предавшие свою Родину, считаются борцами против коммунизма и сталинизма, более того — поборниками свободы и справедливости. Им даже ставят памятники! Маннергейм, Власов, Деникин, Колчак — враги своей Родины, которые предали её. Решительный протест генерал-майора вполне понятен.

Сортировка предателей

Писатель во всей красе показывает эту недобитую, бежавшую за рубежи белоэмигрантскую часть населения, офицеров, помещиков, капиталистов, которые Гитлера встретили с непередаваемым энтузиазмом. С помощью немецких штыков решили вернуться на территорию преданной ими Родины.

Особо он останавливается на описании многочисленных предателей упомянутых выше географических территорий (Прибалтики, Кавказа, немцев с Поволжья), а также русских белогвардейцев из Словении, Хорватии, Сербии, которые служили не только в вермахте, но и в Абвере, и в СД, и в СС.

Выводы

Никто не станет спорить, что предательство существовало во все времена. И предателями становились чаще всего те люди, которые были чем-то на родине обижены. Например, спартанский Эфиальт, отвергнутый, предал товарищей в Фермопилах. Далее список так или иначе пополняется: предал Христа Иуда, а Цезаря — Брут, Петра Первого — Мазепа, и так далее. Их имена обычно оставались в истории навсегда.

Но Великой Отечественной войне довелось узнать другого рода предателей — особенных и разнообразных. И числом их поболе. Тем не менее тема эта довольно успешно развивалась в литературе, помогая определиться с мировоззрением практически каждому поколению. Сейчас всё стало иначе, итоги войн пересматриваются, приоритеты сдвигаются. Необходимы немедленные решительные действия в этом направлении. Ибо народ, состоящий из предателей, неизбежно потеряет собственную страну. А всё к тому идёт, к сожалению. Следующее поколение потеряется уже вместе со страной.

Помогут даже «Гарри Поттер» и «Сумерки»: 10 аргументов для ЕГЭ по русскому языку из современной литературы 🤓

Фандом

Учителя ну очень любят запугать своих учеников тем, что на ЕГЭ как аргументы признаются исключительно произведения великих классиков, и ни о какой современной литературе речи даже идти не может 🤯 Однако… Спешим тебя удивить, если ты еще не знала.

В кодификаторе оценивания ЕГЭ нет ни слова о том, что ты должна привести в пример только аргументы из классических произведений 😉 Так что с уверенностью можно использовать и любимые «Сумерки», «Гарри Поттера» и «Голодные игры». Главное — хорошо знать содержание и не допускать фактических ошибок 💖

Стефани Майер «Сумерки»

Да, да, ты все правильно прочитала 😅 В книжной саге «Сумерки» предостаточно аргументов для сочинения в ЕГЭ, самое главное — суметь их распознать и правильно преподнести! Тут и чувства, которые неподвластны разуму, и тема запретной любви, и (при желании) можно даже найти иллюстрацию к проблеме страха и любви 🤓 Так что давай разбираться 👇

Проблемы и аргументы:

1. Борьба за истинную любовь

Аргумент: Белла влюбляется в Эдварда сразу же после знакомства. И да, она не сразу узнает его секрет, но когда это происходит, девушка не собирается отказываться от своих чувств. Она борется за любимого и хочет стать частью его мира.

2. Неумение ценить то, что у тебя есть

Аргумент: Белла хочет быть бессмертной, чтобы навсегда остаться молодой и быть рядом с Эдвардом. А Розали наоборот отдала бы все, чтобы стать смертной и иметь детей.

Джоан Роулинг «Гарри Поттер»

История о мальчике-волшебнике, которая покорила сердца читателей по всему миру, просто кладезь аргументов для ЕГЭ 🤓 Ты можешь найти пример практически на любую проблему, но мы собрали для тебя самые яркие моменты, которые помогут тебе набрать 100 баллов 😋

Проблемы и аргументы:

1. Предательство в жизни человека

Аргумент: Питер Петтигрю был другом семьи Гарри Поттера, его назначили хранителем их тайны. Никто не смог бы узнать об их местонахождении, если бы он не рассказал. Но Питер переметнулся на сторону врага, и именно по его вне погибли Джеймс и Лили Поттер. Этот герой один из самых ярких примеров «дружеской» измены.

2. Проблема наследственности и воспитания

Аргумент: В серии книг «Гарри Поттер» ни раз делался упор на то, как похожи между собой маленький Том Реддл и Гарри. Однако они вырастают полными противоположностями друг друга, что в очередной раз доказывает мысль: наследственность может быть исправлена воспитанием и окружением.

3. Сохранение дружбы

Аргумент: Жизнь проверяет дружбу Рона и Гарри. Рон на протяжении всей истории борется с завистью, но в итоге побеждает дружба. Особенно явно противоречия видны в книге «Гарри Поттер и Кубок Огня», где Рон начинает сомневаться в правдивости слов Гарри. И это понятно, ведь если твой друг знаменит, очень сложно находиться в тени его славы. Однако в конце концов Рональд доказывает верность своему другу, рискуя своей жизнью.

4. Противостояние смелости и трусости

Аргумент: В первой части «Гарри Поттера» начинается знакомство со смелыми персонажами: Гарри, Гермиона, Рон. Друзья не струсили ни перед троллем, ни перед огромной змеей, ни перед пауками (хотя у Рона и была арахнофобия, он смог ее перебороть). И даже Невилл, который всегда считался слегка трусоватым, в последней части убивает змею Волан-де-Морта. 

5. Верность своему выбору

Аргумент: Главным символом верности во всех романах о Гарри Поттере можно назвать Северуса Снейпа. Он всю жизнь любил только Лили, с самого детства и до конца своих дней. И хотя девушка не ответила ему взаимностью, даже после ее смерти он оберегал Гарри, хотя тот не всегда воспринимал действия профессора как помощь. 

6. Сложности в выборе правильного пути

Аргумент: В пятой части серии «Гарри Поттер и Орден Феникса» Темный Лорд проникает в сознание главного героя и пытается управлять им с помощью страхов и опасений. Однако верные друзья, умение отделить истину от лжи и сила воли помогают Гарри преодолеть влияние противника и выбрать правильный путь.

Джон Грин «Бумажные города»

Книга «Бумажные города» рассказывает о подростковом становлении, изменении идеалов и взрослении 🤔 Чем не кладезь аргументов на ЕГЭ? Давай мы поделимся с тобой парочкой, а ты постараешься развить мысли дальше (особенно если любишь эту книгу) 😋

Проблемы и аргументы:

1. Трудности невзаимной любви

Аргумент: Главный герой Кью с самого детства был влюблен в Марго, только вот Кью так и не смог признаться ей в своих чувствах. Когда у девушки настали сложные времена, она пошла за помощью к Кью. Однако как только он ей помог, она сбежала. И когда он наконец нашел ее и признался в чувствах, она их отвергла.

2. Проблема идеализации другого человека

Аргумент: Кью осознает, что Марго лишь плод его влюбленного воображения. Марго Рот Шпигельман — это не мечта и не чудо, а обычная девчонка с обычными страхами и желаниями. Он понимает, что зря идеализировал девушку и осознает, что не бывает идеальных людей и не стоит пытаться кого-то переделать.

Сьюзен Коллинз «Голодные игры»

«Голодные игры» — кладезь аргументов для экзамена по литературе и русскому. Все дело в том, что сюжет строится на фоне жизни в стране, где ярко выражено социальное неравенство, а жестокость замаскирована за бессмысленными развлечениями 🥺 В романе показано противостояние людей, в котором виноваты не они, а внешние обстоятельства 💔 И то, как по-разному реагируют персонажи на жизненные ситуации, можно использовать в сочинении 🤔

Проблемы и аргументы:

1. Милосердие к врагу

Аргумент: Китнисс не убила Руту, которая была ее врагом во время Голодных игр, потому что та напомнила ее сестру. Она проявила истинную доброту, и это позволило ей выжить.

И это лишь часть аргументов, которые можно найти в твоих любимых книжках 😊 Так что твои увлечения могут сыграть тебе на руку на экзаменах, но все же парочку классических произведений знать тоже не помешает. Ведь на какие-то темы лучшие аргументы можно найти исключительно в романах Льва Толстого и Александра Сергеевича Пушкина 🤓 Удачи в подготовке! 💗

Даша Щеболева


Теги

  • education
  • ЕГЭ
  • Сумерки
  • Гарри Поттер
  • Голодные игры
  • экзамены

Топ-10 книг о предательстве | Художественная литература

Предательство темным пятном просачивается сквозь литературу; предательство любви и дружбы, видения или иллюзии; предательство других и собственной природы и амбиций. Это часть человеческого состояния, и хотя его часто считают проявлением слабости характера, фанатичная сила, проистекающая из любви или слепой веры, также может привести к предательству.

В моем романе Breaking Light главный герой мальчик Габриэль считает, что предал своего лучшего друга Майкла. Но становясь старше, он понимает, что предал себя; что подавление себя есть форма двуличия. Пока он изо всех сил пытается смириться со своим прошлым, чтобы позволить себе немного счастья и любви, он обнаруживает, что взрослые, которые могли бы спасти его и Майкла в детстве, были виновны в предательстве из-за своего самообмана, тщеславия и гордыни. Но тогда они были всего лишь людьми.

Вот 10 книг о предательстве в его самых разных обличьях:

Я мог бы выбрать любой из романов Грина: если когда-либо существовал мастер фантастики о предательстве, то это был Грин. «Конец романа», опубликованный в 1951 году, представляет собой грустную и прекрасную историю любви, терзаемой ревностью и католической виной. Написанный в эпоху послевоенной жесткой экономии, но действие которого происходит в военном Лондоне, повествование в общих чертах основано на романе Грина с леди Кэтрин Уолстон. Когда ревнивый бывший любовник Морис Бендрикс понимает, что его главным соперником в любви к Саре Майлз является Бог, «Конец романа» предстает в новом свете.

Нет ничего лучше греческого мифа в описании сил и мотивов, стоящих за человеческими и божественными действиями. Предательство повторяется в греческой мифологии, но его последствия редко бывают такими яростными и разрушительными, как в знаменитой трагедии мести Еврипида. Медея предана и брошена ее мужем Ясоном ради более молодой женщины. Обиженная, разъяренная и крайне нестабильная Медея в конце концов вынуждена убить собственных детей. Этот поступок немыслим сегодня, возможно, но, к сожалению, не неслыханный. Супружеские трения между Ясоном и Медеей изображены с большой психологической проницательностью и иронией, что делает эту трагедию совершенно современной, как и ее трактовку тем гендера и «инаковости».

Олдс иногда говорит о «спектре верности и предательства» поэта, где верность — это полное молчание, воздержание от правды, а предательство — полное разоблачение личной жизни друзей, семьи и самого себя. «Прыжок оленя» — это рассказ о разводе после того, как муж ушел от нее к другой женщине. Эти стихи личные, полные печали и воспоминаний о сексе, любви, повседневной жизни и обмане. Но вместо того, чтобы пойти по пути разрушения Медеи, Олдс довольно нежно обращается со своим бывшим мужем и в конце концов начинает дорожить своей новой свободой.

По сравнению с Медеей — вообще с кем угодно — мистер Стивенс, рассказчик «Остатка дня», сдержан. Батлер в Дарлингтон-холле, уравновешенный мистер Стивенс решает навестить свою старую коллегу с 20-летним стажем, мисс Кентон. Качество сдержанности, наряду с достоинством и лояльностью, является частью идеи «величия», которой всегда жил мистер Стивенс. Но роман заканчивается тем, что пожилой дворецкий понимает, что убеждения, которые поддерживали его, предали его.

Анна Франколини в роли Джин Броди в адаптации Джея Прессона Аллена «Расцвет мисс Джин Броди». Фотография: Мердо Маклауд

Кальвинистское влияние Мюриэль Спарк проявляется в истории мисс Джин Броди, очаровательной школьной учительницы из Эдинбурга с почти богоподобным авторитетом и фашистскими наклонностями. Великолепный ироничный юмор Спарка и элегантная формулировка несут в себе довольно зловещую историю о том, как Броди манипулирует ее особыми девушками — ее

сливками — и предательством ее ученицы Сэнди.

«Верный диссидент», писательница и литературный критик Криста Вольф выросла в нацистской Германии и в детстве была членом Bund Deutscher Mädchen, женской версии Гитлерюгенда. После войны она оказалась в Восточной Германии, где стала партийным деятелем. Она покинула вечеринку в 1989, незадолго до падения стены. «Город ангелов », «», опубликованный в 2010 году, за год до ее смерти, — это попытка Вольф объяснить, почему с 1959 по 1963 год она доносила на коллег-писателей в Восточной Германии.

Она утверждает, что ничего не помнит из своих разговоров с агентами Штази. Она говорит, что была окутана фрейдистским плащом отрицания и что иллюзии необходимы, если мы хотим справляться с жизнью. Вольф — превосходный писатель, и после самоанализа она не оставляет иллюзий. Интересно, претендует ли кто-нибудь на право судить ее после прочтения этой захватывающей и волнующей книги?

Любой рассказ о Первой мировой войне можно считать свидетельством предательства человечества. В предисловии 1961 года к книге «В скобках» (впервые опубликованной в 1937 году) Т. С. Элиот назвал этот коллаж из поэзии и прозы «гениальным произведением». Повествование следует за Джоном Боллом, рядовым валлийско-английского стрелкового полка, и завершается завораживающим рассказом о нападении на лес Мамец в первый день битвы на Сомме. Намеки на английскую и валлийскую мифологию вплетаются в долгую скуку и взрывной ужас окопной войны. Что отличает этот отчет о бессмысленной резне молодых людей, так это глубокое сочувствие, с которым он просматривает потери войны.

Когда Алекс Вандер, исключительно отталкивающий главный герой Плащаницы, получает письмо от молодой женщины Кэсс Клив, он опасается, что она намерена предать его. Но предательство — сложная вещь в этом романе двуличия. «Всю свою жизнь я лгал. Я лгал, чтобы сбежать, я лгал, чтобы быть любимым, я лгал, чтобы получить положение и власть; Я лгал, чтобы лгать. Это был образ жизни», — говорит Алекс, который в молодости украл личность Вандера, чтобы избежать депортации нацистами. Это необычный, темный и запутанный роман о личности, обмане и себе, который оставил меня в неведении относительно того, кого и что на самом деле предали.

Шпионы по профессии предатели. Подпольный характер их торговли делает их склонными к двуличию, когда одна часть их собственного характера всегда будет занята предательством другой. Ле Карре удается передать эту сложность обмана во многих своих персонажах, часто вынужденных обстоятельствами действовать бессердечно, но «Шпион, пришедший с холода», на мой взгляд, его лучшая книга.

Написанный в 1963 году, роман несет в себе черты фильма нуар, где одинокий, преследуемый призраками ветеран войны питается виски в мрачных городских пейзажах, пытается поступить правильно, пытается и терпит неудачу спасти девушку, которую любит. Британскому шпиону Алеку Лимасу назначена последняя операция, прежде чем его доставят «с холода». Он раскрывает слой за слоем двуличие и предательство и, в конце концов, должен сделать выбор между жизнью и верностью.

Мунро всегда прямо пишет о жизни. Предательства, маленькие и большие, пронизывают ее рассказы так же постоянно, как река Мейтленд в ее родном Онтарио. В «Дорогой жизни», заглавной истории ее коллекции 2012 года, Манро снова возвращается на ферму «в конце долгого пути». Это то место, откуда она сама сбежала, бросив дом и семью. То, как она использует свое семейное прошлое, собирая материал для своего письма, само по себе является формой предательства (по крайней мере, согласно спектру Шэрон Олдс). «Дорогая жизнь» заканчивается такими словами: «О некоторых вещах мы говорим, что их нельзя простить, или что мы никогда себе не простим.

Но мы делаем — мы делаем это все время».

  • Breaking Light Карин Альтенберг издается Quercus по цене 8,99 фунтов стерлингов. Купите ее в книжном магазине Guardian за 7,19 фунтов стерлингов.

Критические эссе о соблазнении и предательстве

Эссе Хардвик стилистически элегантны, написаны отшлифованной, часто эпиграмматической прозой, которая искрится остроумными идеями и поразительными утверждениями. Ее критический подход скорее морально-психологический, чем формальный. Она исследует не методы или структуры или, как правило, эстетические проблемы, а скорее ценности и личности в произведениях, которые, возможно, отражая подготовку ее рецензента, часто представляют собой размышления вокруг центра, а не строго аргументированные аргументы. (Ее эссе о Вирджинии Вульф, которое начинается с размышлений о Блумсбери, особенно дискурсивно.) Тон эссе остается объективным; любой гнев Хардвик, который может испытывать бедственное положение литературных женщин, настолько тщательно контролируется, что ее эссе заинтересуют читателей-мужчин, не обвиняя и не оскорбляя их.

Тем не менее, у Хардвик нет особой феминистской позиции, чтобы спорить, даже если у нее есть мнение о женщинах. Она недовольна подчиненной участью женщин и возмущена их виктимностью; она неизменно восхищается независимыми и амбициозными женщинами. Однако эссе в целом не содержат какой-либо устойчивой теоретической точки зрения на женщин в литературе. Хардвик не пишет с особым сознанием того, что женщины-авторы отличаются от своих коллег-мужчин или встраивают в свои работы подтексты; она не питает особой привязанности к таким исторически характерным формам женского письма, как письма и дневники. За исключением случаев, когда речь идет о Бронте, она относится к своему материалу неисторически; ее женщины, в отличие от женщин большинства феминистских критиков, — это фигуры без социального происхождения, который мог их обусловить. Написанные как отдельные произведения, ее эссе остаются дискретными объектами, ценными как отдельные комментарии о литературе и жизни, исходящие от разумного и проницательного ума, хотя он по-прежнему рассматривает литературу через мужскую критическую точку зрения.

Тем не менее, Хардвик привлекла внимание общественности в начале 1970-х годов к темам, которым не уделялось должного внимания до возрождения женского движения. Ее эссе о сестрах Бронте, например, посвящено женщинам, чьи достижения Хардвик считает героическими. Хотя они были ограничены своим классом, своим положением и даже своим темпераментом, они создали достойный образ жизни для себя, развивая свои таланты. Хардвик видит, как они бросают вызов судьбе женщин в девятнадцатом веке, когда компаньоны и глупые правила поведения и занятий истощали энергию умных, нуждающихся женщин и когда даже возможность независимости сокрушала дух. Несмотря на презрение общества к неимоверным усилиям таких женщин, чтобы выжить, несмотря на эмоциональное бремя эксцентричного отца и слабохарактерного брата, сестры продолжали писать, чтобы избежать тяжелой участи гувернанток. Неукротимый дух сестер Бронте вновь вызывает восхищение читателей.

Точно так же в эссе, вдохновленном написанной Нэнси Митфорд биографией Зельды Фицджеральд, Хардвик просит читателя выразить восхищение — и «уважительную жалость» — к Зельде Фицджеральд, чьи отчаянные попытки добиться независимости постоянно терпели неудачу. Творческое стремление Зельды танцевать, рисовать или писать не было ни понято, ни оценено теми, кто отвечал за ее судьбу, хотя Ф. Скотт Фицджеральд бесцеремонно присваивал плоды ее литературных талантов. У нее было не только необычайное рвение вылечить свою шизофрению, но и стремление работать над чем-то, что уменьшило бы ее зависимость от Скотта. Хардвик вызывает уважение к этому «удивительному желанию» красивой, потворствующей женщине собственной работы.

Хардвик явно чувствителен к талантливым женщинам, чья жизнь была подчинена жизни их мужчин. Тем не менее, в то время как она может восхищаться Зельдой, она критически пишет о «любителях» Дороти Вордсворт и Джейн Карлайл, чьи попытки самоопределения через произведения оставались спорадическими и случайными; она требует от них большей искренности и независимости, чем они хотят показать. Она поражена свидетельством в дневниках Дороти о женщине, которая отреагировала на эмоциональную депривацию своей юности, сузив свое видение до изобразительного и избегая обобщений; в то время как брат Уильям вкладывал смысл в природу, для Дороти это было «чистое ощущение, которое содержало смысл ее жизни, но не говорило ей ясно, в чем этот смысл». Дороти также не анализирует людей; в ее журналах нет реальных людей. Она так отчаянно цеплялась за свою зависимость, заключает Хардвик, что не осмеливалась писать ничего, кроме описания пейзажей, среди которых жила.

Из-за «подрывной иронии» Джейн Карлайл и ее двойственных чувств к мужу Хардвик находит ее самой интересной из литературных жен середины викторианской эпохи, но при этом слишком легко удовлетворяемой. Хотя ее блестящие письма показывают, что она могла бы быть прекрасной писательницей, ей не хватало амбиций и душевной потребности в творчестве, стоящем вне ее; она могла быть удовлетворена своими повседневными социальными контактами и работой по дому, а также соавторством в священной миссии Карлайла. Все это, однако, не спасло бы ее от горького, изнурительного несчастья, которое должно было прийти из-за дружбы Карлайла с леди Эшбертон. Не было у нее и серьезного письма, чтобы поддержать ее. Для Хардвик, который глубоко верит в силу литературного творчества — при условии, что оно проявляется в канонических формах, таких как роман или поэзия, — письма и дневники Джейн Карлайл, как и Дороти Вордсворт, были, к сожалению, недостаточны, чтобы утешить и поддержать ее. самооценка. «Самая большая личная потеря в карьере частного писателя, — комментирует Хардвик, — это то, что эта работа не смогла по-настоящему создать для женщин защиту от страданий пренебрежения и унижений отсутствия любви».

По иронии судьбы, хотя Хардвик этого не отмечает, их менее личная карьера не смогла стать такой опорой для двух великих писателей, которых Хардвик называет «победителями», несмотря на их соответствующие самоубийства: Сильвии Плат и Вирджинии Вульф. Хардвик безоговорочно восхищается Плат, которая, по ее мнению, останется одной из самых интересных американских поэтесс благодаря точности и силе ее стихов: «Подавляющая; это буквально неотразимо. Смелость, мастерство, суровость. Это шокирует и волнует». Однако к Вулф у Хардвик неоднозначные ответы: ее отталкивает снобизм и эстетизм Блумсбери Вулф. Абстрактность Вулф вызывает у читателей лишь уважительное восхищение, а не чувство глубокой вовлеченности в ее вымышленные миры. Признавая Вульф ее феминизм — «она думала и серьезно писала не только о том, что значит быть женщиной, но и о недостатках и дефектах мира, созданного мужчинами», — Хардвик скептически относится к андрогинности Вулф, к тому слиянию женских и мужских черт как писателя, ради которого современные критики хвалят ее. Для Хардвика «андрогинность» — это просто «способ привести в соответствие чрезмерную, почти удушающую «женственность»» художественной литературы Вулф, которой так недостает благотворного мужского (приземленного) знания такого писателя, как Джордж Элиот. И все же Хардвик должен признать превосходную технику и великий ум, работающие в романах Вулф; она даже подтверждает Вулф Между Деяниями (1941) как один из двух самых сильных литературных образов цикла жизни и культуры века (другой — « Пустошь » Т. С. Элиота, 1922).

Среди женских персонажей, психодинамика которых интересует Хардвик, ее привлекают женщины Генрика Ибсена, потому что ей кажется, что Ибсен много думал о том, что значит родиться женщиной. (Выясняется, что он испытывал отвращение к власти женщин над мужчинами.) Его свободолюбивая Нора 9 лет0058 Кукольный дом опровергает мнение о том, что независимая и смелая женщина не может быть любящей удовольствия, домашней и очаровательной. Нора может оставить своего мужа и детей, чтобы найти себя, но, бросая вызов обычным предположениям о росте Норы, Хардвик настаивает на том, что она не становится свободной в этом действии; она всегда была свободолюбива. И все же Ибсен ошибается в том, что Нора небрежно бросает своих детей, соскальзывая в мужскую точку зрения, которая не позволяет детям быть препятствием для самореализации — по крайней мере, так кажется Хардвику с точки зрения 19-го века.70-х. Гедда Габлер Ибсена, «одна из самых подлых романтиков в литературе», которая привлекает своим мощным стилем и аристократической гордостью, но в то же время отталкивает, является скорее мужчиной, чем женщиной; она отвернулась от всех тех подпорок, с помощью которых буржуазные женщины девятнадцатого века пытались придать жизни надежду и теплоту. И все же именно она, как считает Хардвик, а не Нора, предсказывает будущее; вряд ли можно представить без нее женщину в фильмах Ингмара Бергмана. Что касается Ребекки Уэст из Росмерсхольм , создавшей любовный треугольник, то Ибсен отказывает ей в полном сочувствии, не желая предоставить женщинам право жить, подчиняясь только желанию. Негласная мораль его пьес, апеллирующая к моралисту из Хардвика, состоит в том, что в конечном счете ничто не стоит уничтожения других или самого себя.

Последнее эссе Хардвика о соблазнении и предательстве представляет собой мощный анализ вымышленного мотива преданной женщины, рассматриваемый с точки зрения собственного морального акцента Хардвика. Ее вывод примечателен тем, что она проследила выдающиеся выражения темы от « Дон Жуан » Вольфганга Амадея Моцарта (1787) и «Кларисса: или история молодой леди » Сэмюэля Ричардсона (1747–1748) до «» Теодора Драйзера «Американец». Трагедия (1925), Хардвик сожалеет об утрате литературой соблазненных и преданных героинь как предметов и поводов для сострадания или восхищения читателя, теперь, когда секс больше не имеет статуса трагического, возвышенного предмета, а мораль неопределенна: старый сюжет мертв, пришел в негодность. Вы не можете никого соблазнить, когда невинность не является ценностью. Технология уничтожает последствия». Для современных читателей незаконное стало психологической драмой, а не моральной; ценностная схема, как и ощущение реальности, субъективна и относительна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *