Личность – социальная сущность человека, как проявляется (обществознание, 10 класс)
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 1322.
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 1322.
Проблема изучения человеческой личности всегда интересовала ученых, философов, писателей. Есть разные точки зрения по этому вопросу. Разберемся, что такое человек и что его отличает от животных, и изучим тему по обществознанию «Личность – социальная сущность человека».
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Человек – биосоциальное существо
Человек сочетает в себе природные и социальные черты. Именно это сочетание обеспечивает ему возможность не только существовать, удовлетворяя свои естественные потребности, но и выстраивать отношения с другими людьми, реализовывать себя в той или иной сфере.
К биологическим относят:
- тело человека, мозг;
- инстинкты;
- биологические потребности: в пище, сне, жилище.
К социальным относят:
- членораздельная речь, мышление, целеполагание, умения человека;
- потребность в общении;
- потребность в получении новых знаний.
Существуют разные точки зрения о сочетании природного и социального начал в человеке:
- эти качества противопоставлены друг другу;
- находятся в неразрывном сочетании.
Сейчас все больше исследователей приходят к выводу, что для нормального существования человека необходимы и биологические, и социальные свойства, и только их сочетание формирует человека как личность.
Называя человека личностью, как правило, подразумевают его социальные качества. Социальная сущность человека проявляется во взаимоотношениях с другими людьми и наличии у него особых ролей, которые он активно реализует, участвуя в общественной жизни.
Первый подход – рассматривать личность как активного участника отношений, стремящегося познавать мир и себя.
Второй подход – рассматривать личность посредством набора ролей.
К таким ролям относятся:
- родитель;
- ребенок;
- работник;
- покупатель;
- пешеход;
- водитель и другие.
Выполнение тех или иных ролей невозможно без связи с другими людьми. То, как они выполняются, зависит не только от особенностей характера человека, но и от исторической эпохи, в которую он жил. Процесс становления личности называется социализация. Агенты социализации – это люди, институты общества, учреждения, которые влияют на процесс развития личности. Стоит отметить, что на разных этапах развития общества, а также и развития самой личности влияют определенные агенты. Роль агентов социализации может усиливаться или уменьшаться: например, роль и влияние семьи (родителей) у многих с годами сходит на “нет”.
В России отношения в семье в XIX и в XXI веках сильно отличаются: в дореволюционный период главным принципом было беспрекословное подчинение главе семьи, повсеместно использовались телесные наказания для детей, строго соблюдались традиции. Сейчас на первый план вышло взаимопонимание, сотрудничество в семейных отношениях, любовь, поддержка, равные возможности каждого члена на самореализацию.
Также изменилась роль женщины: если в прошлом она занималась ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, то в современных условиях целью многих женщин стала карьера, то есть профессиональное становление.
Самореализация и самосознание
Данные понятия обозначают важные для личности процессы.
Самосознание – это понимание человека своей роли, себя как личности, способности принимать самостоятельные решения, вступать в отношения и быть ответственным за свои действия.
Самореализация – достижение человеком поставленных целей, воплощение идей, максимальное приложение способностей, которое помогает быть успешным в выбранной деятельности, получить желаемый статус.
Что мы узнали?
Биологические и социальные качества человека неразделимы. Тело, здоровье, инстинкты позволяют человеку жить, быть биологическим существом. Социальные черты, такие как потребность в общении, получение новых знаний, признание общества, делают человека личностью. Быть личностью – значит участвовать в общественной жизни, выполняя особые роли, реализуя свои способности, соблюдая установленные нормы и правила. Выполнение особых функций в обществе всегда было присуще человеку, но со временем роли и их особенности менялись.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Оценка доклада
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 1322.
А какая ваша оценка?
30 Личность как социальная система, социальные роли, статусы и типы.
Соц-я изучает проблемы лич-ти через ее социализацию, механизмы социального деят-ти, проблемы социального поведения, типы личности и т.д. На совр. этапе повышенное внимание к личн-ти объясняется:
личность является субъектом сложных и противоречивых процессов в обществе;
общество в своей политике не может не учитывать многообразие интересов и потребностей людей;
личность отражает достигнутый уровень развития общества;
с бурным развитием СМИ, появлением новых социальных и псих-х технологий возрастает опасность манипулирования личностью.
Исходным при определении социальной роли личн-ти в общественном прогрессе явл-ся положение Маркса – как общ-во производит чел-ка, так и чел-к производит общ-во. Каковы лич-ти таково и общ-во.
Понятие лич-ть прошло длительную эволюцию. Первоначально под ним понималась маска, кот. одевал актер. Затем личностью стали называть актера, а затем это понятие стало использоваться в более широком плане. Во-первых, лич-ть должна рассматриваться сразу с двух сторон: в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биол-х отношений. Те и другие отношения регламентируют поведение индивида. Во-вторых, уже в самом положении объекта и продукта биосоциальных отношений личность оказывается перед необходимостью выбора различных моделей социального поведения. В-третьих, личность, будучи объектом и субъектом биосоциальных отношений, соединяет в себе черты рода (общечеловеческое) с социальным типом тех или иных социальных общностей. В-четвертых, как общечеловеческое, так социальное специфическим образом преломляется у человека через его индивидуально-неповторимые особенности.
Личность — это интегральное понятие, характеризующее чел-ка в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.
Под личн-ю понимают социальные качества, приобретенные индивидом в процессе социализации.
Индивид – единичный представитель биологического рода или соц. группы.
Индивидуальность – понятие охватывает специфические природные и соц. качества, кот. сложились у чел-ка на основе биологических предпосылок, соц. положения и воспитания.
Лич-ть явл-ся субъектом общественных отношений. Она — своеобразная частица общ-ва. В ней специфически отражаются все явления общественной жизни. Лич-ть при этом никогда не поглощается общ-м. Лич-ть – суммарное выражение соц. качеств индивида.
Индивидуальное сознание тесно связано и детерминируется общественным сознанием. По отношению к каждому человеку общественное сознание объективно; оно выступает как часть социальной среды. Из нее сознание индивида черпает жизненный материал. Ценностные ориентации личности есть разделяемые личностью социальные ценности. Под последними понимаются более или менее общепризнанные поведенческие стандарты.
Культура личности выступает как совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в своей деятельности. Социальная деятельность является способом реализации потребностей и интересов личности.
Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль.
Социальный тип личности — это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.
Понятие социальный тип личности фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность.
В 1914 г. Э.Шпрангер описал шесть «идеальных типов» личности, оговорив, что в чистом виде они не встречаются, а являются лишь тенденциями. Вот они: 1)теоретический — стремление к познанию; 2)экономический — поиск полезности и стремление её реализовать; 3)эстетический — стремление к впечатлению, переживанию и самовыражению; 4)социальный — стремление к общению, в том числе к любви; 5)политический — воля к власти и желание подчиняться ей; 6)религиозный — поиск высшего смысла жизни. Каждая из тенденций имеет, по Шпрангеру, много степеней и форм проявления
Социальная роль личности это совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.
Деятельность личности происходит в различных сферах жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определённое положение и место. То есть в каждой сфере она выступает в конкретной роли. В реальной жизни один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей.
Ролевая теория личности активно разрабатывалась американскими социологами Парсонсом, Мидом и др.
Попытки характеризовать личность в рамках ролевой теории популярны и в работах отечественных авторов. Так, И.С.Кон характеризует личность главным образом через выполняемые ею основные роли. Другие авторы определяют личность как «единицу в системе социальных отношений» (В.Е.Давидович) либо как меру усвоения социальных отношений (П.Е.Кряжев).
Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом.
Социальный статус личности общее положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью соц. ролей, прав и обязанностей. Социальный статус это интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.
Американский социолог Мертон разработал ролевую теорию личности. Где социальный статус подразделяется на предписанный (приписанный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность и др.) и достигнутый (достигаемый), т.е. приобретённый собственными усилиями личности. Индивид может иметь и смешанный социальный статус, сочетающий черты двух указанных. Обычно личность имеет несколько социальных статусов, но один из них является основным (например, должность по основному месту работы).
Социальные и личные | Психологические науки
Социальное и личностное
Социальное поведение человека отражает взаимодействие между людьми (то есть черты и характеристики людей) и ситуациями, в частности, социальными контекстами, в которых живут эти люди. Социальная / личностная психология представляет собой попытку объяснить и предсказать поведение путем изучения отдельных и совместных влияний людей и ситуаций на широкий спектр явлений, включая (но не ограничиваясь ими) межгрупповое поведение и отношения, такие как предрассудки и дискриминация; межличностное поведение, такое как помощь, агрессия и отношения; и внутриличностные процессы, такие как стремление к цели и мотивация, формирование впечатления, поведение, связанное со здоровьем, и поиск смысла жизни.
Выдающиеся исследователи; впечатляющее исследование . Каждый из основных преподавателей программы Social/Personality известен на национальном и международном уровнях благодаря своим исследованиям и научному вкладу. Как группа, факультет Социальной/Личностной психологии был признан одним из самых плодовитых и влиятельных ученых страны в области социальной психологии и психологии личности (см. Nosek et al., 2010, Бюллетень по индивидуальности и социальной психологии).
Наш подход к подготовке выпускников . Высшее образование в области социальной психологии / психологии личности сосредоточено на исследованиях, и наша цель — подготовить независимых и строгих ученых в области психологии. Наше обучение основано на модели наставничества, в которой студенты обычно работают с основным консультантом, изучая теоретические и исследовательские подходы своего консультанта. Тем не менее, студентам настоятельно рекомендуется искать возможности для работы с несколькими преподавателями в области социального/личного образования, а также с преподавателями в других областях обучения факультета. Как преподаватели, мы высоко ценим коллегиальную, неконкурентную среду для генерации идей и обмена ими и считаем, что наша лучшая работа обычно является результатом сотрудничества.
Преподавательский состав факультета социальной и личностной сферы полностью поддерживает амбициозное заявление Департамента о наставничестве выпускников и всем сердцем поддерживает инициативу Департамента S.T.R.I.V.E. подход к борьбе с расизмом и инклюзивности, разнообразию и справедливости (IDE). Мы остро осознаем необходимость постоянного совершенствования IDE и разработали план, который поможет направить наши усилия на более эффективное вовлечение выпускников.
Конечно, аспиранты нашей программы работают над получением степени доктора философии. в психологии, а не в социальной / личности. Таким образом, они извлекают выгоду из курсовой работы, теоретических подходов и исследований в других областях отдела, включая клиническую психологию, познание и неврологию, психологию развития и количественную психологию. Благодаря знакомству с этими другими традициями в этой области выпускники-стажеры нашей программы развивают широкую основу для понимания ума и поведения во многих различных контекстах.
Наши выпускники: Где они сейчас? Выпускники нашей докторской программы делают успешную карьеру в научных кругах, промышленности, правительстве и бизнесе. Ниже приведен список выпускников 2000 года и их нынешние занятия.
- Ниту Абад, ведущий научный сотрудник Центра по контролю и профилактике заболеваний
- Остин Альбино, директор по науке о данных, Nielsen
- Брюс Д. Бартолоу, профессор Университета Миссури,
- Чад М. Бертон, директор по бизнес-аналитике Питтсбургского университета
- Майк Коркоран, доцент, Университет Кабрини
- Кэти Р. Кокс, доцент Техасского христианского университета
- Крис Энгельхардт, научный сотрудник, CarFax, Inc.
- Юна Фергюсон, доцент Государственного университета Трумэна
- Марк Халусик, преподаватель Калифорнийского политехнического института, Сан-Обиспо,
- Линда Хаузер-Марко (умерла), Исследовательский фонд Джонсона О’Коннора,
- Джо Хилгард, доцент, Университет штата Иллинойс
- Джошуа А. Хикс, профессор, Техасский университет A&M
- Саманта Дж. Хайнцельман, доцент, Университет Рутгерса, Ньюарк,
- Эрика А. Генри, ведущий научный сотрудник Alexa Customer Sentiment Research в Amazon Corp.
- Сара А. Ласт, приглашенный доцент Обернского университета
- Хорхе С. Мартинс, научный сотрудник Медицинской школы Йельского университета
- Лиза Моликс, доцент Тулейнского университета
- Саймон Маккейб, лектор и помощник директора Центра поведенческих наук Стерлингского университета
- Чак Николс, адъюнкт-профессор Университета Лойолы в Новом Орлеане
- Ричард Осбалдистон, профессор, Университет Восточного Кентукки,
- Майк Прентис, научный сотрудник Института Макса Планка
- Клэй Рутледж, профессор Государственного университета Северной Дакоты,
- Ребекка Шлегель, доцент Техасского университета A&M
- Амелия Э. Тэлли, доцент Техасского технологического университета
- Людмила Титова, доцент, Университет Элон
- Джейсон Трент, доцент, Marist College
- Кеннет Вейл, доцент Кливлендского государственного университета
- Мэтью Весс, доцент Техасского университета A&M
- Ханна И. Вольперт-Эсмонд, доцент Техасского университета в Эль-Пасо
- Курт фон Гунтен, научный сотрудник Американского совета педиатрии
- Сара Дж. Уорд, доцент Иллинойского университета, бизнес-колледж Гиса
Лаборатория | Директор | Местоположение |
---|---|---|
Лаборатория экзистенциальной мотивации | Джейми Арндт | |
Внимательность к межличностным и межгрупповым отношениям Лабораторный флаер | Энн Беттанкур | |
Лаборатория динамики личности Доктор Кинг принимает нового аспиранта на осень 2023 года. | Лаура А. Кинг | Макрейнольдс Холл |
Лаборатория социальной когнитивной и наркологической неврологии *******Доктор. Бартолоу БУДЕТ рассматривать абитуриентов (по социальным/личностным или клиническим программам) для зачисления осенью 2023 года.************
Лаборатория социальной когнитивной и наркологической неврологии сосредоточена на понимании того, как заметность (т. е. мотивационная значимость) и когнитивный контроль (т. е. контроль внимания для поощрения целенаправленных действий) взаимодействуют, чтобы определить ряд социальных и клинических форм поведения, включая употребление алкоголя и другие употребление наркотиков, расовые предубеждения и агрессия. Мы используем мультимодальный подход к измерению этих конструктов, сочетая электрофизиологические, поведенческие и основанные на отчетах методы. | Брюс Д. Бартолоу | 121 Корпус психологии |
Текущий факультет социальной психологии/психологии личности
Джейми Арндт
Заместитель декана факультета Колледжа искусств и наук, профессор
108A Макалестер; 315 Лоури Холл
573-884-4678
Bruce D. Bartholow
Professor
104 McAlester Hall
573-882-1805
Ann Bettencourt
Professor
210 McAlester
573-823-2628
Laura A . King
Выдающийся профессор кураторов
105 McAlester
573-239-7729
Кен Шелдон
Выдал профессор куратора
112 McAlester Hall
573-884-1547
0005
Обзор, сильные стороны и возможные варианты карьеры
Социальные типы, также известные как «Помощники», склонны к сопереживанию и вдумчивости. Они тянутся к другим и ищут с ними близких отношений.
В этой статье мы подробно рассмотрим социальный тип. Мы посмотрим на их сильные стороны на рабочем месте и на то, для какой карьеры они, вероятно, лучше всего подходят. Если вы или кто-то из ваших знакомых прошли тестирование как социальный тип, мы надеемся, что приведенная ниже информация поможет вам в поиске работы!
Обзор социального типа
Социальный тип личности, или «Помощник», является одним из шести типов личности, включенных в модель личности Кодекса Голландии. Как правило, социальные типы склонны быть дружелюбными, общительными, щедрыми и чуткими. Они ценят сотрудничество и сплоченность и находят большую радость в обществе других.
Социальные типы получают прозвище «Помощник», потому что у них есть желание общаться с другими людьми. Они находят большую радость в том, чтобы помогать этим людям и заботиться о них.
Соображения о карьере
Многие сильные стороны социальных типов личности заключаются в их заботливом и дружелюбном характере. На работе они действительно выделяются благодаря таким навыкам, как:
- Помощь другим. Социальному типу нравится быть рядом с другими. Они преуспевают лучше всего, когда учат других и помогают им стать лучше.
- Эмпатия. Социальные типы отлично считывают эмоциональные сигналы и понимают, что чувствуют другие люди.
- Положительная энергия. Социальные личности преуспевают в том, чтобы помогать другим чувствовать себя лучше, и в результате имеют позитивное отношение.
- Сотрудничество. Социальные личности стремятся к гармонии и сплоченности. В результате они являются совместными командными игроками.
Лучшая карьера для социальных типов
Социальные типы — прирожденные помощники. Как правило, они сострадательны, заботливы и любят оказывать ценное влияние на жизнь других. Они в основном заинтересованы в помощи другим, и, вероятно, их можно найти в карьере, которая позволяет это. В результате Социальные типы часто работают консультантами, учителями или медсестрами.
Важно отметить, что, хотя вы можете больше всего относиться к Социальному типу личности, ваша «идеальная» карьера может зависеть от вашего вторичного (а затем и третичного) типа.
- Социальные типы со вторичным типом «Художественный» любят помогать людям, но им также нравится карьера с небольшим количеством творчества. В результате им, вероятно, подойдет карьера учителя рисования в начальной школе, парикмахера или рекреационного терапевта.
- Социальные типы со вторичным типом «Предприимчивость» действительно любят помогать и влиять на других. Эти типы, вероятно, получат удовольствие от карьеры в области человеческих ресурсов, личного обучения или предпринимательства.
- Социальные типы со вторичным типом «Конвенциональный» любят работать надежно, аккуратно и организованно. В результате эти Социальные типы могут преуспеть в качестве библиотекарей, финансовых консультантов или помощников врача.