что это в психологии, структура и компоненты, примеры
Содержание:
- Социальные установки в психологии
- Понятие и основные виды
- Основные функции социальных установок
- Структура и компоненты социальной установки
- Формирование социальных установок у человека
- Какие подходы используются
- Изменение социальных установок
- Видео
Каждое общество имеет целый ряд определенных ценностей, которые формируются на протяжении многих лет. Например, к ним можно отнести свободу, честность, благородство, доброту или порядочность. Эти постулаты будут характеризовать определенного человека только в том случае, если индивид будет придерживаться этих правил поведения. В психологии этот феномен известен под термином «социальная установка».
Убеждения
Социальные установки в психологии
В 1918 году Ф. Знанецкий и У. Томас, изучая адаптацию индивида, смогли установить зависимость, без которой было невозможно описать этот процесс: взаимосвязь социальной организации с личностью.
Ученые предложили охарактеризовать эту связь при помощи 2-х кратких понятий:
- «Социальная ценность». Этим термином стала называться социальная организация.
- «Аттитюд» или «социальная установка» – для характеристики личности.
После этого в зарубежной психологии твердо укоренился термин «аттитюд», который отражал состояние личности относительно той или иной социальной ценности.
Ф. Знанецкий и У. Томас
Понятие и основные виды
Социальная дезадаптация в психологии
Современная социология и психология включают в себя различные определения социальных установок. Чаще всего для пояснения этого термина используется трактовка Гордона Олпорта. По американскому психологу, социальная установка – это такое психологическое состояние индивида, при котором личность готова вести себя определенным образом, согласно прошлому опыту «столкновения» с объектом.
Г. Олпорт
В социально-психологической литературе можно встретить 5 основных вида социальных установок:
- Перцептивную. Аттитюд характеризуется готовностью индивида видеть то, что он хочет видеть.
- Ситуативную, при которой человек готов по-разному вести себя по отношению к одному и тому же объекту, в зависимости от обстоятельств.
- Социальную, нацеленную на объект. Для этого аттитюда характерны конкретные действия индивида вне зависимости от сложившейся ситуации.
- Генерализованную или общую. На возникновение аттитюда влияет совокупность одинаковых объектов.
- Частную или парциальную. Установка на счет определенного объекта возникает на основании личного опыта индивида.
В зависимости от модальности, аттитюды бывают:
- положительными или позитивными;
- отрицательными или негативными;
- нейтральными;
- амбивалентными.
Основные функции социальных установок
Социальная среда — что это в психологии
Для аттитюдов характерны 4 ключевые функции:
- Утилитарная, адаптивная или инструментальная. Соц. установка занимает 1-е место среди важных аттитюдов. Механизм действия направлен на помощь индивиду достигать поставленных целей. Также функция способствует приспособлению индивида к обстановке, уменьшению потери и увеличению вознаграждения. Аттитюд влияет на идентификацию личности в группе.
- Эгозащитная. Способствует разрешению конфликтов внутри личности. Защищает индивида от травмирующей информации, которая может негативно сказаться на психике. Функция позволяет направить человека по более «щадящему» пути.
- Самореализующая. Помогает человеку раскрыть собственные способности и организовать поведение таким образом, чтобы удовлетворить необходимые потребности. Благодаря аттитюдам, индивид самореализуется и начинает понимать, какой личностью является.
- Организационная. Основное направление этой функции заключается в том, чтобы упорядочить окружающий мир. При помощи установок индивид оценивает полученные знания и соотносит их с собственными целями, интересами и мотивами. Аттитюд помогает изучать новую информацию в процессе социального познания. Это способствует решению многих проблем.
Структура и компоненты социальной установки
Социальная тревожность — что это такое
Ученым М. Смитом в 1942 году была определена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входят:
- Когнитивный компонент. Для него характерно наличие знаний у субъекта о той сфере жизни, к которой относится та или иная установка.
- Аффективный компонент. Выражается в эмоциональных оценках, чувствах и переживаниях, связанных с событиями, объектами или процессами.
- Поведенческий компонент. Характеризуется реальными действиями, которые может совершить личность в отношении рассматриваемого объекта.
Поведенческий компонент
Компоненты аттитюдов могут как пересекаться, так и существовать по отдельности.
Важно! Если все составляющие структуры не находятся в противоречии друг с другом, значит, установки можно считать согласованными.
Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов. При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий.
Чтобы совершать последовательные шаги, человеку требуются согласованные аттитюды. В противном случае индивида будут мучить амбивалентные чувства, а в его поведении начнут преобладать противоречивые действия.
Формирование социальных установок у человека
Процесс развития социальных установок, согласно исследованиям Ж. Годфруа, происходит в 4 этапа:
- До 12 лет у детей наблюдается формирование аттитюдов, которые идентичны с родительскими моделями.
- С 12 до 20 лет у девушек и юношей происходит усвоение социальных ролей. На фоне этого установки начинают приобретать наиболее конкретные формы.
- В период с 20 до 30 лет социальные ценности и мировоззрение кристаллизуются, на основе чего происходит формирование устойчивых психических новообразований – целого ряда различных убеждений.
- В возрасте от 30 лет и старше для аттитюдов характерны стабильность и фиксированность. Поэтому у зрелого человека изменить установки значительно труднее, чем в юности.
Благодаря знаниям об этапах формирования аттитюдов, в педагогике и обществознании выстраиваются целые программы, помогающие направить молодых людей по комфортному и общественно правильному жизненному пути.
Какие подходы используются
На формирование социальных установок могут оказать влияние следующие подходы:
- когнитивный;
- мотивационный;
- структурный;
- бихевиористский;
- генетический.
При когнитивном подходе установки формируются в результате желания индивида разрешить возникшие внутренние конфликты, которые появляются из-за когниций и аттитюдов.
Генетическое направление предполагает, что развитие всех установок неразрывно связано с врожденными особенностями личности:
- темпераментом;
- интеллектуальными способностями;
- биохимическими реакциями.
Подобные «врожденные» аттитюды считаются наиболее прочными, в отличие от «приобретенных».
Врожденные и приобретенные формы поведения
При бихевиористском подходе установки понимаются как промежуточные переменные между внешним миром и объективными стимулами. Поэтому в формировании аттитюдов субъект практически не принимает участия. Развитие осуществляется при помощи:
- наблюдений за поведением других индивидов и анализа последствий;
- позитивных подкреплений;
- формирования между существующими аттитюдами и стимулами ассоциативных связей.
В рамках структурного подхода развитие аттитюдов осуществляется посредством сравнения с установками окружающих людей. Индивид начинает «корректировать» собственные мировоззренческие и ценностные взгляды, чтобы соответствовать той или иной общественной категории лиц.
Для мотивационного подхода основой в развитии социальных установок выступает ряд взвешенных аргументов «за» и «против» того или иного аттитюда.
Изменение социальных установок
В течение жизни человека происходит не только формирование социальных установок, но и их изменение.
Дополнительная информация. Именно эта черта отличает аттитюды от других психологических особенностей личности.
Пример, формирование и изменение характера, способностей, темперамента осуществляются медленно и незначительно в течение всей жизни, а трансформация социальных установок может происходить стремительно и неоднократно. Поэтому, чтобы предсказать поведение индивида, необходимо, в первую очередь, обращать внимание на его аттитюды, а не другие свойства личности.
- добавление знаний;
- корректировка взглядов;
- исправление отношений с другими людьми.
Лучше всего изменение аттитюдов осуществляется за счет внушения. Реализовываться оно может посредством:
- авторитетных личностей;
- убеждений родителей;
- средств массовой информации.
Для изменения установок большое значение имеет близость в психологическом или социальном плане того или иного источника информации.
Изменение социального мировоззрения
Важно! Если у личности нет доверия к субъекту, пытающемуся cкорректировать его аттитюды, положительного результата не будет.
Также на скорость и качество изменения убеждений влияют порядок и содержание поступающей информации. Первые сведения оказывают наиболее сильное влияние на аттитюды, чем последующие. В том случае, если человек предупрежден о том, что нельзя с доверием относиться к изначальным материалам, впоследствии эта первичная информация не будет восприниматься индивидом всерьез.
Дополнительная информация. Если личность сначала получила сведения, а затем узнала об их недостоверности, то в большинстве случаев эта информация не сможет повлиять на изменение установок.
Простота излагаемого материала – важный ключ к коррекции аттитюдов. В сложных и искаженных сведениях индивиду разбираться не захочется.
Психологические установки – неотъемлемая часть каждого индивида. Чтобы научиться использовать их во благо, необходимо не только осознавать их наличие, но и заниматься саморефлексией. Глубинная работа с собственными эмоциями, чувствами и убеждениями поможет избавиться от внутренних барьеров и улучшить жизнь и взаимоотношение с социумом.
Видео
Автор:
Верa Пyстoвидкo3.2. Социальные установки и стереотипы в поведении человека. 3. Группа и личность. Социальная психология. Курс лекций
При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках? Только при Условии изучения этого механизма можно решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется поведение и деятельность человека. Для того, чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, не обходимо прежде всего проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. В общей теории личности как раз и рассматривается соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию. Однако при этом, как справедливо отмечает польский исследователь К. Обуховский, остается еще не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают тем или иным образом? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив? Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки. Оно широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности: «Н., очевидно, не пойдет на этот концерт, поскольку у него предубеждение против эстрадной музыки»; «Вряд ли мне понравится К.: я вообще не люблю математиков» и т.д. На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию «отношение». Однако в психологии термин «установка» имеет свое собственное значение, свою собственную традицию исследования, и необходимо соотнести понятие «социальная установка» с этой традицией.
Как известно, проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка», приводит к тому, что иногда содержание этих понятий, рассматривается как идентичное. Тем более, что набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож: «склонность», «направленность», «готовность». Вместе с тем необходимо точно развести сферу действия установок, как их понимал Д.Н. Узнадзе, и сферу действия «социальных установок».
Уместно напомнить определение установки, данное Д.Н. Узнадзе: «Установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка, в отличие от ситуативной. На первый взгляд как будто бы речь идет именно о том, чтобы объяснить направление действий личности в определенных условиях. Однако при более подробном рассмотрении проблемы выясняется, что такая постановка вопроса сама по себе не может быть применима в социальной психологии. Предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой личность действует. Установка в контексте концепции Д.Н. Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека.
Применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Это ни в коей мере не принижает значения разработки проблем на этом общепсихологическом уровне, так же, как и возможности развития этих идей применительно к социальной психологии. Такие попытки и делались неоднократно. Однако нас интересует сейчас различие в самих основаниях подхода к проблеме в школе Д.Н. Узнадзе и в ряде других концепций, связанных с разработкой аналогичной проблемы.
Сама идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей. Прежде всего этот круг вопросов обсуждается В.Н. Мясищевым в его концепции отношений человека. Отношение, понимаемое здесь «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами», объясняет как раз направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные, объекты, на которые это отношение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально-психологической точки зрения, ситуации. Сфера действий личности на основе отношений практически безгранична.
В специфической теоретической схеме эти процессы анализируются и в работах Л.И. Божович. При исследовании формирования личности в детском возрасте ею было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Хотя эти позиции могут быть различными по отношению к многообразным ситуациям и объектам, в них возможно зафиксировать некоторую общую тенденцию, которая доминирует, что и представляет возможность определенным образом прогнозировать поведение в неизвестных ранее ситуациях по отношению к неизвестным ранее объектам. Направленность личности сама по себе может быть рассмотрена также в качестве особой предиспозиции — предрасположенности личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций. Такая интерпретация направленности личности позволяет рассмотреть это понятие как однопорядковое с понятием социальной установки.
С этим понятием можно связать и идеи А.Н. Леонтьева о личностном смысле. Когда в теории личности подчеркивается личностная значимость объективных знаний внешних обстоятельств деятельности, этим самым ставится вопрос также о направлении ожидаемого поведения (или деятельности личности) в соответствии с тем личностным «смыслом, который приобретает для данного человека предмет его деятельности.
Поэтому дальнейшее выяснение специфики социальной установки в системе социально-психологического знания можно осуществить, лишь рассмотрев совсем другую традицию, а именно: традицию становления этого понятия не в системе общей психологии, а в системе социальной психологии месте проблемы установки в теории деятельности, скажем лишь, что предпринята попытка интерпретировать социальную установку в этом контексте как личностный смысл, «порождаемый отношением мотива к цели». Такая постановка проблемы не выводит понятие социальной установки из русла общей психологии, как, впрочем, и понятия «отношение» и «направленность личности». Напротив, все рассмотренные здесь идеи утверждают право на существование понятия «социальная установка» в общей психологии, где оно теперь соседствует с понятием «установка» в том его значении, в котором оно разрабатывалось в школе Д.Н. Узнадзе.
Изучение социальных установок в отечественной социальной психологии является попыткой соединения тех традиций, которые сложились относительно понимания этого феномена в общей психологии, и того экспериментального материала, который содержится в многочисленных западных исследованиях. Это предполагает выдвижение таких идей, которые позволили бы преодолеть затруднения, встретившиеся на пути исследования этого феномена. Как известно, момент целостности аттитюда оказался утраченным вследствие попыток найти все более и более детальные описания его свойств и структуры. Возвращение к интерпретации социальной установки как целостного образования не может быть простым повторением ранних идей, высказанных на заре ее исследований. Восстанавливая идею целостности социальной установки, необходимо понять эту целостность в социальном контексте.
Попытка решения этих задач содержится в разработанной В. А. Ядовым диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности. Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, т.е. можно обозначить более низкие и более высокие их уровни. Определение уровней диспозиционной регуляции социального поведения личности осуществляется на основании схемы Д.Н. Узнадзе, согласно которой установка возникает всегда при наличии определенной потребности, с одной стороны, и ситуации удовлетворения этой потребности — с другой. Однако обозначенные Д.Н. Узнадзе установки возникали при «встрече» лишь элементарных человеческих потребностей и довольно несложных ситуаций их удовлетворения.
В.А. Ядов предположил, что на других уровнях потребностей и в более сложных, в том числе социальных, ситуациях действуют иные диспозиционные образования, притом они возникают всякий раз при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. Для того чтобы теперь нарисовать общую схему всех этих диспозиций, необходимо хотя бы условно описать как иерархию потребностей, так и иерархию ситуаций, в которых может действовать человек.
Что касается иерархии потребностей (П), то хорошо известны многочисленные попытки построения их классификации. Ни одна из этих попыток сегодня не удовлетворяет всем требованиям классификации. Поэтому для нужд данной схемы целесообразно не апеллировать к каким-либо известным (и уязвимым) классификациям, а дать специфическое описание возможной иерархии потребностей. В данном случае потребности классифицируются по одному-единственному основанию -с точки зрения включения личности в различные сферы социальной деятельности, соответствующие расширению потребностей личности. Первой сферой, где реализуются потребности человека, является ближайшее семейное окружение (1), следующей — контактная (малая) группа, в рамках которой непосредственно действует индивид (2), далее — более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта (3), наконец, сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества (4). Таким образом, выявляются четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение (рис. 16).
Далее выстраивается условная для нужд данной схемы иерархия ситуаций (С), в которых может действовать индивид и которые «встречаются» с определенными потребностями. Эти ситуации структурированы по длительности времени, «в течение которого сохраняется основное качество данных условий» (Ядов, 1975. С. 94). Низшим уровнем ситуаций являются предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные (I). Следующий уровень – ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы (2). Более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сферах труда (протекающего в рамках какой-то профессии, отрасли и т.д.), досуга, быта, задают третий уровень ситуации (3). Наконец, наиболее долговременные, устойчивые условия деятельности свойственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности в рамках определенного типа общества, широкой экономической, политической и идеологической структуры его функционирования (4). Таким образом, структура ситуаций, в которых действует личность может быть изображена также при помощи характеристики четырех ее ступеней.
Если вновь вернуться к схеме Д.Н. Узнадзе и рассмотреть с позиций этой схемы иерархию уровней различных диспозиционных образований (Д), то логично обозначить соответствующую диспозицию на пересечении каждого уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. Тогда выделяются соответственно четыре уровня диспозиций:
1. Первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, как их понимал Д.Н. Узнадзе: они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окружения, и в самых низших «предметных ситуациях»). Этот уровень диспозиций можно обозначить как «установка» (чему в западных исследованиях и соответствует термин «set»).
2. Второй уровень — более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, и соответственно,- социальные фиксированные установки или аттитюды, которые по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеют сложную трехкомпонентную структуру (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты).
3. Третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки (формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная «работа», конкретная область досуга и пр. ). Так же, как и аттитюды, базовые социальные установки имеют трехкомпонентную структуру, но это не столько выражение отношения к отдельному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям.
4. Четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентации личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствм удовлетворения этих целей, т.е. к «обстоятельствам» жизни личности, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов.
Предложенная иерархия диспозиционных образований, взятая в целом, выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Более или менее точно можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию («поведенческий акт») (1″), второй уровень регулирует поступки личности, осуществляемые в привычных ситуациях (2″), третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков или то, что можно назвать поведением (3″), наконец, четвертый уровень регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности (4″). «Целеполагание на этом высшем уровне представляет собой некий «жизненный план», важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека — в области труда, познания, семейной и общественной жизни».
Разработка предложенной концепции ликвидирует «вырванность» социальной установки из более широкого контекста и отводит ей определенное, важное, но ограниченное место в регуляции всей системы деятельности личности. В конкретных сферах общения и достаточно простых ситуациях повседневного поведения при помощи аттитюда можно понять предрасположенность личности или ее готовность действовать таким, а не иным образом. Однако для более сложных ситуаций, при необходимости решать жизненно важные вопросы, формулировать жизненно важные цели, аттитюд не в состоянии объяснить выбор личностью определенных мотивов деятельности. В регуляцию ее здесь включаются более сложные механизмы: личность рассматривается не только в ее «ближайшей» деятельности, но как единица широкой системы социальных связей и отношений, как включенная не только в ближайшую среду социального взаимодействия, но в систему общества. Хотя на разных уровнях этой деятельности включается определенный уровень диспозиционного механизма, высшие его уровни так или иначе — не обязательно в прямом виде, но через сложные системы опосредования — также играют свою роль в регуляции социального поведения и на низших уровнях.
Особое значение имеет также и то, что на высших уровнях диспозиций когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты проявляются в специфических формах, и, главное, удельный вес каждого из них различен. Естественно, что в относительно более простых ситуациях, при необходимости действовать с более или менее конкретными социальными объектами, аффективный компонент играет значительную роль. Иное дело — самые высшие уровни регуляции поведения и деятельности личности, где сама эта деятельность может быть освоена только при условии ее осмысления, осознания в достаточно сложных системах понятий. Здесь при формировании диспозиций преобладающее выражение получает когнитивный компонент. Нельзя представить себе систему ценностных ориентации личности, включающую отношение к основным ценностям жизни, таким, как труд, мораль, политические идеи, построенную по преимуществу на эмоциональных оценках. Таким образом, сложность иерархической системы Диспозиций заставляет по-новому подойти и к пониманию соотношения между тремя компонентами диспозиционных образований.
С позиции предложенной концепции появляется возможность по-новому объяснить эксперимент Лапьера. Расхождение между вербально заявленным аттитюдом и реальным поведением объясняется не только тем, что в регуляцию поведения включены «аттитюд на объект» и «аттитюд на ситуацию», или тем, что на одном и том же Уровне возобладал то когнитивный, то аффективный компонент аттитюда, но и более глубокими соображениями. В каждой конкретной ситуации поведения «работают» разные уровни диспозиций. В описанной Лапьером ситуации ценностные ориентации хозяев отелей могли сформироваться под воздействием таких норм культуры, которые содержат негативное отношение к лицам неамериканского происхождения, возможно, ложные стереотипы относительно китайской этнической группы и т.д. Этот уровень диспозиций и «срабатывал» в ситуации письменного ответа на вопрос, будет ли оказано гостеприимство лицам китайской национальности. Вместе с тем, в ситуации конкретного решения вопроса об их вселении в отель «срабатывал» тот уровень диспозиций, который регулирует достаточно привычный и элементарный поступок. Поэтому между таким аттитюдом и реальным поведением никакого противоречия не было, расхождение касалось диспозиции высшего уровня и поведения в иной по уровню ситуации. Если бы с помощью какой-либо методики удалось выявить характер реального поведения на уровне принципиальных жизненных решений, возможно, что там было бы также продемонстрировано совпадение ценностных ориентации и реальной деятельности.
Продуктивность основной идеи, доказанной на материале большого экспериментального исследования, не снимает ряда методических и теоретических проблем, которые еще предстоит решить. Одна из трудностей состоит в том, что при анализе факторов, преобразующих диспозиционную систему, необходимо наряду с учетом социально значимого материала иметь в виду и некоторые индивидуально-психологические особенности субъекта. Как они должны быть соотнесены между собой, во многом зависит от решения более общего вопроса о соотношении личностных характеристик и индивидуально-психологических особенностей человека, т.е. от решения одного из принципиальных вопросов общепсихологической теории личности.
Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Обыденные наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Степень их изменяемости и подвижности зависит, естественно, от уровня той или иной диспозиции. Чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является. Если принять аттитюды за относительно низкий (по сравнению с ценностными ориентациями, например) уровень диспозиций, то становится ясно, что проблема их изменения особенно актуальна. Если даже социальная психология научится распознавать, в каком случае личность будет демонстрировать расхождение аттитюда и реального поведения, а в каком — нет, прогноз этого реального поведения будет зависеть еще и от того, изменится или нет в течение интересующей нас отрезка времени аттитюд на тот или иной объект. Если аттитюд изменяется, поведение спрогнозировано быть не может до тех пор пока не известно направление, в котором произойдет смена аттитюда Изучение факторов, обусловливающих изменение социальных установок, превращается в принципиально важную для социальной психологии задачу (Магун, 1983).
Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяются в том или ином исследовании. Поскольку большинство исследований аттитюдов осуществляется в русле двух основных теоретических ориентации – бихевиористской и когнитивистской, постольку наибольшее распространение и получили объяснения, опирающиеся на принципы этих двух направлений.
В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К. Ховланда) в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, изменять ее.
Однако, если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то изменение возможно также лишь при условии «включения» социальных факторов Подкрепление в бихевиористской традиции не связано с такого рода факторами. Подчиненность же самой социальной установки более высоким уровням диспозиций лишний раз обосновывает необходимость при исследовании проблемы изменения аттитюда обращаться ко всей системе социальных факторов, а не только к непосредственному «подкреплению».
В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых «теорий соответствия»: Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Г.М.Андреева. Это означает, что изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. Несоответствия могут возникать и по различным другим причинам. Важно, что стимулом для изменения аттитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, т.е. упорядоченного, «однозначного» восприятия внешнего мира. При принятии такой объяснительной модели снова все социальные детерминанты изменения социальных установок элиминируются, поэтому ключевые вопросы вновь остаются нерешенными.
Для того, чтобы найти адекватный подход к проблеме изменения социальных установок, необходимо очень четко представить себе специфическое социально-психологическое содержание этого понятия, которое заключается в том, что данный феномен обусловлен «как фактом его функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции поведения человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей производственной деятельности, включенного в сложное переплетение связей с другими людьми». Поэтому, в отличие от социологического описания изменения социальных установок, недостаточно выявить только совокупность социальных изменений, предшествующих изменению социальных установок и объясняющих их. Вместе с тем, в отличие от общепсихологического подхода, также недостаточно анализа лишь изменившихся условий «встречи» потребности с ситуацией ее удовлетворения Изменение социальной установки должно быть проанализировано как с точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто «в ответ» на ситуацию, но в силу изменений, порожденных развитием самой личности.
Выполнить обозначенные требования анализа можно только при одном условии: при рассмотрении установки в контексте деятельности Если социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности. Среди этих изменений в данном случае наиболее важно изменение соотношения между мотивом и целью деятельности, ибо только при изменении этого соотношения для субъекта изменяется личностный смысл деятельности, а значит, и социальная установка. Такой подход позволяет построить прогноз изменения социальных установок в соответствии с изменением соотношения мотива и цели деятельности, изменением характера процесса целеобразования.
Естественно, что эта перспектива требует решения еще целого ряда вопросов, связанных с проблемой социальной установки, интерпретированной в контексте принципа деятельности.
Другим, не менее важным, чем установка, информационным образованием, определяющим особенности социальной перцепции является социальный стереотип.
Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представления. В более же широком смысле слова стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры — педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.
Личностные и социальные установки при синдроме хронической усталости
Сравнительное исследование
. 1999 окт; 47 (4): 385-97. doi: 10.1016/s0022-3999(99)00025-2.B Дерево 1 , S Wessely
принадлежность
- 1 Больница Модсли и Институт психиатрии, Лондон, Великобритания.
- PMID: 10616232
- DOI: 10.1016/s0022-3999(99)00025-2
Сравнительное исследование
B Wood et al. Дж. Психосом Рез. 1999 Октябрь
. 1999 окт; 47 (4): 385-97. дои: 10.1016/s0022-3999(99)00025-2.Авторы
B Дерево 1 , С Вессели
принадлежность
- 1 Больница Модсли и Институт психиатрии, Лондон, Великобритания.
- PMID: 10616232
- DOI: 10.1016/s0022-3999(99)00025-2
Абстрактный
Сто один пациент с синдромом хронической усталости (СХУ), посещающих специализированную клинику СХУ, сравнивали с 45 пациентами с ревматоидным артритом (РА) по ряду стандартизированных вопросников, чтобы выяснить, характеризуются ли пациенты с СХУ определенными личностными чертами или социальными установками. Не было обнаружено различий между пациентами с СХУ и РА в показателях перфекционизма, отношения к психическим заболеваниям, защитной реакции, социальной желательности или чувствительности к наказанию (концепция, связанная с невротизмом) ни при грубом, ни при уточненном анализе. Показатели алекситимии были выше в группе больных РА (p<0,05). Социальная адаптация, основанная на субъективной оценке общего ограничения деятельности и трудностей в отношениях, была значительно хуже в группе СХУ (p<0,001). Это было сильно связано с депрессивными симптомами, но оставалось значимым даже после поправки на депрессивную симптоматику. В этом исследовании не было доказательств существенных различий между личностями пациентов с СХУ и пациентов с РА. Стереотип больных СХУ как перфекционистов с негативным отношением к психиатрии не подтвердился.
Похожие статьи
- Преморбидная личность при синдроме хронической усталости по данным опросника темперамента и характера.
Фукуда С., Курацунэ Х., Тадзима С., Такашима С., Ямагути К., Нисидзава Ю., Ватанабэ Ю. Фукуда С. и др. Компр Психиатрия. 2010 янв-февраль;51(1):78-85. doi: 10.1016/j.comppsych.2009.02.002. Epub 2009 12 марта. Компр Психиатрия. 2010. PMID: 19932830
- Психические заболевания у больных с хронической усталостью и ревматоидным артритом.
Katon WJ, Buchwald DS, Simon GE, Russo JE, Mease PJ. Катон В.Дж. и соавт. J Gen Intern Med. 1991 июль-август;6(4):277-85. дои: 10.1007/BF02597420. J Gen Intern Med. 1991. PMID: 1890495
- Роль невротизма, перфекционизма и депрессии в синдроме хронической усталости. Подход к моделированию структурными уравнениями.
Валеро С., Саес-Франкас Н., Кальво Н., Алегре Х., Касас М. Валеро С. и др. Компр Психиатрия. 2013 Октябрь; 54 (7): 1061-7. doi: 10.1016/j.comppsych.2013.04.015. Epub 2013 5 июня. Компр Психиатрия. 2013. PMID: 23759150
- Соматизация, атрибуция болезней и социокультурная психиатрия синдрома хронической усталости.
Эбби ЮВ. Аббатство СЭ. Сиба нашел симптом. 1993;173:238-52; обсуждение 252-61. doi: 10.1002/9780470514382.ch24. Сиба нашел симптом. 1993. PMID: 8491101 Обзор.
- Обзор предрасполагающих, провоцирующих и поддерживающих факторов синдрома хронической усталости у детей и подростков.
Ливесли К., Раймс К.А., Чалдер Т. Ливесли К. и соавт. Clin Psychol Rev. 2014 Apr; 34 (3): 233-48. doi: 10.1016/j.cpr.2014.02.002. Epub 2014 1 марта. Clin Psychol Rev. 2014. PMID: 24632047 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- «Когнитивно-поведенческая модель» синдрома хронической усталости: критика ошибочной модели.
Герати К., Джейсон Л., Саннквист М., Таллер Д., Близ С., Адениджи К. Герати К. и др. Открытая психология здоровья. 2019 23 апреля; 6 (1): 2055102919838907. дои: 10.1177/2055102919838907. Электронная коллекция 2019 янв-июнь. Открытая психология здоровья. 2019. PMID: 31041108 Бесплатная статья ЧВК.
- Деконструкция постнагрузочного недомогания при миалгическом энцефаломиелите/синдроме хронической усталости: перекрестное исследование, ориентированное на пациента.
Чу Л., Валенсия И.Дж., Гарверт Д.В., Монтойя Д.Г. Чу Л. и др. ПЛОС Один. 1 июня 2018 г .; 13 (6): e0197811. doi: 10.1371/journal.pone.0197811. Электронная коллекция 2018. ПЛОС Один. 2018. PMID: 29856774 Бесплатная статья ЧВК.
- Точная диагностика миалгического энцефаломиелита и синдрома хронической усталости на основе объективных методов тестирования характерных симптомов.
Твиск ФН. Твиск ФН. Мир J Методол. 2015 26 июня; 5 (2): 68-87. дои: 10.5662/wjm.v5.i2.68. Электронная коллекция 2015 26 июня. Мир J Методол. 2015. PMID: 26140274 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Как следует диагностировать функциональные соматические синдромы?
Харви С.Б., Вессели С. Харви С.Б. и соавт. Int J Behav Med. 2013 июнь;20(2):239-41. doi: 10.1007/s12529-013-9300-7. Int J Behav Med. 2013. PMID: 23479340 Аннотация недоступна.
- Психическое качество жизни при хронической усталости связано с адаптивным стилем выживания и невротизмом: анализ пути.
Поппе К., Кромбез Г., Ханулле И., Фогелерс Д., Петрович М. Поппе С. и др. Качество жизни Res. 2012 Октябрь; 21 (8): 1337-45. doi: 10.1007/s11136-011-0048-8. Epub 2011 29 октября. Качество жизни Res. 2012. PMID: 22038396
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Показатели личности и социально-психологических установок
Выберите страну/регионСоединенные Штаты АмерикиВеликобританияАфганистанАландские островаАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАвстралияАвстрияАзербайджанБагамыБахрейнБангладешБарбадосБельгияБелизБенинБерм УдаБутанБоливияБонэйр, Синт-Эстатиус и СабаБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБританская территория в Индийском океанеБританские Виргинские островаБрунейБолгарияБуркина-ФасоБурундиКамерунКанадаКанарыКанарыКанарыКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые острова (Килинг)КолумбияКоморские островаКонгоОстрова КукаКоста-Рика ХорватияКубаКюрасаоКипрЧехияДемократическая Республика КонгоДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФедеративные Штаты МикронезияФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемаль aГернсиГвинеяГвинея-БисауГайанаГаитиГондурасГонконгВенгрияИсландияИндияИндонезияИранИракИрландияОстров МэнИзраильИталияЯмайкаЯпонияДжерсиИорданияКазахстанКенияКирибатиКувейтКыргызстанЛатвияЛатвияЛесотоЛиберияЛивияЛихтенштейнЛюксембургМакаоМакедонияМада gascarМалавиМалайзияМальдивыМалиМальтаМаршалловы островаМартиникаМавританияМаврикийМайоттаМексикаМолдоваМонакоМонголияЧерногорияМонтсерратМароккоМозамбикМьянмаНамибияНепал НидерландыНовая КаледонияНовая ЗеландияНикарагуаНигерНиуэ Остров НорфолкСеверная КореяСеверные Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПанамаP Апуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРуандаСен-БартельмиСент-ХеленаСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСент-Мартин (французская часть)Сен-Пьер и МикелонСент-Винсент и ГренадиныСамоаСан МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСент-Мартен (голландская часть)СловакияСловенияСоломоновы островаСомалиЮжная АфрикаЮжная Грузия и Южные Сандвичевы островаЮжная КореяЮжный СуданИспанияШри-ЛанкаСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенСвазилендШвецияШвейцарияСирияТайванТаджикистанТанзанияT ГайландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТунисТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыУругвайВиргинские острова СШАУзбекистанВануатуВатиканВенесуэлаВьетнамУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве
Варианты покупки Электронная книга $93,95Налог с продаж рассчитывается при оформлении заказа
Бесплатная доставка по всему миру
Нет минимального заказаОписание
Показатели личностных и социально-психологических установок : Том 1 в измерениях социально-психологических установок. Серия представляет собой всеобъемлющее руководство по наиболее многообещающим и полезным измерениям важных концепций социальных наук. Эта книга разделена на 12 глав и начинается с описания основ проекта «Измерения личности и социально-психологических установок» и основных критериев построения шкалы. В последующих главах рассматриваются меры «набора ответов»; шкалы самых общих аффективных состояний, включая удовлетворенность жизнью и счастье; и измерение самооценки. За этими темами следуют обсуждения показателей социальной тревожности, которая считается основным тормозом социального взаимодействия, а также негативных состояний депрессии и одиночества. В других главах рассматриваются отдельные параметры отчуждения, прогностическая ценность межличностного доверия и отношения в исследованиях выбора профессии и изменения расового отношения, а также шкалы отношения, связанные с локусом контроля. В последних главах рассматриваются меры, связанные с авторитаризмом, андрогинностью и ценностями. Эта книга представляет большую ценность для социологов и политологов, психологов, медицинских сестер, социальных работников, неакадемических специалистов и студентов.
Содержание
-
Предисловие
Глава 1 Критерии выбора и оценки шкалы
Содержание этого тома
Более широкая концептуальная основа
Критерии оценки
Будущие тома
Библиография
Глава 2 Измерение и контроль смещения реакции
Социально желательное реагирование
Показатели, рассматриваемые здесь
Шкала социальной желательности Эдвардса (SD)
Шкала социальной желательности Mariowe-Crowne (MCSD)
Шкала MMPI Lie (L)
Шкала MMPI K
Шкала хорошего впечатления CPI (Gi)
Сбалансированная шкала желательной реакции (BIDR)
Желательная реакция на отношение и мнение (RD-16)
Детская шкала социальной желательности (CSD)
Будущие направления исследований
Библиография
Глава 3 Показатели субъективного благополучия
Введение
Исследование субъективного благополучия
Измерение субъективного благополучия
Показатели, рассмотренные здесь
Шкалы удовлетворенности жизнью
Шкалы аффектов: положительный аффект, негативный аффект, баланс аффектов
Шкала морального состояния PGC (пересмотренная)
Индекс благополучия, индекс общего эмоционального состояния счастья
Аффектометр 2
Инвентарь PSYCHAP
Рекомендации
Будущие направления исследований
Библиография
Глава 4 Показатели самооценки
Ключевые вопросы
Поиск и выбор показателей
Показатели, рассматриваемые здесь
Шкала самооценки
Шкала чувства неадекватности
Опросник самооценки
Опросник социального поведения Техаса
Социальная самооценка
Шкала самооценки детей Пирса-Харриса
Профиль самовосприятия детей
Десять несси Шкала самооценки
Опросник самоописания
Опросник личной оценки
Шкала оценки собственного тела
Будущие направления исследований
Библиография
Глава 5 Социальная тревожность, застенчивость и связанные с ними конструкты
Меры, рассмотренные здесь
Обзор мер
Шкала страха негативной оценки (FNE)
Шкала беспокойства при взаимодействии
Личный отчет о опасениях общения (PRCA-24)
Шкала смущения
Шкала социального избегания и стресса (SAD)
Подшкала социальной тревожности Шкала самосознания
Шкала застенчивости
Шкала социальной сдержанности
Шкала социальной тревожности для детей
Личный отчет об уверенности в себе как оратор
Будущие направления исследований
Библиография
Глава 6 Показатели депрессии и одиночества
Измерение депрессии
Измерения депрессии, рассмотренные здесь
Опросник депрессии Бека (полная и краткая формы)
Шкала самооценки депрессии
Рейтинговая шкала Кэрролла для депрессии
Центр эпидемиологических исследований Шкала депрессии
Депрессия Контрольный список прилагательных
Опросник депрессивных переживаний
Опросник атрибутивного стиля
Опросник когнитивной предвзятости
Опросник автоматических мыслей
Опросник детской депрессии
Шкала гериатрической депрессии
Измерение одиночества
Измерения одиночества, рассмотренные здесь
Шкала одиночества Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (версии 2 и 3) 184 Дифференциальная шкала одиночества
Эмоциональный по сравнению со шкалами социального одиночества
Опросник эмоционально-социального одиночества
Шкала детского одиночества
Будущие направления исследований
Библиография
Глава 7 Отчуждение и аномия
Меры бессилия
Бессилие
Бессилие
Бессилие
Шкала мастерства
Сомнение в самоопределении
Бессилие
Меры бессилия
Аномия
Бессилие
Аномия 901 84 Бессмысленность
Сомнение в благонадежности людей
Бессмысленность
Бессмысленность мер
Бессмысленность
Чувство согласованности
Цель в жизненном тесте
Меры самоотчуждения
Отчуждение от работы
Вовлеченность в работу
Самоотчуждение
Меры социальной изоляции
Социальная изоляция
Меры культурного отчуждения
Культурное отчуждение
Шкала социальной критики
Общие меры отчуждения
Отчуждение
Тест на отчуждение
Будущие направления исследований
Библиография
Глава 8 Межличностное доверие и отношение к человеческой природе
Меры, рассматриваемые здесь
Макиавеллизм
Философия человеческой природы
Шкала межличностного доверия
Шкала специфического межличностного доверия
Шкала доверия
Шкала веры в людей
Доверие в людей
Принятие других
Будущие направления исследований
Библиография
Глава 9 Локус контроля
Теоретическая основа
Разработка мер
Измерения взрослых, рассмотренные здесь
Общая шкала с локуса
Шкала внутреннего-внешнего локуса контроля
Шкалы интернальности, влиятельных других и случайности
Сферы контроля
Шкала внутреннего-внешнего контроля Новицки-Стрикленда для взрослых
Показатели для детей, рассмотренные здесь
Опросник ответственности за интеллектуальные достижения
Шкала внутреннего-внешнего контроля Новицки-Стрикленда для детей
Многомерная мера восприятия контроля детьми с для Конкретные цели
Шкала семейного локуса контроля
Шкала желаемого контроля
Шкала родительского локуса контроля
Меры, связанные со здоровьем, рассмотренные здесь
Многомерная шкала локуса контроля здоровья
Шкала локуса контроля психического здоровья
Шкала локуса происхождения психического здоровья
Шкала локуса контроля, связанная с употреблением алкоголя
Шкала локуса контроля веса
Шкала двойного сексуального регулирования
Библиография
Глава 10 Авторитаризм и связанные с ним конструкции
Исторические события
Меры, рассмотренные здесь
Шкала фашистских настроений
Шкала политико-экономического прогрессивизма
Немаркированные фашистские установки
Шкала антисемитизма (A-S)
Шкала этноцентризма (E)
Калифорнийская шкала F
Шкала G (обратная шкала F)
Низкое отрицание Шкала F
Шкала отношения к власти
Правый авторитаризм
Шкала F из четырех пунктов
Традиционная семейная идеология (TFI)
Шкала догматизма (D)
Некоторые основные комментарии к авторитаризму
Направления будущих исследований
Библиография
Глава 11 Половые роли: измерение мужественности, женственности и андрогинности
Проблемы определения
Избранные вопросы исследования половых ролей: исторический обзор
Выбор шкал для обзора
Показатели половых ролей взрослых : Практические соображения и рекомендации
Измерения взрослых, рассмотренные здесь
Опросник половых ролей Bem
Опросник личных качеств
PRF ANDRO
Шкалы мужественности и женственности из контрольного списка прилагательных
Независимые масштабы мужской и женственности из калифорнийского психологического инвентаря
Шкала поведения пола
Детские полы. 12 Ценности
Вклад Рокича в исследование эмпирических ценностей
Переосмысление убеждений
Выборка по пунктам
Показатели по одному пункту
Показатели, рассматриваемые здесь
Упущения
Изучение ценностей
Обзор ценностей
Перечень ценностей целей и способов
Способы жизни
Краткая форма способов жизни
Профиль ценностей
Перечень жизненных ролей — шкалы ценностей
Представления о желаемом
Эмпирически полученные Ценные конструкции
Опросник Восток-Запад
Ценностные ориентации
Шкалы личных ценностей
Обзор межличностных ценностей
Шкала морального поведения
Шкалы морально спорного поведения
Будущие направления исследований
Библиография
Информация о продукте
- Количество страниц: 768
- Язык: английский
- Авторские права: © Academic Press 1990
- Опубликовано: 28 декабря 1990 г. 900 20
- Выходные данные: Academic Press
- ISBN электронной книги: 9781483219844