«Цинизм — это концепция для тех, кто мало может»
Как и почему возникает цинизм? Почему умные и достойные люди порой ведут себя цинично? О корнях и психологической подоплеке цинизма мы побеседовали со Светланой Кривцовой.
Светлана Кривцова — экзистенциальный аналитик, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Института экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, основатель и научный руководитель одной из первых в России психологических служб — центра «Генезис». Автор научных и методических публикаций по практической психологии и психотерапии, а также популярных книг по психологии для родителей и педагогов: «Воспитание: наука хороших привычек» (1997), «Учитель и проблемы дисциплины» (1997), «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками» (1998), «Навыки жизни: в согласии с собой и с миром» (2002).
Светлана Васильевна, как и почему возникает цинизм? Почему, казалось бы, умные, образованные и хорошо воспитанные люди начинают вести себя цинично, смеются и обесценивают какие-то важные для других ценности: любовь, семейные узы, желание иметь детей, бескорыстие, усердие в работе, убеждения и духовные идеалы?
Начнем с того, что цинизм — это защитная реакция. Цинизм появляется у человека на фоне страдания, которого он хотел бы избежать, — и это страдание связано с потерей смысла. Когда люди чувствуют бессмысленность, абсурдность происходящего, они становятся циничными, чтобы избежать наихудшего, что может случиться с человеком — так называемого «экзистенциального вакуума». Экзистенциальный вакуум — это разочарование, апатия, нигилизм, то есть отрицание всего. Чтобы избежать нигилизма, апатии и разочарования в жизни в целом, человек защищается с помощью цинизма.
По своей сути цинизм является агрессией. Человек прикладывает очень много сил, чтобы побороть то, что ему угрожает. Что же ему угрожает? Бессмысленность и абсурд. Парадокс состоит в том, что обесценивая какие-то ценности, важные для другие людей, — любовь, честность, искренность, циничный человек как бы проверяет их на прочность.
То есть он не уверен в том, что они действительно ценны?
Он не чувствует их ценности. Переживание бессмыслицы возникает тогда, когда у человека затруднен доступ к ценностям. Что такое смысл? Смысл — по сути, это очень простая вещь. Смысл — это что-то хорошее в будущем, ради чего я сегодня преодолеваю некоторое страдание или прилагаю какое-то усилие. Например, рано встаю. Или работаю, хотя в данный момент я бы охотнее прилег поспать. Или хотел бы уйти домой с работы, но не ухожу. То есть, смысл — это «ради чего». А вот когда я перестаю видеть смысл, это значит, что я больше не имею доступа к ценностям. Это может быть либо потому, что этих ценностей нет моем в окружении, но чаще все-таки потому, что я сам перестал их чувствовать, я их отменил как ценности.
Почему это происходит?
Тут все очень по-разному. Понятно, что человек не чувствует ценностей не от хорошей жизни. С ним жизнь сделала что-то плохое, из-за чего он больше в эти человеческие жизненные ценности не верит.
Но при этом реакция цинизма не решает проблему?
Безусловно. Ни одна копинговая, автоматическая реакция не решает проблему по сути, она только помогает продержаться, чтобы не стало еще хуже. Поэтому цинизм — это такая скорая помощь самому себе. Не очень удачная, потому что, фактически, отталкивает от человека окружающих. И пока он не соберется с духовными силами, чтобы пересмотреть свои взгляды, ничего хорошего не будет. Потому что когда тебе очень больно, и ты чувствуешь себя неценным, чтобы как-то в этом состоянии продержаться, ты начинаешь неценным полагать и все остальное. А уж что именно, зависит от обстоятельств. Если кто-то семейную жизнь проклинает — значит, он не видел семейной жизни, которая вызывала бы у него уважение.
Циничный человек необязательно будет жестоким на деле. Но все то, что он обесценивает, является его болезненным местом. Человек становится циничным ситуационно, болезненно реагируя на ранение именно в той сфере, против которой он выступает. Он может рассказывать какие-то несправедливые вещи о женщинах, и тогда мы можем предположить, что какая-то женщина (или не одна) его обидела. Тем самым он сам невольно себя выдает, показывая, что именно в этой области у него что-то не сложилось.
Как взаимодействовать с циничным человеком тому, кто находится рядом? Ведь очень часто возникает дискомфорт от того, что на твои ценности кто-то покушается…
Действительная проблема того, кто покушается на ценности, отнюдь не в вызывающем поведении. Повторюсь, настоящая проблема человека в том, что он не имеет доступа к ценностям. Казалось бы, и что? Очень хорошо, что я не имею доступа к ценностям. Кто никого и ничего не любит, тот и не страдает. Если я ни к чему не привязался сердцем, я и не буду страдать.
«Если у вас нету тети, то вам ее не потерять»?
Да! И за этим, очевидно, лежит, как можно предположить, какая-то рана, человек уже что-то потерял. Что именно? Может быть, это были отношения, которые закончились. Может, это были отношения, на которые человек возлагал надежды, а они оказались потребительскими, кто-то им попользовался. Он страдал и ничего не мог с этим сделать…
То есть в основании цинизма всегда лежит недополученность человеком чего-то хорошего, какой-то духовный дефицит. Собственно, что бы сделал взрослый, зрелый человек, понимая, что ему не повезло, что жизнь с ним не очень справедливо обошлась? Он, конечно, тогда стал бы сам себе помогать. Он мог бы посмотреть, может быть, есть что-нибудь, ради чего стоит жить?
То есть стоит пожалеть своего циничного друга? Или попробовать показать ему его ценность?
Дело в том, что нельзя заставить человека чувствовать ценности. Чувства — это ведь свободная вещь. Поэтому что остается? Если вам этот человек дорог, можно просто любить его и иногда говорить с ним о том, что вы чувствуете, когда происходит обесценивание чего-то для вас важного. Конечно, потребуется большое терпение, так как циничный человек нуждается в терпеливом отношении к себе. И если он накопит какую-то критическую массу хороших переживаний, любви, то есть шанс, что он забудет свои циничные концепции и даже обидится, если вы ему о них напомните через несколько лет. Обычно циничная теория подпитывается чувством обиды. Но хорошие отношения со временем лечат обиду.
Очень часто циниками становятся умные люди, потому что они используют цинизм как некую философскую концепцию, посредством которой можно спастись. Эта концепция может быть какой угодно, пусть даже глупой (например, классифицировать всех женщин по уничижительным категориям), но лишь бы была теория, которая все объясняет. Теория — это подпорки для циника, она защищает от боли, от риска.
Существуют наблюдения социологов, которые показывают, что нынешнее поколение молодых людей испытывает чудовищный дефицит опор, рамок. И оно мучительно ведет поиск этих рамок.
Исторически понятно, почему так сложилось. До этого было как минимум два не очень здоровых поколения. Сначала в 50–70‑е годы, как реакция на Вторую мировую войну, сформировалось поколение нарциссов. Для них было характерно сопротивление авторитетам, желание, чтобы никто больше не мог управлять общественным сознанием, во главу угла ставилась личная свобода. Это привело к сверхценности независимости, свободы от авторитетов, от влияния власти. Речь о совершенно разных явлениях, начиная с хиппи и заканчивая определенными течениями в психотерапии, когда, как, впрочем, и сейчас, приветствовались нарциссические черты («мне ни до кого нет дела, я сам по себе»).
А потом у этих нарциссов появились дети, и следующее поколение 70–90‑х годов обладало совершенно иными чертами. Это дети технологического общества, для которых сверхценностью является общение. Дело в том, что когда родители не создают ребенку каких-то персональных опор, тогда ему самому приходится их искать. Вот они и нашли не очень удачный вариант в виде идеи общения, когда даже в психотерапии на первое место выступали именно группы, групповая терапия, а авторитет психотерапевта, как и авторитет отца, был в некоторой степени свергнут. Они пытались спастись в отношениях, но отношения при этом были абсолютно пользовательскими, а не персональными. «Ты мне нужен — вот, пожалуйста, будь здесь, для меня, на моих условиях». Это патология, которая в психиатрии называется «пограничное личностное расстройство», когда человек использует другого человека для удовлетворения собственных нужд, когда он манипулирует любовью, привязанностью и т. д.
Такой человек не может быть один, без отношений, он очень нуждается в отношениях. Но ему все равно, в каких отношениях быть, лишь бы быть. При этом он может говорить, что «я без тебя умру», но на самом деле отношения для него абсолютно заменяемые. У этого поколения все тоже закончилось печально, потому что эти люди вырастили детей, у которых не было никаких представлений о хорошей жизни.
Считалось, что нужно и полезно иметь детей. Фактически, детьми пользовались как средством для решения каких-то своих проблем. Самое неприятное, что родители, те люди «технологического поколения», просто не умели общаться по-человечески, поэтому и детям не передали этой способности. Дети же все перенимают от родителей… В итоге мы получили на сегодняшний день поколение, которому не на что опираться. И это чувствуется повсеместно — не только в Европе, но и в России.
А в чем это выражается? Они не могут себя дисциплинировать? Не могут понять, чего они хотят?
Во-первых, само общество стимулирует ощущение внешней пропасти. Например, когда люди моего поколения оканчивали университет, нас ждала обязательная работа, нравилось нам это или нет. Три года ты должен отработать — и это уже задавало какие-то рамки. Собственно, было что-то гарантировано, может, и не самое хорошее, но работа гарантировалась, и мы были при деле, ни у кого не было мысли, чтобы «закосить». Если человек отказывался работать, его сажали за тунеядство.
А сегодня работа не является естественным завершением университета. Преподаватель опрашивает своих выпускников: «Что вы будете делать?». — «Не знаю, может, год-другой отдохну, потому что учиться было тяжело. Но даже если я и хочу пойти куда-то работать, то кому я нужен? Меня никто не возьмет».
Родители усиливают эту установку и увеличивают неопределенность. Если родители моего поколения транслировали нам установку: «Заканчивай поскорее институт, благодаря твоему образованию мы сможем выбраться из бедности; мы хотим, чтобы ты не пошел по нашим стопам на завод, чтобы ты зарабатывал головой». И это было настолько понятное послание, что даже люди, особо не стремившиеся работать, не могли себе представить, как это можно — не работать. Конечно, ради родителей они и шли работать. А сейчас от родителей детям не определенных посланий. Они говорят: «Хочешь — работай, не хочешь — не работай, лишь бы ты был счастлив, ищи себя». А как «искать себя» в 20 лет, никто не знает.
Поэтому возникает такое ощущение, что тебе не на что опереться. Нет социальных ожиданий, нет социальных рамок, и это еще половина проблемы. А ведь могут быть еще внутренние проблемы, внутренняя пустота. А почему внутри пустота? Потому что не сформирована внутренняя определенность. Эта определенность формируется в персональных отношениях, во встречах со взрослыми, которые демонстрируют уважение к тебе, которые учат тебя этому рассматриванию, оцениванию и так далее.
Современное поколение выпускников — это люди без внутренних опор. Внутренние опоры тоже базируются на ценностях, и их также невозможно создать искусственно ко времени завершения института. Вообще говоря, главное, что могут сделать родители для своего ребенка к 21 году, — это показать ему пример счастливой жизни вместе с ним. Это очень важно — дать возможность накопить совместное переживание чего-то хорошего, получить опыт любви, празднования жизни, причем в самых разных сферах и аспектах ценностей. Если этого нет, то тогда, конечно, возникает циничная теория, которая обладает свойствами опорами, но в ней нет ценности, поэтому ее прочность иллюзорна. Но человек все равно очень боится ее покинуть, потому что любая теория — это костыль.
То есть внутренние опоры не формируются из-за отсутствия опыта любви или все-таки из-за нехватки опыта дисциплины, труда, усилия?
Да, конечно, дисциплина очень важна. Но дело в том, что дисциплина бессмысленная, без проживания ценностей, разрушительна. Допустим, я согласен рано вставать, недосыпать, но это только тогда будет работать на укрепление внутреннего полюса, если я отчетливо чувствую, для чего мне это надо делать. Это действительно надо делать, и я это понимаю даже не умом, а на более глубоком уровне, собственной кожей. Например, я люблю свою сестру, а она — инвалид-колясочник. Вот люблю я эту девчонку, и поэтому я с ней и вожусь, делаю что-то для нее, и для меня это несложно.
Некоторым везет, и они сталкиваются с трудностями. Трудности помогают расти и формировать внутреннюю дисциплину. А как это сделать, если ты сыт, одет и живешь в комфорте без особых проблем? Это очень непросто, и это отдельная большая тема. Все великие педагоги об этом знали, и все хорошие педагогические системы, ориентированные на жизнь, обязательно включают в себя испытания в нежном возрасте. Ведь тогда это пока еще связано с романтикой, с желанием проверить себя на прочность, с чувством взросления. Не зря в хороших школах примерно в 7–8 классе предусмотрен длительный байдарочный поход. В этом возрасте еще отсутствует защитный индивидуализм. Это важно, потому когда ты преодолеваешь пороги на реке, то от твоей умелости и от твоей надежности будут зависеть жизни твоих товарищей. Поэтому очень важно в нужное время ходить с детьми в походы. А еще лучше делать это постоянно.
Нынешняя популярность различных активностей вроде яхтинга свидетельствует о сохраняющейся у людей потребности в этом. Это такой непройденный пионерский опыт. Как ни странно, при советской власти для этого были созданы хорошие заменители: «зарницы», походная жизнь, картошка… Я помню, с этими событиями были связаны сильнейшие чувства, которые действительно способствовали формированию каких-то здоровых ценностей. Даже лагерная картошка работала не только на сплоченность групп первокурсников, но и на то, чтобы лучше узнать людей.
Сейчас это большая проблема. Можно проучиться вместе 5 лет и совершенно не узнать никого в человеческом плане. И только когда студенты, наконец, вместе куда-то попадают, например, на военной кафедре, вдруг оказывается, что такие интересные люди учатся рядом со мной, приходит запоздалая дружба. Сейчас порушены очень многие процессы. С одной стороны, неопределенность внешняя, мир, в котором действительно нет четкой политики по отношению к молодым, а с другой стороны — внутренняя пустота. Все это усиливает пафос индивидуализма, способствует распространению цинизма.
Как развернуться в противоположную от цинизма сторону, вернуться и приобщиться к ценностям?
Я, как психотерапевт, не могу давать советы всему поколению. Какие-то вещи упущены. Но именно как психотерапевт, я прекрасно понимаю, что если человек сам хочет от этого избавиться, то это возможно. Ничего неисправимого в душевной жизни нет. В конце концов, даже если на духовное возрождение уйдет вся оставшаяся жизнь, оно все равно возможно. Мне нравится фраза, сказанная экзистенциальным философом: «Свобода — это то, что делаешь с тем, что сделали с тобой».
Имеется в виду, что у человека нет и не может быть абсолютной свободы — она есть только у Бога, у того, кто создал этот мир (или у природы, если вы не верите в Бога). Но у человека есть свобода для того, чтобы, поняв нечто, сделать с этим что-то, более ему подходящее. Фактически, все теории о том, что кто-то виноват в том, что ты несчастен, что ты не можешь чувствовать ценности — инфантильны. В конце концов, ну, повезло родиться в эту эпоху, а не в другую. Но ты можешь сделать в этих условиях гораздо больше, если не будешь ждать, что кто-то для тебя что-то придумает и сделает. И со временем ты станешь немножко сильнее. Потому что быть справедливым еще можно как-то человека заставить, а чтобы стать великодушным и милосердным — до этого надо дорасти.
Когда ты имеешь дело с Другим, то мало циничной концепции «давать и получать». Надо уметь и отдавать, и жертвовать, и при этом не чувствовать себя жертвой. Для этого надо иметь какой-то внутренний избыток, и этот избыток еще должен накопиться.
Если исходить из презумпции невиновности, то есть ни в чем не подозревать циничного человека, то, если мы сами при этом не будем циничными, в его концепции можно найти что-то хорошее. Что же в цинизме хорошего? Наверное, это идея о том, что человек сам может что-то для себя сделать. Но, к сожалению, не имеет сейчас сил что-то сделать для тебя и для кого-либо другого. Например, этот человек скажет, что не готов иметь детей. «Какие дети! Я не готов за кого-то отвечать, нет у меня ни внутренних сил, ни мужества». И это справедливо — человек не должен делать больше того, что он может. Цинизм, по сути — это концепция для тех, кто мало может. Но со временем такие люди могут накопить силы и суметь больше. Стать хорошими, теплыми людьми.
беседовала Анастасия Храмутичева
http://thezis. ru/
Что скрывает цинизм? | Психология
Многие циники — люди весьма неглупые, которые не могут не понимать, какое впечатление их поведение производит на окружающих. В чем же причина подобного поведения?
Для начала откроем словарь. Как ни странно, у столь очевидного явления длинное и витиеватое определение:
«Цинизм — вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к догмам господствующей идеологии.
Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей».
Правильно, но громоздко! Попробуем короче:
цинизм — выражение демонстративного пренебрежения к общепринятым нормам и ценностям, зачастую провокационное.
Неспроста слово «циничный» обычно используют в негативных оценках: от неприятной «циничной» ухмылки до преступления, совершенного «с особым цинизмом».
И соседствует эта оценка с нелестными уточнениями: «злой», «холодный», «равнодушный», а то и «бездушный». Вот такая замечательная компания. И если к некоторыми видам цинизма — например, профессиональному — мы относимся с пониманием, восторга они все же не вызывают.
С профессионального цинизма и начнем. Его причины лежат на поверхности.
Когда «бесчувственность» связана с профессиональной сферой, она называется «профессиональным цинизмом»
«Человек — не блоха, ко всему может привыкнуть»: к опасности, к чужим страданиям, даже к виду смерти. Почему? Мы не способны бесконечно выдерживать сильные эмоции. Мы не сможем иметь дело с чем-то, по-настоящему пугающим, вызывающим отвращение; с тем, что несет чрезмерную эмоциональную нагрузку. Включаются защитные механизмы! И рано или поздно, эмоции притупляются. Мы начинаем воспринимать болезненное, отвратительное или пугающее как некую обыденность. А обыденное не вызывает излишних переживаний.
Если же страшное или печальное для нас — обыденность, мы и рассуждаем о нем «легко». Если мы умеем обращаться с источником этого опасного/печального/неприятного, то и переживать особо не о чем. Когда эта «бесчувственность» связана с профессиональной сферой, она и называется «профессиональным цинизмом».
Например, для врача чужая болезнь — объект работы. С которой он сталкивается ежедневно, с которой умеет работать и знает, как поступить. Отсюда и видимая «легкость», с которой он говорит о болезни.
Холодно рассуждающий о болезни врач, по сути, называет вещи своими именами. И в этой холодной прямолинейности «бытовой цинизм» схож с профессиональным. Отличается он в другом.
Фото: Depositphotos
Попробуем конкретизировать: за что именно не любят циников? Только ли за холодность и лёгкость, с какой те рассуждают о вещах, значимых для большинства из нас? Или за подчеркнутую демонстративность, с какой это делается?
Профессиональный цинизм — холодный. В отличие от не профессионального, «бытового», весьма эмоционального. Циник рассуждает вроде бы холодно, но при этом напористо, подчеркнуто, напоказ.
Это прекрасный маркер, сигнализирующий о том, что никакого безразличия нет и в помине. Под маской холодности просматривается эмоциональность.
Но эмоции на пустом месте не возникают. Тем более «скрываемые» за безразличием. А они скрываются. Спросите у циника: почему так его волнует то, о чем он цинично и столь легко рассуждает? Очень возможно, узнаете, что ему «вообще по…», и если и бесит его что-то, то разве что ваша тупость!
Не обижайтесь! Точнее, не придавайте значения словам. Обратите внимание на эмоции! Ему действительно «все равно»?
- Профессиональный цинизм связан с реальным притуплением чувств.
- Бытовой — чаще с их подавлением. Чувства никуда не деваются, а перестают осознаваться.
Фото: Depositphotos
Субъективно цинику действительно «все равно». Он способен холодно рассуждать о вещах, для большинства из нас значимых: жизни и смерти, любви, вере, детях… Причем касаясь самых болезненных сторон и аспектов. Словно намеренно раздражая собеседников. И циник может свою позицию обосновать. Можно злиться, но с логикой и аргументами не поспоришь!
Почему же эмоциональные реакции циника расходятся с «нормальными»? И зачем так активно доносить до окружающих свою позицию, прекрасно понимая, что раздражает собеседников, «обесценивая» нечто для них значимое?
Циник легко отбрасывает условности, идеалы.
«Любовь? Я бы сказал, влюбленность. Посмотрим, надолго ли?»
«Толку-то мечтать?»
«Все идеалы кто-то придумал! Я тоже этой чушью голову забивал».
Во всем этом, в большинстве циничных высказываний, звучит общий посыл: «Уж я-то знаю!»
- Циник действительно «знает», он все это проходил. И теперь настойчиво доносит до нас свое разочарование.
Вот и источник цинизма! Нынешний циник не всегда был таким. И «человеческие» эмоции ему были не чужды. И идеалы были. Да и сейчас есть. Когда-то будущий циник отстранился от слишком сильных переживаний, попросту перестав их ощущать. Но сами эти переживания никуда не делись. Сама настойчивость, с которой он транслирует обществу свою позицию, говорит о силе и актуальности стоящих за этим переживаний.
Фото: Depositphotos
Профессиональный цинизм связан с действительным притуплением остроты переживаний. Если притупления не происходит, это путь к эмоциональному выгоранию и уходу из профессии.
А если слишком болезненными оказываются обычные жизненные переживания? Путей три. Из жизни также можно «уйти», и такое случается. Чувства могут действительно притупиться. Только уже не в профессиональной сфере, а «по жизни». И мы получим действительно «бесчувственного» человека, которого мало что трогает по-настоящему.
Наконец чувства могут перестать осознаваться, сохранив свою остроту. Сильные чувства требуют выхода. А раз мы «отказываемся» их осознавать, они выходят иначе. Как надежнее всего спрятать что-то? Оставить это на виду, замаскировав под что-то обыкновенное, ничем не примечательное.
Это и делает циник. На самом деле, он постоянно говорит о своих чувствах, о том, что для него болезненно и все еще актуально. Это нормально: неизжитая некогда боль никуда не девается, ища выхода. И циник настойчиво и агрессивно пытается рассказать о пережитом им когда-то.
По большому счету, цинизм — это крик о помощи.
Это стоит знать и учитывать, когда вас в следующий раз станет раздражать чей-то цинизм. Только не пытайтесь ни «помочь», ни вообще «лезть в душу». Не рискуйте.
А вот понять, как становятся циниками, наверное, стоит.
Теги: цинизм, эмоции, эмоциональность, безразличие
5 шагов по работе с негативными и циничными людьми
Посещая наш сайт, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности в отношении файлов cookie, отслеживания статистики и т.
Эффективное лидерство, перехитри свой мозг Советы / 12 февраля 2015 г. 25 июля 2022 г.
Было бы здорово, если бы каждый, с кем мы работали, поднимал нам настроение своим энтузиазмом и хорошим настроением? Вы можете сказать да , но понимаете, что это галлюцинация. Или можно сказать нет потому что безжалостно счастливые люди сводят с ума.
Маловероятно, что вы или окружающие вас люди родились с негативным отношением. На протяжении жизни каждый испытывает разочарования, сожаления и невыполненные обещания. Некоторые люди устойчивы по своей природе или опыту. Другие становятся постоянно циничными, обиженными и параноидальными по поводу того, кто их обманет в следующий раз. К сожалению, негатив может быстро разрушить хорошее настроение.
Есть много биологических и психологических преимуществ для взращивания надежды и оптимизма, даже если люди вокруг вас полны сомнений. Можете ли вы реагировать на негативных людей, не расстраиваясь при этом? Сможете ли вы побороть темное облако пессимизма, чтобы поддержать дух всех остальных?
Вот несколько советов, как вести себя с негативными людьми:
- Избегайте реакции.
Независимо от того, склонны ли вы сочувствовать и становиться негативными, или вы раздражаетесь, потому что они испортили вам день, вы можете заметить свои собственные страхи, гнев или раздражение на негативных людей, а затем вдохнуть и выбрать что-то еще. Однажды у меня был клиент, который прикрепил к стене своего офиса крючок, чтобы каждый раз, когда человек входил в его офис с жалобой или ужасной историей, он смотрел на крючок, чтобы напомнить себе, что нужно контролировать свои реактивные эмоции. Затем он либо слушал, чтобы выяснить, что человеку нужно для продвижения вперед, либо устанавливал границы вокруг разговора, прося сосредоточиться на решениях, а не на том, что было не так.
- Слушайте помимо эмоций то, что люди чувствуют, что они потеряли, или их опасения по поводу будущего. Многие люди скрывают свои страхи и разочарования, жалуясь, обвиняя и критикуя других. Слушайте, чтобы понять их ситуацию и то, какое уважение, контроль, признание, безопасность или ценность они потеряли.
Чувство понимания может рассеять их негативные чувства. Затем вы можете определить, можете ли вы помочь человеку получить то, что ему нужно, или просто признать, что вы понимаете, почему он чувствует то, что чувствует. Вы можете узнать больше о том, как изменить мнение людей с помощью процесса запроса в Зона дискомфорта: как лидеры превращают сложные разговоры в прорывы .
- Спросите человека, хочет ли он найти решение или просто нуждается в резонаторе , чтобы безопасно выразить свои чувства. Вам не нужно с ними соглашаться. Вам просто нужно знать, что им нужно в данный момент. Начните с признания и показа зеркала их чувствам. Например, вы можете сказать: «Кажется, вы очень расстроены тем, что ваши усилия не получили признания. Это правильно?» Многие обычно негативные люди идут по жизни, полагая, что никому нет до них дела или что никто их не понимает. Демонстрация того, что вы слышите и понимаете их чувства, может быть всем, что им нужно, прежде чем вы сможете спросить их, что им нужно делать дальше.
- Не репетируйте, что вы собираетесь сказать , пока они говорят . Когда негативные люди думают, что вы их не слушаете, они еще глубже погружаются в свои чувства. Им не нужно, чтобы вы их исправляли, им нужно, чтобы вы слушали и понимали. Затем они могут ответить, когда вы спросите их, что в их силах контролировать в данный момент, чтобы они могли начать чувствовать себя менее жертвами.
- Научите других, где лежат ваши личные границы. Если люди не хотят смотреть на то, как они могут помочь себе в ситуации, вы можете отразить эту позицию и заявить о своей собственной позиции. Например, вы можете сказать: «Кажется, вы не хотите искать решение или другой способ решения вашей проблемы. Это правда?» Если они указывают, что ситуация невозможна, или возвращаются к жалобам, вы можете сказать: «Я понимаю, почему вы так себя чувствуете, но не похоже, что я могу сделать для вас что-то еще. Я был бы счастлив продолжить этот разговор с вами в другое время, когда вы захотите сделать шаг вперед».
Если они продолжают жаловаться, вам, возможно, придется быть более прямолинейным, сказав: «Для меня важно перевести наш разговор на более позитивную ноту. Либо мы сделаем это сейчас, либо позже, но я не могу продолжать смотреть на темную сторону этой ситуации с тобой сейчас.
Имейте в виду, что у вас есть право выбирать свои чувства, мысли и поведение в ответ на кого-то другого. Обратите внимание, когда ваш живот, грудь, плечи или челюсть напрягаются. Дышите, расслабьте мышцы и выберите вместо этого чувство сострадания, любопытства, терпения или надежды.
Нелегко выработать привычку положительно реагировать на негативных, циничных людей. Как и любой новый навык, он кажется трудным, пока не станет легким. Возможно, вы даже чувствуете себя слишком эмоционально истощенным, чтобы пытаться сейчас. Тем не менее, шаг за шагом, разговор за разговором, вы будете лучше справляться с распространением негатива и помогать другим двигаться дальше.
Если вы хотите, чтобы я выступил на вашем предстоящем мероприятии или рассказал об обучении и коучинге лидерства, свяжитесь со мной по адресу: https://covisioning. com/contact/
тел: +1 602 954 9030
электронная почта: [email protected]
Темы
ТемыВыбрать категориюЭффективные беседыЭффективное лидерствоКоучинг лидерстваMindetПерехитрить свой мозг СоветыТрансформационный коучингТрансформационное лидерствоКниги Марсии Рейнольдс
Свяжитесь с Марсией
Вы циник? Это может повредить вашей карьере. // Новости // Notre Dame Deloitte Center for Ethical Leadership // University of Notre Dame
Быть циничным в социальных взаимодействиях может показаться безопасным подходом, но это может помешать вам добиться профессионального и финансового успеха.
Если бы представилась возможность, как вы думаете, большинство людей
A.) использовать вас, или
B.) попытаться быть справедливым по отношению к вам?
Ваш ответ может многое рассказать о вас и вашем будущем. Исследователи обнаружили, что один из этих вариантов ведет к улучшению отношений и повышению самооценки (Chen et al., 2015). Это также приводит к более высокому уровню удовлетворенности работой (Leung, Ip, & Leung, 2010). И это предсказывает лучшее физическое здоровье, в том числе более низкий риск сердечных заболеваний, деменции и депрессии (Everson et al., 19).97; Неувонен и др., 2014; Смит, 1992).
Итак, какой же это выбор?
Многие считают ответом вариант А. Лучше быть осторожным, верно? Те, кто выбирает вариант А, исследователи называют «циничными». Циничность означает, что вы предполагаете, что у большинства других людей плохие или неэтичные мотивы. Циничный выбор, безусловно, может показаться более безопасным. Поскольку циники не доверяют мотивам других, они вряд ли будут рисковать собственным благополучием. Вместо этого они пытаются контролировать свою судьбу. Они сосредоточены на поиске себя.
Однако циничный выбор варианта А обычно не приводит к лучшим результатам дома, на работе и для вашего здоровья. Скорее, это вариант Б идеалистов — тех, кто считает, что большинство других людей будут относиться к ним справедливо, если им представится шанс, — который выигрывает в долгосрочной перспективе, с более крепкими отношениями, большей удовлетворенностью работой и лучшим общим самочувствием.
В чем проблема с цинизмом?
Циники, безусловно, упорно трудятся, чтобы избежать вреда. Но, к сожалению, они могут навредить себе. Стремясь избежать ожогов, они не доверяют даже тем, кто проявляет к ним дружелюбие и поддержку (Holt-Lunstad et al., 2008). Они истощают себя, постоянно пытаясь оставаться начеку (Izawa et al., 2011). Они упускают ценные возможности для сотрудничества, потому что они кажутся слишком рискованными. В то же время они могут тратить слишком много времени и денег, пытаясь защитить себя, наблюдая и контролируя других людей.
Цена цинизма: циники, как правило, зарабатывают меньше денег
Один из самых интересных выводов о цинизме последних лет заключается в том, как он вредит карьере человека. Ольга Ставрова (Тилбургский университет) и Дэниел Элебрахт (Кёльнский университет) проанализировали данные 1146 американцев, которые были опрошены один раз, а девять лет спустя — снова. Они обнаружили, что те, кто был наиболее циничным, как правило, зарабатывали меньше денег. И девять лет спустя они по-прежнему меньше, чем идеалисты. Затем Ставрова и Элебрахт проанализировали другой набор данных из 497 американцев. В этих данных использовались разные показатели цинизма и дохода, и на этот раз опросы проводились с интервалом всего в два года. Результат был тот же: циники заработали меньше и поначалу, и через два года.
Те, кто был наименее циничным, не просто добивались большего успеха в какой-то момент времени. Они также были на более высокой траектории успеха.
Чтобы лучше понять, как циники и идеалисты продвигаются по карьерной лестнице, Ставрова и Элебрахт обратились к Германии. С более подробными данными, показывающими рост доходов людей каждый год в течение девяти лет, они обнаружили, что у наименее циничных людей ежемесячный доход увеличился примерно на 240 евро (примерно 300 долларов США) за девятилетний период. С другой стороны, самые циничные люди не заметили никаких изменений. Суть: образовался разрыв в доходах. Те, кто был наименее циничным, не просто добивались большего успеха в какой-то момент времени. Они также были на более высокой траектории успеха.
Хорошая новость для идеалистов, не так ли? Но это действительно хорошая новость для всех нас. Исследования показывают, что цинизм не является фиксированной чертой. Хотя определенные переживания, такие как враждебное детство, могут настроить нас на жизнь, полную цинизма (Meesters, Muris, & Esselink, 1995), у нас все еще есть возможность формировать наши убеждения о других. Но это требует усилий. Вот как начать смотреть немного на светлую сторону.
1. Окружите себя положительными примерами.
Бывают ситуации, когда цинизм может быть выгоден. Ставрова и Элебрахт проанализировали данные из 41 страны и обнаружили, что есть только один тип ситуаций, в которых цинизм действительно окупается: когда циничные убеждения оказываются правдой. Хотя цинизм снова и снова терпит неудачу в большинстве мест, он работает там, где очень мало сотрудничества и доброты, где свирепствуют убийства, преступность и коррупция.
Но это не та реальность, в которой живет большинство из нас. Имейте в виду, что большую часть времени мы используем эвристику доступности как своего рода ярлык, чтобы решить, насколько вероятно событие. Вместо того, чтобы вычислять истинную вероятность события, мы просто пытаемся увидеть, приходит ли на ум пример этого события. Если это произойдет, вуаля , мы думаем, что это событие, вероятно, произойдет с нами.
Объедините эвристику доступности с текущими новостями, и вы получите рецепт цинизма. Фактически, крайне негативное освещение в СМИ может быть одной из причин роста цинизма на протяжении более сорока лет (Twenge et al., 2014). Боритесь с порочным кругом цинизма, открывая себя и свою команду тому, что хорошо в мире и в лидерстве.
2. Старайтесь прощать, а не суровому осуждению.

Психологи отмечают, что когда кто-то нас подводит, мы склонны судить не только о поведении этого человека, но и о его мотивах. Мы склонны думать, что они подвели нас, потому что они плохие люди, которые никогда не хотели относиться к нам справедливо. Эта тенденция называется фундаментальной ошибкой атрибуции .
Это также одна из причин, по которой мы склонны относиться к себе легче, чем к другим: мы знаем, что у нас были хорошие мотивы, даже если мы поступили неправильно (Klein & Epley, 2017). По этой причине мы склонны быстро прощать себя. (Некоторые психологи отмечают, что мы на самом деле не самодовольны; мы просто менее циничны по отношению к себе, чем к другим.) Если вы можете простить себя, потому что знаете, что у вас были хорошие мотивы, почему бы не освободиться от цинизма, прощать и других?
3. Используйте щедрость, чтобы зажечь сотрудничество.
Одной из самых опасных движущих сил цинизма является предвзятость подтверждения. Мы склонны замечать то, что подтверждает наши существующие убеждения, и игнорировать все, что может бросить им вызов. Предвзятость подтверждения запирает циников в клетку, из которой они не могут выбраться. Они находят все больше и больше доказательств, подтверждающих их мнение о том, что другие в основе своей недобры и не заслуживают доверия.
Даже если кто-то причинил вам боль в прошлом, всегда полезно попытаться написать новый сценарий взаимодействия с этим человеком, используя небольшие акты великодушия. Это лучший способ заставить этого человека быть щедрым как к вам, так и к другим.
Лучшая новость из всех заключается в том, что меньше цинизма полезно не только для отдельных лиц или организаций, но и для общества в целом. Когда цинизм снижается по всем направлениям, целая нация имеет больший экономический рост, более стабильную демократию, большую гражданскую активность и меньше преступности и коррупции (Knack & Keefer, 1997; Putnam, 2000; Rothstein & Uslaner, 2005; Uslaner & Brown).