15.05.2024

Крылатые фразы из мастер и маргарита: Крылатые фразы из романа Булгакова Мастер и Маргарита

Крылатые выражения из романа Мастер и Маргарита (100 выражений)

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» стал жемчужиной жизненной философии автора и его любимым детищем, которое он создавал 12 лет, переписывая по кусочкам снова и снова, шлифуя сюжет, пока тот не стал походить на воображаемый идеал, который автор выстраивал у себя в голове. Роман буквально разобрали на цитаты, потому что каждый персонаж говорит настолько остроумно и характерно, что невозможно не узнать его. В данном разделе собраны крылатые выражения из романа «Мастер и Маргарита».

Это водка? – слабо спросила Маргарита. Кот подпрыгнул на стуле от обиды. – Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.

Я о милосердии говорю… Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки.

Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.

Трудный народ эти женщины!

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.

Все будет правильно, на этом построен мир.

Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и она замечена, а вы пойманы.

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!

Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!

-Трусость — один из самый страшных человеческих пороков. -Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость — САМЫЙ страшный человеческий порок

Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.

Самый страшный гнев — гнев бессилия.

Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?

Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?

Иногда лучший способ погубить человека — это предоставить ему самому выбрать судьбу.

Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.

Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

– Вы не Достоевский, — сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым. – Ну, почем знать, почем знать, — ответил тот. – Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно. – Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!

Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.

Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у неё не было детей и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая.

Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится.

Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.

— Знаю, — ответил мастер, — моим соседом в сумасшедшем доме был этот мальчик, Иван Бездомный. Он рассказал мне о вас. — Как же, как же, — отозвался Воланд, — я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!

Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти…

Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной.

Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!

Зачем же гнаться по следам того, что уже давно окончено?

Нет документа, нет и человека.

Это водка? – слабо спросила Маргарита. Кот подпрыгнул на стуле от обиды. – Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.

Я о милосердии говорю… Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки.

Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.

Трудный народ эти женщины!

Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.

Все будет правильно, на этом построен мир.

Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и она замечена, а вы пойманы.

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!

Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!

-Трусость — один из самый страшных человеческих пороков. -Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость — САМЫЙ страшный человеческий порок

Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.

Самый страшный гнев — гнев бессилия.

Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?

Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?

Иногда лучший способ погубить человека — это предоставить ему самому выбрать судьбу.

Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.

Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

– Вы не Достоевский, — сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым. – Ну, почем знать, почем знать, — ответил тот. – Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно. – Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!

Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.

Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у неё не было детей и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая.

Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится.

Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.

— Знаю, — ответил мастер, — моим соседом в сумасшедшем доме был этот мальчик, Иван Бездомный. Он рассказал мне о вас. — Как же, как же, — отозвался Воланд, — я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!

Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти…

Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной.

Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!

Зачем же гнаться по следам того, что уже давно окончено?

Нет документа, нет и человека.

Виноват, для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?

— Добрые люди? Ты всех, что ли, так называешь? — Всех, злых людей нет на свете.

Факт — самая упрямая в мире вещь.

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус. И еще считаю долгом предупредить, что кот — древнее и неприкосновенное животное.

Рукописи не горят.

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

– А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете, – кот полез в лунный столб и хотел еще что-то говорить, но его попросили замолчать, и он, ответив: – Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией, – замолчал.

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!

Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.

Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.

Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.

Я о милосердии говорю… Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки.

Трудный народ эти женщины!

Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.

Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.

Виноват, для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?

— Добрые люди? Ты всех, что ли, так называешь? — Всех, злых людей нет на свете.

Факт — самая упрямая в мире вещь.

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус. И еще считаю долгом предупредить, что кот — древнее и неприкосновенное животное.

Рукописи не горят.

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

– А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете, – кот полез в лунный столб и хотел еще что-то говорить, но его попросили замолчать, и он, ответив: – Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией, – замолчал.

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!

Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.

Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.

Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.

Я о милосердии говорю… Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки.

Трудный народ эти женщины!

Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.

Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.

Словарь крылатых выражений из романа «Мастер и Маргарита» (творческая работа ученицы)

Введение

Понятие «крылатое слово» очень древнее. Уже в эпических поэмах  «Илиада» и «Одиссея» Гомера многократно встречаются выражения «крылатое слово», «вдохновенное слово»…

Без крылатых слов и выражений невозможно представить себе наш язык, они составляют основу образной речи. Их источниками могут быть как краткие цитаты и меткие фразы мудрецов, исторических лиц, так и строки из Библии или художественной литературы.

Первоисточником данного словаря является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», но не следует забывать и о том факте, что некоторые выражения, ставшие задолго до написания романа афоризмами, писатель просто использовал в своем произведении, и считать его их автором не следует.

Воспользовавшись афоризмами из романа «Мастер и Маргарита», можно умело подчеркнуть значимость своих слов и мыслей, что и является целью употребления крылатых выражений.

         …ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы (Азазелло).

Так говорят тогда, когда человек разочаровывается в своей жизни, а  разум и рассудок все еще при нем.

·         Вопросы крови — самые сложные вопросы в мире! И если бы расспросить некоторых прабабушек и в особенности тех из них, что пользовались репутацией смиренниц, удивительнейшие тайны открылись бы, уважаемая Маргарита Николаевна. Я ничуть не погрешу, если, говоря об этом, упомяну о причудливо тасуемой колоде карт. Есть вещи, в которых совершенно недействительны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами…Кровь – великое дело.  (Коровьев Маргарите)

Этот афоризм употребляют в спорных вопросах науки генетики; во время определения отцовства и материнства; а также, чтобы подчеркнуть обусловленность характера, манеры поведения человека его наследственностью.

·         Все будет правильно, на этом построен мир. (Воланд Маргарите)

Так говорят, поддерживая человека в трудных жизненных ситуациях, подбадривая его мыслью о том, что кто-то свыше непременно похлопочет о «правильности» происходящих событий. 

·         Все люди добры. (Иешуа Га-Ноцри Понтию Пилату)

Это выражение, ставшее афоризмом, люди употребляют в моменты восхищения добротой и чуткостью людей; также его используют с целью оправдания кого-либо, имея в виду то, что, совершая поступок, который впоследствии признали нехорошим, человек не желал делать зла.  

·         …он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость. (Афраний, об Иешуа)

Обычно с помощью этого выражением упрекают трусов, признавая слабость характера пороком и недостатком самого человека, невзирая на внешние обстоятельства, которые могли спровоцировать именно такое поведение.

·       Поздравляю вас, гражданин, соврамши! (Фагот)

Так отзываются о лжеце, который,«не краснея», позволяет себе публично врать.

·       Домработницы всё знают — это ошибка думать, что они слепые. (кот Бегемот)

Этот афоризм сопоставим еще с одним: «И у стен тоже есть свои уши». Так говорят, чтобы подчеркнуть неоднозначное положение и обязанности домашней обслуги.  

·       зачем же гнаться по следам того, что уже окончено (Воланд).

Так говорят в тех случаях, когда что либо предпринимать уже нет смысла, поскольку ранее все было сделано так, что теперь ничего не подлежит исправлению.

·       Интереснее всего в этом вранье то, что оно

— вранье от первого до последнего слова. (Воланд)

Так говорят о тех словах, неправдивость которых видна с закрытыми глазами и не подлежит сомнению.

·         История рассудит нас. (кот Бегемот)

Эту фразу употребляет тот, кто не в силах доказать правоту и необходимость своих действий сегодня, но уверен, что его старания оценят и поймут в будущем. Также под этими словами подразумевают то, что время обязательно расставит все точки над «І» и рассудит, кто прав, кто виноват.

·         Каждому будет дано по его вере. (Воланд)

Этот афоризм используют, обучая и наставляя на правильные, полезные мысли, которые должны выражаться в верованиях человека, привнося в его  жизнь именно то, во что он верит.

·         Каждый украшает себя чем может. (кот Бегемот Воланду)

Так можно сказать о безвкусном или небогатом внешнем виде человека, а также употребить его в контексте широты его кругозора и умений.

·         Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится. (Воланд)

Этим афоризмом подчеркивают неслучайность происходящих с людьми событий, их обусловленность и аргументированность либо жизнью самого человека, либо посланием свыше (а может, и того и другого).

·          Люди, как люди… Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их(Воланд).

Так высказываются о всеобщей проблеме нехватки или недоступности жилья.

·         Я буду молчаливой галлюцинацией. (кот Бегемот)

Так говорят люди, которые хотят убедить окружающих в том, что они ничуть не помешают им своим присутствием.

·         Он не заслужил света, он заслужил покой (Левий Матвей).

Так говорят в адрес того, кто в чем-то виноват, но все таки достоин снисхождения и помилования, хотя и не полного.

·         Нет документа, нет и человека. (Коровьев)

Обычно эту фразу употребляют люди тех профессий, что напрямую связаны с обработкой документов, бумаг и т.д., при отсутствии или неподобающем состоянии документации их клиентов.

·         Не шалю, никого не трогаю, починяю примус. (кот Бегемот)

Так выражаются те, кто отрицает свои проступки, ссылаясь на полное повиновение, послушание и свою  смиренность.

·         Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!

(Воланд Маргарите)

Таким образом человеку напоминают о его гордости. А также о том, что если ему действительно что либо нужно, это непременно у него будет.

·          Никогда не разговаривайте с неизвестными. (Автор)

Поучительный афоризм. Зачастую родители говорят эти слова своим детям, прививая им правила поведения в людных местах и предупреждая о возможной опасности со стороны незнакомцев. 

·         Праздничную полночь иногда приятно и задержать. (Воланд)

Так могут говорить тогда, когда очень хочется продлить момент наступления знаменательного дня. А также при окончании хорошего вечера, и нежелании его прекращать.  

·         Правду говорить легко и приятно. (Иешуа Га-Ноцри)

Употребляется в случаях, когда говорящий хочет объяснить легкость и мелодичность своей речи, подтверждая факт ее правдивости.

·         Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт! (кот Бегемот)

Может употребляться за застольем, когда разнообразие алкогольных напитков оставляет желать лучшего.

·         Я не хотела бы быть на той стороне, против которой этот Абадонна. (Маргарита) Результаты для обеих сторон всегда бывают одинаковы. (Воланд)

Афоризм говорит о равноценности последствий как для победителя, так и для проигравшего, о преимуществах и недостатках для обоих. Например, его могут употреблять в криминалистической практике (потерпевший и обвиняемый).

·         Рукописи не горят. (Воланд Мастеру)

Равноценно пословице «Что написано пером, не вырубишь топором». Подчеркивает значение информации на бумаге, ее отображение в материальном.

·         Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая! (Воланд)

Так говорят внимательные и требовательные покупатели, когда продавец может позволить себе подобную несуразицу по отношению к качеству продукта.

·         Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. (Воланд)

Может употребляться в качестве напутствия влюбленным, для их поддержки и во имя осознания ими той ответственности друг за друга, которая теперь лежит у них на плечах.

·         Факт — самая упрямая в мире вещь. (Воланд голове Михаила Александровича Берлиоза)

Этот афоризм употребляют, характеризуя события, поступки, слова, которые не подлежат опровержению, поскольку их однонозначность  не вызывает никаких сомнений. Его часто используют журналисты, адвокаты, критики, педагоги…

·         Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! (Воланд)

Об этом афоризме вспоминают в случаях неожиданных летальных исходов, которые случаются не там, где полагалось бы, и не с теми, для кого можно было бы их вполне ожидать.

·                     (Воланд — Бегемоту: Пошёл вон.) Я ещё кофе не пил, как же это я уйду? (кот Бегемот)

Такую фразу может употребить как желанный, так и нежеланный гость тогда, когда всерьез либо в шутку его вежливо просят уйти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Словарь крылатых выражений из романа «Мастер и Маргарита» (творческая работа ученицы)»

Словник

крилатих слів та висловів

із роману М.Булгакова

«Майстер и Маргарита»

Укладач:

учениця 11-В класу

середньої школи № 30

м. Дніпродзержинська

Цепоухова Ірина

Введение

Понятие «крылатое слово» очень древнее. Уже в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея» Гомера многократно встречаются выражения «крылатое слово», «вдохновенное слово»…

Без крылатых слов и выражений невозможно представить себе наш язык, они составляют основу образной речи. Их источниками могут быть как краткие цитаты и меткие фразы мудрецов, исторических лиц, так и строки из Библии или художественной литературы.

Первоисточником данного словаря является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», но не следует забывать и о том факте, что некоторые выражения, ставшие задолго до написания романа афоризмами, писатель просто использовал в своем произведении, и считать его их автором не следует.

Воспользовавшись афоризмами из романа «Мастер и Маргарита», можно умело подчеркнуть значимость своих слов и мыслей, что и является целью употребления крылатых выражений.


Так говорят тогда, когда человек разочаровывается в своей жизни, а разум и рассудок все еще при нем.

  • Вопросы крови — самые сложные вопросы в мире! И если бы расспросить некоторых прабабушек и в особенности тех из них, что пользовались репутацией смиренниц, удивительнейшие тайны открылись бы, уважаемая Маргарита Николаевна. Я ничуть не погрешу, если, говоря об этом, упомяну о причудливо тасуемой колоде карт. Есть вещи, в которых совершенно недействительны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами…Кровь – великое дело. (Коровьев Маргарите)

Этот афоризм употребляют в спорных вопросах науки генетики; во время определения отцовства и материнства; а также, чтобы подчеркнуть обусловленность характера, манеры поведения человека его наследственностью.

Так говорят, поддерживая человека в трудных жизненных ситуациях, подбадривая его мыслью о том, что кто-то свыше непременно похлопочет о «правильности» происходящих событий.

Это выражение, ставшее афоризмом, люди употребляют в моменты восхищения добротой и чуткостью людей; также его используют с целью оправдания кого-либо, имея в виду то, что, совершая поступок, который впоследствии признали нехорошим, человек не желал делать зла.

  • …он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость. (Афраний, об Иешуа)

Обычно с помощью этого выражением упрекают трусов, признавая слабость характера пороком и недостатком самого человека, невзирая на внешние обстоятельства, которые могли спровоцировать именно такое поведение.

Так отзываются о лжеце, который,«не краснея», позволяет себе публично врать.

Этот афоризм сопоставим еще с одним: «И у стен тоже есть свои уши». Так говорят, чтобы подчеркнуть неоднозначное положение и обязанности домашней обслуги.

Так говорят в тех случаях, когда что либо предпринимать уже нет смысла, поскольку ранее все было сделано так, что теперь ничего не подлежит исправлению.

Так говорят о тех словах, неправдивость которых видна с закрытыми глазами и не подлежит сомнению.

Эту фразу употребляет тот, кто не в силах доказать правоту и необходимость своих действий сегодня, но уверен, что его старания оценят и поймут в будущем. Также под этими словами подразумевают то, что время обязательно расставит все точки над «І» и рассудит, кто прав, кто виноват.

Этот афоризм используют, обучая и наставляя на правильные, полезные мысли, которые должны выражаться в верованиях человека, привнося в его жизнь именно то, во что он верит.

Так можно сказать о безвкусном или небогатом внешнем виде человека, а также употребить его в контексте широты его кругозора и умений.

Этим афоризмом подчеркивают неслучайность происходящих с людьми событий, их обусловленность и аргументированность либо жизнью самого человека, либо посланием свыше (а может, и того и другого).

  • Люди, как люди… Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их(Воланд).

Так высказываются о всеобщей проблеме нехватки или недоступности жилья.

Так говорят люди, которые хотят убедить окружающих в том, что они ничуть не помешают им своим присутствием.

Так говорят в адрес того, кто в чем-то виноват, но все таки достоин снисхождения и помилования, хотя и не полного.

Обычно эту фразу употребляют люди тех профессий, что напрямую связаны с обработкой документов, бумаг и т.д., при отсутствии или неподобающем состоянии документации их клиентов.

Так выражаются те, кто отрицает свои проступки, ссылаясь на полное повиновение, послушание и свою смиренность.

Таким образом человеку напоминают о его гордости. А также о том, что если ему действительно что либо нужно, это непременно у него будет.

Поучительный афоризм. Зачастую родители говорят эти слова своим детям, прививая им правила поведения в людных местах и предупреждая о возможной опасности со стороны незнакомцев.

Так могут говорить тогда, когда очень хочется продлить момент наступления знаменательного дня. А также при окончании хорошего вечера, и нежелании его прекращать.

Употребляется в случаях, когда говорящий хочет объяснить легкость и мелодичность своей речи, подтверждая факт ее правдивости.

Может употребляться за застольем, когда разнообразие алкогольных напитков оставляет желать лучшего.

Афоризм говорит о равноценности последствий как для победителя, так и для проигравшего, о преимуществах и недостатках для обоих. Например, его могут употреблять в криминалистической практике (потерпевший и обвиняемый).

Равноценно пословице «Что написано пером, не вырубишь топором». Подчеркивает значение информации на бумаге, ее отображение в материальном.

  • Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая! (Воланд)

Так говорят внимательные и требовательные покупатели, когда продавец может позволить себе подобную несуразицу по отношению к качеству продукта.

  • Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. (Воланд)

Может употребляться в качестве напутствия влюбленным, для их поддержки и во имя осознания ими той ответственности друг за друга, которая теперь лежит у них на плечах.

Этот афоризм употребляют, характеризуя события, поступки, слова, которые не подлежат опровержению, поскольку их однозначность не вызывает никаких сомнений. Его часто используют журналисты, адвокаты, критики, педагоги…

  • Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! (Воланд)

Об этом афоризме вспоминают в случаях неожиданных летальных исходов, которые случаются не там, где полагалось бы, и не с теми, для кого можно было бы их вполне ожидать.

Такую фразу может употребить как желанный, так и нежеланный гость тогда, когда всерьез либо в шутку его вежливо просят уйти.

Цитаты и анализ Мастера и Маргариты

Купить учебное пособие

Купить учебное пособие

«Боги, боги! Что нужно было этой женщине? Эта женщина, в чьих глазах всегда мелькала загадочная искорка? Эта ведьма с малейшим ослеплением на один глаз, украсившая себя в тот весенний день мимозой? знать.»

Глава 19

Лейтмотив «О боги, боги!» характеристика Пилата и Мастера проявляется здесь на собственном языке рассказчика, когда он говорит о несчастье Маргариты. Использование первого лица единственного числа в последнем предложении здесь делает рассказчика реальным человеком с ограничениями, а не всеведущим, каким он иногда кажется. Однако ссылка на Маргариту как на ведьму имеет большое значение, поскольку позже она ею станет.

«Право, я бы душу дьяволу заложил, чтобы узнать, жив он или мертв.»

Глава 19

Маргарита говорит это себе, наблюдая за проходящей мимо похоронной процессией Берлиоза. Тут же рядом с ней на скамейке появляется Азазелло и начинает разговор. Это усиливает тему персонажей, творящих свою судьбу: мысль Маргариты действует как спусковой крючок для вмешательства дьявола в ее жизнь. Это также пророчески, так как она действительно соглашается заложить свою душу дьяволу.

«Даже ночью, при луне, мне нет покоя… Зачем они меня беспокоят? О, боги, боги…»

Глава 24

Воланд читает вслух этот отрывок из рукописи романа Мастера. Мастер думал, что уничтожил его, сжег, но Бегемот достает копию. Эта цитата значима не только из-за лейтмотива «О боги, боги…», она также упоминает лунный свет, еще одно связующее звено между двумя мирами. Сам сатана, читающий слова, знаменателен, поскольку мир Понтия Пилата существует не только в рукописи Мастера, но и в рассказе и памяти Воланда.

«Что бы делало твое добро, если бы не было зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени отбрасывают предметы и люди. Есть тень моего меча. Но есть и тени деревьев и живых существ. Хотели бы вы оголить землю от всех деревьев и всех живых существ, чтобы удовлетворить свою фантазию радоваться голому свету? Вы дурак».

Глава 29

Воланд говорит это Матфею Левию, когда появляется ученик Иешуа Га-Ноцри и просит мира для Учителя. Он имеет в виду, что хотя он, сатана, явно злой, во всех и во всем есть немного тени. Аналогия тени как зла и света как добра является продолжением выдающегося образа солнца во время слушания Иешуа в главе 2.

«О, трижды романтичный Мастер, неужели вы не хотите гулять с возлюбленной днем ​​под цветущими вишнями, а вечерами слушать музыку Шуберта? Разве вам не приятно будет писать пером по при свечах? Не хотите ли вы сидеть, как Фауст, над ретортой, надеясь создать нового гомункула? Вот, вот ваш путь! Ваш дом и старый слуга уже ждут вас».

Глава 32

Когда Мастер видит, что Пилат, наконец, может подняться по пути лунного света с Бангой, он спрашивает Воланда, куда им с Маргаритой идти дальше, и эта цитата является ответом Воланда. Он описывает мир, не «свет», а мир, как просил Матту Леви. Показательно, что Воланд предлагает послушать музыку Франца Шуберта (1797-1828), известный австрийский композитор-романтик. Он положил на музыку несколько стихотворений Гёте, в том числе стихотворение «Фауст». Шуберт страдал от депрессии, а меланхолия и самоубийство — темы, которые он часто использовал в своей музыке.

«Но страшнее всего не палач, а противоестественный свет во сне, исходящий от облака, которое кипит и кувыркается на земле, как всегда в минуты мировых катастроф.»

Эпилог

Поведение погоды объясняется в Эпилоге, когда Ивану снится казнь Еши Га-Ноцри. Это описание облака, которое накрыло город во время казни, но облако также накрыло землю, когда Маргарита и Мастер ушли с Воландом и его приспешниками. На протяжении всего романа бури бушуют в моменты кульминации отдельных персонажей, и Булгаков дает это объяснение в Эпилоге.

«Снова и снова должна воздать должное правосудие следственной комиссии. Она сделала все возможное не только для того, чтобы поймать преступников, но и объяснить все, что они сделали. И действительно, все было объяснено, и объяснения должны быть признаны и разумно, и неопровержимо».

Эпилог

Это отчет рассказчика о том, как сделаны выводы следственной комиссии относительно событий романа. Это пропитано иронией, поскольку и рассказчик, и читатель знают, что выводы обмана и недоразумения неверны. Этот абзац перекликается с ироничным тоном, которым рассказчик описывает действия следователей на протяжении всего романа, а также действия охранки. Это комментарий о советской России, в которой жил Булгаков, где замалчивались странные события и было незаконно ставить под сомнение выводы следственных комиссий.

Купить учебное пособие
Как цитировать https://www.
gradesaver.com/the-master-and-margarita/study-guide/quotes в формате MLA Джойс, Меган. Чайнани, Соман, изд. «Мастер и Маргарита Цитаты и анализ». GradeSaver, 31 августа 2009 г. Интернет. Цитировать эту страницу

«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (1967)

    Краткое содержание

    Действие романа происходит в современной Москве, Иудее I века и безымянном месте, которое, вероятно, можно приравнять к Ад. В нем рассказывается о Понтии Пилате в дни, предшествовавшие суду над Иисусом, о незаконной любви между необычайно талантливым и чувствительным писателем и необыкновенной женщиной, а также о мефистофелевской фигуре, которая прибывает в Москву со своим окружением, чтобы вызвать хаос. Булгаков включает в начало текста цитату из «Фауста»: «Скажи наконец — кто ты?» / «Той Силе, которой я служу/ Которая вечно желает зла/ Но вечно делает добро». Роман находится под сильным влиянием фаустовского касается, например, жажды знаний, человеческих ограничений, смешения сверхъестественного с повседневностью, безумия, любви и искупления; Булгаков даже написал в Вальпургиеву ночь. Однако главного героя нет — кажется, что все современное человечество заменяет Фауста.
    Персонаж, соответствующий Мефистофелю, известен как профессор Воланд, хотя его настоящее имя никогда не раскрывается. Его внешность очаровательна, а знание философии и истории не имеет себе равных; он ведет себя вежливо по отношению ко всем, кого встречает, полагаясь на своих приспешников, чтобы пугать людей и манипулировать ими. В их число входят Коровьев, высокий мужчина в клетчатом костюме с разбитыми очками, который представляется отставным хормейстером, Бегемот, гигантский черный кот, который ходит, разговаривает и любит проказничать и затевать драки, Азазелло, головорез с клыком и косоглазие, и Хелла, прекрасная ведьма со шрамом на шее. Они нацелены, в частности, на театр, как на способ одновременного охвата большого количества людей, но также и на то, чтобы Булгаков мог исследовать темы иллюзий и наш инстинкт постоянно рационализировать необъяснимое. Он предполагает, что это наш современный метод решения таких вопросов, как вера в Бога и существование зла, а также способ закрыть глаза на собственные недостатки и оправдать собственное плохое поведение.
    Москвичи совершенно беспомощны перед Воландом и его окружением, но есть ощущение, что этому способствовали их собственные недостатки. Их безжалостно изображают похотливыми, вороватыми, тщеславными, эгоистичными, бюрократическими и жадными; например, Дом Грибоедова, якобы рассадник художественных и литературных талантов, на самом деле кафкианский по своей некомпетентности и бесчеловечности. Как и в «Фаусте», «Мастер и Маргарита» полны образов, связанных с едой и чревоугодием, описывающих пиршества в лучших ресторанах и фуд-холлах универмагов, которые контрастируют с моральным голоданием горожан. Также, подобно Мефистофелю, шалости Воланда варьируются от забавных до излишне жестоких. Благодаря ему, прежде респектабельные и довольные граждане глубоко травмированы и преследуют боль и дурные сны в полнолуние. Людей обезглавливают, а потом пришивают головы, их посещают и мучают приспешники Воланда, уничтожают их дома и средства к существованию за то, что они оказались не в том месте и не в то время. Тем не менее, есть ощущение, что некоторые изменились к лучшему благодаря контакту с дьяволом; например, Иван Николаевич, бывший поэт, стал более печальным и беспокойным, но более мудрым, с более глубоким пониманием человеческого состояния. Мастер, потерявший всякую целеустремленность и не способный вспомнить даже собственное имя, и Маргарита, его отчаянно несчастная бывшая любовница, благодаря Воланду воссоединяются и вместе обретают душевный покой. Дом Грибоедова со всем его лицемерием и злословием сжигается Коровьевым и Бегемотом, чтобы на его месте можно было построить новое здание. Даже Понтий Пилат, герой романа Учителя, избавлен от своих мучений из-за осуждения Иисуса (Иешуа) на смерть и, наконец, может просить и получить от него прощение. Подобно Фаусту, все персонажи, совершившие великие и ужасные грехи, искупаются, тогда как те, кто совершает более мелкие и повседневные грехи, оставляются для наказания на земле.
    Сцена Вальпургиевой ночи является кульминацией романа, где до сих пор действие состояло из случайных, разрозненных событий. Он фокусируется на Маргарите, которая, когда мы встречаем ее, самоубийственно несчастна, несмотря на то, что у нее внешне комфортная жизнь. К ней подходит Азазелло, который сначала отталкивает ее по причинам, которые она не может полностью описать, но вместо того, чтобы пытаться объяснить его, как это делали другие, она принимает его за чистую монету и разговаривает с ним. Выясняется, что ее выбрали хозяйкой дьявольского бала, и, поскольку она чувствует, что ей незачем жить без возлюбленного, она соглашается. С помощью волшебного макияжа она становится на десять лет моложе и красивее, чем когда-либо, а затем летит по Москве на метле, чтобы найти мяч, действие которого происходит в пространстве, которое не является ни реальным, ни воображаемым. Тысячи убийц, насильников, прелюбодеев и других злодеев стекаются в него в течение ночи, и Маргарите приходится обслуживать их всех, после чего Воланд предлагает ей все, что она пожелает. Она снова решает быть с Мастером, и они буквально улетают на закат, долго и счастливо. Однако во время этого перехода истинная природа Воланда, Бегемота, Азазелло и Коровьева физически раскрывается в лунном свете, когда они летят. В то время как в Москве они шутовские и гротескные, не более чем шутники и головорезы, в подвешенном состоянии они становятся куда более пугающими. Для меня это предположение Булгакова о том, что большую часть времени мы не можем видеть вещи чисто, будучи ослеплены принятием желаемого за действительное, отрицанием или страхом. В то же время, поскольку Мастер и Маргарита вознаграждаются сверх их самых смелых мечтаний, будучи достаточно храбрыми, чтобы признать Дьявола таким, какой он есть, кажется, что опасности и награды, связанные со способностью смотреть злу в лицо, намного больше, чем те, которые мы которые когда-либо могут встретиться в нашей земной жизни.
     

    Цитаты
    «Что касается зубов, то на левой стороне у него были платиновые коронки, а на правой — золотые. На нем был дорогой серый костюм и заграничные туфли того же цвета, что и его костюм. Его серый берет был лихо надет на одно ухо, а под мышкой он держал трость с набалдашником в виде головы пуделя. На вид ему было чуть за сорок. Кривой рот. Бритый. Темные волосы. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Короче говоря, иностранец. (14)
    «Я?» — переспросил профессор и на мгновение задумался. — Да, я, кажется, немец… — сказал он. (22)
    «Нет злых людей на земле».- Иешуа (33)
    «[Иешуа] ушел навсегда и некому было исцелить страшные, дикие боли Прокуратора; от них не было теперь никакого лекарства, кроме смерти… Прокуратор смутно сознавал, что ему еще есть что сказать арестанту и что, может быть, ему еще есть чему у него поучиться». (41)
    «Варёное филе окуня было ничего…! А как насчет осетрины, осетрины в посеребренной сковороде, осетрины, нарезанной на филе и подаваемой между хвостами лобстеров и свежей икрой? А oeufs en cocotte с грибным пюре в мисочках? А грудки дроздов тебе не понравились? С трюфелями? (65)
    «Вокалист уже не пел — он выл. То и дело грохот тарелок в оркестре заглушал шум грязной посуды, сбрасываемой по наклонному желобу в судомойню. Короче, ад. описание танцев в ресторане у Грибоедова (68)
    «Его не надо было толкать! Он может делать вещи, в которые вы никогда не поверите! Он заранее знал, что Берлиоз попадет под трамвай… Дело в том, что профессор… ну, будем откровенны… он в союзе с силами зла… и это не так-то просто поймать такого, как он». (78)
    «Я расскажу вам, что с вами произошло на самом деле. Вчера вас кто-то сильно напугал и расстроил этой историей про Понтия Пилата и прочее… Вполне естественно, что люди приняли вас за сумасшедшего. Ваше единственное спасение — полный покой. А вы оставайтесь здесь» (102)
    «Вдруг на полпути к нему пришла в голову еще одна мысль: как этот переводчик попал в кабинет через запечатанную дверь? И почему же он, Николай Иванович, забыл спросить его об этом? (109)
    «Не было сомнений, что из Ялты телеграфирует какой-нибудь сумасшедший или шутник. Но вот что странно: откуда этот остроумец в Ялте знал о Воланде, который только накануне вечером приехал в Москву? Откуда он знал о связи Лиходеева с Воландом?» (116)
    «Он должен был найти немедленное, на месте, естественное решение для ряда очень необычных явлений» (117)
    «Он таинственное, высшее существо — вот что делает его таким интересным. Подумайте об этом — человек, знавший Понтия Пилата! Вместо того, чтобы устраивать эту нелепую сцену… не было бы разумнее вежливо спросить его, что случилось потом…? (127)
    «Меня интересуют не столько автобусы и трамваи и прочее… сколько более важный вопрос: изменились ли москвичи внутренне?» (133)
    «Сразу с купола над зрительным залом посыпался каскад белых бумажек…  Со всего дома, среди вздохов и восторженного смеха, послышались слова «деньги, деньги!» Один человек был уже ползают в проходе и шарят под сиденьями… Из бельэтажа послышался крик: «Отпусти! Это мое — я поймал его первым!», а затем другой голос: «Перестань толкать и хватать, или я разобью тебе морду!» (134-5)
    «Потом [было] объявлено, что из-за позднего времени лавка закрывается до завтрашнего вечера. Это вызвало невероятную потасовку на сцене. Не примеряя их, женщины хватали любую обувь в пределах досягаемости». (140)
    «Вчера на Патриарших прудах вы встретили сатану… Человек, с которым вы разговаривали, был с Понтием Пилатом, завтракал с Кантом и теперь нанес визит в Москву» (147)
«Мы шли молча по этой унылой извилистой улочке, не говоря ни слова, она с одной стороны, я с другой. На улице не было ни души. Я был в агонии, потому что чувствовал, что должен поговорить с ней, и беспокоился, что не смогу произнести ни слова». (150)
     «Я почувствовал, особенно перед самым сном, что какой-то очень холодный, гибкий осьминог обвил своими щупальцами мое сердце» (156)
    «Несчастная жертва собственной опрометчивости и тщеславия… ничего не могла сделать, кроме как надеяться быть проглоченной на земле». (162)
    «Ее руки, окрашенные в мертвенно-зеленый цвет, начали растягиваться, как будто они были сделаны из резины. Наконец ее зеленые, трупные пальцы ухватились за ручку оконной задвижки, повернули ее, и створка открылась. .. Опять запел петух, девица заскрежетала зубами, и ее каштановые волосы встали дыбом». (168-9)
    «Ты не всемогущий Бог — ты злой Бог! Проклинаю Тебя, Бог разбойников, их покровитель и защитник!» — Левит Матфей (190)
    «Он искренне оплакивал смерть двоюродного брата своей жены, но… будучи человеком практичным, вполне осознавал, что особой необходимости в его присутствие на похоронах. Между тем Максимилиан Андреевич очень торопился в Москву. Зачем? Во-первых, квартира… Практичные люди знают, что такие возможности дважды не выпадают. (208-9)
    «Я всегда думаю… что есть что-то неприятное в людях, которые избегают выпивки, азартных игр и красивых женщин. Такие люди либо больны, либо тайно ненавидят своих ближних». Воланд (219-20)
    «Душу дьяволу продал бы, чтобы знать, жив он или нет» (236)
    «Помазание не только изменило ее внешность… Маргарита почувствовала себя свободной, свободной от всего, осознав с абсолютной ясностью, что происходящее было исполнением ее утреннего предчувствия, что она собирается покинуть свой дом и свое прошлое навсегда». (244)
    «Мы увидим людей, которые в свое время обладали огромной властью. Но когда вспоминаешь, как ничтожно было их влияние на самом деле по сравнению с силами того, в свите которого я имею честь служить, они становятся совсем смехотворными, даже жалкими» (267)
    «Глаза [Воланда] впились в лицо Маргариты. В глубине правого глаза была золотая искра, способная пронзить любую душу до основания; левый глаз был пуст и черен, как маленький черный бриллиант, как устье бездонного колодца тьмы и теней». (268)
    «Появился Коровьев и повесил на грудь Маргарите изображение черного пуделя в тяжелой овальной раме с массивной цепью». (276)
    «Обнаженные женщины, поднимающиеся по лестнице между мужчинами во фраках и мужчинами в белых галстуках, парили в спектре цветных тел, которые варьировались от белого через оливковый, медный и кофейный до совершенно черного. В волосах рыжих, черных, каштановых и льняных сверкали искры от драгоценных камней». (284)
    «Маргарита проявляла столь же мало интереса к императору Гаю Калигуле и Мессалине, как и к остальной процессии королей, герцогов, рыцарей, самоубийц, отравителей, виселиц, сводниц, тюремщиков, шулеров, палачей. доносчиков, предателей, безумцев, сыщиков и соблазнителей». (285)
    «Никогда ни у кого ничего не просить. Никогда — и особенно от тех, кто сильнее тебя. Предложат и сами дадут» (298)
    «Уберите документ – и вы уберете человека» (306)
    «Он шел с… бродячим философом рядом. Они спорили о тяжелой и сложной проблеме, над которой ни один из них не мог одержать верх… Казнь, конечно, была чистым недоразумением: ведь этот самый человек с его нелепой философией, что все люди хороши, был шел рядом с ним — следовательно, он был жив». (336)
    «Убитых и раненых не было. Никто, включая кота, не пострадал. В качестве последнего испытания один человек произвел пять выстрелов в живот чудовищного животного, а кошка ответила залпом с тем же результатом — ни царапины» (362)
     «Подумай теперь: где было бы твое благо, если бы не было зло, а на что был бы похож мир без теней?… Вы хотите ободрать весь земной шар, удалив каждое дерево и каждое существо, чтобы удовлетворить свою фантазию о голом мире?» (378)
    «Ты слабый, неверный, глупый человек! Как вы думаете, почему я провела всю прошлую ночь, прыгая голой, почему вы думаете, что я продала свою человеческую природу и стала ведьмой, почему, вы думаете, я провела месяцы в этой темной, сырой дыре, думая только о том, что буря закончилась? Иерусалим, как ты думаешь, почему я выплакал все глаза, когда ты исчез? (385)
    «Навсегда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *