29.11.2024

Кризисы возрастные по выготскому: Кризисы по выготскому кратко. Возрастная периодизация по Д

Возрастные кризисы. Кризисы у детей до 7 лет

Детство — время активного развития, а значит и прохождения возрастных кризисов. Разберемся в главных кризисах ребенка от года до 7 лет.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Мария Кунах

Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.

Доверие и не доверие миру складывается у человека в первый год жизни. Многие взрослые предпочитают прятаться от мира за семью замками и везде видят подвох. Почему они такими стали и какие условия должны быть у младенца для формирования доверия.

🟥 Выготский предложил идею: вся жизнь ребенка состоит из чередования стабильных периодов и кризисов. Кризис означает, что перед ребенком стоят задачи, но нет достаточных возможностей их решить. Стабильный период означает, что у ребенка уже есть возможности решать свои возрастные задачи.

🔻 Кризис новорожденности. Кризис вхождения в мир сменяется стабильным периодом младенчества, который заканчивается примерно в год.

🔻 Кризис первого года. У годовалого ребенка задача — изучать мир вещей отдельно от матери, увеличивать степень свободы и независимости. Для этого нужно уметь ходить: он активно пытается, но еще не может. Кризис закончится, когда ребенок сделает первые шаги и начнется стабильный период оттачивания мастерства. Умение ходить меняет самосознание ребенка, он ощущает свою отдельность от мамы, по-другому видит мир и себя в нем. Стабильный период длится от одного года до трех лет.

☝️ Совет родителям от Выготского: стоит поощрять попытки тоддлера быть независимым, везде бегать и изучать мир. Это неудобно в бытовом плане, за его безопасностью нужно следить. Но именно активное изучение мира и себя выведет малыша на следующий этап развития.

🟦 Эриксон считал, что кризис — это ситуация разрешения внутреннего конфликта, когда человек делает выбор.

🔹 Младенец до года делает выбор между доверять или не доверять миру. Этот выбор зависит от родителей и окружающей среды. Если родители ограничивают его желание везде ползать, все трогать, то ребенок делает вывод, что мир опасный.

☝️ Совет родителям от Эриксона: Обеспечьте младенцу безопасную, но разнообразную среду, которую ребенок будет изучать. Будьте рядом, но не ограничивайте. Так сформируется его базовое доверие миру, которое сохранится на всю жизнь.

Один из ярких кризисов в жизни ребенка называется кризисом трех лет. Ребенок становится еще более самостоятельным и при любом удобном случае заявляет: «Я сам!», даже если самому ему это сделать еще не под силу. Почему так происходит и как справится с соблазном все сделать за него? Узнаем мнения Выготского и Эриксона.

✳️ Выготский

«Я сам!». Задача трехлетнего ребенка — ощутить еще большую степень независимости от мамы, попробовать свои силы везде: самому есть, самому одеться, самому спуститься по лестнице и т.д.

🙅 «Нет!». Другая важная задача — научиться говорить «нет». Ребенок может отказываться даже от того, чего хочет — он тренирует новый навык. Этот этап негативизма связан с развитием психики и потребностью научиться отделять желания мамы и папы от своих собственных.

🤚 «Мое!». Обычно в этом возрасте ребенок начинает ходить в детский сад, где тренируется отстаивать свои границы и интересы.

☝️ Совет родителям от Выготского: Нельзя научить самостоятельности, ее можно только предоставить. Давайте ребенку возможность попробовать сделать самому и поверить в свои силы. Закладывайте больше времени на сборы, чтобы малыш мог одеваться сам. Привлекайте к складыванию игрушек, даже если сами сделаете это в три раза быстрее.

🚹 Эриксон

От 1 года до 3 лет случается кризис автономии. Если до года ребенок слит в одно целое с мамой, то после года он чувствует себя вполне отдельной личностью.

🔹 Перед ребенком встает выбор: укреплять свою автономию или ощущать стыд и сомнения.

💪 Автономия: «Я могу сам! Я как папа! Я такой классный!».
😣

Стыд: «У меня не получается так, как у мамы. Я такой неумеха!».
🙄 Сомнения: «А получится ли у меня когда-нибудь вообще? Могу ли я?».

☝️ Совет родителям от Эриксона: Чем больше вы поощряете самостоятельность ребенка и внушаете ему веру в себя, тем скорее он перейдет на следующий этап развития. Не стыдите ребенка за его неаккуратность или медлительность, чтобы не сформировать у маленького человека неуверенность в себе длиной на всю жизнь.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Тема раннего развития стала модной среди молодых родителей несколько лет назад после выхода книги Ибуки Масару «После трех уже поздно». Новое веяние быстро подхватили авторы развивающих карточек, производители игрушек и владельцы детских клубов. Попробуем разобраться, есть ли во всем этом смысл?

👶 По классификации Выготского, ребенок готов сделать что-то новое тогда, когда его психика дозрела до этого. Он активно тренирует новый навык и, если все успешно, то переходит на следующий этап.

🔚 Мы приводили в пример годовалого ребенка: умение ходить для него еще не доступно, но уже в зоне ближайшего развития. А вот лазать по канату и складывать буквы в слова еще пока в зоне отдаленного развития.

👨‍👩‍👦 Родителям важно знать задачи и навыки каждого возраста и предлагать ребенку их осваивать вовремя — не слишком опережая время и не затормаживая. Пытаться идти немного на опережение, но не давать слишком сложные задания. Учить складывать пирамидку в 4 месяца еще рано, а в 3 года ребенку такое занятие уже не интересно.

🔡 Не имеет смысла в два года учить иностранный язык, находясь в родной стране и родной языковой среде.

Это зона отдаленного развития. Психика ребенка станет готова учить второй язык в младших классах школы, когда в достаточной мере разовьются когнитивные способности (внимание, память, мышление) и усидчивость.

🤡 Языковые «развивашки» для малышей один-два раза в неделю — это не более чем развлечение для детей и бизнес, который строится на родительской тревожности.

👎 Двухлетний ребенок может выучить иностранные слова благодаря ресурсу памяти, но не может их применять осознанно.

👍 Другое дело, если ребенок при переезде попадает в новую языковую среду, впитывает ее и начинает разговаривать на неродном для себя языке.

Что бывает с теми, кто не прошел сквозь кризис самоопределения в дошкольном возрасте, как уроки из детства влияют на жизнь взрослых? Будем искать ответы вместе.

Но сначала мы кратко обрисуем особенности детсадовского возраста, опираясь на классификацию Выготского, и узнаем, какие фразы взрослых приводят в будущем к проблемам.

💎 Взгляд Выготского

Стабильный период длится с 3 до 7 лет, ребенок продолжает тренироваться решать задачи «Я сам!», «Нет!» и «Мое». А еще он учится с помощью родителей различать и называть свои эмоции. Бывает, что родители произносят фразы, которые оказывают ребенку «медвежью услугу».

Вот пример стоп-фраз 👇

🧨 «Не трогай, ты не умеешь, сломаешь. Я сделаю». «Да ничего ты еще не понимаешь, ты еще маленький. Делай, как я скажу». Это приводит к неуверенности в себе и собственной никчемности, выученной беспомощности. Вырастая во взрослого такой человек будет перекладывать ответственность за свою жизнь на других и постоянно ожидать помощи. Часто он долго живет с родителями, не может принять решения без их советов и в целом отделиться от родителей.

🧨 «Мне не интересно, что ты не хочешь. Я сказал — надо!». «Мне тут твои капризы не нужны! Ну-ка марш!».
Эти фразы переламывают ребенка, он не учится заявлять о своих желаниях. Будучи взрослым ему будет сложно сказать «нет», он будет стараться быть для всех удобным в ущерб себе. Он не слышит своих желаний, не знает чего хочет.

🧨 «Дай мальчику (какому-то незнакомому) свои игрушки. Ему тоже хочется. Нельзя жадничать». Так взрослые нарушают границы ребенка и он не учится отстаивать свои интересы, подрывается его самооценка. И на все детство или жизнь остается самоощущение: «Любой может прийти, все отнять и я не в силах дать отпор».

Продолжаем говорить о развитии ребенка в дошкольном возрасте.

🧿 Взгляд Эриксона

В возрасте 4–5 лет у ребенка возникает новый кризис, новый

выбор между двумя крайностями: инициативой или чувством вины.

🕺 Инициатива — «я проявляюсь в чем-то». Ребенок чувствует, что может быть в центре внимания среди сверстников. Может сам с кем-то познакомиться на детской площадке и пойти с ним играть.

🙋‍♀️ Проявления инициативы и закрепление чувства успешности приводят к ощущению: «Я есть!», «Я классный!».

😨 Ребенок в детском саду перед всеми рассказал стишок. А мама потом отметила, что другая девочка рассказала стихотворение громче и веселее. Если родители позволяют себе подобные сравнения, ругают ребенка за попытки проявить себя, высмеивают его, не поддерживают его инициативы, то он вырастает 👇

▪️ с ощущением вины: «Я какой-то не такой, со мной что-то не так»;
▪️ с заниженной самооценкой: «Другие лучше меня, я тут вообще самозванец»;
▪️ без желания проявляться в какой-либо деятельности, человек становится безинициативным: «Я не буду ничего д

елать. Тогда меня не будут оценивать. Я не буду виноватым».

Почему в школу идут с 7 лет? А некоторых ведут в 1 класс в 6 лет. Давайте разберемся, есть ли разница в психическом развитии между детьми 6 и 7 лет, и как выражается готовность ребенка к школе.

По классификации Выготского, кризис 7 лет случается у кого-то в 6,5 лет, а у кого-то ближе к 8.

Как проявляется кризис 7 лет?

🤩 У ребенка заметно улучшаются когнитивные способности: он яснее мыслит и излагает свои идеи, он начинает все схватывать на лету, может волевым усилием сосредотачиваться подолгу над кропотливой работой.

😤 Он уже научился различать свои эмоции и понимает, что с ним происходит, знает как действовать. Он знает, чего хочет.

📌 Это все признаки случившегося кризиса 7 лет и перехода на следующий этап зрелости.

📝 Именно поэтому в нашей стране, да и во многих других, школьные классические уроки за партой начинаются после 7 лет. До этого возраста основная потребность ребенка — играть, активно двигаться.

Как понять, что в школу еще рано?

❗️ Часто бывает такое, что детей отправляют в школу ориентируясь на возраст от рождения, а не на психическую зрелость. Это ошибка.

🆘 Учеба в первом классе не пойдет на пользу тому ребенку, у кого кризис 7 лет еще не случился и он все еще по уровню психического развития находится в дошкольном возрасте. Ему все еще требуются активные игры, а не уроки за партой. Учеба в школе, к которой он не готов, приведет к переутомлению, неврозам и конфликтам дома.

🆎 Готовность к школе выявляет психолог и нейропсихолог.

📌 В школу идут, потому что случился этот кризис и вместе с ним скачок в развитии, открылись новые возможности.

Встречайте Венеру. Это выдуманный персонаж, который делится своими историями из жизни. На ее примере проще разобраться в теме.

История Венеры 🚌

В один прекрасный весенний день пятилетняя Венера с бабушкой ехали на автобусе. Солнце светило так радостно и ярко, что девочка захотела спеть свою любимую песню. И она громко на весь автобус затянула: «Оранжевое солнце, оранжевое небо, оранжевая пальма, оранжевый верблюд…». Пассажиры заулыбались, а бабушка зашипела: «Что ты разоралась? Тише ты! Нашлась тут певица, тоже мне. Людям мешаешь». Венера помнит, как ей стало стыдно, хоть сквозь землю провались, а до нужной остановки еще ехать и ехать, и никуда не деться. И все смотрят на нее, как ей казалось, с осуждением.

Подумайте, к чему в итоге привел Венеру такой жизненный опыт?

Давайте проанализируем историю из детства Венеры и выясним, к чему ее привел тот опыт.

👨‍👩‍👧 Когда Венера была маленькой, ее родители и бабушка души в ней не чаяли и заботились как умели, даже гиперопекали. Старались, чтобы все у Венеры все было «как надо» и «как у всех». Бабушка была из поколения, которое считало, что лучше не выделяться и не привлекать к себе внимания.

🚌 После того случая в автобусе Венере было страшно отвечать в школе у доски, быть в центре внимания. Она боялась ударить лицом в грязь и ей не хотелось снова испытывать стыд. Поэтому она так и не пошла в театральный кружок.

Венера выросла с ощущением, что она 👇

🔴 Какая-то не такая, что ей как будто чего-то не хватает, чтобы быть активной, инициативной, смелой, яркой;

🟠 Недостойна работать в компании ее мечты, потому что есть другие гораздо более умные и квалифицированные кандидаты, а ей не стоит даже отправлять резюме;

🟡 Ничего не решает, так как есть более мудрые и опытные люди, которые скажут ей, как поступить.

Если у вас есть дети или внуки, вспомните, как проходили перечисленные кризисы у ваших детей или внуков. Что было самым сложным для вас?

курс Level One

Общаться, дружить, любить: как строить отношения

Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей. Команда психологов ответит на вопросы в чате, а тесты и небольшие задания помогут применить знания на практике.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽ 2950₽

подробнее о курсе

возрастные кризисы | это… Что такое возрастные кризисы?

ТолкованиеПеревод

возрастные кризисы
Категория.

Феномены психического развития.

Специфика.

В теории Л.С.Выготского это понятие обозначает переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

возрастные кризисы

   ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ (с. 122) (от греч. krisis — переломный момент, исход) — условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие исследователи (З.Фрейд, А.Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л.С.Выготский разработал оригинальную концепцию в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены так называемых стабильных и критических возрастов (см.: Возраст — возраст). В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрастном кризисе. Выготский описал следующие кризисы: кризис новорожденности — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту; кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13 лет — совпадает с переходом к подростковому возрасту.

   На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка — возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. Возрастные кризисы — закономерные и необходимые этапы развития ребенка; таким образом, понятие «кризис» в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т.п.). Источник этого явления — противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьном возрасте в рамках возрастных кризисов у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к учебным занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания кризисов оказывают влияния индивидуальные особенности ребенка.

   Яркую негативную окраску имеет, например, кризис 3 лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.

   Негативные проявления возрастных кризисов не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен значительно смягчат протекание возрастных кризисов.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

  • возрастная психофизиология
  • Вольф (Wolff) Христиан

Полезное


Лев Выготский: кем он был и что сделал

Лев Выготский был русским психологом, наиболее известным своими теориями психологии развития. Он публиковался на самые разные темы. Его идеи менялись с годами. Он впервые разработал концепцию зоны ближайшего развития (см. Также Леса), а также роль культуры и языка в когнитивном развитии. Выготский хотел «создать новый всеобъемлющий подход к психологическим процессам человека» ( 3 , с. 168).

Лев Семенович Выготский родился 17 ноября 1896 года в Орше, Белоруссия (в то время входившая в состав Российской империи). Блестящий интеллектуал, педагог-психолог, общественный деятель и педагог, чья деятельность связана с образованием, Выготский умер в июне 11 октября 1934 г., 38 лет.

Лев Семенович Выготский

Лев родился в нерелигиозной и обеспеченной семье еврейского происхождения в семье Выгодских. Симха Выгодский, отец Льва, был банкиром и вскоре после рождения Льва был назначен начальником отдела Объединенного банка в городе Гомеле (9).0003 2 ). Вся семья переехала в Гомель, и Лев учился дома до 1911 года. Затем он поступил в частную еврейскую гимназию, которую окончил с отличием. В то время, когда еврейская квота студентов в университетах Москвы и Санкт-Петербурга едва достигала 3%, Лев Семенович Выготский участвовал в голосовании «еврейской лотереи» и в 1913 году был принят в Московский университет.

Несмотря на свою страсть к социальным и гуманитарным наукам, юный Лев поддался давлению семьи и подал документы в медицинский институт. Однако ему потребовался всего один семестр, чтобы перейти в юридическую школу. Параллельно с этим Лев также посещал лекции в Шанявском университете, проявляя активный интерес к истории, культуре, традициям и самобытности еврейского народа, языкознанию, литературе, философии и психологии, а также яростно критиковал сионизм и социализм. По его мнению, «еврейский вопрос» может быть решен только путем возврата к традиционному иудейскому православию. К сожалению, Льву так и не удалось получить высшее образование.

В 1917 году, когда Октябрьская большевистская революция в Петрограде и Москве прервала формальную учебу, Лев решил вернуться в Гомель. В 1917 году Гомель находился под административным управлением Украинского государства, и сведения о жизни Льва в этот период скудны. Однако в 1919 году Гомель захватили большевики, и с 1919 по 1923 год Лев активно участвовал в социальных преобразованиях родного города, став видным представителем местной большевистской власти.

К 1920 году он начал подписывать свои журналистские публикации как Лев Семенович Выготский, заменив свою первоначальную еврейскую фамилию на Выготский, а «Симхович» — на славянский вариант Семенович. Две его дочери, родившиеся в 1925 и 1930 годах соответственно, как и другие его родственники, никогда не меняли своих еврейских фамилий. В настоящее время его фамилия пишется как « Выготский » на английском языке.

Выготский, его жена и дочери, дата неизвестна

В январе 1924 г. Лев принял участие во Втором Всероссийском психоневрологическом съезде, состоявшемся в Петрограде (город, впоследствии переименованный в Ленинград). После съезда Выготскому была предложена возможность стать научным сотрудником престижного Психологического института в Москве. Выготский и его жена Роза Смехова переехали в Москву, и Лев начал свою карьеру в качестве штатного научного сотрудника и учителя средней школы, сосредоточившись на роли языка в обучении и процессах обучения. В 1925 лет он защитил диссертацию под названием « Психология искусства ». Однако только в 1960 г. была опубликована его диссертация вместе с книгой «Педагогическая психология», в основе которой лежали конспекты лекций, которыми он пользовался, работая преподавателем психологии в Гомеле.

Лето 1925 года стало поворотным в жизни и карьере Льва. По возвращении из Лондона, где он присутствовал на конгрессе по обучению глухих, у него рецидив туберкулеза, и он был госпитализирован. Вопреки всему, он выжил. Тем не менее до конца 19 века он оставался инвалидом и безработным.26. Осенью 1925 года Выготскому заочно была присуждена докторская степень.

После выписки из больницы Лев продолжил свою методическую и теоретическую работу, связанную с кризисом в области психологии. Хотя он так и не закончил рукопись, он продолжал работать над ней до 1927 года. В 1982 году рукопись наконец была опубликована. Несмотря на то, что он содержал очевидные редакционные искажения и вмешательства, он был представлен как одна из самых замечательных работ Выготского. В своей первоначальной рукописи Выготский предложил развитие общей психологии, которое объединило бы марксистские философские подходы с натуралистическими и объективистскими подходами психологической науки. В той же рукописи он выступил против формирования «марксистской психологии» как действенной альтернативы философским и натуралистическим школам. По его мнению, настоящая марксистская психология должна строиться не просто на цитатах из сочинений Маркса, а на методологии, соответствующей марксистской сущности.

Выготский преподает

В период с 1926 по 1930 год Выготский собрал разных учеников – в том числе Алексея Леонтьева , Бориса Варшаву , Леонида Занькова , Александра Лурию – и начал исследовать развитие высших когнитивных функций понимания речи, логическая память, избирательное внимание и способность принимать решения. Это явление исследовалось с трех разных сторон:

  • Культурно-исторический подход : изучение того, как модели культурного и социального взаимодействия изменяют процессы развития и формы посредничества
  • Подход к развитию : изучение того, как дети приобретают высшие когнитивные функции поддержка в рассуждениях и памяти. ( 1 )

Выготский пересмотрел свою теорию в 1930-х годах. Период крупного пересмотра теории Выготского привел к переходу от механистской ориентации в XIX в. 20-х годов к интегративной целостной науке в 1930-х годах.

Начало 1930-х годов стало очень трудным периодом в жизни Выготского как в личном, так и в теоретическом плане. По мере того, как он осознавал недостатки своей теории и под влиянием холистических теорий, отстаиваемых гештальт-психологией, Выготский начал реконструировать свои теории, стремясь построить психологическую теорию сознания. К сожалению, он умер от туберкулеза в 1934 году, оставив свою теорию незавершенной.

Более десяти лет исследований и усердной работы (1024-1934), Выготский опубликовал множество книг и статей по обучению и развитию детей. Однако труды и теории Выготского стали доступны западным психологам только спустя десятилетия после его смерти, в начале 1960-х годов, когда они были переведены, изучены и реализованы.

Работы Выготского

  • Сознание как проблема психологии поведения. Выготский 1925. (полный текст)
  • Методы рефлексологического и психологического исследования. Выготский 1925. (полный текст)
  • Психология искусства. Выготский 1925. (частичный полный текст)
  • Педагогическая психология. Выготский 1926. (частичный полный текст)
  • Исторический смысл кризиса в психологии: методологическое исследование. Незаконченный, Выготский прервал это в 1927 году. (полный текст)
  • Проблема культурного развития ребенка. Выготский 1929. (полный текст)
  • Конкретная психология человека. Выготский 1929. (неопубликовано — полный текст)
  • Основные проблемы дефектологии. Выготского 1929. (полный текст)
  • Социалистическое изменение человека. Выготский 1930. (полный текст)
  • Первобытный человек и его поведение. Выготский 1930. (полный текст)
  • Орудие и символ в развитии ребенка. Выготский 1930. (полный текст)
  • Инструментальный метод в психологии. Выготский 1930. (полный текст)
  • Воображение и творчество в детстве. Выготский 1930. (полный текст)
  • О психологических системах. Выготский 1930. (полный текст)
  • Метод исследования. Выготского 1931. (полный текст)
  • Анализ высших психических функций. Выготский 1931. (полный текст)
  • Структура высших психических функций. Выготский 1931. (полный текст)
  • Генезис высших психических функций. Выготский 1931. (полный текст)
  • Подростковая педагогика. Выготский 1931. (полный текст)
  • Самоконтроль. Выготский 1931. (полный текст)
  • Развитие личности и мировоззрения ребенка. Выготский 1931. (полный текст)
  • Развитие речи. Выготского 1931. (полный текст)
  • Проблема обучения и психического развития в школьном возрасте. Выготский 1931. (полный текст)
  • Динамика психического развития школьника в связи с преподаванием и обучением. Выготский 1931. (полный текст)
  • О Спинозе. Выготский 1921. (полный текст)
  • К проблеме психологии актерского творчества. Выготский 1932. (полный текст)
  • Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Выготский 1933. (полный текст)
  • Думать и говорить . Выготский 1934. (полный текст)
  • Проблема экологии. Выготский 1934. (полный текст)
  • Проблема сознания. Выготский 1934. (полный текст)
  • Проблема возраста. Выготский 1934. (полный текст)
  • Взаимодействие обучения и развития. (полный текст)
  • Психология и локализация функций. (полный текст)
  • Основы социального воспитания глухонемых детей в России. (полный текст)
  • Фашизм в психоневрологии. (полный текст)

Выводы

Лев Выготский — советский психолог, педагог и драматург. Его часто называют «отцом культурно-исторической психологии», и его работа оказала глубокое влияние на развитие и образование детей. Лев Выготский был одним из пионеров психологической школы мысли, известной как конструктивизм.

В 1924 году он опубликовал свою знаменательную работу «Мышление и речь», в которой изложил свою теорию «зоны ближайшего развития». мастерством выполнения все более сложных задач в сотрудничестве с более способными сверстниками или наставниками.

Работа Выготского в значительной степени игнорировалась при его жизни, но с тех пор она оказала большое влияние на теорию образования и развития ребенка. Идеи Выготского оказали большое влияние на теории психологии и образования ( 4 ) и продолжают играть важную роль в образовательной практике сегодня ( 3 ).

Ссылки

  1. Козулин А. (2004). Теория Выготского в классе: Введение. Европейский журнал психологии образования, 3-7.
  2. Паунд, Л. (2019). Как учатся дети (новая ред.). Лондон: Эндрюс ЮК Лимитед. п. 51. ISBN 978-1-909280-73-1
  3. Миллер, П. (2011). Теории психологии развития (5-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers.
  4. Дрисколл, член парламента (2000). Психология обучения для обучения (2-е изд.). Needham Heights, MA: Allyn & Bacon

Современные теории развития | Развитие продолжительности жизни

Эриксон и психосоциальная теория: Теперь давайте обратимся к менее противоречивому психодинамическому теоретику Эрику Эриксону. Эриксон выделяет восемь стадий развития, охватывающих всю жизнь. По этой причине психосоциальная теория Эриксона формирует основу для большинства наших рассуждений о психосоциальном развитии.

Эриксон (Erikson, 1950) предложил модель развития на протяжении всей жизни, которая служит полезным ориентиром для размышлений об изменениях, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей жизни. Эриксон порвал с акцентом Фрейда на сексуальности как на краеугольном камне социально-эмоционального развития и вместо этого предположил, что социальные отношения способствуют развитию.

Эриксон предположил, что каждый период жизни имеет уникальную проблему или кризис, с которым должен столкнуться человек, достигший этого, называемый психосоциальными кризисами . Согласно Эриксону, успешное развитие включает в себя позитивное решение целей и требований каждого из этих психосоциальных кризисов. (Эти кризисы обычно называют стадиями , хотя Эриксон не использовал этот термин. ) Если человек не проходит стадию успешно, это может помешать его способности справляться с более поздними стадиями. Например, человеку, у которого не развито чувство доверия (первая стадия по Эриксону), во взрослом возрасте может быть сложно установить позитивные близкие отношения (шестая стадия по Эриксону). Или человек, который не развивает четкое чувство цели и идентичности (пятая стадия Эриксона), может стать поглощенным собой и застопориться, вместо того чтобы работать на благо других (седьмая стадия Эриксона). Однако большинству людей удается успешно пройти восемь этапов его теории (см. табл. 1.3).

Таблица 1.3 Психосоциальные стадии Эриксона

Возрастной диапазон

Психосоциальный кризис

Положительное разрешение кризиса

От рождения до 12–18 месяцев

Доверие против недоверия

У ребенка развивается чувство доверия к своим опекунам.

18 месяцев до

3 года

Автономия против стыда/сомнения

Ребенок узнает, что он или она может и не может контролировать, и развивает чувство свободы воли.

от 3 до 6 лет

Инициатива против вины

Ребенок учится быть независимым, исследуя, манипулируя и предпринимая действия.

от 6 до 12 лет

Трудолюбие против неполноценности

Ребенок учится делать что-то хорошо или правильно в соответствии со стандартами, установленными другими, особенно в школе.

от 12 до 18 лет

Личность против роли

путаница

Подросток развивает четкое и позитивное чувство себя по отношению к другим.

от 19 до 40 лет

Близость против изоляции

Человек развивает способность дарить и получать любовь и брать на себя долгосрочные обязательства.

от 40 до 65 лет

Генерация

против

застой

Человек проявляет интерес к руководству развитием следующего поколения, часто становясь родителем.

65 до смерти

Целостность эго против отчаяния

Человек начинает принимать свою жизнь такой, какой она была прожита.

Теория Эриксона подвергалась критике за то, что она так сильно фокусируется на стадиях и предполагает, что завершение одной стадии является предпосылкой для следующего кризиса развития. Его теория также фокусируется на социальных ожиданиях, которые встречаются в определенных культурах, но не во всех. Например, идея о том, что подростковый возраст — это время поиска идентичности, может быть хорошо воплощена в культуре среднего класса Соединенных Штатов, но не так хорошо в культурах, где переход во взрослую жизнь совпадает с половым созреванием посредством обрядов перехода и где роли взрослых предлагать меньше вариантов.

Теория обучения: Также известная как Бихевиоризм , основана на предпосылке невозможности объективного изучения разума, и поэтому психологам следует ограничить свое внимание изучением самого поведения. Самым известным бихевиористом был Берхус Фредерик (Б.Ф.) Скиннер (1904–1990), который расширил принципы бихевиоризма, а также довел их до сведения широкой общественности. Скиннер использовал идеи стимула и реакции, а также применение вознаграждений или подкрепление , для дрессировки голубей и других животных. Кроме того, он использовал общие принципы бихевиоризма для разработки теорий о том, как лучше учить детей и как создавать мирные и продуктивные общества (Скиннер, 1957, 1968, 1972).

Бихевиористы внесли существенный вклад в психологию, определив принципы обучения . Хотя бихевиористы были неверны в своих убеждениях, что невозможно измерить мысли и чувства, их идеи дали новые идеи, которые помогли углубить наше понимание споров о природе и воспитании, а также вопроса о свободе воли. Идеи бихевиоризма являются фундаментальными для психологии и были разработаны, чтобы помочь нам лучше понять роль предыдущего опыта в различных областях психологии.

Теория социального научения , разработанная Альбертом Бандурой (1977), обращает наше внимание на то, что многие из наших действий не усваиваются через обусловливание, как предполагал Скиннер; скорее, они узнаются, наблюдая за другими. Маленькие дети часто учатся поведению посредством подражания. Особенно когда дети не знают, что еще делать, они учатся, моделируя или копируя поведение других.

Бандура (1986) предполагает, что существует взаимодействие между окружающей средой и индивидуумом. Мы не просто продукт нашего окружения, мы влияем на наше окружение. Существует взаимосвязь между нашей личностью и тем, как мы интерпретируем события и как они влияют на нас.

Эта концепция называется взаимным детерминизмом . Примером этого может быть взаимодействие между родителями и детьми. Родители не только влияют на окружение своего ребенка, возможно, намеренно, используя подкрепление и т. д., но и дети влияют на родителей. Родители могут по-разному реагировать на своего первого ребенка, чем на четвертого. Возможно, они пытаются быть идеальными родителями для своего первенца, но к тому времени, когда рождается их последний ребенок, у них совсем другие ожидания, как от себя, так и от своего ребенка. Наша среда создает нас, и мы создаем нашу среду.

Другие социальные влияния: телевидение или не телевидение? Бандура и др. (1963) начали серию исследований, посвященных влиянию телевидения на поведение детей. Бандура начал с проведения эксперимента, в ходе которого он показывал детям фильм, в котором женщина бьет надувного клоуна или куклу «бобо». Затем детей пустили в комнату, где они нашли куклу и во время игры стали ее бить. Дети также продемонстрировали новые способы проявления агрессии по отношению к кукле, которые не были продемонстрированы теми детьми, которые не видели агрессивную модель. Исследование Бандуры вызвало обеспокоенность по поводу воздействия насилия на маленьких детей. С тех пор было проведено значительное исследование влияния средств массовой информации с насилием на детскую агрессию, включая видеоигры.

Когнитивная теория: когнитивных теорий сосредоточены на том, как наши умственные  процессы или познания меняются с течением времени . Три важные теории — это Жан Пиаже, Лев Выготский и теория обработки информации.

Жан Пиаже (1896-1980) был одним из самых влиятельных теоретиков познания в области развития. Он был вдохновлен исследовать способность детей думать и рассуждать, наблюдая за развитием своих собственных детей. Он был одним из первых, кто обнаружил и обозначил отличия интеллекта детей от интеллекта взрослых (Пиаже, 19 лет).29). Он заинтересовался этой областью, когда его попросили проверить IQ детей, и он стал замечать, что в их неправильных ответах есть закономерность. Он считал, что интеллектуальные способности детей меняются со временем и что взросление, а не обучение, приводит к этим изменениям. Дети разного возраста по-разному интерпретируют мир. Пиаже предположил, что дети проходят четыре стадии когнитивного развития (см. табл. 1.4).

Таблица 1.4 Стадии когнитивного развития по Пиаже

Сцена

Приблизительно Возрастной диапазон

Характеристики

Сценические достижения

Сенсомоторный

От рождения до 2 лет

Ребенок познает мир через

основных чувства зрения, слуха, осязания и вкуса.

Постоянство объекта

Предэксплуатационный

от 2 до 7 лет

Дети приобретают способность внутренне представлять мир с помощью языка и ментальных образов. Они также начинают видеть

мир с точки зрения других людей.

Теория разума; быстрое улучшение языковых способностей

Бетон в рабочем состоянии

от 7 до 11 лет

Дети учатся логически мыслить. Они могут все чаще выполнять операции над реальными объектами.

Консервация

Официальная операционная

11 лет до совершеннолетия

Подростки могут мыслить систематически, рассуждать об абстрактных понятиях, понимать этику и научные рассуждения.

Абстрактная логика

Piaget подвергается критике за то, что он слишком подчеркивает роль физического созревания в когнитивном развитии и недооценивает роль, которую играют культура и опыт. Изучение разных культур показывает значительные различия в том, что дети могут делать в разном возрасте. Исследования показали значительное совпадение между четырьмя стадиями и то, что развитие является более непрерывным.

Лев Выготский (1896–1934) был русским психологом, писавшим в начале 1900-х, но чьи работы были обнаружены исследователями в США в 1960-х и стали более широко известны в 1980-х (Crain, 2005). Его социокультурная теория подчеркивает важность культуры и взаимодействия в развитии когнитивных способностей . Выготский отличался от Пиаже тем, что считал, что человек обладает не только набором способностей, но и набором потенциальных способностей, которые могут быть реализованы при правильном руководстве со стороны других. Выготский разработал теории обучения, которые сегодня приняты педагогами.

Обработка информации не является работой одного теоретика, а основана на идеях и исследованиях нескольких ученых-когнитивистов , изучающих, как люди воспринимают, анализируют, манипулируют, используют и запоминают информацию . Этот подход предполагает, что люди постепенно улучшают свои навыки обработки; то есть развитие является непрерывным, а не стадийным. Более сложные умственные способности взрослых строятся на примитивных способностях детей. Мы рождаемся со способностью замечать раздражители, хранить и извлекать информацию. Созревание мозга способствует прогрессу в нашей системе обработки информации. В то же время взаимодействие с окружающей средой также помогает нам разрабатывать более эффективные стратегии обработки информации.

Ури Бронфенбреннер (1917-2005) разработал Теорию экологических систем , , которая обеспечивает основу для понимания и изучения многих факторов, влияющих на развитие человека (Бронфенбреннер, 1979). Бронфенбреннер признал, что на человеческое взаимодействие влияют более крупные социальные силы и что понимание этих сил необходимо для понимания личности. На человека воздействуют несколько систем, в том числе:

  • Микросистема включает настройки человека и тех, кто имеет непосредственный значительный контакт с человеком, например родителей или братьев и сестер . Их ввод также модифицируется когнитивным и биологическим состоянием человека. Они влияют на действия человека, которые, в свою очередь, влияют на системы, воздействующие на него или на нее.
  • Мезосистема включает более крупные организационные структуры, такие как школа, семья или религия. Эти институты влияют на только что описанные микросистемы. Философия школьной системы, распорядок дня, методы оценки и другие характеристики могут повлиять на самооценку ребенка, его рост, чувство выполненного долга и расписание, тем самым воздействуя на ребенка физически, когнитивно и эмоционально.
  • Экзосистема включает более крупные контексты сообщества . Ценности, история и экономика сообщества могут влиять на организационные структуры, в которых оно находится. Мезосистемы как влияют, так и находятся под влиянием экзосистемы.
  • Макросистема включает элементы культуры, , такие как глобальные экономические условия, войны, технологические тенденции, ценности, философии и реакции общества на глобальное сообщество.
  • Хроносистема — исторический контекст, в котором происходят эти события. Это относится к ранее обсуждавшимся периодам времени различных поколений, таким как бэби-бумеры и миллениалы.

Таким образом, опыт ребенка формируется более крупными силами, такими как семья, школа, религия, культура и период времени. Модель Бронфенбреннера помогает нам понять все различные среды, которые одновременно воздействуют на каждого из нас. Несмотря на свою полноту, теория экологической системы Бронфенбреннера не проста в использовании. Принятие во внимание всех различных влияний затрудняет исследование и определение влияния всех различных переменных (Dixon, 2003). Следовательно, психологи не полностью приняли этот подход, хотя и признают важность экологии личности. На рис. 1.11 представлена ​​модель теории экологических систем Бронфенбреннера.

Рисунок 1.11 ″ «Экологическая теория развития Бронфенбреннера» компании Hchokr лицензируется по лицензии CC BY-SA.

Цели обучения

  • Дать определение научному методу
  • Сравните методы исследования, отметив преимущества и недостатки каждого
  • Объясните исследования, включающие временные промежутки
  • Объяснить способы проведения этических исследований

Важной частью изучения любой науки, включая психологию, является базовое знание методов, используемых при сборе информации. Отличительной чертой научного исследования является следование набору процедур, предназначенных для того, чтобы поддерживать сомнения или скептицизм при описании, объяснении или проверке любого явления. Наука включает в себя постоянное обновление нашего понимания рассматриваемых предметов и постоянное исследование того, как и почему происходят события. Научный метод набор предположений, правил и процедур, которые ученые используют для проведения исследований .

План исследования — это особый метод, который исследователь использует для сбора, анализа и интерпретации данных .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *