29.03.2024

Кризисы у детей по годам: Детские возрастные кризисы. Как пережить?【 Консультация психолога 】

Содержание

зачем нужны и как их пережить 


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Истерики с валянием на полу, пререкания по поводу и без, бесконечные слезы и капризы — обычные спутники возрастных кризисов у дошкольников. Это всегда испытание как для детской психики, так и для родительских нервов. Какие кризисные этапы проходят дошкольники, для чего они нужны и как с ними справиться — разбираемся с детским психологом Ксенией Несютиной.

Кризис одного года

Когда наступает

Кризис первого года жизни отмечается у малышей примерно в возрасте полутора лет. У кого-то он начинается на пару месяцев раньше, у кого-то — позже. Длится обычно около четырех месяцев. 

Течение этого кризиса очень зависит от того, как прошел предыдущий период развития — «роман с миром», когда малыш начал активно двигаться и был полностью поглощен процессом познания. Если в это время ребенка постоянно ограничивали («нельзя», «не трогай», «грязно», «опасно») и держали в основном на руках и в коляске, то период «практикования» становится размытым или вовсе не наступает. В этом случае и последующий кризис одного года проходит почти незаметно, а состояние ребенка остается вялым и апатичным.

Как проявляется в поведении

Первое, на что обращают внимание родители во время этого кризиса, — кажущийся откат в навыках и поведении малыша. Приобретенная в период «романа с миром» самостоятельность, смелость и даже независимость от родителей как будто улетучиваются. Вместо этого появляется плаксивость и сильная зависимость от мамы, часто ребенок отказывается отпускать ее даже в соседнюю комнату. 

Казалось бы, только вчера он убегал на площадке и ему все было нипочем, а тут от него нельзя отойти ни на шаг. Дело в том, что, находясь в кризисе, ребенок почти физически может ощущать связь с мамой. Привязанность будто бы соединяет их резинкой, которая туго натягивается при отдалении мамы от малыша. И у него внутри создается сильное напряжение.

Зачем он нужен

Главная задача этого кризиса — первый шаг в сторону самостоятельности. Ребенок должен осознать, что мама не бросит и не оставит его, даже если физически ее нет рядом. Он учится и доверять родителям, и опираться на них вне зависимости от того, далеко они или близко. 

Как вести себя родителям

В первую очередь, важно понимать, что происходящее — нормально. Не стоит переживать, что в развитии ребенка что-то пошло не так, что он растет «маменькиным сынком» или «капризной девочкой». Тем более никому не пойдет на пользу вспыльчивая нервная реакция в духе «ну что ж такое, уже ведь был самостоятельным». 

Нередко мамы в этот период винят себя за то, что уделяли малышу слишком мало времени. Именно к началу первого кризиса, когда ребенок проявляет повышенную самостоятельность, они начинают посвящать время себе и своим делам (часто — впервые за время материнства). И именно за это потом себя укоряют. Часто, чтобы избавиться от чувства вины, мама начинает избыточно заниматься ребенком, забывая обо всех остальных своих интересах и задачах. 

Лучше не допускать такого перекоса. Тогда и повышенное внимание ребенка не будет вызывать у мамы раздражения и желания отдалиться. Уделяя малышу необходимое время, нужно не забывать и о своих делах, и об отдыхе. Соблюдение этого баланса позволит родителям терпеливо и спокойно реагировать на слезы и расстройства ребенка.

Кризис трёх лет

Когда наступает

Корректнее было бы называть это явление кризисом третьего года жизни: чаще всего он наступает, когда ребенку исполняется два года. Не зря в англоязычной литературе по психологии используется термин «невыносимые двухлетки». Этот кризис у кого-то начинается в год и восемь, а у кого-то — в два и восемь: разброс во времени достаточно велик. Все зависит от того, как прошел предыдущий кризис одного года и когда он закончился.

Нередко кризис трех лет проявляется особенно ярко в случае сильных изменений внутри семьи. Например, именно на третьем году жизни первенца во многих семьях появляется второй ребенок, и это стимулирует кризис у старшего.

Зачем он нужен

В результате этого кризиса ребенок понимает, что он и мама — отдельные личности, с разными мыслями и желаниями. Происходит первичная, довольно болезненная сепарация, отделение от мамы. Конечно, осознать это полностью ему не под силу, но именно в кризисе трех лет начинаются эти глубинные изменения. 

До кризиса у ребенка остается иллюзия, что мама автоматически считывает и понимает все его мысли и желания. «Я подумал — мама все поняла и сделала, что нужно: укрыла, одела, накормила». А тут вдруг мама ломается: «Я хочу вот ту игрушку, уже и плачу, и ногами топаю, а она не понимает и не дает»; «Я хочу выйти зимой в сандалиях, а мама против и почему-то настаивает на ботинках» и тому подобное. 

Как проявляется в поведении

Истерики и скандалы по самым незначительным (по мнению взрослых) поводам — верный признак кризиса трех лет. Вода не возвращается в кран, мама смыла грязь с лица, а ее надо было оставить, днем не светит луна и так далее. Малыш в кризисе может найти такие причины для расстройства, о которых мама и не догадывалась. И все это совершенно искренне его расстраивает.

Второй яркий признак этого кризиса: в речи ребенка появляется местоимение «я». Или другое слово, определяющее его как отдельную личность.

Как вести себя родителям

Родителям важно соблюдать баланс и не впадать в крайности. Не стоит резко, агрессивно и настойчиво разрушать иллюзии и сталкивать ребенка с суровой реальностью заявлениями вроде «много хочешь — мало получишь», «нет, не все будет, как ты хочешь», «ты что это, веревки из меня собрался вить?» и тому подобными. Но пытаться предугадать любое желание ребенка и потакать каждой просьбе не нужно. Важно мягко, с эмпатией и сочувствием помочь ему примириться с этим сложным миром.

Классический пример: ребенок в магазине требует у мамы игрушку, которую она не может или не считает нужным покупать. В этом случае стоит сказать: «Малыш, я вижу, как ты расстроен, как тебе хочется эту игрушку. Сейчас мы не можем ее купить. Я понимаю тебя, это очень обидно». Покупать все, что потребует двухлетка, необязательно. Но и сурово отчитывать его за истерику на полу в детском отделе не нужно (и неэффективно).

Как понять, созрел ли ребенок для школы, и подготовить его и себя к новой роли и новым стрессам? Чем запастись и какие документы собирать?

Ответы на все вопросы, которые волнуют родителей будущих первоклассников, вы найдете в общеразвивающей программе «Подготовка детей к школе. Курс для родителей», которую подготовил Учебный Центр Педсовета.

Программа состоит из 11 уроков в формате текста, видео и тестов, которые помогут проверить себя и лучше запомнить новую информацию.

Узнать подробнее

Когда наступает

Из всех кризисов дошкольников этот — самый продолжительный, он может длиться три-четыре года. За это время в психике ребенка происходят очень важные изменения. Проявиться этот кризис может в период с четырех до семи лет. 

Примечательно, что у девочек кризис зачастую наступает раньше и длится дольше. Уже в четыре с половиной года они могут превратиться в строптивых фурий, которые спорят с мамой и папой по поводу и без. А мальчишки в это время будут на их фоне небесными ангелочками и проявят все черты кризисного поведения только к шести-шести с половиной годам. 

Как проявляется в поведении 

Лейтмотив этого кризиса: «я такой же, как вы». 

Ребенок нередко устраивает открытые конфронтации с родителем, особенно одного с ним пола. Мальчик может очень болезненно реагировать на проигрыш отцу в какой-либо игре, а девочка — переживать, точно ли она красивее своей замечательной мамы. Дети в этом кризисе нередко пытаются вклиниться в отношения мамы и папы в попытке быть признанными на уровне взрослых. «Мама, ты ничего не понимаешь, это наша с папой шутка!» — такую фразу вполне может произнести девочка в кризисе шести-семи лет.

Фразы вроде «а почему я должен ложиться спать сейчас, а вы с папой не спите?», «почему вы спите вместе, а я должен засыпать один?» обычны для этого кризиса. 

Зачем он нужен

В результате этого кризиса ребенок проходит достаточно болезненный опыт: он осознает, что пока не взрослый, не такой же, как мама с папой. Понимает свою зависимость и ограниченность в ряде действий. Но главное — приобретает стремление расти, двигаться и развиваться, чтобы стать этим самым взрослым. Ему интересно пойти в спортивную секцию, чтобы стать таким же сильным, как папа. Или пойти в школу, на дополнительные занятия, чтобы стать умной, как мама.  

Это невероятно важная мотивация в преддверии школьного периода жизни ребенка. Он определяется со своей ролью в семье и начинает ориентироваться на мир вокруг. Свои силы он теперь будет тратить вовне: обучаться, выстраивать новые социальные связи в социуме и внешней среде. 

Как вести себя родителям

Родителям важно не обострять и без того гнетущее чувство зависимости от взрослых, не проявлять свою власть над ребенком слишком демонстративно. Заявления вроде «тебе слова не давали», «что ты тут о себе возомнил, вообще-то, это мы тебя содержим» в этот период будут особенно больно бить по и без того уязвленному чувству собственной значимости. 

Но и показывать ребенку, что он такой же, как родители, — не лучшая идея. Это не поможет, а только затормозит развитие: ребенок так и останется психологически замкнут внутри семьи и не сможет полноценно развиваться в социуме. Зачем ему школа, он ведь может продолжить конкурировать с мамой и папой, так и не пройдя этот кризис. Такое, к сожалению, случается, и некоторые дети даже в восемь, девять или двенадцать лет так и остаются в стагнации.

Не стоит предлагать улечься в одной кровати вместе мамой и папой. Но вот поддержать его, если ему страшно засыпать в темноте одному — посидеть немного после выключения света, вместе выбрать красивый ночник, — вполне можно и даже нужно. Подобных небольших моментов будет достаточно, чтобы сгладить болезненные переживания и при этом не мешать ребенку получить столь ценный эмоциональный опыт, который стимулирует его развитие. 


Материалы по теме:

  • 7 принципов осознанного родительства
  • Стартовый набор родителя
  • Как избежать типичных ошибок в общении с детьми до трёх лет

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

10 кризисов, которые малыш проходит к полутора годам: календарь для родителей

Воспитание

Фото
AJ_Watt/Getty Images/E+

психолог

Развитие новорожденного происходит быстро и резко. Еще вчера он будто не замечал вас, а сегодня встречает улыбкой и радостным гуканьем, еще недавно его можно было оставить одного на родительской кровати, а сейчас он, перевернувшись, едва с нее не свалился. Его новые умения появляются неожиданно и сопровождаются яркими эмоциональными всплесками.

Все дети разные, но скачки роста они переживают если не четко в одно и то же время, то при нормальном развитии точно в определенной последовательности. Для удобства мам существует усредненная схема, на которую можно ориентироваться. Мы свели ее в специальный календарь.

Среднестатистически кризисные периоды начинаются в 5, 8, 12, 15, 23, 34, 42, 51, 60 и 72 недели. Продолжительность каждого — от одной до нескольких недель. Имейте в виду: если ваш малыш родился раньше или позже срока, вам нужно самим определить точку отсчета — так, у недоношенных детей скачки роста случаются позже, чем у их сверстников.

Первый скачок роста — новые ощущения

5-я неделя

Лейтмотив: «Слышу, вижу, чувствую, не могу объяснить»

Что теперь умеет малыш:

  • улыбается;

  • рассматривает предметы в его поле зрения;

  • внимательно прислушивается к звукам и произносит собственные;

  • реагирует на прикосновения.

Особенности поведения

Плачет без повода, капризничает. А все потому, что однажды, проснувшись, малыш обнаружил, что мир вокруг стал другим. Единственное понятное для него и близкое существо — мама. Вот и требует он настойчивым криком ее постоянного внимания. Часто ложится на живот: для него такая поза еще и символ защищенности.

Что делать родителям?

Сохраняйте спокойствие. Берите малыша на руки, прижимайте к себе. Не стоит в этот период прерывать кормление грудью. Если придерживались графиков кормления и сна, в кризисный период от них лучше отказаться.

Развивайте умения ребенка. «Зеркальте» его поведение: он улыбается — улыбайтесь в ответ. Разговаривайте с малышом, произносите слоги: «ма, па, ба, да», реагируйте на его звуки, повторяйте за ним. Карапуз сейчас начинает внимательно рассматривать того, кто с ним общается, узнает маму, папу — обозначайте того, кто с ним беседует, нянчится. Помните, что ребенок в этот период различает предметы на расстоянии около 30 сантиметров. Не торопите события — не пытайтесь показать все игрушки одновременно. Выберите сегодня одну, завтра другую. Приближайте ее к малышу, затем отведите сначала в одну, затем в другую сторону. Зрительная гимнастика должна быть непродолжительной — минуты 2–3. Развивайте тактильные ощущения карапуза: дайте ему почувствовать предметы с различными поверхностями.

Фото
Purple Collar Pet Photography/Getty Images

Совет психолога:

Сначала все движения ребенка хаотичны, первое, что у него появляется, это способность фокусировать взгляд на предметах. Важно обеспечить его правильными игрушками, которые помогут ему это умение развить. Это могут быть мобили (подвесные карусели) либо контрастные погремушки. Но самый интересный в этот период объект для малыша — лицо мамы. Существует правильное положение, в котором она должна держать ребенка, — где-то на расстоянии 35–40 сантиметров от своего лица, чтобы кроха фокусировался на ней, рассматривал черты лица. Это самое важное для него развивающее упражнение. Первая улыбка ребенка — очень важный момент, это его социальный дебют, одна из вех развития. До шести недель новорожденный как будто смотрит внутрь себя, а потом словно разворачивается в наш мир. Видеть лицо взрослого для него просто необходимо. Психологи в поисках решения проблемы задержки психического развития новорожденных в домах ребенка придумали вешать перед малышом фотографию человека или даже шарик с нарисованным лицом.

Второй скачок роста — познание своего тела

8–9-я недели (пик 8-я неделя)

Лейтмотив: «Вот я какой!»

Что теперь умеет малыш:

  • держит голову, поворачивает ее, следя за предметом;

  • обнаруживает, что у него есть руки, ноги, внимательно их изучает;

  • различает звуки, вкус, запахи;

  • удерживает игрушку в руках;

  • пытается перевернуться со спины на живот и обратно;

  • ему любопытно все, что двигается;

  • громко заявляет о себе, привлекая внимание.

Особенности поведения

Мир стал для карапуза настолько большим и разнообразным, объем информации так велик, что это приводит его в замешательство. Где спасение? Конечно, рядом с мамой. И если познавать все, то только вместе с ней. Вот он и требует ее постоянно и так рад, когда она реагирует на него.

Что делать родителям?

Берите на руки малыша и носите по квартире, вынимайте из коляски на улице, показывайте различные предметы, людей, объясняете, что и кто это. Давайте крохе в руки игрушку. Пусть он изучает себя. Перебирайте с ним пальчики, прикасайтесь к его ушкам, носику, глазкам, показывайте их на себе и произносите, как все называется. Реагируйте на то, что кроха произносит, отвечайте, давайте ему понять, что вы его слышите. Разговаривайте с ним о том, что видите и делаете. Включайте музыку, спокойную классическую, когда малыш засыпает или беспокоится и капризничает, можно подобрать записи шума моря, пения птиц. В период бодрствования попробуйте что-то ритмичное. Но не навязывайте ему то, что нравится вам. Наблюдайте за тем, к чему проявляет интерес сам малыш, и следуйте за ним. Расширяйте горизонты, которые важны именно ребенку.

Совет психолога:

В 6–7 недель происходит так называемое зрительное развитие руки, ребенок начинает внимательно смотреть на свои пальцы, кулачки. Он еще не понимает, что они его. Он не должен находиться все время на руках мамы, хотя этого-то ему и хочется. Так кроха и правда видит много чего интересного, но в этом случае у него медленно происходит зрительное открытие руки. Его нужно обязательно класть полежать. Тогда уже месяца в три он сможет сам держать погремушку и рассматривать ее сознательно.

Третий скачок роста — плавные движения

12-я неделя

Лейтмотив: «Я переворачиваюсь»

Что теперь умеет малыш:

  • видит окружающее пространство в целом, а не отдельные предметы;

  • совершает плавные, а не резкие движения телом;

  • учится владеть голосом, меняет произношение от тихого звука до громкого и наоборот;

  • привлекает к себе внимание не только плачем, но и визгом, смехом.

Фото
Getty Images/RooM RF

Особенности поведения

Как обычно в такие периоды, он требует повышенного внимания. Малыш может стать или слишком вялым, апатичным, плохо есть или, напротив, закатывать истерики. Словом, его поведение должно резко измениться. Теперь он к тому же с подозрительностью относится к посторонним.

Что делать родителям?

Учите кроху брать предметы, располагая их на близком расстоянии, чтобы он без труда мог до них дотянуться. Развивайте тактильные ощущения ребенка. Давайте ему потрогать игрушки из разных материалов. Играйте с ним: сажайте на колени и раскачивайте, берите на руки, имитируйте полет самолета и «приземляйте». Придумайте свои развлечения. И говорите, говорите, говорите. Не молчите, думая, что пока он вас не понимает.

Совет психолога:

С 3 до 4 месяцев ребенок начинает переворачиваться, сначала непроизвольно, затем сознательно. И тут важно организовывать ему не слишком жесткую, но и не мягкую поверхность, чтобы малышу было комфортно лежать на спине. Родительская кровать — не лучшая площадка для экспериментов. Поверхность у нее бывает слишком пружинистая или рыхлая. Идеально, если вы приготовите мягкий гимнастический коврик, в меру упругий. И главное — давайте свободу малышу, чтобы он эти перевороты мог осуществлять. Сейчас в моде теория привязанностей — родители все время норовят носить ребенка на руках; контакт действительно очень важен, но не менее важно тренировать двигательные навыки крохи.

Четвертый скачок роста — освоение пространства

15–19-я недели

Лейтмотив: «Я понимаю как»

Что теперь умеет малыш:

  • может не просто взять игрушку и сжать ее руками, но и дотянуться до предмета, повертеть в руках, рассмотреть со всех сторон;

  • не просто гулит, а может впервые произнести «мама» или «папа»;

  • может начать ползать, его спектр возможностей по познанию мира существенно расширяется.

Особенности поведения

Карапуз понимает, что некоторые события могут происходить по его желанию — это удивляет и пугает его. Он норовит сползти вниз, находясь у вас на руках, во время плача стремится принять позу новорожденного.

Что делать родителям?

Имейте в виду: раньше крохе было достаточно, что его носят на руках, теперь, чтобы отвлечь его, нужно постоянно с ним чем-то заниматься, придумывать новые развлечения. Только телесного контакта становится мало.

Совет психолога:

Важно, как организована среда малыша: бывает, что при всем обилии игрушек у него нет удачных. Они слишком большие, слишком яркие, слишком громкие.

Случается, ребенок ударит погремушкой себя и перестает проявлять к ней интерес — пугается. Игрушки должны быть компактные, легкие, удобные для захвата. Большие и яркие дети оценят позже.

Фото
filadendron/Getty Images/E+

Пятый скачок роста — мир взаимосвязей, понятие дистанции

23–26-я недели

Лейтмотив: «Я двигаюсь»

Что теперь умеет малыш:

  • лучше координирует движение рук и ног, больше двигается;

  • начинает осознавать, что между вещами существуют расстояния.

Особенности поведения

Становится более стеснительным, с неохотой идет к окружающим на руки. Ему важно видеть маму в своем поле зрения. Прижимает к себе игрушки: они дают ему чувство защищенности.

Что делать родителям?

Малыш становится более активным, следить за ним приходится куда более внимательно, чем раньше. Ребенку необходима ваша постоянная поддержка, так он сможет научиться контролировать пространство вокруг себя и избавиться от страхов. Теперь он может успокоиться не только в объятиях мамы, но и переключиться на какую-то книжечку или игрушку.

Совет психолога:

Неподвижное существо становится подвижным. Малыш начинает отталкиваться от поверхности, раскачиваться. У него развиваются навыки, которые переходят в ползание и вставание с опорой.

Шестой скачок роста — мир категорий

34–37-я недели

Лейтмотив: «Я исследую»

Что теперь умеет малыш:

  • начинает объединять окружающие предметы по «полочкам»: игрушки, люди, вещи. Ищет и находит между ними сходство и различия, его поведение становится более осознанным;

  • понимает, что предметы отличаются по консистенции или цвету и вкусу — вот и собирает крошки с пола, пропускает пюре между пальцами, берет кашу руками и все пробует;

  • может еще не начать говорить, но ясно дает понять, что многое понимает.

Особенности поведения

Этот кризисный порог едва ли не самым трудный с психологической точки зрения. Малыш испытывает недоверие к окружающим. Становится беспокойным, капризным, требовательным, нетерпеливым. И опять стремится прижиматься к маме.

Что делать родителям?

Не запрещайте ребенку изучать предметы, которые кажутся вам опасными. Главное, пусть все происходит под вашим контролем. Позволяйте ему и поощряйте нажимать, включать — словом, экспериментировать. Просите его что-то выполнить, дать вам. Хвалите, если справляется.

Совет психолога:

Исследовательский орган ребенка в этот период — рот и руки. Все, что попадает в его поле зрения, он стремится попробовать, ощутить на вкус. Позволяйте ему, если это не может навредить.

Седьмой скачок роста — мир последовательностей

42–46-я недели

Лейтмотив: «Все одно за другим»

Что теперь умеет малыш:

  • впервые пытается складывать, конструировать;

  • учится совершать действия в определенной очередности;

  • ему нравится разрушать и разбрасывать вещи.

Особенности поведения

Малыш готов на все, лишь бы быть с вами. Хватается за маму, взбирается на нее. Требует, чтобы с ним постоянно занимались. Впервые проявляет ревность. Беспокоен, плохо засыпает и спит. Начинает баловаться.

Что делать родителям?

Привлекайте ребенка к своим домашним делам, поручите ему что-то. Объясните, чем вы заняты (готовите, убираете), дайте ему тряпку, кастрюлю, ложку. Предлагайте вам помочь, когда одеваете его, причесываете, чистите ему зубы. Разрешите малышу самостоятельно есть ложкой. Играйте в «ладушки», «сороку-ворону», прячьте игрушку и ищите вместе с ним.

Совет психолога:

Пока ребенку не исполнился год, самый важный уровень связи для него был телесный. Как говорят психологи, достижение первых 6 месяцев –безусловно, эмоциональное общение с матерью, а главный результат первого года жизни — доверие к миру. После года-полутора начинается новый этап развития связи мамы и малыша. Ребенок становится личностью, осваивает речь, обретает собственное мнение. Дальше все будет не так гладко и спокойно в их отношениях, они пройдут через непростые времена — кризис трех лет, семи, подростковый.

Фото
AGrigorjeva/Getty Images/iStockphoto

Восьмой скачок роста — самостоятельный поиск решений

51–55-я недели

Лейтмотив: «Я знаю как»

Что теперь умеет малыш:

  • находит собственные подходы к решению каких-либо задач;

  • понимает, что такое стирать, звонить, одеться, сесть за стол, сходить в магазин;

  • знает, что достичь этого можно разными путями.

Особенности поведения

Большинство детей требуют внимания, постоянных занятий. У малыша может резко меняться настроение. Он уходит в себя, задумывается, мечтает, может уставиться в пустоту. Или, напротив, вредничать, привлекать к себе внимание непослушанием, особенно когда вы заняты. Может разозлиться, если запрещаете что-то.

Что делать родителям?

Дайте ребенку возможность выполнять с вами «взрослые» дела: накрывайте на стол, доставайте продукты, просите что-то принести. Ребенка хорошо успокаивает вода — дайте ему возможность с ней повозиться: разрешите помыть посуду, искупать куклу, игрушку.

Совет психолога:

Каприз — это целенаправленное поведение, направленное на получение результата, когда малыш знает, что должен вести себя хорошо, но ведет себя плохо. После года у ребенка могут появляться первые признаки негативизма.

Девятый скачок роста — время принципов

60–64-я недели

Лейтмотив: «Я сам!»

Что теперь умеет малыш:

  • обретает способность обнаруживать и применять свои «принципы»: он не следует программе, но создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее;

  • учится кувыркаться, взбираться;

  • держит карандаш;

  • подражает каким-то действиям;

  • дурачится, корчит рожицы.

Особенности поведения

Он может требовать: хочу так делать и буду. Устраивает истерики, настаивает, чтобы считались с его интересами. Ноет и привлекает к себе внимание. Изучает реакции окружающих на свое поведение. Хочет быть самостоятельным, делать все сам, но не всегда понимает как. Проверяет состоятельность понятий «да» и «нет».

Что делать родителям?

Постарайтесь не мешать ему, давайте ему возможность пробовать и принимать самостоятельные решения. Если малыш ведет себя агрессивно, объясните, что вы этому не рады. Ведите с крохой переговоры. Объясняйте границы дозволенного, понятия «да» и «нет», учите им следовать.

Совет психолога:

Вариант нормы начала ходьбы — с 7 месяцев до 1 года 4 месяцев. Если этого не произошло сейчас, стоит обратить внимание, показать малыша специалисту.

Фото
Tomaz Levstek/Getty Images/E+

Десятый скачок роста — мир систем

72–75-я недели

Лейтмотив: «Я, ты, мы, они»

Что теперь умеет малыш:

  • начинает проявлять гибкость в применении принципов и примеряться к обстоятельствам. В этом возрасте начинается формирование совести;

  • понимает, что его действия приводят к определенным событиям, что он обладает властью над вещами, способен принимать решения;

  • отмечает, что другие люди имеют отличные от его предпочтения;

  • замечает различия между своими и чужими;

  • рисует окружающие предметы, себя.

Особенности поведения

Более возбудим, хочет находиться с мамой все дни напролет. Порой ребенок может показаться вам просто невыносимым в своей настойчивости.

Что делать родителям?

Дайте выход его энергии. Дурачьтесь вместе, устраивайте шумные игры, пускайте мыльные пузыри, бегайте. Это период, когда ребенок выбирает, что ему интересно. Будьте внимательны, наблюдайте, пытайтесь разобраться, какими способностями и склонностями он наделен. Поощряйте его новые умения и интересы. Позвольте ребенку познакомиться с разнообразными системами. Сейчас он стремится к порядку — дайте ему возможность насладиться этим: купите пазлы, объясните, как их собирать.

Совет психолога:

Когда пошел годовалый ребенок, видно, что он бежит, куда его ноги несут — под ним земля вертится. А полуторагодовалый конкретно двигается из пункта А в пункт Б, у него есть четкий маршрут. Он может споткнуться по дороге, но он понимает, куда ему надо. Это качественно другой уровень.

Слово специалисту

семейный психолог, мама 11 детей

Важно не универсализировать. Имейте в виду, что расклад по неделям — среднестатистический. Не все молодые мамы это знают и понимают.

Я 22 года работаю с молодыми родителями и понимаю, как четкое деление по неделям может на них давить. Такой календарь, с одной стороны, дает последовательность того, чего стоит ждать от малыша, но, с другой, может включить тревогу у мам и пап: мол, почему у моего этого еще не произошло. Знайте: у каждого крохи индивидуальный темп развития. К тому же есть понятие варианта нормы, в которой существует большой разброс. Скажем, вариант нормы, когда ребенок может начать произносить первые слова, от 6 месяцев до года и 10 месяцев.

Темп развития, во-первых, зависит от наследственности. Есть семьи, где дети интеллектуально развиваются с опережением. А в других все очень ловкие, но говорить, например, начинают поздно. И в том и другом случае дело не в питании, не в развивающих методиках. Во-вторых, есть индивидуальные особенности ребенка. Малыш холерического темперамента, живчик, все стадии развития пройдет быстрее, чем уравновешенный малыш.

Тем не менее этапы развития полезно знать и учитывать, быть в курсе, что может произойти с ребенком, каков его следующий шаг. Иначе, скажем, лежит малыш на полу на коврике, вертится, но пока не перемещается, и мама спокойно оставляет его, а в какой-то момент приходит, а он уже грызет зарядку от телефона или провод от розетки, потому что резко научился ползать. Если вы предупреждены о скачках роста, то сможете понимать, к чему надо быть готовым.

Важен не столько точный срок прохождения ступенек, сколько понимание вариантов нормы и соблюдение последовательности скачков, это действительно очень важно. Внимательно относитесь, если какой-то этап ребенок пропустил. Например, если ребенок не реагирует на звуки или у него долго не появляется улыбка, но он уже и перевернулся, и пополз, то стоит насторожиться. Почему так важна улыбка? Потому что ее отсутствие указывает на аутистический спектр. Родители таких новорожденных могут этого не понимать, думать: это ребенок у нас такой серьезный.

Хорошо, когда младенца наблюдает опытный врач (в идеале семейный доктор), который видел огромное количество детей. У него наметанный взгляд, интуиция, чутье на нюансы. Если у родителей возникают сомнения, стоит показать ребенка специалисту, но не нужно включать тревожность. Достаточно раз в три месяца отвести малыша к опытному человеку. Замечательно, если мама младенца ходит на занятия в малышковые группы, наблюдает ровесников своего крохи, общается с теми родителями, у которых уже не первый ребенок, — они могут подсказать, стоит ли беспокоиться».

Елена Шаталова

COVID-19 «крупнейший глобальный кризис для детей за нашу 75-летнюю историю» — ЮНИСЕФ

Пресс-релиз

В свой 75-летний юбилей ЮНИСЕФ предупреждает, что COVID-19 сводит на нет практически все показатели прогресса в отношении детей, в том числе ошеломляющие 100 миллионов детей оказались в нищете.

09 декабря 2021 г.

ЮНИСЕФ/UNI346202/Виландер

НЬЮ-ЙОРК, 9 декабря 2021 г.  — COVID-19 затронул детей в беспрецедентных масштабах, что сделало его самым тяжелым кризисом для детей, который ЮНИСЕФ видел за свою 75-летнюю историю, говорится в опубликованном сегодня отчете Детского агентства Организации Объединенных Наций. .

В отчете  Предотвращение потерянного десятилетия: срочные действия по обращению вспять разрушительного воздействия COVID-19 на детей и молодежь  подчеркиваются различные способы, которыми COVID-19 бросает вызов десятилетиям прогресса в решении ключевых проблем детства, таких как бедность, здоровье , доступ к образованию, питанию, защите детей и психическому благополучию. Он предупреждает, что спустя почти два года после начала пандемии широкомасштабное воздействие COVID-19 продолжает углубляться, увеличивая бедность, закрепляя неравенство и угрожая правам детей на ранее невиданном уровне.

«На протяжении всей нашей истории ЮНИСЕФ помогал создавать более здоровую и безопасную среду для детей по всему миру, и миллионы людей получали отличные результаты, — сказала исполнительный директор ЮНИСЕФ Генриетта Форе. «Эти достижения сейчас находятся под угрозой. Пандемия COVID-19 стала самой большой угрозой для прогресса детей за всю нашу 75-летнюю историю. В то время как число детей, которые голодают, не посещают школу, подвергаются жестокому обращению, живут в нищете или вынуждены вступить в брак, сокращается число детей, имеющих доступ к медицинскому обслуживанию, вакцинам, достаточному питанию и основным услугам. В год, в котором мы должны смотреть вперед, мы движемся назад».

В отчете говорится, что ошеломляющие 100 миллионов дополнительных детей, по оценкам, в настоящее время живут в многомерной бедности из-за пандемии, что на 10 процентов больше, чем в 2019 году. Это соответствует примерно 1,8 ребенка каждую секунду с середины марта 2020 года. Кроме того, отчет предупреждает о долгом пути к восстановлению утраченных позиций — даже в лучшем случае потребуется от семи до восьми лет, чтобы восстановиться и вернуться к уровню детской бедности, существовавшему до COVID.

Ссылаясь на дополнительные свидетельства отступления, в отчете говорится, что в бедных семьях сейчас примерно на 60 миллионов детей больше, чем до пандемии. Кроме того, в 2020 году более 23 миллионов детей не получили основных вакцин, что почти на 4 миллиона больше, чем в 2019 году., и самый высокий показатель за 11 лет.

Еще до пандемии около 1 миллиарда детей во всем мире пострадали как минимум от одной тяжелой депривации, не имея доступа к образованию, здравоохранению, жилью, питанию, санитарии или воде. Это число в настоящее время растет, поскольку неравномерное восстановление способствует увеличению разрыва между богатыми и бедными детьми, при этом наиболее маргинализированные и уязвимые страдают больше всего. В отчете отмечается:

  • На пике своего развития более 1,6 миллиарда учащихся не посещали школу  из-за отключения по всей стране. Школы по всему миру были закрыты почти на 80% очного обучения в первый год кризиса.
  • Психическое здоровье  состояния затрагивают более 13 процентов подростков в возрасте 10–19 лет во всем мире. К октябрю 2020 г. пандемия привела к нарушению работы или остановке важнейших служб охраны психического здоровья в 93 процентах стран мира
  • .
  • До конца десятилетия в результате COVID-19 может быть заключено до 10 миллионов дополнительных детских браков  пандемия.
  • Число детей, вовлеченных в детский труд , во всем мире возросло до 160 миллионов, что на 8,4 миллиона больше за последние четыре года. К концу 2022 года еще 9 миллионов детей рискуют быть вовлеченными в детский труд в результате роста бедности, вызванного пандемией.
  • На пике пандемии 1,8 миллиарда детей жили в 104 странах, где службы предотвращения насилия и реагирования на него были серьезно нарушены.
  • 50 миллионов детей страдают от истощения, наиболее опасной для жизни формы  недоедания , и эта цифра может увеличиться на 9 миллионов к 2022 году из-за влияния пандемии на детский рацион, службы питания и методы кормления.

Помимо пандемии, в отчете содержится предупреждение о других угрозах для детей, которые представляют крайнюю угрозу их правам.

Во всем мире 426 миллионов детей — почти каждый пятый — живут в зонах конфликтов, которые становятся все более интенсивными и наносят более тяжелые потери гражданскому населению, несоразмерно затрагивая детей. Женщины и девочки подвергаются наибольшему риску сексуального насилия, связанного с конфликтом. Восемьдесят процентов всех гуманитарных потребностей обусловлено конфликтами. Точно так же примерно 1 миллиард детей — почти половина детей в мире — живут в странах, подверженных «чрезвычайно высокому риску» последствий изменения климата.

Чтобы отреагировать, восстановить и переосмыслить будущее для каждого ребенка, ЮНИСЕФ продолжает призывать :

  • Прекращение пандемии и обращение вспять тревожного спада в области детского здоровья и питания, в том числе за счет использования жизненно важной роли ЮНИСЕФ в распространении вакцины против COVID-19;
  • Восстанавливать сильнее, обеспечивая качественное образование, защиту и хорошее психическое здоровье для каждого ребенка;
  • Повышение устойчивости для лучшего предотвращения, реагирования и защиты детей от кризисов, включая новые подходы к прекращению голода, защите детей от изменения климата и переосмыслению расходов на стихийные бедствия.
  • «В эпоху глобальной пандемии, растущих конфликтов и усугубляющегося изменения климата подход, ориентированный на детей, никогда не был более важным, чем сегодня», — сказал Форе. «Мы на распутье. Поскольку мы работаем с правительствами, донорами и другими организациями, чтобы начать намечать наш коллективный путь на следующие 75 лет, мы должны оставить детей первыми в очереди на инвестиции и последними в очереди на сокращения. Обещание нашего будущего заложено в приоритетах, которые мы делаем в настоящем».

     

    ###

     

    Примечания для редакторов:

    Скачать отчет здесь

  • Контакты для СМИ

    Наззина Мохсин

    ЮНИСЕФ Нью-Йорк

    Тел.: +1 929 538 8012

    Электронная почта: [email protected]

    ЮНИСЕФ защищает права и благополучие каждого ребенка во всем, что мы делаем. Вместе с нашими партнерами мы работаем в 190 странах и территориях, чтобы воплотить это обязательство в практические действия, уделяя особое внимание работе с наиболее уязвимыми и изолированными детьми на благо всех детей во всем мире.

    Для получения дополнительной информации о ЮНИСЕФ в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе и его работе для детей посетите сайт www.unicef.org/eap

    Следите за информацией ЮНИСЕФ в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе в Twitter, Facebook и Instagram

    COVID-19 «крупнейший глобальный кризис для детей за нашу 75-летнюю историю» — ЮНИСЕФ

    Пресс-релиз

    В свой 75-летний юбилей ЮНИСЕФ предупреждает, что COVID-19 сводит на нет практически все показатели прогресса в отношении детей, в том числе ошеломляющие 100 миллионов детей оказались в нищете.

    11 декабря 2021 г.

    ЮНИСЕФ/UNI346202/Виландер

    НЬЮ-ЙОРК, 9 декабря 2021 г.  — COVID-19 затронул детей в беспрецедентных масштабах, что сделало его самым тяжелым кризисом для детей, который ЮНИСЕФ видел за свою 75-летнюю историю, говорится в опубликованном сегодня отчете Детского агентства Организации Объединенных Наций. .

    В отчете  Предотвращение потерянного десятилетия: срочные меры по обращению вспять разрушительного воздействия COVID-19 на детей и молодежь

     подчеркиваются различные способы, которыми COVID-19бросает вызов десятилетиям прогресса в решении ключевых проблем детства, таких как бедность, здоровье, доступ к образованию, питание, защита детей и психическое благополучие. Он предупреждает, что спустя почти два года после начала пандемии широкомасштабное воздействие COVID-19 продолжает углубляться, увеличивая бедность, закрепляя неравенство и угрожая правам детей на ранее невиданном уровне.

    В отчете говорится, что, по оценкам, еще 100 миллионов детей живут в многомерной бедности из-за пандемии, что на 10% больше, чем в 2019 году.. Это соответствует примерно 1,8 ребенка каждую секунду с середины марта 2020 года. Кроме того, в отчете содержится предупреждение о долгом пути к восстановлению утраченных позиций — даже в лучшем случае потребуется от семи до восьми лет, чтобы восстановиться и вернуться к прежним -Уровни детской бедности при COVID.

    Ссылаясь на дополнительные свидетельства отступления, в отчете говорится, что в бедных семьях сейчас примерно на 60 миллионов детей больше, чем до пандемии. Кроме того, в 2020 году более 23 миллионов детей не получили основных вакцин, что почти на 4 миллиона больше, чем в 2019 году., и самый высокий показатель за 11 лет. В отчете отмечается:

    • В пиковый период более 1,5 миллиарда учащихся не посещали школу  из-за закрытия школ по всей стране. Школы по всему миру были закрыты почти на 80% очного обучения в первый год кризиса.
    • Психическое здоровье  состояния затрагивают более 13 процентов подростков в возрасте 10–19 лет во всем мире. К октябрю 2020 г. пандемия нарушила или остановила оказание критически важных услуг в области психического здоровья в 9 странах.3 процента стран мира
    • В результате пандемии COVID-19 до конца десятилетия может быть заключено до 10 миллионов дополнительных детских браков .
    • Число детей, вовлеченных в детский труд , во всем мире возросло до 160 миллионов, что на 8,4 миллиона больше за последние четыре года. К концу 2022 года еще 9 миллионов детей рискуют быть вовлеченными в детский труд в результате роста бедности, вызванного пандемией.
    • На пике пандемии 1,8 миллиарда детей жили в 104 странах, где службы предотвращения насилия и реагирования на него были серьезно нарушены.
    • 50 миллионов детей страдают от истощения, наиболее опасной для жизни формы  недоедания , и эта цифра может увеличиться на 9 миллионов к 2022 году из-за влияния пандемии на детский рацион, службы питания и методы кормления.

    Помимо пандемии, в отчете содержится предупреждение о других угрозах для детей, которые представляют крайнюю угрозу их правам. Во всем мире 426 миллионов детей — почти каждый пятый — живут в зонах конфликтов, которые становятся все более интенсивными и наносят более тяжелые потери гражданскому населению, несоразмерно затрагивая детей. Женщины и девочки подвергаются наибольшему риску сексуального насилия, связанного с конфликтом. Восемьдесят процентов всех гуманитарных потребностей обусловлено конфликтами. Точно так же примерно 1 миллиард детей — почти половина детей в мире — живут в странах, подверженных «чрезвычайно высокому риску» последствий изменения климата.

    Чтобы отреагировать, восстановить и переосмыслить будущее для каждого ребенка, ЮНИСЕФ продолжает призывать :

  • Прекращение пандемии и обращение вспять тревожного спада в области детского здоровья и питания, в том числе за счет использования жизненно важной роли ЮНИСЕФ в распространении вакцины против COVID-19;
  • Восстанавливать сильнее, обеспечивая качественное образование, защиту и хорошее психическое здоровье для каждого ребенка;
  • Повышение устойчивости для лучшего предотвращения, реагирования и защиты детей от кризисов, включая новые подходы к прекращению голода, защите детей от изменения климата и переосмыслению расходов на стихийные бедствия.
  • Ситуация в Турции:

    Турция запустила национальный план реагирования, включающий ряд мер по сокращению числа случаев заражения, спасению жизней и удовлетворению социально-экономических потребностей наиболее уязвимых семей в первые дни пандемии. Тем не менее дети в Турции, как и остальные дети в мире, столкнулись с некоторыми серьезными проблемами, связанными с благополучием детей.

    Обучение 19 миллионов учащихся было частично прервано из-за закрытия школ. В этом учебном году дети возвращаются к очному обучению, и более 850 000 сирийских и других детей-беженцев записались в школы. Несмотря на огромный прогресс, достигнутый за эти годы, около 400 000 детей-беженцев, не посещающих школу, подвергаются повышенному риску изоляции, дискриминации, детского труда и детских браков, особенно во время пандемии COVID-19. ЮНИСЕФ тесно сотрудничает с правительством и партнерами из гражданского общества, чтобы обеспечить всем детям доступ к качественному формальному и неформальному образованию.

    Пандемия COVID-19 оказала глубокое и далеко идущее социально-экономическое воздействие, помимо прямого воздействия на здоровье, на уже уязвимые группы населения, включая беженцев. По данным TURKSTAT 2020, в Турции 32 процента детей живут в бедных домохозяйствах, а 34 процента испытывают различные виды материальных лишений. Пандемия, вероятно, усугубит эту ситуацию и создаст новые проблемы для детей, подвергая их большему риску бедности. Экономические ограничения могут подтолкнуть детей к тому, чтобы бросить школу из-за детского труда. ЮНИСЕФ сотрудничает с Министерством семьи и социальных служб и Министерством труда и социального обеспечения для укрепления систем социальной защиты в соответствии с 11-м планом национального развития Турции, в котором установлены важные цели по усилению и интеграции социальной защиты и социальных услуг для детей, включая беженцев и большинство уязвимые группы.

    В 2021 году ЮНИСЕФ в партнерстве с правительством и гражданским обществом продолжал уделять особое внимание смягчению воздействия COVID-19 на детей и их семьи, обеспечивая доступ к основным услугам.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *