Красною кистью рябина зажглась… | СПАДИЛО
Автор: Цветаева М.И. | Дата публикации: 1916 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический, философский | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Темы: смысл жизни
Главные герои: лирическая героиня, образ рябины, образ Иоанна Богослова
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть
Краткое содержание
Н. Барченков. Рябина. 1980
Сюжет произведения предельно прост: когда созрела рябина, в одну из суббот на свет появилась девочка по имени Марина. Повествование ведётся от первого лица. Лирическая героиня придаёт огромное значение тому факту, что родилась в важный для всех христиан праздник – в день Иоанна Богослова. Отныне, попав в непростые жизненные ситуации, ей ничего иного не остаётся, как только уповать на Бога, ища у него успокоения и заступничества.
Лирической героине (поэтессе) очень хочется «грызть жаркой рябины горькую кисть». Этим неожиданным признанием завершается стихотворение. Следует понимать: в контексте данного произведения, рябина горька от выпавших на долю Цветаевой многочисленных испытаний, оставивших привкус горечи на всю последующую жизнь.
История создания
Произведение было написано в середине августа 1916 г. На момент его написания Цветаевой было 24 года. Тогда она приняла важное для себя решение о воссоединении с супругом Сергеем Эфроном. Женщина мечтала полностью восстановить и наладить отношения с мужем ради счастья их общей дочери Ариадны.
Такое решение далось Цветаевой не просто, ведь семья распалась по её вине. Дело в том, что Марина ушла от мужа к своей лучшей подруге Софье Парнок, в которую была сильно влюблена. Делая выбор в пользу восстановления отношений с супругом, поэтесса предположить не могла, что совсем скоро лишится всего, к чему так привязана: на тот момент семья Марины проживала в Париже, где был абсолютно иной уклад жизни, где не росла рябина.
Произведение вошло в поэтический цикл «О Москве», куда, помимо него, было включено ещё восемь стихотворений, посвящённых Москве дореволюционных времён. Любопытно, что в первую редакцию это произведение внесено не было: Цветаева включила его лишь в последнюю редакцию, так как в контексте всего поэтического цикла стихотворение приобрело нужное звучание.
Жанр, направление, размер
Произведение написано в жанре философской лирики, но при этом, в нём заметны одические черты. Как известно, ода – произведение, прославляющее либо отдельного человека, либо знаменательное событие, что вполне сопоставимо с данным стихотворением. В самом начале Цветаева чётко обозначает предмет для одического воспевания: «Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась». «Предметом» воспевания является сама поэтесса.
Стихотворный размер – двустопный дактиль. Рифмовка перекрёстная, женская/мужская.
Композиция
Стихотворение символично: его лексический объём составляет ровно двадцать четыре слова. Ровно столько же лет было Цветаевой на момент написания данного произведения. Стихотворение представляет собой всего лишь три коротких четверостишия, которые можно разделить на три семантических части:
- Первая часть – повествование об основном событии, которому посвящено произведение. Это ключевое событие умещается в короткое словосочетание: «Я родилась».
- Вторая часть – повествование о символике и истории знаменательного дня, в который родилась лирическая героиня (поэтесса). Героиня акцентирует внимание читателей на том, что день был особенным: «День был субботний Иоанн Богослов».
- Третья часть – заключительная. Лирическая героиня признаётся в том, что искренне рада быть поэтом, достойно исполнять предназначение, данное ей свыше: «Мне и доныне хочется грызть…».
Произведение отличается весьма необычным построением: оно невероятно отрывисто. Из всех знаков препинания в нём имеются одни лишь точки. Заметен телеграфный стиль построения коротких фраз, предполагающий чёткое, предельно сухое информирование о важных событиях.
Образы и символы
В произведении Марина Цветаева создала три ярких, запоминающихся образа:
- образ лирической героини абсолютно тождественен автору. Несмотря на то, что Цветаева не относилась к символистам, всё произведение представляет собой один сплошной символ. Героиня повествует о том знаменательном дне, когда она появилась на свет;
- образ рябины – о рябине лирическая героиня говорит в самом начале произведения. В данном контексте, рябиновый куст символизирует Родину и защиту. Рябина, будто вестница, призвала поэтессу в несовершенный мир людей. В заключительной части стихотворения рябина выступает символом непростой судьбы лирической героини, её поэтического дара. Поэтому рябиновые ягоды горькие: Цветаева несла «крест» своего поэтического дарования стойко и безропотно;
- образ Иоанна Богослова – известно, что с религией у Цветаевой сложились неоднозначные отношения, сложные и противоречивые.
Темы и настроение
Произведение, созданное в жанре философской лирики, поднимает две важные темы:
- Тема поэта и поэзии – эта тема популярна среди большинства поэтов. Для Цветаевой являться поэтом – значит быть изгоем, лишним для общества человеком, жить вне времени, чувствовать причастность к тайнам мироздания. Быть поэтом – это одновременно и тяжкая ноша, и бесценный дар небес. Если говорить образно, для неё поэтом является светлый Ангел с руками труженика.
- Тема профессиональной самоотдачи – Цветаева осознавала, что обладает большим дарованием, но для неё этого было недостаточно. Поэтесса постоянно работала, оттачивая своё творческое мастерство. Лишь талант, умноженный на многочасовой труд, является единственным гарантом успеха.
Настроение произведения можно охарактеризовать одним метким определением – «красное». Стихотворение звучит, подобно манифесту, сообщающему о рождении на свет особого человека – поэта!
Основная идея
Основная мысль заключается в следующем: рождение на свет поэта, творца – это всегда событие уникальное, судьбоносное и знаковое. Цветаева была уникальным поэтом, а, значит, уникально и её рождение. Между строк сквозит мысль о том, что человеческая жизнь быстротечна и обыденна, а яркие рябиновые кисти способны украсить тоскливый пейзаж поздней осени и сейчас, через сотню лет, олицетворяя собою вечность.
Средства выразительности
В стихотворении, для выражения основной идеи, представлены следующие тропы:
- эпитеты – «красною кистью»;
- метафоры – «горькая кисть», «жаркая рябина», «рябина зажглась»;
- гипербола – «спорили сотни колоколов»;
- аллитерация – автор использует на протяжении всего произведения звонкие согласные, а также звук «К», тем самым создавая эффект звенящего колокола.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 1.9k
Анализ стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…» (М. И. Цветаева)
Серебряный век — век формирования новых литературных направлений, творческих исканий поэтов. С. К. Маковский назвал его «веком мятежным, богоищущим, бредящим красотой». Данный период подарил Миру более сотни великих поэтов, среди которых выделяется пылающая звезда – Марина Цветаева. Марина Ивановна – поэт чувств. Её произведения эгоцентричны, броски, самодостаточны. Многомудрый Литрекон предлагает вниманию читателя полный анализ стихотворения поэта «Красной кистью рябина зажглась…» по плану.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление, размер
- 3 Композиция
- 4 Образы и символы
- 5 Темы, проблемы, настроение
- 6 Основная идея
- 7 Средства выразительности
История создания
Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…» написано 16 августа 1916 года. Посвящено оно дню рождения поэтессы. На полях, около стихотворения, Цветаева оставила запись:
«А рождение мое — 26-го русского сентября — день Иоанна Богослова — с субботы на воскресенье — полночь».
Стихотворение «Красною кистью…» включено в цикл стихов «О Москве», в котором, помимо него, ещё 8 стихов, посвящённых дореволюционной Москве. Для Марины Ивановны Москва – это центр Православной культуры, это храмы, купола.
Нельзя не заметить, что в первую редакцию данное стихотворение не было включено, хотя уже было дописано. Но в последнюю редакцию Марина Ивановна его уже включает вероятно потому, что в контексте всего цикла стихотворение «Красною кистью…» приобретает необходимое звучание.
Жанр, направление, размер
Данное произведение написано в жанре лирического стихотворения, хотя имеет одический характер.
Ода – это стихотворение, славящее человека или великое событие, что вполне сопоставимо с данным произведением. В начале стихотворения Марина Ивановна обозначает предмет воспевания: «Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась». Цветаева, по сведениям, дошедшим до нас, не страдала заниженной самооценкой, она понимала, что обладает талантом, поэтому относилась к себе с должным уважением, писала о себе открыто, без преувеличений и без преуменьшений.
Ни одному из литературных направлений Марина Ивановна не принадлежала. Она была поэтом, она писала сердцем и от сердца. Её стихи очень легко отличить от других. Они горят, они пышут энергией и страстью, как и сама Цветаева, они темпераментны, очень горячи и до возмущения просты.
Как-то Марина Ивановна призналась:
«Я не люблю жизни как таковой, для меня она начинает значить, то есть обретает смысл и вес — только преображенная, то есть — в искусстве. Если бы меня взяли за океан — в рай — и запретили писать, я бы отказалась от океана и рая. Мне вещь сама по себе не нужна».
Размер стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…» – двустопный дактиль. Рифмовка перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы.
Композиция
Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…» состоит из 3 строф. Также примечательно то, что стихотворение содержит всего 24 слова, что символично, так как на время написания произведения Марине Ивановне было 24 года.
Марина Цветаева начинает стихотворение с образа рябины, которая зажглась, и заканчивает его этим же образом, характеризуя её (рябину) как жаркую.
Данное произведение можно разделить на три смысловые части, сопоставимые со строфами.
«Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.»
В данной части поэт сообщает о предмете воспевания, о событии, которому посвящено данное стихотворение.
«Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.»
Дальше автор пишет об особенности этого дня. Для Цветаевой было очень значимым то, что она родилась в такой светлый праздник.
«Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть. »
В последней строфе Марина Ивановна пишет о своём предназначении, о том, что она не отступает перед трудностями, что она счастлива быть поэтом.
Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…» необычно по своему построению: оно отрывисто, из знаков препинания встречаются лишь точки. Телеграфный стиль, использованный Цветаевой в данном стихотворении, был очень востребован у футуристов. Произведения, написанные данным манером, напоминают телеграфные сообщения, которые извещают лишь о главных событиях, очень сухо, по факту.
Образы и символы
Лирическим героем стихотворения «Красною кистью…» является сама Марина Ивановна. Хоть Цветаева и не была символистом, но это стихотворение – сплошной символ.
Рябина – символ защиты, символ, любви, символ Родины. Для Марины Ивановны рябина – это именно Россия, Москва! Красный цвет символизирует мудрость и власть, что в сочетании с рябиной создаёт образ мудрой, любимой Москвы, которой посвящён весь цикл, включающий данное стихотворение. Также красный цвет в Православии символизирует божественное проявление, что также находит отражение как в стихотворении «Красною кистью…», так и во всём цикле.
Важно отметить, что у Марины Ивановны сформировано своё понимание, восприятие цвета, каждый её сборник, цикл стихов «цветной», то есть описывая какое-то событие, явление, чувство, автор использует определённый цвет, который помогает ей более полно передать всё настроение, смысл излагаемого.
Также, рябина упоминается и в конце произведения, но символическое значение у неё уже несколько иное.
«Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.»
Здесь Марина Ивановна пишет о своей судьбе, о своём предназначении. Рябина – это её поэтический дар, это творческое наследие, которое останется навсегда после неё, и, время от времени, будет радовать, как и кисти рябины, загорающиеся осенью.
Почему кисть рябины горькая? Горький вкус ассоциируется с тоской, одиночеством, недостатком любви. Сама Марина Ивановна была очень страстной натурой, любила всем сердцем, любила так сильно, что её любви могло хватить на двоих влюблённых, ей практически не нужны были ответные чувства.
«Я в любви умела только одно: дико страдать и петь!» (Марина Цветаева).
Также Марина Ивановна считает символичным тот факт, что она родилась в день Иоанна Богослова, о чём неспроста упомянула в стихотворении. Она родилась в Православный памятный день, значит, она особенная, значит, она может сделать для людей что-то особенное.
Темы, проблемы, настроение
Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…» относится к философской лирике. Тема его – рождение поэта.
- Тема поэта и поэзии занимала очень многих авторов. Для Цветаевой быть поэтом – это быть изгоем, лишним, быть вне времени, быть причастным к тайнам бытия. Быть поэтом – это и дар, и тяжёлая ноша. В этом и заключается проблематика произведения! Поэт – это Ангел с руками труженика.
- Марина Ивановна понимала, что обладает удивительным талантом, но для неё этого было мало. Она бесконечно трудилась, совершенствовалась! Талант, помноженный на труд – формула, которая привела к успеху Марину Ивановну.
- Настроение данного стихотворения «красное». Именно так! Произведение очень лаконичное, чёткое. Оно звучит как манифест, сообщающий о важном событии, о том, что родился ещё один особенный человек, родился поэт.
Основная идея
Смысл стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…» – специфичность, неповторимость такого события, как рождение поэта. Марина Цветаева – уникальный поэт! Уникально и её рождение.
Всё, что должно произойти, произойдёт в нужном месте, в нужное время! Так и рождение Марины Ивановны. Она могла родиться только в Москве, только осенью, только в этот светлый день. Так и случилось. Такова главная мысль стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…».
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Красною кистью рябина зажглась…» перечислены в списке:
- Аллитерация: на протяжении всего стихотворения часто встречаются звонкие звуки, а также звук «к», которые создают впечатление звенящего колокола.
- Эпитеты: «красною кистью».
- Метафора: «рябина зажглась», «спорили сотни колоколов», «жаркая рябина», «горькая кисть».
- Гипербола: «сотни колоколов».
- Встречается инверсия.
Автор: Кристина Асаулова
то, как мы видим мир – вот как проникает свет
Рябина все еще там, в саду дома, где я вырос? Эта мысль пришла мне в голову, когда я слушал второе из пяти выступлений Фионы Стаффорд на тему
Для садоводов это дерево имеет ряд преимуществ. Это дерево на все времена года — калейдоскоп меняющихся цветов в течение года, от кремового весеннего цветения и фисташково-летней зелени до ярко-алых осенних ягод. Он популярен среди любителей птиц, потому что его любят черные дрозды и дрозды. В результате рябины встречаются на пригородных улицах и в садах по всей Британии.
Тем не менее, это дерево впервые выросло в диких высокогорных районах. И, как предположила Фиона Стаффорд, она давно пережила своего рода кризис идентичности, связанный с путаницей имен в разное время. «Рябина» отражает влияние викингов в Шотландии, поскольку это слово происходит от древнескандинавского рейнир , что означает красный. Популярное название дерева рябина является двойным неправильным употреблением: хотя оно возникло в высокогорных районах, сейчас это дерево так же распространено на юге. Более того, он не имеет отношения к ясеню (путаница возникла из-за сходства перистых листьев двух видов). Также есть древнеанглийское название cwic-beám , которое сохранилось в названии quickbeam (где «quick» = жизнь). Фиона Стаффорд рассмотрела различные объяснения того, почему с англосаксонских времен дерево должно было ассоциироваться с жизнью. Возможно, это произошло из-за того, что его использовали в качестве амулета для бесплодной земли, или из-за терапевтической ценности ягод (очевидно, они делают отличное средство для полоскания горла), или, может быть, это было как-то связано с дрожащими листьями.
Итак, рябина бывает разных видов: ясень белый, рябина обыкновенная, светлячок, шепчущее дерево, ведьмино дерево. Как объяснила Фиона Стаффорд, эта изменчивая идентичность подходит дереву, которое одновременно является безопасным и пригородным, и деревом, священным для древности, известным своей защитной силой. Она рассказала о том, что рябина занимает видное место в ирландских, шотландских и скандинавских традициях, ее ягоды считаются пищей богов. Он фигурирует в старых ирландских стихах и имеет много ассоциаций с магией и ведьмами. Его старое кельтское название — 9.0003 ‘fid na ndruad ’, что означает дерево волшебника. Это также всплывает в стихах Симуса Хини, таких как «Песня»:
Рябина, похожая на девушку с накрашенной губой.
Между проселочной и главной дорогой
Ольхи на мокром и мокром расстоянии
Отойдите в тростник.
Там грязевые цветы диалекта
И бессмертники абсолютного слуха
И тот момент, когда птичка поет очень близко
Под музыку происходящего.
Это вторая серия по теме Значение деревьев , представленная Фионой Стаффорд, профессором литературы Сомервильского колледжа в Оксфорде. Как и в первом, в этом исследовалась символика, экономическое значение и культурное значение пяти деревьев, распространенных в Великобритании. В то время как в первой серии рассматривались тис, ясень, дуб, ива и платан, во второй Стаффорд обсуждал рябину, сосну, тополь, боярышник и яблоню.
Густав Климт, Сосновый лес, 1901
Прежде чем обсуждать рябину, теперь цветущую в пригородных садах, Фиона Стаффорд начала свою серию с другого одомашненного вида, который нашел место почти в каждой комнате дома – и в обеспечении ключевых ингредиентов многих товаров для дома.
Год 1975. Лето палящее, и люди начинают раздеваться.
Она говорит о новой волне в мебели:
На кухне у нас сосновые столы, комоды, шкафы; в спальне сосновые изголовья, шкафы и ящики; в ванной больше сосны для шкафов, полотенцесушителей, полочек и держателей для щеток.
Все, воскликнул Стаффорд, сходят с ума. Насколько правильно! Это была эпоха Хабитат и местных ремесленников, которые продавали мелиорированную и свежевырубленную сосну (или, приложив усилия, вы могли бы сделать это самостоятельно). Мы тоже — молодая пара, обустраивающаяся в своей первой квартире, — были частью этого возрождения сосны, которое, по словам Стаффорда, было «реакцией против космической эры полиэтилена, пластика и полиэстера». Вместо линолеума и формики, имитирующих дерево, мы хотели настоящее.
Родом из Шотландии, сосна является экономически самым важным деревом в мире. Существуют не только очевидные применения в мебельной, строительной и бумажной промышленности, но и его лечебные свойства при лечении бронхита и пневмонии на протяжении тысячелетий, а его смола используется для производства клеев, смол, восков, растворителей и ароматизаторов. Это универсальное дерево, из которого получают базовое масло для эмульсионных красок, скипидар для очистки кистей, смолу для гидроизоляции корабельных досок и различные виды лакрицы.
Затонувшие сосновые и дубовые леса Борта
Сосна является коренным деревом Великобритании более 4000 лет, а темные сосновые леса вошли в легенды и сказки. Фиона Стаффорд рассказала, как после свирепых февральских штормов был обнаружен доисторический затопленный лес из сосен и дубов, существовавший между 4 500 и 6 000 лет назад, когда тысячи тонн песка были удалены с пляжей в заливе Кардиган. В Борте были обнаружены остатки леса, который когда-то простирался на многие мили, прежде чем изменение климата и повышение уровня моря похоронили его под слоями торфа, песка и соленой воды. Деревья перекликаются с местной легендой о затерянном королевстве Кантр’р Гваелод, утонувшем под волнами.
Колыхаемые ветром сосны на побережье Средиземного моря в Жьене, недалеко от Йера
Стаффорд говорил о давней «склонности сосны помогать и исцелять», которая теперь раскрывается в новом смысле, когда ученые открывают, что ароматы сосны создают охлаждающий аэрозольный эффект при подъеме. Таким образом, сосновый лес может фактически создавать облачный покров — естественное зеркало, отражающее солнечный свет обратно в стратосферу и от перегретой земли. Но было одно применение сосны, не упомянутое Фионой Стаффорд, от которого я пристрастился. Собранные семена дерева – называемые кедровыми орехами – являются прекрасным дополнением ко многим блюдам, а также важным ингредиентом соуса песто. Стаффорд, однако, упомянул пьянящий аромат сосен, который у меня особенно ассоциируется со Средиземноморьем.
Поль Сезанн, Мон-Сент-Виктуар, 1887
Поль Сезанн, Великая сосна, 1896 г. сосны – это картины Поля Сезанна, изображающие сосны, которые обрамляют Мон-Сен-Виктуар на его многочисленных картинах с изображением этой горы. Самая мощная из всех — и одна из моих самых любимых картин — это его портрет Великой сосны.
Боярышник в Йоркшир-Дейлс
«Терн есть — он выглядит таким старым,
Он выглядит таким старым и серым.
Не выше двухлетнего ребенка
Он стоит прямо, этот престарелый Торн;
Ни листьев, ни колючек;
Масса узловатых соединений,
Жалкая заброшенная вещь.
Это начальная строфа стихотворения Вордсворта «Шип», которое Фиона Стаффорд приводит как пример устрашающей репутации боярышника, который на протяжении всей истории считался настолько неудачливым, что его цветы никогда не следует приносить в дом или выставлять напоказ. Действительно, я помню, когда я был ребенком, моя мать, которая была родом из сельского Дербишира, была бы в ужасе, если бы мы вернулись с прогулки с боярышником среди букета полевых цветов). Этот страх, вероятно, возник из-за ошибочного убеждения, что терновый венец Христа был из боярышника. Из поверья вытекала идея, что если принести в дом любую часть дерева, но самое главное цветы, это приведет к тому, что кто-то в доме умрет. Нападать на боярышник или срубать его было плохой идеей по той же причине. Как заметила Стаффорд в своем выступлении: «Кажется, какая-то ужасающая сила таится внутри этого грозного дерева — или, скорее, в умах тех, кто чувствует угрозу от его глубоко женской красоты».
Весной боярышник распускается прекрасным майским цветком. Каждый год, по словам Стаффорда, «почти в одночасье боярышник белеет; огромные кучи цветов, казалось, рассыпали по ветвям, словно какой-то нерадивый повар. Для Дэвида Хокни это «неделя действий». На его знаменательной выставке в Лондоне пару лет назад вся комната была заполнена «этими огромными, тревожными, покрытыми заварным кремом формами» — массовым праздником волшебного, меняющего форму боярышника».
Хокни, «Майское цветение на римской дороге», 2009 г.
Несмотря на то, что боярышник ассоциируется с несчастьем, главная ассоциация этого дерева связана с маем, его цветки венчают майских королев и украшают майские шесты. Его альтернативное название май или майское цветение отражает тот факт, что цветение боярышника является признаком того, что зима закончилась и начинается весна (хотя, учитывая британский климат, майское цветение может появиться в апреле или даже в июне). Интересно, что старая поговорка «Никогда не бросайте тряпку до мая» (предупреждение не сбрасывать поспешно никакие тряпки или одежду) относится не к месяцу май, а к пониманию того, что лето еще не наступило. пока не отцветут майские цветы.
Майское цветение на Уэнлок-Эдж, май 2007 г.
Так совпало, что Пол Эванс, один из лучших наблюдателей за миром природы, пишущий в настоящее время, на этой неделе посвятил боярышнику свой деревенский дневник в Guardian. Я думаю, что произведение заслуживает того, чтобы его воспроизвели целиком:
Последний май расцветает, как невеста на Холме Ветряных Мельниц. Белая в вечернем свете, когда небо начинает очищаться от прохладного дождливого дня, она стоит как громоотвод, все еще ослепляя энергией недавней грозы. Из молнии, согласно мифу, она возникла. Ее ветви заполнены щитками пятилепестковых цветов, каждый с кольцом красных спичечных головок тычинок. Ее приземленно-эротический мускус привлекает мух для опыления и повергает их в транс. Священное дерево для европейских народов, ее древесина использовалась в свадебных факелах в Греции, в качестве защиты от привидений и злых духов в Германии, а также для магического лечения бородавок, зубной боли, ревматоидного артрита и родов.
Короны майского цветка были найдены на мертвых палеолитических пещерных обитателях задолго до того, как они использовались в качестве свадебных венков на греческих и римских свадьбах, посвященных Майе и Деве Марии. В кельтской культуре одинокие кусты, подобные этому, были местами магической силы и охранялись из-за страха перед репрессиями. В этом что-то есть. Я давно восхищаюсь этим деревом: непроницаемым и похожим на облако, оно поздно цветет и дает большой урожай алой боярышницы. Он часто полон птичьего пения и жужжания насекомых и имеет характерное присутствие на вершине холма как своего рода маяк. Было бы кощунством вмешиваться в это, и я вполне могу поверить, что его красота может обернуться злобой. Большинство майских деревьев или боярышников в этом ландшафте стали грязными, их лепестки выцвели и упали под дождем.
Дорожки и переулки вокруг усыпаны белым конфетти великой свадьбы мая, и вот месяц и его дерево почти закончились. Следующая волна родственных розам цветов – ежевики и шиповника – вот-вот вырвется из живых изгородей и кустов. А пока это дерево говорит само за себя в ослепительной простоте: цветы и шипы, красота и боль — свадьба мая.
Боярышник, как справедливо заметил Стаффорд, полностью изменил лицо Британии: это палимпсест старых обычаев земледелия. Это выносливое дерево, когда его срубают и укладывают, во многом отвечает за само наше представление о британской сельской местности из-за его пригодности для живой изгороди. Когда в восемнадцатом веке большая часть Британии была огорожена, новые поля были отмечены живой изгородью боярышника, превращая ландшафт в знакомое лоскутное одеяло полей. Поля, окруженные живыми изгородями из боярышника, формируют глубоко укоренившийся мысленный образ английского пейзажа, поэтому выкорчевывание старых живых изгородей в современной сельскохозяйственной практике может стать таким психологическим шоком. Более того, потеря живых изгородей из боярышника также повлияла на дикую природу, способствуя исчезновению многих видов птиц. В своей поэме «Дроздовое гнездо» Джон Клэр отметил близкое родство боярышника и дрозда:
В густом и раскидистом кусте боярышника
Который нависал над кротовиной большой и круглой,
Я с утра до утра слышал весёлого дрозда
Пою гимн восходу солнца, и я пил восходу 90 003 звук 90 004 радость; и часто, назойливый гость,
Я наблюдал ее тайный труд изо дня в день –
Как верно она искривила мох, чтобы сформировать гнездо,
И вылепила его внутри из дерева и глины;
И мало-помалу, как вересковые колокольчики, позолоченные от росы,
Там лежали ее блестящие яйца, яркие, как цветы,
Чернильные пятна на скорлупе зеленовато-голубой;
И там я стал свидетелем в солнечные часы,
Выводок менестрелей природы чирикает и летает,
Радостный, как солнечный свет и смеющееся небо.
Типичная обсаженная тополями дорога на юге Франции (фото Брайана Джонса, http://bracken.pixyblog.com)
Когда в 1970-х годах мы начали путешествовать через Францию в кемпинги в Дордони или Севеннах, элемент ландшафта, который больше всего впечатлил меня, — это мили тополей, которые выстроились вдоль национальных маршрутов , когда мы ехали на юг . В своем эссе о тополях Фиона Стаффорд отметила, что многие из них в северной Франции были посажены за один раз, по указанию Наполеона, чтобы затенять войска, когда они маршировали к французской границе. Тот факт, что они быстро вырастали ровными рядами, означал, что они идеально подходили для обкладки магистральных дорог или для джентльменов, которые во время Гранд-тура видели тополь Ломбардии, обрамляющий дороги и реки в северной Италии, и решили использовать они выстраивают проспекты в своих загородных поместьях.
Тополя у реки Мерси недалеко от Сейла
Тополь, сказал Стаффорд, в наши дни не очень хорош как древесина (в основном его используют для изготовления спичек), но, на удивление, это самое современное из деревьев, будучи первым деревом для того, чтобы его ДНК была полностью секвенирована. Этот прорыв позволил начать эксперименты по разведению деревьев с такими целями, как борьба с выбросами углерода и разработка биотоплива и биоразлагаемых пластиков.
Для такого простого, похожего на колонну дерева, на удивление много литературных ссылок на тополя. Среди упомянутых Фионой Стаффорд были «Тополя Бинси», написанные Джерардом Мэнли-Хопкинсом как ранний протест против вырубки деревьев — акта «духовного вандализма», когда были вырублены тополя на заливных лугах в Бинси. Это был пейзаж, который Хопкинс хорошо знал во время учебы в Оксфорде, и эта вырубка «символизировала небрежное уничтожение природы современностью»:
срублено 1879
Мои осины милые, чьи воздушные клетки подавили,
Заглушили или погасили в листьях прыгающее солнце,
Все срублено, срублено, все срублено;
Из свежего и следующего складчатого ряда
Не пощадили, ни одного
Который качался в сандалиях
Тень, которая плыла или тонула
& извилистая луговая река
О, если бы мы знали, что делаем
Когда мы копаем или рубим —
Рубим и сносим растущую зелень!
За то, что страна такая нежная
Прикоснуться к ней, будучи такой тонкой,
Такой, как этот гладкий и видный мяч где мы имеем в виду
Чтобы починить ее, мы покончим с ней,
Когда мы рубим или копаем:
Пришедшим не угадать красоты бывшей.
Десять или двенадцать, только десять или двенадцать
Удары бескорыстного хаоса
Сладкая особенная сцена,
Сельская сцена, сельская сцена,
Сладкая особенная сельская сцена.
Кроме того, существует множество художественных изображений тополей – от Тернера и Моне (множество картин с изображением тополей во все времена года на берегу реки Эпте) и Ван Гога (который много раз рисовал тополя в своей жизни) до Поль Сезанн и Роджер Фрай.
JMW Turner, далекий замок с топольными деревьями рядом с рекой, 1840
Тополя на Epte By Claude Monet, 1891
Claude Monet, Эффект Sunlight под The Poplars The Poplars.
Пол Сезанна, Тополры, 1890
Роджер Фрай, Река с тополями, 1912
Авеню «Сансет» в Vincent van Gogh, 18849 .0004
Винсент Ван Гог, Два тополя на дороге через холмы, 1889
Ранее я упоминал об одержимости Сезанна рисованием сосен, обрамляющих вид на Мон-Сен-Виктуар, который он видел каждый день, когда поднимался на холм выше его дом за пределами Экс-ан-Прованса. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но я не думаю, что он когда-либо рисовал тополя кипариса [см. комментарий ниже!], которые возвышаются на переднем плане этого вида. Может быть, их не было в 1880-х годах, хотя они присутствовали, когда я фотографировал эту сцену несколько лет назад.
Тополя и Мон-Сен-Виктуар
Какой бы ни была их экономическая или утилитарная ценность, для меня главное в деревьях — это их ежедневное присутствие в окружающем нас мире — «постоянное, как северная звезда», как написала Джони Митчелл в совершенно другой контекст. Постоянные и в то же время постоянно меняющиеся: они могут быть самым важным средством, с помощью которого мы измеряем времена года. Есть что-то почти невыразимое и в том, как мы проживаем свою жизнь среди живых существ, которые, если им удастся избежать бензопилы, могут выжить на протяжении столетий или даже тысячелетий. Они действительно, говоря словами стихотворения В. С. Мервина, случайно появившегося в субботней газете «Гардиан», таковы, как мы видим мир:
«Элегия для грецкого ореха» В.
С. Мервина Старый друг теперь никого нет в живых
кто помнит, когда ты был молод
было разгар лета, когда я впервые увидел тебя
в огне дня большую часть моей жизни назад
с шепотом сухой травы в твоей тени
и ты уже пережил войны
и отголоски войн вокруг твоей тишины
сквозь дни разлуки и времена разлуки
с годами дом пустел
пока он не стал домом для летучих мышей и ласточек
и все же, когда весна поднялась к лету
ты снова раскрыл свернутые спящие пальцы
3 новорожденного
23 уходит как ни в чем не бывало
ты и времена года говорили на одном языке
и все эти годы я смотрел сквозь твои конечности
на реку внизу и крыши и ночь
и ты был таким, каким я видел мир
См. также
- Значение деревьев: предыдущий пост, посвященный первой серии
- ‘Кровавое сияние, тайна и меланхолия боярышника’
Например:
Нравится загрузка . ..
Пять стихотворений Линдсей Тернер — Компания Editions
Пять стихотворений Линдсей Тернер в Компания
Система 9000Все системы работают, местами сломаны Марс красная планета в небе за домами Марс красная планета, знак которой ♂ система говорит, что приближается к земле в ноябре
Все системы говорят иди и возьми свои вещи с тобой Листья шуметь за домами В в системе есть части, которые не чувствуют Они нес ее по лестнице как куклу
Система нарисовала себя на траве в поле система была нарисована на траве в поле Они нес ее по лестнице как куклу Они нарисовал систему на траве в поле
Части тела чувствуют себя странно, когда вы просыпаетесь? внутри системы Есть ли части, которые не чувствуют система и какая мертвые листья выглядели как яички, но я не хотел этого говорить система не слишком шумит в траве
Части в системе все еще не ощущаются что-нибудь Я видел свою ногу в кресле, но она не был похож на меня система была сломана и в ней были тела системы работали, чтобы позаботиться об этом
Системы работали, чтобы позаботиться о это быстро системы сказали убирайся, поэтому я быстро вышел Системы сломались, поэтому я вышел посмотреть на небо планета не совсем красная, больше похожа на ириску
Все системы идут а ты что думал происходило Все системы идут и так действительно было Все системы сломаны и системы заботятся об этом красная планета видна над мусорным контейнером, но далеко |
ПЕСНЯ ГОРОДОВ
что общее между ними появляется только после того, как вы побывали в некоторых из них: на к концу дня мы все очень хотели пить, кроме ребенка, который наелся вода ранее
что общее у них проявляется в виде усталости, которой не должно быть при вставании, должно быть что-то не так, кажется
*
пыль в воздухе над треугольником бульвара и двумя диагональными улицами столкнулся с ним сразу после ливня: единственная часть, которая подходит сюда, это в форме катастрофы, тем не менее мелкие украшения висят прямо в воздух, несмотря на
опилки, какая пыль от краски, какая пыль на стенах с буквами, вспыхивали красные огоньки ночью в пыли, и кухонное окно, врытое в такую старую стену, что оно блестело, тем не менее пыль нова в этом доме,
коммунальные услуги превращаются в пыль, вода берет ржавчину: эти силы не покидают космос после того, как его бросили —
*
Вода вода везде
Но мысли так не делают
Серьезные чиновники говорят, подкрепляет чистую прибыль.
*
вредителей в городе, betes d’orage в пшенице, буря их, склонность к малым пространствам ведет к глобальному взрыв даже после карантина, городок все это время ютился в пшеничных полях и самолет знает что и где мы знаем, проблема счетов, которые пришли с ним, гражданские расходы как планы и фейерверки, проблема, которую вы видите, заключается в том, что кто-то должен платить их трудно обнаружить
*
Так как силы не покидают космос хотя кажется заброшенным
тоже сгладить традицию, слишком легко осознать и внедрить ее, что-то успокаивающее город рушится, пока мы говорили об этом, поговорим о пустой трате энергии но все же есть эти формы, которые нужно чем-то заполнить
город празднуется таким же пустым, как и другие города, темпы замедления появляются с увеличением скорости ставни снова закрываются быстрее, пение прорывается через заброшенное пространство,
*
Система старения означает гонку получить прибыль от заброшенного пространства оставив заброшенное место так как силы не покидают космос , хотя выглядит заброшенным.
Думать так не получится: лот брошен на гонку, проклятие в том, что оно останется и все серьезные чиновники говорят мы думал, что ты бросил —
*
Жалюзи открываются на жалюзи: индустрии полей и жуков — безмолвные силы в космосе. Сериал начинает захлестывать в процессе формирования — |
ПЕСНЬ НАКОПЛЕНИЯ
я был в другом состоянии, когда это случилось длинных так как ушел под небо я почувствовал, как стекло стало светлее в моей руке я подумал, мне следует обратить больше внимания на то, что странно
так Давным-давно под небом, ночью некоторые белые полосы то просто ничего есть офис для сдачи и один для дикости ты подумайте «нетронутый», но это просто означает, что еще не накоплено
ты думайте «нетронутый», но это просто означает незагроможденный лайка новый офис, где еще не так много барахла или как насчет того, чтобы изменить это, потом будет меньше
там в поле была щетина и горло хрипело выход под ночным небом кричать «Я ненавижу мужчин» тогда на поле было меньше стерни когда листья сдуло это была в основном грязь
там был двор но в нем было меньше травы когда вы говорите «меньше», объясните, пожалуйста, что вы имеете в виду в другое состояние, офис для дикости
ан офис для смены другого для дикости я был в другом штате, пытался что-то сделать там стерни в поле было меньше и еще что-то гремело ты подумайте «возможность», пожалуйста, объясните, что именно вы имеете в виду |
СТРАХОВАЯ ПЕСНЯ
Ты защищены от форм несвоевременности, крытый против чрезмерной вины или расходов. Кража некоторых вещей покрывается, если они ваши, ты покрыты, если вы испортите свое бедро.
Ты с покрытием от плесени, ничего что делать с его запахом. ты с покрытием от плесени, ничего что делать с его запахом.
Ваше покрытие распространяется на прибрежные районы где вы не пойдете просто посмотреть на пейзажи. Ваш покрытие распространяется даже после вашей смерти, покрытие дело, связанное с вашей смертью,
покрытие вещи, которые вы все равно не стали бы делать, покрытие когда тебя не было, когда ты сказал, что будешь, покрытие когда ты просыпаешься, думая, что сейчас утро это нет и не будет еще какое-то время. |
ПОМОЩНИК
теперь беспокойство, которое вы никогда не выбирали в горы, рябина найти глагол того, что ты потерял
в горы, рябина красный ягоды вспыхнули в сухой кисти найти глагол и страдать с кем-то другим —
найти глагол & терпеть его проехал через где бумажная фабрика страдать тревога и выборы дураков —
в воздух бумажная фабрика выпущено все это в воздухе солнечный свет запутался в воздухе и вниз по горе —
имеет кто-нибудь проверял в эфире сделал вы думаете, что вы должны выбрать делает кто-нибудь когда-либо выбирал & все равно вместе
проехал через горы в засуху страдать через глагол вместе это это то, что вы не выбрали и что может пережить |
Линдси Тернер — автор песен и баллад , выйдет в издательстве Prelude Books в 2018 году.