12.05.2024

Константность восприятия это в психологии: определение термина, функции и значение, примеры : Labuda.blog

Содержание

определение термина, функции и значение, примеры : Labuda.blog


Восприятие помогает человеку познать объективную действительность. Константность, которая является одним из основных его свойств, выражается в постоянстве цвета, формы и величины предметов, а также обеспечивает индивиду познание окружающего мира.

Восприятие и его свойства

Восприятие по своей сущности относится к сложному психическому процессу, которое заключается в целостном отражении явлений и предметов, действующих в определенное время на органы чувств. Условно восприятие представляют как совокупность мышления, памяти и ощущений. Специалисты выделяют следующие свойства восприятия:

  • предметность;
  • целостность;
  • константность;
  • обобщенность;
  • избирательность;
  • структурность;
  • осмысленность.
  • Предлагаем рассмотреть каждый из вышеперечисленных свойств наиболее подробно.

    Предметность

    С помощью предметности и константности восприятия человек не способен воспринимать окружающую действительность в виде набора различных ощущений. А вместо этого он видит и различает отдельные друг от друга предметы, которые обладают определенными свойствами, вызывающими эти ощущения. После долгого изучения и проведения различных экспериментов ученые пришли к выводу, что отсутствие предметности восприятия способно вызвать дезориентацию в пространстве, нарушение восприятия цвета, формы и движения, а также галлюцинации и другие психические отклонения.

    Один из таких подобных экспериментов заключался в следующем: испытуемого поместили в ванну с физиологическим раствором комфортной для него температуры, где его восприятие было ограничено. Он лишь видел блеклый белый свет и слышал монотонные отдаленные звуки, а покрытия на его руках мешали получить осязательные ощущения. Спустя несколько часов пребывания в таком состоянии у человека нарастало тревожное состояние, после которого он просил прекратить опыт. Во время эксперимента испытуемые отмечали отклонения в восприятии времени и галлюцинации.

    Целостность

    Стоит отметить, что целостность и константность восприятия взаимосвязаны между собой. Данное свойство восприятия позволяет создать целостный образ предмета, при помощи обобщенной полученной информации об отдельных качествах и признаков предмета. Благодаря целостности мы способны воспринимать определенным образом организованную действительность, а не хаотическое скопление прикосновений, отдельных звуков и цветовых пятен. Например, при прослушивании музыки нашему восприятию подвластно слышать не отдельные звуки (колебания частот), а мелодию в целом. Так и со всем происходящем — мы видим, слышим и чувствуем целостную картину, а не отдельные части происходящего.

    Осмысленность

    Суть этого свойства заключается в том, чтобы дать воспринимаемому явлению или объекту определенный смысл, обозначить его словом, а также отнести к определенной языковой группе, исходя из багажа знаний субъекта и его прошлого опыта. Одной из самых простых форм осмысливания явлений и предметов считается узнавание.

    Швейцарский психолог Герман Роршах выявил, что даже случайные чернильные пятна воспринимаются человеком как что-то осмысленное (озеро, облако, цветы и т. д.), и только людям с психическими отклонениями свойственно воспринимать их просто как абстрактные пятна. Из этого следует, что восприятие осмысленности протекает в качестве процесса поиска ответов на вопрос: «Что это?».

    Структурность

    Это свойство помогает человеку объединять воздействующие стимулы в сравнительно простые и целостные структуры. Благодаря устойчивым признакам объектов человек способен узнавать и различать их. Внешне различные, но по существу однообразные предметы опознаются как таковые при помощи отражения их структурной организации.

    Обобщенность

    Определенное обобщение можно проследить в каждом процессе восприятия, а степень обобщения связана непосредственно с уровнем и объемом знаний. Например, белый цветок с шипами осознается человеком как роза, или как представитель семейства разноцветных. В обобщении главную роль играет слово, а называние синонимом определенного предмета помогает повысить уровень обобщения восприятия.

    Избирательность

    Подразумевает преимущественное выделение определенных объектов по отношению к другим, обусловленное отличительными чертами субъекта восприятия: его мотивами, потребностями, опытом и др. Из многочисленного количества окружающих нас явлений и предметов человек выделяет в определенный момент лишь некоторые из них, а остальные остаются лишь фоном. Константность восприятия, осмысленность, избирательность и другие его свойства имеют огромное биологическое значение. В противном случае существование и адаптация человека были бы невозможны в окружающей мире, если бы восприятие не отражало ее постоянных и стабильных свойств.

    Константность

    Целостность восприятия имеет тесную связь с константностью, под которой следует понимать относительную независимость определенных свойств предметов от их отображений на рецепторные поверхности. При помощи константности мы имеем возможность воспринимать явления и предметы как относительно постоянные по положению, величине, цвету и форме.

    В психологии константность восприятия — это стабильность принятия разнообразных свойств явлений или предметов, сохраняющиеся при разных физических изменениях стимуляции: интенсивности скорости, расстояния, света и многого другого.

    Значимость константности

    Оа помогает индивиду различать размеры определенных предметов, его объективную форму, цвет и угол зрения воспринимаемых объектов. В качестве примера константности восприятия можно привести следующее: только представьте, если наше восприятие не имело бы такого свойства, то при каждом движении любой предмет потерял бы свои свойства.

    В этом случае, вместо определенных вещей мы бы видели лишь постоянное мерцание непрерывно уменьшающихся и увеличивающихся, сдвигающихся, растягивающихся и сплющивающихся бликов и пятен невообразимой пестроты. При этом раскладе человеку не удалось бы воспринимать мир устойчивых объектов и явлений, что, соответственно, не смогло бы служить в качестве средства познания объективной действительности.

    Таким образом, константность восприятия — это свойство перцептивного образа сохранять относительную неизменность при изменении условий восприятия, отсутствие которого привело бы к сплошному хаосу. Именно поэтому ученые уделяют данному аспекту особое внимание.

    Константность восприятия: виды константности

    Специалисты выделяют достаточно больше количество видов. Это свойство восприятия имеет место почти для любого воспринимаемых характеристик предмета. Рассмотрим самые популярные прямо сейчас.

    Стабильность видимого мира

    Одним из самых важных и фундаментальных среди видов константности является стабильность окружающего мира. Специалисты также называют этот вид константностью зрительного направления. Его суть заключается в следующем: при движении взгляда наблюдателя или его самого движущимся кажется сам человек, а окружающие его предметы воспринимаются неподвижными. Стоит отметить, что постоянным и воспринимаемым нами является и вес предмета. Несмотря на то, поднимаем ли мы груз всем телом, ногой, одной или двумя руками — оценка веса предмета будет примерно одинаковой.

    Константность формы

    Искажения восприятия формы предметов можно встретить в том случае, когда изменяется ориентация объектов или же самого субъекта. Этот вид является одним из важных свойств зрительной системы, так как правильное распознавание формы предметов— необходимое условие адекватного взаимодействия человека с окружающим миром. Одним из первых, кто выявил роль знаний наблюдателя и признаков удаленности в константности формы, стал Роберт Таулесс.

    В 1931 г. психологом был проведен эксперимент, суть которого заключалась в следующем: он предложил испытуемым оценить и нарисовать или подобрать из определенного набора квадраты или круги, которые бы были похожи по форме на предложенные предметы, лежащие на горизонтальной поверхности на разном расстоянии от наблюдателя. В результате опыта испытуемые выбирали форму стимула, которая не совпадала ни с проекционной формой, ни с его реальной, а лежала между ними.

    Восприятие скорости

    Считается, чем ближе траектория движения, тем выше станет скорость смещения ретинальной картины объектов.

    Поэтому два далеко расположенных предмета кажутся медленнее, чем в реальном измерении. Воспринимаемая скорость близлежащих вещей зависит от феноменального расстояния, проходимого в единицу времени и, как правило, существенно не меняется.

    Константность цвето- и светоощущения

    Под константностью цвета подразумевается способность зрения корректировать восприятие цвета предметов, например, при естественном освещении в любое время суток или при изменении спектра их освещения, например, при выходе их темного помещения. Специалисты пришли к мнению, что механизм константности восприятия является приобретенным.

    Об этом свидетельствует ряд исследований. В одном эксперименте ученые провели исследование на людях, постоянно проживающих в густом лесу. Их восприятие представляет интерес, так как ранее они не встречали объектов на большой дистанции. Когда наблюдавшим показали предметы, которые находились на большом расстоянии от них, им показались эти объекты не как удаленные, а как маленькие.

    Аналогичные нарушения константности можно заметить у жителей равнин, когда они смотрят на объекты вниз с высоты. К тому же, из верхнего этажа высотного дома автомобили или проходящие люди кажутся нам крошечных размеров. Стоит отметить, что у ребенка с двух лет начинают формироваться такие виды константности, как величины, формы и цвета. К тому же, они имеют свойство совершенствоваться вплоть до четырнадцати лет.

    Константность величины

    Известным фактом является то, что изображение предмета, а также изображение его на сетчатке, уменьшается, когда дистанция до него увеличивается, и наоборот. Но несмотря на то, что при варьировании расстояния наблюдения величина предметов на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемые размеры остаются практически неизменными. К примеру, посмотрите на зрителей в кинотеатре: все лица нам будут казаться практически одинаковыми по величине, при всем том, что изображения лиц, находящихся далеко, намного меньше, чем расположенных близко от нас.

    В заключение

    Ключевым источником константности является активная деятельность перцептивной системы. Ей удается корректировать и исправлять различные ошибки, вызванные много­образием окружающего мира предметов, а также создавать адекватные образы восприятия. Примером тому может стать следующее: если надеть очки и зайти в незнакомое помещение, то можно проследить, как зрительное восприятие будет искажать изображения и предметы, но спустя некоторое время человек перестает замечать искажения, вызванные очками, хотя они и будут отражаться на сетчатке глаза.

    Адекватное соотношение между отображенными в восприятии предметами окружающего мира и самим восприятием ─ это главное соотношение, в результате которого регулируются все соотношения между состояниями сознания, раздражениями и раздражителями. Таким образом следует сделать вывод, что константность восприятия, формирую­щаяся в процессе предметной деятельности, можно считать необходимым условием жизни и деятельности человека. Без данного свойства восприятия любому человеку было бы сложно ориентироваться в изменчивом и бесконечно многообразном мире.

    Источник: fb.ru



    Константность восприятия — это… Что такое Константность восприятия?

    
    Константность восприятия
    — относительная независимость перцептивного опыта (структуры наглядных образов) от внешних и внутренних условий восприятия.


    * * *

    (от лат. constans – постоянный) – свойство восприятия воспроизводить предмет относительно постоянным образом при изменении условий его восприятия (освещенности, удаленности, угла зрения и т.д.)


    * * *
    (от лат. constantis — постоянный…) — относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменения условий восприятия. Так, К. в. видимой величины объектов выражается в том, что они воспринимаются примерно равными по величине при изменении удаленности от наблюдателя. Точно также воспринимаемые формы объекта не меняются при изменении угла зрения, под которым он рассматривается наблюдателем, а видимый цвет поверхности относительно инвариантен (см.

    Инвариант) по отношению к спектральному составу освещения, хотя оно и меняет хроматические характеристики отражаемого этой поверхностью света.

    Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

    • Константности гипотеза
    • Константность коэффициента интеллекта

    Смотреть что такое «Константность восприятия» в других словарях:

    • константность восприятия — Этимология. Происходит от лат. cоnstans постоянный. Категория. Характеристика процесса восприятия. Специфика. Относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была… …   Большая психологическая энциклопедия

    • Константность Восприятия — относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия . Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г.

      Мартиусом, работавшим у В. Вундта . На его основе… …   Психологический словарь

    • Константность восприятия — Тенденция к восприятию физических свойств объектов неизменными вопреки изменению освещенности, удаленности и позиции наблюдателя. В книге подробно рассказано о четырех формах константности восприятия: о константности восприятия цвета и о… …   Психология ощущений: глоссарий

    • константность восприятия — (лат. constans, constantis неизменный. постоянный) относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия …   Большой медицинский словарь

    • Константность восприятия светлоты — Константность светлоты объекта или поверхности вопреки изменениям в их освещенности …   Психология ощущений: глоссарий

    • Константность восприятия размера — Тенденция к восприятию размеров объектов как относительно постоянных, несмотря на изменения расстояния, с которого они рассматриваются, и величины их сетчаточных изображений …   Психология ощущений: глоссарий

    • Константность восприятия формы — Тенденция к восприятию объекта как относительно инвариантного по форме вне зависимости от позиции, с которой он рассматривается, и от формы его ретинального образа …   Психология ощущений: глоссарий

    • Константность восприятия цвета — Тенденция к восприятию цвета объекта постоянным вне зависимости от длины волны освещающего его света …   Психология ощущений: глоссарий

    • константность — (в психологии) (от лат.

      constans (constantis) постоянный) относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов (см. восприятие) от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, К. видимой величины объектов… …   Большая психологическая энциклопедия

    • ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА — к основным свойствам восприятия относят: см. Восприятия константность, Восприятия осмысленность, Восприятия предметность, Восприятия структурность, Восприятия целостность …   Психомоторика: cловарь-справочник


    Константность восприятия — это… Что такое Константность восприятия?

    
    Константность восприятия
    Тенденция к восприятию физических свойств объектов неизменными вопреки изменению освещенности, удаленности и позиции наблюдателя. В книге подробно рассказано о четырех формах константности восприятия: о константности восприятия цвета и о константности восприятия светлоты, размера и формы.

    Психология ощущений, глоссарий к книге. Р. Шиффер. 2004.

    • Константность восприятия цвета
    • Конструктивистский подход

    Смотреть что такое «Константность восприятия» в других словарях:

    • константность восприятия — Этимология. Происходит от лат. cоnstans постоянный. Категория. Характеристика процесса восприятия. Специфика. Относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была… …   Большая психологическая энциклопедия

    • Константность Восприятия — относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия . Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В. Вундта . На его основе… …   Психологический словарь

    • Константность восприятия — относительная независимость перцептивного опыта (структуры наглядных образов) от внешних и внутренних условий восприятия. * * * (от лат. constans – постоянный) – свойство восприятия воспроизводить предмет относительно постоянным образом при… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • константность восприятия — (лат. constans, constantis неизменный. постоянный) относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия …   Большой медицинский словарь

    • Константность восприятия светлоты — Константность светлоты объекта или поверхности вопреки изменениям в их освещенности …   Психология ощущений: глоссарий

    • Константность восприятия размера — Тенденция к восприятию размеров объектов как относительно постоянных, несмотря на изменения расстояния, с которого они рассматриваются, и величины их сетчаточных изображений …   Психология ощущений: глоссарий

    • Константность восприятия формы — Тенденция к восприятию объекта как относительно инвариантного по форме вне зависимости от позиции, с которой он рассматривается, и от формы его ретинального образа …   Психология ощущений: глоссарий

    • Константность восприятия цвета — Тенденция к восприятию цвета объекта постоянным вне зависимости от длины волны освещающего его света …   Психология ощущений: глоссарий

    • константность — (в психологии) (от лат. constans (constantis) постоянный) относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов (см. восприятие) от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, К. видимой величины объектов… …   Большая психологическая энциклопедия

    • ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА — к основным свойствам восприятия относят: см. Восприятия константность, Восприятия осмысленность, Восприятия предметность, Восприятия структурность, Восприятия целостность …   Психомоторика: cловарь-справочник


    Константность восприятия. Основные виды константности — Студопедия

    Константность восприятия — свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

    КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ. Сигналы, поступающие от окружающих нас предметов, непрерывно меняются. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.

    п. Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

    Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при каждом нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы и все основные признаки, по которым человек узнает мир. Мир перестал бы быть миром устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

    Поясним это свойство восприятия на примере константности величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемая величина остается почти неизменной. Посмотрите на зрителей в театре: все лица кажутся нам почти одинаковыми по величине, несмотря на то, что изображения лиц, находящихся вдалеке, значительно меньше, чем расположенных близко от нас.

    Если мы, например, смотрим на свои руки, причем левая находится в 20 см от лица, а правая протянута далеко вперед, то нам все-таки кажется, что их кисти одинакового размера. В то же время изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения пальцев ближней руки.


    Каков же источник происхождения константности восприятия? Является ли этот механизм врожденным? Для проверки было проведено исследование восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видели ранее предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения константности восприятия наблюдаются у жителей равнин, когда они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высотного дома объекты (люди, автомобили) также кажутся нам слишком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.


    Наконец, еще один пример, свидетельствующий против тезиса о врожденности механизма константности восприятия — наблюдения над ослепшим в детстве человеком, у которого зрение было восстановлено операционным путем в зрелые годы. Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна больницы на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10 — 12 метров от земли. Очевидно, объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке высоты.

    Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимае­мого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе сколько-нибудь не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно инвариантное, например форма какого-либо предмета, его размеры и т. п.

    Способность нашей перцептивной системы корректировать (исправлять) неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира вещей, и создавать адекватные образы восприятия хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений, искривления прямых линий и т.п. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза.

    Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся впроцессе предметной деятельности константность восприятия — необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

    Виды константности (величины, формы, цвета, скорости, глубины).

    виды, процедура измерения, коэффициент константности — Студопедия

    При рассогласовании проксимального и дистального стимула, мы воспринимаем объект, который соответствует дистальному стимулу.

    Константность восприятия – это стабильность восприятия при наличии изменений в физической стимуляции. Константность восприятия реализуется автоматически и дана нам от рождения, она настолько широко распространена, что мы обычно не задумываемся о той роли, которая она играет в нашем взаимодействии с окружающим миром.

    Феномен константности результат взаимодействия многих факторов. Одним из наиболее очевидных факторов, играющих некоторую роль во всех видах константности, являются знания наблюдателя об объектах, находящихся в поле его зрения.

    Константность восприятия светлоты.

    Характеризует явление, заключающиеся в том, что светлота объекта остается относительно постоянной даже при изменении его освещенности. Например, оказавшаяся в глубокой тени заснеженная дорога воспринимается нами как белая, а освещенный солнцем кусок угля – как черный, может быть гораздо интенсивнее света, отражаемого снегом. Каким-то образом мы учитываем не только информацию об интенсивности света, отражаемого этими двумя поверхностями, но и информацию об общих условиях освещенности.


    Альбедо – это отношение количества света, отражаемого поверхностью или объектом, к количеству света, подающего на них. Альбедо представляет собой свойство поверхности, не зависящие от степени ее освещенности. Чтобы объяснить такое явление, как константность восприятия светлоты, необходимо помнить об альбедо. Если даже листок бумаги освещен неравномерно, альбедо все равно будет во все местах одинаков.

    Наше зрительная система учитывает постоянные изменения общей освещенности и соответствующим образом компенсирует их, сохраняя константность восприятия светимости. Если становится все темнее , то изменение освещенности одинаково сказалось на большинстве объектов, находящихся в поле вашего зрения, но благодаря их индивидуальным альбедо они продолжают отражать ту же часть общего количества падающего на них света, что и до изменения освещенности. Также известно, что окружающий фон влияет на восприятие интенсивности его цвета.

    Эксперимент Уоллаха.

    Демонстрация зависимости константности степени светлоты от относительной освещенности поверхности и ее фона.


    Оба световых круга и окружающие их кольца – а и б – спроецированы на экран, установленный в темной комнате двумя прожекторами. Светлота кругов и колец контролируется разными прожекторам, которые включаются независимо друг от друга. Для а отношения светлоты к светлоте круга равно 2:1(360:180 мЛ).чтобы круг, светлота кольца вокруг которого равна 180 мЛ, казалась таким же ярким, как и круг а, его светлота должна быть равной 90 мЛ. до тех пор, пока отношения светлоты кругов и их колец остаются постоянными, светлота обоих кругов кажется одинаковой, несмотря на изменения общей освещенности.

    Данный эксперимент свидетельствует о том, что воспринимаемая светлота определяется не абсолютной светлотой, а относительной светлотой соседних участков.

    Когда фон, на котором воспринимается объект, освещено плохо или вовсе не освещен, константность восприятия светлоты должна ослабевать. Если освещен только сам объект воспринимаемая светлота объекта будет целиком определяться только его освещенностью и ни о какой константности восприятия светлоты не будет и речи. зрительная система реагирует на относительную светлоту объектов и поверхностей, находящихся в поле зрения.

    Но при отсутствии фона константность светлоты может не проявляться, а также большую роль играет установка восприятия (знание, что это определенный предмет).

    Константность восприятия. Основы общей психологии

    Константность восприятия

    Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Ни одно восприятие не может быть ни истинно понято, ни даже правильно, адекватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участку или моменту объективной действительности. Значение тех свойств объективной действительности, которые восприятие отображает, для всего психофизического процесса восприятия выступает с особенной рельефностью в центральной по своему теоретико-познавательному значению проблеме константности. Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формыи цветапредметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия.

    Если воспринимаемый нами на некотором расстоянии предмет удалить от нас, то отображение его на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, и, значит, уменьшится и площадь его, а между тем в восприятии образ сохранит в определенных пределах приблизительно ту же постоянную, предмету свойственную величину. Точно так же форма отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каждом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, но его форма будет нами восприниматься как более или менее постоянная. Стоящую передо мной тарелку я воспринимаю как круглую в соответствии с отображением на сетчатке, но отображение, которое получается на моей сетчатке от тарелок моих соседей, не круглое, а овальное — это эллипсы, удлиненность которых зависит от угла зрения, под которым я их вижу; для тарелки каждого из моих соседей они различны. Тем не менее видимая мною форма предметов остается относительно постоянной — в соответствии с объективной формой самих предметов. Аналогичная константность имеет место и для цвето— и светоощущения (см. выше).

    В процессе восприятия как бы различается собственный размер предмета и его удаление от воспринимающего, объективная форма предмета и угол зрения, под которым он воспринимается, собственный цвет предмета и освещение, в котором он является.

    Легко понять, как велико практическое значение постоянства величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при всяком изменении расстояния, отделяющего нас от предмета, при малейшем повороте головы или изменении освещения, т. е. практически непрерывно, изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы.

    Не было бы вообще восприятия предметов, было бы одно непрерывное мерцание непрерывно сдвигающихся, увеличивающихся и уменьшающихся, сплющивающихся и растягивающихся пятен и бликов неописуемой пестроты. Мы перестали бы воспринимать мир устойчивых предметов. Наше восприятие превратилось бы в сплошной хаос. Оно не служило бы средством познания объективной действительности. Ориентировка в мире и практическое воздействие на него на основе такого восприятия были бы невозможны. <…>

    Постоянство величины, формы и цвета предметов, будучи необходимым условием ориентировки в окружающем мире, имеется, как установили экспериментальные исследования (В.Келера, Д.Катц, Г.Ревеша, А.Пьерона), уже и у животных. У человека константность величины, формы, цвета от 2 до 14 лет совершенствуется, но в основном имеется уже в двухлетнем возрасте.

    Константность заключается в том, что основные чувственные качества восприятия и при некотором изменении субъективных условий восприятия следуют за остающимися постоянными свойствами воспринимаемых предметов. Отношение к периферическому раздражению подчинено регулирующему его отношению к предмету.

    Адекватное соотношение между восприятием и отображенными в восприятии предметами объективной действительности — это основное соотношение, в соответствии с которым в конечном счете регулируются все соотношения между раздражителями, раздражениями и состояниями сознания. Даже «иллюзорное» восприятие абстрактных геометрических фигур объясняется, как мы видели, приспособленностью нашего восприятия к адекватному воспроизведению реальных объектов. Проблема константности, ортоскопичности, т. е. правильного видения, — это проблема отражения в частной психофизической постановке.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Читать книгу целиком

    Поделитесь на страничке

    Восприятие космоса | Британника

    Восприятие пространства , процесс, посредством которого люди и другие организмы узнают относительное положение своих тел и объектов вокруг них. Восприятие пространства дает подсказки, такие как глубина и расстояние, которые важны для движения и ориентации в окружающей среде.

    Человеческие существа интересовались восприятием объектов в космосе, по крайней мере, с древних времен. В Древней Греции было широко распространено мнение, что объекты можно увидеть, потому что они испускают то, что считалось непрерывной серией чрезвычайно тонких «мембран» в их собственном изображении; они падали на глаз и сливались в воспринимаемую картину.

    Столетия экспериментальных исследований привели к более разумной концепции, согласно которой пространство описывалось в трех измерениях или плоскостях: высоте (вертикальная плоскость), ширине (горизонтальная плоскость) и глубине (сагиттальная плоскость). Все эти плоскости пересекаются под прямым углом, и их единственная ось пересечения определяется как находящаяся в воспринимаемом трехмерном пространстве, то есть в «глазу» воспринимающего человека. Люди обычно не воспринимают бинокулярное пространство (отдельный визуальный мир от каждого глаза), а вместо этого видят так называемое циклопическое пространство, как если бы изображения из каждого глаза сливались, создавая единое поле зрения, подобное полю зрения Циклопа, однозначное. глазастый великан в греческой мифологии.Горизонтальная, вертикальная и сагиттальная плоскости делят пространство на различные сектора: что-то воспринимается как «вверху» или «внизу» (горизонтальная плоскость), как «впереди» или «позади» (вертикальная плоскость) или как « вправо »или« влево »(от сагиттальной плоскости).

    Циклопическая система проекции. Изображения точек F , A и B на двух сетчатках переносятся на сетчатку гипотетического глаза на полпути между ними.

    Encyclopædia Britannica, Inc.

    Общие положения

    Ранняя теория, выдвинутая англиканским епископом Джорджем Беркли в начале 18 века, заключалась в том, что третье измерение (глубина) не может быть напрямую воспринято глазами, потому что изображение любого объекта на сетчатке глаза является двухмерным, как на картине. . Он считал, что способность к визуальному восприятию глубины не является врожденной, но может быть результатом логического вывода, основанного на эмпирическом обучении с использованием других чувств, таких как осязание.Хотя современные исследования не подтверждают акцент Беркли на разуме как на главном для восприятия, современные теории по-прежнему включают как нативистские (врожденные), так и эмпирические (усвоенные на опыте) соображения.

    Джордж Беркли

    Джордж Беркли, фрагмент масляной картины Джона Смиберта, ок. 1732; в Национальной портретной галерее в Лондоне.

    Предоставлено Национальной портретной галереей, Лондон Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

    Изучение перцептивного обучения быстро развивалось во второй половине 19-го века и еще быстрее в 20-м. Многие психологи, занимающиеся функцией восприятия, считают, что изучение восприятия пространства быстро становится самостоятельной отраслью психологии. Эта специальная область психологии концентрируется на факторах, способствующих воспринимаемой организации объектов в пространстве (например, на сигналах о восприятии глубины, движении, форме, цвете и их взаимодействиях) или сосредоточивается на особенно интересных специальных проблемах, таких как проблема амодального восприятия. (е.g., вопрос о том, как воспринимать, что у куба шесть сторон, даже если одновременно можно увидеть только три из них).

    Исследование восприятия пространства также предлагает понимание того, как перцептивное поведение помогает человеку ориентироваться в окружающей среде. В частности, ориентация в пространстве обычно отражает стремление человека (например, искать пищу или избегать травм). Однако люди не могли ориентироваться в окружающей их среде, если информация окружающей среды, достигающая их через различные органы чувств, не предлагала восприятие пространства, которое соответствует их физической «реальности».Такое восприятие называется достоверным восприятием — прямым восприятием стимулов в том виде, в каком они существуют. Без определенной степени достоверности относительно физического пространства нельзя искать еды, убегать от врагов или даже общаться. Верное восприятие также заставляет человека испытывать изменяющиеся стимулы, как если бы они были стабильными: даже если сенсорный образ приближающегося тигра, например, становится больше, человек склонен воспринимать, что размер животного остается неизменным. Другими словами, человек воспринимает объекты в окружающей среде как имеющие относительно постоянные характеристики (размер, цвет и т. Д.), Несмотря на значительные различия в условиях воздействия.

    Первичные гравитационные эффекты

    Однако не все восприятие пространства достоверно; вместо этого восприятие может не соответствовать реальности — часто систематическим образом. Это случаи ненадежного восприятия. Эксперименты показали, что три основных пространственных плоскости (горизонтальная, вертикальная и сагиттальная) доминируют в способности человека локализовать визуальные объекты в близлежащем пространстве. Часто объекты могут восприниматься как лежащие ближе к этим основным измерениям или плоскостям, чем они есть на самом деле.(Частично объяснение этих несоответствий восприятия в визуальном опыте может лежать в силе гравитации.) Непроверенные восприятия не порождают хаоса в восприятии пространства. Вместо этого они уточняют воспринимаемые характеристики окружающего пространства. Если бы вся масса сенсорной информации, доступная в данный момент, была воспринята достоверно, поток данных мог бы сбить с толку воспринимающего до дезориентации. Другими словами, определенная степень избирательности в восприятии, по-видимому, определяет выживание человека.В идеале информация об окружающей среде воспринимается только как имеющая отношение к целям, потребностям или физиологическому состоянию человека в данный момент.

    Восприятие (психология) — определение Восприятия (психологии) The Free Dictionary

    per · cep · tion ция

    (pər-sĕp′shən) n. 1.

    а. Процесс восприятия чего-либо органами чувств: восприятие слабого звука.

    б. Пример этого: чувственное восприятие.

    2.

    а. Процесс или состояние осознания чего-либо: восприятие времени.

    б. Проницательность или знания, полученные в результате мышления: представление о том, что наследование должно быть закодировано в ДНК.

    с. Способность к такому пониманию или знанию: теории о том, как улучшить человеческое восприятие.

    г. Понимание или точка знания: статья полна проницательных взглядов.

    3. Интерпретация или оттиск; мнение или убеждение: врачи, работающие над изменением общественного мнения об определенных заболеваниях.


    [среднеанглийское percepcioun, от старофранцузского percepcion, от латинского perceptiō, perceptin-, от perceptus, причастие прошедшего времени percipere, — воспринимать ; см. воспринимать .]


    per · cep′tion · al прил.

    Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016 Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt. Опубликовано Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

    восприятие

    (pəˈsɛpʃən) n

    1. акт или эффект восприятия

    2. понимание или интуиция, полученная путем восприятия

    3. способность или способность воспринимать

    4 способ восприятия; осведомленность или сознание; вид: реклама влияет на восприятие товара покупателем.

    5. (Зоология) процесс, с помощью которого организм обнаруживает и интерпретирует информацию из внешнего мира посредством сенсорных рецепторов

    6. (Закон) Закон сбор, получение или вступление во владение ренты, урожая и т. Д.

    [C15: от латинского воспринимать понимание; см. воспринимать]

    восприятие прил.

    Словарь английского языка Коллинза — полный и несокращенный, 12-е издание, 2014 г. © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014

    за • cep • ция

    (pərˈsɛp ʃən)

    n.

    1. действие или способность воспринимать посредством чувств или ума; познание; осведомленность.

    2. единое объединенное осознание, полученное из сенсорных процессов при наличии стимула.

    3. немедленное или интуитивное признание или оценка моральных, психологических или эстетических качеств; в поле зрения; проницательность.

    4. результат или продукт восприятия; восприятие.

    [1350–1400; Среднеанглийский язык ( восприятия, собирания, восприятие.См. Восприятие, -tion]

    per • cep′tion • al, прил.

    Random House Словарь колледжа Кернермана Вебстера © 2010 K Dictionaries Ltd. Авторские права 2005, 1997, 1991 принадлежат Random House, Inc. Все права защищены.

    Восприятие

    Система философского идеализма, разработанная Джорджем Беркли (1685? -1753), особенно его догмат о том, что физический мир не имеет независимой реальности, а существует как восприятие божественного разума и конечного разума человека.Также берклиизм. Berkeleian, Berkeleyan, n., Прил.

    Медицина. ассоциация воображаемых ощущений цвета с реальным восприятием слуха, вкуса или запаха. Также называется фотизм , цветной слух . Ср. синестезия.

    комбинация органических ощущений, составляющих осознание человеком своего телесного существования. — ценестетика, ценестетика, прил.

    нарушение любого из органов чувств.

    Медицина. чувство, с помощью которого воспринимаются движение, вес, положение и т. Д. — кинестетик, прил.

    крайняя острота или чувствительность вкусовых ощущений.

    чрезвычайно повышенная острота зрения, вызванная повышенной чувствительностью сетчатки.

    повышенная острота обоняния.

    общее или коллективное переживание всех ощущений или всех чувств. — панестетик, панестетик, прил.

    любые ненормальные физические ощущения, такие как зуд, щекотание и т. Д. — парестетические, парастетические, прил.

    видение или другое восприятие чего-то, что не имеет физической или объективной реальности, как привидение или другое сверхъестественное привидение. Также phantasma . См. Также изображения; философия.

    звук или слуховое ощущение, вызванное стимулом другого чувства, например вкусом, запахом и т. Д.

    хроместезия.

    сенсорный аппарат тела в целом; место физического ощущения, которое, как считается, находится в сером веществе мозга.

    Медицина. вторичное ощущение, сопровождающее реальное восприятие, например восприятие звука как цвета или ощущение прикосновения в месте на некотором расстоянии от фактического места прикосновения. Ср. хроместезия. синестетик, синестетик, прил.

    форма экстрасенсорного восприятия, работающая на расстоянии и позволяющая столь одаренному наблюдателю воспринимать события, объекты и т. Д. На большом расстоянии. — телестетический, телестетический, прил.

    -Ologies & -Isms. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

    сфера психологии

    Психология как наука изучает умственную деятельность и поведение человека. Психологи изучают основные функции, такие как обучение, память, язык, мышление, эмоции и мотивы. Они исследуют развитие на протяжении всей жизни от рождения до смерти. Они занимаются психическим и физическим здоровьем. Они лечат людей, находящихся в эмоциональном состоянии.
    Психология занимает стратегическое положение между естественными и социальными науками, с одной стороны, и между науками и гуманитарными науками, с другой.
    Каждый из предметов, перечисленных в четырех группах, имеет свои отношения с психологией. Например, знание физики и химии необходимо для обеспечения научной основы экспериментальной психологии. Психология также тесно связана с социологией. Но в то время как социологи обращают внимание на группы, групповые процессы и социальные силы, социальные психологи сосредотачиваются на групповом и социальном влиянии на индивидов. Психология и биология также тесно связаны. Психологи-физиологи исследуют роль мозга и нервной системы в таких функциях, как память, язык, сон, внимание, движение, восприятие, голод, гнев и радость. С другой стороны, психологи многое взяли из теории познания, логики и философии науки. Кроме того, психология отделилась от философии.
    Слово «психология» происходит от греческого слова, означающего «изучение разума души». Итак, в определении психологии есть три основных слова: «наука», «поведение», «психические процессы».
    «Наука» означает рациональное исследование процессов и явлений. Под «поведением» психологи понимают все, что делают люди и животные: действия, эмоции, способы общения, процессы развития. «Психические процессы» характеризуют работу ума и нервной системы.


    карточек психологии восприятия

    Срок
    Определение

    фокус на информации в изображении сетчатки коррелирует с глубиной в сцене

    узнать информацию о соединении б / т и глубину в реальном мире

    ассоциация становится автоматической при многократном воздействии

    Срок
    Определение
    изменение формы линзы сообщает мозгу, как далеко что-то находится
    Срок
    Определение

    когда объект находится далеко, мышцы тянут линзу

    рядом: релакс

    далеко: тянуть

    Срок
    Определение

    Каждый глаз имеет небольшое различное представление о мире.

    мозг сравнивает данные обоих глаз, чтобы вычислить относительную глубину.

    величина несоответствия показывает, как далеко объект от гороптера

    Срок
    Определение
    максимальное расстояние расхождения глаз
    Срок
    Определение

    воображаемая поверхность, проходящая через точку фиксации

    Куда ни глянь — гороптер

    также создает соответствующие точки на сетчатке

    Срок
    Определение

    пересечено: точки ближе, чем гороптер

    приходятся на внешнюю часть сетчатки

    неперечеркнутые: точки дальше, чем гороптер

    приходится на внутреннюю часть сетчатки

    Срок
    Определение

    большее несоответствие: дальше от гороптера

    меньшее неравенство: ближе к гороптеру

    Срок
    Определение
    Информация о глубине, полученная с помощью бинокулярного несоответствия
    Срок
    Определение

    два перекрывающихся изображения

    изображение для левого глаза = красный

    правый глаз = синий

    Срок
    Определение
    точка на одной сетчатке должна совпадать с точкой на другой сетчатке
    Срок
    Определение
    Разница в скорости движения ближнего объекта и удаленного объекта
    Срок
    Определение
    Удаление и ускорение текстуры при движении обеспечивает информацию о глубине
    Срок
    Определение
    удаление текстуры с заднего фона
    Срок
    Определение
    Добавление текстуры к заднему фону
    Срок
    Определение
    объект, который частично покрывает другой объект, ближе

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *