Конспект занятия по математике во 2 младшей группе на тему: «Большой, маленький. Один, много»
Представление о величине
В плане должно быть указано, как сравнивать и измерять величины. Возьмите матрёшек и объясните малышам, где самая маленькая и большая. Сравнивать сразу 3 и больше предмета нежелательно, дети запутаются быстро. Для начала хватит и двух игрушек. Величину можно сравнивать не только по высоте, но и по длине. Это могут быть яркие разноцветные ленты (длинная — зелёная, короткая — розовая). Также по толщине (кукла — худая, зайчик — толстый).
Для того чтобы детям было интересно познавать величину, можно рассказать им историю: «Принц и принцесса собираются на карнавал, им нужны красивые пояски, вот есть ленточки, короткая и длинная, кому мы их повяжем?» Двое деток выходят и завязывают. Через время воспитатель говорит: «Ой, принц и принцесса хотят поменяться поясками, кто им поможет?» Выходят двое других деток. В итоге ленточки можно наложить одну на другую и показать, как разбираться, где короткая и длинная. Таким образом развивается у детей мелкая моторика пальчиков и представление о величине.
Особенности количественных представлений
Доказано, что детей легче учить во время игры. Если проводить с ними только занятия, будет скучно, неинтересно, малышам быстро разонравится познавать новое. Надо детям давать установку на формирование элементарных математических представлений только в виде игр. Они во второй младшей группе учатся различать, когда много предметов, а когда нет ни одного. Попробуйте дать двух игрушечных зайцев, а затем спросите, сколько у него их. Малыш скажет: «Вот один и вот один». Если дать ребёнку 3,4 лет 5-6 игрушек, он скажет: «Много».
Можно их спрятать на 3 минуты и спросить: «Сколько у тебя игрушек?» Ребёнок ответит: «Нет ни одной». Это общие ответы. Они могут отличаться, в зависимости от индивидуальности малыша, но смысл будет тот же. Касается это тех детей, кто не умеет считать.
Что должны уметь дети в конце учебного года?
Когда пройдены все занятия, которые были запланированы, тогда можно с малышами закреплять выученное. В итоге дети должны уметь:
1. Ориентироваться, сколько у них предметов (много, мало, нет ни одного).
2. Должны понимать разницу между большим-маленьким.
3. Какая полоска, ленточка, тропинка (широкая-узкая, длинная-короткая).
4. Где игрушка толстая, где тонкая.
5. Что такое утро или ночь.
6. Должны уметь определять: что находится внизу, вверху, спереди, сзади, слева, справа.
7. Где у них голова, руки, ноги и т. д.
8. Должны различать формы, цвета.
Не нужно ругать малыша, если у него что-то не получается. Или он забыл название фигуры или цвет. Вы можете разочаровать его в учёбе. Если малыш с чем-то не может справиться, помогите ему ласково, с улыбкой на лице. Вот увидите, с какой охотой он захочет доказывать окружающим, что всё может. В педагогике самое главное — быть терпеливым. То, что для взрослых элементарно, для ребёнка кажется очень трудным. Поставьте себя на место малыша: что вы будете чувствовать, если на вас будут кричать? Конечно же, гнев. Это же чувствует и малыш, только выразить многое не может. Будьте добрым и терпеливым педагогом, только тогда вы сможете добиться желаемых результатов.
Планирование по ФЭМП в ДОУ
Трудно представить школу без математики. Готовят к ней детей с младшего возраста. Родители и воспитатели прикладывают немало усилий, чтобы малыши имели представление об элементарной математике. План играет немаловажную роль. Без него не может быть последовательного изучения этой науки. Сначала план распределяется на год по месяцам. В нём описывается, чему детей надо научить за год, что они должны знать по окончании. Потом расписывается на месяц по дням (календарный план). В нём указываются дни занятий. Во второй младшей группе они проводятся 1 раз в неделю. В плане расписываются цель, задачи, проведение дидактических игр, знакомство с окружающим миром. Следующим создается перспективный план занятий по неделям. Занятия в детских садах происходят по одной схеме, а игры подаются разные.
Например:
Сентябрь — 1 неделя:
1. Задача: дидактическая игра «Изучение матрёшки».
2. Цель: понимать, что такое «один», «нет ни одного», «много» (развивать представления о группе предметов).
Сентябрь — 2 неделя:
1. Задача: дидактическая игра «Воздушные шарики».
2. Цель: Развивать представление о форме, множестве и цветах.
Сентябрь — 3 неделя:
1. Задача: Дидактическая игра «Раскладываем правильно предметы».
2. Цель: научиться развивать внимание, мышление.
Сентябрь — 4 неделя:
1. Задача — дидактическая игра «Спрячем мишку».
2. Цель: научиться формам и предметам, тому, как правильно их соотносить.
Как вы заметили, ФЭМП во второй младшей группе изучается исключительно через дидактические игры. Также план нужно писать и на другие месяцы. Тогда у детей, родителей и воспитателей не останется вопросов.
Конспект урока на тему «Big or small»
Бобченко О.В.
Конспект занятия по английскому языку
Тема:
Bigorsmall
Тип урока:
комбинированный
Возраст:
3-4 года
Цель:
отработать произношение звуков, вызывающих затруднения у учащихся; повторить и систематизировать лексику на тему «Animals»; познакомить детей с понятиями большой – маленький; ввести в речь новые слова big, small; познакомить детей с новой песенкой «Old MacDonald»
Задачи:
- Образовательная
. Закрепление в памяти учащихся лексических и активизация их в устной речи, совершенствование фонетических навыков.
- Воспитательная
. Развитие речевых навыков и навыков сотрудничества. Формирование интереса к занятиям английским языком.
- Развивающая
. Развитие мелкой моторики, памяти, мышления, концентрации внимания. Обучение различать предметы по величине: большой – маленький. Формирование умения выделять и группировать предметы по величине. Формирование общих умений коммуникации.
Формы работы:
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Методики обучения:
авторская методика Шишковой И.А, Вербовской М.Е.
Оборудование.
Игрушки – животные разные по величине большие и маленькие, мячи разные по величине большие и маленькие, лексический материал, аудиозаписи, картинки и карандаши.
Ход занятия
I. Приветствие.
-Hello! I am glad to see you.
-Сегодня мы с Вами поиграем в интересные игры и разучим новую песенку.
-Давайте, встанем в круг и поздороваемся с мишкой Teddy.
Дети встают в круг.
Педагог дает каждому ребенку плюшевого медвежонка со словами — Hello, Masha.
Учащийся отдает медвежонка учителю и говорит в ответ — Hello, Teddy bear!
— How are you?
— Fine, thank you.
II. Фонетическая зарядка.
Игра «Эхо»
Цель: постановка правильного произношения и отработка звуков.
Сначала учитель произносит звуки шепотом, а дети должны правильно произнести произнесенный звук. Затем учащиеся по очереди говорят звуки шепотом, а учитель повторяет за учениками.
III. Основная часть урока.
- Найди и назови, кто спрятался от лисы.
Цель: повторение лексики на тему: «Животные»;
Учитель раздает одну и ту же картинку детям. Они выполняют задание: Find and say! (Найди и назови, кто спрятался от лисы. Приложение 1)
- Знакомство со словами big and small
Учитель: Сегодня медвежонок Teddy пришел к Нам не с пустыми руками, посмотрите. Что это? Look! What are these?
Дети: Balls
Учитель: Молодцы! Посмотрите, какие они разные. (Учитель показывает два разных мяча большой и маленький. Берет маленький и прячет его в руке и объясняет, что это маленький мяч. — It’s a small ball. Его можно спрятать в ладошках, вот так. Маша, ты видишь мячик?
Ребенок: — Нет.
Учитель: Правильно мячик спрятался, он маленький. It’s a small ball.
Учитель берет большой мяч и говорит:
— Это большой мяч. It’s a big ball. Его нельзя спрятать в ладошках. Рома, а этот мячик спрятался в ладошках?
Ребенок: Нет.
Учитель: Молодец! Его нельзя спрятать, он большой. It’s a big ball.
Затем учитель показывает картинки или игрушки разного размера и просит детей назвать их по размеру.
- Физкультминутка (проходит в виде игры «Волшебная палочка»)
Игра «Волшебная палочка»
Цель: закрепление лексики с активизацией двигательной памяти.
Со словами Hickory, Wickory, Dock дети превращаются в животных и изображают их
(a dog, a bear – ходят на внешней стороне стопы, a hare – прыгают , a cat, a fish, a frog, a bat etc. ). Затем дети становятся волшебниками и превращают остальных в животных.
- Игра «Большой или маленький»
Цель: закрепление полученных знаний наглядным образом.
Учитель ставит на ковер 2 коробки: большую и маленькую, и игрушки-животных разного размера.
Учитель: Коробки разные по размеру: это большая, а это маленькая. Look! There are two boxes, big and small.
Соберите сначала маленькие игрушки и положите их в маленькую коробочку. Затем большие игрушки и положите в большую коробку. (При затруднении выполнения задания педагог помогает детям).
Учитель: Покажите мне и назовите маленькие игрушки. Show me small toys! And say: — It’s a small monkey!…
Дети достают по очереди игрушки из маленькой коробки и называют маленьких животных по примеру учителя.
Затем тоже самое проделывается с большими игрушками из большой коробки.
- Исполнение и показ песни «Old MacDonald» ( https://kidsenglish.ru/songs/old-macdonald) – Приложение2
Цель: формирование аудиовизуального восприятия.
IV. Рефлексия учащихся
— Вам понравилась песенка?
— А у Вас дома есть какое-нибудь домашнее животное?
— Собачка по-английски говорит Woof-woof, а твоя собачка что говорит?
— Кто в следующий раз будет руководить Волшебной палочкой?
V. Заключение
Учитель: Ребята, урок наш закончился, а теперь давайте все вместе попрощаемся с медвежонком Teddy.
- Bye kids!
Дети:
- Goodbye, Teeddy bear!
Приложение 1
Приложение 2
♫ Old MACDONALD had a farm E-I-E-I-O And on his farm he had a cow E-I-E-I-O With a moo moo here And a moo moo there Here a moo, there a moo Everywhere a moo moo Old MacDonald had a farm E-I-E-I-O
Old MACDONALD had a farm E-I-E-I-O And on his farm he had a pig E-I-E-I-O With a oink oink here And a oink oink there Here a oink, there a oink Everywhere a oink oink Old MacDonald had a farm E-I-E-I-O
Old MACDONALD had a farm E-I-E-I-O And on his farm he had a duck E-I-E-I-O With a quack quack here And a quack quack there Here a quack, there a quack Everywhere a quack quack Old MacDonald had a farm E-I-E-I-O ♫
Пространственное представление у детей
Дети должны уметь ориентироваться в пространстве: на улице, в комнате, на листе бумаги, в движении направления, во времени. Подкидывайте с малышом мяч, при этом объясняя, что он летит вверх, падает вниз. Посадите 3 игрушки по порядку. Посередине, например, зайку. Пусть дети объясняют, кто сидит спереди, сзади, слева, справа и т. д. Игрушки желательно менять местами. Во время завтрака объясните деткам, что сейчас утро. Также в обед или во время ужина. Поговорите с детьми о ночи. Во время уроков изобразительного искусства пусть дети рисуют тропинки и объясняют, куда они ведут: вперёд, влево, вправо.
Занятия в детских садах про пространство развивают у детей воображение, внимание, мелкую моторику, формируют умение ориентироваться как в группе, так и на улице.
Изучение геометрических фигур
У всех предметов, которые окружают ребёнка, имеется своя форма. Лучше всего дети запоминают геометрические фигуры в игре. Играете в мяч? Объясняйте малышу, что он круглый. Смотрите в окно? Скажите, что оно квадратное. Таким образом вы также изучаете ФЭМП во второй младшей группе.
Воспитатель или родители могут начертить на листе геометрические фигуры, под них вырезать из картона формы. Пусть ребёнок прикладывает их на чертёж. Не сомневайтесь, малыши найдут нужную фигуру в считанные секунды. Им даётся обучение очень легко. Детям можно показывать картинку, где будут нарисованы: круг, тарелка, пианино, чашка. Попросите их найти предметы круглой формы. Такое занятие по ФЭМП дети очень любят, а потому не останутся к нему равнодушными.
Конспект урока по математическим представлениям «Много
Государственное казенное
общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Матвеево-Курганская специальная школа-интернат»
(ГКОУ РО Матвеево-Курганская школа-интернат)
Подготовила: Шульга Е.М.
Шульга Екатерина Михайловна
ГКОУ РО Матвеево — Курганская школа – интернат
Учитель
Конспект урока по математическим представлениям: «Много — мало, несколько».
Цель: формирование элементарных математических представлений: много — мало, несколько.
Задачи:
1.Воспитательные:
-воспитывать доброжелательные отношения к товарищам, воспитывать коммуникативные навыки, познавательный интерес.
2.Образовательные:
— формировать умения использовать слова: много — мало, несколько, один-много, ни одного, сравнивать предметы и группы предметов;
— учить считать предметы в пределах 5; ориентироваться в пространстве;
— корригировать и развивать речь, пространственное восприятие на основе упражнений на узнавание и различение, развивать внимание, память.
3. Коррекционно-развивающие:
— стимуляция развития мелкой и крупной моторики;
— способствовать развитию памяти и мышления;
— способствовать развитию зрительного внимания;
— развивать артикуляционный аппарат обучающихся.
Оборудование: 1 апельсин (муляж), картинка дольки апельсина, телевизор (для показа развивающего мультфильма, карточки с изображением предметов «Один-много», цветочки и бабочки, игрушка Карлсона, массажные мячики, цветные карандаши.
Ход урока.
Проверка готовности к уроку (речевое рефлексивное упражнение).
– Ребята, прозвенел звонок … начался урок. Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
Организационный момент
Учитель:
Наши умные головки (показ)
Будут думать много-много
Ушки (показ) будут слушать,
Ротик (показ) будет говорить,
Руки (показ) будут хлопать,
Ножки (показ) будут топать,
Спинка выпрямляется
Друг другу улыбаемся.
Основная часть.
Учитель: Сейчас у нас урок «математика»
1. Работа с пиктограммами:
-Катя, покажи «математика» (пиктограмма).
-Ярик, покажи такой же урок математика (пиктограмма).
-Ира – математика. Дай «математика» (пиктограмма).
-Степа, какое на улице время года? (весна) (работа с календарем природы)
Весной светит солнце, тепло, растут листочки, цветочки, трава…
-Ярик, покажи, где «весна»?
Мимические упражнения «Солнышко проснулось».
(Обучающиеся выполняют действия по инструкции учителя: похлопать глазками, потянуться, зевнуть).
Повторение. Устный счет.
Учитель: Ребята, давайте посчитаем фрукты на картинках.
(Обучающиеся соотносят количество фруктов со счетными палочками в пределах 5)
4. Сообщение цели и задачи урока: работа с наглядным материалом «Один-много».
(Обучающиеся рассматривают картинки с предметами на экране телевизора)
Учитель: Ребята, смотрите, что у меня в руке? (Апельсин) Катя, какого он цвета (оранжевый). Степа, какой формы апельсин? Вы любите апельсины? И я люблю. А как же мы будем его делить? Нас много, а он один.
Пальчиковая гимнастика:
Мы делили апельсин; (На каждое слово сжимают пальцы рук в пучок.)
Много нас, а он один. (Згибание пальчиков, начиная с большего.)
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа, (Бросательное движение правой руки.)
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. (Сжимают кулаки и прижимают из к груди.)
Он сердит на нас беда!
В домик спрятались — сюда!
— Апельсин хоть и один всего, но долек, то в нем много.
5 .Работа по визуальному расписанию: работа с картинками, обозначающими понятия «Один-Много».
Учитель: У нас два домика: в одном живёт одна точка, а в другом много точек. В тот домик, где одна точка мы поселим картиночку с одним предметом, а где много точек заселим жильцов с большим количеством предметов.
(Обучающиеся соотносят предметы по принципу «один – много»).
6. Сюрпризный момент:
Учитель: Ой, ребята, я кажется, слышу какой-то шум. (звучит мелодия)
Толстячок живет на крыше,
А летает он всех выше.
Он самый веселый на свете,
Поэтому нравится детям.
-Кто это?
(Появляется игрушка – Карлсон)
Учитель: Ребята, давайте поздороваемся с нашим гостем! (Ритуал приветствия)
(Обучающиеся здороваются)
Учитель: Оказывается, Карлсон пролетал мимо нашей школы и услышал как мы хорошо считаем. Он мне шепчет, что хочет нас пригласить на поляну, где грустит одна красивая бабочка. Он хочет, чтобы мы помогли ей. Но сначала, давайте отдохнем и разомнемся.
Физминутка:
(Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором расстоянии друг от друга, присаживаются на корточки)
На опушке между кочек (Медленно встают, руки вниз)
За ночь выросли цветочки.
Робко листики подняли. (Поднимают руки вверх через стороны)
«Здравствуй, солнышко!» -сказали.
Легкий теплый ветерок (Плавные движения руками) + (Дыхательное упражнение «Весенний ветерок»: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой»)
По опушке пробежал.
Первый нежный мотылек (Медленно бегут, плавно поднимают
Над цветами запорхал . руки и опускают вниз)
Ветерок чуть дышит, (Останавливаются, поднимают руки вверх
Лепестки колышет. качают руками из стороны в сторону.)
(Работа с наглядным дидактическим материалом)
Учитель: Какие молодцы! Ребята, посмотрите, а вот и эта поляна о которой говорил Карлсон.
(На магнитной доске, в траве сидит красивая бабочка и грустит)
Учитель: Посмотрите, какая красивая бабочка. А цветов нет, вот она и грустит, вокруг так мрачно. Давайте порадуем ее и превратим эту поляну в цветочную. (Обучающиеся выходят и выкладывают внизу цветочки)
Учитель: Сколько цветов у нас на полянке? (Много) Посмотрите, ребята, бабочки – подружки увидели много красивых цветов и тоже прилетели.
(учитель выкладывает еще несколько бабочек).
Учитель: Сколько же у нас стало бабочек? (Было мало, а стало много, они летают)
-Почему они прилетели? (потому что увидели много красивых цветов)
-Сколько у нас бабочек и цветочков?
-Теперь у нас и бабочек много и цветов много.
-Но вот подул ветер (дети создают звучание ветра) и сорвал наши цветочки (учитель убирает цветы), а дети обращают внимание, что цветочков становится мало.
(В итоге остается один, самый большой и яркий цветочек).
-А теперь, сколько осталось цветов?(1)
-А бабочек сколько? (много)
-Скучно стало бабочкам и они улетели. (убираем бабочек)
Но осталась…
Обучающиеся: «Одна бабочка и один цветок!»
Учитель: Бабочка весело кружилась над великолепным цветком, хотя ее подружки и разлетелись. Карлсон, ты рад, что мы помогли твоей знакомой бабочке встретить своих подружек и повеселиться на цветущей поляне.
Карлсон: Но она осталась опять одна?
Учитель: Не переживай, завтра утром, когда выглянет солнышко, опять появится много красивых цветов и к ним опять прилетит много бабочек-подружек.
Карлсон: Спасибо вам, ребята. Мне пора возвращаться домой. Но я обязательно к вам еще загляну.
Ритуал прощания:
Учитель: И тебе спасибо. Рады были с тобой встретиться! Ребята, давайте попрощаемся с Карлсоном, помашем ему ручкой.
Закрепление.
Пальчиковая гимнастика «Ёжик».
(Перед работой в тетради проводится пальчиковая гимнастика для мелкой моторики с использованием шарика – массажёра.) Описание: упражнения выполняются сначала на правой руке, затем
на левой.
Ежик в руки мы возьмем (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Рукой ежика прижмем (рукой прижимаем мячик)
И немножко покатаем (ручкой катаем мячик)
Потом руку поменяем. (меняем руку и тоже катаем мячик)
Работа в тетради.
Учитель: Ребята, откройте свои тетради. Сколько клеточек в тетради? (много) Обведите одну клеточку. Обведите 2 клеточки. Сколько обвели? (мало) Нарисуйте в тетради столько красных кругов, сколько шишек на доске. Сколько нарисовали кругов (один). Как можно по-другому сказать? (мало) Что нужно сделать, чтобы кругов стало много? Дорисуйте ещё несколько кругов. Сколько теперь стало кругов? (много)
Учитель: Посмотрите на картинку, кого вы на ней видите? (девочку и мальчика). Что держат дети в руках? (Шарики) У кого один шарик в руках? (У девочки) Раскрасьте его синим карандашом. А у мальчика сколько шариков в руках? (Много) Раскрасьте эти шарики желтым, красным и зеленым карандашами.
Поощрение после выполнения всех заданий.
Итог
Учитель: Вы, молодцы, показали, что вы знаете и умеете: считать, различать цвета, понятия «Один-много». С какими словами вы сегодня познакомились?
Посмотрите и скажите, каких предметов у нас в классе много? Каких мало?
Физминутка
Раз — подняться, подтянутся
Два – согнуться, разогнуться
Три, четыре – руки шире
Пять, шесть – тихо сесть.
Учитель: Ребята, на этом наш урок заканчивается. И я предлагаю вам посмотреть развивающийся мультфильм «Веселый зоопарк» и посчитать зверушек в вагончиках.
(Обучающиеся просматривают мультфильм)
МНОГО / МНОГО / МАЛЕНЬКО / МАЛО / МНОГО / МНОГО — Бесплатный урок английского
Попробуйте викторины!
В этом уроке мы рассмотрим использование слов MUCH / MANY / LITTLE / FEW / A LOT / PLENTY на английском языке.
Мы рассматриваем различия между этими словами и то, как их использовать для выражения негативных или позитивных идей.
Получайте удовольствие от урока и не забывайте участвовать в викторинах.
— Джеймс.
Содержание урока
МНОГО / МАЛО / МНОГО / МАЛО
Попробуйте викторины
Мы используем много и Little с Uncoutable Существительные:
Много времени
.0006 маленькие деньги
We use MANY and FEW with plural nouns:
many people
many children
few cars
few houses
Выберите МНОГО, МНОГО, МАЛЕНЬКО или МАЛО .
МНОГО / МНОГО / МНОГО
Попробуйте викторины
Мы используем Много из , лотов и много из с бесоруемыми и Sucial Sunys :
( Много означает «Более того» .)
много времени
масса информации
много денег
5 много людей0007
много детей
много машин
Сопоставьте половинки предложений, в которых используется PLENTY , в этой викторине. Перетащите вторые половины предложений вниз рядом с первыми половинами.
МНОГО / МНОГО / МНОГО / МНОГО
Попробуйте викторины
MUCH редко используется в положительных предложениях:
У нас было мало времени.
У нас было много времени.
У них мало денег.
У них много денег.
Мы используем MANY и A LOT во всех типах предложений:
Многие люди живут в Лондоне.
или
В Лондоне живет много людей.
Сегодня на рынке мало туристов.
или
Сегодня на рынке не так много туристов.
Вы видели много штормов?
или
Вы видели много штормов?
Решите, звучат ли предложения, в которых используется НАМНОГО , нормально или странно.
Использование LITTLE и FEW для отрицательных идей
Попробуйте викторины
Мы используем LITTLE и FEW (без A ), чтобы говорить о негативных идеях:
Я так устал на работе, в выходные у меня мало сил, чтобы выйти.
Она мало гуляет, у нее мало друзей.
LITTLE и FEW также можно использовать с VERY :
Музей нас очень разочаровал, мы получили очень мало информации.
Он не любит читать, он читал очень мало книг.
Использование НЕМНОГО и НЕСКОЛЬКО позитивных идей
Попробуйте викторины
НЕМНОГО означает НЕКОТОРЫЕ или «небольшое количество» :
Я очень устал после работы, но у меня все еще есть немного энергии, чтобы пойти куда-нибудь.
A FEW означает SOME или «небольшое число» .
Она редко выходит из дома, потому что у нее всего несколько друзей.
При необходимости добавьте A к следующим предложениям.
Викторины
Уроки истории Уилла и Ариэля Дюрант
Книга в трех предложениях
В ходе истории менялось человеческое поведение, но не человеческая природа. Независимо от того, кто находится у власти, награды постепенно достаются самым умным и талантливым людям. Идеи — самая сильная вещь в истории, потому что они могут передаваться по наследству и изменять поведение будущих поколений — даже оружие изначально было идеей.
Резюме «Уроки истории»
Это краткое изложение моей книги «Уроки истории» Уилла и Ариэля Дюрант. Мои заметки носят неформальный характер и часто содержат цитаты из книги, а также мои собственные мысли. Это резюме включает ключевые уроки и важные отрывки из книги.
- История — самый надежный путь к пониманию настоящего и предвидению проблем будущего.
- Целью этой книги является не оригинальность, а инклюзивность.
- Наши знания о любом прошлом событии неполны. Большая часть истории — это предположения, а остальное — предрассудки.
- Историк всегда упрощает.
- Скорость изменений увеличивается, а изобретения ускоряют ускорение.
- История не может быть наукой, только промышленностью, искусством и философией. Промышленность, выискивая факты. Искусство поиска порядка в хаосе материалов. Философия, ищущая перспективу и понимание.
- Полная перспектива — оптическая иллюзия. Мы должны оперировать частичными знаниями.
- Только дурак будет пытаться втиснуть 100 веков в 100 страниц выводов. Мы продолжаем.
- История — это сочетание преступлений и нелепостей человечества и прощальных взносов. Это позволяло каждому поколению продолжать с большим наследием, чем предыдущее.
- Идея: Вклад и улучшение человечества — это история человечества. Наша история — это история коллективного обучения. Итак, позвольте мне рассказать вам историю.
- Идея: есть три мира. Первый мир – это внешний мир. Второй мир родился, когда стали возможными мысли и возникло сознание. Третий мир возник, когда наша жизнь стала цифровой. Теперь мы можем жить в мире, где нас нет физически и его нет в наших мыслях, но он существует.
- Другие науки говорят нам, как мы можем себя вести. История говорит нам, как мы себя вели.
- Настоящее — это просто прошлое, свернутое в настоящий момент.
- Ты такой, какой ты есть, благодаря своему прошлому.
- Мы знаем 1000 вещей о сегодняшних новостях, но редко о прошлом. Как мы можем понять наше настоящее, не зная своей истории?
- Пример технологической авантюры: изобретение самолетов полностью переопределяет мир торговли и коммерции. Раньше вода была основным способом торговли и диктовала, какие нации пришли к власти (те, у которых были большие береговые линии, такие как Греция и Италия). Затем внезапно самолеты перенесли власть на страны с огромными массивами суши по сравнению с их побережьями (США, Китай, Россия).
- Урок истории в том, что человек крепок.
- История — это карта человеческого характера. Чтобы знать, как будет действовать человек, вы должны знать, как человек действовал.
- Люди всегда будут благороднее Вселенной. Несмотря на то, что мы умираем всего через мгновение, мы знаем о своем существовании, в то время как Вселенная ничего не знает о своем долголетии.
- Влияние географических факторов уменьшается по мере развития технологий. Человек, а не земля, создает цивилизацию.
- Идея: со временем технологии побеждают окружающую среду. Эта тенденция, однако, началась, как только человек смог создавать инструменты, что было своего рода технологией.
- Прогресс реален. С течением времени и развитием технологий человек влияет на свой контроль над окружающей средой.
- Окружающая среда по-прежнему является хозяином человека и других видов.
- Идея: Тенденция ясна: наши технологии позволяют нам превзойти наш естественный мир. Представьте себе время, когда мы сможем контролировать землетрясения, ураганы или торнадо. Или, когда мы отправились на Луну, мы поняли, как выжить за пределами земной атмосферы. Каким-то образом мы научились преодолевать границы кислорода и распространять наш вид в новые места.
- География – это матрица истории. Если вы живете на побережье, вы почти неизбежно станете зависимым от моря.
- Вы можете почувствовать запах океана почти в любой точке Великобритании. Что случилось? Они вышли в море и стали лучшими моряками в истории.
- Нами управляет все вокруг нас и внутри нас, но ни одно из этих двух не является всей историей.
- Все было вовлечено в то, что сделало нас.
- Идея: мы продукт всех предыдущих событий в истории, суммированных и перенесенных в настоящий момент. Однако, несмотря на то, что все вовлечено в то, что создало нас, есть несколько сил, которые несут большую часть веса. Этими силами являются генетика, культура, окружающая среда и технологии.
- Первый биологический урок истории состоит в том, что жизнь — это соревнование.
- Сотрудничество реально и расширяется по мере развития технологий, но в основном потому, что это форма конкуренции. Мы сотрудничаем в нашей группе, семье, сообществе и нации, чтобы сделать нашу группу более могущественной.
- Сотрудничество — высшая форма конкуренции.
- Второй биологический урок истории состоит в том, что жизнь — это отбор.
- С точки зрения природы мы все рождаемся несвободными и неравными.
- Природа любит различия, потому что именно они позволяют отбору сосредоточить внимание на сильных и исключить слабых.
- Вопрос: сколько организмов отбирается? Каковы шансы того, что определенный набор признаков сохранится в данной популяции, и насколько устойчивы эти шансы? Какой процент генов остается при этом процессе?
- Свобода и равенство — вечные враги. Когда один терпит неудачу, другой умирает.
- Только мужчина ниже среднего желает равенства. Те, кто осознают, что они выше среднего, желают свободы. В конце концов, превосходные способности имеют свой путь.
- Третий биологический урок истории состоит в том, что жизнь должна размножаться.
- Природа любит большие пометы и борьбу за выживание, которая заканчивается отбором самых сильных.
- Каждый прогресс в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания в конечном итоге сводится на нет из-за увеличения количества ртов, которых нужно кормить.
- Медицина и технологии сводят на нет естественный отбор, оставляя непригодных в живых.
- Многое из того, что мы называем интеллектом, является результатом индивидуального образования, возможностей и опыта.
- Плодородные наследуют землю. Уровень рождаемости может определять судьбу систем верований, потому что чем больше людей верят в идею и чем больше людей обучены этой идее (обычно это дети верующих), тем сильнее эта идея приживется. Это происходило с религией на протяжении всей истории, но, возможно, сейчас это происходит с наукой.
- Вся история человечества — это короткая глава в истории биологии. А вся биология — это короткая глава в истории планеты. А планета — это короткая глава в истории Вселенной.
- История — это история человечества в борьбе с другими видами и самим собой за ограниченные ресурсы и дары окружающей среды. Конкуренция – основной закон.
- Раньше конкуренция была среди частных лиц. Потом его расширили и он оказался среди семей. Потом его расширили и он оказался среди общин. И так далее.
- Основная реальность — конкуренция. Если бы вы не соревновались в жизни, что бы вы развивали? Определенная степень конкуренции необходима не только для прогресса, но и для выживания.
- Идея: Будет ли конкуренция когда-нибудь настолько расширена, чтобы не быть между людьми? Нам нужна потрясающая дикая игра, в которой другой вид заставляет нас объединяться и соревноваться с общим врагом.
- Ребенок учится через руки в раннем возрасте. Так что, возможно, стояние на двух ногах было методом, благодаря которому человек стал разумным.
- Идея: Мне кажется логичным, что интеллект и двуногая походка эволюционировали вместе.
- Случайность сыграла важную роль в прогрессе человечества, но теперь все внезапно меняется. Культура была первым способом, с помощью которого мы начали преодолевать роль случайности. (Вспомните систему образования и обучение людей.) Технологии — это второй (и более быстрый) способ преодоления роли случайности в генетической эволюции и прогрессе человечества. Теперь вы можете иметь плохую генетическую руку (вспомните неспособность к обучению), и наша культура и наши технологии все еще могут помочь вам выжить.
- История не различает цвета и может развить цивилизацию под любой расой и почти при любых обстоятельствах.
- В долгосрочной перспективе различия между людьми уступают место окружающей среде.
- Людям нравится думать, что они немного особенные. Без этого кусочка тщеславия нам может быть труднее продвигаться вперед. В некотором смысле заблуждение является мотиватором.
- Человеческая природа – это основные чувства и склонности человечества.
- По большому счету бедные имеют те же импульсы, что и богатые, но с меньшими возможностями или навыками для их реализации.
- Социальная эволюция — это игра обычаев с происхождением.
- Имитирующее большинство следует за инновационным меньшинством. История — это в значительной степени битва нескольких меньшинств, победитель которой затем превозносится большинством как победитель.
- Из каждых 100 идей 99, вероятно, будут хуже традиционной альтернативы, которую было предложено заменить.
- Ни один человек не может стать настолько хорошо информированным за одну жизнь, чтобы переосмыслить и полностью понять обычаи и требования всего общества.
- Хорошо, если новые идеи будут услышаны ради тех немногих, которые можно использовать. Но также полезно проверять и подвергать сомнению новые идеи.
- Общество основано не на идеалах человечества, а на природе человечества. Мы являемся продуктом сил и инстинктов, которые нами движут.
- Основной урок истории заключается в том, что люди, по сути, остались такими, какими они были на протяжении всей истории. Он меняет свои привычки, но не свои инстинкты.
- В ходе истории менялось человеческое поведение, но не человеческая природа.
- Герой — просто продукт ситуации. А не наоборот. Если бы не ситуация, мы бы никогда не услышали о герое.
- В некотором смысле можно сказать, что психологическая стойкость, героизм или другие качества характера являются просто результатом того, чего требует ситуация.
- Мораль — это то, как общество требует от своих членов поведения.
- Историю можно разделить на три этапа: охота, земледелие и промышленность.
- Возможно, то, что сегодня является пороком, когда-то было добродетелью.
- Постепенно промышленность изменила структуру человеческой культуры и нравственности. Люди покинули дом и племя, чтобы работать на фабриках и жить в городах и т. д.
- История, как она обычно проживается, отличается от истории, как она обычно пишется. По определению, историки сосредотачиваются на исключительном.
- Два примера огромных сдвигов в нашей культурной эволюции: Коперник и его открытие, что мы всего лишь одна планета — это огромный океан планет и галактик. Дарвин и его открытие, что мы всего лишь животные, которые произошли от многих других животных. Эти два убеждения радикально изменили нашу веру в религию. Если мы всего лишь одна из многих планет, почему Бог так заботится о нас? Если эволюция верна, как разумный творец мог создать нас?
- Сама цивилизация — самое замечательное, что сделало человечество.
- Цивилизация требует тонкого баланса социальных импульсов с животными импульсами.
- Дюран определяет цивилизацию как общественный порядок, который способствует культурному творчеству, поэтому вам нужен порядок и личная свобода/творческая свобода. Они кажутся противоречащими друг другу, но часто между ними существует напряженный и хрупкий баланс. Если общественный порядок слишком силен, свобода ограничена. Если социальный порядок слишком низок, сотрудничество невозможно в той степени, чтобы создать цивилизацию.
- Вы хотите обуздать свои импульсы и слабости до такой степени, чтобы они были полезными, но не чрезмерными.
- Для человека очень опасно думать, что — даже с 30 или 40 годами обучения — он может судить и преодолевать коллективную мудрость человечества. Старые идеи очень сильны.
- Вполне возможно, что религия позволяла людям сотрудничать на протяжении всей истории и сделала возможной цивилизацию.
- Цель религии, морали и этики, да и любой общей системы верований, состоит в том, чтобы хотя бы частично преодолеть импульсы нашего охотника-собирателя, рептильного мозга. Мы пытаемся преодолеть наши животные инстинкты с помощью социальных инстинктов. Мы голосуем за новую идентичность, которая, как мы надеемся, превзойдет нашу естественную идентичность.
- Один интересный взгляд на то, почему упадок религии — это очень плохо: если религия — это общая вера, объединяющая цивилизацию, и эта система верований умирает, то что удержит цивилизацию вместе?
- Во все времена силы личности превосходят силы группы. Когда все остальное терпит неудачу, люди будут делать то, что им лучше всего. Они будут делать то, что обеспечивает их выживание.
- Идея: возможно, наша естественная установка на обеспечение собственного выживания любой ценой является причиной того, что мы так тронуты актом жертвования собой ради другого. Вспомните: Ходор в «Игре престолов».
- Слово «грех» имеет значение только в смысле индивидуального нарушения группы.
- Разум не может быть доминирующим аспектом любой эпохи, потому что это всего лишь инструмент. Разум и рациональность — это инструменты для мышления, но есть много других полезных подходов, включающих разум, например чувства.
- Ни один человек никогда не сможет сравниться с идеями человечества в целом. Глупо думать, что ваши идеи смогут противостоять таким проверенным концепциям.
- Вполне возможно, что без религии мир был бы менее нравственным. Да, безнравственность и преступность все еще сохранялись, но силы религии, вероятно, смягчили их последствия.
- Со временем философы стали движущей силой социальных изменений, а не церковь. И затем, в конце концов, наука украла эту работу у философии.
- Если история поддерживает какую-либо религию, то это, вероятно, дуализм, который объяснил бы хорошие и плохие вещи, которые иногда случаются, через призму доброго бога и злого бога.
- Конечным результатом промышленной революции стала замена религиозных образований светскими.
- Раньше мы думали, что законы продиктованы Богом. Теперь ясно, что они продиктованы склонными к ошибкам людьми.
- Один из уроков истории состоит в том, что религии имеют свойство возрождаться.
- В истории нет примера общества, поддерживающего нравственную жизнь в массах без религии как силы, объединяющей людей.
- Функция религии состоит в том, чтобы дать человечеству веру в способность терпеть жизнь.
- Индивидуальные инстинкты заложены в нас эволюцией. Им миллионы лет. Социальные инстинкты намного моложе и были изучены в течение последних 70 000 лет.
- Идея: Чтобы группа позволила социальным инстинктам возобладать над инстинктами каждого человека, нам нужны сильные убеждения и концепции. Если бы мы были просто кучей разрозненных людей, мы бы никогда не сотрудничали. Вот где закон, религия и капитализм вступают в игру. Эти идеи достаточно сильны, чтобы объединить нас, несмотря на наши индивидуальные инстинкты.
- Слишком высокомерно сомневаться в традициях и думать, что ваш якобы блестящий ум может за 30 или 40 лет найти лучшее решение, чем человечество выработало за тысячи лет совместной работы. По этой причине вполне возможно, что мы недооцениваем то, насколько полезной и могущественной может быть религия.
- Вы никогда не должны доверять старику быть судьей молодежи, потому что они просто отсекут смелые поступки молодежи, прежде чем они смогут их сделать.
- Идея: эта смелость, по сути, единственный путь, по которому идет вперед человечество. Большинство идей, которые мы предлагаем в самые смелые моменты, ошибочны. Как они могли не быть? Не то чтобы мы легко могли придумать что-то гениальное в нашем узком промежутке времени на земле. Однако время от времени смелая молодежь развивает идею, которая полностью переопределяет мир, и если мы хотим добиться прогресса, если мы хотим стать лучше, мы должны быть достаточно смелыми и достаточно бредовыми, чтобы верить, что у нас могут быть эти идеи.
- Идея: еще Платон говорил, что «некоторая часть населения» не верит в Бога. Так что, вероятно, было много предложений и творений, которые шли против Бога. Много диких азартных игр, которые потерпели неудачу. Но только после того, как была создана наука, у нас была дикая авантюра, которая оказалась достойной битвы.
- Наука в основном имеет дело с внешним миром. К внутреннему миру это почти не имеет отношения. Что такое сознание? Как мы можем ответить на этот вопрос с помощью науки?
- Люди, которые могут управлять людьми, управляют людьми, которые могут управлять только вещами, а люди, которые могут управлять деньгами, управляют всем.
- Обычно о мужчинах судят по их способности производить. За исключением войны, когда они ранжируются в зависимости от их способности разрушать.
- Концентрация богатства у небольшой части населения — это закономерность, которая повторяется на протяжении всей истории. Самые ценные таланты и навыки принадлежат нескольким людям, а это значит, что и самое ценное богатство также ограничено немногими. Этот шаблон появляется снова и снова.
- Свобода возможна, когда достигнута безопасность, но до этого момента вы сталкиваетесь с конкуренцией. Только благодаря конкуренции мы развили способность создавать свободу.
- Первое условие свободы — ограничение. Если свобода абсолютна, то она умирает в хаосе. Первостепенная задача правительства – наведение порядка.
- Pax Romana был, пожалуй, величайшим достижением в истории управления.
- Если большинство способностей сосредоточено в меньшинстве людей (то есть, если некоторые люди обладают более ценными навыками, чем большинство других), то правление меньшинства так же неизбежно, как и непропорциональная концентрация богатства.
- Всепоглощающий труд обычно является ценой гения.
- Вменяемость человека заключается в непрерывности его воспоминаний. Здравомыслие группы заключается в преемственности ее традиций. Оторвитесь от любого из них слишком быстро, и последует хаос.
- Единственная настоящая революция заключается в просвещении ума и улучшении характера. Единственная реальная эмансипация индивидуальна. Единственные настоящие революционеры — это философы и святые.
- Чрезмерное увеличение чего-либо вызывает реакцию в обратном направлении.
- Идея: это тревожная мысль, но как только культура и общее мышление развились, мы внезапно развили способность проводить большие объемы «естественного отбора» над теми, кто с нами не согласен. Представьте себе восстание в стране, где одна группа совершает геноцид против другой группы. Эти массовые убийства во многом носят идеологический характер. В некотором смысле мы могли бы сказать, что эти убийства являются формой «выживания наиболее приспособленных», но в данном случае правящая группа считает целесообразными идеи, а не физическую форму. Внезапно идеология становится формой естественного отбора, и, поскольку мы являемся теми, у кого есть идеи, мы теперь являемся силой, которая их выбирает. Если вы зайдете в этом направлении достаточно далеко, вы попадете на опасную территорию. Кто решает, какие идеи подходят?
- Вы не можете все время обманывать всех людей, но вы можете обмануть достаточное их количество, чтобы править большой страной.
- Демократия принесла меньше вреда и больше пользы, чем любая другая форма правления.
- Цель демократии не в том, чтобы сделать всех людей равными, а в том, чтобы сделать их доступ к возможностям более равным. Идеал состоит не в том, чтобы поднять каждого человека к власти, а в том, чтобы предоставить ему доступ ко всем точкам входа, где можно проверить его пригодность и навыки. Другими словами, надежда демократии состоит в том, чтобы предложить равные условия для старта и позволить вашим талантам вести вас туда, куда они могут.
- В какой момент свобода становится чрезмерной? В какой момент это становится расстройством?
- Цивилизация возможна благодаря сдержанности. Ясно, что свобода возможна благодаря каким-то границам. Если мы пересечем эти границы, у нас будет хаос, а не цивилизация.
- У вас не может быть свободы без порядка.
- Война кажется постоянной для всех цивилизаций и времен. Это результат конкуренции между группами, так же как и отдельные люди.
- Война, как это ни парадоксально, является движущей силой многих технологических и культурных изменений, которые впоследствии приводят к длительным периодам мира.
- Мы многократно расширяем наши инструменты, не расширяя нашу цель. Мы разработали более сложные способы удовлетворения основных человеческих потребностей.
- Мы можем определить прогресс как возрастающий контроль жизни над окружающей средой.
- Если образование является мерилом прогресса, то мы продвинулись больше, чем когда-либо прежде. Образование — это передача как можно большего количества человеческого наследия и знаний, которых мы можем достичь в полной мере.
- Если прогресс реален, то не потому, что мы богаче или мудрее тех, кто был в прошлом, а потому, что мы рождены на более высоком уровне и выше пьедестала нашего наследия. Мы рождаемся с плодами большей части человеческого наследия.
- Не расстраивайтесь из-за того, что жизнь может иметь смысл только в той мере, в какой человек в нее вкладывает. Замечательно, что мы вообще можем вкладывать в жизнь любой смысл. Что редкость, так это способность даже изобретать смысл для себя, ибо такая задача кажется невыполнимой для всех других животных.
- Не будь оптимистом или пессимистом. Вместо этого будьте реалистом. Примите тот факт, что жизнь состоит из трудностей и удовольствий. Трудности — естественная цена существования. Восторги — это вкусности, которых вы не обязательно заслуживаете.
- Трудно понять качество своего возраста. Обычно мы знаем больше о достижениях предыдущей эпохи, чем об их недостатках. Между тем, мы обычно больше знаем о своих недостатках и преуменьшаем свои достижения. Это затрудняет сравнение возрастов.
- Человеческая природа меняется, но меняется невероятно медленно, геологически быстро. Мы можем с достаточной уверенностью сказать, что человеческая природа практически не изменилась за последние 2000 лет, а возможно, и намного дольше. Человеческая природа тесно связана с биологией. Это внутренние черты, которые у нас есть, и они очень медленно меняются в ходе эволюции.
- Прогресс — это усовершенствование средств, которые мы используем для достижения тех же самых старых целей. Возможно, наш прогресс зависит только от средств, а не от целей. Неужели мы просто достигаем тех же желаний, что и 10 000 лет назад, но новыми, современными средствами.
- Человеческая природа нецивилизованна. Это почти антицивилизация. Только через культуру, сдержанность и нравственность мы приобретаем цивилизованную деятельность.
- Техника распространения наследия и его усвоения со временем невероятно выросла. Культура крепче, чем когда-либо прежде, держит наше поведение мертвой хваткой. Один из способов объяснить это — сказать, что предстоит узнать и унаследовать гораздо больше, чем даже 100 лет назад. Богатство человеческих знаний увеличивается с каждым годом и наделяет тех, кто родился сегодня, несколько большими преимуществами, чем тех, кто родился вчера.
- «Рассмотрите образование не как болезненное накопление фактов, дат и царствований и не просто как необходимую подготовку человека к тому, чтобы заработать себе на жизнь в мире, а как передачу нашего умственного, морального, технического и эстетического наследия. Как можно полнее, как можно большему количеству людей, чтобы украсить человеческое понимание, контроль и наслаждение жизнью. Наследие, которое мы теперь можем более полно передавать, богаче, чем когда-либо прежде. Он богаче, чем у Перикла, поскольку включает в себя последовавших за ним греков. Богаче, чем у Леонардо, потому что включает его и итальянское Возрождение. Богаче Вольтера, потому что он объемлет все французское просвещение и его экуменическое распространение». -Уилл Дюран
- «Если прогресс реален, несмотря на наше нытье, то это не потому, что мы рождаемся здоровее, лучше или мудрее, чем младенцы в прошлом, а потому, что мы рождаемся с более богатым наследием, рождаемся на более высоком уровне этого пьедестала. которые накопление знаний и искусства возвышает как основу и опору нашего бытия. Наследие растет, и человек растет пропорционально тому, как он его получает». -Уилл Дюран
- «История — это преподавание философии на примерах». -Генри Сент-Джон
- Революции — это просто изменения на уровне поверхности. Природа человека остается неизменной. Люди просто меняются вместе с революцией и возвращаются к тем же основным моделям.
- Каждое поколение восстает против предыдущего. Во многих отношениях это естественно и желательно.
- Когда всем все принадлежит, никто ни о чем не заботится.
- Вы не можете сделать людей равными, приняв законы.
- Экономическая история — это медленное сердцебиение общественного организма. Независимо от того, кто находится у власти, прибыль постепенно достается самым умным и талантливым. Затем, в конце концов, происходит некоторый раскол порядка, к власти приходит новое меньшинство, и картина повторяется.
- Большинство бедняков являются жертвами расовой дискриминации и экологических проблем.
- Каждая жизнь, каждое общество и каждый вид — это эксперимент. Все заканчивается смертью в конце концов.
- Каждая религия должна проповедовать мораль, а не теологию.
- Лица моложе 30 лет никогда не должны доверять экономическим, политическим и моральным идеям других лиц моложе 30 лет.
- Пусть наши сыновья и дочери будут наказаны, когда они нарушат закон, но давайте верить им, когда они откроют свое сердце.
- Идеи — самая сильная вещь в истории. Даже пистолет изначально был идеей.
- В старости понимаешь, как хорошо, что есть радикалы и как хорошо, что есть консерваторы. Радикалы подают газ, а консерваторы тормозят. Обе эти функции незаменимы. Это напряжение необходимо для функционирующего общества.
Уроки истории Уилла и Ариэля Дюрант
Купить книгу: Распечатать электронную книгу Аудиокнига
Или просмотрите другие аннотации к книгам.
Спасибо за внимание. Вы можете получить больше практических идей в моем популярном информационном бюллетене по электронной почте. Каждую неделю я делюсь 3 короткими идеями от себя, 2 цитатами других и 1 вопросом для размышления. Более 2 000 000 человек подписаны . Введите адрес электронной почты сейчас и присоединяйтесь к нам.
Об авторе
Джеймс Клир пишет о привычках, принятии решений и постоянном совершенствовании.