«Кого любить, кому же верить?»
Книга Константина Фрумкина «Сквозные мотивы русской драматургии: от Грибоедова до Эрдмана» наверняка заинтересует думающего читателя. Она — про старые русские вопросы, которые и сегодня актуальны.
«Кого любить, кому же верить? / Кто не изменит нам один?» — задавался вопросом Александр Пушкин в «Евгении Онегине». И сам же через несколько строк отвечал: «Любите самого себя».
Сколько раз записные пушкинисты пытались истолковать и перетолковать этот императив! Мол, совсем не то имел в виду Александр Сергеевич, что вычитывает из его строк неискушённый читатель. На самом деле иронизировало «солнце русской поэзии» над доверчивой аудиторией. «Подкалывал» Пушкин, говоря современным языком, публику. Потому как не может же герой множества школьных учебников оказаться записным гедонистом.
Не может и не хотел. Потому что попытка любить себя самого оказывается едва ли не сложнее приступа к иному модусу существования — любви к ближнему своему. В этом меня ещё раз убедили рассуждения Константина Фрумкина. На сравнительно небольшом пространстве — менее трёх сотен страниц — он разбирает десятки пьес, написанных русскими драматургами за полтора века. Грибоедов, Гоголь, Островский, Сухово-Кобылин, Лесков, Салтыков-Щедрин, Толстой, Писемский, Чехов, Эрдман — писатели разные, оригинальные, узнаваемые едва ли не по одному абзацу текста. Но вместе с тем всех их объединяют одни и те же фабульные ходы, сюжетные принципы, психологические пружины, которые подвигают к действию персонажей. Или же, напротив, обрекают их топтаться на месте.
Так, по убеждению автора исследования, сходны сюжеты трёх пьес, знаменитых, любимых актёрами, режиссёрами и публикой, но разделённых десятилетиями. «Ревизор» Николая Гоголя, «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского и «Самоубийца» Николая Эрдмана разрабатывают один и тот же мотив. «Важнейший момент их сходства, пишет Фрумкин, — совершенно очевиден: главный герой этих пьес вольно или невольно выдаёт себя не за того, кто он есть на самом деле, и водит за нос остальных персонажей». Принцип обмана — лишь один из тех, на которых строятся русские пьесы. Фабула, то есть драматическая интрига, может разниться, но сюжеты аукаются.
Вернее, даже не сюжеты, как способ рассказа, а методы осмысления, «управляющая идея», по выражению сценарного гуру Роберта Макки. Самозванство мы упомянули, дальше идут герои-невидимки, те, о которых только говорят и которых напрасно ждут, как Годо у Сэмюэла Беккета. Мотив маленького человека, который в русской драматургии трансформируется по законам сцены — женщина выбирает между слабым мужчиной и сильным. Предпочтение отдаётся, разумеется, второму. Такую ситуацию, утверждает Фрумкин, «невозможно найти среди наиболее известных драм европейских мастеров».
Перечислять можно ещё многое, но самым главным мотивом, на мой вкус, оказывается — невозможность самостояния. Нет своего места у персонажей русской драмы, не могут они существовать сами по себе, даже любить самих себя. Большую часть сценического времени они заняты тем, что ищут человека, которому могли бы вверить своё бытие. «Мотив коллективной экзистенциальной зависимости» звучит во многих пьесах, вызывает смятение у персонажей разных по возрасту и положению. Таких, как Иван Войницкий, дядя Ваня из одноимённой пьесы Антона Чехова. Мы привыкли видеть в нём скромного трудягу, потратившего всю жизнь на безропотное служение знаменитому родственнику. Но возможен, оказывается, иной угол зрения. Тогда заметно, что упорный и деятельный человек только маскирует своей внешней активностью внутреннюю пустоту. Такой индивид влачит лишь одномерное существование, как определил этот образ жизни Герберт Маркузе.
Дядя Ваня, утверждает Константин Фрумкин, взваливает на профессора Серебрякова ответственность за своё «неделание». Он обвиняет зятя в том, что тот не оправдал его ожиданий. Что кумир его жизни оказался вылепленным из глины. Но одна ли статуя виновата в том, что сделалась симулякром — образом Бога? Символом того, что не имело образа уже изначально.
Персонажи русской драматургии депрессивны, они надорвались от тяжести жизни, потеряли способность действовать. Надеются на то, что приедет кто-то, рассудит, покажет, научит. Выведет или, скорее, выпихнет на верный путь.
Экзистенциальная зависимость индивида проявляется в стремлении присоседиться к сильному человеку. Коллективная же зависимость подобного рода находит выход в поклонению вождю, лидеру. Но кем на самом деле обернётся этот сверхчеловек — Данко или Хлестаковым, зависит ещё и от нас самих. Вспомним горькие строки Александра Твардовского о Сталине и сталинщине:
Но кто из нас годится в судьи —
Решать, кто прав, кто виноват?
О людях речь идёт, а люди
Богов не сами ли творят?
Не мы ль, певцы почётной темы,
Мир извещавшие спроста.
Что и о нём самом поэмы
Нам лично он вложил в уста?
Мы возводим тиранов на престол, мы свергаем тиранов, но снова подаём им венок лавровый и вид на царствование. И так по кругу бежит, бежит наша социальная жизнь.
Разорвать эту дурную бесконечность возможно лишь одним способом — отыскать опору в самом себе. Любить самого себя, доверяться самому себе — на самом деле истинный модус нашего существования. Самостоянье человека — та самая тайная свобода, которую и проповедовал Александр Пушкин: «для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…» Формулируется задача вроде бы просто, но, поди, попробуй её реши!
…Современный человек пытается переформатировать неприглядное своё существование тем, что постоянно переустраивает общество и государство. В крайнем случае, терзает друзей и родственников. Но, может быть, стоит оборотиться на самого себя? Отыскать опору внутри собственной личности?..
Поделиться ссылкой:
Метки: : выбор редакции, Константин Фрумкин, русская драматургия, царь и общество
XXII. Комментарий к роману «Евгений Онегин»
XXII. Комментарий к роману «Евгений Онегин»ВикиЧтение
Комментарий к роману «Евгений Онегин»
Набоков Владимир
Содержание
XXII
Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
4 Услужливо на наш аршин?
Кто клеветы про нас не сеет?
Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда?
8 Кто не наскучит никогда?
Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
12 Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его.
5—8 <…>
9—10 <…>
11
Braver Mann!…
…………………………………………….
Schade, dass ich ihn nicht k?ssen kann!
Denn ich bin selbst dieser brave Mann.[571]
XXII
XXII Она поэту подарила Младых восторгов первый сон, И мысль об ней одушевила 4 Его цевницы первый стон. Простите, игры золотые! Он рощи полюбил густые, Уединенье, тишину, 8 И ночь, и звезды, и луну, Луну, небесную лампаду, Которой посвящали мы Прогулки средь вечерней тьмы, 12 И
XXII
XXII Кого ж любить? Кому же верить? Кто не изменит нам один? Кто все дела, все речи мерит 4 Услужливо на наш аршин? Кто клеветы про нас не сеет? Кто нас заботливо лелеет? Кому порок наш не беда? 8 Кто не наскучит никогда? Призрака суетный искатель, Трудов напрасно не губя, Любите
XXII
XXII Но та, сестры не замечая, В постеле с книгою лежит, За листом лист перебирая, 4 И ничего не говорит. Хоть не являла книга эта Ни сладких вымыслов поэта, Ни мудрых истин, ни картин, 8 Но ни Виргилий, ни Расин, Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека, Ни даже Дамских Мод Журнал Так никого
XXII
XXII Блеснет заутра луч денницы И заиграет яркий день; А я, быть может, я гробницы 4 Сойду в таинственную сень, И память юного поэта Поглотит медленная Лета, Забудет мир меня; но ты 8 Придешь ли, дева красоты, Слезу пролить над ранней урной И думать: он меня любил, Он мне единой
XXI–XXII
XXI–XXII ВариантыВ отвергнутом варианте XXI, 10–14 и альтернативном XXII мы знакомимся с альбомом, который Татьяна находит в онегинском кабинете.10—14 Окончание альтернативного варианта XXI в беловой рукописи (ПБ 43) таково: Сперва ей было не до книг, И вдруг открылся между
XXII
XXII Онегин вновь часы считает, Вновь не дождется дню конца. Но десять бьет; он выезжает, 4 Он полетел, он у крыльца, Он с трепетом к княгине входит; Татьяну он одну находит, И вместе несколько минут 8 Они сидят. Слова нейдут Из уст Онегина. Угрюмый, Неловкий, он едва-едва Ей
[XXII]
[XXII] А где, бишь, мой рассказ несвязный? В Одессе пыльной, я сказал. Я б мог сказать: в Одессе грязной — 4 И тут бы, право, не солгал. В году недель пять-шесть Одесса, По воле бурного Зевеса, Потоплена, запружена, 8 В густой грязи погружена. Все домы на аршин загрязнут, Лишь наXXII
XXII Насколько иссякает в нас сокровище веры, настолько мы начинаем тревожиться идеалами, которыми живут другие церкви[134], — безбрежным развитием внутреннего чувства и субъективного мышления или заботами о судьбах человечества и его внешнем устроении. Этими заботами мы
Ничто не может отлучить нас от любви Христовой
Пять раз здесь, в 8-й главе Послания к Римлянам, апостол Павел задавал вопросы, чтобы выявить удивительные привилегии принадлежности к Иисусу Христу. Стих 31: «Если Бог за нас, кто против нас?» Стих 32: «Как же и с Ним не даст нам всего по милости?» Стих 33: «Кто будет обвинять избранных Божьих?» Стих 34: «Кто осудит?» А теперь из сегодняшнего отрывка — Римлянам 8:35–39 — в стихе 35: «Кто отлучит нас от любви Христовой?»
Ответы такие простые и такие замечательные, Пол позволяет нам дать их и радоваться им. Стих 31: Никто не может быть успешным против нас — даже террористы. Стих 32: Бог даст нам все, в чем мы нуждаемся, даже когда кажется, что все потеряно. Стих 33: Никто не может обвинить нас в суде небесном, кто бы ни обвинял нас. Стих 34: Никто не может осудить нас. И сегодня в стихе 35: Никто и ничто не может отлучить нас от любви Христовой.
И что делает этот текст таким актуальным в преддверии годовщины 9/11 заключается в том, что Павел указывает на то, что не может отлучить нас от любви Христовой, и это то, что произошло в тот день: «Будет ли скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность или меч? Причина, по которой Павел упомянул так много ужасных вещей, состоит в том, чтобы убедиться, что мы знали, что он не говорит: ну, есть вещи настолько ужасные, что они действительно могут отлучить нас от любви Христовой. № Ничто не может отлучить нас от любви Христовой .
Любовь Христа в каждый момент
Христос любит нас сейчас.
«Любовь Христа — это не воспоминание. Это ежеминутное действие живого Сына Божьего».
Жена может сказать о своем покойном муже: Ничто не разлучит меня с его любовью. Она может иметь в виду, что память о его любви будет сладкой и сильной всю ее жизнь. Но это не то, что Павел имеет в виду здесь. В стихе 34 ясно сказано: «Христос Иисус есть умерший, более того, воскресший, Который одесную Бога, Который действительно ходатайствует за нас».
Причина, по которой Павел может сказать, что ничто не отделит нас от любви Христа, заключается в том, что Христос жив и все еще любит нас сейчас. Он находится по правую руку от Бога и поэтому правит за нас. И он ходатайствует за нас, что означает, что он заботится о том, чтобы его законченная работа искупления действительно спасала нас час за часом и приводила нас в целости и сохранности к вечной радости. Его любовь — это не воспоминание. Это ежеминутное действие всемогущего живого Сына Божьего, чтобы привести нас к вечной радости.
Особая любовь Христа
Эта любовь Христа эффективно защищает нас от разлуки и, следовательно, является не всеобщей любовью ко всем, а особой любовью к Своему народу — тем, кто, согласно Римлянам 8:28, любит Бога и называются по его назначению.
Это любовь из Ефесянам 5:25: «Мужья любят своих жен, как Христос возлюбил церковь и отдал Себя за нее». Это любовь Христа к церкви, Его невесте. У Христа любовь ко всем, и у Него особая, спасительная, оберегающая любовь к Своей невесте. Вы знаете, что являетесь частью этой невесты, если доверяете Христу. Любой — без исключений — любой, кто доверяет Христу, может сказать: я — часть Его невесты, Его церкви, Его призванных и избранных, тех, кто, как сказано в стихе 35, сохранены и защищены навеки, несмотря ни на что.
Христова хранящая любовь
Эта всемогущая, действующая, защищающая любовь не избавляет нас от бедствий в этой жизни, но ведет нас в безопасности к вечной радости с Богом.
Павел делает это кристально ясным в стихе 35: «Кто отлучит нас от любви Христовой? Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» Нет. Но кто-то может сказать: «О, но он имеет в виду, что Бог не допустит, чтобы подобное случилось с его невестой».
Две вещи доказывают, что это не так.
Одним из них является ссылка на смерть в стихе 38 («Ни смерть, ни жизнь… не могут отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе»). Смерть случится с нами, но она не разлучит нас. Поэтому, когда Павел говорит в стихе 35, что «меч» не отделит нас от любви Христовой, он имеет в виду: даже если мы будем убиты, мы не отделимся от любви Христовой.
Другой стих 36, где Павел цитирует Псалом 44:22 и применяет его к себе и к христианам в целом: «Как написано: «За вас нас убивают каждый день; нас считают овцами, которых нужно заколоть». Это означает, что мученичество — нормальное христианство. Это происходит во всем мире — в Пакистане, Непале, Судане, Индонезии и Вьетнаме. Приблизительно 164 000 христиан умрут в этом году из-за своей веры. Вот что Павел имеет в виду. Именно это имел в виду Иисус, когда сказал: «Некоторых из вас они убьют. будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Луки 21:16–17). Наше время мира и терпимости в Америке является аномалией и должно побуждать нас все больше и больше заботиться о страдающей церкви (Евреям 13:3).
Таким образом, суть вопроса в стихе 35 такова: Иисус Христос сильно любит Свой народ всемогущей, ежеминутной любовью, которая не всегда спасает нас от бедствий, но сохраняет нас для вечной радости в Его присутствии даже через страдания и смерть.
Теперь давайте позволим Лизе Бимер засвидетельствовать эту суверенную любовь. Ее муж Тодд летел рейсом 93, который разбился в Пенсильвании. Он был тем, кто сказал: «Поехали!» У него остались Лиза и трое маленьких детей.
Десять взглядов на суверенитет и страдания
1.
Принятие суверенитета Бога дает силу и надежду.Лиза: «Бог знал, какой ужасный выбор примут террористы и что в результате погибнет Тодд Бимер. Он знал, что мои дети останутся без отца, а я без мужа. . . . Тем не менее, в своем суверенитете и в своем видении общей картины, он знал, что лучше позволить событиям развиваться так, как они развивались, чем изменить планы Тодда, чтобы избежать смерти. . . . Я не вижу всех причин, по которым он мог допустить это, когда я знаю, что он мог это остановить. . . . Мне не нравится, как его план выглядит с моей точки зрения прямо сейчас, но знание того, что он любит меня и может видеть мир от начала до конца, помогает мне сказать: «Все в порядке»» 9.0003
«Если мы верим всем сердцем, каждое мгновение, что наша судьба находится в руках Иисуса Христа — того, кто обладает высшей любовью и высшей силой, — о чем нам следует беспокоиться? Конечно, наше человечество много раз затуманивает эту истину, но, цепляясь за ее проблески, держит все в перспективе».2. Не думайте, что лучше Бога знаете, как управлять миром. Это гордость.
Лиза: «Моя вера не основывалась на правительствах, религии, высоких зданиях или слабых людях. Вместо этого моя вера и моя безопасность были в Боге. Меня поразила мысль. Кто вы такой, чтобы спрашивать Бога и говорить, что у вас есть план лучше, чем у него? У вас нет той же мудрости и знаний, что и у него, или понимания общей картины». (
«Вера означает, что мы верим Богу на слово, что Он любит нас».
«Мы также не посвящены в его точку зрения и не должны утверждать, что знаем лучше, чем он, что должно произойти, а что нет. . . . Вера означает, что, независимо от обстоятельств, мы верим ему на слово, что он любит нас и приведет нас к хорошему результату, если мы просто доверимся и повинуемся ему. Очевидно, последствия этого понимания были для меня огромными с 9/11».
3. У Бога есть благая цель во всех трудностях, которые случаются с Его народом.
Лиза: «Мне стало ясно суверенитет Бога. Когда у меня возникает искушение рассердиться и спросить: «А что, если?» и «Почему мы?» Бог говорит: «Я знал 10 сентября и мог бы остановить это, но у меня есть план большего блага, чем ты можешь когда-либо представьте себе.» Я не знаю Божий план, и, честно говоря, сейчас он мне не очень нравится. Но я верю, что он верен своему обещанию в Римлянам 8:28: «Мы знаем, что Бог во всем содействует ко благу любящих Его». Моя единственная обязанность — любить Бога. Остальное он сделает» ( Decision Magazine , сентябрь 2002 г.). Под своей подписью Лиза пишет Бытие 50:20: «Что касается вас, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это во благо».
4. Смерть и страдание навязывают нам перспективу вечности.
Лиза: «За последние несколько месяцев 11 сентября динамично показало мне реальность вечности. Когда меня переполняет грусть из-за того, что я потерял в этой жизни, он быстро показывает мне свою вечную перспективу. «Лиза, эта жизнь — всего лишь точка на экране радара по сравнению с твоим будущим со мной на небесах». Он говорит: «Лучшее, что ты можешь себе представить на земле, — мусор по сравнению с тем, что тебя ждет» (9).0007 Decision Magazine , 8)
5. Бог распределяет страдания неравномерно, и одно тяжелое событие может подготовить к другому.
Когда Лизе было 15 лет, ее отец перенес аневризму на работе и умер на следующее утро в больнице. Лиза: «Когда умер мой отец, вера перестала быть такой простой. . . . Я потратил пять лет, спрашивая, почему, выражая свой гнев, говоря, что это несправедливо, прежде чем Бог помог мне осознать, что он всегда тот, кто он есть — в хороших и плохих обстоятельствах. Он всемогущий и вселюбящий, но это не значит, что как гражданин этого падшего мира он защищает нас от всякого «плохого» события».
Какого свидетеля Божьей благости и суверенитета не было бы сегодня в мире, если бы Бог не подготовил Лизу Бимер к этой утрате смертью ее отца!
6.
Божья любовь заботится о нас прямо сейчас, в наших страданиях, а не позже.Лиза: «Он знает, что мне сейчас больно и что я нуждаюсь. Каждый день он дает поддержку и ресурсы только для меня. Мелочи показывают мне, что он со мной: место Писания со словами, которые мне нужно услышать, звонок от друга, когда мне одиноко, помощь с задачей, которую я не могу сделать одна, или объятие и «я люблю». ты от одного из моих детей. Божьей любви действительно достаточно, чтобы восполнить любую мою нужду». ( Decision Magazine , сентябрь 2002 г.)
7. Бедствие требует быстрой практической любви, такой как еда и присмотр за детьми.
Лиза: «В последние месяцы мне хорошо представилась картина церкви как рук и ног Христа, где каждый человек имеет особый дар. Вначале это была немедленная и практическая помощь. Мне нужно было питание, уход за детьми, управление телефонными звонками и почтой. Теперь, когда мы вышли из режима кризиса, помощь восстанавливается. Мне нужен совет, ободрение, молитва».
8. Спокойная уверенность в Божьей силе и благости через страдания создает повод для свидетельства.
Мэрили Мелвин сказала о Лизе: «Ее обезоруживающая спокойная уверенность в Божьих целях, должно быть, была причиной того, что Ларри Кинг показывал ее в своем шоу одиннадцать раз».
9. Доверие к суверенной заботе Бога при любых обстоятельствах освобождает вас от жадности и высвобождает любовь к другим.
Деньги начали поступать к Лизе Бимер. Некоторые письма были просто адресованы Лизе Бимер, штат Нью-Джерси, и доходили до нее.
Лиза: «Мне было неудобно хранить это для себя, когда было много неизвестных семей, которым следовало бы поделиться». Поэтому она основала Фонд Тодда М. Бимера для помощи детям, потерявшим родителей в результате трагедии 11 сентября.
The fact that God has offered eternal life is amazing.”»> «Мы грешники, заслуживающие только смерти. Тот факт, что Бог предложил вечную жизнь, удивителен».Ее свобода для других проявляется в другом: «Моя семья и я глубоко оплакивали потерю Тодда в тот день. . . и мы все еще делаем. Но поскольку у нас есть надежда на Господа, мы без сомнения знаем, что однажды снова увидим Тодда. Мне больно за людей, у которых нет такой же надежды, и я молюсь, чтобы они увидели что-то в нашей семье, что побудит их уповать на Господа». ( World Magazine, , август 2002 г.)
Способ, которым Лиза побуждает людей доверять Господу, иногда настолько прямолинеен, что журнал Newsweek назвал его «суровым и даже немного мрачным». В своих мемуарах она написала: «Вы думаете, что заслуживаете счастливой жизни, и злитесь, когда это не всегда происходит так. На самом деле ты грешник и заслуживаешь только смерти. Удивительно, что Бог дал вам надежду на вечную жизнь! Вы должны быть переполнены радостью и благодарностью».
10. Без Бога мир безнадежен.
Вместе с сотнями других она посетила поминальную службу в Шанксвилле, штат Пенсильвания, на месте крушения, где погиб ее муж. Прославляющая Христа поминальная служба по Тодду была в воскресенье, накануне, и укрепила ее. «В понедельник, — сказала она, — когда я слушала благонамеренных ораторов, которые делали все возможное, чтобы утешить нас, но практически не упоминали, если вообще упоминали, о силе Бога, поддерживающей нас, я чувствовала, что скатываюсь. беспомощно спускаясь с высокой горы в глубокую расщелину. Как бы я ни ценил доброту замечательных людей, которые пытались ободрить нас, тот день был на самом деле одним из самых низких моментов в моем горе. Дело было не в людях, не в событии и не в месте. Наоборот, меня поразило, насколько безнадежным становится мир, если исключить из уравнения Бога» (9).0007 World Magazine, , август 2002 г.).
Итак, вместе с Лизой Бимер, апостолом Павлом и самим Иисусом Христом, я умоляю вас: не исключайте Бога из своей жизни или Иисуса Христа, который умер и воскрес, и царствует, и ходатайствует за всех, кто доверяет Ему, что мы мог иметь с ним вечную радость в присутствии Бога.
Сатана не оставит вас в покое: жизнь в мире, полном дьяволов
Некоторые говорят, что величайшая уловка дьявола — убедить мир в том, что он не существует. Сатана — величайший обманщик, стремящийся избавить наш разум от своего существования и заставить нас поверить в то, что все библейские учения о нем — это миф, легенда и древний фольклор — устаревшие истории, которым нет места в нашем просвещенном и смелом мужестве. Новый мир.
Дьявол — отец лжи (Иоанна 8:44) и обольститель народов (Откровение 20:3, 8). Он «принимает вид ангела света» (2 Коринфянам 11:14) и сделает все, что в его силах, чтобы заставить нас совсем забыть о нем и жить так, как будто его не существует. Как верующие, мы знаем, что сатана существует, но многие из нас все еще попадают в его хитрую ловушку, игнорируя его и надеясь, что он оставит нас в покое.
Отношение, которого я больше всего боюсь
Но так же, как мы не можем читать страницу Писания, не столкнувшись с суверенитетом Бога, мы не можем читать очень долго, не сталкиваясь лицом к лицу с суровой реальностью силы зла. один. Итак, мы признаем, что не можем полностью игнорировать его существование.
«Мы знаем, что сатана существует, но многие из нас все еще попадают в его хитрую ловушку, надеясь, что он оставит нас в покое».
Поскольку мы слишком часто ходим видением, а не верой — думая, что можем жить своей христианской жизнью благодаря какой-то духовной инерции, — мы попадаем в ловушку сатаны, думая, что его на самом деле нет, или, по крайней мере, как будто он не очень активен. В конце концов, гораздо приятнее думать, что его нет рядом или, по крайней мере, что мы не являемся достаточно значимой целью, на которую он мог бы тратить свое время.
Хотя все истинно верующие знают, что сатана существует, многие поддались мнению, что духовная война не так уж важна. Я боюсь, что некоторые христиане, читающие это сейчас, говорят себе: «Да, хорошо, конечно, я знаю, что сатана существует, и да, я знаю, что духовная война реальна, но я не верю, что сатана или его демоны существуют». прячется за каждым кустом, и я все равно не верю, что действительно могу что-то сделать с духовной борьбой». Это отношение, которого я больше всего боюсь за себя, за свою семью и за собрание, которому я служу.
Если бы мы не были Божьими
Мы боремся с космическими силами — «духами злобы поднебесной» (Ефесянам 6:12). Эти силы зла нацелились на всех истинно верующих, и они неумолимы.
Павел учит нас, что бог века сего ослепил умы неверующих, чтобы они не видели света славы благовествования Христа (2 Коринфянам 4:4). Подразумевается, что, ослепив их разум, дьявол сосредоточит свою основную работу на последователях своего врага. Казалось бы, до того, как мы доверились Христу, дьявол, безусловно, был нашим врагом, но не до такой степени, чтобы он стал нашим врагом после того, как мы доверились Христу.
Если нам посчастливилось вырасти в христианской семье, он, несомненно, был врагом нашей семьи. Но, доверившись Христу, мы приобрели Христа и Его праведность тем, что соединились с Ним раз и навсегда, и в результате враг Христов стал нашим врагом в более значительном смысле, и он стал больше целиться в нас своим пламенным огнем. стрелы, чтобы попытаться сбить нас. Как писал Томас Брукс: «Если бы Бог не был моим другом, сатана не был бы таким уж моим врагом».
Обычное, но смертельное оружие
Хотя мы знаем, что сатана и его усердные слуги не могут ни обитать в верующих, ни читать наши мысли, ни контролировать их, мы также знаем, что под суверенитетом Бога они могут нанести нам ущерб. Однако вместо того, чтобы жить с минималистским взглядом на то, чего сатана не сделает, и вместо того, чтобы жить как практические деисты, как если бы Святой Дух не был живым и активным, и вместо того, чтобы жить как реформатские детерминисты, как будто вторичная причинность и вторичные средства не имеет значения, мы должны помнить, что Бог суверенен не только над целями всех вещей, но и над средствами достижения всех целей.
«Силы зла нацелились на всех истинно верующих, и они безжалостны».
Поэтому мы должны приложить все усилия, чтобы использовать средства, которые наш Господь дал нам для борьбы. Он дал нам обычные средства благодати, и они также являются обычными средствами для нашей повседневной борьбы; а именно, слово Божие, молитва, крещение и Вечеря Господня. Он дал нам День Господень, и Он дал нам еженедельно собирать поклонение с нашей семьей, где мы поем и провозглашаем наши боевые песни об окончательной победе и подтверждаем веру, когда-то преданную святым.
Мы не должны недооценивать коварную работу сатаны, направленную на то, чтобы помешать нам регулярно пользоваться этими обычными средствами благодати. Прежде всего, наш Господь дал нам Себя во Христе, и Он дал нам Святого Духа. И хотя сатана не боится нас, он боится того, кто внутри нас. И наш защитник никогда не спит и не дремлет (Пс. 120:3–4), и в Нем мы более чем победители (Рим. 8:37), потому что Тот, кто в нас, больше того, кто в мире (1 Ин. 4: 4).
Мы не можем быть неподготовленными
Мы должны быть готовы. Мы должны признать, что война реальна и бушует вокруг нас, и мы должны быть готовы сражаться, ибо это битва за наши сердца, наши браки, наши церкви и наших детей, наше время, наши таланты, наши слова, наши чувства. кошельки, наши мотивы, наша надежда, наша радость. Мы не можем делать вид, что эти вещи недоступны для нашего обвинителя.
Мы не можем пройти через христианскую жизнь. Мы не можем жить так, будто мы беззащитны. Мы не можем позволить себе не знать о планах сатаны. Мы не можем позволить страху и тревоге взять верх над нами, и мы должны молиться, чтобы быть сильными и мужественными, потому что Господь с нами, за нас и в нас. Мы не можем позволить, чтобы нас застали врасплох, но слишком часто это происходит, потому что мы слишком часто забываем о суровой реальности духовной войны.
И хотя мы не можем познать разум Божий, и хотя мы не являемся безошибочными толкователями Божьего провидения или работы лукавого, мы знаем, что Бог суверенен, мы знаем, что действует сатана, и мы знаем что для любящих Бога и призванных по Его изволению все содействует нам во благо, по благоволению воли Божией и во славу Божию (Римлянам 8:28).
Его гнев, который мы можем вынести
И хоть этот мир чертями наполнен
Если угрожать уничтожить нас,
Мы не будем бояться, ибо Бог пожелал
Его истине восторжествовать через нас.
Князь Тьмы мрачный,
Мы не дрожим за него.
Его ярость мы можем вынести,
Ибо, вот, его гибель неизбежна.
Одно маленькое слово упадет на него. —Мартин Лютер
Поскольку мы оправдались только по благодати, только через веру, только благодаря Христу (Ефесянам 2:8–10), наш Отец сообразует нас с образом Своего Сына (Римлянам 8:29). ), и как Иисус был искушаем во всех отношениях, как и мы, но без греха (Евреям 4:15), так и Бог позволит нам быть искушаемыми обманщиком разными способами (1 Коринфянам 10:13). По этой причине Иисус учил нас молиться нашему Небесному Отцу: «Избавь нас от лукавого» (Матфея 6:13).
«Мы должны признать, что война реальна и бушует вокруг нас, и мы должны быть готовы к бою».
И по мере того, как Дух сообразует нас, мы должны более остро осознавать коварные замыслы нашего врага, чтобы сатана не перехитрил нас и не остался в неведении о его замыслах (2 Коринфянам 2:11), а вместо этого были более бдительны, поскольку он « ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петра 5:8), чтобы всегда избежать сети диавола (2 Тимофею 2:26), будучи уверенными, что во Христе претерпим до конца, Его поддерживающая благодать, потому что Христос сокрушил голову сатаны и его семени, и Бог мира вскоре сокрушит сатану под нашими ногами (Бытие 3:15; Римлянам 16:20).