10.04.2025

Когнитивность определение: Познание — Важность познания

Когнитивность | это… Что такое Когнитивность?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям).

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая акт познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Содержание

  • 1 Когнитивность в господствующих направлениях психологии
  • 2 Нерешённые проблемы когнитивной теории
  • 3 Когнитивная онтология
  • 4 Ссылки
  • 5 См. также

Когнитивность в господствующих направлениях психологии

Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивных процессов), находится под серьёзным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см.

также искусственный интеллект).

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).

Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.

  • Философия сознания
  • Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
  • Экономика (особенно экспериментальная экономика)
  • Теория обучения

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

  • Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (то есть к когнитивным процессам)
  • Философия, эпистемология и онтология
  • Биология и неврология
  • Математика и теория вероятности
  • Физика, где принцип наблюдателя изучается математически

Нерешённые проблемы когнитивной теории

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

  • Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
  • Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
  • Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?
  • Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?

Когнитивная онтология

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.

Ссылки

  • Портал когнитивных исследований

См. также

  • Познание
  • Когнитивный стиль
  • Когнитивный диссонанс
  • Когнитивная графика
  • Когнитивная психотерапия
  • Когнитивные процессы

Когнитивность | это… Что такое Когнитивность?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям).

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая акт познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Содержание

  • 1 Когнитивность в господствующих направлениях психологии
  • 2 Нерешённые проблемы когнитивной теории
  • 3 Когнитивная онтология
  • 4 Ссылки
  • 5 См.
    также

Когнитивность в господствующих направлениях психологии

Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивных процессов), находится под серьёзным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).

Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.

  • Философия сознания
  • Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
  • Экономика (особенно экспериментальная экономика)
  • Теория обучения

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

  • Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (то есть к когнитивным процессам)
  • Философия, эпистемология и онтология
  • Биология и неврология
  • Математика и теория вероятности
  • Физика, где принцип наблюдателя изучается математически

Нерешённые проблемы когнитивной теории

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

  • Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
  • Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
  • Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?
  • Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?

Когнитивная онтология

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.

Ссылки

  • Портал когнитивных исследований

См. также

  • Познание
  • Когнитивный стиль
  • Когнитивный диссонанс
  • Когнитивная графика
  • Когнитивная психотерапия
  • Когнитивные процессы

Дуализм разума и тела | Определение, теории и факты

Ключевые люди:
Рене Декарт Бенедикт де Спиноза Джон Сирл
Похожие темы:
окказионализм интеракционизм психофизический параллелизм нейтральный монизм теория тождества

См. весь соответствующий контент →

дуализм разума и тела , в его первоначальной и наиболее радикальной формулировке, философский взгляд на то, что разум и тело (или материя) являются принципиально разными видами субстанций или природ. Эта версия, которую теперь часто называют субстанциальным дуализмом, подразумевает, что разум и тело не только различаются по значению, но и относятся к разным видам сущностей. Таким образом, дуалист разум-тело (субстанция) выступил бы против любой теории, отождествляющей разум с мозгом, рассматриваемым как физический механизм.

Далее следует краткое рассмотрение дуализма разума и тела. Для более полного обсуждения см. Философия разума: дуализм; и Метафизика: Разум и тело.

Еще из Britannica

Картезианство: разум, тело и человечество

Современная проблема отношения сознания к телу восходит к мысли французского философа и математика XVII века Рене Декарта, который дал дуализму его классическую формулировку. Начиная со своего знаменитого изречения cogito, ergo sum (лат. «Я мыслю, следовательно, существую»), Декарт разработал теорию разума как нематериальной, непротяженной субстанции, которая участвует в различных действиях или находится в различных состояниях, таких как рациональное мышление, воображение, чувство (ощущение) и желание. Материя, или протяженная субстанция, механистически подчиняется законам физики, за важным исключением человеческого тела, которое, по мнению Декарта, подвергается причинному влиянию человеческого разума и которое причинно производит определенные ментальные события. Например, желание поднять руку заставляет ее подняться, тогда как удар молотком по пальцу заставляет ум чувствовать боль. Эта часть дуалистической теории Декарта, известная как интеракционизм, поднимает одну из главных проблем, стоявших перед Декартом и его последователями: вопрос о том, как возможно это каузальное взаимодействие.

Эта проблема породила другие разновидности субстанциального дуализма, такие как окказионализм и некоторые формы параллелизма, не требующие прямого каузального взаимодействия. Окказионализм утверждает, что кажущиеся связи между психическими и физическими событиями являются результатом постоянного причинного действия Бога. Параллелизм также отвергает причинное взаимодействие, но без постоянного божественного вмешательства. Готфрид Вильгельм Лейбниц, немецкий рационалист и математик 17-го века, рассматривал разум и тело как две идеально коррелированные последовательности, синхронизированные, как двое часов, в своем происхождении Богом в предустановленной гармонии.

Другая субстанциально-дуалистическая теория — это эпифеноменализм, который согласуется с другими теориями в утверждении, что ментальные события и физические события различны. Эпифеноменалист, однако, считает, что единственными истинными причинами являются физические события с разумом как побочным продуктом. Ментальные события кажутся причинно-следственными, потому что определенные ментальные события происходят непосредственно перед определенными физическими событиями и потому, что люди не знают о событиях в мозгу, которые на самом деле их вызывают.

Среди других трудностей, с которыми сталкивается субстанциальный дуализм, — врожденная неясность в представлении о том, какой вещью может быть ментальная субстанция — нематериальная, мыслящая «вещь». Такая критика побудила некоторых мыслителей отказаться от субстанциального дуализма в пользу различных монистических теорий, включая теорию тождества, согласно которой каждое ментальное состояние или событие идентично некоторому физическому (то есть мозговому) состоянию или событию, и теорию двойного аспекта. , также называемый нейтральным монизмом, согласно которому ментальные и физические состояния и события составляют различные аспекты или свойства одной лежащей в основе субстанции, которая не является ни ментальной, ни физической.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Интуиция | Британика

Г.Э. Мур

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джон Локк
Похожие темы:
разум понимание

Просмотреть весь связанный контент →

интуиция , в философии способность к получению знаний, которые нельзя получить ни умозаключением, ни наблюдением, ни разумом, ни опытом. Как таковая, интуиция рассматривается как оригинальный, независимый источник знаний, поскольку она предназначена для учета только тех видов знаний, которые не предоставляют другие источники. Так иногда объясняют знание необходимых истин и нравственных принципов.

Некоторые необходимые истины — например, утверждения логики или математики — могут быть выведены или логически получены из других. Но не все такие утверждения могут быть выведены таким образом, и должны быть некоторые утверждения, которые не выводятся (, т. е. аксиом). Более того, взаимосвязанный характер такой системы, возможность вывода утверждений из аксиом предполагает правила вывода. Поскольку истинность аксиом и достоверность основных правил вывода сами по себе не могут быть установлены посредством вывода — поскольку вывод их предполагает — или посредством наблюдения — которое никогда не может установить необходимые истины, — их можно считать объектами интуиции.

Еще из Британники

атеизм: атеизм и интуитивное знание

Аксиомы обычно являются трюизмами; следовательно, самоочевидность может быть принята за признак интуиции. «Увидеть», что одно утверждение следует из другого, что конкретный вывод верен, позволяет сделать «интуитивную индукцию» достоверности всех выводов такого рода. Другие неформальные необходимые истины (, например, «ничто не может быть одновременно красным и зеленым») также объясняются как интуитивные индукции: можно увидеть универсальную и необходимую связь через ее частный случай.

Моральные философы от Джозефа Батлера до Г.Э. Мур считал, что моральные утверждения фиксируют знания особого рода. Правильность поступков обнаруживается особой моральной способностью, рассматриваемой как аналогия способности наблюдения или способности интуиции логических принципов. Эта теория, как и та, которая считает логические принципы результатом интуиции, основывается на самоочевидном и бесспорном характере утверждений, с которыми она связана.

Против обеих теорий можно привести один и тот же аргумент. Аксиомы логики и морали не требуют для своего истолкования особого источника знаний, так как ни те, ни другие не фиксируют открытия; скорее, они фиксируют резолюции или условности, отношения, принятые к дискурсу и поведению, а не факты о природе мира или человека.

Можно кратко упомянуть еще два технических чувства интуиции. Один из них, происходящий от Иммануила Канта, — это тот, в котором он понимается как относящийся к источнику всех знаний о фактах, не основанных на наблюдении или не подкрепляемых им. Другой — смысл, придаваемый этому слову Бенедиктом Спинозой и Анри Бергсоном, в котором оно относится к якобы конкретному знанию мира как взаимосвязанного целого, в отличие от разрозненного, «абстрактного» знания, полученного наукой и наблюдением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *