09.04.2025

Когнітивний це: Когнітивний — Як перекладається слово Когнітивний українською

Когнітивність — ПСИХОЛОГІС

Когнітивність (лат. cognitio, «пізнання, вивчення, усвідомлення») — термін, використовуваний в декількох, досить сильно один від одного відрізняються контекстах, що позначає здатність до розумового сприйняття і переробки зовнішньої інформації. В психології це поняття посилається на психічні процеси особистості і особливо на вивчення і розуміння так званих «психічних станів» (тобто переконань, бажань і намірів) у термінах обробки інформації. Особливо часто цей термін вживається в контексті вивчення так званого «контекстного знання» (тобто абстрактизации і конкретизації), а також у тих областях, де розглядаються такі поняття, як знання, уміння або навчання.

Термін «когнітивність» також використовується у більш широкому сенсі, позначаючи сам «акт» пізнання або саме знання. У цьому контексті він може бути інтерпретований у культурно-соціальному сенсі позначає поява і «становлення» знання і концепцій, пов’язаних з цим знанням, що виражають себе як думки, так і в дії.

Когнітивність в панівних напрямках психології

Вивчення типів психічних процесів, які називаються когнітивними (власне когнітивні процеси) перебуває під серйозним впливом тих досліджень, які успішно використовували парадигму «когнитивности» в минулому. Поняття «когнітивні процеси» часто застосовували до таких процесів як пам’ять, увага, сприйняття, дію, прийняття рішень і уяву. Емоції традиційно не відносять до когнітивним процесам. Вищенаведене розподіл тепер вважається багато в чому штучним, проводяться дослідження, які вивчають когнітивну складову емоцій. Поряд з цим часто також особистісні здібності до «усвідомлення» стратегій і методів когнитивности, відомі як «метакогнитивность».

Емпіричні дослідження когнитивности зазвичай користуються науковою методологією та кількісним методом, іноді включають також побудова моделей якогось окремого типу поведінки.

Хоча практично ніхто не заперечує, що природа когнітивних процесів управляється мозком, теорія когнитивности далеко не завжди розглядає ці процеси в їх зв’язку з мозковою діяльністю або якими-небудь іншими біологічними проявами (пор. нейрокогнитивность). Теорія когнитивности часто всього лише описує поведінку індивіда в термінах інформаційного потоку або функціонування. Порівняно недавні дослідження в таких областях, як когнитология (в загальному сенсі, наука про мислення) і нейропсихологія, прагнуть переступити цей пробіл між інформаційними і біологічними процесами, використовуючи парадигми когнитивности для розуміння того, яким саме чином людський мозок здійснює функції переробки інформації, а також яким чином системи, які займаються виключно переробленням інформації (наприклад, комп’ютери) можуть імітувати когнітивні процеси (див. також штучний інтелект).

Теоретичну школу, яка вивчає мислення з позиції когнитивности, зазвичай називають «школою когнитивизма» (англ. cognitivism).

Величезний успіх когнітивного підходу може пояснюватися, насамперед, його превалюванням як фундаментального в сучасній психології. У цій якості він замінив біхевіоризм, що панував аж до 1950-х рр.

Впливу

Успіх когнітивної теорії позначилася на застосуванні її у наступних дисциплінах:

  • Психологія (особливо когнітивна психологія) і психофізика
  • Когнітивна неврологія, неврологія нейропсихологія
  • Кібернетика і вивчення штучного інтелекту
  • Ергономіка і проектування користувальницького інтерфейсу
  • Філософія свідомості
  • Лінгвістика (в особливості, психолінгвістика та когнітивна лінгвістика)
  • Економіка (особливо експериментальна економіка)
  • Теорія навчання

У свою чергу, когнітивна теорія, будучи досить еклектичною у своєму самому загальному сенсі, запозичує знання з наступних областей:

  • Інформатика і теорія інформації, де спроби побудувати штучний інтелект і так званий «колективний інтелект» фокусуються на імітації здібностей живих істот до розпізнавання (тобто до когнітивним процесам)
  • Філософія, епістемологія та онтологія
  • Біологія і неврологія
  • Математика і теорія ймовірності
  • Фізика, де ефект спостерігача вивчається математично

Невирішені проблеми когнітивної теорії

Наскільки сильне свідоме втручання людини вимагається для виконання когнітивного процесу?

Який вплив робить на когнітивний процес індивідуальність?

Чому зараз настільки складніше розпізнати комп’ютера людську зовнішність, ніж коту — свого господаря?

Чому «горизонт понять» у деяких людей ширше, ніж у інших?

Може бути зв’язок між швидкістю когнітивного процесу і частотою моргання?

Якщо так, то в чому цей зв’язок полягає?

Когнітивна онтологія

На рівні індивідуальної живої істоти, питання онтології хоч і вивчаються різними дисциплінами, але тут об’єднуються в один підтип дисциплін — когнітивну онтологію, що багато в чому суперечить попередньому, лінгвістично-залежному, підходу до онтології. При «лінгвістичному» підході буття, сприйняття і діяльність розглядаються без врахування природних обмежень людини, людського досвіду і уподобань, які можуть змусити людину «знати» (див. також квалиа) що-небудь з того, що для інших залишається під великим питанням.

На рівні індивідуальної свідомості, несподівано виникає поведінкова реакція, «екранна» з-під свідомості, може служити поштовхом до формування нового поняття, ідеї, що веде до «знання». Просте пояснення цьому полягає в тому, що живі істоти прагнуть зберегти свою увагу до чого-небудь, намагаючись уникнути переривання і відволікання на кожному з рівнів сприйняття. Такого роду когнітивної спеціалізації прикладом може служити нездатність дорослих людських особин вловлювати на слух відмінності мов, в які вони не були завантажені з молодості.

Когнітивний – це… Що таке когнітивістика, когнітивний?

Слово «когнітивний» походить від іменника «когниция» і латинського cognitio «дізнаюся». Воно використовується в ряді складних наукових термінів, так або інакше пов’язаних зі здатністю людини до пізнання. Яке значення слова “когнітивний” саме по собі і що значать пов’язані з ним терміни?

Когнітивістика, когнитом і когнітивна етологія

Людський мозок – головна галузь вивчення науки пізнання, когнітивістики. При направленому вивченні мозку були виділені деякі його можливості, що отримали назву когнітивних. Це найвищі функції мозку, завдяки яким людина вважається особистістю: зв’язне, послідовне та логічне плин думок, усвідомлення себе як індивідуальності, просторова орієнтування, вміння обчислювати, розуміти, говорити, розмірковувати, робити висновки та направлено навчатися.

Щоб чітко позначити сукупність пізнавальних умінь людського мозку, Костянтин Володимирович Анохін (визнаний російський невролог) ввів в ужиток термін «когнитом». Концепція когнитома називає проблему мозку міждисциплінарної: біомедичної, технологічної та екзистенціальної.

Стрімко погіршуються пам’ять і увага – головна ознака зниження мозкових функцій. Можна сказати, що це когнітивна «смерть» для нейронів головного мозку, в ході якої майже завжди невблаганно розвивається деменція (слабоумство). Цьому можуть сприяти постійні стреси, шкідливе харчування, неправильний спосіб життя і напруга (нервове або фізична).

Людина відрізняється від тварини когнітивними функціями свого мозку. Дослідники не раз замислювалися, що означає когнітивний процес для представників фауни. Когнітивна етологія вивчає розумову сприйнятливість тварин, щоб відповісти на це питання. До недавніх пір навколо цієї дисципліни велися часті дебати.

Когнітивний процес і когниция

Когнітивний процес – це дія, в ході якого людською свідомістю виробляється обробка і фільтрація надходить ззовні інформації. Також до когнітивним процесам, що проходять в людському мозку, належать відсіювання і засвоєння актуальних даних, що віддалено порівняти з роботою сучасних комп’ютерів.

Парадигма когнітивного досвіду складається з видів кодування інформації, понятійних психічних, а також архетипных і значеннєвих (семантичних) структур. Когнітивна лінгвістика в якості моделей і конструкторів використовує ті парадигми і процеси, які створюються і проходять у свідомості і підсвідомості людини.

У свою чергу когниция – це той самий спеціальний процес, завдяки якому нашим мозком проводиться успішна обробка інформації. За межами цієї науки терміни «когниция» і «пізнання» використовуються як повні синоніми.

Когнітивна графіка

У графіку метод, званий когнітивним, – це все те, що штучний інтелект використовує в системах розпізнавання мови. Когнітивне перевага комп’ютера над мозком – підказка або моментальне дозвіл завдання, отримані за допомогою когнітивної графіки.

Когнітивна психологія

Ще одна молода галузь науки – це когнітивна психологія. Гносеологічні (пізнавальні) процеси людської психіки у цьому відгалуженні від загального поняття когнітивістики – це області мозку, нерозривно пов’язані з питаннями запам’ятовування і концентрації, почуттів, логічності і зв’язності мислення, викладу інформації, її засвоєння.

Хоча основні положення когнітивної психології були закладені задовго до появи кібернетики і будь-яких складних обчислювально-інформаційних машин, на нинішній щаблі розвитку вона майже повністю будується на паралелі між навчанням людини і перенесенням інформації в обчислювальні пристрої.

Психолінгвістика як відгалуження когнітивної психології

Мова, розум і розум, їх взаємозв’язок і випливають з цієї операції – область, яку досліджує актуальна психолінгвістика.

Міцна основа, на якій вона стоїть, – це когнітивна психологія. Її ув’язнення також корисні в інших розділах психології.

Психолінгвістика як область мовознавства описує мовні повідомлення, витяг їх сенсу, мовленнєву діяльність (як у відриві від розумових функцій, так і в тісному взаємозв’язку з ними), аналіз прогресу мовлення, пов’язаного з формуванням особистості.

Дивіться також:

Запишите лучшие когнитивные цели с помощью 54 ежедневных действий

Запишите лучшие когнитивные цели, работая с вашим пациентом, чтобы определить навыки и действия в реальной жизни, которые они хотят улучшить с помощью логопеда. Вот 54 идеи когнитивной терапии, которые также перечислены в двухстраничном контрольном списке, который вы можете дать своим пациентам. Вы и ваш пациент можете использовать контрольный список для определения конкретных проблемных областей, которые они хотели бы решить в ходе терапии. Спасибо Katie (SLP) за идею сделать контрольный список!

Бесплатная ПРЯМАЯ загрузка: контрольный список из 54 ежедневных действий (раздаточный материал для пациентов). (Подписчики электронной почты получают бесплатный доступ ко всем ресурсам в бесплатной подписной библиотеке

.)

Внешний вид:


  • Часы и календарь.
  • Лекарства.
  • Счета и чековая книжка.
  • Телефон.
  • Смартфон.
  • Компьютер.
  • Почта.
  • Офис.
  • Запоминание информации.
  • Изучение и использование новых процедур.
  • Навигация.
  • Разговор.
  • Улучшайте познавательные цели с помощью курсов MedBridge.
  • Связанные посты «Ешь, говори и думай».

вернуться наверх

Часы и календарь

Понимание и использование часов и календаря являются важными навыками для сохранения независимости. Вот шесть возможных целей:

  • Рассказывать время.
  • Понимание календаря.
  • Знание дня недели, даты или года.
  • Отслеживание встреч.
  • Планирование своего времени.
  • Выполнение запланированных задач и мероприятий.

вернуться наверх

Лекарства

Ошибки в приеме лекарств, побочные эффекты и аллергические реакции могут быть очень серьезными и дорогостоящими. Вот четыре области навыков, которые ваш пациент может захотеть улучшить:

  • Знайте причину приема каждого лекарства.
  • Не забудьте взять их.
  • Управление процессом выдачи рецептов.
  • На самом деле глотает таблетки.

вернуться наверх

Векселя и чековая книжка

Когнитивные или языковые нарушения могут ограничить способность человека управлять своими финансами. Вот пять идей, на которые стоит обратить внимание в терапии:

  • Понимание счетов и других документов.
  • Понимание денег.
  • Выписка чеков.
  • Своевременная оплата счетов.
  • Балансировка чековой книжки.

вернуться наверх

Телефон

Способность общаться по телефону является важным навыком для обеспечения безопасности, независимости и повседневного общения. Вот идеи для трех навыков:

  • Телефонные звонки.
  • Разговор.
  • Проверка голосовой почты.

вернуться наверх

Смартфон

Все больше и больше людей приобретают смартфоны, которые предлагают множество инструментов, поддерживающих общение и независимую жизнь. Вот шесть идей для терапии:

  • Телефонные звонки.
  • Проверка голосовой почты.
  • Электронная почта.
  • Социальные сети.
  • Использование Интернета.
  • Календарь/будильник/другое приложение.

вернуться наверх

Компьютер

Многие люди испытывают трудности с использованием компьютера после приобретения когнитивных или языковых нарушений.

Вот три общие задачи, которые люди могут захотеть улучшить:

  • Электронная почта.
  • Социальные сети.
  • Использование Интернета.

вернуться наверх

Почта

Вы когда-нибудь заходили в чей-то дом и находили кучу почты? Работа с почтой может быть утомительной, особенно если кто-то долгое время находился в больнице или в реабилитационном стационаре.

Для того, чтобы составить план простой работы, нужны хорошие исполнительские навыки. Кроме того, у человека могут быть когнитивные или языковые нарушения, которые могут ограничивать его способность понимать и эффективно реагировать.

Вот две области навыков, которые ваш пациент может захотеть освоить в терапии:

  • Чтение и понимание почты.
  • Правильный ответ.

вернуться наверх

Офис

Жизнь — это бумажная работа и множество информации, которую нужно отслеживать. У вашего пациента может не быть хорошей системы организации и поиска информации.

В терапии вы можете обратиться к следующему:

  • Организация работы с документами.
  • Поиск информации.

вернуться наверх

Распространенная жалоба на проблемы с запоминанием информации. Вот восемь конкретных идей для терапии, которые могут быть связаны с вашим пациентом.

  • Имена.
  • Даты.
  • События.
  • Адреса/номера телефонов.
  • Где находятся вещи.
  • Детали разговоров.
  • Новые инструкции.
  • Информация, которую читали или слышали.

вернуться наверх

Изучение и использование новых процедур

Когда у кого-то есть когнитивные или языковые нарушения, у него часто возникают проблемы с обучением и запоминанием использования новых процедур. Вот пять областей навыков, которые вы и ваш пациент можете рассмотреть:

  • Использование инструмента поддержки памяти.
  • Обучение использованию нового устройства.
  • Не забываем использовать устройство.
  • Безопасное использование трости или ходунков.
  • Изменение того, как человек ест или пьет.

вернуться наверх


Навигация

Когда человек переезжает в новое место, например, в отдельное жилое помещение, ему может быть трудно понять, где находятся вещи. Вот шесть идей для терапии:

  • Столовая.
  • Почтовый ящик.
  • Прачечная.
  • Комната для мусора/переработки.
  • Оздоровительный центр.
  • Игровая комната.

вернуться наверх

Разговор

Успешное участие в беседе требует навыков, выходящих за рамки облечения идей в слова. Вот четыре идеи для терапии:

  • Начало разговора.
  • Продолжаем тему.
  • Поддержание разговора.
  • Подробности вспомним позже.

вернуться наверх

Улучшайте когнитивные цели с помощью курсов MedBridge

Когда мы концентрируемся на практических навыках и стратегиях, мы можем помочь нашим пациентам улучшить свою жизнь реальным и значимым образом. Узнайте, как улучшить когнитивные цели, определяя значимые и актуальные цели терапии с помощью этих курсов MedBridge, которые преподает SLP Сара Баар:

  • Почему и как практиковать реальную деятельность в логопедии*.
  • Создание функциональных домашних программ в реабилитационном центре для взрослых*.
  • Close the Game Closet: фактические данные и инструменты для личностно-ориентированного подхода к лечению нейрогенных расстройств у взрослых*.

*Это партнерская ссылка. Без каких-либо дополнительных затрат вы можете помочь сохранить Eat, Speak, & Think, если вы подпишетесь по этой ссылке или используете код EatSpeakThink. Узнать больше о скидке.

вернуться наверх

  • Как улучшить кратковременную память.
  • Как спланировать когнитивную терапию с 6 вопросами.
  • Как использовать интервальный поиск с безошибочным обучением для улучшения памяти.
  • 4 шага по использованию календаря для значимой языковой и когнитивно-коммуникативной терапии.

Бесплатная ПРЯМАЯ загрузка: контрольный список из 54 ежедневных действий (раздаточный материал для пациентов). (Подписчики электронной почты получают бесплатный доступ ко всем ресурсам в Библиотека бесплатной подписки .)

Избранное изображение от towfiqu barbhuiya на Canva.com .

Лиза Янг М.А. CCC-SLP

Веб-сайт | + posts

Лиза получила степень магистра патологии речи в Мэрилендском университете в Колледж-Парке и степень магистра лингвистики в Калифорнийском университете в Сан-Диего.

Она участвовала в исследованиях Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) и Университета Мэриленда в области афазии, болезни Паркинсона, эпилепсии и нарушений речи.

У Лизы более тринадцати лет опыта работы логопедом. Она страстно увлечена доказательной оценкой и терапией, получив четыре награды ASHA Awards за профессиональное участие в непрерывном образовании.

В июне 2018 года она запустила сайт EatSpeakThink.com, чтобы помочь другим врачам более успешно работать в области домашнего здравоохранения, а также предоставить стратегии и ресурсы людям, имеющим проблемы с питанием, речью или мышлением.

Функциональное познание: примеры целей из книги 1

Функциональное познание: примеры целей из книги 1 — сотовая логопедия

Привет SLP! Это хорошая неделя, чтобы продолжить серию «Функциональное лечение для повседневного познания»! У кого была возможность использовать недавно выпущенную Книгу 1: Обучение управлению целями? Как всегда, спасибо за вашу поддержку, которая позволяет мне создавать эти материалы. Я хотел бы услышать ваши истории о том, как это основанное на доказательствах лечение помогает вам достичь функциональных целей!

Говоря о целях, сегодня я хотел поделиться с вами информацией о преобразовании целей, чтобы вы могли увидеть, как обучение управлению целями может помочь вам скорректировать цели и методы лечения в той обстановке, в которой вы находитесь, для личностно-ориентированного подхода.

Psst: Если вы только настраиваетесь, этот пост является частью серии «Функциональное лечение повседневного познания». …. но не знаете с чем еще провести время в терапии, то эта серия для вас! Факты говорят нам, что существует МНОЖЕСТВО методов лечения, которые мы можем применить, чтобы изменить жизнь наших пациентов!

В качестве повторения, Книга 1:  Обучение управлению целями специально использует процесс «Цель-план-выполнение-обзор», который является типом инструкций по метакогнитивной стратегии. Было показано, что этот процесс улучшает решение проблем, использование стратегии, саморегуляцию, организацию и участие в жизни.

В эту книгу специально включены идеи о функциональных потребностях, организованные по категориям деятельности и параметрам. Если у вас есть потребность, вы просто применяете процесс обучения управлению целями к этой потребности и выбираете, что вы отслеживаете для улучшения в этом функциональном контексте (Проблема -решение, использование стратегии, организация, участие в жизни или саморегуляция!)

Давайте рассмотрим 1 пример (в Книге 1 есть еще 35 других в разных лечебных учреждениях!).


Пример случая: У пациента умеренные когнитивно-коммуникативные проблемы после разрыва аневризмы правого полушария и хирургического вмешательства с клипированием головного мозга. SLP лечит пациента в течение 14 дней в условиях учреждения (больница, реабилитационный стационар, квалифицированный уход и т. д.). Базовое решение повседневных проблем оставляет желать лучшего; пациент нуждается в частых сигналах, чтобы безопасно функционировать в учреждении, и существует риск падения. Крайне разочарован отсутствием независимости, но плохой способностью размышлять о когнитивных нарушениях или пытаться использовать стратегию для повышения производительности. Оценка по Монреальскому когнитивному тесту — 16/30, отмечены проблемы с решением проблем, организацией и концентрацией внимания.


Нефункциональная цель для решения проблемы: Пациент решит простую головоломку посвящения с 80% соответствием.

**  ПРЕОБРАЗОВАНИЕ для функционального решения проблем. Цель: пациент улучшит решение проблем, связанных с заказом еды, выполнив процесс «Цель-план-выполнение-обзор» и выполнив 3/4 шага без словесных подсказок.

Нефункциональная цель для организации: Пациент выполнит последовательность 3 пунктов с 90% соответствием.

** ПРЕОБРАЗОВАНИЕ для функциональной организации Цель: пациент улучшит организацию мышления для управления последующими телефонными звонками для оплаты счетов с помощью процесса «Цель-план-выполнение-анализ», отмеченного пациентом, выполняющим 2+ шага независимо (по сравнению с исходным уровнем 0).

Нефункциональная цель для использования стратегии: Пациент будет использовать стратегию проверки работы на листе с 2/3 попыток.

** ПРЕОБРАЗОВАНИЕ для функциональной стратегии Цель использования: Человек улучшит свою способность самостоятельно использовать стратегию правильного использования телефона в условиях объекта, используя процесс «Цель-Планирование-Выполнение-Проверка», отмеченный увеличением по сравнению с исходным уровнем стратегия использования 0.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *