07.04.2025

Когнитивистский подход это: что это за подход / Skillbox Media

Когнитивный подход в психологии

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола «знать». Психологи, которые придерживаются когнитивного подхода в психологии, утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896— 1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности.

Когнитивный подход в психологии исходит из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента:

  1. само действие,
  2. мысли,
  3. чувства, испытываемые при выполнении определенного действия.

Внешне похожие поступки могут быть разными, т. к. мысли и чувства были иными.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем объективное значение этих ситуаций. Разные люди по-разному видят, интерпретируют ситуации, в которых они действуют, поэтому, соответственно, они могут и реагировать не одинаково.

После реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее. Психолог Эллис считает, что неправильное поведение человека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, порождаемыми «активизирующей ситуацией».

В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком ситуацию, в которой он оказался, и выводы, которые он из нее извлек. В задачи терапевта входит изучение мыслительных процессов клиента и доведение до его сознания иррациональных моментов, содержащихся в его мыслях. Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых действенных решений. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу будут замещаться новыми, более эффективными формами, т. е. модификация мыслей приводит к изменению поведения.

Американский психолог Аарон Бек указывал, что:

«то, как люди думают, определяет то, что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных когнитивных процессов», поэтому цель когнитивной терапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации».

Когнитивный подход в психологии подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека, Джордж Келли (1905—1966) — один из основателей этого направления, считал, что любой человек -это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, но разные люди осознают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных сторон и людям предоставляется большой набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий. Любой человек выдвигает гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни, предвидеть будущее и строить планы, основанные на ожидаемых результатах.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста.

Каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой, которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами и имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек по-нимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта. Разница между людьми состоит в том, что они интерпретируют события под разным углом зрения. Человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т. е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов.

И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события. Келли предположил, что если мы знаем, как человек организует свои конструкты, мы можем правильно судить о его поведении, т. е. узнать личность — значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

Социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность. Чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека, надо чтобы один человек поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его на-стоящее и последующее поведение.

Основу когнитивной социальной психологии составляют теории когнитивного соответствия. Это класс теорий, разработанных в западной социальной психологии.

Цель — дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека. Фундаментальная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной. Если же это возникает (например, в результате противоречивой информации об одном и том же объекте), то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Данная идея развивается такими учеными, как Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Л. Фестингер.

Теория структурного баланса Ф. Хайдера основывается на идее соответствия и идее каузальной атрибуции. Каузальная атрибуция

(от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. В теории структурного баланса рассматривается состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации восприятия им другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению.

В теории коммуникативных актов Т. Ньюкома основной является идея о том, что средством преодоления дискомфорта, вызванного несоответствием между отношением человека к другому человеку и его отношением к общему для них объекту, является развитие коммуникации. Коммуникация (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — смысловой аспект социального взаимодействия. Одна из основных функций коммуникации состоит в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого из партнеров. По ходу коммуникации возможно изменение отношений к другому человеку или к объекту. Тем самым восстанавливается соответствие.

Ч. Осгуд, П. Танненбаум — авторы теории конгруэнтности (соответствия), считают, что для достижения соответствия в когнитивной структуре человека субъект должен одновременно изменить свое отношение как к другому человеку, так и к тому объекту, который они оба оценивают.

Л. Фестигеру принадлежит создание теории когнитивного диссонанса. Диссонанс есть отрицательное состояние, возникающее в ситуации, когда человек имеет разные, противоречащие друг другу сведения, мнения или знания об одном и том же объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого человек стремится избавиться. Для этого есть два выхода: изменить свое мнение относительно объекта либо получить новую информацию, которая бы устранила противоречие и согласовывалась с прежними представлениями.

Когнитивный подход — это, определение слова, понятие. Что такое Когнитивный подход, значение, словарь, энциклопедия

Когнитивный подход (в психологии) [англ. cognitive — познавательный, лат. cognitio — знание, познание] — современный подход в психологических исследованиях, в рамках которого предполагается, что основную роль в поведении человека играют знания, или репрезентации объектов внешнего мира. Хотя сам термин К. п. стал активно употребляться лишь в 1960-х гг., элементы этого подхода присутствовали в гораздо более ранних работах. Еще в доэкспериментальный период в рамках ассоцианистской психологии предполагалось, что психическая жизнь человека определяется совокупностью элементов представлений о мире, находящихся в определенный момент в сознании. Ранняя интроспекционистская экспериментальная психология в целом также разделяла эти положения и пыталась их уточнить и эмпирически проверить. Однако бихевиористская революция вместе с интроспективным методом отбросила как ненаучную и идею «внутреннего» образа, или представления, направляющего поведение. Бихевиоризм вытеснил интроспекционистские направления и господствовал в американской психологии с 1920-х по 1960-е гг., однако наряду с ним существовали и «менталистские» направления, такие как гештальтизм, направления, связанные с идеями школы Ж. Пиаже и нерефлексологические течения психологии советского периода. Трудности объяснения ряда поведенческих явлений на основе схемы «стимул— реакция» побудили некоторых представителей бихевиоризма ввести в свои объяснительные схемы промежуточные переменные, такие как «когнитивные карты» (Э. Толмен). Хотя такого рода промежуточные переменные и описывают структуры репрезентации, они интерпретировались операционалистически, т. е. вводились как переменные, описывающие закономерности поведения. В конце 1950-х — начале 1960-х гг. психологи, вдохновленные успехами в области создания компьютеров, начали интенсивно исследовать процессы переработки информации человеком и предлагать для их объяснения модели, построенные на компьютерной метафоре. Так зародился информационный подход, ставший наиболее распространенным и «прототипическим» вариантом К. п. Первые работы, выполненные в рамках информационного подхода, создали впечатление открывающихся новых возможностей и больших перспектив.

Стало быстро возрастать число работ, посвященных анализу познавательных процессов, в то время как бихевиористские исследования поведения, обучения, обусловливания пошли на спад. В результате развернувшихся в основном в США дискуссий между сторонниками бихевиоризма и нарождающихся когнитивных направлений произошло изменение общего облика науки, которое трактуется некоторыми методологами науки в духе Т. Куна как «когнитивистская революция». Характерными чертами информационного подхода является моделирование познавательных процессов в терминах процессов переработки и хранения информации по аналогии с компьютерными устройствами. Сильной стороной информационного подхода является точность и конкретность теоретических описаний, что позволяет легко верифицировать модели и приближает исследования представителей информационного подхода к идеалу «точной» науки. Вместе с тем требование точности моделирования часто, если не всегда, вынуждает упрощать модели и отказываться от описания сложных феноменов. Кроме того, представителей информационного подхода иногда упрекают за уподобление человека компьютеру и игнорирование особенностей человеческой психики. Наиболее распространенным и классическим вариантом информационного подхода является символический подход, который понимает когнитивную систему человека как оперирование над дискретными элементами информации — символами. Более новым и пока менее распространенным направлением является коннекционизм, описывающий когнитивную систему в виде сети взаимосвязанных элементов. Информационный подход в психологии близко взаимодействует с исследованиями в области искусственного интеллекта и нейронауками. Однако в отличие от искусственного интеллекта его основу составляет экспериментальный метод, а в отличие от нейронауки для него не является обязательным, чтобы вводимые им элементы когнитивной системы соответствовали физиологическому субстрату. Хотя информационный подход и является важной составной частью К. п., отождествление их неправомерно.

Когнитивным в смысле использования представления в качестве объяснительного принципа являются, например, пиажеанский или неоструктуралистский подходы, а также ряд других. К. п. зародился в области исследования познавательных процессов, что привело к образованию когнитивной психологии. Однако он постепенно проник и в другие области и в настоящее время является доминирующим практически во всей западной психологии. Так, в социальной психологии благодаря вышедшей из гештальтпсихологии школе К. Левина еще издавна когнитивные принципы были введены в ряд существенных областей. Со временем их применение еще больше расширилось: например, Г. Тэджфел и Дж. Тернер распространили их на сферу межгрупповых отношений. В результате сегодня, например, во Франции примерно половина статей по социальной психологии посвящена проблемам социальной когниции. Подобным образом обстоит дело и в психологии мотивации, возрастной психологии, экспериментальной дидактике, психологии труда (когнитивной эргономике), патопсихологии и т. д.

Д.В. Ушаков

Поделиться:


OLCreate: Общие методы обучения: Когнитивизм

Перейти к основному содержанию

НОВОСТИ: создание курса приостановлено на техническое обслуживание https://www.open.edu/openlearncreate/course/view.php?id=11299

НОВОСТИ: создание курса приостановлено на техническое обслуживание https://www.open.edu/openlearncreate/course/view.php?id=11299

НОВОСТИ: создание курса приостановлено на техническое обслуживание https://www. open.edu/openlearncreate/course/view.php?id=11299

Путь к странице

Когнитивизм — это теория обучения, которая фокусируется на том, как разум получает, организует, хранит и извлекает информацию. Он использует разум как процессор информации, как компьютер. Следовательно, когнитивизм выходит за рамки наблюдаемого поведения, рассматривая обучение как внутренние психические процессы. С этой точки зрения учащиеся активно участвуют в том, как они обрабатывают информацию. Знания, память, мышление и решение проблем – области для развития.

        

История

Когнитивистская теория возникла как реакция на бихевиоризм и завоевала доверие в 1950-х годах. Когнитивисты возражали против бихевиористов, потому что считали, что бихевиористы считают обучение просто реакцией на стимул и игнорировали идею о том, что мышление играет важную роль. Хотя многие исследователи внесли свой вклад в развитие теории научения (например, Брунер, Выготский, Блум, Осубель), взгляды Пиаже оказали огромное влияние. Под влиянием работы Пиаже (конструктивизм) знание рассматривается как символические ментальные конструкции или схемы. Когда схемы учащихся меняются, происходит обучение. По мере того как нейробиологи продолжают узнавать больше о том, как работает мозг, когнитивные психологи и педагоги озабочены тем, как использовать эти знания в классе.

Ключевые принципы и применение в классе

Основными принципами, лежащими в основе теории когнитивного обучения, являются:

  • Обучение – это процесс организации информации в концептуальные модели.
  • Инструкции должны быть организованы, упорядочены и представлены таким образом, чтобы
    был понятен и значим для учащегося.
  • Сохранение и отзыв важны для построения схемы в мозгу.
  • Память поддерживается путем организации обучения материал.
  • Учителя должны предоставить инструменты, помогающие учащимся мозг обрабатывает информацию.


  Принимая во внимание ключевые принципы и последствия для класса выше, подумайте
  над следующим вопросом:

                       Какие инструменты учителя могут предоставить
                                             

  Записав свои ответы, посмотрите видео ниже и получите отзыв
  по заданному выше вопросу.


 (Ссылка: видео 1)

 

  Социал-конструктивизм                                                                                        Заключение по теориям обучения

Последнее изменение: понедельник, 16 ноября 2020 г., 16:26

Распечатать

стр. 9000 2 Для дальнейшего информации, ознакомьтесь с нашими часто задаваемыми вопросами, которые могут оказать вам необходимую поддержку.

Есть вопрос?

Если вас что-то беспокоит на этом сайте, пожалуйста, свяжитесь с нами здесь.

Сообщить о проблеме

Когнитивный подход — Мир психологии

Когнитивный подход в психологии — это относительно современный подход к человеческому поведению, который фокусируется на том, как мы думаем.

Предполагается, что наши мыслительные процессы влияют на наше поведение.

Подходы в психологии
  • Поведенческий подход
  • Биологический подход
  • Гуманистический подход
  • Психодинамический подход
  • Социокультурный подход

Другие подходы, напротив, учитывают другие факторы, такие как биологический подход, который признает влияние генетики и химического дисбаланса на наше поведение.

Происхождение
  1. Стимул (Внешний фактор)
  2. затрагивает:
  3. Ответ (Поведение человека)

Существует некоторый спор о том, кто создал когнитивный подход, но некоторые источники относят этот термин к 1950-м и 1960-м годам, с книгой Ульрика Нейссера Когнитивная психология , в которой есть намеки на человеческий разум, работающий аналогично компьютерам.

Этот подход возник отчасти из-за неудовлетворенности поведенческим подходом, который фокусировался на нашем видимом поведении без понимания внутренних процессов, которые его создают. Он основан на том принципе, что наше поведение порождается серией стимулов и реакцией на них посредством мыслительных процессов.

Сравнение с другими подходами

Когнитивные (что означает «знающие») психологи пытаются создать правила и объяснения человеческого поведения и в конечном итоге обобщить их на поведение каждого человека. Гуманистический подход противостоит этому, принимая во внимание индивидуальные различия, которые заставляют каждого из нас вести себя по-разному. Когнитивный подход пытается применить научный подход к человеческому поведению, редукционистский в том смысле, что он не обязательно принимает во внимание такие различия. Однако популярные тематические исследования индивидуального поведения, такие как HM, привели к тому, что когнитивная психология приняла во внимание идеосинхронность нашего поведения. С другой стороны, когнитивная психология признает мыслительный процесс, который влияет на наше поведение, и различные настроения, которые мы испытываем, которые могут влиять на то, как мы реагируем на обстоятельства.

Ключевые предположения
  • Человеческое поведение можно объяснить как набор научных процессов.
  • Наше поведение можно объяснить как серию реакций на внешние раздражители.
  • Поведение контролируется нашими собственными мыслительными процессами, а не генетическими факторами.
Оценка когнитивного подхода

Жизнеспособный подход, который использовался для создания модели процессов памяти с несколькими хранилищами, подтвержденный многими другими экспериментами.

Легко комбинируется с другими подходами. Когнитивно-поведенческая терапия — популярная и успешная форма лечения таких проблем, как обсессивно-компульсивное расстройство.

Учитывает внутренние, невидимые мыслительные процессы, влияющие на наше поведение, в отличие от поведенческого подхода.

В значительной степени зависит от контролируемых экспериментов по наблюдению за человеческим поведением, которые могут не иметь экологической достоверности (по сравнению с поведением в реальной жизни).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *