Что делать, если тяжело на душе?
221 623
Практики how toПознать себя
1. Утро вечера мудренее: поспать еще. Сон лечит, успокаивает и подсказывает.
2. Сделать что-то: написать, вымыть, разобрать, соединить — то есть достичь какой-то простой целостности и законченности в малом.
3. Пойти гулять и увидеть, что мир широк и полон красок, а наша сосредоточенность на негативном — малая часть его.
4. Задать себе адекватную и большую физическую нагрузку.
5. Вспомнить, шаг за шагом, то, что привело к тяжести на душе, и найти в этом как можно больше точного, серьезного, но и смешного.
6. Представить себя в виде комикса, бегущих картинок. Как вы выходите из положения, каких персонажей встречаете и в кого сами превращаетесь.
7. Вообразить на своем месте трех других людей, которые вам интересны.
8. Придумать игру «ищем выход», задав параметры поиска для других — отстранившись от тяжести на расстояние вытянутой руки. Теперь вы рядом, но не внутри проблемы, на нее смотрите как на доску и сами, как фигура, по ней движетесь.
Напишите себе письмо из того места и времени, когда было хорошо
9. Вспомнить и сделать из многих деталей ситуацию, в которой вам было бы хорошо: смоделировать блаженство, если и не ощутить его полностью.
10. Найдите на теле неожиданную точку. Представьте, что вы ею рисуете в воздухе, описывая круги. Очень полезное упражнение, которое позволяет нарушить общую центрированность и то, что тело удерживается сжатым.
11. Напишите себе письмо из того места и времени, когда было хорошо.
12. Важно не бормотать про себя, когда плохо, а дать волю мелкой моторике: рисовать карандашом, лепить из пластилина, складывать из бумаги, плести из бисера, вязать крючком. .. Если у вас ничего из этого нет, то будет хорошо пойти и купить что-то, чтобы побаловать себя.
13. Сходите в какую-нибудь лавочку или на развал и поперебирайте вещи руками.
Отнеситесь с благодарностью к тому, что привело вас в кажущийся тупик
14. Поговорите с двумя людьми: пусть один из них, как кислота, разъедает и убирает все лишнее, а другой — дает практические советы с позиций «все решаемо». Но не забалтывайте состояние для себя.
15. Попробуйте закрыть глаза и вызвать воображение, сон наяву, про то, как вы плывете под водой и дышите, в руке у вас огнемет, и вы находите какие-то сокровища, препятствия, сражаетесь и куда-то попадаете, в иное пространство и измерение. Шевелите пальцами рук и ног. Получается такая интерактивная компьютерная игра всем телом.
16. Напишите какой-нибудь текст, не беря за основу заранее придуманную мысль. Пусть сам текст ведет вас куда-то, а вы — следуйте за ним.
17. Отнеситесь с благодарностью к тому, что привело вас в кажущийся тупик. Какие уроки вы можете извлечь, чтобы успешно и с хорошим настроением жить дальше?
18. Решите, какие приятные небольшие подарки вы можете сделать для окружающих. Вызывая их улыбку и радость, вы вернете свои.
Источник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
Психологи выяснили, что отличает владельцев секс-кукол от остальных мужчин
Почему жестокий партнер вдруг изменился: 3 причины — не поддавайтесь манипуляции
«Только, пожалуйста, останься со мной»: история любви, побеждающей страх
Сезонная аллергия: как выявить и вылечить — советы врача аллерголога-иммунолога
«Мама хочет, чтобы я занималась только учебой, и не поддерживает меня в любых других начинаниях»
Гигиена сна: как улучшить здоровье — 7 главных принципов
Как понять, что человек на самом деле несчастлив: простой способ — проверьте окружающих
Общение без раздражения: 5 правил коммуникации с пожилыми родителями
Плохо на душе и тяжело, а может это полезно? 6 идей
Как можно видеть хорошее вокруг, если стало плохо на душе? Улыбаться не хочется, ежедневные радостные мелочи остаются незамеченными. Угнетение нарастает, а сил для борьбы остается все меньше. Но что если душевная печаль — это не диагноз, а симптом? Что если ее приход считается положительным моментом, способным избавить от чего-то более тяжелого? Так ли это на самом деле и как бороться с постоянной грустью — в этой статье.
Может ли душевная боль быть полезной?
Как бы парадоксально это не звучало, но может. Если вдруг начинает болеть зуб, пациент идет его лечить, чтобы не потерять в будущем. Если мучает головная боль — это повод сходить к неврологу, предупредить развитие чего-то более серьезного. С негативными эмоциями все точно так же. Они требуют перемен, которые помогут предотвратить депрессии, психические отклонения, даже суицидальные наклонности. В целом тяжесть на душе свидетельствует о необходимости:
- переосмыслить всю свою жизнь и отдельные ее этапы, особенно текущий;
- решиться на перемены, которые долго откладывались;
- снизить скорость, темп работы;
- разобраться с хаосом в голове, сердце, душе;
- обратить внимание на свои переживания, научиться уделять время не только окружающим, но и себе;
- дать себе отдохнуть от суеты;
- взять жизнь в собственные руки, не перекладывая ответственность за нее;
- найти единомышленников, избавиться от одиночества.
Если грусть — всего лишь симптом, то пора начинать лечение всего диагноза. Как это осуществить?
Пройти тест на невроз
Что делать, когда плохо на душе?
1. Избегать изоляции.
Худшее, что только можно сделать при внутренних переживаниях, — закрыться от всего мира. Особенно остро это касается трех сфер:
- общение с друзьями, близкими;
- хобби, интересный досуг;
- внешнее выражение эмоций.
Почему лучше не лишать себя именно эти трех вещей?
Разговоры с родными помогают почувствовать поддержку, заботу, так необходимую расстроенному человеку. К тому же, именно родственники и хорошие приятели часто дают дельные советы. Это люди, которых не нужно дважды просить о помощи, ведь они помогут бескорыстно, из чувства любви. Даже если проблема кажется нерешаемой, они с готовностью будут рядом, не бросят в трудную минуту.
Любимые занятия, интересы отвлекают от тяжелых раздумий.
Они прогоняют негативные мысли, заставляя впускать в душу позитив, дарить радостные мгновения. Все это положительно влияет на моральное состояние.Выражение накопившихся чувств — это способ избавиться от негатива, снять тяжелый груз. Без выплескивания эмоций появляется ухудшение, которое развивается быстрыми темпами. Человек не просто не избавляется от того, что тревожит его внутри, но еще и начинает все накапливать, удваивать. Во избежание осложнений лучше все же не забывать сбрасывать лишние переживания.
2. Выразить эмоции в творчестве.
Существует теория, что наилучшие шедевры создаются творцами именно тогда, когда они переживают тяжелый период. Если появляется тоска, это отличный способ проверить такую концепцию. С одной стороны, подобные занятия позволяют открываться, с другой — не зацикливаться на проблеме, а отвлекаться от нее. Чтобы облегчить свою боль, можно:
- писать стихи, прозу, пьесы;
- рисовать картины;
- придумывать песни, составлять музыкальные композиции;
- ставить хореографические номера;
- снимать небольшие фильмы, клипы;
- заниматься рукоделием;
- что-то изобретать, мастерить;
- искать себя в скульптуре, архитектуре.
Направить энергию в творческое русло — хорошая идея. Такое решение вполне способно подарить новый смысл жизни, хорошее настроение, стимул просыпаться по утрам.
3. Записаться к специалисту.
Нет понятия, что дальше делать со своей жизнью? Печаль продолжает угнетать, усугубляется с каждым днем? Тогда самое время посетить кабинет психолога, а еще лучше — психотерапевта. Эти эксперты психологии помогут:
- отыскать себя, узнать больше об истинных желаниях;
- поставить конкретные цели;
- изменить некоторые черты характера — неуверенность, отчужденность, побороть лень, например;
- найти собственный путь самореализации;
- выявить главную причину проблем;
- справиться со страхами, депрессиями;
- открыться, научиться выражать свои эмоции, общаться с окружающими.
Если тяжесть внутри давит слишком сильно, психотерапевт пропишет подходящие препараты — успокоительные, антидепрессанты. Именно на приеме у такого врача есть реальный шанс найти единомышленников благодаря групповым сеансам. Также такой специалист проведет беседу с близкими, подскажет им, как правильно реагировать на моральное состояние пациента.
Пройти тест: Шкала депрессии Бэка
4. Окунуться в детство.
Что может избавить от грусти лучше, чем детские забавы? Детство для многих — это мир сказки и волшебства, где всегда есть масса интересного. Нет обязанностей, забот, жизнь кажется такой легкой, удивительной, богатой на чудеса и неизведанное. Машину времени пока никто не изобрел, но стать на час-другой ребенком вполне возможно. Для этого есть несколько вариантов:
- кататься на качелях, аттракционах;
- пускать мыльные пузыри, бумажные кораблики по лужам;
- принять ванну с пышной пеной;
- купить сладкую вату;
- почитать сказки;
- съехать со снежной горки на санках;
- собрать пазл или конструктор;
- спеть детскую песню;
- посмотреть добрый мультик;
- сделать аквагрим на лице.
Хорошим решением также станет просмотр детских фотографий в семейном кругу. Воспоминания из детства дарят тепло, радость. А кто-то, возможно, вспомнит о давней, давно забытой мечте, попытается ее осуществить. Если есть особое место, где человек любил проводить время, будучи ребенком, то почему бы его не посетить? Положительные эмоции, которые получаются в результате, — лучшее лекарство от внутренней боли.
5. Влюбиться.
Влюбленность — окрыляющее чувство, которое заставляет оживать. Но так как воевать с сердцем — бесполезная трата времени, то заставить себя проникнуться этим чувством к кому угодно невозможно. К счастью, ощущение «бабочек в животе» появляется не только от любви к человеку. Влюбиться также можно в:
- работу;
- хобби;
- волонтерство или другие проявления добра;
- природу;
- искусство — как в действие, так и в его результаты;
- духовную или моральную свободу;
- жизнь в целом.
Если объект для проявления чувств никак не находится, то поможет один из уже описанных советов — обратиться к врачу. Психотерапевт подскажет, куда лучше направить свои чувства. Они также помогут сделать так, чтобы хороших переживаний было настолько много, что они бы вытеснили весь негатив.
6. Пережить положительные эмоции других людей.
Оказывается, стать другим человеком на пару часов все же можно. Как лично ощутить переживания посторонней личности? Для этого подойдут такие варианты:
- прочесть интересную книгу, проследить за чувствами главных героев;
- посмотреть фильм любимого жанра, понаблюдать за душевными состояниями актеров;
- посетить театр, проникнуться историей;
- записаться на курсы актерского мастерства, примерить на себя роль;
- разделить радость со знакомыми;
- подарить приятные эмоции прохожим, раздавая цветы, воздушные шарики, например. Затем радоваться их реакции.
Если для того, чтобы выйти из депрессии, нужно сначала пережить чужую радость, что же, пусть будет так. В конце концов, не важно, где черпать повод для позитива.
Когда становится плохо на душе, лучше искать людей-единомышленников, которым можно открыться. Это повод начать поиски себя, своего места в жизни, призвания. Оставаться один на один с грузом своих проблем — опасное решение, которое усугубляет состояние, отдаляет от восстановления. Внутренняя боль станет ярким контрастом для хороших эмоций, которые будут казаться еще более возвышенными, приятными.
Пройти тест: Шкала самоуважения
Наше сердце беспокойно, пока не успокоится в Тебе
Св. Августин Гиппопотамский
Это знаменитый отрывок из «Исповедей» святого Августина , в котором святой Августин говорит: «Ты создал нас для Себя, Господи, и наше сердце беспокойный, пока он не покоится в тебе».
Велик Ты, Господи, и весьма достоин хвалы; сила твоя безмерна, а мудрость твоя неисчислима. И поэтому мы, люди, которые должны быть частью вашего творения, жаждем восхвалять вас — мы также носим с собой нашу смертность, носим свидетельство нашего греха и с ним доказательство того, что вы препятствуете гордым. Ты возбуждаешь нас, чтобы восхваление Тебя доставило нам радость, потому что Ты сотворил нас и привлек нас к Себе, и неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе.
Даруй мне знать и понимать, Господь, что на первом месте. Взывать к вам или хвалить вас? Чтобы узнать вас или призвать вас? Должны ли мы знать вас, прежде чем мы сможем призвать вас? Любой, кто ссылается на то, что еще неизвестно, может ошибаться. Или тебя следует призвать первым, чтобы мы могли тогда узнать тебя? Но как люди могут взывать к тому, в кого они еще не верят? И как они могут верить без проповедника?
Но Писание говорит нам, что те, кто ищет Господа, будут хвалить Его, ибо, когда они ищут, они находят Его, и, найдя Его, они будут хвалить Его. Тогда позволь мне искать Тебя, Господи, даже когда я взываю к Тебе, и взываю к Тебе, даже когда я верю в Тебя; ибо для нас вы действительно были проповеданы. Моя вера призывает Тебя, Господи, эту веру, которая есть Твой дар мне, которую Ты вдохнул в меня через человечность Твоего Сына и служение Твоего проповедника.
Чтобы узнать больше о святом Августине Гиппопотамском, посетите страницу его автора.
Как мне призвать моего Бога, моего Бога и моего Господа, когда одним лишь призывом к нему я призываю его в себя? Есть ли во мне место, куда мог бы прийти мой Бог? Как должен войти в меня Бог, сотворивший небо и землю? Есть ли во мне место для Тебя, Господи, Боже мой? Даже небо и земля, которые Ты сотворил и на которых Ты сотворил меня, могут ли они вместить Тебя? Поскольку ничто из существующего не существовало бы без вас, следует ли из этого, что все существующее каким-то образом содержит вас?
Но если это так, то как я, одна из этих существующих вещей, могу просить вас войти в меня, если бы я вообще не существовал, если бы вы уже не были во мне? Ведь я еще не в аду, но даже если бы и был, то и ты был бы там; ибо если я спущусь в преисподнюю, ты будешь там. Нет, Боже мой, меня бы не было, меня бы вообще не было, если бы не было во мне Тебя. Или лучше сказать, что я не существовал бы, если бы не был в тебе, от которого все, через кого все, в ком все? Да, Господи, это правда, это действительно правда. Куда же мне пригласить вас, раз я в вас? Или откуда ты мог прийти, чтобы войти в меня? В какое место вне неба и земли мог бы я отправиться, чтобы там мог прийти ко мне мой Бог, Бог, Который сказал: Я наполняю небо и землю?
Кто даст мне найти покой в тебе? Кто даст мне эту милость, чтобы ты вошел в мое сердце и опьянил его, давая мне возможность забыть о том зле, которое меня окружает, и обнять тебя, мое единственное благо? Что ты для меня? Помилуй меня, чтобы я мог сказать. Что я для тебя, что ты приказываешь мне любить тебя, а если я этого не делаю, сердишься на меня и угрожаешь мне великими бедствиями? Разве неспособность любить тебя сама по себе не является достаточным горем?
Увы мне! Через Твое милосердие ко мне, Господи, Боже мой, скажи мне, что Ты для меня. Скажи душе моей, я твое спасение. Скажи так, чтобы я услышал. Мое сердце слушает, Господи; открой уши сердца моего и скажи душе моей: я твое спасение. Позволь мне бежать на этот голос и схватить тебя. Не скрывай от меня лица Твоего: позволь мне умереть, чтобы я мог видеть его, ибо не видеть его было бы для меня истинной смертью.
Это знаменитый отрывок из «Исповеди» св. Августина (Lib 1,1-2,2.5,5: CSEL 33, 1-5), в котором св. Августин говорит: «Ты сотворил нас для Себя, Господи, и для наших сердце беспокойно, пока не успокоится в тебе». Его также иногда переводят во множественном числе: «сердца наши беспокойны, пока не успокоятся в тебе». Он появляется в Римской канцелярии чтений для Девятого (9-го) в обычное время с сопровождающим библейским чтением Иова 28: 1-28. Подойдет также чтение на праздник св. Августина, 28 августа.
Св. Августин является одним из официально признанных докторов католической церкви. Чтобы узнать больше о том, что это значит, и узнать больше о других, кто также получил этот титул, прочитайте ВРАЧИ ЦЕРКВИ — ПОЛНЫЙ СПИСОК в библиотеке Инициативы «Перекрёсток».
Баннер/избранное изображение Дэна Слоана на Flickr. СС 2.0.
Анализ одного из величайших предложений, когда-либо написанных
Потому что Ты создал нас для Себя,
и наши сердца беспокойны, пока не обретут покой в Тебе.
Августин, Исповедь , 1.1.1.
Реклама на ТГК
Питер Крефт:
Вот оно: одно из величайших предложений, когда-либо написанных, основная тема. . . самой жизни.
Состоит из двух частей.
Первое — это объективный факт, а второе — субъективный опыт.
На самом деле первое является фундаментальным объективным фактом жизни, а второе — фундаментальным субъективным опытом жизни.
Они связаны подразумеваемым «поэтому»: наши сердца беспокойны, пока не успокоятся в Боге потому что
Таким образом, основное утверждение христианской антропологии (что Бог создал нас для Себя) объясняет фундаментальный факт человеческого опыта (что наши сердца беспокойны).
Здесь три правды:
1. Вы побуждаете мужчину получать удовольствие от похвалы*
2. потому что вы сделали нас для себя
3. и наше сердце неспокойно, пока не успокоится в тебе.
Они связаны логически с помощью «для» [потому что] и «и», что подразумевает «и поэтому».
Тот факт (2), что Бог создал нас для Себя, является фундаментальным объективным фактом.
Два других утверждения суть два субъективных переживания, которые вытекают из него и объясняются им (и только им одним:
(1) что человеческое сердце находит радость . . . в прославлении Бога, Бога, которого он нашел; и
(3) что если без Него находит только беспокойство.
Таким образом, глубочайший факт христианской теологической антропологии объясняет два глубочайших факта человеческого опыта.
«Для» [потому что] в первой части является английским переводом не pro , а ad . «Fecisti nos ad te».
Pro — предлог для владение , но если бы Августин написал вместо , предложение все равно было бы глубоко верным: Бог, наш Творец, владеет нами, справедливо требует нас.
Но и делают более глубокий вывод. Это предлог, выражающий динамическое движение. Оно означает «к». Бог сделал нас по отношению к Себе . Мы существуем «для» или «к» или «в движении» к Нему, подобно стрелам, летящим к цели, или почтовым голубям, летящим домой. Мы глаголы, а также существительные.
Мы не статичные объекты, а динамичные, движущиеся объекты. Мы не столько собственность Бога, сколько любовники Бога. Он не только наш источник и наш владелец, Он также наша цель, наша цель, наша судьба, наша личность, наш смысл, наш покой, наша радость, наш дом.
История жизни Августина — это история путешествия бездомного к своему истинному дому. И когда он приходит, он находит и Себя, и Бога. Эти двое всегда идут вместе. . .
В своих монологах , представляющих собой воображаемые беседы между Богом и самим собой, Августин воображает, что Бог спрашивает его, что он хочет знать, и отвечает, что хочет знать только две вещи: кто он такой и кто такой Бог. «Ничего больше?» — спрашивает Бог. «Ничего другого», — отвечает Августин. Ибо все остальное относительно этих двух вещей. . . . Бог и я — единственные две реальности, от которых я не могу убежать ни на мгновение, ни во времени, ни в вечности; вот почему абсолютно необходимо знать и то, и другое. И это пакетная сделка; ни одно из них не может быть познано без познания другого.
Следовательно, исповедей — это одновременно история поисков Августином самого себя и его поисков Бога. И только Христос показывает нам и то, и другое, открывает Бога человеку и человека самому себе, будучи и совершенным Богом, и совершенным человеком.
В конечном счете, это, конечно же, поиски Августина Богом. Его поиск Бога является функцией поиска Богом его, а не наоборот. Как говорится в старинном гимне,
Я искал Господа и после узнал
Он побудил мою душу искать Его, искать меня.
Не я нашел, Спаситель истинный,
нет, я найден Тобою.
В другом месте Августин представляет, как Бог говорит ему: «Мужайся; ты бы не искал Меня, если бы Я уже не нашел Тебя».