06.05.2024

Кодекс самурайской этики: Путь самурая: как философия бусидо помогает сохранить честь в сложные времена

Путь самурая: как философия бусидо помогает сохранить честь в сложные времена

О том, что такое философия бусидо и как современный человек может рассматривать кодекс чести самурая как свод принципов, позволяющих управлять собой, сохранять спокойствие ума, репутацию и преданность важным вещам, — рассказывает эксперт по герменевтике и критическому мышлению, популяризатор философии Дмитрий Скворцов

Как возникло бусидо?

Закончили чтение тут

Японское бусидо — неписаный кодекс воинов-самураев. Наряду с философией стоицизма или прагматизма, бусидо можно рассматривать как свод принципов, позволяющих управлять собой, — быть честным и верным, вежливым и скромным, готовым к самопожертвованию и заботящимся о хорошей репутации. В бусидо мы находим рекомендации для сохранения самоконтроля и мотивации — психологические качества, которые нужно поддерживать и развивать, важность постоянного роста, ценность искусства, сохранение преданности важным вещам в нашей жизни.

Сословие самураев появилось после того, как в 645 году 36-й император Японии Котоку (645-650) был возведен на престол в результате победы в борьбе за власть, которую необходимо было защищать. Слово «самурай» в японском словаре древнего языка переводится так: «служить великому человеку», «защищать хозяина». Самураи представляли собой сословие воинов — «буси», чье единственное предназначение заключалось в службе господину — «даймё» — и участию в войнах с другими феодалами. «Кодекс самурая» или «Будосёсинсю» («Путь воина для начинающих» в переводе с японского языка.

— Forbes Life) был написан конфуцианским монахом XVII века, которого звали Тайра Шигесуке. Он был военным историком, сформулировавшим в тексте поучения для самураев, которые пять веков вырабатывали стандарты поведения японского воина. 

 Если разделить слово «бусидо» на слоги, то получится смысловая конструкция:

«бу» — «воин», в значении «останавливающий копье». Не «ударяющий копьем», а именно «останавливающий». Смысл в том, что человек обладает способностью быть сильнее оружия и любых инструментов, обладает над ними управляющей властью. В современном смысле это может означать быть стойким перед пороками и соблазнами, тебя окружающими.

«си» — мастерство, в значении социальной роли. Это то, что мы называем «профессионализм». Об этом емко написано в книге предшествовавшей «Бусидо» — «Хагакурэ», что в переводе означает «Скрытый под листьями»: «Каждый день становись более искусным, чем ты был за день до этого, а на следующий день — более искусным, чем сегодня. Всю жизнь изо дня в день отшлифовывать свое мастерство —это и есть Путь. Совершенствование не имеет конца».

«до» — путь, метод. Добавляется смысл развития, роста, перспектив самосовершенствования. Мир подвижен, в нем нет ничего статичного. Самурай рассматривает жизнь как некий духовный Путь, и чтобы его реализовать, необходимо проживать каждое мгновение жизни достойно, ибо никому не дано знать, в какой момент придется пожертвовать ею.

 

Материал по теме

Синтоизм, буддизм, конфуцианство: фундамент самурайской этики

Соединение трех блоков дает нам приблизительный образ самурая — человека, который следует в жизни принципам бусидо. Обратимся к фундаменту самурайской этики — из чего он состоит? Мораль самураев формировалась преимущественно на религиозной основе. Японский просветитель и писатель рубежа XIX-XX веков Нитобэ Инадзо называл в качестве основных источников бусидо три религиозные системы: синтоизм, буддизм и конфуцианство.

Синтоизм (что переводится как «путь богов») — это древние политеистические верования японцев, до 1945 года он был официальной национальной религией Японии, в основе которых лежит вера в магию, культ природы и культ божеств, считавшихся предками императорского дома.

 

Влияние буддизма состоит в идее перевоплощения: каждый человек проживает бесчисленное количество жизней, пока не достигнет духовного освобождения. В прикладном значении идея выражается в том, что самурай помнит о смерти и использует этот образ для самосовершенствования. Каждый человек рано или поздно умрет, поэтому нужно жить так, чтобы состояние ума оставалось как можно более качественным и совершенным. Для этого надо следовать своим целям, быть честным, помогать людям — это влияет на спокойствие ума. «Жить, как будто ты уже мертв» — или, говоря иначе: «Каким ты будешь в последний день?».

От конфуцианства бусидо взяло учение о том, что из себя представляет нравственный человек. Согласно Конфуцию, существует пять добродетелей, которые позволяют человеку находиться в гармонии с природой и обществом:

  • Человеколюбие. Человек уподоблен образу дерева: оно укреплено в земле корнями, тянется к солнцу и при этом организует вокруг себя целую экосистему. Дает воздух, тень, пищу. Так же с человеком: он должен быть щедрым к другим людям.
  • Мудрость. Мало быть просто человеколюбивым, потому что иногда другие этим пользуются нам во вред. Или, наоборот, мы навязываем другим свои представления о том, как надо жить. Второе качество — способность понимать других людей, их мотивацию и образ жизни. Речь идет о критическом мышлении, способности грамотно коммуницировать с людьми и взаимодействовать с информацией.
  • Справедливость. Согласно конфуцианству, надо быть принципиальным человеком и понимать, что на «добро отвечают добром, а на зло — справедливостью». Это мораль и этика.
  • Искренность. Это качество противоположно лицемерию: когда мы говорим одно, а думаем обратное, притворяемся и лжем. Конечно, очень трудно быть искренним в современном сложном мире. Однако, по Конфуцию, слишком большая разница между лицом и маской рано или поздно приведет к коррозии личности.
  • Соблюдение ритуалов. Само слово «ритуал» происходит от санскритского «рита» — «порядок». Каждый из нас совершает множество ритуалов: убирает постель, принимает душ и чистит зубы, гладит одежду и так далее. Все это нужно, чтобы поддерживать себя в порядке. Значение ритуалов огромно — это позволяет нам поддерживать порядок внешне и внутренне, не деградировать, а, напротив, двигаться вперед. И быть при этом хорошим человеком. Как сказал Конфуций: «Почтительность без Правил переходит в суетливость; осторожность без Правил переходит в трусость; смелость без Правил порождает смуту; прямота без Правил переходит в грубость». 

Идеи трех религиозных идей были воплощены в клятве, которую давал самурай:

«Я даю клятву исполнить четыре задачи:

1. Ни перед чем не отступать при выполнении долга.

2. Быть полезным своему владыке.

3. Быть почтительным к родителям.

4. Быть великим в милосердии».

Материал по теме

Бусидо: почему служение необходимо?

На трактатах Конфуция как на «буквах закона» воспитывались самураи. Тем не менее слишком углубленный анализ интеллектуальных трудов не поощрялся у самураев: бытовало мнение, что худшее для воина — встать на путь философа. Самураи сравнивали философию с «подгнившим овощем, который нужно долго варить, прежде чем съесть». Человек, долго рассуждающий, не мог быть хорошим воином, которому необходимо действовать молниеносно, а тот, кто много рассуждает, утрачивает воинский дух и склонен к неуместным для воинам состояниям сомнения.

 

Но философия самураями не обесценивалась: она высоко ценилась как интеллектуальное подручное средство. Вот почему бусидо — это не сборник теоретических размышлений, а методика постижения мудрости.

Поэтому учение бусидо хорошо понимает, как строится процесс обучения. Оно выделяет несколько этапов обучения. На первом человек учится, но этот процесс не приводит к значимым результатам. Это нужно «для общего развития». Второй этап — осознание своей некомпетентности и некомпетентности других людей. Это начало действительно эффективной учебы. Третий этап — осознание своей компетентности и некомпетентности других людей. Это уровень профессионализма. И, наконец, последний этап: «человек выглядит так, словно ничего не знает». Это уровень мастерства. Можно назвать это неосознанной компетентностью, или сформировавшимся навыком, не требующим постоянной корректировки.

Например, мы плаваем в море или катаемся на велосипеде, с видимой легкостью выступаем публично или проводим собеседования, когда действительно умеем это делать очень хорошо. Однако кодекс самураев предполагает, что после четвертого есть еще более важный этап, когда человек понимает, что совершенствование навыка бесконечно и оно может переходить в разряд искусства.

«К важным делам следует относиться легко, к несущественным делам следует относиться серьезно»

Интерес к искусству среди самураев совершенно прикладной. Оно нужно для упорядочения ума: будь то каллиграфия, поэзия или театр. Смысл искусства состоит в создании совершенных форм — визуальных, словесных, пластических или драматических. Занимаясь искусством, человек привыкает вести себя точно, выверенно, образцово. Кроме того, любовь к искусству позволяет понять одну из ярких идей бусидо, относящихся к искусству жизни: «К важным делам следует относиться легко, к несущественным делам следует относиться серьезно».

Что это означает? К важным делам следует относиться легко: ведь обычно сложные проекты и решения вызывают у нас тревогу и напряжение именно из-за масштабов и обилия факторов, которые нужно учесть. Разве можно к важным решениям подходить легко? Вроде бы нет. Но если разобраться в том, что значит «легко», то мы увидим, что имеется в виду, что невозможно проглотить сразу слишком большой кусок. Любое важное дело состоит из множества мелких, каждое из которых по отдельности легкое. Поэтому вместо ступора перед большой задачей следует разделить ее на как можно большее количество шагов, которые мы сделать в состоянии, и двигаться по плану. Вопрос корректного целеполагания и детального анализа ситуации. Именно искусство и сила технологии в этой ситуации позволяет понять, что «не боги горшки обжигают», «глаза боятся, а руки делают» и «путь в тысячу ли начинается с первого шага».

Вторую часть высказывания — «к несущественным делам следует относиться серьезно» — можно интерпретировать так: жизнь состоит из мелочей, и даже в таком будничном действии, как заправка автомобиля или прогулка с собакой, можно найти источник размышлений и удовольствие. Об этом же говорят и современные фразы «лови момент» и «прошлое ушло, будущее не наступило, есть только настоящее». 

И если идеи обучения и самосовершенствования сегодня кажутся весьма современными, то краеугольная самурайская идея служения господину звучит старомодно и кажется совершенной архаикой. Как сказал Ямамото Цунэто-мо, вассал Набэсима Мицусигэ, третьего правителя земель Хидзэн: «Если нужно в нескольких словах выразить самое главное в жизни самурая, я скажу: душой и телом служи своему господину. Если же меня спросят, что еще важно для самурая, я отвечу: совершенствуй свой разум, будь человечным и проявляй смелость».

Но в этой системе человеческих отношений есть актуальная для современного человека идея — идея саморегуляции и самоподдержки. Оставим в стороне этические нормы старинного уклада жизни и обратимся к прикладной психологической стороне идеи служения. Вопрос поиска мотивации в нашей жизни — один из ключевых, и важно постоянно отыскивать для себя ее источники. Можем ли мы черпать мотивацию в самих себя? Чаще всего источники мотивации мы ищем снаружи — в рабочих задачах, семье, хобби, путешествиях, искусстве. Бусидо предполагает, что наилучшая техника мотивирования — верность наиболее важному и прекрасному в жизни. Функционально этому источнику соответствует понятие «мечта». Это образ, направленный на будущее и выражающий желания человека. Однако это не пустые мечтания, а образ, насыщенный деталями, эмоционально привлекательный, и, что самое важное, достаточно величественный, без полумер. При этом — достижимый, так чтобы можно было проложить к нему путь.

Система отношений «господин — самурай» приравнивалась к системе отношений «отец — сын»: то есть господин, по сути, становился «отцом» для самураев, которые выражают ему свою благодарность,— что обозначалось японским понятием «гири», возникшим еще в дофеодальной эпохе Японии, когда только складывалось самурайское сословие. Понятие «гири» — это чувство признательности человека по отношению к тем, кто занимает более высокое социальное положение. Как сын благодарит отца за свое рождение, так самурай благодарит господина за все, что у него в этой жизни есть, причем этой благодарности всегда будет недостаточно.

Понятие верности, включающей в себя принцип гири, до сих пор оказывают значительное влияния на повседневную жизнь и бытовую культуру современных японцев. В числе негативных следствий принципа верности и нравственного долга в современной Японии отмечается такое явление как «кароси» — смерть от переработки, когда японские служащие стараются сделать все возможное ради процветания своей компании и ее владельцев.

Но важно понимать, что верность самурая своему феодалу не должна была быть слепой: если господин требовал от самурая действий, противоречащих убеждению самурая, последний должен был убедить в своей правоте своего господина, чтобы тот не совершил поступок, который может его опорочить. Также самураю запрещалось лгать кому-либо — ложь накладывала на него несмываемое пятно позора. Говорить правду, даже неприятную и горькую, — в этом заключался долг вассала перед феодалом. Ведь самурай не мог допустить ситуации позора перед врагами.

Поэтому в философии бусидо высока роль стыда. Антрополог и автор книги «Хризантема и меч» Рут Бенедикт определяет стыд как ядро всей японской культуры, в том числе и сегодня. Фигура врага была воплощенной совестью самурая, которая всегда бодрствует и никогда не спит, поэтому самурай всегда помнит своих врагов. Чтобы защитить свою честь, самурай должен постоянно спрашивать себя: «Не опозорю ли я себя перед врагами? Не будут ли враги презирать меня?». Каждый самурай понимал: важно быть честным перед собой, чтобы не дать повод конкурентам одержать победу.

Самураи: кодекс чести и семейная жизнь военного сословия

Сегодня самурай является одним из наиболее узнаваемых символов Японии. А что мы знаем о правилах жизни самураев, их отношении к своей семье и воспитании детей? Читайте об этом в нашей статье.
Самураи — военный класс в феодальной Японии. Они не только сражались в боях, но и охраняли своего господина, а также служили ему в повседневной жизни.

Золотым веком самурайства считается период от первого Сегуна до войны Онин. В это мирное время сословие самураев еще не было столь многочисленно, что позволяло им иметь высокий уровень благосостояния.

В целом, японское общество имеет черты иерархичности, дисциплинированности и патриархальности, в связи с чем жизнь каждого сословия была строго регламентирована.

Например, у самураев, как военного сословия, был свой кодекс чести — «бусидо». Это такой свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой. Основными источниками бусидо стали буддизм, синтоизм и конфуцианство. Кодекс зародился примерно в XI-XIII века и окончательно сформировался в XVI-XVII века. К этому времени из свода принципов он вырос в полноценный кодекс самурайской этики.

Бусидо и правила поведения самураев

В основе кодекса чести самураев лежит культ природы, предков, вера в магию, существование души и духов в окружающих человека вещах, любовь к стране и государю, трепетное отношение к смерти и вера в перерождение душ. Единственным достойным самурая занятием признавалось военное дело, а самоубийство — единственный вариант при оскорблении чести самурая.

В «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана (1639-1730) сформулированы принципы кодекса самураев.

Храбрость самурая заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть. А о смерти, в свою очередь, необходимо помнить при выполнении повседневных дел и держать это слово в сердце.

На войне самурай без страха идет на вражеские стрелы и копья, рискует и жертвует своей жизнью, так как в этом заключается его долг. А если же самурай проиграет бой, то он должен сложить голову с гордой улыбкой на губах.

Помимо постижения военного дела, самурай должен проводить свое время за чтением поэзии и изучением чайных церемоний. Самурай должен быть умеренным в еде и избегать распущенности. Верность, справедливость и мужество — три природные добродетели самурая.

Самурай никогда не оставит своего господина. Но, отправляясь в поход, истинный самурай забывает о доме, жене и детях, забывает о собственной жизни.

Семейная жизнь самурая

Семье в японском обществе отводилась важная роль. Она олицетворяла собой конфуцианское общество в миниатюре. Поэтому сословие самураев, как представителей конфуцианской традиции, придавало семье большое значение, самураи таким образом отдавали долг перед обществом.

Мужчины женились на девушках исключительно из самурайского рода. В основе семейных  отношений — товарищество, а не любовь.

Однако не каждому самураю было целесообразно иметь семью. В частности, если в семье у самурая низкого ранга пойдут дети, тот, скорее всего, не сможет их прокормить. А впоследствии не сможет нанять себе оруженосца, когда придет время идти в бой. Молодому самураю следует думать только об исполнении долга, совершенствовать свою доблесть и стараться поймать возможность совершить подвиг.

В самурайском сословии мужчина безоговорочно становился главой семьи, в то время как женщине отводилась второстепенная и подчиненная роль. Спутница самурая должна была быть воплощением верности и терпения, она должна ждать мужа из его похода, даже если на это уже нет никакой надежды.

Титул самурая передавался по наследству: сыновья становились самураями, как их отцы, дочери выходили замуж за самураев, как их матери.

Дочерей в семье самурая воспитывали очень строго. Им прививали целомудрие, многое запрещали. Считалось, если девочка будет страдать в родительском доме, то в доме мужа ей будет не на что жаловаться. 

Их также обучали военному искусству, однако с другой целью — лучше понимать своих мужей. Женщин учили лечить раны, готовить лекарственные бальзамы и настои. Самыми серьезными недостатками у женщины считались — недовольство, ложь, ревность и глупость.

В сыновьях культивировали смелость, их никогда не дразнили и не запугивали, чтобы они к этому не привыкали и могли стать храбрыми воинами. Мальчиков учили вежливости, соблюдению правил поведения, они должны был следить за своей речью, правильно ходить, держать осанку, проявлять терпение и усердие. В противном случае ребенка наказывали, оставляя его на один день без еды.

С пяти лет мальчики носили деревянные мечи, которые затем заменялись настоящими. В них воспитывалось умение переносить трудности, целеустремленность, жесткое отношение к себе и к другим, умение контролировать свои чувства и действия.

В итоге самурайский режим пал, отчасти потому, что было невозможно реализовывать все эти идеалы. А также потому, что к концу XIX века в Японию пришли западные ценности и самурайская идеология стала казаться отсталой и чересчур консервативной.

Источники:

Воркина К.С. Семья в жизни самурая. Актуальные проблемы современной Японии. 2011. № 25. С. 139-153.

Гусев В.О., Ядрышникова М.В. «Бусидо» — кодекс чести самураев. Диалог культур — диалог о мире и во имя мира. 2014. № 1. С. 146-150.

Шмакова Н.Н., Станишевский К.В. Повседневная жизнь самураев в феодальной Японии. В сборнике: Человек, образ, слово в контексте исторического времени и пространства. материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 79-82.

 

Кодекс бусидо: Принципы самурая

Бусидо или «Путь воина» — это кодекс рыцарского поведения, которому следуют японские самураи. Название происходит от японского слова «воин» — буси. Большинство этих принципов заимствовано из конфуцианства и китайской философии жизни. Со временем бусидо стало основой японской этики, которой думало все общество. Кодекс бусидо оказал влияние на многие сферы жизни Японии, от искусства и философии до  японских чайных церемоний и мастерства.

История самураев и кодекс бусидо

Хотя название бусидо впервые появилось около 1616 года, в писаниях школы боевых искусств Койо Гункан (написанных самураем Косакой Масанобу) основы кодекса были установлены намного раньше. Кодекс бусидо был систематизирован в период Камакура (между 1192 и 1333 годами), когда династия Минамото превратила Японию в военную диктатуру, правительственные лидеры и потомственные шун популяризировали идею самураев и предоставили им привилегированный статус.

Самураи — особая каста средневековой Японии, служившая японским феодалам-землевладельцам в период с 12 по конец 19 века. Их работа заключалась в том, чтобы защищать своих хозяев, участвуя в локальных сражениях, и ставить жизнь своих хозяев выше себя. Взамен они пользовались многими привилегиями, включая разрешение носить два меча. Статус самурая был наследственным, переходил от отца к сыну. Ребенок-самурай должен был заниматься различными боевыми искусствами с раннего возраста и осваивать использование многих видов оружия — мечей, копий, лука и стрел, особенно во время верховой езды. Помимо обучения обращению с оружием и боевым искусствам, плавание и ныряние также были важной частью обучения каждого самурая.


Проверьте наши предстоящие события, выбранные для вас:


Самураи служили вооруженными рыцарями, роль которых была особенно важна во время монгольского нашествия. Однако, когда Япония, наконец, достигла мира в 14 веке, военная служба самураев больше не требовалась. Вместо этого они служили в гражданском правительстве, превращаясь в государственных чиновников. В период  Токугава самураи начали развивать свои собственные традиции, особые цветочные композиции, чайные церемонии, уникальный стиль живописи, фехтование и т. д. вежливость наряду с мужеством и силой.

 В начале 1900-х годов, когда император заменил феодала, кодекс бусидо был распространен на остальное население как набор моральных принципов, поощряющих лояльность. Кодекс выровнял рост японского национализма после реставрации Мэйдзи (1868 г.). Кодекс бусидо сыграл важную роль в повышении боевого духа войск в период с 1937 по 1945 год во время китайско-японской войны, а также во время Второй мировой войны.

В основном он был заброшен после 1945 года и поражения Японии во Второй мировой войне. Однако принципы бусидо видны во всех аспектах японского образа жизни, особенно в повседневной вежливости и сдержанности, которыми славятся японцы. Элементы бусидо включены во многие современные виды спорта и боевых искусств, например, в борьбу сумо.


Беседа на тему «Японская культура: кодекс поведения бусидо и советы для современного самурая» 15 июля в 18:00 (BST) @LEVEL

7 принципов кодекса бусидо

Кодекс бусидо основан на 7 принципах, также известных как добродетели, которым должен следовать каждый самурай. Честность или справедливость — это первый принцип кодекса, который подразумевает справедливое и взаимное действие. Мужество означает делать то, что правильно, и тесно связано с первым принципом. Только то, что справедливо, может быть правильным. Сострадание или доброжелательность означают, что самурай должен быть решительным и понимать точки зрения других людей. Подобно состраданию, добродетель уважения или вежливости подразумевает хорошие манеры и уважение к чувствам других. Честность и искренность предполагают, что самураи должны быть верны своему миру. В то время, когда письменные контракты были редкостью, устное соглашение было всем. Самураи пользовались большим уважением в обществе, потому что все знали, что они всегда держат свое слово.

Добродетель чести проявлялась в принципиальности и высокой степени уважения к другим. Практикуя кодекс бусидо, самурай должен был быть прозрачным и последовательным на работе, дома, на службе, как в общественной, так и в личной жизни. Последний принцип бусидо — верность. Настоящий самурай должен быть верен себе и делу, которого он стремится достичь, но также верен другим, особенно своему хозяину. Верность хозяину воина подразумевала, что самурай должен был быть готов отказаться от своей жизни и принять смерть без колебаний или страха, если это необходимо. Но на этом верность не заканчивается. Самурай должен быть верен своей семье, обществу, закону и порядку, а в последнее время — компании или нации.

Традиционный боевой шлем и доспехи самурая via Invaluable

Кодекс бусидо и современный самурай

С исчезновением самураев кодекс бусидо не потерял своей актуальности. Он до сих пор используется как источник знаний и руководство по поведению в японской культуре. Кодекс бусидо нашел свое применение на наших современных полях сражений, особенно в бизнес-среде, предоставляя людям различные способы конкурировать и достигать величия. Хотите знать, как внедрить принципы бусидо в свою повседневную деятельность? Присоединяйтесь к нашей лекции «Японская культура: кодекс поведения бусидо и советы для современного самурая», которая пройдет онлайн в четверг, 15 июля, с 18:00 до 19:00 (по московскому времени).

В этом часовом онлайн-выступлении наш эксперт-спикер Азуми Учитани исследует принципы самурайской философии и рассмотрит повседневные практики, которые поддерживают и сохраняют традиционный кодекс бусидо.

Другие события от LEVEL:

Кодекс бусидо: 8 добродетелей самурая для сбалансированной жизни

Знаете ли вы, что японцы, особенно их воины, следовали правилам бусидо на протяжении всей своей истории?

Кодекс Бусидо подчеркивает восемь добродетелей, которым вы можете следовать, чтобы жить сбалансированной жизнью в самое современное время. Статья предоставит вам все, что вам нужно знать о кодексе бусидо, истории и современном бусидо. Итак, давайте углубимся в это.

Что означает бусидо?

Термин бусидо происходит от японских корней «буси», что означает «воин», и «до», что означает «путь» или «путь». Итак, бусидо означает «путь воина». Он также известен как «Рыцарский кодекс самураев».

Что такое кодекс бусидо?

Кодекс бусидо — это свод правил, которым воины-самураи следовали с восьмого века до наших дней. Законы бусидо сосредоточены на чести, мужестве, мастерстве и верности превыше всего. Однако кодексы бусидо развивались в разных режимах. Он оставался неписаным кодексом поведения в течение более длительного периода. Принципы бусидо впервые были оформлены в виде закона при сёгунате Токугава.

8 Достоинства бусидо

Правила бусидо не являются разновидностью религиозной системы верований. Скорее это принципы, которые объясняют, как воины должны сбалансировать свою жизнь. Тем не менее, некоторые историки и философы до сих пор по-разному относятся к кодексу самураев.

Нитобэ Иназо объясняет недавние достоинства Бусидо как справедливость, мужество, милосердие, уважение, честность, честь, верность и самообладание.

Вот список восьми достоинств бусидо:

  1. Справедливость или прямота

Популярный буси однажды описал Rectitude-Gi как силу действий, основанных на причинах. Поскольку порядочность — это способность решать, что делать в определенных ситуациях, как он говорит: «Умереть, если правильно умереть, и нанести удар, если правильно нанести удар».

После того, как феодализм ослабел и воцарился мир, воины перешли к изящным искусствам. Даже тогда честный человек был более престижен, чем любой другой, кто научился какому-либо искусству. Для самурая это обязательно.

  1. Мужество

Нитобе считал Мужество-Ю добродетелью только в том случае, если она применялась на пути праведности. Самураи верят в два основных понятия: храбрость и мужество. По их словам, с помощью тренировок и упражнений мы можем подражать им среди молодежи. В своих «Аналектах» Конфуций говорит: «Понимание того, что правильно, и отказ от него свидетельствует об отсутствии мужества». Проще говоря, это означает делать то, что кажется правильным.

  1. Милосердие

Милосердие или Доброта. Дзин — один из самых уважаемых принципов бусидо. Самураи обладают физической и юридической силой. Вместо того, чтобы проявлять власть, они должны проявлять милосердие и доброжелательность. Любовь, забота, сочувствие и жалость — вот некоторые качества, о которых должен заботиться самурай. Конфуций и Мэн-цзы часто говорили: «Доброжелательность — это высшее требование, которое может когда-либо предъявляться к любому правилу».

  1. Уважение или вежливость

Респект-Рей в своей высшей форме символизирует любовь. Это одна из типичных добродетелей японцев, которая означает признание чужих убеждений и ценностей. Нитобе определяет это как искреннее стремление проявить заботу о других.

Нужно быть вежливым и учтивым по отношению к чувствам других. Настоящий воин должен уважаться не только за его боевую силу, но и за его кодекс поведения.

  1. Честность

Честность-Макото означает искренность и доверие. Самураи были очень честны в своих делах. Они никогда в жизни не писали и не подписывали никаких письменных договоров, что доказывает их честность. Они остались верны своим словам. Они верят, что честность развивает целостность в истинном смысле характера.

  1. честь

Кодекс чести самураев-Мейё символизирует достоинство и ценность их воинов. Мэй представляет собой «репутацию», а «йо» означает «хвалить». Самураи во имя чести могут покончить с собой, то есть сэппуку. Добродетель чести первой внедрялась в умы молодежи.

  1. Лояльность

Верность-Чууги является доминирующей чертой Самурая, где «Чуу» означает «быть верным», а «Ги» определяет долг. Это была первостепенная добродетель, замеченная в феодальный период, — оставаться верными своему начальству. Бусидо считает, что, поскольку люди принадлежат своему государству, они должны быть ему верны. И всегда готовы жить и умереть за свою законную власть.

  1. Самоконтроль или характер

Символ-кандзи означает развитие хорошего характера и сильного контроля над своими эмоциями. Эта добродетель учит вас жить в соответствии с моральными нормами. Поймите, что правильно и что неправильно, и в чем разница между хорошим и плохим.

Как и всем другим добродетелям, японцы всем сердцем следуют этому, чтобы, если выпадет тяжелое и испытательное время, они не потеряли улыбку на лице.

Кроме того, они в основном сосредоточены на формировании характера; даже это имеет первостепенное значение в их образовании. Для них ум, благоразумие и диалектика были второстепенными.


История самураев

В этом разделе мы обсудим, кем были самураи и какому кодексу они следовали? Откуда взялись самураи? Мы также проверим, какова была цель Самурая.

Слово самурай означает «тот, кто служит». Самурай относится к провинциальным воинам, поднявшимся в Японии во времена режима Камакура (1192–1333). В двенадцатом веке они установили первую военную диктатуру. Во время своего режима они следовали этическому кодексу, который мы называем самурайскими верованиями, а теперь называем «Кодексами бусидо».

Основные моменты эпохи Муромати

В тринадцатом веке, в эпоху Муромати (1338-1573), дзен-буддизм оказал влияние на путь воина бусидо. Идеальные воины придавали первостепенное значение храбрости, чести и верности больше, чем его жизни. Если кто-то терпит поражение или обесчещен, то это дает альтернативу, т. е. самоубийство. Если вы совершите самоубийство, то сможете вернуть себе честь. Это породило традицию сэппуку.

Самурай под Токугавой

Затем началась эпоха Токугавы (1603–1867). При Токугаве самураи правили мирно гражданскими средствами. Во всем преобладали принципы конфуцианства и буддизма. Самураи были вынуждены занять какое-то положение в бюрократии или торговле. Экономическая стабильность многих самураев ослабла, поскольку их стипендии снизились.

Эпоха Мэйдзи и конец феодализма

Когда самураи стали слабыми в финансовом отношении, они приняли участие в восстании против Токугавы. За этим последовала реставрация Мэйдзи. В 1868 году, в эпоху Мэйдзи, сословие самураев полностью утратило свою власть. Это положило конец феодализму. Императоры заменили феодалов.

История бусидо

Хотя термин бусидо не появлялся в литературе до 16 го  века, он преобладал в истории Японии задолго до этого. В книге под названием «Кодзики» 712 г. н. э. приводятся свидетельства бусидо в форме использования мечей. После чего ранняя история Японии, написанная в 797 году н. э., дает четкое указание. Раздел, включенный в книгу, охватывает 723 год н. э., и в нем используется термин «куст», идеально относящийся к образованному воину-поэту.

Основные моменты с тринадцатого по шестнадцатый век

В тринадцатом и шестнадцатом веках существуют явные признаки бусидо. Во время режима Камакура он стал свидетелем многих социокультурных практик бусидо. Их верность семье, правителям и военным остается доминирующей. Они также показали боевые навыки. Это также заложило идею скеппу в этот период.

Основные моменты середины шестнадцатого века

К середине шестнадцатого века, после Муромати, дзен-буддизм и конфуцианство оказали влияние на практику бусидо. Самураи, следуя кодексу воина, адаптировали дворянские обычаи. Помимо войны, они получили инструкции вести справедливую и этичную общественную жизнь.

Коё Гункан впервые в истории задокументировал термин бусидо. В документе изложены протоколы боевых действий. В рукописи также обсуждались идеалы бусидо.

Кодекс Бусидо в восемнадцатом веке

Хагакуре, , составленный в восемнадцатом веке Цурамото Тасиро, изображал кодекс Бусидо. Он сосредоточился на военных и социально-культурных аспектах бусидо.

Другой философ Ямага Соко говорит, что кодекс бусидо не вращается вокруг центральной концепции боевого искусства и смерти. В то время как достижение личного совершенства является обязанностью воинов.

Кодекс бусидо с семнадцатого по середину девятнадцатого века

В семнадцатом до середины девятнадцатого века в Японии наступила эра мира. Эта часть привела к недавно реформированным кодексам бусидо. В двадцатом веке самые последние достоинства бусидо интерпретируются Иназо Нитобэ в книге «Бусидо: Душа Японии». Он упоминает «Семь добродетелей», которым следовал самурай.


Современное бусидо

Реставрация Мэйдзи привела к концу правящего класса самураев. Япония подготовила современную армию. Так что же тогда произошло с бусидо? Это заканчивается самураями? Нет. На самом деле, это продолжалось на протяжении всей истории Японии до сих пор.

Когда Япония потерпела поражение во Второй мировой войне, казалось, что ценностям самураев пришел конец. Однако люди начали использовать бусидо после того, как страна стала сверхдержавой в 1980 году. Это символизировало тяжелую работу, преданность и верность тем, на кого они работали.

Вам может быть интересно, как Бусидо повлияло на современную японскую культуру в 21 -м веке.

Что ж, сегодня он проложил себе путь к развлечениям, спорту и медицине. В таких видах спорта, как бейсбол, японские бейсболисты называют своих игроков «самураями». Боевые искусства в Японии превратились из «будзюцу» в современное «будо» благодаря спиритуализму будишо. Упоминается в статье В Ката – Истинная суть боевых искусств Будо? Саймон Додд и Дэвид Браун.

Японские добродетели также имеют большое значение для медицины. Персонал должен соблюдать кодекс поведения, аналогичный 8 добродетелям бусидо, как врач, остающийся верным, преданным и уважительным по отношению к пациенту.

Бусидо VS Рыцарство

И Япония, и Европа прошли через феодальный период. Они устанавливают правила для своих воинов. Японцы переняли бусидо, а европейцы сформировали принципы, известные как рыцарство.

В Европе церкви создали роль рыцарства. Рыцарство охраняет Церковь от того, чтобы быть защитником Церкви. При этом бусидо оставалось частью культуры, гармонизирующей с ней религиозные практики.

Final Words

Бусидо было замечено на протяжении всей истории Японии, от военной практики до их социальной культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *