Потребности. Виды потребностей — История и обществознание. Баутина Екатерина
Потребности человека.
Отсутствие мотивации – величайшая духовная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Г. Селье.
Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.
Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный).
Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро – и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:
— ориентировки,
— любопытства,
— направленного интереса,
— склонности,
— осознанного самообразования,
— творческого поиска.
Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.
Состояние нужды в чем – либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетовренности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что – то предпринимать, что бы снять напряжение.
Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.
Удовлетворение потребностей – процесс возвращение организма в состояние равновесия.
Можно выделить три вида потребностей:
— естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.
— материальные, или предметно – вещные,
— духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.
Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу.
Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»
- Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.
- Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.
- Социальные потребности – дружба, любовь, общение.
- престижные потребности – уважение, признание членами общества.
- Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.
Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:
первичные потребности (врожденные) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности, вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные.
Потребности – это только один мотив деятельности. Выделяют еще:
- Социальные установки.
- Убеждения.
- Интересы.
Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.
Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т. д. От интересов следует отличать склонности. Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность — на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес к кино не обязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки
Немецкий ученый Макс Вебер отмечает, что различия в действиях зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.
понятия, виды, классификации – Конструктор Успеха
Содержание
- Что такое «потребности»?
- Потребности людей
- Виды потребностей
- Виды потребностей человека согласно классификации Маслоу
- Классификация потребностей человека: иные трактовки
Психологи выделяют различные потребности человека. Питание, дыхание, общение, творческая деятельность, участие в общественной жизни – эти и другие виды потребностей составляют ежедневную жизнь человека.
У каждого потребности располагаются по собственной значимости и выражаются по-своему. Так или иначе, существуют общепризнанные виды и классификации человеческих потребностей, о которых и пойдет речь в статье.
Что такое «потребности»?Что такое «потребности» и как они возникают? Потребность – нужда в чем-то или ком-то, желание иметь что-то или обладать чем-то. Потребность бывает материальной или духовной. У каждого человека в той или иной степени встречается набор основных потребностей. Различие — в их силе и количестве.
Удовлетворение потребностей улучшает эмоциональное и физическое состояние человека, тогда как невозможность удовлетворения – ухудшает. Психологи считают, что именно потребности находятся во главе проявляемой активности.
Круг потребностей определен воспитанием, которое получает человек. Чем оно разнообразнее, тем шире круг потребностей. Если воспитание минимальное или базовое – круг потребностей такой же.
Человек с примитивным воспитанием и образованием ограничивается базовыми потребностями. Для него главным считается удовлетворение потребности в еде, питье, сексе и безопасности. Духовные, эстетические и социальные потребности отходят на второй и последующий план потому, что их не прививали.
Не читали сказку на ночь ребенку – взрослый не любит чтение. Не водили на детские сеансы в кино и театр – не будет потребности посещать эти учреждения и во взрослой жизни. Не посещали музей и не прививали любовь к прекрасному – вряд ли потребность в этом появится с возрастом.
Потребности людейПостоянны ли потребности людей? Некоторые потребности постоянны. Они связаны с физическим существованием и обеспечивают жизнедеятельность организма.
Человек не может жить без питания, воды, кислорода, сна. Чтобы спокойно жить, он должен чувствовать себя в безопасности, по меньшей мере, иметь одежду и обувь.
Большинство остальных потребностей могут меняться в зависимости от состояния, настроения, вида деятельности, места нахождения человека. Согласитесь, если человек не спал продолжительное время, при первой же возможности он ляжет отдыхать, даже если придется пожертвовать походом в театр или ресторан.
То есть человек выбирает то, что для него наиболее важно. То, что поможет чувствовать себя лучше или доставит больше радости.
Виды потребностейПсихологи выделяют различные виды потребностей:
- Биологические. Естественные желания в еде, питье, дыхании, выделении, размножении, жизни в благоприятных климатических условиях, безопасности.
- Психологические. Желание спокойствия, общения или изоляции, получение эстетического наслаждения от видов и звуков природы, окружающего мира.
- Этнические. Потребности в благоприятном существовании конкретного этноса, продолжении рода и нации.
- Трудовые. Необходимость трудиться, заниматься созидательной деятельностью с целью обеспечения материального благополучия и развития умственной деятельности.
- Экономические. Потребность в материальном обеспечении всех жизненных сфер.
- Социальные. Потребность в общественной жизни, исполнение гражданского долга, общение с представителями социума. Сюда же относится желание изучать культурные ценности и пользоваться ими – музеи, библиотеки, театры, посещение культурно-исторических мест и т.д.
Удовлетворение потребностей разного уровня помогает человеку не просто выживать, а способствует совершенствованию навыков, знаний, умений во многих областях.
Виды потребностей человека согласно классификации МаслоуВиды потребностей человека напрямую связаны с уровнем развития, образом жизни и степенью воспитанности. Потребности могут осознаваться и удовлетворяться целенаправленно, а могут быть удовлетворены неосознанно.
Например, человек не думает, что нужно дышать, чтобы жить. Дыхание – непроизвольная потребность любого организма. Также как и питание. Человек осознает, что о голоден, но после удовлетворения голода работа по перевариванию пищи происходит непроизвольно. Организм работает самостоятельно и не подает сигналов мозгу вплоть до периода, когда настанет потребность работы системы выделения.
В случае, когда потребности не удовлетворяются, человек испытывает стресс и нервный срыв. Это относят как к осознанным, так и неосознанным потребностям.
Самой популярной классификацией по сей день считают классификацию потребностей Маслоу. Американский психолог Абрахам Маслоу разработал собственную теорию потребностей в середине ХХ века. Несмотря на то, что классификация не раз подвергалась критике, до настоящего времени считается одной из значимых и популярных.
Суть теории заключается в том, что потребности располагаются от более важных к менее важным. Абрахам Маслоу считал, что человек, у которого не удовлетворены базовые потребности, не может испытывать нужду в желаниях высшего уровня.
Базовыми потребностями ученый назвал физиологические: голод, жажда, сексуальное удовлетворение, сон. Следующей степенью ученый считал потребность в безопасности. Далее расположил потребность в любви и привязанности к другому человеку, отнесении себя к определенной группе социума.
Потребность в одобрении, уважении со стороны других представителей социума стоит следующей ступенью. Над ней в иерархии определены познавательные потребности: в знаниях, получении информации, обучении, овладении навыками.
Эстетические потребности следуют выше познавательных. Желание украсить свою жизнь произведениями искусства и красотой, обрести гармонию появляется у людей, по мнению психолога Маслоу, когда все остальные потребности удовлетворены.
Высшей потребностью ученый назвал потребность самореализации и самовыражении. Когда человек получил все, что хотел, он ищет пути реализации своего потенциала, стремится к упрочению собственной значимости и получению от этого удовольствия.
Маслоу говорил, что по мере удовлетворения одних потребностей начинается развитие других, и человек стремится удовлетворить и их, чтобы продолжать развитие и совершенствоваться.
Голодный человек не может иметь потребность самореализации. Главная его потребность, пока он остается голодным – утолить этот самый голод. Только когда человек сыт и знает, что дальнейшее питание обеспечено, он начинает испытывать другие желания и нужды.
Нужда в удовлетворении базовых потребностей в принципе у большинства людей одинакова. Дальнейшие потребности уже удовлетворяются и появляются у всех по-разному.
Например, одному человеку крайне важно получить одобрение в обществе, признание заслуг. А другому совсем неважно, и делает какое-то дело он с целью самореализации, а не с целью получения признания.
Кому-то очень важно общение с людьми и недостаток любви подрывает здоровье такого человека. А кому-то, наоборот, претит внимание, да и любовь как таковая не интересует.
Идивидуальные особенности напрямую влияют на потребности. Поэтому иерархия Маслоу не раз подвергалась критике. Ученые по-разному выделяют потребности других людей, теорий на этот счет множество.
Классификация потребностей человека: иные трактовкиПсихология выделяет и иные классификации потребностей человека. Одной из популярных считается классификация, согласно которой потребности делятся на рожденные и приобретенные.
К первому пункту относятся физиологические потребности в еде, питье, сне, кислороде, определенном и комфортном температурном режиме. Человек имеет эти потребности с рождения и не в состоянии контролировать их наличие.
Новорожденный хочет есть или пить, оповещая об этом маму своим криком. Дышит и спит он непроизвольно. Соблюдение или несоблюдение температурного режима моментально скажется на самочувствии и здоровье.
Остальные потребности называют приобретенными, возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром и социумом, формируются в зависимости от условий жизни и воспитания. Здесь уже все индивидуально: кто к чему привык, того и хочется. Кто к чему стремится, то и выбирает.
Классификации человеческих потребностей интересовали философов и в древние времена. Например, Эпикур, живший в III веке до нашей эры, выделял три вида потребностей:
- Естественные/обязательные. Без человек не может прожить.
- Естественные/необязательные. Без них человек может жить.
- Неестественные/необязательные. Прихоть, ненужные желания, без которых легко можно прожить и выжить в любых ситуациях.
Психоаналитик Эрих Фромм считал, что для человека важно удовлетворить пять видов потребностей:
- В обретении любви, наличии дружеских чувств, присутствии теплого общения с другими людьми.
- В самореализации и утверждении в социуме, в обретении общественного признания.
- В ощущении себя частью какой-то социальной группы, национальности, религиозного течения,направления культуры.
- В занятиях творчеством, созидании, преображении мира вокруг самого себя и близких людей. В обретении тяги к прекрасному.
- В миропонимании и осознании своего места во вселенной.
Психолог Е. П. Ильин, например, считал, что потребности физиологического характера следует выделить из общей классификации и рассматривать их отдельно от желаний человека. Он считал, что требование организма получить что-то конкретное в конкретный момент не считается осознанной потребностью.
Когда потребность появляется в форме какого-либо состояния, у человека автоматически запускается механизм выработки алгоритма удовлетворения возникшей нужды.
Пример: человек резко захотел пить. Эта потребность не является сформированной заранее и спланированной. Но автоматически мозг начинает проводить неосознанную работу по поиску воды, которая утолит жажду. Если бутылка или графин под рукой – человек идет, наливает воду в стакан и утоляет жажду. Если рядом нет воды, разрабатывается план ее добычи: поход в магазин, например.
Таким образом, несмотря на различные точки зрения психологов, выделяются основные группы потребностей человека.
- Потребности биологического характера, направленные на жизнеобеспечение организма: питание, питьевой режим, дыхание, сон, температурный режим.
- Потребности социального характера, направленные на пребывание в определенных социальных, религиозных, национальных кругах и группах, возможность получить признание и уважение.
- Потребности духовного характера, направленные на получение знаний, реализации творческих способностей, эстетических удовольствиях.
Потребности биологического характера присущи живым существам. Потребности социальные и духовные – только человеку. Чем выше духовные потребности личности, тем выше уровень развития.
Потребности: определение и примеры — Институт благополучия Беркли
Потребности: определение и примеры Тристан Уильямс, доктор философии. У всех нас есть свои желания и потребности. Но в чем разница между ними? Что делает потребность такой существенной и каковы они? В этой статье мы определим, что делает потребность потребностью.
В этой статье мы определим и обсудим, что такое потребности и чем они отличаются от желаний. Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобыузнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Что такое потребности? (Определение) Наши потребности также могут различаться в зависимости от ситуации. В общем, у нас есть такие потребности, как еда, потому что без нее мы можем умереть. Однако, если мы говорим об отношениях, общение может быть потребностью, поскольку без него эти отношения могут ухудшиться. Существует целый ряд значений, когда люди говорят «потребность», но в целом потребность — это потребность, поскольку она в некотором роде существенна. Синонимы для нуждЛюди будут отбрасывать много разных терминов, говоря о своих потребностях. Некоторые из них включают в себя:
Некоторые люди путают потребности и желания. Позже мы обсудим их сходства и различия. Примеры потребностей Есть много типов потребностей. К счастью, исследователи разделили их на разные категории (Noltemeyer et al., 2021). Эти категории приведены ниже:
Потребности против желаний Только у человека есть потребности и желания, но иногда бывает трудно различить их. Проще говоря, потребности важны, а желания — нет.
В конечном счете, потребности необходимы для жизни, в то время как желания являются дополнениями. Потребности в психологии В психологии мы знаем, что некоторые потребности не являются физическими (Lester et al., 1983). Вместо этого некоторые эмоционально основаны, такие как:
Психологические потребности требуются для хорошего психического здоровья. Список основных потребностей Основные потребности, или первичные потребности, являются наиболее важными. К ним относятся:
Базовые потребности необходимы для выживания. По сути, если вы не можете жить без этого, это базовая потребность. Иерархия потребностей МаслоуЭто было в 1943 году, когда психолог Абрахам Маслоу впервые представил свою концепцию иерархии потребностей (Маслоу, 2012). Благодаря этому он предположил, что люди мотивированы удовлетворять основные потребности, прежде чем переходить к более продвинутым. Он был гуманистом и считал, что у людей есть высшее желание достичь самореализации, или, другими словами, быть всем, чем они могут быть. Однако для этого необходимо было сначала удовлетворить потребности более низкого уровня. Существует пять уровней иерархии потребностей Маслоу, начиная с самого низа с основ:
Согласно этой концепции, мы можем удовлетворить потребности более высокого уровня только после того, как удовлетворим потребности более низкого уровня. Например, мы можем начать удовлетворять свои потребности в безопасности только после того, как обеспечим свои физиологические потребности. Ниже видео, объясняющее больше о человеческих потребностях. Видео: изучение основных потребностей человеческого разумаПотребности в отношенияхМы узнали много личных потребностей, но применимы ли они к другим ситуациям? Когда дело доходит до отношений, сила и качество связи могут зависеть от того, удовлетворяются ли эмоциональные потребности (Sels et al., 2016). Вот список потребностей в отношениях:
Как провести оценку потребностейМы много говорили о потребностях в их различных формах, но как узнать, в чем они заключаются? Насколько хорошо вы знаете себя? Удовлетворяются ли ваши самые важные потребности? Метод анализа этих вопросов заключается в оценке потребностей. Вот краткое изложение того, как это сделать (Royse et al., 2009).
Советы по удовлетворению ваших потребностейОпределив свои потребности, попробуйте удовлетворить их, чтобы почувствовать удовлетворение. Если вы игнорируете свои потребности, это может нанести ущерб вашему физическому и психическому здоровью. Вот несколько советов, которые помогут удовлетворить ваши потребности:
Цитаты о потребностях
Статьи, связанные с потребностямиКниги, связанные с потребностямиЕсли вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.
Заключительные мысли о потребностяхПотребности — естественная и неотъемлемая часть жизни. Важно уметь различать то, что мы хотим, и то, что нам нужно, а затем расставлять приоритеты в наших потребностях. Некоторые потребности являются общими для всех, но другие различаются у разных людей. Наше общество постоянно развивается и меняется — на наши потребности могут в большей или меньшей степени влиять такие факторы, как социальные, экологические, политические и культурные обстоятельства. Например, время охоты и собирательства давно уже позади, чтобы выжить, и во многих обществах нам нужно образование, чтобы позаботиться о себе. По сути, образование стало современной потребностью — некоторые правительства даже сейчас предоставляют услуги по бесплатному получению высшего образования. Не забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какрасширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии! Ссылки
| Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес! Ключевые статьи:
Пакеты контента :
|
потребностей и желаний — Дети | Британика Кидс
7-дневная бесплатная пробная версия
Поиск
Посмотреть статью для:
- Дети
- Студенты
- Ученые
Мы были заняты, усердно работая над тем, чтобы предоставить вам новые функции и обновленный дизайн. Мы надеемся, что вам и вашей семье понравится NEW Britannica Kids. Уделите минутку, чтобы проверить все улучшения!
- Один и тот же безопасный и надежный контент для исследователей всех возрастов.
- Доступно на всех современных устройствах: телефонах, планшетах и настольных компьютерах.
- Улучшенные ресурсы для домашних заданий, предназначенные для поддержки различных предметов и стандартов учебной программы.
- Новый, третий уровень контента, разработанный специально для удовлетворения продвинутых потребностей искушенного ученого.
- И многое другое!
Хотите увидеть его в действии?
Ознакомиться
Начать бесплатную пробную версию
Подпишитесь прямо сейчас!
Перевести эту страницу
Выберите язык в меню выше, чтобы просмотреть версию этой страницы с компьютерным переводом.