28.11.2024

Какие небылицы бывают: Придумать небылицу для 2 класса

НОД. «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц». | План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:

Небылицы – упражнения, развивающие мышление ребенка.

Небылицы, нелепицы — стишки,  наполненные различной  несуразицей. Зачем ребенку рассказывать абсурдные и очевидно нелогичные истории? Однако почему-то небылицы многие века не исчезают за ненадобностью. Что же такое небылицы и зачем они нужны нашим детям?

В первые годы жизни ребенок усваивает колоссальный объем информации: язык, правила поведения, взаимоотношения с окружающими, с миром. Развитие ребенка во многом зависит от того, насколько взрослые готовы помочь ему в освоении мира и поспособствуют в том, чтобы ребенок научился доверять или не доверять окружающим, насколько будет готов отделять правду ото лжи, вымысел от реальности.

В этот период освоения жизненных правил и понятий  на помощь детям приходят небылицы. На примерах откровенно нелепых, невозможных ситуаций, ребенок познает действительность и учится различать правду и вымысел, отделять присущие и неприсущие  предметам и явлениям свойства и характеристики.

Многие небылицы пришли к нам из давних времен, многие написаны современными авторами. Знакомясь с народным творчеством,  ребенка обогащает словарный запас, знакомится с новыми понятиями.

Еще К.И. Чуковский, написавший не один стих-небылицу, отмечал, что развивающийся ребенок со временем начинает экспериментировать не только с предметами, но и со словом и мыслью. Небылицы по своей сути представляют собой интеллектуальные детские игры, которые способствуют гармоничному развитию ребенка. Умение дифференцировать предметы или объекта, сопоставлять с их функциями, приписывать предмету новые, неприсущие ему признаки, по сути, есть тренировкой формирования логического мышления. «Жонглируя» словами, признаками, характеристиками ребенок учится оперировать понятиями, познает норму, оценивает адекватность мира. Потешные забавные стишки вызывают у ребенка смех, развивают чувство юмора, которое поможет во взрослой жизни относиться с иронией ко многим жизненным ситуациям. Положительные эмоции, которые доминируют в отношениях взрослых и детей укрепляют их отношения, вызывают чувство доверия. Яркие фантастические образы, отраженные в перевертышах, способствуют развитию творческого воображения ребенка. Знакомство с небылицами и дальнейшее их творческое домысливание, собственное сочинение дает благоприятную почву для формирования нестандартного словесного творчества.

 Сочинение и чтение небылиц далеко не бесполезное занятие, а определенная ступень становления ребенка, важный этап в развитии мышления.

В старшей группе детского сада Программой предусмотрено знакомство с небылицами как одним из жанров фольклор.

Предлагаю конспект НОД по теме «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц», проведенной с детьми  старшей группы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ЗАРИНСКА

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Тема «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц».

           

       

        Воспитатель:

                                                                                            Ланская Г. А.

                                             

                                                                2015г.

          Тема. Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.

Цель. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.

         

          Задачи.

          Учить детей самостоятельно составлять небылицы, активизировать речь детей.

Развивать воображение и фантазию.

Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы».

Предшествующая работа: чтение сказок К.И.Чуковского «Федорино горе», «Путаница»; «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», Б.Заходера «Кит и кот».

Разучивание небылиц, инсценирование небылиц.

Материал к НОД.

Иллюстрации произведений К.И.Чуковского «Федорино горе», «Путаница»; Б.Заходера «Кит и кот»; «Небылицы в лицах».

Для детей:  полотно  с набором  картинок для составления небылиц;

колпаки скоморохов (2),  платья (2), крынка с венчиком, чашка круглая, ложка деревянная, шапочки медведя (2), куклы Незнайка, Скоморох.

Оборудование.

Проектор, ноутбук, презентация Power Point.

 Ход НОД

           Воспитатель:

(Коммуникативная игра  «Доброе утро! ».

Дети встают в две шеренги лицом друг к другу).

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

-Доброе утро  (выставляют  руки  вперед и прислоняют ладошки).

-Доброе утро солнцу и птицам (поднимают руки вверх, тянутся).

Доброе утро улыбчивым лицам (машут правой рукой и улыбаются друг другу).

И каждый становится

Добрым, доверчивым. 

Пусть доброе утро. 

Длится до вечера.

-Ребята,  поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им  ваши улыбки. А теперь посмотрите  на меня и подарите улыбку мне.  Вы заметили самого маленького, тихого, скромного гостя  в группе? Кто это?  (Незнайка).

 Воспитатель:

— Правильно, это Незнайка. Пришла  я утром на работу  и вижу: Незнайка, печальный,  в дверях стоит, а в руках книгу теребит. Он стихи сочинил  и стал читать у себя в Солнечном городе ребятам, поэту Цветику. Но ребятам стихи не понравились, сказали, что таких стихов не бывает, и запретили Незнайке их кому-либо показывать.

Обиделся Незнайка на друзей  и  просит книгу со стихами  в детский сад ребятам в подарок передать: «Почитайте мои стихи, пусть ваши ребята скажут: правда ли стихи мои плохие».  Прочитаем, ребята, стихи  Незнайки? ( Да). Сейчас, Незнайка, мы с ребятами прочитаем твои стихи. Ты садись здесь повыше и слушай нас внимательно. Вы, ребята, тоже будьте внимательны, объясним Незнайке, в чем причина его неудачи.

Открываю страницу, читаю.

   Дидактическая гра «Слово заблудилось».

Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Правила игры. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

1.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Вопросы:

 Кто ползет? Как вы думаете, куда лук ползет? (Он растет, тянется вверх ). Лук  может  ползти? (Нет)  Тогда кто же ползет? ( Жук). Что перепутал Незнайка? (Слово перепутал). Незнайка, ползет жук, а не лук!

2.Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

Вопросы:

Что врач назначает больному? (Цапли).

  Может быть такое лекарство? (Нет).

Что тогда назначил врач? (Врач назначил капли).

Что снова перепутал Незнайка? (Слово перепутал Незнайка).

3.Жучка будку (булку) не доела.

 Неохото, надоело.

Вопросы:

Что ела Жучка?

 Почему будку нельзя есть?

А что же она ела? (Булку).

4.Забодал меня котел (козел),

На него я очень зол.

Вопросы:

Что такое котел? (Он  не может бодать). А кто бодал? (Козел, потому что у него есть рога).

И снова, в чем ошибка? (Слово перепутал Незнайка).

Ребята приходят к выводу, что Незнайка перепутал слова.

Воспитатель:

-О чем получились у Незнайки стихи? (О том, чего в жизни не бывает). А если в жизни  не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы).

Молодцы, правильно. Это небылицы.  Интересные небылицы написал Незнайка? (Интересные, смешные).

Обращаюсь к Незнайке:

-Хорошие у тебя стихи, Незнайка, и ребятам нравятся, только они называются небылицы. Поэтому твои небылицы  не понятны ребятам из Солнечного города, потому что в них они увидели неправду. Ты им скажи, что кроме стихов бывают небылицы, пусть они знают об этом.

-Ребята,   Незнайка еще и на слайде нам прислал стихотворение. Прочитаем, что же в нем не так.

Слайд. Дидактическая игра «Что не так?».  

Читаю стихотворение, анализируем, уточняем, что может быть «не так».

Ехал Ваня на коне, 
Вел собачку на ремне, 
А старушка в это время 
Мыла фикус на окне. 

          Вопросы.

Какие  действующие лица в стихотворении?

Кто ехал на коне?

Кого вел Ваня? Как вел?

Что делала старушка?

Где стоял фикус? Что такое фикус?  Что в стихотворении  не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).

— Я хочу вам предложить  это стихотворение перестроить в небылицу. Как?  ( Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно).  Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (Пробуют переставить местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).

Показываю новый слайд:

Ехал фикус на коне, 
Вел старушку на ремне, 
А собачка в это время 
Мыла Ваню на окне. 

Дети рассматривают картинку на слайде, рассказывают новую небылицу.

А такое бывает в жизни?
         Что получилось? (Небылица).

 -Интересно придумывать из стихов запутанные истории? А хотите сами  сочинить небылицу? Для этого я дам вам наборы картинок.

    Ребята, кажется, Незнайка мне хочет что-то сказать… (подхожу к кукле, наклоняюсь и «слушаю»). Незнайка говорит, что он устал, хочет сделать зарядку и приглашает вас.  Выходите, ребята, на середину группы, вам тоже отдохнуть самое время.

Физкультминутка.

Старый заяц сено косит (косят сено),

А лиса сгребает (сгребает).

Муха сено к возу носит (несет, делает шаги),

А комар кидает (кидает).

Довезли до сеновала (руками крутят колеса).

С воза муха закричала (головой крутит):

-На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду (шагает на месте),

Ноженьку сломаю (прыгают 4 раза),

Буду я хромая (хромает).

          Ребята садятся.

          Раздаю детям  полотно с набором картинок.

Воспитатель (к детям):

-Вы запомнили, как  составить небылицу? Как? Сейчас вы в парах составите по одной  небылице (составляют, рассказывают).

Небылицы могут получиться разные. Например, такие:

1 Собака садится играть на гармошке.

2.Ныряют в аквариум рыжие кошки.

3.Внучкина бабушка в куклы играет.

4.Цветы малышей поливают из лейки.

5.На сосне растет картошка.

-Интересно составлять небылицы? Чем они интересны? (Смешные).Зачем составляли небылицы? (Веселиться).   

А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси уже  давно. Раньше не было ни телевизоров, ни компьютеров, а после тяжелой полевой работы людям хотелось отдыхать, веселиться. Они  сочиняли разные смешные истории. Потом, позже, их рассказывали  уже скоморохи на ярмарках. Вы знаете, кто такие скоморохи?

Они выглядели так (слайд). Скоморохи играли на музыкальных инструментах (балалайка, бубен), водили с собой медведя. Так они веселили народ. К нам сегодня в гости  нагрянули скоморохи. Смотрите, какие они  яркие, нарядные, шумные и медведей с собой привели. Выходите, скоморохи, повеселите нас. (Переодетые в скоморохов дети читают небылицы).

Детям даю задание:

 — Постарайтесь запомнить небылицы, а потом  назовете, какие удалось запомнить.

Выступление скоморохов. ( Двое детей в шапочках медведей, у одного ребенка крынка с венчиком – взбивает сметану, у другого – чашка с деревянной ложкой, в чашке мука).

На заборе чепуха
Кушала варенье.
Куры съели петуха  
В это воскресенье.

Сидели два медведя  
На тоненьком суку.
Один сбивал сметану,
Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку – 
Оба шлепнулись в муку!
Нос в муке, рот в муке,
Ухо в кислом молоке!

(Показывают касанием руки «нос в муке, рот в муке, ухо в кислом молоке»).

Наш козел-стрекозел
То-то умный был.
Он и тесто месил,
Он и печку топил,
Творогом лепешки смазывал,
Песни пел и сказки сказывал,

Песни-сказки небылицы, небывальщины,
Небывальщины да неслыхальщины.  (Последние две строки говорят все вместе).    

Воспитатель:

-Понравилось  слушать? Что вы слушали сегодня? (Небылицы).

Какие вам запомнились небылицы?

 А еще что вы делали? (Составляли  небылицы).  Скажите, как нужно составлять небылицы ? (Неправильно говорили предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может). Помогли Незнайке разобраться в его творчестве.

Что Незнайка  сочинил? (Небылицы). Только друзья Незнайки не знают, что, кроме стихов, бывают небылицы, смешные, веселые, но Незнайка им обязательно об этом расскажет. А книгу свою он оставляет в детском саду — это подарок его нам.  

Нужно поблагодарить Незнайку.

Дети:

— Хорошие, Незнайка, получились у тебя небылицы. Спасибо тебе. Сочиняй и приноси нам, мы с удовольствием будем читать.

Воспитатель:

-Сегодня активны были: (даю оценку активности детей).

Сейчас вы покажете, какое настроение у вас после чтения  книги Незнайки. Ответьте  на мои вопросы  движениями:

Если весело тебе – ты три раза топни;

Если весело тебе – ты три раза хлопни;

Если весело тебе – ты к солнцу потянись!

Если весело тебе – ты всем улыбнись!

Воспитатель:

-Я рада, что наша встреча  вам принесла большое удовольствие.

 А теперь пора прощаться с гостями.

Дети:

Мы хотим вам на прощанье

Всем здоровья пожелать.

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять!

И ты, Незнайка, не стесняйся к нам обращаться за помощью. Мы теперь твои друзья! Будем снова ждать тебя в гости.

Фамилия         Ланская

Имя                  Галина

Отчество        Александровна

Место работы    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ЗАРИНСКА.

Конспект НОД в старшей группе на тему

«Дидактические игры со словами. Чтение небылиц».

          Цель. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.

         

          Задачи.

          Учить детей самостоятельно составлять небылицы, активизировать речь детей.

Развивать воображение и фантазию.

Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы».

Предшествующая работа: чтение сказок К.И.Чуковского «Федорино горе», «Путаница»; «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», Б.Заходера «Кит и кот».

Разучивание небылиц, инсценирование небылиц.

Материал к НОД.

Иллюстрации произведений К.И.Чуковского «Федорино горе», «Путаница»; Б.Заходера «Кит и кот»; «Небылицы в лицах».

Для детей:  полотно  с набором  картинок для составления небылиц;

колпаки скоморохов (2),  платья (2), крынка с венчиком, чашка круглая, ложка деревянная, шапочки медведя (2), куклы Незнайка, Скоморох.

Оборудование.

Проектор, ноутбук, презентация Power Point.

 Ход НОД

           Воспитатель:

(Коммуникативная игра  «Доброе утро! ».

Дети встают в две шеренги лицом друг к другу).

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

-Доброе утро  (выставляют  руки  вперед и прислоняют ладошки).

-Доброе утро солнцу и птицам (поднимают руки вверх, тянутся).

Доброе утро улыбчивым лицам (машут правой рукой и улыбаются друг другу).

И каждый становится

Добрым, доверчивым. 

Пусть доброе утро. 

Длится до вечера.

-Ребята,  поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им  ваши улыбки. А теперь посмотрите  на меня и подарите улыбку мне.  Вы заметили самого маленького, тихого, скромного гостя  в группе? Кто это?  (Незнайка).

 Воспитатель:

— Правильно, это Незнайка. Пришла  я утром на работу  и вижу: Незнайка, печальный,  в дверях стоит, а в руках книгу теребит. Он стихи сочинил  и стал читать у себя в Солнечном городе ребятам, поэту Цветику. Но ребятам стихи не понравились, сказали, что таких стихов не бывает, и запретили Незнайке их кому-либо показывать.

Обиделся Незнайка на друзей  и  просит книгу со стихами  в детский сад ребятам в подарок передать: «Почитайте мои стихи, пусть ваши ребята скажут: правда ли стихи мои плохие».  Прочитаем, ребята, стихи  Незнайки? ( Да). Сейчас, Незнайка, мы с ребятами прочитаем твои стихи. Ты садись здесь повыше и слушай нас внимательно. Вы, ребята, тоже будьте внимательны, объясним Незнайке, в чем причина его неудачи.

Открываю страницу, читаю.

   Дидактическая гра «Слово заблудилось».

Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Правила игры. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

1.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Вопросы:

 Кто ползет? Как вы думаете, куда лук ползет? (Он растет, тянется вверх ). Лук  может  ползти? (Нет)  Тогда кто же ползет? ( Жук). Что перепутал Незнайка? (Слово перепутал). Незнайка, ползет жук, а не лук!

2.Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

Вопросы:

Что врач назначает больному? (Цапли).

  Может быть такое лекарство? (Нет).

Что тогда назначил врач? (Врач назначил капли).

Что снова перепутал Незнайка? (Слово перепутал Незнайка).

3.Жучка будку (булку) не доела.

 Неохото, надоело.

Вопросы:

Что ела Жучка?

 Почему будку нельзя есть?

А что же она ела? (Булку).

4.Забодал меня котел (козел),

На него я очень зол.

Вопросы:

Что такое котел? (Он  не может бодать). А кто бодал? (Козел, потому что у него есть рога).

И снова, в чем ошибка? (Слово перепутал Незнайка).

Ребята приходят к выводу, что Незнайка перепутал слова.

Воспитатель:

-О чем получились у Незнайки стихи? (О том, чего в жизни не бывает). А если в жизни  не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы).

Молодцы, правильно. Это небылицы.  Интересные небылицы написал Незнайка? (Интересные, смешные).

Обращаюсь к Незнайке:

-Хорошие у тебя стихи, Незнайка, и ребятам нравятся, только они называются небылицы. Поэтому твои небылицы  не понятны ребятам из Солнечного города, потому что в них они увидели неправду. Ты им скажи, что кроме стихов бывают небылицы, пусть они знают об этом.

-Ребята,   Незнайка еще и на слайде нам прислал стихотворение. Прочитаем, что же в нем не так.

Слайд. Дидактическая игра «Что не так?».  

Читаю стихотворение, анализируем, уточняем, что может быть «не так».

Ехал Ваня на коне, 
Вел собачку на ремне, 
А старушка в это время 
Мыла фикус на окне. 

          Вопросы.

Какие  действующие лица в стихотворении?

Кто ехал на коне?

Кого вел Ваня? Как вел?

Что делала старушка?

Где стоял фикус? Что такое фикус?  Что в стихотворении  не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).

— Я хочу вам предложить  это стихотворение перестроить в небылицу. Как?  ( Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно).  Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (Пробуют переставить местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).

Показываю новый слайд:

Ехал фикус на коне, 
Вел старушку на ремне, 
А собачка в это время 
Мыла Ваню на окне. 

Дети рассматривают картинку на слайде, рассказывают новую небылицу.

А такое бывает в жизни?
         Что получилось? (Небылица).

 -Интересно придумывать из стихов запутанные истории? А хотите сами  сочинить небылицу? Для этого я дам вам наборы картинок.

    Ребята, кажется, Незнайка мне хочет что-то сказать… (подхожу к кукле, наклоняюсь и «слушаю»). Незнайка говорит, что он устал, хочет сделать зарядку и приглашает вас.  Выходите, ребята, на середину группы, вам тоже отдохнуть самое время.

Физкультминутка.

Старый заяц сено косит (косят сено),

А лиса сгребает (сгребает).

Муха сено к возу носит (несет, делает шаги),

А комар кидает (кидает).

Довезли до сеновала (руками крутят колеса).

С воза муха закричала (головой крутит):

-На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду (шагает на месте),

Ноженьку сломаю (прыгают 4 раза),

Буду я хромая (хромает).

          Ребята садятся.

          Раздаю детям  полотно с набором картинок.

Воспитатель (к детям):

-Вы запомнили, как  составить небылицу? Как? Сейчас вы в парах составите по одной  небылице (составляют, рассказывают).

Небылицы могут получиться разные. Например, такие:

1 Собака садится играть на гармошке.

2.Ныряют в аквариум рыжие кошки.

3.Внучкина бабушка в куклы играет.

4.Цветы малышей поливают из лейки.

5.На сосне растет картошка.

-Интересно составлять небылицы? Чем они интересны? (Смешные).Зачем составляли небылицы? (Веселиться).   

А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси уже  давно. Раньше не было ни телевизоров, ни компьютеров, а после тяжелой полевой работы людям хотелось отдыхать, веселиться. Они  сочиняли разные смешные истории. Потом, позже, их рассказывали  уже скоморохи на ярмарках. Вы знаете, кто такие скоморохи?

Они выглядели так (слайд). Скоморохи играли на музыкальных инструментах (балалайка, бубен), водили с собой медведя. Так они веселили народ. К нам сегодня в гости  нагрянули скоморохи. Смотрите, какие они  яркие, нарядные, шумные и медведей с собой привели. Выходите, скоморохи, повеселите нас. (Переодетые в скоморохов дети читают небылицы).

Детям даю задание:

 — Постарайтесь запомнить небылицы, а потом  назовете, какие удалось запомнить.

Выступление скоморохов. ( Двое детей в шапочках медведей, у одного ребенка крынка с венчиком – взбивает сметану, у другого – чашка с деревянной ложкой, в чашке мука).

На заборе чепуха
Кушала варенье.
Куры съели петуха  
В это воскресенье.

Сидели два медведя  
На тоненьком суку.
Один сбивал сметану,
Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку – 
Оба шлепнулись в муку!
Нос в муке, рот в муке,
Ухо в кислом молоке!

(Показывают касанием руки «нос в муке, рот в муке, ухо в кислом молоке»).

Наш козел-стрекозел
То-то умный был.
Он и тесто месил,
Он и печку топил,
Творогом лепешки смазывал,
Песни пел и сказки сказывал,

Песни-сказки небылицы, небывальщины,
Небывальщины да неслыхальщины.  (Последние две строки говорят все вместе).    

Воспитатель:

-Понравилось  слушать? Что вы слушали сегодня? (Небылицы).

Какие вам запомнились небылицы?

 А еще что вы делали? (Составляли  небылицы).  Скажите, как нужно составлять небылицы ? (Неправильно говорили предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может). Помогли Незнайке разобраться в его творчестве.

Что Незнайка  сочинил? (Небылицы). Только друзья Незнайки не знают, что, кроме стихов, бывают небылицы, смешные, веселые, но Незнайка им обязательно об этом расскажет. А книгу свою он оставляет в детском саду — это подарок его нам.  

Нужно поблагодарить Незнайку.

Дети:

— Хорошие, Незнайка, получились у тебя небылицы. Спасибо тебе. Сочиняй и приноси нам, мы с удовольствием будем читать.

Воспитатель:

-Сегодня активны были: (даю оценку активности детей).

Сейчас вы покажете, какое настроение у вас после чтения  книги Незнайки. Ответьте  на мои вопросы  движениями:

Если весело тебе – ты три раза топни;

Если весело тебе – ты три раза хлопни;

Если весело тебе – ты к солнцу потянись!

Если весело тебе – ты всем улыбнись!

Воспитатель:

-Я рада, что наша встреча  вам принесла большое удовольствие.

 А теперь пора прощаться с гостями.

Дети:

Мы хотим вам на прощанье

Всем здоровья пожелать.

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять!

И ты, Незнайка, не стесняйся к нам обращаться за помощью. Мы теперь твои друзья! Будем снова ждать тебя в гости.

Новогодние небылицы. Новогодние стихи-врушки

НОВОГОДНИЙ ЭКСПРОМТ

Встали маски в хоровод,
Наступает старый (новый) год.

Пляшут двери (звери) возле ёлки —
Обезьянки, белки, волки.

Тигр детишек обижал (обожал),
Ручку каждому пожал.

Бабка в супе (в ступе) прилетела,
Съесть гостей она хотела.

Слон пришёл на карнавал.
Громко пел и сладко спал (танцевал).

Дождевик (снеговик) для бабы снежной
Пирожок купил с черешней.

Дед Мороз мешок открыл,
Всем по дырке (подарки) подарил.

Громко крикнул: «Раз, два, три!
Ну-ка, ёлочка, сори́ (гори)…

В зал снегорочка (Снегурочка) зашла
И стоит белым-бела.

Дед Мороз устал от дел,
Сел на стул и поседел (посидел).

Бьют часы — огни кругом,
Залп салата (салюта) за окном!

Автор: Надежда Болтачева

ЗИМНИЕ СТИХИ-ВРУШКИ

Расправлены иголки

У новогодней пчёлки (елки).

На каток бегу с утра:
Там в портфель (хоккей) идёт игра!

Прорубь сделал рыболов,
В ней поймает шесть ослов (сомов).

Я — хоккеист. Моя работа —
Ударить шайбой по енотам (воротам).

Острый коготь, острый глаз —
Это кит (кот) рычит на нас.

Снежинки крУжатся, летают,
А на ладошке сразу лают (тают).

Для друзей рисую прытко
Новогоднюю бандитку (открытку).

Дети просят: — Раз, два, три,
Ну-ка, ёлочка, вари (гори)!

Автор: Татьяна Федорова

ВРУШКИ-НЕБЫЛИЦЫ

Новый год приходит летом
Вместе с пухом тополиным.
На столе стоят котлеты,
Не мясные, а с малиной.

Дед Тепло несет подарки
И кладёт под куст сирени.
Новый год — денёчек жаркий
Полный чудных впечатлений!

Внучка, милая Дождинка,
Сарафан надев цветочный,
Ловит белые пушинки

Прямо в розовый мешочек.

Дети тихо по секрету
Взрослым прячут угощенья:
Вафли, с пряником конфеты,
Морс из брюквы и варенье.

Автор: Татьяна Ощепкова

ЗАГАДКА ПРО ЁЛОЧКУ

Ёлочки бывают разные:
Рыжие, белые, классные,
Пушистые, лысые, с хвостиком,
И с мокрым, в горошины, носиком.

У них на макушках не звёздочки —
Смешные антенны-иголочки.
Мигают на ёлках фонарики —
Зелёные хитрые шарики.

И если чесать за ушком —
Не перепутайте с брюшком! —
То ёлка, запрыгнув на лесенку,
Мурлыкать вам станет песенку.

Ну что, угадали, ребята,
(Загадка чуть-чуть трудновата),
Кто эта ель понарошку?
Это домашняя …
(кошка)

Автор: Татьяна Федорова

НЕБЫЛИЦЫ

Папа наш пришёл с мороза
И принёс домой берёзу,
Чтоб её мы украшали
И на праздник наряжали!

Дед Мороз спешит на праздник.
Слышишь свист его саней?
Очень любит он конфеты
И подарки от детей!

Лучший праздник Новый год
К нам теперь когда придёт?
Детям всем известно это,
Новый год, конечно, летом!

Автор: Лариса Зевакова

НАОБОРОТ

Загорает снеговик
На лесной подушке.
Зимним утром
На пикник
Вышли две лягушки.
Видят: сыпятся с небес
Белые сардники.
Машет папой знойный лес.
Людные картинки!

Автор: Ольга Алёнкина

* * *

Украсила мамочку ёлка.
В гирляндах мамулина чёлка.
На ветках сверкают подушки,
И папа блестит на макушке.

Автор: Ольга Алёнкина

Стихотворения написаны специально
для детского портала «Солнышко»,
опубликованы 23 декабря 2021 года.

басня | литература | Британика

Aesop

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Жан де Лафонтен Макс Бирбом Игнаций Красицкий Акутагава Рюноскэ Эзоп
Похожие темы:
литература звериный эпос Исопет зверь басня

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

басня , повествовательная форма, обычно изображающая животных, которые ведут себя и говорят как люди, рассказывается для того, чтобы подчеркнуть человеческие глупости и слабости. Мораль — или урок поведения — вплетена в историю и часто прямо формулируется в конце. ( См. также звериная басня.)

Западная традиция басни фактически начинается с Эзопа, вероятно легендарной фигуры, которой приписывают сборник древнегреческих басен. Современные издания содержат до 200 басен, но нет возможности проследить их истинное происхождение; самая ранняя известная коллекция, связанная с Эзопом, датируется 4 веком до нашей эры. Среди классических авторов, разработавших эзопову модель, были римский поэт Гораций, греческий биограф Плутарх и греческий сатирик Лукиан.

Еще из Британники

Иудаизм: басни и истории о животных

В Средние века процветали басни, как и все формы аллегории, а в конце 12 века Мария де Франс создала примечательное собрание басен. Средневековая басня породила расширенную форму, известную как эпос о зверях — длинную эпизодическую историю о животных, изобилующую героем, злодеем, жертвой и бесконечным потоком героических усилий, пародирующих эпическое величие. Самой известной из них является группа связанных сказок XII века под названием 9.0027 Роман де Ренар ; его герой — Лис Рейнард (нем. Reinhart Fuchs), символ хитрости. Два английских поэта переработали элементы звериного эпоса в длинные поэмы: в «Прозоопойе» Эдмунда Спенсера «

»; или в «Рассказе матушки Хабберд» (1591) лиса и обезьяна обнаруживают, что жизнь при дворе не лучше, чем в провинции, а в «Лань и пантера» (1687) Джон Драйден возродил эпос о зверях как аллегорическую основу для серьезный богословский спор.

Басня традиционно была скромной по объему, а своего апогея форма достигла во Франции 17-го века в творчестве Жана де Лафонтена, темой которого было безумие человеческого тщеславия. Его первая коллекция из Басни в 1668 г. следовали эзоповскому образцу, но его более поздние басни, накопленные в течение следующих 25 лет, высмеивали двор и его бюрократов, церковь, восходящую буржуазию — в сущности, всю человеческую сцену. Его влияние ощущалось во всей Европе, а в эпоху романтизма его выдающимся преемником был русский Иван Андреевич Крылов.

Басня нашла новую аудиторию в 19 веке с появлением детской литературы. Среди знаменитых авторов, использовавших эту форму, были Льюис Кэрролл, Кеннет Грэм, Редьярд Киплинг, Илер Беллок, Джоэл Чандлер Харрис и Беатрикс Поттер. Хотя Ганс Христиан Андерсен, Оскар Уайльд, Антуан де Сент-Экзюпери, Дж.Р.Р. Толкин и Джеймс Тербер также использовали эту форму. Отрезвляющее современное использование басни можно найти в романе Джорджа Оруэлла «9».0027 Скотный двор (1945), язвительный аллегорический портрет сталинской России.

Устная традиция басен в Индии восходит к 5 веку до н.э. Panchatantra , санскритский сборник басен о зверях, сохранился только в арабском переводе 8-го века, известном как Kalīlah wa Dimnah , названном в честь двух шакалов-советников (Kalīlah и Dimnah) короля льва. Он был переведен на многие языки, в том числе на иврит, с которого в 13 веке Иоанн Капуанский сделал латинскую версию. Между 4 и 6 веками китайские буддисты адаптировали басни из буддийской Индии как способ углубить понимание религиозных доктрин.

Их сборник известен как Отверстие Цзин .

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В Японии истории 8-го века Кодзики («Записки о древних делах») и Нихон сёки («Хроники Японии») усеяны баснями, многие из которых посвящены маленьким, но разумным животным, получающим лучше больших и глупых. Форма достигла своего апогея в период Камакура (1192–1333). В 16 веке миссионеры-иезуиты принесли басни Эзопа в Японию, и их влияние сохранилось до наших дней.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Дж. Э. Люберингом.

Что такое басня? | TheSchoolRun

Басни рассказывают нам историю и одновременно преподают нам урок, и мы слушаем их, пересказываем и сочиняем уже более двух тысяч лет. В нашем руководстве для родителей мы объясняем, как дети младшего школьного возраста узнают о баснях и Эзопе.

или Зарегистрируйтесь, чтобы добавить к своим сохраненным ресурсам

Что такое басня?

Басня – это рассказ о животных, растениях или силах природы, которые антропоморфизированы (учитываются человеческие качества). Басня всегда заканчивается «моралью» . Это урок, который следует усвоить, читая историю.

Одна из самых известных басен Заяц и Черепаха . В этой басне оба животных антропоморфизированы в том смысле, что они могут говорить и соревнуются друг с другом в гонке. Высокомерный заяц останавливается, чтобы поспать в середине гонки, потому что он убежден, что у него достаточно времени, чтобы сделать это, а затем снова присоединиться к гонке и выиграть ее. Тем временем медленная, но решительная черепаха продолжает идти и побеждает, пока заяц спит.

Считается, что большинство наших самых известных басен были написаны человеком по имени Эзоп, который, как полагают, был рабом в Древней Греции около 550 г. до н.э.

Загрузите БЕСПЛАТНЫЙ набор инструментов для творческого письма!

  • Рабочие тетради KS1 и KS2
  • Полное заполнений и вдохновляющих идей
  • Советы по структуре рассказа, руководства по стилю и советы по редактированию сегодня
  • 7 90 Скачать ресурсы БЕСПЛАТНО 7

    3

    Чем отличаются традиционные сказки и басни?

    Традиционная сказка — это история, которую рассказывали и пересказывали на протяжении многих лет, также известная как сказка (например, Золушка или Красная Шапочка ).

    Чем отличаются басни и мифы?

    И мифы, и басни — это истории, но мифы сосредоточены на богах и героях, а басни — это истории о животных, предметах и ​​силах природы. Мифы были призваны объяснить мир, а басни — преподать моральный урок.

    Басни в начальной школе

    Если дети знакомятся с баснями в начальной школе, это, скорее всего, будет на ключевом этапе 2. 

    Они начнут с чтения ряда басен, чтобы дать им представление о жанре . Затем они могут выполнять различные действия, такие как запись в дневнике в качестве персонажа басни, разыгрывание басни в группе и пересказ истории в устной форме партнеру или перед классом. Затем дети сочиняли свою собственную басню (либо собственную версию прочитанной ими басни, либо полностью собственное творение), обращая внимание на условности написания басни (антропоморфные животные, мораль и т. д.)

    Басни дома: как вы можете помочь своему ребенку

    Вы можете помочь своему ребенку дома, читая с ним басни и побуждая их рассказывать о прочитанном . Бесплатные басни Эзопа для прослушивания доступны на сайте Storynory.

    Благотворительная организация «Спасите корову» выпустила бесплатных сборников африканских басен для скачивания , в том числе «Почему Бородавочник стоит на коленях» (Зулу) и «Как возникла пустыня» (Гана).

    Задавайте им множество вопросов о персонажах, чтобы помочь им в понимании прочитанного, в том числе вопросы, требующие извлечения информации («Кто еще участвовал в гонке?»), а также вопросы, основанные на умозаключениях («Сможете ли вы найти предложение, которое говорит нам, что заяц был слишком самоуверен?»), а также вопросы, основанные на дедукции («Как вы думаете, о чем думала черепаха, когда участвовала в забеге?»).

    Aesopfables.com — это огромная и всеобъемлющая онлайн-коллекция из более чем 655 басен, проиндексированных в виде таблицы, с перечислением морали. Ресурс можно использовать бесплатно.

    Также рекомендуется  Садовая книга басен Эзопа (12,99 фунтов стерлингов, Садовые книги), новый пересказ Майкла Морпурго с иллюстрациями Эммы Чичестер Кларк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *