26.11.2024

Как вести себя с хамами на работе: Хамство на работе: как реагировать и отвечать?

Содержание

Хамство на работе: как реагировать и отвечать?

Грубость и хамство на работе — две вещи, которые преследуют человечество с момента возникновения корпоративных отношений в их современном представлении. Даже когда начальник, подчинённый или коллеги перестали быть разделены сословными классами между собой, рано или поздно возникают конфликты. От них не застрахован ни один коллектив, и крайне важно научиться противостоять неподобающему, грубому и оскорбительному поведению.

Сейчас мы поговорим о том, как реагировать на хамство на работе. В чём его глубинные причины, и какие существуют методы борьбы с хамством начальника или дорогих коллег по кабинету.

Причины хамства сотрудника на работе — объясняют психологи

Каждый случай деструктивного поведения индивидуален, но чаще всего речь пойдёт о неких внутренних проблемах, которые выплёскиваются грубым вербальным способом:

  • Человек вырос в неблагополучной семье, где родители регулярно выясняли отношения при ребёнке, допускали рукоприкладство и взаимные оскорбления. Это наиболее тяжёлый случай, поскольку, став взрослым, он проецирует такую манеру на всё окружение, а ругательства, вылетающие «для связки слов», считает нормой.
  • Излишне строгое воспитание с тотальным контролем, которое привело к неадекватному восприятию мира. Коллеги в глазах такого сотрудника обязаны соответствовать его профессиональным возможностям, навыкам и талантам. Если же этого не происходит, то они автоматически становятся «людьми второго сорта», со всеми вытекающими.
  • Комплекс неполноценности, приведший к низкой самооценке. И снова причина в глубоком детстве, когда ребёнку внушают, что он никогда не станет лучше «этого мальчика/девочки». Результат у девиации всегда один — человек, начиная с подросткового возраста, компенсирует собственные неудачи, издеваясь над теми, кто слабее.
  • Проблемы в семье/личной жизни. Здесь грубое поведение выступает механизмом защиты от ещё большего стресса, который подстерегает в рабочее время. Это самая безобидная из причин, которая решается одним-единственным способом. Коллеге просто нужна уверенность, что его поддержат и в меру сил помогут пережить чёрную полосу.
  • Неконтролируемое чувство вины перед коллективом. Совершив проступок разной степени тяжести, большинство из нас старается закрыться, заметая следы «преступления». Иногда подобные барьеры приводят к ещё большим оплошностям, но уже в отношениях с сослуживцами, что неминуемо наносит ущерб здоровой атмосфере.

НА ЗАМЕТКУ:

Социальная психология США гласит, что как минимум 80% компаний, где допускается неуставное поведение сотрудников, страдает от корпоративного саботажа. Не имея возможности решить внутренние конфликты, работники отказываются выполнять свои ежедневные обязанности, приводя фирму к серьёзному материальному ущербу.

Почему хамит руководитель?

Хамство начальника на работе получило несколько другой «анамнез». Здесь, помимо непосредственных психологических проблем накладывается ряд служебных факторов:

  • Руководитель недавно вступил в должность, не имея достаточного опыта в управлении. Это называют главной бедой назначенных «сверху» директоров, когда человек попросту не знает, что ему делать. Пытаясь сохранить лицо перед подчинёнными, он начинает играть в плохого босса. Гораздо хуже, если такая маска «прирастает» навсегда.
  • Уровень профессиональной компетентности коллектива гораздо выше, чем у начальника. Как правило, это видно сразу, и когда шефу не хватает внутреннего стержня принять факты, оставаясь сугубо функциональной фигурой и полностью доверяя сотрудникам, начинаются большие проблемы. В основном, они касаются несправедливых наказаний.
  • Игра в провокацию. Когда во главе компании классический «тёртый калач», то методы работы со штатными сотрудниками могут быть самими разными. Кто знает, вдруг за внезапной грубостью и жёсткостью стоит элементарное желание проверить подчинённого на лояльность. И тут гораздо важнее правильно отреагировать на вызов.
  • Действительно плохое чувство юмора. В рамках современной деловой этики мало кому понравятся бородатые армейские шуточки про «от забора до обеда». Как правило, таким грешит начальство, которое много лет проработало в сугубо мужских коллективах, а исправить подобное поведение в перспективе одного года точно не получится.
  • Сложная финансовая ситуация в фирме. Здесь относительно просто — боссу лучше не попадаться под горячую руку, потому что все мы люди, а железными нервами наделены немногие из нас. Как правило, когда заканчивается кризисный период, отношения внутри компании стабилизируются, возвращаясь в нормальное здоровое русло.

НА ЗАМЕТКУ:

На заметку: Безусловно, хамство руководителя на работе — неподобающий и даже вопиющий эпизод корпоративной жизни, но это не повод сразу увольняться или идти на открытую конфронтацию. Большинство таких ситуаций имеют вполне взвешенные пути решения.

Как бороться с хамством на работе — 10 эффективных методов

Мы отобрали проверенные временем тактики поведения, которые помогут разрешить конфликт на любой стадии, или хотя бы минимизировать последствия неподобающего поведения.

СПОСОБ №1Полное игнорирование грубияна

На секунду представьте, что перед вами не коллега, которого вы знаете много лет, а обычный уличный попрошайка или подвыпивший интеллигент, решивший узнать про зятя для будущей тёщи. Вряд ли вы станете что-то доказывать такому персонажу — просто сложите руки на груди, внимательно посмотрите в окно, в монитор компьютера, куда угодно, только не на оппонента.

СПОСОБ №2Манипуляция в ответ на агрессию

«Да, я именно такой мерзавец, каким ты меня назвал!» Желающий раскрутить конфликт человек меньше всего ожидает услышать подтверждение собственных слов, в большинстве ситуаций ответ поставит его в крайне некомфортное положение. Закончится всё быстро — от вас отстанут, возможно даже на долгие месяцы, многие подсознательно боятся манипуляций.

СПОСОБ №3Буду спокоен, как удав

«Я тебя услышал, пожалуйста, передай мне вон ту зелёную папку». Выводим игнорирование на более высокий вербальный уровень — продолжайте делать свою работу, как будто ничего не произошло. Даже если эта самая папка прилетит на стол, сопровождаясь громким криком, просто откройте её молча, возьмите необходимый бланк и многозначительно посмотрите на коллегу.

СПОСОБ №4Иногда лучше отшутиться

Срываясь на крик, любой из нас делает предварительный глубокий вдох — вот в этот момент нужно произнести знакомую шутку, чтобы желающие «прочистить горло» тоже засмеялись. Высший пилотаж — поднять агрессора на смех в глазах других сотрудников, но для этого придётся быть душой компании и точно знать, какой короткий анекдот сможет быстро всех рассмешить.

СПОСОБ №5Чихал я на ваши проблемы

Имитируйте внезапный приступ чихания, повторяя после каждого раза: «Прости, не понял, что ты сказал? А можно ещё раз?» Воспримут это, естественно, как ответное издевательство. Здесь важно «дожать» оппонента до точки кипения, чтобы он окончательно потерял лицо, уйдя в истерику, либо вовремя опомнился, насколько неуместным было его поведение.

СПОСОБ №6Капитан Очевидность

«Ты отвратительный хам и грубиян». Говорить такое нужно с тремя обязательными условиями.

Во-первых, произносите фразу твёрдым металлическим голосом, глядя обидчику прямо в глаза несколько секунд. Во-вторых, убедитесь, что вас услышит максимально возможное количество людей вокруг. В-третьих, не дожидайтесь реакции, уходите, звонко топнув ногой.

СПОСОБ №7Бюрократическое занудство

«В 666 пункте должностной инструкции указано, что в ответ на неподобающее поведение я имею право написать на коллегу служебную записку». И тут же приступайте к её написанию. Первые несколько минут агрессор вам не поверит, но инстинкт самосохранения возьмёт верх, особенно, если будете громко проговаривать вслух каждое слово на бумажке.

СПОСОБ №8Шок-контент

«М-да, директор был прав… от тебя, дурака, и не такого можно ожидать…» Для пущей драматургии закатите глаза, укоризненно покачайте головой и ещё раз упомяните имя начальника. Никто в своём уме не пойдёт выяснять был такой разговор или нет, а если уровень экзальтации зашкаливает, прямо направьтесь к кабинету руководителя, предложив проверить.

СПОСОБ №9Джентльмен из позапрошлого века

«Батенька, вы, право слово, неправы». Не стесняйтесь переводить накал конфликта в абсурдную плоскость, реагируя гипертрофированной вежливостью. Как минимум, гарантированно удастся сбить провокатора с привычной «системы координат». Максимум — через какое-то время он придёт извиняться сам, возможно, вполне искренне раскаявшись в содеянном.

СПОСОБ №10Не на того напали

Если по-хорошему сослуживец не понимает, попробуйте победить его же методами. Парируйте колкости ещё более обидными фразами, припомните прошлые «косяки». Результат при удачном стечении обстоятельств будет на стороне того, кто дольше продержится. Правда, в глазах остальных коллег вы навсегда превратитесь в точно такого же хама и грубияна.

Что делать, если вам начали хамить в офисе? Советы бывалых

Рассмотрим восемь правил успешного разрешения конфликта на рабочем месте:

  1. Никогда не уподобляйтесь своему визави, станьте его полной противоположностью, чтобы каждый из свидетелей видел — конфронтацию начал он, а вы просто защищаетесь.
  2. Старайтесь сдерживать эмоциональное волнение, не выдавайте его нервными жестами, прерывистым дыханием или бегающим взглядом, этого от вас добиваются.
  3. Избегайте перехода на личности и нецензурных оскорблений. Если перепалка выйдет из-под контроля, подобное поведение может стать доказательной базой, но уже в суде.
  4. Оценивайте ситуацию, рассчитывая последствия каждого сказанного слова. Когда перед вами типичный мелкий провокатор, на него не стоит тратить много времени и нервов.
  5. Немедленно прерывайте разговор, если вас пытаются оклеветать. Ложь должна быть моментально опровергнута с неоспоримыми железными доказательствами.
  6. Демонстративное безразличие — лучшая тактика сопротивления, она быстрее всего приведёт обидчика к условному «разбитому корыту» и непониманию происходящего.
  7. Когда незаслуженно хамит или грубит начальник, парируйте одним простым вопросом: «Чем, простите, я заслужил подобное отношение к себе?»
  8. Если вы новенький в коллективе, внимательно наблюдайте за поведением остальных коллег. Возможно, это своеобразная проверка на дисциплинированность.

Наконец, большинство неприятных разговоров потребуют максимального запаса выдержки и умения надолго удерживать уверенную интонацию голоса. Важно сохранять чувство собственного достоинства, какими бы стрессовыми ни казались ситуации — они уйдут, а работа останется.

Заключение

Безусловно, хамство коллеги на работе — не самый позитивный опыт, но даже из серьёзных конфликтов всегда можно выйти с минимальными потерями.

Резюмируя сказанное, подчеркнём:

  • Львиную долю грубостей человек совершает неосознанно, а причины деструктивного поведения спрятаны гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
  • В некоторых ситуациях сослуживцу нужно просто выговориться о своих невзгодах и получить хотя бы немного сочувствия со стороны коллектива.
  • Если конфликт неизбежен, старайтесь не возводить его до точки кипения, хотя в ряде ситуаций это действительно невозможно.
  • Игнорирование провокационных выходок агрессивного коллеги зачастую приносит гораздо больше результатов, чем открытая конфронтация.
  • Хамство начальника решается консенсусом между подчинёнными, не бойтесь заступаться в ответ на несправедливую критику.
  • Не забывайте об элементарной этике, поругаться успеете всегда, а вот дальнейшее сосуществование в одном офисе может быть поставлено под угрозу.

Помните, что рабочий коллектив — это живой организм. Здоровая атмосфера внутри него способствует не только правильным отношениям, но и продуктивному делопроизводству.

Как выдержать грубость на работе

Многие пытаются противостоять хамству открыто / Pixabay

Когда мне было 22, я устроилась на работу мечты. По крайней мере, мне так казалось. Я переехала с холодного Среднего Запада в солнечную Флориду с компанией однокашников-спортсменов, чтобы помочь мировому бренду открыть спортивную академию. Но не прошло и двух лет, как я и большая часть моих друзей оттуда сбежали.

Мы не смогли работать в атмосфере, допускавшей унижение, грубость и хамство. Все это шло от деспотичного руководителя и распространялось вниз по иерархии. Сотрудники в лучшем случае замыкались в себе, в худшем – саботировали работу или вымещали зло на близких. Многие из нас были психологически истощены.

Этот эпизод моей жизни был настолько важным, что я решила изучать проявления грубости на рабочем месте, их пагубные последствия и средства борьбы с ними. Мои исследования показали, что почти все мы так или иначе сталкиваемся с чем-то подобным. За последние 20 лет я опросила тысячи человек и выяснила, что 98% из них испытывали дурное обхождение на себе и 99% были его свидетелями. В 2011 г. половина опрошенных заявила, что их унижают минимум раз в неделю, – в 1998 г. на это жаловалась лишь четверть респондентов. Проявления хамства могут быть разными: оскорбления, намеренная грубость или игнорирование вашего мнения и погружение в телефон во время разговора.

Мы с коллегами из спортивной академии видели, что такая атмосфера вредит и мешает работать всем. А в ходе экспериментов я убедилась, что люди, просто наблюдавшие ­некорректное ­поведение, гораздо хуже усваивают новую информацию. И у свидетеля, и у жертвы грубости страдают крат­косрочная память и когнитивные способности. Есть данные о том, что хамское обращение вредит иммунной системе, провоцирует напряженность в семье и влечет другие негативные последствия.

К сожалению, противостоять хамству не всегда в наших силах. Исследования показывают, что реакция на угрозы, унижения, потери или поражение (то, что обычно ассоциируется с грубостью) во многом определяется генетически. Возможно, именно поэтому наиболее эффективный способ защитить своих сотрудников – выстроить культуру, отторгающую хамство. Как советует Роберт Саттон в бестселлере, «не работайте с идиотами». Но далеко не всем организациям удается проводить в жизнь эту политику. Что же делать подвергшемуся унижению?

Я обнаружила ряд приемов, которые может использовать каждый, чтобы защититься от грубости и снизить ее влияние на свою работу и жизнь. Жаль, что я не владела ими, когда мне было 22…

Стандартная реакция действует редко

Многие пытаются противостоять хамству открыто – отвечают тем же или спорят с обидчиком (см. врез «Если вы выбрали конфронтацию»). Еще одна распространенная тактика – избегать общения с грубияном. Иногда это срабатывает, но часто неприменимо. Оградить себя от общения с невоспитанным человеком непросто, если надо взаимодействовать с ним по работе. Конфронтация же может усугубить ситуацию. Мои опросы показали, что менее 15% выбравших такую тактику были потом довольны собой и тем, как все закончилось. Я также выяснила, что люди не получали морального удовлетворения от стычки и чувствовали себя не лучше тех, кто промолчал. Обращение к руководству также редко срабатывает: всего 15% респондентов удовлетворило, как работодатель разобрался с проблемой. Впрочем, начальники редко получают возможность вмешаться: более половины участников опроса утверждают, что не жалуются начальству на хамство коллег – в основном из-за страха или чувства беспомощности.

Комплексный подход

Современная медицина все ­больше внимания уделяет не борьбе с ­болезнями, а охране здоровья. К этому движется и организационная психология. Исследования выявили, что самое эффективное средство борьбы с хамством в коллективе – не попытки исправить плохие паттерны, а улучшение морального климата в целом.

Если вы выбрали конфронтацию

Вы хотите открыто вступить в конфликт с оскорбившим вас коллегой? Сначала задайте себе три вопроса: 1. Не повредит ли мне этот разговор? 2. Он сделал это нарочно? 3. Это единственный раз, когда он так себя повел? Если ответ хотя бы на один из вопросов отрицательный, не обсуждайте с обидчиком случившееся. Сосредоточьтесь на собственном состоянии и, если вам надо будет вновь с ним общаться, следуйте принципу КДДТ: говорите коротко, доходчиво, доброжелательно и твердо. Но если на все три вопроса вы ответили утвердительно, попробуйте объяснить грубияну, что его поведение вам неприятно. Вот как это лучше сделать. Подготовьтесь к разговору. Выберите время и место, комфортное для вас обоих. Можно пригласить коллег в качестве свидетелей или посредников. Отрепетируйте то, что вы хотите сказать, с другом, который честно оценит ваш спич. Попросите его сыграть роль обидчика и даже сымитировать его темперамент. Контролируйте невербальный посыл. Речь идет об осанке, мимике, жестах, интонациях и общем тоне. Люди уделяют много внимания содержанию в ущерб форме – но исследования показывают, что слова намного менее значимы, чем их подача. Поставьте своей целью обоюдную выгоду. Во время разговора сосредоточьтесь на проблеме (а не на человеке) и на том, как происходящее мешает работе. Будьте готовы к эмоциональной реакции. Если противник даст волю чувствам, постарайтесь не реагировать в том же духе. Отвечайте ему фразами типа «Да, понимаю» или «Хорошо» и соглашайтесь с разумной критикой со стороны оппонента. Станьте активным слушателем. Перефразируйте и повторите услышанное. Люди вызывают больше доверия и симпатии, когда задают вопросы без нажима. Говорите о нормах общения в будущем. Как вам общаться в дальнейшем, чтобы не мешать работе друг друга?

Это не значит, что не надо сообщать в службу персонала о случаях травли и оскорбления или пытаться самим воздействовать на нарушения этики. Но главное все-таки – выработать не­уязвимость (или хотя бы снизить чувствительность) к агрессии. Для этого полезно изучить феномен «личностного процветания» – ощущения своей силы и способности противостоять невзгодам.

Мои исследования показывают, что довольные собою люди более сосредоточены, здоровее и устойчивее к раздражителям. Опросив сотрудников шести организаций разных отраслей, я заметила, что у людей с высокой способностью к «процветанию» уровень профессионального выгорания в два с лишним раза ниже, чем в среднем по компании. Они более уверены в себе и в своей способности контролировать ситуацию; после неприятных инцидентов их производительность страдала на 34% меньше, чем у других.

«Процветая», вы менее склонны принимать рабочие неприятности близко к сердцу. Вас меньше раскачивают чужие эмоциональные бури, и вы более сосредоточены на своих целях. Однако среди ­опрошенных мною после столкновения с грубостью лишь половина сознательно стала работать над собой.

Так как же помочь себе? Я предлагаю заходить с двух сторон: расти и когнитивно, т. е. постоянно учась чему-то, и аффективно, т. е. ощущая себя здоровым, чувствуя радость и интерес к жизни. Эти два импульса усиливают друг друга: если вы полны энергии, вам легче учиться, и наоборот — стремление к росту стимулирует жизненные силы.

Когнитивное расширение

Если вам приходилось иметь дело с хамом, вы наверняка знаете, как трудно потом бывает успокоиться. Возможно, чувство пережитой несправедливости – самое сложное для преодоления. Нейробиологи доказали, что воспоминания, связанные с сильными эмоциями, чаще возвращаются и мешают двигаться вперед. Это чревато усилением чувства беспомощности, снижением самооценки.

Я предлагаю людям в таких случаях сосредоточиться на когнитивном росте. В каждый момент времени вы способны думать лишь об ограниченном количестве предметов, так что постарайтесь загрузить свой мозг построением новых нейронных связей и новых воспоминаний.

Безусловно, стоит позволить себе ощутить обиду и гнев – но не растягивайте это удовольствие. Тина Сун, вице-президент НКО Partnership for Public Service, поделилась со мной поговоркой на эту тему: «В городе горя можно побывать, но нельзя поселиться». Я бы еще добавила, что в городе горя хорошо бы оставить весь лишний багаж.

Чтобы поскорее преодолеть трудный период, попробуйте, например, вести дневник. Как рассказывает Дэвид Брукс в своей новой книге The Road to Character, президент США Дуайт Эйзенхауэр часто изливал в дневнике негативные эмоции. Он приобрел эту привычку, работая помощником известного своим тяжелым нравом генерала Дугласа Макартура.

Переключитесь на себя, сделайте несколько шагов, чтобы сосредоточиться на когнитивном росте. Для начала определите, чему вам стоит научиться, и по­ищите возможности для обучения. Тереза Амабиле и Стивен Крамер доказали, что рост и развитие мотивируют нас даже больше, чем деньги и признание. Они же могут вернуть вас в рабочее состояние после столкновения с агрессией. Одна девушка-маркетолог сказала мне как-то: «Обстановка на работе всю душу мне изгрызла». У нее не было возможности быстро и без потерь сменить работу, поэтому она решила по вечерам учиться по программе МВА. Подготовка к поступлению и отличные оценки по тесту GMAT обрадовали и вселили уверенность в себе.

И хотя ее будущее все еще было туманным, она смогла лучше приспособиться к токсичной атмосфере.

Обратите внимание, что развитие необязательно должно быть связано с вашей работой. Похожий результат могут дать приобретение нового навыка, увлечения, занятие спортом. Если вы на подъеме в чем-то другом, вас не так-то просто унизить на работе.

Другой способ стимулировать когнитивный рост – работать с наставником. Опытные коллеги умеют раззадорить своих учеников сложной задачей, спасти их от стагнации и выгорания и тем самым помочь им «процветать». Например, Линн – консультант, работающая в тяжелом психологическом климате, сумела выстроить отличные отношения с наставником. Он помог ей не предаваться лишним эмоциям и сосредоточиться на работе. Каждый раз, когда Линн начинала переживать, злиться и прокручивать в голове неприятности, наставник напоминал ей, что это мешает ей работать и жить, и направлял ее внимание на что-то более продуктивное. Следуя его советам, Линн стала счастливее и продуктивнее, а вскоре ее повысили.

Аффективное расширение

Мне кажется, разумно рассматривать хамство на работе как ­инфекцию, вирус. Способность защищаться от него во многом зависит от умения управлять собственной энергией. Мои исследования показывают, что в борьбе с болезнями и с грубостью помогут одни и те же средства: хорошее питание, здоровый сон и умение справляться со стрессом.

Сон особенно важен: при его недостатке мы менее сосредоточены и хуже контролируем свое поведение, более агрессивны, чаще видим в окружающих угрозу. Короче говоря, если вы спите меньше минимальных пяти часов в сутки, вы непременно проиграете грубияну на работе и вдобавок вас будут меньше ценить.

Еще один надежный способ защититься от гнева, страха, огорчения, вызываемых агрессией, – физическая активность. Она улучшает когнитивные способности и настроение, отвлекает от дурных мыслей, расслабляет зажатые мышцы и увеличивает сопротивляемость организма внешним раздражителям. Доказано, что физические упражнения снижают симптомы тревожности более чем вдвое, а одно исследование даже показало, что они помогают справиться с депрессией лучше, чем сертралин – один из сильных антидепрессантов. Люди, регулярно занимающиеся спортом, намного реже хандрят и лучше восстанавливаются после неприятного общения.

Привести себя в форму, чтобы спокойно реагировать на хамство, можно с помощью других методов поддержания энергии – например, здорового питания. Голодный человек более склонен выплескивать свое недовольство в приступе агрессии.

Но не только о теле надо заботиться. Осознанность – внимательное, неспешное осмысление происходящего и обдуманная ­реакция – поможет вам держать равновесие в сложной ситуации. Схожий эффект дает и фиксация на цели. Если человек занят чем-то значимым для себя, он даже в нервной обстановке, парализующей других, делает много. Напоминайте себе о тех нематериальных преимуществах работы, которые когда-то привлекли вас.

Эмоциональную подпитку, необходимую для сглаживания последствий агрессии, дают и дружеские отношения в офисе и за его пределами. Исследование, проведенное мною, Эндрю ­Паркером и Александрой Гербаси, доказывает, что независимо от отрасли, организации и ­должности напряженные, изматывающие ­взаимоотношения с коллегами влияют на способность человека к «процветанию» в 4–7 раз сильнее, чем приятные, воодушевляющие. Иными словами, постарайтесь найти целую компанию приятных коллег из расчета на каждого неприятного. Задумайтесь: кто из вашего окружения поднимает вам настроение и разгоняет тоску? Проводите с ними больше времени, познакомьтесь с их друзьями.

И наконец, я обнаружила стабильную очевидную корреляцию между «процветанием» вне работы и устойчивостью к грубости. Те ее жертвы, у кого за пределами офиса все было хорошо, в анкетах были на 80% лучше по здоровью, на 89% – по «процветанию» на ­работе и на 38% более удовлетворены тем, как им удавалось улаживать возникающие конфликты. Если вы лидер в своем сообществе и особенно если на работе при этом у вас перспектив мало, то и когнитивное, и аффективное расширение вам дается лучше. Один опрошенный руководитель решил войти в совет директоров НКО, помогающей пациентам с синдромом dup15q, узнав, что это генетическое нарушение есть у его дочери. Он искал спонсоров, помогал исследователям синдрома и взял в свои руки финансы организации. Эта деятельность и ее результаты, утверждал он, сделали его почти неуязвимым для агрессии на основной работе.

УНИЖЕНИЕ – тяжкое испытание. В особо сложных случаях избежать выгорания и сохранить здоровье и радость жизни можно, только уволившись или переведясь в другой город. По моей статистике, каждый восьмой человек, жалующийся на агрессию в коллективе, в итоге увольняется именно из-за нее. Вспоминая свой уход из флоридской спортивной академии, я уверена, что сделала правильный выбор, но сейчас у меня есть и другие средства справиться с подобными переделками. Как и любой из нас, я редко прохожу кризисы идеально. Но могу уверенно сказать, что, занявшись собственным «процветанием», я стала сосредоточеннее, продуктивнее и счастливее на работе. Это доступно и вам!

Кристин Порат (Christine Porath) – преподаватель менеджмента в Университете Джорджтауна

Оригинал статьи

Вы работаете с придурком? Вот 6 вещей, которые вы можете сделать |

Бизнес 5 апр. 2019 г. / Абхиманью Дас

iStock

Даже на самых лучших рабочих местах иногда могут появляться грубые сотрудники.

Но вам не нужно улыбаться и молча страдать, считает исследователь в области менеджмента Кристин Порат.

О, коллеги. Мы проводим с ними большую часть своей бодрствующей жизни, но хотя мы добровольно решили быть с некоторыми из этих людей, многие из них — незнакомцы, навязанные нам.

Как мы знаем, эти случайные встречи коллег часто могут привести к лучшему профессиональному фейерверку: яркому, полезному сотрудничеству, значимой дружбе и мимолетным, но теплым знакомствам. Но время от времени вы обнаружите, что застряли с игроком, не входящим в команду — хулиганом, придурком или кем-то, кто просто постоянно принижает или снисходит.

Хотя ваших грубых коллег может быть немного, они могут отнимать у вас непропорционально много времени и энергии. По словам Кристин Порат, профессора бизнеса Джорджтаунского университета в Вашингтоне, округ Колумбия, и автора книги 9, издержки, связанные с нецивилизованным поведением на рабочем месте, высоки.0015 Освоение цивилизованности: Манифест для рабочего места . «Как и следовало ожидать, это влияет на креативность, производительность и концентрацию», — говорит она. «Но это также оказывает негативное влияние на эмоциональное благополучие, психическое и физическое здоровье, даже на личные отношения вне работы».

Порат и Кристин Пирсон, профессор менеджмента Университета штата Аризона, опросили почти 800 человек в 17 отраслях, чтобы понять влияние невежливости на работе. Их вывод: когда сотрудники не чувствуют, что их уважают, страдает их производительность. По их результатам, 80 процентов респондентов заявили, что потеряли рабочее время, беспокоясь об инциденте, 63 процента потеряли рабочее время, пытаясь избежать преступника, 50 процентов намеренно сократили время, проводимое на работе, а 66 процентов заявили, что их производительность снизилась. Что еще более тревожно, 25% признались, что вымещали свое недовольство на клиентах, а 12% заявили, что увольнялись с работы из-за грубости.

Было также доказано, что грубость подрывает когнитивные способности людей. «Даже если они хотят показать себя с лучшей стороны, они не могут, потому что грубость лишает их концентрации и творчества», — говорит Порат. В одном исследовании, которое она провела с профессором менеджмента Университета Флориды в Гейнсвилле Амиром Эрезом, участники были разделены на две группы: одну унижали, а другую — нет. Люди из группы с недооценкой на 33% хуже справились со словесными головоломками и выдвинули на 39% меньше креативных идей во время мозгового штурма. Во втором эксперименте участники снова были разделены на две группы: по дороге на эксперимент люди из одной группы встречали «занятого профессора», который делал им выговор за то, что они его беспокоят; люди в другой группе не сталкивались с этим. У испытуемых, получивших выговор, результаты были на 61 % хуже при решении головоломок, и они выдвинули на 58 % меньше идей по сравнению с теми, кого не ругали. Интересно, что негативные эффекты могут сохраняться даже у тех, кто стали свидетелями моментов грубости: в трех исследованиях они на 25% хуже решали головоломки и выдавали почти на 45% меньше идей в задачах мозгового штурма.

Теперь, если вам когда-либо приходилось иметь дело с придурком на рабочем месте, для вас не новость, что они могут снизить моральный дух и производительность. Но что вы можете с ними сделать? Порат делится этими шестью советами, основанными на исследованиях и опыте.

1. Не отвечайте грубостью на грубость.

Даже у самых просвещенных из нас рефлекторным ответом на грубость будет ответ тем же. По-своему, грубость может быть столь же заразной, как и сезонная простуда, охватившая ваш отдел, — говорит Порат. Но, пожалуйста, проверьте этот инстинкт. У вас может быть наготове самый острый шутник, но помните, что испепеляющий тейк-аут не усмирит офисного придурка, а лишь раззадорит его — и потенциально перерастет его одностороннюю грубость в открытый конфликт. Позвольте своему более мудрому и спокойному «я» возобладать. Игнорируйте их колкости, минимизируйте свои встречи, а когда вам все же придется иметь с ними дело, будьте кратки, дружелюбны и тверды.

2. Проводите время с коллегами, которые вам нравятся.

Ваши позитивные профессиональные отношения могут напрямую уравновесить последствия грубости и дать вам столь необходимую эмоциональную поддержку. Согласно исследованию, проведенному французскими исследователями Эндрю Парком, Александрой Жербаси и Поратом, в разных отраслях, организациях и на разных уровнях «отключение» негативных отношений оказывает в четыре-семь раз большее влияние на благополучие сотрудников, чем позитивное. Всякий раз, когда в вашем офисе появляется изнурительный обесточиватель, убедитесь, что у вас есть группа энерджайзеров, чтобы компенсировать их. Кто на вашем рабочем месте поддерживает вас? Кто те, кто олицетворяет то, почему вы вообще взялись за эту работу? Проводите с ними время, даже если это короткий перерыв на кофе или прогулку по кварталу. И не позволяйте своим отношениям с обесточивателем заставлять вас отменять планы с друзьями и семьей. Ваши непрофессиональные отношения играют важную роль в том, чтобы держать вас на плаву.

3. Развивайте собственное чувство процветания.

Еще один фактор, который может компенсировать пагубные последствия грубости: культивирование того, что Порат называет «чувством процветания», или сосредоточение внимания на собственном благополучии. «В ходе исследований, проведенных в различных отраслях, я обнаружила, что люди, находящиеся в состоянии процветания, более здоровы, более устойчивы и способны лучше сосредоточиться на своей работе», — говорит она. «Когда люди чувствуют хотя бы намек на процветание, это часто защищает их от отвлекающих факторов, стресса и негатива».

Чувство процветания поможет вам переосмыслить обиды и неуважение коллег, чтобы они не казались такими деструктивными. «Сколько ты собираешься позволять кому-то тянуть тебя вниз?» — спрашивает Порат. «В значительной степени вы действительно решаете, как интерпретировать неучтивость, какое значение вы ей приписываете и какие истории рассказываете сами себе. Вы также можете контролировать, заставляет ли это вас чувствовать себя плохо или нет». По ее словам, люди, которые больше сосредоточились на процветании после инцидента с грубостью, сообщили, что их производительность пострадала на 34% меньше, чем у людей, которые этого не сделали.

Чувство процветания можно развить разными способами, включая адекватные физические упражнения и сон, разнообразное питание и расстановку приоритетов в своих не связанных с работой интересах и хобби. На работе вносите полезные изменения, например, ищите наставника или удваивайте свои личные цели.

4. Подумайте о том, чтобы сесть со своим грубым коллегой.

В некоторых случаях вы можете решить поговорить об этом со своим раздражительным коллегой, особенно если есть конкретная встреча или модель поведения, на которую вы можете сослаться. Порат предлагает вам задать себе эти вопросы, прежде чем вы это сделаете:

Их поведение преднамеренно?

Является ли их поведение уникальным или является частью общей культуры невежливости?

Ответы на эти вопросы не всегда ясны, особенно если вы расстроены, поэтому вы можете обсудить их с коллегой, другом, наставником или членом семьи.

Если вы выбрали встречу, найдите подходящее время для разговора и выберите обстановку, в которой вам обоим будет комфортно. Один момент, который следует учитывать: поможет ли привлечение других людей в качестве свидетелей или посредников (например, вашего руководителя или кого-то из отдела кадров)? Если да, то пригласите их. И вам может быть полезно сначала отрепетировать свои фразы, идеи и подход, даже разыграть разговор по ролям.

В своем обсуждении вы хотите сосредоточиться на проблемах, а не на личности, и на том, как конкретное поведение вашего коллеги вредит вашим профессиональным отношениям. Ваша цель состоит в том, чтобы вы вдвоем определили и согласовали нормы на будущее, чтобы вы могли работать вместе максимально эффективно.

Говоря, сосредоточьтесь на том, чтобы понять их точку зрения. Ваш грубый коллега чувствует, что с ним плохо обращаются или его не уважают? Насколько они осознают свое поведение и его влияние? Есть ли что-то вне рабочего места — это может быть совершенно не связано с работой — что сбило их с пути и повлияло на их настроение и способность вести себя вежливо?

Следите за тем, чтобы ваши слова и невербальное общение были нейтральными, и старайтесь слушать столько же, сколько говорите. Перефразируйте то, что вы слышите от коллеги, и повторите это, чтобы убедиться, что вы все поняли. «В ходе экспериментов я обнаружил, что люди вызывают доверие и воспринимаются как более симпатичные, когда они задают скромные вопросы таким образом: — говорит Порат. Любая информация, которую вы соберете, может помочь вам двоим двигаться вперед.

5. Если вы решили не разговаривать с грубым коллегой, расскажите о нем кому-нибудь другому.

Если вы не уверены в том, стоит ли садиться за стол, вам все равно следует довериться одному из ваших коллег. В ходе опроса, проведенного Поратом и Пирсоном, они обнаружили, что менее половины респондентов сообщали о грубости по отношению к кому-либо, часто из-за страха или чувства безнадежности. «Большая часть невежливости проистекает из отсутствия осведомленности», — говорит Порат. «Поэтому, если вы, ваш начальник или руководство не предоставили зачинщику невежливости информацию о том, как его воспринимают, он может не изменить своего поведения». Ваш отзыв может побудить грубого коллегу взглянуть на свое взаимодействие и изменить то, что он делает. Вы также можете обнаружить, что вы не единственная жертва.

И если вы отказались от разговора, потому что опасаетесь, что поставите себя в небезопасную ситуацию, или если ваш коллега перешел черту невежливости и стал притеснять, запугивать или оскорблять, немедленно сообщите об этом своему руководителю, персоналу отдела кадров или на рабочем месте. менеджер.

6. Знайте, когда пора уходить.

Если грубость на вашем рабочем месте является правилом, а не исключением, уход может быть лучшим вариантом. Но Порат советует всем, кто собирается бросить курить, сначала ответить на эти вопросы. Обсудите их с кем-то, кому вы доверяете.

Насколько легко я могу перейти на лучшую работу?

Что я получу или потеряю, если уйду?

Как уход повлияет на мою карьеру?

Кажется ли, что моему нынешнему рабочему месту суждено остаться невежливым?

Невежливость на работе истощает мою жизнь вне работы?

Неучтивость на рабочем месте вредит моей самооценке?

Неучтивость вызывает у меня стресс?

В конечном счете, «невежливость в глазах получателя», — говорит Порат, и вам решать, следует ли вам увольняться с работы. Когда вы это сделаете, вы сможете сделать миссией всей своей жизни формирование культуры истинной вежливости, где бы вы ни работали. «Просто не быть грубым означает быть нейтральным, но вежливость в ее самом полном смысле требует чего-то большего, — говорит она, — положительных жестов уважения, достоинства, вежливости и доброты».

Посмотрите ее выступление на TEDxUniversityofNevada:

5 эффективных способов справиться с грубостью на рабочем месте

Работа с грубыми коллегами или даже просто свидетель грубости на рабочем месте может иметь пагубное влияние на психическое благополучие и производительность. Здесь мы представляем 5 эффективных способов оградить себя от токсического воздействия грубости через призму психологии и неврологии!

I. Становится ли грубость нормой на рабочем месте?

От непослушных пассажиров, дерущихся в самолетах, до разгневанных пациентов, избивающих врачей — кажется, все очень злые и грубые. Кажется, что во время пандемии неучтивость стала более распространенной. Бесконечная глобальная пандемия и тревоги сказываются на нашем психическом здоровье. Рискуя показаться старой проповеднической душой, похоже, что неучтивость набирает обороты!

Действительно,   грубость на рабочем месте растет   и во время пандемии COVID она значительно усугубилась. Согласно недавнему опросу Korn Ferry, 59% респондентов заявили, что их коллеги стали более грубыми по сравнению с периодом до пандемии, и только 41% сообщили, что их коллеги были менее грубыми. Удаленная работа, возможно, позволила бы коллегам избежать наказания за грубое поведение сейчас, чем до пандемии

II. Почему некоторые люди такие грубые?

Почти все мы вполне способны на доброту, по крайней мере, притворяясь, что это соответствует социально приемлемым стандартам. Тогда почему некоторые из нас злые, грубые и неуважительные по отношению к другим (конечно, как и к другим)? Грубость, как и другие воспринимаемые негативные черты, такие как ярость, когда-то могла служить цели, по крайней мере, в культурном отношении. Новая биологическая теория Кори Финчера и Рэнди Торнхилла из Университета Нью-Мексико утверждает, что культурное поведение, такое как грубость, может быть формой защиты от распространения болезней. Кажется правдоподобным, что грубость по отношению к незнакомцам могла быть формой защиты от «болезней незнакомцев» от вашего племени.

Благодаря современной медицине эффективно бороться с болезнями, и грубить незнакомым людям, возможно, уже не нужно! Наоборот, грубость является не только отрицательной чертой личности, но и может свидетельствовать о скрытых глубинных психосоциальных проблемах агрессоров. Многие исследования показывают, что люди, демонстрирующие грубое поведение, почти всегда страдают от низкой самооценки, негативного представления о себе и нарциссического расстройства личности. Никто из нас не застрахован от ежедневных разочарований, и безобидное обращение к коллегам может показаться легким катарсисом. Однако отсутствие последствий за грубое поведение в конечном итоге еще больше подстегивает агрессоров.

III. Ошеломляющая цена грубости на рабочем месте

Грубость, как и любая другая эмоция, заразительна – чем больше грубости вы видите или испытываете, тем больше вероятность того, что вы сами будете грубить другим. Исследование Университета Флориды изучало грубость участников и пришло к выводу, что грубость так же заразна, как обычная простуда! Бестактность на рабочем месте может начаться с человека, но очень скоро может распространиться по всей организации, нарушая организационный баланс в целом.

Цена грубости на рабочем месте многократна: и агрессор, и получатель, и лидер страдают от последствий, так или иначе влияющих на коллективное благополучие и производительность организации.

Сотрудники — рабочие лошадки любой организации, страдают от прямого и, возможно, самого жесткого удара грубости, исходит ли она от коллеги или начальника. Многочисленные научные исследования показали пагубное влияние грубости на показатели производительности сотрудников, включая снижение креативности, командного духа, лояльности и когнитивных способностей. Например, исследование, проведенное в Университете Флориды , показало, что участники, с которыми другие испытуемые обращались грубо, были на 30 % менее креативными, чем остальные. Они выдвинули на 25 % меньше идей, а те, что они придумали, были менее оригинальными.

Более того, простое наблюдение за грубым поведением имеет негативные последствия. В ходе исследования люди, наблюдавшие плохое поведение, не только справлялись со словесными головоломками на 20% хуже, чем другие люди, но и с меньшей вероятностью помогали другим. Это снижает командный дух и сотрудничество, которые являются основой успешной и продуктивной организации. Не лучше обстоят дела и с агрессорами, проявляющими невежливость, они могут счесть это катарсисом в краткосрочной перспективе, пока это не обнажит более глубокие личностные проблемы, а отсутствие сотрудничества со стороны коллег сделает его неустойчивым. Если вовремя не вмешаться, процветающая рабочая среда может превратиться в то, что многие назвали бы «токсичным рабочим местом». Последствия токсичного рабочего места не ограничиваются краткосрочной производительностью труда , но могут влиять на психическое и физическое благополучие жертв в течение многих лет после того, как они испытают это, подобно посттравматическому стрессовому расстройству.

Токсичные рабочие места свирепствуют, и превращение их в процветающие является серьезной проблемой для менеджеров и лидеров. Менеджеры фирм из списка Fortune 1000 тратят семь недель в году на борьбу с последствиями грубости. Почти невозможно оценить страдание в денежном выражении, но потеря производительности из-за грубости может дать нам оценку ошеломляющей стоимости неучтивости. В исследовании 2007 года, опубликованном в журнале Academy of Management Journal , сообщается, что невежливость на рабочем месте обходится компаниям в 14 000 долларов на одного сотрудника из-за потери производительности и рабочего времени. Организация среднего размера может буквально сэкономить миллионы долларов, просто установив базовые правила, чтобы держать под контролем грубость на рабочем месте.

IV. Как бороться с хамством на рабочем месте?

Это вопрос на миллион долларов (буквально)… Как бороться с хамством на рабочем месте и, возможно, предотвратить его!?

Если к вам плохо относится коллега или начальник?

По личному опыту работы с трудным наставником во время учебы в аспирантуре, назовем ее Анной. Анне ничего не хватало, и очень часто она вела себя плохо и срывалась по вещам, не зависящим от меня. Мне потребовались месяцы, чтобы понять причины ее «причуды грубости», и это не имело ко мне никакого отношения! В конце концов, я научился эффективно общаться и отфильтровывать грубый шум, и закончил на высокой ноте. Несмотря на высокую цену, которую я заплатил, я стал более стойким человеком с несколькими эффективными инструментами, чтобы справиться с такими ситуациями.

1. Сообщите о своем дискомфорте, не пытайтесь свести счеты!

Хотите верьте, хотите нет, но большинство правонарушителей либо не подозревают о своем грубом поведении, либо о его пагубном влиянии. Лишь небольшой процент людей, проявляющих грубость, считают это преднамеренным или доставляющим удовольствие. Скорее всего, ваш обидчик может быть удивлен или даже оскорблен вашим отзывом, не сдавайтесь. Будьте искренними и искренними, сообщая о своем дискомфорте человеку, который вас обидел, и, возможно, сообщившему менеджеру. Подчеркните, как вы хотели бы найти прагматичное решение. Это уменьшит, если не полностью избежит грубости по отношению к вам.

2. Сдержите проблему: перейдите к следующему лучшему делу в вашем дне

Становясь свидетелем или переживая грубую стычку, вы можете испортить себе дни и недели, если будете держаться за нее. Сдержите грубое столкновение и попытайтесь перейти к следующему. Эта встреча не обязательно должна стать самым ярким событием дня в худшем случае.

3. Двигайтесь дальше, если вы не можете двигаться дальше

В сценариях, когда серьезное общение не удается из-за недостаточной деликатности вовлеченных сторон (невнимательный менеджер или клиенты). Постоянное повторение скажется на вашем благополучии, и переход к следующему делу будет становиться все труднее. В таком сценарии настоятельно рекомендуется, если вы можете перейти к лучшей рабочей среде внутри или за пределами организации в качестве крайней меры.

Если вы менеджер/лидер…

1. Подавайте пример – будьте хорошим образцом для подражания

Вы поднялись по карьерной лестнице и заработали, чтобы быть образцом для подражания для своих подчиненных. Если вы будете терпеть или принимать невежливое поведение, они, скорее всего, последуют вашему примеру. Вы собираетесь установить нормы своей команды и формировать вежливость на рабочем месте. Лидерам крайне важно быть хорошими образцами для подражания. Если вы относитесь к другим неуважительно, неучтивость просачивается в ряды.

2. Наем за вежливость и производительность

Что может быть лучше, чем иметь дело с грубостью и ее последствиями, предотвратить ее! Как менеджер/лидер, вы можете собрать команду достаточно порядочных и готовых к сотрудничеству сотрудников, сделав это важным условием для приема на работу.

3. Называйте вещи своими именами!

Не бойтесь обличать обидчика (даже если он звездный артист) и воздерживаться от обвинений жалобщиков в слабости или чувствительности. Лучший способ показать своим сотрудникам лучшее — выразить им свою признательность. Не забывайте вознаграждать за улучшения и хорошее поведение, небольшое поощрение может иметь большое значение!

4. Будьте открыты для всесторонней обратной связи

Никогда не недооценивайте отзывы людей, которые работают на вас. Нужно посвятить время получению честных отзывов и работе над ними. Это повысит производительность вашей команды, а также повысит вашу квалификацию как всеохватывающего лидера.

Сотрудники не всегда будут честными по множеству причин, но есть некоторые инструменты, которые вы можете использовать самостоятельно. Например, используйте инструменты обратной связи на 360 градусов или технику окна Джохари. Эти важные сообщения позволят вам точно определить мелкие вещи, которые могут беспокоить вас или ваших сотрудников, и позволят вам усовершенствовать свой стиль руководства.

Знаменитое окно Джохари — это метод, призванный помочь людям лучше понять свои отношения с собой и другими. Это может служить удобным инструментом, чтобы взглянуть на вещи в перспективе. Оранжевая плитка, в частности, представляет собой слепое пятно, которое могут заметить только другие и дать нам возможность улучшить его. Мы слепы к нашим собственным слепым пятнам, но мы, безусловно, можем конструктивно помогать друг другу, чтобы создать процветающее рабочее место.

Если вы не можете не вымещать свое недовольство на коллегах/подчиненных

Вы можете быть частью этой проблемы, и есть вероятность, что вы не знаете об этом. Лучше всего начать неагрессивную форму общения (электронные письма вместо телефонных звонков или личных встреч/анонимных отзывов) с людьми, с которыми вы работаете ежедневно. Вы можете многое узнать о том, как другие воспринимают вас. Каждый предполагаемый агрессор не обязательно является преднамеренным, поскольку то, что считается «грубым», может сильно различаться в зависимости от культуры, национальности и рабочего места.

Несмотря на то, что нет оправдания для грубости, каждый заслуживает шанса адаптировать свое общение и способы угодить своим коллегам. Если вы признаете проблему и эффективно сообщите о ней своим коллегам, они могут начать воспринимать вас как серьезного человека, который пытается заставить все работать — никто не совершенен, но мы можем приблизиться к совершенству, если будем работать вместе!

V. Развивайте свою устойчивость и процветайте!

Всегда будет время, когда больше ничего не работает, и вы окажетесь в безвыходной ситуации, которая вызывает у вас умственную усталость. Создание здоровых стратегий выживания может быть единственным выходом здесь.

Всем нам, конечно, в разной степени могут быть полезны упражнения по медитации осознанности. Это не волшебное лекарство от всего, но просто волшебно, как простая практика осознанности может быть настолько эффективной.

Узнайте больше о медитации осознанности в подкасте «Нейронаука всего».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *