Тренировка памяти: советы и упражнения, которые помогут держать мозг в тонусе
Содержание:- Для чего нужно тренировать память
- Способы тренировки
- 10 упражнений для развития памяти
- Тренировка памяти и внимания
- Тренировка памяти и мозга
- Заключение
Для чего нужно тренировать память
Память человека неразрывно связана с мозгом и мыслительными процессами. Чем больше информации мы удерживаем в памяти, тем больше активности у мозга, которому приходится эту информацию обрабатывать. Так мозг обучается и становится более развитым.
Однако уровень интеллекта не фиксируется раз и навсегда в одной точке. Ученые из института Макса Планка в Берлине выяснили, что мозг достигает пика активности в возрасте 16–25 лет, после чего когнитивные функции постепенно снижаются. Но это не значит, что нельзя вернуть мозгу былую силу. Как раз для этого необходимо тренировать мозг и память.
Наш мозг обладает нейропластичностью – способностью адаптироваться к новым условиям и изменяться. И делать это он может в любом возрасте. А лучше всего мозг формирует новые нейронные связи, когда узнает что-то новое и запоминает эту информацию. Также исследования показывают, что регулярные тренировки памяти увеличивают показатели интеллекта у взрослых людей и способны улучшить память пожилых людей и вернуть ее к показателям среднего возраста.
Материалы по теме:
9 простых привычек, которые улучшают память
6 упражнений на развитие памяти
Развитие памяти — эффективные способы тренировки
Способы тренировки
Чтобы поддерживать память в тонусе, ее, как и тело, нужно тренировать. Но не пугайтесь – это не так сложно и почти не потребует дополнительных усилий. Все действия, которые помогут тренировать память, легко можно включить в повседневную рутину.
Изучать иностранные языки. Это один из лучших способов, который развивает и мозг, и память. Когда вы изучаете иностранный язык, вы сталкиваетесь с новой и неизвестной системой. Но именно это стимулирует работу мозга и заставляет его выходить из зоны комфорта. Также это довольно трудоемкое занятие, которое требует повышенной концентрации внимания. Ступенчатый процесс изучения – вы начинаете с простых вещей и постепенно повышаете свой уровень, обеспечивает мозгу равномерную нагрузку. А в конце вас ожидает награда – вы узнаете новую культуру, сможете поговорить с носителем языка, сдать экзамен и получить новую работу. Это, в свою очередь, влияет на выработку гормона дофамина, который отвечает за чувство удовлетворения, а также помогает процессам обучения и запоминания.
Работать над воображением и визуализацией.
Нарушать автоматизм. Ежедневно мы совершаем множество рутинных действий – чистим зубы, идем знакомой дорогой до работы, заказываем один и тот же вид кофе в кафе по соседству. Мозг в это время действует на автомате и не напрягается. Чтобы растормошить мозг и заставить его работать активнее, полезно периодически менять устоявшиеся привычки. Например, сменить привычный маршрут, почистить зубы левой рукой, если вы правша, попробовать новое блюдо в кафе или приготовить самому по новому рецепту.
10 упражнений для развития памяти
Чтобы натренировать память, попробуйте ежедневно выполнять эти упражнения.
1. Решать арифметические примеры
Когда вы выполняете арифметические вычисления, вы заставляете мозг работать и анализировать ситуации быстрее. Также можно ввести арифметические подсчеты в бытовую жизнь. Например, считать в уме чаевые в кафе или выгоду, которую можно получить от специального предложения в магазине.
2. Учить стихи
Попробуйте каждый день заучивать небольшое стихотворение или его фрагмент. Когда учите стихотворение, старайтесь проговаривать его вслух. Так вы задействуете свой артикуляционный аппарат, что способствует лучшему запоминанию. Со временем вам понадобится меньшее количество повторений, чтобы выучить один стих.
3. Описывать предметы
Выберите любой предмет, который есть поблизости – вазу, статуэтку, книгу с интересной обложкой. Лучше выбирать предметы, у которых больше деталей. Смотрите на предмет внимательно полминуты и запоминайте все детали. После этого отвернитесь от предмета и опишите его во всех подробностях.
4. Разгадывать кроссворды
Кроссворды эффективно тренируют мозг и память. Также подойдут и другие игры со словами, например, скрабл.
5. Запоминать фигуры («Спички»)Для этого упражнения вам понадобится десять спичек. Сначала возьмите пять спичек и бросьте их на стол. В течение нескольких секунд запоминайте их расположение, потом отвернитесь и попробуйте сделать такую же картину из других пяти спичек.
6. Запоминать предметы или слова
Положите на стол десять разных предметов, перечислите их вслух в течение минуты, а потом накройте чем-нибудь. После этого попытайтесь назвать все предметы, которые лежат на столе. Чтобы повысить сложность упражнения, можно увеличить количество предметов. Также упражнение можно выполнять с помощью списка слов. Запишите на листе слова, переверните лист и повторите написанное.
7. Выполнять действия вслепую
Попробуйте походить по квартире с закрытыми глазами или сделать привычное действие вслепую. Это улучшит память и повысит навыки пространственного ориентирования.
8. Рассказывать истории
Попробуйте придумывать рассказ о том, как прошел ваш день. Сторителлинг помогает лучше запоминать важные события и интересные детали, а также связывать эмоции с воспоминаниями.
9. Делать мысленные экскурсии
Представьте себе путь на работу или мысленно прогуляйтесь по квартире. Во время таких «прогулок» обращайте внимание на детали и рассматривайте отдельные объекты. Это упражнение тренирует концентрацию внимания, ведь в ходе прогулки вы затрачиваете достаточно много времени, чтобы детально изучить объекты.
10. Строить дворцы памяти
Представьте хорошо знакомое вам пространство, например, свою комнату. Потом выберите там предметы или места, которые будут вашими «крючками», и привяжите к ним нужные ассоциации. Чем более абсурдными они будут, тем лучше запомнятся. Когда освоите метод на знакомом месте, сможете строить такие дворцы из любого пространства.
Shutterstock / Gohengs
Тренировка памяти и внимания
Умение концентрироваться и удерживать внимание очень важно для развития памяти. Ведь именно так воспоминания переносятся из краткосрочной памяти в долгосрочную.
Начать стоит с того, чтобы максимально концентрировать внимание на одном виде деятельности. Когда работаете над какой-либо задачей, не отвлекайтесь на другие дела или соцсети.
Также можно выполнять упражнения, которые помогут развить как внимание, так и память. Для этого хорошо подходят упражнения для скорочтения. Например, таблицы Шульте.
Также подойдет тест Струпа. Он хорошо тренирует как зрительную память, так и внимательность. Его суть заключается в том, чтобы назвать вслух цвет слов как можно быстрее. Главная ошибка – соблазн прочитать само слово, а не цвет, которым оно написано. Если вы ошибаетесь, надо назвать цвет еще раз.
Тренировка памяти и мозга
Мозг и память человека взаимосвязаны, поэтому, когда мы тренируем память, мы тем самым тренируем и наш мозг. Упражнения на запоминание, визуализацию предметов отлично развивают мышление. Но есть еще несколько лайфхаков, которые улучшат функционирование мозга и помогут ему эффективнее запоминать и обрабатывать информацию.
Заниматься спортом. Ежедневные физические нагрузки улучшают работу мозга. Когда вы занимаетесь спортом, мозг получает больше кислорода. Также снижается риск диабета или сердечно-сосудистых заболеваний. А они – частые причины потери памяти. Физические упражнения также помогают бороться со стрессом. Даже получасовая прогулка в ближайшем парке или 5–10 минут зарядки перезагрузят мозг и вернут концентрацию.
Хорошо спать. Здоровый сон крайне важен для процессов обучения и запоминания. Ведь во время глубокой фазы сна происходит укрепление памяти. Важно не только количество сна – 7-9 часов, но и качество. Для этого надо составить расписание сна и ежедневно ложиться в одно и то же время. А за час до сна следует избегать взаимодействия со смартфоном или компьютером. Ведь свечение экранов оказывает негативное воздействие на организм, в частности, подавляет гормон сна мелатонин.
Отслеживать количество стресса и следить за здоровьем. Хронический стресс способен уничтожать клетки мозга, а также быть причиной потери памяти. Постоянный стресс может влиять на здоровье человека и обострять хронические заболевания. Поэтому важно вовремя отслеживать свое состояние и контролировать количество стресса. Например, делать перерывы в течение дня, ставить себе реалистичные задачи, хорошо отдыхать.
Также следует наблюдать за здоровьем и регулярно проводить медицинские чекапы. Деменция и болезнь Альцгеймера – не единственные заболевания, которые вызывают нарушения памяти. Болезни сердца, диабет, дисбаланс гормонов также ухудшают когнитивные способности и могут влиять на наши способности концентрироваться и адекватно воспринимать новую информацию.
Заключение
Активная работа мозга – залог здоровой и успешной жизни человека. Чтобы развивать мозг и постоянно подпитывать его энергию, необходимо регулярно тренировать память, внимание, воображение, а также не забывать про физическое состояние организма. Для этого попробуйте включать в свою жизнь эти действия.
- Изучать новое. Например, иностранные языки.
- Развивать воображение.
- Менять привычные паттерны поведения.
- Регулярно выполнять упражнения для тренировки памяти.
- Тренировать концентрацию и внимание.
- Заниматься спортом.
- Уменьшать количество стресса.
- Поддерживать здоровье и хороший сон.
Автор: Марина Расторгуева
Фото на обложке: Shutterstock / fizkes
Памятка «Как развивать память» | Образовательная социальная сеть
Рекомендации по развитию памяти
Память можно и нужно развивать и совершенствовать. Воспользуйтесь рекомендациями, которые помогут вам в этом.
- Создайте установку на запоминание.
- Поддерживайте максимальный интерес к выполняемой задаче (запоминание материала).
- Верьте в свои силы!
- Знайте особенности своей памяти:
если у вас зрительная память:
а) при восприятии на слух фиксируйте материал на бумаге;
б) читайте сами;
в) желательно иметь в книгах иллюстрации;
г) подчеркивайте текст карандашом по своей системе обозначений;
д) пользуйтесь наглядными пособиями;
если у вас слуховая память:
а) чаще слушайте других;
б) читайте сами вслух;
в) работайте в тихих помещениях;
г) рассуждайте вслух;
если у вас моторная память:
а) работайте, конспектируя материал;
б) рисуйте таблицы, графики и диаграммы;
в) в лабораториях старайтесь потрогать и проделать все самостоятельно. - Обязательно развивайте отстающие виды памяти, так как это понадобится в практической работе.
- Тренируйте память.
- Помните, что только при активной умственной работе возможно глубокое запоминание.
- Пользуйтесь рациональными приемами запоминания: а) материал для запоминания должен быть понятен; б) запоминание должно быть логическим, осмысленным; в) умейте концентрировать внимание на запоминаемой информации.
Для этого следует:
– составить план запоминаемого материала;
– разделить его на части;
– выделить в них опорные пункты;
– связывать эти части цепью ассоциаций;
– сравнивать и противопоставлять в материале объекты между собой и искать в них различия;
– классифицировать и систематизировать материал.
- Постарайтесь связать новое запоминание с уже известным старым. Повышайте уровень своих знаний. Это поможет существенно улучшить вашу память.
- При запоминании и воспроизведении материала активно используйте образное мышление и воображение.
- Можно пользоваться приемами «мнемотехники», но только для информации, которая требует механического запоминания.
- Обязательно повторяйте материал. Для повторения пользуйтесь комбинированным способом: прочтите и разберите весь материал, разбейте на части и выучите по частям. Повторите весь материал, середину всегда следует повторять тщательнее, так как она запоминается хуже.
- Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями дня. Утром повторите материал.
- Учить и повторять материал следует в течение всего семестра, так как то, что изучается быстро, так же быстро забывается.
- Припоминая, старайтесь также составить план припоминаемого материала.
- Припоминание наиболее надежно, если удается вызвать в себе образы припоминаемых объектов, а также контекст, в котором происходило запоминание.
- Планируя работу, не учите два сходных предмета один за другим, так как они накладываются друг на друга и активно забываются.
- Старайтесь использовать выученный материал в дальнейшей деятельности. Это лучшая гарантия сохранения его в памяти.
- Хорошая память – это прежде всего здоровый мозг. Соблюдайте режим дня. Ведите здоровый образ жизни. Работайте в меру, активно отдыхайте, правильно питайтесь, нормально спите, осваивайте приемы саморегуляции.
- Развивайте профессиональную память со школьной скамьи.
Рекомендации для развития внимания
- Произвольное внимание можно и нужно тренировать, используя и волевые усилия.
- Постарайтесь найти интерес к каждому предмету (учебной теме). Именно интерес помогает сохранить устойчивость внимания.
- Старайтесь работать в привычной обстановке: постоянное и хорошо организованное рабочее место существенно влияет на устойчивость внимания.
- Если возможно, исключите из окружения сильные раздражители. Вероятно, вы сможете от них отключиться, но стоит ли тратить на это время?
- Выясните, какие слабые раздражители (тихая музыка, например) помогают вам поддержать внимание и работоспособность.
- Внимание зависит от правильной организации деятельности: 50 минут работы, 5–10 минут перерыва, после 3 часов работы 20–25 минут перерыва. Лучше, если отдых будет активным.
- Если работа однообразная, монотонная, постарайтесь ее разнообразить и(или) ввести игровые моменты, элементы соревнования. Это позволит сохранить концентрацию внимания без лишних волевых усилий.
- Учитывайте индивидуальные характеристики своего внимания (особенности распределения, переключения и т.д.) в организации любой деятельности. Знание потенциальных «слабых мест» и дополнительный контроль позволяют избегать ошибок, что важно в деятельности педагога.
Определите тип своей памяти
Сделаем это с помощью теста. Следует запомнить цифры, размещенные в трех колонках. Первая колонка – тест на зрительную память, вторая – на моторную (двигательную) и третья – на слуховую.
Начните с левой колонки. Не шевеля губами, прочтите верхнее число так, чтобы на одну цифру ушла примерно 1 секунда. Затем отвернитесь и запишите число. Перепишите этим способом всю колонку, не проверяя себя. Ваши возможности определит самое длинное число, которое удастся записать правильно. Для проверки моторной памяти сделайте то же самое со средней колонкой, но при чтении обязательно беззвучно шевелите губами. Для проверки слуховой памяти попросите кого-нибудь прочесть вслух правую колонку.
Подсчитайте, в какой колонке и сколько цифр вы запомнили. Проделав это, вы более или менее точно определите тип своей памяти. Напомним, что обычно запоминают 7–8 цифр подряд, человек с очень хорошей памятью запоминает до 12 цифр, при слабой – 4 и меньше.
Данные, полученные с помощью указанного теста, можно проверить другим способом. Подберите (лучше по одной книге) четыре незнакомых текста примерно одинакового объема (половина страницы). После одинакового чтения каждого отрывка изложите его содержание письменно (как можно полнее, точнее и ближе к тексту). Первый текст читайте про себя, второй – вслух, третий пусть вам кто-нибудь прочитает, четвертый перепишите. Закончив работу, сравните результаты запоминания и соотнесите их с данными, полученными по предыдущему тесту. Проведенные эксперименты позволят вам достаточно точно определить тип вашей памяти.
Объем смысловой памяти
Внимательно прочтите следующий текст: «Согласно гипотезе, выдвинутой американскими учеными, египетские пирамиды строились из каменных блоков, которые изготавливались непо¬средственно на месте строительства. Это противоречит гипотезе, согласно которой тысячи людей перетаскивали огромные камни на расстояние 80 км. Ученые расшифровали иероглифический текст, который гласит, что египетские боги подсказали фараону, руководившему строительством первой пирамиды в 2750 г. до н.э., делать искусственные камни». Теперь закройте текст и постарайтесь воспроизвести его. В этом тексте содержится 6 значимых для понимания сути смысловых единиц. Если вам удалось вспомнить и не упустить все 6 смысловых единиц, то объем смысловой памяти у вас отличный; если 4–5 смысловых единиц – оценка «хорошо», если 3 – «удовлетворительно», ниже – «плохо».
Память на числа
Прочтите внимательно (но только один раз) и постарайтесь запомнить число:
13 744 758 934 271 493.
Закройте его. Теперь запишите те из цифр, которые запомнили. Количество этих цифр характеризует объем, а количество цифр, которые вы запомнили в нужном порядке, – качество вашей памяти на цифры. По объему памяти за 8–10 цифр ставьте себе «отлично», за 5–7 – «хорошо», за 4 – «удовлетворительно», ниже 4 – «плохо». По качеству за 5–7 цифр, названных по порядку, ставьте «отлично», за 4 – «хорошо», за 3 – «удовлетворительно»», ниже 3 – «плохо».
Запоминание чисел
Некоторые мнемотехнические приемы достаточно прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Кто, например, не знает со школьных лет, как запомнить порядок расположения цветов радуги с помощью фразы Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Слово каждый соответствует красному цвету (совпадение первой буквы), слово охотник – оранжевому и т.д. Здесь мы видим пример удачного кодирования с помощью запоминающейся фразы семантически (по смыслу) совершенно не связанных с нею элементов (цвета радуги).
В прошлом широко применялись и другие мнемотехнические способы заучивания. К ним можно отнести азбуку цифр. Ее нетрудно заучить, если обратить внимание на некоторые отношения букв и цифр. Например:
0 = л, л – последняя согласная в слове «ноль».
1 = р, ф. Буквы р и ф содержат вертикально ориентированную черту, как цифра 1.
2 = н, ц. Буквы н и ц имеют по две параллельно расположенные черты.
3 = ж, м, з. Буквы м и ж составлены из трех частей, буква з подобна цифре 3.
4 = ч, к. Слово четыре начинается буквой ч, квадрат (к) имеет четыре стороны и т.д.
Отношения для других согласных и цифр 5, 6, 7, 8, 9 мы предлагаем вам отыскать самим. Когда отношения для всех цифр будут найдены, вы легко запомните азбуку. А сейчас несколькими примерами покажем, как можно ее использовать для запоминания дат исторических событий.
Пример 1. Куликовская битва, 1380 год.
Первую цифру – 1 – просто запоминаем, а число 380 кодируем в соответствии с азбукой цифр буквами: «з (3) – в (8) – л (0)».
Для этих согласных букв подбираем численное слово и фразу: «Поле Куликово было завалено трупами».
Ассоциация: (1) 380 = з – в – л. Численное слово: завалено.
Пример 2. Полтавская битва, 1709 год.
Тысячу запоминаем, число 709 кодируем буквами «с – л – д» и находим мнемоническую фразу: «Сладкая награда для Петра 1».
Пример 3. Великая французская революция, 1789 год.
Тысячу запоминаем. Кодируем число 789 буквами «с – в – д» и находим слово для ассоциации. Это слово – свобода. Опираясь на такую ассоциацию, легко запоминаем год начала Великой французской революции.
Азбуку цифр нельзя рассматривать как универсальное средство, пригодное для всех случаев запоминания числовой информации. Но многим она действительно помогает в заучивании исторических дат, хронологических событий и т.п. Советуем вначале ограничить использование азбуки цифр тремя–пятью примерами, психологически адаптироваться к ней, одновременно отыскивая собственные оригинальные приемы запоминания чисел. Само по себе знакомство с азбукой цифр укрепит вашу уверенность в неограниченных возможностях памяти.
Упражнения для совершенствования концентрации внимания
Выберите в качестве объекта какую-нибудь вещь в комнате, например, картину. Постарайтесь в течение 1 минуты выделить различные ее особенности. Действовать надо по определенной системе.
Вначале опишите картину в общих чертах, отвечая на следующие вопросы. Что на ней изображено? Кто ее автор? Хороша ли рамка? Затем заучите ее специфические особенности: рассмотрите отдельные детали, манеру исполнения и т.д. Проделайте аналогичную работу с другими вещами, выбирая их в качестве объектов изучения. В каждом случае точно формулируйте познавательную цель. Постепенно увеличивайте время, затрачиваемое на упражнения. Попытайтесь делать эти упражнения в неблагоприятных условиях, например, в условиях шума.
Упражнение «Пальцы» для тренировки внимания
Сядьте удобно в кресле или на стуле. Положите руки на колени, переплетите пальцы, оставив большие свободными. Медленно вращайте их один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга.
Сосредоточьте внимание на этом движении. Первые дни следует выполнять упражнение еже¬дневно по 5 мин., затем 10 мин. Постепенно нужно довести время выполнения упражнения до 15 минут. Упражнение дает возможность проследить «работу внимания» благодаря бессмысленности вращения пальцев. Вы должны быть готовы к тому, что выполнение этого задания может оказаться для вас неожиданно трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Возможно, вас будет клонить ко сну. Могут также появиться необычные ощущения (увеличение пальцев, кажущееся изменение направления их движения). Нужно заставить себя преодолеть эти трудности и полностью сосредоточиться на выполняемом движении. Необходимо постоянно контролировать свое состояние. В какой-то момент вы вдруг обнаружите, что забыли об инструкции. Пальцы вращаются механически, а мысли заняты совершенно другим.
Заучивание 10 слов
(оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания)
Испытуемому читают 10 коротких односложных слов, не имеющих между собой никакой связи. После прочтения испытуемый сразу же повторяет столько слов, сколько запомнил. Повторять слова можно в любом порядке. Слова прочитываются 5–6 раз. После каждого прочтения в таблице под каждым правильно воспроизведенным словом ставится крестик. Если испытуемый назвал «лишнее слово», оно фиксируется в соответствующей графе. Через час после последнего прочтения испытуемый воспроизводит запомнившиеся слова, которые фиксируются в таблице кружочками.
По данным таблицы составляется график (кривая запоминания). По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей вашего запоминания. С каждым воспроизведением количество правильных слов должно увеличиваться. Большое количество «лишних слов» свидетельствует о невнимательности. При нормальной памяти к третьему повторению испытуемый обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов. Кривая запоминания может указывать на ослабленное внимание, выраженную утомляемость. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8–9 слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике идет вниз). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о состоянии долговременной памяти.
Упражнения на развитие внимания и памяти
I. Выберите книгу автора, известного своим сухим и абстрактным стилем. Начните читать десять предложений. Затем перечитайте каждую фразу, не переходя к следующей, пока не усвоите того, что прочитали. Возьмите словарь, если нужно. На второй день прочтите десять следующих фраз, перечитывая то, что прочитано ранее. В конце первой недели запишите все, что запомнили. Это – одно из лучших упражнений для развития памяти и умственных способностей.
II. Вот упражнение на развитие внимания, достаточно легкое, но тем не менее весьма удачное. Считайте в обратном порядке начиная с 200, отнимая от каждого следующего числа 3, т.е. 200, 197, 194, 191 и т.д.
III. Прочтите текст внимательно, но только один раз, затем ответьте на вопросы.
Текст для чтения: «Шестого марта около Шато Тьери произошел любопытный случай. Груженый поезд, подходя вечером к пакгаузу, сошел с рельсов. Состав состоял из 34 вагонов; в 16 была солярка, а в 18 – вино. Две цистерны солярки по 40 м3 и четыре цистерны вина были повреждены, смесь из вина и дизельного топлива вылилась на автостраду, что послужило причиной падения в кювет 10-тонного грузовика, перевозившего масло. К счастью, никто не пострадал, только водитель грузовика получил легкие ушибы».
Вопросы:
- Куда направлялся поезд?
- Каких вагонов было больше – с вином или соляркой?
- Сколько цистерн с вином было повреждено?
- Чего больше разлилось – вина или солярки?
- Сколько было вагонов?
- В какое время суток произошло крушение?
Этот тест покажет, что обычно, увлекаясь цифрами, мы часто забываем простые вещи.
Стратегии запоминания – Учебный центр
Многие курсы колледжа требуют, чтобы вы запоминали огромное количество информации. Запоминание для одного класса может быть трудным, но это может быть еще более неприятно, когда у вас есть несколько классов. Многие ученики считают, что у них просто нет сильных навыков памяти. Однако, к счастью, запоминание предназначено не только для элитной группы людей, рожденных с нужными навыками — любой может тренировать и развивать свои способности к запоминанию.
Соревнующиеся в запоминании утверждают, что практика методов визуализации и использование трюков с памятью позволяют им быстро запоминать большие куски информации. Исследования показывают, что учащиеся, которые используют трюки с памятью, учатся лучше, чем те, кто этого не делает. Трюки с памятью помогут вам расширить рабочую память и получить доступ к долговременной памяти. Эти методы также могут помочь вам запомнить некоторые концепции на годы или даже на всю жизнь. Наконец, подобные трюки с памятью приводят к пониманию и мышлению более высокого порядка. Продолжайте читать, чтобы узнать об эффективных методах запоминания, которые помогут вам в школе.
Простые советы и рекомендации по развитию памяти
В дополнение к методам зрительной и пространственной памяти существует множество других приемов, которые помогут вашему мозгу запомнить информацию. Вот несколько простых советов, которые можно попробовать. Посмотрите это видео из Центра обучения, в котором кратко объясняются многие из этих советов.
Сначала попытайтесь понять информацию. Информацию, которая организована и имеет для вас смысл, легче запомнить. Если вы обнаружите, что не понимаете материал, потратьте некоторое время на его понимание, прежде чем пытаться его запомнить.
Связать. Соедините информацию, которую вы пытаетесь запомнить, с чем-то, что вы уже знаете. Отдельный материал труднее запомнить, чем материал, связанный с другими понятиями. Если вы не можете придумать способ связать информацию с чем-то, что вы уже знаете, придумайте сумасшедшую связь. Например, предположим, что вы пытаетесь запомнить тот факт, что вода на уровне моря кипит при температуре 212 градусов по Фаренгейту, а 212 — это первые три цифры номера телефона вашего лучшего друга. Свяжите эти две вещи, представив, что вы бросаете свой телефон в кипящий океан. Это сумасшедшая ссылка, но она может помочь этому факту сохраниться.
Спи на нем. Исследования показывают, что ваш мозг обрабатывает и сохраняет информацию во время сна. Попробуйте просмотреть информацию непосредственно перед сном — даже если это всего на несколько минут — и посмотрите, поможет ли она закрепить информацию в вашей памяти.
Самопроверка. Время от времени проверяйте себя, активно вспоминая информацию, которую вы пытаетесь изучить. Обязательно активно проверяйте себя, а не просто перечитывайте заметки или учебник. Часто учащиеся думают, что запоминают материал только потому, что он знаком им, когда они его перечитывают. Вместо этого задавайте себе вопросы и заставляйте себя запомнить их, не глядя на ответ или материал. Это позволит вам определить области, с которыми вы боретесь; затем вы можете вернуться к одному из приемов запоминания, чтобы помочь себе запомнить его. Кроме того, не задавайте себе вопросы сразу после попытки что-то запомнить. Подождите несколько часов или даже день или два, чтобы убедиться, что это действительно засело в вашей памяти.
Используйте распределенную практику. Чтобы концепция переместилась из вашей временной рабочей памяти в долговременную, должны произойти две вещи: концепция должна быть запоминающейся и она должна быть повторяющейся . Используйте повторение, чтобы прочно закрепить информацию в памяти. Техники повторения могут включать в себя такие вещи, как карточки для запоминания, использование простых советов из этого раздела и самопроверку. Распределите изучение и повторение на несколько дней и начните увеличивать время между каждым учебным занятием. Распределение и постепенное увеличение промежутков между ними может помочь нам стать более уверенными в мастерстве и зафиксировать концепции на своих местах.
Запишите это. Письмо помогает нам более глубоко кодировать информацию, которую мы пытаемся выучить, потому что существует прямая связь между нашей рукой и нашим мозгом. Попробуйте делать заметки от руки во время лекции или переделывать и систематизировать заметки или информацию от руки после лекции. Пока вы записываете концепцию, которую хотите запомнить, постарайтесь произнести информацию вслух, а также визуализировать концепцию.
Создание значимых групп. Хорошей стратегией запоминания является создание осмысленных групп, которые упрощают материал. Например, допустим, вы хотите запомнить названия четырех растений: чеснок, роза, боярышник и горчица. Первые буквы обозначают GRHM, так что вы можете связать это с изображением взломщика GRAHAM. Теперь все, что вам нужно сделать, это не забыть изобразить крекер Грэма, и названия растений будет легче вспомнить.
Использовать мнемонику. Мнемотехника — это системы и приемы, которые делают информацию запоминающейся. Один из распространенных типов — это когда первая буква каждого слова в предложении также является первой буквой каждого слова в списке, который необходимо запомнить. Например, многие дети усвоили порядок действий в математике, используя предложение , пожалуйста, извините, моя дорогая тетя Салли (скобки, показатели степени, умножение, деление, сложение, вычитание). Проверьте Wikipedia для хорошего списка примеров и идей.
Поговори с собой. Сначала это может показаться странным, но разговор с самим собой о материале, который вы пытаетесь запомнить, может быть эффективным инструментом памяти. Попробуйте говорить вслух, а не просто выделять или перечитывать информацию.
Упражнение! Серьезно! Исследования показывают, что упражнения могут улучшить нашу память и способности к обучению, потому что они помогают создавать нейроны в областях, связанных с памятью. Кардиотренировки и тренировки с отягощениями (с отягощениями) имеют мощный эффект, поэтому делайте то, что лучше всего подходит для вас.
Практика чередования. Чередование — это идея смешивания или чередования навыков или понятий, которые вы хотите запомнить. Например, потратьте некоторое время на запоминание словарных слов для урока естествознания, а затем сразу же переключитесь на изучение исторических дат и имен для урока истории. Затем попрактикуйтесь в решении нескольких математических задач, а затем вернитесь к научным определениям. Поначалу этот метод может показаться запутанным, но в итоге он дает лучшие результаты, чем просто трата времени на изучение одной и той же концепции. Посмотрите это видео, чтобы узнать больше о чередовании и других подобных стратегиях.
Зрительные и пространственные техники
Визуальные и пространственные методы — это трюки с памятью, которые задействуют ваши пять чувств. Они используют образы, песни, чувства и наши тела, чтобы информация оставалась в памяти. У людей выдающиеся системы зрительной и пространственной памяти. Когда вы используете методы визуальной и пространственной памяти, вы используете веселые, запоминающиеся и творческие подходы, а не скучное механическое запоминание. Так легче увидеть, почувствовать или услышать то, что вы хотите запомнить. Визуальные и пространственные методы также освобождают вашу рабочую память. Когда вы группируете вещи вместе, вы улучшаете свою долговременную память. Использование визуальных и пространственных техник помогает вашему уму сосредоточиться и сосредоточить внимание, когда ваш разум предпочитает отвлекаться на что-то другое. Они помогут вам сделать то, что вы изучаете, значимым, запоминающимся и веселым.
Обычная практика использования костяшек пальцев для запоминания количества дней в каждом месяце — отличный пример простой визуально-пространственной техники, помогающей запоминать детали.
Памятные визуальные образы. В следующий раз, когда вам нужно будет запомнить ключевой элемент, попробуйте создать запоминающийся визуальный образ, представляющий этот элемент. Изображения важны, потому что они напрямую связаны с зрительно-пространственными центрами вашего мозга. Изображения помогают запоминать сложные понятия, затрагивая зрительные области. Но вам нужно использовать не только изображения — чем больше из пяти чувств вы сможете использовать, тем легче вам будет вспоминать информацию. Вместо того, чтобы просто визуализировать образ, попробуйте запах , чувствовать , слышать и изображение. Например, если вы пытаетесь вспомнить, что столица Луизианы — Батон-Руж, нарисуйте образ девушки по имени Луиза, несущей красную дубинку.
Техника дворца памяти. Этот метод включает в себя визуализацию знакомого места — например, вашего дома или комнаты в общежитии — и использование его в качестве визуального пространства, где вы можете размещать концептуальные образы, которые хотите запомнить. Этот метод может помочь вам запомнить не связанные друг с другом предметы, например, список продуктов. Чтобы использовать технику «дворца памяти», визуализируйте свое место (дом или комнату в общежитии), а затем представьте себе продукты из вашего списка покупок в разных местах вокруг этого места. Например, представьте разбитое яйцо, капающее с края стола, или горсть яблок на диване. К этой технике может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к ней, но как только вы это сделаете, она станет быстрее и эффективнее. Этот Ted Talk больше объясняет дворцы памяти.
Песни и джинглы. Подобно дворцу памяти и изображениям, песни и джинглы используют правое полушарие вашего мозга и могут помочь нам запомнить сложные вещи, такие как уравнения и списки. Уже существует множество песен для таких вещей, как квадратичная формула — попробуйте поискать в Google то, что вы пытаетесь запомнить, чтобы увидеть, не создал ли кто-то уже мелодию. Если нет, попробуйте сделать свой собственный.
Пять чувств. Максимальное использование пяти органов чувств во время учебы помогает вам задействовать больше частей мозга и лучше запоминать информацию. Например, если вы готовитесь к экзамену по анатомии, возьмите анатомические модели, пощупайте каждую часть и произнесите их названия вслух.
Живые визуальные метафоры или аналогии. Это может помочь вам не только запомнить, но и понять понятий, особенно в математике и естественных науках. Метафора — это способ понять, что одна вещь чем-то похожа на другую. Например, представьте, что Сирия имеет форму тарелки с хлопьями, а Иордания — кроссовки Nike Air Jordan. Метафоры, особенно визуальные, могут оставаться с вами годами. Они помогают закреплять идеи в вашем уме, потому что создают связи с уже существующими нейронными структурами.
Последние мысли
Некоторые из этих техник поначалу могут показаться странными или требуют некоторого времени для освоения. Чем больше вы их практикуете, тем легче и естественнее они становятся, и тем больше информации вы можете запомнить. Кроме того, помните, что вам не нужно выполнять все советы из этого списка. Поэкспериментируйте с несколькими и найдите, какие из них работают для вас.
Помните, что вы можете записаться на прием к академическому тренеру, чтобы обсудить методы запоминания, составить план обучения или обсудить любой другой академический вопрос.
Ознакомьтесь с некоторыми ресурсами Учебного центра по другим эффективным стратегиям обучения:
- Учись умнее, а не усерднее
- Как добиться академического успеха в Каролине
- Стратегии метакогнитивного обучения
- Стратегическая подготовка к испытаниям
Консультационные работы
Браун, П., Редигер, Х., и Макдэниел, М. (2014). Закрепи. Массачусетс: Издательство Белкнап издательства Гарвардского университета.
Фоер, Дж. (2011). Лунная прогулка с Эйнштейном: Искусство и наука помнить все. Нью-Йорк: группа пингвинов.
Окли, Б. (2014). Разум для чисел: как преуспеть в математике и естественных науках (даже если вы завалили алгебру) . Нью-Йорк: Группа пингвинов.
Робинсон, А. (1993). Что знают умные ученики . Нью-Йорк: Three Rivers Press.
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 License.
Вы можете воспроизводить его для некоммерческого использования, если вы используете весь раздаточный материал и указываете источник: Учебный центр, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл
Если вам нравится использовать наши раздаточные материалы, мы благодарим вас за благодарность.
Сделать подарок
Легкий способ улучшить память
Загрузка
Подробно | Психология
(Изображение предоставлено Getty Images)
Дэвид Робсон, 12 февраля 2018 г.
Удивительно мощная техника может улучшить вашу краткосрочную и долгосрочную память — и, похоже, она помогает всем, от студентов до пациентов с болезнью Альцгеймера.
Т
Эта история вошла в сборник «Лучшее за 2018 год» BBC Future. Узнайте больше о нашей подборке.
Когда вы пытаетесь запомнить новый материал, легко предположить, что чем больше вы будете работать, тем лучше вы будете работать. Тем не менее, время простоя — буквально ничего не делать — может быть именно тем, что вам нужно. Просто приглушите свет, расслабьтесь и наслаждайтесь 10-15 минутами спокойного созерцания, и вы обнаружите, что ваша память о только что изученных фактах стала намного лучше, чем если бы вы попытались использовать этот момент более продуктивно.
Хотя уже хорошо известно, что нам следует подстраиваться под наши занятия, новые исследования показывают, что мы должны стремиться к «минимальному вмешательству» во время этих перерывов, намеренно избегая любой деятельности, которая может помешать деликатной задаче формирования памяти. Так что никаких поручений, проверки электронной почты или веб-серфинга на смартфоне. Вам действительно нужно дать своему мозгу возможность полностью перезарядиться, не отвлекаясь.
- Тайна того, почему вы не можете вспомнить себя ребенком
- Человек, который не может доверять своему мозгу
- Новый способ управлять своими эмоциями людям с амнезией и некоторыми формами слабоумия, предлагая новые способы высвобождения скрытой, ранее не распознаваемой способности к обучению и запоминанию.
Простая техника может улучшить нашу кратковременную и долговременную память (Фото: Getty Images)
Замечательные преимущества спокойного отдыха для улучшения памяти были впервые задокументированы в 1900 году немецким психологом Георгом Элиасом Мюллером и его учеником Альфонсом Пильцекером. В одном из своих многочисленных экспериментов по консолидации памяти Мюллер и Пилцекер сначала попросили участников выучить список бессмысленных слогов. После короткого периода обучения половине группы сразу же дали второй список для изучения, а остальным дали шестиминутный перерыв, прежде чем продолжить.
При тестировании через полтора часа две группы продемонстрировали поразительно разные модели припоминания. Участники, получившие перерыв, запомнили почти 50 % своего списка, по сравнению со средним показателем 28 % для группы, у которой не было времени перезарядить свои мыслительные батареи. Это открытие показало, что наша память на новую информацию особенно хрупка сразу после того, как она была впервые закодирована, что делает ее более восприимчивой к влиянию новой информации.
Хотя горстка других психологов время от времени возвращалась к этому открытию, только в начале 2000-х стало известно о его более широком значении, благодаря новаторскому исследованию Серджио Делла Сала из Эдинбургского университета и Нельсона Коуэна из Университет Миссури.
Мы все могли бы обойтись меньшим количеством отвлекающих факторов в нашей жизни. Фото: Getty Images Используя установку, аналогичную оригинальному исследованию Мюллера и Пилзекера, они представили своим участникам списки из 15 слов и проверили их через 10 минут. В некоторых испытаниях участники оставались занятыми некоторыми стандартными когнитивными тестами; в других их просили лежать в затемненной комнате и не засыпать.
Воздействие небольшого вмешательства оказалось более глубоким, чем кто-либо мог предположить. Хотя два пациента с наиболее тяжелой амнезией не продемонстрировали никакой пользы, остальные утроили количество слов, которые они могли запомнить — с 14% до 49%, что почти соответствует показателям здоровых людей без неврологических нарушений.
Следующие результаты были еще более впечатляющими. Участников попросили прослушать несколько историй и через час ответить на вопросы. Без возможности передохнуть они могли вспомнить только 7% фактов в рассказе; с остальными это подскочило до 79% — астрономическое 11-кратное увеличение удерживаемой ими информации.
На пути к полному запоминанию
Если вас интересуют дополнительные, не требующие больших усилий способы повышения запоминаемости, вы можете воспользоваться следующими стратегиями:
- Проверьте себя. Так называемая «практика поиска» — активное принуждение себя к запоминанию информации — намного эффективнее, чем пассивное чтение.
- «Разбейте» свои исследования, оставив несколько недель между повторным просмотром материала. Действительно, часто лучше подождать, пока вы не забудете материал, чтобы избежать «переучивания».
- Поговори с собой. Простое описание события закрепляет его в вашей памяти.
- Добавить разнообразие. Иногда полезно смешивать и чередовать предметы, которые вы изучаете, процесс, называемый «чередованием», вместо того, чтобы изучать каждый предмет в одном блоке.
Исследователи также обнаружили аналогичное, хотя и менее выраженное, преимущество для здоровых участников в каждом случае, повышая припоминание от 10 до 30%.
Бывшая ученица Делла Сала и Коуэна, Микаэла Дьюар из Университета Хериот-Ватт, провела несколько дополнительных исследований, воспроизводя результаты в самых разных контекстах. Они обнаружили, что у здоровых участников эти короткие периоды отдыха также могут улучшить нашу пространственную память, например, помогая участникам вспомнить расположение различных ориентиров в среде виртуальной реальности. Важно отметить, что это преимущество сохраняется через неделю после первоначального учебного задания и, похоже, приносит пользу как молодым, так и пожилым людям. И помимо выживших после инсульта, они также обнаружили аналогичные преимущества для людей на более ранних, более легких стадиях болезни Альцгеймера.
Наша память на новую информацию становится особенно хрупкой сразу после того, как она была закодирована (Фото: Getty Images)
В каждом случае исследователи просто просили участников сесть в темной тихой комнате, без мобильных телефонов и других отвлекающих факторов. . «Мы не даем им никаких конкретных инструкций относительно того, что они должны или не должны делать во время отдыха», — говорит Дьюар. «Но анкеты, заполненные в конце наших экспериментов, показывают, что большинство людей просто позволяют своим мыслям блуждать».
Даже в этом случае нам следует быть осторожными и не слишком напрягаться, пока мы мечтаем. В одном исследовании, например, участников попросили представить прошлое или будущее событие во время перерыва, что, по-видимому, уменьшило их последующее воспоминание о недавно изученном материале. Так что может быть безопаснее избегать любых согласованных умственных усилий во время простоя.
Точный механизм до сих пор неизвестен, хотя некоторые подсказки появляются благодаря растущему пониманию формирования памяти. В настоящее время общепризнано, что после первоначального кодирования воспоминаний они проходят через период консолидации, который закрепляет их в долговременном хранилище. Когда-то считалось, что это происходит в основном во время сна, когда усиливается связь между гиппокампом, где впервые формируются воспоминания, и корой, процесс, который может создавать и укреплять новые нейронные связи, необходимые для последующего воспроизведения.
Мозг может использовать время простоя, чтобы закрепить то, что он недавно выучил. Но в соответствии с работой Дьюара, исследование Лилы Давачи из Нью-Йоркского университета, проведенное в 2010 году, показало, что это не ограничивается сном, и аналогичная нейронная активность возникает и в периоды бодрствования. В ходе исследования участников сначала попросили запомнить пары картинок — сопоставив лицо с объектом или сценой, — а затем им разрешили откинуться на спинку кресла и позволить своим мыслям блуждать в течение короткого периода времени. И действительно, она обнаружила усиленную связь между гиппокампом и областями зрительной коры во время их отдыха. По ее словам, важно отметить, что люди, которые продемонстрировали большее увеличение связи между этими областями, были теми, кто помнил больше о задаче.
Возможно, мозг использует любую потенциальную паузу, чтобы закрепить то, что он недавно выучил, и уменьшение дополнительной стимуляции в это время может облегчить этот процесс. Похоже, что неврологическое повреждение может сделать мозг особенно уязвимым для этого вмешательства после обучения новой памяти, поэтому период отдыха оказался особенно эффективным для людей, переживших инсульт, и людей с болезнью Альцгеймера.
Другие психологи в восторге от исследования. «Эффект довольно устойчив во всех исследованиях в настоящее время в ряде экспериментов и задач памяти», — говорит Эйдан Хорнер из Йоркского университета. «Это увлекательно». Хорнер соглашается с тем, что это потенциально может предложить новые способы помочь людям с нарушениями жизнедеятельности.
Планирование регулярных периодов отдыха может помочь нам сохранить новые воспоминания. Но он считает, что полезно помочь пациенту узнать новую важную информацию, например, узнать имя и лицо нового опекуна. «Возможно, короткий период бодрствования после этого увеличит шансы на то, что они вспомнят этого человека и, следовательно, позже будут чувствовать себя с ним более комфортно». Дьюар говорит мне, что ей известно об одном пациенте, которому, по-видимому, помог короткий отдых, чтобы узнать имя своего внука, хотя она подчеркивает, что это всего лишь анекдотическое свидетельство.
Томас Бэгули из Ноттингемского Трентского университета в Великобритании также настроен с осторожным оптимизмом. Он отмечает, что некоторым пациентам с болезнью Альцгеймера уже рекомендуют применять техники осознанности, чтобы снять стресс и улучшить общее самочувствие. «Некоторые [из этих] вмешательств могут также способствовать бодрствованию, и стоит выяснить, работают ли они отчасти из-за уменьшения помех», — говорит он, хотя это может быть трудно реализовать у людей с тяжелой деменцией, говорит он.
Помимо клинической пользы для этих пациентов, Бэгули и Хорнер оба согласны с тем, что планирование регулярных периодов отдыха без отвлекающих факторов может помочь всем нам лучше усвоить новый материал. В конце концов, для многих учащихся 10-30%-е улучшения, зафиксированные в этих исследованиях, могут означать разницу между классом или двумя. «Я могу представить, что вы можете встроить эти 10-15 минутные перерывы в период повторения, — говорит Хорнер, — и это может быть полезным способом немного улучшить вашу способность запоминать позже».
В век информационной перегрузки стоит помнить, что не только наши смартфоны нуждаются в регулярной подзарядке. Наш разум явно тоже.
—
Дэвид Робсон – независимый писатель из Лондона. Его номер @d_a_robson в Твиттере .
Присоединяйтесь к более чем 800 000 поклонников Future, поставив лайк нам в Facebook или подпишитесь на нас в Twitter .