14.11.2024

Как развивать внимание и память у школьника: 9 способов развить память и внимание у ребенка

Содержание

Развитие памяти у младших школьников: упражнения для развития памяти

центр детского и

молодёжного

развития

Телефоны

+7(495)135-15-45+7(901)388-61-35


Автор: Анна Б. Горская

Оглавление:

  • Современные младшие школьники – какие они?
  • Что такое память. Какие виды запоминания существуют?
  • Особенности младших школьников, их развития памяти
  • Разные типы восприятия информации – выбираем свой
  • Практические упражнения на развитие памяти
  • Что советуют психологи — курсы для развития памяти у школьников в центре К.О.Т.

Школа, домашние задания, тесты … Современный мир повышает требования к человеку. Вопрос развития памяти у младших школьников становится всё актуальнее. В этой статье мы с вами разберем, как развивается память школьном возрасте, узнаем, что нужно делать, чтобы помочь своему ребенку лучше запоминать информацию, какими упражнениями пользоваться.

Современные школьники – какие они?

Вернёмся к вопросу: какой он, современный школьник? Часто даже в младших классах это — продвинутый пользователь во многих областях жизни. Человек, который понимает новшества и современные гаджеты лучше взрослых. То есть у младших школьников очень гибкое мышление, которое способно легко воспринимать, буквально «на лету» схватывать новую информацию.

Откуда же берутся проблемы с памятью?

Самые частые варианты – отсутствие интереса и желания запоминать, то, что нужно. Или недостаток внимания. Но встречаются дети, которым в принципе сложно даётся запоминание новой информации. Человеческая память — как мышцы, которые нужно тренировать.

Память у детей младшего возраста преимущественно механическая, то есть заучивание. Это максимально удобный и привычный для них способ запоминания. Однако, не самый эффективный.

К тому же, с возрастом этот способ всё больше уступает место другим видам памяти. Научить ребенка усваивать информацию разными способами -значит помочь ему избежать проблем в будущем. Это – важная задача, которая засуживает внимания. Без специальных упражнений не обойтись. Печально, но без обучения сама собой память не развивается.

Сначала надо понять, что такое память и какие её виды существуют.

Больше познакомиться с этим понятием необходимо, чтобы помочь своему ребенку.

Память — это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек раньше пережевал и делал.

Виды памяти:

  1. Двигательная память (моторная). Она позволяет запоминать различные движения, помогает выработать навыки.
  2. Эмоциональная память. Сильная память, которая запоминает эмоции, чувства, переживания.
  3. Словесно-логическая память. Запоминает материал, устанавливает смысловые связи. Благодаря этому виду запоминания мы можем рассуждать и делать умозаключения.
  4. Образная память. Позволяет запоминать образы, возникающие в сознании.

По способу запоминания этот процесс делиться на произвольное, когда заучиваем сознательно наизусть информацию, и непроизвольное.

В этом случае запоминание происходит само собой, мы не ставим перед собой такой цели.

По длительности хранения информации память делится на кратковременную и долговременную. Так же принято отдельно выделять оперативную, или рабочую память. Она необходима чтобы, например, запомнить адрес, по которому нужно добраться. Поле того, как задача выполнена, этот адрес забывается, потому что больше не нужен.

Если вы хотите с ребенком разобраться в том, как работает память, посмотрите мультик «Головоломка» -это отличная иллюстрация механизмов запоминания и хранения информации в мозге.

Механизм работы памяти этот можно описать так: Запоминание > сохранение > воспроизведение > забывание Причём, информация проходит «сортировку». Сначала она поступает в кратковременную память, затем важная на долго отправляется в долговременную память, нужная прямо сейчас – в оперативную, а то что не нужно – забывается.

Особенности младших школьников и их запоминания

  1. У ребят в младшего школьного возраста классах более развита память наглядно- образная, чем смысловая. То есть они хорошо запоминают конкретику — предметы, факты и т.д. В школьной программе в этом возрасте ученикам дают большое количество конкретного материала. Это способствует ещё большему развитию этого типа запоминания.
  2. Ребята не умеют разбивать материал на группы, правильно организовать процесс запоминания, использовать логические схемы.

Им проще запомнить дословно и неосознанно. Этому способствует ещё недостаточное развитие речи. Часто ребенку проще дословно рассказать текст, чем пересказать его своими словами. С этим необходимо бороться и добиваться понимания того, что учит школьник.

В начальных классах нужно готовить учеников к обучению в средней школе, развивать логическую память, чтобы легко усваивать объяснения, определения, доказательства. Приучать к этому типу запоминания значит развивать их мышление.

Нужно научить ребят в младшей школе резным приёмам запоминания, помочь выбрать наиболее эффективные для них.

Без специального обучения учащиеся младшего звена не умеют запоминать правильно и просто учат наизусть.

Они запоминают только целиком, и не могут воспроизвести информацию частями. Наглядный пример –ребенок выучил длинное стихотворение, сбился в середине и начинает рассказывать его заново. Знакомо?

После обучения ребята легко пользуются новыми способами запоминания, показывают отличные результаты.

Разные типы восприятия информации – выбираем свой.

Почему всем дают одну и ту же информацию на уроках, но каждый понимает и воспринимает ее по-своему и запоминает с разной скоростью?

Ответ прост. Все люди очень разные. У каждого существуют свои особенности восприятия.

К сожалению, в школе на это не обращают внимания. Все должны делать то, что нужно по программе. Информацию дают именно так, а не иначе. Так устроена наша система.

Если вы заметили, что школьнику сложно даётся запоминание информации стоит уделить внимание развитию памяти младших школьников.

Первое, что нужно – определить ведущую память ребенка.
Существуют три канала восприятия:

  1.  Аудиальный, или звуковой. Аудиал — человек, воспринимающий подавляющее большинство информации через звуки. Они чаще всего обращаются к описанию окружающего мира через звуки. Их доминирующее чувство — слух, поэтому они имеют, как правило, сильные коммуникативные навыки.
  2. Визуальный, или зрительный. Визуал лучше всего воспринимает информацию в виде образов. Он, как бы рисует в голове определённые картины того, что вы ему пытаетесь донести.
  3. Кинетический, это ощущения. Для этих людей в первую очередь важен чувствительный опыт, эмоциональное подкрепление. Они хорошо вспоминают ощущения, движения, запахи и в большей степени ориентируются на чувства. 

«Чистых» типов запоминания нет. Но есть ведущие.

Здесь нужно действовать так:

Узнать ведущий тип запоминания, научить ребенка его использовать

Дополнительно развивать другие каналы восприятия информации.

Ребенок аудиал усидчив, внимателен, обожает говорить, слушать. Общение для них играет огромную роль. Для них характерно проговаривание вслух своих действий.

Дети-визуалы лучше запоминают информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов. У них хорошо развита моторика пальцев, а словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания.

Ребенок –кинестетик – настоящий практик. Он стремится изучить окружающий мир со всех сторон, ощупывая и даже пробуя на вкус. В школе кинестетик любит трогать учебные материалы, собирать или разбирать пособия. Они не очень любят читать. Им проще интереснее писать. Именно поэтому часто таких детей чтению обучают через письмо.

Не всегда просто определить ведущую модальность у ребенка. На курсах по развитию внимания и памяти в центре К.О.Т. – это первый и один из самых важных этапов курса.

Практические упражнения для развития памяти

Попробуйте потренироваться вместе со своим ребёнком. Мы подобрали упражнения на развитие памяти у младших школьников.

Упражнения для развития слуховой памяти

  1. Упражнение «Повтори слова»

    Очень простая и увлекательная игра «Повтори слова». Правила этой игры просты:

    • Вы проговариваете слова для ребенка
    • Ребенок слушает
    • Задача ребенка назвать эти слова вслух, можно без определенной последовательности.
       
  2. Упражнение — игра «Испорченный телефон»

    Задача игроков встать змейкой, паровозиком или в круг и первый игрок своему соседу шепчет слово и так по кругу или в той последовательности, как стоят игроки, передаётся слово. Последний называет слово, которое услышал. Игра еще может стать и весёлой, так как по-разному каждый может воспринять и услышать.

  3. Упражнение «Распутай слово»

    Ваша задача подготовить для ребенка предложения. Затем — проговорить их в разбросанном порядке.

    Задача игрока — произнести в первоначальном виде (например, «Мама пошла в магазин» — «пошла, магазин, мама, в; «Степа не любит кашу по утрам» — не, кашу, утрам, любит, Степа, по)

Упражнения направленные на развитие зрительной памяти

  • Упражнение «Слово и образ»
    1. Выпишите себе 10 слов. Это может быть что угодно.
    2. Положите перед ребёнком листок бумаги и ручку.
    3. Ваша задача читать слово. Ребёнок на несколько секунд должен зарисовать то, что ассоциируется у него с этим словом.
    4. Когда вы всё продиктовали, а ребенок зарисовал, то попросите его назвать как можно больше слов по своим картинкам.
       
  • Упражнение — игра «Фотограф» Игра для большого количества людей.
    1. Выбирается из всех участников один человек — он фотограф.
    2. Вы — как ведущий, расставляете детей в определенной последовательности.
    3. Фотограф запоминает последовательность игроков, а потом отворачивается.
    4. В то время, пока фотограф не видит, вы меняете послеждовательность участников. Они смогут сделать это сами.
    5. Фотограф поворачивается. Его задача – вспомнить, кто в какой последовательности был.
       
  • Упражнение «Чего не стало?»
    1. Вы берете любые предметы, очень интересно использовать предметы на какую-то тему.
    2. Раскладываете на столе (или другой поверхности) выбранные предметы в определённой последовательности.
    3. Задача ребенка запомнить последовательность.
    4. Потом вы, пока ребенок не видит, должны убрать какой-либо предмет или же поменять последовательность.
    5. Задача ребенка вспомнить, как было.

     

Упражнения, чтобы развивать кинетическую память

  1. Игровое упражнение «Волшебный мешок». Здесь понадобится реквизит: мешок и предметы, которые находятся внутри. Задача ребенка закрытыми глазами доставать и называть предметы из мешочка, запоминая ощущения. А после — вспомнить максимальное колличество придметов.
  2. Оригами – тоже отличное упражнение Детей затягивает это процесс моделирования чего-то из бумаги, при этом он очень полезен. Повторяя одни и те же движения, мы запоминаем как это делать, нарабатывая, так сказать, руку.
  3. Пользуйтесь различными упражнениями для мелкой моторики Здесь есть много игр. Пластилин, из которого можно сделать много интересных подделок, даже создать свою сказку. Космический песок, и другие материалы.

Универсальный способ – это пересказ. Он необходим всегда и везде.

Чтобы память была хорошей, детям необходимо:

  • Выполнять упражнения по развитию слуховой памяти с детьми младшего школьного возраста, и других каналов восприятия информации.
  • Быть здоровым, правильно питаться. Организму должно хватать витаминов и минералов для учебы и акивной жизни.
  • Учиться запоминать разными способами. Использовать специальные техники.
  • Достаточно спать. Свою норму по часам, а не пересыпать или недосыпать, что сейчас становится каким-то тендемом.
  • Отдыхать. Выделяйте в графике ребенка время на отдых. Это может быть поход в музей, театр, кинотеатр, встреча с друзьями и много то, что любит ваш ребенок.

Эффективный способ развития памяти – курсы в центре К.О.Т.

В нашем центре психологами разработан специальный курс, который помогает школьникам грамотно и эффективно память.

Сначала, как говорилось выше, мы определяем ведущую модальность и учим ребенка её использовать.

Потом – учим школьников работать с информацией, подбирая специальный набор упражнений. Структурировать, разбивать на логические части, создавать ассоциации. Изучаем различные эффективные мнемотехники.

Самое главное – это индивидуальный подход и выбор упражнений. Нет единого рецепта как научить школьника быстро запоминать.

Поэтому каждый выпускных наших кусов получает индивидуальные рекомендации и собственные работающие методы запоминания.

В этой статье мы с вами разобрали, что такое память, как ее развить в школьном возрасте. Надеемся, статья стала для кого-то полезной для Вас.

С заботой о будущем Вашего ребенка, команда центра К.О.Т.

подписаться

на новости

заказать тренинг

для группы

связаться

с нами

Как улучшить память ребенку 8-10 лет. Тренировка памяти, внимания.

Как улучшить память ребенку 8-10 лет. Тренировка памяти, внимания.

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 4 декабря, 2021

Память – базовая когнитивная функция человеческого мозга, развивающаяся постепенно, по мере взросления. В медицине сформулированы нормы и критерии способности к запоминанию для детей разного возраста. Но эти параметры – ориентир примерный, не конкретизированный.

Малыши, как правило, впитывают информацию как губка, показывая ошеломляющие результаты. Бывают и случаи, когда у ребенка-школьника возникают проблемы, и требуется дополнительное улучшение памяти и внимания с помощью специальных упражнений и игр [1].

Содержание статьи:

  • 1 Возрастные нормы формирования памяти
  • 2 Причины плохого запоминания
  • 3 Как улучшить?
  • 4 Специальные упражнения для мозга
    • 4.1 «Вечерний обзор»
    • 4.2 «Что изменилось?»
    • 4.3 «Запомни все»
    • 4.4 “Найди отличия”
  • 5 Игры
  • 6 Советы психолога
  • 7 Список использованной литературы

Возрастные нормы формирования памяти

Для юного возраста критерии количества запоминаемой информации о внешнем мире – свои.

У младенцев на первое место выходит память тактильная, обонятельная и осязательная: малыш узнает маму по запаху, голосу. Дальше важность приобретает зрительное запоминание: дом, постель, члены семьи. С возрастом “подтягивается” оперативная (кратковременная) и долговременная память – важны в обучении. Не менее важны еще два типа когнитивной функции: непроизвольная, когда запоминаются события, не относящиеся к цели, и произвольная: способность выучит то, что требуется.

Родители могут заметить, когда у ребенка страдает один из видов способности к запоминанию: теряет игрушки, телефон, приходит домой без портфеля и т.д.

Крайне важно обращать на это внимание вовремя, так как чем раньше будет обнаружена проблема, тем проще ее будет устранить.

Критерии зрелого запоминания для младших школьников:

  • Продолжает формироваться образная память. Входят в гармонию зрительная, слуховая, вкусовая, двигательная и тактильная стороны этой функции.
  • Сформированный навык произвольного запоминания. Усваивается не случайная информация, а заучивается конкретная. Это связано с необходимостью обучения навыкам и школьным предметам.
  • Владение методиками запоминания. Выбор подходящей для каждого конкретного случая: внимательное рассматривание, многократное повторение, разделение информации на небольшие блоки и заучивание постепенно.
  • Самоконтроль на уровне узнавания. Сталкиваясь со знакомыми данными, например, рассказом или стихами, ребенок узнает, что уже учил такие тексты.

Тренировка для памяти и внимания для у детей – школьников 8-9 лет крайне важна. В таком возрасте нагрузка на эти функции возрастает многократно из-за учебной нагрузки.

Причины плохого запоминания

Родители нередко замечают, что когнитивные функции у ребенка развиваются в меньшем объеме, чем необходимо.

Заметно это по изменениям памяти. В случае проблем, ребенок не может накапливать, запоминать, усваивать и применять информацию. Впрочем, иногда, на помощь механическое заучивание, зазубривание, без понимания сути. Это делает навык малополезным.

Подобное может возникать в силу ряда причин:

  1. Регулярные стрессы, которые в таком возрасте крайне отрицательно сказываются на здоровье будущего взрослого [2]. Причем родители могут сами не замечать состояние малыша, если он не рассказывает о переживаниях родным.
  1. Сезонная нехватка витаминов, сильнее в конце зимы и ранней весной. Влияют еще и перенесенные ранее соматические заболевания.
  1. Переутомление, психическое и физическое. Из-за нагрузки в школе и дополнительных занятий, часто не удается выстроить правильный режим работы и отдыха. Приводит такое к накоплению усталости.
  1. Черепно-мозговые травмы. При этом последствия причиненного вреда может сказываться и спустя недели, месяцы.
  1. Органическое поражение тканей головного мозга. В том числе формирование доброкачественных и злокачественных опухолей.
  1. Врожденная или приобретенная задержка речевого и общего развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  1. Проблемы с кровообращением в голове: спазм на фоне вегетососудистой дистонии, врожденные аномалии сосудов головы, шеи.
  1. Недостаток нагрузки. Память, как и другие когнитивные функции, развивается, но ее нужно тренировать.

Если вы столкнулись с подобной проблемой, то стоит обратиться в клинику. После проверки уровня познавательных способностей малыша и определения причины отставания, доктор подскажет меры, как тренировать память ребенка и внимание у школьника 8- 10 или 12 лет.

Как правило, в раннем возрасте, запас прочности и гибкость нейронов феноменальны. Плохая память и проблемы с вниманием поддаются корректировке, если делом заниматься профессионально.

Как улучшить?

К проблеме нужно подходить серьезно и комплексно. Для того, чтобы улучшить память и не сталкиваться больше с такой проблемой, стоит пройти обследование в специализированном центре, где маленькому пациенту подберут маршрут по избавлению от проблемы.

В качестве действенных методов, помогающих как улучшить память ребенку 7, 8 или 9 -10 лет, так и внимание, работу мозга у школьников 11-12 лет, эффективны:

  • Систематическое выполнение комплексов специальных упражнений, направленных на тренировку этой когнитивной функции.
  • Регулярное чтение книг и обсуждение сюжета с родителями, сверстниками. Заучивание стихов, поговорок, загадок.
  • Совместные игры, требующие задействование памяти.
  • Пересмотр питания и распорядка дня. Важно, чтобы школьник полноценно отдыхал и восстанавливался. В рационе должны преобладать богатые витаминами и микроэлементами продукты.

Дальше посмотрим подробнее, как помочь малышу сформировать навыки запоминания, облегчить память обучение.

Специальные упражнения для мозга

После тщательного исследования особенностей ребёнка, медики подбирают методики, которые будут результативны для конкретного случая [3].

Также у специалистов есть универсальные упражнения для улучшения памяти для детей 10 лет, которые каждый родитель может использовать каждый день дома.

Рассмотрим подробнее те, что считаются наиболее действенными.

«Вечерний обзор»

Создайте правило по вечерам рассказывать о том, как прошел день, выстраивая события в хронологической последовательности. Важно вспомнить все этапы дня.

При введении привычки можно задавать наводящие вопросы, но через некоторое время, привыкнув, дети самостоятельно рассказывают обо всех событиях. Более сложный вариант – рассказывать о случившемся за день с конца в начало. То есть с вечерних событий к пробуждению.

«Что изменилось?»

Перед ребенком выкладывается ряд знакомых предметов (карандаши, ручки, ластики, значки), дают 10-20 секунд на запоминание. Затем школьник закрывает глаза и досчитывает до 20.

В этот момент порядок предметов перед ним меняется. После открытия глаз, тренируемый должен ответить, какие вещи лежат не на своем месте.

«Запомни все»

Выберите какой-нибудь крупный объект интерьера или предмет мебели. Дайте возможность внимательно его рассмотреть, не притрагиваясь при этом. Затем попросите ребенка закрыть глаза и подробно описать увиденное. Чем больше мелких деталей – тем лучше.

“Найди отличия”

Показываются два очень похожих, но все-таки имеющих незначительные различия изображения. Ребенку предлагается определить, что же отличает картинки. Подобное упражнение дополнительно улучшает внимание и концентрацию, позволяет

Ежедневное выполнение позволит развить образную память и внимание. Это повысит навык концентрации над заданиями, который так важен для школьников младших классов.

Игры

Кроме специальных упражнений, можно развивать когнитивные функции через другой вид деятельности в таком возрасте – игру.

Несколько игр, что улучшают память у детей:

  • Игра в повторение слов. Назовите в случайном порядке слова и попросите повторить. Затем поменяйтесь с ребенком ролями, что позволит ему не только запоминать придуманные вами цепочки, но и фантазировать самостоятельно.
  • «Отгадай слово». Взрослый загадывает слово, но не называет. Ребенок должен задавать наводящие вопросы и по ответам “ДА” или “НЕТ” определить загаданное.
  • «Посмотри и назови». Ведущий называет предмет или характеристику. Ребенок осматривает пространство, замечая все подходящие под описание вещи, затем закрывает глаза и пробует их назвать.

Положительные эмоции от игры закрепляют достигнутый результат, делая его значительно лучше [4]. Также существуют настольные игры, направленные на развитие памяти и внимания. Приобрести их возможно в детском магазине.

Лишь бы у родителей было время играть с ребенком.

Советы психолога

Крайне важно не только регулярно заниматься с малышами, но и создавать для них теплую атмосферу. Чувствуя себя в безопасности и заботе, дети охотнее стремятся развиваться. В таком случае и результаты будут достигнуты быстрее.

Несколько советов психологов о том, как повысить память у ребенка:

  • Чаще занимайтесь с ребенком в легкой игровой форме. В этом возрасте новые навыки через игру усваиваются лучше, чем через строгое обучение.
  • Больше смейтесь. Юмор, веселье помогают развивать участки мозга, отвечающие за когнитивные функции.
  • Слушайте музыку [5]. Найдите жанр, который нравится ребенку и слушайте с ним. Подтолкните к обучению играть на музыкальном инструменте.
  • Освойте и периодически делайте гимнастику. Насыщение крови кислородом значительно повышает работоспособность мозга. Занимайтесь укреплением тела, тренируйте ребенка.

Чаще хвалите за успехи. Создавая ситуацию успеха, вы мотивируете ребенка развиваться дальше.

В случае неудачи, когда оздоровление образа жизни не помогает, сдвигов в учебе и запоминании нет, обратитесь в клинику. Кроме усталости, причин для плохой памяти у ребенка хватает, их нужно искать и устранять.

Список использованной литературы

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Ваш e-mail

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Please leave this field empty.

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

7 способов повысить концентрацию внимания учащегося

Детям часто трудно удерживать внимание, но когда им дают задачу, которую они считают сложной или трудной, они с большей вероятностью сдадутся, прежде чем по-настоящему попытаются. Если вы заметили, что ребенок регулярно теряет концентрацию во время выполнения сложных задач, вот несколько стратегий, которые могут помочь увеличить концентрацию внимания и улучшить общий результат выполнения задач.

1. Включите физическую активность

Дети, которые испытывают трудности с концентрацией внимания, часто добиваются большего успеха, если им дают короткие перерывы для активной игры. Делая перерыв, чтобы попрыгать на мяче для упражнений, разбивая обучение на куски и играя на свежем воздухе, или предоставляя быструю растяжку или перерыв в прыжках в классе, все это может помочь учащемуся, испытывающему проблемы со вниманием, оставаться сосредоточенным. Если вы начнете с 15-минутной активной игры перед сложным заданием, это также поможет ребенку оставаться более вовлеченным.

2. Устраивайте «перерывы внимания»

Объясните ребенку или детям, что означает «обращение внимания» и как это выглядит. Практикуйте внимательное поведение в не угрожающее и не решающее время в течение учебного дня. Затем через определенные промежутки времени устраивайте перерывы для концентрации внимания. С помощью таймера или приложения на телефоне включите сигнал во время работы и попросите ребенка отметить, внимательно ли он слушает. Это может помочь научить мозг учащегося понимать, как выглядит внимание и как часто он/она испытывает искушение отвлечься.

3. Настройка временных рамок

Если вы обнаружите, что, что бы вы ни делали, дети просто не могут сосредоточиться на задании, возможно, пришло время разбить контент на более мелкие временные интервалы. Помните, что дети могут концентрироваться на одном задании от двух до пяти минут в год. Например, если в вашем классе 6-летние дети, рассчитывайте на то, что вашим ученикам будет уделено от 12 до 30 минут внимания.

Если вам нужно настроить временные рамки для всех или некоторых учащихся, сделайте это. Используя таймеры, попросите учащегося, который испытывает трудности с концентрацией внимания, показать свою работу через короткий промежуток времени. Это разбивает задачу и позволяет ребенку продолжать работу, не чувствуя себя полностью перегруженным. Подумайте о том, чтобы позвать ребенка к своему столу для проверки. Это обеспечивает физическое движение, необходимое ребенку для того, чтобы оставаться занятым, а также дает вам возможность следить за его/ее прогрессом.

Также будьте осторожны с длинными лекциями с детьми с низкой концентрацией внимания. Этих детей необходимо постоянно вовлекать в изучение материала, поэтому регулярно просите их дать ответы по теме, которую вы обсуждаете. Даже простой вопрос, требующий поднятия рук, может быть тем, что необходимо, чтобы удержать студентов в задании.

4. Устранение визуальных отвлекающих факторов

Когда ребенок борется с трудной задачей, беспорядок в классе или на столе может помешать его мозгу сосредоточиться на том, на чем он должен быть. Удалите ненужный беспорядок и визуальные эффекты из рабочего пространства. Это дает ребенку меньше оправданий для того, чтобы не сосредоточиться на поставленной задаче.

5. Играйте в игры на память

Память на самом деле не мышца, но она может помочь улучшить концентрацию. Игры на память помогают отточить внимание детей в игровой форме, чтобы они могли сосредоточиться, когда им представляют что-то сложное. Устраивайте регулярное время в обычный учебный день, когда класс играет в игры на запоминание, или работайте с учащимися с проблемами внимания вне обычного учебного времени, чтобы играть в игры на концентрацию. Добавьте игры на развитие памяти к электронике в классе, чтобы поощрять такие игры в свободное время.

Игры на развитие памяти не должны быть сложными. Даже простая игра «красный-свет-зеленый-свет», «Я-шпион» или «Саймон говорит», заставляет ребенка концентрироваться. Для повышения внимания также можно использовать карточки на запоминание или игру «Концентрация».

6. Оценивайте (и меняйте) задания

Если вы заметили, что ребенок постоянно избегает работы или слишком отвлекается, попросите ребенка оценить уровень сложности, обнаруженный в задании, по шкале от 1 до 10. Если ребенок указывает, что задание оценивается в восемь баллов или выше, спросите, что можно сделать, чтобы задание получило оценку два или три. Иногда вы получите отличное представление о том, что вы можете сделать, чтобы помочь ученику снизить уровень его разочарования.

7. Разбивайте задачи на части

Если эти стратегии не работают, посмотрите на саму задачу. Можете ли вы разбить его на более мелкие куски? Позвольте ребенку сосредоточиться достаточно долго, чтобы выполнить часть задания, затем сделайте перерыв и вернитесь к проекту, чтобы закончить. Дети с проблемами внимания могут на самом деле выполнить запрошенное задание быстрее с помощью этой стратегии, чем если бы они просто попытались закончить все за один присест.

Некоторым детям труднее привлечь внимание, чем другим. Как учитель, вы можете принять меры, чтобы помочь своим ученикам улучшить концентрацию. Все, что вам нужно, это немного подумать и поработать с вашей стороны, чтобы добиться значительных изменений для ваших учеников.

10 стратегий улучшения памяти учащихся

Требования к памяти у детей школьного возраста намного выше, чем у взрослых. Став взрослыми, мы уже приобрели большую часть знаний и навыков, необходимых нам в повседневной жизни. Хотя база знаний в некоторых областях, таких как технологии, быстро меняется, новая информация, как правило, очень специфична и основывается на существующих знаниях. С другой стороны, школьников постоянно бомбардируют новыми знаниями в различных тематических областях, которые могут их интересовать или не интересовать. Кроме того, ожидается, что они будут учиться и демонстрировать владение этими знаниями еженедельно. Таким образом, эффективная и действенная память имеет решающее значение для успеха в школе.

У многих учащихся проблемы с памятью. Учащиеся с дефицитом регистрации информации в кратковременной памяти часто с трудом запоминают инструкции или указания, которые им только что были даны, что только что было сказано во время разговоров, лекций и дискуссий в классе, и что они только что прочитали. Студенты, у которых есть проблемы с рабочей памятью, часто забывают, что они делают, делая это.

Например, они могут понять трехшаговое направление, которое им только что дали, но забыть о втором и третьем шагах при выполнении первого шага. Если они пытаются решить математическую задачу, состоящую из нескольких шагов, они могут забыть шаги, пытаясь решить задачу. Когда они читают абзац, они могут забыть, что было в начале абзаца, к тому времени, когда они доберутся до конца абзаца. Эти учащиеся будут выглядеть так, как будто у них проблемы с пониманием прочитанного. На самом деле, они делают; но проблема с пониманием связана с отказом системы памяти, а не языковой системы.

Учащиеся с нарушениями хранения и извлечения информации из долговременной памяти могут готовиться к тестам, но не могут вспомнить информацию, которую они изучили при сдаче тестов. Им часто трудно вспомнить конкретную фактическую информацию, такую ​​как даты или правила грамматики. У них плохая память на материал, который они изучали в начале учебного года или в прошлом году. Они также могут быть не в состоянии ответить на определенные вопросы, заданные им в классе, даже если их родители и/или учителя думают, что они действительно знают информацию.

Предлагаются следующие десять общих стратегий, которые помогут учащимся развить более эффективную и действенную память.

1. Давать указания в различных форматах

Учащимся полезно получать указания как в визуальном, так и в устном формате. Кроме того, их понимание и запоминание инструкций можно было проверить, поощряя их повторять данные указания и объяснять значение этих указаний. Примеры того, что нужно сделать, также часто помогают улучшить память о направлениях.

2. Научите студентов заучивать материал

Учащихся следует учить необходимости «заучивания» новой информации. Часто они практикуются только до тех пор, пока не смогут выполнить одно безошибочное повторение материала. Однако для закрепления информации необходимо несколько безошибочных повторений.

3.

Научите учащихся использовать зрительные образы и другие стратегии запоминания

Еще одна стратегия запоминания, использующая подсказку, называется заменой слов. Система замещающих слов может быть использована для информации, которую трудно визуализировать, например, для слова затылочный или теменный. Эти слова можно преобразовать в слова, которые звучат знакомо и которые можно визуализировать. Слово затылочный можно преобразовать в выставочный зал (потому что оно звучит как выставочный зал). Затем учащийся может создать визуальное представление о том, как он идет в художественный музей и видит большую картину мозга с большими выпученными глазами (затылочная область — это область мозга, которая контролирует зрение). В этой системе словарное слово, которое учащийся пытается запомнить, фактически становится сигналом для визуального образа, который затем дает сигнал к определению слова.

4. Раздавайте подготовленные учителем раздаточные материалы перед лекциями в классе

Лекции в классе и серию устных указаний следует подкреплять подготовленными учителем раздаточными материалами. Раздаточный материал для классных лекций может состоять из краткого плана или частично заполненного графического органайзера, который студент будет заполнять во время лекции. Наличие этой информации позволяет учащимся идентифицировать существенную информацию, которая дается во время лекций, и правильно организовывать информацию в своих заметках. Оба эти действия также улучшают запоминание информации. Использование стикеров для записи информации полезно для запоминания направлений.

5. Научите учащихся быть активными читателями

Чтобы улучшить регистрацию кратковременной памяти и/или рабочую память при чтении, учащиеся должны подчеркивать, выделять или записывать ключевые слова на полях при чтении глав. Затем они могут вернуться и прочитать то, что подчеркнуто, выделено или написано на полях. Чтобы закрепить эту информацию в долговременной памяти, они могут делать наброски или использовать графические органайзеры. Исследования показали, что использование графических органайзеров повышает успеваемость всех учащихся.

6. Записывайте шаги в математических задачах

Учащиеся со слабой оперативной памятью не должны полагаться на вычисления в уме при решении математических задач. Например, если они решают задачи на деление в длину, они должны записывать каждый шаг, включая перенос чисел. При решении текстовых задач они всегда должны иметь под рукой чистый лист бумаги и записывать шаги в своих вычислениях. Это поможет им не потерять свое место и не забыть, что они делают.

7. Практика припоминания для учащихся

Исследования показали, что долговременная память улучшается, когда учащиеся учатся припоминать. Прохождение теста — это практика поиска, то есть акт припоминания изученной информации из долговременной памяти. Таким образом, учащимся может быть очень полезно сдавать практические тесты. Когда учителя просматривают информацию перед тестами и экзаменами, они могут задавать вопросы учащимся или предлагать учащимся составлять вопросы, на которые каждый должен ответить, а не просто пересказывать учащимся информацию, которую предстоит изучить. Кроме того, если учащихся просят или поощряют составлять свои собственные тесты и проходить их, это даст их родителям и/или учителям информацию о том, знают ли они наиболее важную информацию или вместо этого сосредоточены на менее важных деталях.

8. Помогите учащимся развить подсказки при запоминании информации

Согласно исследованиям памяти, информацию легче извлекать, когда она хранится с помощью подсказки, и эта подсказка должна присутствовать во время извлечения информации. Например, аббревиатура ДОМА может использоваться для обозначения названий Великих озер — Гурон, Онтарио, Мичиган, Эри и Верхнее. Аббревиатура — это подсказка, которая используется при изучении информации, и повторение подсказки во время прохождения теста поможет учащемуся вспомнить информацию.

9. Задействуйте память перед преподаванием/обучением

Полезны подсказки, которые подготавливают учащихся к выполнению задания. Это часто называют праймингом памяти. Например, когда дается задание на понимание прочитанного, учащиеся получат представление о том, чего от них ожидают, предварительно обсудив словарный запас и общую тему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *