Как реагировать на хамство. Советы психолога. Культура поведения :: SYL.ru
Родители учат своих детей вежливо относиться к другим людям. Ребятам прививаются правила культурного поведения: не хамить старшим, уважительно обращаться с младшими. Но, к сожалению, не все люди следуют таким рекомендациям. Для некоторых хамство — это основной способ доказать другому человеку свою правоту. С такой ситуацией можно встретиться в любом месте: в транспорте, в магазине, на работе. Грубые слова глубоко ранят, и не всегда сразу сообразишь, что ответить обидчику. А настроение на весь день испорчено. Чтобы не происходило подобных ситуаций, следует знать, как реагировать на хамство.
В чем причины?
Хамство — это особое желание поступком, словом оскорбить собеседника или окружающих. При этом оно основано на безответственности и анонимности. Если у хама спросить его должность, место работы, фамилию, тональность его разговора заметно изменится.
Именно благодаря безнаказанности грубость так процветает. Раньше с неприятным обращением человек сталкивался в магазине, на работе, в некоторых общественных местах. Сегодня с ростом числа автомобилей и расширением социальных сетей недостойное поведение встречается все чаще.
Чтобы знать, как реагировать на хамство, следует понять, в чем его причины. Итак, психологи считают, что грубое поведение свойственно следующим категориям людей:
- Лица, не получившие в детстве достаточно любви. В этом случае человек старается, чтобы окружающие его заметили. Ведь он все время испытывает дефицит внимания, любви, общения. Это люди, которых в детстве не хвалили, не уделяли времени для общения с ними. Ведь каждый ребенок нуждается в любви и понимании родителей. Не получая необходимой ласки и тепла обычным, естественным путем, малыш прибегает к грубому, ужасному поведению. И именно в это время родители осуществляют желаемое — реагируют на него, начинают ему потакать. Такой метод в сознании ребенка формируется как единственный способ привлечь к себе внимание. Соответственно, во взрослой жизни человек продолжает его использовать.
- Люди, стремящиеся к самоутверждению. Такая картина наблюдается, если собеседник не может достойно ответить. В этом случае грубиян возвышается в собственных глазах и с еще большей силой продолжает унижать человека. Таким образом, он пытается самоутвердиться. Зачастую такая ситуация складывается, если грубиян – начальник, обладающий даже минимальной властью, либо хам по определенным причинам вызывает у собеседника боязнь.
- Состояние отчаяния, разочарования, усталости. В такой ситуации даже культурный человек может сорваться и нахамить. Конечно, за этим последуют извинения. И вот здесь все зависит от того, какова культура поведения у собеседника. Воспитанный человек примет извинения и конфликт будет улажен. Но если столкновение произошло с хамом, то он уже будет на взводе. Никакие извинения здесь не помогут.
Кроме того, к хамству способно привести неумение четко аргументировать свои доводы. Иногда можно наблюдать следующую картину, когда спорят два человека. Первый приводит конкретные доказательства, подтверждающие его точку зрения. Другой, будучи уверен в своей правоте, аргументировать ее не может, но стремится идти в споре до конца. Зачастую в такой ситуации, не имея веских доводов, он срывается и переходит на хамство. И, как правило, терпит фиаско. При этом в глазах окружающих эта особа демонстрирует, насколько низка у нее культура поведения.
Хамы на дорогах
Любой водитель знает, что на трассе встречаются нормальные и неадекватные участники движения. Ко второй категории относятся те, кто подрезает, перестраивается из одного ряда в другой, требует немедленно пропустить, сигналит без причины, постоянно мигает дальним светом или жаждет разобраться и доказать, иногда даже при помощи кулаков, свою правоту.
Как реагировать на хамство? И на каком языке общаться с дорожным грубияном? К сожалению, универсальной инструкции не существует. Поскольку неадекватные ситуации всегда непредсказуемы. Однако психологи рекомендуют придерживаться определенных правил. Их соблюдение позволит не только свести на нет хамство на дорогах, но и в некоторых ситуациях обезопасить жизнь.
Советы для водителей
Как вести себя в сложных ситуациях? Психологи дают следующие рекомендации:
- Невнимательный водитель. Иногда случается такая ситуация, что загорается зеленый свет, и все машины стоят из-за одного участника движения. Водитель отвлекся либо задумался, и попросту не заметил, как переключился светофор. Люди, которые торопятся, начинают отчаянно сигналить. Это простая ситуация, но она очень раздражает. Если вы оказались в роли «спящего» водителя, то лучшее, что вы можете сделать, это аварийкой сказать спасибо тем, кто вам сигналил. Оказавшись в роли нетерпеливого водителя, постарайтесь «разбудить» помягче. Например, поморгайте дальним светом. Таким образом, борьба с хамством должна начаться именно с вас. Оставайтесь на дороге всегда адекватным.
- Экономьте время. На разбирательство с грубияном тратятся не только нервы, но и драгоценные часы. Два водителя, которые на узкой дороге не уступают друг другу, очень напоминают баранов из детской сказки. Если вам не нравится такое сравнение, уступите путь оппоненту. При этом успокойте себя тем, что, в отличие от него, отлично ездите задним ходом. Кроме того, искренне улыбнитесь хаму, и прекрасное настроение вам будет обеспечено на весь день.
- Неконтролируемая ситуация. Если встречи с неадекватным водителем избежать не удалось, знайте, что общего языка вы с ним не найдете. Поэтому лучше всего тщательно приготовиться. Закройте окна и двери, в автомобиле включите видеорегистратор либо мобильный телефон. Так вы сможете зафиксировать неправомерные действия, совершенные в ваш адрес. Не пытайтесь самостоятельно что-либо объяснять наглому водителю. Очень легко можно сорваться и пустить в ход подручные средства, кулаки. Но впоследствии доказать, что вы действовали в рамках самозащиты, сложно. Лучше всего попытаться привлечь внимание окружающих гудком либо аварийкой. Можно вызвать на помощь полицию или близких.
- Снятие стресса. После встречи с неадекватным водителем всегда остается неприятное чувство в душе. Психологи рекомендуют позвонить родным людям и рассказать о том, что с вами случилось. Попросту пожаловаться. Получив поддержку и понимание близкого человека, вы быстро избавитесь от негатива и сможете спокойно продолжить движение.
- Необходимый отдых. Иногда вы сами можете испытывать раздражение при виде других участников движения. Если все вокруг воспринимаются как гонщики или не умеющие ездить водители, вам необходимо немного передохнуть. В такой ситуации очень важно выполнить следующие советы психолога. Выйдите из автомобиля на свежий воздух. Сделаете 10 приседаний. Если такая разрядка не помогла, то проделайте еще десяток упражнений.
Грубости на работе
К сожалению, сегодня это не редкость. Хамство на работе со стороны начальника встречается очень часто. «Жертва» зачастую старается не обращать внимания на грубые высказывания руководства. Ведь сделать замечание вышестоящему коллеге без негативных последствий для себя не всегда возможно.
Конечно же, нельзя постоянно не обращать внимания на неприятные высказывания. Однако как пресечь хамство начальника? В определенных ситуациях, если поведение руководства либо высказывания выходят за нормы допустимого (рамки, установленные законодательством), такие лица могут быть привлечены к суду.
Но зачастую хамство руководства проявляется в постоянном игнорировании. В общении используются повышенные тона, применяется уничижительная интонация. Иногда подчиненный ощущает пренебрежительное отношение. В таких ситуациях привлечь к юридической ответственности грубияна не удастся. Здесь лучше применить рекомендации психологов.
Хамство или конструктивная критика?
Но прежде чем пользоваться советами психолога, следует внимательно разобраться в ситуации. Некоторые люди, в результате своей эмоциональной тревожности, могут воспринимать критику как хамство. В этом случае они теряют очень ценную и важную информацию о себе.
Как же отличить хамство и оскорбление от конструктивной критики? Ответ очень прост. Хамство направлено на разрушение психологической целостности и мешает дальнейшему развитию. Критика позволяет восстанавливаться личности. Она мотивирует к совершенствованию.
Как вести себя на работе?
Если хамское обращение с подчиненными является стилем руководства, то лучше всего отнестись к нему философски. Ведь это просто тренирует вашу выдержку.
В таких ситуациях вам помогут следующие советы психолога:
- Отвечайте руководству механически: «Все сделаю», «Вы правы».
- Можно честно признаться, что вы теряетесь от крика. Главное, не переходите на ехидный тон. В противном случае начальник подумает, что вы издеваетесь над ним.
- Скажите шефу, что дорожите его мнением. Поэтому хотите понять, за что он злится, и обсудить это в спокойной атмосфере. Такое поведение просто обезоруживает хамов.
Многие люди пытаются противостоять грубиянам. При этом они совершают ошибки, которые в еще большей степени вызывают хамство, грубость начальника в ответ. Рассмотрим их:
- Оправдание. Подобное поведение напоминает ребенка. Кроме того, оправдание — это признание вины. К тому же достаточно униженное. Такая ситуация только раззадорит руководство. Запомните: оправдания совершенно никому не нужны, их не хотят слышать и не ждут.
- Хамство в ответ. Очень легко ввязаться в скандал. В этом случае начальник получит даже больше, чем ожидал. Единственным исключением может быть ехидная ответная реплика острослову.
- Молчание. Его часто воспринимают как пренебрежительное игнорирование. Такое поведение вызывает еще большую агрессию. Обязательно отвечайте. При этом сохраняйте холодный, вежливый тон. Отвечайте немногословно. А затем можете замолчать.
- Перебивание начальства. Обязательно дайте шефу высказаться. И только дождавшись паузы, отвечайте.
Хамство в магазине
Очень часто грубость исходит от некомпетентных чужих людей. Они пытаются таким способом подчеркнуть свою значимость и повысить статус. Совершенно не следует воспринимать их всерьез. А тем более переживать по этому поводу.
Конечно, очень трудно сдержаться, если слышишь публичные оскорбления в магазине. Хамство продавцов ставит в неприятное положение.
Рекомендации психологов
Итак, если вы столкнулись с грубостью в магазине, как реагировать на хамство? Советы психологов позволяют достойно выйти из ситуации:
- Универсальные фразы. Услышав от продавца грубость, необходимо отвечать ему, приводя факты, которые невозможно оспорить. При этом используйте общие фразы: «Люди различны. Они по-разному живут. Их интересует разнообразные вещи. Разные события вызывают различные реакции». Прекрасным примером, иллюстрирующим, как использовать такие фразы, является следующий. Хамство продавца: «Ты чего помидоры тыкаешь грязными пальцами?». Ответ: «Спелость помидоров разные люди проверяют по-разному».
- Обращайтесь к вышестоящим органам. Если продавец начинает нагло вам хамить, это расценивается как посягательство на ваши права. Совершенно бесполезно отвечать ему тем же. Это лишняя трата энергии и сил. Но как защититься от хамства? Лучше уточнить у менеджера, кто является руководителем, и обратиться к нему с жалобой. Нельзя оставлять хамство безнаказанным. Можно потребовать книгу жалоб и описать в ней произошедшую ситуацию.
Еще несколько советов
Простые рекомендации психологов позволят понять, как противостоять хамству в различных ситуациях:
- Старайтесь не позволить грубияну захватить контроль над создавшейся ситуацией. Независимо от того, каким является статус вашего оппонента, вы имеете право требовать уважения к себе. Дайте это понять наглецу.
- Как реагировать на хамство, если грубиян настолько увлечен своей игрой, что полностью теряет контроль? В этом случае поставьте его на место. Постарайтесь умерить пыл этого человека. Не следует накапливать негативные эмоции. В противном случае вы выплеснете их дома на родных и близких. К тому же многие грубияны полностью верят в безнаказанность. Постарайтесь развеять этот миф. Однако не переходите черту допустимого, не теряйте контроль. В противном случае вы опуститесь до уровня невоспитанного человека. Ваше «выступление» не должно носить показательный характер. Не следует размахивать руками или громко кричать.
- Все негативные фразы не принимайте на свой счет. Просто посочувствуйте грубияну. Такой человек недоволен жизнью. Поэтому заслуживает жалости. Особа, опускающаяся до хамства, обладает слабым характером. Следовательно, разве можно воспринимать всерьез ее оскорбления? Полностью проигнорируйте весь тот негатив, который прозвучал в ваш адрес.
- Отвечайте на хамство юмором. Постарайтесь пошутить над попытками человека обидеть либо унизить вас. Можно даже улыбнуться в ответ на наглость. Этим вы дадите понять грубияну, что его замечания вам безразличны. Ваша ехидная улыбка спровоцирует бурю негодования. Просто рассмейтесь в лицо такому человеку. Он поймет, что потерпел поражение, и не вызвал у вас в ответ негативную реакцию. Можете «добить» оппонента такими фразами: «Что-то вас задело?», «Почему вы так разнервничались?». Постарайтесь, чтобы последнее слово осталось за вами.
- Проявите жалость. Грубиян подпитывается энергетикой конфликта. Поэтому вежливый, умный и совершенно адекватный человек, услышав хамство, не будет отвечать тем же. Он проигнорирует подобное обращение. Прекрасный способ подавить негатив — это пожалеть такого человека. Не забывайте, что зачастую такие люди в детстве от родителей не получили должного воспитания и заботы. Они, как правило, неуспешны в жизни. Их не любит противоположный пол. Они заслуживают сострадания. Поэтому ваше нестандартное отношение к ситуации полностью разрушит планы энергетического вампира «подпитаться» переживаниями и нервами.
- Включите свою фантазию. Если грубиян высказывает вам в лицо все, что он думает, постарайтесь представить, будто этот человек находится за стеклом. Вы не слышите того, что он говорит. Данный прием является достаточно забавной тактикой. Ведь вы видите, как грубиян шевелит губами, размахивает руками, но не улавливаете ни единого слова.
- Поговорите с человеком. Иногда складывается такие ситуации, когда проигнорировать, а тем более высмеять грубость невозможно. Это касается общения с близкими, друзьями, знакомыми, коллегами. В таких случаях лучше откровенно поговорить с человеком. Постарайтесь выяснить, что произошло у него сегодня, как его здоровье. Вы поймете, чем спровоцировано подобное поведение. Кроме того, позволите грубияну посмотреть со стороны на себя и переосмыслить недостойное общение.
- Настройтесь на позитив. Хамство — это удел людей, обладающих негативным мировоззрением. Поэтому старайтесь контролировать свои мысли. Не притягивайте к себе неуважительного отношения.
Последняя рекомендация
И самое важное: будьте в себе уверены! Только такая модель поведения дает возможность красиво выходить из любой ситуации, при этом полностью сохранять собственное достоинство и не ощущать себя жертвой.
Как противостоять бытовому хамству. Советы психолога
С бытовым хамством можно столкнуться где угодно, стоит только выйти на улицу. Грубость продавца в магазине может испортить настроение на весь день. Как противостоять грубиянам и как научиться не принимать их агрессию близко к сердцу? Об этом ведущие «Утра России» спросили у психолога Александра Макарова.
Казалось бы, в магазин или в банк мы приходим, чтобы оставить там свои деньги – персонал просто обязан быть с нами вежливым. В поликлинику мы приходим за помощью, а нарываемся на грубость порой уже в регистратуре. «Если мы говорим о магазинах и поликлиниках, то это – советское наследие, когда нет такой клиентоориентированности», – отметил психолог. Носители этого наследия уверены, что они делают своим клиентам одолжение.
Поколение уже сменилось – и времена не советские, и многие из тех, кто работал тогда, уже на пенсии. «Мы говорим уже о культуре. Поколения меняются, но новые сотрудники приходят в старую корпоративную культуру, их там воспитывают, – сказал Макаров. – Чтобы все это изменилось, нужно время. Или жесткие решения».
Порой, правда, и сами клиенты ведут себя совсем не вежливо. Но если сами вы – не агрессор, то как защититься от нападения? «Если ты сам не хам, то отвечать хамством очень сложно, потому что ты играешь на чужом поле, ты заведомо проиграешь. Поэтому ты должен оставаться в своем поле. Если ты можешь нормально аргументированно ответить – ответь», – советует психолог.
Но здесь возникает другая проблема: у хама не работают рецепторы, воспринимающие разумные аргументы. К тому же, спокойным ответом его можно просто спровоцировать. Поэтому, отмечает Александр Макаров, лучший выход в этом случае – встать и уйти.
Психолог констатирует: не все дело в самих грубиянах. Есть люди с психологией жертвы – их внешность и поведение дают понять, что их легко обидеть. «Жертва всегда найдет своего хама. Поэтому здесь нужно задать вопрос себе: «А почему люди со мной так разговаривают? Может быть, есть проблема во мне, если это повторяется периодически?» – советует Александр Макаров.
В случае, если вам некуда деться от хама, нужно стараться самому не повышать голос. Хам ждет от нас такой же реакции, какую проявляет он сам. «Он нас цепляет, провоцирует, чтобы мы попали на его территорию. Это интрига. Поэтому если ты сохраняешь спокойствие, есть вероятность, что он не будет больше хамить», – рассказал Макаров. Зачастую бывает важно и постоять за себя. Порой нужно громко и четко объяснить человеку, что с вами так разговаривать нельзя. Но это крайняя мера, подчеркивает психолог.
А что делать, если чувство обиды и дискомфорта уже накрыло вас, и, что еще хуже, вы уже кому-то нахамили, будучи в таком состоянии? «Здесь очень хороший способ – позвонить близким людям. Но не жаловаться, а просто поговорить с теми, кто будет разговаривать любя и уважая тебя. Тем самым ты восстановишь свое эмоциональное состояние», – заключил психолог.
Как противостоять хамству? | Психология
Итак, как поставить на место хама, сохранив достоинство и не потеряв лицо?
В современном обществе хамство — понятие размытое. Во многом понимание наглости и грубости зависит от уровня культуры. Для кого-то наглость может выглядеть как настойчивость, а грубость — как уверенность и находчивость, а иногда даже как проявление чувства юмора. Поэтому отличить хама от просто грубого, плохо воспитанного человека бывает нелегко. Тем не менее отличия есть.Цель хама — намеренно обидеть, унизить другого, вызвать неприятные чувства и вывести из равновесия. Причина хамства — это страх.
Некоторые люди действуют по принципу «лучшая защита — это нападение». А защищается человек, когда боится. Новый начальник может бояться выглядеть некомпетентным по сравнению с предыдущим, может тревожиться, что не получит должного уважения со стороны подчиненных. А так как эффективным способам справиться со страхом и тревогой человек не обучен, он нападает. И хамит.
Бывают еще более трусливые хамы, которые нападают исподтишка, в ситуации, когда вы меньше всего готовы конфликтовать. Например, новый человек в компании может чувствовать себя неуверенно, бояться показаться смешным. Он может думать: «тут все умнее, успешнее, красивее, т. е. лучше меня». И вместо того чтобы раскрыться, проявить свои таланты, такой человек начинает хамски подшучивать, унижать других, чтобы хоть как-то «сравнять планку».
Поэтому сразу скажу: доказывать хаму, что он ошибся насчет вас и вы не такой, бесполезно. Нарветесь на истерику. Переживать по поводу того, что вас унизили, поставили в глупое положение перед значимыми для вас людьми, тоже бессмысленно. Как правило, люди воспринимают хамство однозначно и редко поддерживают хама. Это еще вопрос, кто оказался в глупом положении.
Помните, что причина хамства — страх и слабость. Если вы все же хотите ответить хаму достойно, проявите уверенность и силу.
Чтобы противостоять хамскому поведению, нужно выйти из связки «преследователь — жертва», подняться над ситуацией. Для этого очень хорошо работают ЭНКОДы (В.А. Петровский, А. Ходорыч).
ЭНКОД — это фраза, в которой закодировано несколько смыслов. Эти фразы можно употреблять в юмористическом контексте, чтобы показать абсурдность нападок хама. Смех — лучший способ поставить агрессора на место, не оскорбляя его и не вступая с ним в конфронтацию.
Прочтите фразы ниже и подумайте, в каких ситуациях и в каком контексте их можно применить. Некоторые из них универсальны.
Если вас отчитывает начальник в присутствии коллег:
Если начальство не орет, то добру никогда не победить!
Я ведь человек слова… но не дела!
У любой проблемы есть простое и неправильное решение.
С третьего раза, ребята, вы все гении.
Считайте, что я вам ответил.
Я мог бы сделать что-то и похуже.
Я буду у себя учиться!
В ответ на хамство в компании:
Ты хочешь с самого начала подтвердить худшие подозрения?
Хороший ты был человек!
У тебя нюх, как у дворняжки!
Уж не хочешь ли ты сказать что-то неприятное в мой адрес?
Хороший товар в рекламе не нуждается (показать на себя или на предмет придирки).
Только никому не говорите…
Не обязательно говорить гадости, чтобы признаться в любви!
Иногда руку помощи протягивают для того, чтобы спрятать другую с козырем.
Универсальные ЭНКОДы, которые работают в любой конфликтной ситуации:
Удар есть удар. Не стоит экономить силы.
Камешек в мой огород?
Я, кажется, уловил, к чему ты меня склоняешь!
Это сближает!
Хорошая шутка! Я куплю ее за доллар!
Не надо оваций. Цветы поставьте в машину!
Голосуйте за меня!
С помощью ЭНКОДов вы можете не только достойно ответить хаму. Их можно использовать в конфликтных ситуациях, чтобы настроить собеседника на сотрудничество. ЭНКОДы помогают наладить контакт с собеседником, снять напряжение и недоверие, которое может возникать в начале общения. Полный список ЭНКОДов ищите в книге «ЭНКОДЫ. Как договориться с кем угодно и о чем угодно», В. А. Петровский, А. Ходорыч.
Как бороться с хамством в семье? Как реагировать на хамство в семье?
Мы жалуемся на грубость в магазинах, наглость в транспорте и агрессию на дорогах. Но как часто обиды поджидают дома, когда самые близкие люди, те, кто, вроде бы, должен оберегать друг друга, грубят и огрызаются почище трамвайных хамов. Неожиданный способ борьбы с бытовым хамством предлагает психолог и писательница Галина Артемьева.
Сейчас хочу написать о том, что для нас является — увы — нормой! Это все о том же: о проблемах поведения. Сколько раз наблюдала: на людях человек выглядит очень даже приличным, цивилизованным, воспитанным. А дома… Дома расслабляется. Так это теперь у нас называется. То есть дома человек (пол в данном случае не важен) становится самим собой, убежденно считая, что это его (ее) право. Дома можно сказать жене, если она не сразу отозвалась на твой зов:
— Ты что, оглохла?
И мужу:
— Да сколько можно тебе повторять, чтобы ты…
Дочери:
— Ишь, вырядилась! Что ты на себя напялила?
Или кому-то из близких:
— Заткнись!
«Тебя не спрашивают…» — «Не твое дело» (вариант «Не твое собачье дело»), «зараза», «чмо», «козел», «Какого … вы тут понаставили…», «Ну что уставилась, как коза на новые ворота»… Есть ли смысл продолжать дальше? Всем известны реплики и фразочки подобного толка.
Однажды в храме после службы я сидела на скамеечке, а рядом молодая мама одевала сына лет четырех. И он, видимо, уставший, не очень быстро руку в курточку засунул. На это мать сказала: «Шевелись, давай, быстрее, иначе получишь по жопе!»
А мы все только что причастились. Я обычно никогда не встреваю. Не мое это дело. А тут прямо ахнула:
— Что же вы? Как же вы?
И она меня совершенно не поняла! Сказала, что это не мат. И что она — любя. Все! Говорить дальше смысла не имело. Человек меня не слышал, не понимал и понимать не собирался. Она ничего плохого в своих словах не находила. Жаль. Вот оно, бытовое хамство в чистом виде.
Распущенность в быту. Значит, соблюдение приличий на людях — это маска? А за ней… не человеческое лицо. Рожа. И дома маска срывается (жмет, надо отдых себе дать — и где, как не дома?) Вот человек и остается дома с рожей. Это касается и домашнего внешнего облика, и манеры есть (чавкая, сморкаясь за столом, беря руками еду, залезая своей ложкой в общее блюдо…), и поведения… А как это отвращает — не передать! Можно тысячи раз говорить о приличном поведении, но ребенок в такой семье все равно вырастет хамом — ибо самое главное: пример. Бытовое хамство разъедает душу, даже если домашним кажется, что они к такому привыкли.
Слово — мощное оружие! Визуальный ряд (выражения родительских лиц, их домашние наряды, позы и т.п.) оказывают сильнейшее воздействие на ребенка. И если они негативные, то и вырастает человек с отвращением к жизни и людям.
Мы все тянемся к красоте. И хотим заработать много денег, чтобы устроить дом красив». Вензеля, загогулины, хоромы… Но поверьте, ничего этого не видишь и не замечаешь, если рядом с тобой хам. Потому что душа скукоживается. И вензеля ей никак не помогают.
Я всегда говорю: самые главные люди в нашей жизни — это те, кто составляет нашу семью. Почему же именно на них должно изливаться хамство? Хотите разрядиться после трудного дня? Выпустить пар на мужа, детей? Так спросите себя хотя бы: чего вы добиваетесь? Вы же подтачиваете собственный мир! Вы уничтожаете добро и покой. Собственным поведением, на пустом месте…
Разряжаться нужно. Но не такими способами. Устали, раздражены, злы?
- Под душ!
- Попрыгайте (сто прыжков со скакалкой).
- Поднимитесь несколько раз по лестнице дома (с первого на пятый, шестой, седьмой этаж…) Физическая нагрузка отлично выгоняет стресс.
Я называю сейчас самые доступные способы снятия напряжения для горожанина. А есть еще бассейн, пешая прогулка, бег трусцой и т.д. Раздражение в процессе движения уходит. Появляются новые силы.
И кроме того, помните о вежливости. У нас почему-то забыли это слово. А без него никуда! Невежливый человек выглядит пещерным хамом. Вежливость — это и выражение лица, и обороты речи, уважительные с кем бы вы ни общались, и интонации (от них зависит многое)… Вежливость — это отнюдь не слабость. Наоборот: сила! Это контроль над своими эмоциями, над собственным неумением себя вести… Над тем, как ты выглядишь, даже если тебе сейчас плохо…
Приведу цитату из книги Ариэлы Сеф «Рожденная в гетто»:
«Приехав как-то к родителям в гости, я ждала людей с посылкой для их родственников и вышла не слишком прибранной. Мама стала меня пилить, а я:
— Подумаешь, кто они такие, что я перед ними должна наряжаться?
— Какая разница, кто они! Важно, кто ты».
Вот! Именно так! Очень легко заметить недостатки поведения и внешнего облика у посторонних. А вот вглядеться в себя… Свое достоинство надо соблюсти!
Понимать и помнить эти слова: «Какая разница, кто они! Важно, кто ты».
Учиться никогда не поздно. Шаг за шагом. Вы увидите, как изменится обстановка в вашей семье. Потому что вежливость — одно из проявлений любви к ближнему. А любовь творит чудеса. Сами знаете!
Когда я разместила в своем блоге пост о бытовом хамстве, на него тут же пошли отклики, полные печали. Да! Именно так! Да — сталкиваемся! Да — душа скукоживается. И что делать? И можно ли что-то сделать? Отвечаю: попробовать можно. Даже если все и очень запущено.
Хотя, если вы прожили вместе с партнером несколько лет, терпя его хамство, изменить сложившуюся модель отношений подчас бывает очень трудно. Тут или изначально нужно дать понять, что вас не устраивает определенный тон, некоторые обороты речи, или… И главное — со своей стороны всегда быть предельно вежливым и достойным человеком. И все-таки повторю: попробовать можно. Но от вас потребуется строжайший самоконтроль и терпение. Умение достигать целей: вот поставили задачу перед собой — и не сворачиваем.
Так что же делать-то? Орать? Плакать? Обижаться? Хамить в ответ еще сильнее? Подчиняться и глотать обиду? Или попросту бросить все и уйти? Вообще тема бросить и уйти кажется многим самой легкой и простой. Хотя на самом деле речь-то идет об убийстве. Убийство семьи, убийство отношений — вот почему-то то, что нам, не умеющим многого (жаль, но факт), кажется самым легким.
Смотрите — вот ситуация (абсурдный пример — не пугайтесь): ваш друг говорит обидные вещи. Ну — не самые обидные, обычно-привычно-хамские. И вы в ответ просто убиваете его. Все. Нет человека — нет проблемы. Жуть! Но мы ведь часто настроены именно убивать. В переносном смысле, конечно. Просто мы устраняем человека из своей жизни. Убиваем отношения. И еще зло помним при этом.
А если не убивать? То есть — настроиться на сохранение отношений? Вот в этом случае имеет смысл поступить следующим образом (тут-то и потребуется терпение):
- Вы никак не реагируете на хамские вопросы, выходки и т.д. Просто этого не замечаете совсем.
- На хорошее, на позитивное реагируете лаской и теплом.
- Сами ведете себя безукоризненно! При этом не требуя от партнера, чтобы он вам соответствовал. Но он, попросту видя ваше систематическое изумительное поведение, станет себя неуютно чувствовать в роли хама (но чтобы понять это, ему потребуется время!).
Пример.
— Ты что, оглохла?
Молчание. Раз думает, что оглохла — стало быть, оглохла.
— Ты оглохла, я тебя спрашиваю?
Молчание. Он подходит. Вы:
— Ты что-то спросил, дорогой? Я тебя не слышала.
Если он изменит форму вопроса, вы очень мягко и любовно ему отвечаете. Ну, и так далее. Просто на хамскую интонацию, слова и т.д. не должно быть никакой реакции. Уважительное поведение всячески поощряете. И сами подавайте нужный пример. Попробуйте. Это трудно, но у многих получается, хотя и не сразу. Помните: собственная вежливость, улыбка и достойное поведение творят чудеса. Это проверено многократным опытом!
А написала я тут об этой серьезной проблеме потому, что в семье, где царит бытовое хамство, зрелых, добрых, надежных отношений не построить. Это — закон. Грубость разрушает. И отношения, и здоровье, и красоту, и надежду на лучшее.
Не хотите, чтобы вас растоптали? Не имейте дело с хамами. Как бы невинно поначалу вам ни хамили, поверьте, это перерастет в нечто большее, когда хам почувствует свою власть над вами.
Как правильно реагировать на хамство? Советы по борьбе с хамами
В этой статье вы узнаете, как реагировать на хамство клиента, начальника, коллеги или другого человека. Научитесь техникам, которые сделают из вас стену, которую не пробить любому хаму.
Статья будет жесткой, поэтому впечатлительным людям лучшее читать ее осторожно. Всем остальным советую посмотреть рекомендации и применить наиболее подходящие на работе, дома и в быту.
Люди добрые, почему вы такие злые?
Как правило, хамы – это люди, которые:
Чаще всего это эмоциональные люди, которые вначале что-то делают, а потом думают. Также причиной хамства могут быть проблемы и комплексы родом из детства или подросткового возраста.
Почему не нужно отвечать хамством на хамство?
Если вы эмоционально реагируете на хамство и оскорбляете в ответ, то подумайте:
- Цель хама – самоутвердиться или спровоцировать конфликт. Если вы отвечаете хамством на хамство, то даете хаму то, что ему нужно. Вы действительно хотите идти на поводу другого человека?
- Участие в конфликтах и разгребание последствий – это лишняя трата времени. Представьте, что жизнь – это дорога. Ваша задача – пройти по дороге как можно дальше, сделать как можно больше полезного. И тут вы тратите год или два из жизни на общение с хамами с целью доказать им, что они не правы. Вы уверенны, что нет лучшего способа потратить это время? Ведь годы уже не вернуть!
Хаму ничего нельзя доказать, потому что его цель – не найти истину и не исправиться, а решать свои внутренние проблемы при помощи конфликтов. Поэтому все попытки учить чему-то хамов бессмысленны. Вы просто тратите свое время впустую.
Что делать, если вам хамят, а вы заводитесь в ответ?
Данные советы помогут вам спокойнее реагировать на некорректное поведение других людей:
- Подумайте, важен ли вам тот человек, который хамит? Если не важен, не тратьте время. Разворачивайтесь и уходите или просто прекращайте беседу. Например, вы ведете переговоры с потенциальным клиентом. Он начинает хамить. Если можете, то отказывайтесь от заключения сделки под каким-либо благовидным предлогом. Ведь работа с хамом – не самое приятное занятие.
- Если человек важен и уйти нельзя (хамит клиент, который уже оплатил услугу, босс, начальник и т.д.), то используйте психологические техники, описанные в конце статьи. Они реально помогут почти во многих ситуациях.
- Если вас активно провоцируют, начинайте считать до 20. Вы отвлечетесь, загрузите мозг счетом и перестанете воспринимать то, что говорят. Заодно успокоитесь и придумаете конструктивный ответ.
- Никогда не реагируйте на хамство эмоционально и не отвечайте оскорблениями. Мало ли, ваш собеседник – реально нездоровый человек, который может спровоцироваться оскорблениями, и потом один участник конфликта будет лежать в больнице, а другой – поправлять здоровье в психиатрической клинике (или куда его отправит суд).
Если вы чувствуете прилив эмоций и желания проявить все свое красноречие, то незаметно для других больно ущипните себя. Полегчает.
Как правильно реагировать на хамство? Пять техник, которые реально помогут
В этой части статьи даются полезные советы, которые помогут быстро и просто бороться с хамством и стать «вне зоны досягаемости» для любых любителей конфликтов.
1. Техника «Согласен. Что предлагаете?»
Эта техника успешно сработает, если хам – клиент или начальник. Например, руководитель вызвал вас и начинает песочить по поводу проекта. Как-то обзывает, незаслуженно критикует. Естественно, вы не можете эмоционально реагировать в ответ. Поэтому просто скажите: «Я согласен с вами, скажите, пожалуйста, что вы предлагаете?».
Если вы не можете согласиться с обвинениями клиента или начальника, то используйте фразу: «Понимаю вас. Скажите, что вы предлагаете делать?» То есть вы демонстрируете понимание, но при этом как бы не соглашаетесь с критикой, хотя и открыто не говорите об этом (если открыто не согласиться с начальником, он разозлится и начнет оскорблять еще больше).
Такими фразами вы выводите клиента или начальника из эмоционального разговора в конструктив. Скорее всего, руководитель скажет, как он видит решение проблемы. Если оно вас устраивает, соглашаетесь на предложенный вариант. Конфликт исчерпан.
2. Техника «Тюрьма»
Эта техника полезна для крупных и физически крепких людей, которым сложно сдерживать эмоции. Если чувствуете, что кто-то вас бесит настолько, что вы готовы пустить в ход кулаки, то прокрутите у себя в голове историю из разряда «Что будет, если я помахаю руками…».
Например, вы можете понять, что помахав руками, вы скорее всего будете общаться с полицией, получите судимость, возможно, реальный срок. Потеряете работу, а после не сможете ее найти. Скорее всего, уйдет жена, дети будут расти с другим папой. И все это из-за этого полупьяного гражданина, который сказал в ваш адрес одно нецензурное слово? Да пусть он идет своей дорогой, убогий, у него же нет нормальной семьи, нормальной жизни, вот и ищет приключений на свою голову. Говорите хаму: «Иди, дорогой, своей дорогой, устал я от тебя, пойду лучше посмотрю хороший фильм и выпью вкусный чай дома». Разворачивайтесь и уходите.
3. Техника «Доктор»
Представьте, что вы доктор, а перед вами – душевнобольной человек. Вы не можете обижаться на душевнобольного. У него же в голове не все в порядке, вот и говорит всякую ерунду. Пожалейте бедолагу, и не воспринимайте его слова серьезно.
Когда вы перестаете серьезно воспринимать хама, то его слова перестают иметь для вас значение. Вы больше не обижаетесь на человека. Разговор начинает идти в конструктивном русле, по крайне мере с вашей стороны.
4. Техника «Улыбка»
Данная техника полезна в бытовых конфликтах, которые обычно рождаются из ничего. Если вы столкнулись с ситуацией, в которой «не можете промолчать и пройти мимо», то… улыбнитесь и подумайте про себя: «Какой недалекий человек, этот мой собеседник. Ладно, пропущу его в пробке, несчастного, раз он не знает правил ПДД. Пусть получает штрафы с камер».
Улыбка выведет вас из состояния раздражения, а мысли о том, что провокатор – недалекий человек, погасит желание конфликтовать. Ведь вы не будете доказывать глупцу, что он глупец?
Технику нельзя применять, если вы находитесь в плотном контакте с хамом и он слишком возбужден или агрессивен. В таком состоянии другой человек может воспринять улыбку как насмешку над ним и атаковать.
5. Техника «Игра»
Представьте, что вы играете с хамом в игру. Цель хама – спровоцировать вас, а ваша задача – не поддаваться и реагировать на все конструктивно. Попытки хама оскорбить вас воспринимайте как попытки выиграть игру. Ваша задача – не реагировать на хамство и самому выиграть.
Эту технику ненавидят все хамы! Ведь если вторая сторона начинает воспринимать процесс как игру, то перестает воспринимать хама серьезно. Спровоцировать человека в такой ситуации или реально оскорбить становится невозможно. Ведь все, что происходит, это игра, а не реальность. Техника универсальна и помогает сохранить трезвую голову почти в любой ситуации.
Научившись правильно реагировать на хамство, вы станете очень спокойным и счастливым человеком. Никто не сможет вас провоцировать. В любой ситуации вы станете выходить победителем, а время, сэкономленное на общении с хамами, сможете потратить на более приятные дела.
Читайте также:
Рекомендуем
Считается, что оптимизм продлевает жизнь и помогает бороться с трудностями. Однако парадокс Стокдейла опровергает это. Человек, именем которого …
В этой статье вы узнаете, что такое Soft Skills и какие навыки к ним относятся. Почему их важно развивать и как это отразится на вашей карьере. …
«Такой человек чаще всего о себе думает плохо». Как правильно отвечать на хамство? Объясняет психолог — citydog.by
Столкнуться с необоснованной грубостью можно на каждом шагу: на улице, в магазине, в общественном транспорте – и даже на работе. А вот как реагировать и грамотно выходить из таких ситуаций, знает далеко не каждый. Но психолог Марина Прохорова все рассказала.
«Когда человек голоден, он становится злым и агрессивным»
Мария прохорова
психолог, аккредитованный гештальт-терапевт
– Такой тип поведения, как хамство, характерен для ожесточенных, озлобленных и обиженных на весь мир людей. Чаще всего они росли в дефиците родительской любви и условиях эмоционального голода. И, повзрослев, такие люди действуют из этого же дефицитного состояния, видят окружающую действительность искаженно и очень остро на нее реагируют.
Человек, находящийся в состоянии полноты, всем доволен. У него нет желания замечать плохое, защищаться от окружающего мира и грубить прохожим – это удел несчастных людей.
Банальный пример: когда человек голоден, он становится злым и агрессивным. А после того, как физический голод утолен, человек становится добрее, мягче, сговорчивее. И в случае с эмоциональным голодом все то же самое.
Почему люди хамят
Для того чтобы понять причины хамского поведения, стоит обратиться к родительско-детским сценариям и посмотреть, в каком жизненном контексте, в каких условиях рос человек: взрослый человек демонстрирует то, что когда-то видел. В детском возрасте его психика восприняла определенные образцы поведения – осознанно или неосознанно, – и сейчас он по ним живет.
По сути, хамство – это приобретенное поведение, которое человек выбирает для себя как самое подходящее. Таким образом он может просто защищаться. Защищать своего неуверенного в себе, закомплексованного, израненного внутреннего ребенка, который сам нуждается в помощи, но не может продемонстрировать собственную уязвимость, так как боится, что окружение использует его слабость против него. Поэтому нападение он использует как способ защиты.
Можно предполагать, что либо в семье этого человека имело место физическое или моральное насилие, либо его обижали в школе – подростки бывают очень жестоки в своих проявлениях. И если это продолжается годами, то ребенок так или иначе впитывает в себя образцы поведения – и впоследствии может их воспроизводить.
А как реагировать на хамство? Переходить на язык хама бесполезно
Чаще всего первое, что хочется сделать, – ответить на грубость так же агрессивно. И это нормальная реакция, которая свидетельствует о том, что у вас все хорошо с внутренними границами, вы чувствуете их нарушение и можете поставить обидчика на место, дав понять, что с вами так поступать нельзя.
Однако в такой ситуации стоит помнить, что переходить на язык хама бесполезно – конструктивный диалог с ним невозможен, а чтение нотаций и взывание к чувству стыда – пустая трата времени. Это будет лишь дополнительной зацепкой для хама, чтобы еще больше развить конфликт, подпитаться вашей энергией и прокачать собственное эго.
Лучше всего в такой ситуации сдержать свой порыв ответить гадостью на гадость, сделать условный шаг назад и попытаться увидеть, что на самом деле скрывается за личиной хама. И если вам удастся разглядеть, то желание нагрубить сразу пропадет, сменившись жалостью, сочувствием и, возможно, даже состраданием.
Вместо ответной грубости лучше сказать что-то такое, что удивит, затронет хама, перевернет картину его мира, в которой все люди враги и от них нужно защищаться. После проявлений доброты с вашей стороны парадоксальным образом поведение хама будет меняться. Еще минуту-две по инерции он будет кусаться и защищаться, но потом так или иначе обратится к своей человеческой природе, станет мягче и начнет демонстрировать совершенно другого себя.
Три реакции: бей, беги, замри
На стрессовые ситуации у людей могут быть разные реакции, чаще всего встречаются три: бей, беги или замри.
Вариант «беги» хорош в том случае, если с хамом вы столкнулись на пару минут и больше жизнь вас связывать не будет – то есть это обычный прохожий, а не родственник или коллега по работе. В такой ситуации лучше позаботиться о себе и проигнорировать нападение, обойти его стороной и не думать об этом. Важно понимать, что это делается специально, а прилетевшие оскорбления не имеют к вам никакого отношения – этот человек видит вас впервые.
Вариант «бей» (то есть отвечай) уместен в том случае, если вы чувствуете собственную силу и устойчивость. Однако важно учитывать контекст ситуации: вступать с хамом в перепалку, находясь с ним один на один, может быть опасно. Нападающий вариант поведения лучше использовать в общественном месте, где вы можете заручиться поддержкой окружающих. Причем отвечать нужно не на языке хама, а со своей устойчивой позиции, просто очертив границы дозволенного в ваш адрес.
Реакция «замри» скорее говорит о том, что вы сами попадаете в травматичную ситуацию. Если в ответ на грубость и агрессию вы замираете, ничего не можете сказать и сделать, вас обездвиживает, скорее всего, вам нужна квалифицированная психологическая помощь. Возможно, в этот момент вы регрессируете в возраст ребенка – и тогда важно определить, что в вашей истории было такого, с чем вы не смогли справиться.
А вообще лучшая реакция на хамство – это юмор. Снисходительное отношение к попытке испортить вам настроение и ответ в саркастичной форме поставят хама в тупик, а вам помогут сохранить самооценку в балансе.
А что делать, если хамят кому-то рядом?
Здесь важно понимать и контекст ситуации, и вашу собственную реакцию на грубость. «Бей» и «беги» указывают на то, что у вас достаточно внутренней силы, чтобы противостоять хамству и быть поддержкой другому человеку. В таком случае вы можете стать тем самым «взрослым», поддержки которого сейчас не хватает жертве. Поэтому, если вы видите, что человек, на которого нападают, не способен самостоятельно выбраться из травматичной ситуации, можно его защитить и поддержать.
Такое поведение будет еще и уроком для нападающего, который сможет увидеть, что не все кругом враги, а есть и добрые люди, готовые помочь.
Если же это не единичный случай с обычным прохожим, а ситуации повторяются регулярно (например, на работе кого-то постоянно обижают), то может получиться очень опасная ситуация, в которой жертва всегда будет занимать слабую позицию, обидчик будет отыгрывать роль агрессора, а вы – роль спасателя. И эту ситуацию невозможно будет изменить, потому что каждый участник раз за разом будет отыгрывать одни и те же роли. Причем человек в позиции жертвы не будет эволюционировать – и вы, несмотря на самые добрые побуждения, будете оказывать ему медвежью услугу.
В такой ситуации лучше поговорить с жертвой, показать, что вы понимаете, как ей непросто, и посоветовать обратиться за помощью к психологу, который поможет исследовать происходящее и научит находить выход из подобных ситуаций и защищать себя. Человеку важно немного себя «подрастить», найти в себе внутренние ресурсы и силу, которые позволят справляться со сложностями и с достоинством выходить из любой ситуации.
Чем руководствуются хамы? Такой человек чаще всего о себе думает плохо
Чаще всего человек с хамским поведением руководствуется своими страхами: быть отверженным, остаться в одиночестве, быть непонятым – это тяжело, это очередная психологическая травма. И, чтобы ее предотвратить, человек, используя такой кривой способ, защищается.
При помощи напускной грубости и хамства человек маскирует собственную неуверенность в себе и низкую самооценку. Через браваду и эпатаж он пытается избежать непосредственного контакта с окружающими, в котором может проявить себя настоящего. А о себе самом такой человек чаще всего думает плохо – поэтому и боится, что его отвергнут и не примут.
То есть если я сам боюсь чего-то, то буду усиленно демонстрировать обратное, чтобы уж наверняка создать нужное впечатление о себе. В таком случае человек может обрекать себя на одиночество – у озлобленных и грубых людей друзей не так много. Вокруг него будут собираться либо такие же, как он, либо люди слабые, «подчиненные», которые будут смотреть на него снизу вверх и подпитывать его эго.
Кроме того, может существовать такая иллюзия, что хамство – это признак силы и власти, атрибут «высшей прослойки» общества: якобы люди, чего-то достигшие, могут позволить себе такое поведение. И человек, который хочет приобщиться к этой прослойке и позиционировать себя как успешного и уверенного в себе, может позволять себе хамское поведение, давая окружающим понять, что они никто и с ними можно так обращаться.
За маской хама и грубияна скрывается ребенок
Важно понимать, что за маской хама и грубияна скрывается ребенок. Физиологический возраст у этого человека может быть абсолютно любой, психологически же он, очевидно, застрял в детских годах – в том периоде, когда произошла травма, с которой он не смог справиться.
Позиция взрослого – быть тактичным, уверенным в себе, общаться с людьми в одной плоскости. Хам же всячески пытается добиться своего превосходства и показать, что он выше и круче, хотя внутри чувствует себя с точностью до наоборот, и от этого идет конфликт.
Чаще всего такому человеку нужна помощь, хотя сам он этого не осознает, будучи уверенным в том, что у него все прекрасно, он со всем справляется и все держит под контролем. Среди обычных людей ему живется непросто.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: из личного архива героини.
Как реагировать на хамство на работе?
Проводя большую часть жизни на работе, хочется взаимопонимания и человечности в отношениях с коллективом. Желание понятное, но не всегда осуществимое. Хамство на работе – не редкость. Деловая этика поддерживается не всеми организациями. Переход на личности и грубое поведение бьет по самооценке сотрудника, переживания отвлекают от дел, работоспособность падает.
В чем причина хамства и как противостоять грубиянам? Вам предстоит освоить методы защиты и предотвращения неуместного поведения в коллективе.
Признаки нездорового коллектива
Грубость на работе во многих случаях является следствием неумелого управления. Люди в коллективе объединяются в единый организм. Поведение одного сотрудника влияет на работу остальных. Чтобы ответить на хамство, определите причину его появления. Начинать нужно с анализа рабочего климата.
Хамство расцветает там, где забыта деловая этика. Определить нездоровый коллектив просто. Его главные черты:
Безразличие сотрудников к работе, отношениям среди коллег, событиям в деловой жизни коллектива. Сказать грубость легко, если человек не уважает и не ценит коллег, подчиненных или начальство.
Нервозность и раздражительность. Появляется в коллективах с неэффективной организацией работы и отдыха. Стрессы снижают уровень самоконтроля и грубость вырывается наружу.
Зависть к чужим успехам. В коллективе завистников и сплетников шепотки за спиной и явное хамство в лицо – обычное дело.
Отторжение новых членов коллектива. Застой оказывается гарантом стабильности. Новый сотрудник – это головная боль и вестник перемен. Проще задавить новичка грубостью.
Перекладывание ответственности. В случае неприятностей, члены коллектива сваливают вину друг на друга, пробуждая агрессию в своих рядах.
Тяжелые отношения с руководителем. Начальник задает вектор делового общения. Если он грубит подчиненным, то в рядах сотрудников сложится неблагоприятная психологическая обстановка.
В подобной ситуации единственный эффективный выход – это лечение коллектива. Противостоять толпе в одиночку не выйдет, она снесет и задавит смельчака. Если вам дорога работа и должность, придется принять звериные законы и заняться укреплением нервной системы. Когда терять нечего, действуйте: переведитесь в другой отел, займитесь поиском новой работы.
Причины хамства
Хамство – это грубое, резкое и неуместное поведение. У каждого человека свои критерии оценки. Бывалый вояка примет жесткое замечание, как норму, в отличие от чувствительной барышни. Прежде чем совершать необдуманные поступки, присмотритесь к грубияну внимательнее. Определите, какие скрытые мотивы им движут.
Желание выделиться
Страдающий дефицитом внимания человек старается завоевать его любым способом. Не имеет значения, получит он поддержку и одобрение, или будет осужден коллективом. Внимание – это единственная цель грубого поведения.
Самоутверждение
Унизив человека грубым высказыванием, хам пытается поднять заниженную самооценку. Хамский диалог он воспринимает, как сражение за право быть сильнейшим. Движущая сила этого человека – комплекс неполноценности.
Стресс
Грубость – это выход напряжения. Нервная система изнашивается, слабеет самоконтроль и негатив выливается на окружающих. Один резкий выпад не стоит пристального внимания. Но человек, не справляющийся с агрессией постоянно, представляет опасность для коллектива.
Завышенная самооценка
Когда самооценка неадекватно высока, грубость становится нормой поведения. Самовлюбленный человек не считается с нормами и ценностями коллектива, ему наплевать на чувства других людей. Он готов пойти по головам и растопчет чужую самооценку, не задумываясь о последствиях.
Природная грубость
Часто как хамство воспринимается излишняя прямота высказываний. В обществе принято сглаживать неприятную правду и преподносить ее в корректной форме. Когда высказывание выход за грани, установленных человеком или обществом рамок, оно воспринимается грубым и неуместным.
Агрессия
Когда человек воспринимает окружающих, как врагов и подозревает заговор на каждом углу, он занимает оборонительную позицию. Грубость – это способ самозащиты от выдуманных проблем.
Как реагировать на хама?
Реакция зависит от желаемого результата. Положение подчиненного или начальника диктует определенные правила поведения и границы дозволенного. Ответ не должен нарушать деловую этику и мешать рабочим отношениям.
Хамство начальника
Открыто бороться с начальником, вступать в перепалку или пытаться выставить его на посмешище – неуместный вариант, если вы хотите сохранить работу. Грубость руководства вырастает из некомпетентности. Подумайте, какие мотивы движут вашим руководителем. Если он тиран по природе и привык контролировать любое движение подчиненных, не давая сказать и слова против, бороться с ним открыто не получится. Особенно опасны публичные действия.
Частой причиной грубости является недопонимание или некомпетентность работника.
Хамство коллег
Когда вы с хамом в равном положении, определиться с тактикой проще. Но продумать ситуацию нужно заранее. Отношения с грубияном придется поддерживать. Возможно, от работы с ним будет зависеть успех выполнения задания. Разрушив связь с коллегой, вы рискуете навредить целому коллективу. В таком случае вы можете оказаться в неприятной ситуации. Масса не будет разбираться, кто прав, а кто виноват. Наказание получат оба участника конфликта.
Хамство подчиненного
Грубость со стороны подчиненного – опасная ситуация. Пустив дело на самотек, вы рискуете потерять авторитет, без которого начальник не может управлять коллективом. Вам нельзя показывать слабость и идти на поводу у хама. Ответив грубостью на хамство, вы рискуете потерять уважение со стороны других подчиненных. Чтобы выйти из подобной ситуации нужно использовать тактичные методы, указывающие на ваше превосходство.
Варианты действия
Нарушить сценарий
Какие бы ни были мотивы у хама, в его голове уже сложился сценарий. Ваша задача его разрушить. Воспользуйтесь отвлекающим маневром. Скажите то, что грубиян не ожидает услышать. Спросите о причинах его выводов и подозрений. Поинтересуйтесь, почему его волнует ваша личная жизнь, разве у него нет собственной? Вы достигнете конечной цели, если хам начнет оправдываться. Перепалка быстро затихнет.
В разговоре с начальником неожиданным ходом станут слова благодарности. Спокойно скажите, что цените потраченное на вас время и силы. Поблагодарите за «ценные советы». Главное, сохранить серьезность. Подобная ситуация поставит начальника в тупик, и он успокоится.
Дать ясный отпор
Ваша задача не перейти черту грубости. Хватит пары метких колкостей, чтобы поставить человека на место. Не вступайте в активный диалог. Неожиданный ответ после театральной паузы отрезвит грубияна. Чтобы добить обидчика скажите, что были о нем лучшего мнения. Заметьте, что хамство ему не к лицу.
Ударить по слабому месту
Он убежден, что хамство защищает его внутреннего труса. Развейте иллюзии. Покажите, что видели истинное лицо обидчика, намекните ему об этом.
Трус выбирает объект нападений из числа тех, что не предвещает опасности. Убедив грубияна в обратном, вы застрахуетесь от дальнейших выпадов с его стороны.
Игнорировать
Если вы понимаете, что сил на достойный отпор не хватает, попробуйте не обращать внимания на хама. Игнорировать резкие выпады сложно, но эффективно. Этот метод отлично сработает с грубиянами, жаждущими внимания. Не получив ожидаемой реакции, хам почувствует себя неуютно.
Сыграйте роль достойно: печальные вздохи и закатывание глаз не подойдут. Убедите себя, что обидчик – это пустое место, он недостоин внимания.
Молчание может стать затишьем перед бурей. Вы понаблюдаете за грубияном, соберете нужную информацию. Если хам не успокоился, воспользуйтесь полученными сведениями, наступив на больную мозоль обидчика.
Поговорить
Когда хамство становится следствием непонимания или жизненных трудностей, поговорите с человеком. Найдите общий язык, проявите участие в его жизни. Решение проблем с помощью конструктивного диалога – это высший пилотаж делового общения.
Если причина грубости – проблемы в личной жизни, велика вероятность, что человек остановится и извиниться.
Пошутить
Шутка поставит хама в неловкое положение, особенно на публике. Показательно чихните, извинитесь и скажите, что страдаете аллергией на хамство. Не используйте этот прием с начальником. Пошутив над руководством, вы рискуете испортить отношения окончательно и покинуть рабочее место.
Фантазировать
Используйте этот прием при общении с начальником. Если он грубиян и пытается вас унизить, отвлекитесь от его слов. Представьте босса участником комичной ситуации. Почему он на вас срывается? Может быть, дома он маленький и тихий подкаблучник, приносящий тапочки грозной супруге?
Не принимайте грубость близко к сердцу. Хам ищет ваши болевые точки. Не показывайте, что его цель достигнута. Поймите, что слова грубияна – это догадки и провокации. Вы не несете ответственность за чужое настроение и воспитание. Хамы чувствуют людей с низкой самооценкой, они подсознательно выбирают жертву, наиболее восприимчивую к резким выпадам. Поработайте над слабостями заранее. Воспитывайте уверенность в себе.
Держите себя в руках. Грубость в ответ на хамство не делает вас героем. Считайте это проверкой на выносливость. Медленно вдохните и выдохните. Сосчитайте до 10. Подумайте о вкусном ужине и любящем супруге дома. Отвлекитесь от раздражающих действий грубияна. Решение придет само.
Говорите только после наступления паузы. Не останавливайте хама. Пусть выговориться.
Ориентируйтесь на ситуацию. Поспешные выводы сыграют против вас. Универсальных действий в борьбе с грубостью нет. Вам придется подумать. Не бойтесь промедления. Сделайте паузы театральными и волнующими. Развивайте чуткость. Чем тоньше вы чувствуете человека, тем точнее будет ответ.
Не забывайте о позитиве. Улыбка обезоруживает.
Профилактика: как предотвратить хамское поведение окружающих на работе
Действенной профилактикой против хамов станет уверенное поведение в обществе и умение преподносить себя.
Не показывайте неуверенность
Когда человек верит в себя, он лишает хама возможности задеть его чувства. Уверенные люди редко становятся мишенями для грубиянов. Научитесь скрывать робость в присутствии коллег и начальника.
Не переходите границы личного и делового общения
Помните о социальных ролях. Обсуждая на работе личную жизнь, вы открываете слабые места. Вас проще задеть. Это не значит, что нельзя налаживать дружеские отношения с коллегами. Вы должны разграничить сферы общения и определить меру. Излишняя скрытность страшна так же, как полная открытость.
Больше профессионализма
Знающего специалиста задеть сложнее, чем неумеху. Если вы испытываете сложности с выполнением рабочих обязанностей, решите их как можно скорее. Создайте образ компетентного специалиста и ценного работника.
Уважайте коллектив
Помните о стихии массы. Уважая ценности и правила коллектива, вы займете достойное место сред коллег и получите поддержку в сложной ситуации. Грубияны любят белых ворон.
Какую бы вы ни выбрали стратегию, сохраняйте человечность в своем сердце. Грубияны тоже люди, какими бы плохими они ни казались.
наглость — определение и значение
«Мнение старика о двух молодых людях — это не то, что я называю дерзостью », — начал Луи с таким ударением, которое заставило Джема отвлечь его атаку.
Dynevor Terrace: или ключ к жизни — Том 1
Эпихарис, когда его допрашивали и противостояли Прокулу, решительно отрицал, что она когда-либо вела такой разговор с Прокулом, как он утверждал, и изобразил крайнее удивление по поводу того, что она назвала наглостью его обвинения.
Nero Makers of History Серия
Он всегда хвастался мне своим большим знакомым, каким уважением к нему моя леди, и имел тщеславие (чтобы не называть это наглостью ) иногда говорить так, как будто он хотел бы заставить меня поверить, что он мог бы иметь ее, и не хотел бы; Клянусь, я покраснел за него, когда увидел, что это не так.
Письма Дороти Осборн сэру Уильяму Темплу (1652-54)
При всем его дерзком пренебрежении порядками и устоявшимися обычаями, со всем его непревзойденным хладнокровием и тем, что некоторые называли дерзостью , а другие — «щекой», каждый начальник, которому он когда-либо служил, рано или поздно действительно полюбил Сэма
Опасность Варинга
Теперь, когда они на вершине, у них есть особый и любопытный вид наглости , известный только рабам.
Утопия ростовщиков и другие очерки
Представление о том, что любой священнослужитель должен обладать « наглостью, » — (это слово использовала миссис Блудлип Куртенэ) — чтобы останавливаться на службе из-за того, что люди пришли поздно, касалось самой вершины абсурда.
Хороший человек Бога
Представление о том, что любой священнослужитель должен обладать « наглостью, » — (это слово использовала миссис Дж.Bludlip Courtenay) — сделать паузу в службе, потому что люди пришли поздно, задела самую вершину абсурда.
Хороший человек Бога
Представление о том, что любой священнослужитель должен обладать « наглостью, » — (это слово использовала миссис Блудлип Куртенэ) — чтобы останавливаться на службе из-за того, что люди пришли поздно, касалось самой вершины абсурда.
Хороший человек Бога
465 Ее дерзость предназначена для плененной принцессы.
Книга тысячи ночей и ночи
Вся его внешность давала представление о наглости ; его платье было потрепанным.
Идиот