Как не сдохнуть от тоски — Отношения
На душе тоскливо и промозгло, как бывает осенью в слякоть. Как природа, замершая в ожидании зимней спячки. Холод. Тоска. Одиночество. Безысходность и пустота. Жить не хочется. Чувство тоски. Кажется, все самое хорошее в твоей жизни уже было. И дальше ничего не предвидится. Только унылая тоска. Рутина. Шелест дней, уходящих в никуда.
На душе как будто каменная плита, холодная и тяжелая. Сил нет носить эту тяжесть.
Что делать, когда накрывает тоска? Как справиться с апатией и отчаянием?
Как избавиться от тоски, подавленности и депрессии, раскрывает системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Чувство тоски: почему оно возникает?
Тоска возникает далеко не у всех людей. Системно-векторная психология объясняет, что впадать в состояние тоски склонны лишь самые эмоциональные люди — обладатели зрительного вектора. Именно их природа наделила широчайшей палитрой чувств и эмоций, исключительной эмоциональной амплитудой — от экзальтации до эмоции тоски, от радости до светлой печали. Их эмоции подвижны, они могут меняться по нескольку раз в день, когда человек буквально раскачивается от кратковременной эмоции восторга до более долгих приступов тоски. Рассмотрим, почему возникает тоска и как избавиться от тоски.
Для человека со зрительным вектором жизненно важно любить. Это их предназначение и каждодневная работа души. Любовь приносит невероятное наполнение человеку со зрительным вектором, это глубокое чувство, которое наполняет смыслом его жизнь.
Тоска от разлуки с любимым
Однако когда человек со зрительном вектором переживает разлуку, он может испытывать чувство тоски по любимому, желание немедленно увидеть его и рассказать обо всем, что он думает и чувствует. Люди со зрительным вектором плохо переносят одиночество, ведь тогда им не с кем разделить свои эмоции, поделиться переживаниями, некого выслушать, не с кем поговорить по душам. И тогда они могут надолго проваливаться в одно из нижних состояний эмоциональной амплитуды зрительного вектора — в состояние тоски.
Находясь в одиночестве, зрительник погружается также в страхи и мрачные предчувствия. Ведь страх — это корневая эмоция в зрительном векторе, это та первая искра, из которой может разгореться великий огонь любви, которая сильнее страха. Любовь есть ни что иное, как страх за другого человека, забота о его благополучии. Любовь — это когда жизнь другого становится важнее твоей собственной.
Настоящая любовь — это всегда отдача, это желание доставить радость любимому. Отдав чувства другому, сам испытываешь невероятное счастье! А когда любовь омрачается чувством тоски, такие отношения уместнее назвать любовной зависимостью. Хочешь от человека любви и умираешь без нее, становишься зависим от его присутствия, боишься его потерять — возникает невыразимая тоска.
Тоска по любимому человеку
Неразделенная любовь, любовная зависимость или долгая разлука становятся причиной тоски. Эта тоска тяжелая, неизбывная, мучительная. Тоска вперемешку с беспокойством — как там он и с кем? Что с ним сейчас?
Такая тревога и тоска не прекращается, даже если есть возможность созвониться или встретиться. Пока есть контакт, человек со зрительным вектором спокойный и радостный, но как только он остается один, на него обрушивается тоска. Эта тоска вполне объяснима: так мечется внутри него и ищет выхода страх — неосознанный, невысказанный страх за свою жизнь, страх остаться одному. Этот страх может принимать форму любого страха, любой фобии, но в основе его лежит страх смерти. Страх, что твоя жизнь конечна. И вот когда-нибудь ты уйдешь, и ничего от тебя не останется. Страх, что когда-нибудь ты уйдешь и ничего не сможешь забрать с собой.
Любовь или тоска?
Именно человек со зрительным вектором способен пережить самую прекрасную взаимную любовь, но если его любовь остается безответной или превращается в зависимость, именно он страдает больше других. Его одолевает тоска, безысходность, скорбь, он не знает, как ему избавиться от тоски. Эта любовная зависимость, причиняющая ему столько боли, субъективно воспринимается им как любовь, как невероятная ценность, как лучшее, что есть в его жизни. Он хочет избавиться от тоски, но вместе с тем удерживает свои эмоции на объекте зависимости и не может переключиться.
Состояние тоски и депрессия
Чувство тоски у зрительного человека бывает очень тяжелым, неизбывным. Особенно для человека с анально-зрительной связкой векторов, который считает себя однолюбом. Если один раз его отношения закончились неудачно, он долго помнит свою привязанность и не может начать новых отношений и, как следствие, не может избавиться от тоски.
Однако это состояние все же можно преодолеть, главное — знать как. Общение с другими людьми — это лучший способ победить страх и избавиться от тоски, оно способно буквально возродить к жизни. Человек со зрительным вектором преображается, становится эмоциональным, живым, веселым. У людей со зрительным вектором никогда не бывает настоящих тяжелых депрессий, для них свойственно быстрое переключение с одной эмоции на другую, тоска накрывает их ненадолго, а затем они снова включаются в активный круговорот жизни — вот уже у них появляются новые планы, вот уже они помогают другим с какими-то делами, находят новых знакомых.
Но не так происходит у человека со звуковым вектором.
Звуковику вообще никто не нужен. Он не испытывает ярких эмоций, поэтому ему чужда зрительная тоска. Одиночество для него — это не тюрьма и не клетка, это его естественное состояние. Посмотрите на человека, который вроде и общается, но при этом остается несколько отстраненным, думает все время о своем. Одиночество в толпе — его привычное состояние. Он не ищет возможности быть в центре внимания, ему безразлично, что другие не могут понять его мысли. Он ощущает в полной мере всю бренность этого мира.
Звуковиков беспокоят абстрактные вопросы о Боге и смысле жизни. Они хотят знать, кто Главный Архитектор этого мира и почему он все так создал. В тишине они слушают собственные мысли в надежде услышать дыхание Вселенной и найти разгадку великой тайны жизни, снять покров с ее непостижимости, постичь высший Замысел.
И когда ночи напролет проходят без ответов, внутри звуковика поселяется даже не тоска, а мучительная пустота, ощущение полной безысходности и тщетности всех усилий. Он чувствует себя, как рыба, выброшенная на берег без живительной капли смысла — смысла жизни. Так наступает депрессия.
В одном человеке могут сочетаться и звуковой, и зрительный вектор, тогда внешне эмоциональный и общительный внутри он может ощущать нехватку смысла жизни — состояние скрытой депрессии. Такой человек может испытывать всю палитру оттенков зрительных состояний — среди них и страх, и тоска, и радость, и печаль. Но при этом он будет склонен философствовать и думать о вечности.
Тоска и одиночество: что делать
Когда накатывает тоска и одиночество, отчаяние и пустота, порой кажется, что тебе уже ничего не поможет. Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает осознать причины тоски, безысходности и депрессии. И это осознание меняет состояния, позволяя избавиться от тоски. Человек понимает, какое желание в нем жаждет наполнения, и знает, как его наполнить.
Как избавиться от тоски
Унять тревогу и глухую тоску можно, если отдавать все свои эмоции и чувства другим людям. Тоска излечивается только любовью — зрелым чувством к другому человеку, где нет ни капли зависимости, ни тени сомнения, ни малейшего страха. Любовью, которая изменит вашу жизнь и избавит от одиночества. Ведь любовь и сострадание — это не мысли, бесконечно блуждающие по кругу, а активные действия, направленные на заботу о конкретных людях. Уделите свое внимание близким, друзьям, знакомым — и вам сразу станет легче. Тоска растворится сама собой.
Что удивительно, ответ на звуковые вопросы о смысле жизни и познание себя приходит к нам не тогда, когда мы размышляем в одиночестве, а когда мы соединяемся с другими людьми, делая общее дело в стремлении к общей цели.
Избавиться от тоски и безысходности и ощутить счастье взаимной любви удалось многим людям, прошедшим тренинг Системно-векторная психология, получится и у вас!
Смотрите и читайте отзывы тех, кому удалось избавиться от тоски и ощутить снова радость жизни:
Состояние тоски и депрессии исчезнет на тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь и забудьте о том, что такое тоска!
Источник: www.YBurlan.ru
Чувство тоски: почему оно возникает?
Тоска возникает далеко не у всех людей. Системно-векторная психология объясняет, что впадать в состояние тоски склонны лишь самые эмоциональные люди — обладатели зрительного вектора. Именно их природа наделила широчайшей палитрой чувств и эмоций, исключительной эмоциональной амплитудой — от экзальтации до эмоции тоски, от радости до светлой печали. Их эмоции подвижны, они могут меняться по нескольку раз в день, когда человек буквально раскачивается от кратковременной эмоции восторга до более долгих приступов тоски. Рассмотрим, почему возникает тоска и как избавиться от тоски.
Для человека со зрительным вектором жизненно важно любить. Это их предназначение и каждодневная работа души. Любовь приносит невероятное наполнение человеку со зрительным вектором, это глубокое чувство, которое наполняет смыслом его жизнь.
Тоска от разлуки с любимым
Однако когда человек со зрительном вектором переживает разлуку, он может испытывать чувство тоски по любимому, желание немедленно увидеть его и рассказать обо всем, что он думает и чувствует. Люди со зрительным вектором плохо переносят одиночество, ведь тогда им не с кем разделить свои эмоции, поделиться переживаниями, некого выслушать, не с кем поговорить по душам. И тогда они могут надолго проваливаться в одно из нижних состояний эмоциональной амплитуды зрительного вектора — в состояние тоски.
Находясь в одиночестве, зрительник погружается также в страхи и мрачные предчувствия. Ведь страх — это корневая эмоция в зрительном векторе, это та первая искра, из которой может разгореться великий огонь любви, которая сильнее страха. Любовь есть ни что иное, как страх за другого человека, забота о его благополучии. Любовь — это когда жизнь другого становится важнее твоей собственной.
Настоящая любовь — это всегда отдача, это желание доставить радость любимому. Отдав чувства другому, сам испытываешь невероятное счастье! А когда любовь омрачается чувством тоски, такие отношения уместнее назвать любовной зависимостью. Хочешь от человека любви и умираешь без нее, становишься зависим от его присутствия, боишься его потерять — возникает невыразимая тоска.
Тоска по любимому человеку
Неразделенная любовь, любовная зависимость или долгая разлука становятся причиной тоски. Эта тоска тяжелая, неизбывная, мучительная. Тоска вперемешку с беспокойством — как там он и с кем? Что с ним сейчас?
Такая тревога и тоска не прекращается, даже если есть возможность созвониться или встретиться.
ка есть контакт, человек со зрительным вектором спокойный и радостный, но как только он остается один, на него обрушивается тоска. Эта тоска вполне объяснима: так мечется внутри него и ищет выхода страх — неосознанный, невысказанный страх за свою жизнь, страх остаться одному. Этот страх может принимать форму любого страха, любой фобии, но в основе его лежит страх смерти. Страх, что твоя жизнь конечна. И вот когда-нибудь ты уйдешь, и ничего от тебя не останется. Страх, что когда-нибудь ты уйдешь и ничего не сможешь забрать с собой.
Любовь или тоска?
Именно человек со зрительным вектором способен пережить самую прекрасную взаимную любовь, но если его любовь остается безответной или превращается в зависимость, именно он страдает больше других. Его одолевает тоска, безысходность, скорбь, он не знает, как ему избавиться от тоски. Эта любовная зависимость, причиняющая ему столько боли, субъективно воспринимается им как любовь, как невероятная ценность, как лучшее, что есть в его жизни. Он хочет избавиться от тоски, но вместе с тем удерживает свои эмоции на объекте зависимости и не может переключиться.
Состояние тоски и депрессия
Чувство тоски у зрительного человека бывает очень тяжелым, неизбывным. Особенно для человека с анально-зрительной связкой векторов, который считает себя однолюбом. Если один раз его отношения закончились неудачно, он долго помнит свою привязанность и не может начать новых отношений и, как следствие, не может избавиться от тоски.
Однако это состояние все же можно преодолеть, главное — знать как. Общение с другими людьми — это лучший способ победить страх и избавиться от тоски, оно способно буквально возродить к жизни. Человек со зрительным вектором преображается, становится эмоциональным, живым, веселым. У людей со зрительным вектором никогда не бывает настоящих тяжелых депрессий, для них свойственно быстрое переключение с одной эмоции на другую, тоска накрывает их ненадолго, а затем они снова включаются в активный круговорот жизни — вот уже у них появляются новые планы, вот уже они помогают другим с какими-то делами, находят новых знакомых.
Но не так происходит у человека со звуковым вектором.
Звуковику вообще никто не нужен. Он не испытывает ярких эмоций, поэтому ему чужда зрительная тоска. Одиночество для него — это не тюрьма и не клетка, это его естественное состояние. Посмотрите на человека, который вроде и общается, но при этом остается несколько отстраненным, думает все время о своем. Одиночество в толпе — его привычное состояние. Он не ищет возможности быть в центре внимания, ему безразлично, что другие не могут понять его мысли. Он ощущает в полной мере всю бренность этого мира.
Звуковиков беспокоят абстрактные вопросы о Боге и смысле жизни. Они хотят знать, кто Главный Архитектор этого мира и почему он все так создал. В тишине они слушают собственные мысли в надежде услышать дыхание Вселенной и найти разгадку великой тайны жизни, снять покров с ее непостижимости, постичь высший Замысел.
И когда ночи напролет проходят без ответов, внутри звуковика поселяется даже не тоска, а мучительная пустота, ощущение полной безысходности и тщетности всех усилий. Он чувствует себя, как рыба, выброшенная на берег без живительной капли смысла — смысла жизни. Так наступает депрессия.
В одном человеке могут сочетаться и звуковой, и зрительный вектор, тогда внешне эмоциональный и общительный внутри он может ощущать нехватку смысла жизни — состояние скрытой депрессии. Такой человек может испытывать всю палитру оттенков зрительных состояний — среди них и страх, и тоска, и радость, и печаль. Но при этом он будет склонен философствовать и думать о вечности.
Тоска и одиночество: что делать
Когда накатывает тоска и одиночество, отчаяние и пустота, порой кажется, что тебе уже ничего не поможет. Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает осознать причины тоски, безысходности и депрессии. И это осознание меняет состояния, позволяя избавиться от тоски. Человек понимает, какое желание в нем жаждет наполнения, и знает, как его наполнить.
Как избавиться от тоски
Унять тревогу и глухую тоску можно, если отдавать все свои эмоции и чувства другим людям. Тоска излечивается только любовью — зрелым чувством к другому человеку, где нет ни капли зависимости, ни тени сомнения, ни малейшего страха. Любовью, которая изменит вашу жизнь и избавит от одиночества. Ведь любовь и сострадание — это не мысли, бесконечно блуждающие по кругу, а активные действия, направленные на заботу о конкретных людях. Уделите свое внимание близким, друзьям, знакомым — и вам сразу станет легче. Тоска растворится сама собой.
Что удивительно, ответ на звуковые вопросы о смысле жизни и познание себя приходит к нам не тогда, когда мы размышляем в одиночестве, а когда мы соединяемся с другими людьми, делая общее дело в стремлении к общей цели.
Избавиться от тоски и безысходности и ощутить счастье взаимной любви удалось многим людям, прошедшим тренинг Системно-векторная психология, получится и у вас!
Смотрите и читайте отзывы тех, кому удалось избавиться от тоски и ощутить снова радость жизни:
Состояние тоски и депрессии исчезнет на тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь и забудьте о том, что такое тоска!
Источник: www.YBurlan.ru
Что становится причиной грусти
Часто возникает грусть из-за личных отношений. Любимому человеку достаточно обронить неосторожную фразу, как его партнер уже готов расплакаться от непонимания и внутреннего одиночества. Чаще всего это возникает из-за мелких проблем в отношениях, которые накапливаются, и становятся причинами любовной тоски. Бороться с этим, безусловно, нужно — прежде всего следует нормализовать собственное состояние, а уже потом анализировать.
Возможно, близкий человек действительно сказал что-то обидное, но стоит задуматься о том, чего он на самом деле хотел. В любом случае, такие ситуации следует разрешать вдвоем, за мирной беседой, когда оба находятся практически в равном состоянии духа.
Еще один «подвид» грусти — из-за собственных неудач. Не всегда получается добиться поставленной цели? После перечета своих достижений человек может оказаться в печали. Однако, этой эмоциональной реакции не стоит позволять полностью завладевать собой.
Бывает и необъяснимая тоска. Казалось бы, ничего особенного нету — никакой любовной истории, что могла бы вывести из равновесия, нет ощущения одиночества или каких-то неудач. На первый взгляд все идет ровно, но время от времени человек тоскует. Это может быть связано с химическим и гормональным дисбалансом.
Если масштаб не слишком велик, то можно справиться собственными методами — они не повредят в любом случае. А при серьезных расстройствах или нарушениях лучше обратиться к врачу, чтоб узнать, как избавиться от тоски.
Методы борьбы с тоской
Как побороть тоску и придти в нормальное расположение духа? Прежде всего, нужно позволить организму правильно и хорошо функционировать. По словам специалистов, многие печали связаны с низким уровнем эндорфинов, поэтому не помешает поднять этот уровень доступными каждому человеку средствами. Неважно, грустите вы от одиночества или от усталости — эти рекомендации помогут всем.
Что поднимает уровень эндорфинов:
- физические упражнения;
- пребывания на солнце и свежем воздухе;
- некоторые продукты питания;
- смех и веселье;
- музыка;
- сексуальный акт.
Физические упражнения
Регулярная физическая активность стабильно повышает уровень эндорфинов, но если человек немного далек от спорта и гимнастики, то вряд ли этот способ ему подойдет. Гораздо лучше и эффективнее будут в таком случае упражнения для дыхания и разминка в стиле йоги. Йога по сути является уникальной практикой, которая ориентирована и на внутреннее равновесие, и на физическую активность.
Обычная дыхательная гимнастика поможет насытить организм кислородом, что заставит кровь не только быстрее двигаться (и ускорять обмен веществ), но и поможет лучшему окислению. Можно использовать любой комплекс дыхательных упражнений — например, гимнастику Стрельниковой. Дыхательную гимнастику можно использовать ежедневно, она укрепляет здоровье и помогает бороться с негативными ощущениями любого рода и даже с тоской от одиночества.
Физические упражнения в виде суставной гимнастике напоминают эффективные потягивания — каждый знает, как приятно размяться и потянуться. Несколько наклонов и приседаний, хорошая растяжка и упражнения для укрепления спины снимут усталость и раздражение.
В качестве спортивных упражнений можно использовать и танцы — можно включить какой-либо танцевальный урок, а можно просто немного подурачиться под хорошую музыку.
Влияние солнца и свежего воздуха
Солнечный свет усиливает выработку витаминов в организме и гормонов, поэтому каждый солнечный денек должен быть поводом для прогулки. В зимнее время, когда солнца не так уж много, можно ходить в солярий — буквально несколько минут помогут организму взбодриться.
Еда
Сладости и шоколад усиливают выработку бета-эндорфина, который помогает ощущать благополучие. Также для выравнивания настроения подходят и острые продукты — например, перчик чили.
Веселье
Как избавиться от тоски? Посмотреть хорошую комедию, лучше всего в кинотеатре и с близким другом или подругой. Легкое ни к чему не обязывающее времяпрепровождение поднимет настроение и поможет отвлечься от печали, а также снять стресс.
Музыка
Музыкальные произведения творят с человеком чудеса — современные научные исследования показывают, что музыкой можно не только повысить настроение и снять напряжение, но еще и существенно улучшить здоровье. Психологи и специалисты по духовным практикам советуют не только слушать любимую музыку (и конечно же танцевать под нее), но еще и время от времени прослушивать различные мантры и духовные песнопения — специальные вербальные формулы, пропетые хором под инструментальную музыку помогают мозгу настроиться на позитивный лад.
Близость
Ученые доказали, что регулярная сексуальная жизнь снижает уровень тревог – это один из самых мощных способов поднять настроение. Как избавиться от тоски? Легко и с удовольствием.
Источник: mirpozitiva.ru
«Как переехать в другую страну и не умереть…» — ключевые идеи книги и что с ней не так — Миграция на vc.
ruНесмотря на все трудности, наша волна эмиграции не идёт ни в какое сравнение с адаптацией эмигрантов предыдущих поколений. Тем не менее, риск нафакапить всё ещё огромный. Давайте разберёмся, как его снизить.
9072 просмотров
Типичная статья о релокации в 2022
Я уехал из России 4 месяца назад, но только недавно у меня щелкнуло, что это уже не номадизм, не поездка на месяцок чтобы “переждать” и посмотреть со стороны — я внезапно понял, что не буду жить в РФ как минимум ближайшие несколько лет.
Осознав это, решил порисерчить — а с какими трудностями я столкнусь в будущем и что можно сделать уже сейчас, чтобы их решить? Так я наткнулся на книгу Оксаны Корзун, “Как переехать в другую страну и не умереть от тоски по родине”. В этом посте — не саммари и не разбор источников, а только те идеи и рекомендации, которые показались мне интересными с учетом моего предыдущего опыта релокаций и с учетом текущей ситуации.
О формате книги
Автор сразу делает ремарку о том, что это “on demand” материал об адаптации в новой среде — мол, открывай с любого места и читай где интересно или где болит. Для этого даже есть краткое содержание в конце каждой главы, чтобы было удобнее. За это лайк.
Контент книги я бы грубо разбил на 3 составляющих:
- Пересказ выводов из исследований, которые часто противоречат друг другу — об этом упоминает и сама автор;
- Цитаты релоцировавшихся — вставки прямой речи, на ±полстраницы каждая, обычно как пример и подкрепление тезиса;
- Практические советы из серии “а делать-то что?” — относительно полезная часть.
Как и почти любой селфхелп, книгу можно было бы без потери качества сократить до формата лонгрида, поэтому читать “от корки до корки” ее не стоит. Скипайте скучное, читайте по диагонали и пропускайте главы — вы ничего не потеряете, но сэкономите время.
Ключевые идеи
Прочитав книгу и спроецировав ее на свой опыт, я сформулировал три основных тезиса — нормально готовьтесь, ни в коем случае не забивайте на социализацию и поработайте над майндсетом.
Более подробно о каждом из них я напишу в разделах ниже, а здесь перечислю рандомные пойнты автора, показавшиеся мне наиболее интересными в отрыве от контекста:
- Проблемы адаптации в новой стране связаны с культурным шоком. Он происходит из-за различий языков, социальных норм и объема новой информации. Чем больше разрыв между странами, тем выше будет его уровень и дольше продолжительность; в среднем — от нескольких месяцев до 4-5 лет;
- Культурный шок может негативно влиять на психику и проявляться в виде тревоги, плохого настроения, негативных мыслей;
- Те, кто переезжают на ограниченный срок, могут не испытать всего спектра негативных эмоций от культурного шока. В пример приводились студенты и экспаты, которые ехали жить в другую страну из-за контракта/учебы сроком до двух лет и с намерением вернуться обратно;
- Девушки больше подвержены риску медленной/плохой адаптации, т. к. чаще ведут менее насыщенную социальную жизнь на новом месте из-за отсутствия работы — условно, если релоцируются вместе с мужьями, получившими оффер. Очевидно, пол здесь роли не играет: если переезжаете без работы или будете трудиться на удаленке и не будете социализироваться по-другому — вы в группе риска вне зависимости от пола;
- Сомнения в правильности выбора понижают шансы на ускоренную и безболезненную адаптацию — если вы уверены в своем решении и не рассматриваете вариант вернуться на родину, вам должно быть проще;
- Общение с местным населением позитивно сказывается на сроках адаптации — есть тут причинно-следственная связь или это просто корреляция, непонятно;
- Толерантные люди проще адаптируются к новой стране, чем консервативные;
Отдельно выделю раздел про «стратегии адаптации». Всего их насчитывается четыре:
- Ассимиляция — полный отказ от старой культуры и принятие новой;
- Интеграция — сохранение старой культуры и принятие новой;
- Сепарация — окукливание в старой культуре и отказ принимать новую;
- Маргинализация — отказ от старой культуры и нежелание либо невозможность принять новую.
Учитывая, что все это рассматривается как нечто осознанно выбираемое, хотелось бы посмотреть на ребят из четвертой группы.
О том, что лучше знать местный язык, чем не знать, понимать культуру, чем не понимать и иметь побольше денег, чем поменьше — я пересказывать не стану. Подобных тейков в книге много и они кажутся слишком очевидными, но возможно для кого-то важными.
Вопросы к актуальности
Книга вышла относительно недавно, в 2016 году, но многие штуки кажутся странными и устаревшими. Возможно, брать за основу исследования 50-х и 80-х годов из Америки, ориентируясь на русскоязычного читателя, переезжающего, в основном, в Европу в 2016+ году — все-таки не лучшая идея.
О глобализации упоминается лишь вскользь, причем в контексте того, что она не сильно изменила процессы иммиграции и уровень культурного шока. Аргументов никаких к этому тезису нет и он вбрасывается как самоочевидный буквально двумя предложениями — мол, понятное дело, ничего не стало проще.
Но это же булшит! Если навскидку, изменилось практически всё: доступность путешествий, бóльшая прозрачность иммиграционных процессов, куча информации в интернете и доступное общение с близкими, возможность удаленной работы на западную компанию еще до переезда, доступность изучения языка. Как по мне, полностью закрывать на это глаза было большой ошибкой и книга была бы куда круче, если бы автор добавила больше актуальных нашему времени рекомендаций.
Да и все-таки, мигрант, который переезжает из Мексики в Штаты в середине прошлого века — без знания языка, без документов и без перспектив — совсем не мидл/синьор с релокейшн-пакетом и оффером в Германию. Культурные шоки у них будут слегка отличаться. Поэтому к научпоп-составляющей есть те же вопросы, что и к практической.
Также в книге — а вернее, в исследованиях, на которые она опирается —совсем не упоминается вариант адаптации в другой стране с фокусом на общении в кругу англоязычных локалов/экспатов. Я не знаю, насколько это распространено с точки зрения статистики, но лично для меня это кажется наилучшим вариантом при отсутствии знаний местного языка, вот почему:
- Я не уверен до конца, насколько страна подойдет мне в долгосрочной перспективе;
- В Португалии, в которую я переезжаю, высокий уровень знания английского среди местных плюс большое количество англоязычных экспатов;
- Количество временных ресурсов, необходимое для прокачки португальского с нуля и хотя бы до B1, можно инвестировать с гораздо большей ожидаемой отдачей — как минимум, это время можно потратить на совершенствование английского, знакомства и т. д. Изучение местного языка при таком подходе можно оставить for fun, не жестить и целиться в A1-A2 для закрытия базовых бытовых нужд, знакомства с культурой и тренировки мозгов. Но точно не учить его любой ценой, откладывая всю социальную жизнь до получения сертификата о B2-C1.
Далее я расскажу о тех выводах, которые я вынес из книги с учетом своего предыдущего опыта — если что-то из последующего покажется очевидным, душным или неважным, засылайте хейт напрямую в меня, автор здесь уже не при чем.
Подготовка к релокации и техника премортема
Как и куда подавать документы, оформлять страховки и где покупать творог с гречкой — все это можно зарисерчить через гугл или чаты экспатов в телеграме, с этим будет ±ноль проблем, если вы нормально “сделаете домашку” и соберете максимум информации еще до переезда в страну. Fun fact — возможно, в процессе вы поймете, что собранная инфа вас не устраивает и решите поменять направление или остаться в РФ, это ок.
Совсем надежный вариант рисерча (но не отменяющий гуглинг) — поговорить с несколькими экспатами, которые уже переехали в интересующую страну. Идеально — не с одним человеком, а с несколькими.
Если у вас нет таких людей среди знакомых (что вряд ли, если вы айтишник), то не стесняйтесь искать их “в холодную” через чаты, комьюнити, соцсети и знакомых знакомых. Большинство — очень френдли и с радостью вам помогут, тем более сейчас.
Не будет ошибкой сделать премортем — это такая практика из прикладной рациональности, с помощью которой вы фиксируете свою цель (читай, «успешная релокация”) и план ее достижения, а затем представляете, что всё пошло не так как надо и… вы облажались. Допустим, вернулись обратно в Россию. Либо остались, но страдаете каждый день, смотрите билеты на Авиасейлз и рассылки рекрутеров с предложениями пособеседоваться в «один крупный российский банк”.
Затем представьте, что может привести к такому результату? Например:
- Меня уволили через 3 месяца и я не смог найти новую работу;
- Я не нашел комьюнити и впал в депрессию;
- Оффера на 65к/год не хватило и я остался без денег.
Выпишите все штуки, которые приходят в голову и кажутся серьезными.
Последний шаг — тщательно подумайте, как не допустить таких ситуаций и скорректируйте план.
Комьюнити и социализация
Наибольшая проблема, с которой я сталкивался в первое время при предыдущих переездах — отсутствие комьюнити на новом месте. Это никак не связано с культурным шоком, о котором говорит автор — можно оказаться в такой ситуации, просто переехав в другой город внутри своей же страны. С точно такой же культурой, языком и всем остальным.
Если у вас нет друзей/знакомых/коллег в новом городе, то вы резко потеряете в качестве досуга и жизни. Даже если вы интроверт и если думаете, что не так уж сильно нуждаетесь в людях, быть совсем одному (или с партнером) может быть труднее, чем кажется. Переехать в другую страну и учить язык, рассчитывая начать общаться с локалами через ±год — вообще худшая идея.
Нужно понимать, что искать комьюнити с нуля во взрослом возрасте — скилл, который есть совсем не у каждого и это ок, нужно будет его тренировать. Живя много лет подряд в одной локации, социальные связи прилипают к вам сами — со школы, универа, прошлых мест работы, тусовок и хобби. Переехав, вы сразу лишитесь оффлайн-доступа к этим людям, за исключением тех, кто уже переехал в ту же страну ранее. Если такие есть, вам повезло!
Если таких нет, то есть другая хорошая новость — большинство русскоязычных экспатов, особенно недавно релоцировавшихся, также остро нуждаются в контактах и имеют огромное количество общих с вами интересов.
И речь не о бытовых штуках типа выбора садика детям, а о более глубоких внутренних ценностях — если эти люди решили уехать и выбрали ту же самую страну, что и вы, то с большой вероятностью у вас близкие моральные ориентиры, общественные и политические взгляды. Которые, в свою очередь, сформировались не сами собой, а под влиянием определенных культурных единиц — вы читали много одинаковых книг, смотрели одни и те же фильмы и так далее.
Таким образом, концентрация интересных like-minded людей среди экспатов может быть сильно выше, чем в вашем родном городе (!).
А если ваш уровень языков позволяет глубоко общаться не только с экспатами, но и с местными — вообще супер! Главное — помнить, что в любом случае придется вести себя проактивно и прикладывать усилия. Тем более, если вы интроверт (!).
Майндсет
Самая короткая, но не самая незначительная часть. Принимая решение о долгосрочной релокации, важно уладить внутренние конфликты и сформулировать последовательную систему взглядов:
- От чего вы уезжаете и что хотите найти в новой стране?
- Как вы воспринимаете предстоящий опыт — как изгнание, путешествие, спасение, очередной этап жизни, etc?
- Сжигаете ли вы мосты или не исключаете возвращение?
- Уверены ли вы, что на вас нет розовых очков при взгляде на новую страну?
Ответы на эти вопросы помогут сформировать конкретные реалистичные ожидания и общий майндсет относительно переезда.
Отсутствие этих ответов или их конфликт между собой может привести к самым разным последствиям — от регулярного отоваривания в русских магазинах до подписки на российские тв-каналы.
Заключение
Если вам откликнулись тезисы автора, купите оригинал и почитайте интересующие главы — возможно, получится раскрыть нужную тему подробней. Я точно не жалею о прочтении книги — она помогла мне глубже погрузиться в свои воспоминания, сформулировать имеющиеся мысли и отрефликсировать свой опыт. Но филлеры в виде цитат мигрантов я бы на вашем месте скипал 🙂
Пишите о своем опыте адаптации и проблемах, с которыми вы столкнулись — возможно, своим комментарием вы кому-то сильно поможете.
И вы же не думали, что в конце не будет ссылки на телеграм-канал? Будет, конечно, вот мой.
Скоро напишу о жизни в Грузии и в Стамбуле, и, надеюсь, об успешном опыте получения ВНЖ Португалии в текущих реалиях.
Stay tuned и удачных вам релокаций!
Стремление умереть – Слушая Его
Через пару месяцев после отъезда Сары у меня появилась возможность навестить друга, с которым я не общался несколько месяцев. Я делился с ней некоторыми из наших переживаний, связанных с аварией, и в процессе у меня был очень откровенный момент, когда я сказал, что буду рад смерти. Как только слова сорвались с моих губ, я понял, что она может не понять. Я как будто мог видеть, как слова медленно летят по воздуху от моего рта к ее ушам. В тот момент, когда они попали ей в уши, ее глаза расширились, и я увидел в них страх, возможно, даже ужас. Я тут же попытался объяснить, что я не самоубийца, а просто разрываюсь между небом и землей, сейчас больше, чем когда-либо. Я не уверен, что мне действительно удалось развеять ее страхи в тот день, и я чувствовал себя ужасно из-за того, что причинил ей травму. В результате с тех пор я крайне осторожен в высказываниях подобного рода.
Что мне не удалось объяснить ей в тот день, так это то, что я не просто стремился сбежать от боли. Это правда, что мое сердце продолжает болеть и пульсировать. Я жду того дня, когда Он отрет слезы с моих глаз, и все страдания будут, как ушедшие воды (Откр. 21:4; Иов. 11:16). Более того, я просто тоскую по Дому. Как христиане мы знаем, что мы здесь пришельцы, этот мир не наш Дом (1 Пет. 2:11). Но, к своему стыду, должен признать, что до 8 июня я чувствовал себя здесь довольно уютно. Я ясно видел своенравный мир вокруг нас, но в нашей семье был маленький пузырь, который немного напоминал рай на земле. Мне понравилось, я остался доволен. В конце концов у меня было желание быть со Христом, но как мать мое желание быть здесь, чтобы воспитывать и наставлять своих девочек, было явно более убедительным. Я очень боялась мысли об отъезде. Сара теперь Дома, и мое сердце разрывается. Я очень хочу быть с ней там, но я также хочу быть с ее сестрами здесь. Мой удобный пузырь, мой маленький кусочек рая здесь был разрушен. Куда бы я ни пошел, мне постоянно напоминают, что это не Дом. Особенно в нашем доме, в нашем земном доме, каждая комната, каждая картина, каждое воспоминание, которое наполняет мой разум, когда я смотрю вокруг, напоминает мне, что это не мой Дом. Я очень скучаю по дому.
Я тоже тоскую по Дому, потому что устал от сражений. Вдобавок к тяжести боли горя продолжается духовная брань (Еф. 6:12). Мы не получаем отсрочку от войны с нашей плотью, когда мы скорбим, мы продолжаем нести ответственность за то, чтобы ходить в праведности. Когда я устаю и утомляюсь, мои плотские желания, эгоизм и гордость восстают с намерением поглотить меня. Я должен быть бдительным и трезвым, чтобы распять их, а также избегать замыслов врага (Гал. 5:2; 1 Пет. 5:8-9).). Я убежден, что наш враг, хищник наших душ, объединяет силы с нашей плотью и усиливает атаку, когда видит, что мы боремся, ранены и хромаем. Так и мы среди страданий должны упорствовать в брани против нашей греховной плоти, одновременно отражая раскаленные стрелы врага (Еф. 6:16). Я тоскую по тому дню, когда кончатся войны, по тому дню, когда я буду лишен этой грешной плоти со всеми ее мирскими страстями и желаниями. Я жажду того дня, когда замыслы и стрелы врага больше не смогут меня достать. Умереть будет большим приобретением.
Оставляю напоследок самую большую причину, по которой я тоскую по Дому. Я жажду быть с Отцом и Сыном, с Тем самым, Кто делает небеса Домом. Я жажду быть с моим любящим Отцом, который пожертвовал Своим Сыном ради меня. Мой Отец, который дает нам Свою песню ночью, когда мы слишком слабы или сломлены, чтобы петь (Иов 35:10). Мой Отец, который ловит каждую мою слезу, считает их и держит в Своей бутыли (Пс. 55:8). Мой драгоценный Господь и Спаситель, тот, кто отдал Свою жизнь за меня. Мой сострадательный воскресший Господь, Который, я верю, стоял при смерти Сарры 8 июня, точно так же, как Он стоял при смерти Стефана (Деяния 7:55). Наш Добрый Пастырь, который мягко и нежно ведет нас и несет нас, когда мы ранены (Иоанна 10:11). Наш Великий Первосвященник, живущий, чтобы ходатайствовать за нас (Евр. 7:25). Наш милосердный Спаситель, зовущий нас к Своему престолу благодати, «чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16). Воистину, умереть и быть с Ним будет большим приобретением.
Ибо для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение. Но если я буду жить во плоти, то это будет означать для меня плодотворный труд; и я не знаю, что выбрать. Но меня с обеих сторон сильно теснит желание уйти и быть со Христом, ибо это гораздо лучше; однако оставаться во плоти более необходимо ради вас. Убедившись в этом, я знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего преуспеяния и радости в вере, дабы ваша гордая уверенность в мне умножилась во Христе Иисусе через мое повторное пришествие к вам». Филиппийцам 1:21-26 [NASB]
Слова Павла, написанные из тюрьмы филиппийцам, так глубоко резонируют в моей душе. «Тяжусь с обеих сторон, имея желание удалиться и быть со Христом, ибо это гораздо лучше » (стих 23). Слово, переведенное как «желание» в стихе 23, в другом месте переведено как «похоть» и «похоть». Пол очень тосковал по Дому, считая его « намного лучше ». Однако он тут же продолжает: «, чтобы остаться во плоти, более необходим для вашего блага. Павел подражал Христу, отказываясь от своих личных желаний, вместо этого желая того, что лучше для его братьев и сестер во Христе. Иисус Христос оставил Свой престол во славе, Свой и наш Дом, чтобы прийти на землю, чтобы искупить и примирить нас. Его акт прихода, претерпевания и смерти на земле был жертвенным от начала до конца, а не только в кульминационный момент креста. На Тайной вечере Иисус сказал ученикам: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, да и вы да любите друг друга » (Иоанна 13:34). Вторая величайшая заповедь, « возлюби ближнего твоего, как самого себя » (Мф. 22:39), усиливалась через эту новую заповедь. Когда Он готовился к распятию, Он говорил Своим ученикам внимательно следить за мной, потому что вы должны любить друг друга так, как я демонстрирую вам. Павел послушно откликнулся на эту заповедь любить других так, как его возлюбил Христос. Побуждаемый пламенной любовью, он решил настойчиво жертвенно излить свою земную жизнь на тех, кто познал и должен был познать Христа. Он принял свой призыв жить, признавая, что жить — это Христос.
Хотя мы можем быть пленены болью, страданием или унынием, а также тоской по Дому, мы должны, как и Павел, сказать: « если я буду жить во плоти, это будет означать для меня плодотворный труд». Сколько бы дней Господь ни оставил нас здесь, мы должны желать, чтобы они были полны плодотворного труда для Него. Когда мы смотрим на окружающих, на семью, друзей, знакомых и незнакомцев, в наших ушах должны звучать слова Павла: «остаться нужнее ради них, для их преуспеяния и радости в вере». Бог призвал нас и желает дать нам возможность влиять на жизни других через Его любовь к нам, если только мы смиренно подчинимся Ему и будем искать Его лица. Подобно Павлу, пламенная любовь к другим должна побуждать нас жить, и жить плодотворно. Мы не свои, мы куплены божественной ценой (1 Кор. 6:20). Будучи последователями Христа, мы являемся Его рабами, исполняющими Его приказы. Мы должны принять наш призыв жить, признавая, что жить — это Христос.
“ ни один из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; ибо если живем, то для Господа живем, а если умираем, то для Господа умираем; поэтому, живем ли мы или умираем, мы Господни » Римлянам 14:7-8 [NASB]
Страдания по поводу смерти моего ребенка — это освящающее пламя, используемое Очистителем, чтобы расплавить мои временные желания и интересы, оставив пронзительный фокус для того, что вечно. Больше, чем когда-либо прежде, я остро осознаю гонку, в которой участвую, цель жизни. Наставление из Послания к Евреям звучит в моем уме: « Итак, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и грех, который так легко запутывает нас, и будем бежать с терпением. предлежащее нам поприще, устремляя взоры наши на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Ибо помысли о Претерпевшем такую неприязнь от грешников к Себе, чтобы тебе не утомиться и не упасть духом» (Евр. 12:1-3 NASB). Итак, будем терпеть этот побег, сознавая, что жить — это Христос.
Жизни предстоит прожить много, и я хочу настойчиво и послушно прожить каждую секунду каждого дня, предназначенного мне (Пс. 138:16). Его Слово говорит нам, что мы « Его творение, созданное во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог приготовил заранее, чтобы мы ходили в них » (Еф. 2:10). Я очень хочу прожить остаток своих дней так пристально глядя на Иисуса, чтобы не упустить ни одной встречи или возможности, которые Бог заранее приготовил для меня. Обещания, содержащиеся в Его Живом Слове, будут направлять и укреплять меня в стойкости. Я обрету надежду посреди боли, размышляя о величине вечной славы, производимой через скорбь (2 Кор. 4:17). По излиянию Его поддерживающей благодати я не упаду духом до тех пор, пока, наконец, не закончу дистанцию в назначенный для меня день. В тот славный день силой Христа во мне я присоединюсь к тому великому облаку свидетелей, радостно провозглашающих: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4: 7). Ибо для меня жизнь — это Христос, а смерть — приобретение.
Работа: Sarah Harmening
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Жить | theTrumpet.com
Жизнь не вечна. Но наше стремление расширить его подняло некоторые жизненно важные вопросы — и затмило некоторые другие.
Боль убивает его жену, и Джон переживает из-за этого горя.
«Я думаю, что одна из самых больших трудностей для любого человека — это смотреть, как страдает другой, кого ты любишь», — говорит он.
Его жена не больна. Джон — больной раком. У него затрудненное дыхание, беспорядочный сон, диарея, тошнота, истощение. Он тот, кто страдает. Непрекращающаяся, почти непонятная боль. Он принимает ровно столько лекарств, сколько нужно, чтобы справиться со страданиями, не затуманивая разум и не повышая сопротивляемость организма лечению больше, чем это необходимо.
Но все это время его жена ждет его, кормит, чистит, молится вместе с ним, плачет вместе с ним. Какой бы сильной и верной она ни была, Джон может видеть, как страдания поглощают ее жизнь вместе с его собственной.
«В некотором смысле это абсолютно разрывает самые струны вашего брака, — говорит Джон. «Брак — это команда. Когда один болен, у вас больше испытаний — и только половина команды. Это опустошает тебя».
Вопросы и испытания, связанные с умиранием и смертью, являются одними из самых мучительных, с которыми сталкиваются люди. Как для пострадавших, так и для их семей.
«Никто не хочет умирать. И никто не хочет умирать плохо», — говорит Джудит Нельсон.
Нельсон боролся со смертью, как немногие. Она специализируется на уходе за умирающими. Врач в отделении интенсивной терапии одной из самых уважаемых больниц Америки, она регулярно обслуживает людей на грани жизни, борясь с неизвестностью за ее пределами.
Нельсон недавно появился в душераздирающем эпизоде Frontline под названием «Лицом к лицу со смертью» о врачах и их семьях в медицинском центре Mount Sinai в Нью-Йорке, которые борются с грубыми и болезненными решениями, связанными с лечением неизлечимых пациентов.
Сколько ты об этом думал? Есть что-то замечательное, даже благородное в этом почти универсальном свойстве людей и всего живого. Мы хотим сохранить искру жизни, которая у нас есть.
Населяя бренные тела, живя в эфемерном мире, мы притворяемся, что жизнь постоянна. Затем вмешивается грубая реальность. Наши тела стареют и выходят из строя. Наши друзья уходят из жизни. Наши семьи терпят потери. И все же нам не хочется с этим сталкиваться. Даже в реанимации, где висит в воздухе, слова умирают, умирают и умирают почти никогда не произносятся.
Профессия доктора Нельсона вселяет надежду. Пациентам со смертельным исходом он предлагает постоянно растущее меню лечения. Шанс избежать неизбежного.
В то же время это также создает некоторые мучительные загадки и поднимает вопросы, которые очень важны для каждого из нас.
«Фантастика» в современной медицине
Медицинские и терапевтические инновации расширяют возможности принятия решений и расширяют ответственность людей, которым грозит смерть. «Почти всегда есть что-то еще, что мы можем сделать, чтобы отсрочить неизбежное — еще один курс химиотерапии, еще немного радиации», — говорит Дэвид Мюллер, декан медицинского образования в Медицинской школе Маунт-Синай. «Что, если мы проведем еще одно кошачье сканирование? Что, если мы еще раз осмотрим живот этого человека? На задворках вашего разума всегда есть ноющая тревога: «Неужели я действительно не оставил камня на камне?»
В дополнение к доступным методам лечения, машины позволяют поддерживать работу жизненно важных функций организма — сердцебиения, кровотока, работы легких — практически бесконечно.
Жестокое стремление использовать любые средства, необходимые для сохранения жизни, понятно — некоторые даже сказали бы, героическое. Но у этих достижений есть и обратная сторона. Предлагая больным пациентам многообещающие возможности, диапазон возможных методов лечения также создает огромный набор ожиданий, которым современная медицина должна соответствовать. И в большинстве случаев просто не соответствует поставленной задаче.
«Доступность методов лечения создала этот вымысел о том, что мы можем организовать это так или иначе, когда правда состоит в том, что, несмотря на всю эту великолепную технологию, основное заболевание и состояние здоровья пациент, безусловно, являются наиболее важными факторами, определяющими результат», — говорит доктор Нельсон. «Но создается впечатление, что, когда у вас есть доступная технология, ваши решения использовать или не использовать ее подобны решениям разрешить или запретить жизнь. И это не та позиция, в которой кто-либо из нас хотел бы оказаться».
Эта моральная дилемма — поразительный побочный продукт современного здравоохранения. Никто не хочет умирать. Смерть — устрашающий враг; никогда не было легко противостоять. Но принять реальность того, что тело умирает от смертельной болезни, становится еще труднее, если оно сопровождается представлением — пусть даже ложным — что это был выбор . Я выбираю смерть. Не реанимировать.
Имея такой выбор, все меньше и меньше его выбирают. На человека американцы тратят на здравоохранение больше, чем любой другой человек в мире; в 2009 году счет составил 2,5 триллиона долларов.. Сейчас в больницах умирает больше американцев, чем где бы то ни было, часто после серьезного медицинского вмешательства. По словам доктора Нельсона, в любой момент в Америке около 100 000 критических пациентов находятся на аппаратах искусственной вентиляции легких. Их лечение приносит от 20 до 25 миллиардов долларов в год. Но есть и другая, более нематериальная стоимость.
«[Э] это сломленные выжившие после интенсивной терапии», — говорит Нельсон. «И чем лучше становится интенсивная терапия, тем больше у нас этих сломанных выживших».
«У нас есть его тело»
Одним из этих сломленных выживших является Райан. Ему 21 год, и он более года находится в «коме с открытыми глазами» после ужасного избиения. Его нужно кормить через трубку, прикрепленную к его желудку. Он перенес девять операций, и его сердце перестало биться как минимум дважды. По оценкам врачей, вероятность того, что он проснется, составляет от 10 до 20 процентов, вероятно, в «базовом сознании, более близком к младенчеству, чем к взрослому». Год лечения Райана стоит полмиллиона долларов.
Отец круглосуточно заботится о Райане. Кен уволился с работы, чтобы остаться со своим сыном, чистить ему зубы, купать его, давать ему лекарства (их 50), менять катетер, разминать конечности.
Обеспокоенные родственники и друзья сформировали молитвенную группу для Райана. Но Кен больше не верит в молитву. «Какой Бог позволил бы этому случиться?» он спросил. «Какой Бог не исправит это?»
Статья Washington Post об этих двух разбитых жизнях цитирует Кена, дающего показания на судебном слушании в пользу Остина, 19-летнего-летний мальчик, ударивший сына по голове в драке на парковке и отбывающий срок за злостное нападение. «Моя мечта — провести две минуты в запертой комнате с бейсбольной битой», — зловеще говорит Кен. Остин, обещает он, «уйдет не в худшем состоянии, чем мой сын».
Затем он сообщает горький факт: хотя потеря ребенка считается худшим испытанием в жизни, это еще хуже. «У нас есть его тело, — говорит он, — но у нас нет его разума» (2 декабря 2010 г.).
Кен и его семья задаются вопросом, было бы лучше для Райана, если бы он умер в ту ночь, когда его избили. Вы можете думать, что знаете ответ. Но если бы это был ваш сын, и если бы вам дали надежду, пусть даже призрачную, что при правильном обращении у него все еще может быть будущее, вы бы решили по-другому?
Откладывание больших вопросов
В основе проблемы лежит болезненный парадокс.
Врачи прилагают максимум своих интеллектуальных и творческих усилий для достижения изначально благой цели — подарить людям ценный, хотя и мимолетный дар: больше лет драгоценной жизни. Больше лет, чтобы углублять отношения, создавать воспоминания, делиться мудростью, отваживаться на подвиги, исполнять мечты.
В то же время они признают, что невозможно бесконечно игнорировать человеческую смертность. У них нет силы исцелять. И во многих случаях их лечение фактически наносят вред пациентам, снижая качество жизни и ускоряя смерть. Таким образом, они, вместе с пациентами и их семьями, сталкиваются с мучительным выбором того, какую терапию назначить, ступая по неопределенной почве, руководствуясь вероятностями и чувствами.
«Нет никаких сомнений в том, что технология существенно спасла сотни тысяч, если не миллионы жизней, — говорит доктор Мюллер. Под «жизнью» он имеет в виду, конечно, 90 009 лет, 90 010, поскольку самое успешное лечение может лишь отсрочить дату смерти. Он продолжает: «Но с этими достижениями и всем этим прогрессом приходит окончательный компромисс. И это иногда разрушительно для самих пациентов, их семей, близких и системы здравоохранения».
Трое из четырех американцев говорят, что верят в жизнь после смерти. Но что это может быть, для большинства остается загадкой. Они просто никогда близко не изучали предмет. Может быть, они боятся.
Современные медицинские достижения явно дали многим людям годы — разной степени качества. В то же время эти достижения позволили нам отсрочить фундаментальные вопросы, которые поднимает наша смертность. С приближением смерти мы поглощены главным образом материал проблемы — варианты, лечение, графики, шансы. Для очень многих последние дни жизни проходят не в мире, а в войне, вооруженной лишь верой в бренное оружие науки. Мы вкладываем то немногое, что у нас есть, в борьбу с врагом, который положит ей конец. И в конечном итоге эта «ярость против угасания света» всегда заканчивается поражением.
Современная медицина обещает своего рода бессмертие. Это говорит о том, что наши энергии лучше всего направить на использование всех средств для продления физического существования как можно дольше. Если мы не будем осторожны, эта «фикция», как назвал ее д-р Нельсон, может опередить важные события.0009 духовные заботы, которые должны доминировать в нашем мышлении и даже в принятии решений, когда мы размышляем о неизбежности смерти.
Мир со смертью
У Гарри опухоль в левом легком. Девять месяцев назад врачи сказали, что он проживет еще от шести месяцев до года. Он постепенно приспосабливается к новым неудобствам и дискомфортам: болезненности, вынуждающей спать только на правом боку; пару часов каждый день сосать кислород из аппарата; расстройство желудка; онемение и отсутствие реакции на левую ногу.
Врачи пытались убедить его пройти лучевую и химиотерапию, но он отказался. «Мне 80 лет, и я не хотел проводить все это время в больнице», — говорит он с улыбкой. Вместо этого он решил исправить свое состояние с помощью строгой диеты, некоторых простых естественных методов лечения и веры.
«Я отдал это в руки Бога. Живу я или умираю, Он может это контролировать», — говорит Гарри. «Я хочу сделать все, что в моих силах, что логично и имеет смысл, чтобы помочь себе, а остальное предоставить Ему».
Гарри хочет жить. Но он откровенен, трезв и не боится смерти. «Если Бог говорит, что пора идти, хорошо. Я действительно чувствую, что извлекаю уроки из этого испытания, которые полезны для меня, и я благодарен за это». Он меньше заботится о своем физическом здоровье, чем о своем духовном здоровье.
Джон применил тот же подход, но его рак на поздних стадиях усложняет его. «Хотел бы я знать, как это будет утомительно, — говорит он, — чтобы заранее лучше подготовиться к этому духовно».
Даже с верой в Бога встреча со смертью может быть чрезвычайно трудной, особенно когда речь идет о постоянной боли. «Это выводит вас за пределы того, что, как вы думаете, вы можете выдержать во всех отношениях — умственно, физически, духовно, эмоционально, финансово», — говорит Джон. «Эти вещи наносят ущерб вашим эмоциям, вашей мотивации, вашему желанию жить».
Даже Иисус Христос, который был совершенен в вере, сильно боролся, когда Он встречал Свою собственную смерть, молясь с проницательным чувством, чтобы Он мог избегать страданий, с которыми Он столкнулся (прочтите Матфея 26:36-44 и Луки 22:41-44).
Тем не менее, есть безмятежность, которая исходит от слов Иисуса: «Но не Моя воля, но Твоя да будет».
И есть огромное умиротворение в признании и понимании ценности духовного выше физического. Что, в конце концов, настоящая цель жизни? Использование всех возможных средств, чтобы растянуть его еще на несколько лет, не дает ответа на этот фундаментальный вопрос.
А что происходит после смерти?
Настоящая надежда
«Если в этой жизни только мы надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков», — писал апостол Павел.
Это был человек, уверенно встретивший смерть. «Ибо теперь я готов быть принесенным в жертву, и время моего отшествия близко», — писал он. «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; только мне, но и всем любящим явление Его».
Пол, как и все мы, жаждал жить, . Но то, на что он намекал, было не пустой надеждой продлить свою физическую жизнь, а истинной надеждой, изложенной в Писании.
Это надежда, основанная на понимании чудесной цели Бога в сотворении человека смертным, подвергая нас испытаниям плоти — опыту, через который, чтобы выполнить эту цель, Он даже провел Своего единородного Сына (например, Евреям 2:9).
Многие люди верят, что люди обладают бессмертной душой, и что, когда они умирают, в зависимости от их выбора в жизни, они попадают либо в рай, либо в ад. Однако в Библии ясно сказано, что душ 9.0009, а не бессмертны — они могут умереть (например, Матфея 10:28; Иезекииля 18:4, 20; Римлянам 6:23). Писание говорит, что, когда мы умираем, наши «мысли исчезают» и что «мертвые ничего не знают» (Псалом 145:3-4; Екклесиаст 9:5; см.