05.05.2024

Интерпретация дом дерево человек методики: Тест «Дом-Дерево-Человек»

Содержание

Методика Бука: дом, дерево, человек

Любите ли вы рисовать? А если да, тогда что вы обычно предпочитаете изображать? И знаете ли вы, что рисунок может быть вашим… автопортретом? И это не только в случае, если вы нарисовали собственно автопортрет.

Даже если вы нарисуете совершенно абстрактного человека, это может очень многое рассказать о вас. И даже дом или дерево, нарисованные вашей рукой, дадут вам намного более подробную характеристику, чем вы можете себе представить.

На этом построена методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука, о которой сегодня и пойдет речь. А чтобы узнать себя лучше, рекомендуем пройти нашу программу «Самопознание».

Методика Бука: немного истории

Методику «Дом, дерево, человек» разработал Дж. Бук в 1948 году. Это так называемая «проективная методика», когда результаты теста проецируются на испытуемого и на их основе делаются выводы о психологических особенностях и личностных качествах человека.

Американский клинический психолог Джон Бук (1906-1983) внес самый непосредственный и основополагающий вклад становление клинической психологии в США в целом и штате Вирджиния в частности.

Он работал в первой экзаменационной комиссии по сертификации клинических психологов в штате Вирджиния, которую затем возглавил лично. Джон Бук публиковал свои исследования во многих научных журналах, выступал в университетах как приглашенный лектор.

Его достижения заслуживают особого внимания еще и потому, что сам Бук страдал параличом нижних конечностей, что, конечно, затрудняло его работу и поездки с лекциями. Кроме того, как утверждают биографы, Бук не имел формального диплома о высшем образовании и предпочитал теории практику.

Больше подробностей о его жизни можно узнать из биографического обзора, вышедшего к 10-летию с момента его смерти John N. Buck (1906-1983): did he practically establish clinical psychology in Virginia? («Джон Н. Бук (1906-1983): он практически установил клиническую психологию в Вирджинии?») [F. Rowe, W. Crews, F. Finger, 1993].

Методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука: в чем суть?

Свою методику Бук изложил в книге The House-Tree-Person Technique (в переводе на русский «Техника Дом-Дерево-Человек»), несколько раз переизданной уже после его смерти [J. Buck, 2019]. Эта работа переведена на многие языки и адаптирована для восприятия людей с учетом разнообразия культурных и языковых традиций.

В частности, русскоговорящей аудитории можно порекомендовать работу «Психологические рисуночные тесты. Методика “Дом-Дерево-Человек”», где многие сложные вещи объяснены простым языком [С. Семенова, 2014]. Итак, в чем же суть методики Бука?

Методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука (сокращенно ДДЧ) подходит и детям, и взрослым. Такая универсальность методики объясняется ее простотой, потому что рисовать людей, дома и деревья пробовали практически все.

Пользоваться линейкой, циркулем или еще какими-либо вспомогательными приспособлениями нельзя, потому что в рисунке самым главным является его естественность. Для прохождения теста испытуемым предоставляется сложенный пополам белый лист бумаги, где на лицевой части указываются личные данные участника испытания, а остальные три странички отводятся под рисунки.

Рисовать нужно простым карандашом, для чего выдаются простые карандаши с показателем жесткости 2. Джон Бук считал, что именно этот показатель жесткости карандаша наиболее точно отражает моторный контроль испытуемого, а потому полученный с помощью карандашей-«двоек» рисунок является наиболее информативным. Уточним, что на сегодняшний день применяется маркировка карандашей от 9H (самого твердого) до 9B (самого мягкого).

В ходе исследования разрешено стирать первоначальный рисунок и перерисовывать его любое количество раз, для чего испытуемым выдают ластик (стирательную резинку – пояснение для регионов, где не используется слово «ластик»).

Заметим, что оригинальный тест Бука многократно подвергался заимствованиям и модернизации в рамках исследований, проводившихся его коллегами, причем в самых разных аспектах. Так, многие психологи считают более информативным объединение изображения дома, дерева и человека на одном рисунке в единую сюжетную линию:

А многие считают важным не только собственно изображение, контуры и нажим на карандаш, но и выбор цвета, и потому предлагают испытуемым пользоваться любыми цветными карандашами на выбор:

Испытуемым отводится на рисование столько времени, сколько им требуется, при этом всех предупреждают, что это не тест на художественные способности.

В свою очередь, экспериментатор наблюдает за процессом и фиксирует все паузы, высказывания, комментарии испытуемого по поводу задания, а также суммарное время, в течение которого был выполнен каждый рисунок из заданной триады.

Считается принципиально важным зафиксировать, начал ли испытуемый рисовать сразу, как только получил бумагу, карандаши, ластик и инструктаж, или же сначала обдумал задания, а уже потом принялся рисовать. Кроме того, для успеха исследования и получения релевантных результатов нужно фиксировать последовательность изображения всех деталей каждого рисунка.

Итоговая запись по рисунку может иметь следующий вид:

  • Пауза для обдумывания 20 секунд.
  • Фасадная стена дома.
  • Боковая стена дома.
  • Крыша.
  • Печная труба на крыше.
  • Дым из трубы с комментарием «Пусть будет дым».
  • Окно сбоку.
  • Окно на фасаде справа.
  • Окно на фасаде слева.
  • Входная дверь.
  • Ступеньки у двери с комментарием «Думаю, что двух ступенек хватит».
  • Дорожка, ведущая к двери.
  • Общее время выполнения рисунка 4 минуты 15 секунд.

Примерно так будут выглядеть итоговые записи и по рисункам с деревом и человеком. При этом важно фиксировать не только общие черты рисунка, но и мелкие детали, если таковые имеются. Например, настежь открытая дверь в дом, открытые окна, разбитые окна, плоды на дереве (яблоки, груши, прочее), мертвые ветки на дереве, трещины и прочие повреждения на стволе дерева.

Когда испытуемый закончит все три рисунка, экспериментатор начинает так называемый «пост-рисуночный опрос» по заранее заданному опроснику из 64 вопросов. Опросник имеет, условно говоря, «спиралеобразную» структуру, когда разные по степени детализации вопросы нацелены на то, чтобы получить максимально релевантную информацию относительно какой-либо характеристики человека.

Вопросы составлены так, чтобы слегка «запутать» испытуемого и он не уловил связи между ранее заданными и последующими вопросами, не «циклился» на ранее данных ответах и чувствовал себя максимально свободно.

Прямые конкретные вопросы чередуются с более абстрактными, при этом опросник не является некой догмой.

В случае, когда ответ на вопрос самоочевиден, экспериментатор может его пропустить. Или наоборот дополнить опросник своими вопросами, если ему покажется целесообразным уточнить какие-то интересные и нестандартные детали рисунка.

Так, исследователи часто пропускают вопрос «Это мужчина или женщина?» применительно к изображению человека, если и так понятно, кто это. Зато практически всегда задают вопросы, на которые, глядя на рисунок, не всегда может ответить даже сам рисовавший:

  • Сколько лет этому человеку?
  • Кто этот человек?
  • Где он находится?
  • О чем думает?
  • О ком думали вы, когда рисовали этого человека?

Еще интереснее выглядит опросник для рисунка с деревом. Испытуемый должен сказать, что это за дерево, сколько ему примерно лет, где оно растет, живое оно или мертвое, причем с указанием того, как именно это можно понять по рисунку.

Есть в опроснике и весьма запутанные вопросы. Так, предлагается найти сходство дерева с мужчиной или женщиной и пояснить, почему это так. Считается, что ответы на этот и прочие вопросы раскрывают многие грани личности и психологические характеристики человека.

Само собой, экспериментаторам предписано обращать внимание на любые нестандартные детали рисунка. В первую очередь на такие, которые носят разрушительный характер, как то: битые стекла, дырявая крыша, сломанные ветки, разрушенный дымоход.

Эти все нюансы позволяют детализировать характеристику испытуемого и составить максимально полный психологический портрет. Так что интерпретация результатов теста является, пожалуй, самой главной и самой интересной частью тестирования.

Методика Бука: интерпретация результатов

Итак, как же интерпретировать результаты теста по методике Бука? Прежде, чем начнем изучать интерпретацию, напомним, что методика «Дом, дерево, человек» разработана Дж. Буком в 1948 году. И, разумеется, тогдашний образ жизни и традиции строительства отразились и в опроснике, и в рекомендациях по интерпретации.

Так, разработчик теста считает отсутствие дымовой трубы на рисунке симптомом нехватки душевной теплоты, а спрятанную или почти невидимую трубу интерпретирует как избегание эмоций.

В 40-е годы практически все частные дома имели печное отопление, поэтому такой подход был обоснован. Однако сейчас рисунок без трубы обусловлен, скорее, тем, что человек не видел такие дома «живьем», а в домах с автономным паровым отоплением дымоход попросту не нужен. Так что дом без трубы может свидетельствовать не о проблемах личности, а об отсутствии соответствующего визуального опыта.

Однако многие рекомендации по интерпретации результатов можно считать актуальными и сегодня. Наиболее информативным элементам рисунка присваивают заданное количество баллов, а по сумме баллов можно будет определить, насколько выражена у человека та или иная характеристика.

Разумеется, в первую очередь психологов интересуют характеристики, представляющие опасность для окружающих и затрудняющих адаптацию индивида в обществе. И, конечно же, никакой результат теста не является приговором или диагнозом.

Любые результаты требуют своего уточнения, однако стоит задуматься в случае, если в рисунке встречается сразу несколько элементов, указывающих на враждебность, агрессивность, конфликтность и негативизм.

К примеру, признаком враждебности считается отсутствие на рисунке окон в доме, изображение замочной скважины или замка на двери, острые пальцы и пустые глазницы у человека, крона-«клубок» у дерева либо дерево, нарисованное у самого края листа, предназначенного для изображения:

На конфликтность испытуемого может указывать отказ выполнять одно из трех зданий на рисование или перерисовка рисунка. Собственно на изображении психологов может насторожить перспектива снизу, раздвоенное дерево, слишком четко подчеркнутая талия у человека:

На избыточную агрессивность указывают слишком четко прорисованные ноздри, зубы, большой размер пальцев, острые углы и штриховка «от себя», а также слишком густая листва и изображение оружия на рисунке:

Признаком негативизма считаются сжатые кулаки, непропорционально длинные или широко расставленные ноги, одномерная перспектива боковой стены:

Такого рода интерпретации наводят на мысль, что профессия художника весьма опасна. Практически каждого хорошо рисующего человека можно заподозрить в любом из вышеперечисленных грехов. Особенно тех, кто рисует портреты и пейзажи, хотя они в большинстве случаев используют натуру, и вряд ли с их стороны будет корректно «кромсать» оригинал под некие «идеальные ожидания».

Самым безобидным в этом плане можно считать импрессионизм с его отказом от четкого контура, минимизацией использования черного цвета, техникой нанесения краски короткими мазками. К слову, вы будете лучше разбираться в искусстве в целом и живописи в частности, если пройдете наш бесплатный курс «История искусства».

Не менее интересно, относятся ли все эти «подозрения» во враждебности и агрессивности к фотографам, выбирающим нестандартный ракурс. Например,

перспективу снизу:

Другими словами, хорошо, что люди творчества не слишком склонны обращать внимание на мнение окружающих и не боятся эпатировать публику своим творчеством. Если бы все слушали врачей, психологов и психиатров, ничего интереснее ракурса как для фотографии на паспорт мы бы никогда не увидели.

А все пейзажи и виды домов выглядели бы примерно одинаково. Никаких раздвоенных стволов деревьев, чтобы не быть заподозренным во враждебности, никаких хищников с острыми клыками, чтобы не заподозрили в конфликтности, и боже упаси нарисовать дерево с округлой кроной, напоминающей клубок, если не хотите показаться агрессивным.

Впрочем, психологи на то и психологи, чтобы выявлять все, что может мешать человеку и окружающим его людям, помогать справляться со своими проблемами, корректировать искажения в восприятии окружающей действительности. И именно поэтому большинство пояснений к опросникам делает акцент в первую очередь на тревожащих и настораживающих признаках.

Как говорится в известном анекдоте про контрольное захоронение, когда лежащий в гробу налоговый инспектор успел схватить за руку гробовщика, потянувшегося за купюрой в кармане инспектора, «у вас своя работа, а у нас своя». Тем, кто забыл концовку анекдота, напомним, что этот старательный налоговый инспектор был похоронен, несмотря на его отчаянное сопротивление.

Но, вернемся к нашим баранам… в смысле, к психологам. На что еще обращает внимание методика «Дом, дерево, человек» Дж. Бука? Давайте разберем по каждому из трех рисунков.

Дом:

  • Старый и развалившийся – соответствующее восприятие испытуемым самого себя.
  • Расположенный вдалеке – испытуемый чувствует себя отверженным.
  • Расположенный вблизи – открытость и гостеприимство.
  • Вид сверху и ступени, упирающиеся в стенку без входа – наличие конфликтной ситуации.
  • Акцент на контурах стены – самоконтроль и попытка укрепить связь с реальным миром.
  • Акцент на основе стены – стремление «вытеснить» конфликт.
  • Тонкие контуры стен – ощущение опасности.
  • Боковые и задние двери – отрешенность.
  • Слишком широкие и/или высокие двери – сильная зависимость от мнения окружающих.
  • Узкие и/или невысокие двери – закрытость и некоторая нерешительность.
  • Густой дым из трубы – «напрягающая» ситуация в жизни.
  • Окна распахнуты настежь – склонность к прямолинейности, граничащей с развязностью.
  • Большое количество окон в доме – готовность коммуницировать.
  • Окна закрыты и/или занавешены – проблемы взаимодействия с окружающим миром.
  • Отсутствие занавесок на окнах – нежелание прятать свои эмоции.
  • Окно без стекла – враждебность и отчужденность.
  • Акцент на контурах кровли – склонность к фантазиям как к источнику удовольствий, часто сопровождающаяся тревожным состоянием.
  • Слабо выраженный контур кровли – размышления по поводу ослабления контроля.
  • Сорванная крыша – ощущение, что человеком руководят помимо его воли.
  • Кровля не гармонирует с нижними этажами – плохая личностная организация.

На что еще обращают внимание психологи, разбирая рисунок по методике «Дом, дерево, человек» Дж. Бука? Оказывается, имеет значение расположение рисунка:

  • Рисунок смещен вправо – устремленность в будущее.
  • Рисунок смещен влево – «зависание» в прошлом.
  • Рисунок смещен вверх – завышенные притязания.
  • Рисунок смещен вниз – заниженная самооценка, чувство давления.
  • Рисунок не поместился – нарушение планирующей функции.
  • Рисунок слишком мелкий – повышенная тревожность.

Это что касается изображения дома. Теперь посмотрим, что может привлечь внимание психологов в изображении дерева.

Дерево:

  • Симметрия – стремление сдержать агрессивность.
  • Ветви опущены – пассивность и отказ от усилий.
  • Ветви вверх – энтузиазм и стремление к власти.
  • Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения.
  • Листва-сетка – ловкость в избегании проблемных ситуаций.
  • Листва из кривых линий – восприимчивость.
  • Закрытая густая листва – скрытая агрессивность.
  • Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности.
  • Пальма – стремление к перемене мест.
  • Заштрихованный ствол – тревога и подозрительность.
  • Ствол из одной линии – неготовность реально смотреть на вещи.
  • Ствол линиями с нажимом – решительность, активность и продуктивность.
  • Ветви не связаны со стволом – уход от реальности.

Кроме того, имеет значение, как рисунок дерева расположен на плоскости листа. Психологи всегда обращают внимание на высоту дерева:

  • Нижняя четверть листа – зависимость и отсутствие веры в свои силы.
  • Нижняя половинка листа – нерешительность как черта личности.
  • 3/4 листа – хорошая адаптивность.
  • Рисунок на весь лист – жажда самоутверждения.

И, наконец, рисунок с изображением человека. Как их трактуют психологи по методике Бука?

Человек:

  • Крупная голова – придает серьезное значение интеллектуальной составляющей.
  • Слишком маленькая голова – переживание неадекватности.
  • Нечетко прорисованная голова – застенчивость.
  • Слишком жирные контуры шеи – стремление к интеллектуальному контролю.
  • Крепкая шея – желание взять под контроль собственное тело.
  • Слишком утонченная шея – склонность к регрессии.
  • Слишком утолщенная и укороченная шея – уступки собственным слабостям, в том числе разрушительным.
  • Угловатые плечи – признак осторожности.
  • Большое туловище – наличие неисполненных желаний.
  • Мелкое туловище – чувство неполноценности.
  • Глаза прикрыты либо спрятаны под полями шляпы – стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
  • Совсем маленькие глазки – погруженность в свой внутренний мир.
  • Длинные ресницы – склонность кокетству, желание быть в центре внимания.
  • Волосы сильно заштрихованы – тревога.
  • Волосы не заштрихованы либо изображены как «рамка» вокруг головы – враждебность.
  • Человек на рисунке машет руками – стремление к действию.
  • Руки скрещены на груди – враждебная мнительность.
  • Руки за спиной – нежелание уступать.
  • Руки длинные и мускулистые – человек ощущает потребность быть сильным и ловким.
  • Руки слишком длинные – чрезмерные амбиции.
  • Руки прижаты к телу – неповоротливость и ригидность.
  • Руки очень короткие – неадекватность.
  • Ноги непропорционально длинные – потребность в независимости.
  • Ноги слишком короткие – чувство физической и/или психологической неловкости.
  • Голова в профиль, тело анфас – тревога и потребность в общении.

В данной части теста психологи тоже обращают внимание на расположение фигуры человека на рисунке:

  • Большая фигура – экспансия, тщеславие, высокомерие.
  • Маленькая фигурка – тревога, скованность, эмоциональная зависимость.
  • Очень маленькая фигурка – чувство собственной неполноценности.
  • Недостаток симметрии – ощущение беззащитности.
  • Рисунок у самого края листа – зависимость и неуверенность в своих силах.
  • Рисунок на весь лист – превознесение себя в собственном воображении.

Больше подробностей и пояснений к тесту вы найдете в статье «Методика «Дом, Дерево, Человек» Дж. Бука» [Psylist, 2019]. Рисуйте, изучайте и будьте готовы, если попросят нарисовать и будут изучать вас. Однако вы будете намного лучше готовы к чему угодно, если пройдете нашу программу «Самопознание».

И в заключении хотим напомнить вам, что все тесты и их результаты – это очень большая условность, которая меркнет перед настоящим талантом, одаренностью и неординарностью. Мы желаем, чтобы вас не смущали условные рамки и ограничения, навязываемые не слишком творческими и не очень хорошо образованными людьми. И просим ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Самопознание

Как лучше узнать ребёнка с помощью методики «Дом, дерево, человек»?

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

  • 1 Характеристика психологической методики «Дом, дерево, человек

  • 2 Правильное проведение проективного рисуночного теста

  • 3 Обработка и расшифровка результатов ребёнка

    • 3. 1 Подсчёт и анализ баллов

    • 3.2 Толкование особенностей рисования

    • 3.3 Интерпретация ключевых объектов рисунка

      • 3.3.1 Дом

      • 3.3.2 Дерево

      • 3.3.3 Человек

Характеристика психологической методики «Дом, дерево, человек

Каждый человек — отдельная определённая личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже и яснее проступают его самобытные черты.

Валерий Брюсов, русский поэт, прозаик и драматург

 

Проективный тест для получения характеристик личности «Дом, дерево, человек» был предложен в конце 40-х годов ХХ века американским нейропсихологом Дж. Буком. Первоначально он использовался для исследования пределов работоспособности индивида на производстве, а также для определения особенностей его взаимоотношений с коллективом, что на тот момент было наиболее важным. Однако со временем последователи Бука адаптировали эту методику для детей, а также несколько упростили процедуру проведения диагностики. Целями исследования является оценка:

  • личностных качеств испытуемого;
  • уровня умственного развития;
  • социализации в кругу сверстников (особенно важно для малышей, которые поступают в детский сад).

Что касается возраста испытуемых, то впервые тест можно проводить с ребёнком после достижения им 3–4 лет, когда у малыша уже будут сформированы элементарные представления о правилах изображения объектов.

Правильное проведение проективного рисуночного теста

Ребёнок не должен испытывать ни физического, ни морального неудобства в процессе работы над тестом

Работа может проводиться и в группе, и индивидуально. Единственный нюанс состоит в том, что если приём реализуется в коллективе, то в объединении не должно быть более 4 человек. К слову, многие психологи отстаивают свою позицию относительно того, что наиболее подходящая форма работы всё же индивидуальная, так как в этом случае у экспериментатора появляется возможность задать какие-то наводящие вопросы.

Для работы испытуемый получает лист бумаги А4 и твёрдо-мягкий карандаш, чтобы в дальнейшем можно было оценить силу давления на лист. Алгоритм проведения диагностики таков:

  1. Экспериментатор на своё усмотрение определяет, какая модель проведения более продуктивна. Первая: ребёнок выдаётся согнутый в виде гармошки трижды лист (обычно это используется с детьми помладше). Каждый объект в этом случае будет изображаться на отдельных разворотах. Вторая модель: позволить испытуемому расположить все три иллюстрации на ровной бумаге (в этом случае для интерпретации появляется несколько новых и важных аспектов — удалённость конкретного объекта, нажим и так далее).
  2. Затем взрослый рекомендует: «Нарисуй дом, дерево и человека такими, как ты хочешь».
  3. В процессе выполнения задания организатор теста должен фиксировать все замечания, состояния и другие внешние проявления испытуемого. Особенно важным такое наблюдение будет для психолога на тот случай, если у испытуемого обнаружатся отклонения.
  4. После завершения работы над рисунком проводится индивидуальная беседа. Взрослый может попросить ребёнка объяснить, кого он нарисовал, а также узнать, в хорошем ли персонаж настроении, что влияет на его самочувствие и чем изображённый персонаж нравится испытуемому больше всего.

Время проведения теста ограничено лишь формально — 20–30 минут. Обычно дети справляются с поставленной задачей быстрее.

Для объективного анализа экспериментатор должен внимательно наблюдать за всеми проявлениями ребёнка в процессе рисования

Обработка и расшифровка результатов ребёнка

Подсчёт и анализ баллов

Прежде всего, экспериментатор должен оценить симптомокомплексы личности испытуемого. Для этого каждый из 8 синдромов оценивается по пунктам от 0 до 3 баллов (0 — элемент не выделен, 1 — признак проявляется частично, 2 — симптом выявляется наполовину, 3 — полное совпадение).

СимптомокомплексОсобенность рисункаВозможные баллы
Незащищенность
  • Рисунок в самом центре листа
  • Изображение в верхнем углу
  • Дом или дерево у самого края
  • Рисунок внизу листа
  • Много второстепенных деталей
  • Дерево на горе
  • Очень подчёркнутые корни
  • Непропорционально длинные руки
  • Широко расставленные ноги
0, 1, 2, 3
0, 1, 2, 3
0, 1, 2
0, 1, 2, 3
0, 1, 2, 3
0, 1
0, 1
0, 1
0, 1
Тревожность (страх)
  • Облака
  • Выделение отдельных деталей
  • Ограничение пространства
  • Штриховка
  • Линия с сильным нажимом
  • Много стирания
  • Мёртвое дерево, больной человек
  • Подчёркнутая линия основания
  • Толстая линия фундамента дома
  • Интенсивно затушёванные волосы
0, 1, 2, 3
0, 1
0, 1, 2, 3
0, 1, 2, 3
0, 1
0, 1, 2
0, 2
0, 1, 2, 3
0, 2
0, 1
Недоверие к себе
  • Очень слабая линия рисунка
  • Дом на краю листа
  • Слабая линия ствола
  • Примитивное дерево
  • Очень маленькая дверь
  • Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой
0, 2
0, 1
0, 1
0, 1
0, 1
0, 1
Чувство неполноценности
  • Рисунок очень маленький
  • Отсутствуют руки, ноги
  • Руки за спиной
  • Непропорционально короткие руки
  • Непропорционально узкие плечи
  • Непропорционально большая система веток
  • Непропорционально крупные двумерные листья
  • Дерево, умершее от гниения
0, 1, 2, 3
0, 2
0, 1
0, 1
0, 1
0, 1
0, 1
0, 1
Враждебность
  • Отсутствие окон
  • Дверь — замочная скважина
  • Очень большое дерево
  • Дерево с края листа
  • Обратный профиль дерева, человека
  • Ветки как пальцы
  • Пустые глазницы
  • Длинные острые пальцы
  • Оскал, видны зубы
  • Агрессивная позиция человека
  • Другие возможные признаки
0, 2
0, 1
0, 1
0, 1
0, 1
0, 1
0, 2
0, 2
0, 1
0, 2
Конфликтность (фрустрация)
  • Ограничение пространства
  • Перспектива снизу (взгляд червя)
  • Перерисовывание объекта
  • Отказ рисовать какой-нибудь объект
  • Два дерева
  • Низкое качество одного из рисунков
  • Противоречивость рисунка и высказывания
  • Подчёркнутая талия
  • Отсутствие трубы на крыше
0, 1, 2, 3
0, 1, 2, 3
0, 2
0, 2
0, 2
0, 2
0, 1
0, 1
0, 1
Трудности общения
  • Отсутствие двери
  • Очень маленькая дверь
  • Отсутствие окон
  • Окна — отверстия без рам
  • Излишне закрытые окна
  • Выделенное лицо
  • Лицо нарисовано последним
  • Отсутствие основных деталей лица
  • Человек нарисован примитивно
  • Дверь без ручки
  • Дом, человек в профиль
  • Руки в оборонительной позиции
  • Нарисованный человек одинок, по словам ребёнка
0, 2
0, 1
0, 2
0, 1
0, 1
0, 1
0, 1
0, 2
0, 2
0, 1
0, 1
0, 1
0, 1
Депрессивность
  • Помещение рисунка в самый низ листа
  • Вид дерева или дома сверху
  • Линия основания, идущая вниз
  • Линия, слабеющая в процессе рисования
  • Сильная усталость после рисования
  • Очень маленькие рисунки
0, 1, 2, 3
0,1
0,1
0, 2
0, 2
0, 2

Максимально возможные баллы:

  1. Незащищенность — 32.
  2. Тревожность — 33.
  3. Недоверие к себе — 8.
  4. Чувство полноценности — 16.
  5. Враждебность — 15.
  6. Конфликтность, фрустация — 23.
  7. Трудности общения — 18.
  8. Депрессивность — 10.

Если результат по каждому показателю превышает 50% от возможного количества баллов, то это говорит о том, что ребёнок нуждается в профессиональной помощи психолога и в подборе коррекционной программы. Нормой считается сумма набранных очков от нуля до четверти от каждого максимального значения.

Толкование особенностей рисования

Ни одна деталь в процессе анализа рисунка не может быть лишней. Вот на какие нюансы стоит обратить внимание при рассматривании изображения и толковании поведения ребёнка:

КритерийТолкование
Детали
  • Отсутствие дополнительных элементов на рисунке говорит о серьёзном эмоциональном потрясении или проблемах в умственном развитии.
  • Избыток деталей выдаёт в «художнике» чувствительную и очень ранимую натуру. Часто такая особенность встречается при неумении испытуемого вступать с разговор.
  • Хаотичное изображение или компоновка элементов выдаёт склонность к резким перепадам настроения.
Стирания
  • Если рисунок становится после таких действий лучше, то повода для беспокойства нет.
  • А вот случаи, когда использование ластика приводит к ухудшению изображения, требуют выяснения причин возможной тревожности.
Линии землиОчень важный элемент рисунка, определяющий целеустремлённость.
  • Отсутствие хоть какой-то опоры свидетельствует о том, что испытуемому некомфортно, его что-то тяготит.
  • Слишком наведённый контур или толстые штрихи выражают тревожность, раздражительность.
  • Линии, исходящие снизу и расходящиеся наверх, показывают нежелание сталкиваться с неизведанным.
  • Если линия основы идёт вниз и сворачивает направо, то ребёнка всерьёз беспокоит его будущее. Этот элемент не учитывается при анализе результата совсем маленьких детей.
КонтурыЭтот нюанс даёт информацию о способности испытуемого сохранять личностное равновесие.
  • Толстые линии символизируют озлобленность в сочетании с тревожностью.
  • Одинаково сильно наведённый контур всех элементов — расстройство психики в анамнезе или скрытая (явная) враждебность к изображённому объекту.
  • Чередование толстых и тонких штрихов говорит о растущем напряжении, предчувствии беды.
Расположение
  • Если малыш смещает рисунок вниз, то он склонен к импульсивности. Однако для испытуемых 4–5 лет такое расположение не считается выходящим за рамки нормы.
  • Смещение влево характерно в основном для подростков, озабоченных тем, что ждёт их в будущем.
  • Если изображение уходит в правый край, то ребёнок явно стремится избежать любых переживаний.
  • Уход в верхнюю треть подразумевает выраженные агрессивные тенденции, а также повышенный эгоцентризм.
  • Негативной тенденцией является и поворачивание листа — вероятно, испытуемый склонен избегать ответственности.
Перспектива
  • Если объекты повёрнуты боком, то личность испытуемого не может принять окружение, стремясь скрыть своё «я».
  • Изображение анфас свидетельствует о прямолинейности и прямоте ребёнка. Довольно часто такие рисунки создаются детьми 6–8 лет — в возрасте, когда столкновение с новыми условиями (обучением в школе) даёт повод усомниться в абсолютной правоте взрослых.
  • Если перспектива рисунка направлена вдаль, то это говорит о желании изолироваться от общества, испытуемый чувствует себя оторванным от окружающих.
ПропорцияСоотношение деталей показывает, насколько сильна в ребёнке тенденция сторониться общения, а также степень его зажатости.
  • Сильные нарушения пропорций говорят о серьёзном интеллектуальном отклонении (как обратимом, так и необратимом).
  • Изображение объектов вдалеке показывает явное желание отвергнуть те ценностные значения, которые несут в себе дерево, дом и человек. Такой нигилизм особенно часто встречается в рисунках подростков.
Исправления и дополненияЕсли ребёнок дорисовывает элементы, не стерев предыдущие, то он склонен к внутренним и внешним конфликтам.
Неуверенное рисование
  • Зачастую подобное возникает из-за того, что «художнику» сложно представить конечный результат цельной картинкой.
  • Однако иногда это может быть и показателем потери чувства равновесия.
  • Если размер объекта ограничивается, выглядит сжатым, то испытуемый явно страдает от установленных в его жизни рамок.
ПрозрачностьЭта характеристика указывает на желание ребёнка игнорировать реальность. Но некоторые предметы, не заполненные цветом, не теряют связи с реальностью. Вот почему на такой компонент школьные психологи не обращают внимания (за исключением случаев, когда прозрачность присуща около 70% иллюстрации).

Интерпретация ключевых объектов рисунка

Размеры объектов на рисунке показывают степень актуальности обозначаемого понятия для ребёнка
Дом
  • Если постройка старая, то испытуемый показывает неприятие самого себя.
  • Если дом расположен на переднем плане, то ребёнок гостеприимный, любит проводить время в кругу сверстников.
  • Ступеньки, ведущие к двери, выдают рациональность мышления «художника», а вот если они упираются в глухую стену, у испытуемого проблемы с установлением коммуникативного контакта.
  • Манера изображения стен указывает на способность контролировать ситуацию. Так, слишком толстые стены с чётким контуром — желание быть включённым во всё происходящее в реальном мире. А вот тонкие, почти незаметные контурные линии выдают противоположное: желание закрыться от реальности.
  • Труба символизирует теплоту и уют. Её отсутствием испытуемый показывает нехватку тепла. Водосточная труба — символ мнительности.
  • Искажение деталей дома выявляет враждебность испытуемого. То же самое можно сказать и об отсутствии или, наоборот, излишнем количестве дверей, окон и комнат. Чёткая линия, разграничивающая этажи помещения, свидетельствует о рациональном подходе к решению вопросов.
  • Особого внимания заслуживает анализ изображения дверей. Если в доме они не обозначены, то ребёнку сложно раскрыться перед другими людьми, близкими в том числе. Наличие только боковых говорит о желании испытуемого убежать от проблем, уступить. Обратите внимание и на порядок изображения элемента: дверь, дорисованная в последнюю очередь, говорит о нежелании общаться с людьми. Незапертая дверь — символ открытости. Чем больше размер этого предмета, тем более комфортно чувствует себя ребёнок в жизни. Замок свидетельствует о скрытности и враждебности по отношению к окружающим.
  • Хорошо прорисованная крыша — дань желанию быть защищённым. В старшем возрасте — проявление инфантилизма. Слишком большой навес указывает на то, что испытуемый живёт в своих фантазиях.
  • Наличие пристроек может указывать на обиды или злость в адрес человека, владеющего этим домом.
  • Здание в движении — показатель психофизических нарушений.
  • Прорисованный интерьер жилой комнаты показывает потребность в живом общении.
  • На отчуждённость и враждебность указывает отсутствие окон. На рисунках малышей часто можно заметить много проёмов. Это говорит о желании познавать мир любыми способами. Открытые ставни или занавески показывают тревожность испытуемого. Распахнутые настежь окна говорят о прямолинейности испытуемого. Замкнутые дети часто рисуют эти элементы с замками. Важно также обратить внимание на распределение проёмов. Если они сосредоточены на первом этаже, то ребёнок очень открыт; на втором — мир фантазий захватывает испытуемого сильнее, нежели реальный.
  • Если дорожка к дому изображена короткая, то испытуемый предпочитает одиночество, извилистая тропинка выдаёт творческую личность, а вот прямая — рационализатора, который всегда и во всём будет искать лёгкие пути. Но если тропа сужается к дому, то ребёнок на людях весел и общителен, а дома предпочитает «подзарядиться» в тишине.
Дерево
  • Листва. Округлая форма кроны указывает на излишнюю эмоциональность, а вот круглый рисунок листьев говорит о том, что ребёнок чувствует себя покинутым. Если листочки обозначены схематично, то это верный признак того, что испытуемый хочет закрыться людей. Если ребёнок нарисовал пальмовые листья, то он мечтает о путешествиях. Листья в виде сеточки — символ способности решать проблемы самостоятельно.
  • Опущенные ветки — признак нежелания прилагать усилия, а вот поднятые вверх, наоборот, показывают энтузиазм. В подростковом возрасте это ещё и жажда власти. Растопыренные в разные стороны ветки свидетельствуют о поиске путей самоутверждения, а вот у малышей такое расположение говорит о растерянности.
  • Хорошо прорисованная крона показывает экзальтированность, эмоциональность испытуемого.
  • Ствол. Если он прорисован одной линией, то испытуемый не хочет объективно смотреть на мир, предпочитая жить в иллюзорном мире. Кривой — показатель заторможенности. Вырванное из почвы дерево указывает на отсутствие у ребёнка контакта с окружающим миром. Когда ствол расширяется книзу, это говорит о том, что ребёнок ищет сочувствия и поддержки от близких.
  • Если на иллюстрации не одно, а два дерева, то, возможно, тестируемый таким образом показал себя и значимого для него взрослого (это требует уточнения в беседе).
  • Изображение земли одним штрихом показывает стремление к порядку, а несколькими — желание подчиняться только своим правилам. Последний вариант чаще всего наблюдается в иллюстрациях, сделанных детьми, которые заслуживают определения «послушные».
  • Небольшие корни символизируют любопытство, которое является движущей силой практически всех действий испытуемого. Две линии в качестве корней — это желание подавлять в себе какие-то проявления (не всегда плохие).
  • Симметричность растения показывает тягу испытуемого быть в гармонии с окружающим миром. Также это проявление того, что ребёнок колеблется в каком-то выборе.

Малыш изобразил несколько деревьев? Возможно, он просто не следует рекомендациям по выполнению теста или же у него есть признаки умственной отсталости. Однако это не касается ситуации, когда на рисунке появляется 2 дерева.

Человек
Обычно больше всего времени у детей уходит на изображение человека. Экспериментатору важно не перебивать и не отвлекать испытуемого во время этого процесса
  • Голова. Большой головой испытуемый показывает своё понимание концепта «умный человек», а также явно относит себя к этой категории. Маленькие головы, как символ интеллектуальной недоразвитости, рисуют дети в возрасте 9–16 лет, особенно имеющие проблемы в обучении. Также крошечная часть тела говорит о застенчивости ребёнка.
  • Шея. Длинная — стремление контролировать всё, что происходит вокруг. Обычно этот элемент присущ рисункам очень активных детей. Толстая и коротка свидетельствует об уступчивости.
  • Плечи. Широкие — признание власти силы над умом. Мелкие — символ ощущения собственной никчёмности, принижения своих достоинств. Покатый плечевой пояс — чувство вины перед близким человеком.
  • Туловище. Крупное говорит о недовольстве чем-либо, а маленькое — о собственной малоценности.
  • Выделенный подбородок показывает потребность испытуемого доминировать. Широкий рисуют обычно нерешительные ребята.
  • Редкие или слишком тонкие брови обычно изображают дети, относящиеся к действительности с большой долей скепсиса.
  • Большие уши рисуют те, кто с трудом переносит критику. Непропорционально маленькие — символ желания заглушить любые попытки повлиять на выбор или решение подростка. У малышей это не носит никакого символического значения.
  • Маленькие глаза показывают замкнутость ребёнка. Пышные ресницы часто рисуют дети 10–16 лет, так как в этом возрасте просыпается желание демонстрировать себя.
  • Широкая улыбка обозначает неискренность, вынужденную приветливость. Рот-чёрточка демонстрирует пассивное принятие жизни, у малышей это может быть связано с гиперопекой взрослых. Чётко нарисованные зубы присутствуют на картинках ребят, часто проявляющих агрессию.
  • Чем крупнее нос, тем более весёлый нрав у испытуемого. Акцент на ноздрях делают дети, склонные к демонстрации злобы.
  • Волосы и брови: чем больше заштрихованы эти элементы, тем сильнее проявления тревожности у испытуемого. Незакрашенная шевелюра, оформленная только контуром, говорит о враждебности ребёнка.
  • Чем длиннее руки, тем более амбициозный ребёнок тестируется. Конечности за спиной рисуют те, кто не умеет идти на компромисс. Руки на груди рисуют мнительные дети. Слишком плотно прижатыми к телу конечности представляют неуклюжие ребята, которые постоянно слышат в свой адрес подобный упрёк. Излишне крупные руки изображают импульсивные испытуемые. Если ребёнок вообще «забыл» про конечности, то, возможно, у него есть некоторые психоэмоциональные расстройства. Руки за спиной — это желание что-то скрыть. Отсутствие ладоней может быть признаком того, что испытуемый не чувствует материнской любви. Чем больше пальцев нарисовал ребёнок, тем больше в нём амбиций. Тонкие фаланги — символ враждебности. Примитивные костяшки символизируют чёрствость, местами даже агрессию. Если пальцев меньше пяти, то испытуемый, возможно, зависим от мнения взрослых и часто чувствует своё бессилие в решении тех или иных вопросов.
  • Если ребёнок начинает изображать человека с прорисовки ног, то «художник» к окружающим относится с долей робости. Неодинаковый размер этих конечностей говорит о стремлении к независимости. Акцент на ногах обычно делают испытуемые, склонные проявлять грубость. Отсутствие таких частей тела указывает на робость и замкнутость. Зависимость от авторитетных взрослых показывают непропорционально мелкие ступни. А, наоборот, слишком длинные выдают желание демонстрировать свою самостоятельность.
  • Если у фигуры виден затылок, то ребёнок стремится к замкнутости. Бегущий человек символизирует желание что-то скрыть. Фигура, показанная лишь очертаниями, говорит о нежелании иметь ничего общего с окружающими. Такая ситуация может возникнуть, если у ребёнка (чаще всего подростка) проблемы и с учёбой, и с установлением контактов со сверстниками.
  • Неуравновешенное в пространстве тело указывает на напряжение. Образ куклы — признание своей уступчивости. Если ребёнок нарисовал, например, Бабу Ягу, то у него явно враждебный настрой по отношению к женщинам. А вот клоун в подростковом возрасте — это символ самопрезрения.

Методика «Дом, дерево, человек» — полезное тестирование для специалиста в области психологии, работающего с детьми. Однако экспериментатору следует очень внимательно подходить к интерпретации результатов теста, подключая ещё и заметки, сделанные по ходу беседы с ребёнком, а также обращаясь к собственному опыту. Только в этом случае анализ может считаться объективным.

Тест личности Дом-Человек-Дерево — Практическая психология

Практическая психология

Каждый раз, когда мы что-то рисуем, мы подсознательно проецируем нашу личность на лист бумаги. Без нашего ведома даже самый простой рисунок может пролить свет на наши эмоции, интеллект, самооценку и страхи.

Оценка рисунка, известная как тест «дом-дерево-человек», является распространенным методом, который психологи используют, чтобы больше узнать о чертах личности.

Что такое тест дом-дерево-человек?

Методология теста дом-дерево-человек

Интерпретация теста Дом-Дерево-Человек

Оценка теста «дом-дерево-человек»

Что такое тест «дом-дерево-человек»?

Тест «дом-дерево-человек» (HTP) — это проективный тест, предназначенный для измерения различных аспектов личности. Испытуемым предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Интерпретация этих рисунков используется для создания картины когнитивного, эмоционального и социального функционирования человека.

Качественная оценка, с другой стороны, представляет собой субъективный анализ рисунка, предназначенный для измерения личности испытуемого. Этот тип оценки теста «дом-дерево-человек» очень индивидуален и может варьироваться от одного аналитика к другому. Как и в случае оценки других качественных тестов, существует ограниченное количество эмпирических данных, подтверждающих его достоверность.

Тест «дом-дерево-человек» был разработан одним из первых клинических психологов Джоном Баком в 1948 году. Основан на личностном тесте «Нарисуй человека», созданном Флоренс Гуденаф в 1926, изначально он был разработан для оценки интеллекта детей. В 1969 году Бак усовершенствовал тест HTP вместе с психологом Эмануэлем Хаммером.

Тест используется клиническими психологами, эрготерапевтами и педагогами. Он также используется как часть серии тестов личности и интеллекта, включая Роршаха, ТАТ и WAIS, в качестве средства оценки личности. Более того, тест HTP является эффективным инструментом для оценки повреждения головного мозга у пациентов с шизофренией.

Методология теста «дом-дерево-человек»

Тест «дом-дерево-человек» занимает в среднем 150 минут.

Терапевты могут выбирать между одноэтапным тестом, в котором для рисования используется карандаш или мелок, и двухэтапным тестом, в котором на первом этапе используется карандаш, а на втором — карандаш. Каждая фаза состоит из двух частей, где за первым невербальным и творческим шагом следует структурированный вербальный.

Испытуемым предлагается как можно точнее нарисовать дом, дерево и человека на отдельных листах бумаги. Затем им задают ряд вопросов об их рисунках. Бак предложил список из 60 вопросов, однако обученные тестировщики могут создавать свои собственные варианты и задавать дополнительные вопросы.

Вот несколько примеров вопросов, которые могут быть заданы:

Дом:

  • Кто живет в доме?
  • Люди посещают дом?
  • Это счастливый дом?
  • Из чего сделан дом?
  • Что происходит внутри дома?

Дерево:

  • Что это за дерево?
  • Сколько лет дереву?
  • Какое сейчас время года?
  • Дерево живое?
  • Кто поливает дерево?

Лицо:

  • Кто это лицо?
  • Сколько лет человеку?
  • Что чувствует этот человек?
  • Счастлив ли человек?
  • Что человек любит делать?

После того, как респонденты ответили на вопросы, их рисунки анализируются и интерпретируются.

Интерпретация теста «Дом-дерево-человек»

Тест «Дом-дерево-человек» основан на идее, что рисунки отражают чувства. Детали рисунка рассматриваются как представление различных черт личности.

Рисунок дома

Дом считается выражением семейных отношений и семейных ценностей респондента.

  • Крыша символизирует интеллектуальную сторону и духовную жизнь человека.
  • Стены могут быть связаны с силой характера испытуемого.
  • Двери и окна отражают отношение человека к внешнему миру и уровень социальной интеграции.

Рисование дерева

Считается, что дерево указывает на самые глубокие, бессознательные аспекты личности.

  • Ветки могут показывать степень социальной связанности. Дерево без ветвей указывает, например, на то, что человек мало общается с другими.
  • Хобот часто рассматривается как воплощение внутренней силы.
  • Крона дерева символизирует идеи, мысли и самооценку.

Рисунок человека

Человек — это символическое представление идеального «я» и его социальных взаимодействий.

  • Голова символизирует интеллект, общение и воображение.
  • Глаза указывают на восприятие мира.
  • Руки дают информацию об аффективности и агрессивности.

Есть несколько других аспектов рисунков, которые терапевты принимают во внимание при анализе тестов ПВТ:

Размеры объектов

Считается, что размеры объектов на рисунке указывают на уровень самооценки и уверенности. Например, очень маленький дом может свидетельствовать о неудовлетворенности человека жизнью дома.

Уровень детализации

Уровень детализации является еще одним показательным фактором при описании личности респондента посредством рисунка. Очень детальное лицо может указывать на необходимость представить себя в выгодном свете. Наоборот, изображения без деталей часто указывают на депрессию.

Расположение объектов 

Расположение объектов на странице также имеет большое значение. Рисунки в верхней части страницы считаются связанными со снами и воображением, а рисунки внизу связаны с физическим миром. Рисунок в правой части страницы связан с будущим, в центре — с настоящим, а слева — с прошлым.

Штрихи и линии 

Напор, твердость и твердость штрихов и линий указывают на решимость и способность принимать решения. Одна и та же линия, проведенная дважды, показывает неуверенность, неудовлетворенность или перфекционизм. Эмоциональная сила, высокая самооценка и уверенность, наоборот, отражаются в твердости линий.

Отношение испытуемого

В дополнение ко всем вышеперечисленным элементам терапевты также учитывают отношение, слова и жесты испытуемого во время рисования. Любое проявление разочарования, гнева или удовлетворения принимается во внимание при анализе теста.

Оценка теста «Дом-дерево-человек»

Тест «Дом-дерево-человек» может быть оценен как объективным количественным, так и субъективным качественным образом. Обученные терапевты полагаются на подробное руководство Джона Бака на 350 страниц и руководство по интерпретации при проведении и подсчете результатов тестов HTP.

Количественная оценка дает общую оценку интеллекта. Исследования показывают, что количественная оценка сильно коррелирует с другими хорошо зарекомендовавшими себя тестами интеллекта.

Практическая психология

Практическая психология начиналась как сборник учебных материалов для студентов-психологов в 2016 году, созданный студентом в этой области. С тех пор он превратился в онлайн-блог и канал на YouTube, предоставляющий советы, инструменты и академическую поддержку людям из всех слоев общества в области психического здоровья. С более чем 2 миллионами подписчиков на YouTube, более 500 статей и ежегодным охватом почти 12 миллионов студентов, он стал одним из самых популярных источников психологической информации.

Интерпретация психологического теста Дом-Дерево-Человек (HTP)

Тест Дом-Дерево-Человек (HTP) в клинической психологии является частью серии проективных тестов, которые помогают в оценке личностных качеств. Тест HTP также проводится для выявления психических расстройств, таких как шизофрения. Узнайте, как интерпретируется этот тест.

Знаете ли вы?

Основанный на тесте Гуденафа «Нарисуй человека» (1926 г.), HTP изначально был методом оценки интеллекта детей.

Если нам говорят нарисовать какой-то объект, мы либо уклоняемся (потому что у нас это плохо получается), либо получаем удовольствие от самого процесса (независимо от наших художественных способностей). В любом случае, рисование дает нам ощущение повторного посещения наших детских воспоминаний, полных таких веселых занятий.

Подобно письму, рисование является для нас мощным средством выражения эмоций. На самом деле, как мы знаем, а некоторые из нас, возможно, даже испытали на себе, что виды изобразительного искусства, включая рисование, считаются занятиями, снимающими стресс. От ума и на бумаге. Это умение лежит в основе психологического теста личности, такого как тест человека-дома-дерева. Это похоже на чтение наших мыслей по тому, что мы нацарапали или набросали на листе бумаги.

Тест «дом-дерево-человек» (HTP)

Этот тест представляет собой метод, разработанный Джоном Баком , одним из первых клинических психологов, в 1948 году, который позже был обновлен в 1969 году. Этот и другие его вклады замечательны. , особенно на фоне его скудной и разрозненной формальной психологической подготовки.

ПВТ — это проективный личностный тест, при котором человек реагирует на заданные стимулы, и ответы дают ключ к пониманию скрытых эмоций или внутренних конфликтов человека. Испытуемого просят нарисовать основные объекты, такие как дом, дерево и человека; вот почему имя. Эти рисунки отображают меру самовосприятия и отношений, присущих личности.

Тест ПВТ применяют, наряду с другими методиками, в случаях, когда есть вероятность поражения головного мозга, других неврологических расстройств или для оценки поражения головного мозга у больных шизофренией.

Его могут принимать все, кому исполнилось 3 года. Тест занимает около 150 минут. Человека, сдающего тест, сначала просят нарисовать, а затем задают вопросы на основе его/ее иллюстрации. Обычно первая фаза рисования раскрашивается цветными мелками, а затем для следующей фазы используется карандаш. Инструкции, данные испытуемому, довольно короткие и простые. «Нарисуй мне как можно лучше дом», — хорошо сказано. После того, как изображение дома будет готово, испытуемого просят нарисовать дерево, а затем человека.

Вопросы

После того, как испытуемый рисует объекты, администратор задает ему вопросы. Они помогают понять причины того, как человек воспринимает себя и свое окружение.

– Это счастливый дом? Из чего сделан дом? Кто остается в доме? Каково это ночью? Люди посещают дом?

– Дерево живое? Что это за дерево? Сколько лет будет этому дереву? Кто поливает дерево?

– Что чувствует этот человек? Этот мужчина/женщина счастлив? Сколько лет этому человеку?

Интерпретация

Интерпретация теста HTP считается трудной задачей. Старая версия включала как количественные, так и качественные элементы для интерпретации результатов. Однако методы количественной оценки больше не считаются подходящими с развитием методов тестирования. Таким образом, интерпретация в значительной степени зависит от субъективного прочтения графических изображений. Каждый набросок может символизировать множество идей: уровень удовлетворенности домом в настоящее время, степень ригидности личности субъекта, контакт с реальностью, страхи или навязчивые идеи, внутриличностное равновесие, подсознательную картину своего развития человека и т.д.

Эмоциональные сильные стороны или качества, такие как самооценка и уверенность, могут отражаться тем, насколько темными или светлыми являются линии на рисунке. Гибкость или жесткость личности и сила эго легко расшифровываются по деталям рисунка.

Вот некоторые основные атрибуты, связанные с этими тремя иллюстративными объектами теста HTP.

Дом

Крыша : Интеллектуальная сторона человека. Это также связано с фантазиями и идеями. Слишком мало внимания к крыше может указывать на страх перед призраками на чердаке.

Стена : показатель того, насколько сильно ваше эго.

Двери и окна : Связь человека с внешним миром. Это намекает на восприимчивость, взаимодействие с другими и восприятие окружающей среды.

Размер : Если дом маленький, это может означать отказ от жизни дома.

Пути : Те, которые ведут прямо к двери, иллюстрируют доступность и открытость, в отличие от отсутствия пути, что указывает на закрытое, одинокое и отдаленное состояние ума. Ограждение вокруг дома может быть признаком защиты.

Дерево

Ствол дерева : По нарисованному стволу дерева можно предположить внутреннюю силу человека. Тонкий ствол и большие ветки могут указывать на потребность в удовлетворении. Темные оттенки туловища говорят о тревоге за себя.

Ответвления : Они также могут указывать на связь человека с внешним миром. Дерево, нарисованное без ветвей, может указывать на меньший контакт с другими людьми.

Человек

Наблюдения за положением человека на странице, количеством деталей, показанных на рисунке, и т. д. являются частью важных интерпретаций. Нарисованный человек того же пола обычно сам принимается за тестируемого.
Руки и кисти : Положение рук, раскрытые или сжатые кулаки и особые жесты, если таковые имеются, указывают на поведенческие черты.

Ноги и ступни : Прорисовывать или не прорисовывать ступни, а стойка или общая поза тела отражаются небольшими штрихами линий, помогая оценить врожденные эмоции, такие как страх.

Лицо : Множество деталей, сосредоточенных на лице нарисованного человека, могут отражать его желание представить себя в приемлемом/удовлетворительном/адекватном социальном свете.

Многие не считают этот тест надежным или действительным, так как он в основном представляет собой тест личности с субъективной оценкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *