21.09.2024

Инстинкты в психологии: Инстинкт — Психологос

Содержание

Инстинкт — Психологос

Фильм «Меч в камне»

Фильм «Думают ли животные»

​​​​​​​Инстинкт — это форма врожденного поведения, набор определенных действий, которые возникают при совмещении внутреннего функционального состояния организма (определенный гормональный фон, определенная активность ЦНС и т.д.) с определенными факторами окружающей среды.

Считается, что поведение насекомых и животных определяется в первую очередь инстинктами. При этом, похоже, в поведении не только животных, но даже насекомых присутствует уже и разум, по крайней мере у некоторых и — когда-то.

Есть ли инстинкты у человека?

Строго говоря, — нет. В частности, всерьез нельзя говорить, что у женщин есть «материнский инстинкт». Это не так. Смотри ⇒

Не только у людей, но даже у низших обезьян, инстинкты в том плане, в каком их понимают этологи у низших позвоночных, у рыб, рептилий и птиц, целиком и полностью разрушены. Ведь «инстинктивность» адекватной реакции на нужный объект (корм, партнёра, хищника и пр. ) видна в первую очередь в том, что соответствующее поведение в полной мере развивается в опытах с полной изоляцией животных от всех мыслимых социальных влияний (Каспар-Хаузер эксперимент). Выращенная так цихлида или оса-аммофила в полной мере демонстрирует поведенческие стереотипы, необходимые для ухаживания, угрозы, бегства от хищника, а вот обезьяны (вообще млекопитающие, большая часть птиц) — нет.

Да, их стереотипы, используемые в реакциях ухаживания, угрозы, умиротворения, предупреждения об опасности, социальной поддержки других особей в группе внешне выглядят не менее «стереотипными», «шаблонно исполняемые» и «видоспецифическими», а также «автоматичными» и «точными». Но все они вне специфической социальной среды и без соответствующих взаимодействий с другими особями в некий чувствительный период не развиваются вообще или развиваются крайне неестественно и дефектно.

То есть, хотя агрессивное отношение к «врагу» и сексуальное привлечение к «самке» у обезьян присутствует в полной мере (оно врождённое также, как у других животных), какой именно объект является самкой или врагом,

когда надо чувствовать именно это, определяется социальной средой. Среда же детерминирует, какие именно стереотипные действия следует произвести, чтобы взаимодействие с объектом было действенным, социально одобряемым и адекватным. Так что соответствующие человечьи или обезьяньи качества – способность доминировать, подчиняться, способность быть матерью или супругом вырабатываются только в процессе развития индивидуальности в адекватной социальной среде, также как чувства, соответствующие всем этим качествам.

Начиная с известных опытов Харлоу с проволочной и меховой «матерью», анализ сообществ приматов показывает, что именно социальная среда «оттискивает» в поведении особей свои правила и стереотипные формы действия в типических ситуациях и тем самым не только структурирует поведение взрослеющей особи, придаёт ему форму и направление, но и во многом детерминирует черты его личности, определяет будущее и социальный ранг. Если всё вышесказанное про «распад инстинктов» и замену врождённых форм поведения, вырастающими в специфической социальной среде, как кристалл вырастает из пересыщенного раствора, верно для обезьян, то тем более оно верно для людей, у которых тенденция социальной обусловленности стереотипного поведения, замены социальной наследственностью генетической.

Собственно в филогенетическом ряду позвоночных мы видим постепенное ослабление роли генетической наследственности при неуклонном усилении роли наследственности сигнальной социальной детерминацией, в возникновении тех форм поведения, которые с точки зрения внешнего наблюдателя определяются как «инстинкты

«. Потому что видоспецифичны, шаблонны, сугубо стереотипны и в момент исполнения (но не в процессе созревания) не корректируются прошлым опытом и средой.

Отличия инстинкта и рефлекса

Инстинкт — это комплекс действий, а рефлекс — одиночное действие. Инстинкт — это врожденный набор действий, который запускается в определенных условиях и производится неосознанно.

Рефлекс, в отличие в инстинкта — это простое и одиночное действие.

Для животных защищать потомство — это инстинкт, а сесть по команде — рефлекс. В первом случае это целая цепочка действий: найти укромное логово, проложить к нему невидимые тропы, не охотиться возле логова и так далее. А во втором случае — действие одно: посадить попу на землю.

Теорий инстинктов много. Многие этологи долгое время не могли придумать определение инстинкту.

К.Лоренц предположил, что инстинкт — это комплекс врожденных действий, которые запускаются в определенных условиях и при наличии драйва.

Долгое время после этого формулировали — что же такое драйв. В итоге малопонятный «драйв» заменили понятием о «функциональном состоянии организма», то есть о таком особенном состоянии всех систем организма, при котором возможна реализация инстинктивного поведения.

Например, у маленького волчонка есть уже заложенное генетически половое поведение. Но волчицами он интересуется пока не очень — стимул есть, действия есть, ненужных гормонов, развитых центров головного мозга, развитых половых желез и др. — нет.

Инстинкты в психологии — Перемена участи — LiveJournal

Comments:
From: ncuxuamp_pro
2019-11-12 11:27 pm (UTC)

ну конечно же это именно так. Мне даже удивительно, что кто-то думает по другому (ну это потому что я детский врач и сразу знаю, как на самом деле). Например, детям с врожденным вывихом бедра месяца в 3-4 ставят распорки (а до того — широкое пеленание), и они живут с этими распорками до возраста старше года, кто-то до полутора лет, кто-то до двух. Потом распорку снимают, и дети сразу встают и идут, ничему учиться не нужно.

Edited at 2019-11-12 11:28 pm (UTC)

From: wasilisa
2019-11-13 04:52 am (UTC)

Даже без распорок это работает. Еще каких-то 40 лет назад советских детей до года туго пеленали, и держали в таком состоянии практически круглосуточно, разворачивали только чтобы помыть, измерить или сделать прививку. Если распелёнутого ребёнка в год поставили на ноги и он сам не пошёл, начинали искать причину.

From: goodwife
2019-11-13 12:06 am (UTC)

Вроде бы дети-Маугли, жившие с волками, ходили на четвереньках в результате, а не вертикально? Так что это вопрос — врожденный или социальный навык прямохождение. С речью точно социальное.

Дети Маугли вообще не очень доказанное явление. Ну и никто из них с рождения не воспитывался волками. Всем было сколько-то уже лет, когда они пропадали. И стоячее положение они уже попробовали и походили — а уж затем переучились, если их что-то заставило.

Я сегодня начиталась про них. Вообще воспитание зверями сомнительно — сейчас подозревают, что это были просто заброшенные аутичные дети.

From: fair_lady
2019-11-13 03:34 am (UTC)

Хм. Если ещё вспомнить про шаговый рефлекс, который есть у всех младенцев, то вообще интересно.

А вот рефлексы там рассматриваются отдельно от инстинктов!

From: _ulitka
2019-11-13 04:53 am (UTC)

С детьми так точно. Мои поздно пошл, обе, после года, но именно вот взяли и пошли, сразу хорошо, одним днем.

From: flaneure
2019-11-13 10:58 am (UTC)

Хорошо — как взрослый? Или хорошо, как годовалые ребенки?

From: slonulita
2019-11-13 06:13 am (UTC)

А что вы понимаете под словами «учиться ходить» и «учиться летать»? А то я не соображу, с чем поспорить 🙂

Мне больше верится, что инстинкт — это стремление летать, а не достижение собственно умения. И с ходьбой у детей то же. Т.е. инстинкт заставляет пробовать летать/ходить, а собственно полёт/ходьба — это уже умение. А умение может быть качественным и некачественным, как любой другой навык.

«А когда они дорастали до взросления, ограничитель снимали. И птицы сразу взлетали и летели легко и правильно, без всякой предварительной «учебы».» — вот это звучит сомнительно. Для этого нужно было, как минимум, накачать соответствующие мышцы.

Вам же как просто мимопроходящему сомнительно:) А люди эксперименты проводили.Нейромускульного созревания достаточно.

From: shwarzunja
2019-11-13 06:33 am (UTC)

Да, с детьми это так.

From: neublau
2019-11-13 07:36 am (UTC)

У детей не готов мозг. Мышцы-то, может, и готовы, но дело в развитии мозга. Поэтому если ребенок не ходит после 13 месяцев, это считается куда более тревожным признаком в плане развития, чем если он долго не говорит.

From: etoile_verte
2019-11-13 08:27 am (UTC)

Интересно как. Мне тоже интересно, как получается, что неподвижные мышцы всё равно имеют достаточный тонус без тренировок. Там что-то об этом говорится? *и нельзя ли мне тоже так*

From: i_trava
2019-11-13 12:12 pm (UTC)

*и нельзя ли мне тоже так*
Об этом я думаю всякий раз глядя на ленивых кошек, которые день-деньской сопят на подоконнике, а потом одним махом способны с потрясающей легкостью запрыгнуть на трехметровых шкаф.

From: autumn_flavour
2019-11-13 11:38 am (UTC)

Кмк, у человека жизнь более насыщенная, больше всякого разного на него влияет, больше возможных занятий (что будет делать нелетающий птенец? сдохнет с голоду или, как минимум, будет скучать на младенческом пайке, пока братья-сестры уже вовсю развлекаются; человеческий ребенок в это же время может смотреть картинки, лепить из пластилина, ползать за кошкой, качаться на канате. ..), так вот поэтому ребенок далеко не всегда идет когда может. Я видела, как визжит буквально малыш, у которого не получается пойти, вот ему хочется — а не получается! а он хочет! он прямо верещит от обиды, а не может, то етсь тут конфликт между «хочу» и «могу». И видела свою младшую, которая очень спортивная девочка всегда была, у нее настолько удачная и легко набирающая силу мускулатура, что она за счет мышц даже закрыла огромную грыжу, которую врачи в один голос требовали оперировать — и вот девочка с этой мускулатурой не хотела ходить, ей и на четвереньках хорошо было. Когда мне это надоело, я за один день «научила» (а правильнее — приучила) ее ходить. Это обратный случай — могла, но не хотела. Человеческий ребенок просто может себе такое позволить, равно как и противоположное. Ему из гнезда не падать, и червячка всегда в рот принесут, и книжку подсунут 🙂

From: Maria Givner
2019-11-13 11:49 am (UTC)

Про детей — вполне возможно. Мои дети оба не ползали — сразу пошли из сидячего положения. Заняло правда некоторое время научиться ходить ни за что не держась, но на ногах они стояли крепко. А вот как с плаванием, интересно, Ведь практически все животные хоть как-то умеют плавать, а человек — нет. Я тому живой пример.))

From: ncuxuamp_pro
2019-11-13 07:58 pm (UTC)

ну как умеют плавать… собака, например, просто продолжает идти в воде, а вода сама ее держит на плаву. Или не держит: не все породы могут плыть, например, бультерьеры и боксеры тонут, потому что голова тяжелая.
Вы тоже так можете плавать без всякого обучения, если поплывете с трубкой для снорклинга: если ляжете на воду ничком, вода вас будет держать. Просто у собаки голова автоматически приподнята над спиной, а у человека вровень со спиной.

From: ladytekki
2019-11-13 03:56 pm (UTC)

Еще можно про «отучать детей от памперсов» вспомнить — тоже мучений масса, при том что много где ненавязчиво говорится про то, что до 2. 5 лет примерно это… ну вот как учить птенцов летать 🙂

From: kotik_vorkotik
2019-11-13 07:07 pm (UTC)

подтверждаю — в России это какой-то национальный вид спорта — игры с горшком. Хотя при нынешней цене памперсов может и имеет смысл помучаться годик)))

From: dnvl
2019-11-15 08:13 am (UTC)

Насколько я знаю о современной науке, сейчас утверждается, что инстинктов у человека нет, за исключением какого-то одного, когда младенец при громком звуке растопыривает руки-ноги и тут же сводит их обратно, но и этот угасает в первый год жизни. То есть нет чего-то присущего всем людям и всегда срабатывающего в ответ на определенный раздражитель конкретным образом. У нас есть только определенное поведение (например, родительское поведение, но не родительский инстинкт), то есть вещь куда более размытая, вариативная, необязательная и с куда большим простором для свободы воли и прочего творчества. В общем, с эволюционной точки зрения мы променяли жестко прошитые директивы на «свободу на местах» и в конечном счете на разумность, и наше поведение слишком сложно и разнообразно, чтоб быть генетически прописанным, мы все ж таки учимся при жизни, и без обучения человек не пойдет и не заговорит, пример с маугли тут уже привели.

From: gold_leaf
2019-11-15 05:38 pm (UTC)

Интересно проводится параллель с архетипами. Которые встроены и на всегда. Правда у каждого свой.
Алика, а вы дочитал книгу про архетипа? Какое у вас общее впечатление от нее сложилось?

инстинктов: цель и теории | Дети

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим:- 1. Определение инстинктов 2. Природа инстинктов 3. Цели 4. Теории 5. Классификация 6. Модификация.

Определение инстинктов :

Слово «инстинкт» происходит от латинского слова «Instinctus», что означает побуждать к мотивации. Впоследствии оно использовалось в смысле любого природного дарования, которое позволяло живому организму реагировать определенным образом без опыта и обучения. В целом было замечено, что за некоторыми моделями поведения, проявляющимися с самого рождения и не усвоенными, стоят некоторые врожденные предрасположенности (или инграммные комплексы, если использовать психологическую терминологию). Птица готовит гнездо; оса собирает мед, младенец плачет о молоке, ребенок в страхе убегает от быка, подростки тянутся к противоположному полу и т. д.

Различные психологи предложили ряд определений:

РЕКЛАМА:

1. Ллойд Морган определяет:

Инстинктивное поведение включает: весь организм, а как.

(ii) Эта деятельность представляет биологическую ценность для вида.

РЕКЛАМА:

(iii) Выполняются одинаковым образом всеми представителями вида, и

(iv) Не нужно учиться.

2. Р.С. Вудворт:

Р. С. Вудворт определяет инстинкты как «необученные мотивы».

3. Это Макдугалл:

Именно Макдугал дал подробное объяснение инстинктов и их функций.

Он определяет:

Инстинкт — это врожденная или унаследованная психическая структура, которая побуждает его обладателя совершать определенные действия в определенных ситуациях: Это естественный импульс, которым животные руководствуются, по-видимому, независимо от разума или опыта.

1. Макдугал дает более точное описание инстинкта в следующем определении:

РЕКЛАМА:

(i) Инстинкт – это унаследованная или врожденная психологическая предрасположенность,

(ii) Которая заставляет его обладателя воспринимать и обращать внимание на объекты или идеи определенного класса,

(iii) испытывать эмоциональное возбуждение определенного качества при восприятии такого объекта и

(iv) действовать в отношении него определенным образом или, по крайней мере, опыт и побуждение к такому действию.

Проанализируем это определение:

(1) Во-первых, инстинкт есть врожденная предрасположенность.

(2) Во-вторых, при наличии этого инстинкта человек воспринимает некоторые специфические объекты.

(3) В-третьих, инстинкт вызывает чувство, возбуждение.

(4) В-четвертых, инстинкт побуждает человека действовать определенным образом.

Короче говоря, инстинкт — это врожденная склонность, которая порождает триединство поведения (когнитивное, т. е. восприятие объекта, аффективное, т. е. чувство определенным образом, и волевое, т. е. действие определенным образом). Когда ребенок видит приближающегося к нему быка, мгновенно срабатывает врожденный животный инстинкт бегства. Во-первых, он воспринимает объект, во-вторых, испытывает эмоцию страха, в-третьих, пытается убежать.

Видеть быка — это познавательный опыт, бояться — аффективно, а убегать — воля. Инстинкт, проявляющийся в этой ситуации, настолько спонтанен и естественен, что мы не можем поверить, что кто-то и проинструктировал ребенка действовать таким образом.

Природа инстинктов :

1. Инстинкт – это психофизическая предрасположенность:

Инстинкт включает в себя как разум, так и тело. Инстинктивное поведение бывает как физическим, так и психическим.

2. Инстинкт – это естественная врожденная склонность:

Это унаследованный или врожденный инграммный комплекс или предрасположенность, который определяет поведение своего обладателя определенным образом. Это не приобретенное или усвоенное поведение.

3. Инстинкт целеустремлен:

Как инстинкт выполняет биологическую цель жизни и играет важную роль в эволюции жизни. Каждое предыдущее поколение в процессе продолжения своего вида передает следующему поколению некоторые тенденции с целью выживания и сохранения. Инстинкты выполняют цель жизни.

4. Инстинктивное поведение является постоянным:

Оно закреплено в каждом живом организме и не может быть отменено.

5. Инстинкты универсальны:

Инстинкты в той или иной степени присутствуют даже в низших живых организмах. Они есть даже у высших животных и у всех людей. Следовательно, они универсальны. Единственные различия касаются их значимости на определенном уровне развития или у конкретных людей.

У одних людей более выражены одни инстинкты, а у других выражены другие инстинкты. Все инстинкты не вступают в силу одновременно в момент рождения. Половой инстинкт остается бездействующим до полового созревания. Стадный инстинкт проявляется не ранее трехлетнего возраста.

Цели инстинктов :

Инстинкты целенаправленны.

Целей в целом три:

(i) самосохранение,

(ii) сохранение расы и

(iii) Общественная жизнь.

Живой организм в первую очередь замечает и реагирует на те объекты окружающей среды, которые могут повлиять на самочувствие человека. Итак, первая цель инстинкта — охранять интересы жизни, спасать жизнь от любой опасности и преодолевать препятствия в приспособлении к окружающей среде.

Животное ищет пищу, живет стадом, чтобы получить защиту от агрессии врага, убегает при малейшем намеке на опасность, строит гнездо (в случае птиц), чтобы защитить жизнь от ненастной погоды, проявляет драчливость по отношению к своему врагу и ему любопытно узнать особые ситуации в окружающей среде, чтобы удобно адаптироваться.

Во-вторых, целью инстинктивного поведения является сохранение своего вида. Половой инстинкт не имеет другого оправдания, кроме продолжения расы. Он снова подкрепляется родительским инстинктом, чтобы рожденные младенцы были защищены и питались.

В-третьих, помимо упомянутых двух биологических целей, инстинкты имеют и социальное назначение. Даже низшие животные живут стадами и проявляют стадный инстинкт. Муравьи и пчелы всегда живут группами. Овцы и козы никогда не живут изолированно. Этот инстинкт также проявляется у детей, когда они объединяются в группы. Человек вообще существо общественное. Он жаждет компании, в которой проявляет ряд инстинктов, таких как самоутверждение.

Теории инстинктов :

1. Гормическая теория Макдугалла :

Макдугал объясняет, что важнейшим атрибутом психической структуры любого живого организма является деятельность. Эта деятельность является фундаментальным свойством жизни, и ей даются различные названия, например, «Elan Vital» (воля к жизни), жизненное стремление, жизненный принцип и «либидо». Сэр Перси Нанн назвал его «Horme». Макдугал открывает Гормический принцип в поведении растений, животных и человека. Этот Горм работает ниже уровня отчетливого осознания. Наша кровь циркулирует, мы дышим, мы сопротивляемся болезням, мы перевариваем пищу. Все это гормональная активность.

Горм — источник жизнедеятельности, действующий на всех уровнях жизни, как в индивидуальном, так и в расовом смысле. На восходящем марше эволюции происходит бифуркация исходного гормона, и мы имеем два основных инстинкта самосохранения и сохранения расы. Даже низший из живых организмов, скажем, амеба, обнаруживает замечательную двойную тенденцию.

На более высоком уровне эволюции жизни вступает в действие третий инстинкт – стадный инстинкт. Образно говоря, у нас есть три ветви дерева-ствола горме, две из них важные, а третья несколько меньше. В ходе эволюции Гормическое дерево развивается и растет, выпуская все новые и новые ветви в виде разнообразных инстинктов.

В первую очередь Макдугал обнаружил три основных инстинкта (самосохранение, сохранение расы и стадный инстинкт). Позже он нашел семь, а недавно обнаружил целых четырнадцать, проистекающих из первоначальных трех инстинктов. Таким образом, все инстинкты возникают из одного великого начала — Horme. Эта теория называется гормической теорией. Американские психологи уже давно отказались от этой теории. Они заменили инстинкты влечениями, побуждениями, потребностями или мотивами.

2. Теория Фрейда :

Фрейд провел независимое исследование человеческих мотивов посредством своих исследований и лечения невротиков. Он обнаружил, что преобладающим инстинктом у человека является половой инстинкт. «Секс» Фрейда имеет очень широкое значение.

Затем он находит инстинкт эго, который включает кормление, предательство, самоутверждение и страх. Третьим основным инстинктом, упомянутым Фрейдом, но не принятым современными психологами, является инстинкт смерти. Инстинкт смерти, по его словам, порождает враждебность между мужчинами и группами и бунт против власти внутри и вне семьи.

Ученик Фрейда Адлер уделял больше внимания инстинкту эго, чем сексуальному инстинкту. Секс является основой всей человеческой деятельности, но если Фрейд отводит ему первое место, то Адлер отводит ему лишь второе место.

Классификация инстинктов:

Инстинкты классифицируются по-разному:

1. Некоторые психологи упоминают два основных инстинкта – самосохранение и сохранение расы.

2. Фрейд упоминает эго, секс и инстинкт смерти.

3. Килпатрик упоминает пять:

(1) Самосохранение,

(2) Размножение,

(3) Общительность,

(4) Приспособляемость,

5) Следование идеалу.

4. Древер упоминает два инстинкта:

(1) Аппетитивный и

(2) Реактивный.

5. Торндайк упоминает два типа – индивидуальный и социальный.

6. Вудворт называет инстинкты невыученными мотивами.

Он упоминает следующие необученные мотивы:

(1) Органические потребности, такие как голод, жажда, отдых и сон,

(2) Половой мотив,

(3) Материнская любовь или материнский мотив,

(4) Мотив побега,

(5) Боевое поведение,

(6) Исследование,

(7) Манипулирование,

(8) Социальный мотив и

(9) Преодоление сопротивления или мотив господства.

7. Макдугал упоминает 13 инстинктов, общих для всех животных (включая человека) и еще один инстинкт смеха, свойственный только человеку. По его словам, каждому инстинкту соответствует эмоция. Четырнадцать инстинктов имеют четырнадцать соответствующих эмоций.

Список инстинктов и эмоций приведен ниже:

8. Индийские психологи называют десять Бхав источниками человеческой деятельности. Бхавы напрямую соответствуют некоторым эмоциям, упомянутым выше.

Список Бхав приведен ниже:

Четыре эмоции, не представленные в индийском списке:

(i) Аппетит,

(ii) Чувство собственности,0003

(iii) Творчество и

(iv) Одиночество.

Вышеупомянутые десять являются более или менее постоянными эмоциями (называемыми стхайи-бхавами), но есть гораздо больше вспомогательных эмоций, и общее число достигает тридцати трех. Все это показывает, что в списке Макдугала и индийских специалистов прошлого есть много общего. Даже список, данный Макдугалом, ни в коем случае не является окончательным. Этот тип классификации также не является совершенным или последним словом, которое следует сказать по этому вопросу.

Модификация инстинктов :

Хотя инстинкты являются постоянной чертой поведения и личности человека, они могут быть изменены.

Модификация возможна следующими методами:

(1) Репрессия,

(2) Ингибирование,

(3) Замещение,

(4) Перенаправление

(5)

и

(6) Катарсис.

Возможна ли модификация?

Когда мы сравниваем инстинкты животных с инстинктами людей или первобытных племен с инстинктами современных цивилизованных сообществ, мы приходим к выводу, что инстинкты поддаются изменению. Собака кусает в гневе, ребенок тоже может укусить, но взрослый человек редко выказывает свой гнев таким образом. Бык агрессивен физически, нецивилизованный человек тоже будет проявлять свою злость через физическую агрессию, а цивилизованный человек будет агрессивен отшлифованными методами.

Он может подать протест, он может направить уведомление или подать исковое заявление в суд. Лев удовлетворяет свой аппетит, поедая сырое мясо, первобытный человек тоже ел сырое мясо, но современный человек имеет изысканные блюда и придерживается особых манер за столом. С ростом цивилизации происходят изменения в инстинктивном поведении. Животное проявляет инстинкты на более низком уровне; человек на более высоком уровне. Среди мужчин также, чем цивилизованнее человек, тем утонченнее и изысканнее будет его инстинктивное поведение.

Практические наблюдения подтверждают, что некоторые ситуации вызывают изменение инстинктов. Кондиционирование может иметь место в некоторых ситуациях. Птица может не испугаться охотника с первого взгляда. Но когда охотник использует свое ружье, птица в страхе улетает. В следующий раз она боится охотника даже при отсутствии ружья.

Птица теперь кондиционируется при виде охотника. Ребенок боится лягушки. Но когда его заставляют самому ловить лягушку, его первоначальный страх уходит. Ребенок имеет привычку ссориться. Когда его снова и снова наказывают, он не пускается в ссоры. Подросток впервые видит вульгарные картинки.

Его привлекают непристойные позы кинозвезд. Он получает от этого удовольствие. Такие картинки он будет часто использовать для большего возбуждения полового инстинкта. Таким образом, инстинкты могут видоизменяться в том смысле, что один конкретный инстинкт будет доминировать над другими, или станет более сильным, или будет действовать на более низком или высшем уровне, или будет иметь различные способы реализации одного и того же.

Различие между инстинктивным поведением животных и человека заключается главным образом в использовании интеллекта. Животные не руководствуются разумом, в отличие от человека. В какой-то степени некоторые насекомые также руководствуются интеллектом, но степень интеллекта очень низкая. Низшие животные могут инстинктивно реагировать только на один объект без каких-либо вариаций, но инстинкты человека пластичны и гибки.

Именно благодаря пластичности и приспособляемости инстинктов человек получает образование. Человек не раб своих инстинктов. Он видоизменяет их, очищает от их грубой формы и применяет для более высоких целей, формируя собственный индивидуальный характер, совершенно отличный и возвышенный по сравнению с животными. «Эти инстинкты, тем не менее, являются кирпичиками, из которых строится индивидуальный характер». По словам Росса, «инстинкты являются исходным материалом характера, и на протяжении всей своей работы воспитатель должен иметь с ними дело».

Каким образом можно изменить инстинкты для формирования характера, будет рассмотрено ниже:

1. Подавление инстинктов:

Инстинкты нельзя уничтожить, но их можно подавить. Некоторые учителя, придерживавшиеся строгой дисциплины, запрещали смех в классах. Учителя в гурукулах обуздали половой инстинкт подростков. Сказывался строгий контроль. Современные психологи приходят к выводу, что вытеснение губительно.

Течение инстинктивного потока можно остановить, построив против него плотину, но в какой-то момент течение переполнит плотину. Сдерживаемые энергии детей не могут долго оставаться подавленными. Их инстинкты должны найти прямой или косвенный выход. Поэтому репрессии невозможны и опасны.

2. Ингибирование :

Другим способом модификации является ингибирование или наложение ограничений или противодействие. Ограничение можно наложить, создав среду, в которой невозможен стимул для возбуждения. Разговор или смех в классе можно запретить, запретив то же самое. Если не дать возможности инстинкту драчливости или гнева и не возникнет ссоры дома или в школе, то оба инстинкта ослабнут из-за недостатка практики и отсутствия проявления. Половой инстинкт можно охладить страхом или гневом, т. е. обеспечив противоположный инстинкт. Индийские специалисты по поэтике дали список противоположных эмоций.

Самоутверждение противоположно подчинению, отвращение противоположно сексу, гнев противоположно страданию и т. д. Если в игру вступает противоположный инстинкт, первоначальный ослабевает. Но все же инстинкт не может умереть ни одним из двух способов торможения (ограничением и противодействием).

3. Замена :

Одно инстинктивное поведение может быть заменено другим. Мальчик удовлетворяет свой инстинкт приобретения, собирая карандаши, украденные из сумок других учеников. Если его побудят собирать марки, спичечные коробки, окаменелости или фотографии, эти действия станут хорошей заменой воровству. Он сможет удовлетворить свой накопительный инстинкт. Игра в помещении может заменить игру на свежем воздухе. Разведка удовлетворяет стадный инстинкт и может заменить создание банды.

Любовь к собаке может заменить бездетную мать. Прослушивание крикетного комментария может стать хорошей заменой игре спортсмена, ставшего инвалидом. Страх экзамена — хорошая замена боязни гоблинов. Во всех этих случаях инстинкт удовлетворяется, но через новую ситуацию, которая может заменить исходную ситуацию. Новая ситуация может оказаться очень выгодной. Замещение может работать ограниченным образом. Не может быть никакой замены для какого-либо инстинкта, например полового инстинкта.

4. Перенаправление:

В этом случае инстинкт перенаправляется или направляется на новый путь. Инстинкт приобретения можно использовать для сбора книг и других материалов. Таким образом, модификация может быть осуществлена ​​только в проявлении. Инстинкт драчливости обычно проявляется в ссорах с другими. Его можно перенаправить на борьбу с врагами и спасение более слабых людей от несправедливости. Наблюдатель в классе показывает свой гнев на тех, кто шумит. Перенаправление также имеет ограниченную область применения. Опять же, это может решить проблему на мгновение, но это не постоянное решение.

5. Сублимация:

1. Значение:

Слово сублимация происходит от латинского слова «Sublimatio», что означает возвышать или «поднимать». Это слово было впервые использовано Фрейдом в связи с возвышением полового инстинкта до уровня эстетического творчества. Таким образом, сублимация была своего рода замещением или перенаправлением полового влечения его проявлением на возвышенном уровне.

Неженатый человек может удовлетворить свой сексуальный инстинкт, занимаясь искусством, рисованием, музыкой, танцами и всем подобным эстетическим творчеством. Вместо того, чтобы работать на чувственном уровне, он будет работать на более высоком уровне интеллектуального восприятия красоты. Фрейд использовал этот термин в связи с половым инстинктом, но теперь он используется в более широком значении, охватывая под собой все инстинкты и эмоции.

Итак, сублимация — это перенаправление инстинктивной энергии на заменитель, который лучше одобряется обществом. По словам Росса, «сублимация — это слово, используемое для описания процесса перенаправления инстинкта с его примитивной биологической цели на цель, возвышающую в социальном и индивидуальном плане». У. М. Райберн определил это как «действие по линии инстинкта с использованием определенного типа энергии, идущей по определенному каналу инстинкта, но с действием, направленным к более высокой цели».

2. Типы:

Макдугал предложил два типа сублимации:

(i) Интеллектуальная сублимация и

(ii) Моральная сублимация.

Первый включает только изменение средств, цель остается прежней. Теперь мы едим рафинированную пищу вместо сырого мяса.

В случае моральной сублимации меняется даже цель. Это свойственно только человеку. В этом случае инстинкт перенаправляется в лучшее русло поведения, а стоящая за ним энергия используется в общественно полезной деятельности. Бездетная вдова может проявить свой материнский инстинкт, работая в яслях, школе или приюте. Мальчик может сублимировать свой инстинкт любопытства в научных увлечениях.

3. Сублимация и воспитание:

Вся задача воспитания состоит в том, чтобы сублимировать грубые и грубые инстинкты ребенка. Учитель поставит телегу впереди лошади, если будет подавлять инстинкты ребенка. Он должен дать ребенку возможность двигаться по течению, а не против течения. В противном случае, если инстинкт будет подавлен, он найдет косвенное выражение в нежелательных формах. Отсюда необходимость сублимации.

4. Способ сублимации:

Сублимация может быть достигнута путем проведения большого количества внеклассных мероприятий, таких как игры, спектакли, чтение в библиотеке, дебаты, декламации, хобби и т. д. Это даст учащимся здоровый выход для их растущего интереса.

5. Сублимация специфических инстинктов:

(i) Любопытство может сублимироваться от стремления заглянуть в бесполезные и нежелательные объекты до энтузиазма по поводу чудес науки. По словам Росса, «вся наука начинается с удивления, и вся ткань современной науки представляет собой памятник сублимированного любопытства». Ребенок с самого начала должен быть мотивирован узнавать все больше и больше об окружающем его мире и других полезных интересующих его вещах. Его наблюдательность и рассудительность следует развивать, чтобы добиться сублимации этого инстинкта.

(ii) Драчливость может быть направлена ​​на игры. Боевой инстинкт можно сублимировать, сыграв матч с противоположной командой и победив ее. Аналогичную кампанию или крестовый поход можно провести против неграмотности, болезней и невежества.

(iii) Бегство может сублимироваться от страха перед личным «я» до страха сделать что-либо, что может нанести вред группе, сообществу и нации, к которой он принадлежит.

(iv) Инстинкт слуха можно сублимировать в тренировку командной работы и совместных проектов. Скаутинг, руководство девушками и общественная деятельность являются лучшими средствами сублимации стадного инстинкта.

(v) Приобретение можно сублимировать, направляя ребенка на сбор воспитательно ценных вещей, таких как картины, марки, монеты и различные образцы. В позднем детстве ребенок может собирать цветы, насекомых, перья, листья, природоведческие книги и альбомы. Такое хобби не только удовлетворит инстинкт приобретения, но и убережет от воровства, а также воспитает ребенка путем приобретения ценных сведений об окружающей его среде, географических фактов и научных фактов о растениях, насекомых и животных.

(vi) Самоутверждение можно сублимировать, предоставляя ребенку возможность доказать свою ценность в любом из видов деятельности, например, в играх, спорте, дебатах, театральных постановках, учебе и т. д. Должная оценка может быть дана за хорошую одежду, хорошие манеры , хорошая инсценировка, хорошее пение и хорошая организация мероприятий. Наблюдатели, организаторы и капитаны, капитаны домов могут быть назначены для удовлетворения их самовыражения. Каждый ребенок пытается самоутвердиться или показать себя. Студентки могут демонстрировать свою одежду. Цель состоит в том, чтобы привлечь внимание окружающих.

(vii) Подчинение, противоположное самоутверждению, может быть сублимировано в воспитании дисциплины, послушания и порядка у ребенка. Единственная трудность заключается в том, что учитель может вызвать реакцию в умах учеников, если он не симпатизирует им, кроме того, что является приверженцем дисциплины. Опять же, если этот инстинкт не обрабатывается и не направляется должным образом, он может привести к комплексу неполноценности.

(viii) Сексуальный инстинкт может быть сублимирован в творческую деятельность любого рода, особенно в поиске эстетики и изящных искусств, таких как искусство, живопись, вышивка, музыка, драматургия, танцы, сочинение стихов. В связи с этим следует иметь в виду, что сублимация полового влечения имеет ограниченные масштабы.

Мы не можем сделать каждого ребенка гением, способным создавать превосходные произведения искусства. На той или иной стадии половой инстинкт должен найти удовлетворение. Но на подростковом этапе надлежащее образование и сеть художественных занятий будут иметь большое значение для использования либидо подростка в плодотворных социально полезных задачах.

6. Роль учителя:

Учитель должен понимать грубость детских инстинктов и пытаться их сублимировать. Он не может подавлять свои инстинкты, потому что это вызовет комплексы и душевные конфликты. Подавленные инстинкты могут проявляться в нежелательных формах и препятствовать развитию ребенка. Педагог должен организовать сеть мероприятий, чтобы обеспечить широкие возможности для сублимации инстинктов. Он должен знать точный способ изменения каждого инстинкта и планировать соответственно.

Главная ›› Психология ›› Дети ›› Инстинкты ›› Цели ›› Цели инстинктов

Теория инстинктов (в психологии) | Практическая психология

Есть ли у людей животные инстинкты? Многие говорят да, но то, как это вписывается в психологию, довольно спорно.

В этой статье я собираюсь описать инстинктивную теорию мотивации и то, как она вписывается в современные исследования психологии и поведения.

Что такое инстинктивная теория мотивации?

Теория инстинктов мотивации была одной из первых теорий в психологии, описывающих, почему люди склонны к определенному поведению. Термин «инстинкт» восходит к 1870-м годам. Описанные инстинкты включают поведение в отношении еды, формирования отношений, продолжения рода и многое другое.

Кто создал теорию инстинктов?

Вильгельм Вундт первым написал об инстинкте. Он считал, что инстинкты, определяемые как биологией, так и генетикой, могут объяснить все человеческое поведение. Какие типы инстинктов он имел в виду? Я бы перечислил их все здесь, но Вундт разработал более 4000 человеческих инстинктов, управляющих поведением.

Уильям Макдугал и теория инстинктов 

И он не единственный психолог, у которого есть список инстинктов, управляющих поведением. Уильям Макдугал составил список из 18 человеческих инстинктов, включая материнский инстинкт, смех и инстинкты поиска пищи. Он считал, что все инстинкты состоят из восприятия, поведения и эмоций. Для того чтобы инстинкт был инстинктом, он должен быть необученным, единообразным в выражении и универсальным для вида.

Вы можете подумать про себя, что эти черты имеют некоторые недостатки. Мы доберемся до них чуть позже.

Зигмунд Фрейд и теория инстинктов

Но было бы упущением говорить об инстинктивной теории мотивации, не упомянув Зигмунда Фрейда. Фрейд также считал, что у каждого человека есть биологические инстинкты, но его список не включал 4000 различных типов. В своей работе он писал, что всем человеческим поведением движут две основные силы: сексуальный инстинкт (или инстинкт жизни) и инстинкт смерти.

В книге «За пределами принципа удовольствия» Фрейд писал, что наше бессознательное содержит две силы, влияющие на наше поведение. Используя имена греческих богов, он назвал эти силы Эросом и Танатосом. Эрос, греческий бог любви, разделяет свое имя с инстинктом жизни. Этот инстинкт ведет нас не только к выживанию, но и к сотрудничеству и продолжению рода. Танатос, греческий бог смерти, разделяет свое имя с инстинктом смерти. Это описывает человеческий инстинкт облегчить травму, самоуничтожиться или совершить другие рискованные действия.

В работе Фрейда также описывается, как, хотя мы и обладаем этими инстинктами, другие части нашей личности (Супер-Эго и Эго) не позволяют нам постоянно воспроизводить или облегчать травму.

Пример теории инстинктов у животных

Морские черепахи — удивительные существа по нескольким причинам. Но знаете ли вы, что самка морской черепахи откладывает яйца в одном и том же месте каждые два-три года? И этот пляж тот самый, где они впервые вылупились?

Это правда! Даже после того, как черепахи проплыли тысячи миль по открытой воде, они все равно находят один и тот же пляж каждые два-три года. Они не умеют читать, и под водой нет уличных знаков. Так как они это делают?

Эксперты полагают, что у них животный инстинкт , который заставляет их каждый год возвращаться на один и тот же пляж. Каждая морская черепаха склонна вылупляться, плыть к океану и каждые несколько лет возвращаться обратно, чтобы отложить яйца.

Морские черепахи — не единственные животные, чьи инстинкты помогают им выживать. Ритуалы спаривания часто выполняются животными, которые просто инстинктивно «знают, что делать».

Пример теории инстинктов у людей 

Глядя на самых молодых людей, мы видим схожие инстинкты, которые можно сравнить с животными. Маленькие человеческие младенцы знают, как цепляться за свою мать с момента своего рождения — по большей части они просто «знают, что делать».

Критика инстинктивной теории мотивации 

В настоящее время идеи Фрейда не совсем приняты – так же, как и инстинктивная теория мотивации. Критика этой теории проделала достаточно дыр, чтобы пропустить другие теории мотивации.

Почему теория инстинктов не приживается? Вы, наверное, знаете. Конечно, вы можете почувствовать, что голодны, или громко смеетесь. Но за вашим поведением стоит нечто большее, чем ваша биология или ваши гены. Если за всем поведением стоят инстинкты, а все инстинкты не выучены (как считал Уильям Макдугал), то что же тогда за мотивация делать то, чему вас научило общество? Как ваш социальный статус, культура и другие небиологические факторы влияют на мотивацию?

Даже если вы попытаетесь перечислить 4000 различных инстинктов, присущих всем людям, вы все равно обнаружите различия в мотивации. То, как одна мать может заботиться о своем ребенке, сильно отличается от того, как другая мать заботится о своем ребенке. Жизненный опыт матери, собранная информация и ожидания общества — все это влияет на то, как мать заботится о своем ребенке.

Собрать информацию, подтверждающую все эти разные факторы, непросто. Психологи сегодня используют данные и научные исследования для проверки теорий и формирования своих собственных. Не совсем так играли в свое время Вундт, Макдугал или Фрейд. Легче написать об инстинктах, которые люди хранят в своем бессознательном, чем проверять это с помощью данных и контролируемых исследований. Ученые сегодня могут рассказать вам о животных инстинктах, но только потому, что животные намного проще людей.

Инстинкты сегодня 

Сегодня инстинкт определяется как «врожденная склонность к сложному поведению». Она больше не объясняет все о сложном человеческом поведении. Инстинкт просто подталкивает нас к такому поведению.

Но мы не просто перестали думать о том, что движет поведением. Несколько теорий мотивации заменили теорию инстинктов за десятилетия, в том числе:0482

Хотя теория инстинктов может объяснить многие виды поведения человека и многих удивительных моделей поведения животных, она, конечно же, не может объяснить все виды поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *