Инстинкт — Психологос
Фильм «Меч в камне»
Фильм «Думают ли животные»
Инстинкт — это форма врожденного поведения, набор определенных действий, которые возникают при совмещении внутреннего функционального состояния организма (определенный гормональный фон, определенная активность ЦНС и т.д.) с определенными факторами окружающей среды.
Считается, что поведение насекомых и животных определяется в первую очередь инстинктами. При этом, похоже, в поведении не только животных, но даже насекомых присутствует уже и разум, по крайней мере у некоторых и — когда-то.
Есть ли инстинкты у человека?
Строго говоря, — нет. В частности, всерьез нельзя говорить, что у женщин есть «материнский инстинкт». Это не так. Смотри ⇒
Не только у людей, но даже у низших обезьян, инстинкты в том плане, в каком их понимают этологи у низших позвоночных, у рыб, рептилий и птиц, целиком и полностью разрушены. Ведь «инстинктивность» адекватной реакции на нужный объект (корм, партнёра, хищника и пр. ) видна в первую очередь в том, что соответствующее поведение в полной мере развивается в опытах с полной изоляцией животных от всех мыслимых социальных влияний (Каспар-Хаузер эксперимент). Выращенная так цихлида или оса-аммофила в полной мере демонстрирует поведенческие стереотипы, необходимые для ухаживания, угрозы, бегства от хищника, а вот обезьяны (вообще млекопитающие, большая часть птиц) — нет.
Да, их стереотипы, используемые в реакциях ухаживания, угрозы, умиротворения, предупреждения об опасности, социальной поддержки других особей в группе внешне выглядят не менее «стереотипными», «шаблонно исполняемые» и «видоспецифическими», а также «автоматичными» и «точными». Но все они вне специфической социальной среды и без соответствующих взаимодействий с другими особями в некий чувствительный период не развиваются вообще или развиваются крайне неестественно и дефектно.
То есть, хотя агрессивное отношение к «врагу» и сексуальное привлечение к «самке» у обезьян присутствует в полной мере (оно врождённое также, как у других животных), какой именно объект является самкой или врагом, когда надо чувствовать именно это, определяется социальной средой. Среда же детерминирует, какие именно стереотипные действия следует произвести, чтобы взаимодействие с объектом было действенным, социально одобряемым и адекватным. Так что соответствующие человечьи или обезьяньи качества – способность доминировать, подчиняться, способность быть матерью или супругом вырабатываются только в процессе развития индивидуальности в адекватной социальной среде, также как чувства, соответствующие всем этим качествам.
Начиная с известных опытов Харлоу с проволочной и меховой «матерью», анализ сообществ приматов показывает, что именно социальная среда «оттискивает» в поведении особей свои правила и стереотипные формы действия в типических ситуациях и тем самым не только структурирует поведение взрослеющей особи, придаёт ему форму и направление, но и во многом детерминирует черты его личности, определяет будущее и социальный ранг. Если всё вышесказанное про «распад инстинктов» и замену врождённых форм поведения, вырастающими в специфической социальной среде, как кристалл вырастает из пересыщенного раствора, верно для обезьян, то тем более оно верно для людей, у которых тенденция социальной обусловленности стереотипного поведения, замены социальной наследственностью генетической.
Собственно в филогенетическом ряду позвоночных мы видим постепенное ослабление роли генетической наследственности при неуклонном усилении роли наследственности сигнальной социальной детерминацией, в возникновении тех форм поведения, которые с точки зрения внешнего наблюдателя определяются как «инстинкты
«. Потому что видоспецифичны, шаблонны, сугубо стереотипны и в момент исполнения (но не в процессе созревания) не корректируются прошлым опытом и средой.Отличия инстинкта и рефлекса
Инстинкт — это комплекс действий, а рефлекс — одиночное действие. Инстинкт — это врожденный набор действий, который запускается в определенных условиях и производится неосознанно.
Рефлекс, в отличие в инстинкта — это простое и одиночное действие.
Для животных защищать потомство — это инстинкт, а сесть по команде — рефлекс. В первом случае это целая цепочка действий: найти укромное логово, проложить к нему невидимые тропы, не охотиться возле логова и так далее. А во втором случае — действие одно: посадить попу на землю.
Теорий инстинктов много. Многие этологи долгое время не могли придумать определение инстинкту.
К.Лоренц предположил, что инстинкт — это комплекс врожденных действий, которые запускаются в определенных условиях и при наличии драйва.
Долгое время после этого формулировали — что же такое драйв. В итоге малопонятный «драйв» заменили понятием о «функциональном состоянии организма», то есть о таком особенном состоянии всех систем организма, при котором возможна реализация инстинктивного поведения.
Например, у маленького волчонка есть уже заложенное генетически половое поведение. Но волчицами он интересуется пока не очень — стимул есть, действия есть, ненужных гормонов, развитых центров головного мозга, развитых половых желез и др. — нет.
Comments: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ну конечно же это именно так. Мне даже удивительно, что кто-то думает по другому (ну это потому что я детский врач и сразу знаю, как на самом деле). Например, детям с врожденным вывихом бедра месяца в 3-4 ставят распорки (а до того — широкое пеленание), и они живут с этими распорками до возраста старше года, кто-то до полутора лет, кто-то до двух. Потом распорку снимают, и дети сразу встают и идут, ничему учиться не нужно. Edited at 2019-11-12 11:28 pm (UTC)
Даже без распорок это работает. Еще каких-то 40 лет назад советских детей до года туго пеленали, и держали в таком состоянии практически круглосуточно, разворачивали только чтобы помыть, измерить или сделать прививку. Если распелёнутого ребёнка в год поставили на ноги и он сам не пошёл, начинали искать причину.
Вроде бы дети-Маугли, жившие с волками, ходили на четвереньках в результате, а не вертикально? Так что это вопрос — врожденный или социальный навык прямохождение. С речью точно социальное. Дети Маугли вообще не очень доказанное явление. Ну и никто из них с рождения не воспитывался волками. Всем было сколько-то уже лет, когда они пропадали. И стоячее положение они уже попробовали и походили — а уж затем переучились, если их что-то заставило. Я сегодня начиталась про них. Вообще воспитание зверями сомнительно — сейчас подозревают, что это были просто заброшенные аутичные дети.
Хм. Если ещё вспомнить про шаговый рефлекс, который есть у всех младенцев, то вообще интересно. А вот рефлексы там рассматриваются отдельно от инстинктов!
С детьми так точно. Мои поздно пошл, обе, после года, но именно вот взяли и пошли, сразу хорошо, одним днем.
Хорошо — как взрослый? Или хорошо, как годовалые ребенки?
А что вы понимаете под словами «учиться ходить» и «учиться летать»? А то я не соображу, с чем поспорить 🙂 Мне больше верится, что инстинкт — это стремление летать, а не достижение собственно умения. И с ходьбой у детей то же. Т.е. инстинкт заставляет пробовать летать/ходить, а собственно полёт/ходьба — это уже умение. А умение может быть качественным и некачественным, как любой другой навык. «А когда они дорастали до взросления, ограничитель снимали. И птицы сразу взлетали и летели легко и правильно, без всякой предварительной «учебы».» — вот это звучит сомнительно. Для этого нужно было, как минимум, накачать соответствующие мышцы. Вам же как просто мимопроходящему сомнительно:) А люди эксперименты проводили.Нейромускульного созревания достаточно.
Да, с детьми это так.
У детей не готов мозг. Мышцы-то, может, и готовы, но дело в развитии мозга. Поэтому если ребенок не ходит после 13 месяцев, это считается куда более тревожным признаком в плане развития, чем если он долго не говорит.
Интересно как. Мне тоже интересно, как получается, что неподвижные мышцы всё равно имеют достаточный тонус без тренировок. Там что-то об этом говорится? *и нельзя ли мне тоже так*
*и нельзя ли мне тоже так*
Кмк, у человека жизнь более насыщенная, больше всякого разного на него влияет, больше возможных занятий (что будет делать нелетающий птенец? сдохнет с голоду или, как минимум, будет скучать на младенческом пайке, пока братья-сестры уже вовсю развлекаются; человеческий ребенок в это же время может смотреть картинки, лепить из пластилина, ползать за кошкой, качаться на канате. ..), так вот поэтому ребенок далеко не всегда идет когда может. Я видела, как визжит буквально малыш, у которого не получается пойти, вот ему хочется — а не получается! а он хочет! он прямо верещит от обиды, а не может, то етсь тут конфликт между «хочу» и «могу». И видела свою младшую, которая очень спортивная девочка всегда была, у нее настолько удачная и легко набирающая силу мускулатура, что она за счет мышц даже закрыла огромную грыжу, которую врачи в один голос требовали оперировать — и вот девочка с этой мускулатурой не хотела ходить, ей и на четвереньках хорошо было. Когда мне это надоело, я за один день «научила» (а правильнее — приучила) ее ходить. Это обратный случай — могла, но не хотела. Человеческий ребенок просто может себе такое позволить, равно как и противоположное. Ему из гнезда не падать, и червячка всегда в рот принесут, и книжку подсунут 🙂
Про детей — вполне возможно. Мои дети оба не ползали — сразу пошли из сидячего положения. Заняло правда некоторое время научиться ходить ни за что не держась, но на ногах они стояли крепко. А вот как с плаванием, интересно, Ведь практически все животные хоть как-то умеют плавать, а человек — нет. Я тому живой пример.))
ну как умеют плавать… собака, например, просто продолжает идти в воде, а вода сама ее держит на плаву. Или не держит: не все породы могут плыть, например, бультерьеры и боксеры тонут, потому что голова тяжелая.
Еще можно про «отучать детей от памперсов» вспомнить — тоже мучений масса, при том что много где ненавязчиво говорится про то, что до 2. 5 лет примерно это… ну вот как учить птенцов летать 🙂
подтверждаю — в России это какой-то национальный вид спорта — игры с горшком. Хотя при нынешней цене памперсов может и имеет смысл помучаться годик)))
Насколько я знаю о современной науке, сейчас утверждается, что инстинктов у человека нет, за исключением какого-то одного, когда младенец при громком звуке растопыривает руки-ноги и тут же сводит их обратно, но и этот угасает в первый год жизни. То есть нет чего-то присущего всем людям и всегда срабатывающего в ответ на определенный раздражитель конкретным образом. У нас есть только определенное поведение (например, родительское поведение, но не родительский инстинкт), то есть вещь куда более размытая, вариативная, необязательная и с куда большим простором для свободы воли и прочего творчества. В общем, с эволюционной точки зрения мы променяли жестко прошитые директивы на «свободу на местах» и в конечном счете на разумность, и наше поведение слишком сложно и разнообразно, чтоб быть генетически прописанным, мы все ж таки учимся при жизни, и без обучения человек не пойдет и не заговорит, пример с маугли тут уже привели.
Интересно проводится параллель с архетипами. Которые встроены и на всегда. Правда у каждого свой. |
инстинктов: цель и теории | Дети
РЕКЛАМА:
В этой статье мы обсудим:- 1. Определение инстинктов 2. Природа инстинктов 3. Цели 4. Теории 5. Классификация 6. Модификация.
Определение инстинктов :Слово «инстинкт» происходит от латинского слова «Instinctus», что означает побуждать к мотивации. Впоследствии оно использовалось в смысле любого природного дарования, которое позволяло живому организму реагировать определенным образом без опыта и обучения. В целом было замечено, что за некоторыми моделями поведения, проявляющимися с самого рождения и не усвоенными, стоят некоторые врожденные предрасположенности (или инграммные комплексы, если использовать психологическую терминологию). Птица готовит гнездо; оса собирает мед, младенец плачет о молоке, ребенок в страхе убегает от быка, подростки тянутся к противоположному полу и т. д.
Различные психологи предложили ряд определений:
РЕКЛАМА:
1. Ллойд Морган определяет:
Инстинктивное поведение включает: весь организм, а как.
(ii) Эта деятельность представляет биологическую ценность для вида.
РЕКЛАМА:
(iii) Выполняются одинаковым образом всеми представителями вида, и
(iv) Не нужно учиться.
2. Р.С. Вудворт:
Р. С. Вудворт определяет инстинкты как «необученные мотивы».
3. Это Макдугалл:
Именно Макдугал дал подробное объяснение инстинктов и их функций.
Он определяет:
Инстинкт — это врожденная или унаследованная психическая структура, которая побуждает его обладателя совершать определенные действия в определенных ситуациях: Это естественный импульс, которым животные руководствуются, по-видимому, независимо от разума или опыта.
1. Макдугал дает более точное описание инстинкта в следующем определении:
РЕКЛАМА:
(i) Инстинкт – это унаследованная или врожденная психологическая предрасположенность,
(ii) Которая заставляет его обладателя воспринимать и обращать внимание на объекты или идеи определенного класса,
(iii) испытывать эмоциональное возбуждение определенного качества при восприятии такого объекта и
(iv) действовать в отношении него определенным образом или, по крайней мере, опыт и побуждение к такому действию.
Проанализируем это определение:
(1) Во-первых, инстинкт есть врожденная предрасположенность.
(2) Во-вторых, при наличии этого инстинкта человек воспринимает некоторые специфические объекты.
(3) В-третьих, инстинкт вызывает чувство, возбуждение.
(4) В-четвертых, инстинкт побуждает человека действовать определенным образом.
Короче говоря, инстинкт — это врожденная склонность, которая порождает триединство поведения (когнитивное, т. е. восприятие объекта, аффективное, т. е. чувство определенным образом, и волевое, т. е. действие определенным образом). Когда ребенок видит приближающегося к нему быка, мгновенно срабатывает врожденный животный инстинкт бегства. Во-первых, он воспринимает объект, во-вторых, испытывает эмоцию страха, в-третьих, пытается убежать.
Видеть быка — это познавательный опыт, бояться — аффективно, а убегать — воля. Инстинкт, проявляющийся в этой ситуации, настолько спонтанен и естественен, что мы не можем поверить, что кто-то и проинструктировал ребенка действовать таким образом.
Природа инстинктов :1. Инстинкт – это психофизическая предрасположенность:
Инстинкт включает в себя как разум, так и тело. Инстинктивное поведение бывает как физическим, так и психическим.
2. Инстинкт – это естественная врожденная склонность:
Это унаследованный или врожденный инграммный комплекс или предрасположенность, который определяет поведение своего обладателя определенным образом. Это не приобретенное или усвоенное поведение.
3. Инстинкт целеустремлен:
Как инстинкт выполняет биологическую цель жизни и играет важную роль в эволюции жизни. Каждое предыдущее поколение в процессе продолжения своего вида передает следующему поколению некоторые тенденции с целью выживания и сохранения. Инстинкты выполняют цель жизни.
4. Инстинктивное поведение является постоянным:
Оно закреплено в каждом живом организме и не может быть отменено.
5. Инстинкты универсальны:
Инстинкты в той или иной степени присутствуют даже в низших живых организмах. Они есть даже у высших животных и у всех людей. Следовательно, они универсальны. Единственные различия касаются их значимости на определенном уровне развития или у конкретных людей.
У одних людей более выражены одни инстинкты, а у других выражены другие инстинкты. Все инстинкты не вступают в силу одновременно в момент рождения. Половой инстинкт остается бездействующим до полового созревания. Стадный инстинкт проявляется не ранее трехлетнего возраста.
Цели инстинктов :Инстинкты целенаправленны.
Целей в целом три:
(i) самосохранение,
(ii) сохранение расы и
(iii) Общественная жизнь.
Живой организм в первую очередь замечает и реагирует на те объекты окружающей среды, которые могут повлиять на самочувствие человека. Итак, первая цель инстинкта — охранять интересы жизни, спасать жизнь от любой опасности и преодолевать препятствия в приспособлении к окружающей среде.
Животное ищет пищу, живет стадом, чтобы получить защиту от агрессии врага, убегает при малейшем намеке на опасность, строит гнездо (в случае птиц), чтобы защитить жизнь от ненастной погоды, проявляет драчливость по отношению к своему врагу и ему любопытно узнать особые ситуации в окружающей среде, чтобы удобно адаптироваться.
Во-вторых, целью инстинктивного поведения является сохранение своего вида. Половой инстинкт не имеет другого оправдания, кроме продолжения расы. Он снова подкрепляется родительским инстинктом, чтобы рожденные младенцы были защищены и питались.
В-третьих, помимо упомянутых двух биологических целей, инстинкты имеют и социальное назначение. Даже низшие животные живут стадами и проявляют стадный инстинкт. Муравьи и пчелы всегда живут группами. Овцы и козы никогда не живут изолированно. Этот инстинкт также проявляется у детей, когда они объединяются в группы. Человек вообще существо общественное. Он жаждет компании, в которой проявляет ряд инстинктов, таких как самоутверждение.
Теории инстинктов :1. Гормическая теория Макдугалла :
Макдугал объясняет, что важнейшим атрибутом психической структуры любого живого организма является деятельность. Эта деятельность является фундаментальным свойством жизни, и ей даются различные названия, например, «Elan Vital» (воля к жизни), жизненное стремление, жизненный принцип и «либидо». Сэр Перси Нанн назвал его «Horme». Макдугал открывает Гормический принцип в поведении растений, животных и человека. Этот Горм работает ниже уровня отчетливого осознания. Наша кровь циркулирует, мы дышим, мы сопротивляемся болезням, мы перевариваем пищу. Все это гормональная активность.
Горм — источник жизнедеятельности, действующий на всех уровнях жизни, как в индивидуальном, так и в расовом смысле. На восходящем марше эволюции происходит бифуркация исходного гормона, и мы имеем два основных инстинкта самосохранения и сохранения расы. Даже низший из живых организмов, скажем, амеба, обнаруживает замечательную двойную тенденцию.
На более высоком уровне эволюции жизни вступает в действие третий инстинкт – стадный инстинкт. Образно говоря, у нас есть три ветви дерева-ствола горме, две из них важные, а третья несколько меньше. В ходе эволюции Гормическое дерево развивается и растет, выпуская все новые и новые ветви в виде разнообразных инстинктов.
В первую очередь Макдугал обнаружил три основных инстинкта (самосохранение, сохранение расы и стадный инстинкт). Позже он нашел семь, а недавно обнаружил целых четырнадцать, проистекающих из первоначальных трех инстинктов. Таким образом, все инстинкты возникают из одного великого начала — Horme. Эта теория называется гормической теорией. Американские психологи уже давно отказались от этой теории. Они заменили инстинкты влечениями, побуждениями, потребностями или мотивами.
2. Теория Фрейда :
Фрейд провел независимое исследование человеческих мотивов посредством своих исследований и лечения невротиков. Он обнаружил, что преобладающим инстинктом у человека является половой инстинкт. «Секс» Фрейда имеет очень широкое значение.
Затем он находит инстинкт эго, который включает кормление, предательство, самоутверждение и страх. Третьим основным инстинктом, упомянутым Фрейдом, но не принятым современными психологами, является инстинкт смерти. Инстинкт смерти, по его словам, порождает враждебность между мужчинами и группами и бунт против власти внутри и вне семьи.
Ученик Фрейда Адлер уделял больше внимания инстинкту эго, чем сексуальному инстинкту. Секс является основой всей человеческой деятельности, но если Фрейд отводит ему первое место, то Адлер отводит ему лишь второе место.
Классификация инстинктов:Инстинкты классифицируются по-разному:
1. Некоторые психологи упоминают два основных инстинкта – самосохранение и сохранение расы.
2. Фрейд упоминает эго, секс и инстинкт смерти.
3. Килпатрик упоминает пять:
(1) Самосохранение,
(2) Размножение,
(3) Общительность,
(4) Приспособляемость,
5) Следование идеалу.4. Древер упоминает два инстинкта:
(1) Аппетитивный и
(2) Реактивный.
5. Торндайк упоминает два типа – индивидуальный и социальный.
6. Вудворт называет инстинкты невыученными мотивами.
Он упоминает следующие необученные мотивы:
(1) Органические потребности, такие как голод, жажда, отдых и сон,
(2) Половой мотив,
(3) Материнская любовь или материнский мотив,
(4) Мотив побега,
(5) Боевое поведение,
(6) Исследование,
(7) Манипулирование,
(8) Социальный мотив и
(9) Преодоление сопротивления или мотив господства.
7. Макдугал упоминает 13 инстинктов, общих для всех животных (включая человека) и еще один инстинкт смеха, свойственный только человеку. По его словам, каждому инстинкту соответствует эмоция. Четырнадцать инстинктов имеют четырнадцать соответствующих эмоций.
Список инстинктов и эмоций приведен ниже:
8. Индийские психологи называют десять Бхав источниками человеческой деятельности. Бхавы напрямую соответствуют некоторым эмоциям, упомянутым выше.
Список Бхав приведен ниже:
Четыре эмоции, не представленные в индийском списке:
(i) Аппетит,
(ii) Чувство собственности,0003
(iii) Творчество и
(iv) Одиночество.
Вышеупомянутые десять являются более или менее постоянными эмоциями (называемыми стхайи-бхавами), но есть гораздо больше вспомогательных эмоций, и общее число достигает тридцати трех. Все это показывает, что в списке Макдугала и индийских специалистов прошлого есть много общего. Даже список, данный Макдугалом, ни в коем случае не является окончательным. Этот тип классификации также не является совершенным или последним словом, которое следует сказать по этому вопросу.
Модификация инстинктов :Хотя инстинкты являются постоянной чертой поведения и личности человека, они могут быть изменены.
Модификация возможна следующими методами:
(1) Репрессия,
(2) Ингибирование,
(3) Замещение,
(4) Перенаправление
(5)