Базовые инстинкты человека | HUMANSCAN.RU
Предыдущая статья Как сформировалась структура личности человека.
Из статьи «Структура личности» мы узнали, что содержанием бессознательного являются иррациональные животные инстинкты, физиологичные по своей природе. Именно эти инстинкты являются источником психической энергии. Их проявление преломляется через сознание и стереотипы культуры, усвоенные человеком в процессе социализации, благодаря чему мы способны на общественное существование. Хоть сознание и подавляет животные инстинкты, но их энергия продолжает оказывать значительное влияние на наше поведение и мотивацию. Именно инстинкты остаются движущей силой каждого нашего действия.
Мы знаем, что в процессе обретения жизненного опыта инстинкты имеют свойство дифференцироваться и усложняться. Человек на сегодняшний день существо с одной из самых сложных систем инстинктов.
Инстинктивная сфера человека очень сильно отличается от сферы инстинктов животных, но по-прежнему можно встретить трактовки, в которых между ними ставится знак равенства. Эта ошибочная мысль приводит к явным негативным последствиям. К каким именно, проясним дальше. Остановимся на рассмотрении трех базовых инстинктов, в основе которых лежит большая часть человеческого поведения: инстинкт самосохранения, сексуальный инстинкт и инстинкт власти. Разберем подробнее, что собой представляет каждый из них.
Инстинкт самосохранения.
Инстинкт самосохранения самый простой для понимания. Вы живой человек и ваша природа стремиться к тому, чтобы сохранить свою жизнь. Инстинкт самосохранения предостерегает вас от опасности. Он проявляется в стремлении избежать ситуаций угрожающих вашей жизни. Если на вас с большой скоростью движется автомобиль, то вы испытаете естественный страх и желание отойти в сторону. Если вы идете в темном переулке и видите человека, то инстинктивно чувствуете опасность и испытываете желание избежать встречи с ним. Думаю, с этим инстинктом вам все было понятно и до прочтения этих строк.
Сексуальный инстинкт.
На первый взгляд вам может показаться, что вы имеете полное понимание природы сексуального инстинкта. В вашем представлении, его действие, скорее всего, воспринимается только как желании заниматься сексом с целью продолжения рода. Но если бы было так, то потребность в сексуальной близости имела бы сезонный характер. Вы же можете заметить, что у людей позыв произвести потомство возникает не два раз в год, как у большинства других животных. Человек постоянно испытывает влечение и тягу к сексуальным контактам. Это объясняется тем, что с развитием инстинктивной сферы животное желание размножаться у людей преобразовалось в явление другого рода. Но для того, чтобы четко понять природу сексуальности, нужно знать некоторые особенности физиологии человека.
Известно, что сердце берет на себя лишь 40-45% всей работы по перегонке крови. Остальная работа осуществляется за счет микросокращений периферийных сосудов и капилляров. Другими словами, в кровообращении помимо сердца принимает участие практически все наши органы, включая кожу. За счет этого в организме формируется устойчивое кровяное давление, которое обеспечивает необходимое кровоснабжение всего тела.
Для того, чтобы периферийные сосуды могли полноценно участвовать в кровотоке им нужна постоянная стимуляция извне. Природа создала механизм внешней стимуляции энергетических процессов в организме путем взаимодействия особей между собой. Потребность в таком взаимодействии обеспечивает инстинкт жизни, называемый также сексуальностью.
Недостаточность сексуальных контактов приводит к снижению пластичности сосудов и их способности к микросокращениям. В результате кровоснабжение внутренних органов нарушается. Вместо 40% сердце начинает брать на себя 70% работы и более. Большая нагрузка порождает различные заболевания сердца, а недостаточное кровоснабжение внутренних органов ведет к их хроническим заболеваниям. Все эти эффекты, сложенные вместе, приводят к преждевременному старению организма.
Таким образом, телесные контакты с другими людьми – это естественная потребность организма. Если их достаточно, то перистальтика сосудов работает в норме, в результате организм хорошо функционирует, адаптивен к внешним изменениям, способен работать в большом диапазоне режимов, быстро и плавно перестраивается.
Нужно уяснить, что проявление сексуального инстинкта не есть стремление к половому сношению. Он нужен в первую очередь для поддержания жизни организма. Эротический инстинкт лежит часто и в основе дружеского влечения, и в основе эстетических представлений и т. п. Это инстинкт поддержания жизни и её качества как в индивидуальном, так и в общевидовом смысле. Поэтому он несравненно шире столь узкой, но привлекающей в нашей культуре повышенное внимание сферы, как продолжение рода.
На первый взгляд эта информация может показаться не настолько важной, чтобы уделять ей столько внимания. Что с того, что человеку для здоровья нужны телесные контакты с другими людьми? Ведь многие люди не знают этого и как-то себе живут.
Из следующих статей вы узнаете, к каким психологическим последствиям приводит дефицит человеческих прикосновений. Сейчас стоит отметить лишь то, что обход этой темы в системе общественного воспитания исходит из репрессивности культуры в отношении сексуального инстинкта. В современной культуре сложилось так, что этому вопросу практически не уделяется внимания. В своем большинстве люди понимают сексуальность только в смысле продолжения рода. В результате практически каждый человек испытывает глубокую сексуальную неудовлетворенность. В этом есть определенная доля пользы с точки зрения выживания общества. Энергия нереализованной сексуальности концентрируется, «сублимируется» в бессознательном. Эта сублимированная энергия может инвертироваться, то есть направляться на другие, в том числе сознательные действия. Сублимация и инверсия сексуальной энергии – вот процессы, поставляющие «горючее» для специфически человеческого поведения, для деятельности. На этом польза ограничения сексуальных контактов заканчивается. В остальном это приводит к невротизации, но об этом уже в следующих статьях.
Инстинкт власти.
В статье «Происхождение структуры личности» мы упоминали, что для того, чтобы выжить человеку потребовалось приобрести способность к групповому существованию. А для этого он должен был научиться подавлять инстинктивную агрессивность к другим членам общины. Эта необходимость привела к возникновению сознания, развитию речи и появлению нового инстинкта.
Так природная агрессивность и стремление сохранить преимущества группового существования породили инстинкт власти, выражающийся в стремлении к контролю и преобразованию внешнего мира. В своем стремлении влиять на мир, человек овладел природой, научился управлять энергией, совершил множество открытий. Люди с наиболее сильно развитыми инстинктами стали способны подчинять себе других людей – от этого групповые действия стали еще эффективнее, что еще больше ускорило процесс развития человечества. Так возникновение инстинкта власти привело к появлению современной цивилизации.
Инстинкт власти у отдельного человека проявляется в желании захватить больше пространства, расширить сферу своего влияния на других людей и на все общество. Воля к власти – главный источник созидательных мотивов. Инстинкт власти работает, когда вы хотите что-то сделать, достичь какой-то своей социально-полезной цели, не относящейся к двум первым описанным инстинктам. Вы хотите создать бизнес – вами движет инстинкт власти. Хотите стать учителем – это инстинкт власти. Хотите сделать социальный проект, заняться благотворительностью – вами движет инстинкт власти. Именно инстинкт власти вызывает у вас желание быть успешным. Но проявляется он, только когда вы реально действуете в направлении своей цели. Желание – это только сигнал воли к власти. Обычно сигнал мы чувствуем, а вот с действиями у нас и возникает больше всего проблем. Давайте разберемся, почему.
Подавление инстинктов.
Как вы заметили из своей жизни, с реализацией инстинкта самосохранения особых проблем не возникает. Большие проблемы возникают с реализацией сексуального инстинкта и уже огромные проблемы возникают с реализацией инстинкта власти.
Почему? Все дело в нашем воспитании. Воспитание определяется культурой каждого конкретного общества. Больше всего культура подавляет инстинкт власти, затем сексуальный инстинкт, а самосохранению уже никто не мешает. Общество в целом заинтересовано в вашей жизни, но вот чтобы вы проявляли себя в полной мере – не заинтересовано.
Дело в том, что это угрожает стабильности общества. Общество как система обладает стремлением к самосохранению, поэтому воспроизводит людей, которые смогут легко в него встроиться и не нарушат его равновесность. Для этой цели в жертву приноситься индивидуальность человека. Люди, которые полностью реализуют базовые инстинкты всегда делают попытки встать над системой, что приводит к ее неустойчивости. Такие индивиды всегда становятся элитой и способны влиять на развитие общества. Элиты не заинтересованы в том, чтобы плодить себе конкурентов, поэтому воспитывают более свободными только малую часть людей, себе на смену, а иногда и вообще не занимаются воспитанием своих приемников.
Обычно человек из среднестатистической семьи, воспитывающийся в условиях современной культуры, оказывается несвободным. Его базовые инстинкты подавляются, в результате чего, он становится не способен свободно проявлять свою сексуальность и инстинкт власти. Такой человек, легко управляем, ему нужен хозяин, который скажет ему что делать и куда идти.
Блокировка базовых инстинктов посредством воспитания делает каждого человека в той или иной мере невротиком. Природу невротичности человека мы разберем уже в следующих статьях.
Следующая статья Невротичность человека.
Максим Васильченко,
графолог
жизнь, власть, секс», Андрей Курпатов – Литрес
От автора
Эта книга умудрилась стать бестселлером под абсолютно некоммерческим названием – «С неврозом по жизни». От кровожадных рук отдела маркетинга это потенциально непопулярное название спас только подзаголовок: «Инстинкт самосохранения человека». На самом деле речь в книге идет о трех инстинктах, точнее, о трех составляющих инстинкта самосохранения. И составляющие эти – совершенным образом роковые… Вот, собственно, и весь сказ об изменившемся названии книги.
Вы никогда не задумывались над тем, почему животные не страдают неврозами и вообще отличаются крайним психическим здоровьем? Конечно, есть звери со зверскими характерами. Но так, чтобы они мучались патологической ревностью или навязчивым страхом – закрыли ли они дверь, к примеру, – такое встречается нечасто. Разумеется, любое животное можно довести до нервного срыва, но именно довести. А мы ведь, бывает, сходим с ума и на фоне «общего благополучия». Почему так?!
Объяснение этой странности в следующем. Для наглядности возьмите, пожалуйста, лупу и поднесите ее близко-близко к этой странице. Поднесли?.. Правда, большие стали буквы! Ух! А теперь представьте, что буквы – это не буквы, а наше с вами инстинктивное стремление к защищенности (безопасности), к продолжению рода (в смысле – к сексу) и к власти (то есть – к положению уважаемого лидера). А лупа – не лупа, а наше с вами развитое до неприличия сознание. Представили? Вот и все. Пример закончен. Таким незамысловатым образом увеличились наши с вами страхи, разрослись сексуальные запросы и изощрились властные амбиции. На инстинкт, не побоюсь этого слова, положили сознание. И вышло бог знает что… То есть – невроз. Роковые инстинкты!
Вот собственно о подробностях данной коллизии и рассказывает эта книга. Она о жизни, о власти и о сексе… Но в особенном смысле – как бороться с этим безобразием и с ума не сойти. Приятного Вам чтения!
Искренне Ваш,Андрей Курпатов
Предисловие
Один из самых замечательных психотерапевтов Фредерик Пёрлз сказал как-то: «Пациент отличается от психотерапевта только степенью выраженности невроза», то есть все мы с вами невротики – кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Еще мы отличаемся друг от друга формой своего невроза, но сейчас не об этом. Действительно, посмотришь на какого-нибудь товарища и, даже не будучи специалистом по психическим недугам, подумаешь: «Да, парень-то – ку-ку!» Посмотришь на другого – вроде бы нормальный, но поступает, ни дать ни взять, как законченный идиот. Взглянешь на третьего – ну просто душка! Кажется, что уж у этого-то проблем быть не должно. Но копнешь глубже – и обнаруживается такое… Так что все дело только в глубине анализа. Если скользить по поверхности, то и отчаянный сумасшедший за нормального сойти может, но если смотреть без розовых очков и пристально, то по-настоящему «нормальных» среди нас, что называется, днем с огнем не сыщешь.
Кто-то, наверное, возразит автору, мол, доктор преувеличивает. Кто-то скажет: «При такой-то жизни у кого голова набекрень не свернется?!» С первым спорить не буду, ведь он хочет сказать, что не такой, как все. Сие факт бесспорный, но поскольку все мы люди, то ничто человеческое каждому из нас в отдельности не чуждо. Второму оппоненту приведу навскидку только пару «жареных фактов». На замечательном, процветающем Западе уже сейчас смертность от самоубийств по частоте занимает третье-четвертое место в списке среди других причин, а по прогнозам специалистов к 2020 году она и вовсе выйдет в этом рейтинге на второе место. Что это значит? Буквально следующее: через каких-то 15–20 лет представители «золотого миллиарда» будут умирать от самоубийства чаще, чем от рака, и с небольшим отрывом впереди будет смерть от инфарктов и инсультов. В добром расположении духа, как нетрудно догадаться, люди с собой не кончают, так что ссылки на наши «социально-экономические трудности» как на причину наших психологических проблем безосновательны. Второй факт не менее примечателен: за последние полвека, по данным слепой, как Фемида, статистики, количество неврозов на том же «благополучном» Западе увеличилось в 25 раз! Ничего себе прогресс, не правда ли?! Вот такая обстановка…
Конечно, можно продолжать упорствовать и ссылаться на внешние обстоятельства, а в России действительно проблем больше, чем на Западе. Если кому-то от этого станет легче, то – пожалуйста, можете ссылаться! Эта же книга для тех, кто хочет понять, почему человек чувствует себя несчастным, тогда как на первый взгляд и при пресловутой «объективной» оценке у него должно быть все хорошо.
Мы рассмотрим природу собственной невротичности, а главное – уясним, в чем именно состоят наши ошибки, приводящие к формированию невроза. Только зная эти ошибки, мы сможем их избежать. Мы рассмотрим все формы невротического состояния, начиная от банального, по сути, невроза и заканчивая самыми изощренными способами невротического реагирования: зависимостями, психосоматическими заболеваниями и т. п.
Могу вас заверить, что на страницах этой книги вы найдете не только свой портрет, но и, вне всякого сомнения, всех своих родственников, сослуживцев, друзей и знакомых. Эта беда никого не обошла стороной, только многие, к сожалению, не догадываются, что оказались в плену невротического существования. Когда постоянно живешь в каком-то состоянии (пусть и самом ужасном), то постепенно начинает казаться, что так оно и должно быть. Человек ко всему привыкает, и к своему психологическому дискомфорту в том числе. После такой адаптации он даже и не замечает, как ему плохо, что, впрочем, не означает и того, что ему хорошо. Вот почему так важно вовремя заметить, что что-то не так, поскольку иначе из этого «кювета» нам никогда не выбраться.
Счастливо можно жить! Заявляю это официально как «узкий специалист» в этом широком вопросе. Конечно, потребуются определенные действия, но, как известно, лучше день потерять, потом за полчаса долететь. Смею надеяться, впрочем, что день, потраченный вами на прочтение этой книги, не будет уж очень потерян. Доля юмора, точнее, самоиронии, нам не повредит, а только пойдет на пользу. Так что будем, во-первых, развлекаться, узнавая себя и других в персонажах этой книги, а во-вторых, образовываться на предмет того, что же с нами и с ними происходит, откуда у всего этого «ноги растут». Вот такие задачи. А теперь, дамы и господа, за дело!
Введение: Инстинкт самосохранения
Уясним для себя, почему мы склонны переживать, мучиться, тревожиться и впадать в депрессию без внешних на то причин. Среднестатистический человек радуется от случая к случаю, а вот состояние внутреннего напряжения для него скорее правило, нежели исключение. Почему так?
Благо войны
Обратимся к пресловутой статистике, посмотрим, на какие периоды жизни человечества приходится максимальное и минимальное количество неврозов, т. е. психических расстройств, которые не являются неизбежными, генетически не детерминированы, а порождаются (если следовать их определению) психологическим стрессом. Итак, вопрос на засыпку: как вам кажется, когда неврозов должно быть больше, во время войны и других серьезных социальных потрясений или же в мирное время? Если кто-то скажет, что во время войны, то ошибется, очень существенно; если же кто-то скажет, что в мирное время, то вряд ли сможет пояснить свой, надо признать, экстравагантный ответ.
Что ж, проясняем ситуацию. Действительно, как это ни парадоксально, во время войны (мы рассматриваем здесь не «локальный военный конфликт», а полноценную войну – «мировую» или «отечественную»), когда настоящих стрессов у любого человека с избытком, количество неврозов столь мало, что эту тщедушную циферку можно было бы с легкостью принять за статистическую погрешность. С другой стороны, согласно бесстрастным статистическим данным, пик неврозов приходится на десятый-двенадцатый год после благополучного завершения военных баталий, когда все тяготы и лишения уже позади! Удивительно? Весьма! Указанного срока вполне достаточно, чтобы нанесенные войной раны зарубцевались, жизнь отстроилась заново – появилась крыша над головой, образовались новые социальные связи и т. д. А что получается? В тот самый момент, когда вроде бы только жить-поживать да добра наживать, начинается пик неврозов.
Инстинкт самосохранения, здрасьте!
В чем принципиальное отличие двух рассматриваемых ситуаций? Во время войны человек находится в остром стрессе, его жизни постоянно угрожает опасность и, соответственно, он занят только тем, чтобы выжить. В мирное время ситуация меняется кардинальным образом: острых стрессов – днем с огнем, а что жизни, кроме разве случайностей, ничего не угрожает.
Теперь обратимся к нашей родословной, которая, благодаря острому уму Чарльза Дарвина и достижениям современной генетики, восходит даже не к обезьянам, а к самым что ни на есть примитивным одноклеточным – амебам и прочим инфузориям[1]. Свойством всего живого является стремление к выживанию, и чем выше положение живого существа в эволюционной иерархии, тем более отчетливо это стремление проявляется, получая гордое наименование «инстинкта самосохранения».
Во время войны наш инстинкт самосохранения, по причинам вполне понятным, задействован целиком и полностью: пули над головами, краюшка хлеба на две недели – «актуальные» ситуации. В мирное же время ему заняться буквально нечем, он оказывается «безработным»! Тут-то и жди беды… Наш замечательный соотечественник, блистательный ученый Иван Михайлович Сеченов в своей знаменитой книге «Рефлексы головного мозга» замечает: «Животное живет в условии постоянных боевых действий». Оттого и не случается у животных неврозов (за исключением разве тех, что устраивал им ученик Ивана Михайловича – Павлов Иван Петрович), поскольку инстинкт самосохранения у них постоянно занят делом и номеров, как у человека, не выкидывает.
Мы же, несчастные, от «боевых действий» отбоярились, а что со своим воинственным инстинктом самосохранения делать не придумали, не нашли дела этому «залихватскому парню». Он же без дела сидеть не может и в отсутствие стресса создает его сам, от чего, собственно, и возникают неврозы.
Несчастье защищенности
Ну посудите сами, что нам реально угрожает? Не амбициям нашим, не претензиям, а просто нашей с вами жизни, для защиты которой этот инстинкт самосохранения матушкой-природой и предназначен. Кроме случайности – ничего! Бояться случайности технически невозможно, поскольку предохраниться от нее нельзя; на то она и случайность, что возникает всегда неожиданно. Следовательно, никакая ее профилактика невозможна, в противном случае это уже не случайность, а закономерность. Но нет такой закономерности, чтобы нам что-то специально угрожало – естественных врагов у нас нет, от всех напастей природы мы защищены научными и общественными достижениями.
Проведем мысленный эксперимент. Представьте себе, что вы категорически отказываетесь жить, выходите на ближайший перекресток и ложитесь поперек дороги. Что будет происходить дальше? Для начала вас будут аккуратно объезжать машины, потом, словно из-под земли, возникнет наряд милиции – покричит, пошумит и определит вас в «обезьянник».
Если и после этих усилий людей в белых халатах стойкость вас не покинет и вы будете продолжать демонстрировать отчаянное нежелание жить, то спустя каких-нибудь месяцев шесть вас благополучно переведут в ПНИ (психоневрологический интернат), где до самого последнего дня вашей жизни будут продолжаться те же самые процедуры – аминазин и похлебка. Причем могу вам гарантировать, что в таком статусе – постояльца ПНИ – благодаря усилиям врачей и прочего персонала вы проживете не меньше, а намного больше, чем если бы оставались «на свободе» в этом безумном и суматошном мире.
Удивительно, хотели помереть, а вот на тебе! Да, социальные институты устроены таким образом, что мы оказались защищенными от всех возможных бед и напастей: медицина, худо-бедно, бережет наше здоровье, государство с его собесами, законодательством, судом, милицией и т. п. «прелестями» берегут остальное. Есть еще предусмотрительная наука и обучающее предусмотрительности образование. То есть наш с вами инстинкт самосохранения оказывается совершенно, абсолютно ненужным! В отставку отправили бравого, боевого парня! Кадровый военный в мирное время… Катастрофа! Спасайся кто может!
За что боролись…
Отвлечемся на одно мгновение. Задумаемся об интенсивности инстинкта самосохранения человека. Очевидно, что он значительно больше, чем у червячка, но намного ли он больше, чем, например, у антилопы-гну или вечного ее врага – крупного хищника из семейства кошачьих? Чтобы уяснить всю мощь инстинкта самосохранения человека, необходимо четко представлять, кого этот инстинкт призван защищать.
Человек – это голое, слабое, медлительное существо, которое благополучно родит лишь при достойном вспоможении, не имеет ни рогов, ни когтей, ни ночного зрения, зубы которого служат лишь эстетической функции, а амбиции льются через край. Вот такого «достойного» персонажа защищает наш инстинкт самосохранения.
Если же учесть те трудности, которые пришлось пережить человеку, столкнувшемуся с ледниковым периодом и прочими климатическими факторами, учесть то, каких естественных врагов ему пришлось низвести до полного уничтожения, осознать, наконец, каких высот достиг человек в процессе своего эволюционного развития, то становится вполне очевидным: наш инстинкт самосохранения исключительная в своем роде штука! И вот эта штука, будь она неладна, этот трудяга, этот борец с титулом чемпиона мира оказался теперь без работы! Куда силищу-то девать?!
Наш разум возник в процессе эволюции в качестве приспособительного инструмента, как плавники у рыб или лапы-лопаты у крота. Но так иногда бывает с эволюционно выработанными признаками: хотели, как лучше… Павлин со своим шикарным хвостом – аналогичный, по сути, пример: его шикарный хвост прекрасно выполняет роль привлечения самки, но делает эту птицу тяжелой на подъем, так что лучшей добычи для его естественных врагов и придумать трудно! С человеческим разумом произошло то же самое.
Революционная ситуация
Инстинкт самосохранения человека остался безработным, а благодаря Карлу Марксу известно: хуже нет в природе явления, чем социально-неблагополучный и делом не занятый пролетариат. Теперь мы как будто держим в руке гранату – чека у нее выдернута, а бросить некуда, только если вместе взорваться. Напряжение внутри человека возникает исключительное! И реализуется это напряжение приступами тревоги, конкретными страхами или хроническим психоэмоциональным напряжением (последнее проявляется беспокойством, суетливостью, нарушениями сна, снижением аппетита и т. п. неприятностями).
Чем именно наша тревога будет проявляться – принципиального значения не имеет. Важно, что внутри нас – пекло, бой кровавый, а покой нам даже не снится, потому что или сна нет, или же во снах такое, что на бодрствующую голову лучше и не вспоминать.
Что со всем этим делать? Куда истратить все это избыточное напряжение? Кончилась война, все хорошо, да одно плохо – врага нет! Нет, но мы находим, например, болезни, жизненные невзгоды и т. д. Мы начинаем бояться за свое здоровье и, несмотря на резолюции врачей о зачислении нас в отряд космонавтов, в мыслях своих умираем каждый день. Мы можем бояться, что не справимся с работой и нас уволят. Нам кажется, что мы никому не нравимся, никому не нужны, что супруг (супруга) изменит или бросит, или того хуже – крест на всю жизнь. Мы опасаемся, что на нас нападут, ограбят, изнасилуют, что квартира наша сгорит или же мы сами в катастрофу (автомобильную или авиационную) попадем, что кирпич на голову упадет или сосулька. Еще можно бояться, что ребенок наш в университет не поступит, что в армии его убьют, а вне армии он однозначно наркоманом станет. Круг замкнулся…
Короче говоря, за «врагом», при наших-то способностях и воображении, дело не станет. Да, больна головушка, нечего сказать! Сознание порядка навести во всем этом хаосе не может, а инстинкт самосохранения жаждет войны, жаждет крови. В результате налицо революционная ситуация: «верхи не могут, низы – не хотят».
Мирный военный атом
Вариантов, куда можно пристроить тревогу, неисчислимое множество – один другого хуже.
Если бы мы понимали, что не занятый делом инстинкт самосохранения станет баснословным источником безумной энергии, то, возможно, смогли бы превратить его в «мирный атом», использовать на благо собственного, отдельно взятого существования – конструктивно и экономически выгодно. Однако такие здравые мысли нам в голову не приходят, а потому из потенциально «мирного» этот «атом» становится «военным».
Энергия есть повод для тревог сознание подыщет, так что можно переживать, мучиться и приводить себя в состояние, близкое к полной невменяемости. Что нам с этой своей энергией, этим своим «добром» немыслимым делать? Ни малейшего представления на сей счет у нас нет. А энергия, знаете ли, как и вода, всегда себе дорогу найдет. Руководствуясь прежними своими установками – соображениями выживания, мы автоматически будем выискивать всяческие угрозы и опасности, даже если на самом-то деле их нет.
И вот парадокс! Вроде бы все у нас хорошо, все продумано, все устроено, и нет никаких оснований в панику впадать да смуту сеять, но оказывается, что как раз из-за того, что все продумано и устроено, нам и тревожно! Впрочем, чтобы все это понять, увидеть, осознать, принять к сведению и работать, нужно обладать способностью к нелогичному мышлению, но мы-то с вами «последовательны и логичны». Что ж, придется заплатить и за это.
Понять этот парадокс (если, конечно, не отяготиться специальными знаниями) невозможно, ведь мы как раз ради избавления от тревоги все это продумывали и устраивали, что у нас продумано и устроено. Как же может такое быть, что именно все это нас и погубило? А вот оказывается – может, да еще как!
Насколько мы сознательны?
Представьте, что вы согласились участвовать в научном эксперименте, цель которого, по утверждениям его устроителей, состоит в том, чтобы тренировать память некоего третьего лица. Ваша задача проста: нажимать на рубильник, чтобы это третье лицо, допустив ошибку, получило удар электрическим током. Этому субъекту будет, конечно, больно, но все это нужно для целей эксперимента. В процессе работы силы удара электрического тока будут увеличиваться – первый удар составит 15 вольт, а последний, если его заслужит подопытный, – 450 (очень сильный разряд).
Итак, эксперимент начался. Вы сидите за пультом с рубильниками, а за стеклом прямо перед вами на своеобразном электрическом стуле сидит некий человек, которому надлежит потренировать свою память. Он получает задания, выполняет их и время от времени делает ошибки. Вы под руководством экспериментатора нажимаете на соответствующий рубильник. На пятом ударе током (75 вольт) подопытный начинает охать и стонать от боли, а при ударе в 150 вольт – умолять остановить эксперимент. Когда вы нажимаете на рубильник – 180 вольт, подопытный кричит, что он больше не в состоянии терпеть боль. Потом несчастный будет молить о пощаде, кричать, что его сердце заходится и он сейчас умрет. Еще чуть позже он будет просто биться головой о стену, а потом, при последовательном усилении электрического разряда, упадет с кресла и затихнет. Однако и сейчас руководитель эксперимента скажет вам: «Он не дает правильного ответа, вы должны нажать на следующий рубильник!»
Когда вы откажетесь принимать дальнейшее участие в эксперименте? Психиатры, которых попросили дать ответ на этот вопрос, сказали, что, по их мнению, большая часть из тех, кто будет нажимать на рубильник, прекратит участие в эксперименте сразу после того, как подопытный сообщит о сильной боли, причиняемой ему разрядами тока, и только один процент ответственных за рубильник доведут эксперимент до конца (этот процент – «клинические садисты»).
Увы, они ошиблись, процент «клинических садистов» оказался гораздо выше. Такой эксперимент был действительно проведен, и придумал его Стэнли Милграм. Вы, конечно, поняли, что подопытными в этом эксперименте были те, которые нажимали на рубильники, а вовсе не тот, кто корчился за стеклом якобы от боли (на самом деле этот «испытуемый» был подсадной уткой – артистом, который только делал вид, что ему больно). Результаты этих экспериментов повергли научную общественность в шок, поскольку вопреки ожиданиям более 62 % людей, нажимавших на рубильники, продолжали эксперимент до конца (хотя некоторым и потребовались понукания)! В чем дело, спросите вы?
Ответ достаточно прост: все мы уверены в том, что не будем причинять человеку боль даже ради каких-то там научных целей, но если мы оказываемся в ситуации давления со стороны авторитета (каковым здесь является экспериментатор), мы таки проявляем крайнюю несознательность. Подсознательный страх перед авторитетом возьмет верх над нашим «добропорядочным» сознанием.
И если бы этот эксперимент был единственным! Социальные психологи провели сотни подобных экспериментов, и везде был тот же результат: сознание человека готово отступить под давлением подсознательного страха.
31 Примеры инстинктов (у людей и животных) (2023)
Инстинкт — это врожденное поведение, которому не научаются. У всех животных (включая человека) есть врожденные инстинкты, которые мы развили в ходе нашей эволюции.
Инстинктивное поведение часто кажется сложным, но на самом деле это всего лишь простой поведенческий механизм «стимул-реакция».
Например, рассмотрим, как мать-птица заботится о своих птенцах. Вид и звук птенца, выпрашивающего еду, запускают инстинктивную реакцию на кормление у матери-птицы. Матери-птице не нужно учиться или думать о том, что она делает; у нее, естественно, есть склонность реагировать на сигналы своего птенца.
Конечно, многие инстинкты связаны с бегством или дракой. То есть инстинкт встроен в нас, потому что помогает защитить нас (и наших близких) от опасности.
Примеры животных инстинктов1. Собака, защищающая своего хозяина — Иногда собака, которая мила и ласкова по отношению к своему хозяину, может стать злобной, если к ней приблизится кто-то, кого она не знает.
Когда собака рычит на людей, хозяин говорит всем не волноваться, настолько добрая и нежная их собака. Чего владелец не принимает, так это того, что у собак есть сильный эволюционный инстинкт защиты своего племени, который может проявиться и сделать его довольно опасным в некоторых обстоятельствах.
2. Змеиные знания об охоте – Змей не воспитывают их матери и отцы. Фактически, у многих пород, как только мать отложила яйца, она взлетает и никогда даже не видит своего потомства. Детеныши змей выживают, потому что у них есть инстинкты, которые заложены в их ДНК еще до рождения.
3. Собака, лающая на фейерверк – Собака, лающая на фейерверк, тренирует свой инстинкт «бей или беги». Шум воспринимается как угроза, поэтому собака лает как способ сообщить своему племени (то есть вам — хозяину!), что поблизости есть угроза.
4. Собака, преследующая птицу — Несмотря на то, что собаки одомашнены и им не нужно охотиться, животные инстинкты собак включаются, когда они видят птиц, которых они считают отличной едой.
5. собака трясется после того, как промокла – Когда собака выбирается из океана, у нее почти есть , чтобы вытряхнуть свою вонючую воду на всех. Это инстинктивное действие, которое они редко могут сдержать.
6. Морская черепаха после вылупления направляется в океан – Детеныши морских черепах имеют врожденное знание, как после вылупления ходить в океан. Этому не научили. Это запрограммировано в них заранее.
7. Миграция бабочки монарх – Удивительно, но ни одна бабочка монарх никогда не совершала полный миграционный путь из Канады в Мексику и обратно. Их продолжительность жизни настолько коротка, что они погибают во время миграции. Тем не менее, бабочки, которые долетают до Мексики, знают, что нужно развернуться и снова отправиться на север — это заложено в годах эволюции и, вероятно, вызвано погодными условиями.
8. Медведи впадают в спячку – Тело медведя подскажет ему, что пора впадать в спячку, и он сделает это естественным образом, без подсказок или обучения.
7 основных человеческих инстинктов1. Поиск — Инстинкт поиска — это инстинкт, присущий всем людям, который заставляет нас стремиться к исследованиям. Он встроен в нас, потому что имеет эволюционные преимущества: ища, мы находим пищу, кров и воду. Это помогает нам поддерживать себя. Однако мы можем временно приостановить этот инстинкт во время страха и депрессии.
2. Гнев – Гнев – это естественная эмоция, которую испытывают все люди. Считается, что он развился как ответ на предполагаемые угрозы. Это часть нашей реакции «борьбы» (в отличие от бегства). В результате мы видим, что гнев является частью нашего механизма выживания. Гнев также может быть положительным, если его правильно использовать: он может мотивировать нас действовать и решать наши проблемы.
3. Страх – Страх развился как человеческий инстинкт, потому что он защищает нас. Мы можем видеть этот инстинкт даже у животных, потому что он так важен для поддержания нашей жизни. В любой среде мы всегда оглядываемся, пытаясь подготовиться к потенциальным опасностям вокруг нас.
4. Горе – Горе – это наша эмоциональная реакция на потерю, как правило, человека, о котором мы заботимся. Однако мы можем испытывать горе из-за потерянных отношений или домашнего животного. Это нормальный инстинкт, который может включать в себя другие связанные эмоции, такие как печаль, гнев и вина.
5. Забота – У нас есть инстинкт чувствовать заботу и даже любовь к другим. Мы социальные животные, и мы поняли, что забота о своей группе помогает нам всем двигаться вперед. В частности, мы чувствуем инстинкт заботы о своей семье.
6. Удовольствие и вожделение – Люди инстинктивно испытывают удовольствие, когда подвергаются воздействию раздражителей, которые нас стимулируют; похоть – это стремление к удовольствиям, особенно в романтическом смысле.
7. Играть – Люди, как дети, так и взрослые испытывают желание играть. Хотя мы обычно думаем об игре как о детской деятельности, мы также можем видеть, что взрослые участвуют в организованной игре, когда ходят на свидания с нашими партнерами, занимаются спортом и играют в игры на наших телефонах.
Дополнительные человеческие инстинкты1. Реакция матери на ребенка, находящегося в бедственном положении – Возможно, самый сильный из инстинктов, которые чувствуют люди, – это инстинкт матери или отца по отношению к своему ребенку. У родителей заложен инстинкт защиты своего потомства. Кажется невозможным не утешить ребенка, когда он плачет пронзительным плачем. Кроме того, у нас есть несколько удивительных историй о матерях, поднимающих машины, чтобы спасти своих детей, что кажется подвигом сверхчеловеческого мастерства.
2. Желание размножаться – Желание размножаться присутствует во всех культурах и обществах. Мы можем объяснить это с помощью исследований биологии, общества и психологии. На биологическом уровне мы хотим производить потомство, чтобы обеспечить непрерывность нашего вида. Социологически мы хотим сохранить наши обычаи и традиции. Психологически у нас есть потребность в близости и связи с другими.
3. Ребенок плачет, когда он голоден – Детям не нужно учиться плакать. Это инстинктивно. Мы рождаемся, зная, что мы должны плакать, когда мы в нужде, потому что это позовет наших родителей, которые позаботятся о нас и позаботятся о наших нуждах. Когда мы становимся старше, мы развиваем способность сопротивляться инстинкту плакать.
4. Вздрагивание перед тенями – Вздрагивание происходит инстинктивно. Фактически, это известно как «рефлекс испуга». Рефлексы – это непроизвольные и мгновенные реакции на раздражители. Они не связаны с сознательными когнитивными процессами; скорее, они предназначены для защиты нашего тела от потенциального вреда.
5. Жадность и ревность – Несмотря на все наши усилия, многие из нас испытывают жадность и зависть. Эти эмоции связаны с ощущением, что мы живем в мире с ограниченными ресурсами. Исторически сложилось так, что для нашего выживания было полезно испытывать эти эмоции, поскольку они побуждают нас накапливать ресурсы, которые мы можем использовать для защиты себя и своих семей.
6. Эмпатия – Большинство людей испытывают сочувствие, когда видят, что кто-то испытывает боль, и мы можем понять ее. Это еще сильнее, когда мы видим других людей в ситуациях, в которых мы были в прошлом, или в ситуациях, в которых мы могли видеть себя не по своей вине.
Другие примеры инстинктов- Голод
- Жажда
- Сон
- Гнездо
- Самосохранение
- Бой или бегство
- Территориальность
- Любопытство
- Самооборона
- Избегание
- Навигация
Инстинкты — великая сила. Они подсознательно формируют большую часть нашего поведения и влияют на наши когнитивные предубеждения. Они присутствуют во всех животных и людях и во многом лежат в основе того, кто мы есть — от наших реакций в стрессовые моменты до наших политических убеждений. Понимание наших инстинктов и того, как они влияют на наши действия, может помочь нам развить более сильные метакогнитивные способности.
Крис Дрю (доктор философии)
Веб-сайт | + сообщения
Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».
Азбука человеческих инстинктов
4 минуты
В этой интересной статье вы найдете все, что вам нужно знать о человеческих инстинктах. Читай дальше!
Последнее обновление: 16 августа 2019 г.
Люди всегда говорят о человеческих инстинктах. Тем не менее, большинство людей могут не знать, что это значит. Эта фраза была заимствована из биологии. Это напоминает нам, что, в конце концов, человека — это всего лишь млекопитающие, которые эволюционировали дальше остальных.
Однако некоторые особенности отличают людей от животных. Например, вы, возможно, слышали, как люди говорят о человеческом инстинкте выживания. Несмотря на то, что большинство людей верят, что у людей есть этот инстинкт, вы знаете, что самоубийство — ежедневное явление в современном мире. Вы также наверняка слышали о сексуальных инстинктах. Тем не менее, вы знаете, что импотенция и другие сексуальные дисфункции существуют.
«Инстинкт — замечательная вещь. Это нельзя ни объяснить, ни игнорировать».
-Агата Кристи-
Как видите, тема человеческих инстинктов не заканчивается только биологическим обсуждением. На все это влияет целый ряд культурных и символических векторов. На самом деле, есть школы мысли, которые вообще не обсуждают инстинкты. Вместо этого они говорят о «приводах».
Биологическая теория человеческих инстинктов
С биологической точки зрения человеческие инстинкты — это модели поведения, которые являются наследственными и общими для всех видов. Цель этих инстинктов — помочь людям адаптироваться к окружающей среде. Они заранее запрограммированы в самом мозгу. Эти инстинкты позволяют вам защитить себя и сохранить себе жизнь. Они проявляются в виде немедленных или автоматических реакций.
Биологическая теория указывает на то, что у людей есть несколько основных инстинктов:
- Инстинкт выживания. Это включает в себя все основные действия, которые помогают вам сохранить свою жизнь и здоровье. Некоторыми примерами являются избегание опасности, прием пищи и поиск убежища.
- Репродуктивный инстинкт. Это связано с сохранением вида. По сути, речь идет о репродуктивной сексуальности.
- Религиозный инстинкт. Несмотря на то, что по этому вопросу нет единого мнения, большинство психологов позитивистской школы указывают на то, что у людей есть врожденная потребность найти смысл в своей жизни. Они утверждают, что этот инстинкт связан с той же областью мозга, которая активна во время эпилептических припадков.
Однако этот подход не объясняет, почему, например, человек перестает есть, когда чувствует, что страдает ожирением, хотя на самом деле это не так. Казалось бы, это противоречит автоматической природе инстинктов.
Теория влечений
Зигмунд Фрейд предположил, что у человека нет инстинктов как таковых . Он утверждал, что у людей есть видоспецифические силы, которые он назвал влечениями. Эти влечения представляют собой психологические импульсы, которые состоят из состояния возбуждения и физического напряжения.
Приводы стремятся разгрузить или подавить это состояние напряжения. Для этого они ищут объект, который позволит им от него избавиться. Например, голод соответствует влечению, а еда — объекту, который позволяет людям освободиться от этого влечения. Мы возвращаемся к первоначальному вопросу: почему же тогда некоторые люди не едят? Фрейд предполагает, что не все человеческие импульсы безобидны.
Для Фрейда было два основных влечения: Эрос и Танатос. Побуждение Эроса включало в себя все импульсы, связанные с самосохранением и сексуальностью. Побуждение Танатоса соответствовало стремлению к смерти и включало в себя насильственные, хаотические и рассеивающие импульсы, а также желание вернуться в неодушевленное состояние. На самом деле влечения стремятся удовлетворить не сами насущные потребности, а их ментальные репрезентации.
Другие теории
Существуют и другие теории человеческих инстинктов. Они пытаются установить золотую середину между биологической теорией и теорией влечения. По сути, они классифицируют диски по-разному, принимая во внимание аспекты той или иной теории.
В соответствии с этими подходами человеческие инстинкты можно разделить на:
- Жизненные инстинкты. К ним относятся сексуальный инстинкт и импульсы борьбы или бегства. Они, как правило, справедливы к инстинкту выживания.
- Инстинкты удовольствия. Их цель состоит в том, чтобы обеспечить наивысший уровень благосостояния человека, и они являются усовершенствованием человеческого инстинкта выживания. Например, вы не просто пьете воду, чтобы выжить. Вы также можете добавить в него ароматизаторы.
- Социальные инстинкты. Это потребности в компании, власти, престиже и собственности.