05.05.2024

Характеристика обыденного мировоззрения: примеры из жизни, характерные черты, плюсы и минусы

2 Особенности обыденного мировоззрения и его роль в формировании мифологического и художественного сознания Искусство и мировоззрение

Обыденное (житейское) мировоззрение – исторически первичная форма мировоззрения как в онто-, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет ассоциативного мышления и произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность, и бессистемность, поскольку этот тип мировоззрения основан на абстракциях I уровня.

В реальности все вещи и явления действительно конкретны, т.е. обладают целостностью всех присущих им свойств и взаимосвязей.

Речь (слово), как уже отмечалось выше, всегда в той или иной мере абстрагируется от конкретного, и фиксирует лишь некоторую часть конкретного: слово «яблоко» абстрагируется от гнилых, несъедобных, горьких, черных (бывают и такие) яблок, подразумевая только «норму», свойственную этому фрукту. Вместе с тем, в некоторых случаях абстрагирование от конкретной целостности воспринимаемого осуществляется непоследовательно и бессистемно. Именно таким путем и формируются абстракции I уровня: определение «зеленые яблоки», может быть дано не по цвету, а по критерию пригодности в пищу, но это значение будет проявлено в тексте не через логическую дефиницию, а посредством так называемого «контекста», т. е. значения понятия, задаваемого «общим смыслом речевого высказывания».

Для того чтобы перейти к абстрагированию II уровня, т. е. к логически точным речевым высказываниям, контекст которых не поясняет, а закрепляет значения лексем, необходимо научиться процедурам логического анализа и синтеза понятий. У большинства людей этот навык формируется неосознаваемым образом, особенно в том случае, если категориальное мышление является типичным для данной культуры.

В любом случае, только при условии доминирования в мышлении процедур абстрагирования II уровня (уровня категориального мышления), обобщения, наличная картина мира может системно и непротиворечиво связать в единую целостность большую часть чувственной разносторонней (многогранной) действительности. Только категориальное мышление способно развиваться из содержательного, а не формального противоречия, потому что формальные противоречия устраняются из такого мышления автоматически, на уровне безусловных рефлексов.

Без развитого категориального мышления мировоззрение зачастую остается противоречивым не только на содержательном, но и на формально-логическом уровне и осуществляется, как в анекдоте о диалоге двух пожилых приятельниц, встретившихся после долгого перерыва:

– «Как дети?

– По-разному. У дочки, слава Богу, все отлично: муж прекрасный нашелся – и готовит сам, и стирает, и по магазинам ходит, а по утрам (не поверишь!) – даже кофе ей в постель подает!

– А сын?

– Ой, и вспоминать не хочу! Такая стерва попалась: и в магазин сам ходи, и готовь сам, и стирай, а по утрам (не поверишь!), – он ей еще и кофе в постель подавать должен!»

Естественно, что противоречий в собственных выводах такое мировоззрение не замечает (как ребенок К. Чуковского, о котором уже говорилось выше), и верить картине мира, созданной с помощью такого мировоззрения, можно лишь с очень большими оговорками. При деятельности такого типа мировоззрения обычно нарушаются все законы формальной логики. На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф – т. е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого являются логические обобщения, нарушающие логический закон достаточного основания.

Логические посылки для мифологизированного восприятия действительности при этом имеются, они лежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей. Например, языческий миф об Илье Пророке, грохот колесницы которого людям кажется громом, а удары посоха о тучи – молниями, очевидным образом построен методом перенесения опыта жизнедеятельности человека в «небесную сферу». С помощью такого же метода аналогии в современном российском обществе, большинство членов которого физически страдают из-за нехватки средств к существованию, функционирует миф о том, что большие деньги могут сделать человека счастливым, потому что богатый сможет купить себе все, что захочет. Именно из-за этой особенности миф можно определить как способ безболезненного преодоления незнания.

1raz9elite2

Миф – это наиболее простой творческий способ преодоления незнания путем прямого моделирования в сфере незнаемого знакомых (известных) связей и закономерностей. Огромное подспорье при мифологизации обыденного мировоззрения играет имманентная потребность и способность человека к фантазии, формируемая в обществе в силу уже упоминавшейся необходимости существования человека одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, да еще и в условиях доминирования условных связей над безусловными. Главной лексической единицей мифологического мышления является образ.

Образ – это специфическое образование второй сигнальной системы, основной спецификой которого является, с одной стороны, полная открытость значения для внесения субъективных смыслов (для домысливания), а с другой – существенное преобладание в этой лексической единице смыслов над значениями. Образ строится путем ассоциации, т.  е., основан на принципе преобладания личного опыта индивида над историческим опытом культурного сообщества; на принципе преобладания свободы в передаче адресату информации, над ограничениями, над ответственностью за переданное сообщение. Можно утверждать, что в образе условные (субъективные) связи и отношения доминируют над безусловными (объективными).

Не контролируемая и никак не регламентируемая свобода позна-

вательной деятельности человека неизбежно приводит к мифоло-

гизации сознания, влекущего за собой: а) развитие художествен-

ного творчества и искусства в целом, и б) застой в развитии общественной жизни, поскольку к поставленным целям человек вынужден идти наиболее длинными, опасными и зачастую бесперспективными путями.

Отличия между обыденным и научным мышлением

Джон Сконози вместе со своим соавтором выпустили в 1994 году учебник «Essentials of Research Methods in Psychology», где представили сравнительные таблицы свойств обыденного и научного мышления:  

Параметры

Познание

Обыденное

Научное

В целом

Интуитивное

Эмпирическое

Наблюдения

Случайные, неконтролируемые

Систематические, контролируемые

Свидетельства

Субъективные, при­страстные

Объективные, непристрастные

Понятия

Смутные, с избыточ­ными значениями

Ясные, выделена их специфика и состав

Инструменты

Неточные, неопреде­лённые

Точные, определённые

Измерения

Невалидные, ненадёж­ные

Валидные, надёжные

Гипотезы

Нетестируемые

Тестируемые

Установки

Некритические, соглашательские

Критические, скептические

Можно выделить и другие параметры, по которым обыденное познание отличается от научного.

Так, предметом наблюдения обыденного познания служат, как правило, отдельные явления (события) в целом; научное познание выделяет в явлении (событии) отдельные признаки и свойства. Обыденное познание ориентировано на оценку конкретных людей по особенностям их поведения, личности, взглядов; научное познание изучает явления (события) по тому, как они выражены у разных людей.

Обыденному познанию присуща субъективность в подборе фактов: искусственно подбираются лишь те факты, которые подтверждают имплицитную «теорию»; противоречащие свидетельства недооцениваются и отбрасываются. Обобщения при обыденном познании безграничны; они имеют тенденцию к глобализации. Научные обобщения обязательно ограничены — генеральной совокупностью, законом, причинным отношением, конкретными явлениями, переменными и т.п. Как и научное, обыденное познание исходит из некой теории. Обыденные теории имплицитны и избыточно абстрактны; их невозможно фальсифицировать; конкретная сфера их действия не обозначена, их объяснения носят всеобщий характер.

Научные теории эксплицитны; они основаны на эмпирических данных, поддаются фальсификации, имеют определённую (а не любую) сферу действия; их объяснения распространяются на эту сферу и ограничены этой сферой. Выводы обыденного познания основаны на частных случаях и ситуациях из индивидуального опыта и/или из опыта референтных лиц и групп. Обыденные выводы практически не имеют каких-либо отчётливых (обоснованных) ограничений. Предсказания являются всеобщими и неконкретными. В противоположность обыденным, научные выводы имеют вероятностный характер. Основанием для научных выводов служат эмпирические данные, полученные на выборке и распространённые на генеральную совокупность. Выводы ограничены определёнными условиями. Предсказания конкретны и распространяются на определённую область явлений.

Эти характеристики обыденного и научного познания сведены в новую таблицу: 

Параметры

Познание

Обыденное

Научное

Предмет наблюдения

Отдельные явления (события) в целом

Отдельные признаки, присущие нескольким явлениям (событиям)

 

Люди — явления

Оценки людей по особенностям их по­ведения, личности, взглядов

Изучение явлений (событий) по тому, как они выражены у разных людей

Подбор фактов

Субъективность: факты, подтверждающие «теорию», подбираются искусственно, противоречащие свидетельства отбрасываются

Учитываются факты и в пользу теории, и против неё

Обобщения

Не имеют ограничений, избыточно абстрактны

Ограничены генераль­ной совокупностью, законом, причинным отношением, определёнными явлениями, определёнными переменными и т.

п.

Теории

Имплицитные, абстрактные, глобальные, нефальсифицируемые, не ограничены конкретной сферой действия, объяснения имеют всеобщий характер

Эксплицитные, основаны на эмпирических данных, поддаются фальсификации, имеют определённую сферу действия; объяснения распространяются только на эту сферу

Выводы

Основаны на частных случаях и являются случайными

Имеют вероятностный характер

Основания для выводов

Отдельные случаи и ситуации из индивидуального опыта и/или из опыта референтных лиц и групп

Эмпирические данные, полученные на выборке и распространенные на генеральную совокупность

 

Сфера действия выводов

Практически не имеют отчётливых (обоснованных) границ

Ограничены определёнными сферой и условиями

 

Предсказания

Всеобщие и неконкретные

Конкретные и распространяются на определённую область явлений

Цитируется по: Дорфман Л. Я., Методологические основы эмпирической психологии, М., «Смысл», 2005 г., с. 133-136. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.




Мы в Telegram:
подпишитесь!

Мы в Вконтакте:
добавляйтесь!

Наш канал
на YouTube

Мы в Дзен:
добавляйтесь!

Как помочь
проекту

Три главные черты мировоззрения

Вернуться на главную страницу блога

Роб Слейн  ·  01 июля 2013 г.

Каждое мировоззрение содержит в себе следующие три черты:

  1. Нечто непогрешимое.
  2. Великая цель.
  3. Жертва.

Непогрешимым может быть человек или доктрина, а может быть и то, и другое. Великая цель есть фундаментальная цель и цель мировоззрения, и поэтому она по своей сути эсхатологична. Жертва иногда будет добровольной, часто нежеланной, но всегда будет своего рода козлом отпущения.

Древний Рим — хороший пример. Непогрешимым был «божественный» Цезарь, произносящий свои «безошибочные» декреты как самопровозглашенный «Сын Божий». Великой целью было строительство Римской империи во всем известном мире. Жертвой жертвы становились все, кто стоял на пути построения Империи, будь то окружающие народы, нуждавшиеся в подчинении римскому игу, или христиане в гонениях Нерона и им подобных.

Ислам дает еще один хороший пример. Непогрешимым является Аллах, его пророк, Коран и хадисы. Великой целью является глобальное распространение ислама до тех пор, пока весь мир не станет полностью мусульманским. А жертвенная жертва? Это неверные или кафиры, которые отрицают веру и должны обратиться или быть убитыми.

Тогда есть коммунизм. Непогрешимым является учение о том, что торжество пролетариата, а значит, и коммунизма есть историческая неизбежность. Великая цель состоит в построении коммунистической утопии, которая требует прохождения периода социализма, т.е. государственная конфискация имущества — до тех пор, пока вся собственность не станет общей, а государство окончательно не распущено. А жертвы — это те, кого нужно убрать, чтобы прийти к эндшпилю, — будь то буржуа в революции или политические противники после установления социалистического государства.

Этот шаблон невозможно избежать. Это так же неизбежно, как завтрашний день, когда светит солнце, потому что оно основано на образце, который Сам Бог построил в мире, хотя, конечно, грешный человек может насильственно искажать и извращать его в своих собственных целях.

В библейском мировоззрении непогрешимым является Сам Бог и Его Слово. Великая цель – это спасение грешников, созидание Царства Божьего и искупление мира. И, конечно же, жертвой является Сам Христос с Его искупительной смертью на кресте.

В этом заключается разница между системой Бога и всеми другими системами. Во всех других упомянутых системах непогрешимым оказывается не что иное, как синдром Волшебника страны Оз — просто человек или доктрины людей, притворяющихся намного большими, чем они есть на самом деле. В то время как в случае триединого Бога Он оказывается таким же великим и непогрешимым, как Он говорит.

Великая цель во всех других системах всегда предполагает потерю чего-то хорошего и приобретение чего-то плохого. Римская империя поглотила свободу и дала тиранию. Ислам также поглощает свободы и заменяет их теократической тиранией. При коммунизме люди теряют право собственности, свободу слова и даже мысли, а взамен получают серый, бесплодный пейзаж. В случае триединого Бога единственное, что мы теряем, — это наше «право» грешить. Взамен мы получаем многое, в том числе прощение, Божье благословение и вечную жизнь.

Что касается приносимых в жертву жертв, во всех других системах цель жертвоприношений состоит в том, чтобы убрать всех нежелательных, которые встанут на пути дела. В Божьем плане искупления жертва приносилась не для того, чтобы убрать с дороги неугодных, а скорее для того, чтобы исцелить их и ввести. Кроме того, во всех других системах жертву приносили не те, кто предлагал мировоззрения — например, Цезаря, Мухаммеда, Сталина, Мао или Пол Пота, — а скорее теми, кто им противостоял. Только в христианстве мы находим жертву, приносимую Тем, Кто заявляет о своей непогрешимости и предлагает цель, — Иисусом Христом.

Все это говорит о том, что есть только два варианта: либо мы примем мировоззрение, не требующее дальнейших жертвоприношений, либо мы примем любое из множества мировоззрений, которые неизбежно требуют дальнейших и постоянных жертв. Только в христианском мировоззрении Христос был принесён в жертву раз и навсегда, чтобы больше не было кровопролития.

А как же наша собственная культура? Можем ли мы определить что-то непогрешимое, великую цель и жертвы наших дней? Можем, но это требует немного больше размышлений, потому что есть несколько разных направлений, которые объединяются, чтобы сформировать одно всеобъемлющее мировоззрение, которое можно в целом описать как постмодерн.

Одним из направлений этого является феминизм. В данном случае непогрешимым является учение о том, что женщины могут быть в точности такими же, как мужчины. Великая цель феминистской мечты — абсолютное равенство с мужчинами, вплоть до того, что женщины выполняют те же задачи и получают ту же зарплату (за исключением, конечно, менее желанных работ, о которых феминистки часто странным образом умалчивают). Приносимые в жертву жертвы — это, среди прочего, миллионы младенцев, которые были убиты, потому что считались неудобством для достижения этой цели.

Тогда есть терпимость и разнообразие. Непогрешимым является учение о том, что гендерных границ не существует и любое сексуальное поведение допустимо. Великая цель состоит в том, чтобы отправить старую мораль на свалку истории и заменить ее обществом «гендерного смешения», свободным от ограничений. Приносимые в жертву жертвы — это те, кто отрицает, что нет границ для пола и сексуального поведения, и в конечном итоге их высмеивают как фанатиков и даже теряют работу за свою позицию.

Еще одна сторона этого — роль государства. В этом случае непогрешимой является идея о том, что государство может наилучшим образом обеспечить граждан во всем, от социального обеспечения до рабочих мест, от здравоохранения до образования. Что касается великой цели, то цель на самом деле не что иное, как замена Бога государством в качестве кормильца и регулятора нашей жизни — отца всех нас. Жертвами жертвоприношения являются, среди прочих групп, множество детей без отца, созданных системой социального обеспечения, которая, по сути, устраняет потребность в отцах.

Теперь нам было бы легко взглянуть на все приведенные выше примеры — Рим, ислам, марксизм, постмодернизм — и подумать что-то вроде: «Ну, у нас есть непогрешимый Бог, великая цель, которая, как мы знаем, восторжествует, и жертвенная жертва. Слава богу, мы не такие, как другие мужчины».

Но проблема в том, что мы похожи на других людей, и сколько бы у нас ни было Бога, праведной цели и совершенной жертвы, на самом деле мы всегда изобретаем свои собственные микроверсии извращенных систем, которые производит мир.

Это основа многих церковных расколов. Пастор или группа внутри церкви начинает агрессивно продвигать вопросы, которые, хотя и не являются необходимыми для спасения и хотя и являются предметом горячих споров, представляются так, как если бы они были самим непогрешимым Словом Божьим, и для которых великая цель — созидание Царства Божьего. Богу угрожают, если все не подпишутся. На самом деле это может быть что угодно: домашнее обучение, головные уборы, переводы Библии, пение псалмов, какие продукты люди должны или не должны есть, чрезмерно предписывающая одежда для женщин в собрании и т. д.

Нет ничего плохого в том, чтобы иметь твердое мнение по подобным вопросам, и мы вполне можем быть абсолютно правы в своих мнениях. Но есть разница между тем, чтобы быть правым и быть праведным. Мы можем быть на 100 процентов правы в чем-то и все же быть неправедными в этом вопросе, потому что в своем рвении продвигать дело мы попираем других и делаем жертвами тех, кто стоит на нашем пути.

Я, конечно, не говорю о том, что Библия явно запрещает и где необходима церковная дисциплина. Я говорю о тех проблемах, которые являются нашими любимыми причинами, которые мы затем пытаемся агрессивно навязать другим в нашей общине или даже за ее пределами. Я делал это сам много раз, и, возможно, вы тоже. Это потому, что я, возможно, как и вы, часто считаю свои мнения и желания более важными, чем мир, единство, примирение и взаимное назидание с моими братьями и сестрами во Христе.

Но мы должны признать это отношение таким, какое оно есть: христиане возвращаются к языческому мировоззрению. Христианское мировоззрение, в отличие от всех языческих мировоззрений, не требует никаких дальнейших жертв, и поэтому, даже если я чем-то увлечен и полностью убежден в том, что этому учит Писание, мой ответ должен состоять не в том, чтобы грубить другим, а в том, чтобы влиять на них. люди своим отношением и поведением, ища настоящие, а не надуманные возможности поговорить об этих вещах. Любые попытки заставить другого человека принять мою позицию или уволить его, если он этого не делает, создают на одну жертву больше, чем того требует христианское мировоззрение.


Роб Слейн живет со своей женой и пятью детьми, обучающимися на дому, в Солсбери, Англия. Он является автором книги «Реальность Бога: критика книги Ричарда Докинза «Бог как иллюзия » , публикуется в канадском журнале Reformed Perspective и ведет блоги по вопросам культуры с библейской точки зрения на сайте www.theblogmire.com.

Определение мировоззрения — ОТПРАВИТЬ в блог

Мировоззрение — это распространенный термин в обсуждениях миссии, который иногда может быть несколько расплывчатым. Иногда мировоззрение сводится к определенным ценностям, а иногда оно несколько синонимично культуре.

Я считаю, что мировоззрение — это не просто синоним культуры, оно более всеобъемлющее, чем такие ценности, как стыд/честь, страх/сила или вина/невинность. Да, эти ценности являются важным аспектом мировоззрения, но мировоззрение отвечает и на другие вопросы.

В течение последних тридцати лет я собирал определения/описания «мировоззрения» из книг по антропологии, литературе, миссиологии, философии, психологии и теологии. Рассмотрение определений из этих различных дисциплин углубляет нашу перспективу и помогает нам увидеть всеобъемлющий характер концепции. Вот пара десятков, чтобы стимулировать ваше мышление:

Из философии/теологии:

Мировоззрение – это всеобъемлющий взгляд на все, что существует и имеет для нас значение. – Джеймс Н. Андерсон, 90 080 Каково ваше мировоззрение? Интерактивный подход к большим вопросам жизни , Wheaton: Crossway, 2014, 12.

Мировоззрение – это интерпретация влияний, переживаний, обстоятельств и прозрений. По сути, это взаимосвязанный ряд интерпретаций — и он же становится методом интерпретации. Мировоззрение — это то, что вы осознаете только в моменты кризиса или раздумий. В обычное время это как очки или контактные линзы. Вы привыкли выглядеть 9От 0061 до это то, что вы едва знаете, что он там. … Не думайте о мировоззрении как о солнечных очках. Вместо этого думайте об этом как о паре линз, отпускаемых по рецепту. Задача всякого мировоззрения – увидеть мир таким, какой он есть, скорректировать свое видение. Проверка хорошего мировоззрения будет заключаться в том, фокусирует ли оно реальность или оставляет вещи размытыми. – Дж. Марк Бертран, (Re) Мыслительное мировоззрение: научиться думать, жить и говорить в этом мире , Wheaton: Crossway, 2007, 26,27.

Ведь «мировоззрение» есть не что иное, как взгляд на «мир», т. е. на всю действительность. Мировоззрение является всеобъемлющим только в том смысле, что оно пытается увидеть целое. … Мировоззрение должно быть достаточно всеобъемлющим, чтобы ответить на вопрос о божестве (если есть Бог, то на что он похож?), вопрос о происхождении (откуда я пришел?), вопрос о значении (кто я?) , вопрос зла (Почему так много страданий? Если все не так, как должно быть, то почему?), вопрос спасения (В чем проблема и как она решается?), вопрос telos (Почему я здесь? Что готовит будущее?). – Д.А. Карсон, Возвращение к Христу и культуре , Гранд-Рапидс: Эрдманс, 2008, 95,96.

Культура обеспечивает систему мышления, с помощью которой члены группы адаптируются друг к другу и к окружающей среде. Для обозначения этого антропологи используют фразу мировоззрение . Философы используют мировоззрение по-разному. В философии это означает всеобъемлющую систему мышления. Мировоззрение метафизично; в нем рассматриваются такие темы, как природа и существование Бога и мира, цель и судьба человеческой жизни, а также природа ценностей и добра. В антропологии все это считается частью культурного мировоззрения (поэтому эти два употребления несколько пересекаются). Но мировоззрение также включает предпочитаемые культурой способы мышления, художественного самовыражения и личные отношения, включая взгляды на пространство и время. – Дэвид К. Кларк, Диалогическая апологетика: личностно-ориентированный подход к христианской защите , Гранд-Рапидс: Бейкер, 1993, 184.

Мировоззрение — это способ просмотра или интерпретации всей реальности. Это интерпретационная структура, с помощью которой или с помощью которой человек находит смысл в данных жизни и мира. – Гейслер и Уоткинс, 9 лет.0080 Worlds Apart: A Handbook on World Views , 2-е изд., Гранд-Рапидс: Бейкер, 1989, 11.

Таким образом, потребность человека в мировоззрении состоит из четырех частей: потребность в объединении мысли и жизни; потребность определить хорошую жизнь и найти надежду и смысл жизни; потребность направлять мысль; необходимость руководства действием. — Артур Ф. Холмс, Контуры мировоззрения , Гранд-Рапидс: Эрдманс, 1983, 5.

Мировоззрение — это культурно детерминированный набор фильтров, через которые мы воспринимаем и переживаем реальность. — Лонг и Макмерри, 9 лет.0080 Крах медных небес: перестройка нашего мировоззрения, чтобы принять силу Бога , Гранд-Рапидс: Избранные книги, 1994, 26.

… мировоззрение функционирует как набор привычек, формирующих фоновые убеждения, которые направляют наши действия по замечанию или не замечанию различных особенностей реальности. … Привыкающие убеждения не стоят между человеком и реальностью, как очки. Скорее, они приучают способы видения и мышления, которые с помощью усилий могут быть изменены или сохранены, на основе сравнения их с самой реальностью. — Дж. П. Морленд, 9 лет.0080 Царственный треугольник: восстановить христианский разум, обновить душу, восстановить силу духа , Гранд-Рапидс: Зондерван, 2007, 34.

Любая теория или определение «мировоззрения» сама по себе является функцией фактического мировоззрения теоретика или определяющего. …мировоззрение – это семиотическая система нарративных знаков, оказывающая существенное влияние на фундаментальную человеческую деятельность по рассуждению, интерпретации и познанию. – Дэвид К. Ногл, Мировоззрение: история концепции , Гранд-Рапидс: Эрдманс, 2002, 253.

Проще говоря, мировоззрение — это набор представлений о самых важных жизненных проблемах. … Таким образом, мировоззрение — это концептуальная схема, с помощью которой мы сознательно или бессознательно размещаем или подгоняем все, во что верим, и с помощью которой мы интерпретируем и судим о реальности. – Рональд Х. Нэш, Мировоззрения в конфликте , Гранд-Рапидс: Зондерван, 1992, 16.

Мировоззрение (или видение жизни) — это структура или набор фундаментальных убеждений, через которые мы видим мир и наше призвание и будущее в нем. это видение не нужно полностью формулировать: оно может быть настолько интернализовано, что в значительной степени не подвергается сомнению; она не может быть явно развита в систематическую концепцию жизни; его нельзя теоретически углубить в философию; он может даже не быть кодифицирован в форме вероучения; она может быть значительно усовершенствована посредством культурно-исторического развития. Тем не менее, это видение является каналом для высших убеждений, которые определяют направление и смысл жизни. Это интегративная и интерпретативная структура, по которой судят о порядке и беспорядке; это стандарт, по которому реальность управляется и преследуется; это набор петель, на которых вращаются все наши повседневные мысли и действия. — Джеймс Х. Олтуис, цитируемый в James Sire, 9.0080 Вселенная по соседству , 5-й. Изд., Даунерс-Гроув: IVP, 2009, 18.

.

Мировоззрение — это обязательство, фундаментальная ориентация сердца, которое может быть выражено в виде истории или набора предположений (предположений, которые могут быть верными, частично верными или полностью ложными), которых мы придерживаемся (сознательно или подсознательно, последовательно или непоследовательно) об основном устройстве реальности, и это обеспечивает основу, на которой мы живем, движемся и существуем. – Джеймс Сайр, 9 лет0080 Вселенная по соседству , 5-й. Ed., Downers Grove: IVP, 2009, 20.

Из антропологии/миссиологии/литературы/психологии:

Weltanschauung [мировоззрение] — это интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего существования. на основе единой гипотезы, которая, соответственно, не оставляет вопросов без ответа и в которой все, что нас интересует, находит определенное место. Легко понять, что обладание Weltanschauung такого рода относится к числу идеальных желаний человека. Веря в нее, можно чувствовать себя уверенно в жизни, можно знать, к чему стремиться и как наиболее целесообразно распорядиться своими эмоциями и интересами. – Зигмунд Фрейд, цитируется в Stevens and Musial, Reading, Discussion and Writing about the Great Books , Boston, Houghton Mifflin, 1970, 117.

Система верований, выразительных символов и ценностей, с помощью которых люди определяют свой мир, выражают свои чувства и выносят суждения. — Клиффорд Гирц, цитируемый в Leland Ryken, 9.0080 Окна в мир: литература в христианской перспективе , Юджин, Орегон: Wipf and Stock, 2000, 136.

Мировоззрение – это то, как люди видят или воспринимают мир, каким они его знают . То, что люди видят, отчасти является тем, что есть. Отчасти это то, чем мы являемся. Но они объединяются, чтобы сформировать одну реальность, одно мировоззрение. – Дэвид Хессельгрейв, Межкультурное общение со Христом , 2-е изд. , Гранд-Рапидс: 1991, 197.

Мы, однако, определим понятие [мировоззрение], используемое в этом исследовании, как «фундаментальные познавательные, аффективные и оценочные предположения, которые группа людей делает относительно природы вещей и которые они используют для упорядочения своей жизни». Мировоззрение — это то, что люди в сообществе принимают за данность, карты реальности, которые они используют для жизни. – Пол Хиберт, 9 лет.0080 Трансформация мировоззрения: антропологическое понимание того, как люди меняются , Гранд-Рапидс: Бейкер, 2008, 15.

Мировоззрения являются наиболее всеобъемлющими рамками мысли, связывающими системы убеждений друг с другом. Они облекают эти системы убеждений аурой уверенности в том, что на самом деле такова реальность. Это фундаментальные данные, которыми люди в сообществе думают, а не то, о чем они думают. — Хиберт, Шоу и Тиноу, Понимание народных религий , Гранд-Рапидс: Бейкер, 1999, 40.

Мировоззрение людей — это их взгляд на реальность. Он состоит из основных предположений и образов, которые обеспечивают более или менее последовательный, хотя и не обязательно точный способ мышления о мире. Мировоззрение включает в себя образы Я и всего того, что признается не-Я, плюс идеи об отношениях между ними, а также другие идеи, которые мы обсудим. – Майкл Кирни, World View , Новато, Калифорния: издательство Chandler and Sharp Publishers, 19 лет.84, 41.

Культуры моделируют восприятие реальности в виде представлений о том, какой реальность может или должна быть, что следует считать действительным, вероятным, возможным или невозможным. эти концептуализации формируют то, что называется «мировоззрением» культуры. Мировоззрение — это центральная систематизация представлений о реальности, с которой соглашаются (в основном бессознательно) представители данной культуры и из которой проистекает их система ценностей. Мировоззрение лежит в основе культуры, затрагивая, взаимодействуя и сильно влияя на каждый аспект культуры. … Поддерживаемая здесь позиция (модель) рассматривает мировоззрение культуры или субкультуры как «центральный блок управления» этой культуры. – Чарльз Крафт, 9 лет.0080 Христианство в культуре , Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books, 1979, 53.

Мировоззрение — это фундаментальная приверженность всего существа культурно сформированной великой истории вместе с ее набором преимущественно неявных предположений о реальности, посредством которых человек интерпретирует и взаимодействует со всей жизнью. – Майкл Мэтьюз, Новый подход: значение истории в интерпретации и передаче реальности , Tellwell, 2017, 167. (курсив оригинала)

Таким образом, культура народа представляет собой совокупность его идей, институтов и условных действий. Этос народа — это его организованные представления о должном. Национальный характер народа, или тип его личности, — это тип человека, который, вообще говоря, встречается в этом обществе. «Мировоззрение» народа, еще одно из представлений этой группы, — это то, как люди обычно смотрят вовне на вселенную. Если «культура» подсказывает антропологу, как люди выглядят, то «мировоззрение» подсказывает, как все выглядит для народа… вещей в том виде, в каком их осознает человек. Это то, как мы видим себя по отношению ко всему остальному. – Роберт Редфилд, 9 лет.0080 Первобытный мир и его трансформация , Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1958, 85,86.

В форме ядра эти определения утверждают, что мировоззрение является как идеологией (набором идей), так и мифологией (набором образов, историй, символов и героев). Он также включает такие невербальные качества, как эмоции и отношения. – Леланд Райкен, Окна в мир: литература в христианской перспективе , Юджин, Орегон: Wipf and Stock, 2000, 136.

… мировоззрение состоит из центрального понятия (одной из основных человеческих забот), которому отводится роль определения и упорядочивания всех других человеческих забот. Это мировоззрение, как и любое другое, способно к бесконечным вариациям на уровне отдельных деталей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *