Вершины самоактуализации в гуманистической психологии и их важность
Человек является самой высшей ценностью в жизни. Личность состоит из множества психологических компонентов, начиная от темперамента, эмоций, характера и заканчивая высокими потребностями. Люди постоянно стремились понять главную цель существования в этом мире, понять, в чем кроется смысл жизни для каждого человека.
Разные направления психологии изучали эту тематику и предлагали теории и идеи. В каждом случае находились приверженцы, которые видели истину в представленных теориях и развивали учения в выбранном направлении. Нередко теории разных психологических школ опровергают одна другую, но, собственно, это не мешает им существовать. Одной из наиболее популярных и на взгляд большинства психологов, философов и социологов истинной является – гуманистическая психология.
В этой статье:
В чём суть гуманистической психологииИерархия потребностей, как путь к самоактуализации«Я – концепция», как основа личностиТест на проверку своей «Я – концепции»
В чём суть гуманистической психологии
Фото Tyler Nix on Unsplash
Главной идеей гуманистической психологии является изучение сознательной стороны личности, её направленности и основных потребностей. Человек в этом учении сразу рассматривается не как индивид, а как личность, которая способна на более высокие стремления в жизни.
Гуманистической психологии не приемлемо рассматривать человека, как существо, которое обременено прошлым опытом и способно только проявлять реакции на входящие стимулы и импульсы. Гуманисты отвергают всепоглощающее влияние бессознательного на жизнь человека.
Именно в этом направлении психологии, человек рассматривается, как высокая ценность жизни. Человек имеет определенный набор потребностей и главной его ведущей силой является стремление к самореализации. Главными идеями гуманистической психологии можно назвать следующее:
- Согласно гуманистической теории, каждый человек приходит в этот мир добрым, и только ситуации и обстоятельства, которые его окружают, могут оказывать негативное влияние. Все люди свободны и добры.
- Каждый человек – это целый мир, его необходимо рассматривать как нечто целостное, которое гармонично живет в природе, но при этом не является схожим с животными.
- Личность свободна от своего прошлого, она не несет на себе груз всего человеческого опыта.
Гуманистическая психология
- Сущность каждого человека направлена на будущее, которое неразрывно связанно с самоактуализацией.
- Человек, согласно данной теории, осознает свою целостность и свое «Я».
- Жизненная активность человека напрямую зависит от его стремления к самоактуализации.
Принципов гуманистического учения намного больше, но все они вытекают от одной единственной идеи – человек – это высшая ценность, которая способна принимать себя и окружающих в истинном виде. Сложности и препятствия в жизни такой личности только усиливают мотив к самоактуализации. Но для того, чтобы личность пришла к самоактуализации, согласно гуманистической психологии, она должна реализовать ряд потребностей, которые заложены природой человека.
Иерархия потребностей, как путь к самоактуализации
Именно так все и есть, прежде чем дойти до самой вершины проявления своего внутреннего «Я», человеку стоит реализовать свои потребности. Теория об иерархии потребностей неоднократно рассматривалась разными философами, психологами и другими специалистам, но только А. Маслоу смог предложить наиболее приемлемую и доказуемую теорию об иерархии потребностей.
В науке теория рассматривается, как «Пирамида потребностей по А. Маслоу». Внешне она действительно похожа на пирамиду или на треугольник. В нижней её части находятся самые первые и жизненно необходимые потребности. Согласно теории, личность не сможет продвигаться к высшим потребностям, не преодолев каждую предыдущую.
- На первой линии пирамиды размещена главная потребность для живого существа, это удовлетворение его физиологических потребностей. Под данной потребностью принято понимать наличие крова, сна, пищи и воды.
- На второй линии находится потребность в безопасности. Не одна личность не будет думать об самоактуализации, находясь в опасном для жизни состоянии. Страх, тревога поглощают все другие эмоции и полностью парализуют активность человека.
- На третьей линии пирамиды размещена потребность в принятии личности другими людьми. Человек является социальным, и его активность напрямую связана с другими людьми. Для гармоничного развития и для нахождения мотивов для деятельности, требуется подкрепление в виде любви, приятельском и доброжелательном общении и в дружбе.
- На четвертой ступеньке пирамиды находится потребность в признании личности. Уже на этой стадии возрастают внутренние потребности, и появляется желание быть уважаемым, удовлетворенным самим собой, повышается самооценка и самоценность. Для человека важно достигать успеха в той или иной деятельности, получать одобрение и признание со стороны других значимых для него людей.
- На пятой линии, которая является вершиной пирамиды, находится основная потребность в самоактуализации. Эта потребность включает в себя стремление развивать свои личные способности, быть ментором в том или ином направлении выбранной деятельности. Можно сказать, что эта потребность безгранична и постоянно мотивирует личность к развитию.
Когда ряды иерархических потребностей будут удовлетворены, человек сможет перейти к главной потребности – самоактуализации. Но для того, чтобы человек был полностью готов к постижению высшей потребности, его личность должна иметь крепкий фундамент, который заключается в «Я – концепции».
Гуманистическая психология не состоит только из иерархии потребностей, нет, она в первую очередь показывает, насколько многогранный и глубокий внутренний мир каждого человека, как самосознание и принятие себя позволяет развиваться и постигать новые уровни самоактуализации.
«Я – концепция», как основа личности
Конечно, фундаментом личности выступает только уверенное принятие себя и окружающих. Человек в теории гуманистической психологии понимает, что «Я это Я», что есть определенные мотивы и потребности, а «ты это ты» и так же обладаешь набором потребностей. «Я концепция» не является врожденной, она формируется под воздействием окружающих. В частности, первыми кирпичиками в фундаменте этой концепции являются взаимоотношения в семье, принятие ребенка родителями, как ценности и личности. В дальнейшем на структуру «Я – концепции» влияние будут оказывать окружающие люди и среда, с которой он будет взаимодействовать.
Состоит «Я – концепция» из следующих компонентов:
- «Я – реальный». Это представление человека о себе. Каждый из нас воспринимает себя, как личность с присущими только ему характеристиками и качествами. Это восприятие себя таким, какой есть в реальности, со всеми достоинствами и недостатками.
- «Я – идеальный». Это представление о себе в лучшем образе, таким, каким бы человек хотел быть.
Согласно гуманистической теории человек в стремлении к самоактуализации, стремиться к созданию собственного идеального образа. В норме образ «Я реального» и «Я идеального» совпадают и не должны сильно отличаться.
Но, если эти образы противоположны, то человек, скорее всего, находится в состоянии тревоги и внутреннего конфликта.
Если понаблюдать за человеком, то можно понять, какая у него «Я – концепция». Его поведение, реакции на ту или иную ситуацию, его деятельность и активность в жизни, всё это явно демонстрирует составляющие его «Я – концепции».Тест на проверку своей «Я – концепции»
Если ты желаешь исследовать себя и узнать совпадают ли образы твоей «Я – концепции», то можно провести проективную методику. Для работы понадобиться 3 листа бумаги формата А4, цветные карандаши или краски, фломастеры, авторучка.
Задание: Необходимо нарисовать три рисунка, на которых будет изображены образы «Я реальный», «Я настоящий» и «Я идеальный». Стоит включить фоном музыку для релакса, в которой нет слов, только приятные мелодии. Спокойная и непринужденная обстановка позволит погрузиться в свой внутренний мир и нарисовать все три образа такими, каким ты их ощущаешь.
Интерпретация рисунков довольно проста, визуально будет видно, есть ли общее между этими тремя образами, совпадают ли они. В работе так же важно отметить, над каким из образов было легко работать, какой образ дался с трудом. В конце работы можно задать себе следующие вопросы:
- Нравлюсь ли я себе настоящая и похожа ли я с образом реального?
- Чего мне не хватает, для того чтобы достичь образа «Я идеальный»?
- Какой из образов мне нравится больше остальных? Почему?
Согласно теории гуманистической психологии, каждый человек должен ценить и любить себя, с заботой и уважением относится к другим. Понимание себя и собственных потребностей, принятие окружающей действительности и адекватная реакция на неё, являются важными составляющими здоровой личности.
Психология: Достоинства и недостатки гуманистической
Психология про Достоинства и недостатки гуманистической, а также бесплатные онлайн вопросы психологам в Психологической помощи Дома Солнца.
В этой статье мы приведем несколько советов о том, как правильно распорядится своим потенциалом, как превратить недостатки в Ваши достоинства, да и просто, как воспользоваться всем тем, что мы имеем.
Оцените трезво Ваш потенциал
Возьмите листок бумаги, разделите его на две колонки. В одну колонку выпишите все Ваши достоинства, а в другую все недостатки, пробелы. Попросите кого-нибудь из Ваших близких друзей, которые, наверняка, будут с вами откровенны, трезво оценить информацию на листе и…
Практическая психология Психологическая практика Достоинство Недостаток
Суть достоинства
По сути, степень самоценности определяется ответом на единственный заданный самому себе вопрос: «Достоин ли я?». Или, проще говоря: «Насколько хорош я был сегодня?». Нет нужды далеко ходить за примерами, дабы убедиться: человек далеко не всегда имеет то, что заслуживает. А всё потому, что тут действует одна железная формула: он получает лишь то, что полагает для себя заслуженным .
То есть ровно в той степени, в какой вы себя цените, подсознание открывает вам путь к дарам…
Психология человека Исследования человеческой психики Самооценка Достоинство Критика Самовредительство
Пожалуй, нет ни одного человека, полностью удовлетворённого своей внешностью.
Кому-то не даёт покоя нос буратинкой, кому-то – ручки грабельками, кому-то – пузико бочечкой. Но большинство людей об этих неприятностях вспоминает лишь перед зеркалом, а в остальное время они живут себе, как ни в чём не бывало.
Но есть и такие, все помыслы которых обращены на свой телесный недостаток. Это и называется дисморфофобия.
… в случае подозрения на дисфорфофобию перед пластической операцией…
Психология личности Личность и индивидуальные процессы Недостаток Внешность
Недостатки — это то, что вызывает у общества, т.е. у других людей, негативные эмоции. А т.к. другие люди не сильно любят их испытывать, то они пытаются заставить вас:
убедить в том, что это — ваши недостатки;
убедить в том, что от этих недостаков надо избавляться;
Задумайтесь, почему, когда плачет человек, почти все будут стремиться его успокоить? Думаете, чтобы избавить его от дискомфортного состояния? Некоторые предприимчивые люди идут ещё дальше — они предлагают деньги за избавление Вас от. ..
Недостатки Избавление Слабость Достоинство
Когда мы говорим о достоинствах мудрых женщин, это вовсе не означает, что женщины разделяются на две группы – мудрых и глупых. Каждая женщина, как и любой человек на Земле, обладает своей мудростью. Другое дело, что одни люди извлекают жизненные уроки и становятся мудрее, а другие – предпочитают игнорировать их, как ненужный «шум» за окном.
Давайте определим, что означает слово «мудрая» относительно тех женщин, которым удалось преодолеть предрассудки и ложные убеждения относительно такого…
Женщина Мудрость Жизнь Достоинство
Одиночество, его размер и сила не имели предела. Одиночество это не тогда когда ты один в пустом доме, а когда среди шумных людей, в весёлой компании, понимаешь что эти люди для тебя чужие. Одиночество это когда ты понимаешь, что ни один человек не узнает, всего что ты хотел бы сказать, но не скажешь, потому что ты сам не хочешь этого знать.
Одиночество это когда ты говоришь с человеком, и замечаешь, что он не слышит тебя, что он сам пытается тебе что-то сказать, но ты его не слышишь. Тебе не…
Психология человека Исследования человеческой психики Одиночество Состояния Делать Преимущество
Болгарские ученые-психологи после длительного изучения причин распадов семей выработали для женщин, желающих иметь хорошую семью, следующие правила:
1. Не думайте, что профессия, карьера и социальный престиж заменят вам семью и детей. Как это ни трудно, но надо научиться сочетать их. И не забывать, что женщина должна уделять необходимое внимание своей внешности, одежде и всем остальным видимым и невидимым атрибутам женственности.
2. Хорошая семья не падает с неба, не достается даром, не…
Психология личности Личность и индивидуальные процессы Мужской Недостаток Раздражать Женщина
О гипнозе можно говорить долго… Здесь, мы затронем частный вопрос взаимоотношений гипноза и психоанализа.
Надо сказать, что психоанализ вышел, «вылупился» из гипноза. На Фрейда, во времена его Парижской стажировки, произвели большое впечатление гипнотические опыты Шарко, когда тот под гипнозом вызывал (и снимал) психические симптомы у своих пациентов.
Фрейд также присутствовал на экспериментах другого француза Бернгейма, речь шла о так называемом постгипнотическом внушении. Все эти…
Практическая психология Психологическая практика Гипноз Недостаток
Первые уроки того, как быть идеальной хозяйкой, мамой и женой, мы получали от своих мам, которые, в свою очередь, учились этому искусству у бабушек. Нередко в своей борьбе за кубок с надписью «Лучшая жена в мире» мы забываем о том, что и на солнце есть пятна, но солнце от этого не светит менее ярко.
И существует целый ряд недостатков, которые делают женщин в глазах мужчин более привлекательными. И просто необходимо расслабиться и научиться позволять себе эти маленькие очаровательные «огрехи. ..
Женщины Мужчины Отношения Сексуальность
В природе мало случайного — и всё для чего-то, да нужно: разбираемся, зачем необходимы черты характера, которые принято считать отрицательными.
Злость
С тех пор, как существует человеческое общество, злость и гнев принято относить к отрицательным чертам характера, тогда как смирение — восхвалять.
Вместе с тем практически любой психолог вам подтвердит, что злость — одна из базовых реакций человека на окружающий мир, которая может заставить его действовать и придать решительности.
Когда вас…
Характер Недостаток Злость Гордость Зависть Цинизм
Показать ещё
1 2 3 4 5 6 Следующая
Воспользуйтесь поиском, в случае, если найденной информации по теме Достоинства и недостатки гуманистической вам оказалось не достаточно.
[ На главную | В раздел Психология ]
Преимущества и недостатки гуманистической теории обучения
Назад к: Обучение и преподавание – Раздел 2
Гуманистический подход к обучению относится к теории, которая делает упор на поощрение учащихся к развитию интереса к самообразованию. Теория была предложена Авраамом Маслоу и другими сторонниками. Он считается отцом гуманистической психологии. Он подчеркивает опыт в изучении человеческого поведения и обучения. Подход включает в себя наблюдение за поведением учащихся и результатом поведения.
Преимущества гуманистического подхода
Преимущества гуманистического подхода к обучению заключаются в следующем:
Акцент на личностиТеория уделяет большое внимание учащимся и их развитию.
Целостный подходЦелостный подход, поскольку он направлен на общее развитие человека.
Ориентированный на учащегосяТеория продвигает учебную программу, учитывающую знания и опыт учащихся.
Продвижение прикладных знанийПлюсы и минусы бесплатного образования: A …
Включите JavaScript
Плюсы и минусы бесплатного образования: полное руководство переданное может быть применено в реальной жизни.
Способствует самореализацииТеория гарантирует, что учащийся может развить личный интерес к обучению.
Недостатки гуманистического подхода
Недостатки гуманистического подхода к обучению следующие:
Отсутствие эмпирических доказательствМногие исследователи заявляют, что теории не хватает эмпирических доказательств.
Предлагает ограниченные решенияТеория ориентирована на учащегося, из-за чего люди со сложными проблемами могут не получить надлежащего руководства.
Отсутствие сознательной осведомленностиТеория не принимает во внимание сознательную осведомленность и не признает ее важность.
Ненаучный подходИз-за отсутствия объективных методов, используемых в подходе, он считается ненаучным.
НереалистичноСчитается, что теория слишком много внимания уделяет позитивности, из-за чего она может быть не очень реалистичной.
Это различные преимущества и недостатки, которые характеризуют гуманистический подход к обучению.
Преимущества | Недостатки |
Остановка | Не реалистично |
СПАСИЖЕНИЕ СОЗДАНИЯ | Отсутствие сознания |
HOLIST. | |
Способствует самоактуализации | Отсутствие эмпирических данных |
Недостатки гуманистического подхода в классе
ДЕЙМОН ВЕРИАЛ
КЛАСС
Гуманистический подход к образованию проистекает из исследований психолога Абрахама Маслоу о человеческих потребностях. Педагог-гуманист сосредоточен на том, как ученик развивается, а не на том, чему он учится. Таким образом, учитель-гуманист в основном заботится о самооценке и самооценке учащихся и уделяет меньше внимания преподаваемому материалу. Несмотря на преимущества этого стиля обучения, есть и явные недостатки.
Исследуйте эту статью
- Опыт Требуется
- СТИЛЫ ОБУЧЕНИЯ
- Групповой акцент
- Отсутствие конкурентоспособности
1 Опыт. выражения чувств. В традиционных курсах подготовки учителей эта идея не акцентируется. Вместо этого новые учителя изучают такие методы, как контроль в классе, подготовка к уроку и дисциплина учеников, которые не имеют большого значения в гуманитарном классе. Способности учителя играют важную роль в успешности гуманистического подхода. Таким образом, поиск учителей, подходящих для гуманистического класса, оказывается сложной задачей.
2 Стили обучения
Гуманистический подход утверждает, что у каждого учащегося есть «лучший» стиль обучения и что учитель-гуманист должен использовать соответствующий стиль обучения для каждого учащегося. Однако эти стили обучения и их оценки, как правило, очень неорганизованы и громоздки.
3 Групповой акцент
В то время как гуманистический подход в классе делает акцент на личности, учащиеся проводят большую часть времени в классе, работая в группах. Это, как правило, приводит студентов к обсуждению вопросов, не имеющих отношения к обсуждаемой теме. Кроме того, это приводит к тому, что студенты-экстраверты монополизируют дискуссию, что ставит в невыгодное положение более интровертированных студентов. Кроме того, учащиеся с низкой успеваемостью часто испытывают смущение или стыд в группе, так как опасаются снижения общей успеваемости группы.
4 Недостаток конкурентоспособности
Поскольку в центре внимания гуманистического подхода находится индивидуальное развитие, идея конкуренции приуменьшается. В результате учащиеся, обучающиеся в рамках гуманистического подхода, менее конкурентоспособны по сравнению со учащимися, обучающимися в традиционных школах. Это ставит учащихся гуманистических школ в невыгодное положение по окончании учебы, когда они поступают на работу или в университет.