26.11.2024

Гуманистическая психология кратко и понятно: Гуманистическая психология: Карл Роджерс

Содержание

Гуманистическая психология: Карл Роджерс

Развитие теории гуманистической психологии

Определение 1

Гуманистическая психология – это одно из направлений в западной психологии (преимущественно американской), которое признает своим главным предметом изучения личность как целостную и уникальную систему, представляющую собой возможность открытой и свободной самоактуализации, присущей только человеку.

Гуманистическая психология берет свое начало в середине ХХ века. Именно в этот период психология впервые концентрируется на личности человека как целостной и уникальной системе. Ввиду централизации на личности человека, данное направление получает название гуманистического.

Гуманистическая психология появилась как направление, которое стало альтернативным тем психологическим школам, которые существовали в средние века. В первую очередь она стала альтернативой психоанализу и бихевиоризму, посредством формирования собственной концепции личности и ее развития.

Замечание 1

Особую популярность гуманистическая психология имела в США. Видными учеными, внесшими вклад в ее развитие, являлись: А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Г. Олпорт и некоторые другие

Особый вклад в гуманистическую психологию внес К. Роджерс, который усмотрел неполноценность иных направлений психологий, ввиду того, что они избегали конфронтации с реальной действительностью и тем, как ее воспринимает и переживает человек. Кроме того, существующие психологические направления игнорировали различные конструктивные признаки личности, такие как единство, целостность и неповторимость. По мнению К. Роджерса, исследование общей картины личности может быть полным и объективным только в том случае, если она изучается не фрагментарно, а в единстве ролевых стереотипов.

Таким образом, гуманистическая психология К. Роджерса выступила в качестве призыва понять сущность человеческого бытия во всей его непосредственности на уровне, лежащем между субъектом и объектом. С самого своего начала гуманистическая психология была создана для того, чтобы всестороннее исследовать способности и возможности человека, которые не были исследованы в достаточной мере бихевиоризмом, позитивизмом, психоанализом.

Основные принципы гуманистической психологии

Основными принципами гуманистической психологии, выделенными К. Роджерсом, являются:

  1. Каждое человеческое бытие имеет определенный предел, однако при этом каждый человек обладает необходимой свободой для построения собственной жизни, вне зависимости от его положения. Например, даже человек, который обречен на смерть (смертельно больной) имеет право и возможность чувствовать и вести себя по-разному. Так, кто-то находится в угнетенном состоянии и просто ждет смерти, а кто-то стремится «взять от жизни все», попробовать себя в разных ролях и ипостасях.
  2. Одни из основных источников информации является субъективный психический опыт человека и его действительное экзистенциальное состояние. Психический опыт становится доступным для человека через осознания его реального состояния и осознание себя «здесь и сейчас».
  3. Природа человека представляет собой не то, что делает сам человек, а то как он осознает собственное бытие.
    Природа человека не может быть познана полностью и до конца, так как она находится в непрерывном развитии.
  4. Человек целостен и един, именно это делает его «Я» уникальным, а разделить его психическое и органическое практически невозможно.
  5. Сознание человек не сводится к его основным защитам и потребностям, как это описано и представлено в иных направлениях психологии (фрейдизм, бихевиоризм и т.д.).

Из данных принципов гуманистической психологии «вытекает» ряд этических принципов, которые заключаются в следующем:

  1. Идеальные взаимоотношения между людьми могут возникнуть только в том случае, если они основаны на взаимном признании друг друга.
  2. Каждый человек живет только «здесь и сейчас», так как именно момент существенен для человеческого бытия.

Общая характеристика гуманистической психологии К. Роджерса

Одним из виднейших представителей гуманистической психологии является Карл Роджерс, который понимал гуманистическую психологию как совокупность теоретических воззрений на личности человека и индивидуальность ее развития.

Предметом исследования К. Роджерса является неповторимая и уникальная личность, которая постоянно созидает саму себя, осознает собственное назначение в жизни и регулирует границы своей субъективной свободы.

Карлом Роджерсом в рамках гуманистической психологии была разработана «клиент-центрированная терапия», в основе которой лежит полное принятие клиентом ответственности за решение своих жизненных проблем. Именно благодаря данной терапии учение К. Роджерса является популярным и весьма востребованным и в настоящее время.

Все психологические теории, разработанные К. Роджерсом, являются основной для его психокоррекционных методик. Именно в них он делает основной упор на «самостоятельность» клиента, в решении собственных проблем. В этой связи, одной из главных задач психотерапевта является не навязывание своего мнения клиенту, а подведение его к правильному решению, которое клиент должен обязательно принять самостоятельно. Правильно организованная психотерапевтом работа способствует «озарению» клиента и помогает ему пересмотреть самооценку самого себя, своего поведения и действий.

Такое переструктурирование способствует тому, что клиент постепенно налаживает взаимоотношения с окружающими, принимает самого себя и окружающих.

Замечание 2

Таким образом, согласно К. Роджерсу, основным мотивом поведения человека является его стремление к актуализации через реализацию собственных способностей. Стремление к самоактуализации является врожденным чувством каждого человека.

К. Роджер в своих исследованиях предпринял попытку структурировать самоактуализацию следующим образом:

  1. Представление о самом себе, своем «Я» и его месте в обществе, идеальная и реальная самость человека.
  2. Слушание и понимание – необходимо не просто слушать окружающих, но и понимать их, пытаться чувствовать то же, что и они. В этом случае можно не только выстроить взаимоотношения с человеком, но и обогатить собственный психологический опыт.
  3. Самость против идеальной самости – необходимо не просто понимать и осознавать свои недостатки, но и стремится к борьбе с ними.

Гуманистическая психология кратко и понятно. Представители, презентация

Содержание

Сфера психологии включает в себя дисциплины с разным подходом, появлявшиеся на протяжении столетий развития науки. Одной из них является гуманистическое направление, возникшее на заре 60-х годов в США как альтернатива психоанализу и бихевиоризму, занимавшим в то время доминирующие позиции. Краткое и понятное объяснение гуманистического подхода заключается в работе с эмоциональными, творческими и моральными аспектами человека.

Индивид при этом рассматривается как наделённая свободой воли сложная и уникальная система с вариативным поведением. Это противоречит взглядам приверженцев бихевиоризма и психоанализа, обобщающих толкование человеческого поведения импульсами бессознательного и приравнивающими рефлексами людей к животным.

Что такое гуманистическая психология простыми словами

Гуманистическая психология, кратко и понятно характеризующаяся как ориентированная на особенности и стремления человеческой личности, описывает её как неповторимую структуру, чьим исключительным свойством является самоактуализация. Согласно данной дисциплине, человек самостоятельно созидает себя на протяжении всего своего бытия, из-за чего не может считаться завершённым ни в какой определённый момент времени.

Эта отрасль психологии также зовётся 3-й силой по отношению к психоанализу и бихевиоризму.

Она работает с возвышенными проявлениями личности, в число которых входят:

  • автономия;
  • свобода;
  • реализация себя;
  • моральные принципы;
  • творчество;
  • личностный рост;
  • любовь;
  • ответственность;
  • смысл жизни;
  • здравое мышление;
  • общение.

Что изучает гуманистическая психология

Это научное направление, одним из подвидов которого является популярная позитивная психология, определяет людей как активных независимых субъектов. Согласно данному учению, они отличаются друг от друга благодаря уникальным наборам качеств, которые, обеспечивая человеческую индивидуальность, целостность и свободу выбора, не препятствуют существованию социума.

Гуманистическая психология имеет специфический процесс исследования, одним из главных отличий которого является индивидуальный подход. Его можно кратко описать как научную работу, в ходе которой внимание уделяется аспектам человека, обеспечивающим его уникальность. Для поверхностного понимания терапии достаточно уяснить, что одной из её главных задач является преодоление возможного отчуждения из-за расхождений этих аспектов и норм общества.

Сторонники гуманистического направления описывают человека как индивида, делающего выбор самостоятельно, в соответствии с его личными принципами и оценкой ситуации, а не в результате получения внешних импульсов.

Гуманистическая психология

Основными предметами исследований являются:

  • стадии деградация личности;
  • психические здоровье и гармония;
  • нужда в чувстве защищённости;
  • главные физические и социальные нужды;
  • этапы развития и успеха;
  • чувство собственного достоинства;
  • наделение жизни смыслом;
  • воплощение себя.

Основные положения и задачи науки

Главные тезисы этого направления заботы о ментальном здоровье были составлены в 1963 г. доктором философии и психотерапевтом Джеймсом Бьюдженталем, на то время занимавшим пост первого президента АГП – Ассоциации гуманистической психологии (в оригинале AHP — Association for Humanistic Psychology).

Сформулированные им постулаты и отдельные высказывания его коллег по сей день сохраняют актуальность и являются ключевыми для данной отрасли психологии:

  • Нельзя описывать человека, исследовав лишь его частные функции. Индивида нужно изучать полностью, поскольку он, будучи существом целостным, превышает совокупность компонентов своей личности.
  • Жизнь человека это неделимое течение его бытия и становления.
  • Люди являются творческими и активными созданиями, которые могут формировать намерение, мыслить и действовать в соответствии с ним. Для них важно быть значимыми, представлять пользу, авторитет, и творчески проявлять себя.
  • Существование человека обусловлено уникальной человеческой средой.
  • Индивиды по умолчанию открыты миру. Их ощущение мира и самих себя в нём является основной психологической реальностью.
  • Люди могут нести ответственность и наделены свободой выбора.
  • Собственные моральные принципы и смысл, определяющие выбор человека, в некоторой степени освобождают от детерминации извне.
  • Статистические данные не являются непреложной истиной. Из-за уникальности каждого человека пользу для исследований имеют и отдельные прецеденты.
  • Осознание себя относительно других индивидов является частью сознания человека.
  • Личность имеет потребность бесконечно реализовывать себя и развиваться, потенциал к этому заложен в человеческой природе.
  • Наблюдение за животными не может использоваться в изучении человека.

Основоположники и последователи направления

Одним из отцов гуманистического подхода зовут Абрахама Маслоу, наиболее известного благодаря созданию иерархии человеческих потребностей, выстроенных в форме пирамиды. Идея целостности человека также принадлежит Маслоу, рассматривавшего людей как изначально положительных существ с тягой к развитию, а психологию как в первую очередь вспомогательное средство в достижении необходимого им уровня.

В своей работе Маслоу руководствовался соображениями экзистенциализма, в той или иной степени проявляющихся во всех гранях учения.

Создавший логотерапию психолог-невролог Виктор Франкл из Австрии привнёс в гуманистическую психологию идеи своей методики. В качестве того, что движет человеком, логотерапия называет поиск и оценку им жизненных смыслов. Согласно терапии Франкла, в ходе этого поиска человек развивается и реализует себя.

Автор концепции личностных черт психотерапевт Гордон Олпорт описывал человека как саморазвивающуюся личность, открытую для межличностного и общественного взаимодействия. Сменивший направление исследований в пользу здоровых людей, Олпорт приводил тезисы и задачи гуманистического изучения целостной личности в качестве альтернативы методам психоанализа и бихевиоризма.

Согласно мнению психолога, сбор и описание фактов являются недостаточными мерами обследования, помимо этого их необходимо связать друг с другом и истолковать в систематизированном виде. Олпорт также оспаривал объяснение взаимодействия как вхождения в гармонию со средой, так как не считал развитие приспособлением к ней.

Опытный психотерапевт Карл Роджерс, определивший «я-концепцию» в качестве базиса конструкции личности и основного регулятора поведения, проповедовал революционную ориентированную на личность терапию. «Я-концепция» заключается в самостоятельном осознании себя и в восприятии себя в контексте с другими людьми.

По словам Роджерса, поведение людей берёт своё начало из их внутренней мотивации, и они вольны действовать в соответствии со своими желаниями, тем самым формируя собственную жизнь. Ему так же принадлежит популяризация определения «самоактуализация», означающего развитие и успех.

Психолог рассматривал людей как добрых от природы, а их основной целью социальную реализацию себя. Негативные же мысли и проявления индивида Роджерс характеризовал как искажение личности человека, входящее в противоречие с его изначальной сутью.

Среди остальных наиболее значимых приверженцев гуманистической психологии называют повлиявших на неё лиц:

  • Эверетт Шостром;
  • Фредерик Перлз;
  • Шарлотта Бюлер;
  • Фрэнк Баррон;
  • Ролло Мэй;
  • Джеймс Бьюдженталь;
  • Сидни Джурард;
  • Эрих Фромм;
  • Ханс-Вернер Гессманн.

История становления и развития науки

Семинары, собиравшие привлечённых первыми тезисами гуманистического подхода специалистов, начали проводить с 1957 г. Предметами обсуждения были задачи и трудности психологии того времени. В 1959 г. Ролло Мэй написал книгу «Экзистенциальная психология», ставшую манифестом движения.

Направление оформилось и начало набирать силу в 60-х годах. В 1961 г. был создан посвящённый революционному учению журнал. По мере увеличения числа сторонников новой дисциплины в 1970 г. Ассоциация гуманистической психологии вышла на международный уровень.

Главной концепцией этой отрасли науки, занимающей противоречащую психоанализу и бихевиоризму позицию в отношении задач и работы с обследуемыми, было исследование индивида и его психики путём живого общения, а не посредством сухих и обобщающих психологических приёмов. Согласно мнению таких специалистов как Олпорт, Маслоу, Роджерс и других значимых участников движения, непосредственный контакт с пациентом способствовал лучшему осознанию себя и личностному самоопределению последнего.

Один из родоначальников учения Абрахам Маслоу критически отзывался о популярных в его время психологических шаблонах и методиках, считая их негативными и поверхностными. По его словам, психология была больше ориентирована на работу с личными слабостями и уязвимостями, чем на взаимодействие с сильными сторонами человека.

Психолог призывал уделять в исследованиях психическому здоровью и позитивным эмоциям не меньшее внимание, чем заболеваниям, расстройствам и прочим патологическим состояниям психики. Благодаря труду Абрахама Маслоу и его единомышленников была сформирована новая уникальная методика психологических исследований и терапии.

Развитие науки в настоящее время

Гуманистическая психология, кратко и понятно идентифицируемая как продвинутое учение западного общества, сейчас активно развивается и в России, которую для обмена опытом посещали делегации учёных АГП ещё во времена СССР. Принципы и методы дисциплины сейчас можно обнаружить не только в позитивной, трансперсональной и прочих, идеологически близких видах психологии, но и в современных психоанализе и бихевиаризме.

Несмотря на критику этих направлений Маслоу, характеризовавшего своё учение как «третью силу» по отношению к этим 2-м направлениям, они не являются конкурирующими. Отрасли психологии дополняют друг друга для лучшего понимания человека и взаимодействия с ним. Ориентированный на личность индивида подход поспособствовал целостному видению людей и стал востребованным не только в пределах науки, используясь в политике, образовании, медицине и прочих социальных сферах.

При этом гуманистическому движению по-прежнему не свойственна упорядоченность, из-за чего оно не сочетается с естественными дисциплинами и пребывает скорее в гуманитарном лагере наук.

Не изменились и цели учения, берущего своё начало в экзистенциализме, немецком романтизме, мировоззрении восточных учений, французском Просвещении, философии:

  • Достоевского.
  • Ницше.
  • Толстого.
  • Фейербаха.
  • Гуссерля.
  • гуманистов эпохи Возрождения.

По словам Морин О’Хары, занимавшей пост президента АГП в 90-е годы, люди во всех точках мира одинаково нуждаются в понимании себя и свободе, в связи с чем большое значение имеет исследование путей мирного сосуществования различных групп людей. Согласно мнению О’Хары, взаимные поддержка и понимание независимых сообществ смогли бы изменить ход человеческой истории и расширить сознание масс.

Основные принципы и методы исследования

Успех сеанса гуманистической психологии в основном обусловлен собеседником обследуемого, в роли которого выступает психолог. Приём у специалиста проходит как диалог пациента с терапевтом, который без осуждения и с пониманием выслушивает человека, не критикуя получаемую информацию. Обследуемый, таким образом, открывается, и начинает выражать чувства свободнее. Это позволяет ему полнее осознать себя, своё окружение и найти выход из беспокоящей его ситуации.

Целями подобных сеансов также являются создание и утверждение у клиента позитивного видения себя, и реалистичного восприятия своего окружения.

Согласно идеям Карла Роджерса, стоящего у истоков практического применения гуманистического подхода, психотерапевт должен руководствоваться принципами:

  • Специалисту в своём поведении следует придерживаться конгруэнтности, разговаривая свободно и непосредственно. Эта манера общения, в основе которой находятся честность, открытость и самовыражение без опаски, должна быть постепенно перенята обследуемым.
  • Психологу необходимо понимать чувства собеседника, ставя себя на его место посредством эмпатии.
  • Беседа в процессе сеанса гуманистической терапии происходит на равных и должна поспособствовать установлению прочной психологической связи между участниками.
  • Терапевту следует проявлять отзывчивость и принимать всю информацию, но не давать ей или обследуемому каких-либо оценок, позволяя ему вести себя естественно.

Основанные Роджерсом сеансы оздоровительной терапии проводятся психологами всего мира, по сей день являясь одним из наиболее распространённых средств обследования и психологической помощи. В первую очередь их назначают в случаях одиночества, недостатка понимания и сопереживания.

Методы и направления

Гуманистическая психология, кратко и понятно определяемая как совокупность метафизических тезисов, выявляет психологические проблемы посредством экзистенционального опыта. Он формируется в ходе исследований терапии, позволяя индивиду трезво взглянуть на себя и своё окружение. Это также даёт человеку основу для определённых поступков и размышлений.

В практическом применении гуманистического подхода используют множество приёмов и технологий самопроникновения, условно делящихся на 4 типа. Далее приведены некоторые из основных техник для каждой группы.

Чувственные методы

В оперирующие чувствами технологии входят:

  • эмпатия;
  • психодрама;
  • установление психологической связи;
  • целостное видение себя.

Телесные методы

В гуманистическом подходе используют следующие приёмы телесного взаимодействия:

  • терапия Александера;
  • практики холистической медицины;
  • технология Райха;
  • рольфинг и приём Фельденкрайза;
  • чувственное сознание.

Спиритуальные методы

Технологии этой группы включают такие приёмы как:

  • песочные игры;
  • трансперсональная терапия;
  • активные образовательные мероприятия;
  • динамическая медитация;
  • трактовка снов;
  • психоанализ.

Мыслительные методы

К мыслительным техникам гуманистического подхода относят:

  • нейролингвистическое программирование;
  • трансакционное исследование;
  • семейную психологию;
  • разработку индивидуальных конструктов по методу Келли.

Концепты гуманистической психологии. Базисы

Гуманистическая психология, кратко и понятно зовущаяся жизнеутверждающей, в первую очередь выделяется со-исследовательской терапией, проводящейся не только специалистом, но и обследуемым в отношении самого себя. Благодаря этому клиенту становится доступно самоопределение, систематизация процесса исследования себя и оценивание выполненной работы.

Согласно мнению основоположников гуманистического подхода, такие практики повышают эффективность работы с индивидом за счёт его непосредственного участия. В процессе развития и отработки со-исследовательской методики возникла специфическая терминология.

Реальная самость (The real self)

Этот термин встречается в трудах многих повлиявших на психологию учёных, среди которых Юнг, Маслоу, Фрейд и Роджерс. Он обозначает мост между сознанием и бессознательным человека, выделяющий его личность. Сведение обследуемого с его настоящей индивидуальностью, пребывающей под масками социальных ролей, является методом улучшения настроения пациента. Его применяют, к примеру, при угнетённом состоянии, вызванном конфликтом социальных норм и гендерного несоответствия.

Субличностное (Sub-personalities)

Определение субличностного заключается в наличии дополнительных манер общения и образов у каждого человека, проявление которых происходит в зависимости от обстоятельств. Например, поведение людей в рабочей среде обычно отличается от их семейного времяпровождения. Автором термина «субличность» является итальянский психолог Роберто Ассанджиоли.

Обоснованность, богатство мотивации (Abundance motivation)

По мнению многих специалистов, действия индивида обусловлены его внутренними нуждами и желаниями. Согласно гуманистической концепции обоснованности, некоторые из них могут быть мнимыми и служить преградой к воссоединению со своей реальной самостью. Для предотвращения движения по неправильному пути следует обдумывать свои мотивы и сопутствующие им состояния.

Плюсы и минусы гуманистического направления. Взвешиваем за и против

Из-за отсутствия строгой организации протестная по своему характеру гуманистическая отрасль психологии не оформилась в независимое направление, но стала важным и востребованным элементом этой науки. Основой отличий гуманистического подхода от его предшественников стало рассмотрение человека как целостного существа и неприятие аналогий с животными или чем-то ещё при проведении психологических исследований.

Привлекательными сторонами дисциплины являются:

  • дифференцирование недугов психосоматического типа;
  • тезис об управлении собственной психикой;
  • возможность самостоятельного поиска и обнаружения у себя расстройств психики;
  • изучение индивидуального потенциала.

Среди недостатков направления называют:

  • персонализм исследований и выводов;
  • повышенное внимание к индивидуализму;
  • отсутствие научно выверенного метода оценки личностных особенностей обследуемого;
  • пренебрежение рациональными способами осмотра;
  • исключение положений о порочности индивида.

Практическое применение. Рычаги и клавиши

Наибольшее распространение принципы и методы «третьей силы» психологии получили в остальных сферах этой науки. Профессионалы со всех концов земного шара успешно применяют их как в психиатрии, так и при сеансах профилактики или терапии.

Остальными областями, где в той или иной степени задействованы гуманистические наработки, являются:

Сфера деятельностиОсобенности
Просветительские выступленияУ истоков интенсивных социальных тренингов и семинаров стоит Карл Роджерс, являющийся одним из основателей учения.
СоциумОдной из главных идей направления является совершенствование общества путём приведения к взаимопониманию и сотрудничеству как отдельных индивидов, так и различных групп людей.
ОбразованиеТоварищеская манера общения преподавателей с учениками даёт свободу для проявления потенциала последних и повышает эффективность занятий
Интеграция в повседневную жизньГуманистический подход используют во множестве социальных институтов различного назначения

Маслоу, Роджерс и прочие специалисты, повлиявшие на формирование гуманистического подхода, продолжают приобретать последователей, что способствует увеличению числа его сторонников в самых разных областях. Среди сложных научных концепций данной дисциплины присутствуют и краткие понятные положения, обеспечивающие ей востребованность во всех слоях общества.

Эта привлекательная отрасль психологии ориентирована на положительные качества личности, эмоции, спонтанность и творчество, однако недостаток систематики и строгого обоснования её методов не позволили этому во многом экспериментальному учению занять место среди самостоятельных направлений. Несмотря на это, гуманистический подход прочно укрепился в различных аспектах психологии, значительно дополнив и обогатив её.

Автор: Cash Diver

Видео о гуманистической психологии

Гуманистическая психология:

Тенденция к актуализации Карла Роджерса: ваше полное руководство

Психотерапевт и гуманистический психолог Карл Роджерс начал свою карьеру, работая с детьми.

Позже, когда его работа переключилась на работу со взрослыми и обучение, он начал формулировать свой терапевтический подход.

По мере того, как он увеличивал свои навыки и опыт, появился надежный подход: клиент-центрированная терапия (позже названная личностно-центрированной терапией).

В 1942 году он опубликовал свою первую книгу на эту тему, Консультирование и психотерапия .

В духе гуманистической психологии Роджерс приветствовал адаптацию своих теорий другими к их нуждам. Именно его открытость к возможностям и чуткий характер привлекали к нему людей и поощряли критику его теорий.

Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Что такое гуманистическая психология?
  • Два взгляда на самоактуализацию
  • Что такое актуализация тенденции?
  • Я-концепция и несоответствие
  • 3 Основные условия
  • 6 Необходимые и достаточные условия для терапевтического изменения личности
  • Что такое личностно-ориентированная терапия?
  • Критика личностно-ориентированной терапии
  • Клиент-центрированная терапия сегодня
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое гуманистическая психология?

Чтобы понять идеи и подход Карла Роджерса к терапии, важно понять, что он ценил и думал о человеческой природе. Шунк (2016, стр. 346) утверждает, что гуманистическая психология является конструктивистской и основана на двух предположениях:

  1. Изучение людей должно проводиться с целостной точки зрения. Это означает, что нужно принимать во внимание их мысли, чувства и поведение.
  2. Человеческий выбор, творчество и самореализация являются важными областями изучения. Исследования должны быть сосредоточены на «психологически функционирующих людях», которые работают над тем, чтобы быть творческими и полностью раскрыть свой потенциал.

Карл Роджерс и Абрахам Маслоу — два известных психолога-гуманиста. Хотя оба они рассматривали изучение человека с целостной точки зрения, как вы прочтете позже, они по-разному определяли самоактуализацию.

Общество гуманистической психологии (nd) стремится «быть верным всему спектру человеческого опыта» и разрабатывать «систематические и строгие методы изучения людей». Основные ценности общества учитывают сложность всех людей как отдельных лиц, так и групп.

Два взгляда на самоактуализацию

С точки зрения Роджерса, каждый человек стремится быть творческим, полностью функционирующим существом, желающим реализовать свой потенциал. Это стремление является постоянным, мотивационным и врожденным (Rogers, 1963, цитируется по Schunk, 2016). Процесс реализации нашего полного потенциала — это то, что он назвал тенденцией к актуализации.

Ориентация всех людей — «рост, автономия и свобода от контроля со стороны внешних сил» (Schunk, 2016, стр. 349). Это может напомнить вам о теории самоопределения с ее акцентом на автономии, родственности и компетентности.

В иерархии потребностей Маслоу самоактуализация находится на вершине. Это идеал, который подчеркивает личностный рост, но не основан на чувстве лишения человека, как в случае с первыми четырьмя потребностями (физиологическими, безопасностью, принадлежностью и самооценкой).

На самом деле не все достигают самореализации, и Маслоу не описывал эту потребность как врожденную или лежащую в основе всех других мотиваций. Globe (цит. по Schunk, 2016, стр. 347) утверждает, что около 1% людей достигают самореализации. Чтобы узнать, на каком месте вы находитесь, попробуйте эти тесты и инструменты для самореализации.

Напротив, Роджерс считал, что актуализирующая тенденция действует как движущая сила любого поведения. На него влияет окружающая среда и люди, окружающие человека. Актуализирующая тенденция — это не конечная цель, предназначенная для избранных, а скорее то, как начинается жизнь. Организмы начинаются со стремления (мотивации) достичь полноты любым способом, подходящим для этого организма.

Что такое актуализация тенденции?

Основная идея тенденции актуализации проста. Это желание, присутствующее во всех живых существах, подталкивает организм к росту. Что касается людей, мы все хотим творчески выразить себя и полностью раскрыть свой потенциал.

Роджерс предложил аналогию с картофелем, объясняя эту тенденцию. Вы когда-нибудь оставляли картошку в своей кладовой только для того, чтобы потом обнаружить, что она проросла? Ростки представляют собой маленькие белые соцветия, использующие небольшое количество света, доступного под и вокруг дверной рамы.

Каждый раз, когда вы открываете дверь, внутрь проникает свет, побуждающий росток бороться за выживание. Если бы вы посадили этот картофель в почву весной, вы бы вскоре обнаружили, что зеленые ростки пробиваются сквозь поверхность, а за ними следуют густые зеленые листья.

Мы можем видеть это стремление к росту у всех, и Роджерс считал, что это верно для каждого организма (Goodreads, n.d.). Организмы имеют врожденную мотивацию жить в соответствии со своей истинной природой. Когда организм не может этого сделать, он испытывает несоответствие, но продолжает стремиться к актуализации (белые комочки), даже несмотря на более сложную среду.

Мы видим это, когда цветы прорастают между трещинами в бетоне, когда стебли кукурузы прорастают между дорожными решетками и когда дерево растет внутри пня другого дерева. Мы также видим это, когда люди изо всех сил пытаются определить, кто они, в то время как им говорят, кто они такие. Часто именно эта борьба заставляет человека искать терапию.

Подобно тем цветам, которые растут между трещинами, актуализирующая тенденция не может быть уничтожена, пока не будет уничтожен организм.

Я-концепция и несоответствие

Я-концепция – это то, как мы видим себя. Когда это отличается от нашего опыта в мире, возникает ощущение несоответствия. Существует разрыв, который может быть большим или маленьким, между нашей самооценкой и нашим опытом. Это может вызвать дискомфорт.

Если бы у человека не было взаимодействия ни с каким другим живым существом, то этого несоответствия не было бы. Именно наше взаимодействие с другими через прямые и косвенные действия влияет на нашу самооценку. Это влияние может быть положительным или отрицательным. Когда это противоречит тому, кем мы себя считаем (нашей самооценке), тогда мы испытываем страдание.

Это верно, даже если влияние положительное, но, по мнению человека, невероятное. Если человек проводит большую часть своей юной жизни, когда ему говорят, что он ничего не стоит, но затем кто-то приходит и говорит ему, что это не так, тогда человек может испытывать несоответствие.

Несоответствие часто связано с условиями ценности. Это поведение, которое человек демонстрирует, потому что его ожидают другие. Например, если вы женщина, вам может казаться, что от вас ждут улыбки, потому что это делает вас красивее и доступнее.

Что, если женщина не интересуется улыбкой? Что, если ее естественное спокойное лицо нахмурено? Что, если она не заботится о своей внешности?

Условия ценности — это листы бумаги, декупажированные на вашей поверхности. Они могут быть расположены бессистемно или в каком-то красивом порядке, но независимо от того, как они расположены, они — не вы.

Это просто слои бумаги. Каждая бумага представляет собой какое-то условие, которое, как вам говорят, необходимо выполнить, чтобы вы чувствовали себя достойным. Они исходят от родителей, друзей, начальников, супругов, партнеров, религии и средств массовой информации. Вскоре бумаги накладываются друг на друга, и вы больше не видите, что скрывается под ними.

3 Основные условия

В 1974 году Роджерс провел лекцию, посвященную исследованию эмпатии. Некоторые из этих исследований показали, что прогресс в терапии положительно коррелирует с уровнем эмпатии, проявляемым терапевтом.

Вот первое видео из серии из четырех частей:

До работы Роджерса и понимания терапевтических отношений в этой области доминировали психоанализ и бихевиористские подходы. Идея о том, что клиент может руководить процессом и быть экспертом в отношении себя, была необычной. Вместо того чтобы сосредоточить усилия на поведении или прошлом опыте, которые могли негативно повлиять на человека, Роджерс работал с клиентом в настоящий момент.

Роджерс ясно дал понять, что, по его мнению, делает сеанс терапии подходящим для клиента. Для него должны присутствовать три элемента. Они стали известны терапевтам, использующим его подход, как основные состояния. Вот они:

  1. Безусловное положительное отношение. Принятие и непредвзятое поведение терапевта дает клиенту необходимое пространство на протяжении всего процесса исследования.
  2. Эмпатия — это мировоззрение — это способ общения с клиентом. Терапевт не обязан соглашаться с клиентом, но должен выражать искреннее понимание.
  3. Конгруэнтность. Аутентичные взаимодействия между клиентом и терапевтом являются нормальной частью процесса. Терапевт действует в соответствии с их ценностями и убеждениями на протяжении всех отношений. Конгруэнтность – это мысли и чувства терапевта во время работы с клиентом.

6 Необходимые и достаточные условия для терапевтического изменения личности

Некоторые люди, вступающие в терапевтический процесс, задаются вопросом, сколько времени это займет.

Будут ли они вовлечены месяцами или годами? Когда они узнают, что они «лучше»? В ответ на это Роджерс полагал, что для любых терапевтических отношений необходимы следующие условия.

  1. Два человека находятся в психологическом контакте/отношениях.
  2. Клиент находится в состоянии несоответствия. Они уязвимы или тревожны.
  3. Терапевт интегрируется в отношения. Терапевт конгруэнтен (т. е. осознает свой собственный опыт и принимает его).
  4. Терапевт испытывает безусловное положительное отношение к клиенту. Терапевт действует конгруэнтно.
  5. Терапевт с пониманием относится к системе взглядов клиента и сообщает об этом клиенту. Терапевт прилагает все усилия, чтобы понять мир глазами своего клиента.
  6. Терапевт выражает принятие и понимание точки зрения клиента таким образом, что клиент выражает чувство принятия и понимания.

Роджерс утверждал, что эти условия — все, что необходимо для изменения личности клиента. Терапия полезна, когда эти условия находятся в игре. Время, необходимое клиенту для этого, варьируется.

Что такое личностно-ориентированная терапия?

В статье Harvard Mental Health Letter (Клиент-центрированная терапия, 2006 г. ) описано, чем является клиент-центрированная терапия, а чем она не является. Вы можете руководствоваться роджерианским подходом, если редко, если вообще когда-либо:

  • Задать вопросы клиенту
  • Диагностика клиента
  • Использовать психологические тесты
  • Интерпретация, оценка или совет
  • Подбодрить, похвалить или обвинить
  • Согласен/не согласен с клиентом
  • Высказать мнение о ситуации
  • Указать на противоречия
  • Обсудить бессознательные мотивы
  • Расскажите о чувствах клиента к терапевту

Клиентоцентрированная терапия — это ненаправленная форма терапии. Роджерс рассматривал клиента как эксперта по себе. Таким образом, клиент определяет направление терапии.

Чтобы стать опытным роджерианским терапевтом, нужны практика и терпение. Люди, заинтересованные в этом, могут счесть практику осознанности, особенно медитацию любящей доброты, полезной как часть их подготовки. Практика самосострадания и внимательности может помочь терапевту оставаться в настоящем моменте с клиентом.

Поскольку роджерианский подход требует внимания к чувствам, стоящим за тем, что говорит клиент, может оказаться полезным некоторое обучение микровыражениям или общему анализу языка тела.

Критика личностно-ориентированной терапии

Есть несколько опасений по поводу этого терапевтического подхода, начиная с отсутствия подходящей подготовки. Сам Роджерс не считал необходимым специальное обучение (Клиент-центрированная терапия, 2006).

Его принципы были экстраполированы из интервью и книг Роджерса. Это оставляет простор для интерпретаций.

Не каждому клиенту удобно говорить о себе. Это может привести к неловкому, неудобному молчанию в терапии.

Некоторые терапевты считают, что шесть условий необходимы, но недостаточны. Эти терапевты часто используют другие инструменты и методы для поддержки терапии. Этот тип терапии часто называют интегративной терапией. Это уже не личностно-центрированная терапия в истинном смысле.

Существует также мало основанных на фактических данных исследований, подтверждающих эффективность этой формы терапии (Клиент-центрированная терапия, 2006). Центральный вопрос: « Приводят ли условия к улучшению или являются его следствием?

Терапия, ориентированная на клиента, сегодня

Многие практикующие врачи, изначально привлеченные теориями Роджерса, считают его вклад в развитие терапии неоценимым. Хотя они могут не следовать каждому из условий, вместо этого решив смешать их со своим эклектичным стилем, они понимают важность надлежащего самораскрытия в отношениях. Они также признают ценность уважения к клиенту как к эксперту в отношениях.

Мотивационное интервьюирование (МИ) — ориентированный на клиента директивный подход, основанный на принципах, используемых Роджерсом. Ролльник и Миллер (1995) разработчики МИ выделили семь характеристик метода. Этот подход «более сфокусирован и целенаправлен», чем традиционная клиентоцентрированная терапия, но вы можете заметить его сходство со стилем Роджерса. Rollnick и Miller (1995) описывают их как «дух мотивационного интервьюирования».

  1. Мотивация к изменению исходит от клиента, а не навязывается извне.
  2. Задача клиента — сформулировать и разрешить свою амбивалентность.
  3. Прямое убеждение не работает.
  4. Стиль консультирования обычно тихий и несколько пассивный.
  5. Консультант директивен, но только таким образом, чтобы помочь клиенту изучить и разрешить амбивалентность.
  6. Готовность к изменениям не является чертой клиента. Это изменчивый продукт межличностного взаимодействия.
  7. Терапевтические отношения — это партнерство. Консультант не является экспертом в отношении клиента.

MI обычно используется на ранних этапах процесса изменений. См. LaMorte’s (2019) Транстеоретическая модель изменений для более подробной информации.

Послание на память

Независимо от того, какие терапевтические стили вы изучаете во время обучения в бакалавриате и магистратуре, пока вы не начнете работать с клиентами, ваш собственный стиль не выработается. Это одна из причин, почему программы требуют многих часов взаимодействия клиента и терапевта.

Понимание Карлом Роджерсом отношений между клиентом и терапевтом, особенно того, что отношения существуют, очень важно. Признание того, что взаимодействие между двумя людьми может и действительно влияет на возможные результаты, способствовало развитию будущих терапевтических методов и подходов. Описание человека как «клиента» вместо «пациента» изменило мышление обеих сторон.

Понимание и вера в то, что все организмы имеют актуализирующую тенденцию к росту и что эта тенденция постоянна, сегодня влияет на многие практики позитивной психологии. Это предполагает работа в областях мышления, устойчивости, потока, творчества и сильных сторон.

Какое влияние на вас оказали работы Карла Роджерса, особенно его вера в актуализирующую тенденцию?

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Клиентоцентрированная терапия. (2006). The Harvard Mental Health Letter 22 (7), 1–3.
  • Goodreads. (н.д.). Цитаты Карла Р. Роджерса . Получено 9 декабря 2019 г. с https://www.goodreads.com/quotes/6641851-whether-we-are-speaking-of-a-flower-or-an-oak
  • .
  • ЛаМорт, В.В. (2019, 9 сентября). Транстеоретическая модель (Этапы изменений) . Получено 10 декабря 2019 г. с http://sphweb.bumc.bu.edu/otlt/MPH-Modules/SB/BehavioralChangeTheories/BehavioralChangeTheories6.html 9.0020
  • Роллник, С., и Миллер, В. Р. (1995). Что такое мотивационное интервью? Поведенческая и когнитивная психотерапия, 23 (4), 325–334.
  • Общество гуманистической психологии. (н.д.). О нас. Получено 8 декабря 2019 г. с https://www.apadivisions.org/division-32/about/
  • .
  • Шунк, Д. Х. (2016). Теории обучения: образовательная перспектива . Пирсон.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — направление психологии, возникшее в XIX в.50-х годов в ответ на бихевиоризм и психоанализ. Это явно связано с человеческим измерением психологии и человеческим контекстом для развития психологической теории. Эти вопросы часто резюмируются пятью постулатами гуманистической психологии, данными Бюгенталем в 1960-х годах, в основном это; (1) Человеческие существа не могут быть сведены к компонентам, (2) Человеческие существа обладают уникальным человеческим контекстом, (3) Человеческое сознание включает в себя осознание себя в контексте других людей, (4) У людей есть выбор и обязанности , и (5) люди интенциональны, они ищут смысловую ценность и творчество (Бюгенталь, 1964).

Развитие области

Гуманистический подход уходит своими корнями в экзистенциалистскую мысль (см. Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера и Сартра). Это также иногда понимается в рамках концепции трех различных сил психологии; бихевиоризм, психоанализ и гуманизм. «Первая сила» выросла из работ Ивана Павлова с условным рефлексом и заложила основы академической психологии в США, связанной с именами Уотсона и Скиннера. Позднее это направление было названо наукой о поведении. Позже Абрахам Маслоу назвал ее «первой силой». «Вторая сила» возникла из исследований Фрейда в области психоанализа и психологии Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Карла Юнга, Эриха Фромма, Карен Хорни, Отто Ранка, Мелани Кляйн, Гарри Стэка Салливана и других. Эти теоретики сосредоточились на глубине человеческой психики, которую, как они подчеркивали, необходимо объединить с глубиной сознательного разума, чтобы создать здоровую человеческую личность.

К концу 1950-х годов в Детройте состоялись две встречи психологов, заинтересованных в создании профессиональной ассоциации, посвященной более гуманистическому видению. Что-то, что было связано с собой, самореализацией, здоровьем, творчеством, природой, бытием, становлением, индивидуальностью и смыслом. Он также стремился создать полное описание того, что значит быть человеком, и исследовал уникальные человеческие аспекты опыта, такие как любовь, надежда и творчество. Эти психологи, в том числе Абрахам Маслоу и Кларк Мустакас, считали, что это, вероятно, станет центральной проблемой нового психологического движения, известного как «третья сила».

Эти предварительные встречи в конечном итоге привели к другим событиям, среди которых запуск Журнала гуманистической психологии в 1961 году. Вскоре за этим последовало создание Ассоциации гуманистической психологии (AHP) в 1963 году и последующие программы для выпускников в области гуманистической психологии. психология в вузах. В 1971 году в рамках Американской психологической ассоциации (АПА) было создано эксклюзивное подразделение, посвященное гуманистической психологии. Этот раздел называется Division 32, и он издает собственный академический журнал The Humanistic Psychologist (Aanstoos, Serlin & Greening, 2000).

Среди теоретиков, которые, как считается, подготовили почву для гуманистической психологии, мы находим Авраама Маслоу, Карла Роджерса и Ролло Мэя. Другими людьми, которые считаются лидерами и вдохновителями движения, являются такие имена, как Роберто Ассаджиоли, Медард Босс, Р. Д. Лэнг, Фриц Перлз, Энтони Сутич, Эрих Фромм, Курт Гольдштейн, Кларк Мустакас, Льюис Мамфорд и Джеймс Бугенталь (Анстус, Серлин). и озеленение, 2000).

Эпистемология

Гуманистическая психология обычно предпочитает качественные методы исследования другим эпистемологическим подходам. Это часть подхода «гуманитарных наук» к психологии, делающего акцент на реальном жизненном опыте людей (Aanstoos, Serlin & Greening, 2000). С научной точки зрения гуманистическая область считает использование количественных методов в изучении человеческого разума и поведения ошибочным. Это находится в прямом противоречии с когнитивизмом (который направлен на применение научного метода к изучению психологии), подходу, который гуманистическая психология резко критиковала. Вместо этого дисциплина подчеркивает феноменологический взгляд на человеческий опыт, стремясь понять людей и их поведение путем проведения качественных исследований.

Консультирование и терапия

Гуманистическая психология включает в себя несколько подходов к консультированию и терапии, среди которых мы находим категории, упомянутые Aanstoos, Serlin & Greening (2000) и Rowan (2001):

Консультирование: экзистенциальная психология Ролло Мэй, личностно-центрированная или клиент-центрированная терапия (первоначально разработанная Карлом Роджерсом), супружеская и семейная терапия. Психотерапия: экзистенциальная психотерапия Медарда Босса, гештальт-терапия (первоначально разработанная Фрицем Перлзом), эмпирическая психотерапия, работа с телом, психодрама, первичная интеграция, психосинтез, глубинная терапия, трансперсональная терапия. Встреча в группе: гуманистически-экзистенциальная группа. Основная цель гуманистической терапии — дать целостное описание человека. Используя феноменологические, интерсубъективные категории и категории от первого лица, психолог-гуманист надеется получить представление о человеке в целом, а не только о его фрагментарных частях (Rowan, 2001).

Этот аспект холизма связан с другой целью гуманистической психологии, которая заключается в стремлении к интеграции всего человека, также называемой самоактуализацией. Согласно гуманистическому мышлению, у каждого отдельного человека уже есть встроенный потенциал и ресурсы, которые могут помочь ему построить более сильную личность и самооценку. Миссия гуманистического психолога состоит в том, чтобы указать человеку направление этих ресурсов. В некоторых случаях терапевт ближе к наставнику, чем к клиницисту. Однако для того, чтобы актуализировать скрытые потенциалы, человеку, возможно, придется отказаться от безопасности определенной стадии личности, чтобы охватить новую, более интегрированную стадию. Это ни в коей мере не тривиальный процесс, и он может включать конфронтации с новыми жизненными выборами или экзистенциальными проблемами. Гуманистическая психология рассматривает психологическую нестабильность и тревогу как нормальные составляющие человеческой жизни и человеческого развития, с которыми можно справиться в терапии (Rowan, 2001).

Гуманистическая психология не исключительно оптимистична. Она включает в себя как теории таких мыслителей, как Маслоу и Роджерс, которые в своей основе оптимистичны, так и теории таких мыслителей, как Шнайдер, Мэй и Бюгенталь, которые не особенно оптимистичны (Rowan, 2001).

Критика гуманистической психологии

Критика гуманистической психологии исходила от нескольких комментаторов. Среди них мы находим Роя Уоллиса, который критиковал гуманистическую психологию с социологической точки зрения, включая подход движений к духовным ценностям (Rowan, 2001). Гуманистическая психология также подвергалась критике за отсутствие целостной, четко определенной теории. Одним из комментаторов, выдвинувших такие возражения, является Леонард Геллер, который считает, что гуманистическая теория непоследовательна, потому что она пытается подойти как к биологии, так и к психологии нелогичным, по его мнению, путем (Rowan, 2001).

Кроме того, гуманистическая психология подвергалась критике за продвижение оптимистического, но часто расплывчатого взгляда на разум, а также за продвижение нарциссических интересов. Роуэн (2001) считает, что такие подозрения понятны, если большое количество времени тратится на обсуждение таких вопросов, как Я и самоактуализация. Однако, согласно Роуэну, гуманистический дискурс — это не эгоизм, эгоизм или рациональное самоуправление, а движение к более полному самоощущению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *