Понятие грамотности. Правила и нормы русского языка. Понятие культуры речи
Грамотность – это высокая степень владения навыками письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Однако понятие грамотности исторически имело и другие значения.
Базовое, исторически изначальное определение грамотности – это умение читать и писать (грамота = письмо). Каких-нибудь сто лет назад такое определение было актуально. Ведь в России было много безграмотных, велась борьба за грамотность (От тех времен нам досталось слово ликбез – ликвидация безграмотности.). Людей, причем не только детей, но и взрослых, буквально учили читать-писать.
Само слово грамота (от греческого grammata) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. А уж если мог написать – то и вовсе искусник. Во всех народах в древности умение читать и тем более писать почиталось особо.
Русское название документов грамотами было заимствовано из Византии, где
С введением всеобщего начального, а потом и среднего образования представление о грамотности как умении читать-писать стало неактуальным. Такая отличительная характеристика попросту оказалась лишена смысла, поскольку людей, не умеющих читать-писать, в современной цивилизованной стране практически нет. Примерно с 50-х годов Xx века понятие «грамотность» в русском языке обрело новое значение. Сейчас мы понимаем под грамотностью не просто умение читать-писать, а умение писать правильно, то есть без ошибок, прежде всего орфографических и пунктуационных (наиболее регламентированных и наиболее заметных).
Соответственно, сегодня грамотность – это соблюдение базовых правил русского языка, прежде всего на письме. Синоним слова «грамотность» в таком понимании – «правописание».
Грамотность человека в этом понимании имеет интересное свойство.
Когда она есть, она незаметна. Зато когда человек пишет безграмотно, то это заметно сразу и сразу понижает социальный статус такого человека. С точки зрения личных интеллектуальных качеств человека можно выстроить такую последовательную цепочку: грамотность – образованность – просвещенность. Грамотность является фундаментом образованности.Сама по себе грамотность не является залогом успеха; однако безграмотность вполне может стать залогом неуспеха, тем более в условиях растущей деловой конкуренции.
Соблюдение каких правил определяет уровень грамотности человека? Что такое правила языка вообще?
Правила – это предписания соблюдать нормы языка. Соотношение понятий «правила» и «нормы» примерно такое: ученые на основании исторических тенденции вырабатывают и фиксируют нормы языка, а педагоги перерабатывают эти нормы в правила и обучают правилам учеников. Норма предписывает правильное употребление каждого речевого выражения, а правила обобщают принципы, заложенные в нормах, и являются наиболее общим, типизированным изложением норм.
Иными словами, правило – это закон, а норма – это каждый конкретный случай. Обобщение этих случаев и приводит к формированию закона, то есть правила.
Нормы не всегда сгруппированы в правила. Многие нормы требуют запоминания не правила, а самого конкретного варианта правильного употребления. Например, нет правила, согласно которому слово негоциант надо писать через е; эту норму стоит запомнить в частном порядке.
Как уже показано в предыдущих главах, одной из важных характеристик литературного языка является его нормированность.
Важным признаком нормы литературного языка является ее устойчивость (или стабильность). Благодаря устойчивости норм литературный язык соединяет поколения. Нормы языка обеспечивают преемственность культурных и языковых традиций. Но этот признак является относительным, поскольку литературный язык развивается, допуская изменение норм.
Как же формируется норма? Многие полагают, что основополагающим источником нормы литературного языка является частота употребления речевого варианта. Как говорит большинство – так и правильно. Это неверный подход. Высокая частота употребления может быть характерна и для речевых ошибок. Самый яркий пример – большинство русскоговорящих людей ставят ударение в слове
Это в физике если определенные обстоятельства приводят к одному и тому же результату, то они признаются закономерными – следствием действия некоего закона. А в языкознании повторение результата не связано с проявлением объективных законов. Признаком нормы является не столько частотность (массовость), сколько отобранность, признанность, общеобязательность (Хотя, бесспорно, и частотность употребления рано или поздно может повлиять на признание варианта нормативным.).
Еще одним признаком литературной нормы является соответствие авторитетным источником – чаще всего произведениям известных писателей. Однако тут также следует оговориться, что в произведениях самых великих писателей встречаются и ненормативное словоупотребление, например, фрагменты разговорной, диалектной или даже бранной лексики.Обобщая эти признаки нормы, можно вывести следующее определение.
Литературная норма – это относительно устойчивый способ выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества.
Это определение при всей простоте подчеркивает еще одно важное отличие норм языка от законов, например, физики. Нормы языка – это нечто такое, что живет благодаря именно предпочтению людей, людей образованных, лучшей части общества. В других науках, особенно в точных, такой способ установления норм (законов) даже вообразить невозможно. Никогда закон всемирного тяготения не будет признан таковым лишь потому, что на нем настаивает Ньютон со своим авторитетом и яблоком. В языкознании предпочтения авторитетных ученых и мастеров слова имеют решающее значение для установления норм.
Получается, что предпочитать говорить (писать) правильно – это одновременно и привилегия, и ответственность лучшей, образованной части российского народа.
Ученые выделяют несколько видов литературных норм (определяющих соответствующие правила).
Фонетические нормы регламентируют правильное произношение звуков, правильное использование артикулярного аппарата для производства звуков русского языка. К примеру, нормативным является твердое произношение звука [г] в слове город, тогда как на юге России многие произносят смягченное [г] – то есть говорят неправильно.
Орфоэпические нормы регламентируют правильное произношение слов в целом. Правильное использование устной речи регламентируют также акцентологические нормы – нормы правильной расстановки ударений.
Морфологические и словобразовательные нормы регламентируют правильное употребление частей слова. На письме эти нормы образуют правила орфографии – правила правильного написания слов.
Синтаксические нормы – это нормы построения словосочетаний и предложений. Они определяют, к примеру, уместность использования союзов или предлогов, правила построения предложений и так далее. Для смысловой и интонационной организации речи в русском языке, как и во многих других, применяются знаки препинания. Поэтому синтаксические нормы реализуются в правилах синтаксического сочетания слов, а также в правилах
Правила пунктуации и правила орфографии – наиболее жестко и четко регламентированная сфера правил русского языка. При всем их многообразии они достаточно просты в изучении, им обучают в школе. Несоблюдение этих правил дает самые заметные образцы неграмотности. Можно сказать, что правила орфографии и пунктуации составляют минимум, базу общей языковой грамотности. Если уже человек неграмотен в этой сфере, то он неграмотен вообще.
Лексические нормы предписывают правильное употребление слов для обозначения тех или иных явлений. К примеру, слово нелицеприятный часто употребляют неправильно, говорят: нелицеприятный разговор, нелицеприятные выводы, имея в виду неприятный разговор и неприятные выводы. Слово нелицеприятный не является синонимом слова неприятный
, хотя внешне и похоже (это паронимы). Нелицеприятный означает беспристрастный, объективный, справедливый. Нелицеприятные выводы, – это такие выводы, которые сделаны, «не взирая на лица», то есть не учитывая статус того, в отношении кого они сделаны. Это объективные выводы, а вовсе не неприятные.Такие лексические ошибки нередки – люди иногда неправильно понимают значение слова и неправильно его употребляют. Явление паронимии в русском языке довольно распространено: удачливый – удачный, скрытый – скрытный, патронаж – патронат, представился – преставился, представить – предоставить, лагуна – лакуна, маститый – мастистый и т.п. Эти слова еще называют иногда «ошибкоопасными» – люди часто ошибаются, употребляя один из паронимов, имея при этом в виду значение другого. Например, патронат – это защита, покровительство, шефство. А
Иногда лексические ошибки связаны с неправильным употреблением устаревших слов, когда слово в памяти языка еще живо, но значение его подзабыто. Пример – неправильное употребление старославянского слова довлеть. В древности было изречение: довлеет дневи злоба его, что означает: «каждый день ему хватает забот». Довлеет означало «хватает, достаточно, вдосталь». Однако по созвучию со словом давить люди стали постепенно употреблять слово довлеть в значении «давить, оказывать давление»: над ним довлеет одна мысль, над ним довлеет бремя ответственности. Вроде как более красивая, возвышенная форма глагола давить. Строго говоря, это неправильно. Однако распознать лексическую ошибку могут уже только большие знатоки языка.
Другой источник лексических ошибок связан с неправильным употреблением иноязычной лексики или научной терминологии. К примеру, корифей российской публицистики Отто Лацис любил при случае напоминать молодым журналистам, что фраза быть в эпицентре событий – нелепая. В самом деле, в геологии эпицентр – это точка на поверхности земли над центром землетрясения. Но никак не центр землетрясения. То есть, если строго следовать переносу значения из геологии, то быть в эпицентре событий – это значит быть… на поверхности событий, а не в их центре. Маститый публицист, безусловно, справедливо указывает на нелепость этой фразы. Однако надо учесть и то, что с шестидесятых годов, когда эта фраза появилась (на волне моды применять научные термины в обиходе), она уже укоренилась и понимается в значении «быть в центре событий». Дело в том, что это словосочетание стало фразеологизмом. А фразеологизм может иметь свое, совершенно другое значение, нежели значения входящих в него слов. Например, фразеологизм стреляный воробей вовсе не подразумевает ни птички, ни ее расстрела. Так что при своем возникновении фраза быть в эпицентре событий, безусловно, была результатом лексической ошибки. Но, став фразеологизмом, скорее всего, уже не является лексической ошибкой.
Стилистические нормы предписывают правильное, уместное употребление языковых средств сообразно с ситуацией. К примеру, стилистической ошибкой является смешение слов разных стилей (если это не художественный прием): Я сегодня запрограммировала пойти к окулисту. Надо заострить внимание детей на этом вопросе. Павел Власов еще пуще сплачивал своих единомышленников. Стилистической ошибкой, оцениваемой как проявление некультурности, будет употребление социально-заниженной лексики в торжественной речи или в официальной ситуации.
Соблюдение всего комплекса норм литературного русского языка лежит в основе культуры речи.
Термин «культура» (от латинского сultura – возделывание) изначально обозначает некое искусственное создание, возделывание, упорядочивание чего-либо (первоначально речь шла о возделывании земли). Это некое усилие, которое делает дикое культурным. Поэтому культура – это прежде всего ограничение дикой природы человеческим усилием. Культура – это всегда результат усилий.
Культура речи – это возделывание речи, приведение ее к некоему наилучшему образцу, соответствующему литературным нормам и представлению о красивой речи.
Правильность речи обеспечивается соблюдением норм литературного языка. Это во многом действительно технический навык, достигаемый, как и прочие навыки, тренировкой. «Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор, – считал римский оратор Цицерон, – потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина».
Однако культура речи предполагает не только технический навык правильного использования средств языка, но и мастерство использования всего того богатства, которое заложено в родном языке. Поэтому культура речи определяется как правильностью речи, так и богатством внутреннего мира человека, уровнем его образованности, его эрудицией, а еще – и прежде всего — его желанием следовать образцам прекрасного и создавать их. Или хотя бы подражать им..
Таким образом, культура речи связана не только с нормативностью, соблюдением правил языка, но и с красотой речи. Если представить себе некий компьютер, выдающий идеально правильную речь (а сегодня это уже реальность), то о таком компьютере вряд ли можно сказать, что он обладает культурой речи. Для реализации представления о культуре речи нужна еще некоторая одухотворенность, некое творческое умение наделять речь особым смыслом, внешней и внутренней красотой.
Высокий уровень культуры речи становится для менеджера конкурентным преимуществом. Необходимо повышать собственный образовательный уровень, уровень владения гуманитарными знаниями, а также приобретать специальные навыки и знания в области риторики, речевого этикета, стилистики, коммуникативистики, психологии, социологии, философии. Об основных положениях этих наук, важных с точки зрения культуры речи и эффективного использования речи в деловой практике, разговор пойдет в следующих главах.
Правильная речь – признак уверенности, профессионализма и грамотности
Речь является одним из важнейших инструментов влияния. С помощью речи мы ведем переговоры, отдаем распоряжения, презентуем идеи, убеждаем клиентов, говорим комплименты, выражаем просьбы, признаемся в любви.
Хорошо поставленная речь в наше время ценится все больше, потому что является признаком уверенности, профессионализма и грамотности.Речь надо регулярно тренировать, вводя в привычку правильные обороты, активные конструкции, приобретая свой собственный стиль и в то же время следуя правилам. Заниматься речью следует регулярно. Стоит нам чуть-чуть расслабиться, как речь тут же покажет и неуверенность, и сомнение, а также пренебрежение, нетолерантность, скепсис и все прочее, что мы можем испытывать в конкретный момент времени. Особенно важно все сказанное для руководителей, ведь они, с одной стороны, являются лицом компании для внешнего мира, а другой – это люди, которые формируют видение и восприятие компании своими сотрудниками. При этом речь – это рабочий инструмент руководителя, и с ним недопустимо обращаться безалаберно.
К каким основным аспектам нужно внимательно относиться?
В первую очередь, речь отражает уверенность.
Когда человек не уверен, испытывает стресс или даже лжет, такие «проговорки» как «честно говоря», «на самом деле», «в общем», «в принципе» – выдают его с головой. Участившиеся слова-паразиты или звуки «эээ…» для заполнения пауз, когда мы тщательно подбираем слова, также не добавляют нам убедительности и мешают восприятию. Зачастую мы даже начинаем говорить гораздо больше и не по делу, подсознательно маскируя неуверенность за словами.
Чтобы звучать уверенно на переговорах, важно к ним хорошо подготовиться. Нужно изучить позицию оппонента, его сильные и слабые стороны, его проблемы и «боли» и сформулировать для себя свою позицию, тщательно и взвешенно подобрав формулировки, возможно, «протестировав» их на знакомых и коллегах.
Речь отражает активность нашей жизненной позиции.
Получить представление о жизненной позиции говорящего мы можем по употреблению им активной и пассивной лексики.
Для руководителя недопустимо злоупотребление такими пассивными конструкциями, как «мне пришлось», «так получилось», «мне дали» и т.д.
О склонности человека к активным действиям свидетельствуют активные конструкции. Лидер скорее скажет «я сумел», «я добился. .», «поднял…», «повысил…», чем «мне удалось», «это привело к тому, что…». Поэтому в речи старайтесь отдавать предпочтение активным глаголам «мы сделаем», «мы добьемся», чем «будет сделано», «будет получено». Еще лучше – если эти слова будут звучать в контексте команды.
Речевые обороты могут показать авторитет и даже напор.
Мы часто формулируем просьбы в сослагательном наклонении («не будет ли любезен многоуважаемый Джинн?») и, конечно, при этом звучим более вежливо и деликатно, как велит нам воспитание и этикет. Однако когда на собеседника нужно активно повлиять, такие конструкции, увы, не служат этой цели. Особенно, если в них зашита частичка «не». Если вы хотите звучать более убедительно, формулируйте вопросы без этой частички – не «Не хотели бы вы….», а «Хотите ли вы?..», не «Не поедете ли Вы с нами…», а «Давайте поедем…».
Немаловажным аспектом является грамотность речи.
К сожалению, в последнее время в интернете все больше встречается орфографических и пунктуационных ошибок, однако это не может служить руководством к действию для современного лидера. Следить за грамотностью – совсем не лишнее занятие для глав компаний, отделов и руководителей бизнеса. Грамотная речь поднимает вас на уровень выше, добавляет авторитета в придачу к уже имеющейся харизме и энергии. Замечательно, что сейчас повышается интерес к родной речи, появляются курсы русского языка для руководителей, где можно интенсивно позаниматься, проверить и подкрепить свои знания.
И при всем при этом важно, чтобы речь руководителя была живой, теплой, зажигающей. Вместе с рассказами о методах «повышения эффективности» и «оптимизации интеграции» рекомендую вам рассказывать истории. Все выдающиеся ораторы современности рассказывали личные истории – о себе, о своих проблемах и уроках, о поворотных моментах. Через истории лидеры передают ценности, цели, видение и стратегию так, что это трогает слушателей за душу и бьет точно в цель. Истории являются недирективным методом научить, указать путь, они мотивируют людей. Послушайте речи Стива Джобса, Илона Маска, Сета Година. Яркие истории падений и взлетов, моментальное воздействие на эмоции слушателей, выпуклая мораль, мировая известность выступлений. Воистину, слово может двигать горы!
Лариса Зорина — бизнес-тренер, коуч (сертификат немецкого союза коучей Deutsches Verband Coaching), основатель Лаборатории публичной речи и коммуникации Step2Future, автор тренингов, среди них «Магия публичной речи. Принцип сторителлинга», автор мини-книги «7 способов обрести уверенность в публичных выступлениях». Имеет 16-тилетний опыт публичных выступлений. Удостоена высшей награды международного клуба ораторского мастерства и лидерства Toastmasters Int. Училась ораторскому искусству и сторителлингу у ведущих европейских мастеров.
Автор статьи: Лариса Зорина
Грамотность в логопедии
Добро пожаловать и спасибо моему гостевому блогеру, Мэри Элизабет Шоу! Сегодня она делится стратегиями обучения грамоте, которые можно использовать в логопедии или дома.
Мэри Элизабет Шоу получила степень магистра языка и грамотности в Гарвардской высшей школе образования и докторскую степень по лидерству в сфере образования в Университете Бриджпорта. Вы можете следить за ее советами по грамотности на @Busybeeliteracy в Instagram.
Знаете ли вы, что грамотность начинается с рождения?
Я знаю, это звучит безумно, но базовые навыки грамотности начинают формироваться в тот момент, когда вы начинаете разговаривать со своим ребенком. Это не должно быть ошеломляющим, но вместо этого интересно узнать, что вы можете повлиять на навыки грамотности вашего ребенка, просто разговаривая с ним, когда вы выполняете повседневные задачи, такие как смена подгузников.
Видите ли, ранняя грамотность не означает «раннее чтение»; вместо этого ранняя грамотность развивает языковые навыки, такие как словарный запас, понимание и самовыражение. Навыки ранней грамотности можно развить даже у самых маленьких детей, разговаривая, поя и играя. Навыки ранней грамотности также включают в себя развитие мотивации к печати, понимание печати, словарный запас, навыки повествования и фонологическую осведомленность.
Как специалист по грамотности, мои любимые инструменты для развития навыков грамотности, конечно же, книги! С моим первым ребенком я быстро поняла, что дети не сидят на месте, чтобы читать. Я представляла себе, как тихонько сижу и читаю книгу с ребенком перед тем, как уложить его спать, но этого не происходило с нашим супер активным, шевелящимся малышом. В течение нескольких месяцев я придерживался этого и читал «Бурого медведя», пока не выучил его наизусть, а затем читал ей перед сном. Я знал, что даже в этом возрасте ей было полезно услышать ритм и рифму рассказа. Когда она подросла, она стала немного дольше сидеть, похлопывать по страницам и репетировать со мной звуки животных.
Я хочу сказать, что вам не нужно читать книгу от корки до корки, чтобы получить пользу от чтения.
Изучайте звуки животных, указывайте на картинки, «открывайте» и «закрывайте» книгу вместе, и вскоре у вас появится малыш, который понимает, как устроены книги, даже если вы не читаете от начала до конца. Когда дети сидят, полезно сидеть с ними лицом к лицу во время чтения, чтобы они могли видеть и ваше лицо, когда вы читаете слова. Когда они начнут ковылять, помните, что они могут перекусить, поиграть с игрушкой, вернуться и снова плюхнуться к вам на колени.
Чтение должно приносить удовольствие, а не то, чем они должны сидеть и молчать, чтобы получать удовольствие! Младенцы любят жевать и разбрасывать книги, поэтому мы часто выбираем простые настольные книги, которые замечательны. Но не бойтесь выбрать книгу, которая кажется немного более сложной, чем вам нравится читать. Мой муж заменял слова в книгах более простым словарным запасом, думая, что нашей дочери будет легче понять историю. И хотя это может иметь смысл, чем больше словарного запаса мы показываем нашим детям и чему их учим, тем лучше становится их понимание прочитанного. Не недооценивайте своего малыша и читайте «большие» слова!
По мере того, как младенцы превращаются в малышей и дошкольников, возможности развития навыков ранней грамотности поистине безграничны, и они могут быть такими простыми. Я не хитрый человек, и я не умею планировать заранее, поэтому я всегда волнуюсь, когда вспоминаю, что мои повседневные задачи могут быть использованы для развития навыков грамотности.
Вот лишь несколько способов развития навыков грамотности у малышей и дошкольников, которые практически не требуют планирования. Письмо:Нужно сходить в продуктовый магазин? Пусть пишут список продуктов! Им еще не нужно уметь писать буквы, они могут рисовать еду, идея состоит в том, чтобы научить их концепциям печати. Другие занятия включают изготовление именных бирок для кукол или мягких игрушек, а также игру в прятки с буквами в имени вашего ребенка, когда он станет старше. Опять же, буквы не должны быть идеальными, во многом это показывает вашему ребенку, что написанные слова имеют цель! Ваш ребенок только начинает замечать буквы? Начните с букв в собственном имени. Это очень мотивирует детей. Эти действия влияют на мотивацию и осведомленность о печати.
Пение:Пой песни в машине! Песни часто рифмуются, и развитие навыков рифмования является ключевым навыком раннего обучения грамоте и частью развития фонологической осведомленности. Песни также рассказывают истории и дают возможность рассказать о персонажах, людях, местах и действиях, а также развить навыки повествования.
Притворная игра:С помощью притворной игры дети учатся рассказывать истории, классифицировать (ключевая концепция письма) и использовать свое воображение и творчество. У вас есть воображаемая кухня? Составьте меню, напишите рецепт, запишите заказ для воображаемого ресторана и многое другое.
Социально-эмоциональное обучение:Одним из самых важных навыков для всех детей является развитие их социально-эмоционального интеллекта. Это включает в себя все, от понимания собственных чувств до понимания чувств других. Если есть еще один навык, который я могу порекомендовать родителям развивать, так это социально-эмоциональную осведомленность, а книги и рассказы содержат так много возможностей для развития этих навыков. Каждый персонаж сталкивается с проблемой и, в свою очередь, с возможностью научить вашего ребенка чувствам и эмоциям. Используйте книги и повседневную деятельность как возможности для развития этой ранней грамотности и социальных эмоциональных навыков, когда это возможно.
Модель:Мне нравится использовать моделирование как способ развития навыков, а не тестирования. Что я имею в виду? Если вы читаете книгу со своим ребенком, вместо того, чтобы спрашивать: «Что это за буква?» Вместо этого скажите: «Я вижу букву J» и сделайте паузу, ваш ребенок может указать на нее сам, а если нет, то указать на нее за него. Вместо того, чтобы спрашивать: «Что произошло в X части истории?» Модель для них, описывающая, что произошло. Или вместо того, чтобы сказать: «Как вы думаете, что чувствует X?» Модель, я думаю, что этот персонаж чувствует______, что вы думаете?» Дети не любят, когда их проверяют, и иногда наши самые благонамеренные вопросы могут вызвать у них чувство давления вместо того, чтобы по-настоящему насладиться историей и свободно обдумать ее.
Читать весело! Даже если ваш малыш в миллионный раз просит одну и ту же книгу, просто знайте, что это делается с благой целью, и он учится и растет каждый раз, когда вы открываете книгу.
Приятного чтения!
Спасибо, Мэри, за то, что поделилась этими идеями по обучению грамоте, которые можно использовать на занятиях по логопедии! Вы можете найти ее на сайте busybeeliteracy.com и в Instagram @busybeeliteracy.
Хотите стать приглашенным блоггером? Заполните эту форму!
[maxbutton id=”3″ ]
Грамотность говорит! Звуки раннего развития| Нарушения звуков речи
«После нескольких недель использования материалов «Грамотность говорит!» мои юные ученики начали получать удовольствие от поиска букв. «. С помощью программы «Грамотность говорит!» мои ученики могут видеть, где в словах расположены звуки». — Логопед раннего детского возраста
«Грамотность говорит! Программа значительно улучшила речь моей дочери. Теперь она с удовольствием ищет буквы и, наконец, осознала звуки, которые использует в своей речи. Она даже начинает исправлять некоторые звуки в своей речи. собственный!» — Родитель 4-летнего дошкольника
«Вы создали уникальную и ЭФФЕКТИВНУЮ программу! Я благодарю всех очень занятых SLP, которым нужна была такая программа». 0029 — Координатор речевых служб
«У меня есть один студент, с которым я был особенно «в тупике», и я начал использовать вашу программу вместе с ним. Какая разница! директор по алфавиту от 0 до 20, все за два месяца. Так интересно видеть, как сильно он любит книги на дом. Я должен иметь одну для него на каждой сессии речи… если нет, то он очень разочарован. Когда я провожу его обратно в детский сад, он останавливает всех, кого может найти в коридоре, и спрашивает, не хотят ли они послушать, как он читает!» — К.М., координатор службы речи
«Прогресс, достигнутый нашими детьми благодаря этой программе, просто поразителен!» — Дж. К., супервайзер центра, CANI Head Start
«Мы внедрили программу Literacy Speaks! фотографии. Мы получили положительные отзывы от родителей и других педагогов». — SLP
«Я часто использую карточки на сеансах терапии. Детям очень нравятся красочные рисунки и истории». — SLP
«Мне очень нравится Literacy Speaks. Я приобрела его в прошлом году и довольно часто использую его со своими учениками (3-й и 4-й классы). Легко распечатать домашнее задание, которое напрямую связано с тем, что вы практиковали. в вашем сеансе». — Меллен Р., SLP
«Мне нравится говорить о грамотности даже для моих клиентов постарше (4-й класс и старше)». — Jill E., SLP
«У меня довольно много педиатрических пациентов, и я начал использовать его почти со всеми из них. очень структурированный подход для аутичных детей, который им нужен. Детям и родителям это нравится. Я распечатал страницы и поместил их в папки с тремя кольцами, рассортировав по буквам. Я могу быстро прогнать страницы через копировальный аппарат, затем я просто скрепляю «книги» вместе. Я настоятельно рекомендую «Грамотность говорит» для любого SLP, работающего с педиатрическим населением». — SLP
«Я использовал эту программу в школе для детей с проблемами поведения. Моим ученикам нравятся картинки и рассказы.» — SLP
«Эта программа позволяет всем SLP в нашем офисе легко включить грамотность в наше лечение артикуляции. Дети ОБОЖАЮТ книги, и это так здорово иметь таких успешных «читателей», даже в возрасте 3 лет. Мы наблюдаем огромный рост не только в артикуляции, но и в навыках ранней грамотности и еще лучшем внимании с использованием этой программы. Дети могут исправлять себя, потому что у них есть фонематическое представление для Орфографическая подсказка. Мне особенно нравится, что у них есть несколько различных звуков /r/, включая вокальную /r/ в начале и в конце слов. активом нашей программы и действительно повысило качество предоставляемых нами услуг. И она НАСТОЛЬКО проста в использовании! Мы не можем насытиться этой программой!» — Эмили Хэтэуэй, MS, CCC-SLP и клинический директор
«Эта программа очень успешна для детей, которые мало или совсем не добились прогресса в традиционной терапии. Я наблюдала значительные улучшения у моих учеников с удалением последнего согласного. Грамотность Speaks! не только исправляет сложные шаблоны ошибок, но и создает фонематическую осведомленность!» — Логопед раннего детского возраста
«Я много лет обучал дошкольников из групп риска, и я очень рад сообщить, что «Грамотность говорит!» — это самый успешный подход к обучению грамоте, который я когда-либо использовал. мои носители английского языка добились замечательных успехов в соотношении букв и звуков, но даже мои ученики ESL заметно улучшили свою грамотность и языковые навыки. И дети были полностью вовлечены в процесс на протяжении всего процесса! Отличная программа!» — C.L., Head Start Teacher
«Я был рад узнать, что 7 из 9 моих автономных дошкольников специального образования перешли в общеобразовательный детский сад и либо больше не имеют права на услуги специального образования, либо получат только минимальная поддержка в результате постоянного использования Literacy Speaks! вдохновил разношерстную группу студентов разнообразием обучения и достижений!» — Учитель специального образования для детей младшего возраста
«Я представил первые 3 комплекта на районном собрании SLP.